Изображение гербов российской федерации. Что символизирует всадник на гербе россии

На Российском гербе изображено следующее: геральдический щит красного цвета, углы которого закруглены снизу, а наверху оставлены как вершины четырехугольника. На щите по центру расположен гордый золотой орел с двумя головами, смотрящими в две стороны, который распустил свои крылья. В его правой лапе – скипетр, а в левой лапе – держава. Над каждой головой орла расположено по короне, которые затем как бы объединяются одной большой короной. Помимо этого, на Российском гербе изображено, как всадник на коне и с копьем поражает дракона. Эта композиция изображена в серебряном цвете. Плащ у всадника синего цвета.


Изображение Российского герба можно интерпретировать с разных точек зрения, в соответствии с правилами геральдики. Направление голов орла говорит о том, что государство стоит на страже своих , не даст в обиду своих граждан. Расправленные крылья характеризуют Российское государство как сильную державу, готовую в нужный момент защищать как свои интересы, так и интересы ущемленных групп. Об этом свидетельствует и поражение дракона, который пал под сильными копытами надежного коня, а с помощью копья всадник укрепил свою победу. Символом суверенитета государства являются объединенные короны. Несмотря на то, что Россия признается как светское государство, отголоски христианства также присутствуют: сам символ двуглавого орла заимствовали у Византии.


Примечательно, что изображение на Российском гербе официально закреплено законодателем в Федеральном конституционном законе, посвященном гербу Российской Федерации. Такая форма закона говорит о том, что для государства важно уважительное отношение граждан к символу России, ведь не так много ФКЗ есть в Российской Федерации на данный момент. Интересно, что законодательное описание герба было существенно дополнено в 2000 году, в связи с принятием ФКЗ. Ранее существовавшим «Положением» не было дано такое подробное описание формы щита. Орел указывался лишь как «золотой» и «двуглавый», короны указывались как короны Петра Первого, не была указана цветовая палитра щита на орле, и положение дракона не было дано. Наверно, это было сделано для того, чтобы каждый гражданин мог подробно знать и даже рассказать, что изображено на Российском гербе.


Для официальных документов невозможно использовать точную копию герба, поэтому штамп обычно представляет собой изображение орла, без большого щита в красном, синем, ярко-зеленом цвете. Другие цвета не являются приемлемыми. Цветовая гамма при изображении герба также должна выдерживаться: нельзя заменять цвета щитов, орла, всадника или дракона. И направление движения коня должно быть направо, а не налево.


На Российском гербе изображено отношение государства к своим гражданам и уважение жителей к государству. Герб несет в себе силу русского народа, его мощь и благородство.

После распада СССР герб с серпом, молотом и 15 лентами вокруг колосьев стал последним для Союза Республик. Надпись РСФСР на щите просуществовала до 1992 года и была заменена на «Российская Федерация» (по причине переименования государства). А все бывшие союзные республики изменили гербы на национальные символы, либо разработали новые проекты гербов с отсутствующими гербом и молотом. 5 ноября 1990 года правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для решения этого вопроса была создана Правительственная комиссия, которая рекомендовала Правительству бело-сине-красный флаг и герб – золотого двуглавого орла на красном поле. В 1993 году Указом Президента Б. Ельцина произошло окончательное восстановление этих символов, они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

Несмотря на то, что герб содержал ряд основных исторических элементов герба Российской империи кроме Андреевского ордена, большинство царских символов лишены какого-либо смысла в президентской республике.

6 декабря 1993 года вступило в силу утвержденное указом Президента России, Положение о Государственном гербе Российской Федерации. Несмотря на то, что данное положение носило лишь временный характер и с принятием закона должно было утратить свою силу, дважды (в 1994 и 1997 году) Государственная Дума отклоняла закон.

И только 25 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации» полностью подтверждавший герб образца 1993 года в качестве государственного и утверждающего правила его использования.

Закон был одобрен Советом Федерации и 20 декабря 2000 года подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным.

За основу герба взят герб Петра I, золотой двуглавый орел на красном фоне, сохраняющий историческую преемственность цветовой гаммы конца XV – XVII века. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие суверенитет как всей страны Российской Федерации так и ее частей – субъектов Федерации. В лапах орел держит скипетр и державу символы власти, на груди изображен всадник, поражающий дракона копьем.

Практически у любой страны мира есть свой собственный герб. В зависимости от того, на основании чего возникло государство, его история может как исчисляться веками, так и полностью отсутствовать, а сам символ государства может являться лишь более-менее современным творением, которое учитывает текущую политическую ситуацию в стране и особенности ее возникновения. Орел на гербе России появился очень давно, и хотя продолжительное время существования Советского Союза такой символ не использовался, сейчас ситуация изменилась, и он вновь вернулся на свое законное место.

История герба

Фактически орел фигурировал на гербах многих князей задолго до того, как стать официальным символом государства. Официально считается, что в варианте, максимально похожем на современный, герб впервые начал фигурировать примерно во времена Ивана Грозного. До этого такой же символ присутствовал у Византийской Империи, которая считалась Вторым Римом. Орел двуглавый на гербе России призван показывать то, что она является прямым преемником Византии и Третьим Римом. В разные периоды, вплоть до появления большого герба Российской Империи, этот символ постоянно видоизменялся и обрастал различными элементами. В результате появился самый сложный в мире герб, который существовал вплоть до 1917 года. Исторически флаг России с гербом использовался во многих ситуациях, начиная с личного штандарта государя и заканчивая обозначением государственных кампаний.

Значение герба

Основной элемент представляет собой двуглавого орла, который призван символизировать направленность России и на Запад, и на Восток, при этом подразумевается, что сама страна не является ни западом, ни востоком и сочетает в себе их лучшие качества. Расположенный посередине герба всадник на коне, убивающий змея, имеет довольно древнюю историю. Практически все древние князья на Руси использовали подобные изображения на своей символике. При этом подразумевалось, что сам всадник – это и есть князь. Лишь позже, уже во времена Петра Первого, было решено, что всадник – это Святой Георгий Победоносец.

Интересен тот факт, что на некоторых гербах древних князей использовались изображения и пеших воинов, а направление, в котором расположен всадник, также менялось. К примеру, на гербе Лжедмитрия всадник развернут направо, что больше соответствовало традиционной символике Запада, в то время как ранее он был развернут влево. Три короны, которые расположены сверху герба, появились не сразу. В разные периоды времени было от одной до трех корон, и только российский царь Алексей Михайлович первым привел объяснение – короны символизировали три царства: Сибирское, Астраханское и Казанское. Позже короны были признаны символами независимости государства. С этим связан печальный и интересный момент. В 1917 году по постановлению временного правительства герб России был в очередной раз изменен. С него убрали короны, которые посчитали символами царизма, но с точки зрения науки геральдики, государство самостоятельно отказалось от собственной независимости.

Держава и скипетр, которые двуглавый орел держит в лапах, традиционно символизируют единую державу и государственную власть (и они также были убраны в 1917 году). Несмотря на то что традиционно орел изображался в золотом цвете на красном фоне, во времена Российской Империи, недолго думая, взяли традиционные не для нашего государства, а для Германии цвета, потому орел получился черным и на желтом фоне. Золото орла символизирует богатство, достаток, благодать и так далее. Красный цвет фона символизировал в древности цвет жертвенной любви, в более современной трактовке – цвет мужества, отваги, любви и крови, которая была пролита во время сражений за родину. Также иногда используется флаг России с гербом.


Гербы городов России

В большинстве случаев гербы существуют не у городов, а у субъектов Российской Федерации. Однако есть некоторые исключения, к примеру: Москва, Санкт-Петербург и Севастополь. Они мало напоминают официальный герб России. Все они считаются городами федерального значения и имеют право на собственный герб. У Москвы это всадник на коне, закалывающий змея, аналогичный тому, который расположен на государственной символике, но все же несколько отличающийся. Существующее на данный момент изображение является максимально приближенным к тому, которое существовало у Москвы и ее князей ещё во времена Древней Руси.

У Санкт-Петербурга герб намного более сложный. Утвержден он был в далеком 1730 году и относительно недавно возвращен именно к тому состоянию, в котором изначально и принимался. Прообразом этого символа послужил герб Ватикана. Скипетр с государственным орлом и корона символизируют то, что этот город долгое время являлся столицей Российской Империи. Два перекрещенных якоря обозначают, что Санкт-Петербург является одновременно и морским, и речным портом, а красный фон символизирует кровь, пролитую во время войны со Швецией.


Герб СССР

После возникновения СССР стандартный вариант герба с двуглавым орлом был отринут, и с 1918 года по 1993 год использовался другой символ, который постепенно дорабатывался и видоизменялся. В те же времена были существенно переделаны или вообще полностью изменены и многие гербы городов России. Основные цвета – красный и золотой, традиции в этом плане были соблюдены, однако все остальное изменилось кардинально. По центру на фоне солнечных лучей изображены перекрещенные серп и молот, наверху – красная звезда (ее не было в первых вариациях герба). По бокам расположены колосья пшеницы, а ниже символа на красном фоне черными буквами написано «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В таком варианте герб России, а точнее Советского Союза, использовался очень долго, вплоть до развала и до сих пор в том или ином варианте применяется различными коммунистическими партиями.


Современный герб РФ

В том варианте, в котором герб России существует на данный момент, он был принят в 1993 году. Символика и общее значение остались примерно такими же, как и задолго до возникновения СССР, единственное, что к трактовке красного цвета была добавлена кровь, пролитая во времена войн.


Итоги

В общем и целом, герб России имеет очень долгую историю, и конкретные причины использования именно такой символики придумывались уже скорее по факту применения. Причины, по которым они были выбраны неким древним правителем, вряд ли получится установить доподлинно когда-либо.

Герб - это что такое? Значение символа

Государственная символика имеется у каждой страны, так как она имеет важное значение, позволяет выразить уникальность, самобытность и автономность определенной территории. Сегодня мы поговорим про такую эмблему, как герб. Это ненужный атрибут, пережиток прошлого или то, что должно существовать и сейчас, и в будущем? Что означает российский герб? Обо всём этом, и не только, читайте в данном материале.

Значение слова «герб»: этимология и толкование

Данная лексическая единица обозначает отличительную условную эмблему, которая присваивается государству, знатному роду или городу.

В русском языке слово появилось из немецкого, где «эрбе» означает «наследство». Само явление, которое скрывается за данным наименованием, на самом деле зародилось очень давно. Так, первыми гербами могут быть признаны ещё тотемы первобытных общин и племен, например в виде изваяний дельфинов, фигурок черепах, змей, медведей и т. д., в зависимости от того, где существовала группа, какие особенности отличали её от других коллективов, под воздействием чего формировались её традиции и ценности.

Особое значение играли знаки воды, Солнца, Луны. Таким образом, становится очевидно, что герб – это не прихоть народа или власти, а символическое изображение, которое аккумулирует в себе целую историю становления страны.


Где искать истоки отечественного герба?

Герб – это символ единства государства. Интересным фактом является то, что знакомый сегодня и родной для русского человека двуглавый орел был заимствован из византийской культуры, где он, в свою очередь, сохранился в виде наследия Хеттского государства. В свое время оно было могущественным, занимало территории Малой Азии, Балкан и распространяло сферу своего влияния на выход из Средиземного моря в Черное. В то же время двуглавый орел использовался шахами Персии из династии Сасанидов. Древний Рим также использовал изображение вольной птицы о двух головах: в частности, оно было любимо полководцами. Однако позднее двуглавый орел начал отождествляться исключительно с властью императора и его верховенством.


Герб – это элемент, во все времена определявший уникальность того, к чему он относился и что олицетворял. Возникновение двуглавого орла в качестве символического изображения часто связывается с историей о великом римском полководце Юлии Цезаре, который однажды, при въезде в город, увидел кружащего в вышине небесного свода орла, убившего двух коршунов. Император счел это хорошим предзнаменованием и добрым знаком и приказал прибавить уже существующему в Риме символу, орлу, вторую голову.

Двуглавый орел становится знаком России

Следует сразу заметить, что изначально на территории русского государства понятия и явления гербов не существовало вовсе. Сама же атрибутика, приближенная по своей форме к современной, появилась только в средневековой Европе, а именно во Франции и Англии. Здесь приобрело наиболее активный размах рыцарство, последователи которого изображали на собственных щитах и знаменах отличительные эмблемы, с течением времени закреплявшиеся за целым родом и передававшиеся из поколения в поколение. Если же говорить о Руси, то здесь в качестве атрибутики долгое время использовались изображения Иисуса, Девы Марии, святых апостолов, православного креста. Позже они, однако, заменились на великокняжескую печать.


Двуглавый орел (значение символа на гербе России будет отражено далее) и его появление на Руси связаны с именем и биографией Великого московского князя Ивана III, который зимой 1472 года взял в супруги принцессу Софью из византийской династии Палеолог. Именно за этим родом в качестве герба был закреплен двуглавый орел, которого Иван III в знак уважения поместил на своей печати рядом с символом Москвы, Георгием Победоносцем, пронзающим копьем змея. В течение некоторого периода времени два изображения сосуществовали на равных правах, однако спустя век двуглавый орел в результате выступил изображением именно общероссийского герба, а Георгий Победоносец – герба Москвы.

Изменения российского герба

Однако оставался ли он неизменным на протяжении всей истории существования страны? Ответ однозначен: нет. Постепенно в когтях орла на гербовом изображении появились традиционные для монархической императорской власти регалии – держава и скипетр. Далее сын Ивана IV Грозного, Федор Иванович по прозвищу «Блаженный» (царствовал в течение недолгого периода с 1584 по 1587 года), привнес новые изменения и собственное видение в изображение: он поместил между головами двуглавого орла, увенчанными коронами, православный крест. Это новшество было связано с утверждением патриаршества и церковной независимости государства в 1589 году.

Михаил Федорович Романов, правивший в первой половине XVII века, утвердил появление на гербе, в центре тела орла, на его груди, изображение уже упоминаемого выше Георгия Победоносца. Кроме того, на эмблеме начала изображаться дополнительная третья корона, помещенная между головами птицы.

Павел I, занимавший престол в период с 1796 по 1801 год и являвшийся покровителем мальтийского ордена, добавил в герб государства изображение мальтийского креста и короны.


Значение символа герба Российской империи, равно как и его общий стиль, подверглись изменениям и при царствовании Александра I (правил с 1801 по 1825 года). Им были исключены две короны из трех существующих, а также мальтийская символика, введенная предшественником. После победы над войском французов, главой которых являлся Наполеон Бонапарт, гербового орла начали изображать с расправленными крыльями, опущенными вниз (до этого они были подняты). Скипетр и держава в лапах заменились на факел, венок и молнию, что ознаменовало собой постепенное изменение человеческого сознания и отношения к власти.

Однако самая ключевая из всех предшествующих геральдических гербовых реформ была проведена во время правления Александра II. В 1855-1857 годах ее возглавил барон Бернгард Кене, который, совместно с членами специально учрежденного Гербового отделения, изменил общий рисунок Орла и Святого Георгия. Кроме этого, были выпущены нормы употребления герба как символики, которые вкупе с вновь преобразованным видом эмблемы просуществовали вплоть до революционного 1917 года.


Двуглавый орел на время существования СССР канул в небытие – его сменили символы власти пролетариата, серп и молот. Изображение птицы вернулось лишь в 1993 году: рисунок двуглавого орла был выполнен по мотивам герба Российской империи и официально узаконен президентским указом.

Что олицетворяет сейчас?

Российский герб, описание и значение которого должны быть знакомы каждому неравнодушному гражданину, таким образом, прошел за свою историю длинный, полный изменений путь. Сегодня этот древнейший символ, ранее отождествляемый с солнцем, олицетворяет единство, мощь, а в случае России – объединение Европы и Азии, запада и востока (ведь головы орла направлены в противоположные стороны), а также возрождение.

Государственные символы России: история создания и значение

У России, как и у любой другой страны, есть три официальных символа: флаг, герб и гимн. Все они сформировались в результате множества исторических кульбитов. Эволюция российских государственных символов противоречива и богата событиями. Зачастую новые решения кардинально противопоставлялись старым. В целом развитие отечественной геральдики можно разделить на три этапа: княжеский (царский), советский и современный.

Флаг России

Современные государственные символы России начинаются с флага. Прямоугольное бело-сине-красное полотнище знакомо каждому жителю страны. Утверждено оно было относительно недавно: в 1993 году. Знаменательное событие произошло накануне принятия конституции нового государства. При этом за время своего существования демократическая Россия имела два флага. Первый вариант использовался в 1991–1993 гг. Между двумя версиями знакомой композиции есть два главных отличия. Флаг 1991–1993 гг. имел пропорции 2:1 (отношение длины и ширины) и характеризовался как бело-лазорево-красный, а его преемник получил пропорции 2:3 и в законе поныне описывается как бело-сине-красный.

Сегодняшние государственные символы России сформировались не на пустом месте. К примеру, трехцветный флаг граждане начали использовать на митингах, захлестнувших РСФСР в конце 1980-х – начале 1990-х гг. Но даже и эту приблизительную дату нельзя назвать истоком появления важного национального символа.


Петровское полотнище

Впервые трехцветный флаг был поднят в далеком 1693 году. Полотнище развевалось на корабле Петра I. Помимо трех полос на нем присутствовал двуглавый орел. Так впервые не только была использована бело-сине-красная палитра, но и встретились российские государственные символы. Флаг Петра I сохранился до наших дней. Сейчас он хранится в Центральном военно-морском музее. Это место выбрано не случайно. В своих письмах самодержец называл введенный им флаг «морским». Действительно, с того момента трехцветная композиция оказалась крепко связанной с флотом.

Все тот же Петр Алексеевич стал создателем Андреевского флага. Косой крест, приходящийся отсылкой к распятию Андрея Первозванного, является символом флота уже современного. Так в нашей стране причудливым образом переплелись военно-государственные символы России. Что касается бело-сине-красного флага, то в имперскую эпоху он приобрел серьезного конкурента.

Черно-желто-белые цвета

Первые сведения о черно-желто-белых знаменах относятся к эпохе Анны Иоанновны (1730 гг.). Всплеск интереса к подобному флагу произошел после Отечественной войны против Наполеона, когда его начали прилюдно вывешивать по праздникам.

При Николае I эта палитра стала популярной не только в армии, но и у гражданских. Окончательно официальный статус черно-желто-белый флаг получил в 1858 году. Царь Александр II издал Указ, согласно которому это полотнище приравнивалось к гербовому имперскому, и с тех пор фактически стало использоваться как национальный флаг. Так еще одним знаком пополнились государственные символы России.

Имперский флаг

Указом 1858 года имперский флаг стали использовать повсюду: на официальных демонстрациях, торжествах, парадах, около казенных зданий. Черный цвет являлся отсылкой к гербовому черному двуглавому орлу. Желтый имел корни, относившиеся к византийской геральдике. Белый цвет считался цветом Георгия Победоносца, вечности и чистоты.

По решению специального геральдического совещания в 1896 году в качестве российского и национального был признан прежний петровский флаг. Коронация Николая II, состоявшаяся через несколько месяцев, отмечалась в бело-сине-красных цветах. Впрочем, желто-черные полотнища продолжали пользоваться популярностью в народе (например, у черносотенцев). Сегодня флаг XIX века прежде всего ассоциируется с русскими националистами и эпохой Романовых.


Все 3 государственных символа России пережили советскую эпоху, во время которой прежние идеи были полностью отметены и преданы забвению. После 1917 года оба российских флага оказались под фактическим запретом. Гражданская война придала им новое значение: теперь эти цвета ассоциировались с белым и просто антисоветским движением.

Государственные символы России использовались многими противниками СССР, желавшими вопреки классовой идеологии подчеркнуть свою национальную принадлежность. Во время Великой Отечественной войны бело-сине-красный флаг эксплуатировался власовцами (а Андреевский флаг – некоторыми другими коллаборационистами). Так или иначе, но, когда настал момент распада СССР, россияне вновь вспомнили о петровском полотнище. Судьбоносными в этом смысле стали дни Августовского путча. В августе 1991 года противники ГКЧП массово использовали бело-сине-красные цвета. После поражения путчистов эта комбинация была принята на федеральном уровне.

В Советском Союзе же в 1924-1991 гг. официальным считался красный флаг с серпом и молотом. РСФСР параллельно имела собственный опознавательный знак. В 1918-1954 гг. это был красный флаг с надписью «РСФСР». Затем буквы исчезли. В 1954-1991 гг. использовалось красное полотнище с серпом, молотом, звездой и синей полосой по левому краю.

Двуглавый орел

Без герба история государственных и военных символов России была бы неполноценной. Его современную версию утвердили в 1993 году. Основа композиции – двуглавый орел. На щите изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змею (дракона). Два других обязательных атрибута – держава и скипетр. Официальный автор современного герба – Народный художник Российской Федерации Евгений Ухналев. В своем рисунке он обобщил идеи, которые находили свое воплощение в самых разных эпохах истории страны.

Символы государственной власти России нередко противоречили друг другу. Так, в 1992-1993 гг. официальным гербом было изображение серпа и молота в венке колосьев. В этот короткий период на практике использовался как этот знак, так и тот, который использовался еще в РСФСР.

Княжеские печати

Герб, как и другие государственные и военные символы России, имеет глубокие исторические корни. Они уходят в эпоху зарождения княжеской власти. Специалисты относят к первым гербам средневековые изображения, использовавшиеся на печатях. Московские князья с этой целью обращались к силуэтам своих христианских заступников.

В 1497 году в русской геральдике появился двуглавый орел. Первым его в своей печати применил великий князь Иван III. Он понимал, как важны государственные символы России. История страны была тесно связана с православной Византией. Именно у греческих императоров Иван III и позаимствовал мифическую птицу. Этим жестом он подчеркивал, что Россия – преемница недавно канувшей в Лету Византии.

Герб Российской империи

В Российской империи герб никогда не был статичным. Он менялся множество раз и постепенно становился все сложнее и сложнее. Романовский герб воплотил в себе многие черты, которыми отличались прежние государственные символы России. История «созревания» этого знака связана с территориальными приобретениями империи. К рисунку черного двуглавого орла со временем добавлялись малые щиты, олицетворяющие присоединенные царства: Казанское, Астраханское, Польское и т. д.

Сложность композиции герба привела к утверждению в 1882 году сразу трех версий этого государственного символа: Малого, Среднего и Большего. Тогдашний орел, как и современный, получил скипетр и державу. Другими примечательными особенностями стали: Георгий Победоносец, шлем Александра Невского, изображения Архангелов Гавриила и Михаила. Рисунок венчала червленая подпись «Съ Нами Богь!». В 1992 году Конституционная комиссия одобрила проект имперского черного орла в качестве герба Российской Федерации. Идея не была реализована из-за провалившегося голосования в Верховном Совете.

Серп, молот и звезда

Пришедшие к власти после революции большевики утвердили советский герб в 1923 году. Общий его вид не менялся вплоть до распада СССР. Единственными нововведениями были добавления новых красных лент, на которых согласно количеству языков союзных республик писался призыв «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В 1923 году их насчитывалось 6, с 1956 – уже 15. До вхождения Карело-Финской ССР в состав РСФСР лент было даже 16.

Основой герба было изображение серпа и молота в лучах солнца и на фоне земного шара. По краям композиция обрамлялась колосьями, вокруг которых вились ленты с заветным лозунгом. Центральная нижняя из них получила надпись на русском языке. Верх герба венчался пятиконечной звездой. Изображение имело собственный идеологический смысл, как и остальные государственные символы России. Значение рисунка было известно всем гражданам страны – Советский Союз являлся движущей силой объединений пролетариата и крестьян по всему миру.


Гимн Российской Федерации

Официальные государственные символы России, значение, история создания и другие их аспекты изучаются наукой геральдикой. Однако помимо изображений флага и герба существует еще и гимн. Без него невозможно представить ни одно государство. Современный гимн России – наследник гимна советского. Он был утвержден в 2000 году. Это самый «молодой» государственный символ России.

Автор музыки гимна – композитор и Народный артист СССР Александр Александров. Мелодия была написана им в 1939 году. 60 лет спустя за нее проголосовали депутаты Госдумы, принявшие законопроект президента России Владимира Путина о новом государственном гимне.

Некоторая заминка произошла при определении текста. Стихи для советского гимна писал поэт Сергей Михалков. В конце концов специально созданная комиссия приняла его же новый вариант текста. При этом рассматривались заявки всех граждан страны.


«Боже, Царя храни!»

Первым государственным гимном России в общепринятом смысле этого слова стала песня «Боже, Царя храни!». Она использовалась в 1833–1917 гг. Инициатором появления имперского гимна стал Николай I. В своих путешествиях по Европе он постоянно попадал в неловкую ситуацию: оркестры гостеприимных стран исполняли только собственные мелодии. Россия же своим «музыкальным лицом» похвастаться не могла. Самодержец повелел исправить неприглядную ситуацию.

Музыку для гимна империи написал композитор и дирижер Алексей Львов. Автором текста стал поэт Василий Жуковский. С приходом советской власти имперский гимн был на долгое время вычеркнут не только из обихода, но и из памяти многих миллионов людей. Впервые после длительного перерыва «Боже, Царя храни!» заиграл в 1958 году в художественном фильме «Тихий Дон».

«Интернационал» и гимн СССР

До 1943 года советская власть в качестве своего гимна использовала международный и пролетарский «Интернационал». Под эту мелодию совершалась революция, под нее же во время Гражданской войны в бой шли красноармейцы. Оригинал текста был написан французским анархистом Эженом Потье. Произведение появилось в 1871 году в судьбоносные дни социалистического движения, когда терпела крах Парижская коммуна.

17 лет спустя фламандец Пьер Дегейтер сочинил под текст Потье музыку. В результате получился классический «Интернационал». На русский язык текст гимна был переведен Аркадием Коцем. Плод его работы попал в печать в 1902 году. «Интернационал» использовался в качестве советского гимна в тот период, когда большевики все еще грезили мировой революцией. Это была эпоха Коминтерна и создания коммунистических ячеек в чужих странах.

С наступлением Великой Отечественной войны Сталин решил поменять идеологическую концепцию. Он больше не хотел мировой революции, зато собирался строить новую жестко централизованную империю, окруженную множеством сателлитов. Изменившиеся реалии потребовали другого гимна. В 1943 году «Интернационал» уступил место новой мелодии (Александрова) и тексту (Михалкова).


«Патриотическая песня»

В 1990-2000 гг. в статусе российского гимна пребывала «Патриотическая песня», написанная композитором Михаилом Глинкой еще в 1833-м. Парадоксален тот факт, что за время пребывания в официальном статусе мелодия так и не приобрела общепризнанный текст. Из-за этого гимн исполнялся без слов. Отсутствие внятного текста стало одной из причин замены мелодии Глинки на мелодию Александрова.

Что такое герб россии и что обозначает цвета российского флага

Vjacheslav goryainov

25 декабря 2000 года, Федеральным Законом, было утверждено новое Положение о Государственном гербе Российской Федерации.

Статья 1. Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырёхугольный, с закруглёнными нижними углами, заострённый в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орёл увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединёнными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём чёрного опрокинутого навзничь и попранного конём змея.

Статья 2. Воспроизведение Государственного герба Российской Федерации допускается без геральдического щита (в виде главной фигуры - двуглавого орла с атрибутами, перечисленными в статье 1), а также в одноцветном варианте.

Три короны олицетворяют суверенитет как всей Российской федерации, так и её частей, субъектов федерации. Скипетр с державой, которые двуглавый орёл держит в лапах, символизируют государственную власть и единое государство.

Цветам российского флага приписывается множество символических значений. В настоящее время не существует официального толкования цветов Государственного флага Российской Федерации.


Белый, синий и красный цвета с древних времён на Руси означали:

Белый цвет - благородство и откровенность;
синий цвет - верность, честность, безупречность и целомудрие;
красный цвет - мужество, смелость, великодушие и любовь.

Считается, что именно так следует расшифровывать символику бело-сине-красного «Флага Царя Московского» .

Другим распространённым толкованием было соотнесение цветов флага с историческими областями Российской империи: Белой (белый цвет) , Малой (синий цвет) и Великой Руси (красный цвет) . Это объяснение исходило из полного титула царей и императоров России: «Всея Великия, и Малыя и Белые России» , символизируя единение великороссов, малороссов и белорусов.

Кроме того в дореволюционные времена существовала другая трактовка значений этих цветов, например:

Белый - цвет свободы;
синий - цвет Богородицы;
красный цвет - символ державности.

Было также толкование этих цветов (подобно символике династического флага Романовых) , как триединства православной церкви, царской власти и народа, где:

Белый цвет - символ православной веры;
синий цвет - символ царской власти;
красный цвет - символ русского народа;

Это триединство веры, царя и народа отразилось и в общественном сознании: в призыве «За Веру, Царя и Отечество! » и в политическом принципе «самодержавие, православие, народность» .

Помимо этого, часто высказывается мнение, что три цвета флага символизируют «Веру, Надежду, Любовь» .

Герб России — один из главных государственных символов России, наряду с флагом и гимном. Современный герб России представляет собой золотого двухглавого орла на красном фоне. Над головами орла изображены три короны, ныне символизирующие суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах — скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди — изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

История изменений герба

Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 года. За время своего существования изображение двуглавого орла претерпевает многие изменения. В 1917 году орел перестал быть гербом России. Его символика показалась большевикам символом самодержавия, они не принимали во внимание то, что двуглавый орел был символом русской государственности. 30 ноября 1993 года Президент России Борис Ельцин подписал Указ о Государственном гербе. Сейчас двуглавый орел, как и прежде, символизирует могущество и единство Российского государства.

XV век
Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник — единый свод законов страны.
Именно в это время — время успешного строительства российской государственности — гербом России стал двуглавый орел, олицетворяющий верховную власть, независимость, то, что называлось на Руси «самодержавием». Самое первое из сохранившихся свидетельств использования изображения двуглавого орла в качестве символа России — великокняжеская печать Ивана III, скрепившая в 1497 году его «меновую и отводную» грамоту на земельные владения удельных князей. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.

Середина XVI века
Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение всадника («езца») — одного из древнейших символов княжеской власти на «Руси». «Ездец» помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.

Конец XVI — начало XVII века

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

30-60-е годы XVIII века
Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».

Но если в этом Указе всадника на гербе по-прежнему называли ездецом, то среди рисунков гербов, представленных в мае 1729 года графом Минихом в Военную коллегию и удостоившихся высочайшего утверждения, двуглавый орел описан так: «Герб Государственный по-старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона-золоты; в середине того орла, Георгий на коне белом, побеждающий змия; епанча и копье желтые, венец желтой, змей черный; поле кругом белое, а в середине красное». Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера Гедлингера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет.

Рубеж XVIII-XIX веков
Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.
В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.

Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.

1-я половина XIX века
Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах — не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла — поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.
При императоре Николае I официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.
Первый тип — орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом — Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом — Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия — с гербами трех «главных» древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств — Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.

Середина XIX века

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б. Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А. Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.

Большой Государственный герб, 1882 г.
24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.
Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.

Малый Государственный герб, 1883-1917 гг.
23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. На крыльях двуглавого орла (Малого герба) размещались восемь гербов полного титула императора России: герб царства Казанского; герб царства Польского; герб царства Херсонеса Таврического; соединенный герб Киевского, Владимирского и Новгородского великих княжеств; герб царства Астраханского, герб царства Сибирского, герб царства грузинского, герб Великого княжества Финляндского. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.

Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.

Герб России, 1917 г.
После Февральской революции 1917 года по инициативе Максима Горького было организовано Особое совещание по делам искусств. В его состав в марте того же года вошла комиссия при исполкоме Совета рабочих и солдатских депутатов, которая, в частности, занималась подготовкой нового варианта герба России. В состав комиссии вошли известные художники и искусствоведы А. Н. Бенуа и Н. К. Рерих, И. Я. Билибин, геральдист В. К. Лукомский. Было принято решение о возможности использовать изображения двуглавого орла на печати Временного правительства. Исполнение рисунка этой печати было поручено И. Я. Билибину, который взял за основу изображение лишенного почти всех символов власти двуглавого орла на печати Ивана III. Такое изображение продолжали использовать и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.

Государственный герб РСФСР, 1918-1993 гг.

Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не земельные, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства — РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью «Пролетарии всех стран, соединяйтесь». Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.

Еще раньше (16 апреля 1918 года) был узаконен знак Красной Армии: пятиконечная Красная звезда, символ античного бога войны Марса. 60 лет спустя, весной 1978 года, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.

В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью «Российская Федерация». Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.

Государственный герб Российской Федерации, 1993 г.
5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб — золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон «о Государственном гербе Российской Федерации». Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV — XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в преддверье третьего тысячелетия.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Практически весь XV век Великое княжество Московское находилось в ожиданиях конца Света, который должен был наступить, согласно преданиям, в 7000 год от Сотворения мира (1492 год). В это время получает грандиозную популярность византийский апокриф, который приписывался греческому священномученику Мефодию Патарскому. «Откровение» содержало изложение мировой истории, начиная от времен Адама и заканчивая седьмым тысячелетием от Сотворения мира – пришествием антихриста и Страшным Судом.

В основе повествования лежит противостояние израильтян с измаильтянами, а также и история о «нечистых» народах, которые Александр Македонский заключил в неприступных горах. Племена измаильтян, разгромленные израильским вождем Гедеоном и бежавшие в Етривскую пустыню (сюжет этот восходит к Библии), в седьмом тысячелетии выйдут из Етривской пустыни и поработят многочисленные страны. После их нашествия в мире воцарится беззаконие, наступит полное падение нравов. Но со временем праведный греческий царь одолеет насильников. Наступит расцвет христианства и всеобщее благоденствие. И тогда заточенные Александром «нечистые» народы выйдут и покорят почти весь мир. Тогда бог пошлет своего архистратига, который погубит всех захватчиков. Через некоторое время родится антихрист. После царства антихриста последует второе пришествие Христа и страшный суд.

Интересно, что славянский перевод «Откровения», распространенный в средневековой Руси, был значительно переработан и вобрал в себя другие популярные апокрифы: «Пророчество Андрея Юродивого», «Сказания о царе Михаиле» и т.д. Тогдашние комментаторы начали говорить о богоизбранности Русской Земли, как и особой роли великого князя, как последнего православного государя. Учитывая, что Константинополь пал в 1453 году, под натиском турков, с которыми и ассоциировали измаильтян из пророчества, Иоанн III действительно представал в образе последнего государя православного мира. В «Откровении» развязка была описана следующим образом:

«Тогда внезапу въстанет на них (измаилтян) Царь елинскы сиречь греческы с яростию, великою. Пробуди бо се яко человек от вина, дерзостен сый, егоже вменеху человеци яко мертва суща и ничимже потреб¬на. Той убо изыдет к ним от море Ефиопскаго и воздвигнет оружие на них в Етриве отечестве их и попленит жены и чада их <...> И будет иго Царя Греческаго на них седмь седмицею паче еже бе иго их на Грецех. <...> И будет ярость Царя Греческаго на отвергшихся Господа нашего Иисуса Христа и умиритсе земле и будет тишина на земли, якова же не бысть ни имат быти, понеже последняя есть <година>. И на конец века будет веселие на земли и веселетсе человеци с миром».

Московские комментаторы стали интерпретировать «Царя греческы» как православного государя, а «море Ефиопское» как Чёрное море, которое омывало берега Константинополя. После же свадьбы Иоанна III на византийской принцессе Софье Палеолог связь великого князя Московского с «греческим царем-победителем» из «Откровения» еще более укрепилось. Правда, в апокрифе говорилось, что царь должен был носить имя Михаила, но, видимо, это никак не смущало комментаторов.

На основании возникшей в Московии концепции избранности Иоанна III исследователь Андрей Юрганов дал интересную трактовку символа всадника на печати:

«Фигура царя-победителя в символе Русского государства знаменовала собой русского царя, которому суждено будет отдать власть Богу в Его Второе Пришествие. По существу, это символико-геральдическое воплощение идеи Третьего Рима, богоспасаемого царства. Особое значение имеет и то обстоятельство, что конь в этой композиции - сама православная вера, которую царь и государь должен сохранить в чистоте. Поражение змея скипетром-копьём - это уверенность в победе добра, торжества Христа в последней схватке со злом. В этом плане обнаруживается некоторое различие в тональности: если для греческих сказаний противоборство завершается либо приседанием укушенного коня, либо падением всадника, то в символе Русского государства мы видим демонстрацию уверенности».

Надо признать, что вера в конец времен была на Русской Земле так сильна, что многие в 1491 году не стали засеивать поля, что привело к голоду. Но светопреставление не настало, однако это никак не повлияло на идею избранничества Иоанна III.

Интересно, что змееборец появляется на печати московского государя спустя пять лет после предполагаемого конца света. Как это объяснить? Ряд исследователей утверждают, что московская элита была осведомлена о «западном прогнозе» конца света. Со второй половины XV века виднейшие европейские астрологи дали свою дату светопреставления – 1524 год (7032 год от Сотворения мира). Поэтому, вероятно, Иоанн III придерживался именно этой даты.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...