Куприн белый пудель главная мысль. Куприн «Белый пудель

Меню статьи:

Рассказ А.Куприна «Белый пудель» – один из рассказов, ориентированных на формирование нравственного начала. Оптимистичный сюжет и возвышение понятия дружбы – именно эти понятия стали ключевыми в рассказе.

Прототипы и описание реальных событий в рассказе

Именно тогда, летом, Александр Иванович побывал с семьей в Крыму – в Мисхоре. В один из таких дней дом Куприных посетили неожиданные посетители – старик, юный мальчик и собака-пудель. Гости оказались бродячими артистами. Старик играл на шарманке, мальчик был акробатом, а собака была дрессированной и умела выполнять разные трюки.

Предлагаем читателям ознакомиться с героями повести “Гранатовый браслет” А. Куприна – в таблице.

Вскоре эти гости стали периодическими посетителями Куприных – хозяева их всегда встречали радушно. Как только раздавались первые звуки шарманки, к домику Куприных начинал сходиться народ – это были и рабочие люди – каменщики из соседней дачи, няни с детьми и другие люди, проходившие мимо.

После небольшого представления Куприны всегда приглашали артистов пообедать – за стол посетители никогда не садились, но от еды никогда не отказывались. Именно в это время Куприну удавалось пообщаться с артистами.

Старик не отличался комму коммуникабельностью и разговорчивостью, мальчик же был его противоположностью – он охотно рассказывал о их странствиях и путешествиях.

Однажды им довелось зайти в Одессу, и там Сережа (так звали молодого акробата) побывал в настоящем цирке. После этого случая у мальчика появилась мечта – выучиться и стать настоящим акробатом.


Однажды Сережа рассказал Куприну интересную историю о том, как одна богатая женщина хотела купить у них собаку, но, получив отказ, обрушила свой гнев на бродячих артистов.

Почему рассказ имеет название «Белый пудель»

Александр Иванович заинтересовался этим рассказом – а спустя некоторое время он написал рассказ об этих событиях из жизни странствующих артистов. Рассказ получил название « Белый пудель».

Объяснить такой выбор названия можно двумя позициями. Первая из низ заключена в понятии, ставшим впоследствии крылатым: «дружба дороже денег».

Вторая состоит в сути конфликта. Как и в реальной жизни, камнем преткновения и развития конфликта становится дрессированный пудель – на ситуации возможности осуществления купли собаки и построен весь рассказ. Исходя из этой позиции, выбор названия выглядит оправданным.

Особенности сюжета

Александр Иванович внес в рассказ Сережи некоторое изменения – подобно событиям реальной жизни, действующими персонажами рассказа являются старый шарманщик мартын Лодыжкин, его помощник – мальчик Сережа (которого шарманщик одолжил у своего знакомого, незадолго до его кончины) и дрессированный пудель по кличке Арто.

Предлагаем вдумчивым читателям проанализировать рассказ “Чистый понедельник” А. Куприна, а также узнать смысл его названия.

Эти герои не имеют своего жилья – они бредут от города к городу, от поселка к поселку, показывая небольшие представления в надежде, что им что-то дадут в качестве оплаты. Не все радушно принимают артистов – многие прогоняют их от своих дворов, но артистам не привыкать. Лишь одна дама дала им гривенник, да и тот оказался дырявый.

На даче «Дружба» артистам выпал повод отличиться – здесь проживала семья с ребенком – капризным и привередливым мальчиком по имени Трилли. Артисты подошли к домику как раз в то время, когда Трилли необходимо было принимать лекарства. Ребенок очень не хотел это делать и не поддавался на уговоры. Ситуацию помогло исправить выступление артистов – мальчик пришел в восхищение. Особенно впечатлил его пудель Арто. Привыкший к выполнению всех прихотей ребенок потребовал, чтобы ему купили пса. Артисты же отказались, они сказали, что это невозможно так как Арто, в первую очередь, их друг. Не сумев приобрести пса честным путем, Арто воруют, приманив колбасой. Однако рассказ заканчивается оптимистично – Сережа сумел освободить пса и друзья вновь стали путешествовать вместе.

Главные герои рассказа «Белый пудель» — уличные артисты, которые бродят по Крыму и дают представления для дачников. Старик Мартын Лодыжкин играет на древней шарманке, мальчик Сережа показывает различные акробатические трюки, а белый пудель по кличке Арто выступает не хуже настоящей цирковой собаки. Заработок у артистов невелик, многие дачники их прогоняют, едва завидев, но артисты не унывают.

На одной богатой даче они стали свидетелями того, как целая семья хлопотала над очень капризным, избалованным малышом, который то валялся на полу, дрыгая ногами, то громко кричал на взрослых. Поначалу артистов хотели прогнать, но избалованному мальчику захотелось посмотреть представление.

Под заунывные звуки шарманки Сережа продемонстрировал свое искусство гимнаста и жонглера, после чего дедушка Мартын начал показывать хозяевам дачи выучку пуделя Арто. Артисты уже рассчитывали на приличное вознаграждение, когда избалованный отпрыск владельцев дачи потребовал купить ему эту замечательную собаку.

Мартын Лодыжкин отказался продавать Арто, даже когда ему назвали абсолютно фантастическую сумму. В результате артисты покинули дачу, не получив ничего. Но история на этом не закончилась. Дедушка Мартын и Сережа решили искупаться. На берегу моря их нашел дворник с той дачи и снова начал уговаривать продать собаку. Старый шарманщик объяснил дворнику, что друзей не продают, и разговор на этом закончился. Но когда артисты решили отдохнуть в лесной тени и задремали, дворник хитростью увел от них белого пуделя.

Сережа призывал дедушку Мартына обратиться в полицию, но тот рассказал ему, что живет по чужому паспорту, потому что свой он давно потерял и по этой причине не может обратиться в полицию для возврата собаки.

Тогда Сережа решил действовать самостоятельно. Ночью он пробрался на территорию дачи и сумел найти место, где был заперт пудель Арто. Собаке удалось вырваться из заточения, но за Сережей и пуделем погнался дворник. К счастью, от погони удалось оторваться, и вскоре счастливый Арто радостно приветствовал дедушку Мартына, облизывая ему лицо.

Таково краткое содержание рассказа.

Главная мысль рассказа «Белый пудель» состоит в том, что друзей, попавших в беду, обязательно надо выручать. Мальчик Сережа, рискуя быть пойманным, пробрался на дачу, где держали собаку, и сумел освободить ее из плена.

Рассказ «Белый пудель» учит не мерить жизненное счастье деньгами, а ценить настоящую дружбу и преданность. На те деньги, что предлагали Мартыну Лодыжкину за белого пуделя, старый шарманщик вполне мог приобрести собственное дело и зажить безбедно, но он, ни секунды не сомневаясь, отказался продавать Арто, который считался полноправным артистом в их маленькой, но дружной компании.

В рассказе «Белый пудель» мне понравился мальчик Сережа, который проявил решительность и способность к самостоятельным действиям. Он не стал никого спрашивать и ночью отправился в одиночку спасать своего друга. И благодаря своей отчаянности и природной ловкости мальчик добился успеха.

Какие пословицы подходят к рассказу «Белый пудель»?

Бедный да честный.
Капризный в детстве уродлив в летах.
Друг за дружку держаться — ничего не бояться.

>Сочинения по произведению Белый пудель

Анализ рассказа

Александр Иванович Куприн – великий русский писатель, перу которого принадлежат многие романы, повести и рассказы. Рассказ «Белый пудель» о дружбе старого шарманщика с цирковой собакой был написан в 1903 году и издан год спустя. Это история о лучших взаимоотношениях, которые могут сложиться между человеком и животным, о верности и преданности, о человечности и доброте. Главные действующие лица рассказа – это шарманщик в летах Мартын Лодыжкин , двенадцатилетний мальчик-сирота по имени Сережа и белый пудель Арто . Несмотря на череду неудач, произошедших с героями, произведение имеет счастливый конец.

С самого начала автор вводит нас в курс событий и знакомит с родом деятельности бродячих артистов. Все трое живут на берегу Черного моря и путешествуют изо дня в день по небольшим селениям, показывая цирковые трюки. У дедушки Мартына давно состарившаяся шарманка, которая еле играет, а иногда издает жалобный скрип. Так что самое интересное показывают зрителям Сережа и Арто. Сережа выполняет акробатические трюки, а Арто показывает всякие «веселые штуки». Крепкая дружба помогает им жить и выживать. У них не очень большой заработок, так как зрители попадаются разные. Кто-то подаст целый золотой, а кто-то вообще ничего. Поэтому артисты питаются скудно и одежда у них изношенная.

В середине произведения мы узнаем, что артисты добрались до дачи под названием «Дружба», где повстречали не очень приветливую семью. На даче проживал мальчик лет восьми по имени Трилли , за которым ухаживала целая бригада слуг и служанок. Мама мальчика потакала всем его капризам, а тут его очередным капризом стало отнять Арто у бродячих артистов. Лодыжкину предлагали немыслимые деньги за белого пуделя, и даже понимая, что на них он может купить себе и Сереже трактир, он друга не продал. В результате, дворнику было дано задание выкрасть Арто без ведома Лодыжкина. Так он и поступил. Пока артисты спали, он заманил собачку колбасой и выкрал.

Автор заканчивает свой рассказ на радостной ноте. Сережа догадался, кто был виновником пропажи их друга и на следующий день с наступлением темноты прокрался на дачу богачей. Там он в одной из пристроек обнаружил Артои и они вместе сбежали. Здесь нужно отметить, что сюжет рассказа был практически основан на реальных событиях, так как на дачу Куприна в Крыму часто захаживали бродячие артисты. Среди них был и шарманщик, и мальчик-акробат и цирковая собачка. С учетом детского восприятия, автор постарался грамотно и незатейливо выстроить композицию рассказа. Все события произошли в короткий срок и повествуют о настоящей дружбе.

Цели урока:

  • Формировать умение школьников постигать переживания литературного героя, его внутреннее состояние; обогащать словарь учащихся, касающийся «внутренней жизни» персонажа.
  • Формирование у учащихся умений характеризовать героев на основе средств их изображения, определять авторское отношение к героям произведения.
  • Формировать умение устанавливать причинно-следственную связь событий произведения. Знакомство с композицией рассказа.
  • Развивать умения и навыки речевой деятельности (чтение, слушание, говорение, письмо) и культуры речи.
  • Силой художественного слова воспитывать любовь к животным, учить быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу.

Оборудование: рассказ А.И.Куприна «Белый пудель», мультимедийная установка, компьютерная презентация (Приложение 1 )

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний СЛАЙД 1

– На табло представлено немецкого слово pudeln, которое переводится как - плескаться, плыть по-собачьи. Отгадайте это слово.

ПУДЕЛЬ – порода декоративных собак. Предположительно эта порода произошла в 16 веке от старинных длинношерстных пастушьих и охотничьих «водяных собак». Пудели приобрели огромную популярность, но впоследствии их перестали использовать для охоты и они постепенно превратились в комнатно-декоративных. Прекрасно дрессируются, послушны и дружелюбны. Пудели были любимцами многих известных людей. Бетховен написал элегию на смерть своего любимца, Г. Гейне сочинил стихотворение «Добродетельная собака», а перу А. И. Куприна принадлежит трогательный рассказ «Белый пудель».

III. Сообщение темы урока

– На каникулах вы прочитали этот рассказ. Понравился ли он вам?
– Попытайтесь сказать одним словом, чем он вам понравился.
– Это и есть тема нашего урока «Преданность, верность, дружба, доброта в рассказе Александра Ивановича Куприна «Белый пудель». СЛАЙД 2.

IV. Анализ произведения

– Из скольких частей состоит рассказ «Белый пудель»? (6 глав)
– Озаглавьте каждую часть. Работа в парах. Афиширование. СЛАЙД 3.

  • Бродячая труппа артистов
  • Неудачный день
  • «Хочу! Собаку-у-у!»
  • «Не всё… продаётся, что покупается»
  • Арто украден.
  • Спасение собаки

V. Работа в группах по карточкам с вопросами. Афиширование

1 группа. Вопросы по 1-2части. 2 группа. Вопросы по 3-4 части 3 группа. Вопросы по 5- 6 части
– Где происходят события?
– Как выглядела труппа бродячих артистов?
– Почему писатель говорит о дедушке «плёлся»?
– Что заставляло старого шарманщика и Серёжу бродить по «горным тропинкам от одного дачного посёлка до другого»?
– Какое отношение к себе они вызывают?
– Что стало известно вам о жизни Серёжи и дедушки Лодыжкина до того, как они объединились в «Маленькую бродячую труппу»?
– Какие отношения сложились между ними? Почему?
– Какое «неожиданное и странное зрелище привлекло их внимание» на даче?
– Что вы можете сказать о поведении мальчика Трилли? Почему он так себя ведёт?
– Назовите участников этой сцены.
– Как отнеслись взрослые к его поведению?
– Какими рисует Куприн обитателей дачи «Дружба»?
– Как поступили наши герои?
– Права ли «красивая дама», говоря, что «нет вещи, которая бы не продавалась»?
– Как меняется тон дедушки Лодыжкина во время разговора с барыней?
– Почему дедушка отказался продать Арто? Кем была собака для дедушки и Серёжи?
– Найдите в третьей главе описание наружности дворника. – Какое впечатление он производит?
Какими качествами наделил дворника Куприн?
– Объясните, можно ли считать дворника только подневольным исполнителем воли барыни?
– Какие события заставили Серёжу повзрослеть?
– Найдите слова, раскрывающие переживания мальчика. Какие чувства борются в нём?
– Почему Серёжа решил выкрасть Арто?
– Как характеризует Серёжу его поведение в эту ночь?

VI. Композиционное построение рассказа

– Давайте отметим основные моменты (т. е. основные пункты плана) (по ходу работы заполняется таблица). Что в них описывается? СЛАЙДЫ 4, 5
– Мы с вами построили композицию данного рассказа. СЛАЙД 6.

Бродячая труппа артистов Действие происходит на берегу Крыма, в дачном посёлке Вступительная часть литературного произведения, содержащая мотивы, которые развиваются в дальнейшем ЭКСПОЗИЦИЯ КОМПОЗИЦИЯ – строение, соотношение и взаимное расположение частей романа, картины, книги
«Хочу! Собаку-у-у!» Появление Трилли, его требование получить пуделя Начало действий, событий; начало литературного произведения ЗАВЯЗКА
Арто украден Серёжа выручает Арто Точка наивысшего напряжения, подъёма, развития КУЛЬМИНАЦИЯ
Спасение собаки Благополучное бегство друзей. Они опять вместе Конец, завершение событий, ситуаций; заключительная часть литературного произведения. РАЗВЯЗКА

VII. Выводы

– Так о чем же это произведение? Какова его главная мысль? Что хотел донести до вас автор?
– Преданность, верность, дружба – это самое главное в жизни человека. Куприн учит читателей быть человечными, добрыми, благородными по отношению друг к другу и к животным, осуждает черствость и бездушие людей.

VIII. Рефлексия

Синквейн

  1. Подлежащее.
  2. Два слова, которые дают определение (прилагательные).
  3. Три слова, которые выражают действия (глаголы).
  4. Четыре слова – отношение, которое вызывает предмет.
  5. Синоним.

IX. Афиширование

X. Итог урока СЛАЙД 8

– Закончить наш разговор мне хочется стихотворением Вероники Тушновой.
– Давайте читать добрые книжки и спешить делать добро.
– Спасибо за работу! (Выставление оценок и ответы на вопросы).

XI. Домашнее задание СЛАЙД 9

На выбор:

1 вариант. Творческий пересказ

  • от лица Сережи.
  • от лица дедушки.
  • от Арто.

2 вариант . ЖЗЛ (жизнь замечательных людей). Рассказ об А.И.Куприне.

«Белый пудель» - дружба дороже денег

Александр Иванович Куприн (1870 – 1938) известен как автор многочисленных произведений, в которых особое внимание уделено анализу людских взаимоотношений. Большой интерес писатель проявлял и к юным читателям. Он автор широко известных рассказов для детей и о детях – «Детский сад», «В недрах земли», «Чудесный доктор» и других. Его произведения пользуются особой любовью у юных граждан.

Сюжет рассказа «Белый пудель» Куприн практически срисовал с натуры. На дачу писателя в Крыму заходили бродячие артисты, которых Александр Иванович приглашал иногда пообедать. Среди частых гостей были старик с шарманкой, мальчик-акробат по имени Сережа и белый пудель. Сережа и поведал историю о том, как богатая барыня настойчиво просила продать собаку. Пудель очень понравился ее маленькому сыну. Но старик с мальчиком сделать это отказались, за что навлекли на себя гнев богатой дамы.

Эта история очень заинтересовала Куприна. Писатель увидел в простом сюжете две очень важные темы. Во-первых, тему социального неравенства, а, во-вторых, бескорыстной дружбы и заботы о «братьях наших меньших». В 1903 году рассказ Куприна «Белый пудель» вышел в свет.

Александр Иванович вообще симпатизировал детям «из низов». Его подкупала душевная простота этих ребят, их способность совершать благородные поступки. Таков бродячий артист Сережа в «Белом пуделе», воспитанный старым шарманщиком Лодыжкиным. Им противостоит совершенно другой мир, который олицетворяют богатая барыня и ее избалованный сын Трилли.

На различном мироощущении этих людей и построен конфликт рассказа. Для богатых господ собачка – всего лишь забавная вещь, которую можно купить и продать. Для старика и мальчика их Артошка больше, чем друг. Ради его спасения Сережа даже рискует жизнью.

Персонажи в «Белом пуделе» вырисованы Куприным очень четко, а с учетом детского восприятия даже слегка нарочито. Это обстоятельство позволяет четко обозначить контраст между детьми. Трилли воспринимает природу с полным равнодушием, тогда как Сережа с восторгом. Сын барыни изнежен, неуклюж, в то время как Сережа силен и ловок. Речь Трилли – это набор потребительских слов типа: «мне», «хочу», «дай»… Слова юного артиста свидетельствуют о его выдержке, адекватном восприятии действительности.

Куприн очень грамотно и без затей выстраивает композицию рассказа. События происходят в течение короткого времени, все подчинено главной цели – на примере истории с пуделем показать, что верность и дружба – главные богатства в жизни человека. Вместе с тем каждая часть рассказа (всего их шесть) – логически законченный эпизод.

У «Белого пуделя» счастливый конец, хотя в реальной жизни могло быть по-другому. Но Куприн тонко чувствует детскую душу, поэтому вселяет в юного читателя оптимизм. Ребенок должен верить, что справедливость восторжествует. Так писатель формировал нравственное начало в детях.

Помимо анализа «Белого пуделя» ознакомьтесь с другими сочинениями по произведениям Куприна:

  • «Гранатовый браслет», анализ рассказа
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...