Российский порт в сирии. Для чего россии военно-морская база в сирийском тартусе

Тартус от А до Я: карта, отели, достопримечательности, рестораны, развлечения. Шоппинг, магазины. Фото, видео и отзывы о Тартусе.

  • Туры на Новый год по всему миру
  • Горящие туры по всему миру

Частично сохранившаяся огромная цитадель Тартус (Тортоза, 10 в.) в свое время была последним оплотом ордена тамплиеров на Святой Земле. Здесь сохранились остатки города крестоносцев и собора Тартусской Божьей Матери - уникальный образец укрепленного храма (один из первых сооружений такого типа в готическом стиле). После отвоевания мусульманами города, церковь использовалась как мечеть, в османский период - как казармы. При французском правлении здание было отреставрировано и сейчас здесь находится музей.

Исторический центр Тартуса состоит из современных зданий, построенных на стенах и внутри стен крепости времен крестоносцев.

Исторический центр Тартуса состоит из современных зданий, построенных на стенах и внутри стен крепости времен крестоносцев, ров от которой до сих пор разделяет старый город от нового.

Сам по себе Тартус - второй по величине портовый город в Сирии после Латакии , где располагается российская военно-морская база.

Как добраться

Автобусная компания Kadmous имеет офис в центре города, неподалеку от парка. Автобусы отсюда отправляются в Дамаск (каждый час, в пути 5 часов, от 120 SYP), Халеб (120 SYP, 5 часов), Хаму (70 SYP, 1,5 часа) и Хомс (70 SYP, в пути 1 час). Кроме того, курсируют микроавтобусы до Латакии (40 SYP, в пути 1 час) и Баниаса (15 SYP, 30 минут) - отправление каждые 15-20 минут.

Компания Al-Ahliah, офис которой находится на юге города, организует те же рейсы, с той же стоимостью, единственное отличие - количество рейсов в день у Al-Ahliah немного меньше, чем у конкурента Kadmous.

Такси по городу будет стоит не дороже 35 SYP.

Цены на странице указаны на июнь 2016 г.

Что посмотреть

В музее собора Тартусской Божьей Матери можно увидеть экспозицию различных археологических находок, сделанных в Тартусе и окрестностях, а также экспонаты, привезенные из Ракки и других регионов страны. Режим работы: 9:00-16:00 зимой, 9:00-18:00 летом. Выходной - вторник.

В музее собора Тартусской Божьей Матери можно увидеть экспозицию различных археологических находок, сделанных в Тартусе и окрестностях.

В 3 км от Тартуса находится живописный островок Арвад (единственный в Сирии), где крестоносцы продержались дольше всего. Об этом славном прошлом напоминает возвышающаяся над островом крепость, ныне музей. Режим работы: 9:00-16:00 зимой и 9:00-17:00 летом. Выходной - вторник.

Еще одна крепость, арабская, находится справа от пристани Арвада (внутрь сооружения туристов не пускают). Добраться до Арвада можно на водном такси за 20 минут.

Вопросы о Сирии

Средиземноморское побережье Сирии

  • Где остановиться: В весьма качественных отелях курортной зоны Латакии Шатт-аль-Азрак - вариантов размещения здесь пусть и немного, зато их категория высокая, преимущественно четыре-пять «звёзд». В Тартусе отельных опций почти нет (а российская военно-морская база пока не принимает прохлаждающихся соотечественников), так что сюда можно разве что приехать на экскурсию.
  • Что посмотреть: Древнеримские памятники и средневековые церкви

О военно-морской базе РФ в сирийском Тартусе. Подписанный в Дамаске 18 января 2017 года документ служит обоюдному укреплению обороноспособности сторон. Он регламентирует расширение территории пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) российского ВМФ в районе порта Тартус, заходы военных кораблей РФ в территориальное море, внутренние воды и порты САР.

Сирия передает российской стороне в безвозмездное пользование на весь срок действия соглашения земельные участки и акватории в районе порта Тартус, а также объекты недвижимости. Соглашением определен порядок регистрации и перемещения транспортных средств, военной техники, применения оружия, использования средств связи и радиоэлектронной борьбы. Личный состав, члены экипажей, а также движимое и недвижимое имущество пункта МТО обретают особые привилегии и иммунитеты.

Документ создает международно-правовые основы долгосрочного российского военно-морского присутствия в регионе. Действует в течение 49 лет с возможностью автоматического продления на 25-летние периоды.

Насколько необходима России военно-морская база в Сирии, и как она повлияет на военно-политическую обстановку в ближневосточном регионе и Средиземноморье?

Добрая воля и легитимная сила

Два года назад Россия начала воздушную операцию в Сирии по просьбе законного правительства. Предъявила мировой общественности легитимные полномочия и военные средства, ближайшие и перспективные цели. В дальнейшем ВКС и ВМФ применяли в Сирии обычные (конвенционные) вооружения и не нарушили ни одного принципа международного права. Преодолевая сопротивление американской коалиции, Россия военными средствами отстояла суверенитет и территориальную целостность дружественного ближневосточного государства, фактически — изменила историю.

И осталась в регионе для проецирования доброй воли, которая подкреплена легитимной силой.

Защищая сирийскую независимость, Россия впервые и очень эффективно применила против запрещенной в РФ ИГ и других террористических группировок ракетное оружие Военно-морского флота. Наращивая боевое взаимодействие ВКС и ВМФ, осенью 2016 года Минобороны РФ вполне закономерно пришло к необходимости расширения инфраструктуры ВМФ в Сирии.

Во вторник, 26 декабря 2017 года Россия получила широкие полномочия и неограниченные возможности для развития военно-морской инфраструктуры в порту Тартус. После модернизации российская база сможет принимать корабли первого ранга, включая атомные крейсеры и подводные лодки. Разумеется, постоянное военно-морское присутствие России — не самоцель, а инструмент геополитического влияния на Ближнем Востоке и в Средиземноморье.

Военное сотрудничество Москвы и Дамаска началось со времени возникновения сирийского государства. В 1970-х годах более 75% оружия сирийской армии было советским. Тогда же сформировали постоянную Средиземноморскую эскадру и создали пункт материально-технического обеспечения советского ВМФ в Тартусе.

Опорные точки в Мировом океане

Ранее Минобороны РФ сообщило о возможном возвращении военных баз на Кубу и во Вьетнам, появилась информация о планах России относительно военно-морской базы Сиди-Баррани в Египте. Москва переосмысливает решения о ликвидации зарубежных военных объектов, и объясняет это негативными изменениями в международной обстановке.

На фоне российской миролюбивой внешней политики с конца прошлого века США и НАТО значительную часть своих военных операций провели без санкции ООН — в Сербии (1995 и 1999), в Афганистане (с 2001-го), в Ираке (2003), в Пакистане, Йемене, Сомали (2002). Это не считая сомнительных военных операций с разрешения ООН - в Ираке (1991), Сомали (1993) и Ливии (2011). Рафинированное миролюбие в современном мире не работает. Как тут не вспомнить, что советские (российские) военные базы прежде поддерживали геополитическую стабильность в разных точках мира.

В кубинском Лурдесе действовал главный советский, а затем и важнейший российский зарубежный центр радиоэлектронной разведки. Во вьетнамской Камрани до 2002 года располагалась крупная советская и российская военно-морская база, которая скромно называлась пунктом материально-технического обеспечения. Россия ликвидировала эти базы, а ранее вывела войска из Восточной Европы. Взамен получила базы НАТО в Румынии и в Болгарии, позиционный район американской ПРО в Польше и в Чехии, передовые батальоны альянса в странах Балтии. Нет, не случайно Москва инициировала переговоры с Вьетнамом и Кубой о базировании ВМФ России в Камрани и возобновлении работы центра в Лурдесе.

Площадка в Камрани позволяет России эффективно проецировать силу в Индийском и южной части Тихого океанов. Глубоководная, закрытая от штормов бухта Камрань имеет стратегическое значение пополнения запасов (ремонта) военных кораблей на маршрутах между российским Дальним Востоком и Аденским заливом. Присутствие здесь российских самолетов-заправщиков Ил-78 (для дозаправки стратегических бомбардировщиков Ту-95), ремонт и обслуживание российских подводных лодок, упрощенный заход кораблей ВМФ России в Камрань определены межгосударственным соглашением. При этом Россия развивает вьетнамскую инфраструктуру крупного международного центра обеспечения гражданских судов и военных кораблей.

Мощность аппаратуры радиоэлектронного центра в кубинском Лурдесе (в 250 км от американского побережья) позволяла с 1967 года вести эффективную радиоразведку на всю глубину территории США. В начале 1990-х здесь выполняли задачи до полутора тысяч российских военнослужащих. Сегодня в Лурдесе действует кубинский университет, в котором готовят специалистов-компьютерщиков. При необходимости, это кадровое изобилие позволит российскому Минобороны быстрее создать здесь новый центр.

Россия также ведет переговоры с Египтом по аренде военных объектов в прибрежном городе Сиди-Баррани, в 95 км от границы с Ливией. Советский ВМФ использовал эту базу до 1972 года для наблюдения за американскими ВМС. Возрождение — в формате ПМТО и военно-воздушной базы — состоится не ранее 2019 года, и наверняка поможет в решении геополитических проблем Ближнего Востока и севера Африки.

Россия возвращается в большую геополитику.

А зарубежные военные базы обеспечивают безопасность основных морских коммуникаций, повышают боевую устойчивость ВМФ, приближают ракетное оружие к стратегическим объектам (территориям) вероятного противника, делают доступными потенциально опасные направления и кризисные регионы.

ТАСС-ДОСЬЕ /Валерий Корнеев/. 10 октября 2016 г. заместитель министра обороны РФ Николай Панков сообщил о намерении России разместить в сирийском средиземноморском порту Тартус на постоянной основе базу Военно-морского флота (ВМФ) России.

Она будет создана на основе 720-го пункта материально-технического обеспечения (ПМТО) ВМФ РФ. Тартус находится в 160 км северо-западнее Дамаска, ПМТО занимает северную часть порта.

Межправительственное соглашение между Советским Союзом и Сирийской Арабской Республикой о базировании объектов ВМФ СССР в Тартусе было подписано в 1971 г. База создавалась для ремонта, снабжения топливом и расходными материалами кораблей и судов 5-й оперативной (Средиземноморской) эскадры кораблей ВМФ СССР (1967-1992 гг.). Основным потенциальным противником этой эскадры в годы холодной войны был 6-й оперативный флот Военно-морских сил (ВМС) США, штаб которого располагался в итальянской Гаэте (в 2004 г. перенесен в Неаполь).

В 1977 г. по соглашению с властями Сирии в Тартус из египетских портов Александрия и Мерса-Матрух была перебазирована советская 54-я оперативная бригада вспомогательных судов. Сделано это было после того, как президент Египта Анвар Садат изменил приоритеты египетской внешней политики, свернув военное сотрудничество с Советским Союзом и начав активное сближение с США. В апреле того же года в Тартусе было сформировано управление 229-го дивизиона морских и рейдовых судов обеспечения, которое подчинялось командиру бригады судов обеспечения Черноморского флота.

По решению Политбюро от 12 мая 1983 г. в течение 1984 г. в Тартусе был развернут 720-й пункт материально-технического обеспечения ЧФ, который подчинялся заместителю командующего Черноморского флота по тылу. В состав пункта вошли три плавучих причала ПМ-61ММ, плавмастерская (сменялась каждые полгода), хранилища, казармы и различные хозяйственные объекты.

Состояние после распада СССР

31 декабря 1992 г. прекратила свое существование Средиземноморская эскадра (к тому моменту - 5-я оперативная флотилия). При этом Россия сохранила 720-й ПМТО, который в 1992-2007 гг. использовался для пополнения запасов топлива и продовольствия на кораблях ВМФ РФ, выполнявших разовые походы по Средиземному морю.

21 августа 2008 г. в ходе переговоров президента РФ Дмитрия Медведева и президента Сирии Башара Асада в Сочи обсуждался вопрос состояния ПМТО в Тартусе, где к тому моменту действовал только один из плавучих причалов.

В сентябре того же года еще один плавпричал был восстановлен экипажем вспомогательного судна КИЛ-158 Черноморского флота. В 2009-2010 гг. проводился плановый ремонт объектов инфраструктуры.

"Сирийский экспресс" и операция ВС РФ

После начала вооруженного конфликта в Сирии в 2011 г. Россия продолжила оказывать военное содействие этой стране в рамках заключенных ранее контрактов по линии военно-технического сотрудничества.

В июне 2012 г. ПМТО в Тартусе начали использовать для поставок в Сирию российского вооружения и военных грузов - сначала по пакетам соглашений 2006-2007 гг., затем в порядке военной помощи правительству Сирии.

22 сентября 2013 г. была создана Средиземноморская эскадра ВМФ РФ, состав которой меняется на ротационной основе (задействованы корабли и суда Тихоокеанского, Северного, Балтийского и Черноморского флотов). Вопросы ремонта и обслуживания этого оперативного соединения Минобороны возложило на тартусский ПМТО, было принято решение о его дальнейшей модернизации.

После того как 30 сентября 2015 г. Россия по просьбе сирийского президента Башара Асада начала в Сирии операцию Воздушно-космических сил против запрещенных в РФ террористических группировок "Исламское государство" и "Джебхат ан-Нусра", через Тартус ведется снабжение российской военной группировки. Перевозки грузов осуществляются большими десантными кораблями и вспомогательными судами ВМФ через Черноморские проливы (так называемый "Сирийский экспресс").

Осенью 2015 г. российская сторона провела в Тартусе дноуглубительные работы и расширение причального фронта 720-го ПМТО. 4 октября 2016 г. официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков сообщил журналистам, что "военно-морскую базу в Тартусе" и находящиеся в прибрежной зоне корабли Средиземноморской эскадры прикроет с воздуха доставленная в Сирию батарея зенитной ракетной системы С-300.

Тартус (араб.:) - второй по величине портовый город в Сирии после Латакии , административный центр мухафазы Тартус.

На латыни город назывался Антарадус (Antaradus), крестоносцы его называли Антартус (Antartus) или Тортоса (Tortosa).

География

Тартус расположен в 220 км на северо-запад от Дамаска и менее чем в часе езды к югу от Латакии . Расстояние до границы с Ливаном - 90 км. В порту города располагалась советская, а в настоящий момент - российская военно-морская база.

Климат

Климат в Тартусе - умеренный, средиземноморский. Температура воздуха летом 30-35 °C, зимой температура может опускаться до 5-10 °C, а иногда - до нуля. Среднегодовое количество осадков - 1000 мм.

Российская военная база

В Тартусе располагается единственная российская военная база в дальнем зарубежье - пункт материальнотехнического обеспечения ВМФ РФ, в котором могут базироваться российские боевые корабли в Средиземном море. Военная база существует с 1971 года. База в Тартусе создавалась для обеспечения действий флота в Средиземном море - ремонта кораблей, снабжения их топливом и расходными материалами. Пункт материальнотехнического обеспечения в Тартусе состоит из плавучих причалов ПМ61М, плавмастерской (сменяется каждые шесть месяцев), хранилищ, казармы и различных хозяйственных объектов. Объект обслуживают 50 российских военных моряков.

История

Со времен финикийцев в Тартусе сохранилось совсем немного развалин - в те времена намного более крупным и важным было соседнее поселение на Арваде - единственном острове на Средиземном море, принадлежащим Сирии.

Город находился в чести у императора Константина из-за того, что население Тартуса поклонялось Деве Марии. Считается, что первая часовня в ее честь была построена в Тартусе в III веке. Через два столетия землетрясение разрушило часовню, но чудесно уцелел алтарь. Церковь Богоматери Тартусской была построена в честь этого события крестоносцами в 1123. В этой церкви и хранится древний алтарь, посмотреть на который приходят паломники со всего света. После отвоевания мусульманами города, церковь использовалась как мечеть, а в османский период - как казармы. При французском правлении здание было отреставрировано и сейчас там музей.

Одно время Тартус находился под контролем тамплиеров, которые усовершенствовали оборонительные сооружения в городе и на острове Арвад. Саладин отвоевал окрестности города у тамплиеров в 1188, а сами тамплиеры наглухо закрылись в городе. Тем не менее, Тартус оставался под контролем тамплиеров до 1291, когда они бежали на Арвад, где еще остались на 10 лет. Одна из крепостей крестоносцев, Маркаб, расположена вблизи соседнего прибрежного города Банияс , она до сих пор в очень хорошем состоянии.

Исторический центр Тартуса состоит из более современных зданий, построенных на стенах и внутри стен крепости времен крестоносцев, ров от которой до сих пор разделяет старый город от нового. Внутри крепости сохранилось несколько исторических памятников.

10 октября замминистра обороны России Николай Панков на заседании международного комитета Совета Федерации РФ заявил, что Минобороны готовит документы, позволяющие создать в сирийском Тартусе постоянную российскую военно-морскую базу. Одновременно стало известно, что МО РФ ведет переговоры об аренде ряда военных объектов на территории Египта. В частности, было озвучена заинтересованность российской стороны в доступе к ВПП авиабазы Сиди-Баррани.

Что из этого реально, а что - нет? В вопросе с российскими базами на Средиземноморье разбирался корреспондент Федерального агентства новостей .

720-й ПМТО

Присутствие отечественного военно-морского флота в Тартусе, втором по величине порту Сирии после Латакии, имеет давнюю историю.

Пункт материально-технического обеспечения ВМФ в Тартусе появился у СССР в 1971 году в соответствии с двухсторонним соглашением между Москвой и Дамаском. Изначально этот ПМТО был создан для обеспечения действий кораблей и судов действующей в Средиземном море 5‑й оперативной эскадры (5-й ОПЭСК), их снабжения топливом, водой и расходными материалами.

При этом ПМТО в Тартусе в первую очередь исполнял именно роль своеобразной «бензоколонки» и лишь во вторую - места проведения небольшого межпоходового ремонта. Исполнение последней функции обеспечивалось одной из плавучих мастерских Черноморского флота, которые посменно «дежурили» в Тартусе. Средний ремонт корабли и суда 5-й ОПЭСК могли осуществлять в сирийской Латакии или египетской Александрии. Для крупного ремонта, как правило, приходилось возвращаться в Севастополь или Николаев.

С 1984 года ПМТО ВМФ СССР в Тартусе стал именоваться 720-й ПМТО. Военное командование СССР вынашивало в отношении Сирии крайне амбициозные планы, включающие постройку на сирийском побережье между Латакией и Тартусом большой советской военно-морской базы, способной полностью покрыть все потребности 5-й ОПЭСК. Однако до момента распада СССР осуществить эти планы не удалось.

Долгое время после 1991 года 720-й ПМТО прозябал в полузаброшенном состоянии. Лишь летом 2015-го он обрел новую жизнь и стал главными морскими «воротами» для снабжения российской военной группировки на сирийском театре военных действий.

При этом сразу «выскочило» минимум четыре проблемы.

Проблемы Тартуса

Резко возросшие объемы перевозок из Новороссийска и Севастополя, осуществляемых «Сирийским экспрессом», быстро превысили возможности ПМТО в части оперативной разгрузки прибывающих единиц. Избежать «затоваривания» помогли мощности гражданского порта Тартус, но, с учетом особого характера грузов, это явилось, конечно, паллиативным решением. Для нормального осуществления разгрузки и хранения доставляемых военных грузов ПМТО требуется модернизация собственного портового оборудования и расширение складских площадей.

Вторым «узким местом» Тартуса стали его портовые бассейны и входной фарватер. В силу особенностей местной гидрологии и бездействия сирийских портовых служб, бассейны и фарватер приходится регулярно чистить. Столь же регулярно приходится обновлять и ремонтировать в Тартусе бочки, боны, мертвые якоря и проложенные по дну кабели. Выполнение этих работ пришлось взять на себя не сирийцам, а килекторному судну ЧФ.

Третья проблема - достаточно слабая, по меркам российских ВС, ПВО Тартуса и практически полное отсутствие в порту дееспособной службы охраны водного района. С целью ликвидации данных «брешей» в охранном периметре 720-го ПМТО относительно недавно в Тартус был переброшен из России ЗРК С-300. Еще раньше в Тартус килекторным судном КИЛ-158 была осуществлена доставка двух патрульных катеров проекта 03160 «Раптор», что частично решило вопрос с охраной водного района.

Наконец, еще одной проблемой 720-го ПМТО после лета 2015-го стала необходимость поддержания на должном уровне технической готовности не только единиц из состава «Сирийского экспресса», но и вымпелов воссозданного еще в 2013 году оперативного соединения ВМФ РФ на Средиземном море. Начатая в Тартусе еще в советские времена постройка в интересах ПМТО судоремонтного завода и сухого дока так и не была доведена до конца. По объективным причинам, перебазирование в Тартус одного из имеющихся у РФ плавдоков тоже оказалось невозможным.

Таким образом, изначально ориентированный лишь на возможность небольшого межпоходового ремонта ПМТО сейчас располагает только плавмастерской Черноморского флота. Что, понятно, ограничивает ремонтные возможности «семьсот двадцатого» и сокращает время нахождения кораблей и судов ВМФ РФ в акватории Средиземного моря.

Что будет дальше?

Как мы видим, российскому военному руководству в той или иной мере удалось решить три из четырех перечисленных проблем. Открытым остался вопрос наращивания ремонтных мощностей в Тартусе. Но в том-то и дело, что это «наследие советского прошлого» имело смысл реализовывать только в ситуации полной уверенности, что «Тартуснаш». Иными словами - только в варианте, когда данный порт становится на постоянной основе пунктом базирования ВМФ России.

Надо полагать, что теперь, когда заинтересованность Москвы в таком пункте базирования уже не вызывает сомнений, вопрос с осуществлением среднего ремонта кораблей и судов в Тартусе тоже будет решен.

Что же ждет 720-й ПМТО в ближайшем будущем? Можно ожидать модернизацию портового оборудования, дальнейшие дноуглубительные работы в порту и на входном фарватере, расширение складских площадей ПМТО и достройку в Тартусе судоремонтного завода.

Вот мнение о перспективах 720-го ПМТО Павла Вишнякова , капитана 1-го ранга запаса, в прошлом - флагманского штурмана 130-й бригады противолодочных кораблей, заместителя начальника штаба 2-й дивизии противолодочных кораблей по боевой подготовке: «Тартус - место хорошее во всех смыслах. В момент все это, конечно, не развернут, но года за два–три сделают вполне приличную базу, особенно если землицы подрежут побольше - не вся инфраструктура может быть на плаву».

В итоге МО РФ получит в Сирии в свое распоряжение двухкомпонентную систему постоянного базирования наших Вооруженных сил. Ее военно-воздушная компонента будет располагаться на авиабазе «Хмеймим», а военно-морская (транспортный хаб, ПМТО и судоремонтный завод с сухим доком) - в Тартусе. Это тем проще осуществить, что подобная схема в максимальной степени будет использовать инфраструктуру, уже сейчас имеющуюся и используемую РФ в Сирии.

Не только туристам хочется в Египет

Россия расширяет свое военно-стратегическое партнерство на Ближнем Востоке. При этом она закономерно возвращается на те рубежи, которые некогда занимал СССР. В общем-то, вполне логичная тенденция, прямо вытекающая из стремления к защите российских геополитических интересов на фоне продолжающейся конфронтации с Западом.

Отметим, что данная тенденция подталкивает Вооруженные силы РФ к возвращению не только на средиземноморские форпосты, но и гораздо дальше. Недаром, помимо возрождения на постоянной основе средиземноморского оперативного соединения ВМФ, трансформации 720-го ПМТО ВМФ в постоянную базу ВМФ, получения в бессрочную аренду авиабазы «Хмеймим» и разговоров о возможной аренде объектов в Египте, представители МО РФ поговаривают о желательности возвращения на Кубу и во Вьетнам. Напомним, что до 2002 года в кубинском Лурдесе функционировал мощный российский центр радиоэлектронного слежения, а во вьетнамском порту Камрань располагалась крупная российская военно-морская база.

В то же время не стоит на фоне такого громадья потенциальных планов впадать в излишнюю эйфорию. Теоретически ВС РФ действительно могут арендовать у властей Египта ВПП Сиди-Баррани и пункт ПМТО в заливе Мерса-Матрух. Плюс - там же оборудованную на отмели корабельную стоянку, т.н. «точку 52», некогда носившую прозвище «деревни Селивановки» (в честь одного из командующих 5-й ОПЭСК). Оглядываясь на советский опыт, к этому перечню «хотелок» можно добавить возможность базирования российских кораблей и судов в египетском Порт-Саиде.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...