Изобразительное искусство в специальной школе. Организация уроков изобразительного искусства и дидактическая работа на разных этапах в коррекционной школе VIII вида

Гульсум Тажетдинова
«Осенний лес». Конспект урока по ИЗО в коррекционной школе

Цель : Закрепить умение детей передавать в рисунке основные признаки деревьев осенью .

Задачи :

1. Закрепить умение рисовать деревья; закрепить знание частей деревьев - ствол, ветки, крона; умение располагать рисунок на листе бумаги; передавать их характерную окраску в осенний период ; закреплять навык раскрашивания акварельными красками и кистью в определенной последовательности, уточнять и обогащать представления обучающихся об окружающей действительности- признаки осени , жизнь растений осенью .

2. Развивать зрительную память, пространственную ориентацию - в середине, слева, справа, передачи их образа; мышление при анализе различных видов деревьев; моторику рук; воображение путем переноса жизненного опыта в рисунок; связанную речь путем ответов на вопросы, обогащать словарный запас (части дерева) .

3. Воспитывать эстетическое восприятие мира, умение доводить работу до конца, аккуратность в выполнении работы.

Оборудование : Картина Левитана И. И. «Золотая осень » ,иллюстрации с осенним пейзажем , образец, схемы, букет из осенних листьев , акварельные краски, кисти, ластики, альбомы.

Словарь : береза, елка, осень , золотая, крона, ствол, ветки, береста.

Ход урока:

I) Организационный момент :

Ребята, у меня в руках геометрические фигуры, назовите цвет и форму.

II. Введение в тему : 1. Кто тепло к нам не пускает,

Первым снегом нас пугает?

Кто зовёт к нам холода,

Знаешь этот месяц, да?

Какое время года наступило? (Осень ) .

Правильно, осень !

Назовите осенние месяца ?

Как вы догадались? По каким признакам? Молодцы!

2. Дидактическая игра : «Собери картину»

Ребята,что вы видите на картине.

Приглашаю вас в осенний лес .

2. Игра «Осенний лес »

Закройте все глаза и представьте, что мы в лесу.

Что вы видите и слышите в лесу?

(ответы детей, игра на творческое воображение : птицы поют, лес шумит, пробежал заяц, белка прыгает с ветки на ветку).

Молодцы!

-Отгадайте загадку : Угадайте, что за птица

Света яркого боится,

Клюв крючком, глаза пятачком

Ушастая голова, это…. (сова) .

Беседа по картине : -В лесу живёт мудрая и таинственная сова (показ картины, и она пропустит нас в лес, только если мы назовём ей 3 правила, которые необходимо соблюдать в лесу.

(показ таблицы : НЕ СОРИ! НЕ ГУБИ! НЕ ШУМИ).

Давайте все вместе прочитаем. (хоровое произношение) .

Что означает слово «НЕ СОРИ» ? (нельзя сорить в лесу, не должны оставлять за собой мусор) .

Что означает слово «НЕ ГУБИ» (в лесу ничего лишнего нет. Не рвите цветы, не ломайте ветки, не розаряйте муравейники и птичьи гнёзда).

Что означает слово «НЕ ШУМИ» (будете шуметь- распугаете птиц,

нельзя в лесу громко слушать музыку).

В лес мы приходим как гости. А как ведут себя в гостях (ответы детей)

III) Основная часть :

Ребята, сегодня у нас урок на тему «Осенний лес » и поговорим с вами о деревьях

1. Загадки о деревьях :

А сейчас послушайте загадки и отгадайте о чём говорится?

1. Что за дерево-девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Елка)

2. Весит на ветке колобок,

Блестит его румяный бок. (Яблоня)

3. Ствол белеет,

Шапочка зеленеет.

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки. (Берёза)

А кто знает стихотворение про берёзу? Про листья?

2. Игра «С какого дерева листок»

3. Упражнение в классификации :

Дидактическая игра «Четвёртый лишний»

Что здесь лишние? Почему?

4. Знакомство с картиной И. И. Левитана

1. Я принесла иллюстрацию, давайте рассмотрим (на доске висят картина И. И. Левитана «золотая осень » )

Один из самых известнейших пейзажистов – Исаак Ильич Левитан.

Рассмотрим одну из картин «Золотая осень » .

Что вы видите на картине?

Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую воды между невысоких берегов. Вдали открываются осенние леса . Перед нами расстилается земля, покрытая уже пожелтевшей травой. Слева вы видите деревья.

Какие деревья он нарисовал (берёзовая роща)

Какого цвета небо?

Какие краски использовал художник для изображения осеннего пейзажа ? (жёлтый,коричневый, зелёный, оранжевый,голубой) .

Какое настроение передаёт художник?

Мы можем сказать, что на картине осень показана ЯРКО и ПРАЗДНИЧНО.

2.- Ребята, посмотрите какой рисунок вы сегодня будете рисовать.

(Показываю образец детям)

Мы с вами нарисуем берёзу? Анализ объекта изображения (образца-) :

Что есть у берёзы (ствол, ветки, листья)

Какого цвета листья у березы.

На какую геометрическую фигуру похожа листья берёзы.

Чем покрыта ствол берёзы (показ бересты : раньше когда не было бумаги писали на бересте, плели обувь «лапти» ,корзины).

3. -Берёзу можно нарисовать цветными карандашами, сделать из цветной бумаги (обрывание, из пластилина (показ поделок) .

Сегодня, ребята мы нарисуем берёзу, в технике тампонирования, посмотрите, как она выполняется.

Показ действия учителя :

1. Располагаем лист вертикально, начинаем рисовать ствол березы не забывая при этом, что внизу стволы шире, а кверху уже. Рисуем восковым карандашом изогнутую линию, оставляя интервалы, чтобы в ствол «вставить» ветви.

2. В тех местах, где мы оставляли интервал, рисуем ветки, ветви у берёзы изогнутые.

3. Продолжаем дополнять ствол дерева веточками.

4. Продолжаем работу восковым карандашом – рисуем темные участки на коре ствола березы.

5 .Переходим к работе акварелью. Раскрашиваем фон вокруг дерева губкой синего цвета

6. Листья мы будем рисовать с помощью жесткой мочалки для мытья посуды. Смачиваем краску водой, обмакиваем мочалку в краску и с помощью метода тычка рисуем листву : жёлтого, оранжевого цвета.

4. Физкультминутка

Мы листики осенние , на веточке сидели,

Дунет ветер - полетели.

Полетели, полетели и на землю сели.

Ветер снова набежал и листочки все поднял,

Повертел их, покружил и на землю положил.

5. Самостоятельная работа детей.

(помощь затрудняющимся, индивидуальный подход, поощрение) .

IV. Анализ урока .

1. Выставка рисунков учащихся.

2. Анализ работ :

Смотрите, какие красивые, прекрасные, как настоящие, получились наши берёзки.

V.Рефлексия.

А сейчас, если у вас на уроке не было трудностей , поднимите красный листик, если у вас возникли трудности, поднимите желтый листик.

VI.Итог :

Какая тема была на нашем уроке ?

Какое время года на ваших рисунках?

Как называется техника рисования?

Вы все молодцы! Спасибо.

Публикации по теме:

Современный подход к проведению урока в коррекционной школе Слайд 1 «Современный подход к проведению урока в коррекционной школе» Слайд 2 Урок как форма обучения возникла в середине XVI века. Она.

Конспект итогового логопедического занятия в коррекционной школе VIII вида «Путешествие в Мультляндию» Итоговое занятия по логопедии. "Путешествие в Мультляндию" (для учащихся 1-2 классов) Цель: в занимательной и игровой форме обобщить и.

Конспект урока чтения в младших классах специальной (коррекционной) школы по изучению басни Задачи: - учить осмысливать содержание басни, аллегорию, образный строй языка; - уточнить представления о жанровых особенностях басни;.

Тема урока: «Решение задач». Цель урока: работать над задачами на нахождение неизвестного слагаемого, учить проверять правильность решения.

Конспект урока письма для учащихся 3 класса коррекционной школы 8 вида Тема: «Предлог».Цель: формировать представление о предлоге, как об отдельном слове, его роли в предложении. Задачи урока: 1. Образовательные:.

Конспект урока письма в 1 классе коррекционной школы 8 вида «Буква В. Слоги и слова с буквой В» Конспект урока письма в 1 классе СКОУ 8 вида Учитель – дефектолог Солосенкова В. В. Тема урока: «Буква «В». Слоги и слова с буквой «В»».

Конспект урока по чтению в 4 классе коррекционной школы «Весна - природа пробуждается» Тема урока: Весна – природа пробуждается (4 класс) Цель урока: Расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Конспект урока по русскому языку для учащихся второго класса коррекционной школы 8 вида «Дифференциация букв и звуков[в]-[ф]» Государственное бюджетное образовательное учреждение «Менделеевская школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

Конспект урока русского языка в 1 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида «Знакомство со звуком и буквой Пп» Тема урока: Знакомство со звуком и буквой Пп. Тип урока: Урок изучения нового материала. Цели урока: 1. Знакомить со звуком и буквой Пп.

План-конспект урока изобразительного искусства во 2 классе специальной (коррекционной) школы 8 вида. Тема урока: «Первый снег» Тема урока: "Первый снег" Тип урока: комбинированный. Вид работы: тематическое рисование. Задачи урока: 1. Учить изображать природу в результате.

Библиотека изображений:

Статья по теме:

«Коррекционно-развивающее значение уроков декоративного рисования для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Овчинникова Светлана Александровна, учитель ОГКОУ СКОШ № 39 VIII вида г. Ульяновск.
Описание. Данная статья будет полезна для учителей начального блога специальной (коррекционной) школы VIII вида. Поможет в разработке планирования тематики уроков изобразительного искусства.
Цель: распространение педагогического опыта.
Задачи:
- познакомить педагогов с коррекционно-развивающим значением уроков декоративного рисования;
- сообщить о доступности декоративного рисования детьми с ОВЗ;
- вызвать интерес у педагогов к данному материалу и использование его в планировании тем уроков рисования.

Латинское слово «декор» означает «узор» . Отсюда декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов. Декоративному рисованию обучающиеся коррекционной школы отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы.
Тесно соприкасаясь с декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен обучающимся коррекционной школы. Параллельно с практическими занятиями декоративным рисованием обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий.




Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе практических занятий отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. При составлении узоров обучающиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование их по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большее количество разнообразных орнаментов.


Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, то есть расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно обучающиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует детей и тем самым активизирует их деятельность.


Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, освоить тот или иной способ действий.
Во время декоративного рисования обучающиеся отрабатывают ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду. Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.



Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью изображения, чем другие виды изобразительной деятельности, и во многом соответствует возможностям умственно отсталых школьников.
В процессе декоративного рисования, проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений обучающихся о геометрических формах. Геометрическая форма, как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то в других видах занятий связывается с предметом, то есть происходит опредмечивание.
В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой – круг маленький, круг большой – круг маленький).


Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг – квадрат, круг - квадрат).
Более сложную композицию, состоящую из двух – трех форм и других геометрических элементов.



При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая, правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и другие в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества.
Яркость, красочность, ритмичность, присущие работам декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. Обучающие упражняются в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном.
В начальный период следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами, а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета. Надо давать детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов.


Заключение. Уроки изобразительного искусства оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (моторика рук), развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия.




Это самодельные трафареты, которыми пользуемся на уроках рисования. А заводскому трафарету лет 20, он уже не отмывается, кое-где укреплен скотчем. В магазинах таких не видела.

В качестве фотоматериалов к статье использовала детские работы, выполненные на уроках рисования.

Спасибо за внимание.

Литература.

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1975.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Тип урока - это совокупность существенных признаков, свойственных определенной группе уроков, имеющих в своей основе четко фиксируемую временную характеристику как средств информации, так и чередовании их по времени, а также различающихся по своей целевой направленности. В практике специальных школ 8-го вида различают пропедевтический урок, урок формирования новых знаний, уроки совершенствования знаний, коррекции, систематизации и обо6щения, контрольные, практические, комбинированные уроки, а также учебная экскурсия.

1. Пропедевтический урок.

Пропедевтический урок используется для подготовки к усвоению новых знаний, для улучшения уровня познавательных возможностей детей, привития навыков к учебной деятельности (в первом классе), для коррекции мышления, восприятия и речи умственно отсталого ученика. Урок изучения новых знаний: Малая продуктивность учащихся специальных школ 8-го вида при изучении нового материала требует таких коррекционных мер, как уменьшение порций новых знаний и небольшой временной объем их подачи (в начальных классах до 10 минут, в старших до 25 минут).

2. Урок изучения нового материала.

Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение чтением, письмом осуществляется месяцами. Из-за инертности психических процессов умственно отсталых детей применяются и уроки - совершенствования знаний. На них осуществляется углубление и расширение знаний в границах поданного ранее объема. На этих уроках используются упражнения в практическом применении знаний и тренинг для формирования навыков.

3. Урок закрепления знаний.

4. Урок обобщения и систематизации знаний.

В целях предупреждения забывания проводятся уроки обобщения и систематизации знаний. На этих уроках объединяются фрагменты знаний в единую систему, восстанавливаются связи между фактами. В программе учебного материала такие типы уроков используются для повторения. На этих уроках осуществляется коррекция сниженного уровня отвлечения и обобщения.

5. Урок проверки и оценки знаний.

Урок проверки и оценки знаний применяется для уяснения уровня усвоения знаний и эффективности применяемых методов обучения. Урок может быть построен в форме беседы, письменной работы, практических заданий. Практические задания направлены на вовлечение учащихся на решение познавательной задачи практическими действиями. Реализуется этот тип урока практической работой в классе.

6.Коррекционный урок.

Коррекционные уроки применяются для практической реализации коррекции речи, понятий, координации, действий, письма и т.д. На этих уроках осуществляется исправление, уточнение, перестройка действий, реализуемые в наблюдении объектов или явлений, узнавании, назывании, сравнении, классификации, описании, выделении главного, обобщении. При этом широко используются подвижные игры и физические упражнения на развитие всех анализаторов.

6. Комбинированный урок.

В практике работы специальной школы 8-го вида чаще всего используется комбинированный урок, совмещающий в себе виды работ и задач нескольких типов уроков. Этот тип урока пользуется большой популярностью из-за малых порций новых знаний, наличием времени для решения дидактических задач, закрепления, повторения, уточнения знаний, разнообразия приемов учебного процесса.

Вот примерная структура комбинированного урока, план-конспект которого будет приведен ниже:

Организационный момент и подготовка к уроку;

Организация учебной деятельности;

Проверка домашнего задания;

Повторение ранее изученного материала;

Подготовка к восприятию нового материала;

Изучение новых знаний;

Коррекция в процессе получения новых знаний;

Закрепление нового материала;

Подведение итогов;

Объявление домашнего задания;

Вывод из урока.

7. Нетрадиционные уроки.

Декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на тему, внеклассные занятия по изо
27. Структура урока рисования
Общая организационная структура урока рисования в специ­ альной школе может быть представлена в следующем виде:
I. Подготовительная часть
1. Организационный этап (общая организация детей, подго­ товка необходимых учебных принадлежностей).
2, Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоцио­ нальной заинтересованности, повышение мотивации изобрази­ тельной деятельности школьников).
II.Основная часть
1. Анализ объекта изображения (натуры или образца) по фор­ ме, величине, строению, цвету, положению в пространстве или выявление сюжета рисунка (в тематическом рисовании).
2. Определение последовательности выполнения рисунка (пла­ нирование деятельности).
3. Указания к началу"работы (рекомендации по композиции рисунка и технике его исполнения, предупреждение возможных ошибок).
4. Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изо­ бразительной деятельности (осуществление фронтального, диф­ ференцированного и индивидуального руководства; повторное при­ влечение внимания детей к объекту изображения; актуализация представлений, активизация и стимуляция деятельности учащих­ ся; дополнительный показ технических приемов рисования и т.п.).
III. Заключительная часть
1. Подведение итогов урока (обобщение деятельности учащих­ ся; просмотр и развернутый анализ работ с точки зрения постав­ ленных задач; фиксирование внимания детей на ошибках и досто­ инствах рисунков; оценка их учениками и учителем).
2. Задание на дом.
3. Организованное окончание урока. Рассмотрим структуру урока более подробно.
I. Подготовительная часть
Организационный этап. Эта подготовительная, наиболее корот­ кая по времени часть урока может быть эффективно использована в воспитательных целях. По заданию учителя дежурные раздают тетради для рисования, простые и цветные карандаши, резинки, кисти, акварельные и гуашевые краски, баночки с водой, листы бумаги Шля пробы красок и т. п.
Учитель контролирует наличие учебных принадлежностей и правильное, наиболее целесообразное размещение их на партах, следит за тем, чтобы на рабочем месте не было ничего посторон­ него, не имеющего отношения к уроку рисования.
На этом же этапе урока вывешиваются необходимые образцы работ, таблицы, схемы построения рисунка, устанавливаются модели для рисования с натуры. Предметы, которые предстоит рисовать, учащиеся располагают на специальных" столиках-под­ ставках или прикрепляют к доске на указанное учителем место. Небольшие по размерам Предметы, служащие объектами изобра­ жения, дежурные раздают непосредственно перед началом их рас­ сматривания и изучения.
Такую подготовительную работу ученики выполняют по оче­ реди под контролем учителя, который стремится ^к тому, чтобы их действия были овознаиными и целенаправленными. В том слу­ чае, если дежурный допускает к*акую-либо ошибку, учитель, об­ ращаясь к другим детям, просит объяснить ее причину и испра­ вить.
Вводная беседа. Цель вводной беседы состоит в том, чтобы мо­ билизовать внимание учащихся, заинтересовать их предстоящей работой, вызвать у них живое, эмоциональное отношение к про­ цессу рисования. При наличии интереса учащиеся работают со­ вершенно иначе, характер изобразительной деятельности резко меняется: становится активным, радостным, более самостоятель- нъш. Интерес к занятиям снимает утомление, оказывает суще­ ственное влияние на формирование графических навыков, поло­ жительно сказывается на качестве рисунков, обеспечивает более эффективное проведение коррекционной работы на последующих этапах работы.
Создание заинтересованности в начале урока достигается раз­ ными средствами. Прежде всего учитель рассказывает о содержа­ нии предстоящей работы, знакомит детей с объектом изображе­ ния и его назначением. Учащиеся с помощью учителя определяют материал, из которого сделан предмет.
Таким образом, воздействуя на чувства детей, учитель вызыва­ ет необходимую активность и адекватное отношение к поставлен­ ным задачам.
II.Основная часть
Анализ объекта изображения (натуры или образца) или выяв­ ление сюжета рисунка (в тематическом рисовании). Этот этап урока предваряет практическую деятельность учащихся. Следует особо отметить, что без помощи учителя большинство умственно отста­ лых детей (особенно в младших классах) не могут самостоятельно всесторонне изучить объект изображения. В связи с этим учитель организует определенным образом их деятельность и проводит совместно с учениками углубленное рассматривание, разбор и
изучение образца или предмета. Такой анализ, как правило, долж­ ны делать сами дети, отвечая на вопросы, поставленные учителем. Если учитель все объясняет и рассказывает сам, то утрачивается смысл, значимость проводимой коррекционной работы.
Обследование предмета обычно проводится по следующей схеме:
а) организация восприятия предмета в целом (его общая ха­ рактеристика: назначение, материал, из которого он сделан, эс­ тетическая оценка);
б) анализ предмета:
выделение основной, наиболее крупной части;
выделение остальных частей;
определение формы основной части;
определение формы остальных частей;
установление конструкции, строения предмета (расположе­
ние частей по отношению к основной части и по отношению друг к другу);
выделение цвета каждой части;
в) повторное привлечение внимания учащихся к предмету в
целом (синтез, объединение отдельных свойств в целостный об­ раз предмета).
В зависимости от возраста учащихся и их графической подго­
товленности рекомендуется придерживаться следующей схемы обучения планированию построения рисунка:
I период
подробные объяснения и показ учителем на доске всего хода построения изображения;
поэтапная проработка построения рисунка (устное повторение, осмысливание, запоминание);
практическое выполнение рисунка учениками;
отчет учащихся о порядке построения рисунка;
II период
совместное с учениками определение последовательности вы­
полнения рисунка; 130
показ учителем отдельных, наиболее сложных моментов схемы построения изображения;
повторение учениками порядка выполнения задания; практическая работа учащихся;
III период
выполнение рисунка на основе самостоятельного анализа схе­мы построения изображения.
Указания к началу работы. Этот этап урока непосредственно
предшествует практической работе учащихся. Учитель напоми­ нает о правилах расположения листа бумаги. С детьми проводит­ся работа, связанная с их пространственной ориентировкой на плоскости листа бумаги; даются конкретные указания по компо зиции: где и как расположить отдельные элементы рисунка, ка­кова их величина, что нарисовать на первом плане, что - на втором. Учитель предупреждает возможные ошибки в передаче размеров предметов на разных планах, напоминая учащимся о том, что далекие предметы изображаются мельче, а близкие - крупнее.
Чтобы размеры рисунка соответствовали размерам листа бума­ ги, учитель использует образец, которому должны следовать уча­щиеся, однако с таким расчетом, чтобы рисование с натуры не заменялось срисовыванием с готового изображения. На этом эта­ пе урока учитель также дает рекомендации по технике работы ка­рандашами и красками.
Работа учащихся над рисунком и руководство процессом изоб­ разительной деятельности. После объяснения задания и соответ­ ствующих указаний к началу работы учащиеся приступают к ри­ сованию. Однако процессом изобразительной деятельности школь­ ников руководит учитель~он постоянно привлекает внимание детей к объекту изображения; предлагает сравнить свой рисунок с объек­ том или образцом; поощряет, активизирует и стимулирует дея­ тельность учащихся.
Учитывая степень выраженности дефекта, необходимо чаще напоминать детям о самых простых правилах рисования, напри­ мер о том, что во время рисования не надо сильно нажимать на карандаш.
III. З а к л ю ч и т е л ь н а я часть
Подведение итогов урока. Это, как правило, заключительная часть занятия. Во время подведения итогов закрепляется новый матери­ ал и происходит оценка результатов детского творчества.
При подведении итогов урока происходит развернутый анализ рисунков учащихся. Работы анализируются с точки зрения тех за­дач, которые были поставлены учителем в начале урока.
Учитель и ученики просматривают выполненные работы и при этом отмечают не только Допущенные ошибки, но и достигнутые успехи. Такой подход способствует формированию у детей созна­тельного отношения к выполнению заданий и умения преодоле­вать встречающиеся трудности.
Задание на дом. Учащиеся I-IV классов заданий по рисованию на дом не получают. Такую работу рекомендуется давать учащимся V-VI классов. Учитель "подробно знакомит детей с содержанием домашнего задания, например предлагает нарисовать с натуры предмет, аналогичный тому, который рисовали на уроке.
Кроме того, учитель просит детей доработать дома те рисун­ ки, которые начали в классе, например, закончить раскраску орнамента или тематического рисунка (раскраска рисунка с на­ туры дома, без модели, не допускается). В качестве домашнего задания особенно следует рекомендовать рисование на заданную тему.
Рисунки целесообразно выполнять на отдельных листах.

Декоративное рисование.

Орнамент (геометрический,растительный,зооморфный,антропоморфный,комбинированный)

Стилизация – это декоративное обобщение и выделение характерных особенностей объектов при помощи ряда условных предметов.

Стилизация происходит по средствам постепенного обобщения формы, превращение объемной формы в плоскостную, замена реального цвета на условный.

Роль декоративного рисования в обучении школьников с интеллектуальными нарушениями.

Декоративное рисование считается самым простым видом в обучении рисованию. Предполагается выполнение узоров и орнаментов.

Достоинства декоративного рисования. Не требует высокого уровня развития графических навыков, не предполагает сложного анализа конструкции предмета. Технически доступно для умственно отсталым школьникам. Линии разной направленности. Умение воспроизводить полученный графический образ, умение регулировать нажим на карандаш.

Декоративное рисование может уточнить о геометрических формах. Геометрические формы рассматриваются как переход к усвоению форм предметов.

Декоративное рисование позволяет уточнить и расширить пространственные представления. Уточнить представления о цвете, учатся соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном, соблюдать ритмичность и симметрию окраски элементов.

Декоративное рисование предполагает последовательность составлении узоров по готовым образцам, из данных элементов, составление узоров по заданной схеме, самостоятельное составление узоров.

Урок рисования с натуры.

Коррекционно-развивающее значение уроков рисования с натуры трудно переоценить. Во

время занятий осуществляется: формирование перцептивных действий, т.е. умений обследовать предметы по форме, цвету, величине и определять их положение в пространстве; воспитание осмысленного, дифференцированного восприятия предметов и явлений окружающей действительности; качественное улучшение зрительных представлений; развитие интеллектуальных операций (анализ, синтез, сравнение, планирование); коррекция пространственных представлений; развитие речи как регулятора деятельности и средства общения; воспитание эстетических чувств и эстетического отношения к окружающему; формирование положительных качеств личности: самостоятельности, умения доводить начатую работу до конца, правильно оценивать свои возможности и др.

Неумение в должной степени воспринимать объект изображения не позволяет учащимся корр.школы выполнить рисунок, который был бы достаточно сходен с натурой. В связи с этим одна из первоочередных задач состоит в том, чтобы сформировать у них четкие представления о наиболее простых по форме предметах, их пропорциях и размерах . Иначе говоря, их надо научить выделять части натуры, определять их форму, цвет, а также взаимное расположение. Непременным условием такой деятельности является осмысливание наглядно воспринимаемого объекта, которое не может осуществляться без активного анализирующего восприятия.

Чтобы организовать такое восприятие на уроках рисования, его необходимо направить на определенные свойства объекта. Анализирующее рассматривание предмета проходит несколько этапов. На каждом из них учащиеся знакомятся с одним из свойств

натуры. Последовательность этапов и конкретные цели определяет учитель. Итогом такой работы является -Целостное восприятие объекта.

1 Наблюдение, подробное изучение и анализ предмета всегда должны предшествовать процессу рисования. Развивая у детей умение «видеть», учитель задает ряд вопросов: «Как называется предмет? Из чего сделан предмет? Где, применяется предмет? Сколько частей в предмете? Какую форму имеют части предмета? Какого цвета каждая из частей? Как расположены части предмета?» Учащиеся отвечают на вопросы учителя, называют и показывают части предмета, перечисляют их свойства. Для усвоения понятия о какой-либо форме или закрепления образа знакомой формы рекомендуется использовать таблицы, на которых соответствующая форма изображена в разных пропорциях и положениях.

Целенаправленные наблюдения, развитие аналитико-синтетической деятельности оказывают сильное воздействие на динамику графических образов. Для дальнейшей активизации учащихся, преодоления пассивности восприятия и совершенствования мыслительных операций в процессе рисования с натуры важно подбирать такие объекцы, которые можно было бы анализировать, расчленяя на части. Очень полезным в этом отношении может быть детский строительный конструктор.

Наряду с наблюдением и изучением предмета в натуре иногда целесообразно организовать рассматривание изображения этого же предмета.

Выполненный учителем на доске объяснительный рисунок - очень эффективное средство обучения. Его цель состоит в том, чтобы наглядно продемонстрировать как технические приемы работы, так и последовательность построения рисунка. Использование такого рисунка в первоначальный период обучения во многом упрощает задачу планирования.

Каждый этап построения рисунка учащиеся должны понять и запомнить. Для этого они повторяют очередность выполнения действий. Речь помогает им лучше осмыслить порядок выполнения задания. Только после этого дети переходят непосредственно к

рисованию. При установлении очередности этапов работы необходимо соблюдать принцип перехода от общего к частному. Этот принцип имеет особое значение, поскольку учащиеся специальной школы нередко начинают изображение с деталей, забывая об общей форме предмета.

Во время работы над рисунком учитель привлекает внимание детей к объекту изображения, побуждает их к дополнительному рассматриванию натуры, задает контрольные вопросы: «Что же вы нарисовали? Что теперь надо рисовать? Что будем рисовать дальше?» Закончив рисунок, учащиеся рассказывают о том, как они над ним работали. Важно приучить школьников к тому, чтобы в словесном отчете они сообщали не только то, что они делали, но и как решали изобразительные задачи.

Следующий этап обучения детей планированию работы - совместное составление плана построения рисунка в процессе беседы с учителем. На этом этапе объем помощи учащимся может быть различным. Он зависит от общей подготовленности учащихся, от степени сложности натурной постановки, от целей и задач самого урока. Значительная роль в развитии у учащихся умения планировать свою деятельность принадлежит наглядным пособиям, и в первую очередь схематическим рисункам, на которых показаны основные этапы построения изображения. Пользуясь ими, дети под руководством учителя определяют порядок работы, рассказывают о нем и запоминают его. После этого дидактическое пособие убирается; в противном случае школьники будут рисовать, глядя на схему, а натуральный объект останется без внимания. Более того, умс т венно отсталые дети в ходе п р а к т и ч е с к ой де я те л ьности по-прежнему нуждаются в помощи. Однако эта помощь носит совсем иной характер, да и удельный вес ее значительно сокращается.

Конспект по изобразительному искусству направлен на совершенствование навыков раскрашивания рисунка, соблюдение контуров изображения при работе с акварельными красками, развитие творческих способностей учащихся младшего школьного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида (2 класс)

по теме: «Декоративное рисование узора для косынки».

Подготовила Аверьянова Надежда Анатольевна,

Учитель ОКУ ГС(К)ОУ «С(К)ОШ № 6 VIII вида

Г. Саратова»


Цель урока . Учить детей украшать узором предметы треугольной формы.
Задачи урока . Учить детей работать с трафаретом.
Приучение пальцев рук к точным, целенаправленным движениям, способствующие развитию и коррекции зрительно-двигательной координации.
Совершенствовать навыки раскрашивания рисунка, соблюдая контуры изображения при работе с акварельными красками.
Корригировать мыслительные процессы.
Оборудование урока : рисунки и иллюстрации по теме, образцы узоров,
трафареты треугольников разного размера, операционная карта, альбомы, простые карандаши, кисти, акварельные краски, баночки для воды.
Тип урока : комбинированный.
Ход урока.
1. Организационный момент . (1мин.)
Проверка готовности учащихся к уроку.
2.
Беседа. (4 мин.)
(Объявляется тема урока).
Наша тема урока называется Декоративное рисование узора для косынки.
Сегодня мы будем с вами составлять узор для косыночки. Посмотрите как она выглядит. На какую геометрическую фигуру она похожа. Правильно, треугольник. Как вы догадались? Сколько углов у косынки? Ребята, вспомните, какие еще фигуры вы знаете? (круг, квадрат, прямоугольник, овал). Покажите их на доске.
Возьмите в руки карандаши и все вмести мы сейчас попробуем их нарисовать их в воздухе. Послушайте стихотворение.
1) Быстро кружится пчела,
Ведь она нектар несла.
Делает она за кругом круг
И зовет своих подруг!
(Водим карандашом в воздухе рисуя круги)
2) Муравей домой спешил
И соломинку тащил.
Братцы строят новый дом,
Будут жить зимою в нем!
(покажите как выглядит домик у муравья. Начинаем с основания домика. Рисуем прямоугольник, над ним рисуем квадрат, затем крыша. На какую фигуру она похожа? треугольник).
У вас на партах лежат трафареты треугольник.Посмотрите внимательно сколько их и какого они размера? (три, от большего к меньшему)

3. Объяснение . (Работа с операционной картой).(9-11 мин.)
Учитель демонстрирует этапы работы, а учащиеся за ним выполняют.
1) Расположите большой треугольник в центре альбомного листа и обведите его. Молодцы! Правильно.
2) Внутри большого треугольника обведите треугольник меньшего размера.
3) Обведите последний треугольник самого маленького размера.
4) Половина нашего рисунка готово. Теперь нам необходимо нарисовать узор на косыночке. Посмотрите какие узоры могут быть выбраны для узора. (демонстрация узоров для косынки). Цветочки, кружочки, сеточка, полосочки. Какого они цвета? ...
4.
Самостоятельная работа учащихся .(15-16мин.)(музыка)
А теперь самостоятельно расписываем узор косыночки.
(Фронтальная и индивидуальная помощь учащимся со стороны учителя).
В процессе раскрашивания учащиеся вспоминают о способности смешивания красок.
Учитель задает вопрос учащимся.
5) . Отложили в сторону карандаши, давайте не много с вами отдохнем.

5. Физ. минутка .(2 мин.)
Под весенние напевы
Повернемся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз.
Вправо, влево головою,
Руки вверх, перед собою.
Топнем правою ногою,
Топнем левою ногою
И покрутим головою.
Голову поднимем выше
И легко подышим.

6. Выставка работ учащихся . Выставление оценок.(4 мин.)
На доске выставляются все работы учащихся, проводится анализ их выполнения и выставление отметки (отметка ставится коллективно – учителем и учениками).


7. Подведение итогов .(2-3 мин.)
Учитель задает вопросы учащимся.
― Какая была тема сегодняшнего урока?
― Что мы рисовали?
― Какую форму имеет косыночка? (треугольную)
― Что мы нарисовали на косыночке? (узор)
― Какую форму имеют узоры на косынке? (цветочки, сеточка, круги...)
― Для чего нужна косынка? (что бы летом голову не напекло)
Все молодцы. Хорошо нарисовали. На этом наш урок закончен.
Дежурные убирают рабочие места.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 6 класс

Рабочая программа по географии составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учрежден...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 7 класс

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 8 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Рабочая программа по истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида 9 класс

Рабочая программа по истории составлена в соответствии с программой под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида на теме: "Рисование с натуры"

Конспект по изобразительному искусству направлен на закрепление умения рисовать объемные предметы расположенные выше уровня зрения; выполнение рисунков в определенной последовательности - от общего к...

Конспект урока ИЗО в специальной коррекционной (общеобразовательной) школе VIII вида

Конорева Лариса Алексеевна,
учитель изобразительного искусства
ГБСКОУ школа №13
Приморского района Санкт-Петербурга

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество

помогаетребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и т.д,).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали - ребенок живет чувствами. Для него не столько важно какчто-то нарисовано - сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество - это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.

В нашей школе учатся ребятас разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные.Но каждый из них уникален - это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детямнедостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А, ребята должны рисовать толькокарандашами. Но я считаю, что работа краскамиоказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств. В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные технологии изображения.Эти задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во времяурока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу. В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмовкаждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Мы все когда- то были детьми, а значит и этот«язык» творчества для нас не чужой и понятен. Я старалась подружиться с ребятами,делила с ними то, что для них так значимо! И в этом мне помогали упражнения и с элементами арт - терапии. Задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Многие виды не традиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...