Историк: имена храбрых осетин Первой мировой несправедливо забыты. Осетинские имена: происхождение и значение

Осетины с давних пор – народ, который живет по разные стороны Кавказского хребта, что наложило заметный отпечаток на его прошлое и настоящее. Горы стали труднопреодолимой преградой, разделившей этнос на две части.

Очень долго сообщение между южными и северными районами осуществлялось исключительно по горным тропам. Только в 1984 году была, наконец, проведена магистраль, соединившая Южную и , и до нынешних дней эта дорога остается единственной.

История осетинского народа

Предками осетин являются воинственные кочевники – ираноязычные племена , о которых говорят письменные источники еще I века. Именно тогда эти многочисленные и могущественные скифо-сарматские племена осваивали Предкавказье и оказывали серьезное влияние на весь регион.

В VI веке количество аланов значительно уменьшилось – большая часть племен ушла, как и многие другие народы мира, приняв участие в Великом переселении тех лет, инициированном нашествием воинственных гуннов. Оставшиеся образовали собственное государство, слившись с местными племенами.

Под именем «ясы» аланы упоминаются в русской Никоновской летописи – князь Ярослав совершил в 1029 году на них удачный для русской дружины поход. Монголы, захватившие в XIII веке плодородное Предкавказье, вынудили алан отступить в , туда, где сейчас и находится современная Осетия. Здесь они вели типичную для жизнь, перенимали кое-какие обычаи соседей, но и бережно сохраняли свои.

Про этот этнос ничего не было слышно долгое время, пока в XVIII веке Северная, а в следующем столетии и не стали частью российского государства. При присоединении южных территорий царская администрация отвергла притязания грузинских князей на крепостное владение осетинским населением. Выгода от присоединения была обоюдной. Малоземельный народ получил доступ на плодородную равнину, а Россия – контроль над важными перевалами .

После вхождения в состав России история Осетии и история российского государства стали общими. В 20-х годах прошлого века состоялось событие с колоссальными в будущем последствиями: произошло официальное разделение на южную и северную зоны для более удобного администрирования. Северная территория стала отдельной республикой, южная стала частью .

В Великой Отечественной войне обе Осетии понесли большие потери – практически всех мужчин призвали в армию, больше половины из них пали в боях. В списке осетин Героев Советского Союза десятки фамилий, и по числу представителей народа на одного героя именно потомки воинственных аланов находятся на первом месте!

Как аланы стали осетинами

Осетинами аланы стали не по собственному желанию – так их назвали соседи, грузины, под этим именем их узнали и в России. Грузинские слова «овси» и «ети», сложенные вместе, образовали «Осети». Стоит пояснить, что под овси грузины подразумевали асов, являющихся частью аланов.

Какую религию исповедуют

Православные и мусульманские общины сосуществуют здесь длительное время, принимая совместное участие в обрядах, основанных на древних верованиях предков. Более того, согласно опросу, проведенному в 2012 году службой «Среда», около 30% населения причислило себя к воспринимающим исключительно . Еще одна особенность – осетины (около 12-15% по данным местных властей) проживают в основном в Северной зоне.

Доминирующую роль в формировании древних верований сыграли сарматы и скифы. После переселения в горные районы религиозные традиции дополнились элементами местных верований. Эта система включает верховного бога Хуыцау, в подчинении которого находятся божества – покровители природных стихий. Религиозная система толерантна, способна воспринимать новые духовные идеи, поэтому осетины христиане и мусульмане не стали для нее чужеродным явлением.

Православие пришло в местные горы из Византии уже в V веке через православную , а в X веке христианство признали официальной религией страны. Ислам зародился в стране в золотоордынский период, когда часть аланов, служивших ханам, приняли ислам. Вторжение Тимура привело к утрате позиций христианства, но после присоединения к России они постепенно восстановились.

Культура, традиции и обычаи

Многие культурные традиции осетин уходят корнями в скифско-аланское прошлое. Долгая изоляция в горах, наступившая после нашествия орд монголов и Тимура, стала причиной сохранения культурных норм практически в первозданном виде, хотя соседние народы и оказали влияние на обряды, и общую культуру. Именно поэтому ученые историки и филологи проявляют неподдельный интерес к языку этого народа и той части его культуры, которая связана с аланским периодом.

Знаменитые осетины

В «Герое нашего времени» Лермонтов про осетин выразился словами одного из персонажей: «...глупый, жалкий народ». Хотя ничто не говорит о том, что он думал также, люди до сих пор за это на него обижаются. Хотя они уверены, что в наше время мнение Лермонтова изменилось бы кардинально. Этот народ подарил мировому сообществу немало выдающихся людей, и один из них Коста Хетагуров, литератор, основатель осетинской литературы, писавший и на русском.

На весь мир известны дирижер Валерий Гергиев, прославленный борец Андиев Сослан. Во Владикавказе появился на свет и долго жил Евгений Вахтангов, знаменитый театральный деятель, именем которого назван московский театр. – родина Валерия Газзаева, известного футбольного тренера, одного из самых титулованных в России. Пятнадцать двоюродных братьев Шотаевых и их сестра участвовали в баталиях Великой Отечественной войны. Только четверо израненных Шотаевых вернулись домой.

Наполовину своим осетины считают Сталина, поскольку по некоторым источникам отец руководителя компартии был осетином. Перечень знаменитых представителей осетинского народа можно продолжать еще долго. Просто удивительно, сколько известных деятелей культуры, спортсменов, воинов, политиков дал этот небольшой народ — численность осетин всего 700 тысяч человек в мире, причем в родных местах проживает только около полумиллиона.

Это самобытный народ, хорошо помнящий свою историю. Его традиции и обычаи имеют глубокие корни, уходящие далеко в прошлые века. Культура чрезвычайно интересна и заслуживает не только внимания, но и развития. Его лучшие представители, это гордость всего Кавказа и всей России, пример для молодежи – труд и талант позволяют достичь любых высот!

ЦХИНВАЛ, 1 ноя — Sputnik, Мария Котаева. Имена многих осетин, храбро воевавших во время Первой мировой войны в рядах Терского казачьего войска, сегодня несправедливо забыты в Осетии, рассказал историк из Краснодара Егор Брацун.

Историк провел во вторник лекцию в Юго-Осетинском научно-исследовательском институте, рассказав в числе других о судьбе полного Георгиевского кавалера Тимофея Джамалова (Гогкинати). Это имя сегодня в Осетии почти не известно. По словам историка, все знают имя генерала Иссы Плиева, воевавшего с фашисткой Германией, но "имена тех, кто делал историю в годы Первой мировой войны, порой несправедливо забыты или вычеркнуты из памяти".

"О подвигах Джамалова, офицера Терского казачьего войска, сотника Цугуниева, генерала Константина Агоева, генерала Альмурза Мистулова не знают даже историки Осетии и Терского казачьего войска. А между тем они — мужественные защитники Отечества, отличившиеся в годы Первой мировой войны. В боях показали верность присяге, отчаянную храбрость, воинский талант и мастерство кавалеристов. Среди отважных осетин-казаков Джамалов был первым, кто заслужил высочайшую награду тех лет — полный бант высшей солдатской награды, Георгиевский крест всех четырех степеней", — рассказал Брацун.

Во время лекции на стену зала, где проходила лекция, проецировались фотографии осетинских воинов тех лет.

Историк рассказал об осетинской сотне партизанского отряда Лазаря Бичерахова, в котором в том числе состоял и Джамалов. По словам исследователя, отряд Бичерахова в основном состоял из выходцев с юга Осетии.

"В годы Первой мировой войны отряд Бичерахова отражал силы наступавшей турецкой армии. В итоге турецкие силы были разгромлены и оттеснены с территории Персии. По спискам осетинской сотни мы можем сказать, что роль осетин в годы Первой мировой войны была довольна высока. В отряде было много выходцев из Южной Осетии. Полных Георгиевских кавалеров во всей Осетии было всего около 30 человек», — рассказал историк.

По его словам, отряд Бичерахова, оборонявший Закавказье и Кавказ от немецких и турецких войск, со славой провоевал до 1918 года, когда в России уже полыхала гражданская война.

"Этот отряд, переформированный в армию, возник на основе партизанского отряда тогда еще войскового старшины Терского казачьего войска, осетина Лазаря Бичерахова. Сформирован он был в массе своей из кубанских и терских казаков, кавказцев и иных представителей многонациональной Российской империи. В приказах Бичерахова, хранящихся в государственном архиве Краснодарского края, можно найти немало осетин, награжденных солдатскими Георгиевскими крестами", — рассказал Брацун.

Многие из представителей отряда Бичерахова, по словам историка, были вынуждены из-за гражданской войны эмигрировать в Европу и США.

Так генерал Бичерахов эмигрировал в Германию, где и скончался в возрасте 69 лет и похоронен в Дорнштадте. Последний атаман Терского казачества Констанстин Агаев умер в эмиграции и похоронен в США.

Полковник Константин Лотиев в годы Первой мировой войны в чине есаула командовал сотней первого Волжского полка Терского казачьего войска. Получил тяжелую контузию. Был награжден Георгиевским оружием "За храбрость". В эмиграции в последние годы жизни жил в старческом приюте под Парижем. Умер в 1969 году и похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Как рассказал Sputnik историк, "в свободное от работы время он занимается сборами архивных материалов и информации о роли адыгов и осетин в российской армии".

На основе собранных материалов он проводит семинары в Осетии. С лекцией в Цхинвал он приехал уже второй раз.

Зал, где проходила лекция, был почти пустой. Слушателями Брацуна были около 15 воспитанников кадетской школы Минобороны Южной Осетии и несколько журналистов. Не было на лекции ни историков, ни сотрудников научно-исследовательского института.

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Введение

Кем были предки? Все перемешалось...

Быть может, фараоны и цари...

А, может, ген рабов тебе достался...

Теперь, поди, попробуй, разбери...

Слышал о том, что у некоторых царей, князей и других знаменитых людей были родственники осетины. Стало очень интересно, как и где характер осетин встречается в выдающихся личностях России. Например, таких как Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван Грозный, Василий Шуйский, Александр Пушкин, Наталья Гончарова и многие другие.

След, который оставили наши прямые предки, скифо-сарматские и аланские племена в мировой истории велик.

Он ведет к древнейшим цивилизациям Египта, Индии, Китая, Приуралья, Галилеи, Средневековой Европы, Кавказа.

Многие осетины даже не подозревают о возможном своем родстве с гениями нашей страны. В результате моего интереса к этому вопросу, я узнал, что вышеперечисленные мною знаменитости, являются звеном одной прародительницы. Эта Мария Шварновна - супруга Всеволода Большое гнездо, дочь аланского князя, воеводы Шварна.

Согласно сохранившимся сведениям, аланская знать той эпохи отличалась высоким уровнем образованности. Так, Давид-Сослан знал греческий, латинский, арабский, татарский, грузинский языки, был автором грузинских книг.

Очень хорошо образованы были и женщины Алании. Так например, Борена (см. Рис.12), дочь осетинского царя Урдура (см. Рис.11), жена Баграта IV, царица Грузии и сестра аланского царя Дургулеля Великого, портрет и стихи которой изображены на стене Гелатского собора, была настолько образованной, что хорошо знала латинский, греческий и грузинский языки, историю этих народов. Эта умная женщина родилась и выросла в Алании, всю свою просвещенность и образование она получила на родине. Жена знаменитого аланского царя Худана, деда царицы Тамары, учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. Ее дочь, царевна Бурдухан (см. Рис.14), по словам грузинской хроники, «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара». Бурдухан, владела греческим, латинским, арабским, грузинским языками. Свободно читала и писала. Высокой образованностью отличалась и Мария Аланская (Ясская). Все эти исторические личности родились и выросли в Алании, все свое образование и просвещенность они получили у себя на родине.

С гордостью хочу подчеркнуть, что с давних времен аланки отличались воспитанностью, оказывали значительное влияние на своих знаменитых мужей, что имеет место в исторических документах эпохи.

Вероятно, им это передалось генетически от своих прародительниц амазонок.

В результате моего теоретического, библиографического исследования я узнал еще о многих других генетических связях героях исторического прошлого, выдающихся личностях России, которых знает весь мир. Мне было важно узнать какой след они оставили в русской истории.

Пользуясь архивными материалами, трудами историков и ученных мира для меня многое в моем исследовании стало открытием.

Я, горжусь осетинским народом который дал человечеству: великого античного философа-Анахарсиса, вождя народа Сдалина, арктического первопроходца Юрия Кучиева, непобедимого витязя - полководца средневековья Царазон Давида-Сослан, гениального поэта Коста Хетагурова, выдающегося ученого современности Васо Абаева, непревзойденного Бало Тхапсаева, первую в мире женьщину-дирижера Веронику Дударову, мирового звезду Валерия Гергиева, «Казбек гора» Темырболат Дударыкоевич, двукратного Олимпийского чемпиона Сослана Андиева, семейной династии борцов Дзгоевых Асланбека и его сына Таймураза и многих других, о которых вполне возможно я расскажу в следующей своей работе.

Я очень горжусь тем, что я осетин. Меня очень радует, что возможно на миллионную долю вероятности, где то и у меня есть шанс, оставить свой след в истории нашей большой страны.

Но, к сожалению, мы плохо знаем нашу историю, историю наших предков, их заслуг. Более глубокое познание этой темы по неизвестным причинам подвергалось ограничениям в Советской исторической школе, для которой арийство и индоевропейские корни осетин были раздражающей темой, и которая, несмотря на имеющийся обширный материал, в данный момент не исследуется и забыто. В результате необоснованных ограничений история некогда многомиллионного народа легко подвергается идеологическим и научным искажениям, позволяющим приписывать осетинам всевозможные ярлыки, представляя наших предков «дикарями». Даже «Нардский эпос» долгое время изучался учеными, прежде чем нашел своих потомков - осетин.

Это наверно зависть, вредность других народов привела к такой ситуации. Было время, когда причастность осетин к наследию скифов серьезно оспаривалось. Сегодня все становится на свои места благодаря неоспоримым фактам, которые систематизированы в многолетних трудах В.Абаева, Ж. Дюмезиля, В. Миллера и других ученных.

Нам остается проявить любопытство и интерес к собственной истории.

Глава 1. Генетическая связь осетин с выдающимися историческими личностями Руси .

    1. Елена- жена Ярополка.

В 1116 году в Киев, из военного похода, возвращалась дружина Ярополка, сына великого князя Владимира Мономаха с невестой необычайной красоты, аланской княжной, взятая в плен князем в жарком бою, при сражении с доблестными воинами аланского государства.

В замужестве она была наречена Еленой, а впоследствии стала великой княгиней Киевской. Она была красива, умна и при этом имела благородный характер.

Она пленяла умы и сердца всех, кто знал ее. Молва о ней ходила повсюду, не имея никаких территориальных границ. Ее влияние было настолько велико, что старший племянник Ярополка от брата Мстислава - Изяслав, внук Мстислава - Ярослав, а также младшие племянники Ярополка, сыновья его родного брата Юрия Долгорукого, Андрей и Всеволод, пожелали в дальнейшем связать свою судьбу с представительницами женского пола той национальности, которой принадлежала аланская княжна.

Впоследствии, Андрей Боголюбский женился на Алене Ясской, а Всеволод - на Марии, дочери аланского князя Шварна. Князь Мстислав Всеволодович Черниговский, связал свою судьбу с двоюродной сестрой Елены- Марией.

1.2.Алена Ясская - жена Андрея Боголюбского.

Двор князя Северо-Восточной Руси, Андрея Боголюбского (1157-1174 гг.), прочно был связан с аланами-ясами.

Еще в юности, он прославился своими воинскими подвигами на юге.

Одним из близких людей, его боевых соратников, был яс, по имени Амбал, сестра которого, Алена Ясская, впоследствии стала его женой.

Как мы видим, представительницы знатных аланских родов: Алена Ясская, Мария Ясская, близкие родственницы царицы Тамары по линии ее матери Бурдухан, были аланками по происхождению.

Баяре устроили заговор против Андрея Боголюбского и его аланской супруги.

Князь Андрей был убит, а жену его, Алену Ясскую и ее брата, ясса Амбала, утопили в озере, считая их вдохновителями многих его начинаний.

Князь Юрий Боголюбский, в Грузии нареченный Георгием, являлся сыном и наследникомкнязя Андрея и княжны Алены.

Русские летописи оставили нам сведения о том, что он был вынужден, спасаясь от преследования бояр, врагов своих, погубивших насильственной смертью его родителей, бежать на родину матери, на Северный Кавказ, на реку Сунжа и искать там убежище и спасение от неминуемой его гибели.

Впоследствии, по воле судьбы, он встретился в этих местах с эриставами Грузии, а в 1185 году, стал первым мужем царицы Тамары, полуаланки по крови, дочери аланской царицы Бурдухан.

Брак продлился только 2 года.

1.3.Мария Ясская- жена Всеволода Большое Гнездо.

«Все интересующиеся русской и аланской историей прекрасно знают, что Мария (см.Рис.4) была аланской княжной, дочерью князя, владевшего стольным городом и княжеством, женой великого князя Владимирского, сына Юрия Долгорукого, с именем которого связано основание Московского княжества и последующей династии - она была женой Всеволода III Большое Гнездо(1154-1212) (см. Рис.5). Эта пара - предки династии Московских великих князей и царей. Александр Невский (см. Рис. 2) - это их внук, Иван Грозный -далекий потомок. Среди детей, внуков и правнуков Марии Ясыни - несколько десятков святых русской церкви, не говоря уже о ней самой. В числе потомков этой линии Рюриковичей - огромное число выдающихся деятелей русской истории и культуры. Поэтому ее образ приобретает колоссальное значение в нынешних условиях возрождения русской и аланской культурных традиций и тех древних исторических, естественных связей, которые некоторые время тому назад оказались не слишком актуальны. В ее образе для нас всех концентрируется подлинная, реальная, с глубоким смыслом история, которая позволяет лучше понимать и видеть то, что происходит сегодня, а также лучше прогнозировать будущее», - подчеркивает ученый доктор исторических наук, профессор, директор Института истории и археологии РСО-Алания Руслан Бзаров .

Мария (1158 - 1209) вышла замуж за Всеволода совсем юной девушкой, (первое, но не последнее, упоминание о ней в русских летописях относится к 1176 году, когда ей было 18 лет).

Она родила и воспитала 12 детей, в том числе восьмерых сыновей, причем воспитала их в традициях своей родины-Алании, где превыше всего ценились рыцарство и узы братства. И все это "Большое гнездо" родила, вырастила и воспитала Мария Шварновна. Мария Аланская, Мария Ясыня, дочь осетинского князя, не единственная, но, вероятно, самая яркая из осетинок, сочетавшихся браком с русскими князьями.

Все сыновья Марии были отважными воинами, а ее внук Александр Невский стал знаменитым русским полководцем. Мудра и предусмотрительна была Мария Ясская (см. Рис.1). Потомков у нее будет много - 115 ровным счетом русских родов пошли от Всеволода Юрьевича, прозванного за многодетность и обилие сыновей Большим Гнездом.

По историческим и летописным фактам русской и аланской истории мы знаем, что Мария была аланской княжной, дочерью князя, владевшего стольным городом и княжеством, женой великого князя Владимирского, сына Юрия Долгорукого, с именем которого связано основание Московского княжества и последующей династии. Они по праву считаются предками династии Московских великих князей и царей.

Среди детей, внуков и правнуков Марии Ясыни - несколько десятков святых русской церкви, не говоря уже о ней самой. В число потомков линии Рюриковичей входят выдающиеся деятели русской истории и культуры. Образ Великой Марии Ясыни, все более приобретает огромное значение в нынешних условиях возрождения русской и аланской культурных традиций и тех древних исторических связей между нашими народами, которые некоторые время тому назад казались не такими актуальными, как сегодня.

Правление Всеволода Большое Гнездо, стало временем наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской земли.

Мария занималась благотворительностью. Она щедро одаривала нищих, больных, сирот, помогала нуждающимся, подносила щедрые дары в церковь. Являлась для многих опорой, поддержкой и утешением. Мария нежно опекала вдов из бесчисленной родни, которым давал приют Всеволод Юрьевич.

Мария вникала в нужды и заботы простолюдинов, строила храмы и монастыри, неустанно творя добро. Мудра и предусмотрительна была аланская княжна Мария Ясская. Учитывая все ее заслуги, она была канонизирована в число первых русских святых.

Еще раз смею перечислить их имена, вошедших в мировую историю: Александр Невский, Иван Калита, Дмитрий Донской (см. Рис.3), Александр Пушкин, Наталья Гончарова, Иван Грозный. Следует отнести к этому списку и другого, не менее известного в истории русского царя, Василия Шуйского, правившего в годы Великой Смуты (1606 - 1610).

Ясная умом, благородная сердцем и стойкая духом Мария Шварновна прожила праведную, но не слишком долгую жизнь - лет приблизительно пятьдесят-пятьдесят пять. От последних, - двенадцатых родов она так и не оправилась и семь последних лет, тяжко болела из-за чего решила уйти в монастырь.

В монастырь ее провожали муж, дети, монахи из всех монастырей и весь город.

Все плакали - жалели бесконечно добрую Марию Шварновну.

Вскоре через 18 дней после пострижения в монахини, в 1205 году она скончалась.

Летописец Карамзин рассказывает о поучении Марии просто и величественно:

"…Готовясь умереть, призвала сыновей и заклинала их жить в любви, напомнив им мудрые слова

Великого Ярослава, что междоусобие губит Князей и отечество, возвеличенное трудами предков; советовала детям быть набожными, трезвыми, вообще приветливыми и в особенности уважать старцев, по изречению Библии: во мнозем времени премудрость, во мнозе житии ведение".

Глава 2.Исторически-значимые личности осетинского народа и их Мировая известность.

2.1. Аланские связи с Грузией и Арменией.

Царазон Давид-Сослан.

Давид-Сослан, является осетинским царевичем, сыном Царазона, прямым потомком осетинского властителя.

Давид, в глазах своих современников слыл талантливым полководец, царем Картли, с 1189 года, мужем и соправителем Тамары. В период наивысшего расцвета феодальной Грузии, выполнял обязанности главнокомандующего войсками.

Принадлежал Давид-Сослан к осетинской ветви Багратионов.

Он воспитывался при грузинском дворе бездетной «вдовой овского князя», теткой Тамары, сестрой Бурдухан- Русудан.

Первый историк Тамар Картлис Цховреба автор «Истории и восхваления венценосцев», в связи со вторым замужеством царицы, рассказывает: « Во дворец царицы Расудан был витязь из сынов Ефрема, (то есть осетин), мужей могущественных и сильных в боях. Так как он доводился Русудан родственником по линии ее тетки, дочери Давида (царя Грузии в 1089-1125гг Давида-Строителя) выданной замуж в Осетию, Русудан привезла его в свой собственный дворец на воспитание.

Приезжающие туда и тамошние видели, что юноша этот, по отцу и матери царского происхождения, - был сложен хорошо, плечист, на вид красив, ростом умеренный».

Уже с детства он отличался от сверстников своей красотой, силой, умом, богатырским телосложением.

Впоследствии, возмужав, Давид-Сослан (см. Рис. 6) стал отважным воином, могущественным рыцарем, не имеющий себе равного как стрелок, предприимчивый.

Он был хорошо образованным молодым человеком: владел осетинским, греческим, латинским, татарским, грузинским и другими языками.

Его образованность и просвещенность сделали его достойным царицы Тамары, и они поженились.

Давид-Сослан - знаменитый полководец, незаурядный государственный деятель средневековья на Кавказе. Его храбрость и военный талант не только были признаны, высоко оценены современ-никами и потомками, но и нашли отражение в поэмах, романах, песнях, преданиях, дошедших до наших дней… В 1207 году Давид Сослан скончался (по некоторым источникам, был убит). В том же году царица Тамара посадила на трон соправителем своего сына Георгия-Лашу.

Место захоронения Давида - Сослана и Тамары (см. Рис.7) осталось в тайне. Это была предсмертная просьба Грузинской царицы, дочери Худана и Бурдухан.

Царица Тамара-дочь аланской царевны Бурдухан.

В середине XII века, царь Алании Худдан (см. Рис.13), выдал свою дочь Бурдухан (см. Рис.14) за грузинского царя Георгия III. Таким образом он завязал тесную связь между грузинами и осетинами. От этого брака родилась великая царица Грузии Тамара, мужем и соправителем которой в 1189 г. стал осетинский царевич Давид-Сослан (см. Рис.7).

Тамара, коронованная еще при жизни своего отца, взошла на престол царей Грузии в 1184 г.

Всё началось с того, что царь Грузии Георгий III, которому Бог не дал наследников мужского пола, принял решение передать престол старшей из своих дочерей, Тамар. Причем сделать это еще при своей жизни, дабы пресечь козни недоброжелателей. Неизвестно, что чувствовал царь Георгий как отец, когда обрекал свою юную дочь на столь тяжелую судьбу, но как правитель он оказался мудр и прозорлив: после его смерти в 1184 году вокруг трона развернулась нешуточная борьба. Но стараниями приверженцев Тамар, и в первую очередь ее тетки по отцу Русудан, молодая царица заняла предназначенное ей место. В тот день ей не исполнилось и двадцати.

Бабушкой Тамары была жена знаменитого аланского царя Худана, деда царицы Тамары, которая учила аланок читать и писать по-гречески, по-арабски и по-грузински. Ее дочь, царевна Бурдухан, по словам грузинской хроники, «превосходила всех женщин своей добротой, мудростью, разумом, красотой… подобную ей невесту Грузия никогда еще не видывала. От нее только и могла родиться такая женщина, как царица Тамара».

Верховный совет, созванный для избрания Тамаре мужа, перебрав всех возможных женихов (а их было очень много среди принцев и царевичей, византийских, малоазийских, овсетинских и других государств) остановился на одном, а именно: на русском князе Юрии - переименованном в Грузии как Георгии, сыне сильного князя государя Андрея и княжны Алены ясской.

Но брак Тамары продлился не долго, и по истечении некоторого времени после этого развода, она вышла замуж по любви за Давида-Сослана.

Некоторые историки утверждают, что царица Тамара еще девочкой полюбила его, но одно нам ясно точно - их брак оказался на редкость счастливым и гармоничным. С тех пор имя Тамары было тесно связано с именем Давида. Благодаря нему Тамара одерживала все самые громкие победы и проводила блистательные сражения. Сама она в битвах не участвовала, не женское это дело, но верный фельдмаршал Захарий и любимый муж Давид руководили войсками, а царица Тамара являлась вдохновительницей побед. Такой тандем был непобедим.

Военные трофеи и огромная дань с захваченных территорий сделали Грузию богатейшей страной средневекового мира, но мудрая правительница обратила полученные сокровища в новые крепости, монастыри, дороги, мосты, корабли, школы. Тамара понимала, что ее подданным необходимо дать хорошее образование, если она хочет, что бы ее начинания были продолжены потомками и, чтобы Грузия вышла на высокий мировой уровень. Она позаботилась о том, что бы качество образования в грузинских школах было необыкновенно высоким и даже в наше время объем школьной программы поражает: богословие, философия, история, греческий, еврейский языки, толкование стихотворных текстов, изучение вежливой беседы, арифметика, астрология, сочинение стихов.

Царица Сатеник - жена Армянского царя Ардашеса .

Сатеник — является героиней осетинского нартского фольклорного эпоса (Сатаны - Шатаны, осетинский вариант), которая в I веке от Рождества Христова прибыла из Алании в Армению в сопровождении царской свиты, во главе с Баракадом, для бракосочетания с царём Армении Арташесом.

Из осетинского «Нартского эпоса» известно, что Сатана дочь Уастырджи, рождённая мёртвой Дзерассой,каторая росла не по дням, а по часам: за месяц вырастала как за год, а за год — как за три года.

Среди нартских девушек ей не было равных по красоте (см. Рис.8). Ее красота была ослепительна, от света её лица тёмная ночь превращалась в день, а её слова были острее меча.

Сатана — ключевая фигура эпоса, без неё не обходится ни одно важное событие. Она защитница интересов и безопасности нартов. Надевая мужские доспехи, она сражается как настоящий смелый воин. Ничто не ускользает от её глаз и небесного зеркала, с помощью которого она узнаёт всё, сидя в семи ярусной башне.

К вопросам, была ли Сатана-Сатеником, обращались В.И. Абаев, Г. Х Салакая, Ж. Дюмезил и другие ученые. Армянский историк Г.Х. Саркисян в примечаниях к тексту «История Армении» Хоренаци отмечает, что «Сатиник - по всей вероятности, это имя Сатана (или Шатана) героини эпосов северокавказских народов». Г. Салакая обращает внимание на историю этого вопроса: «Некоторые исследователи считают возможным, - пишет он, - сопоставление имени нартской героини с именем аланской принцессы Сатаник, упоминаемой армянским историком V века Моисеем Хоренским».

В армянских эпических сказаниях времен средневекового армянского историка Мовсес Хоренаци (V век), существует очень распространенная легенда о Сатеник — которая есть аланская принцесса, армянская царица, жена царя Великой Армении Арташеса I (III-II век до н. э.).

«Легенда «Арташес и Сатеник» рассказывает о том, чтоАланы напали на Армению. Но король Арташес смог отразить атаку. Во время битвы армянам удалось взять в плен аланского принца.

Аланскому царю пришлось просит примирения, для того чтобы освободить своего сына из плена. Он послал послов к Арташесу, с обещаниями выполнить все его пожелания, одновременно предлагает заключить клятвенный союз, чтобы отныне аланские храбрецы не совершали набеги на земли армян.

Но Арташес, на примирение не соглашался, и отказался вернуть юного царевича.

Царю аланов оставалось только, готовится к началу новой жестокой битвы.

В лагере аланов находилась также аланская царевна — прекрасная Сатеник. Узнав о том, что брат попал в плен, она приходит к берегу Кура и обращается к Арташесу, который находится на другом берегу реки, взывая его к милости отпустить брата.

Очарованный мудрой речью и красотой царевны, Арташес влюбляется в нее и засылает сватов к ее отцу, но царь аланов жестко отказал ему.

Арташес умыкнул Сатану. Она, поневоле стала его женой.

Из народных песен, которые записал Мовсес Хоренаци, так же сохранились отрывки о роскошной свадьбе Арташеса и Сатеник:

Падал золота дождь, как женился Арташес. Падал дождь жемчугов, как шла замуж Сатеник.»

2.2.Аланские философы древности.

Анахарсис

Ана́харсис (около VII-VI вв. до н. э.) — далекий предок современных осетин.

По происхождению является скифом, сыном царя Гнура и братом царя Савлия и Кадуита.

Он был во многих странах, видел многое, узнал о многом, был в Афинах, где встречался с другими знатными скифами того времени, в числе которых были врачи, философы, мудрецы…

Он является одним из семи мудрецов мира. Он является автором многих изобретений и мудрых изречений. Более 50 мудрых изречений Анахарсиса (см. Рис.10) на разные темы, приобрели известность во всем мире.

Даже в наше время, изречения Анахарсиса являются настольной книгой и путеводителем жизни многих известных людей. В них, мудрец-философ размышляет о поведении людей; о взаимоотношениях между людьми; о защите собственного достоинства;. о зависти; о значении языка; о мореплавании; о гимнастике; о политике и общественном устройстве; о вине и вреде пьянства и т. д.

Есть основания полагать, что именно Анахарсис, является изобретателем корабельного паруса, якорья, усовершенствованного гончарный круг.

Известный скифянин повидал много стран и в каждой из них, оставил след великих мудрых высказываний. Скифский мудрец и философ Анахарсис, являлся одним из самых гениальных и великих людей своей эпохи и осетины могут с гордостью произносить его имя, зная о том,что он является далеким предком осетин, аланов и сармат.

Но, к сожалению, согласно писанию Геродота, по возвращению на Родину, он был убит собственным братом, за совершение иноземного религиозного обряда.

Анахарсис повидал много стран и выказал там свою великую мудрость. На обратном пути в скифские пределы ему пришлось, плывя через Геллеспонт, пристать к Кизику. Кизикенцы в это время как раз торжественно справляли праздник Матери Богов. Анахарсис дал богине такой обет: если он возвратится домой здравым и невредимым, то принесет ей жертву по обряду, какой он видел у кизикенцев, и учредит в её честь всенощное празднество. Вернувшись в Скифию, Анахарсис тайно отправился в так называемую Гилею (эта местность лежит у Ахиллесова ристалища и вся покрыта густым лесом разной породы деревьев; низовья Днепра или Дона). Так вот, Анахарсис отправился туда и совершил полностью обряд празднества, как ему пришлось видеть в Кизике. При этом Анахарсис навесил на себя маленькие изображения богини и бил в тимпаны (медные тарелки). Какой-то скиф подглядел за совершением этих обрядов и донёс царю Савлию. Царь сам прибыл на место и, как только увидел, что Анахарсис справляет этот праздник, убил его стрелой из лука. И поныне ещё скифы на вопрос об Анахарсисе отвечают, что не знают его, и это потому, что он побывал в Элладе и перенял чужеземные обычаи.

Перед смертью он сказал свои знаменитые слова: «Благодаря моему уму и знаниям я целым возвратился из Греции, а благодаря зависти погибаю, возвратившись в отечество.»

А ведь философ Анахарсис составил славу своему отечеству. Недаром писал Геродот: « Мы не можем указать ни одного племени из обитающих по эту сторону Понта, которые выдавались бы мудростью,и не знаем ни одного ученого мужа, за исключением скифского народа и Анахарсиса».

Приведу несколько цитат и высказываний Анахарсиса :

Закон - паутина: маленькие насекомые погибают в ней, крупные же благополучно пробиваются. Злой человек похож на уголь: если не жжет, то чернит тебя.

Лучше иметь одного друга многоценного, чем многих малоценных.

Чтобы не стать пьяницей, достаточно иметь перед глазами пьяницу во всем его безобразии.

Рынок - это место, нарочно назначенное, чтобы обманывать и обкрадывать друг друга.

Язык - это то, что в человеке одновременно и хорошо и дурно.

2.3. Генетическая связь Мировых политических лидеров с осетинами.

Сталин Ио́сиф Виссарио́нович.

Настоящая фамилия Ио́сифа Виссарио́нович Ста́лина, Джугашви́ли.

В истории его имя связано с советской государственной, политической и военной деятельностью (см. Рис.9). Советский народ долгие годы называл его «отцом и вождем народа», Генералиссимусом Советского Союза (1945), а в годы Великой Отечественной войны, к нему обычно обращались просто «товарищ Сталин».

Исходной форма фамилии Джугашвили осетинская фамилия Дзугаев.

Одним из условий крещения в Грузии было перемена фатимилии на Грузинский лад, где к фамилии на конце добавлялось грузинского «швили». В соответствии с этой версией, предки Сталина не исключение.

Превращению осетинских фамилий в грузинские фамилии способствовало добровольное желание определенной части осетин, оказавшихся в результате миграционных процессов.

В переводе с грузинского «швили» означает сын.

Существует информация, что отец Сталина и другие родственники называли его Сосо. Оказывается, при рождении его нарекли осетинским именем, Сослан. Но так, как его два старших брата, умерли в младенчестве, по совету старейшин, мальчику решили поменять имя на Иосиф.

По достоверным сведениям Сталин владел осетинским языком, как родным.

Например, в беседах с Осетином, генералом И.Плиевым, он свободно разговаривал с ним на Осетинском языке.

Также осетинское происхождение Сталина в книге «Внучка вождя» подтверждает, Галина Джугашвили, его внучка.

С именем Сталина связана победа наших войск над фашистской Германией.

При нем было построено первое в СССР метро. Он интересовался в стране всем, включая строительство Московского Государственного Университета имени Ломоносова, уделяя большое внимание развитию советской науке.

В настоящее время нет такого россиянина, который бы не знал и не слышал о Сталине. В некоторых домах хранятся его портреты. Участники Великой Отечественной Войны с гордостью рассказывают о нем своим внукам и правнукам.

И мы не должны забывать о великом нашем Сталине. Быть ему благодарны за победу! За то, что мы сегодня живы и свободны! За мир, который мы теперь обязаны хранить и оберегать!

Мне передали на хранение медали и ордена своего прадедушки, участники Великой Отечественной Войны, что бы мы знали и помнили о подвигах наших предков и никогда их не предавали.

Заключение

Тот, кто историю свою не знает,Кто славных предков забывает,Тому на свете трудно жить, Свою историю творить.Так не забудем никогда,Про славные те прошлые года!И будем мы детей учить,Как надо Родину любить.

В результате своего исследования я понял, что многие даже не имеют представления о генетической связи осетин с выдающимися личностями мира. И вообще, многим вообще неизвестны кем были Мария Ясыня, Анахарсис, Сатеник и многие другие выдающиеся личности нашего мира.

Я по совету своего научного руководителя провел вместе с ней анкетирование школьников, в котором задавал вопросы о знаменитых людях, насколько они знакомы детям моего возраста и даже старше. Но, к сожалению, результат был, очень ожидаем. Знание, об исторических событий и героев прошлых столетий, внесших такой неоценимый вклад в наше развитие, не достигло даже 1% (Приложение 1).

Меня пригласили в библиотеку по пр. Коста 283, куда я периодически обращался в краеведческий отдел за литературой, зачитать свой доклад. Моими слушателями были учащиеся 6 классов 36 школы, сотрудники библиотеки и простые посетители, которых заинтересовала моя тема (Приложение 2).

Я очень волновался о том, как меня встретят, интересно ли им вообще моя тема, будут ли меня слушать. Час прошел не заметно (Приложение 3). Меня встретили очень хорошо. Слушали меня с большим любопытством! Администрация библиотеки вручила мне «Благодарность» за проявленный интерес к изучению истории осетин. Было приятно (Приложение 4).

После моего доклада, ко мне подходили девочки с 36 школы и просили к ним прийти в школу на урок истории. Подошла женщина, которая работает учителем истории в частной школе и спросила, не буду ли я против, если меня пригласят в свою школу. Она была заинтересована моей темой, ее новизной и значимостью.

Я обязательно продолжу изучение своей темы. Мои ровесники должны знать, и гордится своими предками. К сожалению изучаемые мною вопросы о генетической связи осетин с выдающимися личностями мира не изучается и не рассматривается в рамках школьной программы.

Благодаря классному руководителю, на классном часе я смог рассказать своим одноклассникам о наших благородных предках. Всем было очень любопытно, интересно и познавательно. Я так думаю, что они расскажут об этом дома, друзьям, родственникам.

Я уверен, мой труд не остановился только на исследовании. Информация, которую я передал, пойдет из уст в уста. У сомневающихся, будет повод расширить свой кругозор в интернете или библиотеке. Главное, об этом заговорили и задумались.

Недаром говорят, что и малые звезды светят. Пусть ярче светят звезды всех народов в братском созвездии Родины!

Русский с осетином - по сути, братья, в них течет одна кровь. Хотелось бы, чтобы славу осетин знали по культуре, истории и великому духу наших предков.

В наше тяжелое политическое время, время постоянных политических провокаций важно знать, что ты часть своего государства. Та часть, которая стояла у истоков государства, была ему опорой, другом и братом.

В составе Российского государства наша республика является едва ли не самой маленькой, как по территории, так и по количеству коренного населения, и тем удивительней её значительная роль в истории страны.

Это объясняет, почему осетинский народ в любой войне стоял за Россию не на жизнь, а на смерть. Именно поэтому героев России в нашей маленькой республике больше, чем у других.

Сколько интересных и волнующихся страниц из истории и культуры маленького, но гордого осетинского народа мы прочитали, а сколько еще не прочитано!

Каждый народ нашей необъятной Родины достоин уважения.

Но я очень горжусь тем, что я осетин. Меня очень радует, что возможно на миллионную долю вероятности, где то у меня есть шанс, оставить свой след также в истории нашей большой страны.

Хотелось бы, чтобы славу осетин знали по морально эстетическим ценностям, культуре, истории и великому духовному наследию наших предков.

Наша работа будет продолжена. В результате своей исследовательской работе я узнал еще о многих интересных личностях нашей планеты, имеющих генетическую связь с осетинским народом. О них я расскажу в следующих своих работах. Я понял, что это важно не только мне.

Список использованной литературы.

    Челехсаты К.С. «Осетия и осетины» Владикавказ, 1994;

    Диоген Лаэртский «О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов» Москва,1986;

    Кузнецов В.А. «Путешествия в древний Иристон». Москва, 1974;

    Кузнецов В.А. «Очерки истории алан». Орджоникидзе,1984;

    «Осетия в мире спорта» Владикавказ, 2002 г;

    Мовсес Xоренаци «История Армении» Ереван, «Айастан», 1990;

    Г.Х. Саркисян в примечаниях к тексту «История Армении» М.Хоренаци;

    Руслан Бзаров, выступление на конференции «Мария Ясыня»;

    Чичинадзе З. «История осетин по грузинским источникам» Цхинвал, 1993.

    Анахарсис. Электронный ресурс: http://www.omg-mozg.ru/avtory-anaharsis

Рисунок 2. Александр Невский. Художник Юрий Пантюхин.

Левая часть триптиха «За Землю Русскую!»

Рисунок 3. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский.

Художник Юрий Пантюхин.

Рисунок 4. Мария Ясыня.

Рисунок 5. Великий князь Всеволод Большое Гнездо.

Художник Елена Доведова

Рисунок 6. Царазон Давид - Сослан

Рисунок 7. Царазон Давид-Сослан и Царица Тамара.

Настенные росписи в трапезной Аланского Богоявленского женского монастыря

Аслана Хетагурова и Захара Валиева, номинированные на премию К. Хетагурова.

Рисунок 8. Статуя Шатаны, Сирия.

Рисунок 9. Сталин Иосиф Виссарионович.

Рисунок 10. Философ Анахарсис.

Рисунок 11. Осетинский царь Урдур.

Жил в 980-1020 годах.

Был знаменитым, мудрым и спокойным царем.

Был другом Баграта IV, впоследствии выдал за него дочь Борену.

Рисунок 12. Борена, дочь царя Урдура, супруга Баграта IV.

Осетинские Багратиды являются потомками ее сына Дмитрия.

Рисунок 13. Осетинский царь Худан.

Был близким другом царя Дмитрия и его сына Георгия Куратпалата.

Георгий женился на дочери Худана, Бурдухане.

Рисунок 14. Бурдухан.

Супруга царя Георгия, дочь осетинского царя Худана, мать царицы Тамары.

Видная женщина в жизни Картли.

Приложение 1. Образец Анкета-опрос одноклассников.

Приложение 2. Информационный стенд для доклада.

Приложение 3. Доклад в городской

библиотеке для учащихся 9 классов.

Приложение 4.Благодарность за чтение доклада.

Еще в 1822 г. Клапрот высказал мнение, что осетины - потомки аланов (они же осы и ясы, в зависимости от источников). Дальнейшие разыскания подтвердили предположение, что в числе аланов были и предки осетин, и уяснили иранское происхождение последних, а также их родство с азиатскими сарматами. Осетины составляют остаток некогда многочисленного иранского племени, занимавшего значительное пространство на северном Кавказе, на и в Черноморье. До самого Эльборуса и далее в области верхней Кубани до сих пор сохранились осетинские названия рек, ущелий, перевалов, гор и проч., свидетельствующие о том, что эти места были населены их предками.

Наблюдение типа горских татар, изучение их преданий и обычаев приводит к убеждению, что татары застали здесь коренное осетинское население. Предки осетин жили еще далее на запад, на низовьях Кубани и Дона, который доселе сохранил свое осетинское имя (дон - по-осетински вода, река). Древность иранских поселений на юго-востоке России восходит еще ко временам греческих черноморских колоний. В греческих надписях Тираса, Ольвии, Пантикапеи и особенно Танаиды встречается, среди негреческих личных имен, множество иранских, указывающих на присутствие значительного иранского элемента в местном населении. Лингвистический разбор этих имен дал возможность уяснить некоторые фонетические законы сарматского языка и установить его специальное родство с осетинским.

Историческими данными о судьбе предков служат немногочисленные письменные свидетельства об азиатских сарматах, аланах, а также скудные указания русской летописи об ясах. Ближайшие южные культурные соседи осетин, грузины, также сохранили в своих летописях несколько свидетельств о набегах оссов на Закавказье. Армянский историк Моисей Хоренский знает оссов под именем алан, под которым они были известны и византийским историкам. В грузинской летописи оссы изображаются народом сильным, многочисленным, выставлявшим для набегов несколько десятков тысяч всадников. Упоминаются осетинские цари и родственные союзы между царским домом (Багратидов) и осетинским.

Могущество осетин, ослабленное на севере Кавказа русскими, (касогами) и половцами, было окончательно подорвано татарским погромом во времена Чингисхана. Осетины вынуждены были платить дань татарам. На севере татары заняли часть осетинской территории, а окончательно заперли сетин в горах. Дигорцы, тагаурцы и часть куртатинцев были данниками кабардинцев еще в начале XIX века. Южные осетины, прежде столь грозные для Закавказья, подчинились влиянию грузин и стали в крепостную зависимость от грузинских феодалов Эристовых и Мачабеловых. Водворение русского владычества на Кавказе было благоприятно для О., нашедших в русском правительстве поддержку с одной стороны против кабардинцев, с другой против притеснений высшего сословия и грузинских князей. Вследствие подстрекательств со стороны последних среди южных осетин иногда происходили волнения, но меры правительства и деятельность миссионеров все более и более сближали осетин с русскими. В 1866-67 гг. совершилось в Осетии освобождение крепостных сословий от власти помещиков.

После революции происходит массовое переселение осетин на равнину. В 1922 году была образована Юго-Осетинская автономная республика, вошедшая в состав грузинской ССР, через два года была образована Северо-Осетинская республика, которая в 1936 году была преобразована в Северо-Осетинскую АССР. В 1990 была принята Декларация о суверенитете Республики Северная Осетия (сейчас Северная Осетия – Алания). Южная Осетия вошла в состав .

Осетины — народ в России, основное население Северной и Южной Осетии, живут также в Кабардино-Балкарии (10 тысяч человек), в Карачаево-Черкесии (4 тысячи человек). Общая численность в России 402 тысячи человек. До покорения кабардинцев русскими, осетины жили исключительно в горах. Оттеснив кабардинцев от гор, русское правительство позволило селиться на плоскости.

Осетины - жизнеспособное племя, быстро увеличивающееся в своей численности с тех пор, как оно поставлено в более благоприятные экономические условия. По данным 1833 г., всех осетин числилось только 35750 человек; по сведениям 60-х годов, северных осетин числилось 46802, южных - 19324 человек. В1880 г., в северной Осетии было уже 58926 чел., в южной - 51988.

По наблюдениям доктора Гильченка, северные осетины в большинстве (почти 64 %) темноволосы и темноглазы; цвет кожи у них смугловатый, лоб прямой, широкий, с хорошо развитыми лобными буграми и слабо развитыми надбровными дугами; нос довольно большой, выдающийся, прямой; рот небольшой, с прямыми, тонкими губами. Рост в большинстве высокий; плечи и таз значительной ширины.

На плоскости осетины живут в мазанках или побеленных хатах; в горах, где нет леса, или он трудно доступен, осетинские сакли складываются из камней без цемента и большей частью прилепляются одной стороной к скале. Иногда часть боковых стен также образуется горой.

Главная часть национального осетинского дома - большая общая комната, кухня и столовая вместе. Целый день в ней происходит стряпня, так как у осетин нет определенного времени для еды, и члены семьи едят не все вместе, а сначала старшие, затем младшие. Посреди комнаты помещается очаг, над которым, на железной цепи, висит медный или чугунный котел. Очаг составляет центр, около которого собирается семья. Железная цепь, прикрепленная к потолку у дымового отверстия - самый священный предмет дома: приблизившийся к очагу и прикоснувшийся к цепи становится близким семье. Оскорбление цепи (например, унесение ее из дому) считалось для семьи величайшей обидой, за которой прежде следовало кровная месть.

По мере разрастания семьи (разделы между женатыми братьями при жизни родителей - явление редкое) к дому пристраиваются новые сакли и хозяйственные постройки. Все постройки покрываются плоскими крышами, на которых нередко производится молотьба хлеба, сушка зерна.

Одежда осетин не отличается от общекавказской, горской: у мужчин те же рубахи, бешметы, черкески, шаровары из сукна или холста или бурки; у женщин - длинные рубахи до пят, шаровары и ситцевые или нанковые полукафтаны с узким вырезом на груди. Зимний головной убор — барашковая высокая шапка (папаха), летний — войлочная шляпа. Головной убор женщин составляют шапки разного вида и платки. Мужчины в одежде предпочитают цвета темно-коричневый и черный, женщины - синий, голубой и алый.

Главная пища осетин, отличающихся вообще умеренностью, хлебная - из ячменя, кукурузы, пшеницы, проса, также кушанья из молока и сыра. Мясо они едят лишь по праздникам и при приезде гостей. Основные занятия осетин в горах, где есть тучные пастбища - скотоводство и земледелие, ремесла слабо развиты.

Главные этические начала, руководящие жизнью осетин - уважение к старшим по возрасту, кровомщение и гостеприимство. Каждый осетин считает обязанностью вставать при входе старшего и приветствовать его, хотя бы он был низшего происхождения; взрослые сыновья не имеют права сидеть в присутствии отца, хозяин не может сесть перед гостем без его разрешения и т. п. Вообще семейные и общественные отношения определяются строгим этикетом и своеобразными понятиями о благопристойности, часто до крайности стеснительными.

Обычай кровомщения, свято соблюдавшийся прежде, но теперь почти искорененный, вел к постоянным войнам между отдельными фамилиями и значительно уменьшил численность осетинского племени. Гостеприимство составляет до сих пор выдающуюся черту. С большей искренностью и радушием оно соблюдается в местах, меньше тронутых европейской культурой. Брак у основан был до последнего времени исключительно на уплате за невесту калыма (ирэда), который жених должен был приобрести самолично. Размер калыма определялся достоинством невесты и вступающих в родство семей. В некоторых местах часть калыма, а иногда и весь калым идет в приданое девушке. Свадьба у осетин обставлена многими обрядами, сохраняющими интересные следы старины.

Между похоронными обрядами заслуживают внимания так называемое посвящение коня покойнику, совершаемое на могиле, и поминки. Цель первого обряда - чтобы покойник имел коня в загробном мире и мог доехать благополучно до места ему назначенного. Поминки состоят в обильном угощении не только родственников, но всех одноаульцев и пришельцев, в честь покойного, причем так называемые великие поминки сопровождаются иногда скачкой и стрельбой в цель на призы, выдаваемые семьей умершего. На поминки осетины смотрят, как на кормление умерших предков, полагая, что пища, съедаемая на поминках, достигает их. Принимая христианство, осетины исполняют некоторые обряды, соблюдают посты и праздники, посещают церковь, упоминают имя Христа и некоторых святых, но вместе с тем справляют и прежние языческие обряды, произносят моления своим аульным и семейным святыням, в известные дни приносят жертвы - баранов, козлов, быков. В обрядах осетин также видны следы заглохшего христианства, смешавшегося с древнейшим язычеством.

Значительный интерес представляет народная словесность О., особенно их сказания о богатырях, называемых нартами. Некоторые типы и сюжеты осетинского нартовского эпоса встречаются в сказаниях кабардинцев и . Последние, по-видимому, заимствовали некоторые рассказы у осетин, которые сами кое-что получили от кабардинцев. В осетинский нартовский эпос проникли также из Закавказья, через посредство грузин, некоторые сюжеты, связанные с персидским богатырем Рустемом, героем почти общеизвестным на Кавказе. Кроме эпических сказаний, осетины имеют немало песен, особенно сатирических и юмористических, которые так же легко складываются, как забываются и сменяются новыми. Широко распространены в народе пение и игра на музыкальных инструментах.


Буду благодарен, если Вы поделитесь этой статьей в социальных сетях:

Осетины , Осетины – потомки древних алан, сарматов и скифов. Однако, по мнению ряда известных историков, присутствие так называемого местного кавказского субстрата в осетинах также очевидно. В настоящее время, осетины, большей частью населяют северный и южные склоны центральной части главного Кавказского хребта. Территориально они образуют Республику Северная Осетия – Алания (площадь – около 8 тыс. кв. км., столица – г.Владикавказ) и Республику Южная Осетия (площадь – 3.4 тыс. кв. км., столица – г.Цхинвал).

Не смотря на географическое и административное разделение в обеих частях Осетии живёт единый народ, с одними и теми же культурой и языком. Разделение же произошло по волевому решению из Кремля в 1922 году, без какого-либо учёта мнения самих осетин. По этому решению Северная Осетия была отнесена к России, а Южная Осетия – к Грузии. В течение семи десятилетий, если не принимать во внимание чувств бедной падчерицы и попыток насадить грузинскую культуру и язык, граждане Южной Осетии особо больших неудобств от этого разделения не испытывали, так как жили в единой семье братских народов СССР. Но времена поменялись. Россия и Грузия стали отдельными государствами с весьма натянутыми взаимоотношениями. Осетины при этом оказались по разные стороны государственной границы. Причём, разделёнными стали даже многие семьи, члены которых проживают в разных частях Осетии. Но об этом – ниже. В настоящее время общая численность осетин в мире всего составляет около 640-690 тысяч человек. Из них (по неофициальным данным) проживают: -в Северной Осетии – 420-440 тысяч человек

В Южной Осетии – 70 тысяч человек

В республиках и регионах России – 60-80 тысяч человек

В Грузии – 50-60 тысяч человек

В государствах на территории бывшего СССР – 20-30 тысяч чел.,

В Турции и Сирии – 11-12 тысяч человек,

В странах Европы, Америки, Австралии – около 12-15 тысяч чел.

Осетия граничит: на востоке - с Республикой Ингушетия, на северо-востоке - с Чечнёй, на западе и северо-западе - с Кабардино-Балкарской Республикой, на юге - с Грузией и на севере - со Ставропольским краем. Богата и разнообразна природа Осетии: знойные степи, цветущие предгорные равнины, вечно покрытые льдом вершины высочайших в Европе Кавказских гор, глубокие ущелья и стремительные реки. Осетины – народ, ввиду своей уникальности (отсутствия близких по языку и культуре родственных народов) давно привлекавший к себе пристальное внимание российских и известных зарубежных историков и исследователей Кавказа, таких как Миллер, Шегрен, Клапрот, Вернардский, Дюмезиль, Бахрах, Сулимирский, Литтлтон, Бейли, Кардини, Абаев, Ростовцев, Кузнецов и многие другие. История Осетии от алан, сарматов и скифов до наших дней достаточно хорошо описана в книгах многих авторитетных ученых, и в частности М.Блиева и Р.Базрова «История Осетии», а также в приводимом в данном разделе, предисловии академика М.Исаева «Аланы. Кто они?» к русскому изданию книги Бернарда С.Бахраха «Аланы на Западе». Сама же эта книга (“A history of the Alans in the West”, by Bernard S. Bachrach)* ярко освещает историю западных алан, большими массами расселившихся в странах Западной и Центральной Европы, и оставивших заметный след на развитии культуры народов этих стран, от Британских островов и северной Италии до Балканских стран и Венгрии. Там потомки алан (ассов) в последствии образовали отдельную Ясскую область, многие столетия сохраняя культуру и язык предков. К слову, большинство исследований истории западных алан начисто опровергает теории некоторых северо-кавказских историков о том, что аланы не были ираноязычны. Ираноязычность западных алан распознается без больших усилий. На протяжении своей истории, осетинский народ прошёл периоды, от бурного расцвета, усиления мощи и огромного влияния в первом тысячелетии нашей эры, до почти полного катастрофического истребления во времена нашествий татаро – монгол и хромого Тимура в 13-14 веках. Всеобъемлющая катастрофа, постигшая Аланию, привела к массовому уничтожению населения, подрыву основ хозяйства, крушению государственности. Жалкие остатки некогда могущественного народа (по некоторым данным - не более 10 -12 тысяч человек) почти на пять столетий были заперты в высокогорных ущельях Кавказских гор. На протяжении этого времени все «внешние связи» осетин сводились только к контактам с ближайшими соседями. Однако, нет худа без добра. По мнению ученых, во-многом благодаря этой изолированности, осетины почти в первозданном виде сохранили свои уникальные культуру, язык, традиции и религию. Прошли столетия и народ восстал из пепла, заметно вырос в численности. И к первой половине XVIII века, ввиду тесноты, суровости и ограниченности условий высокогорья и сложной геополитической обстановки в регионе, перед осетинским народом остро встал вопрос необходимости вхождения в состав России и переселения на равнинные земли. Через выборных послов – представителей различных осетинских обществ, в Санкт-Петербург было направлено соответствующее прошение на имя Императрицы Елизаветы Петровны. После поражения Турции в русско-турецкой войне 1768-1774 гг. Влияние России в регионе заметно возрасло и она могла действовать более решительно, чем ранее, в осуществлении своих колониальных целей на Кавказе. И следом за заключением Кучук-Кайнарджийского мирного договора в 1974 году, было принято решение о присоединении Осетии к Российской Империи. Однако административное подчинение Осетии поначалу носило формальный характер. И народ ещё долгое время продолжал сохранять независимость от российской администрации. В осетинских ущельях то и дело вспыхивали восстания, подобные Дигорскому в 1781 году, носившие народно-освободительный характер. Однако вцелом, присоединение к России отвечало национальным интересам Осетии. Оно приближало решение таких важных вопросов, как переселение на предгорные равнины, обеспечение внешней безопасности и установление торговых отношений в Россией. За последующие 100 -150 лет в Осетии выросли сотни образованных педагогов, просветителей, литераторов, военачальников, государственных и общественных деятелей. Большинство из них получило хорошее образование в Санкт-Петербурге, Москве и других крупных городах России. К началу прошлого века уже насчитывались десятки боевых генералов-осетин, и тысячи офицеров, награждённых высшими воинскими наградами России. Верой и правдой, с аланской честью, они защищали интересы Отечества на всём протяжении, от Дальнего Востока до Балкан и Турции. Шли годы и уже политические события начала XX столетия нанесли новый удар по нашему народу, как и всем остальным народам страны. Революция 1917 года и последовавшая за ней Гражданская война надолго раскололи осетинское общество на враждующие непримиримые лагеря. Они заметно подорвали основы внутриобщественных взаимоотношений, устоев и традиций. Зачастую по разную сторону баррикад оказывались соседи, родственники, а то и члены одной семьи. Многие передовые люди своего времени были убиты в боях, другие навсегда эмигрировали заграницу. Ну а самый большой урон осетинской культуре был нанесён во времена известных репрессий 30-40-х годов, когда почти полностью был уничтожен цвет нации. Знаменитое аланское воинское искусство и тяга к ратным подвигам не ушли в историю вместе с ними. Через века они возродились в потомках, у котоорых воинская служба и защита Отечества всегда были в особом почёте. Тяга к офицерской службе проявляется в осетинах с самого раннего детства. И тот факт, что в данный проект вошли сведения о 79 генералах и адмиралах советского периода и современной России, убедительно подтверждает этот вывод. Наиболее ярко осетинский народ проявил свои лучшие качества, унаследованные от гордых предков, во время Второй мировой войны.

При общей численности населения на 1941 г. 340 тысяч человек:

90 тысяч осетин ушли защищать Родину от фашистских оккупантов.

46 тысяч из них погибли в боях за свободу и независимость нашей Родины.

34 осетина стали Героями Советского Союза. Это самый высокий показатель по отношению к общей численности населения, среди всех народов СССР (см. таблицу в разделе "Герои Советского Союза"). -более 50 человек стали генералами и адмиралами

Осетинская семья Газдановых потеряла на фронтах войны всех 7-х сыновей,

Две семьи потеряли по 6 сыновей,

В 16-ти семьях не вернулись с войны по 5 сыновей,

52 осетинские семьи потеряли в этой войне по 4 сына,

Поражние фашистских войск на Кавказе началось с их разгрома в жестоких боях на подступах к Владикавказу зимой 1942 года, и освобождения оккупированных гитлеровцами районов Северной Осетии. В рядах командиров Красной Армии храбро сражались десятки боевых генералов – осетин. Самые известные из них - дважды Герой Советского Союза генерал армии Исса Плиев, Герой Советского Союза, генерал армии Георгий Хетагуров, Герой Советского Союза, генерал-полковник, один из самых видных советских разведчиков, которого называли отцом советского спецназа, Хаджи-Умар Мамсуров и командир прославленных советских воздушных ассов, Герой Советского Союза, генерал-майор Ибрагим Дзусов. Послевоенный период истории Осетии характеризуется бурным развитием промышленности, экономики, сельского хозяйства, культуры и спорта. Благодаря богатым природным ресурсам, в Осетии выросли такие крупные предприятия добывающей и перерабатывающей промышленности, как Садонский и Квайсинский свинцово-цинковые комбинаты, заводы "Электроцинк" и "Победит", продукция которых находила широкое применение в стране и за рубежом, Цхинвальские заводы «Эмальпровод» и «Вибромашина», Алагирский завод сопротивлений, крупнейший в Европе Бесланский маисовый комбинат, мебельная фирма «Казбек», целый ряд крупных предприятий электроники и др. Столица Республики Северная Осетия – Алания, Владикавказ (население –чуть более 300 тысяч человек) - один из красивейших городов региона, культурный, экономический и транспортный центр. Здесь, как и по всей республике, в мире и согласии проживают люди многих национальностей. Владикавказ славится престижными высшими учебными заведениями, среди которых Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова, Горский государственный аграрный университет, Северо-Кавказский государственный технологический университет, Северо-Осетинская государственная медицинская академия, высшие военные училища и другие. Разнообразна и насыщена культурная жизнь Осетии. Здесь функционируют несколько государственных театров, филармония, известный в стране и за рубежом государственный академический ансамбль народного танца «Алан», конный театр «Нарты». Осетинская культура и искусство дали стране и миру таких известных людей, как один из лучших дирижёров в мире, руководитель Санкт-Петербургского Мариинского театра Валерий Гергиев, первая в мире женщина-дирижёр, народная артистка СССР Вероника Дударова, солистка балета Большого театра, народная артистка СССР Светлана Адырхаева, династию цирковых артистов Кантемировых во главе с основателем советского конно-циркового искусства Алибеком Кантемировым, артисты театра и кино, народные артисты СССР Владимир Тхапсаев и Николай Саламов, известные эстрадные исполнители Феликс Царикати и Аким Салбиев и многие другие. На соревнованиях самого высшего ранга прославляют свою Родину осетинские спортсмены в вольной и греко-римской борьбе, дзю-до, каратэ, тае квон до, тяжелой атлетике, армрестлинге, футболе, художественной гимнастике и многих других видах спорта. Осетины по праву гордятся 12- ю чемпионами Олимпийских игр, несколькими десятками чемпионов мира, Европы, СССР и пост-советской России.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...