Психолого-педагогическое сопровождение развития одаренных детей в доу в условиях внедрения фгос дошкольного образования. Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей Педагогическое сопровождение одаренных детей

Психолого-педагогическое

в условиях

Белгород


2014

Управление образования администрации г. Белгорода

МКУ «Научно-методический информационный центр» г. Белгорода

МЕТОДИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК №1

Психолого-педагогическое

сопровождение одаренных детей

в условиях

общеобразовательных учреждений

материалы из опыта работы педагогов-психологов

общеобразовательных учреждений г.Белгорода)

Белгород


2014

Ответственный за выпуск:

В.В. Дубинина, директор МКУ НМИЦ г. Белгорода


Составители :

  • Еремина И.В., старший методист МКУ НМИЦ г. Белгорода, педагог-психолог МБОУ «Гимназия №5»;

  • Узянова И.М., заместитель директора по УВР,

  • Чеботарева Л.В., педагог-психолог МБОУ «Гимназия №5»;

  • Новикова А.Н., педагог-психолог МБОУ СОШ №40;

  • Иванова Е.А., педагог-психолог МБОУ СОШ №42;

  • Минакова Л.А., педагог-психолог МБОУ для детей дошкольного и младшего школьного возраста - прогимназия №51;

  • Балакина Л.Б., педагог-психолог МБОУ-лицей №10;

  • Кудрикова Д.Н., педагог-психолог МБОУ-лицей №10;

  • Кабакова Л.Ю.,

  • Перцева О.Р., педагог-психолог МАОУ – лицей №38;

  • Калинина Е.С., педагог-психолог МБОУ СОШ №45.

Рецензент: к.п.н. Корнеева С. А.


Печатается по решению Методического совета МКУ НМИЦ управления образования администрации г. Белгорода.

В настоящем сборнике представлены материалы из опыта работы педагогов-психологов общеобразовательных учреждений г.Белгорода по работе с одаренными детьми в условиях ОУ.

Представленные практические материалы и методические рекомендации помогут работникам управления образования и участникам образовательного процесса работающими с одаренными детьми, в организации психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Сборник предназначен для педагогических работников ОУ: педагогов-психологов, заместителей директоров по УВР, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования и руководителей методических объединений.


Введение

4-5

Раздел I

Теоретико-методологические основы изучения одаренности школьников в современных образовательных условиях

6-14

1.1.

Рабочая концепция одаренности как методологическая база проблемы

6-7

1.2.

Определение понятий одаренность и ребенок с признаками одаренности

8-9

1.3.

Признаки и виды одаренности

10-14

Раздел II

Возрастные особенности проявления одаренности

15-20

2.1.

Возрастные периоды и специфика одаренности

15-18

2.2.

Психологические особенности одаренного ребенка

19-20

Раздел III

Психолого-педагогические условия развития одаренности в условиях общеобразовательного учреждения

21-25

3.1.

Условия развития одаренности в ОУ

21-22

3.2.

Образовательная среда ОУ как средство развития одаренности

23

3.3.

Модель формирования одаренности школьников

24-25

Раздел IV

Технология выявления детей с признаками одаренности

26-28

Раздел V

Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с детьми с признаками одаренности

29-30

Раздел VI

Программа психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности школьного возраста в условиях ОУ

31-61

6.1.

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с признаками одаренности в школе

31-34

6.2.

Психолого-педагогическая диагностика одаренности школьников на разных возрастных этапах

35-42

6.2.1.

Диагностика одаренности. Краткая характеристика диагностических методик

35-37

6.2.2.

Подходы к построению системы диагностики одаренности обучающихся в массовой общеобразовательной школе

38-42

6.3.

Консультативно-просветительский блок работы с участниками образовательного процесса

43-48

6.4.

Коррекционно-развивающий блок работы с участниками образовательного процесса

49-53

Психологическая подготовка к олимпиадам одаренных детей

54-61

Список литературы

62-63
Введение
Изучение детской одаренности как психического явления изначально было актуализировано образовательной практикой.

В развитии этой интегральной личностной характеристики (одаренности) образование выступает как один из ведущих факторов.

Исследование специфики воздействия образования на процесс развития детской одаренности традиционно рассматривается как одна из важнейших психолого-педагогических задач.

Психолого-педагогическая теория и образовательная практика всегда провозглашали задачу сопровождения детской одаренности, о её раннем выявлении, всемерном развитии детских талантов и способностей, выражали стремление решать проблемы специального обучения детей с признаками одаренности.

Рассматривая неудовлетворенность образовательной практики уровнем психолого-педагогической разработанности проблем диагностики и развития детской одаренности, необходимо отметить некоторые особенности современной феноменологии этого психического явления, что объясняет и подходы к его диагностике, прогнозированию и развитию в образовательной среде.

В современной психологии на основе слова «одаренность» созданы два термина: «дети с признаками одаренности» и «детская одаренность».

Термином «дети с признаками одаренности» обычно обозначается особая группа детей, опережающих сверстников в развитии .

Второй термин - «детская одаренность» указывает на то, что каждый индивид имеет определенный интеллектуально-творческий потенциал.

В соответствии с этим пониманием в психологии, а вслед за ней и в теории образования возникают две глобальные, вырастающие из одного корня, задачи:

Разработка психологических основ и создание системы развития и поддержки одаренных и талантливых детей;

Разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие интеллектуального и творческого потенциала каждого ребенка в сфере образования.

Каждая из этих задач требует решения четырех, относительно самостоятельных проблем:

Определение концепции одаренности;

Разработки модели диагностики одаренности;

Определение оснований для построения прогнозирования развития детей с признаками одаренности;

Создание целостной системы развития и поддержки детской одаренности в сфере образования.

Прежде чем решать вопрос о том, как проводить диагностику одаренности, как правильно построить прогноз эволюции интеллектуально-творческого потенциала личности, на каких основах строить процесс его развития в образовательной и других видах деятельности, надо определить одаренность на концептуальном уровне.

Далее на этой основе разрабатывается общая схема психодиагностической работы и методический инструментарий. Результаты, полученные на этапе диагностики, становятся основанием для прогнозирования развития индивида. В конечном итоге все это служит базой для моделирования процесса развития, разработки теоретических основ и практики образования.

Отделенная от образовательной практики диагностика не может решить проблему прогнозирования развития одаренности. Эпизодическая диагностика не позволяет объективно решать не только задачу выявления уровня детской одаренности, но и задачу прогнозирования развития. Причина этого в автономизации процессов диагностики, прогнозирования и развития.

Психодиагностика должна выступать по отношению к прогнозированию и развитию процессов как органическая часть единого процесса, т.е. должна быть вплетена в ткань процесса развития. В этом случае диагностика будет значительно более достоверной и станет базой для более надежного прогнозирования, создаст реальные возможности для систематической корректировки образовательной практики.


Раздел I. Теоретико-методологические основы изучения одаренности школьников в современных образовательных условиях

1.1. Рабочая концепция одаренности как методологическая основа

С целью создания системы государственной поддержки и социальной защиты детей с признаками одаренности, а также условий, обеспечивающих их выявление, развитие и социальную поддержку, в 1996 году была разработана и утверждена Федеральная программа «Развитие творчества и одаренности», позже получившая название «Дети с признаками одаренности» 2007 – 10 гг. (утверждена Постановлением Правительства РФ № 172 от 21.03.2007). Программа была разработана авторским коллективом ученых: педагогов и психологов под руководством Д.Б. Богоявленской по заказу Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации.

Достигнутые в ходе реализации проекта определенные социально значимые результаты и очевидный интерес общественности к проблеме одаренности подрастающего поколения послужили основанием для внесения членами Совета по вопросам качества общего образования в РФ на рассмотрение Правительства Российской Федерации предложения об обновлении и продолжении действия Федеральной целевой программы «Дети с признаками одаренности» в период 2011 – 15 гг.

Обновленная Федеральная комплексная программа «Дети с признаками одаренности» на 2011 – 15 гг. выступает гарантом дальнейшего формирования в стране системы государственной поддержки детей с признаками одаренности, создания на всех уровнях действующего механизма социальных и психолого-педагогических условий для развития и обучения детей с признаками одаренности.

Рабочая концепция одаренности рассматривается нами как методологическая основа психолого-педагогического сопровождения одарённых детей и является попыткой выработки общих позиций всех участников образовательного процесса на феномен одарённости, на проблемы, с которыми приходится сталкиваться в процессе выявления, обучения и развития детей с незаурядными способностями.

Рабочая концепция одаренности также представляет единую теоретическую базу для изучения феномена одаренности (определения одаренности, классификация её видов, путей идентификации и т. д.).

Государственная система работы с одаренными детьми включает несколько уровней. Основой этой системы является детский сад и школа. На уровне детского сада необходимым является наличие навыков распознания одаренности своих воспитанников, создание для них оптимальных условий в плане развития, учебы и отношений со сверстниками.

Цель программы Федеральной «Ребенок с признаками одаренности» - создание условий для выявления, поддержки и развития детей с признаками одаренности в РФ. Эта программа направлена на развитие у детей трех основных блоков структуры одаренности: познавательной активности, умственных способностей, детских видов деятельности.

Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие детей с признаками одаренности, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач.

Мировая практика работы с одаренными детьми показывает , что при отсутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем выбор психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности.

В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогических работников для формирования у них научно-адекватных и современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности.

Сложность решения этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащих друг другу подходов к указанной проблеме, в которых трудно разобраться практическим работникам и родителям. «Рабочая концепция одаренности» является обобщением современного состояния знаний в области психологии одаренности.

1.2. Определение понятий «одаренность» и «одаренный и ребенок»

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми,

Ребенок с признаками одаренности - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребенка на фоне ее дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Сегодня одаренность рассматривается:

1) как психофизическое свойство личности , определяемое показателями функционирования отдельных структур центральной нервной системы (Э.А. Голубева, А.Н.Лебедев, В.Д. Небылицын, В.М. Русалов, Б.М.Теплов и др.).

2) как психогенетическое качество , которое обеспечивает влияние генетических свойств организма на способности, а также взаимодействие генетических и средовых (А.Басе, С.Берт, Ф.Гальтон, М.С.Егорова, Б.Ф.Ломов, Т.М. Марютина, Г. Ньюмен, К.Пирсон, Р. Пломин, И.В. Равич-Щербо, В.М. Русалов, Ч. Спирмен и др.). Одаренность в этом случае рассматривается в русле естественно-научного подхода относительно биологического созревания и психического развития личности.

3) как высокий уровень развития интеллекта или умственных способностей , которые количественно измеряются с помощью тестов интеллекта (Г. Айзенк, Р. Амтхауэр, А. Бине, Д.Векслер, Дж. Гилфорд, Р.Кеттел, Р. Мейли, Дж. Равен, Т. Симон, Л. Термен, У.Штерн и др.).

В процессе изучения одаренности предпринимаются попытки оценить качественные и количественные показатели одаренности человека, что привело к развитию тестологических методов, направленных на:

Выявление основных черт одаренной личности, определяющих ее развитие (Г. Айзенк, Р. Кеттелл и др.)

Определение структуры интеллекта и общих способностей (Р. Амтхауэр, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, Дж. Равен, Т. Симон, А. Энстей и др.)

Выявление творческого потенциала, креативности и мотивации, которые обеспечивают достижение высоких результатов (А. Медник, Э. Торренс и др.)

Определение специальных способностей (Дж. Фланаган и др.);

4) как совокупность мышления и когнитивных функций (Э. де Боно, Л.Ф. Бурлачук, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, О.М. Дьяченко, З.И. Калмыкова, А.Осборн, Я.А.Пономарев, Т.А. Ратанова, O.K. Тихомиров, Н.И. Чуприкова, Д.Б. Эльконин и др.).

В рамках этого подхода мы выделяем два основных направления понимания одаренности:

- как набор общих или специальных способностей (А.В. Брушлинский, К.М.Гуревич, В.Н.Дружинин, А.Г.Ковалев, В.А. Крутецкий, В.Н.Мясищев, К.К.Платонов, С.Л.Рубинштейн, Ч.Э. Спирмен, Э.Л. Торндайк, Б.М.Теплов, Л. Терстоун, В.Д. Шадриков идр.).

- как высокий уровень креативности (творчества) , выражающийся в высокой исследовательской активности человека (Д.Б. Богоявленская, Дж. Гетцельс, П. Джексон, А.М. Матюшкин, А. Осборн, К. Тейлор, П. Торренс, Н.Б. Шумакова, В.С. Юркевич, Е.Л. Яковлева и др.).

5) как результат взаимодействия когнитивной одаренности (интеллектуальной, творческой, социальной, музыкальной и др.), некогнитивных личностных особенностей (мотивации, интересов, Я-концепции, эмоционального статуса) и социального (семейный и школьный климат, критические события жизни) окружения (А.Г. Асмолов, Ф.Монкс, В.И.Панов, А.Н. Перре-Клермон, Ч. Перлет, А. Таннебаум, К.А. Хеллер и др.).

6) как совокупность умственных способностей и личностных особенностей , рассматриваемая в контексте возрастного подхода (Г.С. Абрамова, Г. Крайг, И.Ю. Кулагина, Н.С. Лейтес, B.C. Мухина, Л.Ф. Обухова, Е.О. Смирнова, И.В. Шаповаленко и др.).

Н.С. Лейтес вводит понятие «возрастная одаренность», подразумевая под этим проявляющиеся в ходе созревания возрастные предпосылки одаренности, причем их наличие на том или ином возрастном этапе еще не означает сохранения этого уровня и своеобразия его возможностей в более зрелые годы.

Возрастной подход дает реальную базу для практической работы с детьми, обнаруживающими признаки повышенных способностей, и позволяет более адекватно относиться к прогностическим возможностям диагностических измерений.
1.3. Признаки и виды одаренности. Классификация одаренности

Признаки одаренности – это те особенности одаренного ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий.

Признаки явной (проявленной) одаренности зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «хочу» и «могу». Поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный ( характеризует способы его деятельности) и мотивационный ( характеризует отношение ребенка к деятельности).

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одаренного ребенка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия ее осуществления:


  • быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

  • использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации ;

  • выдвижение новых целей деятельности за счет более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.
Для поведения одаренного ребенка характерен главным образом этот уровень успешности: новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности «все делать по-своему» и связанного с присущей одаренному ребенку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности ее продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одаренного ребенка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т. д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к ее обобщению и развернутому контексту ее интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одаренного ребенка проявляется в его способности видеть в сложном простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости . Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одаренного ребенка может быть охарактеризован следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цвету, техническим устройствам, растениям и т. д.) либо к определенным формам собственной активности (физической, познавательной, художественно-выразительной и т. д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлеченность каким-либо предметом, погруженность в то или иное дело . Наличие столь интенсивной склонности к определенному виду деятельности имеет своим следствием поразительное упорство и трудолюбие.

3. Повышенная познавательная потребность, которая проявляется в ненасытной любознательности, а также готовности по собственной инициативе выходить за пределы исходных требований деятельности.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одаренность, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одаренность, но необязательно порождающие ее. Следует подчеркнуть, что поведение одаренного ребенка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одаренности вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

Виды одаренности

Дифференциация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. В одаренности можно выделить как качественный, так и количественный аспект.

Анализ качественных характеристик одаренности предполагает выделение различных качественно своеобразных ее видов в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности.

Анализ количественных характеристик одаренности позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Систематизация видов одаренности определяется критерием, положенным в основу классификации. Среди критериев выделения видов одаренности можно назвать следующие:

1) вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики

2) степень сформированности

3) форма проявлений

4) широта проявлений в различных видах деятельности

5) особенности возрастного развития

Данные критерии и соответствующие им виды одаренности представлены в таблице.


Критерии

Виды одаренности

По видам деятельности и обеспечивающим ее

сферам психики (интеллектуальная, эмоциональная, мотивационно-волевая сферы)


- В практической деятельности (одаренность в ремеслах, спортивная и организационная).

-В теоретической деятельности (интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности).

- В художественно-эстетической деятельности (хореографическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная).

- В коммуникативной деятельности (лидерская одаренность, характеризующаяся способностью понимать других людей, строить с ними конструктивные отношения, руководить).

- В духовно-ценностной деятельности (одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям).


Степень сформированности одаренности

- Актуальная одаренность (психологическая характеристика ребенка с такими наличными показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами).

- Потенциальная одаренность (психологическая характеристика ребенка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности). Потенциальная одаренность требует высокой прогностичности используемых диагностических методов и проявляется при благоприятных условиях.


Формы проявления

- Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны).

- Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.


Широта проявлений в различных видах

деятельности


- Общая (умственная) одаренность (проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности). Умственная активность и саморегуляция – ее основополагающие предпосылки. Общая одаренность определяет уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлеченности в деятельность, степень ее целенаправленности.

- Специальная одаренность (проявляется в конкретных видах деятельности и определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, живопись, математика, спорт, одаренность в сфере лидерства и социального взаимодействия – социальная одаренность и т.д.)).


Особенности возрастного развития

- Ранняя одаренность . Примером ранней одаренности являются «вундеркинды» (чудесный ребенок) – это дети, как правило, дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными успехами в каком-либо определенном виде деятельности – музыке, рисовании, математике, поэзии, танце, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Для них характерно раннее (с 2-3 лет) освоение чтения, письма и счета; высокое развитие познавательных способностей (блестящая память, высокий уровень абстрактного мышления и т.п.); овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию (например: пятилетний мальчик составляет собственную энциклопедию по истории и т.п.).

- Поздняя одаренность . Проявление одаренности в определенном виде деятельности на более поздних возрастных этапах. Существует связь между возрастом, проявления одаренности и областью деятельности. Наиболее рано одаренность проявляется в сфере искусства, особенно в музыке, несколько позднее – в сфере изобразительного искусства, позднее – в науке (в виде выдающихся открытий, создания новых областей и методов исследования), что связано с необходимостью приобретения знаний, без которых невозможны научные открытия. Раньше других при этом проявляется математическая одаренность.


В предложенной классификации видов одаренности творческая одаренность, занимающая центральное место в широко распространенных теоретических подходах, не выделяется в качестве отдельного вида одаренности.

В контексте предлагаемой концепции намечен иной подход к ее пониманию. Творчество определяется как развитие деятельности по инициативе самого ребенка, как «выход за пределы заданных требований», что обеспечивает создание подлинно творческого продукта.

Таким образом, «творческая одаренность» не рассматривается как особый, самостоятельный вид одаренности. Вместе с тем подчеркивается, что она характерна для любого вида деятельности.

Признаками детской одаренности являются:


  • высокий уровень развития способностей;

  • высокая степень обучаемости;

  • творческие проявления (креативность); мотивация.

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXIвека сформулировали новое поле образовательной деятельности России. На совершенствование образовательной системы в нашей стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Психолого-педагогическое сопровождение одарённого ребёнка».

Учитель английского языка Лопатина С.Н.

МАОУ СОШ №36

Развитие нашего общества и вхождение его в информационно-техническое пространство XXI века сформулировали новое поле образовательной деятельности России. На совершенствование образовательной системы в нашей стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретённые знания в разнообразных жизненных ситуациях.

Это находит своё отражение в возникновении образовательных учреждений нового типа, ориентированных на обучение и воспитание способных и одарённых детей. Термин «одарённость» вызывает много споров. Говорят, что это генетически обусловленная исключительность. И данное суждение допустимо. Но есть и другое мнение, высвечивающее иной аспект проблемы одарённости. Мозг человека с его способностью к творчеству может рассматриваться как величайший дар природы, и в этом смысле «одарённость» представляет уже не как исключительность, а как «потенциал», «дар», имеющийся у каждого. Понимание этого важно не только для выявления дидактических аспектов проблемы обучения и педагогического сопровождения одарённых и способных детей, но и для построения дидактической системы, ориентированной на развитие человеческого потенциала в целом.

Среди современных концепций одарённости самой популярной является концепция, разработанная одним из известных специалистов в области обучения одарённых детей-Дж. Рензулли. Согласно его теории, одарённость есть сочетание трёх характеристик: интеллектуальных способностей(превышающих средний уровень), креативности и настойчивости(мотивации, ориентированной на определённую задачу).

Специфические особенности одарённых детей описаны в специальной литературе таких авторов как: Ю.З.Гильбух, А.Карне, Ф.Монкс, А.М.Матюшкин. Одним из важных отличий одарённых считают несбалансированность развития: опережение сверстников в интеллектуально-творческом плане часто может сочетаться у них со средним уровнем психосоциального или физического развития. Одарённые дети часто оказываются неудобными, требующими слишком много внимания, отличающимися от остальных детей и потому бывают отвергаемыми учителями, одноклассниками, родителями. Может создаться впечатление, что детская одарённость- процесс аномальный и ему всегда сопутствуют различного рода трудности. Конечно же, это не так. Одарённый ребёнок – ребёнок, который развивается по другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ. Особенно трудно своевременно заметить такого ребёнка. Идентифицировать ребёнка как «одарённого» или «неодарённого» на данный момент времени- значит искусственно вмешаться в его судьбу, заранее, предопределяя его субъективные ожидания. Следует помнить, что одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидной форме. Анализируя особенности поведения ребёнка, педагог должен иметь в виду, что существуют дети, чью одарённость они пока не смогли увидеть. Так же важно помнить, что признаки одарённости, проявляющиеся в детстве, даже при благоприятных условиях могут постепенно исчезнуть. Чаще всего это происходит из-за несоответствия потребностей дальнейшего развития одарённого ребёнка условиям обучения и воспитания в так называемом смешанном классе. Однако если по отношению ко всем обычным детям при возникновении у них трудностей в учёбе, поведении, общении-педагог, психолог и родитель ищут пути помощи и коррекции через выявление их причин, то иначе обстоит дело с одарёнными. Чтобы работа с одарёнными детьми была эффективной, необходим анализ и выявление подлинных механизмов, порождающих эти проблемы, и понимание, что одарённость- это не просто результат высоких способностей ребёнка, но и в первую очередь это проблема становления его личности.

Из всего спектра проблем обучения одарённых детей можно выделить две стратегические линии. Первая – не важно, будет ли одарённый ребёнок опережать сверстников в подростковом и юношеском возрастах и станет ли затем выдающимся специалистом. Профессиональный долг педагога – учить ребёнка в соответствии с тем темпом, который ему доступен. И вторая линия – необходимо искать педагогические возможности для поддержания уровня и темпа развития.

Развитие одарённости школьников возможно при реализации следующих условий: 1) своевременная диагностика возможностей ребёнка; 2) адекватное содержание обучения; 3) внедрение личностно-ориентированной и развивающей технологией; 4) психологическое и педагогическое сопровождение учащегося; 5) побудительно-интенсифицирующая деятельность учителя.

Выделим из данных условий важное и стоящее на первом месте: педагогическое сопровождение учащихся. Внедрение педагогического сопровождения создаёт условия для обеспечения собственной учебной деятельности школьников, учёта и развития их индивидуальных способностей, а в центре внимания – способ обучения, способствующий включению внутренних механизмов личностного развития детеё, их интеллектуальных способностей.

Целью педагогического сопровождения одарённых детей является создание эффективной системы работы, развивающей и поддерживающей одарённых детей и обеспечивающей их личностные саморазвитие, самореализацию, самоопределение и социализацию.

Исходя из цели можно решить следующие задачи педагогического сопровождения одарённых детей:

  1. Создание условий для развития и реализации потенциальных способностей одарённых и способных детей;
  2. развитие у школьников умений выделить главное, существенное в материале;
  3. развитие у школьников самостоятельного мышления;
  4. развитие речи детей: обогащение словарного запаса и смысловых функций речи ученика в ходе решения образовательных задач;
  5. развитие воображения, памяти, внимания одарённых детей;
  6. формирование у одарённых детей умения преодолевать трудности в учении, закалять волю, обеспечивать ситуации эмоциональных пережеваний4
  7. развитие поисково-исследовательских методов получения знаний по образовательным областям;
  8. развитие индивидуальных творческих способностей школьников в условиях комфортной познавательной ситуации.

Работая с одарёнными детьми, следует выделить несколько моментов в области мотивации таких детей:

А) постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение одарённых детей к саморазвитию и самореализации через работу в зоне ближайшего развития, создание ситуаций успеха, обеспечение психологического и физического здоровья школьников, гигиены труда;

Б) стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей школьников в общении и деловом сотрудничестве с учителями и одноклассниками;

В) способствовать развитию творческого потенциала школьников, сохранять их эмоциональное благополучие.

У одарённых детей – высокая познавательная активность, и не всем учителям под силу отвечать на их настойчивые вопросы и удовлетворять их интеллектуальный голод. Поэтому особое внимание следует уделять личности учителя и его побудительно-интенсифицирующей деятельности.

А также необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одарёнными детьми. К профессиональной компетентности можно отнести психолого-педагогические знания, умения и навыки, являющиеся результатом активного усвоения психологии и педагогики одарённости:

1) знания об одарённости, её видах, психологических основах, критериях и принципах выявления;

2) знания о психологических особенностях одарённых детей, их возрастном и индивидуальном развитии;

3) знания об особенностях профессиональной квалификации специалистов для работы с одарёнными детьми;

4) умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одарённых детей на основе признаков одарённости.

Немало важной составляющей профессиональной компетентности являются и профессионально значимые личностные качества педагогов:

  1. высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации;
  2. высокая и адекватная самооценка;
  3. стремление к личностному росту.

Все вышеназванные качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены важнейшему качеству педагога – «желанию жить в ученике».

Часто дети с признаками одарённости вольно или невольно создают своим поведением нестандартные ситуации, для решения которых сформировавшиеся ранее «учительские» стереотипы вредны как для ребёнка, так и для самого учителя. Поэтому, учитывая психологические, дидактические и иные особенности обучения и развития одарённых детей, основным требованием к подготовке педагогов для работы с ними является изменение педагогического сознания. Важным является изменения стереотипов восприятия ученика образовательного процесса и особенно, самого себя. Опыт работы показывает, что один из наиболее распространённых стереотипов традиционного учительского сознания заключается в том, что ученик рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса. Это означает, что, работая с одарёнными детьми, педагог должен уметь вставать в рефлексивную позицию к самому себе.

В соответствии с этим подготовка педагогов для работы с одарёнными детьми должна строиться с учётом принципа единства и дифференциации общего и специального обучения, этапности обучения, принципа единства фетеоретической и практической подготовки. При проведении психолого-педагогического мониторига эффективности сопровождения одарённых детей в образовательном учреждении необходимо учитывать следующие составляющие:

1. комплексный подход к процессу организации сопровождения одарённого ребёнка с привлечением всех участников образовательного процесса(педагогов, администрации, родителей);

2. обязательный учёт зоны ближайшего развития при разработке индивидуальной программы сопровождения ребёнка;

3. комплексность оценивания всех сторон поведения и деятельности ребёнка, с использованием различных источников информации и длительности наблюдений;

4. разнообразное включение ребёнка в специально организованные сферы деятельности, которые соответствуют его интересам;

5. тщательная экспертиза продуктов деятельности детей с использованием метода компетентных судей и анализ реальных достижений одарённых детей(участие в олимпиадах, конкурсах, школьных конференциях, фестивалях).

Все вышеназванные составляющие психолого-педагогической компетентности педагога и эффективности организации психолого-педагогического мониторинга в образовательном учреждении позволяют сделать вывод, что для педагогического сопровождения одарённого ребёнка требуется «одарённый» педагог. Высокие способности – это тот плацдарм, на котором одарённость может базироваться, но только при условии терпеливого, внимательного и бережного отношения взрослых к проблеме развития способностей ребёнка, к вопросу формирования его личности.

Литература.

  1. Д.Б.Богоявленская «Психология творческих способностей».-М.,2002.
  2. Д.Б.Богоявленская «Основные современные концепции творчества и одарённости».-М.,1997.
  3. Электронный ресурс-http://www.den-za-dnem.ru. «Рабочая концепция одарённости».

В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность педагога - психолога как полноценного участника образовательного процесса. Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Именно поэтому на современном этапе развития системы образования возникает потребность организации психологического сопровождения внедрения ФГОС .

Одним из направлений работы по внедрению ФГОС является психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей. В настоящее время это направление становится все более приоритетным. Это связано с задачами сохранения и развития интеллектуального потенциала страны и ее духовного возрождения. Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответственность и обязаны сделать все возможное для того, чтобы такие дети могли полностью реализовать свои возможности для собственного блага и на благо всего общества. Каждый талантливый ребенок должен быть замечен.

Одарённость понимается как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми .

Одарённый ребёнок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности .

На сегодняшний день большинство психологов признает, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

Детский возраст - период становления способностей и личности. Это время глубоких интегративных процессов в психике ребёнка на фоне её дифференциации. Уровень и широта интеграции определяют особенности формирования и зрелость самого явления - одарённости. Поступательность этого процесса, его задержка или регресс определяют динамику развития одаренности.

Тот или иной ребёнок может проявить особую успешность в достаточно широком спектре деятельностей, поскольку психические возможности ребенка чрезвычайно пластичны на разных этапах его возрастного развития. В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным её аспектам.

Одаренность ребёнка часто проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, увлеченный техническим конструированием ребёнок может дома с энтузиазмом строить свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (в кружке, секции, студии). Кроме того, одарённые дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребёнок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать своё увлечение от педагога.

Таким образом, судить об одаренности ребёнка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но и по инициированным им самим формам деятельности .

Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

Однако при этом следует учитывать специфику одаренности в детском возрасте (в отличие от одаренности взрослого человека):
1). Детская одаренность часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей. Например, дошкольники и младшие школьники характеризуются особой предрасположенностью к усвоению языков, высоким уровнем любознательности, чрезвычайной яркостью фантазии; для старшего подросткового возраста характерными являются различные формы поэтического и литературного творчества и т.п. Высокий относительный вес возрастного фактора в признаках одаренности иногда создает видимость одаренности (т.е. «маску» одаренности, под которой - обычный ребенок) в виде ускоренного развития определенных психических функций, специализации интересов и т.п.
2). Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить «угасание» признаков детской одаренности. Вследствие этого крайне сложно оценить меру устойчивости одаренности, проявляемой данным ребенком на определенном отрезке времени. Кроме того, возникают трудности относительно прогноза превращения одаренного ребенка в одаренного взрослого.
3). Своеобразие динамики формирования детской одаренности нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития. Так, наряду с высоким уровнем развития тех или иных способностей наблюдается отставание в развитии письменной и устной речи; высокий уровень специальных способностей может сочетаться с недостаточным развитием общего интеллекта и т.д. В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одаренный, по другим - как отстающий в психическом развитии.
4) Проявления детской одаренности зачастую трудно отличить от обученности (или шире - степени социализации), являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка. Ясно, что при равных способностях ребенок из семьи с высоким социально-экономическим статусом (в тех случаях, когда семья прилагает усилия по его развитию) будет показывать более высокие достижения в определенных видах деятельности по сравнению с ребенком, для которого не были созданы аналогичные условия.

Оценка конкретного ребёнка как одаренного в значительной мере условна. Самые замечательные способности ребенка не являются прямым и достаточным показателем его достижений в будущем. Нельзя закрывать глаза на то, что признаки одаренности, проявляемые в детские годы, даже при самых, казалось бы, благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Учет этого обстоятельства особенно важен при организации практической работы с одаренными детьми. Не стоит использовать словосочетание «одарённый ребенок» в плане констатации статуса определенного ребенка, ибо очевиден психологический драматизм ситуации, когда ребенок, привыкший к тому, что он одаренный, на следующих этапах развития вдруг объективно теряет признаки своей исключительности. Может возникнуть болезненный вопрос о том, что дальше делать с ребенком, который начал обучение как одаренный, но потом перестал таковым быть. Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия «одарённый ребенок» следует использовать понятие «ребёнок с признаками одаренности».

Педагоги и психологи образовательных учреждений находятся на стадии поиска и наработки материала по выявлению и сопровождению учеников с признаками одаренности.

Психолого-педагогическое сопровождение одаренных детей может включать в себя несколько этапов:

Диагностический . Его целью является идентификация одаренных детей, изучение индивидуальных особенностей школьников. Могут использоваться следующие диагностические методы: наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, социометрические исследования. А также изучение профессионального развития личности педагога.

Практика образования показала, что далеко не каждый, даже хороший учитель, может осуществлять обучение одаренных школьников. Развитие одаренной личности в системе образования во многом определяется потребностями педагога, его стремлением к самоактуализации, творчеству в педагогической деятельности.

Поэтому работа педагога-психолога также направлена на повышение уровня теоретических знаний учителей об особенностях психологии одаренной личности, а также на активизацию и развитие профессионально важных качеств педагогов, необходимых для обеспечения эффективности учебно-воспитательного процесса. Это в значительной мере содействует совершенствованию профессионализма, повышению общей и психолого-педагогической культуры учителей, укреплению их личностно ориентированной позиции в педагогической деятельности.

Информационный . Его целью является повышение психологической компетентности участников педагогического процесса. Включает в себя виды деятельности: индивидуальные и групповые консультации с учащимися, педагогами и родителями по итогам исследований; психолого-педагогические семинары; тематические родительские собрания.

Развивающий . Целью этапа является гармоничное развитие одаренных детей. Включает в себя организацию, проведение индивидуальных и групповых занятий по адаптации одаренного ребенка в группе сверстников, создание развивающей среды для таких детей.

Проведение следующих мероприятий: организация и проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся, тренинговые занятия, совместные коррекционно-развивающие занятия детей и родителей, создание портфолио с целью формирования мотивации достижения, проектная деятельность учащихся и др.

Аналитический . Мониторинг эффективности работы с одаренными учащимися, который включает в себя анализ результатов деятельности участников педагогического процесса и построение перспективы дальнейшей работы.

Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение одаренных учащихся школы представляет собой хорошо структурированный, последовательный вид деятельности, являющийся неотъемлемой частью системы работы учреждения образования по выявлению, сопровождению и развитию одаренных детей.

Можно сделать вывод, что психолого-педагогическое сопровождение обучения и развития одаренных детей в образовательном учреждении эффективно если:
детская одаренность рассматривается с позиции комплексного подхода во взаимосвязи трех составляющих - выявление, обучение и развитие, опирается на научные критерии одаренности;
создана и широко применяется объективная диагностика детской одаренности на разных этапах жизнедеятельности ребенка;
выявлены основные принципы организации обучения одаренных школьников;
структуры образовательных учреждений в своем целевом и функциональном проявлении будут обеспечивать необходимые условия непрерывного развития одаренного ребенка.

Список литературы

1. Авдеева Н.И., Шумакова Н.Б. и др. Одаренный ребенок в массовой школе - М.: Просвещение, 2006.
2. Джумагулова Т.Н., Соловьева И.В. Одаренный ребенок: дар или наказание. Книга для педагогов и родителей. – СПб, 2009.
3. Интернет-ресурс.
4. Теплов Б.М. Способность и одарённость. Избранные труды в 2 т.-Т.1.- М., 1985.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2013. – (Стандарты второго поколения).


Одаренность (талант) это системное, развивающееся в течение жизни качество личности, которое определяет возможность достижения человеком на основе его интеллектуальных, культурных, психофизиологических особенностей более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.


Одаренный (талантливый) ребенок, подросток 4 выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде 4 Особое значение для проявления 4 и развития способностей имеют условия для собственной активности одаренных (талантливых) детей и молодежи.




Способ выявления: 4 Если одаренный ребенок – это ребенок с выдающимися академическими достижениями, 4 то способ выявления – это олимпиады, интеллектуальные состязания и конкурсы. 4 Если одаренный ребенок – это ребенок, имеющий эти достижения или предпосылки таких достижений, то олимпиад недостаточно. 4 Потенциально одаренные учащиеся 4 не выявляются олимпиадами. 4 Олимпиада работает уже с одаренностью, превратившейся в достижения. 4 Таких детей в различных возрастных группах значительно меньше, чем потенциально одаренных.


Условия развития одаренности Все маленькие дети наделены с рождения определенными задатками и способностями. Однако не все они развиваются. Нераскрытые возможности постепенно угасают вследствие невостребованности. Процент одаренных с годами резко снижается: 4 в 10-летнем возрасте их примерно %, 4 к 14 годам %, 4 к 17 годам только %.


Виды одаренности, критерии 1. Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики 2. Творческая одаренность (креативное, дивергентное мышление) 3. Степень сформированности одаренности (актуальная, потенциальная одаренность) 4. Форма проявления одаренности (явная, скрытая) 5. Широта проявления в различных видах деятельности (общая и специальная одаренность) 6. Особенности возрастного развития (ранняя, поздняя)


Общие признаки одаренности: 4 Высокая любознательность и исследовательская активность. Высокие интеллектуальные способности; 4 Способность устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 4 Способность классифицировать, категоризировать, умение широко пользоваться накопленными знаниями; 4 Способность к быстрому усвоению материала и 4 отличная память; 4 Большой словарный запас; 4 Повышенная концентрация внимания на чем-либо; 4 Высокие творческие способности; Высокая личностная ответственность; Самостоятельность суждений; Позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой Упорство в достижении результата.


Интеллектуальная и академическая одаренность 4 Главным является то, что дети с одаренностью этого вида быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высоко развитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частой и избирательной.


Условия развития одаренности Интеллектуальное развитие к 5,5 годам имеет положительное ускорение, которое сменяется отрицательным, к 12 годам в основном завершается. К 8 годам достигается 90% развития интеллекта По результатам диагностики интеллект 12-летних подростков и уч-ся 11-х классов существенно не отличаются.


Степень одаренности 4 Первая сверходаренные дети, таких называют гениями. Это самая малочисленная группа, к которой относят не более одного человека на десять тысяч. 4 Вторая высокоодаренные, или талантливые, примерно 2 3 %. 4 Третья собственно одаренные (15 25 %). 4 Остальные дети входят в пределы нормы (70 %) и 2-5% относят к умственно отсталым


Творческая одаренность 4 выделения этого вида одаренности. Суть разногласий состоит в следующем. 4 Одни специалисты полагают, что творчество, креативность является неотъемлемым элементом всех видов одаренности, которые не могут быть представлены отдельно от творческого компонента. Так, А.М. Матюшкин настаивает на том, что есть лишь один вид одаренности творческая: если нет творчества, бессмысленно говорить об одаренности. 4 Другие исследователи отстаивают правомерность существования творческой одаренности как отдельного, самостоятельного вида. Одна из точек зрения такова, что одаренность порождается или способностью продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать или же способностью блестяще исполнять, использовать то, что уже создано.







Практическое задание 1 4 Методика «Четыре скрепки» (О.И.Мотков) 4 Обработка результатов 4 Определяются: 4 Продуктивностьобщее число фигур; 4 гибкостьчисло фигур разных типов (важно учитывать, что, например, все составленные буквы относятся только 4 к одному типу); 4 оригинальностьчисло редко встречающихся в группе сюжетов у данного школьника.


Практическое задание 2 4 МЕТОДЫ АКТИВИЗАЦИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ 4 Упражнение Беглые ассоциации. 4 Инструкция: 4 создайте как можно больше ассоциаций по сходству к словам-стимулам, отвечая на вопрос: На кого или на что это может быть похоже. 4 Линейка 4 Карандаш


Практическое задание 2 4 Анализ ответов производится по следующим критериям: 4 Беглость – общее количество ассоциаций в единицу времени. 4 Категориальная гибкость – количество использованных категорий из 40 возможных (приведение к 40). 4 Оригинальность – редкость, необычность ассоциации, оцениваемая по 4-балльной системе (0 – стереотипная ассоциация, 1 – оригинальная прямая ассоциация, 2 – оригинальная ассоциация с детализацией, 3 – оригинальная косвенная ассоциация). 4 Конструктивная активность – разнообразие используемых признаков по каждому слову.


Общая и специальная одаренность 4 ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов: 4 интеллектуальная 4 творческая 4 СПЕЦИАЛЬНАЯ - одаренность в отдельных видах деятельности: 4 музыкальная 4 артистическая 4 математическая 4 лингвистическая 4 спортивная 4 техническая и т.п.


Специальная одаренность 4 Этот вид одаренности поддерживается и развивается в специальных школах, кружках, студиях, секциях. 4 Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности, спортивные. У них остается мало возможностей для успешной учебы, они часто нуждаются в индивидуальных программах по школьным предметам, в понимании со стороны учителей и сверстников.


Социальная одаренность 4 Определение социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. 4 Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. 4 Она предполагает способности понимать, любить, сопереживать, ладить с другими, что позволяет быть хорошим педагогом, психологом, социальным работником. 4 Таким образом, понятие социальной одаренности охватывает широкую область проявлений, связанных с легкостью установлений и высоким качеством межличностных отношений. 4 Эти особенности позволяют быть лидером, то есть проявлять лидерскую одаренность, которую можно рассматривать как одно из проявлений социальной одаренности.


Лидерская одаренность Существует множество определений лидерской одаренности, в которых можно, тем не менее, выделить общее черты: 4 Интеллект выше среднего; 4 · Умение принимать решение; 4 · Способность иметь дело с абстрактными понятиями, с планированием будущего, с временными ограничениями; 4 · Ощущение цели, направления движения; 4 · Гибкость; адаптивность; 4 · Чувство ответственности; 4 · Уверенность в себе и знание себя; 4 · Настойчивость; 4 · Энтузиазм; 4 · Умение ясно выражать мысли.


ПСИХОГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ТЕСТ С. ДЕЛЛИНГЕР 4 Диагностика личности с помощью психогеометрического теста Сьюзен Деллингер позволяет: 4 1. Мгновенно определить тип, личности интересующего человека и Вашу собственную форму Дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека на обыденном, понятном каждому, языке Составить сценарий поведения для каждого типа личности в типичных ситуациях.


Критерии оценки общей одаренности 1. Любознательность 2. Настойчивость 3. Рассудительность и логика 4. Способность к оценке 5. Словарный запас 6. Прогнозирование 7. Сверхчувствительность к проблеме 8. Изобретательность 9. Перфекционизм - стремление к совершенству и жуткие переживания в случае неудачи


Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. 4 Задатки - анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. 4 Способности - индивидуально- психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.


Как выявлять потенциально одаренных учащихся 4 Психологические диагностические методики. 4 Необходима система психологической диагностики развития учащихся, в том числе и выявления одаренных учащихся с высоким уровнем интеллектуального развития в рамках реализации основных образовательных программ на основе ФГОС ОО.


Что кроме выявления? 4 Раннее распознавания одаренности (таланта) ребенка 4 Психологическая диагностика интеллектуального потенциального развития 4 Объективная оценках одаренности (таланта) детей со стороны педагогов. 4 Обучение и развитие. 4 Сопровождение и поддержка. 4 Повышение психолого – педагогической компетентности и мотивации педагогов и администрации для работы с одаренными учащимися. 4 Ресурсное обеспечение. 4 Просвещение педагогов и родителей.


Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Критерии выявления одаренности: 4 активность, динамичность интеллектуальной деятельности; 4 наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; 4 систематическое самообразование; 4 креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); 4 темпераментные особенности; 4 активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).




Гармоничное и не гармоничное развитие одаренности 4 Наиболее часто встречаются проблемы: - общения, социального поведения; - дислексия - слабое развитие речи; - нарушение мелкой моторики рук; - эмоционального развития; - десинхронизация развития; - физического развития; - саморегуляции; - дезадаптации.


Направления работы с одаренными детьми: 4 Вовлечение детей в деятельность по интересам; 4 Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; 4 Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; 4 Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; 4 Развитие умений самостоятельно работать; 4 Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; 4 Обучение творческим методам работы; 4 Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; 4 Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.


Рекомендации учителям: 4 Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься. 4 Не сдерживайте инициативы и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно. 4 Научите школьников прослеживать межпредметные связи и использовать знания, полученные при изучении других предметов. 4 Приучайте детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации. 4 Используйте трудные ситуации, возникшие в школе или дома, как область приложения полученных навыков при решении задач. 4 Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.


Рекомендации родителям 4 показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения. 4 нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других. 4 следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы. 4 старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком. 4 учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми. Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь. Будьте честны в оценках своих чувств к ребенку. Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам это невыгодно. 4 оценивайте только поступки, а не самого ребенка. Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка. 4 признавайте право ребенка на ошибки. Думайте о детском банке счастливых воспоминаний. Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые. 4 и вообще, хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.


Дети учатся тому, что видят в своей жизни 4 Если ребенок окружен критицизмом, он учится обвинять. 4 Если ребенок видит враждебность, он учится драться. 4 Если над ребенком насмехаются, он учится быть робким. 4 Если ребенка постоянно стыдят, он учится чувствовать себя виноватым. 4 Если ребенок окружен терпимостью, он учится быть терпимым. 4 Если ребенка поддерживают, он учится уверенности. 4 Если ребенка хвалят, он учится ценить других. 4 Если с ребенком обходятся справедливо, он учится справедливости. 4 Если ребенок чувствует себя в безопасности, он учится верить. 4 Если ребенка ободряют, он учится нравиться самому себе. 4 Если ребенка принимают и обращаются с ним дружелюбно, он учится находить любовь в этом мире.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...