​Как написать описание метели? Как поэт оживляет зимнюю природу? Природа в стихах Б. Пастернака: анализ стихотворения "Весна в лесу" Какое природное явление поэт оживляет

    Прочитай стихотворение несколько раз.

    Найди материал, касающийся рассматриваемого стихотворения, историю его создания (эти сведения помогут осмыслить стихотворение, его тему и главные образы, к тому же их можно использовать во вступлении).

    Какую картину рисует поэт? Представь её себе, запиши, что представил. Попросту перескажи стихотворение своими словами.

    Какие чувства передаёт поэт в стихотворении? Какие именно ключевые слова формируют эти чувства? Запиши в черновик, пользуясь при затруднении словарём настроений (смотри ниже).

    Какие изобразительно-выразительные средства помогли создать эту картину? (Найди слова в переносном значении, сравнения, подчеркни их в стихотворении, дай им определение, пользуясь словарём терминов.) Какие образы помогают нарисовать данные изобразительно-выразительные средства? Выдели главные, центральные образы.

    Подумай, о чём стихотворение (это будет его темой ). Что же хотел сказать поэт в своём произведении, какую мысль высказал? (Это будет основной мыслью стихотворения). Запиши в черновик.

    Какие чувства вызывает стихотворение у тебя? Что ты представляешь, когда читаешь стихотворение? Запиши.

    Собери все черновые записи и систематизируй их, пользуясь планом сочинения анализа сочинения (смотри ниже). В конце работы проверь, нет ли речевых недочётов, ошибок в содержании, исправь их, а затем проверяй орфографические и пунктуационные ошибки.

Примерно это будет выглядеть так.

Стихотворение

Материалы к сочинению

Тютчев Ф. И.

«Неохотно и несмело…»

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире.

Неохотно и несмело

Солнце смотрит на поля -

Чу! за тучей прогремело,

Принахмурилась земля.

Ветра теплого порывы -

Дальний гром и дождь порой...

Зеленеющие нивы

Зеленее под грозой.

Вот пробилась из-за тучи

Синей молнии струя -

Пламень белый и летучий

Окаймил ее края.

Чаще капли дождевые,

Вихрем пыль летит с полей,

И раскаты громовые

Все сердитей и смелей...

Солнце раз еще взглянуло

Исподлобья на поля,

И в сиянье потонула

Вся смятенная земля.

«Пересказ своими словами»

Поэт рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами.

Настроение.

Восторг от грозы. Поэт восхищается.

Изобразительно-выразительные средства.

Эпитеты : «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная».

Олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…»

Сравнение: «вихрем пыль летит с полей».

Метафоры: «в сиянье потонула», «молнии струя»

Эти слова помогают поэту передать все изменения в природе перед дождём, ярче нарисовать пейзаж.

Образы солнца и земли, образы молнии, грома.

Особенность – много глаголов, передающих действие, движение.

Тема и основная мысль.

Стихотворение о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

Мои чувства.

Понравилось, потому что дождь – это очищение для природы. Гроза всегда настораживает и привлекает. Ощущаю запах дождя.

Остаётся всё сложить в один текст, пользуясь планом.

Глава 2. План анализа стихотворения.

Мы рассмотрели несколько планов сочинений по анализу стихотворения. Одни были слишком объёмными, содержали 17 пунктов, многие из которых непонятны ученику 5-6 классов,т.к. не были изучены по программе. Нашли один план для учеников начальной школы, но он не содержал те понятия, которые изучаются в 5-6 классах (изобразительно-выразительные средства). Мы остановились на одном плане, предложенном Прокиной Натальей Валентиновной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ №2 р.п. Колышлей Пензенской области.

Примерный план анализа стихотворения для 5 класса.

1. Выразительное чтение стихотворения (учитель).

2. Эмоциональное восприятие текста.

3. Словесное рисование (пейзажная лирика).

4. Работа на лексическом уровне: какие изобразительно-выразительные средства помогли испытать эти чувства.

5. Определение темы стихотворения, основной мысли.

6. Образ лирического героя.

7. Собственное отношение к прочитанному.

8. Выразительное чтение стихотворения (ученик).

Однако данный план не подходит для написания сочинения. Поэтому мы решили взять план, предложенный в тематических тетрадях по литературе, переработав его, убрав неизвестное ещё шестиклассникам, добавив пункты из предложенного выше плана. Каждый пункт плана мы решили снабдить подробными вопросами, которые, на наш взгляд, помогут ученику в разборе стихотворения. Некоторые детали плана, рассматриваемые в других источниках как отдельные пункты анализа мы объединили в один пункт для удобства (один пункт – один абзац), тем более в шестом классе ученик ещё не может полно и объёмно раскрыть образы, основную мысль стихотворения и ему для этого не потребуется отдельный абзац.

План сочинения- анализа стихотворения.

2 . Какую картину рисует в своём стихотворении? (Опишите. Обратите внимание на детали прорисовки картин, их цветовую гамму. Какие слова в стихотворении подсказали вам названные особенности изображения?) Настроение, чувства, передаваемые автором. Как меняются чувства от начала к финалу стихотворения?

3. Главные образы стихотворения. Выразительные средства (эпитеты, метафоры, сравнения) Синтаксические фигуры: антитеза, обращение и восклицание.

4 . Собственное отношение к прочитанному. Какие чувства вызывает стихотворение?

На основе материалов, собранных к сочинению, может получиться такое сочинение.

Тютчев Ф.И. – мастер пейзажно-философской лирики. Картины природы у поэта показаны через лирические переживания, связаны с философскими размышлениями о жизни и смерти, о месте человека в мире, о связи его с природой. Пейзажи восхищают своей эмоциональностью, выразительностью. Это можно увидеть в стихотворении Ф.И.Тютчева «Неохотно и несмело…», в котором говорится о весеннем дожде. Поэт показывает, как природа меняется в момент начала дождя.

В своём произведении Ф.И.Тютчев рисует картину весенней природы. Солнце ещё освещает землю, но вот уже надвигается гроза. Блеснула молния. Начинает идти дождь, поднялся ветер. Чаще раздаётся гром. Солнце, осветив землю, скрывается за тучами. Поэт восхищается оживлённой природой, восторгается надвигающейся грозой.

Главными образами стихотворения являются образы солнца и земли, молнии и грозы, которые как бы не позволяют солнцу соединиться с землёй. Сделать картину живой, одухотворённой помогают олицетворения: «солнце смотрит на поля», «солнце раз еще взглянуло / Исподлобья на поля…» . Используя эпитеты «неохотно и несмело», «зеленеющие», «белый и летучий», «сердитей и смелей», «смятенная», поэт создает образы природы. Обилие глаголов помогает передать движения, изменения в природе.

Мне понравилось стихотворение Тютчева «Неохотно и несмело…», потому что дождь – это очищение для природы. Гроза настораживает и привлекает одновременно. Мне кажется, что я ощущаю запах дождя.

«Главное достоинство стихотворений г. Ф. Тютчева заключается в живом, грациозном, пластически верном изображении природы. Он горячо любит ее, прекрасно понимает, ему доступны самые тонкие, не-уловимые черты и оттенки ее, и все это превосходно отражается в его стихотворениях»,— писал Н. А. Не-красов, высоко оценивая тютчевскую лирику приро-ды и называя талант поэта «первостепенным поэтиче-ским талантом».

Ф. И. Тютчев особенно любил весеннюю и осеннюю природу, символизирующую собой возрождение и увядание. Он создал неповторимые образы: грозы, ве-сенних вод, ночного моря и др.

Замечательно тютчевское стихотворение «Осен-ний вечер» — своеобразное лирическое раздумье, вы-званное красотой засыпающей природы. В нем при-рода предстает в своем великолепном праздничном убранстве, автор подчеркивает ее «умильную таинст-венную прелесть». Поэт рисует образы неба, ветра, деревьев, листьев, ясного вечера. Интонация всего стихотворения мягкая, умиротворяющая, создаю-щая ощущение покоя и гармонии. Только «злове-щий блеск и пестрота дерев» и «порывистый, холод-ный ветер» предвещают собой приближение поздней осени, не такой спокойной и милой. В стихотворении Тютчев очеловечивает природу, говорит о ней язы-ком метафор. Этот пейзаж ясного осеннего вечера поистине пленителен.

Ярким контрастом служит этому стихотворению известный тютчевский гимн грозе («Весенняя гро-за»). Гроза грохочет, играет, резвится, радостно про-возглашая пробуждение весенней природы. Нагнете-нием дрожащего звука передает Тютчев силу и мощь природного явления: «Гремят раскаты молодые...».

Оживить картину поэту помогают метафоры: «перлы дождевые», «солнце нити золотит».

Гроза заставляет вспомнить о богах — Тютчев вво-дит образ богини Гебы, проливающей на землю свой « громокипящий кубок ».

Отличительная особенность тютчевской лирики — сопоставление явлений природы с человеческими пе-реживаниями. Неиссякаемую силу и жизнеспособ-ность ключа («Поток сгустился и тускнеет...») поэт сравнивает с искрой жизни, которая всегда мерцает в «груди осиротелой», счастливую любовь — с север-ным летом, веяние весны среди осени — с воспомина-нием о юности...

Не раз возникает в лирике поэта образ моря. Созер-цание моря было для Тютчева действительно волни-тельным. Яркое тому свидетельство — стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное..», которого великий поэт оставил пять вариантов.

Стихотворение «Ты, волна, моя морская...» Тют-чев также посвятил морю. Поэта покоряет своенра-вие и жизнелюбие волны, ее тайная прелесть, ей он доверяет свою душу. Волна то смеется, «отражая неба свод», то неистово бьется о берег, то ласково шепчет, то буйно ропщет, она «то угрюма, то светла». Живым, одушевленным существом предстает она в этом стихотворении.

По словам В. Я. Брюсова, «Стихи Тютчева о приро-де — почти всегда страстное признание в любви. Тют-чеву представляется высшим блаженством, доступ-ным человеку,— любоваться многообразными прояв-лениями жизни природы».

Начну с того, что вторая часть вопроса связана со стихотворением Сергея Есенина, где он так поэтично описывает метель, чуть далее вьюгу, разбушевавшуюся не на шутку. Метель так рьяно бушует, что для усиления восприятия, поэт прибегает к глаголам, которые подчеркивают всю мощь этого природного явления. Есенин использует в своих строках глаголы, которые более характерны для человека: баюкает, аукает, поет, но именно этот используемый поэтом прием, "оживляет" метель, делая ее главным действующим лицом стихотворения.

Проанализировав с ребенком стихотворение, можно приступить и к выполнению 1-ой части задания, а именно, написанию небольшого рассказа, основанного на личных наблюдениях. В нашем случае рассказ получился следующего содержания:

  • Я очень люблю зиму. Мне нравится снег, по которому можно кататься на лыжах и санках. Мне нравится легкий мороз, который сковывает лужи и превращает их в маленькие катки, чтобы я катался на коньках. Мне нравятся снежинки, которые шекочут мой нос, когда медленно падают с неба. Но, я не люблю , т.к. из-за сильного ветра мне приходится сидеть дома, чтобы не повредить щеки на снежном ветру и только смотреть в окошко на то, как деревья постепенно одеваются в мохнатые снежные шубы, которыми их укутывает зимняя вьюга.

Поет зима - аукает...
Поет зима - аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
Свернуть
Физические явления
в стихах русских
поэтов

Изучение физических явлений и законов во взаимосвязи с рассмотрением их отражения в произведениях художественной литературы: писатели и поэты, ярко и образно воспевают родную природу, рассказывают о характерных природных явлениях.

Естественные источники света (их свечения не зависит от воли человека) издавна привлекали внимание людей; они вдохновляли поэтов, художников, композиторов, мыслителей. Вот как писал о звезде наш великий соотечественник М.В. Ломоносов:
… Открылась бездна звёзд полна.

Звёздам числа нет, бездне - дна.


А вот стихотворение В. Луговского:
Звезда, звезда, холодная звезда.

К холодным иглам ты всё ниже никнешь.

Ты на заре исчезнешь без следа

И на заре из пустоты возникнешь.

Твой дальний мир – крылатый вихрь огня,

Где ядра атомов сплавляются от жара.

Что ж ты глядишь так льдисто на меня,

Песчинку на коре земного шара.


А Ф.И. Тютчев посвятил одно из своих стихотворений радуге:
Как неожиданно и ярко,

На влажной неба синеве,

Воздушная воздвиглась арка

В своём минутном торжестве!

Один конец в леса вонзила,

Другим за облака ушла-

Она пол неба отхватила

И в высоте изнемогла.

О, в этом радужном виденье

Какая нега для очей!

Оно давно нам на мгновенье,

Лови его – лови скорей!


Свет и тепло костра всегда притягивают к себе людей, создают лирическое настроение, так описанное, например, в стихотворении

И.С. Никитина:

Ярко звезд мерцанье

В синеве небес;

Месяца сиянье

Падает на лес.

Слышен меж кустами

Смех и разговор;

Жарко косарями

Разведён костер.

Звезды над полями,

Глушь да камыши…

Так и льются сами

Звуки из души.

Особая роль среди искусственных источников света принадлежит свече: она стала символом жизни, знаний, а также памяти об умерших, символом бессмертия человеческих душ. Благодаря этому в стихотворении Б.Пастернака образ свечи создает соответствующий лирико-филосовский подтекст:

Мело, мело по всей земле

Во все пределы.

Свеча горела на столе,

Свеча горела.
Как летом роем мошкара

Летит на пламя,

Слетались хлопья со двора

К оконной раме.


Метель лепила на стекле

Кружки и стрелы,

Свеча горела на столе,

Свеча горела.

Именно свеча послужила для русского электротехника П.Н.Яблочкова «отправной точкой» при создании лампы с электрической дугой –

«свечи Яблочкова».


Повсеместно, постоянно на земле совершается круговорот воды в природе.

Все жители нашей планеты – его свидетели, свидетели испарения, кипения и конденсации влаги. Обратимся к художественной литературе, где имеются описания этих явлений.


Ответим теперь на несколько физических вопросов, связанных с фрагментами из поэтических произведений.
3
М.Ю.Лермонтов «Два брата»:

Дымятся низкие долины,

Где кучи хижин небольших

С дворами грязными…

Вопрос: Почему туман чаще всего образуется в низинах?

(Ответ: В низких местах застаивается холодный воздух.)
Русский писатель Иван Алексеевич Бунин.

«Холодная весна»:

Среди кривых стволов, среди ветвей корявых

Ползет молочный дым: окуривают сад.

Все яблони в цвету – и вот, в зеленых травах

Огни, как языки, краснеют и дрожат.
Бесцветный запах чист – жди к полночи мороза.

И соловьи всю ночь поют из теплых гнезд

В дурмане голубом дымящего навоза,

В серебряной пыли туманно- ярких звезд.


Вопросы: почему в ожидании заморозков окуривают цветущие яблони?

Почему ранней весной при безоблачном небе можно ожидать заморозки?

(Ответы. Окуривание садовых деревьев насыщает воздух мельчайшими частичками продуктов сгорания, на них и конденсируется пар из воздуха, выделяя при этом тепло, которое обогревает цветы. При безоблачном небе земля сильно охлаждается за счет излучения; дым задерживает это излучение.)
Русский писатель Николай Носов.

«Незнайка на Луне»:

Винтик и Шпунтик, находясь в состоянии невесомости, захотели вскипятить чайник. «Вначале все шло хорошо, но через несколько минут Винтик и Шпунтик увидели, как из носика чайника начала пузырем вылезать вода, словно ее кто- нибудь выталкивал изнутри. Шпунтик поскорей заткнул носик чайника пальцем, но вода тут же начала вылезать пузырем из – под крышки.

Этот пузырь становился все больше, наконец оторвался от крышки и, трясясь, словно был сделан из жидкого студня, поплыл по воздуху».

Вопросы: чем объяснить происшедшее?

Почему Винтик и Шпунтик не смогли вскипятить воду в чайнике?

(Ответы : Невесомостью. В невесомости невозможна конвекция.

Нижний слой воды в чайнике нагревается и превращается в пар.

Пар, расширяясь, вытесняет холодную воду из чайника.)

Из стихотворения русского поэта Ф. Тютчева «В небе тают облака…»:

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река…
Вопросы : узнали ли вы физическое явление, о котором здесь говорится? Назовите его. Почему искрится поверхность воды?

(Ответы. Описанное явление связано с отражением света. На поверхности воды всегда есть рябь, маленькие водовороты; её можно представить как совокупность вогнутых и выпуклых зеркал. Вогнутые «зеркала» фокусируют солнечные лучи, поэтому на воде появляются яркие искорки. Так как поверхностные волны-«зеркала» все время перемещаются, кажется, что искорки вспыхивают и гаснут.)

Поэтические образы различных естественных источников света.
Радуга: Солнце вешнее с дождём

Строят радугу вдвоём –

Семицветный полукруг

Из семи широких дуг.

Нет у солнца и дождя

Ни единого гвоздя,

А построили в два счёта

Поднебесные ворота.

С.Я.Маршак
Звёзды: Так много звёзд теснится в раме

Меж переплётами окна.

Они сверкают вечерами,

Как золотые письмена.


В оконном тесном полукруге

Припоминая, узнаёшь

Многоугольники и дуги-

Вселенный огненный чертёж.

С.Я.Маршак
Молнии: А затем прощалось лето

С полустанком. Снявши шапку,

Сто слепящих фотографий

Ночью снял на память гром.

Меркла кисть сирени. В это

Время он, нарвав охапку

Молний, с поля ими трафил

Озарить управский дом.

Б.Л.Пастернак


Огонь: Нет ничего грустней ночного

Костра, забытого в бору.

О, как дрожит он, потухая

И разгораясь на ветру!

Ночной холодный ветер с моря

Внезапно залетает в бор:

Он, бешено кружась, бросает

В костёр истлевший хвойный сор-

И пламя вспыхивает жадно,

И тьма, висевшая шатром,

Вдруг затрепещет, открывая

Стволы и ветви над костром.

И.А.Бунин
Конкурс загадок:
1. Как -то раз спросили розу, отчего, чаруя око, ты колючими шипами нас царапаешь жестоко?
(острия шипа имеют очень малую площадь сечения).
2. Тебе по болоту ходить довелось? Легко тебе было? Вот то-то! Тогда почему же огромнейший лось так просто бежит по болоту?
(Копыта лося раздвоены. Между ними имеется перепонка. Поэтому площадь опоры ноги лося довольно велика, а давление сравнительно малое).

3. Бортпроводница очень мило, перед отлетом попросила, из ручек вылить все чернила. Зачем ей это надо было?

(На большой высоте давление окружающего воздуха мало,а давление в ручке равно атмосферному давлению на поверхности земли.Под действием избыточного давления чернила могут вылиться из ручки).
4. Какая ошибка допущена в стихотворении поэта:

Она жила и по стеклу текла, но вдруг ее морозом оковало, и неподвижной льдинкой капля стала, а в мире поубавилось тепла?

(При превращении воды в лед выделяется, а не затрачивается теплота).


5. Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замерзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая», - подумал он. Почему он сделал этот вывод.
(Ответ: Окна в квартире хозяйки замёрзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты теплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замёрз на нём. Следовательно, окна плохо утеплены.)
6. Придя в гости, Шерлок Холмс подошел к окну и посмотрел в него. «Ваш дом каменный и холодный», - заметил он. Что позволило ему так сказать?
(Ответ : В окно он увидел, что дом каменный и стены его тонкие; кирпич же не очень хороший теплоизолятор.)
7. «Хотите чаю?» - спросил хозяин дома Шерлока Холмса. «Да»,- ответил гость. «Вот и хорошо, - сказал хозяин.- Но я люблю горячий чай, потому кладу в него кусочек сахара только перед тем, как пить». «Разумнее это делать раньше, сразу, как вам налили его»,- посоветовал Шерлок Холмс. Прав ли он?
(Ответ : Прав. Если сахар положить сразу в горячий чай, то его температура сразу понизится, а чем она ниже, т. е. чем меньше отличается от комнатной, тем медленнее чай остывает.)
8. «Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас.» «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс. На чем основан это совет?
(Ответ: Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее.)

9. Хозяйка дома, где был Холмс, подошла к двери и впустила в комнату кошку. Посмотрев на кошку, Шерлок Холмс сказал: «Погода на улице холодная.» Как он это определил?


(Ответ : Очевидно, по шерсти кошки. При холодной погоде шерсть становится особенно пушистой, чтобы в промежутке между ворсинками было больше воздуха – плохого проводника тепла.)
Загадки на тему «Природа и явления в ней».

К каждой отгадке ставят физический вопрос.


  1. В воде не тонет и в огне не горит. Что это такое?
(ответ: лёд)
Вопрос: Когда чайник с кипятком остынет скорее: если его поставить на лёд или если лёд положить на крышку?

(Ответ : тогда, когда лёд положен на крышку чайника; в этом случае вокруг льда образуется холодный слой воды, который тяжелее остальной, он и будет опускаться вниз; возникнут конвекционные потоки)


  1. Без рук, без ног, а в избу лезет. О чём речь?
(холод, тепло)
Вопрос : Почему при холодной погоде многие животные спят, свернувшись в клубок?

(Ответ : у свернувшегося животного меньше поверхность тела, поэтому оно меньше охлаждается. Из-за меньшего контакта с холодным воздухом и меньшей конвекции)


  1. Ты за ней, она от тебя, ты от неё, она за тобой. Что это такое?
(Тень)
Вопрос: Как получить от одной палки тень разной длины?

(Ответ: нужно наклонять палку под разными углами по направлению к солнцу)


  1. Ем я уголь, пью я воду,
Как напьюсь – прибавлю ходу.

Везу обоз на сто колёс.

И называюсь… (Паровоз)
Вопрос : Что служит рабочим телом у двигателя паровоза?

(Ответ : пар)
8
5. Что идёт, не двигаясь с места? (Ответ: время)
Вопрос : Всегда ли время «идёт» с одинаковой скоростью?

(Ответ : нет; его ход зависит от скорости движения системы отсчёта)

В природе и погоде постоянно происходят изменения, то идет снег, то дождь, то печет солнце, то находят тучи. Все это называется природные явления или явления природы. Явления природы - это изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека. Очень многие явления природы связаны со сменой времен года (сезонов), поэтому они называются сезонными. Для каждого сезона, а их у нас 4 - это весна, лето, осень, зима, характерны свои природные и погодные явления. Природу принято делить на живую (это животные и растения) и неживую. Поэтому и явления тоже делят на явления живой природы и явления неживой природы. Конечно же, эти явления пересекаются, но некоторые из них особо характерны для того или иного сезона.

Весной после долгой зимы солнышко пригревает все сильнее, на реке начинается ледоход, на земле появляются проталины, набухают почки, вырастает первая зеленая травка. День становится длиннее, а ночь короче. Становится теплее. Перелетные птицы начинают свое путешествие в те края, где они будут выращивать своих птенцов.

Какие явления природы бывают весной?

Снеготаяние. Поскольку от Солнца приходит больше тепла, снег начинает таять. Воздух вокруг наполняется журчанием ручьев, которые могут спровоцировать начало половодья – явного весеннего признака.

Проталины. Они появляются везде, где снежный покров был более тонким и где попадало на него больше солнышка. Именно появление проталин говорит о том, что зима сдала свои права, и началась весна. Сквозь проталины быстро пробивается первая зелень, на них можно найти первые весенние цветы – подснежники. Снег еще долго будет лежать в расщелинах и впадинах, но на возвышенности и на полях он тает быстро, подставляя островки суши под теплое солнышко.

Иней. Было тепло и вдруг подморозило - на ветках и проводах появляется иней. Это застывшие кристаллики влаги.

Ледоход. Весной становится теплее, ледяная корка на реках и озерах начинает трескаться, постепенно лед тает. Да еще и воды в водоемах становится больше, она уносит льдины по течению - это ледоход.

Половодье. Отовсюду к рекам стекаются ручьи растаявшего снега, они наполняют водоемы, вода выходит из берегов.

Термальные ветры. Солнце постепенно прогревает землю, а ночью она начинает отдавать это тепло, образуются ветра. Пока они еще слабы и неустойчивы, но чем теплее становится вокруг, тем сильнее перемещаются воздушные массы. Такие ветра называют термальными, именно они характерны для весеннего времени года.

Дождь. Первый весенний дождь холодный, но уже не такой холодный как снег:)

Гроза. В конце мая может прогреметь первая гроза. Еще не такая сильная, но яркая. Гроза - это разряды электричества в атмосфере. Гроза часто возникает при вытеснении и поднятии теплого воздуха холодными фронтами.

Град. Это выпадение из тучи шариков льда. Град может быть размером от малюсенькой горошины до куриного яйца, тогда он может даже пробить насквозь стекло автомобиля!

Это все примеры явлений неживой природы.

Цветение - весеннее явление живой природы. Первые почки на деревьях появляются в конце апреля - в начале мая. Трава уже пробила свои зеленые стебли, а деревья готовятся одеть зеленые наряды. Листья распустятся быстро и внезапно и вот-вот зацветут первые цветочки, подставляя свои серединки проснувшимся насекомым. Скоро наступит лето.

Летом трава зеленеет, цветы расцветают, на деревьях зеленеют листья, можно купаться в реке. Солнце хорошо пригревает, бывает очень жарко. Летом самый длинный день и самая короткая ночь в году. Зреют ягоды и плоды, поспевает урожай.

Летом бывают природные явления, такие как:

Дождь. Находясь в воздухе водяной пар переохлаждается, образуя облака, состоящие из миллионов небольших кристалликов льда. Низкая температура в воздухе, ниже нуля градусов, приводит к росту кристалликов и к утяжелению замерзших капель, которые таят в нижней части облака и выпадают в виде капель дождя на поверхность земли. Летом дождь обычно теплый, он помогает напоить леса и поля. Часто летний дождь сопровождает гроза. Если одновременно идет дождь и светит солнце, говорят, что это "Грибной дождь". Такой дождь бывает, когда тучка маленькая и не закрывает солнце.

Жара. Летом лучи Солнца падают на Землю более отвесно и интенсивнее нагревают ее поверхность. А ночью поверхность земли отдает тепло в атмосферу. Поэтому летом бывает жарко и днем, и даже иногда ночью.

Радуга. Возникает в атмосфере с повышенной влажностью, часто после дождя или ливня с грозой. Радуга - оптическое явление природы, для наблюдателя проявляется в виде разноцветной дуги. При преломлении солнечных лучей в капельках воды возникает оптическое искажение, заключающееся в отклонении разных цветов, белый цвет разбивается на спектр цветов в виде разноцветной радуги.

Цветение начинается весной и продолжается все лето.

Осенью уже не побегаешь на улице в майке и шортах. Становится холоднее, листва желтеет, опадает, улетают перелетные птицы, ­исчезают из виду насекомые.

Для осени характерны такие явления природы:

Листопад. Проходя свой круглогодичный цикл растения и деревья по осени сбрасывают листья, обнажая кору и ветви, готовясь к зимней спячке. Зачем дерево избавляется от листьев? Чтобы выпавший снег не сломал ветви. Еще до листопада листья деревьев сохнут, желтеют или краснеют и, постепенно, ветер сбрасывает листья на землю, образуя листопад. Это осеннее явление живой природы.

Туманы. Земля и вода еще нагревается днем, но вечером уже холодает, появляется туман. При высокой влажности воздуха, например, после дождя или в сырое, прохладное время года, охлаждаемый воздух превращается в небольшие капельки воды, парящие над землей - это и есть туман.

Роса. Это капельки воды из воздуха, выпавшие утром на траве и листьях. За ночь воздух остывает, водяной пар, который находится в воздухе соприкасается с поверхностью земли, травы, листьями деревьев и оседает в виде капелек воды. Холодными ночами капли росы замерзают, отчего она превращается в иней .

Ливень. Это сильный, "проливной" дождь.

Ветер. Это движение потоков воздуха. Осенью и зимой ветер особенно холодный.

Как и весной, осенью бывает иней . Это значит, на улице легкий мороз - заморозки .

Туман, роса, ливень, ветер, иней, заморозки - осенние явления неживой природы.

Зимой выпадает снег, становится холодно. Реки и озера сковываются льдом. Зимой самые длинные ночи и самые короткие дни, рано темнеет. Солнце почти не греет.

Таким образом, характерные для зимы явления неживой природы:

Снегопад - это выпадение снега.

Метель. Это снегопад с ветром. Находиться в метель на улице опасно, это повышает риск переохлаждения. Сильная метель может даже сбить с ног.

Ледостав - это установление на поверхности воды корки из льда. Лед продержится всю зиму до весны, до таяния снегов и весеннего ледохода.

Еще одно природное явление - облака - бывает в любое время года. Облака - это капельки воды, собравшиеся в атмосфере. Вода, испаряясь на земле, превращается в пар, затем, вместе с теплыми потоками воздуха поднимается вверх над землей. Так вода переносится на дальние расстояния, обеспечивается круговорот воды в природе .

Необычные явления природы

Существуют и очень редкие, необычные явления природы, такие как северное сияние, шаровая молния, смерчи и даже рыбный дождь. Так или иначе, такие примеры проявления неодушевленных природных сил вызывают и удивление, и, порой, тревогу, ведь многие из них могут нанести вред человеку.

Вот теперь вы знаете многое о явлениях природы и сможете точно найти характерные для определенного сезона:)

Материалы подготовлены для урока по предмету Окружающий мир во 2 классе, программы Перспектива и Школа России (Плешаков), но будут полезны и любому учителю начальных классов, и родителям дошколят и младших школьников в домашнем обучении.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...