Анализ стихотворения Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы. «И

Мой первый друг, мой друг бесценный!
И я судьбу благословил,
Когда мой двор уединенный,
Печальным снегом занесенный,
Твой колокольчик огласил.
Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

«И. И. Пущину»

«И. И. Пущину», анализ стихотворения Пушкина

В своем знаменитом стихотворении «19 октября 1825 года» молодой поэт Александр Пушкин написал: «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Кому же из своих лицейских товарищей посвятил Пушкин эти проникновенные слова? Конечно, своим ближайшим для него на всю жизнь товарищам: Ивану Пущину, Вильгельму Кюхельбекеру и Антону Дельвигу.

Но самым близким лицейским другом стал Пущин. Многие ученики Лицея любили его за доброту, ум и справедливость. А еще за честность, мужество и общительный нрав. Его любили и в Лицее, и в гвардии, и потом, на гражданской службе. Он везде был в самом центре внимания, у всех на виду, его считали надежным и верным товарищем. Самым первым все эти качества оценил именно Пушкин, будучи ближайшим соседом по лицейской комнате. Сам Француз (как звали его в Лицее), неровный в обращении, подчас вспыльчивый и несдержанный, доверял своему другу Жанно первые мучительные раздумья о жизни, делился первыми огорчениями и радостями, а Пущин умел не только успокоить, но и помочь. Неслучайно один из декабристов позже скажет о нем: «Кто любит Пущина, тот, верно, сам прекрасный человек».

После окончания Царскосельского лицея Пущин не раз встречался с Пушкиным в Петербурге. Открытый и бескомпромиссный характер Ивана Ивановича, его взгляды на действительность царской России привели его в тайное общество будущих декабристов. Он думал привлечь туда и Пушкина, но опасался за него. Когда молодой поэт оказался в опале у государя и был сослан сначала на юг, а после в Михайловское, Пущин единственный навестил его в псковской глуши. Это их единственное свидание стало неожиданностью для ссыльного поэта, и позже он посвятил этому событию небольшое, но очень проникновенное стихотворение, начинавшееся таким обращением:

Мой первый друг, мой друг бесценный…

Но появилось оно не сразу: лишь узнав в 1826 году о судьбе декабристов и их ссылке, он пишет свое послание и в январе 1827 года переправляет его в Сибирь. Позже Пущин будет вспоминать о том, как после долгих мытарств он наконец соединился с товарищами его изгнания и заточения, раньше его прибывшими в острог. И он почувствовал, как его лицейский товарищ Пушкин «первым встретил его в Сибири задушевным словом». В день приезда в Читу Пущина позвали к частоколу, где Александра Муравьева (жена декабриста Никиты Муравьева) отдала ему лист бумаги: на нем неизвестною рукою было написано стихотворение.

Жанр этого произведения - дружеское послание. Об этом говорит и название - «И. И. Пущину». В то же время это воспоминание о той последней встрече, когда Пущин, вопреки запретам со стороны царской власти, навестил поэта в его имении Михайловском, «когда «двор уединенный … колокольчик огласил» . Чем это грозило самому Пущину, можно только догадываться, поэтому Пушкин и называет его «мой друг бесценный» . Две части стихотворения, пятистишия, представляют собой своеобразную перекличку событий. В первом пятистишии - воспоминание о встрече в Михайловском, а вторая часть произведения адресована уже сосланному в Сибирь Пущину, который после провала Декабрьского отказался бежать за границу и дожидался ареста в своем доме в Петербурге.

Строфа, состоящая из пяти строк, позволила объединить поэту общей рифмой такие высокопарные слова, как «провиденье» , «утешенье» , «заточенье» . Это не только придавало стихотворению особенное звучание, но и у самого адресата вызвало необычное состояние. Вот как написал об этом впоследствии Иван Иванович Пущин: «Преисполненный глубокой, живительной благодарности, я не мог обнять своего лицейского друга, как он меня обнимал, когда я первый посетил его в изгнанье». Далее Пущин с горечью отмечал, что не мог даже пожать руку той женщине, которая «так спешила утешить воспоминанием друга».

Но мольба Пушкина, обращенная к «святому провиденью» , о том, чтобы все декабристы получили утешенье, действительно озарила их сибирское заточенье «лучом лицейских ясных дней» . В нескольких строках этого стихотворения соединились и торжественность, и скорбь, и чувство единения.

Стихотворение пронизано чувством благодарности за то, что друг его навестил в трудные годы ссылки в Михайловском. Поэт надеется, что и его послание принесёт Пущину «утешенье», осветит его дни «лучом лицейских ясных дней».

Ответы на вопросы к стихотворению Пушкина «И. И. Пущину»

1. К кому обращено стихотворение? Какие слова подчёркивают печальное настроение ссыльного поэта?

Стихотворение посвящено И. И. Пущину, навестившему поэта в Михайловском в трудные годы ссылки. Грустное настроение ссыльного поэта подчеркивают такие слова: «двор уединённый», «печальным», «занесённый», «заточенье».

2. На что надеется Пушкин? Какие строки напоминают о лицейском братстве?

Пушкин уповает, что его послание принесёт Пущину то же утешение, которое он принёс ему во время той встречи. О лицейском братстве напоминают слова: «друг», «лучом лицейских ясных дней».

3. Используя какие приёмы (эпитеты, обращения и др.), Пушкин сближает печаль ссыльного поэта и радость встречи с другом?

Пушкин употребляет воззвание (Мой 1-ый друг, мой друг неоценимый!) и эпитеты (бесценный, уединенный, печальным, занесенный, святое, ясных).

  1. К кому обращается Державин в стихотворе-нии «Властителям и судиям»? Каков характер этого обращения (обличение, наказ, прославление)?
  2. Стихотворение (переложение псалма 81) звучит как прямое гневное обращение к «земным богам», т. е. царям, властите-лям. В противоположность сложившейся литературной традиции восхваления в одах и других поэтических произведени-ях «земных богов» Державин не только сводит их с пьедестала, но и судит их, на-поминая об обязанностях перед поддан-ными. Стихотворение содержит и обличе-ние, и наказ (наставление).

  3. Как понимает Державин назначение правите-лей, «земных богов»?
  4. Земные правители должны, как ут-верждает Державин, строго следовать за-конам, не допускать их нарушения («на лица сильных не взирать»), защищать обездоленных и неимущих от несправед-ливости («от сильных защищать бессиль-ных»), заботиться о материальных нуж-дах и соблюдении гражданских прав, чтобы все были равны и едины перед за-коном.

  5. Каков настоящий облик «властителей и су-дий»? Соответствует ли он представлению поэта о просвещенном государственном деятеле?
  6. На самом деле облик «властителей и судий» весьма далек от представлений поэта-классициста о просвещенном госу-дарственном деятеле. При их попуститель-стве творятся злодейства и несправедли-вости, процветает мздоимство (взяточни-чество). «Земные боги» не хотят исполнять возложенные на них всевышним Богом обязанности. Державин выдвигает очень меткую формулу, раскрывающую основы деятельности такого монарха, его отноше-ния к творимым беззакониям: «Не вне-млют! видят — и не знают! Покрыты мздою очеса». Ничтожность царей, их че-ловеческая слабость, склонность к соблаз-нам становятся особенно ощутимы благо-даря антитезам: идеальный государь — государь реальный, царь — раб:

    Цари! Я мнил, вы боги властны, Никто над вами не судья, Но вы, как я подобно, страстны И также смертны, как и я. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет!

    Надеется ли поэт на исправление пороков власти?

    Нет, никаких надежд на исправление пороков власти Державин не питает. Именно поэтому он обращается к Всевыш-нему быть «един царем земли» и покарать лукавых властителей и судей.

  7. Какие чувства испытывает автор, каково его личное отношение к адресатам и какими словами оно выражено?
  8. Негодование, презрение, ирония по от-ношению к земным властителям. Даже выражение «земные боги» воспринимает-ся здесь как ирония. Злодейство, не-правда, покрыты мздою очеса, лука-вые — лексика, характеризующая поро-ки власть имущих. Вместе с тем мы слы-шим в стихотворении глубокую скорбь о судьбах обездоленных, которых надо за-щищать, «исторгнуть бедных из оков». Бедные, сироты, вдовы — объект сочувст-вия автора. Он называет их правыми и об-ращается к Богу: «Боже правых», на ко-торого с молением и надеждой уповают нуждающиеся в защите. Переложение псалма завершается энергичным призы-вом-мольбой покарать злодеев и стать единым царем земли. Материал с сайта

  9. Каким стилем написано стихотворение «Влас-тителям и судьям»?
  10. Стихотворение написано высоким сти-лем, который избирается автором не для восхваления царствующих особ, а для об-личения и показа высокого назначения земной власти. Архаичная лексика (вос-стал, всевышний, сонм, взирать, по-кров, исторгнуть, очеса, зыблет, внемли) придает торжественность выра-жению мыслей и чувств Державина.

  11. Сопоставьте это стихотворение с одой Ломо-носова. В чем, по-вашему, сходство и различие этих двух произведений?
  12. Сходство в понимании назначения выс-шей власти: забота о подданных, соблюде-ние закона, защита от несправедливости; и оды Ломоносова, и стихотворение Дер-жавина полны поучений монархам. Раз-личие состоит в том, что Ломоносов отож-дествляет по законам одического жанра прогрессивные государственные идеи с намерениями царствующей императри-цы, ее деятельностью. Быть может, это в какой-то мере пожелание, изображение должного, идеального. Но в одах Ломоно-сова мы не найдем державинские обличе-ния власти.

Жанр: лирическое стихотворение (вид лирики — пейзажно- философская).
КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ
Стихотворение состоит из трёх строф, в каждой из них свой сюжет.
1-я строфа
Стихотворение начинается с наставления человеку:

Учись У них — У дуба, у берёзы.

Берёза и дуб со стойкостью выносят зимнюю стужу, которая меняет облик деревьев:
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.

Поэт побуждает читателя учиться у деревьев мужеству.

2-я строфа
А. А. Фет говорит о том, что человек должен мириться с трудностями молча, как деревья зимой: «Они стоят, молчат; молчи и ты!»

З-я строфа
Поэт отмечает: как в природе всегда наступает весна, пробуждая всё вокруг («Но верь весне … »), так и в жизни человека наступит период счастья:

Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

ИДЕЙНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
⦁ Тема: человек и природа.
⦁ Идея: природа — пример стойкости, между человеком и природой есть внутренняя связь.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

⦁ Эпитеты: холод лютый, жестокая пора, скорбящая душа.

⦁ Метафоры: напрасные застыли слёзы, за сердце хватает холод.

⦁ Лексические повторы: сердце рвёт — за сердце хватает, они молчат — молчи и ты.

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы… », о котором пойдёт речь, написано 31 декабря 1883 года русским поэтом Афанасием Фетом … День, когда оно родилось, совершенно особенный. И не только для Фета, но и для каждого человека. Почему?

Это последний день уходящего года, канун Нового года. Каким настроением обычно пронизан этот день? Чем наполнен?

В этот день всегда много радостной, предпраздничной суеты: люди готовятся к празднику, наряжают ёлки, покупают подарки, накрывают столы — все живут ожиданием чудесной новогодней ночи, настроение у всех приподнятое, радостное. Так ли у Фета?

Прочитаем его стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы … ».

Можно ли по настроению, которым пронизано стихотворение, отнести его к предновогодним? Почему?

Шестиклассники дружно отвечают «нет!» и наперебой приводят свои аргументы: оно совсем не радостное, а скорее печальное, в нём нет ожидания праздника, его автор будто и не чувствует, что приближается Новый год. Заставим их задуматься.

Но ведь человек проживает каждый год своей жизни по-разному: у кого-то всё складывается благополучно, у кого-то случаются тяжёлые болезни, утраты и другие скорби, кто-то переезжает или меняет род деятельности, у кого-то рождаются дети, а у кого-то уходят из жизни родные или близкие, да мало ли ещё что может происходить в жизни человека … Поэтому и приближающийся Новый год можно встречать с разным настроением.

Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и посмотрим: может быть, в нём всё-таки есть какое- то ощущение жизненного рубежа, когда человек останавливается, оглядываясь назад, на то, что было в его жизни, и в то же время пытается заглянуть вперёд, в будущее. (Ведь и мы, прежде чем встретить Новый год, всегда провожаем старый.) Найдите в стихотворении такое выражение, которое говорит о том, что в уходящем году для лирического героя стихотворения было что-то тяжёлое, больное. («Скорбящая душа»).

Объясните значение слова скорбь и образованного от него слова скорбящая.

Как выясняется, дети не знают точного лексического значения этого слова. В лучшем случае они говорят о печали. Дополним и уточним их толкование. Скорбь — состояние крайней душевной печали, вызванное бедой, несчастьем, неудачей, ударами судьбы, утратами (обычно в связи с чьей-либо смертью); скорбящая — значит «находящаяся в состоянии скорби».

Но есть ли в стихотворении и такие слова, которые подсказывают, что «скорбящая душа» надеется на перемены, на лучшее? Если есть, найдите их. Это строки, в которых высказывается надежда на животворящую силу весны, способную возродить «скорбящую душу» к жизни:

Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Поинтересуемся у детей, в каком смысле употреблено слово гений.

Как и следовало ожидать, шестиклассники воспринимают это слово только в одном значении: человек с выдающимися способностями. Поэтому слова Фета они толкуют как способность весны совершать что-то невозможное, удивительное. В каком-то смысле дети и правы, но нужно познакомить их и с другими толкованиями этого слова, что обогатит их восприятие.

Гений — в римской мифологии дух — покровитель человека, рода, местности; а в книжной речи гений — олицетворение, высшее проявление чего-либо, например: гений фантазии, гений красоты и т. п.

Если мы учтём все эти значения слова гений, то какой предстанет перед нами весна?

Весна наделена способностями и силой гения — покровителя человека, в ней сосредоточены чудодейственное тепло и жизнь, которые она передаёт ему, она становится
олицетворением силы жизни … Какие части речи помогают почувствовать её стремительность, энергию, силу, что, собственно, и является воплощением жизни?

Это прежде всего глагол промчится. А дополняют его существительные тепло и жизнь.

На что надеется лирический герой стихотворения?

«Переболит скорбящая душа», то есть успокоится, утешится, всё плохое уйдёт в прошлое. Что помогает ему верить в это, надеяться на лучшее? (Природа.) Каким видит поэт последний день уходящего года? Опишите его, отталкиваясь от стихотворения.

Это очень суровый и холодный день. Недаром поэт говорит о нём: «Жестокая пора!» Мороз трещит, обламывает ветви обледенелых деревьев. А ветер завывает в вершинах, срывает с них старые сухие листья, осыпает с ветвей снег, закручивает снежные вихри.

Снег то летит большими хлопьями, то превращается в колючую порошу, сквозь которую трудно что-то разглядеть. Всё живое притаилось где-то под крышей или забилось в норки. Небо серое, безрадостное. Почему у нас возникает ощущение холодной, морозной зимы?

Какие художественные средства помогают её почувствовать?

Картину холодной суровой зимы помогают создать эпитеты («жестокая пора», «лютый холод»), олицетворения («всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы», деревья плачут: «на них застыли слёзы»).

Почему взгляд поэта привлекают дуб и берёза? Что обычно связывается с образами этих деревьев в народной поэзии? Берёза и дуб — самые распространённые и привлекательные деревья русского пейзажа. Берёза — кудрявая, белоствольная, с тонкими ветвями, трепещущими резными листиками, красавица в любую пору года.

Дуб — раскидистый, мощный, с великолепной кроной, узнаваемый издалека и влекущий взор. Берёза обычно ассоциируется с молодой красивой девушкой, дуб же — с могучим богатырём: ведь именно он — самое долголетнее и крепкое дерево в русских лесах, именно в нём видится трепетной красавице (берёзе, рябине, калине) надёжный и желанный защитник (вспомните слова народной песни: «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться…»)

Дуб — символ мужественности и крепости, берёза — символ женственной хрупкости и красоты. Как переносят суровую зиму дуб и берёза? Что помогает им справиться с этим испытанием? От лютого холода на них треснула кора, сквозь неё проступила смола — -слёзы » , и всё же они не жалуются: «стоят, молчат ».

Они умеют терпеть … И знают, что когда-нибудь стужа кончится и они вновь зазеленеют и расцветут.

К кому обращены слова поэта: «Учись у них — у дуба, у берёзы»? И чему надо учиться у них? Эти слова поэта обращены прежде всего к самому себе, но, конечно, и к нам, читателям. Тяжело переносить скорби, они сковывают душу, как «холод лютый » , но нужно набраться терпения, как набрались его стойкие и молчаливые дуб и берёза, и верить, что «переболит скорбящая душа » , вернётся к жизни …

Какое действие оказывают на лирического героя плачущие, но не сетующие на судьбу дуб и берёза?

Они одновременно и утешают его, и подают надежду, и заставляют стыдиться своей слабости: «они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути дела, воплощением чего стали в стихотворении дуб и берёза? Они стали воплощением стойкости, мужества, силы духа, терпения, надежды. А что же воплощают в себе зима и весна в стихотворении?

Зима символизирует тяжёлые испытания и скорби, а весна воплощает в себе полноту, красоту, радость и гармонию жизни, возрождение и обновление. Как вы думаете, почему «портрет» зимы в стихотворении более развёрнутый, чем «портрет» весны?

Зима тянется долго, люди многие дни не видят солнца, это вызывает печаль, хандру, зима кажется бесконечной. Её однообразие и продолжительность дают возможность раз-
глядеть эту «жестокую пору » со всех сторон. Зато весна пролетает почти мгновенно, захлёстывая нас радостью и каждодневным обновлением …

Её характеризуют два ёмких слова: тепло и жизнь. Как соотносятся эти образы-символы — зима и весна? Они противопоставлены друг другу. Это антитеза. Найдите слова и выражения, которые характеризуют зиму и весну.

Зима — «жестокая», её «холод лютый» «хватает» за сердце, заставляет плакать деревья («напрасные на них застыли слёзы»), ломает кору берёзы и дуба; «всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы»…

Весна же исполнена тепла и жизни, она стремительна и радостна: Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Благодаря ей всё оживает «для ясных дней, для новых откровений».

Что значит «для новых откровений»? Как вы понимаете слово откровение?

«Наверно, это какие-то открытия » — предполагают дети. Уточняем значение слова.

Откровение – это

  1. Изъявление, сообщение кому-либо Божественной воли.
  2. Что- либо неведомое до сих пор, открывающее новое, неизвестное, дающее новое толкование, объяснение чему-либо и т. п.
  3. Способность острого восприятия, глубокого проникновения в сущность вещей, явлений, свойственная кому-либо, чему-либо. Теперь, обогащённые знанием всех лексических значений этого слова, вы можете более точно объяснить выражение «для новых откровений».

Попытаемся расширить ваше прежнее толкование. «Новые откровения » — это новое открытие жизни и её ценностей. Душа, переболевшая скорбями, воскресшая от уныния, острее воспринимает мир и ценит жизнь во всех её проявлениях, обретает способность проникать в суть вещей и явлений, новые истины становятся её достоянием, она снова живёт в согласии с небом и с собой…

Можем ли мы утверждать, что это стихотворение представляет собою развёрнутую аллегорию человеческой жизни? Вспомним, что такое аллегория. Аллегория (от греч. аllёgогiа- иносказание) — литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлечённого понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

В художественной литературе аллегория используется как средство усиления поэтической выразительности. Образное, предметное её воплощение создаёт дополнительные, а порой и новые художественные и смысловые оттенки. Кто подсказал поэту эту аллегорию? Природа, а конкретно дуб и берёза, стоически переживающие испытания «жестокой поры».

Благодаря им поэт, а вместе с ним мы, получаем замечательный урок жизни: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» То есть будь стойким в любых испытаниях, научись терпеть, верь в добрые перемены.

Известный литературовед Н. Н. Скатов так написал о поэзии А.Фета: «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы сочетается у него с природностью
человека».

Попробуйте объяснить эти слова.

Коряво, но правильно дети говорят о том, что человек — это тоже часть природы, он связан с нею и во многом зависит от неё, поэтому не удивительно, что с древних времён люди одухотворяют природу, наделяют её какими-то человеческими свойствами, берут у неё уроки жизни.

И в фольклоре, и в художественной литературе мы часто встречаем образы, взятые из мира природы, и через природу учимся понимать и самих себя. Это можно увидеть и на примере стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы … ». Отсюда и параллель между жизнью человека и природы, вызвавшая к жизни выразительную аллегорию.

Аллегория широко используется не только в литературе, но и в живописи. Мы можем найти множество картин, названия которых начинаются со слова «аллегория». Особенно
их много на тему времён года.

Предлагаем рассмотреть несколько репродукций картин различных художников, которые изображали аллегорию зимы и весны (например, В.Боровиковского «Зима в виде старика»; Д.Арчимбольдо «Зима», «Весна»; Давида Теннирса Младшего «Зима»; Элизабет Сонрель «Зима»; Ю.Бекховой «Зима»; Натаниэля Шмитта «Аллегория зимы»; С.Боттичелли «Весна»; А.Мухи «Весна»; Андерсон «Весна» и др.) и выбрать из них те, которые созвучны стихотворению Фета по настроению.

Подчеркнём при этом, что аллегория в живописи может быть даже сложнее по восприятию, чем в художественной литературе, она требует искусствоведческих знаний, так как многие детали, изображённые на картине, нуждаются в объяснении, ибо имеют определённый смысл, который, возможно, известен не всем.

Дети с интересом рассматривают картины, задают вопросы, но выбирают из предложенного ряда картину Боровиковского «Зима в виде старика», потому что, на их взгляд, старик, изображённый на картине, выглядит очень удручённым, замёрзшим, одиноким, что соответствует настроению лирического героя в начале стихотворения.

А вот весну они предпочитают в исполнении Андерсон, потому что она дана в движении, в её портрете много ярких красок, она радостная: там, где она ступает, расцветают цветы и зеленеют травы — жизнь начинается сначала…

Теперь, когда анализ стихотворения завершён, когда его художественные образы закрепились в детском сознании, перейдём к обобщению и попросим шестиклассников определить тему и идею произведения.

.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...