Финансовое планирование представляет собой элемент. Финансовое планирование как элемент хозяйственного управления

Движение финансовых ресурсов закрепляется в соответствующих планах, которые образуют единую систему финансового планирования. В систему финансовых планов входят:

  • 1. перспективные финансовые планы;
  • 2. сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях;
  • 3. финансовые планы коммерческих организаций;
  • 4. финансовые планы (сметы) бюджетных организаций.

Перспективное финансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, что является главной формой реализации целей государства. Оно осуществляется на всех уровнях власти в целях: обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики; прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирование финансовых последствий реформ, программ; определения возможности реализации различных мер в области финансов.

Перспективный финансовый план, разрабатываемый на основе показателей прогноза экономического и социального развития государства, содержит данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. Этот план составляется на три года: из которых первый год -- это год, на который составляется бюджет; следующие два года -- плановый период, на протяжении которого прослеживаются реальные результаты заявленной экономической политики.

Перспективный финансовый план ежегодно корректируется с учетом показателей уточненного среднесрочного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований; при этом плановый период сдвигается на один год вперед.

Перспективное планирование включает разработку финансовой стратегии государства и прогнозирование финансовой деятельности. В рамках стратегического планирования определяются долгосрочные ориентиры развития и цели государства, долгосрочный курс действий по достижению цели и распределению ресурсов.

Финансовая стратегия предполагает определение долгосрочных целей финансовой деятельности и выбор наиболее эффективных способов их достижения. На основе финансовой стратегии определяется финансовая политика государства по конкретным направлениям финансовой деятельности, налоговой, эмиссионной и т.д.

Основу перспективного планирования составляет прогнозирование. В отличие от планирования задачей прогнозирования не является реализация разработанных прогнозов на практике, так как они представляют собой лишь предвидение возможных изменений. Прогнозирование предполагает разработку альтернативных финансовых показателей и параметров, использование которых при наметившихся (но заранее спрогнозированных) тенденциях изменения ситуации на рынке позволяет определить один из вариантов развития финансовой системы государства. Прогноз -- это вероятностное представление о будущих событиях, основывающееся на наблюдениях, теоретических обобщениях, допущениях и ограничениях. Финансовое прогнозирование -- это, прежде всего, обоснование показателей финансовых планов, предвидение финансового положения на тот или иной период времени. В теории и на практике выделяют среднесрочное (5 - 10 лет) и долгосрочное (более 10 лет) финансовое прогнозирование. Основой прогнозирования является обобщение и анализ имеющейся информации с последующим моделированием возможных вариантов развития ситуаций и финансовых показателей. Методы и способы прогнозирования должны быть достаточно динамичными для того, чтобы своевременно учесть эти изменения.

Сводный финансовый баланс - это баланс финансовых ресурсов, созданных и использованных в государстве или на определенной территории.

Сводный финансовый баланс охватывает средства всех бюджетов, внебюджетных целевых фондов и предприятий, расположенных на соответствующей территории. Составление сводного финансового баланса - это подготовительный этап разработки адресного финансового плана, т.е. бюджета. Сводный финансовый баланс государства позволяет увязать материальные и финансовые пропорции в народном хозяйстве, скоординировать показатели всех звеньев финансово-кредитной системы; обеспечить проверку сбалансированности прогноза экономического и социального развития государства, определить источники финансирования мероприятий, намеченных этим прогнозом; выявить резервы дополнительных финансовых ресурсов; провести прогнозные финансовые расчеты; разработать направления финансовой политики.

Сводный финансовый баланс государства разрабатывается в Министерстве экономического развития и торговли РФ с участием Министерства финансов РФ на основе макроэкономических показателей. В таблице приведены основные показатели сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне.

Таблица 1

Показатели сводного финансового баланса, составляемого на общегосударственном уровне

1. Прибыль

1. Затраты на государственные инвестиции, включая погашение кредиторской задолженности (кроме военного строительства)

2. Налог на добавленную стоимость и акцизы

2. Расходы на воспроизводство минерально-сырьевой базы

3. Подоходный налог с физических лиц

3. Государственные дотации

4. Налоги на имущество

4. Расходы предприятий за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты налога, а также за счет амортизации

5. Средства для образования фонда социального страхования, пенсионного фонда, фонда страховой медицины и фонда занятости

5. Расходы на социально-культурные мероприятия, финансируемые за счет бюджета, а также внебюджетных фондов (без капитальных вложений)

6. Средства других бюджетных целевых фондов

6. Расходы на науку за счет бюджета

7. Отчисление на воспроизводство минерально-сырьевой базы

7. Расходы за счет средств других бюджетных целевых фондов

8. Амортизационные отчисления

8. Расходы на оборону

9. Доходы от государственной собственности или деятельности, включая доходы от продажи государственного имущества

9. Расходы на содержание правоохранительных органов, судов и прокуратуры (без капитальных вложений)

10. Налоги на внешнюю торговлю, внешнеэкономические операции и доходы от внешнеэкономической деятельности

10. Расходы на содержание органов государственной власти (без капитальных вложений)

11. Прочие доходы

11. Расходы по внешнеэкономической деятельности

12. Доходы на образование резервных фондов

13. Прочие расходы

Итого доходов:

Итого расходов:

Если сводное финансовое планирование на общегосударственном уровне базируется на разработанной в нашей стране методологии и многолетнем опыте, то составление сводного финансового баланса территорий началось сравнительно недавно. Необходимость разработки территориальных сводных балансов обусловлена рядом факторов: Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2012. - С.328.

  • 1. Разработкой программ, предусматривающих объединение усилий территориальных органов власти и предприятий, расположенных на их территории, по экономическому и социальному развитию;
  • 2. Значительными финансовыми затратами на осуществление таких программ. Для обеспечения финансовыми ресурсами мероприятий, намеченных этими программами, необходимы координация и концентрация денежных средств бюджетной системы, средства ведомств и предприятий. Это, в свою очередь, требует разработки в регионе (т.е. на территории области, района, города) сводного финансового баланса;
  • 3. Необходимостью сведения воедино различных видов финансовых планов: финансовых планов хозяйственных предприятий и организаций, территориального бюджета, внебюджетных фондов и др., отражающих отдельные стороны и этапы распределения и перераспределения национального дохода, созданного и используемого на данной территории. Это позволяет иметь полную картину образования и использования всех финансовых ресурсов административно-территориальной единицы.

Основная задача территориального сводного финансового баланса определение объемов финансовых ресурсов, созданных, поступивших и использованных в регионе (как централизованных, аккумулированных и перераспределяемых территориальными бюджетами, так и децентрализованных, т.е. ресурсов предприятий, организаций и внебюджетных фондов). Составление территориального сводного финансового баланса позволяет: достигнуть единства в экономическом и социальном развитии территории; точнее определить объемы финансовых ресурсов, имеющихся в регионе и необходимых для выполнения мероприятий, предусмотренных территориальной программой; сбалансировать материальные и финансовые ресурсы, используемые в регионе; повысить качество бюджетного планирования; скоординировать использование финансовых ресурсов, как территориальных органов, так и предприятий, расположенных в регионе; концентрировать финансовые ресурсы на наиболее важных в каждый конкретный период направлениях экономического и социального развития территории; изыскать внутрирегиональные резервы для финансирования мероприятий, намеченных территориальными программами; наиболее эффективно использовать денежные средства, выделяемые государством для развития производства, социальной и производственной инфраструктуры в регионе; осуществлять действенный контроль за мобилизацией и использованием финансовых ресурсов; активнее воздействовать на формирование всех разделов территориальной программы; добиваться сочетания территориальных и ведомственных интересов.

Финансовое планирование в коммерческих организациях. Внутрифирменное финансовое планирование, цель - обеспечение оптимальных возможностей для успешной хозяйственной деятельности, получение необходимых для этого средств, достижение конкурентоспособности и прибыльности предприятия, а также планирование доходов и расходов предприятия, движение его денежных средств.

Исходя из этих целей внутрифирменное финансовое планирование - это многоплановая работа, состоящая из ряда взаимосвязанных этапов:

  • 1. Анализ финансовой ситуации и проблем, заключается в изучении фактических данных за предыдущий период. Это дает возможность определить проблемы.
  • 2. Прогнозирование будущих условий необходимо для определения внешней и внутренней среды, в которой будет протекать деятельность предприятия.
  • 3. Постановка финансовых задач заключается в определении на планируемый период параметров получения доходов, прибыли, предельных размеров расходов и основных направлений использования средств.
  • 4. Выбор оптимального варианта - на основе анализа тенденций и текущего финансового состояния рассматривается несколько вариантов положений, в которых может оказаться предприятие, и оптимальные варианты развития финансов предприятия.
  • 5. Составление финансового плана - составляется в виде баланса его доходов и расходов.
  • 6. Корректировка, увязка и конкретизация финансового плана - увязка показателей финансового плана с производственными и другими планами в установлении конкретных сроков их достижения
  • 7. Выполнение финансового плана - процесс текущей производственной, коммерческой и финансовой деятельности предприятия, влияющий на его конечные финансовые результаты.
  • 8. Анализ и контроль - определение фактических конечных финансовых результатов деятельности предприятия, сопоставлении с плановыми показателями, выявлении причин и следствий отклонений от плановых показателей, в подготовке мер по устранению негативных явлений. Лукасевич И.Я. Финансовый менеджмент: учебник / И.Я. Лукасевич. - М.: Эксмо, 2012. - С.331.

Финансовое планирование в отраслях бюджетной сферы. Финансовое планирование в организациях, состоящих на бюджете, основано на составлении различных смет. На основе натуральных показателей (численность обслуживаемых лиц, площадь помещения и т.д.) и финансовых норм составляются бюджетные сметы расходов. Они могут быть: индивидуальные (для отдельного учреждения или для проведения отдельного мероприятия); общие (для группы однотипных учреждений или мероприятий); сметы расходов на централизованные мероприятия (разрабатываются ведомствами для финансирования мероприятий, осуществляемых в централизованном порядке); сводные сметы (сметы в целом по ведомству). Утвержденные сметы бюджетных учреждений являются их финансовыми планами на определенный период времени.

Финансовое планирование

Введение 2

1. Финансовое планирование как элемент финансового менеджмента 3

2. Методы финансового планирования 6

3. Виды финансового планирования, финансовых планов и их роль в управлении предприятием 14

Заключение 16

Список использованной литературы 17

Введение

В современных условиях рыночных отношений возникает объективная необходимость финансового планирования. Без финансового планирования невозможно добиться настоящих результатов на рынке.

Финансовое планирование напрямую связано с планированием производственной деятельности предприятия. Все финансовые показатели базируются на показателях объёма производства, ассортимента продукции, себестоимости продукции.

Планирование финансовых показателей позволяет находить внутренние резервы предприятия, соблюдать режим экономии. Получение планового размера прибыли и других финансовых показателей возможно лишь при условии соблюдения плановых норм затрат труда и материальных ресурсов. Объём финансовых ресурсов, рассчитанных на основе финансовых планов, устраняет чрезмерные запасы материальных ресурсов, непроизводительные расходы, внеплановые финансовые инвестиции. Благодаря финансовому планированию создаются необходимые условия для эффективного использования производственных мощностей, повышения качества продукции.

Финансовый план обеспечивает предпринимательский план хозяйствующего субъекта финансовыми ресурсами и оказывает большое влияние на экономику предприятия. Происходит это благодаря целому ряду существенных обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение намечаемых затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями. В результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность. Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, материально-техническим обеспечением, труда и кадров, прибыли и рентабельности, экономическим стимулированием. Таким образом, финансовое планирование оказывает воздействие на все стороны деятельности хозяйствующего субъёкта посредством выбора объектов финансирования, направление финансовых средств и способствует рациональному использованию трудовых, материальных и денежных ресурсов.

1. Финансовое планирование как элемент финансового менеджмента

Финансовое планирование представляет собой процесс разработки системы мероприятий по обеспечению развития предприятия необходимыми финансовыми ресурсами и повышению эффективности финансовой деятельности в предстоящем периоде.

Преимущества финансового планирования состоят в том, что оно:

o воплощает стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей;o обеспечивает финансовыми ресурсами, заложенными в производственном плане экономические пропорции развития;o предоставляет возможность оп

ределения жизнеспособности проекта предприятия в условиях реальной рыночной конкуренции;o служит очень важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.

Планирование помогает предотвращать ошибочные действия в области финансов, а также уменьшает число неиспользованных возможностей.

Финансовое планирование обеспечивает взаимоувязку показателей развития предприятия и поэтому является сложным, трудоемким процессом, затрагивающим практически все службы и подразделения.

Основными задачами финансового планирования являются:

Øобеспечение источниками финансирования основной деятельности предприятия (поддержание нормального уровня запасов сырья, материалов, готовой продукции, финансирование прироста оборотных средств, воспроизводства основных производственных фондов и т.д.);Øсвоевременное и в полном объеме выполнение обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами;Øобоснование эффективного вложения временно свободных денежных средств, поддержание остатка денежных средств на достаточном уровне;Øвыявление резервов роста доходов предприятия;Øоптимизация использования прибыли;Øопределение дивидендной политики;Øобоснование размера и условий привлечения внешних источников для финансирования инвестиционной деятельности предприятия;Øподдержание платежеспособности предприятия, обеспечение его финансовой устойчивости.

Методология финансового планирования на современном этапе предполагает решение предприятием ряда проблем:

Øобоснование цели (системы целей) финансового плана, адекватной основным направлениям деятельности предприятия в перспективном периоде;Øопределение системы актуальных для предприятия внутренних и внешних финансовых ограничений. В настоящее время одним из наиболее важных ограничений для большинства предприятий является критерий банкротства;Øопределение горизонта финансового планирования;Øвыбор методов планирования финансовых показателей и разработки финансовых планов;Øразработка процедуры финансового планирования: определение круга участвующих должностных лиц, меры их ответственности, оптимизация информационных связей и документооборота.

Цель финансового планирования предприятия конкретизируется в зависимости от длительности планируемого периода, результатов анализа его финансового состояния на момент разработки финансового плана, динамики основных финансовых показателей в ретроспективе, результатов маркетинговых исследований, а также внешних условий (таких, как уровень инфляции, ставка рефинансирования Банка России, курс рубля по отношению к твердым валютам, стабильность правового поля).

Предприятие, имеющее большую просроченную кредиторскую задолженность, финансовое положение которого близко к критическому, при разработке финансового плана должно ориентироваться на обоснование антикризисных мероприятий, которые позволят избежать банкротства. Организация, получающая стабильные доходы, финансово устойчивая может при разработке финансового плана поставить цель увеличения рентабельности продаж и производства в целом.

Вместе с тем система целей финансового планирования любого предприятия должна быть ориентирована на увязку доходов и расходов, а также обеспечение платежеспособности в краткосрочном периоде и (или) поддержание финансовой устойчивости в долгосрочном периоде.

2. Методы финансового планирования

В практике финансового планирования применяют следующие методы: нормативный, балансовый, расчетно-аналитический и экономико-математическое моделирование.

Нормативный метод основывается на системе норм и нормативов, используемых для расчета целого ряда показателей финансового плана. Можно выделить следующие нормы и нормативы:

Øфедеральные;Øрегиональные;Øместные;Øотраслевые;Øгрупповые;Øвнутренние (нормы и нормативы предприятий).

При определении налоговых платежей предприятие использует ставки налогов, являющиеся федеральными, региональными или местными нормативами. Амортизационные отчисления могут планироваться как исходя из централизованно установленных норм амортизации (федеральный норматив), так и самостоятельно определяться предприятием на основе срока полезного использования (внутренний норматив). Примером групповых нормативов, установленных для малых предприятий, являются льготные ставки по налогу на прибыль, особые возможности начисления амортизации; для акционерных обществ - это нормативы отчислений в резервный фонд, фонд акционирования работников предприятия или фонд для выплаты дивидендов по привилегированным акциям.

Внутренние нормы и нормативы разрабатываются самим предприятием при нормировании оборотных средств, создании ремонтного фонда, резервировании средств под обесценение вложений в ценные бумаги, формировании резерва по сомнительным долгам и в целом ряде других случаев.

Балансовый метод планирования финансовых показателей состоит в увязке планируемого поступления и использования финансовых ресурсов с учетом остатков на начало и конец планируемого периода посредством построения балансовых соотношений. Использование этого метода целесообразно при планировании распределения прибыли, формировании фондов накопления и потребления. Балансовый метод традиционно используется при разработке шахматной таблицы.

Расчетно-аналитический метод опирается на анализ динамики ретроспективных данных и экспертную оценку прогнозируемого изменения планируемого финансового показателя:

Ф.п пл =Ф.п отч хI

где Ф.п пл - планируемая величина финансового показателя;

Ф.п отч - отчетное значение финансового показателя;

I- индекс изменения финансового показателя. Методы экономико-математического моделирования позволяют установить количественно определенную взаимосвязь планируемых показателей и факторов, их определяющих.

Экономико-математическая модель может выражать функциональную зависимость финансового показателя от ряда влияющих на него факторов:

Y=f(X 1 , X 2 , …, X n)

где Y - планируемый финансовый показатель;

X i , - i-й фактор при i=1,…,n.

Широкое применение в планировании финансовых показателей нашли экономико-математические модели, основанные на регрессионной связи. Такие модели позволяют определить зависимость среднего значения финансового показателя (рассматриваемою как случайная величина) от одного или нескольких факторов:

Y=a 0 +a 1 X 1 +…+a n X n

где a 0 ,a 1 ,…,a n - параметры (коэффициенты регрессии), которые оцениваются по статистическим данным;

Y - среднее значение финансового показателя;

X 1 ,…,X n - факторы, влияющие на планируемый финансовый показатель.

Применение описанных выше методов дает возможность определить планируемые значения отдельных финансовых показателей, но для разработки финансового плана в виде баланса доходов и расходов необходимы дополнительные расчеты, позволяющие свести баланс.

Основными методами разработки прогнозного баланса являются:

«метод пробки»; метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации (метода процента от продаж).

Наиболее простым и распространенным методом обеспечения сводимости баланса является «метод пробки». Сущность этого метода состоит в выявлении дисбаланса (разности пассивов и активов баланса), называемого «пробкой», и определении путей ликвидации этой «пробки». Например, при отрицательной разности пассивов и активов баланса, свидетельствующей о недостаточности средств для финансирования деятельности предприятия с намеченными расходами на сырье, материалы, приобретение оборудования и т.п., следует рассмотреть варианты привлечения дополнительного финансирования, например за счет кредитов. Корректировка пассива на сумму планируемого кредита приведет к образованию новой «пробки», так как привлечение кредита увеличит расходы на сумму процентов за кредит и соответственно уменьшит прибыль. Таким образом, использование этого метода сводится к итерационным расчетам. Каждая итерация состоит в определении «пробки» и обосновании финансовых решений, позволяющих ее ликвидировать.

Второй метод разработки прогнозного баланса доходов и расходов, а также собственно прогнозного баланса предприятия получил название метода пропорциональной зависимости показателей от объема реализации, или метода процента от продаж.

Процедура этого метода основана на следующих предположениях:

Øосновные средства организации задействованы на полную мощность и увеличение объема реализации потребует дополнительных инвестиций;Øпредприятие работает стабильно и на начало планируемого периода значения большинства статей баланса оптимальны (в том числе запасы, остаток денежных средств соответствуют достигнутому объему реализации);Øизменение большинства статей актива и некоторых статей пассива пропорционально изменению объема реализации.

Рассмотрим алгоритм расчетов методом процента от продаж.

1. Выявляются те статьи баланса, которые изменяются пропорционально объему продаж. Как правило, к ним относят затраты, включаемые в себестоимость реализованной продукции, управленческие, коммерческие расходы, дебиторскую, кредиторскую задолженность. Эти статьи переносят в прогнозную форму баланса с учетом роста объема продаж (умножив на индекс роста объема реализации).2. Ряд статей баланса, которые не изменяются спонтанно при росте объема продаж, а определяются, например, финансовыми решениями, переносится в прогнозную форму без изменений. К таким статьям можно отнести дивиденды, векселя к оплате.3. Определяется нераспределенная прибыль в прогнозируемом году: к нераспределенной прибыли отчетного года прибавляется прогнозируемая прибыль за вычетом дивидендных выплат (норма выплаты дивидендов принимается на уровне отчетного года).4. Выявляется потребность в дополнительном финансировании и определяются источники финансирования с учетом возможных ограничений по структуре капитала, стоимости различных источников и т.д.5. Формируется вариант второго приближения с учетом эффекта обратной финансовой связи (привлечение кредитов и займов не только увеличивает источники финансирования, но и приводит к росту издержек, связанных с выплатой процентов).

В случае если вторая итерация не позволяет свести баланс, следует провести еще несколько итераций, при каждой из которых будут приниматься в расчет те или иные финансовые решения.

Процедуру сведения баланса методом процента от реализации целесообразно компьютеризировать, что существенно облегчит и ускорит увязку баланса.

Для приблизительного расчета потребности во внешнем финансировании (EFN) (в частности, без учета эффекта обратной финансовой связи) можно воспользоваться следующей формулой:

EFN=A 0 /B 0 x(B-B 0)-П/Вx(R-D),

где A 0 /B 0 - относительный прирост активов, изменяющихся пропорционально увеличению объема реализации (потребность в увеличении суммы активов в рублях на 1 руб. реализации);

A 0 - сумма активов на конец отчетного года;

B 0 - выручка от реализации продукции отчетного года;

П/В - спонтанный прирост пассивов, изменяющихся пропорционально объему реализации, на 1 руб. выручки отчетного года;

В - прогнозируемый объем продаж;

R - рентабельность реализованной продукции (отношение чистой прибыли отчетного года к выручке от реализации отчетного года);

D - норма выплаты дивидендов (отношение прибыли, направляемой на выплату дивидендов, к чистой прибыли).

Традиционные подходы российских предприятий к разработке финансовых планов, описанные выше, не позволяют эффективно и в полной мере решать задачи, стоящие перед финансовым менеджером на современном этапе. Финансовое планирование, как правило, оторвано от маркетинговых исследований и опирается на план производства, а не сбыта, что ведет к существенному отклонению фактических показателей от плановых. Планово-экономические службы используют в расчетах калькуляцию полной себестоимости единицы произведенной (реже - реализованной) продукции, распределяя все затраты отчетного (или планового) периода по видам изделий. Такой же подход (исходя из полной себестоимости) преобладает и в отечественном ценообразовании, являющемся затратным. Вместе с тем мировой опыт говорит о целесообразности деления издержек на постоянные и переменные, результативности маржинального подхода к включению издержек в себестоимость. Новые возможности дает анализ взаимосвязи «затраты - выручка - прибыль» (CVP-анализ) и метод безубыточности. Наконец, разработка финансового плана оторвана от процесса управления, а финансовый план не позволяет оценить финансовое состояние предприятия при тех или иных изменениях внешних условий. Недостатки сложившейся системы планирования во многом устраняет внедрение на предприятии системы бюджетирования.

Бюджетирование - современная технология финансового менеджмента, позволяющая не только получить обоснованный финансовый план, но и организовать управление деятельностью предприятия на основе этого плана, усилить контроль за издержками и денежными потоками, достичь лучших финансовых результатов.

Бюджетирование - сложная система, включающая:

Øсовокупность взаимосвязанных плановых документов, в которых с обоснованной степенью детализации показателей отражена планируемая деятельность как отдельных центров финансовой ответственности (ЦФО), так и всего предприятия в соответствии с целями деятельности и планируемым уровнем сбыта;Øотчетность ЦФО, позволяющая оперативно, с определенным временным интервалом анализировать и контролировать выполнение бюджетов отдельными ЦФО и достижение запланированных предприятием в целом финансовых результатов;Øуправленческие воздействия на ЦФО, ориентированные на минимизацию отклонений от бюджета с учетом изменений внешней среды.

В процессе бюджетирования разрабатывается основной бюджет, интегрирующий на уровне предприятия бюджеты отдельных центров финансовой ответственности в виде трех плановых форм (Приложение 2):

Øбюджета доходов и расходов;Øбюджета движения денежных средств;Øпрогнозного баланса.

Основной бюджет должен посредством системы финансовых показателей отражать цели деятельности предприятия, его маркетинговые и производственные планы. Разработка основного бюджета позволяет не только сбалансировать доходы и расходы предприятия (что свойственно традиционному финансовому планированию), но и согласовать достижение планируемых финансовых результатов с денежным потоком, а также ориентировать деятельность предприятия на приемлемые параметры финансового состояния и достаточный уровень финансовой устойчивости.

В процессе составления основного бюджета принято выделять процесс подготовки операционного бюджета и процесс разработки финансового бюджета.

Финансовый бюджет включает:

Øинвестиционный бюджет;Øбюджет движения денежных средств;Øпрогноз баланса.

Операционный бюджет состоит из:

Øбюджета продаж;Øбюджета производства;Øбюджета производственных запасов;Øбюджета прямых затрат на сырье и материалы;Øбюджета прямых затрат на оплату труда;Øбюджета общепроизводственных накладных расходов;Øбюджета управленческих расходов;Øбюджета коммерческих расходов;Øотчета о прибылях и убытках.

3. Виды финансового планирования, финансовых планов и их роль в управлении предприятием

Горизонт финансового планирования - это период времени, в пределах которого можно дать с приемлемой точностью оценку финансовых показателей стратегии развития предприятия с учетом влияния основных факторов внешней среды. Стратегия развития предприятия, ориентированная на реконструкцию производства, внедрение новой технологии, расширение производства в связи с выходом на новые рынки, как правило, определяет горизонт финансового планирования от трех до пяти лет. При этом нужно учитывать стабильность экономики в целом, предсказуемость политического развития, отраслевые, региональные и иные значимые факторы внешней среды.

В пределах горизонта планирования финансовые планы делятся на:

Øперспективные (стратегические);Øтекущие;Øоперативные.

В условиях современной российской действительности горизонт финансового планирования, как правило, составляет не более трех лет, и на такой период разрабатываются стратегические (перспективные) финансовые планы предприятия. Стратегический финансовый план определяет концепцию финансового развития организации и может составлять коммерческую тайну.

Перспективный финансовый план конкретизируется в виде текущих финансовых планов, составляемых на год. Основным документом текущего финансового планирования является баланс доходов и расходов, представленный в табл. 1 (Приложение 1). При разработке текущего финансового плана финансовый менеджер исходит из целей финансового планирования на предстоящий год и решает задачи, перечисленные выше. Балансировка доходов и расходов финансового плана достигается как регулированием расходов (прежде всего отчислений в фонды накопления и потребления, дивидендных выплат), так и оптимизацией размера и состава заемных средств. Разработка текущего финансового плана должна быть ориентирована на обеспечение финансовой устойчивости предприятия.

В дополнение к балансу доходов и расходов целесообразно составлять шахматную таблицу (матричный баланс), в которой определяются источники финансирования по каждой статье планируемых расходов (табл. 2, Приложение 1).

Оперативное финансовое планирование заключается в разработке платежного календаря, детализирующего на квартал или месяц текущий финансовый план. Платежный календарь помогает поддерживать платежеспособность предприятия, вовремя привлекать краткосрочные заемные средства для покрытия разрыва во времени поступлений и перечислений средств. Структура (схема) платежного календаря аналогична текущему финансовому плану, представленному в табл. 2, но отражает ежедневное движение средств в балансе доходов и расходов предприятия.

Заключение

Финансовый план в стоимостном выражении обобщает возможные результаты принятых решений по предыдущим разделам бизнес-плана. Он включает: прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблицу доходов и затрат, сводный баланс активов и пассивов предприятия, график достижения безубыточности.

Прогноз объемов реализации дает представление о доли рынка, которая будет охвачена выпускаемой продукцией. Прогноз, как правило, составляется на три года, причем для первого года данные приводятся помесячно, для второго - поквартально, а на третий год - в целом.

Баланс денежных расходов и поступлений - документ, определяющий суммы денег, вкладываемых в проект с разбивкой по времени от момента начала организации фирмы. Главная задача баланса денежных расходов - проверить синхронность поступления денежных средств от реализации продукции и их расходования, т. е. определить достаточность этих средств на каждый момент времени. В случае их нехватки необходимо предусмотреть источники дополнительных инвестиций. Как и для прогноза реализации продукции, баланс денежных доходов и поступлений составляется помесячно для первого года, поквартально для второго и в целом за год для третьего.

Таблица доходов и затрат показывает: доходы от продажи товаров, издержки производства товаров, суммарную прибыль от продаж, общепроизводственные расходы (по видам), чистую прибыль.

Сводный баланс активов и пассивов фирмы составляется на начало и конец первого года осуществления проекта. Он служит основой для оценки специалистами коммерческих банков добротности источников финансирования и целесообразности вложения капитала.

Список использованной литературы

1. Зайцев Н.Л. Экономика промышленного предприятия: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1999.2. Курс экономики. Райзберг Б.А. М. 1997.3. Общая теория финансов. Дробозина Л.А. М. 1995.4. Теория финансов. Учебное пособие. Заяц Н.Е. Минск. 1998.5. Управление организацией: Учебник / Под ред. А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - М.: ИНФРА-М, 2000.6. Финансы и кредит / Под ред. А. Ю. Казака. Екатеринбург: МП ПИПП при издательстве Уральского государственного университета, 1994.7. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник: / Под ред. Н.Ф. Самсонова. - М.: ИНФРА-М, 2001.
Содержание

Введение 3

1. Финансовое планирование, как элемент управления деятельностью предприятия 6

1.1. Роль и место финансового планирования в составе функций управления деятельностью предприятия 6

1.3. Внутрифирменное планирование на предприятиях индустрии гостеприимства 18

2. Анализ эффективности системы планирования, применяемой в ТК «Замок», ее влияние на финансовое состояние 21

2.1. Характеристика ТК «Замок» как объекта исследования 21

2.2. Анализ структуры баланса предприятия 24

2.3 . Анализ платежеспособности и ликвидности 31

2.4. Анализ эффективности использования трудовых ресурсов 36

2.5. Анализ и планирование издержек и прибыли 37

2.6 Анализ финансовых результатов 43

2.7. Анализ деловой активности предприятия 44

2.8. Анализ финансовой устойчивости и финансовой независимости 47

3. Предложения по совершенствованию внутрифирменного планирования в ТК «Замок» 52

3.1. План сбыта - основополагающий раздел внутрифирменного плана 52

3.3. Кадровое планирование и планирование оплаты труда 57

3.4. Планирование доходов и расходов 60

Заключение 61

Список литературы 65

Приложение 1 69

Приложение 2 70

Введение

Введение

Актуальность темы. Финансовое планирование на предприятии представляет собой планомерное управление процессами формирования и использования финансовых ресурсов. Осуществляется оно финансовыми службами предприятия. В условиях финансовой и хозяйственной самостоятельности предприятие само разрабатывает свои планы, руководствуясь целью - достижение высокой эффективности хозяйствования. При переходе экономики страны на основы рыночного хозяйствования потребность в финансовом планировании не утрачивается. Рынок представляет еще более высокие требования к качеству финансового планирования, чем прежняя система директивного планирования, так как при рыночных отношениях за все неблагоприятные последствия деятельности, в том числе и за просчеты в финансовом планировании, ответственность несет непосредственно предприятие.

Финансовый план составляется на год с поквартальной разбивкой и служит необходимым условием для рациональной организации работы во всех областях финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Становление рыночных отношений и нового экономического мышления предполагает развитие предпринимательской деятельности, необходимой для подъема производства, увеличения выпуска товаров народного потребления, услуг населению. В условиях еще относительно молодого рынка, хронического дефицита при огромных ресурсах и неиспользованных резервах производства, предприятия всех форм собственности должны уделять первостепенное внимание стратегическому менеджменту и внутрифирменному планированию.

Сбалансированный внутрифирменный план представляет фирме вполне ощутимые блага: четкую мгновенную программу производственной деятельности, эффективную обратную связь, апробированную стратегию совершенствования производства, высокую трудовую мораль работников и работниц, всеобщую устремленность персонала фирмы к инновациям, сокращение издержек производства.

Цель работы. В данной работе автор попытался проанализировать применение финансового планирования, как способ повышения финансовой устойчивости предприятия. Предметом исследования является организация системы внутрифирменного планирования на предприятии. Объектом исследования является внутрифирменное планирование гостиницы ТК «Замок». Актуальность данной работы в первую очередь определяется необходимостью совершенствования внутрифирменного планирования выбранного объекта исследования. В связи с актуальностью выбранной темы можно выделить следующие задачи, решаемые в дипломном проекте:

Теоретическое исследование сущности финансового планирования;

Изучение системы действующего планирования на исследуемом предприятии;

Разработка предложений по совершенствованию планирования.

В теоретической части изложены основные аспекты современной системы внутрифирменного планирования. В общих чертах в планирование деятельности гостиничного предприятия входят: выявления перспектив развития внешнего окружения, формулирование целей и вероятных стратегий, установление первостепенных задач и определение курсов действий для их достижения. Продукцией планирования является система планов – долгосрочных, среднесрочных и оперативных. Процесс планирования охватывает все уровни управления и создает необходимые предпосылки для обеспечения в принципе в фирме точного соответствия предпринимаемых действий требованиям общих целей. В работе по внутрифирменному планированию, прежде всего, участвуют высшие руководители, которые формируют исходные положения для достижения оптимального распределения внутрифирменных ресурсов, делегируют полномочия, необходимые для эффективного использования этих ресурсов. От лиц, которым делегированы полномочия и приданы ресурсы, требуется творческий подход к использованию ресурсов. Прогресс в этом направлении зависит от умения менеджеров использовать новейшие теоретические положения, различные аналитические инструментарии для отыскания наилучших связей настоящего с будущим, для решения задач определения целей.

Во второй – аналитической части исследуются фактические показатели, используемые при составлении планов на исследуемом предприятии. Особое внимание уделяется планированию сбыта, персонала и финансовому планированию, как наиболее важным разделам внутрифирменного плана. Проведен анализ и отражена существующая система планирования, ее влияние на финансовую устойчивость ТК «Замок».

В третьей части дипломного проекта внесен ряд предложений по совершенствованию системы внутрифирменного планирования анализируемого предприятия.

Список литературы

Список литературы

1. Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб.-мет. пос. – М.: ФиС, 2001. - 248 с.

2. Амосов А. Планирование производственного аппарата//Экономист. 2000. №8. с. 28-30.

3. Амосов А. Эволюция планирования//Экономист. 2002. №12.

4. Анри Файоль. «Общее и промышленное управление». – М.: 1996. с. 137

5. Баринов В.А. Бизнес-планирование: Учеб. пос. – ИНФРА-М, 2003. – 17,0.

6. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: Учеб. Пос. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 16,2

7. Бизнес - план (методические материалы).- М: Финансы и статистика, 1995.-109 с.

8. Бринк И.Ю., Савельева Н.А. Бизнес-план предприятия. Теория и практика / Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: «Феникс», 2003. – 384 с.

9. Бриль А. Нормативы для производственного и финансового планирования коммерческих предприятий//АКДИ «Экономика и жизнь». 2002. №5.

10. Буров И.С., Морошкин М.В., Новиков А.П. Бизнес – план. Методика составления. – М.: ЦИПКК, 1994.-101 с.

11. Бухарков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебн. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 400 с.

12. Бушуева Л.И. Методв прогнозирования объема продаж//Менеджмент в России и за рубежом, 2002. №1. с. 15-30.

13. Гвишиани Д.М. Организация и управление. – Изд. 3-е, перераб. – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1998.

14. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник. – М.: Филинъ, 1999.

15. Горемыкин В.А., Богомолов О.А. Экономическая стратегия предприятия: Учебн. – М.: Филинъ, 2001. – 507 с.

16. Герчикова И. Государственное регулирование предпринимательской деятельности//Маркетинг. 2000. №6. с. 84-92.

17. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2003.

18. Деловое планирование (Методы. Организация. Современная практика): Учеб. пособие / Под ред. В.М. Попова. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 368 с.

19. Дмитриев Ю.А., Гутман Г.В., Краев В.Н. Бизнес - план/структура, содержание/. Методические указания к разработке - М: Финансы и статистика, 1995.-341 с.

20. Друкер Питер Ф. «Управление, нацеленное на результаты»: Пер. с англ. – М.: Тех. школа бизнеса, 1994.

21. Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии: Учеб. пос. – М.: ИНФРА-М, 2001

22. Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебн. – Мн.: Новое знание, 2002.

23. И.А. Ревинский, профессор, зав. Каф. Экономики. Основы предпринимательства, маркетинга и менеджмента. Определение рыночной ниши и составление бизнес-плана: Учебное пособие. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2000. – 63 с.

24. Казначевская Г.Б. Менеджмент: Учеб.пос. – Ростов на Дону.: Феникс, 2002.

25. Кандинская О. Стратегический маркетинг и финансовое планирование//Маркетинг. 2001. №2. с. 34-36.

26. Ли Якокка. Карьера менеджера. – М.: Прогресс, 1996. – 268 с.

27. Лунев В.Л. Тактика и стратегия управления фирмой: Учебное пособие. – М.: Финпресс, НГАЭиУ, 1997. – 356 с.

28. Любанова Т.П., Мясоедова Л.В., Грамотенко Т.А., Олейникова Ю.А. Бизнес-план, Учебно-практическое пособие. – М.: «Издательство ПРИОР», 1998. – 96 с.

29. Мельничук Д. Методологические аспекты подготовки стратегического плана // \маркетинг. 2000. №6. с. 40-49.

30. Новоселов А.В. Бюджетирование: метод и проблемы // Финансы. 2000. № 11. с.67-68.

31. Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики // Экономист. 2001. №8. с. 17-21.

32. Савельева М.Ю. Экономика организаций (предприятий): Учебно-методический комплекс. – Новосибирск: НГАЭиУ, 2002. – 200 с.

33. Синцова Г., Растимешин В., Куприянова Т. Так достигается устойчивость (Опыт организации, планирования и обеспечения конкурентоспособности производства) // Экономист. 1999. №10.

34. Стратегическое планирование / Под ред. Уткина Э.А. – М.: Ассоциация авторов и издателей «ТАНДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998. – 440 с.

35. Пелих А.С. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось – 89», 2003. – 96 с.

36. Уткин Э.А., Кочетова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. – М.: АКАЛИС, 1996. – 175 с.

37. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент. Учебник для вузов. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 447 с.

38. Финансовый менеджмент: Учебник для вузов/ Г.Б. Поляк, И.А. Акодис, Т.А. Краева и др.; Под ред. Г.Б. Полякова. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 518 с.

39. Финансовый бизнес-план: Учеб. пос. – М.: ФиС, 2002. -29,4

40. Финансы в управлении предприятием/ Под ред. А.М. Ковалевой – М.: Финансы и статистика, 1995. – 160 с.

41. Царев В.В. Внутрифирменное планирование. - СПб.: Питер, 2002. - 26,0.

42. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.; ИНФРА-М, 1997. – 343 с.

43. Черняк В.З. Бизнес-планирование: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 470 с.

44. Щиборщ К.В. Бюджетирование деятельности промышленных предприятий России. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2001.

Финансовое планирование занимает важное место в системе управления финансами.
Его объектом является финансовая деятельность хозяйствующих субъектов, результатом - составление финансовых планов во всех звеньях финансовой системы. Форма плана и состав его показателей отражают специфику соответствующего звена финансовой системы.
В задачи финансового планирования, которые определяются финансовой политикой, входят:
1) определение объема денежных средств, необходимых для выполнения плановых заданий:
2) определение источников финансирования планируемой деятельности;
3) выявление ре)ервов роста доходов, экономии расходования средств;
4) установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами и др.
В условиях административно-командной системы существовало директивное планирование, и при планировании финансов делался упор на распределительные процессы рыночной экономики. В рыночной экономике главным объектом финансового планирования является сфера обмена, через которую осуществляется реализация товаров и услуг. В этой связи в рыночной экономике опрсделяющим способом связи в процессе производства и реализации товара и услуг выступает рынок со своим механизмом, при этом его природа не отвергает планирования. В рыночной экономике план признается управленческим решением, а планирование и прогнозирование делает ее более гибкой и маневренной.
В ходе финансового планирования хозяйствующий субъект всесторонне оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления наиболее эффективного их использования.
Прогнозные и плановые расчеты финансовых показателей базируются на использовании: 1) метода экстраполяции; 2) нормативного метода; 3) метода математического моделирования.
Метод экстраполяции основан на определении динамики финансовых показателей, нормативный метод - на использовании установленных норм и нормативов, а метод математического моделирования заключается в построении финансовых моделей, имитирующих течение реальных социально-экономических процессов.
Для согласования направлений использования финансовых ресурсов с источниками их формирования, увязки всех разделов финансовых планов между собой применяется балансовый метод.
Финансовое планирование осуществляется как на микро-, так и на макроуровне (таблица 7).
Краткосрочное (тактическое) финансовое планирование на макроуровне. Его основными элементами являются:
1) правовая и организационная база бюджета;
2) методологическая база бюджета;
3) бюджетный процесс.
1. Правовая и организационная база бюджета. Правовой базой бюджета являются законы и подзаконные акты, регламентирующие бюджетный процесс, а именно: Бюджетный кодекс, Налоговый кодекс, Закон о бюджете, Закон о бюджетной классификации и др.
Организационной базой бюджета являются институты, на которые в соответствии с действующим законодательством возложено обеспечение бюджетного процесса. К ним относятся законодательные и исполнительные власти, органы финансового контроля, налоговые органы и др.
2. Методологической базой бюджета является бюджетная классификация. Государственные власти всех уровней ведут каждодневную работу, связанную с получением и расходованием финансовых средств. Объем и виды таких операций многочисленны и разнообразны, они требуют определенной систематизации и должны отражаться в соответствующих бюджетах. Для составления и исполнения бюджетов всех уровней используется единый методологический документ, который называется бюджетной классификацией.
Бюджетная классификация включает четыре основных раздела:
1) доходы;
2) расходы;
3) финансирование;
4) государственный долг.
Раздел «доходы» включает следующие разделы:
1) капитальные дохолы;
2) текущие доходы;
3) безвозмездные поступления.
Под капитальными доходами понимаются доходы от использования долгосрочных активов, находящихся в собственности государства, в том числе от продажи основных фондов, государственных запасов, резервов, земли: целевые перечисления средств на строительство зданий и сооружений для бюджетных организаций и учреждений, а также на покупку оборудования.
Под текущими доходами понимаются доходы от использования краткосрочных активов, которые находятся в собственности государства, а также денежные поступления в рамках бюджетного периода.
В составе текущих дохолов различают налоговые и неналоговые доходы.
К налоговым доходам относятся налоговые поступления, которые представляют собой обязательные, безвозмездные и безвозвратные платежи в пользу бюджета (налоговые платежи). К налоговым платежам относятся: налоги, сборы, пошлины, платы, а также штрафы и пени, взимаемые за нарушение налогового законодательства.
К неналоговым доходам относятся доходы от использования имущества, в том числе от продажи излишнего имущества и конфискованных товаров, от операций с ценными бумагами, а также штрафы и пени, взимание которых не связано с нарушением налогового законодательства.
В составе доходов бюджета могут быть гранты, под которыми понимаются безвозмездные перечисления иностранных государств или международных организаций для поддержки бюджета или на иные цели, связанные с реализацией государством своих функций.
Раздел «расходы» бюджета включает функциональную, ведомственную, экономическую (предметную) классификации.
Функциональная классификация расходов строится в соответствии с основными функциями государства. Все основные расходы бюджета представлены функциональными разделами, которые, в свою очередь, включают подразделы. Для большей конкретизации расходов предусматриваются целевые статьи и виды расходов, от
ражающие непосредственно отраслевую специфику расходов и основные направления деятельности министерств и ведомств. Надо отметить, что выделение функциональных разделов и подразделов, а также правильное определение объемов финансирования является одним из важнейших условий эффективного государственного управления.
Ведомственная классификация расходов бюджета строится в соответствии с адресным выделением финансовых ресурсов, отражая распределение средств по конкретным распорядителям. Под ними понимаются федер&тьные министерства и ведомства, а также другие органы, призванные реализовывать принятые функциональные разделы. Ведомственная структура включает все федеральные министерства и ведомства.
Экономическая (предметная) классификация расходов подразумевает группировку расходов бюджета по экономическому принципу, где расходы сведены в единые экономические категории, отражающие разграничение средств, направляемых на текущие или капитальные расходы. В данной структуре бюджетные расходы детализированы по их предметным признакам: заработной плате, начислениям, всем видам хозяйственных расходов, выплат населению и другим категориям.
Все три структуры тесно связаны между собой. Взаимосвязь между тремя видами бюджетного деления государственных расходов обеспечивает возможность перехода от одной структуры к другой.
Как правило, функциональный раздел реализуют несколько министерств (ведомств). Вместе с тем одно министерство (ведомство) может участвовать в выполнении нескольких разделов. Поэтому бюджет определенного федерального органа представляет собой сумму всех его затрат по соответствующим разделам.
Ведомственная и экономическая структуры связаны на уровне видов расходов. Так как все виды достаточно детализированы, их можно определить с учетом требования однозначного отнесения к одной из экономических статей. В результате экономические статьи определяются посредством суммирования соответствующих видов расходов по всем целевым статьям всех федеральных министерств и ведомств.
Экономическая и функциональная структуры расходов являются едиными и обязательными для всех уровней бюджетов. Ведомственная структура расходов может быть различной для бюджетов разных уровней.
Раздел «Финансирование» включает источники финансирования дефицита бюджета. Как отмечалось, операции по привлечению заем
ных средств приводят к увеличению обязательств перед кредиторами и изменению объема государственного долга, при этом финансирование может быть внутренним и внешним. Собственно финансирование осуществляется в следующих формах:
1) выпуск и размещение государственных обязательств;
2) займы у Центрального банка;
3) займы у коммерческих банков;
4) займы у других уровней власти;
5) займы у государственных внебюджетных фондов;
6) внешнее финансирование.
Раздел «Государственный долг» включает совокупные долговые обязательства государства, которые подразделяются на внешние и внутренние.
Применение бюджетной классификации позволяет в части расходов бюджета определить не только сам факт расходования министерствами и ведомствами государственных средств, но и увязать эти расходы с выполнением государственных задач и степенью ответственности при этом каждого министерства.
3. Бюджетный процесс.
Под бюджетным процессом понимается законодательно
регламентированная деятельность органов власти и управления
по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению
бюджетов.
Бюджетный процесс состоит из четырех последовательных стадий:
1) составление проекта бюджета;
2) рассмотрение и утверждение проекта бюджета:
3) исполнение бюджета;
4) составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Ответственность за составление проекта бюджета возлагается на
правительство. Непосредственно составлением проекта бюджета, как правило, занимаются министерство финансов и министерство экономики. Правительство рассматривает и утверждает проект бюджета, а затем передает его на рассмотрение законодательным органам власти. После рассмотрения и утверждения законодательными органами власти проект бюджета должен быть ратифицирован президентом страны. Только после этого бюджет становится законом.
На составление, рассмотрение и утверждение бюджета отводится около двадцати месяцев.
Ответственность за исполнение бюджета возлагается на министерство финансов. Бюджет исполняется в течение бюджетного периода, который включает финансовый год и льготный период. Финансовый год совпадает с календарным годом по количеству месяцев, но не во всех странах совпадает с его началом. Льготный период - первый месяц следующего за отчетным года. Он предназначен для завершения операций отчетного года. Таким образом, стадия исполнения бюджета занимает тринадцать месяцев.
Составление отчета об исполнении бюджета также возлагается на министерство финансов. Отчет должен быть утвержден как ис-полнительными, так и законодательными органами власти. Четвертая стадия бюджетного процесса занимает около пяти месяцев. Таким образом, весь бюджетный процесс занимает свыше трех лет.
Долгосрочное финансовое планирование на макроуровне включает два основных элемента:
1) обязательное многолетнее финансовое планирование, основанное на ежегодном финансовом планировании;
2) программное финансирование.
Краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование должны быть взаимосвязаны. Бюджеты являются основой долгосрочных финансовых планов. Многолетние финансовые планы должны при-ниматься ежегодно (таблица 8).
При таком планировании бюджет встроен в контекст многолетних планов.
Как уже было сказано выше, планирование связано с прогнозированием. Результаты выполнения бюджета не теряются с окончанием финансового года. Напротив, полученные результаты служат основанием для корректировки прогноза на следующий период. Например, когда в 2004 г. принимался бюджет 2005 г., его показатели уже несколько раз были спрогнозированы в пятилетних финансовых планах. В 2005 г., когда будет приниматься бюджет 2006 г., его показатели также будут заранее спрогнозированы в предыдущих пятилетних планах. Такие «подвижные» пятилетние планы позволяют по мере приближения бюджетного года многократно корректировать его бюджет. Таким образом, многолетнее финансовое планирование, основанное на прогнозировании, позволяет сделать:
1) бюджетирование непрерывным;
2) заложенные в бюджете прогнозные показатели более реальными.
Серьезной ошибкой в финансовом планировании советского периода были «жесткие» планы, принимавшиеся на определенный период (пятилетки, семилетки). При этом новый план можно было принимать только после окончания срока выполнения предыдущего. В конце планового периода разрыв между заложенными показателями и реальной действительностью был настолько велик, что выполнение таких планов любой ценой не только не способствовало экономическому развитию, но часто приводило к негативным последствиям.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    курсовая работа , добавлен 29.05.2016

    Понятия "финансовое планирование" и "финансовое прогнозирование", их место в системе управления финансами. Виды финансовых планов, их особенности. Основные проблемы финансового планирования в Российской Федерации и направления его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 27.04.2011

    Основные особенности управления финансами. Содержание и основные задачи финансового планирования и прогнозирования. Сущность и виды финансового контроля. Разработка и исполнение бюджета страны. Оценка эффективности управления финансами в России.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2012

    Теоретические аспекты понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях. Виды финансовых планов, этапы и методы их реализации. Проблемы финансового планирования в бюджетных организациях, пути и перспективы его совершенствования.

    курсовая работа , добавлен 18.04.2011

    Роль финансового плана в бизнес-плане. Сущность и содержание финансового планирования. Виды и характеристика методов финансового планирования. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием. Планирование прибыли на предприятии ООО "Рубикон".

    курсовая работа , добавлен 01.12.2010

    Понятие, сущность и функции финансов и финансового планирования. Финансовый план как составная часть бизнес-плана. Методы финансового планирования. Виды финансовых планов и их роль в управлении предприятием. Финансовые документы компании "Силуэт".

    курсовая работа , добавлен 14.01.2014

    Цель, задачи, принципы финансового планирования и прогнозирования. Основные методы управления финансами: коэффициентный, нормативный, балансовый, программно-целевой, экспертных оценок. Характеристика перспективных, текущих и оперативных финансовых планов.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...