Как мусульманин должен относиться к своему брату по вере? Обязанности мусульман по отношению друг к другу Социальная иерархия и степень братских отношений.

Редакция нашего интернет-журнала составила для своих читателей большую подборку преданий, из которой вы узнаете практически всё, что необходимо знать о братстве в исламе: что это такое, какие у него есть условия, какие бывают виды братьев, каких братьев следует сторониться, а каких, наоборот, искать, а также многое другое. Не забывайте делиться этой публикацией со своими братьями!

Верующий - брат другому верующему

«Воистину, верующие [являются] братьями. Исправляйте же [отношения] между братьями вашими, [и примиряйте их], и остерегайтесь [гнева] Аллаха, - быть может, вы будете помилованы» (49:10).

1. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующие - братья между собой, кровью друг за друга поручающиеся, они - единый кулак против общего врага, нижайший из них может просить их покровительства» (Муфид, «Аль-А’мали», 13/187).

2. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Есть у тебя братья и из тех, кто не рождён твоей матерью» («Гурар аль-хикам», 5351).

3. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий является братом верующего, они подобны телу единому: когда болит какое-либо место, то и другие части тела тоже болят. И, поистине, их дух (рух) - из духа Аллаха. Поистине, дух верующего связан с духом Аллаха сильнее, чем связаны солнечные лучи с солнцем» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 277).

4. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Воистину, верующие - братья, они - братья и по матери, и по отцу. Если кто-то из них попал в беду или заболел, то другие ради него проводят ночи бессонными» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 264).

5. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Верующий является братом верующего по отцу и матери, так как Досточтимый и Достославный Аллах сотворил верующих из глины райской и впустил в души их ветер райский. Поэтому являются они братьями и по отцу, и по матери» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 271).

6. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Верующий - брат верующего по отцу и по матери».

7. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий - брат верующему, его око и проводник, не предаст его, не притеснит, не обманет, не прогонит, везде за ним последует».

8. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Верующий - брат верующего, словно единое тело, если пожалуется на что-либо от него, то отзовётся боль по всему телу, и души их - от души единой».

«Аль-Кафи», 2, 166 (2 и 7), 3, 4

Праведные братья

9. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Умножайте число ваших братьев, поистине, каждому верующему [они будут] заступниками в День Воскресения» («Канз аль-уммаль», 24642).

10. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Что до твоих праведных братьев, приобретай их себе как можно больше, поистине, они - помощники в обретении благополучия и щит при нашествии напастей» (Садук, «Аль-А’мали», 8/250).

11. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Пусть будут у тебя братья чистыми. Поистине, они являются опорой и поддержкой твоей, когда просишь ты их о помощи. Тысяча друзей и спутников - это вовсе не много, а один враг - много» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 17, хадис 15523).

Братские узы

12. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да не будет брат твой предан тебе больше, нежели ты ему» («Бихар аль-анвар», 74/165/29).

13. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Возлюби братьев своих по степени их богобоязненности».

14. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Любовь человека к религии проявляется в любви его к своему брату».

«Аль-Ихтисас», 226, 31

Условия постоянства братских уз

15. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «О Ибн Ну’ман, если ты хочешь, чтобы простиралась на тебя любовь твоего брата, то не насмехайся над ним и не огорчай его, и не превозноси его, но и не выставляй его злодеем» («Бихар аль-анвар», 78/291/2).

16. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Ты нуждаешься в братьях своих в трёх вещах, которые следует использовать, проявлять и сторониться соответственно: оказание справедливости, оказание милости друг другу и уничтожение зависти» («Тухаф аль-‘укуль», 322).

Братство в Аллахе

17. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Взгляд на твоего брата поможет тому в поклонении Всевышнему, Превелик Он и Преславен» («Бихар аль-анвар», 74/279/1).

18. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Ничто из полезного в исламе не приносит человеку такой пользы, как брат, получивший пользу от него ради Аллаха» («Танбих аль-Хаватир», 2/179).

19. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Брат - самая большая польза для мусульманина после ислама» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 233).

20. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Не войдёт в Рай тот, у кого нет доброго деяния и блага». Тогда спросили его: «У каждого есть доброе деяние и благо?». Пророк ответил: «Да, добрым деянием и благом каждого человека является его брат во имя Аллаха» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 17).

21. Имам Реза, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто обретёт верующего брата ради Аллаха, обретёт дом в Раю» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 16).

22. Имам Али, да будет мир с ним, сказал перед смертью: «Братайтесь с братьями во имя Аллаха и любите праведного за праведность его» («Бихар аль-анвар», т. 42, с. 203).

23. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Укрепляй братские узы пред Аллахом, делая искренней свою любовь к брату».

24. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Что до братьев пред Аллахом, то жива их любовь друг к другу, покуда жива причина, вызвавшая её».

«Гурар аль-хикам», 6191, 1795

25. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Не достигнет раб совершенства истинной веры, покуда не полюбит он брата своего по вере» («’Уддат ад-да’и», с. 187).

26. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Братанием ради Аллаха братство плоды свои умножает».

Братство ради здешнего мира

27. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Предостереги того, чья поддержка была не ради Аллаха, такая поддержка порицаема, такая дружба - презренна».

28. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто побратался во имя Аллаха, тот снискал изобилие, кто побратался во имя дольнего мира, тот совершил деяние запретное».

29. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто стал помощником тебе ради какого-то дела, отвернётся от тебя, когда дело закончится».

«Гурар аль-хикам», 4225, 8978, (7776-7777), 8552

Возвещение брату о своей любви

30. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если возлюбит кто-либо своего товарища и брата, пускай даст ему знать об этом» («Аль-Махасин», 1/415/953).

31. Однажды человек проходил по мечети, а Абу Джафар (Имам Бакир) сидел там с Абу Абд-Аллахом (Имамом Садыков), да будет мир над ними обоими, и сказали ему некоторые из участников собрания (маджлиса) : «Поистине, я люблю этого человека!». Ответил ему Абу Джафар: «Так дай ему знать об этом, это сделает вашу дружбу продолжительнее, а вашу взаимную поддержку - прочнее» («Бихар аль-анвар», 74/181/1).

Взаимная братская симпатия указывает братьям друг на друга

32. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Устремите сердца свои к братству, ведь это - поддержка [искренняя], в подкупе не нуждающаяся» («Гурар аль-хикам», 5641).

33. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Знай, что братские чувства в сердце твоего брата по отношению к тебе - по мере тех чувств, что испытываешь ты к нему в своём сердце» («Кашф аль-гумма», 2/331).

34. Имам Хади, да будет мир с ним, сказал: «Не жди искренности от того, кого ты огорчил, и не проси совета у того, к кому обратил свои дурные помыслы, ибо сердце другого взирает на тебя так, как взирает на него твоё собственное» («Бихар аль-анвар», 74/181).

35. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Если желаешь ты разрыва со своим братом, то устремись к нему с себялюбивыми помыслами, так, чтобы стало ему однажды совершенно очевидно» («Нахдж аль-Балага», письмо 31).

36. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Что может быть отвратительнее, чем разрыв после заключения уз, чем отчуждённость после братства, чем вражда после любви!» («Бихар аль-анвар», 77/210/1).

37. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто не придаёт любви своей [к братьям] должного значения, тот делает шаг к разрыву» («Аль-Махасин», 1/415/950).

Братская привязанность

38. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да не будет привязанность брата твоего сильнее к тебе, нежели твоё стремление к разрыву, и да не будешь ты сильнее в неблагодарности в ответ на оказываемые благодеяния» («Нахдж аль-Балага», письмо 31).

39. Имам Хусейн, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, самый стойкий в привязанности человек - тот, кто сумел [вновь] привязать к себе того, кто от него отстранился» («Бихар аль-анвар», 78/121/4).

40. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Самыми слабыми людьми являются те, кто не может обрести братьев, а ещё более слабым, чем они, является тот, кто не может удержать братьев [рядом с собой]» («Васаиль аш-шиа», т. 12, с. 18).

Посещение братьев ради Аллаха

41. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Кто посетит брата своего, придя в дом его, тому Досточтимый и Достославный Аллах скажет: „Ты - гость мой и посетитель. Приму Я тебя гостеприимно. Сделал Я для тебя Рай обязательным за любовь твою к нему“» («Васаиль аш-шиа», т. 14, с. 584).

42. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Тот, кто посетит своего брата во имя Аллаха и ради Аллаха, придёт в Судный день с двумя сияющими и развевающимися [по бокам] полотнами из света. Освещено будет всё, мимо чего бы этот человек ни проходил, пока не предстанет он пред Досточтимым и Достославным Аллахом, Который скажет ему: „Добро пожаловать!“. Сказав это, Аллах одарит его дарами щедрыми» («Аль-Кафи», т. 2, с. 177).

43. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Поистине, когда мусульманин выходит из дома, намереваясь посетить брата своего ради Аллаха, а не ради чего-то иного, прося Лика и довольства Аллаха, и стремясь к тому, что у Него, тому Досточтимый и Достославный Аллах приставит семьдесят тысяч ангелов, которые до тех пор, пока не вернётся он к себе домой, будут говорить ему позади него: „Поистине, ты прекрасен! Благословлён для тебя Рай!“» («Аль-Кафи», т. 2, с. 177).

44. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал, обращаясь к Хусайме: «О Хусайма, передай салам (приветствие) друзьям нашим и заповедуй им остерегаться гнева и наказания Аллаха Великого! Пусть богатый среди них навещает бедного, сильный - слабого. Пусть живые приходят на похороны мёртвых». Затем он поднял руки свои и изрёк: «Да смилостивится Аллах над тем, кто оживит дело наше!» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 223).

Разные виды братьев

45. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: Меньшее из того, что может ожидать в День Воскресения - брат доверенный или дирхам, честно заработанный».

46. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Братья бывают трёх видов, и первый - подобен пропитанию, в котором нуждаются во всякое время, и это - брат разумный, другой же - подобен недугу, и это - брат неразумный, третий же - подобен лекарству, и это - брат проницательный, [чуткий, отзывчивый]».

47. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Братья бывают трёх видов: от души своей и от имущества своего помогающие, и это - двое искренних в братстве, третий же - возьмёт у тебя что-либо, да замыслит получить через тебя какое-либо благо - и такого не считай из числа людей доверенных».

«Тухаф аль-‘укуль», 54, 323, 324

О том, что некоторых братьев надлежит сторониться

48. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Не брат тебе тот, кто заставляет тебя вертеться вокруг него» («Гурар аль-хикам», 7503).

49. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Не братайся с тем, кто покрывает твои благородные качества и открыто тебя поносит» («Гурар аль-хикам», 1042).

50. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Недобрый брат, что заботится о тебе в богатстве и порывает с тобой в бедности» («Аль-Иршад», 2/166).

51. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Не сходись и не братайся с четырьмя: с дураком, с жадным, с трусом и со лжецом» («Аль-Хисаль», 244/100).

52. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Остерегайся брататься с теми, кому ты нужен для удовлетворения алчности, или избавления от страха, или исполнения какого иного желания, или кто желает получить с тебя пропитание или питьё, но стяжай братания с людьми богобоязненными, даже в самые мрачные времена, и пусть даже вся жизнь твоя пройдёт в их поиске» («Бихар аль-анвар», 84/282/3).

Сохранение старых братских уз

53. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Поистине, Аллах любит поддержание старых братских уз, так поддерживайте их» («Канз аль-уммаль», 24759).

54. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Среди всяких вещей ищи новейшую, но среди братьев держись старейших» («Гурар аль-хикам», 2461).

Истинное братство

55. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Твой истинный брат - тот, кто прощает тебе твои ошибки и прикрывает твои просчёты, и принимает твои извинения, и покрывает твой стыд, и избавляет тебя от страха, и оправдывает твои надежды» («Гурар аль-хикам», 3645).

56. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Брат твой - тот, кто в притеснении тебя не оставляет, и при совершении преступления тобой не пренебрегает, и когда просишь его о чём-либо, тебя не предаёт» («Бихар аль-анвар», 77/269/1).

57. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Мусульманин является братом мусульманина, и обязанностью мусульманина по отношению к своему брату является то, что он не должен быть сытым, когда брат голодает, не должен утолять жажду, когда брат жаждет воды, не должен одеваться, когда брат его наг. Какими же великими являются права мусульманина по отношению к его брату-мусульманину!» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 221).

58. Имам Бакир, да будет мир с ним, сказал: «Люби брата-мусульманина, и желай ему того, чего желаешь самому себе, и не желай ему того, чего не хочешь для себя. Когда появляется у тебя нужда, попроси его, если же у него есть какая-то нужда, то ты помоги ему» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 222).

59. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Тот, у кого будет шесть качеств, будет пред Аллахом и справа от Него. Поистине, Аллах любит мусульманина, который желает брату своему того, чего желает самому себе, и не желает ему того, чего не хочет для себя, и который даёт своему брату совет придерживаться бескорыстных братских отношений» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 226).

60. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующий является братом верующего: он желает добра ему, когда тот отсутствует, а когда присутствует, устраняет от него то, что ему не по нраву. Верующий даёт место своему брату на собраниях» («Бихар аль-анвар», т. 71, с. 233).

Выбор брата

61. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто сторонится братьев из-за малейшей провинности, у того немного друзей останется» («Гурар аль-хикам», 8166).

62. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто не братается ни с кем, кроме тех, за ком не замечено прегрешений, немного у него друзей» («А’лям ад-дин», 304).

Брать на себя провинности брата

63. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Прикрывай прегрешения друга, покуда не одолеешь врага» («Бихар аль-анвар», 74/166/29).

64. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Разделение ноши - лучший вид дружбы» («Гурар аль-хикам», 752).

65. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто не брал на себя провинностей друга, умрёт одиноким» («Гурар аль-хикам», 9079).

Лучшие из братьев

66. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Лучшие из братьев - те, кто споспешествовал тебе в поклонении Аллаху, удерживал тебя от совершения прегрешений перед Ним, и повелевал тебе творить то, чем Он будет доволен» («Танбих аль-хаватир», 2/123).

67. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто меньше всех проявляет витиеватость в наставлениях» («Гурар аль-хикам», 4978).

68. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто тебя утешает, а лучший из них - кто тебе поддержку оказывает, а если потребуется - от беды тебя избавит» («Гурар аль-хикам», 4988).

69. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, чья дружба - во имя Аллаха» («Гурар аль-хикам», 5017).

70. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто, стремясь к добру, увлекает тебя за собой, призывает тебя к праведности и помогает тебе на этом пути» («Гурар аль-хикам», 5021).

71. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто не скупясь бранит тебя за дело» («Гурар аль-хикам», 5009).

72. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Лучший из братьев - тот, кто не даёт братьям своим испытывать нужду в чём-либо, кроме себя самого» («Гурар аль-хикам», 4985).

73. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Для меня лучший из братьев - тот, кто открывает мне глаза на мои недостатки» («Бихар аль-анвар», 74/282/4).

Худшие из братьев

74. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Худший из братьев - тот, кто собой других обременяет» («Нахдж аль-Балага», мудрость 479).

75. Спросили у Повелителя верующих, да будет мир с ним: «Какой из друзей худший?». Он ответил: «Тот, кто приукрашивает в твоих глазах прегрешения пред Аллахом» («Маани аль-ахбар», 4/198).

Испытание братьев

76. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если увидишь в брате своём три достоинства, то водись с ним: скромность, доверие, правдивость, а если не найдёшь их в нём, то не водись с ним» («Канз аль-уммаль», 24755).

77. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто побратался с человеком после тщательного его испытания, то дружба эта будет долговечна, а в поддержке его не будет сомнения, но кто побратается с кем-либо непроверенным, тот навлечёт на себя неприятности» («Гурар аль-хикам», 8921 и 8923).

78. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Испытывайте братьев своих на наличие двух достоинств, и добро, если найдёте их в них, но если нет, то - прочь от таких братьев, прочь, прочь: совершение молитв в предписанное для них время и праведность поведения с братьями как в часы лёгкости, так и в принуждении» («Аль-Кафи», 2/682/7).

Наставление братьев на прямой путь

79. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Верующий - зеркало для своего верующего брата: он наставляет его наедине, и устраняет его видимые пороки».

80. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Кто наставляет брата своего наедине, тот представляет его в лучшем свете, кто же наставляет брата своего на людях, тот его оскорбляет».

81. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто видел брата своего, совершающего недостойное, и не отвратил его от совершения этого, имея таковую возможность, тот предал своего брата».

«Бихар аль-анвар», 74/233/29 и с. 166/29, 75/65/2

Почитание братьев и их восхваление

82. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Нет в моей общине такого верующего, кто, оказав милость в чём-либо своему брату, не обрёл бы от Аллаха милость со стороны прислужников Рая» («Аль-Кафи», 2/206/4).

83. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «К кому придёт его брат-мусульманин и он окажет ему почтение, тот выразит почтение самому Аллаху, Великому и Всевышнему» («Бихар аль-анвар», 74/298/32).

Удовлетворение нужд своих братьев

84. Имам Али, да будет мир с ним, сказал: «Да не поколеблется никто из вас в удовлетворении просьбы брата, когда узнает, что тот в нужде пребывает» («Бихар аль-анвар», с. 166/29).

85. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Аллах поможет верующему по мере того, как тот помогает своим братьям» («Бихар аль-анвар», с. 322/89).

86. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Кто удовлетворит нужду брата своего, тому Аллах Всевышний и Преславный удовлетворит сто тысяч нужд в Судный день» («Бихар аль-анвар», с. 89/90).

87. Имам Садык, да будет мир с ним, сказал: «Довольно человеку, дабы удостовериться, что он может положиться на своего брата, уверенности в том, что он не оставит его в нужде» («Аль-Кафи», 2/198/8).

Этика общения с братьями

88. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Если кто братается с человеком, пускай спросит его имя, имя его отца и племени, и дома его. Поистине, это требование - справедливо во имя чистоты братства, иначе это - безрассудная дружба» («Бихар аль-анвар», 74/166/30).

89. Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, сказал: «Встречай брата своего с улыбкой» («Бихар аль-анвар», 74/171/38).

90. Когда не было видно его брата в течение трёх дней, Посланник Аллаха, да благословит Аллах его и его род, спрашивал о нём, и если тот отсутствовал, он посылал ему приглашение, если же присутствовал, то навещал его и помогал ему, если тот был нездоров («Бихар аль-анвар», 16/233/35).

С именем Аллаха Милостивого, Милосердного

Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!

Просим помощи и прощения только у Аллаха. Просим у него уберечь нас от грязных помыслов и греховных действий. Кого Аллах наставил на истинный путь, того никто с него не собьет, кого он заблудил, никто не наставит на правильную дорогу.

Я свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха и нет достойного поклонения никому кроме него, он один и нет у него сотоварища, и свидетельствую, что Мухаммед (мир ему и благословение Аллаха) раб его и посланник.

-О, верующие! Бойтесь Аллаха должным образом, и умирайте, не иначе как будучи мусульманами.(Семейство Имрана-102.)

-О люди! Бойтесь Вашего господа, который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин женщин, произошедших из них обоих. Бойтесь Аллаха именем, которого вы просите, друг друга и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину Аллах наблюдает за вами.(Женщины-1)

-О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха.(Союзники-70-71.)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Действительно самые хорошие слова, слова Аллаха и самый хороший путь, путь Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха), и самое плохое что есть это нововведения и каждое нововведение-это бидаа, а каждое бидаа – заблуждение, а каждое заблуждение ведет в ад.. (Передал Муслим, 3242).

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными.

О, люди! Бойтесь Аллаха должным образом, и слушайте хутбу молча и не разговаривайте друг с другом. Прошу вас не увлекаться мобильными телефонами, отключайте их и не снимайте на камеру.

О, мусульмане! Бойтесь Аллаха, изучайте свою религию, будьте в числе понимающих её. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: Аллах Свят ОН и Велик кому желает добра делает его понимающим религию.

Помните Ислам религия, основанная на знании, и является источником добра и справедливости во всех отношениях.

Ислам пришел всему человечеству только в качестве Милости от Аллаха, Творца небес и земли, которого ни кто не может отрицать, со всеми правилами от Него.

Аллах Свят ОН и Велик отправил Мухаммеда (мир ему и благословение Аллаха). с верой чистой без ширка и прощающей, всеобъемлющим шариатом, который обеспечивает всему человечеству спокойную радостную жизнь, по которому каждый человек обретает наивысшую степень нрава, покоя.

О, Рабы Аллаха! бойтесь Аллаха должным образом, знайте, что этот мир обитель проходящая, а последняя обитель постоянное место пребывания. Совершайте благие дела пока не поздно, пока не потеряли возможность их совершать, анализируйте свои дела, что заработали, что потеряли, удерживайте себя от погружения в прихоти, преуспел тот, кто посвящает себя и свои поступки тому, что будет после смерти, ради мирских соблазнов не совершает тяжких преступлений против себя и человечества.

Неспособный, слабый тот, кто подчинил себя своим прихотям и надеется на Аллаха, кто исправил свои тайные дела, Аллах исправит его открытые явные дела, кто исправил своё отношение с Аллахом, Аллах исправит его дела с людьми и убережет его от их зла.

О, мусульмане! Аллах знает о ваших тайных делах, если у вас там беспорядок вам не помогут ваши открытые прекрасные деяния. Каким бы ты не был благочестивым снаружи, читающим намаз, соблюдающим пост и так далее, если внутри скрываешь зло, твое благочестие тебе не поможет.

О, Мусульмане! сегодняшнюю хутбу я хотел бы иншааллах посвятить теме братства в исламе,т.к. это тема является важной и актуальной как никогда на сегодняшний период, период разобщенности и смуты среди мусульман, когда мусульмане разделились на разрозненные мелкие группы, занимаются выискиванием друг у друга недостатков, и обмениваются взаимными обвинениями. Называют себя разными называниями, ханафит, шафиит, шиит, ваххабит, суфист, мурджит, пораженцы и так далее, отличают себя от других различными признаками, одни палец поднимают при встрече друг с другом, другие издеваются над теми, кто соблюдает сунну, другие не соблюдающих сунны выводят из ислама, Одни сбривают бороды что бы не быть похожим на соблюдающих сунну пророка, а другие людей без бороды считают не мусульманами а некоторые одевают разные формы одежды что бы его джамат отличался от других. какие-то приписывают себя различным джамаатам и тарикатам и так далее. При этом никто не хочет понять, что другой так же его брат по вере, а не враг, ведь каждый из них должен искать истину в Коране, сунне пророка и в поступках сподвижников и праведных предков которые подчинились пророку наилучшим образом и не должен считать, что истина заключена в словах его устаза, амира или шейха, а также не делить людей на белых и черных.

Поистине, одним из наиболее важных качеств искреннего мусульманина является то, что он испытывает по отношению к своим братьям и друзьям чувство любви, не связанной ни с какими корыстными материальными интересами, не преследующей никаких целей, признательности или взаимной помощи в будущем. Это искренняя, братская любовь. Это объясняется тем, что связь, соединяющая мусульманина с его братом независимо от его национальности, цвета кожи и языка, является связью веры, так как Аллах Всевышний сказал: Воистину, верующие - братья. Посему примиряйте братьев и бойтесь Аллаха, - быть может, вы будете помилованы.(Худжурат 10)
Братство по вере надежнее, чем другие приятельские отношения, потому что братство по вере связывает души и сердца и является высшим связующим звеном.

Мы видим из аятов и хадисов согласию и братству, воздается множество похвал, особенно если людей связывает друг с другом благочестие, религия и любовь к Аллаху. Аллах указывая на великое благодеяние, оказанное нам верующим, сказал: Он сплотил ваши сердца, и по Его милости вы стали братьями.(Аль имран 103).

Здесь имеется ввиду, что это согласия и братство стало возможным благодаря Аллаху. Для того, чтобы удержать людей от разобщенности Аллах порицает ее, говоря: Крепко держитесь за вервь Аллаха все вместе и не разделяйтесь.(Аль имран 103)

А одним из качеств благодаря которому мы можем достичь братства является благой нрав. Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). сказал: «Поистине, больше всех из вас Аллах любит наиболее благонравных и проявляющих смирение, которые любят сами (т.е. братьев) и пользуются любовью других, а самыми ненавистными из вас для Аллаха являются те, которые распространяют сплетни, разлучая друг с другом братьев (по вере).» (Ат-Тирмизи)

От Ибн ‘Умара сообщается, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал:«Самые любимые люди для Аллаха - это самые полезные из них, а самое любимое деяние перед Аллахом Всемогущим и Великим - эта радость, которую ты приносишь мусульманину или помогаешь ему в беде или выплачиваешь за него долг или утоляешь его голод. И поистине, придти на помощь своему брату мусульманину в том, в чём он нуждается любимее для меня, чем совершить иттикаф в мечети в течение месяца. А тот, кто сдержит гнев в отношении брата своего (в Исламе), тому Аллах прикроет его наготу (т. е. скроет его недостатки и грехи), и тому, кто сдержит свой гнев в то время, когда он хотел излить его, Аллах наполнит его сердце довольством в Судный день. И того, кто вышел помогать своему брату мусульманину в его нужде пока он не поможет ему, тому Аллах укрепит его стопы в тот день, когда стопы будут скользить. И поистине, дурной нрав портит деяния так же, как уксус портит мёд» . Ибн Абу д-Дунья, ат-Табарани. Хадис хороший. См. “Сахих аль-Джами” 176.

Как мы видим из этого хадиса, братство является очень важным и поощряемым качеством и положение любящих друг друга в Аллахе велико, и Господь миров окажет им высокую честь в тот день когда люди предстанут перед Ним униженными.

Когда в день воскресения люди будут собраны, именно на них Он обратит Свое внимание и скажет: «Где любившие друг друга ради величия Моего? Сегодня, в тот День, когда (иной) тени, кроме тени Моей не будет, Я укрою их в Своей тени!» (Муслим).

Истинный мусульманин, уяснивший (т.е. осмысливший, который понял) установления своей религии, знает что ислам, призвавший к любви, поддержанию связей и сочувствию, запрещает людям ненавидеть, порывать связи и прекращать общаться друг с другом. Вступившие в конфликт между собой мусульмане в соответствии с установлениями ислама, обязаны как можно скоро быстрее делать шаги к примирению, о чем посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха). говорит так: «Не дозволено мусульманину, прерывать отношения со своим братом (в Исламе) более чем на три дня! И тот, кто прервал отношения со своим братом свыше трёх дней и умер, войдёт в Огонь!» » Абу Дауд 4914, Ахмад 2/392.

И чем больше будет срок прекращения отношений и расставания, тем больше будет тяжесть греха и тем более серьезными последствиями это грозит для тех двоих.

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Не завидуйте друг другу, не взвинчивайте цену, откажитесь от взаимной ненависти, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха, ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни относиться к нему с презрением, ни оставлять его без помощи, а богобоязненность скрыта здесь!», - и посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, трижды указал рукой себе на грудь, после чего сказал: «Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в Исламе, и для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина! » Муслим 2564.

Как видите этот хадис очень актуален на сегодняшний день, ведь есть множество мусульман которые презирают брата только из-за того что их взгляды на какие либо вопросы и детали ислама не совпадают с их мнением или мнением их сообщества, уже готовы обесчестить и нарушить права своего брата.

Поистине мусульманин, вдумывающийся в суть этих наставлений пророка может таить в себе злобу лишь в том случае, если сердце его поражено болезнью, сам он отличается чёрствостью, грубостью, бездушностью и ему изначально присущи какие то искривления. Эти наставления и угрозы адресованы в адрес черствых и грубых людей, которые отклоняются от нравственных принципов ислама и отгораживаются от приветливости и снисходительности религии, упорно отказываясь от восстановления отношений. И таких людей в мире вечном ждет нечто ужасное, они будут лишены милости и прощения Аллаха и двери рая для них окажутся закрытыми.

Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Врата Рая открываются по понедельникам и четвергам, и прощаются грехи каждому рабу, ничему не поклоняющемуся наряду с Аллахом, за исключением такого человека, которого ненависть разделила с его братом. И тогда будет сказано: «Подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом, подождите с этими двумя, пока они не примерятся друг с другом! »» Муслим 2565.

Взаимная ненависть приводит к тому, что дела людей становятся тщетными, лишает их награды и уничтожает благие деяния. Для мусульманина, порвавшего отношения со своим братом, примирение будет лучше подаяния и поста, ведь если подобная отчужденность и взаимная ненависть сохранятся, это приведет к уничтожению того благого, что он обрел благодаря совершению дел поклонения.

Для того чтобы соответствовать братству в религии, мусульманин должен стремиться к закреплению определенных свойствам черт характера которые похвальны Аллахом.

Мусульманин встречает своих братьев с радостным лицом. Объясняется это тем, что приветливое и ясное лицо является зеркалом чистого сердца.
Он искренне относится к ним, он проявляет искренность в отношении к Аллаху, к его книге, к Его посланнику, к руководителям мусульман и ко всем мусульманам вообще. Мусульманин искренне относится к своим братьям и никогда не обманывает их.

Он склонен к доброте и верности. Согласно установлениям шариата, любовь, искренность, доброта и верность обязательно должны находит свое проявление в оказании человеком помощи своему брату в любых обстоятельствах. При этом ему следует оказывать брату помощь и в тех случаях когда он прав, становясь на его сторону, поддерживая и защищая его. В случаи же когда он не прав помощь должна выражаться в том, что бы дать ему добрый совет и удержать его от ложного и совершения несправедливости.
Он проявляет доброту по отношению к своим братьям. Истинный мусульманин мягок в общении со своими братьями, добр к ним и любит их также,как они любят его или больше их.

1. Он не злословит о них. Истинный и искренний мусульманин воздерживается от того, чтобы порочить своих братьев и друзей, не злословит о них.

О те, которые уверовали! Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения являются грехом. Не следите друг за другом и не злословьте за спиной друг друга. Разве понравится кому-либо из вас есть мясо своего покойного брата, если вы чувствуете к этому отвращение? Бойтесь Аллаха! Воистину, Аллах - Принимающий покаяния, Милосердный.(Комнаты 12.)

2. Он избегает споров с ними, воздерживается от обидных шуток и не нарушает своих обещаний. Одним из присущих мусульманину свойств является то, что он не досаждает, не тревожит, не пристает к своим братьям и друзьям бесплодными бесполезными спорами, не надоедает им обидными шутками и не нарушает данных их обещаний, руководствуясь в этом наставлениям посланника (мир ему и благословение Аллаха). который сказал: « Не спорь с братом своим, не вышучивай его т.е. не обижай обидной шуткой, и не нарушай данного ему обещания»

О рабы Аллаха! советую вам и себе быть богобоязненными

3. Он отдает своим братьям предпочтение перед самим собой.

Пророк (мир ему и благословение Аллаха)сказал: «Не уверует никто из вас до тех пор, пока не будет желать брату своему того же, чего желает самому себе«. Аль-Бухари и Муслим.

4. Он обращается к Аллаху с мольбами за своих братьев и в их отсутствие.

А те, которые пришли после них, говорят: «Господь наш! Прости нас и наших братьев, которые уверовали раньше нас! Не насаждай в наших сердцах ненависти и зависти к тем, кто уверовал. Господь наш! Воистину, Ты - Сострадательный, Милосердный».(Собрание 10)

О, Мусульмане! Не мало немного были сказано на сегодняшней хутбе по поводу братства в исламе, но мало вероятно что все сказанное запомнится, но на последок хотел бы закрепить сказанное хадисом, пророк (мир ему и благословение Аллаха). сказал:«Ты видишь, что в проявлении милосердия, любви и сочувствия друг к другу верующие подобны [единому) телу: когда какая-нибудь из его частей поражается болезнью, все другие (части) тела отзываются (на это, испытывая) бессонницу и (страдая от) горячки» . (Аль-Бухари; Муслим.)

Дай Аллах, чтобы мы были в числе понимающих слово и подчиняющихся лучшему.

Воистину, Аллах повелевает блюсти справедливость, делать добро и одаривать родственников. Он запрещает мерзости, предосудительные деяния и бесчинства. Он увещевает вас, – быть может, вы помяните назидание.

Поминайте Великого Аллаха и он тоже о вас будет помнить, благодарите Аллаха за его дары что бы он вам добавил вам их, и он знает то что вы совершайте.

Воистину, Аллах и Его ангелы благословляют Пророка. О те, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте миром.(Аль-Ахзаб- 56)

Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал тот, кто благословит меня один раз, Аллах его благословляет десять раз

فصلّوا وسلِّموا على سيّد الأولين والآخرين وإمام المرسلين.

اللهم صل وبارك على محمد وعلى آل محمد كما صليت وباركت على إبراهيم وعلى آل إبراهيم إنك حميد مجيد وارض اللهم عن الأربعة الخلفاء الراشدين وعن آل بيت نبيك الطيبين الطاهرين وعن أزواجه أمهات المؤمنين وعن الصحابة أجمعين وعن التابعين ومن تبعهم بإحسان

И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!

Мусульманину следует примирять враждующих, обиженных друг на друга мусульман. В хадисе сказано: «Рассказать вам о деянии, лучшем, чем совершение намаза, соблюдение поста или раздача милостыни? Это примирение враждующих. Обиды, вражда между мусульманами подобны лезвию, сбривающему религию» (Абу Давуд, Тирмизи).

Из этого хадиса следует, сколь велико вознаграждение за примирение мусульман и как велик вред от вражды между мусульманами, который лишает нас веры. Шариат разрешает даже обман ради примирения мусульман.

Долгом мусульманина перед другими мусульманами является сокрытие их недостатков. В достоверном хадисе говорится: «Тому, кто скроет недостатки мусульман, Аллах скроет его недостатки как на этом, так и на том свете» (Муслим).

Следует также остерегаться того, что может вызвать сомнения у мусульман. Кто вызовет сомнения и дурные мысли у мусульман, и тем самым подтолкнет их к греху, то тому запишется грех за это. Когда Пророк (мир ему и благословение) разговаривал со своей женой Сафият, мимо них прошел человек. Пророк (мир ему и благословение) подозвал его к себе и сказал: «Это моя жена Сафият». Тот сказал: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), разве стану я думать о тебе плохо?». Пророк (мир ему и благословение) ответил: «Сатана ходит в теле человека там же, где и кровь». (Бухари, Муслим, Ахмад).

Также по возможности следует оказывать помощь мусульманам. В достоверном хадисе говорится: «Аллах помогает рабу Своему, пока тот помогает брату по вере» (Муслим).

Одной из обязанностей мусульманина является оказание помощи и поддержки мусульманину, оказавшему в беде. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни оказал помощь мусульманину, на которого обрушилось несчастье в этом мире, Аллах отводит от него несчастье на том свете» (Муслим).

В обязанности мусульманина перед другими людьми входит исполнение их нужд. В достоверном хадисе говорится: «Хождение для исполнения нужд брата по вере лучше для каждого из вас, чем совершение итикафа в моей мечети, то есть пребывание в ней в поклонении в течение двух лет» (Хаким). А за итикаф, то есть за пребывание в поклонении в мечети Пророка (мир ему и благословение) предусмотрено неописуемо большое вознаграждение.

В обязанности мусульманина также входит ходатайство и посильная помощь всем мусульманам через какого-либо начальника или чиновника, с которым у него хорошие отношения. В Коране сказано (смысл): «Кто бы ни содействовал в осуществлении доброго дела, он получит долю от этого» (сура 4, аят 85).

В достоверном хадисе говорится: «Окажите содействие, за это вам запишут вознаграждение» (Бухари).

Говорят также, что лучшая милостыня – это милостыня языка.

Обязанностью мусульманина является также приветствие всех встретившихся мусульман лучшим из приветствий «Ассаламу алейкум!». Частое приветствие – из самых высокоценных деяний. В достоверном хадисе говорится: «Клянусь Аллахом, не вступите вы в Рай, если не будете иметь истинную веру (иман), истинную веру вы не будете иметь, пока не полюбите друг друга. Рассказать вам о деянии, совершив которое, вы полюбите друг друга? Распространяйте приветствие средь вас».

Из обязанностей мусульман также является рукопожатие при встрече. В хадисе говорится: «Когда мусульманин здоровается за руку с братом своим по вере, то грехи их обоих осыпаются с них, словно листья с дерева» (Базар).

Обязанностью мусульман также является не поднимать мусульманина с места, на котором он сидит, а также освобождать место для подошедшего, уплотняя ряды сидящих. В достоверном хадисе говорится: «Пусть не поднимают одного, чтобы освободить сидячее место другому, но пусть сдвигаются плотно друг к другу для высвобождения места для него» (Бухари, Муслим).

Обязанностью мусульман также является защита по мере возможности тела, имущества и чести мусульманина от притеснения его другими. В хадисе говорится: «Кто бы ни пострадал из-за защиты брата по вере, это станет для него преградой от огня адского» (Тирмизи).

В другом же хадисе говорится: «Кто не помогает брату по вере, имея такую возможность, тому и Аллах не поможет ни на этом, ни на Том свете. А тому, кто помогает, – и Аллах поможет в обоих мирах» (Ибн Абиддин). Если сосед или сослуживец имеет дурной нрав, мусульманину следует стараться избегать конфликтов, и налаживать ровные отношения. В Коране говорится (смысл): «Отводи зло добром» (сура 23, аят 92).

Мусульманину также следует любить бедняков, не гневить их. В хадисе говорится: «О, Айшат, полюби бедняков и приблизь их к себе, и тебя приблизит Аллах в Судный день».

Пророк (мир ему и благословение) сказал Абу Бакру: «О, Абу Бакр, если ты разозлишь бедняков, то и Господь твой разгневается на тебя» (Муслим).

Мусульманину не следует подхалимничать перед богачом из-за его богатства, каким бы большим оно ни было. В хадисе говорится: «Если кто-то станет подхалимничать перед добрым богачом из-за его богатства, то религиозность (вера) его уменьшается на одну треть».

Мусульманин также должен заботиться о сиротах, помогать им. В достоверном хадисе говорится: «Я и тот, кто содержит сироту, будем вместе в Раю, как эти два пальца». (Муслим).

Мусульманин также должен радовать мусульманина, давать ему советы от чистого сердца. В достоверном хадисе говорится: «Религия – это доброе наставление» . (Муслим).

В другом хадисе говорится: «Поистине, Аллах любит людей, радующих верующих». (Табрани).

Мусульманину следует отдалиться от всего того, что может разжигать вражду между мусульманами. В Коране говорится (смысл): «Скажи рабам Моим, чтобы они изрекали только благое, поистине, сатана желает раздора между ними» (сура 17, аят 53).

Данный аят призывает нас, чтобы мы не давали сатане никакой возможности посеять раздор между мусульманами.

Мусульманам не подобает ссориться друг с другом. В достоверном хадисе говорится: «Кто бы ни прекратил спор, зная, что он неправ, Аллах возведет ему дворец на краю Рая, и кто бы ни прекратил спор, будучи правым, Аллах возводит ему в Раю дворец на самом высоком месте» (Тирмизи).

Истину следует высказывать вежливо, благожелательно, но если тот, кому это адресовано, не воспринимает ее, то следует оставить его, не ведя с ним спор, ибо спор порождает неприязнь и приводит сердца в смятение.

Мусульманин обязан хранить тайну другого мусульманина, не скрывать своих симпатий, высказывать отношение и любовь к тем, кто ему нравится, обращаться к Всевышнему с доброй молитвой за братьев и сестер по вере. В хадисе говорится: «Если мусульманин обратится к Аллаху с мольбой: «О Аллах, прости грехи всем мусульманам и мусульманкам», то Аллах прощает ему грехи по числу всех мусульман».

Мусульманину не следует завидовать другим, ибо, как говорится в хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение), зависть сжигает добрые деяния, подобно тому, как огонь сжигает дрова. Поэтому, когда увидишь нечто хорошее у мусульманина, то следует просить у Аллаха увеличения ему этого блага. В таком случае его покидает зависть и Аллах дает ему еще большее благо, чем то, о котором он просил для другого.

Также долгом мусульманина является посещение больного. Следует, положив руку на его голову, спросить о его состоянии, молить у Аллаха блага для него, то есть читать за него дуа. Мусульманину также следует посещать могилу мусульманина, выразить соболезнование тому, к кому пришло несчастье, следует учить того, кто в этом нуждается, удерживать от совершения греха того, кто это делает. Не следует враждовать с мусульманами и желать для себя того, чем владеют они. Для младших следует быть отцом, для старших – сыном, для ровесников – братом.

Кроме перечисленных, есть и другие обязанности мусульманина перед другими мусульманами. Особенно следует стараться исполнять эти обязанности по отношению к соседям, друзьям, родственникам.

Следует отметить, что мусульманин должен относиться хорошо, проявить благонравие не только по отношению к мусульманам, но и по отношению к последователям других религий, если они не вредят Исламу. Так учит нас наша религия.

Дорогие братья по вере, если мы, мусульмане, будем вести себя так, как этого требует от нас наша религия, будем соблюдать по отношению друг к другу перечисленные выше обязанности, то жизнь на земле станет счастливой, блаженной, нами будет доволен Аллах и возрадуется Пророк (мир ему и благословение), и мы получим великие райские блага в вечной жизни. А если мы последуем за сатаной и станем пренебрегать этими обязанностями, то нас будут преследовать несчастья в земной жизни, на нас разгневается Аллах, опечалится Пророк (мир ему и благословение), и мы подвергнемся адским мучениям на Том свете.

Да поможет Всевышний всем мусульманам вести себя так, как это повелевает нам наша религия, и сплотиться, словно единое тело, как об этом сказал Пророк (мир ему и благословение)! Амин.

‏»‏وَاللَّهُ فِي عَوْنِ العَبْدِ ما كانَ العَبْدُ في عَوْن أخيه‏»

Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Аллах будет оказывать помощь (Своему) рабу, пока сам раб оказывает её брату своему». Муслим 2699.

______________________________________

Знай также, что утешать родных покойного желательно как до, так и после погребения. Наши товарищи говорили, что начинать утешать их уместно с момента смерти человека, продолжая делать это в течение примерно трёх дней после его погребения. Такого мнения придерживался шейх Абу Мухаммад аль-Джувайни.

В большинстве своём наши товарищи считали, что по истечении трёх дней продолжать утешать родных покойного нежелательно, поскольку смысл утешения состоит в том, чтобы успокоить сердце того, кого постигла беда, однако через три дня сердце обычно успокаивается, и печаль уже не охватывает его. Абу-ль-‘Аббас бин аль-Касс, также относившийся к числу наших товарищей, сказал: «Если кто-нибудь утешает людей больше трёх дней, в этом нет ничего дурного, пусть даже он станет делать это долго». Имам аль-Харамейн передал, что такого же мнения придерживался ещё один из наших товарищей, однако по истечении трёх дней предпочтительно этого не делать, за исключением двух случаев, на которые указывали все наши товарищи или некоторые из них. Речь идёт о таких случаях, когда утешающий, или тот, кого постигло горе, не присутствует при погребении и возвращается больше чем через три дня. Наши товарищи говорили, что обращаться со словами утешения после погребения лучше, чем до него, поскольку до погребения члены семьи покойного заняты подготовкой к похоронам, а также в силу того, что после погребения они в большей степени ощущают подавленность из-за разлуки с умершим. Здесь речь идёт о таких случаях, когда скорбь близких покойного не является чрезмерной, если же дело обстоит иначе, постараться утешить их предпочтительнее до погребения, а Аллах знает об этом лучше.

Желательно обращаться со словами утешения ко всем членам семьи покойного и его родственникам, старым и малым, мужчинам и женщинам, за исключением молодых женщин, которых следует утешать только ближайшим родственникам. Наши товарищи говорили, что если со словами утешения обращаются праведные, слабые и дети, то можно ожидать, что они преуспеют в этом больше, нежели остальные.

Аш-Шафи’и и наши товарищи, да помилует их Аллах, говорили, что сидеть для выслушивания утешений нежелательно. Имеются в виду такие случаи, когда члены семьи покойного собираются дома для того, чтобы к ним приходил каждый, кто пожелает их утешить. Близким покойного следует заниматься своими делами, сидеть же нежелательно ни мужчинам, ни женщинам, на что ясно указывает аль-Махамили, который передаёт слова аш-Шафи’и, да помилует его Аллах. Если это не сопровождается каким-нибудь другим нововведением, подобное следует считать только лишь нежелательным делом, от которого следует отказаться. Если же к этому, как обычно, добавится и какое-нибудь запретное нововведение, подобное сидение превратится в одну из наиболее отвратительных запретных вещей. Это относится к числу новоизобретённых дел, а в одном из хадисов сообщается что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

‏»‏إنَّ كلَّ مُحدَثٍ بِدْعة، وكلّ بدعةٍ ضَلالة‏»‏ ‏‏رواه مسلم ‏عن جابر رضي اللّه عنهما‏.‏

«…худшими из дел являются дела новоизобретённые , а всякое нововведение есть заблуждение!»

Что касается формы утешения, то здесь нет никаких ограничений, и можно использовать любые слова, лишь бы это способствовало достижению цели. Наши товарищи считали, что мусульманину, который утешает мусульманина, желательно сказать: «Да сделает Аллах великой твою награду, да пошлёт тебе прекрасное утешение и да простит Он твоему покойному! /А‘зама-Ллаху аджра-кя, ва ахсана ‘аза’а-кя, ва гафара ли-маййити-кя!/»; когда неверный утешает мусульманина, желательно сказать: «Да сделает Аллах великой твою награду и да пошлёт тебе прекрасное утешение!»; когда мусульманин утешает неверного, желательно сказать: «Да пошлёт тебе Аллах прекрасное утешение и да простит Он твоему покойному!»; когда же неверный утешает неверного, желательно сказать: «Да пошлёт тебе Аллах возмещение! /Ахляфа-Ллаху ‘аляй-кя!/»

Наилучшим утешением послужили слова пророка, да благословит его Аллах и приветствует, приводимые в следующем хадисе:

عن أُسامة بن زيد رضي اللّه عنهما قال‏:‏ أرسلتْ إحدى بنات النبيِّ صلى اللّه عليه وسلم إليه تدعوه وتخبره أنّ صبياً لها أو ابناً في الموت، فقال للرسول‏:‏ ‏»‏ارْجعْ إلَيْها فأخْبرْها أنَّ لِلَّهِ تَعالى ما أخَذَ وَلَهُ ما أعْطَى، وكُلُّ شَيْءٍ عِنْدَهُ بأجَلٍ مُسَمَّى، فمُرْها فَلْتَصْبرْ وَلْتَحْتَسبْ‏»‏ وذكر تمام الحديث‏.‏

Сообщается, что Усама бин Зайд, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

(В своё время) дочь пророка, , послала к нему (человека, чтобы пригласить его к себе, так как) её сын находился при смерти. Однако (пророк, да благословит его Аллах и приветствует ,) отослал (этого человека обратно, велев ему) приветствовать их и сказать: «Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал, и то, что Он даровал, и для всего определил Он свой срок, так пусть же она проявляет терпение и надеется на награду Аллаха».

Этот хадис является одной из величайших основ ислама. Он включает в себя многое из того, что относится к основам и ответвлениям религии, этике, необходимости проявлять терпение в случае любых бедствий, тревог и болезней, и имеет отношение к целому ряду других вещей. Слова “Поистине, Аллаху принадлежит то, что Он забрал” означают: весь мир принадлежит Всевышнему, и Он забрал не то, что принадлежит вам, но то, что был дано вам как бы взаймы. Слова “Аллаху принадлежит то, что Он даровал” означают: то, что Он даровал вам, не перестаёт принадлежать Ему, и Он распоряжается этим по Своему усмотрению. Аллах установил определённый срок для всего, а поэтому не скорбите, ибо если Он забрал кого-либо, значит, истёк срок его жизни, который невозможно ни уменьшить, ни увеличить. И если вы узнали обо всём этом, терпите и надейтесь на награду Аллаха за проявление терпения в постигшем вас горе, а Аллах знает об этом лучше. См. «аль-Азкар» имама ан-Навави (изд. на рус. яз.), стр. 267-269. пер. А. Нирша.

Имеются в виду такие родственники, с которыми по шариату запрещается вступать в брак.

Иначе говоря, такие дела, о которых ничего не говорится ни в Коране, ни в сунне и правильность которых не подтверждается единодушным мнением улемов /иджма‘/.

Часть длинного хадиса, приводимого Муслимом 867.

Имеется в виду Зайнаб, да будет доволен ею Аллах.

Часть длинного хадиса, приводимого аль-Бухари 1284 и Муслимом 923.

Взаимоотношения мусульманина с его братьями по вере

Вера в Аллаха является связующим звеном между мусульманином и его братьями в исламе независимо от их национальности, цвета кожи и языка. Аллах Всевышний сказал:

«Верующие - не кто иные, как братья ».

Все мусульмане должны выполнять определенные обязанности по отношению друг к другу. Указанием на это являются слова посланника Аллаха, :

] ????? ??????????? ????? ??????????? ?????? ????? ?????????? ??????????? ?????????? ??????????? ???????????? ??????????? ??????????? ??????????? ?????????? [

«Пять (вещей) входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему ». К числу этих обязанностей относится то, что при встрече мусульманин должен поприветствовать своего брата, сказав “Мир вам, милость Аллаха и Его благословения /Ас-саляму ‘аляй-кум, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху/”, на обязательность чего указывают слова пророка, :

]???????? ?????????? ?????????? ?????????? ????? ???? ???????? ?????? ???? ????????[

«(Лучшее состоит в том, чтобы) ты кормил (людей) и приветствовал тех, кого знаешь и кого не знаешь». В ответ на приветствие мусульман должен сказать “И вам мир, милость Аллаха и Его благословения /Ва ‘аляй-куму-с-саляму, ва рахмату-Ллахи, ва баракату-ху/”, так как Аллах Всевышний сказал:

«А когда к вам обращаются с приветствием, то отвечайте на него лучше или так же. Поистине, Аллах ведет счет всему!»

После приветствия мусульманам следует пожать друг другу руки, что имеет для них обоих большое значение, так как посланник Аллаха, сказал:

]??? ???? ???????????? ????????????? ???????????????? ?????? ?????? ??????? ?????? ???? ???????????[

«Любым двум мусульманам, которые, встретившись, пожмут друг другу руки, обязательно простятся (их грехи), прежде чем они расстанутся».

Если брат мусульманина заболеет, ему следует поспешить навестить его и обратиться к Аллаху с мольбой об исцелении. В одном из священных хадисов (хадис кудси) сообщается, что пророк, сказал:

]????? ??????? ????? ??????? ??????? ?????? ???????????? : ??? ????? ????? ???????? ?????? ????????? ? ?????: ??? ????? ?????? ????????? ???????? ????? ????????????? ? ????? : ????? ???????? ????? ??????? ???????? ?????? ?????? ???????? ? ????? ???????? ??????? ???? ???????? ????????????? ????????[

В День воскресения Всемогущий и Великий Аллах скажет: «О сын Адама, Я болел, а ты не навестил Меня!» (Тот человек, к которому Он обратится,) воскликнет: «О Господь мой, как же я (мог) навестить Тебя, когда Ты - Господь миров?!» (Аллах) скажет: «Разве не знал ты, что такой-то раб Мой, которого ты не навестил, заболел? Разве не знал ты, что если бы ты его навестил, то нашел бы рядом с ним и Меня? » Посланник Аллаха, побуждал мусульман навещать больных. Передают со слов Саубана, да будет доволен им Аллах, что (однажды) пророк, сказал:

] ????? ??????????? ????? ????? ??????? ??????????? ? ???? ?????? ??? ???????? ?????????? ?????? ???????? [

«Поистине, мусульманин, навестивший брата своего, будет пребывать среди “хурфат аль-джанна” до тех пор, пока не вернется». (Люди) спросили: «О посланник Аллаха, а что такое “хурфат аль-джанна”?» - на что он ответил: «Райские плоды».

Если кто-нибудь из мусульман чихнет и воздаст хвалу Аллаху, его брату следует обратиться к Аллаху с мольбой за него. Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что пророк, сказал:

]????? ?????? ?????????? ?????????? ????????? ??????? ?????????? ???? ??????? –????- ????????? ?????????? ??????? ??????? ????? ???? ?????????? ??????? ?????????? ??????????? ??????? ?????????? ?????????[

Если кто-нибудь из вас чихнет, пусть скажет:

«Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», и пусть его брат (или: его спутник) скажет ему: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/», если же он скажет ему: «Да помилует тебя Аллах», пусть (чихнувший) скажет (ему в ответ): «Да укажет вам Аллах правильный путь и да приведет Он в порядок все дела ваши /Йахдикуму-Ллаху ва йуслиху баля-кум/».

Мусульманин должен разделять со своим братом его радость и принимать приглашения, если кто-нибудь пригласит его отведать его угощение, так как посланник Аллаха, сказал:

]????? ?????????? ??????? ???????????? ? ??????????? ???? ?????????? ? ????????? ????????? ???? ?????????? ? ?????? ???? ?????? ??????????? ?????? ????? ??????? ???????????[

«Наихудшим угощением является угощение свадебного пира, в котором отказывают приходящим на этот пир , приглашая на него тех, кто откажется (прийти) . Что же касается не принявшего приглашения, то он ослушался Аллаха и посланника Его».

Если брат по вере просит мусульманина дать ему какой-нибудь совет, он выполняет его просьбу, объясняя своему брату, что представляется ему хорошим или дурным, и сам дает ему добрый совет, если видит, что тот нуждается в этом, так как посланник Аллаха, сказал:

]????? ??????????? ?????????? ??????? ???????????? ????[

«Если к кому-нибудь обратится за советом его брат, пусть он даст ему совет». Сообщается, что Абу Рукаййа Тамим бин Аус ад-Дари, да будет доволен им Аллах, сказал:

- (Однажды) пророк, сказал:

](???????? ????????????) . ??????? : ?????? ? ????? : (??????? ????????????? ????????????? ????????????? ?????????????? ??????????????)[

«Религия есть проявление искренности». Мы спросили: «По отношению к кому?» Он ответил: «По отношению к Аллаху , и к Его Книге , и к Его посланнику , и к руководителям мусульман , и ко всем мусульманам вообще».

Истинный мусульманин желает своему брату того же, чего и себе, и не желает ему того же, чего не желает и себе самому, так как пророк, сказал:

]??? ???????? ?????????? ?????? ??????? ????????? ??? ??????? ??????????[

«Не уверует никто из вас (по- настоящему), пока не станет желать брату своему того же, чего и себе»**

Ислам побуждает мусульман к поддержанию уз веры между членами общества и устранять все, что представляет для них угрозу или может поколебать их. Вот почему мусульманину запрещается покидать своего брата по вере более чем на три дня, на что указывают слова посланника Аллаха, который сказал:

] ??? ??????? ?????????? ???? ???????? ??????? ?????? ??????? ??????? ????????????? ? ?????????? ????? ?????????? ????? ? ????????????? ??????? ???????? ???????????? [

«Не разрешается мусульманину покидать брата своего на срок свыше трех дней, в течение которых они будут отворачиваться друг от друга при встрече, а лучшим из этих двоих окажется тот, кто первым поприветствует другого».

Мусульманин должен стараться не причинять своему брату никакого зла и не делать ничего такого, что может нанести ему материальный ущерб, подвергнуть опасности его жизнь или задеть его честь, так как посланник Аллаха, сказал:

]????? ??????????? ????? ??????????? ??????? : ?????? ????????? ??????????[

«Для каждого мусульманина должны быть неприкосновенными жизнь, имущество и честь (другого) мусульманина». Пророк, также сказал:

]??????? ??????????? ??????? ??????????? ??????[

«Поношение мусульманина есть (проявление) нечестия, а сражение с ним - (свидетельство) неверия» . Если брат мусульманина нуждается в помощи, он оказывает ему помощь и не покидает его, где бы он ни находился. Посланник Аллаха, сказал:

] ???? ????? ??? ??????? ??????? ? ????? ??????? ??? ????????? [

«Тому, кто (поможет) своему брату в случае нужды, Аллах (поможет) в его собственной нужде...» Посланник Аллаха, также сказал: «Помогай своему брату (независимо от того), притеснителем он является или притесняемым. Если он является притеснителем, пусть (брат его) удержит его от этого, что послужит (притеснителю) помощью, если же он является притесняемым, пусть просто поможет ему».


Имеется в виду, что чихнувшему, который, чихнув, скажет: «Хвала Аллаху /Аль-хамду ли-Ллях/», следует сказать: «Да помилует тебя Аллах /Йархаму-кя-Ллах/».

“Хадис кудси” ? хадис, который заключает в себе слова Всемогущего и Великого Господа, переданные посланником Аллаха, и воспринимавшиеся им иногда от Джибрила, мир ему, а иногда? через откровение, внушение или сновидение с предоставлением ему права выражать их любыми словами, какие он пожелает. “Хадис кудси” отличается от обычного хадиса лишь тем, что пророк, передает его со слов своего Господа. Ввиду этого, в большинстве случаев он возводится к Аллаху Всевышнему, но может возводиться и к пророку, поскольку это он передает его Аллаха.

Приводимое выше определение показывает, что “хадис кудси” во многом отличается от священного Корана.

а) В отличие от “хадиса кудси” Коран неподражаем как по форме, так и по смыслу.

б) Молитва, во время которой читается Коран, будет действительной, а чтение “хадиса кудси” делает ее недействительной.

в) Человек, не признающий Корана, является неверным /кафир/, тогда как тот, кто не признает какого-либо из “хадисов кудси”, является нечестивцем /фасик/.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...