Небывалая осень построила купол высокий. Небывалая осень построила купол высокий Было солнце как вошедший в столицу мятежник

Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?..
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось - сейчас забелеет прозрачный
подснежник...
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

Анна Ахматова
Стихотворение написано в 1922 году и посвящено Н.Н. Пунину, ставшему впоследствии ее третьим мужем. Это стихотворение должно было войти в сборник "Тростник". С середины 1920 годов стихотворения Анны Ахматовой не появлялись в печати, не был опубликован и этот сборник. Двадцать стихотворений из него были напечатаны лишь в 1940 годах в журналах. Тайна, магия стихов Ахматовой... Её стих четок, ясен, но штрихами вразброс очерчивается зияющее поле смысла. Весенняя осень - предчувствие любви, всесильное чувство охватившее всю природу и людей. Все мироздание охвачено любовным волнением, осень сама жадно ласкается к солнцу. Весна и осень - начало и закат жизни, сменяющие друг друга времена года как и времена жизни. Осенью всегда ощущения становятся острее, так как за ними стоит знание реальности, стремление, освободившись от случайного, поверхностного, увидеть суть вещей, свет, скрытый за облаками. Помня о весенних розах, осенью любовь видится иной (крапива), но "крапива запахла, как розы, но только сильней".
Из всех великих современников-сверстников своих Анна Ахматова в наибольшей степени причастна той таинственной, запредельной, "лермонтовской" прапамяти, которая из земной юдоли уводит в "никуда" и возвращает в жизнь "ниоткуда".

Сильный дух и воля к жизни выступают в стихотворении 1922 г. “Небывалая осень построила купол высокий...” (из книги “Anno Domini...”), в отличие от двух напечатанных в “Вечере” и “Четках” светлом по тональности, оптимистичном, точнее, умиротворенном. Его появлению предшествовали лишения времен Гражданской войны, тяжелейшие потери, неудача попыток устроить личную жизнь. Одиннадцать строк из двенадцати - развернутый пейзаж, картина необыкновенной “весенней осени”. И оказывается, что последний, неожиданный стих “Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему” главный, ради которого написано все стихотворение. Кто-то неназванный, да еще спокойный (самый “невыразительный”, казалось бы, ничего не значащий эпитет, но насколько успокоительно это спокойствие по сравнению с мнимым спокойствием жутко улыбающегося страдающего человека и веселым спокойствием “верного друга”!), появился перед героиней, и это оказалось чрезвычайно для нее важно. Она уже мечтает не о счастье, а, как 35-летний Пушкин в стихотворении “Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...”, только о покое, и мы понимаем вдруг, до какой степени ей, дивящейся вместе с другими людьми небывалой осени, этого покоя не хватало. Ахматовой уже тридцать три года: по тогдашним понятиям, молодость кончается. К 1922 г. относится начало ее отношений с искусствоведом Н.Н. Пуниным, обернувшихся длительной совместной жизнью, хотя счастья, да и покоя настоящего, так и не принесших. Пока героиня стихотворения надеется пусть не на самое лучшее, но на хорошее.

Осень олицетворена: строит купол неба, запрещает облакам его “темнить”, “жадно” ласкается к солнцу. Постепенно олицетворение вытесняется личностной человеческой позицией. Восприятие удивленных людей становится конкретнее: видна изумрудная вода в каналах, пахнет крапива, как розы, “было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых” (эпитет “алых”, пришедшийся на рифму, в этом контексте не чисто цветовой, он не менее значим, чем “нестерпимых” и даже “бесовских”), таких, что “их запомнили все мы до конца наших дней” - уже не люди вообще, а “все мы” и до конца дней, героиня уверена в этом, хотя о скорой смерти, в отличие от героинь “Вечера” и “Четок”, отнюдь не думает. Слово “мы” выделено и метрическим перебоем: торжественный, протяженный 5-стопный анапест теряет внутри стиха два слога, в том числе ударный, строка распадается на два метрически одинаковых полустишия (по две стопы), пауза подчеркивает серьезность ожидаемого - “до конца наших дней”. В последнем же четверостишии, где возникает сравнение солнца с нестрашным мятежником (осень взбунтовалась) и появляется образ подснежника, цветка “новой”, возрождающейся жизни, “мы” заменяется на “я”, хотя и в форме притяжательного местоимения (“к крыльцу моему”), - соответствующее как бы неожиданно появившемуся, но подготовленному всем строем стихотворения “ты”. В этом четверостишии точные рифмы, ровный метр. Стих гармонизируется так же, как и содержание.


(Дневниковая запись бывшего учителя)

Сегодня первый день календарной осени. Но дневной зной не спадает. Он застыл над нашим краем, висит недвижимо под высоким небесным куполом и неизвестно, когда растворится, стает в обязательной прохладе сентября, которая, конечно, неизбежно наступит.

Однако ни один прогноз синоптиков не решится сказать что-то определенное. И это при том, что профессиональные «прогнозисты» вооружены удивительно точной техникой. У них четкие данные спутников, объясняющие, что происходит с нашим милым «шариком», который вращается вокруг своей оси, летит вокруг солнца по своей орбите. Но верно предупредить людей, что будет с погодой, «прогнозисты» еще не в силах. Природа сильнее их, таинственнее. Если она и обнажает свои тайны, то эти «обнажения» зловещи: дожди с наводнениями, смерчи, ураганы…

Я смотрю на дальние дали за городом, отороченные зубьями леса. Они насторожены и немы. В них нет даже смутного движенья. Пытаешься сам найти народные приметы, которые подскажут, что будет завтра. Вон и облачка появились, и путаные космы на небе. Всё будто предвещает скорое ненастье, первоосенние дожди, но эти же приметы были и вчера, и позавчера, а неподвижный зной стоит над краем и мало исчезает даже в ночи. Недвижимое, знойное беззвучие окутывает весь лес за городом и небеса над ним.

Ощущение суши и безводья вокруг такое, что на луга у озера смотришь уже как на сухую африканскую савану, на которую полгода не выпадало дождей. Болиголов высох до черноты, осот опушился, и даже от легкого дуновения ветерка летят один за другим с его стеблей невесомые белые шарики, наводя в будущем году порчу на луга и брошенные поля дерзко-плодовитыми семенами. Буйно цветет лишь золотарник, укрывая лимонным цветом пустующие поля и овраги.

А горячий блеск солнца сеет зной. Он потрескивает в жухлой листве каштанов, тихо шепчет в березовых прядях и редких золотых пятачках на них. Они время от времени бесшумно слетают с прядей на ворсистую зелень под их тенью, и зеленая темень подножий берез украшается ранним золотом.

Однако задержавшийся с лета унылый зной развеет на час-другой радость: слышны ребячьи голоса, разносятся по всем школьным дворам трели первого звонка, зовущие, торжественные звуки, к которым давнее тревожно-любящее чувство, неугасимое, как первая любовь.

И как ни иссушит твоё сердце зной, ни опечалит болезнями наступившая старость, первосентябрьский день напомнит тебе о твоей живой юности,вспомнишь замечательный школьный гвалт ребятни, незабываемые встречи с нею, сидящей за партами, чуть настороженной, но не успевшей погасить в себе шаловливую веселость.

Стараешься, бывало, напустить на себя некую видимость строгости, но не получается. И уже улыбаешься ребятне широко, открыто, и дух сопричастности, сопереживания окутывает тебя и их единством в преддверии многотрудных походов за Знаниями. Учились, бывало, дети, учился и я.

А по всем школьным линейкам песни. И такая тоже: «Что мне снег, что мне зной, / Что мне дождик проливной, / Когда мои друзья со мной!»
А первоосенние дни удивительно небывалые. О таких, вероятно, днях говорила Анна Ахматова: «Небывалая осень построила купол высокий, / Был приказ облакам этот купол собой не темнить….»

Вот и нынче: приказ исполнен, небо чистое и высокое, на нем ни облачка. Хочется, чтобы был откуда-нибудь приказ не темнить и душу собственную серыми облаками.

«Небывалая осень построила купол высокий…» Анна Ахматова

Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?..
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось - сейчас забелеет прозрачный
подснежник…
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

Анализ стихотворения Ахматовой «Небывалая осень построила купол высокий…»

Стихотворение «Небывалая осень построила купол высокий…» написано в 1922 году. Изначально Ахматова хотела включить его в сборник «Тростник». В печати он не появился, так как в 1920-х годах произведения поэтессы – и старые, и новые – практически перестали публиковать. Композиция анализируемого текста напоминает незавершенное стихотворение Пушкина «Осень», датированное 1833 годом. У Александра Сергеевича девять строф издалека подводят читателя к главному – минуте, когда вот-вот «стихи свободно потекут». У Ахматовой ударной становится последняя строка. Центральное событие произведения – приход к лирической героине мужчины: «Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему». Скорей всего, здесь имеется в виду искусствовед Николай Николаевич Пунин. Анна Андреевна прожила с ним в гражданском браке около пятнадцати лет, познакомившись в начале 1920-х годов. Во время написания рассматриваемого стихотворения поэтесса еще не знала, чего ждать от новых отношений, но явно надеялась на счастливое будущее. При этом не стоит забывать о том, что предыдущий брак оказался для нее неудачным. Второй муж – выдающийся востоковед Владимир Казимирович Шилейко – стал для Ахматовой настоящим тираном. Естественно, после всего пережитого появление Пунина воспринималось ею едва ли не как чудо, луч света в темном царстве.

Значительная часть стихотворения «Небывалая осень построила купол высокий…» - описание пейзажа. Вниманию читателей предлагается осень не совсем обычная, такая не случается каждый год. Ею возведен высокий купол, не затемненный облаками. Долго не наступают холода, стала изумрудной вода замутненных петербургских каналов, словно розы запахла крапива, но только сильней. Осень в анализируемом тексте больше походит на весну – кажется, вот-вот появятся подснежники. Чувства лирической героини настолько сильны, что для нее весь мир, освещенный похожим на мятежника солнцем, становится охваченным любовным волнением. Причем речь идет не только о природе, но и о людях, удивленных происходящими переменами. Любовь дарит надежду на лучшее, на возрождение. Времена года в стихотворении служат олицетворением циклов человеческой жизни. Осень – старость, закат. Весна – молодость, начало. Для лирической героини любовь – это еще и возможность вернуть юность, хотя бы ненадолго отринув неумолимо приближающуюся смерть.

Небывалая осень построила купол высокий,
Был приказ облакам этот купол собой не темнить.
И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,
А куда провалились студеные, влажные дни?..
Изумрудною стала вода замутненных каналов,
И крапива запахла, как розы, но только сильней,
Было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых,
Их запомнили все мы до конца наших дней.
Было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник,
И весенняя осень так жадно ласкалась к нему,
Что казалось - сейчас забелеет прозрачный
подснежник...
Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

Анна Ахматова
Стихотворение написано в 1922 году и посвящено Н.Н. Пунину, ставшему впоследствии ее третьим мужем. Это стихотворение должно было войти в сборник "Тростник". С середины 1920 годов стихотворения Анны Ахматовой не появлялись в печати, не был опубликован и этот сборник. Двадцать стихотворений из него были напечатаны лишь в 1940 годах в журналах. Тайна, магия стихов Ахматовой... Её стих четок, ясен, но штрихами вразброс очерчивается зияющее поле смысла. Весенняя осень - предчувствие любви, всесильное чувство охватившее всю природу и людей. Все мироздание охвачено любовным волнением, осень сама жадно ласкается к солнцу. Весна и осень - начало и закат жизни, сменяющие друг друга времена года как и времена жизни. Осенью всегда ощущения становятся острее, так как за ними стоит знание реальности, стремление, освободившись от случайного, поверхностного, увидеть суть вещей, свет, скрытый за облаками. Помня о весенних розах, осенью любовь видится иной (крапива), но "крапива запахла, как розы, но только сильней".
Из всех великих современников-сверстников своих Анна Ахматова в наибольшей степени причастна той таинственной, запредельной, "лермонтовской" прапамяти, которая из земной юдоли уводит в "никуда" и возвращает в жизнь "ниоткуда".

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...