Сообщение про декабристов кратко по литературе. Кто были декабристы и за что боролись

Все дело в том, что исторически декабристы в России были первыми, кто отважился выступить против власти царя. Интересно, что исследованием этого явления начали заниматься сами бунтовщики, они анализировали причины восстания на Сенатской площади и его поражения. Вследствие казни декабристов российское общество потеряло самый цвет просвещенной молодежи, ведь были они выходцами из семей дворянства, славными участниками войны 1812 года.

Кто такие декабристы

Кто же такие декабристы? Кратко их можно охарактеризовать следующим образом: это члены нескольких политических обществ, борющиеся за отмену крепостного права и смену государственной власти. В декабре 1825 года они организовали восстание, которое было жестоко подавлено. 5 человек (руководителей) были преданы позорной для офицеров казни. Декабристов-участников сослали в Сибирь, некоторых расстреляли в Петропавловской крепости.

Причины восстания

Почему декабристы подняли восстание? Причин этому несколько. Главная из них, которую все они, как один, воспроизводили во время допросов в Петропавловской крепости – дух свободомыслия, вера в силу русского народа, уставшего от гнета – все это родилось после блестящей победы над Наполеоном.

Не случайно 115 человек из среды декабристов – участники Отечественной войны 1812 года.

Ведь во время военных походов, освобождая европейские страны, они нигде не встретили дикости крепостного права. Это заставило их пересмотреть отношение к своей стране «рабов и господ».

Было очевидно, что крепостное право себя изжило. Воюя бок о бок с простым народом, общаясь с ним, будущие декабристы пришли к мысли, что люди достойны лучшей участи, чем рабское существование. Крестьяне тоже надеялись, что после войны их положение изменится в лучшую сторону, ведь они проливали кровь ради отчизны. Но, к сожалению, император и большинство дворян прочно держались за крепостных. Именно поэтому с 1814 по 1820 годы в стране вспыхивает более двух сотен крестьянских восстаний.

Апофеозом был бунт против полковника Шварца Семеновского гвардейского полка в 1820 году. Его жестокость к простым солдатам переходила всякие границы. Активисты декабристского движения, Сергей Муравьев-Апостол и Михаил Бестужев-Рюмин, были свидетелями этих событий, так как проходили службу в этом полку. Следует также отметить, что определенный дух свободомыслия привил большей части участников Царскосельский лицей: к примеру, его выпускниками были И. Пущин, В. Кюхельбекер, а вольнолюбивые стихи А. Пушкина использовались в качестве вдохновенных идей.

Южное общество декабристов

Следует понимать, что движение декабристов не возникло из ниоткуда: оно выросло из мировых революционных идей. Павел Пестель писал о том, что подобные мысли ходят «от одного конца Европы до России», охватывают даже такие противоположные по менталитету Турцию и Англию.

Реализовывались идеи декабризма через работу тайных обществ. Первые из них – Союз спасения (Петербург, 1816 год) и Союз благоденствия (1818 год). Второе возникло на базе первого, было менее законспирировано и включало большее число членов. В 1820 году распущено и оно по причине расхождения взглядов.

В 1821 году возникает новая организация, состоящая из двух Обществ: Северного (в Петербурге, во главе стоял Никита Муравьев) и Южного (в Киеве, во главе был Павел Пестель). Южное общество имело более реакционные взгляды: с целью установления республики они предлагали убить царя. Структура Южного общества представляла собой три управления: первым, наряду с П. Пестелем, руководил и А. Юшневский, вторым – С. Муравьев-Апостол, третьим – В. Давыдов и С. Волконский.

Лидеры декабристов:

1. Павел Иванович Пестель

Лидер Южного общества, Павел Иванович Пестель, родился в 1793 году в Москве. Он получает блестящее образование в Европе, а по возвращении в Россию начинает службу в Пажеском корпусе – особо привилегированном среди дворян. Пажи лично знакомы со всеми членами императорской семьи. Здесь впервые проявляются вольнолюбивые взгляды юного Пестеля. Блестяще окончив Корпус, он продолжает службу в Литовском полку в звании прапорщика лейб-гвардии.

Павел Пестель

Во время войны 1812 года Пестель получает тяжелейшее ранение. Вылечившись, возвращается на службу, отважно сражается. К окончанию войны у Пестеля множество высоких наград, в том числе золотое наградное оружие. После Отечественной войны он переводится на службу в Кавалергардский полк – в то время самое престижное место службы.

Находясь в Петербурге, Пестель узнает о неком тайном обществе (Союзе спасения) и вскоре вступает в него. Начинается революционная жизнь Павла. В 1821 году он возглавляет Южное общество – в этом ему помогли великолепное красноречие, прекрасный ум и дар убеждения. Благодаря этим качествам в свое время он добивается единства взглядов Южного и Северного обществ.

Конституция Пестеля

В 1823 году была принята программа Южного общества, составленная Павлом Пестелем. Ее единогласно приняли все члены объединения – будущие декабристы. Кратко она содержала следующие пункты:

  • Россия должна стать республикой, единой и неделимой, состоящей из 10 округов. Государственное управление будет осуществляться Народным вече (законодательно) и Державной думой (исполнительно).
  • В решении вопроса крепостного права Пестель предлагал незамедлительно его отменить, поделив землю на две части: для крестьян и для помещиков. Предполагалось, что последние будут сдавать ее в аренду под фермерство. Исследователи считают, что если бы реформа 1861 года по отмене крепостного права пошла по плану Пестеля, то страна очень скоро бы встала на буржуазный, экономически прогрессивный путь развития.
  • Упразднение института сословий. Весь народ страны именуется гражданами, они одинаково равны перед законом. Объявлялись личностные свободы и неприкосновенность личности и жилища.
  • Царизм категорически не принимался Пестелем, поэтому он требовал физического уничтожения всей царской семьи.

Предполагалось, что «Русская правда» вступит в силу, как только закончится восстание. Она будет основным законом страны.

Северное общество декабристов

Северное общество начинает существование в 1821 году, весной. Изначально в состав его входило две группы, объединившиеся впоследствии. Следует отметить, что первая группа была более радикальной направленности, ее участники разделяли взгляды Пестеля и полностью принимали его «Русскую правду».

Активистами Северного общества были Никита Муравьев (руководитель), Кондратий Рылеев (заместитель), князья Оболенский и Трубецкой. Не последнюю роль в Обществе играл Иван Пущин.

Действовало Северное общество в основном в Петербурге, но был у него филиал и в Москве.

Путь объединения Северного и Южного обществ был длительным и очень болезненным. Они имели кардинальные разногласия по некоторым вопросам. Однако на съезде в 1824 году было принято решение начать процесс объединения в 1826 году. Восстание в декабре 1825 года разрушило эти планы.

2. Никита Михайлович Муравьев

Никита Михайлович Муравьев – выходец из дворянской семьи. Родился в 1795 году в Петербурге. Получил замечательное образование в Москве. Война 1812 года застала его в чине коллежского регистратора при Министерстве юстиции. На войну он сбегает из дома, делает блестящую карьеру во время сражений.

Никита Муравьев

После Отечественной войны начинает работать в составе тайных обществ: Союза спасения и Союза благоденствия. Кроме того, пишет устав для последнего. Считает, что в стране должна установиться республиканская форма правления, помочь этому может только военный переворот. Во время поездки на юг знакомится с П. Пестелем. Тем не менее организовывает свою структуру – Северное общество, но связи с единомышленником не рвет, а, наоборот, активно сотрудничает.

Первую редакцию своего варианта Конституции пишет в 1821 году, но она не нашла отклика у других членов Обществ. Чуть позже он пересмотрит свои взгляды и выпустит уже новую программу, предлагаемую Северным обществом.

Конституция Муравьева

Конституция Н. Муравьева включала в себя следующие позиции:

  • Россия должна стать конституционной монархией: законодательная власть – Верховная Дума, состоящая из двух палат; исполнительная – император (по совместительству — верховный главнокомандующий). Отдельно оговаривалось, что он не имел право начинать и оканчивать войну самостоятельно. Максимум после трех прочтений император должен был подписывать закон. Накладывать вето он не имел права, мог только отсрочить подписание во времени.
  • При отмене крепостного права земли помещиков оставить владельцам, а крестьянам — их участки, плюс добавить 2 десятины к каждому дому.
  • Избирательное право – только собственникам земли. Женщины, кочевники и несобственники от него отстранялись.
  • Упразднить институт сословий, уровнять всех одним названием: гражданин. Судебная система для всех одна. Муравьев отдавал себе отчет в том, что его вариант конституции встретит ожесточенное сопротивление, поэтому предусмотрел ее введение с применением вооружений.

Подготовка к восстанию

Тайные общества, описанные выше, просуществовали 10 лет, после чего началось восстание. Следует сказать, что решение о мятеже возникло достаточно стихийно.

Находясь в Таганроге, умирает Александр I. Ввиду отсутствия наследников следующим императором должен был стать Константин, брат Александра. Проблема была в том, что он в свое время тайно отрекся от престола. Соответственно, правление переходило к самому младшему брату, Николаю. Народ находился в смятении, не зная об отречении. Однако Николай решает 14 декабря 1825 года принять присягу.


Николай I

Смерть Александра стала отправной точкой для восставших. Они понимают, что пора действовать, несмотря на коренные разногласия между Южным и Северным обществами. Они прекрасно отдавали себе отчет, что времени хорошо подготовиться к восстанию у них катастрофически мало, однако считали, что упускать такой момент – преступно. Именно так писал Иван Пущин своему лицейскому другу Александру Пушкину.

Собравшись в ночь перед 14 декабря, мятежники подготавливают план действий. Он сводился к следующим пунктам:

  • Назначить командующим князя Трубецкого.
  • Занять Зимний дворец и Петропавловскую крепость. За это ответственными назначались А. Якубович и А. Булатов.
  • Убить Николая должен был поручик П. Каховский. Это действие должно было быть сигналом к действию для восставших.
  • Провести агитационную работу среди солдат и склонить их на сторону восставших.
  • Переубедить Сенат присягнуть императору возлагалось на Кондратия Рылеева и Ивана Пущина.

К сожалению, не всё продумали будущие декабристы. История говорит, что предателями из их среды был сделан донос о готовящемся мятеже Николаю, что окончательно убедило его назначить Сенату присягу на раннее утро 14 декабря.

Восстание: как оно проходило

Восстание пошло не по тому сценарию, который задумывали мятежники. Сенат успевает присягнуть императору еще до агитации.

Однако полки солдат в боевом порядке выстроены на Сенатской площади, все ждут решительных действий со стороны руководства. Иван Пущин и Кондратий Рылеев прибывают туда и уверяют в скором прибытии командования, князя Трубецкого. Последний же, изменив восставшим, отсиживался в царском Генеральном штабе. Он не смог осуществить те решительные действия, которые от него требовались. В итоге восстание было подавлено.

Аресты и суд

В Петербурге стали проходить первые аресты и казни декабристов.

Интересен факт, что судом над арестованными занимался не Сенат, как полагалось, а специально организованный Николаем I для этого случая Верховный суд.

Дело в том, что незадолго до восстания он принял в члены Южного общества А. Майбороду, который и оказался предателем. Пестеля арестовывают в Тульчине и доставляют в Петербургскую Петропавловскую крепость.

Майборода написал донос и на Н. Муравьева, которого арестовали в собственном имении.

Под следствием находилось 579 человек. 120 из них были сосланы на каторжные работы в Сибирь (среди них и Никита Муравьев), все были с позором разжалованы в воинских званиях. Пятерых мятежников приговорили к смерти.

Казнь

Обращаясь к суду о возможном способе казни декабристов, Николай отмечает, что кровь не должна пролиться. Таким образом, их, героев Отечественной войны, приговаривают к позорной виселице…

Кто были казненные декабристы? Фамилии их следующие: Павел Пестель, Петр Каховский, Кондратий Рылеев, Сергей Муравьев-Апостол, Михаил Бестужев-Рюмин. Приговор зачитали 12 июля, а повесили их 25 июля 1826 года. Место казни декабристов долго оборудовалось: строилась виселица со специальным механизмом. Однако не обошлось без накладок: трое осужденных сорвались с петель, их пришлось вешать повторно.

В том месте в Петропавловской крепости, где казнили декабристов сейчас находится памятник, представляющий собой обелиск и гранитную композицию. Она символизирует отвагу, с которой сражались за свои идеалы казненные декабристы.


Петропавловская крепость, Санкт-Петербург

Введение

Первые русские революционеры - декабристы - были бор­цами против крепостного права и самодержавия.
Во имя этой цели они выступили с оружием в руках 14 декабря 1825 г.- в Петербурге, тогдашней столице Российской империи, на Сенатской площади, где высится памятник Петру I. По месяцу восстания - декабрю - они и называются декабри­стами.
Многое удивительно и своеобразно в этом революцион­ном движении. Молодые дворяне - декабристы - сами принадлежали к привилегированному дворянскому сосло­вию, опоре царизма. Они сами имели право владеть кре­постными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борь­бу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рас­считывать на высшие должности. Но они хотели уничто­жить царизм, самодержавие и свои привилегии.
Смена феодального строя буржуазным явилась важ­ным этапом в истории человечества. Революционное разрушение отжившего феодального строя и установление новой системы буржуазно-демокра­тических отношений были повсюду в то время основными задачами революционных движений. В России также на­зрела необходимость ликвидации старого, отжившего фео­дально-крепостного строя. Движение декабристов и было первым проявлением этой назревшей борьбы.
Таким образом, восстание декабристов не стоит особ­няком в мировом историческом процессе - оно имеет в нем свое определенное место. Выступление декабристов является одним из слагаемых во всемирно-историческом процессе революционной борьбы против обветшалого феодально-крепостного строя.


Декабристы.

1.Тайные общества.

Отечественная война и следовавшая за ней война за освобождение Европы создали в русском обществе и в русской армии высокий патриотический подъем, а долговременное пребывание за границей ознакомило интеллигентные круги русского офи­церства с идейными течениями, социальными отношени­ями и политическими учреждениями разных европейских стран. В тогдашней Европе существовало два типа организаций, ставивших себе освободительные цели немец­кое национально-патриотическое общество, подготовлявшее восстание против Наполеона в Гер­мании, и политические конспиративные организации (типа итальянских «карбонариев»), подготовлявшие политические перевороты с целью введения либеральных конституций. Оба эти типа организаций нашли потом свое отражение в кругах будущих русских декабристов.
В передовых кругах офицерства, вернувшегося после войны за освобождение Европы в страну «аракчеевщины» и крепостного права, в 1816-1817 гг образовалось обще­ство под названием Союз спасения, или верных и истинных сынов отечества. Среди членов Союза возникли споры по вопросам о характере организации, и в 1818 г. Союз спа­сения был переименован в Союз благоденствия, который ставил своей целью «распространение между соотечест­венниками истинных правил нравственности и просвеще­ния, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначена». Союз охватывал довольно ши­рокий круг петербургского офицерства (число его членов доходило до 200 человек); члены Союза стремились, с одной стороны, к политическим и социальным реформам, с другой, занимались просветительной и благотворитель­ной деятельностью и отличались гуманным обращением с подчиненными солдатами. Союз существовал почти от­крыто, но после событий 1820 года он был объявлен закрытым (1821 г.). Вместо Союза благоденствия в 1821-1822 гг образовались два тайных союза или об­щества, носившие уже прямо революционный характер.
Во главе Северного общества в Петербурге стояли братья Муравьевы, князь С. П. Трубецкой, Н. И. Турге­нев, князь Е. П. Оболенский, поэт Рылеев. Южное обще­ство образовалось в Тульчине, где была главная квартира второй армии, расположенной в Киевской и Подольской губерниях; отделения его были в Каменке и в Василькове. Во главе Южного общества стоял наиболее выдающийся среди членов организации, талантливый, образованный, энергичный и честолюбивый полковник Пестель, защи­щавший крайнюю революционную тактику, вплоть до ца­реубийства и даже истребления всей императорской фамилии; наиболее активными членами Южного общества были генерал князь С. Г. Волконский, Юшновский, С. Му­равьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин.
Кроме Южного и Северного обществ, в это время возникло еще Общество соединенных славян, ставившее своей целью установить федеративную республику всех славянских народов. Политической программой Северного общества была конституционная монархия, с федератив­ным устройством наподобие Северо-Американских Соеди­ненных Штатов.
Политическая программа Пестеля носила название «Русская Правда», или «Наказ Временному Верховному Правлению». Пестель был республиканцем и, по его сло­вам, «ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правле­нии». Однако в своей программе он начисто отвергает федеративный принцип: его республика носит якобинский характер - его план предполагает сильную центральную власть и совершенно однородное устройство всех частей государства, которые должны быть нивелированы не толь­ко в административно-политическом, но даже в культур­ном отношении. Крепостное рабство как состояние, «про­тивное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской», должно быть не­медленно уничтожено «Временным Верховным Правлени­ем». Земли в каждой волости должны быть разделены на две половины, из коих одну надлежит «отдать под назва­нием общественной земли в собственность волостному об­ществу», а другая половина остается в собственности казны или частных лиц.
В конце 1825 г. членам тайных обществ, неожиданно для них самих, представился случай для попытки совершения государственного переворота, когда после смерти Александра I в России наступило короткое междуцарствие. Александр умер 19 ноября 1825 г. в Таганроге. Наслед­ником престола был его брат Константин, но последний еще в 1822 г. отказался от наследования престола, уступив его следующему брату, Николаю. В 1823 г. Александр изготовил манифест об отречении Константина и назначил Николая наследником, но не обнародовал его. Известие о смерти Александра было получено в Петербурге 27 ноября. Николай не нашел возможным воспользоваться неопубли­кованным манифестом; он присягнул сам и привел войска к присяге императору Константину, о чем и послал по­следнему донесение в Варшаву; Константин дважды под­твердил свое отречение, и в этих переговорах прошло около двух недель.
Офицеры-заговорщики решили использовать создав­шееся положение для агитации среди солдат против во­царения, Николая. Присяга Николаю была назначена на (4 декабря; большинство петербургского гарнизона при­сягнуло безропотно, но некоторые части отказались от присяги и вышли с оружием на Сенатскую площадь. Заговорщики имели в виду принудить Сенат опубликовать манифест к народу об «уничтожении бывшего правления» и о введении ряда важнейших реформ, как: отмена крепостного права, «уравнение прав всех сословий», сво­бода печати («свободное тиснение и потому уничтожение цензуры»), «свободное отправление богослужения всем ве­рам», гласный суд с участием присяжных, учреждение выборных «волостных, уездных, губернских и областных правлений», уничтожение военных поселений, сокращение срока военной службы, и, наконец, созыв Великого собора (т. е. учредительного собрания) для решения вопроса о форме правления. «Диктатором» революционных сил был избран князь Трубецкой, но он потерял веру в успех восстания и 14 декабря не явился на Сенатскую площадь, чем сразу внес растерянность и замешательство в ряды восставших. Николай, со своей стороны, долго не решался приступить к военным действиям против мятежников; со­брав присягнувшие ему войска, он посылал к восставшим с увещаниями покориться одного за другим - петербур­гского военного генерал-губернатора Милорадовича (од­ного из героев 1812 года), митрополита Серафима, вели­кого князя Михаила Павловича; все увещания остались безуспешными, а генерал Милорадович был убит выстре­лом одного из заговорщиков; тогда Николай послал в атаку конную гвардию, но атака была отбита; наконец, Николай приказал выдвинуть пушки и открыть огонь картечью, и восставшие быстро рассеялись, понеся большие потери. Члены Южного общества (в Киевской губернии) подняли на восстание Черниговский пехотный полк, но оно было скоро подавлено (в начале января 1826 г.).
В течение б месяцев производилось следствие о «де­кабристах», в котором Николай сам принимал ближайшее участие.
Суду было передано 120 человек - большинство гвар­дейских офицеров; из них было приговорено к смертной казни 36 человек, но царь утвердил смертный приговор только в отношении пяти главных заговорщиков: Пестель, Рылеев, Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин; осталь­ные офицеры, участники мятежа, были сосланы в Сибирь, в каторжные работы или на поселение, солдаты отправ­лены в действующую Кавказскую армию.


2.Место и роль декабристов в истории России.

В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было пред­ставлено почти исключительно дворянами.
Декабристы не только выдвинули лозунги борьбы с самодержа­вием и крепостным строем, но впервые в истории рево­люционного движения в России организовали открытое выступление во имя этих требований.
Таким образом, восстание декабристов имело большое значение в истории революционного движения в России. Это было первое открытое выступление против самодер­жавия с оружием в руках. До этого времени в России происходили лишь стихийные крестьянские волнения.
Между стихийными крестьянскими восстаниями Рази­на и Пугачева и выступлением декабристов легла целая полоса мировой истории: ее новый этап был открыт побе­дой революции во Франции конца XVIII в., вопрос ликвидации феодально-абсолютистского строя и утверждения нового - капиталистического - встал во весь рост перед Европой. Декабристы принадлежат к этому новому вре­мени, и в этом существенная сторона их исторического значения. Их восстание было политически сознательным, ставило себе задачу ликвидации феодально-абсолютистского строя, было освещено передовыми идеями эпохи. В первые в истории России мы можем говорить о революционной программе, о сознательной революционной тактике, анализировать конституционные проекты.
Лозунги борьбы против крепостного права и самодер­жавия, выдвинутые декабристами, не были лозунгами слу­чайного и преходящего значения: они имели большой ис­торический смысл и остались на долгие годы действен­ными и актуальными в революционном движении.
Своим горьким опытом декабристы показали следую­щим поколениям, что протест ничтожной горсточки рево­люционеров бессилен без поддержки народа. Неудачей своего движения, всем своим, по словам Пушкина, «скорб­ным трудом» декабристы как бы завещали последующим революционерам строить свои планы в расчете на актив­ное участие народных масс. Тема народа как главной си­лы революционной борьбы прочно вошла с тех пор в со­знание деятелей революционного движения. «Декабри­стам на Исаакиевской площади не хватало народа»,- сказал преемник декабристов Герцен,- и эта мысль уже была результатом усвоения опыта декабристов.
Это точка зрения советской исторической школы.
Вместе с тем имеет место и другие подходы и оценки.
Неглубокое усвоение революционных учений Запада и попытка применить их в России, по мнению Соловьева, составляли основное содержание движения декабристов. Таким образом, вся революционная традиция конца
18 и первой четверти 19 века преподносилась как привнесенное явление, чуждое органическому развитию России. Устраняя из обще­ственной мысли ее революционное ядро, Соловьев пытался предста­вить историю как борьбу двух начал - русофильско-патриотического и западническо-космополитического.
Специальных работ, посвященных декабристам, Соловьев не оста­вил. Но целый ряд высказываний достаточно определенно харак­теризует его взгляды. Декабристская идеология представлялась ему отголоском революционного брожения на Западе, с одной стороны, и реакцией на просчеты правительственной политики - с другой (антинациональный Тильзитский мир, безучастное отношение к судь­бам восставших греков, издержки александровской системы союзов). Впрочем, указывая на объективно-исторические корни декабристского восстания, Соловьев был далек от его оправдания. Сами идеалы и цели движения казались ему мертворожденным плодом кабинетных заня­тий. «Мыслящим русским людям, - писал он в „Записках“, - Россия представлялась tabula rasa*, на которой можно было начертать все, что угодно, начертать обдуманное или даже еще не обдуманное в кабинете, в кружке, после обеда или ужина». Деятелей декабризма он обвинял в наклонности к опасному политическому авантюризму. Эта оценка прилагалась к обещанию П. И. Пестеля восстановить независимую Польшу в границах 1772 года, данному в переговорах с поляками. Он допускал даже, что столь безрассудно широкий жест мог озадачить трезвых и расчетливых политиков - поляков. Незре­лость декабристской мысли, по его словам, выразилась и в том, что „Бестужев, например, предлагал введение в России и Польше амери­канской формы правления“.
Но в то же время его убеждениям претило и официальное ошельмование декабристского движения в годы николаевской реакции. В из­вращении уроков декабристского выступления Соловьев видел еще одно подтверждение оторванности правящего слоя от народа. Досад­нее всего было то, что этот порок во всей своей неприглядной сущности проявлялся именно тогда, когда, по его представлениям, от правитель­ства требовалась особенная чуткость к общественному мнению. Воз­мужавшее в XIX веке гражданское общество требовало от государственной власти более гибкого и деликатного обращения. В этом убежде­нии Соловьев не был одинок. О том же толковали и другие историки буржуазно-либерального направления, добиваясь от правительства благосклонности к новым самодеятельным общественным формирова­ниям (в лице так называемых „частных союзов“ в концепции Соловье­ва и В. О. Ключевского, бессословной интеллигенции - в концепции А. А. Корнилова, „мыслящего общества“ - А. А. Кизсветтера). Зани­маясь с великими князьями, Сергей Михайлович старался, чтобы те затвердили правило: „Надобно поддерживать коллегиальные учреж­дения, выборное начало, не стеснять, но в то же время зорко следить, чтобы союзы неокрепшие не позволили себе неряшества и злоупотреб­лений“.
Именно сопоставление точек зрения позволяют видеть всю картину событий и извлекать уроки.

Заключение.

В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное миро­воззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное само­сознание Декабрь 1825 года-явление такого порядка, «Сенат­ская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историке куль­турными символами. Первое сознательное выступление за свободу - первое трагическое пора­жение
Свои записки С.П. Трубецкой завершает следующими мыслями:
«Отчет напечатанный правительством по окончании следствия, произведенного составленным на то Тайным комитетом представил тогдашнее действие общества как какое то безрассудное злоумышление людей пороч­ных и развратных сумасбродно желавших только произ­вести в Отечестве смуты и не имевших никакой благородной цели кроме ниспровержения существовавших властей и водворения в Отечестве безначалия.
К несчастью общественное устройство России еще и до сих пор таково, что военная сила одна, без содействия народа, может не только располагать престолом, но и изменить образ правления Достаточно заговора нескольких полковых командиров чтоб возобновить явления, подобные тем которые возвели на престол большую часть царствовавших в прошлом веке особ Благодаря промыслу, ныне просвещение распространило понятие, что подобные дворцовые перевороты не ведут ни к чему доброму Что лицо, сосредоточившее в себе в часть, не сильно устроить благоденствие народа в теперешнем его быту, но что только усовершенствованный образ госу­дарственного устройства может со временем покарать злоупотребления и притеснения, неразлучные с самодержавием, лицо им облеченное, какой бы оно ни горело любовью к Отечеству не в состоянии поселить этого чувства в людях, которым оно по необходимости должно уделять часть своей власти Нынешнее государственное устройство не может всегда существовать и горе если оно изменится через восстание народное Обстоятельства сопровождавшие восшествие на престол ныне царствующего государя, были самые благоприятные для введения нового порядка в государственном устройстве и безопасного участия народного но высшие государственного сановники или не постигли того или не желали его введения Сопротивление, которое можно было ожидать по духу, овладевшему гвардейским войском должно было ожидать, не имея благо дательного направления должно было разрешиться беспорядочным бунтом Тайное общество взяло на себя обратить его к лучшей цели»

Список литературы

1. Мемуары декабристов.- М.: Правда, 1988.- 576 с.
2. М. В. Нечкина. Декабристы.- М.: Наука, 1982.- 182 с.
3. С. Г. Пушкарев Обзор русской истории.- Ставрополь, 1993.- 415 с.
4. С. М. Соловьев Общедоступные чтения о русской истории.- М.: Республика, 1992.- 350 с.
5. Хрестоматия по истории России (19 век)/ Под ред. П.П. Епифанова, и др.- М.: Просвещение, 1993 – 287 с.

Декабристами назвали первых дворянских революционеров, открыто выступивших против царизма в декабре 1825 года. Целью декабристов было уничтожение самодержавия, отмена крепостного права, ведение конституций, провозглашение основных гражданских свобод и равенства всех граждан перед законом.

Восстание имело огромное историческое значение. Отпор декабристов против насилия крепостников, вылившийся в конечном итоге в вооруженное восстание 14 декабря 1825 года, потерпел поражение. Пятеро руководителей восстания были повешены. Многие – осуждены. Некоторые – отправлены в Сибирь. Небольшая группа людей – ссыльных декабристов – поехала в далёкую Якутию, считавшуюся тогда гиблым местом.

Появление первых декабристов в Якутской области относится к 16 сентября 1826 года, всего в Якутии в разное время побывало 14 декабристов. В том числе и штаб-с – капитан А. А. Бестужев – Марлинский, который жил в Якутске.

Литературное творчество Бестужева – Марлинского. Баллада «Саатырь» 1797 – 1837

Александр Александрович Бестужев – писатель-декабрист. Он был в близких дружеских отношениях с А. С. Пушкиным и К. Ф. Рылеевым и разделил их трагическую участь, став жертвой николаевского режима. После разгрома восстания декабристов Бестужев был заключен в крепость. А в конце октября 1827 года отправлен в город Якутск на поселение. До Якутска он добрался 31 декабря 1827 года и пробыл в нем до 3 июня 1829 года.

Литературное наследие Марлинского, связанное с Якутией, сравнительно невелико. Оно состоит из трех очерков: «Отрывки из рассказов о Сибири», «Сибирские нравы. «Ысыах», «Письмо к доктору Эрману» и 26 стихотворений. Однако, оно является весьма ценным вкладом в русскую литературу о Якутии.

Интересы автора к различным сторонам жизни Якутии многогранна, но больше всего Марлинского интересует жизнь людей. Он говорит о возможностях улучшения жизни народов Якутии, указывает на необходимость введения пароходного сообщения на реке Лене, пишет о покорении Ледовитого океана, мечтает о просвещении края.

Она написана на сюжет легенды о «воскресшей женщине», которая бытовала в народе в нескольких вариантах. Трагедия якутской женщины отображена в романтическом духе, стремившейся к личной свободе в замкнутом мире нравов, представлений и суеверий патриархального общества.

В балладе замужняя женщина влюбляется в молодого князя Буйдукана и, чтобы избавиться от нелюбимого мужа, притворяется больной и якобы умирает. После похорон ночью приходит Буйдукан и раскапывает могилу своей любимой, чтобы освободить её. Необычайный и смелый поступок влюблённых, нарушивших патриархальные обычаи, вызывает жестокую кару духов местных шаманов. Влюблённые погибают.

Рассматривая произведение Бестужева – Марлинского «Саатырь» можно выявить, что художественные особенности баллады определены общей традицией романтической поэзии начала 19 века. В ней необыкновенный сюжет сочетается с реальными бытовыми деталями и приподнятым стилем языка.

Изобразительно – выразительные средства в балладе

В тексте можно выделить 3 микротемы, связанные между собой тематической лексикой, последовательным описанием картин наступающего конфликта:

  • Притворная кончина.
  • Воскресшая женщина.
  • Жестокая кара духов и шаманов.

В 1-ой говорится о том, как замужняя женщина влюбляется в князя Буйдукана и, чтобы избавится от нелюбимого мужа, притворяется больной и якобы умирает.

Во 2-ой говорится о том, что после похорон ночью приходит Буйдукан и раскапывает могилу своей любимой, чтобы освободить её.

И, наконец, в 3 -ей говорится о том, что необычный и смелый поступок влюблённых, нарушивших патриархальные обычаи, вызывает жестокую кару духов и местных шаманов. Влюблённые погибают.

Автор не просто наблюдает эти картины: они пробуждают в нём целую гамму чувств, поэтому описание среды дополняется описанием состояния человека. Это придаёт тексту тонкий психологизм, проникновенное лексическое звучание.

Что мы можем сказать о героине? Трагедия якутской женщины отображена в романтическом духе, стремившейся к личной свободе в замкнутом мире нравов, представлений и суеверий патриархального общества.

Текст представляет собой художественное описание, так как автор ставит задачу нарисовать картину семейной драмы, выразить душевное состояние героев и вызвать ответное чувство у читателей.

Персонажам баллады свойственны сильные страсти и желания. Ими владеют такие чувства, как ужас, отчаяние, страдание, горе. Их переживания чаще всего выражаются в действии, в поступках, в речи персонажей, в монологах и диалогах. Это нередко имеет своеобразную форму.

Для текста характерны такие стилевые черты, как конкретность, образность, эмоциональность. Эти черты проявляют себя не только в структуре текста, но и в отборе языковых средств.

Удивительно просто и буднично авто раскрывает картину трагедии замужних женщин, влюбленной в молодого князя. Но дух захватывает, покоряет, очаровывает происходящее. Чем же объясняется такое воздействие?

Поэт для выражения восхищения широко использует самые разнообразные средства: фонетические, лексические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, элементы сказок и мифологические.

Восстание декабристов – это беспрецедентное явление не только в русской истории, но и в мировой. Когда на восстание поднимаются угнетенные, их проще если не оправдать, то хотя бы понять. Но здесь государственный переворот готовят не «униженные и оскорбленные», а высокопоставленные военные и потомственные дворяне, среди которых много именитых личностей.

Феномен декабризма

По этой причине до сих пор феномен декабризма не только не разгадан, но и столько же далек от однозначной оценки, как это было и в XIX веке.

Главное, что вызывает непонимание в действиях декабристов до сих пор, — это то, что они (ни один из них) не претендовали на власть. В этом было условие их деятельности. Как тогда, так и сейчас отношение к действиям декабристов не является однородным, в том числе отношение к их казни: «Начали бар вешать и ссылать на каторгу, жаль, что всех не перевесили…» (высказывание в среде кантонистов, солдатских детей) и «По совести нахожу, что казни и наказания несоразмерны преступлениям» (слова князя П. Вяземского).

Приговор Николая I ужаснул общество не только жестокостью наказания участников восстания, но и лицемерием императора: Верховный уголовный суд, который решал судьбу декабристов, он поставил в известность о том, что «отвергает всякую казнь, связанную с пролитием крови». Таким образом, он лишал приговоренных к смертной казни декабристов права на расстрел. А ведь двое из них участвовали в Отечественной войне 1812 г., имели ранения и боевые награды – а теперь они были приговорены к позорной смерти на виселице. Например, П.И. Пестель в 19 лет был тяжело ранен в Бородинской битве и награжден золотой шпагой за храбрость, а также отличился в последующем заграничном походе русской армии. С.И. Муравьев-Апостол также был награжден золотой шпагой за храбрость в битве под Красным.

К смертной казни через повешение были приговорены пятеро декабристов:

П. Пестель

Всех заключенных декабристов вывели во двор крепости и выстроили в два каре: принадлежавших к гвардейским полкам и прочих. Все приговоры сопровождались разжалованием, лишением чинов и дворянства: над осужденными ломали шпаги, срывали с них эполеты и мундиры и бросали в огонь пылающих костров. Моряков-декабристов отвезли в Кронштадт и в то утро исполнили над ними приговор разжалования на флагманском корабле адмирала Кроуна. Мундиры и эполеты были с них сорваны и брошены в воду. «Можно сказать, что первое проявление либерализма старались истреблять всеми четырьмя стихиями - огнем, водою, воздухом и землею»,- писал в своих воспоминаниях декабрист В.И. Штейнгель. Свыше 120 человек декабристов было сослано на разные сроки в Сибирь, на каторгу или поселение.

Казнь свершилась в ночь на 25 июля 1826 года на кронверке Петропавловской крепости. Во время казни Рылеев, Каховский и Муравьев-Апостол сорвались с петель и были повешены вторично. «Знать, Бог не хочет их смерти», — произнес кто-то из солдат. А Сергей Муравьев-Апостол, поднявшись, сказал: «Проклятая земля, где не умеют ни составить заговора, ни судить, ни вешать».

Из-за этого непредусмотренного случая казнь затянулась, на улице рассветало, стали появляться прохожие, поэтому похороны отложили. Следующей ночью тела их тайно увезли и похоронили на острове Голодай в Петербурге (предположительно).

Павел Иванович Пестель, полковник (1793-1826)

Родился в Москве в семье обрусевших немцев, поселившихся в России в конце XVII века. Первый ребенок в семье.

Образование: начальное домашнее, затем в 1805-1809 учился в Дрездене. По возвращении в Россию в 1810 г. поступил в Пажеский корпус, который блестяще окончил с занесением имени на мраморную доску. Был направлен прапорщиком в лейб-гвардии Литовский полк. Принял участие в Отечественной войне 1812 г., в Бородинском сражении был тяжело ранен. Награжден золотой шпагой за храбрость.

Возвратившись после ранения в армию, был адъютантом графа Витгенштейна и участвовал в кампаниях 1813-1814 годов за границей: сражения при Пирне, Дрездене, Кульме, Лейпциге, отличился при переправе через Рейн, в боях при Бар-сюр-Об и Труа. Затем вместе с графом Витгенштейном находился в Тульчине и отсюда был отправлен в Бессарабию для сбора сведений о выступлениях греков против турок, а также для переговоров с господарем Молдавии в 1821г.

В 1822 г. его переводят полковником в Вятский пехотный полк, который находился в расстроенном состоянии, и в течение года Пестель привёл его в полный порядок,за что Александр I пожаловал ему 3000 десятин земли.

Идея совершенствования общества возникла у него еще в 1816 г., со времени участия в масонских ложах. Затем был Союз спасения, для которого он составил устав, Союз благоденствия и, после его самоликвидации, Южное тайное общество, которое он возглавил.

Свои политические взгляды Пестель выразил в составленной им программе «Русская правда», которая и явилась главным пунктом обвинения его Следственной комиссией после поражения восстания.

Он был арестован на дороге в Тульчин после восстания 14 декабря 1825 г., был заключен в Петропавловскую крепость и через 6 месяцев приговорён к четвертованию, заменённому повешением.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Имел умысел на Цареубийство; изыскивал к тому средства, избирал и назначал лица к совершению оного; умышлял на истребление ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии и с хладнокровием исчислял всех ее членов, на жертву обреченных, и возбуждал к тому других; учреждал и с неограниченною властию управлял Южным тайным обществом, имевшим целию бунт и введение республиканского правления; составлял планы, уставы, конституцию; возбуждал и приуготовлял к бунту; участвовал в умысле отторжения Областей от Империи и принимал деятельнейшие меры к распространению общества привлечением других».

По словам одного из офицеров, перед казнью Пестель сказал: «Что посеял, то и взойти должно и взойдёт впоследствии непременно».

Петр Григорьевич Каховский, поручик (1797-1826)

14 декабря 1825 г. смертельно ранил генерал-губернатора Санкт-Петербурга, героя Отечественной войны 1812 года графа М.А. Милорадовича, командира лейб-гвардии Гренадерского полка полковника Н. К. Стюрлера, а также свитского офицера П.А.Гастфера.

Родился в семье обедневших дворян в селе Преображенском Смоленской губернии, учился в пансионе при Московском университете. В 1816 г. поступил юнкером в лейб-гвардии егерский полк, но за слишком буйное поведение и недобросовестное отношение к службе был разжалован в солдаты. В 1817 г. был отправлен на Кавказ, где дослужился до юнкера и затем до поручика, но по болезни вынужден был уйти в отставку.В 1823-24 годах путешествовал по Австрии, Германии, Италии, Франции и Швейцарии, где изучал государственный строй и политическую историю европейских государств.

В 1825 г. вступает в Северное тайное общество. 14 декабря 1825 г. поднял Гвардейский флотский экипаж и одним из первых прибыл на Сенатскую площадь, где проявил твёрдость и решительность. Арестован в ночь на 15 декабря, заключён в Петропавловскую крепость.

Имея пылкий характер, Каховский готов был на самые дерзкие поступки. Так, он собирался в Грецию, чтобы сражаться за ее независимость, а в тайном обществе был сторонником уничтожения самодержавной власти, убийства царя и всей царской династии, установления республиканского правления. На собрании 13 декабря 1825 г. у Рылеева ему было назначено убийство Николая I (т.к. Каховский не имел собственной семьи), но в день восстания он на это убийство не решился.

На следствии он вел себя очень дерзко, резко критиковал императоров Александра I и Николая I. В Петропавловской крепости написал Николаю I и следователям несколько писем, которые содержали критический анализ российской действительности. Но в то же время ходатайствовал об облегчении участи других арестованных декабристов.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Умышлял на Цареубийство и истребление всей ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, и, быв предназначен посягнуть на жизнь ныне Царствующего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА, не отрекся от сего избрания и даже изъявил на то согласие, хотя уверяет, что впоследствии поколебался; участвовал в распространении бунта привлечением многих членов; лично действовал в мятеже; возбуждал нижних чинов и сам нанес смертельный удар Графу Милорадовичу и Полковнику Стюрлеру и ранил Свитского Офицера».

Кондратий Федорович Рылеев, подпоручик (1795-1826)

Родился в селе Батово (сейчас Гатчинский район Ленинградской области) в семье мелкопоместного дворянина, управляющего имением княгини Голицыной. С 1801 по 1814 год воспитывался в стенах Петербургского первого кадетского корпуса. Был участником заграничных походов русской армии в 1814-1815 годах.

После отставки в 1818 г. служил заседателем Петербургской уголовной палаты, а с 1824 г. - правителем канцелярии Российско-американской компании.

Входил в «Вольное общество любителей российской словесности», был автором известной сатирической оды «К временщику». Вместе с А. Бестужевым выпускал альманах «Полярная звезда». Его дума «Смерть Ермака» стала песней.

В 1823 г. вступил в Северное тайное общество и возглавил его радикальное крыло, был сторонником республиканского строя, хотя первоначально стоял на позиции монархизма. Был одним из руководителей восстания декабристов. Но во время следствия полностью раскаялся в совершенном им, брал всю «вину» на себя, старался оправдать товарищей, надеялся на милость императора.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Умышлял на Цареубийство; назначал к совершению оного лица; умышлял на лишение свободы, на изгнание и истребление ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии и приуготовлял к тому средства; усилил деятельность Северного общества; управлял оным, приуготвлял способы к бунту, составлял планы, заставлял сочинить Манифест о разрушении Правительства; сам сочинял и распространял возмутительные песни и стихи и принимал членов; приуготовлял главные средства к мятежу и начальствовал в оных; возбуждал к мятежу нижних чинов через их Начальников посредством разных обольщений и во время мятежа сам приходил на площадь».

Свои последние слова на эшафоте он обратил к священнику: «Батюшка, помолитесь за наши грешные души, не забудьте моей жены и благословите дочь».

Николай I еще во время следствия прислал жене Рылеева 2 тысячи рублей, а затем императрица прислала на именины дочери ещё тысячу. Он заботился о семье Рылеева и после казни: жена его получала пенсию до вторичного замужества, а дочь - до совершеннолетия.

Известно мне: погибель ждет

Того, кто первый восстает

На утеснителей народа;

Судьба меня уж обрекла.

Но где, скажи, когда была

Без жертв искуплена свобода?

(К. Рылеев, из поэмы «Наливайко»)

Сергей Иванович Муравьев-Апостол, подполковник (1796-1826)

Родился в Санкт-Петербурге и был четвертым ребенком в семье известного литератора той поры и государственного деятеля И.М. Муравьева-Апостола. Образование получил в частном пансионе в Париже вместе с братом, М.И. Муравьевым-Апостолом, где служил русским посланником их отец. В 1809 году вернулся в Россию и был потрясен как бы заново увиденным им после длительного отсутствия положением в России, особенно существованием крепостного права. По возвращении поступил в корпус инженеров путей сообщения в Петербурге.

Во время Отечественной войны 1812 г. принимал участие во многих сражениях. За битву под Красным был награжден золотой шпагой за храбрость. Вместе с русской армией вступил в Париж и там завершил заграничный поход.

В 1820 г. восстал Семеновский полк, в котором служил Муравьев-Апостол, и он был переведен в Полтавский, затем в Черниговский полк подполковником. Был в числе основателей Союза спасения и Союза благоденствия, а также одним из наиболее активных членов Южного общества. Он установил связь с Обществом соединенных славян.

Муравьев-Апостол соглашался с необходимостью цареубийства, был сторонником республиканского правления.

Вел пропаганду среди солдат, являясь одним из вождей декабристов. Уже после поражения восстания в Петербурге поднял Черниговский полк, и «будучи окружен отрядом гусар и артиллеристов, он защищался, став против самой артиллерии, и, повергнутый картечью на землю, с помощью других сел опять на лошадь и приказывал идти вперед».

Тяжелораненым он был взят в плен. Приговорен к смертной казни и повешен на кронверке Петропавловской крепости.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Имел умысел на Цареубийство; изыскивал средства, избирал и назначал к тому других; соглашаясь на изгнание ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, требовал в особенности убиения ЦЕСАРЕВИЧА и возбуждал к тому других; имел умысел и на лишение свободы ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА; участвовал в управлении Южным тайным обществом во всем пространстве возмутительных его замыслов; составлял прокламации и возбуждал других к достижению цели сего общества, к бунту; участвовал в умысле отторжения Областей от Империи; принимал деятельнейшие меры к распространению общества привлечением других; лично действовал в мятеже с готовностию пролития крови; возбуждал солдат; освобождал колодников; подкупил даже священника к чтению пред рядами бунтующих лжекатехизиса, им составленного и взят с оружием в руках».

Михаил Павлович Бестужев-Рюмин, подпоручик (1801(1804)-1826)

Родился в селе Кудрёшки Горбатовского уезда Нижегородской губернии. Отец - надворный советник, городничий г. Горбатова, из дворян.

В 1816 г. семья Бестужевых-Рюминых переехала в Москву. Будущий декабрист получил хорошее домашнее воспитание, поступил юнкером на службу в Кавалергардский полк, а в 1819 году переведен в лейб-гвардии Семеновский полк, где был произведен в подпрапорщики. После восстания в Семеновском полку его переводят в Полтавский пехотный полк, далее он делает военную карьеру: прапорщик, батальонный адъютант, фронтовой адъютант, подпоручик.

Бестужев-Рюмин был одним из руководителей Южного общества, в которое принят в 1823 г. Вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом возглавлял Васильковскую управу, являлся участником съездов руководителей Южного общества в Каменке и Киеве, вел переговоры с тайным польским обществом о присоединении к Южному обществу Общества соединенных славян. Возглавил (вместе с С.И. Муравьевым-Апостолом) восстание Черниговского полка.

Арестован на месте восстания с оружием в руках, доставлен в Петербург в цепях из Белой Церкви в Главный штаб, в тот же день переведен в Петропавловскую крепость. Приговорен к повешению.

Из приговора Верховного суда о главных видах преступления: «Имел умысел на Цареубийство; изыскивал к тому средства; сам вызывался на убийство блаженныя памяти ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и ныне Царствующего ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА; избирал и назначал лица к совершению оного; имел умысел на истребление ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии, изъявлял оный в самых жестоких выражениях рассеяния праха ; имел умысел на изгнание ИМПЕРАТОРСКОЙ Фамилии и лишения свободы блаженной памяти ГОСУДАРЯ ИМПЕРАТОРА и сам вызывался на совершение сего последнего злодеяния; участвовал в управлении Южного общества; присоединил к оному Славянское; составлял прокламации и произносил возмутительные речи; участвовал в сочинении лжекатехизиса; возбуждал и приуготовлял к бунту, требуя даже клятвенных обещаний целованием образа; составлял умысел на отторжение Областей от Империи и действовал в исполнении оного; принимал деятельнейшие меры к распространению общества привлечением других; лично действовал в мятеже с готовностию пролития крови; возбуждал Офицеров и солдат к бунту и взят с оружием в руках».

Казнен на кронверке Петропавловской крепости. Похоронен вместе с другими казненными декабристами на о. Голодае.

На месте гибели декабристов поставлен памятник. Под барельефом на памятнике надпись: «На этом месте 13/25 июля 1826 года были казнены декабристы П. Пестель, К. Рылеев, П. Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин». На другой стороне обелиска высечены стихи А. С. Пушкина:

Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья , .

Введение


Первые русские революционеры - декабристы - были бор­цами против крепостного права и самодержавия.
Во имя этой цели они выступили с оружием в руках 14 декабря 1825 г.- в Петербурге, тогдашней столице Российской империи, на Сенатской площади, где высится памятник Петру I. По месяцу восстания - декабрю - они и называются декабри­стами.
Многое удивительно и своеобразно в этом революцион­ном движении. Молодые дворяне - декабристы - сами принадлежали к привилегированному дворянскому сосло­вию, опоре царизма. Они сами имели право владеть кре­постными крестьянами, жить в своих дворянских имениях, ничего не делая, на доходы от дарового крестьянского труда, от барщины и оброка. Но они поднялись на борь­бу с крепостным правом, считая его постыдным. Дворяне были опорой царизма - они занимали все руководящие места в царской администрации и в армии, могли рас­считывать на высшие должности. Но они хотели уничто­жить царизм, самодержавие и свои привилегии.
Смена феодального строя буржуазным явилась важ­ным этапом в истории человечества. Революционное разрушение отжившего феодального строя и установление новой системы буржуазно-демокра­тических отношений были повсюду в то время основными задачами революционных движений. В России также на­зрела необходимость ликвидации старого, отжившего фео­дально-крепостного строя. Движение декабристов ибылопервым проявлением этой назревшей борьбы.
Таким образом, восстание декабристов не стоит особ­няком в мировом историческом процессе - оно имеет в нем свое определенное место. Выступление декабристов является одним из слагаемых во всемирно-историческом процессе революционной борьбы против обветшалого феодально-крепостного строя.


Декабристы.

1.Тайные общества.


Отечественная война и следовавшая за ней война за освобождение Европы создали в русском обществе и в русской армии высокий патриотический подъем, а долговременное пребывание за границей ознакомило интеллигентные круги русского офи­церства с идейными течениями, социальными отношени­ями и политическими учреждениями разных европейских стран. В тогдашней Европе существовало два типа организаций, ставивших себе освободительные цели немец­кое национально-патриотическое общество, подготовлявшее восстание против Наполеона в Гер­мании, и политические конспиративные организации (типа итальянских «карбонариев»), подготовлявшие политические перевороты с целью введения либеральных конституций. Оба эти типа организаций нашли потом свое отражение в кругах будущих русских декабристов.
В передовых кругах офицерства, вернувшегося после войны за освобождение Европы в страну «аракчеевщины» и крепостного права, в 1816-1817 гг образовалось обще­ство под названием Союз спасения, или верных и истинных сынов отечества. Среди членов Союза возникли споры по вопросам о характере организации, и в 1818 г. Союз спа­сения был переименован в Союз благоденствия, который ставил своей целью «распространение между соотечест­венниками истинных правил нравственности и просвеще­ния, споспешествовать правительству к возведению России на степень величия и благоденствия, к коей она своим Творцом предназначена». Союз охватывал довольно ши­рокий круг петербургского офицерства (число его членов доходило до 200 человек); члены Союза стремились, с одной стороны, к политическим и социальным реформам, с другой, занимались просветительной и благотворитель­ной деятельностью и отличались гуманным обращением с подчиненными солдатами. Союз существовал почти от­крыто, но после событий 1820 года он был объявлен закрытым (1821 г.). Вместо Союза благоденствия в 1821-1822 гг образовались два тайных союза или об­щества, носившие уже прямо революционный характер.
Во главе Северного общества в Петербурге стояли братья Муравьевы, князь С. П. Трубецкой, Н. И. Турге­нев, князь Е. П. Оболенский, поэт Рылеев. Южное обще­ство образовалось в Тульчине, где была главная квартира второй армии, расположенной в Киевской и Подольской губерниях; отделения его были в Каменке и в Василькове. Во главе Южного общества стоял наиболее выдающийся среди членов организации, талантливый, образованный, энергичный и честолюбивый полковник Пестель, защи­щавший крайнюю революционную тактику, вплоть до ца­реубийства и даже истребления всей императорской фамилии; наиболее активными членами Южного общества были генерал князь С. Г. Волконский, Юшновский, С. Му­равьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин.
Кроме Южного и Северного обществ, в это время возникло еще Общество соединенных славян, ставившее своей целью установить федеративную республику всех славянских народов. Политической программой Северного общества была конституционная монархия, с федератив­ным устройством наподобие Северо-Американских Соеди­ненных Штатов.
Политическая программа Пестеля носила название «Русская Правда», или «Наказ Временному Верховному Правлению». Пестель был республиканцем и, по его сло­вам, «ни в чем не видел большего благоденствия и высшего блаженства для России, как в республиканском правле­нии». Однако в своей программе он начисто отвергает федеративный принцип: его республика носит якобинский характер - его план предполагает сильную центральную власть и совершенно однородное устройство всех частей государства, которые должны быть нивелированы не толь­ко в административно-политическом, но даже в культур­ном отношении. Крепостное рабство как состояние, «про­тивное человечеству, противное законам естественным, противное святой вере христианской», должно быть не­медленно уничтожено «Временным Верховным Правлени­ем». Земли в каждой волости должны быть разделены на две половины, из коих одну надлежит «отдать под назва­нием общественной земли в собственность волостному об­ществу», а другая половина остается в собственности казны или частных лиц.
В конце 1825 г. членам тайных обществ, неожиданно дляних самих, представился случай для попытки совершения государственного переворота, когда после смерти Александра I в России наступило короткое междуцарствие. Александр умер 19 ноября 1825 г. в Таганроге. Наслед­ником престола был его брат Константин, но последний еще в 1822 г. отказался от наследования престола, уступив его следующему брату, Николаю. В 1823 г. Александр изготовил манифест об отречении Константина и назначил Николая наследником, но не обнародовал его. Известие о смерти Александра было получено в Петербурге 27 ноября. Николай не нашел возможным воспользоваться неопубли­кованным манифестом; он присягнул сам и привел войска к присяге императору Константину, о чем и послал по­следнему донесение в Варшаву; Константин дважды под­твердил свое отречение, и в этих переговорах прошло около двух недель.
Офицеры-заговорщики решили использовать создав­шееся положение для агитации среди солдат против во­царения, Николая. Присяга Николаю была назначена на (4 декабря; большинство петербургского гарнизона при­сягнуло безропотно, но некоторые части отказались от присяги и вышли с оружием на Сенатскую площадь. Заговорщики имели в виду принудить Сенат опубликовать манифест к народу об «уничтожении бывшего правления» и о введении ряда важнейших реформ, как: отмена крепостного права, «уравнение прав всех сословий», сво­бода печати («свободное тиснение и потому уничтожение цензуры»), «свободное отправление богослужения всем ве­рам», гласный суд с участием присяжных, учреждение выборных «волостных, уездных, губернских и областных правлений», уничтожение военных поселений, сокращение срока военной службы, и, наконец, созыв Великого собора (т. е. учредительного собрания) для решения вопроса о форме правления. «Диктатором» революционных сил был избран князь Трубецкой, но он потерял веру в успех восстания и 14 декабря не явился на Сенатскую площадь, чем сразу внес растерянность и замешательство в ряды восставших. Николай, со своей стороны, долго не решался приступить к военным действиям против мятежников; со­брав присягнувшие ему войска, он посылал к восставшим с увещаниями покориться одного за другим - петербур­гского военного генерал-губернатора Милорадовича (од­ного из героев 1812 года), митрополита Серафима, вели­кого князя Михаила Павловича; все увещания остались безуспешными, а генерал Милорадович был убит выстре­лом одного из заговорщиков; тогда Николай послал в атаку конную гвардию, но атака была отбита; наконец, Николай приказал выдвинуть пушки и открыть огонь картечью, и восставшие быстро рассеялись, понеся большие потери. Члены Южного общества (в Киевской губернии) подняли на восстание Черниговский пехотный полк, но оно было скоро подавлено (в начале января 1826 г.).
В течение б месяцев производилось следствие о «де­кабристах», в котором Николай сам принимал ближайшее участие.
Суду было передано 120 человек - большинство гвар­дейских офицеров; из них было приговорено к смертной казни 36 человек, но царь утвердил смертный приговор только в отношении пяти главных заговорщиков: Пестель, Рылеев, Каховский, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин; осталь­ные офицеры, участники мятежа, были сосланы в Сибирь, в каторжные работы или на поселение, солдаты отправ­лены в действующую Кавказскую армию.


2.Место и роль декабристов в истории России.


В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было пред­ставлено почти исключительно дворянами.
Декабристы не только выдвинули лозунги борьбы с самодержа­вием и крепостным строем, но впервые в истории рево­люционного движения в России организовали открытое выступление во имя этих требований.
Таким образом, восстание декабристов имело большое значение в истории революционного движения в России. Это было первое открытое выступление против самодер­жавия с оружием в руках. До этого времени в России происходили лишь стихийные крестьянские волнения.
Между стихийными крестьянскими восстаниями Рази­на и Пугачева и выступлением декабристов легла целая полоса мировой истории: ее новый этап был открыт побе­дой революции во Франции конца XVIII в., вопрос ликвидации феодально-абсолютистского строя и утверждения нового - капиталистического - встал во весь рост перед Европой. Декабристы принадлежат к этому новому вре­мени, и в этом существенная сторона их исторического значения. Их восстание было политически сознательным, ставило себе задачу ликвидации феодально-абсолютистского строя, было освещено передовыми идеями эпохи. В первые в истории России мы можем говорить о революционной программе, о сознательной революционной тактике, анализировать конституционные проекты.
Лозунги борьбы против крепостного права и самодер­жавия, выдвинутые декабристами, не были лозунгами слу­чайного и преходящего значения: они имели большой ис­торический смысл и остались на долгие годы действен­ными и актуальными в революционном движении.
Своим горьким опытом декабристы показали следую­щим поколениям, что протест ничтожной горсточки рево­люционеров бессилен без поддержки народа. Неудачей своего движения, всем своим, по словам Пушкина, «скорб­ным трудом» декабристы как бы завещали последующим революционерам строить свои планы в расчете на актив­ное участие народных масс. Тема народа как главной си­лы революционной борьбы прочно вошла с тех пор в со­знание деятелей революционного движения. «Декабри­стам на Исаакиевской площади не хватало народа»,- сказал преемник декабристов Герцен,- и эта мысль уже была результатом усвоения опыта декабристов.
Это точка зрения советской исторической школы.
Вместе с тем имеет место и другие подходы и оценки.
Неглубокое усвоение революционных учений Запада и попытка применить их в России, по мнению Соловьева, составляли основное содержание движения декабристов. Таким образом, вся революционная традиция конца
18 и первой четверти 19 века преподносилась как привнесенное явление, чуждое органическому развитию России. Устраняя из обще­ственной мысли ее революционное ядро, Соловьев пытался предста­вить историю как борьбу двух начал - русофильско-патриотического и западническо-космополитического.
Специальных работ, посвященных декабристам, Соловьев не оста­вил. Но целый ряд высказываний достаточно определенно харак­теризует его взгляды. Декабристская идеология представлялась ему отголоском революционного брожения на Западе, с одной стороны, и реакцией на просчеты правительственной политики - с другой (антинациональный Тильзитский мир, безучастное отношение к судь­бам восставших греков, издержки александровской системы союзов). Впрочем, указывая на объективно-исторические корни декабристского восстания, Соловьев был далек от его оправдания. Сами идеалы и цели движения казались ему мертворожденным плодом кабинетных заня­тий. "Мыслящим русским людям, - писал он в "Записках", - Россия представлялась tabula rasa*, на которой можно было начертать все, что угодно, начертать обдуманное или даже еще не обдуманное в кабинете, в кружке, после обеда или ужина». Деятелей декабризма он обвинял в наклонности к опасному политическому авантюризму. Эта оценка прилагалась к обещанию П. И. Пестеля восстановить независимую Польшу в границах 1772 года, данному в переговорах с поляками. Он допускал даже, что столь безрассудно широкий жест мог озадачить трезвых и расчетливых политиков - поляков. Незре­лость декабристской мысли, по его словам, выразилась и в том, что "Бестужев, например, предлагал введение в России и Польше амери­канской формы правления".
Но в то же время его убеждениям претило и официальное ошельмование декабристского движения в годы николаевской реакции. В из­вращении уроков декабристского выступления Соловьев видел еще одно подтверждение оторванности правящего слоя от народа. Досад­нее всего было то, что этот порок во всей своей неприглядной сущности проявлялся именно тогда, когда, по его представлениям, от правитель­ства требовалась особенная чуткость к общественному мнению. Воз­мужавшее в XIX веке гражданское общество требовало от государственной власти более гибкого и деликатного обращения. В этом убежде­нии Соловьев не был одинок. О том же толковали и другие историки буржуазно-либерального направления, добиваясь от правительства благосклонности к новым самодеятельным общественным формирова­ниям (в лице так называемых "частных союзов" в концепции Соловье­ва и В. О. Ключевского, бессословной интеллигенции - в концепции А. А. Корнилова, "мыслящего общества" - А. А. Кизсветтера). Зани­маясь с великими князьями, Сергей Михайлович старался, чтобы те затвердили правило: "Надобно поддерживать коллегиальные учреж­дения, выборное начало, не стеснять, но в то же время зорко следить, чтобы союзы неокрепшие не позволили себе неряшества и злоупотреб­лений".
Именно сопоставление точек зрения позволяют видеть всю картину событий и извлекать уроки.

Заключение.


В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые и новые люди выходят на историческую арену, меняется быт, уклад, общественное миро­воззрение, но остается память о тех событиях, без которых нет подлинной истории, без которых немыслимо национальное само­сознание Декабрь 1825 года-явление такого порядка, «Сенат­ская площадь» и «Черниговский полк» давно стали историке куль­турными символами. Первое сознательное выступление за свободу - первое трагическое пора­жение
Свои записки С.П. Трубецкой завершает следующими мыслями:
«Отчет напечатанный правительством по окончании следствия, произведенного составленным на то Тайным комитетом представил тогдашнее действие общества как какое то безрассудное злоумышление людей пороч­ных и развратных сумасбродно желавших только произ­вести в Отечестве смуты и не имевших никакой благородной цели кроме ниспровержения существовавших властей и водворения в Отечестве безначалия.
К несчастью общественное устройство России еще и до сих пор таково, что военная сила одна, без содействия народа, может не только располагать престолом, но и изменить образ правления Достаточно заговора нескольких полковых командиров чтоб возобновить явления, подобные тем которые возвели на престол большую часть царствовавших в прошлом веке особ Благодаря промыслу, ныне просвещение распространило понятие, что подобные дворцовые перевороты не ведут ни к чему доброму Что лицо, сосредоточившее в себе в часть, не сильно устроить благоденствие народа в теперешнем его быту, но что только усовершенствованный образ госу­дарственного устройства может со временем покарать злоупотребления и притеснения, неразлучные с самодержавием, лицо им облеченное, какой бы оно ни горело любовью к Отечеству не в состоянии поселить этого чувства в людях, которым оно по необходимости должно уделять часть своей власти Нынешнее государственное устройство не может всегда существовать и горе если оно изменится через восстание народное Обстоятельства сопровождавшие восшествие на престол ныне царствующего государя, были самые благоприятные для введения нового порядка в государственном устройстве и безопасного участия народного но высшие государственного сановники или не постигли того или не желали его введения Сопротивление,которое можно было ожидать по духу, овладевшему гвардейским войском должно было ожидать, не имея благо дательного направления должно было разрешиться беспорядочным бунтом Тайное общество взяло на себя обратить его к лучшей цели»

Список литературы


1. Мемуары декабристов.- М.: Правда, 1988.- 576 с.
2. М. В. Нечкина. Декабристы.- М.: Наука, 1982.- 182 с.
3. С. Г. Пушкарев Обзор русской истории.- Ставрополь, 1993.- 415 с.
4. С. М. Соловьев Общедоступные чтения о русской истории.- М. :Республика, 1992.- 350 с.
5. Хрестоматия по истории России (19 век)/ Под ред. П.П. Епифанова, и др.- М.: Просвещение, 1993 – 287 с.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...