Тема свободы и ее философское звучание в произведениях русской поэзии XIX в. Тема свободы в русской литературе Тема свободы в лирике русских поэтов

Свобода человека, защита его духовной автономии является одной самых актуальных тем в русской литературе. Она получила широкое отражение как в поэзии, так и в прозе. Особенно остро она прозвучала в романтической лирике начала XIX века.

Свобода может рассматриваться в двух планах: общественном и философском. Наиболее глубоким и трудным является второй план.

Тема свободы получает философское отражение в стихотворении «Анчар». Перед нами развертывается философский символический пейзаж – гордая пустыня и древнее, ядовитое дерево Анчар. Оно смертельно опасно, живые существа обходят его стороной, в нем таится часть вечной стихии. Но в мире людей царит несвобода, рабство, принуждение, власть сильных над слабыми. В этом корень зла. Рабство убивает человека в моральном и физическом плане. Таким образом, анчар становится символом несвободы, господства насилия и рабства.

Несколько иначе тема свободы рассматривается А. С. Пушкиным в стихотворении «К морю». Лирический герой здесь обращается к свободной стихии, вверяет ей свои заветные думы. Душа творца и состояние моря напоминают друг друга в стихийности, непрерывном движении, поиске, свободе. Первая часть стихотворения представляет собой романтическое описание бушующего моря, во второй части поэт обращается к морю, возникает тема личности и судьбы, свободы и предопределенности, тема Наполеона.

Именно в жизни французского императора слились эти составляющие. Наполеон был свободен в своих действиях и решениях. Именно поэтому ему удалось добиться всемирной славы. При этом характер Наполеона напоминает лирическому герою «неукротимость, могущество, глубину» моря. В итоге, лирический герой подводит читателей к чувству неприятия условий, при которых подавляется личность человека: «Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран».

Пушкин ратовал за свободу и в стихотворениях, посвященных поэту и поэзии: «Поэт», «Поэт и толпа». Именно свобода творческого самоопределения является одним из главных критериев творчества.

Свобода – идеал устремлений и для М. Ю. Лермонтова. Недаром в стихотворении «Выхожу один я на дорогу» он утверждает: «Я ищу свободы и покоя». Общественная атмосфера тех лет подавляла духовную свободу человека. Поэтому свой идеал М. Ю.Лермонтов находил в стихии природы, вдали от светской суеты и лжи. Об этом свидетельствует поэма «Мцыри». Три дня, проведенные героем на воле, приравниваются к целой жизни: ощущение остроты бытия, счастья пронизывает всю поэму. Только свободный человек, по мысли поэта, может считаться счастливым. Даже бой с могучим барсом он воспринимает как часть свободного существования.

Именно поэтому вся композиция поэмы построена на антитезе: монастырь и свободная стихия природы. Умирая, Мцыри сожалеет о тусклой жизни старого монаха и просит похоронить его на стороне, обращенной к его родине, к природе. Судьба и свобода здесь нерасторжимы.

Мотивы жажды свободы присутствуют и в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Жалобы Турка»(1829). Поэт написал это стихотворение, когда ему было всего 15 лет, но оно отличается редкой глубиной познания жизни. Здесь звучит страстная боль, горечь человека, который наблюдает страшную картину рабства, и, вместе с тем, страстный протест, негодование против этой несвободы. М. Ю.Лермонтов всегда призывал, прежде всего, к духовной свободе, возможности активного самостоятельного действия.

Таким образом, в теме свободы выделяются два взаимосвязанных плана: личностный, духовный и план, связанный с существованием человека в обществе, зависимость его поступков от общественного мнения. Ощущение внутренней свободы позволяет творить, изливать сердце. Главное, к чему призывали поэты – сохранить и ценить это величайшее благо, которое позволяет ощутить вкус жизни.

Тема свободы занимает в лирике А. С. Пуш-кина особое место. Свободолюбивые мотивы были сильны в лирике Пушкина и до 1820 го-да, и в равной мере они свойственны зрелому периоду его творчества. Ведь недаром Пуш-кин, подводя итоги своему пути, утверждал в «Памятнике» как главнейшую свою заслугу то, что в свой «жестокий век» восславил он свободу. Однако в романтический период те-ма свободы в поэзии Пушкина была ведущей. Мотивы свободы не просто часто встречают-ся в романтической лирике, но и пронизыва-ют ее насквозь, придавая ей весьма своеоб-разный, неповторимый облик.

Любимые герои пушкинской лирики роман-тической поры всегда причастны к свободе и жаждут ее. Таковы Карагеоргий из стихо-творения 1820 года «Дочери Карагеоргия» («гроза луны, свободы воин»), Брут в стихо-творении «Кинжал» («...но Брут восстал воль-нолюбивый»), Чаадаев из пушкинского посла-ния к нему («...вольнолюбивые надежды ожи-вим»), генерал Пущин из стихотворения, ему адресованного («И скоро, скоро смолкнет брань средь рабского народа, ты молоток возьмешь во длань и воззовешь: свобода!»), и так далее.

Самого себя в стихах романтического пери-ода Пушкин называет «свободы друг миролю-бивый» («Алексееву»). Он дорожит свободным характером своей лиры и дает ей имя «воль-ного гласа цевницы» («Из письма к Гнедичу»). В стихотворении «Дельвигу» он провозглаша-ет: «Одна свобода мой кумир». Понятие сво-боды относится Пушкиным к разряду высших человеческих ценностей. В стихотворении 1823 года «Л. Пушкину» он восклицает: «Те-перь ты юноша — и полною душой цветешь для радостей, для света, для свободы. Какое поприще открыто пред тобой...»

Мотивы свободы в южной лирике Пушкина являются не только тематически ведущими, но и конструктивными в стилистическом пла-не. В значительной мере они определяют особенную образность пушкинских стихов этого времени. В мире природы в ту пору Пушкина привлекают преимущественно мо-ре, океан, грозы, всякого рода стихии. Пото-му и привлекают, что, попадая в поэтический контекст, они естественно ассоциируются со свободой. В стихотворениях Пушкина гро-за — «символ свободы» («Кто, волны, вас ос-тановил...»), океан — свободный («Приветст-вую тебя, свободный океан...»), море — «сво-бодная стихия».

Образом свободной стихии открывается последнее романтическое стихотворение Пушкина «К морю» (1824). Показательно, что это итоговое и программное (по определе-нию М. Цветаевой, «наиромантичнейшее») стихотворение Пушкина посвящено теме свободы. Как сюжетная завязка, как ввод в самое главное звучат начальные слова сти-хотворения:

Прощай, свободная стихия!

В последний раз передо мной

Ты катишь волны голубые

И блещешь гордою красой...

С этим исходным образом воплощенной свободы (море свободное и оно же — стихия:

свободное и стихия — как бы вдвойне свобо-да) в стихотворении все связано: и слова, и мысли, и поэтические воспоминания. В тес-ной связи с ним возникают в стихотворении и образы Наполеона и Байрона. Соотнесен-ность этих образов и этих имен с образом мо-ря не является лишь внешней (оба они погиб-ли вблизи моря). Хотя и по-разному, оба они соотносятся в сознании Пушкина с понятием свободы. В стихотворении «Недвижный страж дремал...» Пушкин именно в таком свете ха-рактеризовал Наполеона: «Мятежной вольно-сти наследник и убийца». Байрон соотносится с понятием свободы по-иному и особенно тесно и непосредственно. Для Пушкина, авто-ра элегии «К морю», Байрон прежде всего пе-вец свободы и человек, погибший за свободу:

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец,

Шуми, взволнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Твой образ был на нем означен,

Он духом создан был твоим:

Как ты, могущ, глубок и мрачен,

Как ты, ничем не укротим...

Однако Пушкин южного периода не только воспевает свободу, но и сомневается в ней, му-чается теми проблемами, которые свобода ставит перед человеком, перед людьми и наро-дами. В трактовке темы свободы у Пушкина-романтика нет однозначности и одномерности. В известном смысле можно сказать, что в по-становке и решении этой темы в целом он вы-ступает не только как романтик: он выходит за пределы узко романтического сознания.

Постановка Пушкиным темы свободы, если брать ее всесторонне и в полном объеме, но-сит остропроблемный характер. В освещении этой темы у Пушкина все далеко не так просто, как может показаться на первый, не очень вни-мательный взгляд, и тем более не все решено до конца. В стихотворении «Демон» Пушкин причислял чувство свободы к «возвышенным» чувствам. Таким именно оно и было для него всегда. Вместе с тем слово «свобода», вызы-вая у Пушкина сильный порыв и высокий энту-зиазм, не менее того вызывало его и на труд-ные размышления. Свобода для него была и возвышенным идеалом, и трагической в сво-ей глубокой основе проблемой.

Проблемность темы свободы, ее внутрен-няя трагедийность связаны были для Пушки-на больше всего с постепенно укреплявшим-ся в нем сознанием неспособности людей и народов современного ему мира не только бороться за свободу, но и принять ее. По сути именно этой теме внутренней несвободы че-ловека в большой мере посвящена поэма Пушкина «Цыганы». Можно также вспомнить, что в послании «В. Л. Давыдову» (1821), вы-держанном в основном в легком и шутливом тоне, коснувшись поражения революции в Неаполе, Пушкин говорит уже без тени шутки, с глубокой горечью:

Народы тишины хотят,

И долго их ярем не треснет...

Горькие пушкинские мысли о свободе, про-звучавшие в этом стихотворении, имели вполне конкретное обоснование — события в Неаполе. Однако очень скоро подобные мысли станут для Пушкина не случайными, связанными с тем или иным конкретным слу-чаем, а постоянными. Они сделаются родом убеждений, не обязательно прикрепленных к тому или иному историческому примеру. Так, в стихотворении 1822 года «В. Ф. Раев-скому» та же по существу мысль о свободе и несвободе людей, которая звучала также в послании «В. Л. Давыдову», получает уже явно обобщенное толкование.

Я говорил пред хладною толпой

Языком истины свободной,

Но для толпы ничтожной и глухой

Смешон глас сердца благородный.

Везде ярем, секира иль венец,

Везде злодей иль малодушный...

Это уже поэтические мысли, а не только по-этические чувства и наблюдения, это поэтичес-ки выраженные выводы опыта: социально-исто-рического, биографического и не менее того — внутреннего, духовного. Трактовка Пушкиным темы свободы в ее трагическом повороте не ог-раничивается одним или двумя стихотворения-ми. Она намечает особую и достаточно устойчи-вую линию в пушкинской лирике, она находит в стихах все новое развитие.

Эта тема с особенной силой звучит в стихо-творении 1823 года «Свободы сеятель пустын-ный...». Об этом стихотворении сам автор пи-сал так: «...написал на днях подражание басне умеренного демократа Иисуса Христа (Изыди, сеятель, сеяти семена свои)...» Признание Пушкина означает более всего то, что стихо-творение его написано в стиле евангельской притчи, в той же серьезной и возвышенной то-нальности. Однако же мысли в нем звучат не евангельские, а характерно пушкинские:

Паситесь, мирные народы!

Вас не разбудит чести клич.

К чему стадам дары свободы?

Их должно резать или стричь.

Наследство их из рода в роды

Ярмо с гремушками да бич.

Быть может, никогда прежде поэтический го-лос Пушкина не звучал так гневно и так печаль-но. Однако было бы неверно видеть в мыслях Пушкина и в его словах сколь-нибудь катего-рические выводы. В финале стихотворения не авторские решения, а мучительные вопросы. Стихотворение Пушкина о сеятеле — это не сатира, а высокая драма. И в мучительных со-мнениях своих Пушкин продолжает любить свободу и мечтать о ней не менее горячо, чем прежде. Свободолюбивые стихи он пишет па-раллельно трагическим стихам о свободе. Но это как раз и характеризует объемность пушкинского сознания, это и обусловливает проблематику пушкинского творчества и ост-рый драматизм в решении темы.

У Пушкина разные подходы к теме существу-ют не столько сами по себе, сколько в своем противоречивом единстве и цельности. Чтобы понять истинный смысл таких стихотворений Пушкина, как «Свободы сеятель пустынный...», нужно не забывать обо всех его свободолюби-вых стихах. Только в контексте всей пушкин-ской лирики о свободе становятся вполне про-ясненными в своей трагической и высокой мысли начальные слова «Сеятеля»:

Свободы сеятель пустынный,

Я вышел рано, до звезды;

Рукою чистой и безвинной

В порабощенные бразды

Бросал живительное семя —

Но потерял я только время,

«Вольность» (1817), «К Чаадаеву» (1818), «Деревня» (1819), «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «К морю» (1824), «Анчар» (1828), «(Из Пиндемонти)» (1836).

Тема свободы - одна из самых ярких, задушевных тем пуш­кинской лирики. По словам критика-философа XX столетия Г.П. Федотова, «свобода принадлежит к основным стихиям пуш­кинского творчества и, конечно, его духовного существа. Без свободы немыслим Пушкин, и значение ее далеко выходит за пределы политических настроений поэта». Свобода от жестокой тиранической власти, от пошлой самоуверенной толпы, от ме­лочности, жадности, страха, зависти, таящихся в темных уголках души, свобода в высшем философском значении занимает мыс­ли Пушкина-поэта. Она принимает разные лики в различные пе­риоды его творчества, но одно остается неизменным: поэт никог­да не перестает ощущать высочайшей нравственной ценности свободы. Без нее невозможна жизнь, невозможно истинное твор­чество.

Мотив свободы впервые возникает в лицейском стихотворе­нии «Лицинию» (1815). Здесь юный Пушкин, анализируя древне­римскую историю, увидел в свободе гарантию прогресса общест­ва, а в «рабстве» - источник гибели цивилизации.

Петербургский период 1817-1820 годов - время наиболее тесного общения Пушкина с вольнодумцами, деятелями предде-кабристских обществ. Их взгляды, в частности конституционно-монархические идеалы, несомненно, отразились в концепции свободы молодого Пушкина.

Ода «Вольность» (1817) произвела сильное впечатление на современников и стала этапной в эволюции Пушкина. Удиви­тельно, что арзамасец Пушкин пишет оду - жанр, отвергаемый карамзинистами и принятый в «Беседе...». Дело даже не в само­стоятельности Пушкина в отношении к литературным группи­ровкам той поры, а скорее в традиции: ода «Вольность» уже бы­ла в русской литературе и принадлежала А.Н. Радищеву (она вхо­дит в «Путешествие из Петербурга в Москву»). Так же называя свое произведение, Пушкин хотел подчеркнуть преемственность и указать на существенные отличия своей политической концеп­ции. Радищев, как известно, оправдывал бунт народа против ти­рана. Позиция Пушкина не столь радикальна. В основе этой концепции - идеи умеренного либерализма. Между прочим, идея конституционной монархии уже носилась в воздухе. В сле­дующем, 1818 году, об этом скажет сам Александр I.



В начале знаменитой оды Пушкина - отказ от прошлого по­этического пути, от любовной темы: поэт прогоняет от себя «Цитеры слабую царицу», то есть богиню любви и красоты Афроди­ту, культ которой господствовал на греческом острове Цитера, или Кифера. На место этого прелестного образа поэт призывает «грозу царей» - гордую певицу Свободы. Обратим внимание, что слова Вольность, Судьба, Власть и др. написаны с заглавной буквы - это основы политической жизни, важнейшие понятия, при помощи которых формируется концепция свободы. Прочь «венок», «изнеженную лиру» - атрибуты поэзии любви и на­слаждений; суровая и кровавая действительность требует иных образов и интонаций:

Хочу воспеть Свободу миру,

На тронах поразить порок.

Мир, разделенный на «тиранов» и «рабов», - мир неправед­ный, в нем поругана свобода. К «рабам» обращается молодой по­эт, призывая их «восстать», то есть встать, исполниться достоин­ства. Главное условие свободы в обществе, утверждает Пушкин в этом стихотворении, - соблюдение законов и царем, и народом:

Лишь там над царскою главой Народов не легло страданье, Где крепко с вольностью святой Законов мощных сочетанье.

Для доказательства этой мысли Пушкин приводит два аргу­мента из французской и русской истории. Казнь Людовика XVI 21 января 1793 года во время Великой французской революции была, считает Пушкин, актом нарушения закона народом. Исто­рия отомстила французам - настала диктатура, к власти пришел «самовластительный злодей» Наполеон. Отношение Пушкина к Наполеону будет меняться. Через 7 лет, в стихотворении «К мо­рю», о Наполеоне, уже умершем, Пушкин напишет совсем ина­че. Но пока он не жалеет гневных и резких оценок, что понятно после недавних событий 1812 года: «упрек ты Богу на земле».

Второй эпизод - русский: в ночь с 11 на 12 марта 1801 года в Петербурге, в Михайловском замке, был убит Павел I. Это убий­ство злодейское, коварное, совершенное царскими приближенны­ми (ходили упорные слухи, что сын царя, будущий император Александр I, знал о готовящемся убийстве и не остановил его). Цареубийство не оправдывается Пушкиным, но фактом является и то, что тиран - «увенчанный злодей» - сам нарушал закон и был наказан за это.

В оде присутствует образ самого поэта («певца»), тревожно размышляющего над кровавым событием:

Когда на мрачную Неву

Звезда полуночи сверкает

И беззаботную главу

Спокойный сон отягощает,

Глядит задумчивый певец

На грозно спящий средь тумана

Пустынный памятник тирана,

Забвенью брошенный дворец...

Наказом современным самодержавным правителям заканчи­вается стихотворение: цари должны соблюдать законы, и тогда крепость их правления будет обеспечена свободой народов:

И станут вечной стражей трона Народов вольность и покой.

Это стихотворение Пушкина не могло быть напечатано и хо­дило в списках, как и другое - «К Чаадаеву» (1818). Как уже го­ворилось, П.Я. Чаадаев оказал сильное влияние на формирова­ние либеральных политических воззрений Пушкина. Пушкин высоко ценил ум и волю своего старшего друга, считал его недо­оцененным на родине. Позднее он напишет о Чаадаеве:

Он в Риме был бы Брут,

в Афинах Периклес,

А здесь он - офицер гусарской. -

связав имя друга с фигурами видных тираноборцев, законодате­лей античности, горько сетуя на нереализованность высоких да­рований Чаадаева-мыслителя «в оковах службы царской».

Послание «К Чаадаеву» замечательно неразрывным единст­вом личного и общественного. Борьба за свободу отчизны ощу­щается как «желанье» молодого сердца. Этот лирический шедевр Пушкина - о прозрении; именно изображение эволюции юной души определяет композицию стихотворения. В его строфах по­следовательно развиваются мотивы освобождения от «обмана» любви, надежды, «тихой» (поэтической) славы, пробуждения к.настоящей, суровой жизни; поэт размышляет о времени, когда юные граждане услышали «нетерпеливою душой» призыв своей отчизны. Конечно, этот призыв - о помощи. И юный автор при­зывает «друга», «товарища» посвятить «души прекрасные поры­вы» именно отчизне. Благородство этого рыцарского порыва - в стремлении помочь страждущему. Оно столь глубоко проникает в душу поэта, что для него исчезает различие личного и общезна­чимого, внутреннего и внешнего; само «общее» - гражданский идеал - начинает осознаваться как глубочайшее интимное чув­ство:

Мы ждем с томленьем упованья Минуты вольности святой, Как ждет любовник молодой Минуты верного свиданья.

Любовь и свободолюбивый порыв - одинаково всеохватные чув­ства лирического героя. Мудрость этого движения сердца - в ос­тром знании того, что молодость является гарантией от бесчес­тья. Отсюда эти временные ограничения: «пока свободою го­рим», «пока сердца для чести живы». Именно в «порывах» про­является эта молодая, нетерпеливая, прекрасная душа. Свобода здесь называется необычно - «звезда пленительного счастья». Пленительными обычно назывались в русской поэзии того вре­мени любовные чувства, красота, тихие личные переживания. А здесь эта метафора - выражение счастья жизни без «самовла­стья», понимаемого как неограниченное самодержавие. «Юные забавы» исчезли, «как сон», и Россия «вспрянет ото сна». Усло­вие пробуждения страны - пробуждение ее юных граждан. От «ти­хой» славы к славе героической - таков путь взросления, благо­родства, прозрения:

Товарищ, верь: взойдет она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Еще одно вольнолюбивое стихотворение Пушкина этой по­ры - «Деревня». Посещение Михайловского, псковского имения матери, летом 1819 года позволило молодому поэту-гуманисту испытать подлинное счастье творчества и заставило ужаснуться жестокостью крепостного права. Стихотворение несет в себе этот контраст: противительный союз «но» («Но мысль ужасная здесь душу омрачает...») отделяет первую, идиллическую часть стихо­творения от части второй - обличительной. На первый взгляд деревня - «приют спокойствия, трудов и вдохновенья». Уют - необходимое человеку условие покоя, и молодой поэт, прибыв­ший из столицы, ощутил деревню как близкий сердцу «уголок». Радуясь этому чувству, любя это место, Пушкин обращается к Михайловскому, как к другу: «приветствую тебя», «я твой». Не для забав, лени, не для хозяйственных хлопот явился в дерев­ню обаятельный герой стихотворения, а для освобождения от су­еты, заблуждений, для творческого труда.

Спокойствие души Пушкин считал необходимым условием вдохновения. И поэт обрел его в сельском уединении. Описание сада, луга, двух озер Михайловского, полей, пастбищ, овинов (сараев для сушки хлеба), мельниц выдержано в идиллической манере - везде «следы довольства и труда». Это подлинное сча­стье, и потому поэт не замечает, как идут дни («льется дней мо­их невидимый поток // На лоне счастья и забвенья»). Этим де­ревня резко противостоит «порочному двору» с «цирцеями» (то есть волшебницами, чаровницами), городу, где господствуют «за­блужденья». Вот это прояснение сознания под влиянием «мирно­го шума дубров», «тишины полей» особенно радостно творцу, поэту, мыслителю.

Освободившись от «суетных оков» ненастоящей жизни, ге­рой единственное блаженство находит в истине, свободною ду­шой боготворит «закон» (вспомним идею оды «Вольность»). Он закрыт для ропота «непросвещенной» толпы и слышит при­зыв застенчивой мольбы о помощи; здесь умерла зависть к судь­бе «злодея иль глупца».

Как ни удивительно, здесь, вдали от города с его культурной жизнью, в деревне, в уединении становятся яснее мысли фило­софов и писателей («оракулами», то есть предсказателями назы­вает их Пушкин). Чтение, однако, вовсе не пассивный процесс у нашего героя: исчезает «сон лени», рождается «жар» к трудам. С трудами, чтением и размышлениями удивительным образом соседствует «праздность вольная» - она даже названа «подругой размышленья». Заветная пушкинская тема свободы претворилась здесь еще одной гранью: свободу, «праздность вольную», оказы­вается, можно обрести вдали от света, рядом с природой, в по­кое уединения.

Но перед нами не только мыслитель, перед нами подлинный носитель и творец нравственных ценностей: он не может не за­мечать несчастья других. Гуманную душу поэта «омрачает» ужас­ная мысль о несчастьях человечества. Барщина, поругание лич­ности, разврат - эти пороки крепостничества яростно заклейме­ны Пушкиным в его неподцензурном стихотворении. «Рабство» должно быть уничтожено царем - в этом Пушкин убежден; кре­стьянский бунт не признавался им как средство решения кровоточащей русской проблемы.

Эти три стихотворения 1817-1819 годов составили важней­шую часть вольнолюбивой лирики Пушкина, оказали мощное влияние на декабристов, использовались ими как агитационные стихи. Перед нами лирика, где отвлеченные понятия «граждан­ских» стихотворений классицизма с их рационализмом и просве­тительством органически слились с порывами «души» - это и обеспечило им славу, любовь современников и потомков.

Новый этап в осмыслении Пушкиным свободы - период южной ссылки. 1823 год в жизни Пушкина - кризисный: лич­ное, философское, политическое разочарование пришлось пере­жить ссыльному поэту. В это время Пушкин оказался под впе­чатлением неудач европейских революций от Испании до Дуная. Пессимистические мысли о судьбе политической свободы отра­зились в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» (1823). Эпиграфом к нему взяты строки из Евангелия от Матфея (13:3) - «Изыде сеятель сеяти семена своя». Принес ли плоды этот труд? Пушкинский герой - «сеятель» ощущает трагическую ненуж­ность своих усилий: бессмысленно бросать «живительное семя» «в порабощенные бразды», результат усилий - лишь разочарова­ние:

Потерял я только время, Благие мысли и труды...

Горький опыт, жизненные тяготы в борьбе за свободу ведут к тому, что народы в конце концов меняют свободу на матери­альную стабильность. «Стадам» уподобляет поэт-романтик наро­ды, предсказывая единственно возможное для них будущее:

Паситесь, мирные народы! Вас не разбудит чести клич. К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды - Ярмо с гремушками да бич.

В следующем, 1824 году, Пушкин пишет стихотворение «К морю»: поэт, лишенный свободы, обращается в нем к «сво­бодной стихии». По жанру стихотворение представляет собой элегическое послание к морю. Обычно послания пишутся к дру­гу, но море и есть для Пушкина друг («как друга ропот зауныв­ный»). К морю поэт обращается на «ты», он любил его «отзывы», слышал его «призывный шум» - словно бы не только обраще­ния поэта к морю, но также и ответ моря, слышится в стихотво­рении.

Автор любит море, ведь оно для него - воплощение свобо­ды, «свободная стихия». Море захочет - и сохранит маленькую лодку со «смиренным парусом», захочет - и утопит «стаю кораб­лей». Море своенравно и порывисто. Кроме того, море, по за­мыслу Пушкина, должно было стать для него, так сказать, сред­ством освобождения - он хотел бежать из Одессы за границу мо­рем (об этом строки «заветным умыслом томим»).

Образ моря в этом послании поистине прекрасен: всегда сво­бодное, в блеске «гордой красы», таящее опасную «бездну», иг­рающее своими силами... С морем оказываются связанными имена двух знаменитых людей эпохи - Наполеона, умершего в 1821 году на острове Святой Елены посреди моря, и Байрона, в 1824 году погибшего за свободу Греции, на берегу моря.

Удивительно остра и талантлива характеристика Байрона: на нем отпечатался образ моря, поэт создан «духом» моря:

Как ты, могущ, глубок и мрачен, Как ты, ничем неукротим.

После смерти этих двух героев «мир опустел» для автора по­слания. Собственно, уже и плыть некуда... Судьба же земли оди­накова повсюду:

Где капля блага, там на страже Уж просвещенье иль тиран.

Характерно, что благо измеряется «каплями» (и этим оно как бы связано с морем), а неволя отождествляется с «землей». Ро­мантическая трактовка просвещения сближает его с политичес­кой неволей (существованием «тирана»). Автор стихотворения «К морю», пишет А.А. Смирнов, «враждебен всему бытовому, за­мкнутому, камерной повседневности, он стремится охватить бес­конечность дали, расширить свое видение до вселенских масшта­бов, возвыситься и восторжествовать над бездной мироздания, олицетворенной в образе океана». Все, посягающее на свободу личности, - будь то «просвещенье» иль «тиран» - оценивается отрицательно, даже просвещение как искажающее первоначаль­ную, естественную свободу человека.

Стихотворение это - о свободе не столько стихии, сколько человека. Мощью своего творческого порыва, своей фантазии человек может «перенести» образ моря, его шум «в леса, в пус­тыни молчаливы». Благодарная человеческая память - вот та форма, в которой теперь существует море для поэта свободы и любви.

В 1828 году Пушкин пишет стихотворение «Анчар». Уже пер­вая строфа стихотворения настраивает на ощущение мрачной торжественности. Почти мистический ужас звучит в этих строках:

В пустыне чахлой и скупой,

На почве, зноем раскаленной,

Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной.

Скрытая аллитерация (повтор согласных в словах «чахлый», «на почве», «анчару, «часовой») здесь воплощает чарующую, пора­бощающую сознание силу зноя и саму власть анчара, как будто его название пропитывает звуковой строй строфы. Так подготав­ливается ведущая тема стихотворения: тема трагической власти зла, жестокости, разрушения и смерти и в природе, и в челове­ческом обществе.

В мифологии разных народов существует множество преда­ний о так называемом «мировом дереве», корни которого уходят в мир мертвых, ствол пронзает мир живых, а крона и вершина пребывают в мире богов. По этому дереву жизни циркулирует божественная энергия, оно создано творцом в начале времен, как изначальная ось мироздания, скрепляющая все сферы бытия. Но мифологический образ мирового дерева предстает у Пушки­на в своей трагической ипостаси. Анчар в пустыне - единствен­ное дерево, он стоит на границе мира, «как грозный часовой», он - «один во всей вселенной» (заметим, как постепенно в пуш­кинском описании растет сила анчара!). Но он - «древо смер­ти»; скрепляя мир, он лишь сеет в нем зло, уничтожает все жи­вое. От этого «древа смерти» бежит прочь все живое: «К нему и птица не летит, // И тигр нейдет...» Гипербола в изображении анчара («один во всей вселенной») создает величественное ощу­щение гордого, замкнутого в себе одиночества, презрения к ок­ружающему. Это ощущение и делает возможным символическое уподобление анчара тиранической власти.

И вот это дерево смерти оказалось включенным в человече­ские отношения. Одному «человеку» потребовалась жизнь друго­го для добычи яда:

Но человека человек

Послал к анчару властным взглядом,

И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Всю антигуманную сущность отношений между людьми в обществе показывает знаменитая пушкинская конструкция с це­зурой: «Но человека человек...» Эта пауза демонстрирует весь ужас ситуации, когда один может послать другого на смерть да­же не силой, а лишь «властным взглядом». И этот другой, тоже «человек», не боролся, не сопротивлялся, не роптал, а, как вода, «послушно в путь потек» и исполнил приказ. Все дело в том, что одни из них - «владыка», «царь» (цензурный вариант - «князь»), а другой - «раб»; утратив свободу, он утратил силу сопротив­ляться злу. «Властный взгляд», «владыка» - все это приметы вла­сти, которая тоже является, как анчар, и порождением природы (на сей раз человеческой), и отрицанием ее. Война - страшное средство, используемое властью в борьбе за свое господство, и «послушливые» царю стрелы, напитанные ядом анчара, понесли смерть дальше, «к соседям в чуждые пределы». Зло несвободы имеет свойство распространяться.

Одно из последних стихотворений Пушкина 1836 года - «(Из Пиндемонти)». Это стихотворение, несмотря на указанный источник (итальянский поэт Пиндемонте, 1753-1828), не явля­ется переводом. Эта отсылка, по мнению пушкинистов, - спо­соб отвлечень внимание цензуры. Стихотворение Пушкина во многом парадоксальное, полемическое. Эта полемика определя­ет двухчастную композицию текста. В первой части поэт после­довательно отвергает несомненные, казалось бы, политические ценности: парламентаризм (право «оспоривать налоги // Или ме­шать царям друг с другом воевать»), свободу печати («...мало го­ря мне, свободно ли печать // Морочит олухов, иль чуткая цен­зура // В журнальных замыслах стесняет балагура»). Гамлетов­ская формула («Все это, видите ль, слова, слова, слова...-») как нельзя лучше показывает иллюзорность, зыбкость тех обезду­шенных и обезбоженных идеалов, которые часто встают за ними. В противовес этим политическим свободам, любым формам по­литического устройства - и монархии («зависеть от царя»), и де­мократии («зависеть от народа») - Пушкин-художник воспевает «иные, лучшие... права». Это волнующая, плодотворная свобода творчества, безотчетное, блаженное существование, подвластное лишь законам поэзии и красоты:

По прихоти своей скитаться здесь и там, Дивясь божественным природы красотам, И пред созданьями искусств и вдохновенья Трепеща радостно в восторгах умиленья. Вот счастье! вот права...

Действительно, такое свободное существование художника неизмеримо счастливее жизни гражданина в так называемом по­литически свободном обществе.

Так развивается политическая лирика Пушкина. Идеал сво­бодолюбия в творчестве поэта эволюционирует от традиционных просветительских представлений о. справедливом общественном устройстве через романтическое неприятие любой формы несво­боды и порабощения к философскому пониманию свободы выс­шей, духовной, которую одну не может отнять у человека никакой тиран. Как важно помнить, что Бог даровал человеку свобо­ду и возложил на него ответственность за выбор между добром и злом; значит, лишаясь свободы, человек лишается возможности различать эти нравственные полюса, утрачивает смысл своего бытия, способность строить отношения с людьми, творческую силу. Потому-то высокий идеал свободы и одухотворяет поэзию Пушкина на протяжении всей его жизни.

Контрольные вопросы и задания

1. Почему тема свободы была так важна для Пушкина?

2. Как общение с декабристами повлияло на политические взгляды Пушкина начала 1820-х годов?

3. Чью традицию продолжает Пушкин в оде «Вольность»? Назовите основные мотивы и идеи пушкинской оды.

4. Каково значение мотивов «молодости», единства личного и общественного в пушкинском послании «К Чаадаеву»?

5. Каким образом тема свободы раскрывается в стихотворе­нии «Деревня», в его первой и второй частях? Какие политичес­кие заявления звучат в этом стихотворении?

6. Как вы понимаете смысл эпиграфа к стихотворению «Сво­боды сеятель пустынный...»? Как характеризуются Пушкиным об­разы сеятеля, народа? С чем связаны пессимистические мотивы в этом стихотворении?

7. Каково отношение лирического героя стихотворения «К мо­рю» к «свободной стихии», почему? Каким предстает образ моря в стихотворении, какие мотивы и идеи связаны с этим образом? Как в стихотворении звучит мотив «естественной» свободы человека?

8. Прочитайте стихотворение «Анчар». Сколько частей в сти­хотворении? С какими идеями связывает Пушкин «древо яда»? Определите значение художественных деталей, эпитетов в описании анчара: зелени, корней и др. Какие природные стихии разно­сят яд анчара? Почему человек тоже стал его распространять? Каково содержательное значение антитезы «раб» - «царь»?

9. Какие новые мотивы появляются в стихотворении «(Из Пиндемонти)»?

Контрольные сочинения

1. Тема свободы в поэзии Пушкина: динамика основных мо­тивов и идей.

В работе важно избежать оценки вольнолюбивой лирики поэта как чего-то раз и навсегда сложившегося и неизменного. Как менялось отноше­ние Пушкина к свободе от лицейского стихотворения «Лицинию», декаб­ристских «Вольности» и «Деревни» к стихам второй половины 1820-х и 1830-х годов, - анализ этого и должен стать основой работы. Что меня­ется в самом лирическом герое поэта, в его представлении об идеале сво­боды, как изменяются поэтические образы и символы, этот идеал выража­ющие?

2. Идея необходимости свободы - политической, творческой, нравственной - в лирике Пушкина.

Пушкинское понимание свободы многогранно. Это и политическое вольномыслие («Лицинию», «Вольность», «Деревня», «Свободы сеятель пус­тынный...»), и творческая свобода поэта от диктата толпы, власти по­шлости, грубого требования «пользы» («Поэт», «Поэту», «Поэт и толпа»), и, наконец, внутренняя, духовная свобода, которая наиболее важна, по­скольку только ее никто не в силах отнять у человека («(Из Пиндемонти)»). Как разные «лики» свободы обрисованы в пушкинском творчестве? Случайно ли образ духовной свободы появляется уже в зрелых стихах по­эта? Ответ на последний вопрос может стать выводом сочинения.

3. Политические декларации в вольнолюбивой лирике Пушкина.

Вольнолюбивая политическая лирика Пушкина: какой идеал она ут­верждает? Это и освобождение народа от жестокого крепостного гнета («Деревня»), и равенство всех сословий перед законом («Вольность»), и про­свещенная монархическая власть, уважающая закон и стремящаяся ко бла­гу Отчизны. Идеал поэта - вольнолюбивая личность героя-гражданина, смелые политические высказывания которого соответствуют всей его жизни («К Чаадаеву»). Почему становится невозможным освобождение че­ловека («Свободы сеятель пустынный...»), что делает человека рабом («Ан­чар») ? Анализ пушкинских поэтических высказываний об этом и будет со­держанием работы.

4. Проблемы отношений власти и народа, власти и человека в вольнолюбивой лирике Пушкина.

Проблема власти осмысливается Пушкиным и в политическом, и в нравственном аспекте. Власть и народ - в чем источник их столкнове­ний? Власть и личность - почему человеческая индивидуальность подавля­ется могуществом владыки? Поиск ответов на этот вопрос и будет со­держанием работы.

5. Значение поэтических метафор и символов в стихотворениях Пушкина о свободе.

Творческое мышление Пушкина - умение найти яркие зримые образы для выражения самых сложных отвлеченных идей. Символы свободы в его лирике - звезда, муза («Свободы гордая певица»), море, корабль, орел, ве­тер, небеса; неволя нередко выражена в образах цепей, решетки, крепости, темницы, земного плена и т. д. Причудливы и неожиданны поэтические иносказания (метафоры) в вольнолюбивой лирике поэта. Найти их в сти­хах, осмыслить их художественное значение для развития пушкинского по­нимания свободы, - все это входит в задачи работы.

Творческие задания

1. Сравните стихотворения «Деревня» и «Анчар». Каково со­держательное значение двухчастной формы произведений? Что общего и различного в идейном смысле двух первых ча­стей стихотворений? Какие общие идеи звучат во вторых частях двух стихотворений?

2. Проанализируйте пейзаж в стихотворении Пушкина «Деревня». Какова роль определений, лексики цветообозначения в описании природы? Связан ли образ природы с идеей свободы?

3. Проанализируйте фонетический строй первых шести строф в стихотворении «К морю». Встречаются ли в них ассонансы, аллитера­ции, другие звуковые повторы? Если да, то каково их содержательное значение?

4. Расширьте список вольнолюбивой лирики Пушкина. Какие мо­тивы и идеи звучат в других стихотворениях на тему свободы?

В мой жестокий век восславил я Свободу...

А. Пушкин

Лирика Пушкина — это всегда исповедь, интимные и сокровенные признания, в которых проявляются его лич-ность, богатство внутреннего мира. С помощью бесценного поэтического наследия Пушкина мы стремимся к позна-нию и очищению души, к постижению глубин собственной личности.

Тема свободы всегда была ведущей в творчестве Пуш-кина, особенно в романтический период, но само понятие «свобода» постоянно расширялось, проходя свой путь раз-вития.

В ранних произведениях свобода для Пушкина — это, прежде всего, политическая независимость, свобода народа, «вольность святая» (стихотворения «Деревня», «К Чаадае-ву», «Лицинию», «Кинжал»):

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы!

Поэт надеется на то, что над его отечеством взойдет «прекрасная Заря!» «Свободы просвещенной». Однако сво-бода страны немыслима без раскрепощения ее граждан, без их внутреннего роста, пробуждения «ото сна», духов-ного взросления, т. е. освобождения Личности. Мотив личной свободы звучит в стихотворениях «Птичка», «Сво-боды сеятель пустынный...», «Деревня». Пушкин может разглядеть множество признаков истинно свободного человека, который становится независимым от чужих мнений («роптанью не внимать толпы непросвещенной»), от ложных кумиров («злодея иль глупца в величии неправом»), несет в мир добро и милосердие («участьем отвечать застенчивой мольбе»). Свободные и независимые люди противопоставляются человеческим «стадам», кото-рым чувство свободы недоступно в силу их ограничен-ности и невежества:

К чему стадам дары свободы? Их должно резать или стричь. Наследство их из рода в роды. Ярмо с гремушками да бич.

Символом и идеалом абсолютной свободы для Пушки-на является море. В стихотворении «К морю» поэтическое изображение водной стихии сочетается с размышлениями о личной судьбе и о судьбах «властителей дум» — Наполе-она и Байрона. И если здесь французский император — «мятежной вольности наследник и убийца», то великий поэт — певец, «оплаканный свободой». Море здесь симво-лизирует не только мощь стихийных сил природы, но и мятежную свободу Личности.

В стихотворении «Из Пиндемонти» Пушкин заявляет, что

Иные, лучшие, мне дороги права; Иная, лучшая, потребна мне свобода...

Здесь он говорит о свободе творческой личности идти «дорогою свободной, куда влечет свободный ум»,

Никому Отчета не давать, себе лишь самому Служить и угождать...

Однако, «угождая» себе, великий поэт никогда не пося-гает на чужую независимость, даже если связан с человеком крепчайшими узами любви: Материал с сайта

Я вас любил: любовь еще, быть может, В душе моей угасла не совсем; Но пусть она вас больше не тревожит; Я не хочу печалить вас ничем...

Вольнолюбивая лирика «таинственного певца» свободы всегда будет волновать наши сердца, поскольку свобода и независимость для Пушкина всегда были высочайшим идеалом человеческой жизни («Не дай мне, бог, сойти с ума...», «Пора, мой друг, пора...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»). Пушкин надеялся, что его мысли най-дут живой отклик в сердцах не только современников, но и потомков:

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • тема свободы в лирике пушкина краткое содержание
  • пушкин и свобода,независимость
  • эпиграф к теме любовь и свобода в лирике пушкина
  • план для сочинения тема свободы в лирике пушкина
  • пушкин из пиндемонти анализ

Многими поколениями литературоведов исследуется тема свободы в лирике Пушкина. Начнем свои рассуждения с общего толкования лирики.

По своей сути, она представляет собой вторичную субъективную реальность. Лирика - это эмоциональный и красочный пересказ человеком определенных событий сквозь призму своих чувств, эмоций, впечатлений.

В этом случае его лирика, посвященная теме свободы, способна не просто мобилизовать, она становится знаменем. И это действительно так! Как вы думаете, чьи стихи декламировали декабристы?

Свобода знакома Александру Сергеевичу с детства

Тема свободы была близка Пушкину, исходя из самой его сущности. Это уникальный человек, который стал поэтом волей Божьей, который сам дышал этой свободой, который творил исключительно по вдохновению, который за всю свою недолгую жизнь не нарушил ни единого своего принципа!

Тема свободы в лирике Пушкина на первоначальном этапе его творчества звучала сообразно стилю, которому поэт в ту пору следовал, - романтизму. Заметим, что внутренняя свобода как черта характера глубинно соответствовала его личности. Свободолюбие будущего классика формировалось в детстве: нелюбимый сын в семье, он был предоставлен самому себе. В то же время мать муштровала его сестру, а отец - брата. Случилось чудо, из-за которого вся Россия должна отвесить поясной поклон Арине Родионовне, няне маленького гения: естественный интерес мальчика к народным сказам и былинам постепенно перерос в приверженность искусству, во внутреннюю потребность творить...

Молодой поэт возводит свободу в принцип творчества

На этапе раннего творчества тема свободы в лирике Пушкина звучала в контексте романтического, пробайроновского стиля, которому он поначалу следовал. Так, в стихотворении "Поэт" для автора мерилом свободы выступает "свободный ум" стихотворца (т. е. то, что сейчас называют свободой творчества). По убеждению молодого поэта, идеальный творец стихов живет исключительно своими чувствами и абсолютно автономен по отношению к обществу.

В стихах, посвященных Н. Я. Плюсковой, тема свободы в лирике Пушкина отождествляется с моральным принципом: не пресмыкаться пред "земными богами" и не размахивать "кадилом лести". То есть, по мнению выпускника Царскосельского лицея, свобода творчества изначально не приемлет ничьих указаний, о чем писать и как писать.

Потребность свободы народа-победителя

Первоначальное байроновское понимание свободы поэтом не могло быть окончательным. Причина - динамизм эпохи.

Александр Сергеевич впитал в юношеском возрасте тот патриотический подъем русских людей, который сопровождал их победу над французским завоевателем. Лучшие интеллигенты уже осознали, какой продуктивный потенциал крестьянства России не задействуется в ее развитии из-за рабства. Поэтому-то и прослеживается эволюция темы свободы в лирике Пушкина. На фоне титанического действа войны, самодовольной спеси завоевателей, героизма не только профессиональных русских офицеров, но и тысяч и тысяч крестьян, Байроновская свобода теперь показалась классику неубедительной. Ведь именно желание сотен и сотен тысяч русских людей поднимало дубину народной войны и обрушивало на головы Непобедимой Армады.

Поэт приходит к пониманию невозможности обретения реальной вне общества, меняя лишь себя.

Ода “Вольность” - свидетельство служения Пушкина социальной свободе

Говоря по сути, тема свободы в лирике Пушкина, сместившаяся на акценты социальные, впервые публично проявилась в оде "Вольность". Ее автор демонстрирует уже не аристократическую, но глубоко народную гражданскую позицию, гласящую, что пред Богом равны и крепостные, и знать.

Александр Сергеевич мечтал о том, чтобы рабства не было на земле Русской. Свершить этот акт справедливости, по мнению поэта, должны люди образованные, по-рыцарски выполняющие миссию служения Отчизне...

Появляется чеканный слог. Поэт обращается с призывом напрямую к своим единомышленникам (людям с мировоззрением декабристов).

Пушкин - автор гимна декабристов

Ранее меланхолично звучавшая тема свободы и рабства в лирике Пушкина - романтика - приобретает политический окрас. По-другому и быть не может. На него производит глубокое впечатление встреча с Пестелем, знакомство с Пущиным, братьями Тургеневыми, Муравьевым. Теперь он уверен: менять следует весь уклад жизни общества. Александр Сергеевич, как и его друзья-декабристы, ощутил очевидный диссонанс в том, что солдат-победитель, вернувшись домой, опять становится крепостным рабом. Он непреклонно, шаг за шагом, строчка за строчкой приближается к реализму...

Ему поручили подготовить издание политического журнала общества, с чем поэт справился. Идеологические положения декабристов классик изложил в стихотворениях “Деревня” и “К Чаадаеву”.

И вот уже в стихотворении "Деревня" в творческом стиле поэта появляется нечто новое, конкретное, реалистичное... Александр Сергеевич четко показывает, кому реально нужнее всего помощь со стороны передовой аристократии и интеллигенции: обесправленному и формально приравненному к сельхозимуществу крестьянину, работающему на русской земле. Тема свободы и рабства в лирике Пушкина переходит в абстрагированные, предельно конкретизированные, реалистичные поэтичные формы. Как образно и лаконично поэт говорит об антагонизме самодуров-помещиков и совершенно бесправных крепостных: "Рабство тощее плетется по браздам неумолимого владельца!"

Гимном декабристов считается стихотворение “К Чаадаеву”.

Здесь есть и призыв к замене монархии, и вера в будущее России, “вспрянувшей ото сна”. Стихотворение имело колоссальное влияние на умы молодежи. Оно распространилось по всей России переписыванием. Велением императора Николая I поэт-смутьян был сослан. Очевидно, что кроме двух вышеупомянутых Пушкин написал еще ряд продекабистских сочинений. Однако они так и остались неизвестными, канув в Лету: по приказу императора их изъяли из следственного дела и сожгли.

Декабристы спасли Пушкина от репрессий

Согласно воспоминаний самого классика, его от расстрела в одной партии с пятью такими же казненными декабристами спасло лишь отсутствие 13-14 декабря 1825 г. в Петербурге. Иначе, по его личному признанию императору Николаю I, он был бы тоже на Сенатской площади...

Случайно ли так произошло? Вряд ли. Декабристы знали, что в случае неудачи их ожидают репрессии. И они уберегли свое Знамя. А Знаменем этим был Александр Сергеевич.

Стихотворение “Памятник” - пушкинское свидетельство служения свободе

Скупы сведения о том, как развивается тема свободы в лирике Пушкина далее. Творчество поэта оказывается под колпаком. Теперь для издания любого его сочинения требуется личная виза Николая I либо шефа жандармов Бенкендорфа. Судьба уберегла его и от ссылки, хотя, по воспоминаниям современников, он желал разделить судьбу своих сосланных друзей. Пламенные строки, которые ему удалось передать "во глубину Сибирских руд", дошли до наших дней, свидетельствуя о несломленной вере поэта в декабристские идеалы свободы.

В стихотворении "Памятник" находит свое логическое завершение тема свободы в лирике Пушкина. Сочинение подобного произведения традиционно мог себе позволить Поэт № 1 в государстве.

Начало такой литературной традиции когда-то положил еще древнеримский поэт Квинт Гораций Флакк. Подобно ему, Пушкин соизмеряет свое бессмертие с мощью Родины, империи. Подобно Горацию, Александр Сергеевич подчеркивает, что его творчество также служило Свободе, нетленной человеческой ценности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...