Вычитание круглых сотен. Методическая разработка урока по математике на тему: «сложение и вычитание круглых сотен и десятков»

Конспект урока по математике, 5 класс

Тема урока: Сложение и вычитание круглых сотен и десятков.

Цель: - продолжить работу по формированию умений и навыков в сложении круглых сотен и десятков;

Научить решать примеры вида 220+10,840-40

Совершенствовать умения в решении задач в 2 действия;

Развивать и корректировать внимание, память, математическую речь.

Оборудование: учебники, тетради, простые карандаши, ПК, презентация.

Ход урока.

    Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Урок – путешествие в природу.

Это путешествие будет помогать нам учиться складывать числа. А какие числа? Это мы узнаем чуть позже. А сначала проверим домашнее задание.

    Проверка домашнего задания.

    Сообщение темы урока.

Настало время выяснить всё-таки тему урока. Для этого вам необходимо выполнить несколько заданий.

1 ЗАДАНИЕ

400, 210, 325, 600, 870.

Какое число лишнее? Как можно назвать оставшиеся числа? – (круглые )

По мере выполнения задания открывается тема урока.

2 ЗАДАНИЕ

100,200,300,….,…..,……,…….,…….,…….,1000.

Из каких чисел состоит числовой ряд? – (круглых сотен ).

Открывается полная тема урока – «Сложение и вычитание круглых сотен и десятков».

    Устный счёт.

- Загадка: Проворная зверюшка

Живёт в дупле-избушке.

Целый день скок-поскок,

Отыскала грибок,

Нанизала на сучок,

Заготовила впрок. (Белка)

- выполняют №135 с 58 устно по цепочке

Зрительная гимнастика. - Слайд

    Постановка проблемы.

У: - Мы продолжаем своё путешествие и добрались мы с вами до ручья. А чтобы его перейти нам нужно возвести мостик. На берегу есть брёвна с заданиями

Чтобы вы с лёгкостью справились с этим заданием давайте разберём как будете их решать. У кого есть предложения? (учащиеся предлагают способы решения таких примеров). Учитель обобщает.

    Закрепление.

У: - Ну, а теперь приступим к строительству мостика. Решают в тетрадях примеры из учебника №137 с.58

У: - Молодцы! С помощью ваших знаний мы переправились на другой берег. Мы славно потрудились, утомились. Отдохнем немного.

Физминутка.

Солнечным погожим днем
Мы с друзьями в лес идем.
Мы с собой несем корзинки.
Вот хорошая тропинка! (ходьба на месте)
Песни птиц звучат повсюду,
Шумом их пугать не буду,
Здесь отличные места,
Ах, какая красота. (наклоны вперед, назад)
Снова мы идем по лесу.
А вокруг - так интересно!
(Повороты вправо-влево)
Отдохнули, и пора.
(Потягивания- руки в стороны)
За работу, мастера!
(Дети садятся за парты)

Урок
СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ КРУГЛЫХ СОТЕН

Педагогические задачи :

образовательные: создать условия для закрепления вычислительных навыков сложения и вычитания чисел с переходом через разряд в пределах 100, познакомить с алгоритмом сложения и вычитания круглых сотен;

коррекционно-развивающая: способствовать развитию мыслительных операций, связной речи учащихся ,

воспитательная: содействовать в соблюдению аккуратности в оформлении записей в тетрадях.

Ожидаемые (планируемые) результаты:

Предметные: познакомятся с правилом сложения и вычитания круглых сотен; научатся применять данное правило при решении примеров.

Познавательные: научатся строить речевое высказывание в устной форме.

Регулятивные: научатся осуществлять пошаговый контроль к результату.

Коммуникативные: научатся задавать вопросы.

Личностные: получат возможность сформировать устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач.

Оборудование : учебник математика 5 класс автор Перова М. Н. и Капустина Г. М., наглядный материал для устного счета; опоры; рабочая тетрадь по математике; счеты; карточки для индивидуальной работы.

Ход урока

I. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Эмоциональный настрой .

Учитель читает стихотворение.

Сложение – это действие совсем-совсем несложное:

Давайте сложим вместе мы предметы всевозможные.

Сложи игрушки в ящике или в коробке фантики…

И выйдешь в настоящие большие математики.

Кто хочет с числами дружить, все может сам легко сложить!

А. Усачев

Как вы думаете, какова тема урока? (Сложение чисел.)

Назовите обратное действие сложению. (Вычитание.)

Сегодня на уроке мы будем учиться складывать и вычитать числа в пределах 1 000.

Учащиеся открывают тетради, записывают число, классная работа.

II. Устный счет.

1. Упражнение «Вставь пропущенные числа».

7 + … = 15 12 – … = 7

8 + … = 14 … – 8 = 6

+ 9 = 16 15 – … = 9

Как называются компоненты при сложении? (Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.)

Как называются компоненты при вычитании? (Уменьшаемое, вычитаемое, разность.)

Как найти неизвестное слагаемое? (Чтобы найти неизвестное слагаемое, надо из суммы вычесть известное слагаемое.)

Что надо сделать, чтобы найти неизвестное уменьшаемое, вычитаемое? (Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.)

2. Упражнение «Заполните таблицу».

Учитель демонстрирует таблицу.

Слагаемое

18

3

13

Слагаемое

11

4

18

Сумма

15

17

Уменьшаемое

14

17

18

Вычитаемое

3

9

7

Разность

8

3

Какие арифметические действия с числами выполняли? (Сложение, вычитание.)

В пределах какой разрядной единицы складывали и вычитали числа? (В пределах 100.)

III. Актуализация чувственного опыта учащихся.

Какой класс изучили? (Класс единиц.)

Какие разряды составляют класс единиц? (Единицы, десятки, сотни.)

На какой проволоке счетов откладывают единицы; десятки; сотни? (Единицы откладывают на первой проволоке снизу; десятки – на второй снизу; сотни – на третьей снизу.)

Отложите на счетах числа и запишите их в тетрадь в два столбца.

20 200

40 400

30 300

На какие две группы по количеству цифр их разбили? (Двузначные и трехзначные числа.)

Зачитайте двузначные числа. (20, 40, 30.)

Какой разряд у них отсутствует? (Единицы.)

Как называются такие числа? (Круглые десятки.)

Как называются числа, записанные во второй столбец? (Круглые сотни.)

Докажите. (Отсутствуют единицы и десятки, на их месте пишем нули.)

Составьте из чисел первого столбца по три примера на сложение и вычитание. (20 + 40; 40 – 20; 20 + 30; 30 – 20; 30 + 40; 40 – 30.)

Решите их, объясняя свое решение.

Как складывают, вычитают круглые десятки? (Круглые десятки складывают и вычитают так же, как и простые единицы.)

IV. Изучение нового материала.

Сегодня научимся складывать и вычитать круглые сотни.

На какое арифметическое действие примеры? (На сложение.)

Как вычитают круглые сотни?

Проведение физминутки

V. Коррекция и первичное закрепление знаний.

Работа по учебнику: выполнение заданий 110 (1, 2 ст.), 114 (2, 3 ст.) на с. 54–55.

Учащиеся выходят к доске по одному, решают примеры с объяснением.

Решите примеры.

100 + 300 600 + 400 100 + 400 + 200

500 + 300 700 + 300 300 + 400 + 300

Как складывают круглые сотни?

Решите примеры по образцу.

Образец : 50 – 30 = ?; 5 дес. – 3 дес. = 2 дес. = 20.

600 – 400 = ?; 6 сот. – 4 сот. = 2 сот. = 200.

90 – 60 700 – 300

60 – 30 500 – 400 (В задаче говорится о поезде.)

Как можно оформить краткое условие задачи? (Условие оформляется в виде чертежа.)

Как вы думаете, как следует решать задачу? (Действием сложения.)

Решите задачу самостоятельно.

Один учащийся выполняет задание с обратной стороны доски; проверка.

Как складывают круглые сотни? (Так же, как простые единицы и круглые сотни.)

Назовите правила перехода через железнодорожные пути. (Ответы учащихся.)

VII. Итог урока.

Какие числа учились складывать и вычитать? (Круглые сотни.)

Как складываем и вычитаем круглые сотни? (Круглые сотни складывают и вычитают так же, как единицы и круглые десятки.)

К какому классу относятся круглые сотни? (Круглые сотни относятся к классу единиц.)

Какие числа называем слагаемыми? (Числа, которые складывают, называются слагаемыми.)

Какое число называем уменьшаемым? (Число, из которого вычитаем, называем уменьшаемым.)

Какое число называем вычитаемым? (Число, которое вычитаем, называем вычитаемым.)

Домашнее задание: задание 110 (3, 4 стр.), с. 54.

Нестеренко Галина Гарисоновна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: Государственное казенное общеобразовательное учреждение Краснодарского края специальная (коррекционная) школа №27
Населённый пункт: г.к. Анапа
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Сложение и вычитание круглых сотен в пределах 10000"
Дата публикации: 30.09.2018
Раздел: среднее образование

Нестеренко Галина Гарисоновна

Конспект урока математики

в 6 классе

Учитель: Нестеренко Галина Гарисоновна

Тема: «сложение и вычитание круглых сотен в пределах

Тип урока: комбинированный урок

Коррекционная: закреплять умения работы по словесной инструкции,

развивать связанную и фразовую речь; развивать и корректировать высшие

психические процессы у учащихся; формировать умения использовать

прошлый опыт.

Обучающая: формирование умений складывать и вычитать числа

Воспитывающая: воспитывать любознательность, интерес к урокам

математики.

Оборудование: интерактивная доска, карточки, учебник.

Литература:

1)ПРОГРАМЫ специальных (коррекционных) общеобразовательных

учреждений VIII вида. Под редакцией Воронкова В.В.

2) Математика. Учебник для 6класса специальных (коррекционных)

общеобразовательных учреждений VIII вида. Под редакцией

Г.М.Капустиной,М.Н.Перовой.

3) МЕТОДИКА преподавания в коррекционной школе. Под редакцией

Перовой М.Н.

Организационный момент,

Цель: настроить учеников на изучение новой

Задачи: активизировать словарный запас при

записи многозначных чисел и выделении

разрядных единиц,

Развивать познавательную деятельность на

основе операций анализа при сравнении

чисел. Активизировать умения устного счёта

«Мягкая посадка.»Числа перепутались.

Назови их в порядке

возрастания(1группа)100,300, 700,

900,200,400,600,500,800.

(2группа)3,2,4,1,5.

Минутка чтения. Найди лишнее слово:

сумма, слагаемое,уменьшаемое,слагаемое.

Устный счёт

Целью второго этапа урока является подготовка

учеников к изучению сложения и вычитания

круглых сотен в пределах 10000

Считалка: как-то раз в лесу густом

Ёж построил себе дом.

Пригласил лесных зверей,

Сосчитайте их скорей:

2лисёнка, зайчонок и весёлый медвежонок.

2группа: прописать

цифры 1,2,3,4,5.Цель

: укрепление здоровья, физического развития и

повышения работоспособности учащихся;

Формирование навыков правильной осанки в

статических положениях и в движении.

И.п. – сидя за партой

1-2 крепко сжали ладони, согнув пальцы.

3-4 расслабились. Повторить 3- 4 раза.

1-2 подняли руки вверх, ладони соединены

(вдох) 3-4 – вернулись в и.п. (выдох)

Повторить 3-4 раза.

И.п. сидя руки на поясе 1- махом левую руку

замести через правое плечо, голову повернуть

налево, 2 – и.п. 3-4- то же правой рукой.

Повторить 4-5 раз.

Темп медленный.

Изучение нового учебного

материала.

Целью третьего этапа урока

формирование умений складывать и

Коррекционная: формирование умений

использовать прошлый опыт, закреплять умения

работать по словесной инструкции, развивать

Обучающая: формирование вычисленных

Воспитательная: воспитывать настойчивость.

200+300= 200+300+100=

Надо хлеба нам купить

Иль подарки подарить

Сумку мы с тобой берём

И на улицу идём

Там проходим вдоль витрин

И заходим в магазин.

Игра «Идём в магазин.» слайд 1

шапка-200р.

Кроссовки-600р.

Сапоги-300р.

Сколько стоят шапка и шарф? Сколько стоят

сапоги и шарф? Сколько стоят шапка и

кроссовки? Сколько стоят шапка и сапоги?

Карандаш-1р.

Тетрадь3р.

Сколько стоят ручка и карандаш?

Сколько стоят тетрадь и карандаш?

Закрепление учебного

материала.

Цель: проверить, как усвоили ученики новый

материал;

Образовательные задачи:

Продолжить формирование умений складывать

Коррекционные задачи:

Развивать у учащихся умения выделять

главное в изучаемом материале, работать по

словесной инструкции.

Проверим, как усвоили сложение и вычитание

четырёхзначных чисел.

Выполните самостоятельную работу. Группа

учащихся 1 уровня возможности обучения.

1)200+300 2)500+100

3)200+300+100 4)600 +200+100

обучения.

Прописать 1,2,3,4,5.

В случае затруднений допускается помощь

круглые сотни в пределах 1000. - Как сложить

или вычестькруглые сотни в пределах 1000?

Задание на дом.

Закреплять навыки сложения и вычитания

круглых сотен в пределах 1000.

Развивать память на основе заучивания правил,

закреплять умения работы по словесной

инструкции, закреплять навыки сложения и

вычитания четырёхзначных чисел. Воспитывать

самостоятельность, внимательность.

Группа учащихся 1 уровня возможности

обучения: стр. 50№201 (1).

Группа учащихся 2 уровня возможности

обучения: стр. 50№201 (1)1,2столбик..

Группа учащихся 3 уровня возможности

обучения: стр. №201 (1) 1 столбик.

Выучить правила: стр.50.

Действия производятся на основе знания нумерации и сводятся по существу к действиям в пределах 10. Рассуждения проводятся так:200 - это 2 сотни, 100 - это 1 сотня.

2 сот. + l сот. = 3 сот. 3 сотни - это 300. 200+100=300 500-200=?

5 сот.-2 сот. = 3 сот.=300 500-200 = 300

Отдельным учащимся, которые еще нуждаются в использова-нии средств наглядности, можно предложить пучки палочек (1000 палочек, связанных в пучки по сотне), пластины из арифметичес-

кого ящика, полоски длиной 1 м, разделенные каждая на 100 см, абак, счеты.

Полезно решение и составление троек примеров вида

400+200= 700-500=

с последующим сопоставлением компонентов и результатов дейст-

2. Сложение и вычитание круглых сотен и единиц, круглых
сотен и десятков (действия основываются на знании нумерации):

а) 300+ 5 305- 5 б) 300+ 40 340- 40

5+300 305-300 40+300 340-300

в) 300+ 45 345- 45

3. Сложение и вычитание круглых десятков, а также круглых
сотен и десятков:

а) 430+ 20 450- 20 б) 430+200
в) 430+120 550-120 630-200

При решении случаев а), б) рассуждения проводятся так: «430 - это 4 сот. и 3 дес, 20 - это 2 дес. Складываем десятки: 3 дес.+2 дес. = 5 дес. 4 сот.+ 5 дес.=450».

Разряды, которые складываются или вычитаются, можно реко­мендовать подчеркивать:

4 30+2 00=630 6 30-2 00=430

7 Перова М. Н.


При решении примеров вида в) рассуждения проводятся так

«120=100+20, 430+100=530, 530+20=550», т. е. этот случай

сложения (вычитания) сводится к уже известным учащимся слу-чаям сложения (вычитания) а), б).

4. Сложение трехзначных чисел с однозначным, двузначным и
трехзначным без перехода через разряд и соответствующие слу-
чаи вычитания:

а) 540+5 545-5 б) 545+40 в) 350+23 373-23

543+2 545-2 585-40 356+23 379-23

г) 350+123 673-123 356+123 679-123

Выполнение действий производится устно. Учащиеся при выпол-нении действий пользуются теми же приемами, какими они пользо-вались при изучении действий сложения и вычитания в пределах 100, т. е. раскладывают второй компонент действия (второе слагае-мое или вычитаемое) на разрядные единицы и последовательно их складывают или вычитают из первого компонента.

Например:

350+123 ______ 673-123 _______

123=100+20+3 123=100+20+3

350+100=450 673-100=573

450+ 20=470 573- 20=553

470+ 3=473 553- 3=550

5. Особые случаи сложения и вычитания. К ним относятся
случаи, которые вызывают наибольшие трудности и в которых
чаще всего допускаются ошибки. Учащихся больше всего затруд­
няют действия с нулем (нуль находится в середине числа или в
конце). Случай с числами, содержащими нуль, не требует особых
приемов. Но таких примеров надо решать больше, повторить
перед решением таких примеров решение примеров на сложение
и вычитание, когда компонентом действия является нуль: 0+3,
5+0, 5-5:

а) 308+121 б) 402-201 в) 736-504

308+100=408 402-200=202 736-500=236

408+ 20=428 202- 1=201 236- 4=232 428+ 1=429

г) 0+436 700-0 725-725


Устные приемы вычислений требуют от учащихся постоянного анализа чисел по их десятичному составу, понимания места

цифры в числе, понимания того, что действия можно производить

только над одноименными разрядами. Не всем учащимся вспомо-гательной школы это становится понятным одновременно.

Перед выполнением действий необходимо добиваться от уча-

щихся предварительного анализа десятичного состава чисел. Учи-тель чаще должен ставить вопросы: «С чего надо начинать сложе-

ние? Какие разряды складываем?»

В противном случае учащиеся допускают ошибки при вычисле-

ниях. Они складывают десятки с сотнями, а результат записывают

либо в разряд сотен, либо в разряд десятков, например: 400+10=500, 30+400=70, 30+400=47 0, 30+400=34 0,

670+2=69 0, 670-3=64 0.

Эти ошибки свидетельствуют о непонимании позиционного зна­чения цифр в числе, о неумении самостоятельно контролировать результаты действий. Учителю необходимо добиваться того, чтобы учащиеся проверяли выполнение действий, причем делали это не формально, а по существу. Нередко приходится наблюдать, что ученик якобы и сделал проверку, но выполнил ее формально. Он записал только обратное действие, а не решал, поэтому и не заметил допущенной ошибки, например: 490-280=110.

Проверка. 110+280=490.

Нередко можно столкнуться с непониманием умственно отста­лыми школьниками (даже старших классов) сущности проверки. Проверка часто выполняется учениками только потому, что этого либо требует учитель, либо такое задание содержится в учебнике. Часто при выполнении проверки ученик получает несоответствие между полученным результатом и заданным примером, но это не служит ему поводом для исправления неверного ответа, например: 570-150=320. Проверка. 320+150=470.

В данном случае проверка выступает как самостоятельное дей­ствие, никак не связанное с тем, которое ученик проверяет.

Учитель постоянно должен помнить об этих ошибках школьни­ков с нарушением интеллекта и требовать ответа на вопросы: «Что показала проверка? Верно ли решен пример? Как доказать, что действие выполнено верно?»

Осознанному выполнению устных вычислений, выработке обоб­щенных способов выполнения действий служит постоянное внима-


ние к вопросам сравнения и сопоставления разных по трудности случаев сложения, вычитания. Важно научить учащихся видеть общее и особенное в тех примерах, которые они решают.

Например, сравнить примеры и объяснить их решение:

30+5, 300+40, 300+45, 300+140, 300+145, 300+105.

305-5, 340-40, 345-45, 340-300, 345-300, 345-200.

Полезно и составление учащимися примеров, аналогичных (по-хожих) данным, или примеров определенного вида: «Составьте пример, в котором надо сложить круглые сотни с единицами»; «Составьте пример на вычитание, в котором уменьшаемое -трехзначное число, а вычитаемое - круглые десятки» и т. д. 1

Для закрепления действий сложения и вычитания в пределах 1000 приемами устных вычислений полезно решение примеров с неизвестными компонентами.

II. Сложение и вычитание с переходом через разряд.

Сложение и вычитание с переходом через разряд - это наибо-лее трудный материал. Поэтому учащиеся выполняют действия в столбик. Сложение и вычитание в столбик производятся над каж-дым разрядом в отдельности и сводятся к сложению и вычитанию в пределах 20. Но в этом случае возникают у умственно отсталых школьников трудности в записи чисел, т. е. в умении правильно подписать разряд под соответствующим разрядом.

Часто из-за неумения организовать внимание, из-за недостаточно четкого понимания позиционного значения цифр в числе, а то и из-за небрежности при записи цифр ученики сдвигают число, которое нужно прибавить или вычесть, влево или вправо и поэтому допуска­ют ошибки в вычислениях. Особенно много ошибок учащиеся допус­кают при записи чисел в столбик, если действие производится над трехзначным и двузначным или однозначным числом. В этом случае десятки подписываются под сотнями, единицы под сотнями или де­сятками. Это приводит к ошибкам в вычислениях.

Например:

+ 6 + 3818

Наибольшие трудности вызывает действие вычитания. Ошибки в вычислениях носят различный характер. Причиной некоторых из

Слабоуспевающим учащимся разрешается выполнение всех случаев в стол­бик.


них является слабое усвоение табличного сложения и вычитания сделах 20.

Много ошибок допускается в результате того, что ученики забывают прибавить получившийся в уме десяток или сотню, а также забывают, что «занимали» сотню или десяток. Например:

При этом рассуждение проводится так: вычесть нельзя, вычитаем из 8 единиц 5, сносим, разность 373».











































































































Урок 77
сложение «круглых» сотен

Цели : учить выполнять сложение «круглых» сотен; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать текстовые задачи; закреплять умение составлять числовое выражение к рисунку; развивать логическое мышление и внимание.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Догадайтесь, по какому правилу составлены схемы, вставьте числа в «окошки».

2. Поставьте знаки «+» или «–».

69 … 40 … 8 = 21 17 … 70 … 2 = 89

75 … 5 … 30 + 40 31 … 60 … 7 = 98

20 … 6 … 2 = 24 61 … 8 … 9 = 60

8 … 2 … 47 = 57 34 … 4 … 6 = 36

3. Задача.

За три дня рабочие отремонтировали 24 троллейбуса: в первый день 8 троллейбусов, во второй – 10. Сколько троллейбусов они отремонтировали в третий день?

III. Сообщение темы урока.

– Прочитайте числовые выражения.

400 + 500

200 + 400

– Найдите «лишнее» выражение в каждом столбце.

– Сегодня на уроке будем учиться выполнять сложение «круглых» сотен.

IV. Работа по теме урока.

1. Задание 1.

– Прочитайте задачу.

– Что известно?

– Что требуется узнать?

– Решите задачу.

Красных – 3 сот. лук.

Желтых – 2 сот. лук.

Всего – ?

3 сот. + 2 сот. = 5 сот. (луковиц) – всего.

Ответ: 5 сот. луковиц.

– Как выполнить сложение сотен?

2. Задание 2.

Учащиеся выполняют сложение сотен.

5 сот. + 4 сот. = 9 сот. 4 сот. + 3 сот. = 7 сот.

7 сот. + 1 сот. = 8 сот. 5 сот. + 5 сот. = 10 сот.

3. Задание 3.

– Запишите каждое данное число сотен в виде «круглых» сотен.

1 сот. = 100 8 сот. = 800

2 сот. = 200 7 сот. = 700

5 сот. = 500 3 сот. = 300

4 сот. = 400 6 сот. = 600

4. Задание 4.

– Прочитайте задачу.

– Сравните ее с задачей 1. Чем они похожи? Чем отличаются?

– Решите задачу.

Красных – 300 лук.

Желтых – 200 лук.

Всего – ? лук.

300 + 200 = 500 (луковиц) – всего.

Ответ: 500 луковиц.

Физкультминутка

5. Задание 5.

– Выполните сложение «круглых» сотен.

– Почему при сложении «круглых» сотен получается число, являющееся «круглой» сотней?

6. Задание 7.

– Сколько больших красных квадратов? (3.)

– Сколько больших синих квадратов? (1.)

– На сколько клеточек разделен каждый большой квадрат? (На 100.)

– Сколько всего красных клеточек? (3 сот. = 300.)

– Сколько всего синих клеточек? (1 сот. = 100.)

– Сколько клеток всего?

– Составьте числовое равенство по данному рисунку.

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить сложение «круглых» сотен?

Домашнее задание: учебник, с. 12, № 6.

Урок 78
вычитание «круглых» сотен

Цели урока : учить выполнять вычитание «круглых» сотен; совершенствовать вычислительные навыки; формировать умения решать текстовые задачи; закреплять умение сравнивать значения числовых выражений; развивать логическое мышление.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Устный счет.

1. Догадайтесь, какие числа нужно вставить в «окошки».

2. Разгадайте правила и продолжите ряды чисел:

а) 13, 15, 19, 25, 33, … , … , … ;

б) 81, 84, 80, 83, 79, … , … , … ;

в) 9, 12, 16, 21, 27, 34, … , … , … .

3. Задача.

Вася нарисовал трехэтажный дом. На первом этаже он нарисовал двери и 6 окон, а на двух верхних этажах по 8 окон. Сколько окон в этом доме нарисовал Вася?

4. В каждой строке вместо точек вставьте недостающие фигуры, сохранив порядок их чередования.

III. Сообщение темы урока.

– Рассмотрите числовые выражения.

8 дес. – 2 дес.

9 сот. – 3 сот.

7 дес. – 5 дес.

800 – 600

– В каждом столбике найдите «лишнее» числовое выражение.

– Сегодня на уроке научимся выполнять вычитание «круглых» сотен.

IV. Работа по теме урока.

1. Задание 1.

– Прочитайте задачу.

– Решите задачу.

3 сот. – 1 сот. = 2 сот. (пир.) – испекла 2-я пекарня.

Ответ: 2 сот. пирожков.

2. Задание 2.

– Выполните вычитание сотен.

7 сот. – 2 сот. = 5 сот. 9 сот. – 3 сот. = 6 сот.

5 сот. – 4 сот. = 1 сот. 6 сот. – 1 сот. = 5 сот.

3. Задание 3.

– Прочитайте задачу.

– Что известно? Что требуется узнать?

– Сравните задачи 1 и 3. Чем они похожи?

– Решите эту задачу.

300 – 100 = 200 (пир.) – испекла 2-я пекарня.

Ответ: 200 пирожков.

Физкультминутка

4. Задание 5.

– Составьте схему выражения.

( + ) – 

– Решите данные числовые выражения.

(300 + 200) – 200 = 500 – 200 = 300

(500 + 300) – 100 = 800 – 100 = 700

(400 + 500) – 300 = 900 – 300 = 600

(600 + 300) – 500 = 900 – 500 = 400

(200 + 400) – 400 = 600 – 400 = 200

(300 + 400) – 600 = 700 – 600 = 100

5. Задание 6.

– Чем похожи данные числовые выражения?

– Какое действие надо выполнить первым?

– Составьте схему выражения.

 – ( + )

– Выполните указанные действия.

500 – (200 + 200) = 500 – 400 = 100

700 – (400 + 300) = 700 – 700 = 0

800 – (200 + 400) = 800 – 600 = 200

900 – (500 + 300) = 900 – 800 = 100

6. Задание 7.

– Сравните значения числовых выражений. Результаты сравнения запишите в виде верных равенств или неравенств.

600 – 200 600 – 300

700 – 200 = 700 – 100 – 100

(500 + 400) – 100 = 900 – 100

800 – (100 + 600)

– Какие знания помогли вам выполнить это задание?

V. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Как выполнить вычитание «круглых» сотен?

Домашнее задание: учебник, с. 14, № 4.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...