Трагическая судьба талантливого человека в сказе «Левша. Характеристика левши из рассказа лескова Талант в произведении левша
Люди с доминирующей левой рукой, проще говоря, левши, рождались всегда. В древние века левшей считали колдунами и ведьмами, потому что нередко они обладали незаурядными способностями. И такие люди подвергались сожжению на костре. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде. Считалось, что дьявол являлся левшой.
К счастью, времена поменялись, и уже давно известно, что магия здесь не играет никакой роли. Левшой человек уже рождается. Природа создала нас ассиметричными. Наш мозг сам выбирает, какая рука будет доминирующей. Если больше развито правое полушарие мозга, то активной становится левая рука, и напротив, если больше развито левое полушарие, то главной рукой будет правая.
Мы отобрали 5 наиболее любопытных фактов из жизни левшей:
- Леворукие – очень одаренные люди , которые обладают незаурядными способностями или имеют какой-нибудь яркий талант. К примеру, учёный Альберт Энштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, писатель Лев Толстой, Художник Пабло Пикассо, актриса Мэрилин Монро – все они были левшами. Но всё же современные психологи считают, что гениальность человека не зависит от того, какая рука у него доминирует. Но мышление левшей и правшей отличается. И это остается фактом.
- Левши – люди более творческие, активные, они не сидят на месте, глотают информацию целиком. Но вот с логикой у них могут быть проблемы . Левши способны схватывать информацию на лету, они видят проблему целиком, правше нужно разложить всё по полочкам. Если у чистого левши сложности с математическими задачами, то ему будет проще объяснить материал на образах. Правши, наоборот, предпочитают логику. Из них получаются неплохие аналитики и отличные стратеги.
- Статистика указывает на то, что среди успешных спортсменов много левшей. Теннисист Рафаэль Надаль, футболист Пеле. Теннисистка Мартина Навратилова, являющаяся левшой, девять лет носила звание первой ракетки мира. Это был абсолютный рекорд.
Статистика говорит о том, что 40 процентов золотых медалей выигрывают именно спортсмены-левши.
Чистых левшей в мире людей не так уж и много. В животном мире всё наоборот. Там больше левшей. К примеру, у обезьян и белых медведей левая лапа сильнее. Но, как исключение, в мире фауны тоже встречаются праволапые, правда, гораздо реже.
Другая сторона медали - левши чаще страдают шизофренией и алкоголизмом.Однако, ученые разных стран расходятся во мнениях об этом незаурядном факте.
Для того, чтобы определить, кем является твой ребенок, можно провести несложный тест. Для начала определим главную руку – для этого попроси ребенка сцепить кисти в замок. Какой палец окажется сверху – та рука будет являться ведущей. Так же можно сложить руки перед собой в позе Наполеона (обхватить руки друг с другом перед грудью), если сверху оказалась правая рука, то она и является у ребенка главной. Теперь попробуем определить ведущее ухо. Попроси ребенка послушать тиканье наручных часов. Каким ухом он потянется к ним, то и будет являться доминирующим. Для того, чтобы определить активный глаз, то нужно сделать в листе бумаги круглое небольшое отверстие и попросить ребенка посмотреть в него. Какой глаз заглянет в это отверстие, тот и будет являться главным. В завершении можно проверить ногу ребенка. Просто попроси его закинуть ногу на ногу. Та нога, что окажется сверху и будет являться ведущей.
Если ребенок сделал всё левой, то перед тобой чистый левша, которых на нашей планете не более 10 процентов. А чистых правшей около 45 процентов. Если же при исполнении теста «лево» и «право» перемешались, то значит, твой ребенок скрытый левша, таких людей около 50 процентов. Существуют еще амбидекстры. Их очень небольшое количество. Это люди, у которых одинаково хорошо функционируют обе руки и не выделяется ведущая. Такие люди обладают возможностью использовать сразу оба полушария. Дети амбидекстры лучше усваивают новую информацию, более сообразительные, легче адаптируются к новым условиям. Воспитывая такого ребенка, нужно учитывать то, что если оба полушария мозга поучают большую нагрузку, то у ребенка может возникнуть неврастения, он будет сильно утомляться, могут возникнуть головные боли.
Чтобы этого избежать, нужно постараться уменьшить нагрузку на левое полушарие, которое отвечает за интеллектуальное развитие и логику, вместо этого больше развивать правое, которое отвечает за творчество. Например, вместо дополнительных занятий математикой занимайся с ребёнком рисованием, танцами, можно записать ребенка в музыкальную школу. Тогда мозг ребёнка не будет испытывать чрезмерных нагрузок.
Но наш мир больше приспособлен для правшей, так как всё-таки их большинство. Например, если взять магазин. Во всех супермаркетах движение по торговому залу идёт против часовой стрелки. Это придумано для того, чтобы праворуким покупателям было удобней складывать товар в корзину. Чем больше товара взято, тем быстрее растут продажи магазина.
Маркетинговый ход. Спортивные стадионы устроены по такому же принципу. Спортсмены бегут по стадиону против часовой стрелки, чтобы на повороте активная правая нога могла уберечь бегуна от падения. Турникеты в метро приспособлены для правшей, а также отверстие для руки в швейной машинке. Для левшей удалось найти лишь канцтовары – ножницы, точилки, линейки с зеркальной шкалой. А с остальным левшам пока приходится справляться самим.
Н. С. Лескова считаю первым русским писателем, которому удалось создать широчайшую картину русской жизни не с помощью романа, а совокупностью произведений малого жанра - рассказов и повестей. Он писал и о трагической участи талантливых людей из народа, которые из-за невостребованности не смогли принести пользу своей родине и прославить ее. Именно эту проблему затрагивает писатель в сказке «Левша».
У «Левши» Н. С. Лескова удивительная литературная судьба. Появившись в печати, произведение сразу приобрело популярность, а вот критика встретила его неоднозначно. Лескова обвиняли в отсутствии патриотизма, в насмешке над русским народом, но в одном критики были согласны: автор наслушался рассказов тульских мастеровых и «состряпал» из них своего «Левшу».
Между тем «Левша» придуман Лесковым от первого до последнего слова. И все якобы «народные» словечки изобретены им. Поразительно, как знал, чувствовал, любил народ этот человек. Так глубоко и серьезно не изучал русскую душу никто из писателей. Русского мужика называют «молчаливым народом». У Лескова он заговорил.
«Левша» - невеселое повествование, в нем как будто все просто, но каждое слово двоится, за улыбкой прячется ирония, за любовью - боль, обида. Вот замечательные тульские мастера, подковавшие английскую стальную блоху «без мелкоско- пов», учившиеся «по Псалтырю и Полусоннику». Но... ведь механизм они испортили: блоха больше не танцует. Вот Левша у англичан, соблазняющих его деньгами и невестой. Смотрит он на английских рабочих, у которых ученик идет «без бойла», завидует. И рвется домой, да так, что на корабле все спрашивает, где Россия, и смотрит в ту сторону. И спешит привезти домой важный английский «секрет», которого не открыли ни цари, ни генералы.
А как встречает его родина? Английского шкипера - теплой постелью, докторской заботой. Левшу - кварталом, потому что нету у него «тугамента». Раздели беднягу, невзначай уронили затылком о парапет, и, пока бегали в поисках то Платова, то доктора, «Левша уже кончался, потому что у него затылок о парапет раскололся». И, умирая, открыл «секрет»: не надо ружье изнутри кирпичом чистить! Они стрелять не годятся! Но не дошел важный «секрет» до государя. А что касается ружей - это невыдуманный факт. Ружья чистили толченым кирпичом, и начальство требовало, чтобы стволы сверкали изнутри. А внутри-то - резьба... Вот и уничтожали ее солдатики от избытка усердия. Больно Лескову оттого, что мы старательно разрушаем то, что может нас спасти в лихую годину. А доброе слово о мастере, который мастерством своим вступился за весь русский народ перед иностранцами, сказал англичанин: «У него хоть и шуба овечкина, да душа человечкина».
Ирония и сарказм Лескова горьки. Писатель хочет понять, почему Русь, рождающая умельцев, гениев, поэтов, своими же руками с ними расправляется.
И не находит ответа.
Мысли о неприятии и даже открытом издевательстве в России над умными, талантливыми, но принадлежащими к низшим сословиям личностям, были одними из самых главных, волнующих писателя Николая Лескова, тем. В одном из своих писем он однажды отметил, что простой, работящий и при этом безмерно талантливый мужик в нашей стране принимается как должное, то, что будет всегда и то, чего нет смысла опекать.
Лесков категорично не согласен с этой тенденцией, считая, что любой человек вправе иметь нормальные условия жизни и труда, а талантливый человек, работающий в полную силу на благо своей Родины имеет на это право вдвойне. Его сказ «Левша» — это как раз некое доказательство трагичности судьбы русского человека и необходимости резких перемен.
Истинными заступниками славы своей родины являются в сказе мастера из Тулы, сумевшие подковать блоху, которые в состязании талантов с англичанами смогли не только продемонстрировать свой безграничный талант, но и сохранить достоинство и чувство патриотизма.
Левша – один из тульских мастеров, которого было решено взять с собой к государю, а потом и в Европу дабы продемонстрировать работу. Он совершил невозможное, но не зазнается, принимает необходимость встречи с государем как рабочий момент. Он приходит на встречу в своей старой одежде. Он не пытался льстить императору, не старался ему угодить, говорил тихо, спокойно и просто, так как умел. Все вокруг дивились с этой простоты, пытались намекнуть на необходимость быть услужливее. Левша, конечно же, понимал, что перед ним стоит правитель страны, но это никак не повлияло на манеру его общения. Он обращался скромно и уважительно к каждому, будь то государь или его товарищ рабочий. Для Левши все люди равны.
И вправду, манеры, дорогая одежда ничтожны перед истинным талантом: одежда может износиться, манеры могут быть забыты в определенных ситуациях, а талант всегда останется с человеком.
Левша, благодаря своей смекалке и золотым рукам, добравшийся до императора и заграницы, сделался очень несчастным человеком. По сути дела, новое окружение его совсем не понимало. Да и временное повышенное внимание к мужику носит лишь показной характер. Его помыли в бане, переодели и взяли с собой в Лондон. Но он проводит всю дорогу, не съев и куска и поддерживает силы лишь кислянкой Платова. Император публично целует Левшу, но ничего не делает, чтобы сделать его жизнь лучше или хотя бы действительно отблагодарить за совершенное.
В противовес русским, англичане проявляют человеческую заботу о Левше, стремятся создать ему все условия хорошего путешествия. Соотечественники же не видят в мастере человека, который достоин хоть капли уважения; для них он раб, обязанный все это делать. Англичане зовут Левшу к себе, обещая достойную работу и оплату труда. Но несмотря на это, наш мастер грезит лишь Россией, и жаждет поскорее вернуться домой. В свою темную каморку.
Он возвратился в Петербург, в болезненном состоянии, так как всю дорогу пил на спор со шкипером. Однако шкипера по приезду отправляют в больницу, где быстро приводят в чувства, о простой мужик Левша всю ночь перетаскивается с исключительной небрежностью от дверей одной больницы до другой, и, не получив должной помощи, умирает. Человек прославивший свою страну, вместо почета и уважения, получил полное безразличие. Левшу не принимали в больницах, так как у него не было документа и денег.
Но Левша не был душевно сломлен до самой последней минуты своей жизни: его волновало лишь, как успеть передать информацию о том, что англичане не чистят ружья кирпичом, и от этого они служат дольше. Он оказался единственным мудрым человеком с открытой душой, единственным патриотом своей страны среди массы бессердечных людей, потерявших чистоту души в погоне за славой и материальным достатком.
Сказ о Левше, что подковал блоху, стал преданием, а сам Левша - символом безграничного таланта простого русского человека, часто угнетенного и забытого.
Эд Райт / Ed Wright опубликовал книгу: Left-handed History of the World / Великие левши в истории мира, где рассказал о следующих людях: Фараон Рамзес Великий, Александр Македонский, Юлий Цезарь, Жанна Д"Арк, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль, Исаак Ньютон, Наполеон Бонапарт, Людвиг ван Бетховен, Льюис Кэрролл, Марк Твен, Фридрих Ницше, Генри Форд, Мария Склодовская-Кюри, Махатма Ганди, Чарли Чаплин, Алан Тьюринг, Джимми Хендрикс, Пол Маккартни, Билл Гейтс, Мартина Навратилова.
«Сегодня левши составляют около 10% населения Земли. Можно предположить, что в различные эпохи и в разных культурах этот показатель существенно не изменялся. Хотя там, где дискриминация левшей обретала более острые формы, люди были менее склонны афишировать свою леворукость (так, в конформистской культуре Японии только 5% населения открыто считают себя левшами). Многие генетические левши под давлением окружающего общества были вынуждены переучиваться на правшу. Поскольку дискриминация левшей существовала в той или иной мере или форме практически во все времена и во всех культурах (единственное, пожалуй, исключение - древние инки, считавшие леворукость признаком удачливости и счастья), невозможно определить, сколько великих людей были на самом деле «скрытыми» или «переориентировавшимися» левшами. Об этом история умалчивает. Если доля левшей в общем населении планеты составляет, как уже отмечалось, порядка 10% , то среди мужского населения она несколько выше - 12%, а среди женского чуть ниже - 8%. То есть мужчины почти в 2 раза чаще предрасположены к леворукости, чем женщины. По одной из теорий, это обусловлено тем, что леворукость - следствие избыточного содержания мужского гормона тестостерона во время внутриутробного созревания плода. […]
Среди приматов только у людей каждый десятый - левша. Объяснить это современная наука пока не может. Все животные, за некоторым исключением, почти в равной степени левши и правши. Согласно одной из гипотез, праворукость связана с речью, за которую, как и за функционирование правой руки, отвечают центры, располагающиеся в левом полушарии мозга. Другое возможное объяснение: возникновение в процессе развития более сложных орудий труда, например ножниц, требовало развития новых навыков, что привело, в свою очередь, к доминированию одной руки над другой. Тогда возникает вопрос: почему на протяжении всей истории человечества соотношение между правшами и левшами сохранялось почти неизменным? Отчасти полагают, что в процессе эволюции левши обеспечивали себе выживание благодаря эффекту неожиданности, создавая который в рукопашной схватке действиями своей главной руки получали серьёзное преимущество. Только представьте себе: в большинстве своем люди ожидают от противника удар правой рукой и, как правило, не умеют парировать удар, наносимый левой. И будь численность левшей выше, леворукость, очевидно, не давала бы уже явных преимуществ.
В какой-то степени данное предположение можно использовать и для объяснения высокой результативности спортсменов-левшей при их относительной малочисленности в таких видах, как теннис, бейсбол и крикет. Траекторию мяча, отправляемого на сторону противника левой рукой, заранее предугадать почти невозможно, поскольку удары осуществляются под нестандартными углами. Также можно утверждать, что если левши обладают данным преимуществом в физическом плане, то их мозг, эволюционируя, научился пользоваться им и в ментальном плане. Иначе говоря, область применения способности левшей поражать необычностью, уметь застигнуть противника врасплох не ограничивается лишь единоборством, будь то рукопашная или спортивное состязание. В подтверждение тому - блестящая военная карьера таких левшей, как Александр Македонский и Наполеон, ставших гениальными полководцами во многом благодаря умению вводить противника в заблуждение своими неожиданными стратегическими решениями на поле брани. Можно предположить, что способность левшей действовать неожиданно трансформируется у них в способность построения нестандартных стратагем и проявляется в разных сферах жизни общества.
В английском языке есть выражение: «Только левши правы головой». И действительно, левую сторону тела контролирует правое полушарие мозга, а у левшей именно правое полушарие является доминантным. В то же время исследования показали, что правое и левое полушария мозга выполняют различные функции.
Правое полушарие изначально отвечает за зрительное и пространственное восприятие. Поэтому левшей так много среди архитекторов. Развитые зрительно-пространственные способности - ценное качество во многих областях человеческой деятельности. Например, Леонардо да Винчи, Микеланджело и Рафаэлю это позволило достичь вершин в изобразительных искусствах, Генри Форду - в промышленном проектировании; Бэйбу Руту, Мартине Навратиловой и Джону Макинрою - в спорте, а Наполеону, обладавшему феноменальным даром мысленно восстанавливать карту той или иной местности, - на военном поприще. Зрительно-пространственное восприятие связано также со способностью к абстрактному мышлению, благодаря которому рождается математический гений.
Многочисленные исследования по позволяют предположить, что на заре человечества большинство людей лучше владели левой рукой, чем правой, и лишь на поздних этапах эволюции правая рука опередила в развитии левую. Существует несколько теорий, объясняющих, почему человек стал больше пользоваться правой рукой.
Самая популярная из них, приписываемая одними Пай-Смизсу, другими Карлейлю, - « теория меча и щита». Согласно ей, древний воин держал щит в левой руке, чтобы защитить сердце, а меч - в правой, которая благодаря этому лучше развивалась. Другие ученые говорят о неравномерном распределении тяжести тела, о разнице в нагрузках на сердечно-сосудистую систему в левой и правой половинах туловища. Но большинство современных ученых связывают приоритет в развитии рук с особенностями мозга.
Около ста лет тому назад ученые установили, что полушария головного мозга несут неодинаковую нагрузку, выполняют разные функции. В левом полушарии находятся центры, управляющие способностью говорить и понимать речь, читать, писать, считать, запоминать. А правое полушарие позволяет воспринимать музыку, различать интонации, петь, узнавать голоса близких. Правому полушарию мы обязаны способностью запоминать зрительные образы, осознанно следить за изменчивой картиной происходящего. Воспоминания, дорогие сердцу, или неприятные переживания прошлых лет также воспроизводятся правым полушарием.
Обобщая, можно сказать, что левое полушарие отвечает за конкретное мышление, а правое - за чувственную сферу и абстрактное познание. Ученые, изучающие психологию творческого процесса, считают, что аналитическими способностями мы обязаны левому полушарию, а развитой интуицией и эмоциональностью - правому.
В соответствии с законами высшей нервной деятельности, правое полушарие руководит левой половиной тела, а левое полушарие - правой половиной. Следовательно, для леворуких людей ведущим является правое полушарие мозга. Но поскольку мозг функционирует как единое целое, в тесной взаимосвязи всех своих отделов, говорить можно не о механическом разделении его функций, а лишь о преобладании тех или иных тенденций.
И все-таки есть основания утверждать: люди, владеющие левой рукой лучше, чем правой, часто обладают иррациональным восприятием мира, тонкой интуицией, способностями к творчеству.
Психиатры Тамара Доброхотова и Наталия Браг исследуя удивительные психические проявления левшей, увидели в них много общего со сказочным миром, описанным Льюисом Кэрроллом, который и сам, кстати, был левшой. Такое впечатление, считают они, что левши смотрят на мир из Зазеркалья и наблюдают течение процессов во времени и пространстве в обратном, по сравнению с правшами, направлении. Вполне возможно, что вместе со свободным владением левой рукой они от рождения получают неожиданный взгляд на мир, особый ракурс видения. Например, на расшифровку дневников, оставленных Леонардо да Винчи, ученым пришлось потратить много лет: они были написаны зеркально - справа налево левой рукой. Эти дневники поражают оригинальностью суждений о пространстве и времени. Немало выдающихся людей были левшами: император Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Наполеон, Жанна д"Арк, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо.
Приоритетное владение левой рукой проявляется у ребенка не сразу. В каком возрасте это становится заметным? Обычно в 2-2,5 года. Окончательно предпочтение левой руки определяется к 5-6 годам. Иногда ребенок пользуется обеими руками одинаково.
Как определить, какая рука будет ведущей?
Детям младшего возраста можно предложить следующие простые тесты: попросить отвинтить крышку у бутылки, развязать узел веревки, поднять какой-нибудь предмет с пола. При этих действиях ребенок будет активнее пользоваться ведущей рукой.
Леворукость связана с наследственной системой функционирования головного мозга. И переучивать леворукого ребенка - значит серьезно менять его биологию, перекраивать стойкий стереотип психической деятельности.
С этой точки зрения любопытны данные дерматоглифических исследований. Дерматоглифика не имеет ничего общего с хиромантией. Эта наука изучает характер кожного рисунка внутренней поверхности ладоней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, особенности дерматоглифики можно использовать при изучении мозга.
Как же следует вести себя родителям, узнавшим, что их ребенок - левша? Некоторые психологи считают наиболее разумным развивать обе руки. Не запрещать детям активно пользоваться левой рукой, а неназойливо предлагать им совершать определенные действия также и правой рукой. Разумеется, ни в коем случае не следует говорить ребенку-левше, что он не такой, как все. Лучше подбадривать и хвалить малыша, когде он что-либо делает двумя руками. С годами, естественно, ребенок мм заметит свои особенности, но к тому времени родители научат его приспосабливаться к проблемам, возникающим в связи с тем, что все в окружающем его мире рассчитано на правшей. Обратите внимание: все инструменты, начиная с простейших (например, ножниц), телефон-автомат, бытовые приборы, турникеты в метро, рычаги управления автомобилем ориентированы на правую руку.
Надо сказать, что при начальном развитии речи леворукие малыши имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями - той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь позже, к 8-10-летнему возрасту, у большинства детей словесно-логический центр речи занимает свое законное место в левой височной доле мозга.
Врачи и логопеды знают о феномене « зеркального письма», которое часто наблюдается у детей-левшей. К примеру, вместо « машина» они пишут « анишам». Зеркальное письмо встречается у 80% леворуких детей. Обычно это проявляется до семи лет и иногда носит временный, преходящий характер. Кроме того, при письме леворукие дети допускают характерные ошибки - путают схожие по форме буквы: вместо « с» и « е» пишут « э» или « з». Дети-левши часто путают верхнюю и нижнюю части букв, например, прописную « т» и « ш», « п» и « и». Ни в коем случае нельзя ругать за это ребенка, обучение левши - дело тонкое, требующее великого терпения. Полезно прибегать к образному изображению трудных букв: рядом с « о» рисовать воздушный шар или обруч, а рядом с « п» - перекладину. При обучении левшей помогают всевозможные наглядные пособия, картинки, поскольку этим детям свойственна образность мышления и эмоциональность восприятия.
За партой леворукий ребенок должен сидеть обязательно слева, тогда ему не будет мешать рука соседа. Правой рукой левша придерживает тетрадь, а левая свободно располагается на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Тетрадь надо наклонять вправо - правый нижний угол страницы должен быть направлен в середину груди. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево, и самый сложный момент в обучении - научить его писать левой рукой слева направо. Школьного учителя с самого первого дня необходимо предупредить о том, что ваш ребенок - левша, это поможет предотвратить трудности в обучении.
Не забывайте все время тренировать правую руку ребенка: пусть в игре он перекладывает ею мелкие игрушки, застегивает и расстегивает пуговицы.
Во всех языках мира, как установили лингвисты, слово « левый» часто употребляется с отрицательной окраской. Вспомним русские фразеологизмы: « встал с левой ноги», « левый заработок», « написано левой рукой». За что такая несправедливость? - вправе спросить те, кому выпало родиться левшой.
« Леворукие люди, - считает профессор Тамара Доброхотова, возглавляющая группу психологических исследований в Институте нейрохирургии имени Бурденко, - испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к “правому миру“. Леворукость оказывается препятствием в учебе, овладении ремеслом. Попычки изменить себя. сделать своей основной рукой правую порой приводит к трагедиям. Известен, например, такой случай: переученный летчик-левша погиб, безуспешно пытаясь достать кольцо парашюта левой рукой».
Попробуйте надеть часы на правую руку и завести их - и вы почувствуете, как нелегко живется леворукому меньшинству. Считается, что левшей в мире примерно 10%. По мнению некоторых специалистов, эта цифра значительно занижена, поскольку невозможно учесть тех из них, кого переучили. В некоторых странах уже принимаются меры, чтобы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. В Бразилии, например, выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, предметы быта в зеркальном варианте - например, штопор с обратной резьбой. А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна почитаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения - знаменитый Левша, подковавший блоху.
Владислав Печкин