Побудительное предложение примеры 4. Классификация предложений

Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.

Виды предложений по цели высказывания и интонации

Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:

  • Повествовательные.
  • Вопросительные.
  • Побудительные.

В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).

Повествовательные предложения

Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.

Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.

За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».

Вопросительные предложения

Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:


Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:


Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).

Побудительные предложения

Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.

  • Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
  • Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
  • Приказа: «Замолчи немедленно!».
  • Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».

Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.

Предложения невосклицательного типа

Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.

Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».

Восклицательные предложения

Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.

Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:

  • Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
  • Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
  • Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».

Выделение на письме

От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.

  • Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
  • Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
  • Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
  • В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
  • При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».

По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.

Побудительное предложение

Предложение, выражающее волеизъявление говорящего (приказ, просьбу, предостережение, протест, угрозу, призыв, приглашение к совместному действию и т. д.).

Грамматические средства оформления побудительных предложений:

1) побудительная интонация. Дежурного генерала скорее! (Л. Толстой). К барьеру! (Чехов);

2) сказуемое в форме повелительного наклонения, инфинитива, сослагательного наклонения, изъявительного наклонения в сочетании с побудительной интонацией. Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной (Пушкин). Продолжать огонь! (Кетлинская). Чтоб никогда об вас я больше не слыхала! (Грибоедов). Ты бы ушла, Настя (Леонов). Пошёл с дороги! (Горький);

3) особые частицы, вносящие в предложение побудительный оттенок. Пусть наше сердце не замрёт, не задрожит рука! (Исаковский). А пускай его ходит и заглядывает (Горький). Давайте с вами поцелуемся (Макаренко). Ну давай зайдём (Панова).


Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. - М.: Просвещение . Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. . 1976 .

Смотреть что такое "побудительное предложение" в других словарях:

    побудительное предложение - Предложение со значением волеизъявления, побуждения к действию; сказуемое побудительного предложения обычно выражается глаголом в повелительном наклонении. П.п. может использоваться в разных стилях. В публицистической речи побудительные… … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

    Побудительное предложение - функциональный тип предложения, выражающий адресованное собеседнику побуждение выполнить названное действие. Формой, специально служащей для выражения побуждения, является повелительное наклонение (императив); ср.: Приходи поскорее! Не делай… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    См. вопросительное предложение …

    У этого термина существуют и другие значения, см. Предложение. Предложение (в языке) это минимальная единица языка, которая представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной… … Википедия

    Предложение, выражающее вопрос (ср. другие типы предложений по цели высказывания: повествовательное предложение, побудительное предложение). Различаются: а) собственно вопросительное предложение, на которое реально ожидается ответ. Далеко вы… … Словарь лингвистических терминов

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    Предложение (в языке) это минимальная единица человеческой речи, которое представляет собой грамматически организованное соединение слов (или слово), обладающее смысловой и интонационной законченностью. («Современный русский язык» Валгина Н. С.) … Википедия

    То те, что побудительное предложение … Словарь лингвистических терминов

    Предложение, в котором выражение содержания мысли сопровождается выражением чувства говорящего. Конструктивными элементами восклицательных предложений являются междометия, эмоциональные частицы, восклицательная интонация. Восклицательным может… … Словарь лингвистических терминов

Предложение - это самая маленькая смысловая единица, представляющая собой ряд слов, которые связаны грамматически и по смыслу. Предложение, даже состоящее из одного слова, имеет законченный смысл, характеризуется определенной интонацией. По сути, предложение - это коммуникативная единица.

Какие бывают предложения? Это зависит от точки зрения, с которой рассматривают предложения.

Проводя синтаксический разбор, определяют такие в русском языке.

1. По цели высказывания предложения делят на:

Повествовательные, цель которых обычная (Пламя взметнулось в небо, осыпав ребят целым фейерверком золотых искр.)

Вопросительные. Их цель - сформулировать вопрос (Сколько можно повторять? Когда уже наступит лето?)

Побудительные. (Равняйсь! Смирно! Спой мне песню.) Побудительное предложение выражает приказ, просьбу, побуждение к действию.

Побудительное предложение отличается от остальных не только особой интонацией, но и способом выражения сказуемого. Оно может быть выражено

Чаще всего глаголом в побудительном наклонении. (Расскажи мне о путешествии. Спой!)

Глаголом в неопределенной (инфинитивной) форме (Спеть! Сломать эту постройку!)

Глаголами, стоящими в разных формах, но выражающими волю говорящего (Я требую немедленного подчинения!)

Без сказуемого. Такое побудительное предложение может использовать разные обороты.

Конструкцией, которая начинается союзом «чтобы» и передает категорическое приказание (Чтобы духу вашего здесь не было!)

Такое побудительное выражение обычно используют для увещевания (Тебе бы на море съездить).

Неполным предложением без сказуемого (Газету! Молчать!)

Интонационно побудительное предложение от прочих отличается более высокой тональностью.

2. Интонационно (по эмоциональной окраске) различают восклицательные и невосклицательные предложения (Я так люблю начало весны! Я люблю начало весны).

3. В зависимости от того, имеется ли и подлежащее, и сказуемое, любые виды предложений могут быть двусоставными (с или односоставными (с одним главным членом) (Примеры двусоставных: Наступило лето. Дни стали невыносимо жаркими).

Вид определяется по наличию главного члена.

    Назывные (или номинативные) предложения имеют только подлежащее (Темнота. Тишина. Романтика).

    Безличные предложения имеют только сказуемое, при котором подлежащего не может быть по смыслу (В голове звенит от высокой температуры. Смеркается. Холодает).

    Определенно личные тоже обходятся без подлежащего. Их основа - глагол 1-2 лица, выступающий в роли сказуемого. В таких предложениях понятно, к кому конкретно обращается говорящий (Замолчите! Дай мне книгу. Сейчас запою).

    Обобщенно-личные конструкции обозначают действия, которые выполняют все (Цыплят по осени считают. Сделал дело - гуляй смело).

    Неопределенно-личные, где сказуемое (глагол 3 лица, стоящий во множественном числе) указывает, что действие в данной конструкции важнее, чем его производитель (За окном громко и красиво пели о любви).

4. По количеству второстепенных членов предложения делятся на нераспространенные и распространенные (Стою. Смотрю. Небо. (нераспростр.) Я смотрю в синее небо. (распростр.)).

5. Предложения делятся на полные, неполные в зависимости от того, все ли необходимые члены присутствуют (Я внимательно читал учебник по географии (полное). Мама у меня работает в больнице. Папа - в школе. (Неполное)).

6. Наконец, предложения могут быть:

    Сложносочиненными (Я люблю жизнь, а она меня, кажется, не балует).

    Сложноподчиненными (В небе носились стрижи, которых вспугнул выстрел пушки).

    Сложными бессоюзными (Учительница вышла из класса, сразу начался гвалт).

При классификации предложений указывают все характеристики. Например: Я читаю книгу. Предложение: повествовательное, невосклицательное, двусоставное, распространенное, полное, простое.

Л. Ф. Бердник

Вопросительно-побудительные предложения в современном русском языке

В исследованиях по синтаксису русского языка вопросительно-побудитель­ные предложения квалифицируются как особая семантическая разновидность вопросительных высказываний. Сход­ство вопросительных и побудительных предложений отмечено в науке о языке давно; так, еще Ф.Ф. Фортунатов, а вслед за ним и А.М. Пешковский рас­сматривали вопросительные предложе­ния как одну из разновидностей побуди­тельной речи. В книге «Очерки по тео­рии синтаксиса» (Воронеж, 1973) И.П. Распопов говорит об определен­ном сходстве вопросительных и побудительных предложений: вопросительные предложения также содержат волеизъявление, побуждая к ответу. Однако эти и подобные разрозненные замечания не дают целостного представления о струк­турно-семантических и стилистически особенностях вопросительно-побудительных конструкций. В данной статье мы обратимся к специфике выражения побуждения в форме вопроса.

Вопросительное предложение уже по своей природе близко к побудительному, так как содержит волеизъявление, побуждая к ответу, но это побуждение к особому действию - речевому. Ср.:

Куда ты идёшь? - Скажи, куда ты идешь.

Что ты делаешь? - Скажи, что ты делаешь.

Значение этих предложений - вопросительное. Но в одним случае это значение получает грамматикализованное выражение при помощи вопросительной структуры с вопросительным словом, а в другом - вопрос выражен лексически - глаголом со значением речи в повелительном наклонении. Побудительную фразу типа Скажи мне... можно подставить практически почти к любому вопросу. Но употребление побудительной части является избыточным, поскольку вопрос своей формой сам по­буждает собеседника к ответу, хотя подобные «избыточные» побудительно-вопросительные конструкции встреча­ются довольно часто. Они усиливают вопрос, подчеркивают его, требуют обя­зательного ответа, например:

- Скажи мне, Яков, зачем ты сту­чишь? - спросил я. (Короленко); - А вот так, - говорит Митрий Василии,- отвечай по правде: ты за сколь душ подати несёшь? (Он же); - Ну, расскажи, рас­хожи, как тебя надоумили храм ремонтировать? - Да как? Никак. (В. Шукшин).

Итак, значения вопроса и побуждения к действию очень близки, оба они относятся к эмоционально-волевому языку, поэтому в определенных условиях вопросительное предложение может побуждать не к речевому, а к обычному действию (к чему, собственно, и направлены побудительные высказывания). Общим условием появления побудительного значения у вопросительной формы является широта грамматической семантики вопросительного предложения, его многозначность: способность иметь разные значения в разных условиях. На потенциальную многозначность вопросительных предложе­ний указывалось в работах А.М. Пешковского,

О. Есперсена, А.И. Смирницкого, Н.И. Жинкина, Е.И. Шендельс и др. В значении вопросительного предло­жения выделяются три семы: сема во­проса, сема сообщения и сема побужде­ния (под семой понимается минимальный элемент грамматического значе­ния).

Частными условиями, благоприятствующими появлению семы побуждения форме вопроса, являются лексическое наполнение, контекст, ситуация и интонация. Поэтому значение побуждения реализуется далеко не всеми структурными элементами в предложении, а лишь некоторыми с определенным лексическим наполнением, в опре­деленной ситуации и с особой интонаци­ей. Сохраняя общее значение вопроса, эти конструкции могут выражать и по­буждение к действию. Рассмотрим осо­бенности таких предложений.

Со значением побуждения к действию могут выступать как местоименные, так и неместоименные вопросительные предложения.

В неместоименных вопросительных предложениях значение побуждения часто возникает у вопросительных структур с частицей не...ли, которая как бы обрамляет предикат, выражен­ный модальными глаголами хотеть, же­лать, мочь, иногда в сочетании с веж­ливым обращением к слушателю на Вы , эксплицитно или имплицитно выражен­ным, например:

Вот сочные ломтики! Не хотите ли? (Маяковский); - Не хотите ли, -шепнул он мне вдруг,- я познакомлю вас с первым здешним остряком? (Тургенев).

Кроме модальных глаголов в этих конструкциях используются и полнозна­менательные глаголы, например:

Молока не выпьете ли на дорогу? - сказал Яков. (М. Горький); Не купишь ли у меня еще участок лесу? (А.Н. Ост­ровский).

Значение побуждения может быть вы­ражено инфинитивными вопроситель­ными предложениями с частицей не...ли. При этом побудительное значение уси­ливается благодаря взаимодействию инфинитива с частицей а в начале пред­ложения и указанием на адресат в фор­ме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множест­венного числа:

А не пойти ли нам погреться? (А.Н. Толстой); А не пойти ли нам поужинать? (М. Горький); Слушай, а не провести ли тебе еще одну операцию? (П. Нилин).

Побудительное значение часто обна­руживается в неместоименных вопроси­тельных предложениях с модальными словами может быть (может ) в сочета­нии с глаголами совершенного вида и указанием адресата. Адресат речи всег­да узнаваем из контекста, если даже формально он не выражен. Обычно такие высказывания выражают мягкую просьбу, совет, например:

Может бить, ты с дороги моешься, папа? (Г. Николаева); M ожет быть, мы обсудим этот вопрос? (В. Тендряков); Может, встанешь походишь маленько? Давай повожу тебя по избе. (В. Шукшин).

Местоименные вопросительные предложения также могут иметь побудитель­ное значение. Так, побудительное зна­чение совета содержат инфинитивные предложения с вопросительными слова­ми почему, отчего с частицей бы , отри­цанием не и дательным падежом адре­сата, например:

Послушай, дорогой мой, а отчего бы вам не попробовать выступать на эстраде? (Куприн); Тогда почему нам не попытать­ся взглянуть на все, что нас окружает, как говорится, свежим взглядом? (Ком. правда.- 1977.

Обычно в таких предложениях преоб­ладает совершенный вид глагола, что способствует более мягкому выражению побуждения.

Вопросительные предложения с местоимением что , которые, как правило, имеют в своем составе отрицательную частицу не , могут выражать значение приглашения, предложения, например:

Что же вы не посидите? Я подогрею само­варчик. (К. Федин); Что же вы не весели­тесь... ну? (Л. Леонов).

В разговорной речи часто встречают­ся такие вопросы-приглашения: Что не заходите к нам? Что же не приез­жаете?

В вопросительно-побудительных предложениях часто встречается отрицательная частица не , которая не имеет отрицательного значения, а как бы вно­сит новые экспрессивные оттенки в се­мантику побуждения и актуализирует побудительное значение вопроситель­ной формы.

Побудительное значение проявляется в инфинитивных вопросительных предложениях с местоименным фразеологизмом А что если , например:

А что если попробовать? (Д. Гранин); А что если сейчас позвонить Крылову? (Он же); А что если на Кубань уйти, подальше отсель... далеко...далеко. (М. Шолохов).

В этих конструкциях адресат формально не выражен, но из контекста ясно, что побуждение адресовано 1-му лицу.

Основным признаком побудительности является обращенность к адресату. Адресованность побуждения может быть направлена к собеседнику (2 лицо), к самому себе (1-е лицо), к 3-м лицу, а также на побуждение к совместному действию говорящего и собеседника. Адресованность выражается в личных формах местоимений и глаго­лов.

В инфинитивных вопросительно-побудительных предложениях при адресованности побуждения 2-му лицу обязательным компонентом структурной схемы является указание на адресат в формеме дательного падежа местоимения 2-го лица единственного или множественного числа.

При адресованности побуждения самому себе дательный падеж адресата отсутствует.

Какие же побудительные значения могут выражать вопросительно-побудительные предложения и в чем их отличие от собственно побудительных высказываний?

Существует три основных типа значения императива: а) категорическое побуждение с частными значениями тре­бования, приказа, команды, распоряже­ния, запрещения; б) смягченное побуждение с частными значениями просьбы, упрашивания, убеждения, мольбы; в) так называемое «нейтральное» побуждение, представляющее собой пе­реходную ступень между смягченным категорическим побуждением: совет, приглашение, разрешение, предостере­жение. Эти оттенки значения не всегда можно четко разграничить, потому что при этом большую роль играет интонация, контекст, ситуация, лексически наполнение. То же самое можно сказать и о вопросительно-побудительных пред­ложениях. Причем, в них значение вопроса полностью не исчезает, оно как бы отодвигается на второй план, и его при­сутствие проявляется в оттенках пере­даваемого побуждения: побуждение может быть более мягким, неофициаль­ным, так как говорящий не знает, как будет воспринят его совет, поэтому этот совет облекается в форму допроса: это одновременно и совет и вопрос (Почему бы тебе не сходить к врачу? ), приглашение и вопрос (Может быть, сходим в кино? ). Иногда говорящий по ситуации не может давать совет или выражать другой вид побуждения; в этом счалучае побуждение также облекается в форму вопроса (Ваше превосходительство, не дозволите ли довезти вас? - Куприн). Таким образом, мягкое побуждение в форме вопроса употребляется там, где отношения междy собеседниками неравноправные, где один собеседник в силу разных причин не может позволить себе выразить по­буждение более категорично. В этом одна из причин употребления вопроси­тельно-побудительных предложений вместо собственно побудительных.

С другой стороны, некоторые виды побуждения в вопросительной форме более категоричны, чем в побудитель­ном предложении. Это относится к запрещению действия, что в вопро­сительной форме сближается с угрозой:

Тетке надоели мои хождения. - Ты дашь сегодня покой дверям? А ну, садись на место, берись за пряжу. (Ч. Айтма­тов).

В вопросительно-побудительных предложениях, выражающих запрещение действия, наблюдается переосмысление значений вопросительных местоимений (что в значении «зачем»), нарушение прямых отношений и связей между словами (Ты дашь сегодня покой дверям? ). Это приводит к тому, что действие, которое непосредственно обозначено глаголом, мыслится как нежелательное и даже запрещается говорящим. Такое переосмысление содержания высказывания тесным образом связано с определенной интонацией, близкой к восклицательной, с особен­ностями лексического наполнения. В этих предложениях частица не отсутствует, тогда как в побудительном предложении запрет обычно выражается формой глагола несовершенного вида с отрицанием не :

Не пой, красавица, при мне ты песен Грузии печальной... (Пушкин).

Итак, вопросительные предложения могут иметь значения простого побуждения (предложения), просьбы, совета, приглашения к действию, запрещения действия и не могут выражать значения призыва, распоряжения, приказа. Вопросительно-побудительные предложения способны выражать многие частные значения всех трех типов побуж­дения: категорического, нейтрального и смягченного, при этом качество по­буждения меняется: оно либо усили­вается, становится более жестким, ка­тегоричным, либо, наоборот, смягча­ется.

Чаще всего вопросительное предло­жение выступает со значением прос­того побуждения к конкретному дейст­вию, которое полезно для адресата. С таким значением сближается значе­ние приглашения, например:

Кваску, господа, не угодно ли? (Коро­ленко); Может, хотите позавтракать с нами? (Ю. Бондарев); - Поедемте со мной? - предложил он. - У меня тут брат живет. (В. Шукшин).

Вопросительно-побудительные пред­ложения со значением просьбы отли­чаются особой деликатностью выраже­ния просьбы, близкой к упрашива­нию:

- Дядя, а дядя... - сказал Андрей Ива­нович заднему мужику, - не подвезешь ли нас? (Короленко).

Нерешительная просьба выражается неместоименными структурами с мо­дальным словом может быть (может ):

Я ухожу. Может быть, ты проводишь меня? (М. Горький).

Вопросительно-побудительные пред­ложения со значением совета также выражают мысль более деликатно, не­навязчиво. Совет всегда обосновывает­ся, поддерживается контекстом, напри­мер:

- А почему бы тебе не пойти на эту должность? - спросил Крылов. - Ты так хорошо понимаешь необходимость самопо­жертвования. (Д. Гранин).

Вопросительно-побудительные пред­ложения часто выражают побуждение к действию и самого говорящего:

- А может быть, все же рискнуть, попробовать? - спрашивал себя капитан Енакиев, подкручивая по глазам окуляры стереотрубы. (В. Катаев).

Вопросительно-побудительные пред­ложения выражают и побуждение к сов­местному действию, которое также бо­лее непринужденно, естественно, неофи­циально по сравнению с побуждением, выраженным побудительным предложе­нием:

Пойдем вместе? Станцуем? (В. Шукшин)

Предложение - это основная синтаксическая единица, содержащая сообщение о чем-либо, вопрос или побуждение. В отличие от словосочетаний предложение имеет грамматическую основу, состоящую из главных членов предложения (подлежащего и сказуемого) или одного из них .

Предложение выполняет коммуникативную функцию и характеризуется интонационной и смысловой законченностью . В предложении, помимо подчинительных связей (согласование, управление, примыкание), может быть сочинительная связь (между однородными членами) и предикативная (между подлежащим и сказуемым).

По количеству грамматических основ предложения делятся на простые и сложные . Простое предложение имеет одну грамматическую основу, сложное состоит из двух или нескольких простых предложений (предикативных частей).

Простое предложение представляет собой слово или сочетание слов, характеризующееся смысловой и интонационной законченностью и наличием одной грамматической основы.
Классификация простых предложений в современном русском языке может осуществляться по разным основаниям.

В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные , вопросительные и побудительные .

Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их.

Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды (Лермонтов). Я приду к пяти часам .

Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют:

а) собственно вопросительные : Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров);
б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна ? (Пушкин).

Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д.

Например : А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков); Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).

Повествовательное, вопросительное и побудительное предложения различаются и по форме (в них используются различные формы наклонения глагола, присутствуют специальные слова - вопросительные местоимения, побудительные частицы), и по интонации.

Сравните:
Он приедет.
Он приедет? Приедет ли он? Когда он приедет?
Пусть он приедет.

По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные .

Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией.

Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).
Восклицательными могут быть все функциональные типы предложений (повествовательные, вопросительные, побудительные).

По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные , когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое,

например: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные , когда грамматическую основу предложений образует один главный член,

например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).

По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными .

Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например: Как сладка печаль моя весной! (Бунин).

Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).

В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные и неполные . В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? - Мне полчашечки.

Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...