Сложное назывное предложение примеры. Урок русского языка "назывные предложения"

Класс: 8

Презентация к уроку
















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок по учебному пособию «Русский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений» С.Г. Бархударов, С.Е Крючков, Л.Ю. Максимов и др.

Место занятия в учебном процессе: Тема «Простое предложение. Односоставные предложения».

Форма занятия: урок изучения нового материала с применением ИКТ.

Оборудование: интерактивная доска, презентация к уроку.

Данный урок является одним из уроков, посвященных изучению темы «Односоставные предложения». На следующих занятиях предполагается контроль знаний учащихся по данной теме. Используется дифференциация при проведении закрепления материала.

Цели урока: познакомить учащихся с назывными предложениями; показать отличие назывных предложений от других односоставных предложений; воспитывать у учащихся интерес к творчеству русских поэтов, любовь к русскому языку; формирование умений использовать назывные предложения в речи; определять роль назывных предложений в художественной литературе.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

II. Проверка знаний, умений, навыков учащихся

1. Сделайте разбор по членам предложения (2 слайд)

Хорошо пахнет сено.
Хорошо пахнет сеном.

2. Определите тип односоставного предложения (3 слайд)

  1. Люблю зимний лес.
  2. Меня знобит.
  3. Мне холодно.
  4. В поселке строят новую школу.
  5. Слезами горю не поможешь.
  6. Цыплят по осени считают.

3. Беседа (4 слайд)

– Что общего между этими предложениями?

– Назовите отличительные черты каждого типа предложений.

III. Новый материал

1. Слово учителя:

– Мы продолжаем работу по изучению односоставных предложений. И сегодня познакомимся с интересными односоставными предложениями – назывными. Изучая односоставные предложения сегодня, понаблюдаем над назывными предложениями, ответим на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?»

2. Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» (5 слайд)

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

– Это необычно. Появление этого стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина.». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. Фет часто использует этот прием в своих произведениях.

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях?

– Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим, называются назывными. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. (6 слайд)

3. Выступление назывного предложения (заранее подготовленный ученик)

– Давайте послушаем, что нам расскажет о себе назывное предложение.

Позвольте назвать себя: Назывное предложение! Вы, конечно, догадались, чем я занимаюсь? Да, да! Мне нравится называть, т. е. сообщать о самом существовании чего– то: предметов, событий, явлений... Я вокруг вас, я на каждом шагу, но вы меня не замечаете. Вы приехали, сошли с поезда и увидели: «Н. Новгород», «Вокзал», «Выход в город», «Кассы», «Буфет», «Остановка троллейбуса» и т. п. – это все я, Назывное предложение. Вы едете в город, кондуктор объявляет остановки: «Парк культуры и отдыха», «Металлуртческий завод», «Порт» – это Назывные предложения. А ребенок смотрит в окно и кричит: «Вон море!» – и это опять я, Назывное предложение. Как жаль, что никто не спросит, что это за предложения, которые так часто встречаются? Каким предложением назвали магазины «Хлеб», «Обувь», «Книги»? А это все я, Назывное предложение. Мне достаточно одного слова, чтобы обрадовать людей. Услышав меня в поезде, в трамвае они говорят радостно: «Вот мой город. Вот моя остановка, а вон мой дом! А Вт мой сынишка!» У меня один главный член предложения – подлежащее, но оно так много говорит людям. Подлежащее может иметь разные определения, а иногда у меня есть частицы – вот и вон . Порой я сообщаю и о страшных событиях: «Пожар!», «Землетрясение!», «Авария!» или отдаю приказания: «Огонь!», «Старт!», «Стоп!» Но главная моя задача – называть то, что нужно людям, что их радует и помогает жить. Меня используют и в поэзии, и в прозе. Есть даже целые стихотворения, которые написаны только Назывными предложениями. С одним из них вы уже познакомились. Послушайте еще одно, А. Кольцова:

Закоптелые палатки,
Черный хлеб, вода,
Кашель пряхи, плач дитяти.
О нужда! Нужда!

Правда, немного обидно, что ребята меня редко приглашают в свои сочинения.

– Что же нам сообщило о своем значении и строении Назывное предложение? (Значение: сообщает о том, что какое-нибудь явление или предмет существует в настоящем. Строение: один главный член – подлежащее; может иметь при себе указательные частицы вот и вон ; может быть распространенным и нераспространенным.) (7 слайд)

Назывные предложения используются при записи в дневниках, письмах, т.е. в таких жанрах, которые отличаются быстротой фиксации основных, главных деталей, или используются в начале описания (8 слайд)

– Сверим свои наблюдения с теорией учебника.

4. Знакомство с теорией учебника (стр. 106-107)

5. Упражнение 241 (устно)

6. Заполнение таблицы «Односоставные предложения»

IV. Отличие назывных предложений от неполных

– Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными (9 слайд). Сравните: Вечер. – Тихий вечер. Шепот. – Робкое дыханье . Вторые предложения распространены согласованными определениями. Распространить назывные предложения могут только второстепенные члены, относящиеся к группе подлежащего, т. е. все виды определений (согласованные и несогласованные).

Если в предложении есть обстоятельство или дополнение, то такое предложение большинством учёных считается двусоставным неполным с опущенным сказуемым, а обстоятельство напоминает о его существовании (10 слайд).

Тишина в заснеженном лесу. В дымных тучках пурпур розы…

Об этом мы поговорим подробнее на последующих уроках.

V. Закрепление материала

1. Записать под диктовку, найти назывные предложения.

  1. Бабье лето. Время обмолота. Словно приглашая в путь кого-то, журавли летят. (В. Боков.)
  2. Запах розы и жасмина. Трепет листьев. Блеск луны… Из открытых окон льется песня южной стороны. (А. Плещеев.)
  3. Тишина. Кукушка. Травы. Я один в лесу глухом.

2. Работа с репродукцией И.И. Левитана «Март» (11 слайд) (слабым ученикам – индивидуальные карточки)

– Выразительная емкость назывных предложений делает их незаменимым средством, когда надо лаконично, немногословно обрисовать картину, создать впечатление стремительного действия.

Рассмотрите репродукцию картины И. Левитана «Март». Попробуйте при помощи нераспространенных назывных предложений описать эту картину. (Предложения выводятся на слайд.)

День. Снег. Деревца. Небо. Лошадь. Дом. Тропинка. Настроение.

– Распространите эти назывные предложения при помощи согласованных и несогласованных определений. Запишите получившийся текст в тетради.

Ясный мартовский день. Потерявший свое зимнее великолепие снег. Пробуждающиеся ото сна деревца. Небо без облаков. Запряженная лошадь. Двухэтажный дом. Грязная тропинка. Весеннее, солнечное, радостное настроение.

Карточка № 1

1) Яркие голубые дни. Синее море. Вечер был тихий, лёгкий. 2) Маленький ручеёк. Вода немного коричневатая. Она не течёт, а сочится из мхов, от подножия невысоких берёзок, ив, ольхи и болотной травы... 3) Ночь. Поскрипывает и по­скрипывает ставенка. 4) Крепко морозит. 5) Мороз. Хрустит под валенками снег.

Карточка № 2

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Чистые стены, обитые лесом. Запах воды и смолы. 2) Третий час дня. Пасмурно. 3) Вон радуга. Весело жить! 4) Безветрие, и всё небо залито краской. 5) Вот серый старый дом. Теперь он пуст и глух.

Карточка № 3

Спишите, обозначая грамматическую основу каждого предложения и определяя его тип.

1) Душная ночь. Будет гроза... Вон и блеснуло бледно и тревожно. 2) Ночь тихая, тихая. Снег рыхл. Где-то далеко в небе тянет весной. 3) Заморозки. Подсохло. Я вышел пройтись к речке. 4) Во всём мне хочется дойти до самой сути: в работе, в поисках пути, в сердечной смуте. 5) Зима подходит к середине, дороги мокнут, с крыш течёт, и солнце греется на льдине.

VI. Анализ текстов

Анализ текстов с точки зрения роли в них назывных предложений. Второй и шестой тексты записать в тетради.

Задания к текстам:

  1. Внимательно прочитайте стихотворения, определите идейный замысел и позицию автора.
  2. Найдите односоставные предложения. Определите их роль в поэтическом тексте.
  3. Чем односоставные предложения помогают в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

1) Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря. В берег бьется
Чуждый чарам черный челн.
(К. Бальмонт.)

(Чары – волшебство, колдовство.)

2) Глушь да топь, коряги да пеньки.
Старая березовая роща,
Редкий лес на берегу реки.
(Д. Кедрин.)

3) Осень. Сказочный чертог,
Весь открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.
Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.
(Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

4) Маленький городок.
Северный городок.
Выцветшая луна.
Северная Двина.
Рябь темно-синих вод.
Музыка. Теплоход.
Девушка на холме.
Юноша на корме.
(К. Ваншенкин)

5) Последний день июля месяца. Кругом – Россия – родной край. Ровной синевой залито все небо. Лишь одно облачко на нем не то плывет, не то тает. Безветрие, теплынь. Воздух – парное молоко.
Глубокий, но пологий овраг... По оврагу бежит ручей; на дне его мелкие камешки словно дрожат сквозь светлую рябь. Вдали – края земли и неба. Синеватая черта большой речки...
(По И. Тургеневу)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору красочно, лаконично, немногословно нарисовать картину родного края.

6) Так (н.. .)спешно идет жизнь. Дни, вечера, ночи, праз.. .ники, будни.
Ярм...рка. Кр...щенский м...роз. В шубах д...ревья. На ш...стах полощ...т...ся флаги. И зима, зима. От снега все мя... кое.
(По Е. Замятину)

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору лаконично и точно рисовать картину русской зимы, крещенских морозов.

VII. Литературное задание

– Вспомните героев комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» и по предложенной характеристике угадайте, определите, о ком идёт речь(12-13 слайды)

  1. …, уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек.
  2. …, провинциальная кокетка, ещё не совсем пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей.
  3. …, молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, – один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими.
  4. …, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет.
  5. …, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен.
  6. …, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут.
  7. …, простодушный до наивности человек.

(ОТВЕТ: 1) Городничий; 2) Анна Андреевна; 3) Хлестаков; 4) Осип; 5) Ляпкин-Тяпкин; 6) Земляника; 7) Почтмейстер).

VIII. Подведение итогов урока

1. Блиц-опрос

– Назывные – односоставные предложения? (Да).

– Назывные – двусоставные предложения? (Нет).

– Согласны ли вы, что назывные предложения имеют только один главный член предложения, по форме напоминающий подлежащее? (Да).

– Может ли назывное предложение быть нераспространённым? (Да).

– Может ли назывное предложение быть распространённым? (Да).

– Может ли главный член предложения в назывном предложении быть сочетанием числительного с существительным? (Да).

2. Решение проблемного вопроса

– Сегодня на уроке мы говорили о назывных предложениях. Вы заметили, что таких предложений много в стихотворениях. Не случайно Н.В.Гоголь сказал: «Родник поэзии есть красота». Наблюдая над назывными предложениями, вы можете ответить на вопрос: «Какую роль играют односоставные назывные предложения не только в прозаических текстах, но и в поэзии?» (Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта).

– Мне сегодня очень приятно было работать с вами на уроке. Я увидела умных заинтересованных детей. А если у кого-то что-то не получилось – не беда. Вы всё равно узнали что-то новое, значит, стали умнее.

Пусть каждый из вас скажет себе: «Я – молодец! Я думал. Я старался. Я делал открытия». (Слайд 14)

Домашнее задание: §24, упражнения 243 (письменно), 248 (устно); подготовиться к контрольному диктанту (15 слайд).

– Спасибо за сотрудничество. (Слайд 16)

Односоставные предложения - это предложения, грамматическая основа которых состоит из одного главного члена, причём этого одного главного члена достаточно для полного словесного выражения мысли. Таким образом, «односоставный» не означает «неполный».

Главный член односоставного предложения - особое синтаксическое явление: он один составляет грамматическую основу предложения. Однако по своему значению и способам выражения главный член большинства односоставных предложений (кроме назывных) сближается со сказуемым, а главный член назывных предложений - с подлежащим. Поэтому в школьной грамматике принято делить односоставные предложения на две группы: 1) с одним главным членом - сказуемым и 2) с одним главным членом - подлежащим. К первой группе относятся определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные и безличные предложения, а ко второй - назывные.

За каждым типом односоставных предложений (кроме обобщённо-личных) закреплены свои способы выражения главного члена.

Определённо-личные предложения

Определённо-личные предложения - это предложения, обозначающие действия или состояния непосредственных участников речи - говорящего или собеседника. Поэтому сказуемое (главный член) в них выражается формой 1-го или 2-го лица глаголов единственного или множественного числа.

Категория лица есть в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении. Соответственно сказуемое в определённо-личных предложениях может быть выражено следующими формами: расскажу, расскажешь, расскажем, расскажете, расскажи, расскажите, давай(те) расскажем; иду, идёшь, идём, идёте, буду идти, будешь идти, будем идти, будете идти, иди, идите, давай(те) идти.

Например: Ни почестей, ни богатства для дальних дорог не прошу, но маленький дворик арбатский с собой уношу, уношу(Б. Окуджава); Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог, сядем в копна свежие под соседний стог (С. Есенин); Чему смеётесь? Над собой смеётесь (Н. Гоголь); Не предвкушай счастливых дней, преподнесённых небесами (Б. Окуджава); Во глубине сибирских руд храните гордое терпенье (А. Пушкин).

Предложения эти по своему значению очень близки к двусоставным предложениям. Почти всегда соответствующую информацию можно передать двусоставным предложением, включив в предложение подлежащее я, ты, мы или вы.

Достаточность одного главного члена обусловлена здесь морфологическими свойствами сказуемого: глагольные формы 1-го и 2-го лица своими окончаниями однозначно указывают на вполне определённое лицо. Подлежащие я, ты, мы, вы оказываются при них информативно избыточными.

Односоставные предложения мы употребляем чаще в том случае, когда нужно обратить внимание на действие, а не на лицо, которое это действие совершает.

Неопределённо-личные предложения

- это односоставные предложения, которые обозначают действие или состояние неопределённого лица; деятель в грамматической основе не назван, хотя и мыслится лично, но акцент сделан на действии.

В роли главного члена таких предложений выступает форма 3-го лица множественного числа (настоящего и будущего времени изъявительного наклонения и повелительного наклонения) или формы множественного числа (глаголов прошедшего времени и условного наклонения или прилагательных): говорят, будут говорить, говорили, пусть говорят, говорили бы; (им) довольны; (ему) рады.

Например: На селе поговаривают, будто она совсем ему не родственница... (Н. Гоголь); По улицам слона водили... (И. Крылов); И пусть говорят, да пусть говорят, но - нет, никто не гибнет зря... (В. Высоцкий); Это ничего, что мы поэты, только бы читали нас и пели (Л. Ошанин).

Специфика значения деятеля в неопределённо-личных предложениях в том, что в действительности он существует, но в грамматической основе не называется.

Форма 3-го лица множественного числа глагола-сказуемого не содержит информации ни о количестве деятелей, ни о степени их известности. Поэтому эта форма может выражать: 1) группу лиц: В школе активно решают проблему успеваемости; 2) одно лицо: Мне принесли эту книгу; 3) и одно лицо, и группу лиц: Меня ждут; 4) лицо известное и неизвестное: Где-то далеко кричат; На экзамене мне поставили пять.

Неопределённо-личные предложения чаще всего имеют в своём составе второстепенные члены, т.е. неопределённоличные предложения , как правило, распространённые.

В составе неопределённо-личных предложений употребляются две группы второстепенных членов: 1) Обстоятельства места и времени, которые обычно косвенно характеризуют деятеля: В зале пели . В соседнем классе шумят . В юности часто стремятся кому-то подражать (А. Фадеев); Эти распространители обычно косвенно характеризуют деятеля, обозначая место и время, связанные с деятельностью человека. 2) Прямые и косвенные дополнения, вынесенные в начало предложения: Нас пригласили в комнату; Ему здесь рады ; Сейчас его приведут сюда (М. Горький).

При исключении же из состава предложения этих второстепенных членов предложения являются неполными двусоставными с пропущенным подлежащим: С утра поехали в лес. В лесу пробыли до позднего вечера.

Обобщённо-личные предложения

Обобщённо-личные предложения занимают особое место среди односоставных предложений. Это объясняется тем, что обобщённо-личные предложения не имеют собственных форм, и, таким образом, основным критерием их выделения является смысловой признак.

Значение обобщённости может быть свойственно предложениям разной структуры: И какой же рус ский не любит быстрой езды (Н. Гоголь) (двусоставное предложение); В поисках слов нельзя, пренебрегать ничем (К. Паустовский) (безличное предложение); Сердцу не прикажешь (пословица) (определённо-личное по форме предложение).

Обобщённо-личными считаются только те предложения, которые по форме являются определённо-личными или неопределённо-личными, но обозначают действия или состояния обобщённо мыслимого лица. Это предложения, в которых формулируются наблюдения, связанные с обобщающей характеристикой определённых предметов, жизненных явлений и ситуаций: Береги честь смолоду (пословица); Что имеем - не храним, потерявши - плачем (пословица); Цыплят по осени считают -(пословица); Снявши голову по волосам не плачут (пословица).

Наиболее типичной формой является форма 2-го лица единственного числа настоящего или будущего простого изъявительного наклонения: Отдаёшьсяневольно во власть окружающей бодрой природы (Н. Некрасов); ...В редкой девице встретишьтакую простоту и естественную свободу взгляда, слова, поступка (И. Гончаров); На чужой роток не накинешьплаток (пословица).

В отличие от внешне сходных с ними определённо-личных предложений с глаголами в форме 2-го лица, в предложениях обобщённо-личных никогда не говорится о конкретных действиях собеседника, субъект действия мыслится в таких предложениях обобщённо, как любое лицо.

Безличные предложения

Безличные предложения - это односоставные предложения, в которых говорится о действии или состоянии, возникающем и существующем независимо от производителя действия или носителя состояния. Особенностью грамматического значения безличных предложений является значение стихийности, непроизвольности выражаемого действия или состояния. Оно проявляется в самых различных случаях, когда выражается: действие (Лодку сносит к берегу); состояние человека или животного (Мне не спалось; Ему холодно); состояние окружающей среды (Темнеет; Тянет свежестью); «состояние дел» (Плохо с кадрами; Нельзя откладывать эксперименты) и т. д.

Главный член может быть выражен:

1) формой 3-го лица единственного числа безличного или личного глагола: Светает!.. Ах, как скоро ночь минула/ (А. Грибоедов); Пахнет весною сквозь стёкла (Л. Мей);

2) формой среднего рода: Замело тебя, счастье, снегами, унесло на столетья назад, затоптало тебя сапога ми отступающих в вечность солдат (Г. Иванов); Не хватило хлеба даже до святок (А. Чехов);

3) словом нет (в прошедшем времени ему соответствует форма среднего рода было, а в будущем - форма 3-го лица единственного числа - будет): И вдруг сознанье бросит мне в ответ, что вас, покорной, не было и нет (Н. Гумилёв); Сильнее кошки зверя нет (И. Крылов);

5) сочетанием слова категории состояния (с модальным значением) с инфинитивом (составное глагольное сказуемое): Когда знаешь, что нельзя смеяться, тогда, - тогда именно и овладевает тобою этот сотрясающий, болезненный смех (А. Куприн); Пора вставать: седьмой уж час (А. Пушкин);

6) кратким страдательным причастием среднего рода (составное именное сказуемое): Чудно устроено на нашем свете! (Н. Гоголь); У меня не прибрано!.. (А. Чехов);

7) инфинитивом: Вам не видать таких сражений (М. Лермонтов); Ну как не порадеть родному человечку? (А. Грибоедов); Долго петь и звенеть пурге (С. Есенин)

Назывные предложения

Назывные (номинативные) предложения - это односоставные предложения, в которых утверждается существование, бытие предметов или явлений. Грамматическая основа назывных предложений состоит только из одного главного члена, по форме сходного с подлежащим: главный член назывных предложений выражается именительным падежом существительного (одиночным или с зависимыми словами), например: Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс... (А. Пушкин).

Смысл назывных предложений заключается в утверждении бытия, существования явления в настоящем времени. Поэтому назывные предложения не могут быть употреблены ни в прошедшем, ни в будущем времени, ни в условном, ни в повелительном наклонении. В этих временах и наклонениях им соответствуют двусоставные предложения со сказуемым было или будет: Осень (назывное предложение). Была осень; Будет осень (двусоставные предложения).

Выделяются три основные разновидности назывных предложений .

1.Бытийные: Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле (А. Ахматова).

2. Указательные; они включают указательные частицы вот, вот и, вон, вон и: Вот место, где их дом стоит; Вот ива (А. Пушкин); Вот и мостик/ (Н. Гоголь).

3. Оценочно-бытийные; они произносятся с восклицательной интонацией и часто включают в себя восклицательные частицы какой, что за, ну и: Осада! Приступ! Злые волны, как воры лезут в окна (А. Пушкин); Какая ночь! Мороз трескучий... (А. Пушкин).

Особенностью назывных предложений является то, что им свойственна фрагментарность и одновременно большая ёмкость выражаемого содержания. В них называются только отдельные детали ситуации, но детали важные, выразительные, рассчитанные на воображение слушателя или читателя - такие, по которым он может представить себе общую картину описываемой обстановки или событий.

Чаще всего назывные предложения используются в описательных контекстах поэтической и прозаической речи, а также в ремарках драматических произведений: Скалы, почерневшие от загара... Раскалённый песок, который жжёт сквозь подошвы (Н. Сладкое); Вечер. Взморье. Вздохи ветра. Величавый возглас волн (К. Бальмонт); Гостиная в доме Серебрякова. Три двери: направо, налево и посредине. - День (А. Чехов).

В русском языке кроме двусоставных предложений, характеризующихся наличием двух главных членов, подлежащего и сказуемого, есть еще и односоставные, то есть такие, в которых только один главный член. И вот назывные предложения – это такие, в которых данный главный член выражен именем существительным. Изучаемая в 8 классе тема очень важна, поскольку она является основой для понимания базовых принципов синтаксиса и формирования навыков составления сложного текста.

Особенности и примеры назывных предложений

Назывные предложения (они же номинативные) могут состоять только из подлежащего, но это не обязательно, оно также может иметь зависимые слова. Подлежащим в такой синтаксической конструкции всегда будет имя существительное, стоящее в форме именительного падежа. Кроме того, в состав этого предложения могут включаться междометия и частицы (указательные или восклицательные).

Как правило, в качестве распространяющего члена предложения выступают определения – согласованные или несогласованные.

В назывном предложении может быть одно подлежащее или несколько однородных: Шум и гам вокруг.

Вот примеры назывных предложений.

Бессонница. – предложение состоит только из подлежащего. Силуэт человека в тумане. – в этом предложении у подлежащего есть зависимые слова. Вот та дождь! – в этом номинативном предложении использованы местоимение и указательная частица.

Назывное предложение всегда сообщает о существовании предмета или явления в настоящем времени.

В случаях, когда номинативное предложение распространяется с помощью обстоятельств (как правило со значением времени или места), некоторые исследователи относят их к другой категории – двусоставным неполным предложениям. Например: Скоро весна (то есть скоро наступит весна) – это предложение можно рассматривать как такое, где пропущено сказуемое.

Виды назывных предложений

Их классификация основана на смысловой нагрузке. Итак, номинативные предложения подразделяются на.

предикативный признак выражают факт существования, наличия в объективной действительности.

В назывных предложениях главный член оформлен как подлежащее и обозначает предмет, характерный для передаваемой ситуации.

Основная форма главного члена и минимальный состав предложения – именительный падеж существительного, реже местоимения или числительного.

И семантические, и грамматические особенности назывных предложений характеризуются резким своеобразием по сравнению не только с двусоставными, но и с односоставными разных типов. Основной признак назывных предложений – фрагментарность и одновременно большая емкость выражаемого содержания. В них называются отдельные детали ситуации, но детали важные, рассчитанные на опыт и воображение слушателя или читателя, такие, по которым легко представить себе общую картину описываемой обстановки или события, например: Ночь. Улица. Фонарь. Аптека.

Главный член односоставного предложения имеет форму, совпадающую с подлежащим, но обозначает не носителя признака, как в двусоставных предложениях, а особого рода признак. В то же время, отмечает Н.С.Валгина, главный член назывных предложений не обладает признаками сказуемого: он не способен употребляться со связкой и быть выразителем модально-временных значений; отношение называемого им предмета или явления к действительности говорящий передает только с помощью констатирующей интонации. При этом отмечается, что назывные предложения всегда предполагают реальную модальность и одно из значений настоящего времени, не допускают парадигматических изменений по наклонениям и временам, бывают только утвердительными, например: Зашумели верхушки лип. Свет. Удар грома.

Таким образом, Н.С.Валгина и ряд других авторов, в том числе и авторы школьных учебников, придерживаются традиционных взглядов и предложения типа Была ночь относят к двусостпавным предложениям. Однако в Грамматиках –70 и 80, а также в трехчастном учебнике В.В.Бабайцевой, Л.Ю.Максимова отвергается двусоставность этих предложений, и глагол быть характеризуется как служебный синтаксический формант – показатель временной отнесенности.

Не имеет однозначного решения и вопрос о составе и границах односоставных предложений, а именно указательные предложения, заголовки и названия, именительный темы, формы приветствия и благодарности, номинативы оценочного характера, именные предложения с детерминантами получают разную трактовку. Одни авторы, в частности В.В.Бабайцева, включает эти конструкции в состав номинативных предложений, другие, например Н.С.Валгина, относит их к особым конструкциям. Рассмотрим последнюю точку зрения подробнее.

Разграничение номинативных предложений и схожих по форме конструкций представляется возможным при учете такого свойства предложения, как самостоятельность функционирования. Такой подход дает возможность выделить в качестве номинативных предложений только те конструкции, которые способны самостоятельно функционировать без контекста. В этом случае круг номинативных предложений становится достаточно определенным и сравнительно узким. В их состав, без сомнения, включаются: Зима. Вот и ручей. Ну и погода. Четыре часа и т.д.

Перечислим конструкции, которые по форме совпадают с номинативными предложениями:

1)Именительный падеж в роли простого наименования - названия, надписи на вывесках.

Эти конструкции не имеют значения бытия: Уиверсам. «Евгений Онегин».

2)Именительный падеж в функции сказуемого двусоставного предложения может употребляться в неполных предложениях: Чичиков еще раз взглянул на него искоса, когда переходили в столовую: Медведь! Совершенный медведь! Гость протянул руку: - Иванов. (значение им.п. – признак).

3)Изолированное употребление именительного падежа, номинатив. Различаются препозитивные и постпозитивные номинативы.

Препозитивный номинатив – именительный представления, или темы, который называет предмет речи (мысли) для того, чтобы вызвать о нем представление в сознании собеседника, читателя: Несовершеннолетие…Возраст, который требует особого пристального внимания.

Постпозитивный номинатив располагается после сообщения, служит цели раскрытия содержания впереди стоящего подлежащего, данного в общей, неконкретной форме: Какая это огромная и сложная дистанция – 12 месяцев.

Таким образом, номинативные предложения – односоставные предложения субстантивного типа, главный член которого имеет форму именительного падежа и совмещает в себе функции наименования предмета и идею его существования, бытия. Значение бытийности является доминирующим, причем это статическое бытие предмета в отличие от динамического, где подчеркивается процесс возникновения предмета или явления, сравните: За поворотом магазин; Опять ненастье. Такие конструкции Н.С.Валгина относит к эллиптическим двусоставным предложениям с обстоятельственными словами, а В.В.Бабайцева – к переходному типу между односоставными и двусоставными предложениями.

В лингвистической литературе существуют две классификации номинативных предложений: 1) семантическая, 2) структурная. Каждая классификация имеет ряд вариантов, которые получили отражение и в учебной литературе.

Семантическая классификация.

1) Вариант 1, представленный в трехчастном учебнике В.В.Бабайцевой, Л.Ю.Максимова, 1987, с.105-107:

· бытийные (И цветы, и шмели, и трава, и колосья; И лазурь, и полуденный зной);

· указательные (Вот мельница. Вот и вечер жизни);

· побудительные: а) побудительно-желательные (Внимание! Добрый день! Привет!); б) побудительно-повелительные (ситуативные) (Огонь! (ситуация – бой). Шприц! Зонд! (ситуация – хирургическая операция);

· оценочно-бытийные (Какой мороз! Ну и мороз! Цветов-то! Ну и цветов!);

· собственно-назывные («Первые радости», «Необыкновенное лето» (книги); «Тегеран-43», «Русское поле» (кинофильмы));

· «именительный представления» (специфическая разновидность) (Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!).

2) Вариант 2, представленный в Современном русском языке под ред.Е.М.Галкиной-Федорук, М., 1964, ч.2, с.429-431:

· природные явления (Знойный полдень);

· среда и обстановка, указание на предмет (Двухэтажный дом. Веранда. Клумбы. Несколько скамеек и шезлонги.);

· внешний вид живых существ (Правильный, нежно очерченный овал лица, довольно правильные черты, густые, прекрасные волосы, обыденная домашняя прическа, тихий пристальный взгляд); психологическое состояние человека, эмоции (Смятенье, обморок, поспешность, гнев, испуг); эмоциональная оценка в форме восклицания (Какие страсти! Что за чудная ночь, что за тени и блеск);

· итог, обобщение, заключение, причина (-Что делать, что делать! – вздохнул председатель, откидываясь на спинку стула. – Развалина…песочные часы);

· модальные значения: сомнение, недоверие, утверждение, сообщение-представление (Как вас зовут? – Наташа. Наташа Чистякова);

· приветствия, пожелания, призывы (Привет! Добрый день! Счастливый путь!); побудительные.

3) Вариант 3, представленный в Синтаксисе современного русского языка Н.С.Валгиной. М., 1978, с.186-188. В этом варианте учтено самостоятельное функционирование номинативного предложения вне контекста:

· собственно-бытийные (Изморось. Сумерки.Дорога);

· предметно-бытийные (Кустарник. Мох. Приземистые ели);

· указательные (Вот ива. Вот оно, глупое счастье с белыми окнами в сад);

· оценочно-бытийные (с эмоционально-экспрессивными частицами) (Ну уж ночка! Страх. И скука же, братец ты мой. А уж характер!);

· желательно-бытийные (Только бы здоровье! Лишь бы не смерть! Если бы счастье!).

В варианте, представленном в учебнике Д.Э.Розенталя представлены две семантические разновидности: бытийные и указательные.

В Грамматике-80 семантические разновидности делятся на две группы: не лично-субъектные и лично-субъектные предложения. Общее значение 1-й группы – вся ситуация «предмет – его существование, наличие» обозначена как такая, которая либо не имеет своего носителя или производителя, либо представлена в отвлечении от него, семантические разновидности- состояние природы, окружающей среды; события, ситуации, предметы – лица или не лица, например: Зима. Дождь. Победа. Шум. Улица. Случайные прохожие.

Общее значение предложений 2-й группы – вся ситуация «предметно представленное действие, состояние – его существование» имеет своего носителя, который с высокой степенью регулярности обозначается распространяющей словоформой с субъекным или субъекно-определительным значением, например: Шепот. Бред. Стыд и позор! У ребенка грипп. Среди присутствующих разговоры. У него опыт.

Структурная классификация предполагает деление номинативных предложений по признаку распространенности и по способу выражения главного члена.

Так, в Грамматике-60 выделяются нераспространенные и распространенные номинативные предложения. В нераспространенных предложениях главный член может быть выражен именем существительным, личным местоимением или числительным, количественно-именным словосочетанием. Распространенное предложение может включать согласованное и несогласованное определение.

В учебнике П.А.Леканта «Синтаксис простого предложения в современном русском языке», М., 1974, с.43-53 структурные типы номинативных предложений выделяются на основании признака расчлененности-нерасчлененности.

Нерасчлененные, нераспространенные, синтаксически неразложимые, с присловными распространителями, например: Стол. Четыре стула. Ясный полдень. Вот дом. Вот и солнце. Какая тишина!

Расчлененные, распространенные с детерминантами, например: Вокруг тайга. А через полгода – новое чудо. У тебя истерика, Вася.

Н.С.Валгина выделяет особую группу номинативных предложений в русском языке, имеющие в качестве главного члена независимый родительный падеж имени, который не только передает значение наличия, бытия предмета, но и характеризует его с количественной стороны – утверждается наличие множества чего-либо. Этот тип предложений называется генитивным. Примеры: Народу! Смеху! Цветов! Еды-то, еды!

Среди структурных типов простого предложения выделяются вокативные предложения (ВП). ВП –это обращения, осложненные выражением нерасчлененной мысли, чувства, волеизъявления (В.В.Бабайцева, Л.Ю.Максимов, указ.учебник, ч.3., с.113).

Место ВП в классификационных схемах структурных типов простого предложения определяется по-разному: особый тип односоставных предложений, разновидность нечленимых предложений, разновидность номинативных предложений, тип, стоящий на границе односоставных и нечленимых предложений. Признаком, отличающим их от односоставных предложений, является невозможность выделения в них членов предложения. Признаком, отличающим их от нечленимых предложений, является наличие в них номинативно-звательной функции слов, образующих их конструктивную основу.

ВП имеют две семантические разновидности с точки зрения реакции говорящего: 1) побудительные и 2) эмоциональные. Побудительные ВП выражают призыв, требование, запрет, предостережение, просьбу, протест и т.п., например: -Часовой, - строго окрикнул Новиков(Бондарев); - Товарищ полковник! – запротестовал, подбегая, пилот (Симонов).

Цель урока : изучение нового материала
1)повторение сведений об односоставных предложениях;
2) знакомство с назывными предложениями;
3)изучение практической направленности полученных знаний.

Методы и приемы:
1)методы словесной передачи информации и слухового восприятия информации (приемы: беседа, рассказ, дискуссия );
2)методы наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации(приемы
: наблюдение, работа по картине );
3)методы передачи информации с помощью практической деятельности (
экспериментальная работа в группах, работа с книгой, творческая работа );
4)методы стимулирования и мотивации учащихся (приемы:
частично-поисковая деятельность, групповая исследовательская деятельность, создание ситуации успеха, создание ситуации взаимопомощи)
5)методы контроля (приемы: фронтальный опрос, самооценка)


Форма организации работы на занятии: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Средства обучения:
Материально – технические: проектор, репродукция картины.
Дидактические: учебники русского языка, тетради, карточки с заданиями.
Хронометраж урока:
1) Организационный момент -2 мин.;
2) Повторение пройденного материала -8 мин.;
3) Объяснение нового материала -10 мин.;
4) Закрепление знаний -20 мин.;
5) Подведение итогов - 2 мин.;
6) Предъявление и обсуждение домашнего задания -3 мин.

Ход урока:

    Организационный этап
    Взаимное приветствие учащихся и учителя; фиксация отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку; проверка наличия дневников, тетрадей, учебников; организация внимания.


2) Блиц – опрос :

1) Чем отличаются односоставные предложения от двусоставных?

(В двусоставных предложениях грамматическая основа состоит из двух главных членов – подлежащего и сказуемого, причем оба эти члена необходимы для понимания смысла предложения. В односоставных предложениях грамматическая основа состоит из одного главного члена (подлежащего или сказуемого), причем второй главный член не нужен для понимания смысла предложения.)

2) На какие группы делятся односоставные предложения по форме главного члена?

(По форме главного члена односоставные предложения делятся на две группы: с

главным членом – сказуемым и главным членом – подлежащим.)

3) Назовите основные группы односоставных предложений с главным членом

сказуемым.

(Определенно – личные, неопределенно – личные, безличные.)
4) Какие предложения называются определенно-личными?

(Определенно – личные предложения – это односоставные предложения со

сказуемым – глаголом в форме 1 –го или 2 –го лица.)

5) Какие предложения называются неопределенно-личными?

(Неопределенно – личные предложения – это односоставные предложения

со сказуемым-глаголом в форме 3-го лица множественного числа в настоящем

и будущем времени и форме множественного числа прошедшего времени.)
6) Какие предложения называются безличными?

(Безличные предложения – это односоставные предложения со сказуемым,

при котором нет и не может быть подлежащего.)


3) На доску проецируется текст:

На улице прохладно. А дети ждут морозы. Будут потом кататься на лыжах и коньках. Любите зиму!

-Можно ли назвать совокупность данных предложений текстом?
-Озаглавьте его («В ожидании зимы»)
-Назовите грамматические основы данных предложений и определите вид предложений (
прохладно – безличное; дети ждут – двусоставное; будут кататься – неопределенно-личное; любите - определенно-личное)

4) Переход к новой теме урока
Учитель читает стихотворение А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье».(см. Приложение1)
- Понравилось ли вам это стихотворение?
-Вот как отозвался о нем Л.Н.Толстой: «В нем нет ни одного глагола, каждое выражение – картина».
Учитель: в этом стихотворении нет действия, но очень образно с помощью существительных рисуется картина ночи. Автор использует только имена существительные, называющие предметы. А.Фет употребляет назывные предложения (или номинативные).
Записывается тема урока: «Назывные предложения».
Учитель: Назывные предложения составляют специфическую группу среди односоставных. В научной грамматике они трактуются по-разному, а практически представляют довольно пеструю группу, в которой в роли главного члена выступают предметные и признаковые существительные. Комната. Стол. Диван. Ночь. Прохлада. Тишина. Назывные предложения, как и безличные, являются экспозиционными. Преимущественно используются они в художественной литературе (поэзии, прозе), в газетных и журнальных очерках и статьях. Назывные предложения очень кратки, но выразительны. С помощью них писатель тонко и лаконично рисует место, время действия, пейзаж, обстановку. Они способствуют стремительному развитию сюжета. Назывные предложения часто использовал в своих рассказах А.П.Чехов.
Земская больница. Утро . (рассказ «Хирургия»)
Вечерние сумерки. Крупный, мокрый снег . (рассказ «Тоска»)
А.А.Ахматова в своих стихах часто использовала назывные предложеня:
Двадцать первое. Ночь. Понедельник. Очертанья столицы во мгле. (примечание: все предложения выведены на доке с помощью проектора)
Обращаем внимание на чтение назывных предложений. Они читаются с продолжительной паузой.
Чтобы отграничить назывные предложения от двусоставных неполных, нужно знать грамматические признаки назывных предложений:
а) Назывные предложения имеют один главный член – подлежащее, которое может быть выражено именем существительным в именительном падеже (
Лес. Просека ), количественно-именным словосочетанием (Двадцать минут одиннадцатого. ), личным местоимением(Вот и она. ) и числительным(Двадцать три! - продолжает Гриша). В схему указанных назывных предложений входят также частицы вот и вон и, тогда такие предложения приобретают указательное значение.

б)Назывные предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Специфика назывных предложений в этом плане заключается в том, что главный член их может распространяться только определениями, согласованными и несогласованными.
- Какие определения называются согласованными? (определения, связанные с определяемым существительным по способу согласования, т.е. в падеже, числе. роде. Звездная ночь.)
- Какие определения называются несогласованными? (определения, связанные с поясняемым словом по способу управления или примыкания . Цепь волчьих ям с дубовою щетиной.)

5) Записывается под диктовку предложение:
Мороз и солнце; день чудесный!
- Откуда эта строчка, кто автор? («Зимнее утро» А.С.Пушкин)
- Произвести синтаксический разбор (предложение повествовательное, восклицательное, сложное, бессоюзное; 1-е предложение односоставное, назывное, нераспространенное,2-е предложение двусоставное, нераспространенное)
Вывод: назывные предложения также могут входить в состав сложного предложения.
Дифференцированное задание:
1-я группа (сильные учащиеся): написать сочинение-миниатюру по картине В.Д.Поленова «Заросший пруд», используя односоставные предложения;
2-я группа (среднеуспевающие): задание по карточкам; (
см. Приложение2, карточка№1)
3-я группа (слабоуспевающие): упражнение 213,выписать назывные предложения.
Задания проверяются по одному от каждой группы.
Самостоятельная работа
Класс выполняет упражнение 216 по заданию.
=У доски по карточке работает ученик (задание можно дать либо сильному учащемуся, либо слабому
, см. Приложение2 , карточка№2 или карточка №3)

6) Подведение итогов
1) Учитель анализирует деятельность учащихся на уроке.
2) Совместная оценка деятельности учителя и учащихся на уроке.

7) Предъявление и обсуждение домашнего задания
Параграф 24, дифференцированное задание, каждая группа получает карточки с заданием. (см. Приложение3)

Приложение 1

Стихотворение А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучах пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..
(1850 год)

Приложение 2

Дифференцированное задание по карточкам.

Карточка №1
При помощи согласованных и несогласованных определений распространить назывные предложения.

Утро. Река. Остров. Кусты. В их густой тени сидит рыболов.

Карточка № 2
(примечание: задание для сильного учащегося)

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор предложения.

Тишина и лишь чайки рыболовы нарушают ночной покой.

Карточка №3
(примечание: задание для слабоуспевающего учащегося)

Найти назывные предложения и подчеркнуть в них грамматические основы, дать характеристику предложений.

Осень. Чащи леса.
Мох сухих болот.
Озеро белесо.
Бледен небосвод.
И. Бунин

Приложение 3

Дифференцированное домашнее задание по теме « Назывные предложения»

Задание 1-й группе:

Сделайте короткие словесные зарисовки: 1) опишите обстановку в своей квартире в разное время суток – ранним утром, днем, поздним вечером; 2) опишите обстановку в школе на большой перемене. Какие назывные предложения помогут вам выразительно и ярко передать картинки домашнего и школьного быта?

Задание 2-й группе:

Вспомните, какие картины природы запомнились вам (в походе, в путешествии, при поездке за город, во время каникул и т. д.). Опишите их. Какие виды односоставных предложений при этом можно использовать?

Задание 3-й группе:

Выпишите из драматического произведения две – три ремарки с назывными предложениями. Определите, что выражает автор с помощью таких предложений.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...