Виды деятельности человека и их формы. Деятельность человека – что это в психологии

категория социальной философии, выражающая специфически человеческий способ отношения к миру, утверждения человека в бытии посредством преобразования природных и общественных условий своего существования. В процессе Д. не только преобразуется природа и общество, но создаются все социальные свойства и способности человека. В понятии Д. представлены многообразные формы человеческой активности в различных сферах общественной жизни (экономическая, политическая, правовая, культурная Д.), а также различные аспекты жизни человека (умственная, физическая, внутренняя, внешняя, творческая, созидательная, конструктивная, свободная, разрушительная Д. и т. д.). Кроме того, Д. подразделяется на духовную и Материальную, теоретическую и практическую. Духовная (умственная, теоретическая) Д. представляет собой целенаправленное производство общественных идеалов, ценностей, идей, понятий, представлений. Посредством духовной Д. объясняется и конструируется мир, формируются цели, осуществляется выбор средств для их достижения, создается идеальный план Д. В процессе Д. осуществляется творческое созидание культуры. Структура Д. выражена взаимосвязью ее структурообразующих элементов: цель, средство, результат, субъект, объект. В цели субъектом осознается неудовлетворенная потребность, создается идеальный образ необходимого предмета, определяется выбор объекта, средств и способов действий субъекта. Цель, таким образом, становится системообразующим принципом Д. Д. представляет собой сложную целостную систему многообразных связей и отношений, в которых реализуется единая схема (структура) Д., субъект-объектного отношения человека к миру, формируется предметное отношение к миру как к объекту субъективных преобразований, возникают и подтверждаются важнейшие определяющие характеристики человеческой субъективности. В Д. общественная жизнь предстает как предметно- деятельная взаимообусловленность жизни индивидов, а человек - как субъект познания и практики, мерой субъективности которого становится созданный им предметный мир. Цели и нормы Д. осознаются индивидом как важнейшие общественные ценности и переживаются им как собственные смысложизненные ориентиры и мотивы действий, приобретая тем самым личностный смысл. В созданном человеком предметном мире запечатлены базовые социальные характеристики индивидов, проявлены их важнейшие свойства и способности. Д., таким образом, становится пространством самореализации индивидов. Однако в условиях антагонистического общества созданный человеком предметный мир отчуждается от него и его Д., порабощает своего создателя, определяя цели, нормы и формы его действий. Характер отношения субъекта Д. к ее результатам является важнейшей характеристикой развитости общества. В Д. возникает особое отношение человека к другому - отношение использования, ставшее своеобразной субстанцией конкретных форм общественного и индивидуального бытия. Присвоение мира посредством Д. формирует у индивида ценностную установку на обладание, которую Маркс определил как отчужденную и превращенную форму человеческой чувственности. Посредством Д. не только удовлетворяются потребности человека, но и устанавливается и функционирует регламентирующее индивидуальное поведение, базовое общественное отношение «господство - подчинение», которое проявляется во всех конкретных видах и формах организации Д. Разнообразные формы Д. являются способами социализации индивида, становления личности, идентификации индивида. Социальная идентификация осуществляется посредством отождествления индивида с определенной социокультурной ролью, обеспечивающей его вхождение в систему общественных отношений и их стабильность. В процессе социализации решаются две противоположные задачи: самосохранение социума, предполагающее максимальное следование индивидов заданным образцам, и самосохранение личности, утверждающей собственную уникальность и свободу отказом от нивелирующих стандартов. Однако в деятельности, ориентированной на обладание, свобода возможна лишь как познанная и примененная на практике природная и общественная необходимость. Действуя по логике объекта и по логике субъективной цели* индивид проявляет свою субъективность как «хитрость» соединяющего и разъединяющего разума, управляющего закономерностями различного плана, в силу чего в деятельности не только удовлетворяется, но и создается и развивается особая социокультурная потребность - потребность во власти. Категория Д. в обществознании приобретает важнейшее методологическое значение, является исследовательским методом понимания и объяснения сущности общественного бытия индивидов, их разделенности и взаимообусловленности.

Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является ее осознанность. Д. является реальной движущей силой обществ. прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры доказывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеч. существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеч. мотивов, идеалов и ценностей. Совр. науч.-технич. развитие все более демонстрирует, что не только Д. в сфере иск-ва или нравственности, но и науч., познават. Д. получает свой смысл в конечном счете в зависимости от ее нравств. ориентированности, от ее влияния на человеч. существование. С др. стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеч. бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни.

Существуют многообразные классификации форм Д.- разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т, д. С т. зр. творч. роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление ее на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную Д., или творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств.

В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренч., объяснительного принципа, во-вторых, методологич. основания ряда социальных наук, где Д. человека становится предметом изучения. В качестве мировоззренч. принципа понятие Д. утвердилось начиная с нем. классич. философии, когда в европ. культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал Кант. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвел Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, к-рая созидает мир («не-я») и ориентируется на этич. идеал. Но поскольку Фихте ввел ряд внедеятельностных факторов (созерцание, совесть и др.) в качестве решающих критериев Д., он тем самым подорвал единство своей концепции.

Наиболее развитую рационалистич. концепцию Д. построил Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абс. духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Гл. роль он отводит духовной Д. и ее высшей форме - рефлексии, т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках к-рой центр. место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоят, анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-историч. обусловленности Д. и ее форм.

В послегегелевской бурж. философии концепция Д., развитая нем. классич. идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции выступил Кьеркегор. Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в к-рой Кьеркегор видит отрешенное от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеч. существование. Волюнтаристская и иррационалистич. линия (Шопенгауэр, Ницше, Э. Гартман и т. д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила свое продолжение в совр. экзистенциализме. Вместе с тем в кон. 19 в. реализуется и др. филос. линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеч.) компонентах культуры, к-рые выступают как регулятивы Д. и ее направленности (баденская школа неокантианства с ее учением о ценностях, Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Феноменология Гуссерля отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в новоевроп. культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии «жизненного мира»).

Тенденция отказа от рассмотрения Д. как сущности человека и единств. основания культуры усиливается в зап. философии на рубеже 19-20 вв. Это связано не только с утратой бурж. цивилизацией социального оптимизма, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой нек-рыми направлениями немарксистской философии.

Принцип Д. как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологич. роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Напр., в культурно-историч. теории Л. С. Выготского мышление было рассмотрено как результат интериоризации практич. действий и свойственной им логики. Концепция Д. сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др.

Вместе с тем принцип Д. при его развертывании в конкретных исследованиях потребовал углубленного анализа механизмов Д. и формирующих ее факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на нее. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий) наряду с анализом рациональных компонентов целеполагающей Д. подчеркивает значение ценностных установок и ориентации, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т. д., что, однако, приводит к психологизации понятия Д.

Неполное определение ↓

Деятельность специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта Д.: человек противополагает себе объект Д. как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д. Всякая Д. включает в себя цель, средство, результат и сам процесс Д., и, следовательно, неотъемлемой характеристикой Д. является её осознанность. Д. является реальной движущей силой общественного прогресса и условием самого существования общества. Вместе с тем история культуры показывает, что Д. как таковая не является исчерпывающим основанием человеческого существования. Если основанием Д. является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит вне Д., в сфере человеческих идеалов и ценностей. Современное научно-техническое развитие всё более демонстрирует, что не только Д. в сфере искусства или нравственности, но и научное познание, или технико-инструментальная Д., получает свой смысл в конечном счёте в зависимости от её нравственной ориентированности, от её влияния на человеческое существование. С другой стороны, зависимость самой Д. от др. социальных факторов выражается в том, что в разных типах культуры она занимает существенно различное место, выступая то в роли носителя высшего смысла человеческого бытия, то на правах необходимого, но отнюдь не почитаемого условия жизни. Существуют многообразные классификации типов и форм Д. - разделение Д. на духовную и материальную, производственную, трудовую и нетрудовую и т.д. С точки зрения творческой роли Д. в социальном развитии особое значение имеет деление её на репродуктивную (направленную на получение уже известного результата известными же средствами) и продуктивную Д., или Творчество, связанное с выработкой новых целей и соответствующих им средств или с достижением известных целей с помощью новых средств. В связи с современной научно-технической революцией творческая Д. приобретает всё более массовый характер, что порождает целый ряд социальных проблем, начиная от необходимости радикальной перестройки системы образования и кончая проблемой известной «девальвации» творческой Д. отдельного человека в условиях включения её в индустриальные формы организации духовного производства. Развитие этого процесса подчёркивает, что личность несводима к выражению только в формах Д. и что гармония личности и Д. возможна лишь на основе наполнения Д. подлинно человеческим смыслом. В противном случае неизбежна чисто инструментальная трактовка человека как лишь орудия стоящей над ним Д., а это служит идеологической предпосылкой тоталитарных форм организации общественной жизни. Вопрос об отношении Д. и личности может решаться лишь как часть более широкой проблемы человека. В истории познания понятие Д. играло и играет двоякую роль: во-первых, мировоззренческого принципа, во-вторых, методологического постулата, положенного в основание ряда социальных наук. В качестве мировоззренческого принципа понятие Д. утвердилось начиная с немецкой классической философии, когда в европейской культуре восторжествовала новая концепция личности, характеризуемой рациональностью, многообразными направлениями активности и инициативы, и были созданы предпосылки для рассмотрения Д. как основания и принципа всей культуры. Первые шаги к такой точке зрения сделал И. Кант. В его гносеологии субъект был рассмотрен не как созерцающий внешнюю действительность, а как созидающий формы предметности: Кант выдвинул проблему двух начал, руководящих отношением субъекта к объекту, - познавательного и нравственного; причём первое определяет формы Д. и то, что можно назвать её операциональной структурой, а второе - направление, смысл и оценку Д. Эти два начала толковались Кантом как принципиально различные и взаимно несводимые. В ранг всеобщего основания культуры Д. впервые возвёл И. Г. Фихте, рассматривая субъект («Я») как чистую самодеятельность, как свободную активность, которая созидает мир («не Я») и ориентируется на этический идеал. Но поскольку Фихте выдвинул нравственный критерий (совесть) и т. о. ввёл внедеятельностный фактор, он тем самым подорвал единство своей концепции. Наиболее развитую рационалистическую концепцию Д. построил Г. Гегель. С позиций объективного идеализма он толкует Д. как всепроникающую характеристику абсолютного духа, порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную роль он отводит духовной Д. и её высшей форме - рефлексии (См. Рефлексия), т. е. самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепцию Д., в рамках которой центральное место занимает проясняющая и рационализирующая работа духа. В этой концепции обстоятельному анализу подвергнута диалектика структуры Д. (в частности, глубокая взаимоопределяемость цели и средства), сделан ряд глубоких замечаний о социально-исторической обусловленности Д. и её форм. В послегегелевской буржуазной философии концепция Д., развитая немецким классическим идеализмом, подвергается резкой критике, при этом акцент перемещается с анализа рациональных компонентов целеполагания на более глубокие слои сознания, обнаруживающиеся в жизни человека. Против гегелевской концепции - против Д. «всеобщего», подавляющего единичную личность, выступил датский мыслитель С. Кьеркегор. Разумному началу в человеке он противопоставляет волю, а Д., в которой Кьеркегор видит отрешённое от подлинного бытия функционирование, противополагает жизнь, человеческое существование. Волюнтаристская и иррационалистическая линия (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше, Э. Гартман и т.д.), рассматривающая волю как основу мирового и индивидуального существования, на место разумного целеполагания (т. е. Д.) ставит порыв и переживание. Эта тенденция получила своё продолжение в современном Экзистенциализме. Вместе с тем в конце 19 в. реализуется и другая философская линия, делающая акцент на межличностных (общечеловеческих) компонентах культуры, которые выступают как регулятивы Д. и её направленности (баденская школа неокантианства (См. Неокантианство) с её учением о ценностях, Э. Кассирер и его концепция роли знаковых структур). Ещё одно направление анализа связано с феноменологией Э. Гуссерля, которая отказала в самодостаточности формам Д., сложившимся в новоевропейской культуре, и поставила эти формы в более широкий контекст (выраженный, в частности, в понятии жизненного мира). Она попыталась показать, что поиск и определение смысла человеческого бытия требуют преодоления натуралистической установки сознания (воспринимающего человека по аналогии с физическим объектом) и человеческой Д. Тенденция отказа от рассмотрения Д. как сущности человека и единственного основания культуры усиливается в западной философии на рубеже 19-20 вв. Это связано не только с утратой социального оптимизма, присущего буржуазной цивилизации, но и с критикой техницистского активизма, осуществляемой некоторыми направлениями немарксистской философии. Происходит осмысление тех зловещих последствий, к которым привёл чистый активизм (защищаемый, в частности, в актуализме итальянского философа Дж. Джентиле), не подчинённый нравственным началам. Понятие Д. замещается другими,более широкими понятиями - жизни, жизненного мира, существования и т.д. Принцип Д. как источника происхождения многообразных продуктов культуры и форм социальной жизни сыграл важную методологическую роль в становлении и развитии ряда социальных наук. Например, в культурно-исторической теории Л. С. Выготского (См. Выготский) мышление было рассмотрено как результат интериоризации (См. Интериоризация) практических действий и свойственной им логики. Концепция Д. сыграла важную роль в развитии языкознания, психологии, этнографии и др. Вместе с тем принцип Д. при его развёртывании в конкретных исследованиях потребовал углублённого анализа механизмов Д. и формирующих её факторов. Это привело к вычленению иных компонентов, лежащих за пределами собственно Д., хотя и связанных с нею и влияющих на неё. Теория социального действия (М. Вебер, Ф. Знанецкий), с которой связано развитие буржуазной социологии в 20 в., не ограничивается анализом всеобще-рациональных компонентов целеполагающей Д., но выявляет значение ценностных установок и ориентаций, мотивов Д., ожиданий, притязаний и т.д. В результате произошло существенное расширение исходного принципа в этих науках. Марксистская философия в своей трактовке Д. преодолела ограниченность узко рационалистического и идеалистического понимания Д. Марксизм исходит из целостного понимания Д. как предметной, как органического единства чувственно-практических и теоретических форм Д. Эта целостность синтезируется в марксистском понятии практики (См. Практика), включающем многообразные формы человеческой активности и ставящем во главу угла Труд как высшую форму Д. Марксистская концепция деятельной сущности человека стала исходной методологической базой для ряда социальных наук. На ней выросли марксова теория стоимости, трудовая теория антропогенеза Ф. Энгельса, марксистская педагогика и др. Лит.: Маркс К., Тезисы о Фейербахе, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 3; Какабадзе З. М., Проблема «экзистенциального кризиса» и трансцендентальная феноменология Э. Гуссерля, Тб., 1966; Трубников Н. Н., О категориях «цель», «средство», «результат», М., 1968; Батищев Г. С., Деятельностная сущность человека, как философский принцип, в кн.: Проблема человека в современной философии, М., 1969; Гайденко П. П., Трагедия эстетизма, М., 1970. А. П. Огурцов, Э. Г. Юдин.

Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия. 1969-1978.

Понятие «деятельность». Структура деятельности. Умения и навыки как структурные элементы деятельности. Виды человеческой деятельности, их классификация

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта.

Структура деятельности:

1) Субъект – тот, кто осуществляет деятельность (человек, группа людей, организация, государственный орган);

2) Объект – это то, на что она направлена (природные материалы, различные предметы, сферы или области жизни людей);

3) Мотивы – те внутренние силы, которые связаны с потребностями личности и побуждают ее к определенной деятельности;

4) Цели – наиболее значимые для человека предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание которыми составляют существо его деятельности. Цель деятельности – это идеальное представление ее будущего результата;

5) Способы и приемы (действия) – относительно законченные элементы деятельности, направленные на достижение промежуточных целей, подчиненных общему мотиву.

Всякая деятельность включает в себя внутренний и внешний компоненты. Первоначально совершаются предметные действия и лишь потом, по мере накопления опыта, человек приобретает способность совершать те же действия в уме. Перевод внешнего действия во внутренний план называется интериоризацией. Реализация умственного действия вовне, в виде действий с предметами, называется экстериоризацией. Деятельность осуществляется в виде системы действий.

Действие – главная структурная единица деятельности, которая определяется как процесс, направленный на достижение цели. Выделяют практические (предметные) и умственные действия.

Умения и навыки как структурные элементы деятельности:

1) Знания человека о мире возникают первоначально в виде образов, ощущений и восприятий. Переработка чувственных данных о сознании приводит к образованию представлений и понятий. Действия с предметами дают человеку знания одновременно об их свойствах и о возможностях обращения с ними;

2) Навык – это стереотипизированный способ совершения отдельных действий – операций, сформировавшийся в результате многократного их повторения и отличающийся свернутостью (сокращением) его сознательного контроля. Навыки образуются в результате упражнений, т.е. целенаправленных и систематических повторений действий. Для сохранения навыка им следует систематически пользоваться, в противном случае возникает деавтоматизация, т.е. ослабление или почти полное разрушение выработанных автоматизмов;

3) Умение – это освоенный субъектом способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умения образуются в результате координации навыков, их объединения в системы с помощью действий, которые находятся под сознательным контролем. Умения опираются на активную интеллектуальную деятельность и обязательно включают в себя процессы мышления. Сознательный интеллектуальный контроль – это главное, что отличает умения от навыков.

Виды человеческой деятельности, их классификация:

1) Игра – форма человеческой деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий;

2) Учение – это вид деятельности, целью которого является приобретение человеком знаний, умений и навыков. Основная цель учения – подготовка к будущей самостоятельной трудовой деятельности;

3) Труд – это деятельность, направленная на создание общественно полезного продукта, удовлетворяющего материальные или духовные потребности людей.

Чтобы понять сущность и содержание, структуру и функции социальной работы необходимо дать определение понятия «деятельность».

Деятельность - способ существования и развития социальной действительности, проявление социальной активности, целенаправленного отражения и преобразования окружающего мира. Р.С. Немов определяет деятельность как специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования. Основные черты деятельности человека: сознательность; продуктивный, творческий, созидательный характер; она связана с предметами материальной и духовной культуры, которые используются человеком или в качестве инструментов, или в качестве предметов удовлетворения потребностей, или в качеств средств собственного развития; обмен деятельностью, общение действующих индивидов. Другие исследователи в качестве основных элементов деятельности выделяют: мотив, цель, предмет, структуру и средства. Мотивом деятельности называется то, что побуждает ее, ради чего она осуществляется. Мотивы человеческой деятельности могут быть самые различные: органические, функциональные, материальные, социальные, духовные. М.С. Каган выделяет три основные элемента деятельности: субъект, который направляет свою активность на объект и других субъектов; объект, на которого направлена активность; сама активность, которая выражается в установлении субъектом коммуникативного взаимодействия с другими.

По разным основания деятельность может быть разделена на практическую и духовную; экономическую, политическую, социальную; прогрессивную и реакционную (регрессивную); законную и незаконную, творческую и нетворческую. Во всех этих видах деятельности ее основным носителем является человек. В последнее десятилетие активно развиваются новые виды деятельности, которые не были характерными для нашего общества и государства. Одним из таких видов деятельности и является социальная работа. Нельзя утверждать, что она не имела места раньше. Сколько существует человечество, столько существуют и виды социальной деятельности (социальная работа относится именно к этому виду деятельности). Однако, оформление процесса поддержки, помощи человеку в такую форму как социальная работа для нашего государства является новым видом социальной деятельности.

Социальная работа - это деятельность, которая позволяет людям, организациям осознать трудности (личные, ситуативные, социальные) и преодолеть их благодаря поддержке, защите, коррекции и реабилитации. Цель социальной работы как вида деятельности –удовлетворение социально гарантированных и личностных интересов и потребностей различных групп населения, создание условий, содействующих восстановлению или улучшению способностей людей к социальному функционированию. Следовательно специфичность данного вида деятельности в том, что она направлена на оказание помощи, поддержки людям, оказавшимся в сложной жизненной ситуации, т.е. такой ситуации с которой самостоятельно человек справиться не в состоянии. Как вид социальной деятельности социальная работа представляет собой разновидность социальных действий: основные усилия в процессе целенаправленных манипуляций в профессиональной социальной работе ориентированы на создание условий, при которых объект действия (клиент) будет успешно социально функционировать на принципах самодостаточности, а также на проведение коррекционной, реабилитационной работы с различными категориями населения. Границы социальной работы как сферы социального действия определяются конкретными пространственно- временными координатами, так как социальная работа во многом определяется социальной политикой государства на том или ином этапе развития.

Всякая деятельность имеет определенную структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности. Действием называют часть деятельности, имеющую вполне самостоятельную, осознанную человеком цель.

Особенностью социальной работы в современных условиях является сочетание специфического вида профессиональной деятельности (когда речь идет о социальной работе как профессии) и непрофессиональной (добровольческой) деятельности. Профессиональная деятельность реализуется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем человека (медицинских, юридических, экономических, воспитательных и т.д.).

1.3.Определение проекта как вида деятельности человека

ных элементов управленческой деятельности предпринимателя. Знание основных подходов и методов прогнозирования, а также оперативной комплексной оценки возможностей технической реализации найденных решений (проектов) становятся необходимым для менеджеров любого уровня.

3.Повысилась цена неоптимального решения. Ошибки в выборе вида деятельности могут приводить:

Для отдельного предпринимателя – к финансовому краху и психологи-

ческому надлому; - для отдельного производства – к банкротству с перспективой после-

дующей ликвидации;

Для района, области, региона, федерации– к потере темпов развития,

потере экономической, продовольственной или информационной независимости. Следствием этого могут быть появление многих негативных явлений, например, кризисов (промышленного, продовольственного, сырьевого, энергетического, окружающей среды, трудовых ресурсов и т.д.).

4.Развитие сети Интернет и транспортных коммуникаций между страна-

ми стало основой создания всемирного рынка товаров, ужесточилась конкуренция между производителями. Оказалось, что при проектировании различных видов деятельности необходимо учитывать гораздо большее число факторов и тенденций развития потребностей, при этом не только в России, но и во всем мире.

5.Реформирование экономики – это не только изменение привычных связей, используемых методов управления, устоявшихся структур, но и ломка сложившихся представлений о том, как управлять организационными структурами, вести дела, добиваться успеха. Переход к рынку коренным образом изменил требования к нормам, правилам, ценностям организационных взаимоотношений

вколлективе. «Стабильность» должна уступать место «переменам». При этом желательно, чтобы «изменения в коллективе шли быстрее перемен во внешней среде». Таким образом, персонал всех уровней должен находиться в постоянной готовности самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность, оценивать возможные риски, выявлять резервы.

Ксожалению, до настоящего времени нет единого определения термина «проект». В известной литературе приходится сталкиваться с весьма разнообразными его толкованиями. Анализ этих определений показывает, что разница между ними, в основном, кроется в выявлении «веса» (степени важности) отдельных оценок сущности проведения работ, а также в особенностях методического подхода к процедурам проектирования.

Приведем некоторые наиболее характерные определения понятия «проект»: 1. Проект, нацеленный на создание технических конструкций, оборудо-

вания, строительных объектов и т.д. . В данном случае под проектом понимается система сформулированных в его рамках целей, определение создаваемых или модернизируемых для их реализации физических объектов и технологических процессов; техническая и организационная документация, обоснование

материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также комплекс управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

2.Проект с точки зрения инвестора (в соответствии с операционным руководством № 2.20.1997 г. Всемирного банка). Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, позволяющих в течение заданного периода времени и при установленном бюджете разрешить поставленные задачи с четко определенными целями.

3.Проект с точки зрения предпринимателя . Проект – это временное предприятие, предназначенное для создания новых, уникальных, «затребованных» населением товаров, продуктов или услуг.

4.Проект с точки зрения разработчиков проектов . Проект – это оп-

тимальное удовлетворение суммы потенциальных потребностей потребителей при привлечении определенного комплекса условий.

5.Проект с точки зрения философов . Проект – это творческая дея-

тельность, которая вызывает к жизни нечто новое и полезное, чего раньше не существовало.

6.Проект с точки зрения социологов . Проект – это программа дейст-

вий, мер по осуществлению конкретного, предметного социально-экономическо-го замысла.

7.Проект с точки зрения науки (учебно-методическойлитературы) . Проект – это ограниченное во времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и привлечением для этих целей специфических организаций.

Несмотря на внешнее кажущее отличие приведенных выше определений в них просматривается много общего. Общность смысловых понятий можно рассматриватькакпризнакипроекта. Кнаиболее характернымпризнакамобычноотносят:

Признак изменений – любой проект направлен на изменение свойств или параметров проектируемой системы, на перевод ее из некоторого существующего состояния в некоторое желательное состояние с целью получения новых свойств, качеств, экономических показателей. Желательное состояние – это элементы новизны в качестве представляемых услуг или товаров, повышение рентабельности и т.д. С этой точки зрения к проектам не относятся такие работы, как снабжение, ремонт, строительство по имеющейся документации;

Признак временной ограниченности проекта. Данный признак указы-

вает на продолжительность проекта во времени. Сроки проведения проекта могут заметно отличаться друг от друга в зависимости от объема работ, требуемых для выполнения проекта. Например, проекты поиска новых рынков сбыта, восстановительные работы, выявления новых товаров и услуг редко превышают 3-6месяцев. В то же время проекты по разработке лекарственных средств, развитию станкостроения и выходу его на мировой рынок, достижению экономической или продовольственной независимости конкретной области могут реализовываться в течение3-7лет;

Признак ограниченности требуемых ресурсов. На первый взгляд при-

знак очевиден. Всегда существует большое желание меньше затратить и больше получить, поэтому традиционно инвесторы стараются сократить свои затраты. С

другой стороны, ресурсы (финансовые, трудовые, материальные, энергетические, информационные) всегда ограничены и взаимосвязаны между собой. Суть признака сводится к тому, что для каждого проекта должно быть определено такое оптимальное соотношение между отдельными видами ресурсов, чтобы суммарное их значение, пересчитанное, например, на финансовый эквивалент, было минимальным. Единых критериев в подходе к определению набора и величины ресурсов, требуемых для проведения работ по проектированию, не существует. Однако желание некоторых инвесторов «экономить на спичках» часто подрывает проект на первых его стадиях;

Признак «бюджетирования». Это один из важнейших признаков, т.к. при его отсутствии проект нереализуем. Финансирование может быть жестким (строго определенным по договору, соглашению) или могут быть указаны определенные рамки по расходованию отдельных видов ресурсов и финансовых средств. Признак предусматривает строгую отчетность затрат, определение этапов отчетности и принятие соответствующих мер при несоблюдении контрольных финансовых показателей. Влияние размеров финансирования на результаты работы отражено в шутливом законе Паркинсона: «Малое финансирование – малые результаты, среднее финансирование – средние результаты, большое финансирование творит чудеса»;

Признак правового и организационного обеспечения. Суть признака:

для выполнения средних и больших проектов желательно (необходимо) создавать независимую специальную структуру с однозначной регламентацией отношений как между участниками проекта, так и между инвесторами и заинтересованными организациями. Часто встречающаяся ошибка – руководитель проектной структуры назначается из числа административного аппарата. В этом случае «что надо» и «честь мундира» становится определяющим, новинки, хотя бы немного затрагивающие структуру родного предприятия, нередко отвергаются сразу;

Признак разграничений – каждый проект имеет четко определенные рамки своей предметной области, свою конечную цель. Если проект является составной частью другого, более общего проекта, то должны быть разработаны критерии оценки степени его выполнения;

Признак комплексности. Проект предполагает с одних позиций и разных точек зрения рассмотрение всех факторов окружения: структур, которые принимают участие в проектировании, структур, с которыми будут вступать в контакт исполнители проекта;

Признак ограниченной по времени цели. Любая цель теряет смысл по прошествии определенного промежутка времени. Поэтому время, отпущенное на разработку проекта должно быть меньше времени жизни цели. Этот признак должен быть всегда на контроле в течение всего промежутка времени выполнения проекта. Если из-за каких-либо внешних условий цель теряет смысл, проект автоматически должен быть прекращен.

Таким образом, в современном понимании проект – это то, что изменяет

1.4. Классификация проектов

Приведенные выше определения проекта рассчитаны на некоторый «усредненный, нормальный» проект, который характеризуется полным набором рассмотренных выше признаков (факторов). Предполагается также, что в «нормальном» проекте все эти факторы являются примерно равноправными. Однако и без сложных исследований ясно, что для разных проектов эти признаки отнюдь не равнозначны. Более того, можно провести примеры, когда некоторые признаки играют доминирующую роль, другие же могут быть попросту упущены или нейтрализованы с помощью стандартных процедур контроля в процессе выполнения работы. Разобраться в данной ситуации поможет классификация проектов, где в качестве приоритетных будут выделяться отдельные характерные факторы.

В литературе нашли широкое признание следующие классификационные признаки:

1. По типу проекта (по характеру деятельности):

Организационный – создание новой организации или структуры (медицинской, образовательной, культурной, социальной и т.д.), создание новой системы управления, например, реформирование предприятий. Особенности проектов этого типа: цели в основном определены, однако ожидаемые количественные и качественные результаты трудно определить и тем более в дальнейшем измерить, ресурсы предоставляются по мере возможности, расходы контролируются, допускается коррекция расходов;

Экономический – приватизация предприятий, создание аудита, введение новой системы налогов, тарифов, акцизов и т.д. Цель – улучшение экономических показателей. Цели намечаются предварительно, ноиз-забольшой зависимости от внешних факторов могут заметно корректироваться;

Технический – создание производств товаров и услуг, разработка технологий, жилищное строительство, облагораживание территорий и т.д. Здесь цели очевидны, имеется возможность определить количественные параметры результатов проектов.

2. По классу проекта (составу и структуре):

Монопроект – невелик по масштабу, прост и ограничен объемами: отдельные промышленные предприятия, предпринимательские структуры, опыт-но-промышленныеустановки, строительные объекты, фермерские хозяйства, предприятия сферы услуг. Монопроекты допускают ряд упрощений в процедурах проектирования (использование типовых проектов, предыдущего опыта). Для подобных проектов допускается координация всех работ одним лицом, взаимозаменяемость членов команды, упрощенный вид сетевого графика проекта, четкое знание каждым членом команды своих обязанностей, совмещение работ по проектированию и последующей реализации. Монопроект относительно слабо связан с «внешней средой», точнее, он практически не оказывает существенного влияния на внешнюю среду. Как правило, «вклад» монопроекта в экономику региона или области незначителен;

Мультипроект – комплексный проект, часто структурно состоящий из ряда монопроектов, оказывающий влияние на окружающую среду. К мультипоектам можно отнести конверсию оборонных предприятий, формирование современных рыночных структур, реформирование структур местного самоуправления. В этих проектах требуется более тщательный учет исходного состояния, непрерывное отслеживание основных потенциальных показателей функционирования системы и ее окружения, определение тенденций их изменения и прогноз последующего развития, принятие решений по дальнейшему изменению системы. По существу, мультипроект представляет собой комплексную стратегическую программу реформирования отдельных отраслей. Одним из важных ожидаемых результатов выполнения монопроектов является определение перспективных направлений развития отдельных структур данного региона, направлений приоритетного вложения ресурсов. (Вместо равномерного развития – поиск главного звена). К сожалению, стратегия выполнения мультипроектов к настоящему времени в России не отработана. Отсутствуют правовые, финансовые и методологические основы совместного рассмотрения задач разного профиля, и как следствие этого, отсутствуют специалисты, подготовленные для выполнения работ подобного плана;

Мегапроекты – это целевые программы, содержащие множество взаимосвязанных проектов, объединенных общей целью, выделенными ресурсами и временем, отпущенным на их выполнение. К ним, прежде всего, относятся проекты общегосударственного значения (защита границ, расширенное производство трудовых ресурсов, здравоохранение, правовая защита, развитие культуры, экологические проблемы и т.д.). Не менее важными задачами являются развитие науки и обеспечение экономической, энергетической и информационной безопасности страны. В некотором плане это дальнейшее развитие идей комплексного, перспективного планирования экономики, используемого раннее в СССР. Конечными результатами выполнения мегапроектов могут быть: разработка общей концепции развития страны с целью достижения экономической независимости, разработка стратегии развития экономики, разработка мероприятий по переводу страны на рельсы рыночной экономики и т.д. К сожалению, по целому ряду причин мегапроектам в последнее время в России не уделяется заметного внимания.

3. По масштабу проекта (размерам, количеству участников).Этот при-

знак достаточно условен и связан, в основном, с суммой затрат на проект.

4. По длительности проекта: краткосрочные (до 3-х лет), среднесрочные (3-5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

5. По виду проекта:

– инвестиционный. Главная цель проекта – создание или модернизация основных фондов. Размер инвестиций определяется ожидаемой эффективностью;

– инновационный. Главная цель – разработка и применение новых технологий, отдельных нововведений, обеспечивающих развитие систем. Сюда можно отнести разработку нового продукта, программного обеспечения, проведение

научных исследований, создание учебно-образовательныхпрограмм. Особенности инновационных проектов: главная цель четко определена, но отдельные частные цели предполагается уточнять по ходу работы, планирование расходов зависит от выделенных ассигнований.

1.5. «Управление проектом» (УП) как вид деятельности руководителя

Однозначного определения понятия «управление проектом» к настоящему времени также не существует. В разных литературных источниках приходится встречаться с альтернативными, но близкими по значению определениями:

1.В проектах, направленных на создание технических систем и строи-

тельных объектов . Управление проектом – искусство руководства и координации людских и материальных ресурсов на протяжении жизненного цикла проекта путем применения систем современных методов и техники управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости, времени, качеству.

2.УП с точки зрения предпринимателей . УП – это искусство и наука координирования людей, оборудования, материалов, финансовых средств и графиков для выполнения определенного проекта в заданные сроки, в пределах бюджета и удовлетворения требований заказчика (потребителя).

3.УП с точки зрения проектантов и социологов . УП – это наука опре-

деления целей деятельности, организации работы группы людей, направленной на достижение этих целей.

4.УП, принятое в учебно-методическойлитературе. УП – это методоло-

гия организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-техническихресурсов, направленных на эффективное достижение целей проектных работ, путем применения современных методов техники

итехнологии управления стоимостью, качеством, временем и объемом работ. Общим в этих определениях является подчеркивание комплексности в под-

ходах к управлению проектной деятельностью. Руководитель проекта должен организовать и координировать все работы по осуществлению проекта, вовремя распознавать все возникающие проблемы и своевременно и успешно их устранять в пределах бюджета с учетом удовлетворения требований заказчика и возможных изменений окружающей ситуации (среды).

Руководитель проекта должен оптимально распределять все имеющиеся ресурсы: исполнителей, оборудование, материалы, информацию, финансовые средства – и в то же время предугадывать появление возможных рисков, разрешать конфликты и многое другое. Т.е., по определению, круг вопросов руководителя проекта по сравнению с деятельностью классического менеджера существенно расширяется, требует большего объема знаний.

Отличительные особенности условий работы руководителя проекта и менеджера на существующем производстве приведены в табл. 2.1.1.

Таблица 2.1.1

Отличительные особенности условий работы

Критерии

Условия работы менеджера су-

Условия работы руководителя

ществующего производства

Наличие органи-

Имеется структура, в рамках кото-

Необходимо

сформировать

зационной

осуществляется

производст-

мальную структуру, позволяющую

структуры

венная деятельность

эффективно решать задачи

Количество ре-

Решается одновременно ряд взаи-

В рамках сформулированной цели

мосвязанных задач (производство,

разрешается только одна проблем-

шаемых задач

сбыт, поставщики, социальные во-

ная ситуация (задача)

просы и т.д.)

Характер ре-

Большинство функций и задач по-

Решается новая задача, ранее не ис-

вторяются во времени, по возмож-

пользуемаяврассматриваемойструк-

шаемых задач

исключаются непредсказуе-

туре, которая приведет к коренным

мые действия людей и машин

изменениямсуществующейсистемы

Степень опреде-

Основной упор делается на надеж-

Имеет дело только с тенденциями

ленности ре-

ных (обоснованных) планах и про-

развития

проблемной ситуации,

шаемых задач

трудно предсказуемыми

Периодичность

Деятельность связана с процедура-

Деятельность

одноразовая,

ми, повторяющимися периодически

задачи (проблемы) дея-

тельность прекращается

Нацеленность

Стремление поддержать устойчивое

Проводит поиск изменений (раз-

состояние структуры (статус-кво)

рушает статус-кво)

Цена проводи-

Стоимость выполнения отдельных

Стоимость работы (и отдельных

этапов можно с большой достовер-

этапов) можно определить с неко-

мых работ

ностью предсказать на основе пре-

торой вероятностью, затраты могут

дыдущего опыта

возрасти

Требование к сотрудникам:

Требования к сотрудникам:

профессионализм;

профессионализм;

всестороннее повышение эффек-

широта мышления;

тивности выполняемых операций;

– нестандартность мышления, на-

– четкое следование нормам и

целенность на новизну;

правилам, принятым в организации,

поиск противоречий в решаемых

Требование к

обеспечение

ритмичности

в анализе проблем.

водственных процессов;

от шаблонных действий;

персоналу

атмосфера в коллективе направ-

– атмосфера направлена на сози-

лена на стабильность длительного

дание, поддерживаются направ-

сотрудничества;

ленные на решение задач непред-

коллектив стабильный, деятель-

сказуемые действия;

коллектива

коллектив

временный, создан-

предсказуема

ный только для решения постав-

ленной задачи

Пути ускорения

Увеличить

(расширить

Найти оптимальное количество ис-

производство,

привлечь

полнителей с определенной квали-

ресурсов, персонала и т.д.)

фикацией. Избыток людей может

понизить эффективность работы

Однозначная, по введенным крите-

Не однозначна, по конечному ре-

исполнителей

риям, нормам

зультату, комплексная

Сроки проведе-

В соответствии с планом

В сроках исполнения отдельных эта-

ния работ

пов допустим обоснованный разброс

Регламентация

Применяются стандартные правила

Отвергаются стандартные правила

Административ-

Входит в административную струк-

Не входит

в административную

ная зависимость

структуру

Деятельность — это специфически человеческая активность, регулируемая сознанием, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека.

Главная особенность деятельности в том, что ее содержание не определяется целиком потребностью, которая ее породила. Потребность в качестве мотива (побуждения) дает толчок к деятельности, но сами формы и содержание деятельности определяются общественными целями , требованиями и опытом.

Различают три основных вида деятельности : игру, учение и труд. Целью игры является сама осуществляемая «деятельность», а не ее результаты. Деятельность человека, имеющая своей целью приобретение знаний, умений и навыков, называется учением . — это деятельность, целью которой является производство общественно необходимых продуктов.

Характеристика деятельности

Под деятельностью понимают специфически человеческий способ активного отношения к миру — процесс, в ходе которого человек творчески преобразует окружающий мир, превращая себя в деятельного субъекта, а осваиваемые явления — в объект своей деятельности.

Под субъектом здесь понимается источник активности, действующее лицо. Поскольку активность проявляет, как правило, человек, то чаше всего именно он именуется субъектом.

Объектом называют пассивную, страдательную, инертную сторону взаимоотношений, над которой производится деятельность. Объектом деятельности может быть природный материал или предмет (земля в сельскохозяйственной деятельности), другой человек (студент как объект обучения) или сам субъект (в случае самообразования, спортивных тренировок).

Для понимания деятельности следует учитывать несколько ее важных характеристик.

Человек и деятельность неразрывно связаны. Деятельность есть непременное условие человеческой жизни: она создала самого человека, сохранила его в истории и предопределила поступательное развитие культуры. Следовательно, человека вне деятельности не существует. Верно и обратное: нет деятельности без человека. Только человек способен к трудовой, духовной и иной преобразовательной деятельности.

Деятельность есть преобразование окружающей среды. Животные приспосабливаются к природным условиям. Человек способен активно изменять эти условия. Например, он не ограничивается собирательством растений для пищи, а выращивает их в ходе сельскохозяйственной деятельности.

Деятельность выступает в качестве творческой, созидательной активности: человек в процессе своей деятельности выходит за границы природных возможностей, создавая нечто новое, не существовавшее ранее в природе.

Таким образом, в процессе деятельности человек творчески преобразует действительность, себя самого и свои социальные связи.

Более подробно сущность деятельности раскрывается в ходе ее структурного анализа.

Основные формы деятельности человека

Деятельность человека осуществляется в (производственной, бытовой, природной окружающей).

Деятельность — активное взаимодействие человека со средой обитания, результатом которого должна быть ее полезность, требующее от человека высокой подвижности нервных процессов, быстрых и точных движений, повышенной активности восприятия, эмоциональной устойчивости.

Изучение человека в процессе осуществляет эргономика, цель которой — оптимизация трудовой деятельности на базе рационального учета возможностей человека.

Все многообразие форм деятельности человека можно разграничить на две основные группы по характеру выполняемых человеком функций — физический и умственный труд.

Физический труд

Физический труд требует значительной мышечной активности, характеризуется нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистую, дыхательную, нервно-мышечную и др.), а также требует повышенных энергетических затрат от 17 до 25 мДж (4 000-6 000 ккал) и выше в сутки.

Умственный труд

Умственный труд (интеллектуальная деятельность) — это труд, объединяющий работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующий напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. Суточный расход энергии при умственном труде составляет 10-11,7 мДж (2 000-2 400 ккал).

Структура деятельности человека

Структуру деятельности обычно представляют в линейном виде, где каждый компонент следует за другим во времении.

Потребность → Мотив→ Цель→ Средства→ Действие→ Результат

Рассмотрим все компоненты деятельности поочередно.

Потребность в действии

Потребность — это нужда, неудовлетворенность, ощущение недостатка чего-то необходимого для нормального существования. Для того чтобы человек начал действовать, необходимо осознание этой нужды и ее характера.

Наиболее разработанная классификация принадлежит американскому психологу Абрахаму Маслоу (1908-1970) и известна как пирамида потребностей (рис. 2.2).

Маслоу разделил потребности на первичные, или врожденные, и вторичные, или приобретенные. Они в свою очередь включают в себя потребности:

  • физиологические - в пище, воде, воздухе, одежде, тепле, сне,чистоте, жилье, физическом отдыхе и т.д.;
  • экзистенциальные — безопасность и защищенность, неприкосновенность личной собственности, гарантированная занятость, уверенность в завтрашнем дне и т.д.;
  • социальные - стремление к принадлежности и причастности к какой-либо социальной группе, коллективу и т.д. На этих потребностях базируются ценности привязанности, дружбы, любви;
  • престижные - основанные на желании уважения, признания другими личных достижений, на ценностях самоутверждения, лидерства;
  • духовные - ориентированные на самовыражение, самоактуализацию, творческое развитие и использование своих навыков, способностей и знаний.
  • Иерархия потребностей много раз изменялась и дополнялась различными психологами. Сам Маслоу на поздних этапах своих исследований добавил в нее три дополнительные группы потребностей:
  • познавательные — в знании, умении, понимании, исследовании. Сюда можно отнести желание открывать новое, любознательность, стремление к самопознанию;
  • эстетические — стремление к гармонии, упорядочению, прекрасному;
  • трансцендирования — бескорыстное стремлен ие помочь другим в духовном самосовершенствовании, в их стремлении к самовыражению.

По мнению Маслоу, для удовлетворения высших, духовных потребностей необходимо первоначально удовлетворить те потребности, которые занимают место в пирамиде под ними. Если полностью удовлетворены потребности какого-либо уровня, у человека возникает естественная необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня.

Мотивы деятельности

Мотив - основанное на потребности осознанное побуждение, обосновывающее и оправдывающее деятельность. Потребность станет мотивом, если она осознана не просто как , а как руководство к действию.

В процессе формирования мотива участвуют не только потребности, но и другие побуждения. Как правило, потребности опосредованы интересами, традициями, убеждениями, социальными установками и т.д.

Интересом называется конкретная причина действий, определяющая . Хотя потребности у всех людей одинаковы, разные социальные группы имеют свои интересы. Например, различны интересы у рабочих и владельцев заводов, мужчин и женщин, молодежи и пенсионеров. Так, для более важны инновации, для пенсионеров — традиции; у предпринимателей интересы, скорее, материальные, а у людей искусства — духовные. У каждого человека есть и свои личные интересы, основанные на индивидуальных склонностях, симпатиях (люди слушают разную музыку, занимаются разными видами спорта и т.п.).

Традиции представляют собой социальное и культурное наследие, передаваемое из поколения в поколение. Можно говорить о традициях религиозных, профессиональных, корпоративных, национальных (например, французских или русских) и т.д. Ради некоторых традиций (например, воинских) человек может ограничивать свои первостепенные потребности (сменив безопасность и защищенность на деятельность в условиях высокого риска).

Убеждения — твердые, принципиальные взгляды на мир, основанные на мировоззренческих идеалах человека и подразумевающие готовность человека отказаться от ряда потребностей (например, комфорта и денег) ради того, что он считает правильным (ради сохранения чести и достоинства).

Установки — преимущественные ориентации человека на определенные институты общества, которые накладываются на потребности. Например, человек может быть ориентирован на религиозные ценности, или на материальное обогащение, или на общественное мнение. Соответственно и поступать он будет в каждом случае по-разному.

В сложных видах деятельности обычно можно выявить не один мотив, а несколько. В таком случае выделяют основной мотив, который считается движущим.

Цели деятельности

Цель - это сознательное представление о результате деятельности, предвосхищение будущего. Любая деятельность предполагает целеполагание, т.е. способность самостоятельно устанавливать цели. Животные в отличие от человека не могут устанавливать цели сами: их программа деятельности заранее предопределена и выражена в инстинктах. Человек способен формировать собственные программы, создавая то, чего никогда не было в природе. Поскольку в активности животных отсутствует целеполагание, она не является деятельностью. При этом если животное никогда не представляет заранее результатов своей активности, то человек, начиная деятельность, держит в сознании образ ожидаемого предмета: до того, как создать нечто в реальности, он создает это в уме.

Однако цель может быть сложной, и для ее достижения иногда требуется ряд промежуточных шагов. Например, чтобы посадить дерево, нужно приобрести саженец, найти подходящее место, взять лопату, выкопать яму, поместить в нее саженец, полить его и т.д. Представления о промежуточных результатах называются задачами. Таким образом, цель разбивается на конкретные задачи: если все эти задачи будут решены, то будет достигнута и общая цель.

Средства, используемые в деятельности

Средства - это используемые в ходе деятельности приемы, способы действия, предметы и т.п. Например, чтобы выучить обществознание, необходимы лекции, учебники, задания. Чтобы быть хорошим специалистом, требуется получить профессиональное образование, иметь опыт работы, постоянно практиковаться в своей деятельности и т.д.

Средства должны соответствовать целям в двух смыслах. Во-первых, средства должны быть соразмерны цели. Иначе говоря, они не могут быть недостаточными (иначе деятельность будет безрезультатной) или избыточными (иначе энергия и ресурсы будут потрачены зря). Например, нельзя построить дом, если для этого недостаточно материалов; бессмысленно также покупать материалов в несколько раз больше, чем нужно для его постройки.

Во-вторых, средства должны быть моральными: нельзя оправдывать аморальные средства благородством цели. Если цели аморальны, то аморальной является вся деятельность (по этому поводу герой романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы» Иван спрашивал, стоит ли царство мировой гармонии одной слезинки замученного ребенка).

Действие

Действие - элемент деятельности, имеющий относительно самостоятельную и осознанную задачу. Деятельность состоит из отдельных действий. Например, преподавательская деятельность состоит из подготовки и чтения лекций, проведения семинарских занятий, подготовки заданий и т.д.

Немецкий социолог Макс Вебер (1865-1920) выделял такие типы социальных действий:

  • целерациональные - действия, ориентированные на достижение разумной пели. При этом человек четко рассчитывает все средства и возможные препятствия (генерал, планирующий сражение; бизнесмен, организующий предприятие; преподаватель, подготавливающий лекцию);
  • ценностно-рациональные — действия, основанные на убеждениях, принципах, моральных и эстетических ценностях (например, отказ пленного передать врагу ценные сведения, спасение утопающего с риском для собственной жизни);
  • аффективные - действия, совершенные под влиянием сильных чувств — ненависти, страха (например, бегство от противника или спонтанная агрессия);
  • традиционные — действия, основанные на привычке, часто являющиеся автоматической реакцией, выработанной на основе обычаев, верований, образцов и т.д. (например, следование определенным ритуалам в свадебной церемонии).

Основу деятельности составляют действия двух первых типов, поскольку только они имеют осознанную цель и носят творческий характер. Аффекты и традиционные действия способны лишь оказывать некоторое влияние на ход деятельности в качестве вспомогательных элементов.

Особыми формами действий являются : поступки — действия, которые имеют ценностно-рациональное, нравственное значение, и деяния — действия, имеющие высокое положительное социальное значение. Например, помочь человеку-это поступок, выиграть важную битву — деяние. Выпить стакан воды — обычное действие, которое не является ни поступком, ни деянием. Слово «деяние» часто используется в юриспруденции для обозначения действия или бездействия, которое нарушает правовые нормы. Например, в законодательстве «преступление — это противоправное, общественно опасное, виновное деяние».

Результат деятельности

Результат — это конечный итог, то состояние, в котором потребность удовлетворяется (полностью или частично). Например, результатом учебы могут быть знания, умения и навыки, результатом — , результатом научной деятельности — идеи и изобретения. Результатом деятельности может быть и сам , поскольку в ходе деятельности он развивается и меняется.

Достигает цели.

Человеческую деятельность можно рассматривать с двух сторон:

  • как особую, свойственную человеку форму активности;
  • как систему взаимодействий с Миром, реальным и воображаемым.

В ходе деятельности происходит активное взаимодействие с окружающей действительностью, в нем живое существо выступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект и удовлетворяющий свои потребности . Из-за чрезвычайной сложности и непрерывной изменчивости внешних условий уже на ранних стадиях филогенеза возникают психические формы управления практическим взаимодействием живого существа с окружающей средой. Особое значение имеет развитие ориентировочно-исследовательской деятельности. Основным видом человеческой деятельности, сыгравшим решающую роль в происхождении и развитии физических и духовных свойств человека, является труд . С трудом генетически связаны и многие другие виды человеческой деятельности (игра , учение). На основе труда в ходе социально-исторического развития возникает труд умственный как особая, общественно необходимая теоретическая деятельность. В процессе эволюции животных их практическое взаимодействие с окружающей действительностью, а вместе с тем их ориентировочно-исследовательская деятельность становятся все сложнее и разнообразнее. Но на всех ступенях своего развития деятельность животных сохраняет достаточно узкоприспособительный инстинктивный характер они способны ориентироваться лишь на внешнюю, непосредственно воспринимаемую или наглядно представляемую сторону окружающих предметов и явлений. Деятельность, в зависимости от цели, может носить созидательный или разрушительный характер. Деятельность регулируется системой ценностей , а управляется мотивационными процессами .

Деятельностью можно назвать любую активность человека или организации, которой придаётся некоторый смысл . Лицо занимающееся какой либо деятельностью - Деятель :

  • Государственный деятель;
  • Деятель политики;
  • и так далее.

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    В деятельности, как положительной, так и отрицательной, можно выделить (предполагается наличие) следующие, выполняемые в общем случае, процессы:

    1) процесс принятия решения, 2) процесс вовлечения в деятельность, 3) процесс целеполагания , 4) процесс проектирования плана (программы) действий, 5) процесс осуществления плана (программы) действий, 6) процесс анализа результатов действий и сравнение их с поставленными целями. 7) процессов организационных, в том числе создание структур, процессов управления и планирования.

    Возможно использование других оснований для структурного представления деятельности, определяемых задачами и целями исследования. Модели деятельности в этом случае строятся из соображений удобства, полезности и достаточности.

    Первым в советской психологии автором и разработчиком разноуровневой концепции организации поведения , психологии деятельности , психологии личности и психологической теории развития субъекта в деятельности и в общении , которая развивалась позднее С. Л. Рубинштейном , В. С. Мерлиным и А. Н. Леонтьевым , Б.Г. Ананьевым , Г.В.Суходольским был М. Я. Басов .

    Синонимы к слову «деятельность»

    Виды деятельности по отношению субъекта к реализуемому объекту

    Типы деятельности выделяются по типам отношения субъекта к миру объектов, реализуемых в этих формах деятельности:

    • Практическая деятельность направлена, прежде всего, на преобразование мира в соответствии с поставленными человеком целями.
    • Познавательная деятельность служит целям понимания объективных законов существования мира, без которого невозможно выполнение практических задач.
    • Эстетическая деятельность - понятие, отражающее формы и проявления человеческой деятельности, детерминированые эстетической потребностью, предполагает трансляцию (передачу) смыслов, определяемых ценностными ориентациями того или иного социума и индивида.
    • Управленческая деятельность, направленная на управление организациями.

    См. также

    • структура деятельности

    Примечания

    Деятельность - это определенные действия, которые совершаются человеком с целью произвести нечто значимое для него самого, или же для окружающих людей. Это осмысленное, многосоставное и достаточно серьезное занятие, которое в корне отличается от отдыха и развлечений.

    Определение

    Основная дисциплина, которая в рамках учебного курса исследует деятельность человека, - обществознание. Первое, что необходимо знать для правильного ответа на вопрос по данной тематике - это основное определение изучаемого понятия. Однако таких определений может быть несколько. Еще одно гласит, что деятельностью называется такая форма активности человека, которая направлена не только на приспособление организма к окружающей среде, но и на ее качественное преобразование.

    C окружающим миром взаимодействуют все живые существа. Однако животным свойственно только лишь приспособление к миру и к его условиям, они никаким образом не могут поменять его. Но человек и отличается от животных тем, что обладает особой формой взаимодействия с окружающей средой, которая называется деятельностью.

    Главные компоненты

    Также для хорошего ответа на вопрос по обществознанию о деятельности человека нужно знать о понятиях объекта и субъекта. Субъектом является непосредственно тот, кто осуществляет действия. Не обязательно это отдельно взятый человек. Субъектом может выступать также группа людей, организация или же страна. Объектом деятельности в обществознании называется то, на что конкретно оказывается направленной активность. Это может быть и другой человек, и природные ресурсы, и какие-либо сферы общественной жизни. Наличие цели является одним из основных условий, при которых возможна деятельность человека. Обществознание, помимо цели, также выделяет и компонент действия. Оно осуществляется в соответствии с поставленной целью.

    Типы действий

    Целесообразность деятельности - это показатель того, двигается ли человек к тому результату, который для него важен. Целью называется образ этого результата, к которому стремится субъект активности, а действие является непосредственным шагом, направленным на реализацию стоящей перед человеком цели. Немецкий ученый М. Вебер выделял несколько типов действий:

    1. Целенаправленное (другими словами - рациональное). Это действие осуществляется человеком в соответствии с поставленной целью. Средства для достижения нужного результата выбираются осознанно, учитываются возможные побочные результаты активности.
    2. Ценностно-рациональное. Действия такого рода происходит в соответствии с теми убеждениями, которые имеются у человека.
    3. Аффективное - это действие, которое вызвано эмоциональными переживаниями.
    4. Традиционное - основывается на привычке, или же традиции.

    Другие компоненты деятельности

    Описывая деятельность человека, обществознание также выделяет понятия результата, а также средств достижения цели. Под результатом понимается конечный продукт всего процесса, осуществляемого субъектом. При этом он может быть двух типов: положительным и отрицательным. Принадлежность к первой или второй категории определяется соответствием результата поставленной цели.

    Причины, по которым человек может получить отрицательный результат, могут быть и внешними, и внутренними. Ко внешним относят изменение условий окружающей среды в худшую сторону. К внутренним относятся такие факторы, как постановка изначально недостижимой цели, неверный выбор средств, неполноценность действий или же отсутствие нужных умений либо знаний.

    Общение

    Одним из основных видов деятельности человека в обществознании является общение. Целью любого вида общения является получение какого-либо результата. Здесь главной целью нередко является обмен нужной информацией, эмоциями или же идеями. Общение является одним из основных качеств человека, а также непременным условием социализации. Без общения человек становится асоциальным.

    Игра

    Еще один вид деятельности человека в обществознании - это игра. Она свойственна как людям, так и животным. В детской игре моделируются ситуации взрослой жизни. Основной единицей детской игры является роль - одно из главных условий для развития сознания и поведения детей. Игра является таким типом активности, при котором происходит воссоздание и усвоение общественного опыта. Она позволяет обучиться методам осуществления общественных действий, а также овладеть предметами человеческой культуры. Игровая терапия нашла широкое распространение в качестве одной из форм коррекционной работы.

    Труд

    Также является важным видом активности человека. Без труда не происходит социализации, однако он важен не только для развития личности. Труд является необходимым условием выживания и дальнейшего прогресса человеческой цивилизации. На уровне отдельно взятого индивида труд - это возможность обеспечить собственное существование, прокормить себя и своих близких, а также возможность реализовать природные задатки, способности.

    Обучение

    Это еще один важный вид активности человека. Тема по обществознанию, посвященная деятельности, тем и интересна, что рассматривает различные ее виды, позволяет рассмотреть все многообразие видов активности человека. Несмотря на то что процесс обучения человека берет свое начало еще в утробе матери, в определенный период времени этот тип деятельности становится целенаправленным.

    Например, в 50-х годах прошлого столетия детей начинали учить в возрасте 7-8 лет, в 90-х в школах было введено массовое обучение с шестилетнего возраста. Однако даже до начала целенаправленного обучения ребенок впитывает огромное количество информации из окружающего мира. Великий русский писатель Л. Н. Толстой подчеркивал, что в возрасте до 5 лет маленький человек усваивает гораздо больше, чем за всю оставшуюся жизнь. Конечно, с этим утверждением можно поспорить, однако изрядная доля истины в нем есть.

    Основное отличие от других видов активности

    Нередко школьники получают в качестве домашнего задания вопрос по обществознанию: «Деятельность - способ существования людей». В процессе подготовки к такому уроку самое важное, что нужно отметить - это характерное отличие активности человека от обычного приспособления к окружающей среде, которой свойственно животным. Одним из таких типов деятельности, который направлен непосредственно на преобразование окружающего мира, является творчество. Данный тип занятий позволяет человеку создать нечто совершенно новое, качественно преобразовав окружающую действительность.

    Типы деятельности

    Время, когда учащиеся проходят тему по обществознанию «Человек и деятельность», по ФГОС - 6 класс. В этом возрасте учащиеся, как правило, уже являются достаточно взрослыми, чтобы различать виды активности, а также понимать их важность для всестороннего развития человека. В науке различают следующие ее типы:

    • Практическая - направлена непосредственно на преобразование внешней среды. Этот тип, в свою очередь, подразделяется на дополнительные подкатегории - материально-производственную деятельность, а также социально-преобразовательную.
    • Духовная - деятельность, которая направлена на изменение сознания человека. Данный тип также подразделяется на дополнительные категории: познавательную (наука и искусство); ценностно-ориентировочную (определение негативного или же позитивного отношения людей к разнообразным явлениям окружающего мира); а также прогностическую (планирование возможных изменений) деятельность.

    Все эти типы тесно между собой соприкасаются. К примеру, перед тем как провести реформы (относятся к нужно проанализировать их возможные последствия для страны (прогностическая деятельность.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...