Человек который смеется сюжет. «Человек, который смеётся», художественный анализ романа Виктора Гюго

Роман французского писателя 19 века Виктора Гюго «Человек, который смеется» можно считать и романтическим, и реалистическим. Здесь переплетается два этих литературных направления. С одной стороны, писатель отразил героев, которые задумываются о морали и нравственности, они способны на духовные чувства, стремятся к свободе и справедливости. С другой же стороны, в романе отражено социальное неравенство, политические проблемы, противостояние и конфликты. Такой контраст делает произведение очень ярким.

Этот роман нужно читать медленно, вдумчиво, вникая в каждое слово. Только тогда можно будет погрузиться в его атмосферу, наслаждаясь неспешным и детальным повествованием. Герои вызывают сочувствие, даже болезненное сострадание. Автор ясно показывает, как далеки и в то же время близки могут быть светлое и темное начала в человеке, однако у героев все же больше добрых и чистых помыслов.

Главным героем романа является мальчик, которого похитили преступники. Они занимались продажей детей, но, спасаясь от погони, оставили мальчика на берегу моря. Гуинплен остался совсем один, изуродованный так, что его рот открывался от уха до уха. Несмотря на то, что ему самому было страшно и холодно, он спас маленькую слепую девочку. Позже мальчик нашел приют у бродячего актера Урсуса, который заменил Гуинплену и Дее отца. Благодаря уродству Гуинплена и прекрасному голосу слепой Деи они зарабатывали на жизнь. Но в какой-то момент выяснилось, что Гуинплен был сыном лорда. И теперь он вполне может жить так, как полагается титулованной особе…

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Человек, который смеется" Виктор Мари Гюго бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Артисты и скоморохи появились очень давно, одновременно с ними возникли группы людей, которые штамповали из нищих шутов и уродцев. Сначала это были настоящие изувеченные, а потом их стали делать искусственно.

В семнадцатом веке дело было поставлено на поток. Компрачикосы, так назывались бродяги, которые из детей делали уродцев и заставляли выступать перед публикой. Все это происходило с разрешения властей. Но к счастью ничего не бывает вечно. Со сменой власти компрачикосы подверглись гонениям. Они в спешке бежали, всех кто им был не нужен, они бросили, а забрали самое дорогое и необходимое.

Среди брошенных оказался мальчик, которому в свое время сделали операцию и теперь он постоянно улыбался. Звали мальчика Гуинплен то, что его не взяли он принял безропотно. Бедняга оставшись один брел куда глаза глядят. По дороге он нашел мертвую женщину, рядом с ней сидела девочка, ей не было еще и года. Мальчик забирал с собой малышку. Дети находят приют в повозке у бродячего артиста Урсуса. Только утром он понимает, что девочка слепая, а мальчик изувечен. Может он поэтому их не прогнал. Теперь они вместе начали зарабатывать деньги.

Время идет, дети выросли и, несмотря на свои увечья, страстно полюбили друг друга. Гуинплен развлекает всех своим видом, а Дея так назвали найденную девочку, помогает ему во всем. На одном из таких выступлений он знакомится с герцогиней и влюбляется. Тут происходит еще один поворот в судьбе, Гуинплен узнает, что он лорд. Теперь он весь в мечтах о богатой и счастливой жизни.

Любовь к Дее оказывается сильнее, чем все блага, которые теперь ему доступны. Он старается разыскать Урсуса и Дею и находит их на шхуне. Девушка смертельно больна. Только теперь Гуинплен понял, что его смысл жизни заключался в Дее. Чтобы соединиться с любимой юноша прыгает в воду.

Настоящая искренняя любовь сильнее, чем слава, богатство. Побывав среди алчных и лживых людей, Гуинплен сделал свой выбор, только было уже слишком поздно.

Подробный пересказ

Урсус и его прирученный волк по кличке Гомо, что с латинского переводится как «человек», не имели постоянного места жительства. Вместо дома у них был небольшой возок, напоминающий ящик, запрягшись в который, человек и волк странствовали по всей Англии. Занятия и таланты Урсуса были весьма разнообразны: он устраивал уличные представления, слагал стихи, правдоподобно подражал голосам животных и птиц, имел способности к чревовещанию и философствованию. В своем передвижном жилище, служившем и лабораторией, он готовил снадобья, которые предлагал больным. Придя на новое место, Урсус вместе с волком собирали публику, показывая фокусы или разыгрывая спектакль, а собравшиеся зрители охотно покупали лекарства бродячего целителя. Жили эти двое довольно бедно, даже еда у них была не каждый день, но Урсус предпочитал голод рабской сытости во дворце.

В те мрачные времена, когда человеческая жизнь стоила ничтожно мало, существовало такое явление, как компрачикосы. Компрачикосами звались негодяи, уродующие людей, чаще детей, превращая их путем хирургических операций в карликов, потешных уродов. Компрачикосы поставляли ко дворам аристократов шутов. Смешные уродцы развлекали праздную публику в дни ярмарок на площадях. Несмотря на закон, преследующих этих мошенников, спрос на производимый ими «товар» был велик, и они продолжали свои преступные деяния.

Однажды холодным январским вечером 1690 года из одной бухты Портлендского залива отчалило судно, бросив на берегу маленького мальчика, одетого в лохмотья и совершенно босого. Брошенный ребенок остался один на пустынном берегу.

Мальчик взобрался на крутой склон. Перед ним расстилалась бескрайняя заснеженная равнина. Он долго шел наугад, пока не увидел дымок, указывающий на человеческое жилье. Побежав к желанному теплу, ребенок наткнулся на мертвую женщину. Возле бедняги ползала грудная девочка. Подхватив малышку и спрятав ее под курткой, мальчишка продолжил свой путь.

Замерзший и уставший мальчик добрался, наконец, до городка, но ни один из жителей не ответил на его стук в двери. Лишь в маленькой повозке Урсуса мальчик смог согреться и поесть. Скитальцу и философу совсем не хотелось обзаводиться детьми, но мальчик, лицо которого было обезображено застывшей улыбкой, и слепая годовалая девочка остались с ним.

В эту ночь на море разыгрался шторм, и шайку компрочикосов, которые изуродовали, а потом бросили мальчика, смыло за борт. Предчувствуя гибель, главарь написал признание и в запаянной фляге бросил в воду.

Шли годы, дети росли. Вместе с Урсусом, ставшим им отцом, они странствовали по стране. Дея, как звали девушку, была необычайно красива, а Гуинплен превратился в статного гибкого молодого человека. Его лицо было ужасно, говорили, что он похож на смеющуюся медузу. Но именно его уродство и артистический талант приносило успех труппе Урсуса. Они стали зарабатывать неплохие деньги и даже обзавелись кое-каким хозяйством.

Дея и Гуимплен нежно любили друг друга братской любовью, стареющий Урсус радовался, глядя на них.

Однажды они приехали в Лондон, и там их спектакль был настолько популярен, что все их конкуренты разорились от невнимания публики. На «человека, который смеется» пришла посмотреть и герцогиня Джозиана. Ее поразил неординарный юноша и она захотела видеть его своим любовником. После отказа Гуимплена, он был арестован. Дея, потеряв любимого, сильно затосковала. У нее было больное сердце, и Урсус боялся, что девушка умрет.

В тюрьме Гуимплена увидел преступник, которого пытали. Он признал в нашем герое отпрыска королевской крови, проданного компрачекосам. Из тюрьмы парень вышел титулованным аристократом.

Королева наделила Гуимплена различными титулами, но великосветское общество не приняло его. Вернувшись к Урсусу, Гуимплен находит умирающую Дею.

Кончается роман тем, что Дея умирает, Гуимплен кончает с собой, бросившись в воду, а Урсус опять остается с Гомо.

Это произведение учит умению сострадать, делиться тем малым, что имеешь. Хоть Урсус и остался один, помогая этим детям, он был счастлив.

Читательский дневник.

Это роман о том, как наследник лорда, Гуинплан, был похищен людьми, которые уродовали детей и продавали их как шутов. Несмотря на свою ужасную внешность, юноше удалось найти свою любовь, это была слепая девушка по имени Дея. Когда вскрылся обман, и в Гуинплане узнали наследника лорда, его сделали пэром, но он не смог заслужить уважения у других аристократов из-за своей внешности. Тогда Гуиплан нашел свою девушку, но она умерла от такой неожиданной встречи, ведь он считался погибшим. Гуиплан не выдержал смерти любимой и бросился в море.

Основная мысль произведения заключается в том, что каким было происхождение человека, его воспитание и среда, в которой он развивался, повлияют на него наибольшим образом, чем наследственность.

Читать краткое содержание

Урсус сочетал в себе разные качества: он был философом, поэтом, лечил больных, мог повторить любой из услышанных звуков. Он путешествовал по Англии в компании своего товарища волка по кличке Гомо. Их жилищем был деревянный возок, несмотря на его небольшие габариты, там помещались печка, сундук и даже лаборатория для экспериментов. Вместо лошади сами Гомо и Урсус возили повозку. Кроме того, Урсус был кудесником, и часто в своих представлениях он давал волку право показывать различные фокусы.

Так они и выживали, благодаря разносторонности Урсуса, на своих же представлениях он продавал приготовленные им же снадобья. Но умения в разных областях не делали Урсуса богатым, наоборот, он жил очень бедно, часто недоедая. Урсус был мрачным человеком, которому больше по духу была жизнь бродяги, чем человеческие удобства. Будучи злым, как свирепое животное, он никогда не испытывал чувств человеческой радости и счастья и никогда не улыбался. Он был ярым противником аристократии, хотя держал это в секрете. Каким-то чудесным образом Урсус с Гомо передвигались по стране без особых приключений, хотя могли быть пойманы Иаковом II как компрачикосы – это люди, которые делают из нормальных людей уродцев за счет хирургического вмешательства. Так, они похищали детей по всей стране и делали из них уродцев, чтобы продавать их как шутов.

В самую холодную ночь 1690 года к берегу причалила бискайская урка, на берег с нее сошли люди, с ними был ребенок, грязный и одетый в лохмотья, но они не позволили ему остаться с собой, а оставили его одного. Когда мальчик оказался на берегу, то увидел повешенного человека, его вид очень напугал мальчика. Затем малыш почувствовал запах костра – верный признак человеческого жилища. Но, кроме свертка с младенцем, он ничего не нашел. После скитаний по мертвому городу, мальчик наткнулся на возок Урсуса. Сжалившись над голодным и замерзшим ребенком, тот принял его к себе и накормил.

На следующий день он заметил, что на лице мальчика застыла вечная улыбка. В то время урка с оставшимися там людьми была затоплена из-за бушующей в море бури. Среди пассажиров были и компрачикосы, которые решили написать чистосердечное признание о своей незаконной деятельности. Свою записку они подписали, положили в стеклянный сосуд и бросили в море.

Лорд Кленчарли остался убежденным республиканцем, в то время как вся страна переживала влияние монархии. После такого краха карьеры, лорд ушел в изгнании, уехав в Швейцарию, оставив свою любовницу и сына. Его сын, Дэвид Дерри-Мойр, вошедший в круг доверия короля, который обещал сделать Дэвида лордом, если тот женится на его дочери Джозиане. Однако они так и не поженились: король умер, и на его место пришла королева Анна, которая не любила сводную сестру и даже завидовала ей. Аристократы того времени имели очень насыщенную жизнь, которая не приносила и особой радости.

Стараясь развлечь Джозиану, Дэвид купил ей Гуинплена – того самого мальчика, что когда-то приютил Урсус. Он усыновил мальчика и ту девочку, что была в свертке, с которым пришел Гуинплен. Вместе они странствовали по Англии и зарабатывали большие деньги, веселя и развлекая народ ужасной внешностью вечно смеющегося Гуинплена. Брат и сестра любили друг друга и были счастливы чистой духовной любовью. Однажды во время гастролей по Лондону, Джозиана посетила выступление Гуинплена и поняла, что именно он должен стать её любовником. Однако юноша отказался, он любил Дею, свою названную сестру.

В ту же ночь Гуинплена арестовали, но Урсус не стал говорить об этом Дее, у девушки сердце могло не выдержать от горя. Присутствующий при Гуинплене судья понял, что тот и есть Фермен Кленчарли, сын умершего лорда Кленчарли. Всё сошлось: законный сын лорда был продан компрачикосам королем, они же и изуродовали лицо мальчика. Теперь у Гуинплена была новая жизнь, где материальный достаток пришел на смену моральным устоям. Урсусу же сказали, что его воспитанник мертв.

Новому пэру нужно было поддерживать власть с народом, но внешность шута мешала этому: все те серьезные вещи, которые он произносил, вызывали лишь смех у политиков. В конце концов, Гуинплену удалось бежать из дворца, но как он не старался найти Урсуса и Дею, ему это удалось. Он уже было решил броситься в Темзу, как почувствовал, что кто-то лижет ему руку. Это был Гомо.

Гуинплен нашел Урсуса и Дею, но девушка не выдержала такого испытания и умерла на руках Гуинплена. Невозможно описать горе юноши, он так и не свыкся с кончиной любимой и бросился в воду.

Картинка или рисунок Человек который смеется

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Снап Сетон-Томпсон

    Однажды охотник получил от своего друга в подарок щенка. Освободив пёсика из посылочного ящика, мужчине тут же пришлось запрыгнуть на стол, так как маленький бультерьер был весьма агрессивно настроен.

  • Краткое содержание Шесть Наполеонов Дойла

    Одна из захватывающих историй о великом сыщике Шерлоке Холмсе. Суть повествования состоит в том, что инспектор Лейтрид, который частенько наведывается в гости к Шерлоку, однажды рассказывает странную историю, которая не укладывается в рамки здравомыслия

  • Краткое содержание Вера и Анфиса Успенский

    Отец Веры очень любил рисовать. Однажды он сидел на берегу с красками, и какой-то матрос принёс ему в сумке обезьянку. Она понравилась отцу, и он забрал её домой

  • Краткое содержание Шукшин Чудик

    Шукшин часто пишет свои рассказы о простых деревенских людях. В этом рассказе говорится о простом мужике по имени Василий Егорыч, который работает киномехаником в селе, он не равнодушен к собакам и сыщикам.

  • Краткое содержание Бузинная матушка Андерсен

    Матушка решила напоить своего больного сына чаем, с бузиной. К ним пришел пожилой мужчина. Старичок постоянно рассказывал сказки.

Гюго Виктор

Человек, который смеется

В Англии все величественно, даже дурное, даже олигархия. Английский патрициат - патрициат в полном смысле этого слова. Нигде не было феодального строя более блестящего, более жестокого и более живучего, чем в Англии. Правда, в свое время он оказался полезен. Именно в Англии надо изучать феодальное право, подобно тому как королевскую власть надо изучать во Франции.

Книгу эту собственно следовало бы озаглавить «Аристократия». Другую, которая явится ее продолжением, можно будет назвать «Монархия». Обе они, если только автору суждено завершить этот труд, будут предшествовать третьей, которая замкнет собою весь цикл и будет озаглавлена «Девяносто третий год».

Отвиль-Хауз. 1869.

ПРОЛОГ

1. УРСУС

Урсус и Гомо были связаны узами тесной дружбы. Урсус был человек, Гомо - волк. Нравом они очень подходили друг к другу. Имя «Гомо» дал волку человек. Вероятно, он же придумал и свое; найдя для себя подходящей кличку «Урсус», он счел имя «Гомо» вполне подходящим для зверя. Содружество человека и волка пользовалось успехом на ярмарках, на приходских праздниках, на уличных перекрестках, где толпятся прохожие; толпа всегда рада послушать балагура и накупить всяких шарлатанских снадобий. Ей нравился ручной волк, ловко, без принуждения исполнявший приказания своего хозяина. Это большое удовольствие - видеть укрощенного строптивца, и нет ничего приятней, чем наблюдать все разновидности дрессировки. Вот почему бывает так много зрителей на пути следования королевских кортежей.

Урсус и Гомо кочевали с перекрестка на перекресток, с площадей Абериствита на площади Иедбурга, из одной местности в другую, из графства в графство, из города в город. Исчерпав все возможности на одной ярмарке, они переходили на другую. Урсус жил в балагане на колесах, который Гомо, достаточно вышколенный для этого, возил днем и стерег ночью. Когда дорога становилась трудной из-за рытвин, грязи или при подъемах в гору, человек впрягался в лямку и по-братски, бок о бок с волком, тащил возок. Так они вместе и состарились.

На ночлег они располагались где придется - среди невспаханного поля, на лесной прогалине, у перекрестка нескольких дорог, у деревенской околицы, у городских ворот, на рыночной площади, в местах народных гуляний, на опушке парка, на церковной паперти. Когда возок останавливался на какой-нибудь ярмарочной площади, когда с разинутыми ртами сбегались кумушки и вокруг балагана собирался кружок зевак, Урсус принимался разглагольствовать, и Гомо с явным одобрением слушал его. Затем волк учтиво обходил присутствующих с деревянной чашкой в зубах. Так зарабатывали они себе на пропитание. Волк был образованный, человек - тоже. Волк был научен человеком или научился сам всяким, волчьим фокусам, которые повышали сбор.

Главное, не выродись в человека, - дружески говаривал ему хозяин.

Волк никогда не кусался, с человеком же это порою случалось. Во всяком случае Урсус имел поползновение кусаться. Урсус был мизантроп и, чтобы подчеркнуть свою ненависть к человеку, сделался фигляром. К тому же надо было как-нибудь прокормиться, ибо желудок всегда предъявляет свои права. Впрочем, этот мизантроп и скоморох, быть может думая таким образом найти себе место в жизни поважнее и работу посложнее, был также и лекарем. Мало того, Урсус был еще и чревовещателем. Он умел говорить, не шевеля губами. Он мог ввести в заблуждение окружающих, с изумительной точностью копируя голос и интонации любого из них. Он один подражал гулу целой толпы, что давало ему полное право на звание «энгастримита». Он так себя и величал. Урсус воспроизводил всякие птичьи голоса: голос певчего дрозда, чирка, жаворонка, белогрудого дрозда - таких же скитальцев, как и он сам; благодаря этому своему таланту он мог по желанию в любую минуту вызвать у вас-впечатление то площади, гудящей народом, то луга, оглашаемого мычанием стада; порою он бывал грозен, как рокочущая толпа, порою детски безмятежен, как утренняя заря. Такое дарование хотя и редко, но все же встречается. В прошедшем столетии некто Тузель, подражавший смешанному гулу людских и звериных голосов и воспроизводивший крики всех животных, состоял при Бюффоне в качестве человека-зверинца. Урсус был проницателен, крайне своеобразен и любознателен. Он питал склонность ко всяким россказням, которые мы называем баснями, и притворялся, будто сам верит им, - обычная хитрость лукавого шарлатана. Он гадал по руке, по раскрытой наобум книге, предсказывал судьбу, объяснял приметы, уверял, что встретить черную кобылу - к неудаче, но что еще опаснее услышать, когда ты уже совсем готов в дорогу, вопрос: «Куда собрался?» Он называл себя «продавцом суеверий», обычно говоря: «Я этого не скрываю; вот в чем разница между архиепископом Кентерберийским и мной». Архиепископ, справедливо возмущенный, однажды вызвал его к себе. Однако Урсус искусно обезоружил его преосвященство, прочитав перед ним собственного сочинения проповедь на день рождества Христова, которая так понравилась архиепископу, что он выучил ее наизусть, произнес с кафедры и велел напечатать как свое произведение. За это он даровал Урсусу прощение.

Благодаря своему искусству врачевателя, а может быть, и вопреки ему, Урсус исцелял больных. Он лечил ароматическими веществами. Хорошо разбираясь в лекарственных травах, он умело использовал огромные целебные силы, заключенные во множестве всеми пренебрегаемых растений - в гордовине, в белой и вечнозеленой крушине, в черной калине, бородавнике, в рамене; он лечил от чахотки росянкой, пользовался, сообразно надобности, листьями молочая, которые, будучи сорваны у корня, действуют как слабительное, а сорванные у верхушки - как рвотное; исцелял горловые болезни при помощи наростов растения, именуемого «заячьим ушком»; знал, каким тростником можно вылечить быка и какой разновидностью мяты можно поставить на ноги больную лошадь; знал все ценные, благотворные свойства мандрагоры, которая, как всем известно, является растением двуполым. У него были лекарства на всякие случаи. Ожоги он исцелял кожей саламандры, из которой у Нерона, по словам Плиния, была сделана салфетка. Урсус пользовался ретортой и колбой; он сам производил перегонку и сам же продавал универсальные снадобья. Ходили слухи, будто одно время он сидел в сумасшедшем доме; ему оказали честь, приняв его за умалишенного, но вскоре выпустили на свободу, убедившись, что он всего-навсего поэт. Возможно, что этого и не было: каждый из нас бывал жертвой подобных россказней.

Личность Гюго поражает своей разносторонностью. Мы с уверенностью можем сказать, что он один из самых читаемых в мире французских прозаиков. Всё его творчество определяет невероятная любовь к человеку, сострадание к обездоленным и призыв к милосердию. Виктора Гюго можно назвать демократом, врагом тирании и насилия над личностью, благородным защитником жертв политической и общественной несправедливости. Именно эти темы поднимаются во всём творчестве великого французского писателя. Невозможно забыть того, кто даже перед смертью писал:

«Я в своих книгах, драмах, прозе и стихах заступался за малых и несчастных, умолял могучих и неумолимых. Я восстановил в правах человека шута, лакея, каторжника и проститутку»

И говоря о таком великом писателе невозможно не вспомнить про его один из самых известных романов «Человек, который смеётся». Опять же, хотелось бы сказать, что данный роман был выбран не случайно, так как именно в этом году исполнилось ровно 145 лет со времени первой публикации данного романа, ну и конечно же, второй причиной является тот факт, что это одна из самых любимых для меня книг.

Творчество Гюго не вызывает ничего иного кроме восхищения и восторга. Это действительно Гений, причём с большой буквы. В его произведениях можно найти всё, что так ценно в книгах: в своих произведениях писатель выдвигает невероятно глубокие идеи, которые с каждым последующим прочтением можно раскрывать по-новому, невероятной глубины персонажи, реалистичные описания, потрясающий и богатый язык, который помогает в детальном описании исторического фона произведений, ну и конечно же, великолепные драматические развязки произведений Гюго. Всё это потрясает, трогает до глубины души и вдохновляет на прочтение его произведений снова и снова. Итак, поговорим подробней о романе «Человек, который смеётся».

Романтические черты творчества Гюго проявляются в его неугасающем интересе к истории и другим странам, так и в этом романе он переносит читателя из своей родной Франции на туманный Альбион, а из XIX века в XVII. Вы спросите, почему действия происходят в Англии, а не во Франции? Так вот, Англия была выбрана не случайно, Гюго в предисловии к роману говорил о том, что нигде не было такого феодального строя как в Англии. Автор хотел как можно ярче показать все пороки английской аристократии того времени. Автор повествует о всех исторических фактах того времени, примером здесь может послужить рассказ о компрачикосах, которые занимались торговлей детьми. Они покупали и уродовали детей и делалось это всего лишь ради забавы.

Обращаясь к историческому прошлому, Гюго рисует в неприглядном свете английскую аристократию XVII—XVIII веков, желая показать, что современная ему британская олигархия, унаследовав все самое худшее от своего прошлого, остается по-прежнему силой, враждебной народу, цивилизации, прогрессу. Благодаря непревзойдённому умению реалистично описывать каждую деталь мы вполне чётко можем представить себе жизни Англии в тот исторический период.

Сюжет книги великолепный. В романе «Человек, который смеется» писатель прослеживает судьбу своего героя Гуинплена, в детстве украденного и изуродованного бандитами и прошедшего путь от ярмарочного актера до места лорда в парламенте. Гюго подробно описывает, как главный герой обретает семью, его становление как личности, его первую и единственную любовь к слепой девушке - Дее. На примере главных героев автор показывает два мира в книге «мир света» - жизнь бедных людей и «мир тьмы» - жизнь богатых людей. Хотелось бы подробнее остановиться на характеристике главных героев романа.

Итак, Гуинплен - бедный изуродованный компрачикосами в детстве ребёнок, которому «посчастливилось» столкнуться с несправедливостью и бедами мира сего. Физически изуродованный ребенок символизирует в этом романе трагедию угнетенного человечества, жестоко искалеченного несправедливым общественным укладом. Именно в этом персонаже воплощены все демократические взгляды самого Гюго. Сама трагедия данного персонажа,по моему мнению заключается в том, что из-за его внешнего облика он не воспринимался серьёзно (если быть точным, то из-за его улыбки, которая явилась последствием деяний компрачикосов). Ни в мире бедных, ни в мире богатых (тем более) он не воспринимался как человек. Для окружающих он всего лишь был актёром, с ужасным обличием.


Урсус (человек, приютивший Гуинплена с крошкой Деей) - является носителем протеста, стремления к социальной справедливости, присущего народу. Разделяя страдания и бедствия народа, он отражает его помыслы и чаяния, нравственное величие и стойкость.

Ну и конечно же, следует вспомнить о таком светлом персонаже как Дея . Она прекрасна, причём прекрасна она не только внешне (не смотря на её слепоту), но и самое важное её достоинство это душевная красота и чистота. Душевное богатство и нравственное величие Деи завораживает. Их трогательная и чистая любовь с Гуинпленом не может оставить равнодушным. И трагический конец их счастья просто вызывает слёзы (это была первая книга, которая вызвала такую бурю эмоций, что я не смогла сдержать слёз).

Роман этот поистине философский. Виктор Гюго затрагивает такие вечные вопросы, как:

  • Внешнее уродство человека и его внутренняя (душевная) красота - возможно ли их гармоничное существование?
  • Противопоставление добра и зла (извечный вопрос, который волнует и по сей день)
  • Сколько бед и трагедий, потерь и несчастий может выдержать человеческая душа и многое другое.

Говоря о языке Гюго можно согласится что он несколько сложен. Но более точное слово в отношении стиля Гюго - витиеватость. Но, несмотря на это, прочитав хоть один из его монологов, мы понимаем, что благодаря этой особенности автор раскрывает всю глубину чувств героев.

И подводя итоги, мне хотелось бы упомянуть несколько самых любимых цитат из этого величайшего произведения:

  • Если человек, измученный жестокой душевной бурей, судорожно сопротивляясь натиску нежданных бедствий, не зная, жив ли он или мёртв, всё же способен с бережной заботливостью относиться к любимому существу — это верный признак истинно прекрасного сердца.
  • Самая тяжёлая задача — постоянно подавлять в своей душе желание зла, с которым так трудно бороться. Почти все наши желания, если хорошенько разобраться в них, содержат нечто такое, в чём нельзя признаться.
  • В любви главное — привычка. В ней сосредотачивается вся жизнь. Ежедневное появление солнца — привычка вселенной. Вселенная — влюбленная женщина, и солнце — её возлюбленный

Произведение просто волшебное. В этом романе прекрасно всё: и долгие лирические отступления и витиеватый язык автора и невероятно глубокие герои. Но читать данное творение нужно вдумываясь ибо даже самые мелкие детали в описаниях были созданы автором для того, чтобы мы могли наслаждаться этим шедевром!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...