Что такое фгп материка. Урок-практикум." ФГП материка Евразия"

В статье дается определение, что такое саванна. Описываются климатические особенности природной зоны, приводится характеристика почв, растительного и животного мира.

Эта информация будет полезна для школьников и студентов, при подготовке к уроку, докладу или экзамену.

Что такое саванны

Саваннами называются обширные территории, занимающие значительную часть субэкваториального пояса, покрытые высокой травянистой растительностью и редкими деревьями.

Из описания природной зоны саванн и редколесий следует отметить основные пункты:

  1. Травяной покров выше, чем в степях, причем в его основе – жестколистные злаки.
  2. Плотность растительного покрова бывает высокой, а бывает низкой, так что видна почва.
  3. Деревьев может не быть вообще, но встречаются участки, являющиеся почти разреженным лесом.

Географическое положение

Расположение – субэкваториальный пояс и в северном, и в южном полушарии. На карте природных зон видно, что травянистые пространства захватывают почти 40% площади Африки, также отдельные территории располагаются в Австралии, Северо-Восточной Азии, Америке.

В Южной Америке природная зона захватывает Бразильское нагорье и равнины реки Ориноко. В Бразилии площади заняты преимущественно редколесьем, в бассейне Ориноко древесной растительности почти нет. Южноамериканские саванны носят разные названия: бразильские – кампосы, венесуэльские – льяносы.

В Азии природная зона занимает отдельные участки Индии, Бирмы, Цейлона, Индокитая.

В Австралии травянистые территории находятся на северо-востоке, отличаются выраженным засушливым периодом.

Растения саванны

Растительный мир представлен высоким злаковым покровом с отдельно стоящими деревьями и кустарниками, небольшими группами деревьев.

Слоновая трава

Большинство растений гидрофиты, встречаются и ксерофиты, приспособленные к сухому сезону. В засушливые месяцы злаки выгорают, многие деревья теряют листву. Травы вытягиваются до 3 м, а в низинах до 5 м.

Характерные виды растений:

  • слоновая трава;
  • масличная пальма;
  • пальма дум;
  • панданус;
  • баобаб – толстое дерево со стволом необычной формы.

В более влажных местах злаковый покров становится ниже (до 1,5 м), дополняется акациями – деревьями с густой раскидистой кроной, напоминающей зонт.

Для более засушливых мест характерны колючие полусаванны. Деревья почти весь год без листьев, злаковый ковер редкий, невысокий (до 1 м).

Флора представлена низкими колючими древесными видами, суккулентами, подушковидными кустарниками. Некоторые ученые называют эти участки африканской степью.

Почвы

Основными являются красно-бурые и латеритные почвы, характеризующиеся достаточным содержанием гумуса, благодаря обильному разложению травы.

Из-за периодического увлажнения в почвенных слоях насыщение металлическими окислами протекает активно, поэтому на поверхности земли часто появляются корки.

Сезонность увлажнения сказывается на процессах образования почв. Во влажный сезон почвенные слои интенсивно выщелачиваются, в сухой – из-за нагревания поверхности земли почвенные растворы поднимаются. Поэтому накопление гумуса, очернение почв, образование черноземов характерно для сухих саванн, где период без осадков длительный.

Рельеф

На Африканском континенте зона саванн и редколесий занимает плато Восточной Африки, водораздельные плато рек Замбези, Конго, Лимпопо, отдельные участки высоких равнин Калахари.

Саванна в Танзании

В Южной Америке саванны находятся на Бразильском и Гвианском плоскогорьях, равнине Гран-Чако, в бассейне Ориноко.

В Австралии – на северо-восточных равнинах.

Климат и климатические пояса

Саванны располагаются в субэкваториальном климатическом поясе. Четко выявляются два сезона: зимний сухой и летний влажный. Годовая температура колеблется от 18 до 32°C. Температурные колебания медленные, невыраженные.

Сухой прохладный период длится с ноября по апрель. Средняя температура составляет 21°C. Погода солнечная, часты пожары. Выпадает не более 4 дюймов (100 мм) осадков.

Сухой сезон – время миграций. Огромные стада копытных отправляются на поиски еды и воды, за ними устремляются хищники. Древесные виды выживают в засушливое время, благодаря глубокой корневой системе и плотной огнеупорной коре.

Горячий влажный период начинается в мае, длится по октябрь. Количество осадков за период достигает 10 – 30 дюймов (250 – 750 мм). Обильные дожди идут после полудня.

В сезон дождей жизнь саванны кипит, земля возрождается после засухи, устилается пышным зеленым ковром.

Обитатели саванны

Фауна саванн уникальна. Нигде на планете больше нет такого разнообразия крупных копытных и хищных животных.

К сожалению, с начала 20 века дикая природа серьезно страдает из-за деятельности браконьеров и неуемных охотников, прокладки дорог, отведения значительных территорий под скотоводство и земледелие.

Лошадиная антилопа

В список животных, исчезнувших из-за охотничьей деятельности, внесены:

  • белохвостый гну;
  • лошадиная антилопа;
  • зебра квагга.

Копытные

Самая многочисленная группа саванных копытных живет в Африке.

Наиболее распространены:

  • голубые гну;
  • зебры;
  • газели Томпсона;
  • газели Гранта;
  • импалы;
  • канны;
  • коровьи антилопы;
  • топи;
  • жирафы;
  • буйволы;
  • бородавочники;
  • африканские слоны.

Антилопа Куду

Редкими копытными, встречающимися только в заповедниках, являются куду, сернобыки.

На грани исчезновения находятся черные и белые носороги. Их роскошный, как видно на фото, рог – ценная добыча для браконьеров.

В заповедниках прилагаются огромные усилия для сохранения этих животных.

Хищники

Хищные животные так же разнообразны, как травоядные.

Африканские леопарды

На африканских равнинах распространены:

  • львы;
  • пятнистые гиены;
  • гиеновидные собаки;
  • леопарды;
  • гепарды;
  • каракалы;
  • нильские крокодилы.

В американских степях обитают:

  • ягуары;
  • оцелоты;
  • гривистые волки;
  • пумы.

Собака Динго

В Австралии:

  • вараны;
  • собаки Динго.

Птицы

Разнообразие африканских птиц поражает, притягивает туристов со всего мира.

Африканский страус

На деревьях с птицами соседствуют бабуины и многочисленные виды мартышек. Украшением водоемов являются фламинго.

Страусы нанду – жители бразильских степей, страусы эму – австралийских.

Насекомые

Среди насекомых, поедающих зеленые части растений, можно отметить:

  • саранчу (наиболее распространенное семейство);
  • бронзовок;
  • цикад;
  • хрущей;
  • гусениц;
  • листоедов;
  • златок;
  • палочников.

Из переработчиков мертвой органики распространены:

  • термиты (в саваннах наибольшее число термитников, нередко огромной величины);
  • сверчки;
  • черви;
  • тараканы;
  • многоножки;
  • чернотелки;
  • наземные моллюски.

Термиты – основной источник пищи для австралийских и южноамериканских муравьедов.

С каждым годом на саванны все больше наступают пустыни. Особенно это заметно в Африке. Главной причиной, почему саванны сменяются пустынями, является человеческая деятельность. Человек для своих нужд забирает слишком много воды из водоемов, из-за чего растительность испытывает жесткий дефицит влаги.

Еще причинами опустынивания являются глобальное потепление и интенсивное скотоводство. Пасущийся крупный рогатый скот выедает траву так активно, что травяной покров не успевает восстанавливаться.

Саванна – это обширные пространства в тропическом поясе, с периодически выпадающими осадками, покрыты травяной растительностью с редко разбросанными деревьями и кустарниками. Наиболее распространены саванны в центральной Африке. Главную массу растений злаковой саванны составляют злаки, достигающие большой высоты (до 4 м). Саванны в Оринокской низменности называются льяносами, в .

Саванна – зональный тип ландшафта тропических и субэкваториальных климатических поясов. В этой природной зоне ясно выражена смена влажного и сухого сезона года при неизменно высоких температурах воздуха (от + 15°С до +32°С). По мере удаления от экватора период влажного сезона с 8-9 месяцев уменьшается до 2-3, а осадки – от 2000 до 250 мм в год. Буйное развитие растений в сезон дождей сменяется засухами сухого периода с замедлением роста деревьев, выгоранием травы. Некоторые растения способны запасать влагу в стволах (баобабы, бутылочное дерево). Для саванны характерно преобладание травянистого покрова, среди которого господствуют высокие (до 5 м) злаки. Среди них редко растут кустарники и одиночные деревья, частота которых увеличивается по направлению к экватору. Из древесной растительности на разных материках здесь встречаются пальмы, разнообразные акации, древовидные кактусы.

Почвы саванн зависят от продолжительности сезона дождей . Ближе к экваториальным лесам, где сезон дождей длится 7-9 месяцев, образуются красные ферраллитные почвы. Там, где продолжительность сезона дождей меньше 6 месяцев, распространены типичные саванные красно-бурые почвы. На границах с полупустынями, где скудные дожди выпадают всего 2-3 месяца, формируются малопродуктивные почвы с тонким слоем перегноя.

Густой и высокий травяной покров обеспечивает обильные корма крупнейшим животным, таким, как слоны, жирафы, носороги, бегемоты, зебры, антилопы, которые в свою очередь привлекают таких крупных хищников, как львы, гиены и другие. Богат и разнообразен мир птиц в саваннах. Здесь обитает маленькая красивая птица – нектарница, самые крупные птицы на Земле – страусы. Из хищных животных выделяются своим обликом и повадками птица секретарь с длинными ногами. Она охотится за мелкими грызунами, пресмыкающимися. Много в саванне термитов.

Саванны располагаются в основном в Южном полушарии от 30° до 5-8° южной широты. В Северном полушарии они пересекают Африку, образуя непосредственно южнее Сахары переходную зону – Сахель. Наибольшие территории саванн приходятся на Африку. Здесь они занимают около 40% континента.

Саванны на севере Южной Америки называют льяносами (исп. llanos – множественное число от «равнина»), а на Бразильском плато – кампосами (порт, сатро – поле). Это район интенсивного животноводства в Бразилии.

Саванны играют очень большую роль в хозяйственной жизни человека. Значительные площади здесь распаханы, выращиваются зерновые, хлопчатник, арахис, джут, сахарный тростник и другие. В более засушливых местах развито животноводство. Некоторые породы деревьев, произрастающих в саваннах, человек использует в своих целях. Так, тиковое дерево дает твердую ценную древесину, которая не гниет в воде.

Методическая разработка урока: Физико- географическое положение Африки.

Класс: 7

Цель: знакомство с географическим положением Африки.

Задачи:

    Образовательные познакомить с физико-географическим положением Африки; научить давать характеристику ФГП материка; показать особенности береговой линии материка; познакомить с новым способом обработки информации – картосхемами.

    Развивающие – развивать умение комплексного использования физической и контурной карт; использовать ранее приобретенные ЗУН для получения знаний и использования их в новой ситуации;

    Воспитательные – продолжить воспитание личностных качеств, привитие аккуратности, наблюдательности.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: урок-исследование.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: эвристическая беседа с постановкой проблемного вопроса, сообщения учащихся, дифференцированно-групповая, самостоятельная работа.

Оборудование: физическая карта мира, учебник В. А. Коринской, И.В. Душиной, В.А.Щенева «География материков и океанов», атласы, рабочие тетради учащихся, раздаточный материал, мультимедийное оборудование (презентация используется по ходу всего урока

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

Здравствуйте, ребята! На наших уроках мы не раз совершали путешествия. Вспомните, где мы с вами уже побывали, что исследовали? (Океаны)

Но на этом наши путешествия не закончились. Впереди нас ждет много нового и интересного, т. к. мы отправляемся в путешествие по материкам! Назовите существующие материки

Учащиеся называют и показывают океаны на настенной карте

Показывают материки

Новый материал

А) введение в тему

Наше путешествие начнется со знакомства с одним из интереснейших материков Земли, а каким, определите сами!

На экране демонстрируются слайды с видами Африки, и идет сопроводительный текст:

« Этот материк считают наиболее вероятной прародиной человека. Это родина многих народов, больших и малых. Они любят свою землю и гордятся ею, считая её необыкновенной. Здесь есть все. И прекрасные пальмовые рощи, и дикие непроходимые джунгли, искрящиеся водопады, раскаленные солнцем пустыни и бескрайние саванны. Этот материк славится своими пирамидами и пигмеями, баобабами и жирафами».

За морем-океаном в тени Килиманджаро
Купается огромный и добрый бегемот,
Там зебры и жирафы,там небо дышит жаром,
Кокосовые пальмы, бананы круглый год.
В саванне бродят львы и прячутся гориллы,
Шипят в пустыне змеи, качая головой.
И щелкают зубами большие крокодилы,
Когда проходят мимо них слоны на водопой.

На каком материке мы можем встретить таких животных и растения?

О каком материке идет речь? Как определили?

Много интересного и загадочного можно встретить на этом материке. Даже происхождение названия материка «Африка» до сих пор вызывает споры.

Проблемная задача. Представьте теперь, что вы путешественники. Экспедиция отправляется на один из южных материков и по возвращении из экспедиции вы должны рассказать об особенностях природы материка.
Как вы думаете, с какими компонентами природы вам необходимо познакомится, чтобы вы смогли рассказать о своеобразии материка. Обсудите ответы

Совершенно верно вы определили круг вопросов, с которыми нам необходимо познакомиться при изучении материка.

Таким образом, на прошлом уроке мы с вами знакомились с планом (алгоритм), по которому будем изучать материк. Давайте решим, в каком порядке и почему будем отвечать на вопросы, чтобы составить характеристику материка?

Еще раз вспомним план характеристику материка (форзац учебника)

План характеристики материка.

    Физико-географическое положение материка.

    Рельеф, тектоническое строение, полезные ископаемые.

    Климат.

    Внутренние воды.

    Почвы.

    Природные зоны. Растительный и животный мир.

    Население. Хозяйственная деятельность.

    Государства и столицы.

Посмотри те еще раз и какой вопрос у нас самый первый?

Итак, тема сегодняшнего урока: Физико - географическое положение Африки.

Что значит “определить географическое положение любого географического объекта”?

Константин Георгиевич Паустовский сказал «Познания и странствия неотделимы друг от друга» (высказывание на доске) .

Ну что ж, мои друзья, в путь!

Для работы на уроке вы можете использовать учебники, карты атласа,

Основная проблема урока.

Вопрос, на который мы должны ответить в конце урока : Каковы особенности физико-географического положения материка Африка?

    Как вы думаете, на какие вопросы мы должны ответить, чтобы более точно определить местонахождение материка на земном шаре?

    Какие карты мы будем использовать для описания материка?

Называют материк

Артур

Обсуждение в парах.

Предполагаемые ответы учащихся. Необходимо познакомиться с растительным и животным миром материка; узнать о климате, рельефе и полезных ископаемых материка; познакомиться с народами, населяющими материк и странами; определить, где находится материк .

Географическое положение - это “адрес” географического объекта, по которому можно найти его на Земле. То есть мы должны определить местонахождение данного объекта на земном шаре.

Предполагаемые ответы учащихся: Определить площадь материка. Какие океаны его омывают? Какие материки близко расположены, а какие удалены?

Физическая карта Африки, физическую карту полушарий.

Чтобы определить физико-географическое положение материка, мы должны ответить на эти вопросы, используя сказанные вами карты. А теперь мы будем работать с типовым планом (алгоритмом) характеристики физико-географического положения материка.

План характеристики физико-географического положения материка.

    Положение материка по отношению к экватору.

    Положение материка по отношению к нулевому меридиану.

    Крайние точки, их координаты.

    Протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах.

    Площадь материка.

    Положение материка по отношению к морям и океанам.

    Положение материка по отношению к другим материкам.

    Особенности физико-географического положения материка.

Решение проблемы:

Работаем следующим образом: Читаем вопрос плана и записываем его в тетрадь. Если вы согласны, то делаете запись в бортовом журнале

    Положение материка по отношению к экватору

На что влияет положения материка вблизи экватора?

2. Положение материка по отношению к нулевому меридиану .

3. Крайние точки, их координаты.

4 . Протяжённость материка с севера на юг и с запада на восток в градусах и километрах

5. Площадь материка

6 . Положение материка по отношению к морям и океанам

Изрезанность берегов

7. Положение материка по отношению к другим материкам

Знакомство с планом хар-ки ФГП

Экватор пересекает материк и делит материк на две части: равные по протяженности, но разные по площади. Большая по площади часть материка расположена к северу от экватора, а меньшая к югу

количество получаемого солнечного тепла и осадков, их распределение по временам года .Времена года в северной и южной части противоположны: когда в северном полушарии лето, в южном – зима

Нулевой меридиан пересекает материк и делит материк на две неравные части. Большая часть материка расположена к востоку от нулевого меридиана, а меньшая - к западу.

Самостоятельное исследование в парах. Работа с картами атласа. Определение географических координат по карте атласа. Нанесение их на контурную карту.

Северная - м. Рас-Энгела – (37 гр. с. ш, 10 гр. в. д.).

Южная - м. Игольный – (35 гр. ю.ш, 20 гр. в. д.).

Западная - м. Альмади – (15 гр. с. ш, 18 гр. з. д.).

Восточная - м. Рас-Хафун – (10 гр. с. ш, 52 гр. в. д.)

. Протяженность Африки север - юг: 37 гр. + 35 гр. = 72 гр. Так как длина дуги меридиана в 1 градус равна 111 к м., то протяженность материка составит: 111 км. 72 = 7992 км.

Протяженность материка запад – восток: 52 гр. + 18 гр. = 70 гр. Так как по экватору длина дуги в 1 градус равна 110 км ., то длина материка будет равна: 110 км. 70 = 7700

Пользуясь справочным материалом атласа назовите площадь материка.

Площадь материка - 30.3 млн. кв. км. – это второй по величине материк.

Найдите на карте на карте, затем нанести на контурную карту цифры

На контурной карте подписать объекты береговой линии: Атлантический океан, Индийский океан, Средиземное и Красное моря, Гвинейский и Аденский заливы, Гибралтарский, Мозамбикский и Баб-эл-Мандебский проливы, острова: Мадагаскар, Канарские и т.д.

Изрезанность берегов слабая, ровные

Африка удалена от Ю. Америки,Австралии, Антарктиды и С. Америки на значительное расстояние, за исключением Евразии. На севере Средиземное море и Гибралтарский пролив (14 км) отделяет её от Европы. На северо-востоке Африка соединяется с Азией узкой полоской суши – Суэцким перешейком шириной 200 км. В XIX в. здесь был построен Суэцкий канал. Суэцкий канал -судоходный бесшлюзовый канал в Египте, соединяющий Средиземное и Красное море. Зона канала считается условной границей между двумя континентами, Африкой и Евразией и имеет Огромное значение для мирового судоходства

Стат. Справка:

Строился канал 10 лет

Длина 161 км

Ширина от120км до 318 км

Глубина более 16 м.

физкультминутка

Музыкальная физкультминутка

Первичное закрепление

Какое важное событие ожидает нас в 2014 году в феврале месяце?

А что является логотипом этого мероприятия?

Правильно, Логотип олимпийских игр выглядит как пять объединенных между собой колец разных цветов. Этот логотип так же нанесен и на олимпийский флаг, который имеет белый фон означающий мир во всем мире. В 1913 году Пьер де Куберт придумал такой логотип, он считал, что национальные цвета всех стран включены в эти пять колец, а не привязаны к какому-либо из континентов как принято думать сейчас. Если вы посмотрите на флаг абсолютно любой страны, вы увидите, что на нем есть хотя бы один цвет из пяти цветов колец. На сегодняшний день полагают что каждый цвет это какой-либо континент. А как вы думаете, какой цвет вы предложите Африку? А почему?

Давайте подведём итог всему сказанному. Ответьте на вопрос – выгодное ли у Африки физико-географическое положение?

Тест – Выберите верные утверждения.

    Африка посередине пересекается экватором

    Начальный меридиан не пересекает Африку.

    Северная точка материка – м. Игольный

    Южная точка- м. Игольный

    Восточная крайняя точка- м. Рас - Хафун

    Западная крайняя точка -м. Альмади

    Африку омывают океаны: Атлантический и Индийский.

    Самое соленое море, омывающее берега Африки – Средиземное.

    С севера берега омывает Средиземное море.

    Гвинейский залив расположен с севера

    Самый большой остров вблизи берегов материка – Мадагаскар .

Олимпиада в Сочи

логотип 5 колец

Черный цвет

Ответ: ФГП Африки выгодное; материк лежит во всех 4-х полушариях земного шара. Африка представляет собой сплошной массив суши со слабо изрезанной береговой линией.

Ответы: 1,4, 5,6, 7, 9, 11

Ватман,

Игра «Что такое?» называется географический объект, надо уточнить что это? (мыс, остров, полуостров и т д) и показать по карте

    (мыс) Игольный,

    (мыс) Альмади,

    (мыс) Рас – Хафун,

    Атлантический (океан),

    Индийский (океан),

    Средиземное (море),

    Гвинейский (залив),

    (полуостров) Сомали,

    (остров) Мадагаскар,

    Гибралтарский (пролив),

    Суэцкий (канал, перешеек )

Рефлексия

Итак мы сегодня:

1) Самостоятельно узнали ответы на все проблемные вопросы;
2) Узнали, что материк Африка расположен по обе стороны от экватора, по обе стороны от нулевого меридиана, второй материк по площади, омывается Атлантическим и Индийским океаном, близко расположен к материку Евразия, имеет выгодное физико-географическое положение;
3) Овладели обобщенным способом описания физико–географического положения материка;
5) Закрепили навыки работы с картой, глобусом, учебником, алгоритмом;
6) Очень хорошо поработали самостоятельно и в коллективе и думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы

Домашнее задание

Текст параграфа. Самостоятельно проработать материал об открытии и изучении материка. Выбрать маршрут путешествия одного из исследователей, нанести маршрут его путешествия на контурную карту и составить рассказ об этом путешествии и путешественнике (можно с использованием дополнительного материала).

Сердце Африки пенья полно и пыланья,
И я знаю что, если мы видим порой
Сны, которым найти не умеем названья,
Это ветер приносит их, Африка, твой!

Н. Гумилев

Спасибо за урок!

Дата: 30.11.2019

Общие сведения

Африка - второй по величине материк после Евразии. Площадь суши - 29,2 млн км 2 , с островами - 30,3 млн км 2 (около 1/5 суши земного шара).

Самая высокая точка над уровнем моря - г. Килиманджаро (5895 м), самая низкая - впадине Ассаль (155 м).

Экватор Африку пересекает почти посередине, ее окраины заходят в субтропические широты.

Африка расположена в четырех полушариях одновременно - Северном и Южном, Западном и Восточном.

Крайние точки материка:

  • северная - мыс Рас-Энгела (37° с.ш., 10° в.д.),
  • южная - мыс Агульяс (Игольный) (35° ю.ш., 20° в.д.),
  • западная - мыс Альмади (14° с. ш., 18° з. д.),
  • восточная - мыс Рас-Хафун (11° с. ш., 52° в. д.).

Протяженность с севера на юг - почти 8000 км, ширина на севере - 7500 км (мыс Альмади - мыс Рас-Хафун).

Африка омывается Средиземным и Красным морями, Индийским и Атлантическим океанами. Материк соединяется с Азией узким (120 км) Суецким перешейком. От Европы Африка отделена Гибралтарским проливом (наименьшая ширина 13 км).

Береговая линия Африки порезана незначительно, берега часто гористые. Длина береговой линии - 30500 км, более 1/5 отдаленно от океанов и морей на 1000-1500 км.

Крупные заливы - Гвинейский и Сидра. Удобных бухт мало, крупнейший полуостров Сомали.


В Африку относят острова: на востоке Мадагаскар, Поморские, Маскаренские, Амирантские, Сейшельские, Пемба, Мафия, Занзибар, Сокотра; на западе - Мадейра, Канарсьйи, Зеленого Мыса, Аннобон, Сан-Томе, Принеипи, По и отдаленные острова: Вознесения, Святой Елены, Тристан-да-Кунья.

История исследования и освоения

Европейцы начинают детальное изучение Африки с XV в.

В XVI в . португальцы во время поиска персидского пути в Индию исследовали очертание побережья Африки.

Бартоломеу Диаш - португальский мореплаватель - в 1487 впервые совершил плавание вдоль западного побережья Африки, достиг мыса Доброй Надежды (1487-1488 гг.). Экспедиция Диаша доказала, что Индийский океан соединяется с Атлантическим и в Индию можно попасть морским путем.

Экспедиция под руководством Васко да Гама открыла для европейцев морской путь в Индию (1499 ). Длительная, сложная путешествие имело значительные последствия - с момента открытия морского пути и к построению в 1869 Суэцкого канала главная торговля Южной и Восточной Азии.

В XVII в. во внутренних районах Африки к югу от экватора пертугальськие исследователи открыли озера Тана (1613 ), Ньяса (1616 ), исследовали истоки Голубого Нила и низовья реки Конго, на западе материка французская экспедиция А. Брю исследовала реку Сенегал.

В XVIII в. вследствие стремительного развития промышленной мировой торговли, растет интерес к материку, его ресурсам.

В 1788 в Лондоне была организована «Ассоциация для содействия открытию внутренних частей Африки», которая в 1830 объединилась а королевским географическим обществом. Экспедиции, организованные Ассоциацией: М. Парк в 1796-1797 гг. (Исследование Нила и Нигера), Орден, Денгем, Клаппертон в 1822-1824 гг. (Впервые пересекли Сахару до озера Чад, через р. Сокото дошли до Нигера).

В исследовании бассейна Нила большая роль принадлежит французам (времена похода Наполеона в Египет).

В 1835 Э. Смит исследовал реку Лимпопо.

В 1847 - 1848 гг. экспедиция Е. П. Ковалевского начала географическое и геологическое изучение бассейна Голубого Нила.

В 1848 -1849 гг. немецкие миссионеры И. Крапф и И. Ребман открыли самую высокую точку материка - вулкан Килиманджаро.

В 1856 - 1869 экспедиция Дж. Опека и Р. Бертона открыла озеро Танганьика. Установила, что Нил берет начало из озера Виктория.

Дэвид Ливингстон открыл озеро Нгами, водопад Виктория (1855 ), пересек Африку с запада на восток, исследовал бассейн реки Замбези, в 1867-1871 гг. изучал южные и западные берега озера Танганьика, открыл озеро Бангвеулу. В Европе экспедицию Ливингстона считали пропавшей, и на ее поиски был направлен журналист Г. Стэнли, который в 1871 встретился с Ливингстоном на озере Танганьика. Вместе они продолжили изучение северной части озера и выяснили, что озеро не связано с Нилом.

В 1865-1867 гг. экспедиция немецких исследователей Г. Рольфс и Г. Нахтигаля первой из европейцев пересекла Сахару от берегов Средиземного моря (город Триполи) до Гвинейского залива (город Лагос), достигли массив Вадаи.

Русский путешественник В. В. Юнкер в 1876-1878 гг. провел географические и этнографические исследования Центральной Африки, детализировал гидрографию истока Белого Целую, исследовал водораздел рек Нил и Конго.

Итак, к концу XIX в. были исследованы четыре большие африканские реки - Нил, Конго, Нигер и Замбези, в начале XX в. разведанны большие запасы природных ресурсов.

Вперёд

Рельеф, геологическое строение и природные ресурсы

См. также

А фрика. Рельеф и геологическое строение, природные ресурсы

План описания физико-географического положения материка:

    Размеры материка;

    Положение материка относительно экватора и начального меридиана;

    В каких полушариях расположена бóльшая часть материка;

    Какие океаны и моря и где (по сторонам горизонта) омывают материк;

    Крайние точки материка и их географические координаты;

    Положение материка относительно других материков;

    Вывод о физико-географическом положении материка.

Практическая работа: Определение типов климатов Африки по климатограммам.

Ход работы:

По приведённым в атласе климатограммам (стр. 15) определите тип климата городов Аддис -Абеба, Алжир, Валлен и Дебунджа, обосновав свой ответ по годовому ходу температуры воздуха и выпадения осадков.

Практическая работа: Составление характеристики одной из рек Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, текст учебника, справочную и дополнительную литературу, дайте характеристику одной из рек Африки по следующему плану:

План характеристики реки:

    В какой части материка находится река;

    К бассейну какого океана относится река;

    Длина реки и направление её течения;

    Местонахождение истока реки и его географические координаты;

    Куда впадает река, вид устья и его географические координаты;

    Крупнейшие левые и правые притоки;

    Характер течения реки, наличие порогов и водопадов;

    Основные типы питания и режим реки;

    Крупные города, расположенные на реке;

    Использование реки человеком.

Вариант 1. Нил . Вариант 2. Конго . Вариант 3. Нигер . Вариант 4. Замбези .

Практическая работа: Составление по картам и другим источникам знаний описания природы, населения и его хозяйственной деятельности одной из стран Африки.

Ход работы:

Работа проводится в виде доклада, реферата, сочинения по типовому плану:

План физико-географической характеристики страны:

    Название страны и её столица;

    Физико-географическое положение страны:

а) положение страны на материке;

б) площадь территории;

в) с какими странами и где граничит;

г) положение страны относительно омывающих её морей и океанов;

    Природные особенности страны:

а) особенности строения земной коры, главные формы рельефа и полезные ископаемые;

б) характерные черты климата (климатические пояса, средние температуры января и июля, годовое количество осадков и их сезонность);

в) внутренние воды (крупнейшие реки и озёра, их характерные черты);

г) природные зоны;

д) преобладающие почвы;

е) типичные представители растительного и животного мира;

    Население и его хозяйственная деятельность:

а) численность и размещение населения;

б) преобладающие народы;

в) крупнейшие города;

г) какие полезные ископаемые добываются;

д) ведущие отрасли промышленности;

е) главные сельскохозяйственные культуры и отрасли животноводства;

ж) влияние хозяйственной деятельности человека на природную среду.

Ход работы: Работа выполняется в течение нескольких уроков!

При изучении темы ”Географические положение Австралии”, используя физическую карту Австралии (атлас, стр. 17), на контурной карте Австралии:

    Красным цветом обозначьте экватор, жёлтым - Южный тропик;

    океаны : Индийский и Тихий;

    моря : Арафурское, Коралловое и Тасманово;

    заливы : Карпентария и Большой Австралийский;

    проливы : Торресов и Бассов;

    острова : Новая Гвинея и Тасмания;

    полуострова : Арнемленд и Кейп-Йорк;

    крайние точки : мыс Йорк, мыс Юго-Восточный (Саут-Ист-Пойнт), мыс Стип-Пойнт и мыс Байрон;

3. Определите координаты крайних точек Австралии.

При изучении темы ”Рельеф Австралии” обозначьте:

    равнины : Центральную низменность;

    горы : Большой Водораздельный хребет;

    высшую точку материка : гору Косцюшко (2228 м);

    низшую точку материка : уровень озера Эйр (-16 м).

При изучении темы ”Климат Австралии” обозначьте:

    тёплое течение : Восточно-Австралийское;

    холодное течение : течение Западных Ветров;

    район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

    районы формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

    пункт с максимальной температурой воздуха : Юкла (+51 о С);

    пункт с минимальной температурой воздуха : Онслоу (-3 о С);

    пункт с максимальным годовым количеством осадков : Кэрнс (2243 мм);

    пункт с минимальным количеством осадков : Центральная Австралия (127 мм).

При изучении темы ”Внутренние воды Австралии” обозначьте:

    реки : Муррей, Дарлинг, Купер-Крик;

    озеро : Эйр.

При изучении темы ”Природные зоны Австралии” обозначьте:

    пустыни : Большая Песчаная, Большая пустыня Виктория.

Практическая работа: Сравнение географического положения Австралии и Африки.

Ход работы:

Используя карты атласа, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Австралии и Африки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Австралия

Африка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

5. Характер береговой линии

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Южной Америки (атлас, стр. 19), на контурной карте обозначьте:

    Красным цветом – экватор, жёлтым – Южный тропик, зелёным – 50 о ю.ш.;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Атлантический и Тихий;

· море : Карибское;

· залив : Ла-Плата;

· проливы : Дрейка и Магелланов;

· канал : Панамский;

· острова : Огненная Земля, Фолклендские (Мальвинские), Тринидад, Галапагос;

· крайние точки : мыс Гальинас, мыс Кабу-Бранку, мыс Фроуэрд, мыс Горн и мыс Париньяс и определите их координаты.

При изучении темы ”Рельеф Южной Америки” обозначьте :

· равнины : Амазонскую, Ла-Платскую и Оринокскую низменности, Бразильское и Гвианское плоскогорья, Патагонское плато (Патагонию);

· горы : Анды;

· высшую точку : гору Аконкагуа (6960 м);

· вулканы : Котопахи и Сан-Педро;

· низшую точку материка : Салинас-Чикас (-42 м) на полуострове Вальдес.

При изучении темы ”Климат Южной Америки” обозначьте :

· тёплые течения : Гвианское, Бразильское и Наска;

· холодные течения : Перуанское, Фолклендское и течение Западных Ветров;

· район формирования экваториальным воздушных масс : буквами ЭВМ;

· район формирования тропических воздушных масс : буквами ТВМ;

· район формирования умеренных воздушных масс : буквами УВМ;

· пункт с максимальной температурой воздуха : Кордова (+46 о С);

· пункт с минимальной температурой воздуха : Сармьенто (-33 о С);

· пункт с максимальным количеством осадков : Буэнавентура (более 9000 мм) в Колумбии;

· пункт с минимальным количеством осадков : Антофагаста (1 мм) в Чили.

При изучении темы ”Внутренние воды Южной Америки” обозначьте :

· реки : Амазонка, Мараньон, Укаяли, Риу-Негру, Мадейра, Тапажос, Ориноко, Парана, Парагвай, Уругвай, Сан-Франциску;

· озёра : Маракайбо и Титикака;

· водопады : Анхель и Игуасу.

При изучении темы ”Природные зоны Южной Америки” обозначьте :

· пустыню : Атакама.

Практическая работа

Сравнение физико-географического положения Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа и текст учебника, заполните таблицу ”Сравнение географического положения Африки и Южной Америки”:

План

Черты сходства

Черты различия

Африка

Южная Америка

1. Размеры материков

2. Положение материков относительно экватора и начального меридиана

3. В каких полушариях находятся

4. Океаны, омывающие берега материков

5. Характер береговой линии

6. Положение относительно других материков

Практическая работа: Сравнение крупных речных систем Африки и Южной Америки.

Ход работы:

Используя карты атласа, тест учебника и другую литературу, заполните таблицу (работа выполняется по вариантам):

План

Черты сходства

Черты различия

Река Африки

Река Юж. Америки

Положение на материке

К бассейну какого океана относится

Площадь бассейна

Местонахождение истока и его координаты

Вид устья и его координаты

Длина главной реки

Направление течения

Характер течения

Питание реки

Режим реки

Крупнейшие левые притоки

Крупнейшие правые притоки

Страны, расположенные в бассейне реки

Крупнейшие города

Использование реки человеком

Вариант 1. Сравнение Конго и Параны. Вариант 2. Сравнение Нила и Амазонки. Вариант 3. Сравнение Замбези и Ориноко.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте стран Южной Америки и их столиц.

Ход работы:

    Используя атлас (стр. 10 - 11), на контурной карте Южной Америки обозначьте: Аргентину, Боливию, Бразилию, Венесуэлу, Гайану, Гвиану (фр.), Колумбию, Панаму, Парагвай, Перу, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Фолклендские острова (брит.), Чили, Эквадор и подпишите названия их столиц (административных центров).

    Чёрным цветом закрасьте колониальные владения Франции и Великобритании.

    Зелёным цветом закрасьте страны, не имеющие выхода к морю.

    Красным цветом закрасьте страну, расположенную на двух материках.

Практическая работа: Обозначение на контурной карте названий изучаемых объектов и определение географических координат крайних точек.

Ход работы:

Используя физическую карту Северной Америки (атлас, стр. 22), на контурной карте Северной Америки обозначьте:

    Красным цветом – экватор , жёлтым – Северный тропик , зелёным – 50 о с.ш ., синим – Северный полярный круг ;

    Подпишите названия следующих географических объектов:

· океаны : Тихий, Атлантический и Северный Ледовитый;

· моря : Берингово, Чукотское, Бофорта, Баффина, Карибское;

· заливы : Аляска, Калифорнийский, Гудзонов, Святого Лаврентия, Мексиканский;

· проливы : Берингов, Девисов, Датский, Гудзонов, Флоридский, Юкатанский;

· канал : Панамский;

· острова : Канадский Арктический архипелаг, Гренландию, Баффинову Землю, Ньюфаундленд, Кубу, Ямайку, Гаити, Ванкувер, Алеутские, Святого Лаврентия;

· полуострова : Лабрадор, Флориду, Юкатан, Калифорнию, Аляску;

· крайние точки : мыс Мёрчисон, мыс Марьято, мыс Принца Уэльского, мыс Сент-Чарльз и определите их координаты.

  1. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс

    Рабочая программа

    ... . Учебное электронное издание. География . Наш дом Земля . Материки , океаны , народы и страны . Мультимедиа учебник для учащихся 7 классов общеобразовательных учебных заведений. Авторы учебного материала...

  2. Рабочая программа по географии линия в. П. Дронова, издательство «дрофа»

    Рабочая программа

    Реализации рабочей программы используется учебно -методический комплект, включающий: Базовый учебник Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. География : Наш дом Земля (материки , океаны , народы и страны ). 7 класс . – М.: Дрофа...

  3. Отчет о результатах самообследования негосударственное образовательное учреждение Центр Спорта и Образования «локомотив»

    Отчет

    ... География 7 КЛАСС География . Наш дом Земля : Материки , океаны , народы и страны . 7 класс . Учебник для общеобразовательного учреждения И.В. Душина, В.А. Щенёв, В.А. Коринская География . Наш дом Земля : Материки , океаны ,

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...