Домашнее задание логопеда мой город средняя группа. Лексическая тема: «Мой город Бердск

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «Город, в котором я живу»

Существительные : город, село, столица, область, адрес, река, залив, площадь, улица, переулок, проспект, набережная, бульвар, переулок, перекрёсток, дом, больница, театр, музей, памятник, вокзал, мост; магазин, школа, детский сад, театр, балкон, витрина , библиотека, киоск, поликлиника, аптека , достопримечательности, школа искусств, фонтан, сад, фабрика, завод, сквер, парк, стадион, шоссе, тротуар, район, храм, купол, музей, благоустройство, кинотеатр, дворец культуры, газон, подъезд, вокзал, новостройка.

Прилагательные: городской, сельский, амурский, российский, красивый, прекрасный, широкие, длинные, узкий, просторный, прямой, многоэтажный, старый, тихий, шумный, зеленый, каменный, промышленный, культурный, жилой, парковый.

Глаголы: строить, перестраивать, любить, беречь, убирать, ремонтировать, украшать, охранять, гордиться, жить, переезжать, ездить, смотреть, расти, хорошеть, расширяться, благоустраивать.

    Знают ли дети, как называется город, в котором они живут? Научите их чётко произносить название родного города. Организуйте с детьми прогулки (экскурсии) по улицам, где находится ДС, покажите интересные здания, расскажите об учреждениях, которые есть на них. Отработайте чёткое произношение предложения: Я живу на улице. Расскажите, на какой улице находится детский сад, который посещает ребёнок. Помогите ему произнести предложение: Наш детский сад – на улице. Помогите детям составить рассказ: Я живу в Благовещенске на улице… Мой детский сад – на улице Комсомольской. Пусть ребёнок ответит на вопросы:

В каком городе ты живёшь? На какой улице? На какой улице твой детский сад?

    Посетите с ребёнком некоторые интересные места вашего города, с тем чтобы он мог рассказать о них друзьям в детском саду. Подберите картинку, фотографию или нарисуйте вместе с ребёнком одно из замечательных мест нашего города.

Грамматический строй

    «В нашем городе» (составление предложений со словом «много»)

В н ашем городе много...улиц .
(дома , деревья, люди, дороги, цветы, здания, фонари)

    «Сколько их?» (согласование числительных с существительными в роде, числе и падеже):

Один дом , два дома , пять домов .
(мост, тропинка, автобус, улица, площадь, рынок,
магазин, аптека, школа, парк, стадион, пруд, здание)

    «Распутай предложение» (работа с деформированным предложением)


Дом, около, кинотеатр, есть.
Детский сад, угол, стоит, за.
Возле, парикмахерская, дом, построили.
Рядом, рынок, с, дом.
Улица, на, дома, стоят.

В вашем городе деревья высокие, ... а в нашем городе еще выше .
(деревья зеленые, старые, большие, роскошные; улицы длинные, шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные; дома большие, прекрасные, прочные; люди добрые, веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые)

    «Четвертый лишний» (найти лишний предмет, объяснить свой выбор)

Площадь , пруд, озеро, речка.
Школа, детский сад, аптека , Школа искусств.
Дорога, улица, тропинка, светофор .
Улица, перекресток, машина , площадь.
г. Благовещенск, ул. Калинина , г. Владивосток, г. Москва
Библиотека , магазин, рынок, супермаркет.

Связная речь

    Составление рассказа по плану:

1). Как называется твой любимый город?
2). Назови свой домашний адрес
3). Какие учреждения расположены рядом с твоим домом?
4). Как называется главная улица в твоем городе?
5). Главные достопримечательности твоего города.
6). Что ты делаешь для того, чтобы твой город оставался всегда чистым и красивым?
7). Твое отношение к этому городу.

Лексико - грамматические игры и упражнения.

    «Продолжи предложение»

В нашем городе много улиц (домов, площадей, людей…)

Дома бывают одноэтажные, (многоэтажные, кирпичные, блочные, деревянные, большие, старые…)

Улицы бывают ровные, (большие, новые, старинные, узкие, прямые, широкие…)

В нашем городе много деревьев. (Каких?) В нашем городе много зеленых, красивых, высоких, старых, роскошных деревьев.

В нашем городе много людей. (Каких?) В нашем городе много хороших, трудолюбивых, добрых, веселых, замечательных людей.

    «Сосчитай до десяти»

Один большой город…

Одна старая деревня..

Одна мраморная статуя…

    В Благовещенске много фонарей. Как назвать фонарь, который стоит:

На улице – уличный фонарь;

В театре - …

На бульваре - …

На вокзале - …

В парке - …

А)назови адрес, по которому ты живешь.

Б)почему нужно знать свой адрес?

В)кому нужно говорить свой адрес, а кому – нет?

    Что общего и чем отличаются:

ГОРОД и ДЕРЕВНЯ

    «Подбери нужное слово»

Городской – сквер…

Городская – улица…

Городское - шоссе,…

Городские - …

    «Исправь предложение»

Дома стоят над улицей.

Мы живем на домах.

    Ответь на вопросы и ВЫУЧИ:

Как называется наша страна?

Как называется наша республика?

Как называется столица России? Амурской области ?

Как называется твой родной город?

Назови главную площадь, улицу нашего города.

Назови свою улицу.

    Игра «Кто больше знает улиц в нашем городе»

Выигрывает тот, кто назовет улицу последним.

    Составь рассказ по картинкам. Составь рассказ на тему «Моя улица» по плану:

1) Как называется улица?

2) Какая она, эта улица (тихая, шумная, узкая, широкая, зеленая…)?

3) Что расположено на этой улице (магазины, другие учреждения)?

4) Где проходит эта улица?

5) Твое отношение к этой улице.

    «Распутай предложение»

Находится, дом, площадь, перед.

Дом, возле, кинотеатр, есть.

Детский сад, угол, стоит, за.

Около, парикмахерская, дом, построили.

Рядом, рынок, с, дом.

    «Что у нас, а что у вас?»

В нашем городе деревья высокие (зеленые, старые, большие, роскошные),… а в нашем городе еще выше (зеленее, старее, больше…)

В нашем городе улицы длинные (шумные, короткие, нарядные, чистые, благоустроенные), …а в нашем городе еще длиннее.

В нашем городе дома большие (белые, прекраснее, прочные), …а в нашем городе еще больше.

В нашем городе люди добрые (веселые, храбрые, молодые, трудолюбивые, красивые),…а в нашем городе еще добрее. И т. д.

    «Путешествие по городу»

Педагог подбирает каждому ребенку по комплекту картинок и раскладывает их в разных местах помещения: представители разных профессий, бабушка с ребенком, виды транспорта, цветы, площади, фонтаны и т. д. Дети «путешествуют» по городу, находят картинки и рассказывают об увиденном.

    Составление рассказа-описания «Городок» по опорным предметным картинкам.

Строители построили городок. В центре его – многоэтажные дома. Возле них – продуктовый магазин и библиотека. На окраине городка строители построили одноэтажные домики. Справа от них – больницу. Недалеко от больницы – школу. За городом строители соорудили гаражи для автомобилей. Городок получился красивый.

    «Скажи наоборот»

Моя улица новая,…а моя улица старая.

Моя улица длинная, …а моя улица короткая.

Моя улица светля,…а моя улица темная. И т. д.

    Художественная литература - чтение, заучивание
    Загадки

Вот стоит одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный

Сотни человек отважных их построили однажды,

Чтобы жили в них с тобою мы все дружною семьей. (Дом)

Начинается на «О» и кончается на «О».

Я хвораю, не гуляю – целый день гляжу в него. (Окно)

В доме комната гуляет, никого не удивляет.

На двенадцатый этаж вас доставит в тот же час. (Лифт)

Я из дома на порог лишь один шагнул шажок

Дверь закрылась за спиной нет пути передо мной.

Я и дома_ и не дома, между небом и землей.

Где же я тогда, позволь? (Балкон)

Развитие зрительного и слухового восприятия и памяти.

    «Что спрятано на картинке?» (Наложенные картинки) «Найди отличия» «Как машине проехать к дому?» (Лабиринты) «Какое слово отличается от других?»

Проспект, проект , проспект, проспект.

    «Какое слово не подходит?»

Дом, домашний, дым, домовой.

Город, городской, горох , горожанка.

Улица, переулок, улочка, улитка .

Река, речка, рука , речной, речник.

    «Что лишнее и почему?»

Парк, сквер, лес .

Машина, улица, проспект.

Развитие общей моторики

    Речевая подвижная игра «Мы по городу шагаем»

Мы по городу шагаем,

Много видим, называем:

Светофоры и машины,

Ярмарки и магазины,

Скверы, улицы, мосты,

И деревья, и кусты.

Развитие мелкой моторики

    Пальчиковое упражнение под считалку «Дом» по типу «пальчики здороваются»:

Чтобы дом построить новый,

Запасают лес дубовый,

Кирпичи, железо, краску,

Гвозди, паклю и замазку,

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

    Продолжить работу по обводке и штриховке фигур.

Задачи:

I. Коррекционно-развивающие:

1. Развитие логического мышления: умение отгадывать загадки, ребусы, зашифрованные слова;

2. Совершенствовать слуховое восприятие;

3. Совершенствовать зрительное восприятие;

4. Развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза: разбирать и составлять слово из звуков;

5. Развивать координацию речи с движением, тонкую моторику;

6. Развивать коммуникативные навыки, умения.

II. Коррекционное - образовательные:

1.Активизация словаря по теме, улицы, река Нева, проспекты;

Существительные: город, горожане, Санкт-Петербург;

Прилагательные: городской, нужный, петербургский, петербурженки, петербуржцы, петербургские (улицы) широкий, прямой, узкий;

Глаголы: жить, ездить, смотреть, расти.

2. Грамматический строй речи:

Совершенствовать умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже;

3. Связная речь:

Развивать умение составлять предложения с предложенными словами;

Закрепить понятие «город».

III. Корекционно - воспитательная доброжелательность, навыки сотрудничества, активность.

Предварительная работа:

Достопримечательностями Санкт-Петербурга, Васильевского острова;

Беседы, ознакомление с литературой по теме;

Чтение и разучивание стихотворений по тем;

Прогулки с родителями по городу;

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия, развитие зрительно-пространственных функций, умения ориентироваться в схеме собственного тела, пространстве группы;
- Музыкальный досуг «Путешествие по весеннему Петербургу»;

Рисование, аппликация на тему «Наш город»;

Организация выставки творческих работ по лексической теме.

Оборудование:

Слайды с изображением достопримечательностей город.

Ход НОД

1. Орг. Момент. Коммуникативная игра « Доброе утро!»
(Дети входят в группу. Встают около своих мест. Здороваются.)
Логопед: У нас сегодня гости. Давайте поздороваемся и скажем друг другу и гостям добрые слова……

Доброе утро, мне!
Доброе утро, тебе!
Доброе утро, нам
И нашим друзьям, и нашим гостям!
М.Ю. Картушина.

(Сели за столы.)

2. Логическое мышление. Диалогическую речь. + слайд

Упр. «Отгадай загадку».

(Дети садятся за столы. Слайд с отгадкой.)
Логопед: У нас должен появиться еще один гость или гостья. А вот кто? Вы узнаете, если отгадаете загадку. Загадку загадает Соня. Слушайте. Слушайте внимательно, кто догадался, поднимает руку и красиво отвечает.

Птица серая кружится,

Кар-кар! - кричит и веселится.

Всем известная персона

А зовут её ….. (Ворона.)
Кто же это? (Ответы детей.) Проверяем? Все смотрим на экран.

3. Фонетика. Анализ и синтез.
Логопед: И так у нас необычная гостья. Она любопытная, непоседливая. А зовут её…. Хотите узнать, как её зовут? Разгадайте зашифрованное слово первым буквам. Как зовут нашу гостью? (Ответы детей.) Проверяем?

4. Связная речь. Диалогическая речь.

Упр. «Составь предложение из слов.
(На столах у детей лежат «камушки» со словами.)
Логопед: Луша очень любит собирать камушки, а она знает, что камушки можно найти на берегу реки. Она полетела и опустилась на берег полноводной реки. Вода была сине-серого цвета, и волны бились о берег. И тут Ворона увидела, то, что искала. Но таких камушков Луша ещё не видела. Посмотрите. (Слайд.) На камушках написаны слова. (Прочитайте их). Помогите Луше, составьте из этих слов предложение. У вас на тарелочках тоже есть «камушки» с написанными словами, составьте предложение из этих слов.

На берегу реки заложен город.

Логопед: Назовите первое слово, второе, третье, четвертое, пятое. Сколько слов в предложении?
Логопед: Хотите узнать на берегу какой реки оказалась Луша?

5. Синтез слова + слайд.

Логопед: Но вдруг огромная волна накатилась на берег и обрызгала Ворону. Капельки попали на голову, клюв, спинку, лапы. Капельки заблестели в лучах солнца и Луша увидела, что в капельках - буквы. (слайд с капельками)

Попробуйте составить из букв название главной реки нашего города. (Нева.) Назовите главную реку города? (Ответы.)

Герман прочитает нам стихотворение о Неве.

Тихий вечер над Невой
Залил город синевой.
Сколько хочешь синевы
Он добудет из Невы.

6. Пальчиковая игра.

(Дети встают около своих мест.)

Логопед: Пока Луша вышагивает по берегу реки Невы мы немножко разомнемся. Вставайте около своих мест. Приготовили ручки. (М.б. Аня.)

Мы по городу шагаем, (колечки)
Много видим, называем (кулачки)
Светофоры и машины, (колечки)
Зоопарк и магазины, (колечки)
Скверы, улицы, мосты, (большой палец пр. руки с большим пальцем лев. руки и т.д.)
И деревья, и кусты.

7. Связная речь. Беседа о городе.

Пока мы играли Луша взлетела над городом. Посмотрите, что увидала ворона. (Показ слайда.) Вы узнали? (Стрелка Васильевского острова. Петропавловская крепость.)

Тогда подскажите Луше, как называется город? (Это Санкт-Петербург.) Кто основал Санкт-Петербург? (Император Петр I.)

Да, город был построен по велению царя Петра. Именно 27.мая Санкт-Петербург отмечает свое очередное 311 день рождение.

Наш город удивителен, поэтому в нем и живут талантливые писатели и поэты. Послушайте стихи о нашем городе.

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,
Береговой её гранит,

Твоих оград узор чугунный,
Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,

Когда я в комнате свой
Сижу, читаю без лампады.

А.С. Пушкин

Мы очень любим город свой.
Сияет солнце над Невой,
Или дожди стучат в окно –
Его мы любим все равно.
Мы в этом городе живем.
И он растет, и мы растем

М. Борисова.

Логопед: Санкт-Петербург – один из самых больших городов России и мира. В нашем городе живут удивительные, прекрасные люди. Мы с вами живем в Санкт-Петербурге. Кто подскажет, как называются жителей Санкт-Петербурга? Как называют жительницу Санкт-Петербурга? Как называют жителя Санкт-Петербурга?

Логопед: Петербуржцы очень воспитанные, начитанные.Многие любят разгадывать ребусы. Луша нашла ребус. Только разгадать его сложно. Помогите ей.

Действительно в нашем городе много улиц, улочек, переулков, проспектов. Какие улицы, проспекты, площади в Санкт-Петербурге? (Петербургские.) Назовите главный проспект Санкт-Петербурга? (Невский проспект.) Кто знает, почему проспект так назвали?

Своё название Невский проспект получил не от реки Невы. Невский проспект был назван в честь князя Александра Невского

Возможно, что название Невского проспекта пошло от Александро-Невского монастыря. (Александро-Невская лавра.)

Логопед: На каком острове мы с вами живем? (Мы с вами живем на Васильевском острове.)

Назовите главный проспект Васильевского острова? (Большой проспект.) Расскажите о Большом проспекте.

Большой проспект один из самых старых проспектов города. Во времена Петра I это была дорога к берегу Финского залива. Во времена Екатерины II Большая улица была названа Большим проспектом. (Дима.)
Логопед: Назовите улицы нашего района.? (Ответы.) Назовите улицы на которых вы живете? Луша узнала много интересного об улицах Санкт-Петербурга.

8. Игра «Море волнуется раз….»
Санкт-Петербург удивительный город его называют северной Венецией, но Санкт-Петербург и морской город, потому что он стоит не только на берегу Финского залива. Давайте поиграем игру «Море волнуется…..». Вы покажите на морские фигуры, а городские и назовете их..

Сегодня водить будет Даша

Море волнуется раз,

Море волнуется два,
Море волнуется три,
Городская фигура на месте замри….
Назови фигуру.

10. Итоги
Назовите гостя, который сегодня у нас побывал?

Источники:

  1. Картушина М.Ю. Логопедические занятия в детском саду. Москва 2003г.
  2. А.С. Пушкин «Медный всадник».

Дидактические игры

«ГЕРБ НАШЕГО ГОРОДА»

Цель. Закреплять знания детей о гербе родного города. Активизировать словарь.

Как ты думаешь, что означает герб нашего города?

Как бы ты назвал форму герба?

Какие цвета присутствуют на гербе?

Что изображено на гербе?

Подумай, зачем городу нужен герб?

«НАЗОВИ ЛАСКОВО»

Цель. Развивать речь детей, умение образовывать уменьшительно-ласкательную форму слова. Воспитывать любовь к родному городу.

Город,

улица,

флаг,

проспект,

дом,
лес,

сад,

завод,

сквер,

магазин.

«ПРОДОЛЖИ ФРАЗЫ»

Цель. Развивать умение завершать предложения, подбирая слова подходящие по смыслу. Закреплять знания о родном городе. Воспитывать любовь к родному городу.

Наш город называется…

Жителей нашего города называют…

Наш город расположен возле Национального парка…

Зимой в нашем городе…

Больше всего я люблю в нашем городе…

«СЛОВА ПРИЗНАКИ. СКАЖИ КАКОЙ? КАКАЯ?»

Цель. Активизировать в речи детей прилагательные. Развивать память, мышление.

Королёв (родной, любимый, славный, красивый и др.) .

Клязьма (глубокая, холодная, широкая и др.).

Центральный парк (зеленый, чистый, красивый и др.) .

Мост (длинный, новый, шумный и др.)

«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ЖИВОТНЫХ НЕ ЖИВУТ В НАЦИОНАЛЬНОМ ПАРКЕ «ЛОСИНЫЙ ОСТРОВ»

Цель. Закреплять знания о животных родного края.

Лиса, волк, ёж, медведь, заяц, бобёр, олень, белка, лось, кабан,тигр, рысь и т.д.

«КАКОЕ ИЗ ЭТИХ ДЕРЕВЬЕВ НЕ РАСТЁТ В НАШЕМ ГОРОДЕ? »

Цель. Закреплять знания о деревьях родного города.

Берёза, ель, сосна, туя. акация, черёмуха, каштан, тополь, клён, пальма, лиственница.

«КАКОЕ СЛОВО ЛИШНЕЕ И ПОЧЕМУ? »

Цель. Развивать логическое мышление, речь.

Флаг, герб, знамя.

Парк, бор, лес.

Королёв, ракета, спутник, машина.

Дом, улица, проспект, переулок.

ЦУП, «Энергия», музей.

«Восток», «Энергия», комета.

«ИСПРАВЬ ОШИБКИ»

Цель. Развивать логическое мышление.

Королёв — столица России.

Мы живем на домах.

На гербе Королёва изображена берёза.

На флаге родного города есть изображение планеты Марс.

Самая длинная улица нашего города - улица Мичурина.

Королёв расположен на берегу реки Яуза.

Город Королёв больше по площади города Москвы.

Жителей города Королёв называют королями.

«ОДИН - МНОГО»

Цель. Совершенствовать умение детей образовывать слова во множественном числе.

Дом, улица, житель, музей, спутник, ракета, герб, флаг, магазин, детский сад и др.

«ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА К СЛОВУ «РОДИНА»»

Родина — родной, народ, родители, родиться, родня, родительский и др.

11.«СОСЧИТАЙ ЭТАЖИ»

«Назови дом, в котором 1, 2, 3, 4, 5 этажей».

Образование сложных прилагательных . Можно назвать начало слова, а ребенок продолжает и называет слово целиком.

Дом с одним этажом, - какой? - одноэтажный дом

дом с двумя этажами, - какой?- двухэтажный дом

дом с тремя этажами, - какой? - трехэтажный дом

дом с четырьмя этажами, - какой?- четырехэтажный дом

дом с пятью этажами, - какой? - пятиэтажный дом

дом со многими этажами, - какой? - многоэтажный дом.

Варианты игры «Один - много», «Составь предложение», «Нет чего?»

ПОСЧИТАЙ

Согласование существительных и прилагательных с числительными

Посчитай от 1 до 5 (10), от 5 (10) до 1.

Улица, широкая улица, красивая улица.

Дом, новый дом, высокий дом, многоэтажный дом.

Дорога, широкая дорога, ровная дорога, длинная дорога.
Магазин, детский магазин, большой магазин.

Памятник, красивый памятник, большой памятник, бронзовый памятник.

Музей, краеведческий музей, исторический музей, музей космонавтики.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ОТВЕТИВ НА ВОПРОС

Образование сравнительной степени прилагательных. Игра с мячом или любым другим предметом.

Этот проспект широкий, а другой ещё … (шире).

Этот переулок тихий, а тот ещё … (тише).

Эта дорога узкая, а рядом ещё … (уже).

Этот дом старый, а другой ещё (старее).

Эта площадь большая, а рядом ещё (больше).

Этот памятник высокий, а другой ещё … (выше).

13.ПРИДУМАЙ НАЗВАНИЕ УЛИЦЫ
Образование прилагательных от существительных. Можно предложить придумать самим и назвать производное слово.

В нашем городе много улиц. Появляются новые дома, улицы, но ещё не имеют названий. Давай придумаем этим улицам такие названия, чтобы жители города их сразу же запомнили.

На этой улице стоит завод. Назовем ее (Заводская).

На этой улице много цветов. Назовем ее (Цветочная).

На этой улице много школ. Назовем ее (Школьная).

Возле этой улицы рядом находится Национальный парк «Лосиный остров». Назовем ее (Лосиноостровская).

На этой улице много берез. Назовем ее (Березовая).

На этой улице много садовых деревьев. Назовем ее (Садовая).

На этой улице находится аптека. Назовем ее (Аптечная).

Придумай ещё несколько названий улиц сам.

ЭКСКУРСИЯ

Цель: Способствовать развитию умения ориентироваться в родном городе. Закреплять знания о его достопримечательностях.

Дети садятся на стульчики, поставленные в 2 ряда, как сиденья в автобусе. На переднем стульчике сидит «водитель». Он держит в руках воображаемый руль. Один ребенок одет в костюм светофора.

Дети: Мы в автобус дружно сели

И в окошко посмотрели.

Наш шофер педаль нажал,

И автобус побежал.

Дети ритмично покачиваются, водитель «крутит руль».

Светофор:

Стоп! Машинам красный свет.

Посмотрите-ка в окошки

И подумайте немножко:

Что за здание перед вами?

Отвечайте быстро сами.

Ребенок в костюме светофора задает вопросы, показывая детям фотографии улиц, памятников, достопримечательностей:

Что за улица перед вами?

Что за памятник перед вами?

Что за предприятие перед вами?

Что за здание перед вами? И т.д.

(Ответы детей)

Светофор: Свет зеленый зажигаю

Так дети путешествуют по родному городу и возвращаются на улицу, где находится детский сад.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ.

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗОВ.

Обратите внимание!

Рассказ взрослого является образцом для детей, поэтому необходимо:

сопровождать рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками; обращаться к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому; не называть дат: они затрудняют восприятие материала; использовать доступную детям лексику, значение незнакомых слов объяснять, не употреблять специальной терминологии, не перегружать рассказ сложными грамматическими конструкциями.

«Интервью»

Цель: Учить детей составлять небольшой связный рассказ по теме

«Мой город». Воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание узнать больше о своем городе.

Материал к игре: микрофон, бейджик с надписью «Корреспондент газеты».

«Город будущего»

Цель: Учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.

СОСТАВЬ РАССКАЗ О СВОЕМ РОДНОМ ГОРОДЕ ПО ПЛАНУ:

А) Как называется твой город?

Б) В честь кого назвали твой город?

В) Как раньше назывался твой город?

Г) Назови улицы и проспекты города.

Д) Главные достопримечательности твоего любимого города.

Ж) Твое отношение к родному городу.

17.СОСТАВЬ РАССКАЗ НА ТЕМУ «МОЯ УЛИЦА» ПО ПЛАНУ :

А) Как называется улица? Почему?

Б) Какая она, эта улица (тихая, шумная, широкая, зеленая и т. д.?)

В) Что расположено на этой улице? (Магазин, парк, больница и др.)

Г) Где находится эта улица?

Д) Твое отношение к этой улице.

СОСТАВЬ РАССКАЗ ПО КАРТИНКАМ

(5 шт. с видами города Королева, его достопримечательностей) .


ит.д.

ЗАГАДКИ О РОДНОМ ГОРОДЕ

Цель. Закрепить знания детей о родном городе, развивать воображение, память.

Ход игры: воспитатель загадывает загадку о каком-либо месте в посёлке, а дети отгадывают.

Например:

Это здание стоит на улице Мичурина. Оно большое, двухэтажное, с множеством окон. Каждое утро родители приводят туда своих детей, чтобы они играли, занимались, общались друг с другом. (Детский сад) Это здание находится на улице Дзержинского. Красивое, с белыми колоннами. Все жители Королёва любят ходить туда на концерты, смотреть новые фильмы. Здесь проходят торжественные, праздничные мероприятия. (Дворец культуры Костино) Это деревянное здание расположено возле пруда с фонтаном. Рядом находится парк. Его посещают дети, которые хотят узнать об истории нашего города. (Историко-краеведческий музей) Это место любимо, как взрослыми жителями Королёва, так и ребятишками. Туда часто ходят отдыхать, насладиться красотой природы, подышать свежим воздухом, прокатится по каналу на велосипедах. Если повезёт - встретиться с лосем. А зимой покататься на лыжах. (Парк Лосиный остров)

Варианты игры. Загадки можно загадывать по типу игры «Да - нет» (Дети задают наводящие вопросы, а воспитатель отвечает «да» или «нет», также можно поменяться ролями) .

«ТАК БЫВАЕТ»

Цель. Развивать умение рассказывать о городе, в определении которого указаны нетипичные признаки, развивающие мышление и воображение.

Ход игры: воспитатель называет словосочетание, ребенок раскрывает его значение.

Например:

Холодный Королёв (город зимой),

веселый Королёв (город в дни праздников),

тёмный Королёв (город ночью),

молодой Королёв (новостройки, молодые жители) и т. д.

ЗАДАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗВУКО - БУКВЕННОГО АНАЛИЗА СЛОВА

а) составь слово из выделенных букв этих слов:

МОСК ВА

РО ССИЯ

Р ОДИНА

ДО М

ЛО СЬ

Ё Ж

В ОСТОК

(КОРОЛЁВ)

б) назови все гласные звуки в названии улицы, на которой находится твой детский сад

И, У, И, А (МИЧУРИНА)

в) сколько слогов в названии улицы МИЧУРИНА?

РАБОТА С ПРЕДЛОЖЕНИЕМ

Я ЖИВУ В КОРОЛЁВЕ

В НАШЕМ ГОРОДЕ РАСПОЛОЖЕН ЦУП.

РАКЕТА НА ВЪЕДЕ - СИМВОЛ КОРОЛЁВА .

Сколько слов в предложении? Назови 1-е, 2-е, 3-е, 4-е, 5-е слово. Назови 2-е слово. Как оно звучит? Назови 4-е слово. Как оно звучит? Назови 5-е слово. Как оно звучит?

РАБОТА СО СЧЁТНЫМИ ПАЛОЧКАМИ

Цель: Развитие логического мышления, мелкой моторики рук.

Выложи из счётных палочек ракету - символ нашего города. Выложи из счётных палочек название улицы, на которой находится детский сад. Выложи из счетных палочек название космического корабля, памятник, которого стоит на территории РКК «Энергия».

24.ПЕРЕСКАЗ РАССКАЗА «НЕОЖИДАННАЯ ВСТРЕЧА»

Цель: Формировать умение последовательно и выразительно пересказывать рассказ близко к тексту, синтаксически и грамматически верно выстраивать ответы на вопросы. Расширить представление о природе родного края.

Чтение рассказа «Неожиданная встреча» семьи Барыкиных (Альманах «А я люблю места родные» №1)

2.Беседа

О чем этот рассказ? Где и когда гулял мальчик со своей семьей? Что увидел мальчик на прогулке? Почему мальчик с родителями решил возвращаться домой? Что напугало мальчика по дороге домой? Как повел себя мальчик? Как папа успокоил мальчика? Как вели себя лосиха с лосенком? Какую поговорку вспомнил мальчик? С каким настроением мальчик пришел домой? Почему?

Повторное чтение рассказа.

4.Пересказ детьми понравившегося отрывка.

РАБОТА В ТЕТРАДЯХ

РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ

ОБВЕДИ ПО ТОЧКАМ И РАСКРАСЬ

ПРОДОЛЖИ РЯД

ДОРИСУЙ ПО КЛЕТОЧКАМ

ДИКТАНТ

Задание для ребенка : отсчитай 3 клетки сверху, 7 клеток слева и поставь точку. Теперь от этой точки отсчитай 1 клетку вправо, одну клетку вниз и поставь еще одну точку. От второй точки 4 клетки вниз и ставь третью точку. Теперь от третьей точки отсчитай 1 клетку вправо, 1 клетку вниз и поставь четвертую точку. От четвертой точки отсчитай одну клетку вниз и ставь пятую точку. Теперь от пятой точки отсчитай одну клетку влево и одну вверх и поставь шестую точку. От шестой точки отсчитай две клетки влево и ставь седьмую точку. Теперь от седьмой точки отсчитай одну клетку влево и одну клетку вниз и ставь восьмую точку. От восьмой точки отсчитай одну клетку вверх и ставь девятую точку. От девятой точки отсчитай одну клетку вправо и одну клетку вверх и ставь десятую точку. От десятой точки отсчитай вверх 4 клетки и ставь еще одну точку. Соедини все точки и раскрась.

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (с 6 лет) должны знать:

как называется город, в котором они живут;

какие в нем находятся достопримечательности, чем он зна­менит;

какие памятные места находятся в районе, где они живут;

в чем отличие улицы от площади, шоссе от переулка.

Расширение словарного запаса детей:

названия: столица, Москва, правительство, куранты, площадь, ули­ца, герб, памятник, двор, дом, москвич, город, проспект, мост, сквер, бульвар, тротуар, собор, адрес, храм, церковь, библиотека, универ­ситет, стадион, цирк, школа, сад, почта, мастерская, завод, фабрика, магазин;

признаки: красная, чистая, красивая, большая, узкая, маленькая, кирпичный, панельный, узорчатый, величавый, огромный, широкий, триумфальная, просторный, каменная, длинная, светлая, высокий, древний;

действия: смотреть, любоваться, сажать, покупать, продавать, уби­рать, ходить, ездить, встречать, провожать, любить, показывать, рабо­тать, собираться, изучать, основал.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ

Грамматический строй речи

Образование прилагательных в сравнительной степени

Высокий - выше,

широкий - шире,

красивый - красивее,

мягкий - мягче,

удобный - удобнее,

тонкий - тоньше,

низкий - ниже,

медленный - медленнее,

теплый - теплее,

чистый - чище.

Образование наречий «Назови по образцу»

Теплый - тепло,

удобный - удобно,

чистый - чисто,

широкий - широко,

холодный - холодно,

тонкий - тонко,

осторожный - осторожно,

низкий - низко,

грязный - грязно,

медленный - медленно.

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково»

Улица - улочка,

город - городок,

магазин - магазинчик,

мост - мосток,

сквер - скверик,

двор - дворик,

адрес - адресок.

Образование существительных множественного числа в име­нительном и родительном падежах «Один - много»

Город - города - городов,

улица - улицы - улиц,

вокзал - вокзалы - вокзалов,

площадь - площади - площадей,

театр - театры - театров,

магазин - магазины - магазинов,

проспект - проспекты - проспектов,

бульвар - бульвары - бульваров,

сквер - скверы - скверов,

школа - школы - школ,

храм - храмы - храмов,

библиотека - библиотеки - библиотек,

аптека - аптеки - аптек,

москвич - москвичи - москвичей.

Лексический строй речи

город-

квар-

Связь слов по типу согласования «Скажи со словом ской"»

Транспорт - городской транспорт, квартира - городская квартира,

дома - ... , парк - ... , улицы - ... , театр - ... , почта - ... , здание - ... , школа - ... , площади - ... , вокзал - ... , жители - ....

Поиск соответствующего понятия «Назови, какой, какая?»

Город Москва (какой?) - большой, красивый, главный, благо­устроенный, величавый, чистый... ;

улица (какая?) -длинная, широкая, чистая, красивая... .

Поиск антонимов «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Эта улица узкая, а эта... (широкая),

эта дорога длинная, а эта... (короткая),

эта речка мелкая, а эта... (глубокая),

эта школа близкая, а эта... (далекая),

эта тропинка прямая, а эта... (кривая),

этот дуб молодой, а этот... (старенький),

этот путь далекий, а этот... (близкий),

этот мост высокий, а этот... (низкий).

Поиск соответствующего понятия «Закончи фразу»

Эти машины делают в Москве, и называются они... («москвича­ми»). Почти каждый, кто приезжает в Москву, мечтает попасть на спектакль в Большой... (театр). Сейчас наша Москва огромный город, а 850 лет назад это была маленькая... (деревня).

В Москве можно пешком прогуливаться по красивой и боль­шой улице... (Арбат). В Париже самый знаменитый музей назы­вается Лувр, а в Москве - Третьяковская... (галерея). Это краси­вое сооружение стоит в Москве прямо посреди Кутузовского про­спекта и называется Триумфальная... (арка). Самый большой стадион в Москве называется... («Лужники»).

Поиск соответствующего понятия «Знаешь ли ты свой город?» (детям 6-8 лет)

Как называется город, в котором ты живешь?

Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий.)

Что означает слово «столица»? (Главный город.)

Какая главная башня Кремля? (Спасская башня с курантами.)

Москва - столица чего? (Нашей страны, России.)

Чем похожи все большие башни Кремля? (Рубиновыми звез­
дами, они вечером зажигаются.)

Что является центром, сердцем Москвы? (Кремль со множе­
ством башен.)

Какая главная площадь Москвы? (Красная площадь.)

В нашей столице много памятников, красивых старинных и
современных зданий. Назовите их. (Храм Христа Спасителя, па­
мятник А.С. Пушкину, Третьяковская галерея, памятник Ю. Дол­
горукому, Успенский собор.)

10. Чем отличается город от деревни? Где в городе люди лечат­ся? Где покупают продукты, лекарства? Где отправляют и получа­ют посылки и письма? Назови свой адрес.

МИНУТКА ОТДЫХА

Кремлевские звезды над нами горят,

Повсюду доходит их свет!

Хорошая Родина есть у ребят,

И лучше той Родины нет.

С. Михалков

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...