Тест определяющий личностные качества человека. Обработка результатов теста «Личностные качества

Здесь подобраны тесты для непрофессионального использования. Любой желающий может самостоятельно протестировать себя с помощью данных тестов. К результатам, получаемым по данным тестам, нельзя относиться слишком серьёзно. Однако они хороши для расширения "внутреннего кругозора", развития самокритики, источника идей для самосовершенствования. Польскими медиками из Института национального здоровья совместно с графологами и психологами был разработан тест на определение склонности человека к некоторым заболеваниям по почерку. Склонны ли вы планировать свое время и не находиться во власти внешних обстоятельств. Цель данного опросника - выявить уровень честности, открытости испытуемого. Предназначен для профессиональной психологической диагностики. Опросник "Честность" хорошо сочетается с теми опросниками, в которых не заложена шкала лжи: при низких показате Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг - трудолюбие, лидерство, переходность, гармония, творчество. Равноправный или неравноправный союз. Многие из нас, хорошо разбирающиеся в себе люди, в состоянии оценить степень своей активности и проявлять ее в соответствии с собственным потенциалом. В то же время многие люди, которые наделены природой большой жизненной активностью, но не реализуют ее и даже не знают о ее существовании. Ананкаст обладает мощной силой неоправданного сопротивления обстоятельствам. Вместо того, чтобы адаптироваться к ним, он пытается во что бы то ни стало сохранить их в неизменном виде. Но в жизни все меняется, многое в ней относительно или вообще не имеет значения для существования человека. Диагностика склонности к артистическим профессиям. Диагностика общего психологического климата в семье. Благоразумные люди любят комфорт, прежде чем что-то сделать, они "семь раз отмерят". Другие мчатся по жизни сломя голову: им все нипочем! Они способны рискнуть всем, даже если успех предприятия не гарантирован. Если Вы - девушка или молодая женщина, которой порой очень сложно разобраться в своих чувствах к другому человеку (молодому человеку), то будем надеяться, что этот тест, разработанный профессором Ковалевым, в какой-то степени поможет вам разобраться в своих чувствах. Этот тест поможет для самоанализа в определении характера отношений с супругом. Раздражительность. Насколько секс и связанное с ним важно для вас и вашей жизни? Оцените каждое пятилетие вашей жизни по степени насыщенности важными для вас событиями. Агрессивный или миролюбивый. Если количество баллов совпадает с вашим возрастом, то все в порядке. Для тех, кто предпочитает творческую деятельность, желательно, чтобы психологический возраст не опережал паспортный. Заложен ли в вас значительный творческий потенциал, который представляет вам богатый выбор возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества. Холерик. Сангвиник. Флегматик. Меланхолик. Об уровне общей коммуникативной толерантности свидетельствует то, что Вы не умеете, либо не хотите понимать или принимать индивидуальность других людей. Индивидуальность другого это прежде всего то, что составляет особенное в нем: данное от природы, воспитанное, усвоенное в среде обитания. Завуалированная жестокость в отношениях к людям, в суждениях о них. Открытая жестокость в отношениях к людям. Обоснованный негативизм в суждениях о людях. Брюзжание, то есть склонность делать необоснованные обобщения негативных фактов в области взаимоотношений с партнерами и в наблюдении за социальной действительностью. ... Эксгибиционизм, гомосексуализм, мазохизм, садизм, полигамия, извращенность, анимализм, нарциссизм, вуайеризм. Тест для женщин. Телесное здоровье. Самочувствие. Отношения с друзьями очень важны. А какие они у Вас? Некоторые специалисты утверждают, что о каждом из нас можно много узнать и по инициалам. Неуравновешенность. Возбудимость. Некоторым людям очень сложно посмотреть на себя со стороны. Многим кажется, что они - "душки", в общении приятны, собеседникам приятно пообщаться. На самом же деле часто бывает, что мы недооцениваем чувств ближнего, грубим и оскорбляем, сами того не замечая. Данный тест (так называемый опросник Лири) очень популярен среди профессиональных психологов из-за удобства проведения и информативности. Попробуйте испытать его и на себе. Есть люди, которые всегда начеку - ничто их не может удивить, ошеломить, поставить в тупик. Им противоположность - люди рассеянные и невнимательные, теряющиеся в простейших ситуациях. Цель этого теста - помочь разобраться с внутренними переживаниями. Основная идея теста - найти то ключевое слово, которое поможет распутать клубок насущных проблем человека. Ключевое слово - это лишь тот конец нити, за который надо схватиться чтобы распутать клубок проблем. Данный тест разработан английскими психологами. Он поможет Вам выяснить, насколько Вы скупы в подарках. Добры ли Вы, и внимательны ли к окружающим? Способны ли Вы отдать последнюю рубашку тому, кому она нужнее? Какая доминанта у организации, в которой вы работаете, мужская или женская? Чтобы это узнать достаточно ответить на ряд вопросов. Ваша доминирующая стратегия психологической защиты в общении с партнерами. Уровень невротизации. Та ли Вы женщина, от которой мужчины могут потерять голову? Застенчивость. Самоанализ манеры смеяться. Какой у Вас стиль управления: директивный, коллегиальный или попустительский. Если Вы пешеход, то этот тест не для Вас. В противном случае Вам не помешает узнать про себя, хороший ли вы водитель или нет. Предлагаемый тест, составленный французским психологом, является одновременно и упражнением, которое позволит родителям лучше разобраться в вопросах воспитания мальчиков и девочек. Капитан или пассажир, ведущий или ведомый, лидер или подчиненный? Тест для женщин. Контактные люди чувствуют себя свободно в любой компании. Они легко знакомятся с незнакомыми мужчинами. Уровень конфликтности. Шестнадцать типов функциональной ассиметрии мозга. Любитель развлечений или нет, гедонист или аскет? Существует восемь видов любви к партнёру: приязнь, страстная любовь, формальная, романтическая, дружеская, роковая, совершенная любовь, отсутствие любви (или очень слабая). С помощью данного короткого теста можно определить какой тип любви у вас с ва Данный тест широко используется в Америке для диагностики предпринимательской жилки. По морщинам можно судить о личности человека: радость, стеснительность, внимание к деталям, честность, интеллигентность, добродушие, разочарование, тревога, агрессивность, нервозность, удивление, безразличие. Самоанализ характера. Эту таблицу для оценки мужей, кандидатов в мужья - предложили американские и канадские сексологи. Достойный мужчина должен набрать не меньше 100 положительных и не больше 45 отрицательных баллов. Опросник, направленный на самооценку наблюдательности. Вы надежный человек? Или же на Вас не всегда можно положиться, Вы несколько, как говорится эгоистичны? Методика предназначена исключительно для личного пользования. Поможет выявить в своем окружении людей, склонных к мошенничеству. Что же такое самостоятельность? Это и умение взять в нужный момент ответственность на себя, это и решительность сочетающаяся с трезвым подходом. Можете ли Вы отнести себя к людям, готовым похвастаться своей самостоятельностью, самодостаточностью? "Кто ищет клад - редко его находит. А кто не ищет - не находит никогда". Именно настойчивые люди, четко видящие цели и упорно к ним стремящиеся достигают какого-то успеха в жизни. Достаточно ли в Вас этой настойчивости? Непрофессиональный тест для изучения уровня мотивированности на личное богатство. Данный тест призван помочь разобраться в тонком вопросе, не слишком ли Вы самоуверенный человек. С помощью данного теста можно проверить свои представления о характере и поведении, присущих людям разного пола, знание социальных стереотипов. Анализ рисунков, которые делаются во время скучных совещаний или просто от нечего делать: разных узоров в блокноте, на листке бумаги. Данный тест поможет Вам разобраться, на самом ли деле Вы обидчивы, как Вам приходится иногда слышать. Или же Вы сама терпимость. Уровень тревоги. Вы просто пессимист или болезненный пессимист? Вы здоровый оптимист или же необузданно легкомысленны? Каков он, отец семейства?.. Чтобы узнать это лучше, жена должна ответить на 24 вопроса. Рациональный ханжа или буйный развратник. Большинство людей проводит на работе около 8 часов в день и общаются со своими коллегами не меньше, чем с родными. Поэтому отношения с коллегами - важный элемент жизни человека. Плохие отношения с коллегами могут не только повредить карьере, делу, но и очень надолго вывести любого челоека из равновесия. Данный тест на оценку стрессоустойчивости был разработан ученым -психологом Медицинского центра Университета Бостона. Отношение к нынешней работе. Вероятность мастурбации. Возможность эксгибиционизма. Предрасположенность к деформированным отношениям со сверстниками. Борец за правду или приспособленец? Предназначен для самотестирования. Оценка собственных предпринимательских способностей. Порой человеку сложно взглянуть на себя со стороны. Этот тест предназначен для того, чтобы выяснить, насколько Вы приянты в общении. В странах, уделяющих пристальное внимание изучению работоголизма, таких, как Япония, США и Канада, используются полуструктурированные интервью для выявления работоголизма. Одним из таких интервью является вопросник, предложенный Б. Киллинджер. Давно замечено, что мужчины и женщины зачастую очень сильно различаются в своем поведении. Опыты психологов показали, что в присутствии других людей эти различия проявляются вдвойне. Объясняется это тем, что мы привыкли играть роли, роли мужчин и роли женщин. Как говаривал Шекспир, "Весь мир театр, и люди в нем актеры". А знаете ли Вы свою роль? Бдительны и дотошны или же мечтательны и рассеянны? Самоанализ степени ревнивости. Решительны ли вы? Ответьте на теста, и, наверное, после этого можете смелее ответить на этот вопрос. Уровень честолюбия и готовности к карьере. Есть ли некоторая склонность к манипуляциям или же инграммы стали для вас привычными в спектре проявления эмоций. Импульсивность. Эмоциональная возбудимость. Аффективность. Воспроизводимость неотреагированных переживаний. Завышенная гипертимия обычно приводит к некритическому проявлению активности. Личность больше претендует, чем знает, умеет и делает, она норовит за все браться, всех критиковать и поучать, старается привлечь к себе внимание любой ценой. Излишняя энергия мешает четкому и логичному мышлению, поэтому гипертимика часто "заносит". Уровень немотивированной тревожности. Тест предназначен для самотестирования. Диагностирует наличие или отсутствие синдрома саморазрушения, то есть склонности к саморазрушению, самоагрессии, самотравматизму. Склонность к сниженному настроению. Склонность к фрустрации. Склонность к циклотимности. Склонность к эйфории. Склонность к экзальтированности. Данный тест составлен американскими медиками. Советую Вам ответить наиболее искренне, не кривя душой. Особо следует обратить внимание на то, что результаты этого теста не являются окончательным "диагнозом". Может быть, вам необходимо в чем-то изменить свой образ жизни. Иногда полезно быть жестким руководителем. Здесь однако необходима трезвая оценка особенностей стиля своего руководства и своего характера. Чтобы помочь вам в такой самооценке, американскими специалистами по управлению был разработан несложный, но полезный тест. В его основе тезис о том, что каждый руководитель располагает двумя видами психических ресурсов: Д-ресурсами и В-ресурсами. ... Степень напряженности в отношениях. Уровень уважения к чувствам партнера. Умение уступать. Тест предназначен для самотестирования. Есть ли у Вас настоящая страсть к путешествиям или же Вы домосед? Опросник предназначен для выявления уровня тревожности человека по отношению к собственным ошибкам. Косвенно также помогает судить об отношении к мнению окружающих, о стремлении к объективности, склонности к самообману и использованию психологических Вы непреклонны и, простите, упрямы? Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума? По мнению Карла Густава Юнга, есть два варианта приспособиться к окружающему миру. Один из них - экспансия: постоянно общаться, расширять контакты, деловые связи, брать все, что дает жизнь. Таков экстраверт. Интроверты, наоборот, ограничивают свои контакты, замыкаются в себе, как бы прячась в скорлупу. Очень неуверен в себе, уверен в себе или же слишком самоуверен? Вопросы к мужу. Вопросы к жене. Вы хороший дипломат? Вы ведете дискуссию авторитарно, властно и бесцеремонно? Ваше поведение не получает однозначной оценки в коллективе?

Свет мой, ЗЕРКАЛЬЦЕ...(Тесты для старшеклассников)

Методика «Дом, в котором ты "живешь"»

(Методики на диагностику характера использованы из источника: Психологические тесты для тинейджеров./Сост. Т.В.Орлова. - Киев: ООО «Таир», 1997. - 190 с. (Популярная психология)

Рисунок, без раздумья созданный человеком, может во многом раскрыть его характер. Характер - совокупность психических черт человека как результат его темперамента и воспитания, направления его воли и ума. Чтобы узнать некоторые особенности своего характера, нарисуй на листе бумаги самый обыкновенный дом.

Интерпретация результатов

Небольшой, низкий дом. Человек, который рисует дом с очень низкой крышей, скорее всего, чувствует себя усталым, утомленным, любит вспоминать о прошлом.

Многоэтажный дом. Его обычно рисует сухой, замкнутый человек, занимающийся своими собственными проблемами.

Замок. Такой рисунок раскрывает нечто ребяческое в характере, несерьезное, легкомысленное. Он означает, что у человека слишком богатое воображение и оторванность от реальной жизни.

Окна. Огромное окно, скорее всего, говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окна с решетками, ставнями - показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Двери. Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо - о еще большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Закрытая - замкнутость. Если дверь закрывает почти весь фасад, подобное свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, но и о великодушии.

Отсутствие на рисунке трубы - признак бесчувственности. Труба, из которой не идет дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, рядом разочарований в жизни. Труба с дымом - признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Методика «Твой цвет и твой характер»

Большинство людей отдают предпочтение какому-то одному цвету, по крайней мере не больше чем двум-трем (в зависимости от того, где эти цвета используются: в одежде, обстановке и т. д.). Ответ на вопрос «Какой твой любимый цвет?» может приоткрыть тайны характера, эмоционального склада личности. Конечно, нельзя отрицать, что приятное или неприятное чувство, которое вызывает тот или иной цвет, может меняться с течением времени. Ведь мы и сами меняемся...

Белый - это синтез всех цветов, поэтому он является идеальным цветом, «цветом мечты». В нем заложен многозначительный смысл, поскольку он одновременно передает и блеск света, и холод льда. Этому цвету может отдать предпочтение человек с любым характером, он никого не отталкивает.

Черный цвет противостоит белому. Это цвет неуверенности, символизирует мрачное восприятие жизни. Это цвет максимализма, критики, суда. Тот, кто предпочитает одеваться в черное, нередко воспринимает жизнь в темных тонах, неуверен в себе, несчастлив, склонен к депрессии, поскольку не сомневается, что идеалы в жизни недостижимы. Частая смена костюма или платья черного цвета на другой, более яркий, - показатель того, что пессимистические настроения рассеиваются.

Серый - это любимый цвет рассудительных и недоверчивых натур, которые долго думают, прежде чем принять какое-нибудь решение. Это также нейтральный цвет, который предпочитают те, кто боится слишком громко заявить о себе. Если же этот цвет не нравится, то это показатель импульсивного, легкомысленного характера.

Красный - цвет страстей. Если это любимый цвет, то такой человек смелый, волевой, властный тип, вспыльчивый, общительный. К тому же альтруист. У людей, которых этот цвет раздражает, - комплекс неполноценности, страх перед ссорами, склонность к уединению, стабильности в отношениях.

Оранжевый - любимый цвет людей, обладающих интуицией, и страстных мечтателей.

Коричневый цвет и все его оттенки (цвет земли) предпочитают те, кто твердо и уверенно стал на ноги. Люди, которые имеют слабость к нему, ценят традиции, семью. Когда он неприятен, то это говорит о себялюбии и эгоизме, о том, что этот человек скрытен, с трудом идет на откровенность.

Желтый цвет символизирует спокойствие, непринужденность в отношениях с людьми, интеллигентность. Когда он любим, это означает общительность, любопытство, смелость, легкую приспосабливаемость и умение получать удовольствие от возможности нравиться и привлекать к себе людей. Когда же он неприятен, то речь идет о человеке сосредоточенном, пессимистически настроенном, с которым трудно завязать знакомство.

Салатный - цвет мизантропов и циников. Нравится он только людям властным, которые стремятся навязать свою волю другим, но сами боятся действовать, дабы не попасть в затруднительное положение.

Розовый - это цвет жизни, всего живого, он говорит о необходимости любить и быть добрее. Те, кому он нравится, могут разволноваться по любому, самому незначительному поводу. У людей прагматичных этот цвет вызывает раздражение.

Фиолетовый цвет говорит об очень большой эмоциональности, чувствительности, высокой духовности и деликатности. Когда он неприятен - это признак развитого чувства долга, желания жить только настоящим. Это типичный цвет гармонично развитых людей.

Синий. Поскольку это цвет неба, то его обычно связывают с духовной возвышенностью человека, его чистотой. Если он нравится, это говорит о скромности и меланхолии; такому человеку часто нужно отдыхать. Он быстро и легко устает, ему крайне важно чувство уверенности, благожелательность окружающих. В неприятии этого цвета раскрывается человек, который хочет произвести впечатление того, что он может все на свете. Но, в сущности, он - образец неуверенности и замкнутости. Безразличие к этому цвету говорит об известном легкомыслии в области чувств, скрытом под маской обходительности.

Зеленый - цвет природы, естества, самой жизни, весны. Тот, кто его предпочитает, боится чужого влияния, ищет способа самоутверждения, так как это для него жизненно важно. Тот, кто его не любит, страшится житейских проблем, превратностей судьбы, вообще - всех трудностей.

Тест «Каков ваш творческий потенциал?»

(Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков. - М.: ACT-ПРЕСС КНИГА, 2006. - 320 с. С. 92-96.)

Инструкция. Выберите один из предложенных вариантов ответов на следующие вопросы и утверждения.

1. Считаете ли вы, что окружающий вас мир может быть улучшен?

б) нет, он и так достаточно хорош;

в) да, но только кое в чем.

2. Думаете ли вы, что сами можете участвовать в значительных изменениях окружающего мира?

а) да, в большинстве случаев;

в) да, в некоторых случаях.

3. Считаете ли вы, что некоторые из ваших идей принесли бы значительный прогресс в той сфере деятельности, в которой вы собираетесь работать?

б) да, при благоприятных обстоятельствах;

в) лишь в некоторой степени.

4. Считаете ли вы, что в будущем будете играть столь важную роль, что сможете что-то принципиально изменить в своей жизни и в жизни других людей?

а) да, наверняка;

б) это маловероятно;

в) возможно.

5. Когда вы решаете предпринять какое-то действие, думаете ли вы, что осуществите свое начинание?

б) часто думаете, что не сумеете;

в) да, часто.

6. Испытываете ли вы желание заняться делом, которого абсолютно не знаете?

а) да, неизвестное вас привлекает;

б) неизвестное вас не интересует;

в) все зависит от характера этого дела.

7. Вам приходится заниматься незнакомым делом. Испытываете ли вы желание добиться в нем совершенства?

б) удовлетворяетесь тем, чего успели добиться;

в) да, но только если вам это нравится.

8. Если дело, которое вы не знаете, вам нравится, хотите ли вы знать о нем все?

б) нет, вы хотите научиться только самому основному;

в) нет, вы хотите только удовлетворить ваше любопытство.

9. Когда вы терпите неудачу, то:

а) какое-то время упорствуете вопреки здравому смыслу;

б) махнете рукой на эту затею, так как понимаете, что она нереальна;

в) продолжаете делать ваше дело, даже когда становится, очевидно, что препятствия непреодолимы.

10. По-вашему, профессию надо выбирать, исходя из:

а) своих возможностей, должных перспектив для себя;

б) стабильности, значимости, нужности профессии, потребности в ней;

в) преимуществ, которые она обеспечит.

11. Путешествуя, могли бы вы легко ориентироваться на маршруте, по которому уже прошли?

б) нет, боитесь сбиться с пути;

в) да, но только там, где местность вам понравилась и запомнилась.

12. Сразу же после какой-то беседы сможете ли вы вспомнить все, что говорилось?

а) да, без труда;

б) всего вспомнить не сможете;

в) запоминаете только то, что вас интересует.

13. Когда вы слышите слово на незнакомом языке, то можете повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения?

а) да, без затруднения;

б) да, если это слово легко запомнить;

в) повторите, но не совсем правильно.

14. В свободное время вы предпочитаете:

а) оставаться наедине, поразмыслить;

б) находиться в компании;

в) вам безразлично, будете ли вы один или в компании.

15. Вы занимаетесь каким-то делом. Решаете прекратить это занятие только тогда, когда:

а) дело закончено и кажется вам отлично выполненным;

б) вы более или менее довольны;

в) вам еще не все удалось сделать.

16. Когда вы один:

а) любите мечтать о каких-то, даже может быть, абстрактных вещах;

б) любой ценой пытаетесь найти себе конкретное занятие;

в) иногда любите помечтать, но о вещах, связанных с вашей работой.

17. Когда какая-то идея захватывает вас, то вы станете думать о ней:

а) независимо от того, где и с кем вы находитесь;

б) вы можете делать это только в одиночестве;

в) только там, где будет не слишком шумно.

18. Когда вы отстаиваете какую-то идею:

а) можете отказаться от нее, если выслушаете убедительные аргументы оппонентов;

б) останетесь при своем мнении, какие бы аргументы ни выслушали;

в) измените свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.

Подсчитайте очки, которые вы набрали, следующим образом:

за ответ «а» - 3 очка;

за ответ «б» - 1 очко;

за ответ «в» - 2 очка.

Вопросы 1, 6, 7, 8 определяют границы вашей любознательности; вопросы 2, 3, 4, 5 - веру в себя; вопросы 9 и 15 - постоянство; вопрос 10 - амбициозность; вопросы 12 и 13 - слуховую память; вопрос 11 - зрительную память; вопрос 14 - ваше стремление быть независимым; вопросы 16, 17 - способность абстрагироваться; вопрос 18 - степень сосредоточенности.

Эти способности и составляют качества творческого потенциала. Общая сумма набранных очков покажет уровень вашего творческого потенциала.

49 и более очков. В вас заложен значительный творческий потенциал, который предоставляет вам богатый выбор творческих возможностей. Если вы на деле сможете применить ваши способности, то вам доступны самые разнообразные формы творчества.

От 24 до 48 очков. У вас вполне хороший творческий потенциал. Вы обладаете теми качествами, которые позволяют вам творить, но у вас есть и проблемы, которые тормозят процесс творчества. Во всяком случае, ваш потенциал позволит вам творчески проявить себя, если вы, конечно, этого пожелаете.

23 и менее очков. Ваш творческий потенциал, увы, еще не обрел силу, и его необходимо развивать. Но быть может, вы просто недооцениваете себя, свои способности? Отсутствие веры в свои силы может привести вас к мысли, что вы вообще не способны к творчеству. Избавьтесь от этих мыслей и таким образом решите проблему.

Характер: Психогеометрический тест

Характер - это индивидуальная устойчивая система привычных способов поведения человека. В переводе с древнегреческого означает: «отпечаток», «отличительная черта», «признак», «примета», «особенность». Характер - это по большей части результат воспитания и самовоспитания. В отличие от темперамента, в значительной степени обусловленного врожденными качествами, характер складывается преимущественно на протяжении жизни, под влиянием общения с другими людьми.

(Грецов А.В., Азбелъ А.А. Узнай себя. Психологические тесты для подростков. - СПб.: Питер, 2006. - С. 31-34.)

Инструкция. Посмотри на пять фигур. Выбери из них ту, в отношении которой можешь сказать: «Это - я!» Только не занимайся никаким логическим анализом и умопостроениями. Просто постарайся почувствовать свою форму. Если ты испытываешь сильное затруднение, выбери из фигур ту, которая первой привлекла внимание, когда ты посмотрел на страницу с их изображением. Напиши ее название под № 1. Из оставшихся четырех фигур опять выбери самую близкую и запищи ее название под № 2. И так пронумеруй все пять фигур. Постарайся, пожалуйста, обойтись без долгих раздумий!

Рис. 3. Стимульный материал к «психогеометрическому тесту»

Интерпретация результатов.

Пронумеровав фигуры, прочитай психологические характеристики, с которыми обычно соотносится их выбор. К тебе в наибольшей степени применимы характеристики, связанные с фигурами, выбранными тобой под № 1 и № 2. Что касается характеристик, связанных с фигурой, которую ты выбрал последней, - это отвергаемые тобой черты. Скорее всего, тебе будет довольно сложно общаться с людьми, у которых они активно проявляются.

Таблица 5

Интерпретация результатов психогеометрического теста

Психологические свойства

Положительные

Отрицательные

Организованный

Внимательный к деталям

Трудолюбивый

Рациональный, благоразумный

Эрудированный

Упорный, настойчивый

Твердый в решениях

Терпеливый

Бережливый

Педант, дотошный, мелочный

Из-за деревьев не видит леса

Трудоголик

Холодный, отчужденный

Излишне осторожный

Не очень богатая фантазия

Консервативный, сопротивляющийся

Выжидающий, затягивающий решения

Треугольник

Лидер, ведущий за собой

Принимающий ответственность на себя

Решительный

Сконцентрированный на цели

Ориентированный на суть дела

Конкурентный, нацеленный на победу

Уверенный в себе

Честолюбивый

Энергичный

Эгоистичный, эгоцентричный

Нетерпеливый, прерывает других

Коварный, хитрый

Самонадеянный

Ориентированный на статус, карьеру

Неудержимый

Прямоугольник

Возбужденный, активный

Любознательный

Легко усваивающий новое

Чувствительный, без лишних амбиций

Напряженный в состоянии замешательства

Непоследовательный, непостоянный

Легковерный, внушаемый

Эмоционально неустойчивый

С низкой самооценкой

Безрассудный

Дружелюбный, доброжелательный

Добродушный

Заботливый

Поддерживающий

Преданный

Сочувствующий

Великодушный

Способен убеждать других

Доверчивый

Спокойный

Рефлексивный (склонный к самосознанию)

Бесконфликтный

Нетребовательный

Уступающий

Беспечный

Навязчивый

Болтливый

Навязчивый

Болтливый, любит сплетничать

Склонность к самообвинениям

Расточительность

Играет на чувствах других

Легковерный

Не очень стремится к достижениям

Нерешительный

Слабый "политик"

Творческий подход к жизни

Теоретическая установка

Мечтательность, направленность в будущее

Интуитивность

Остроумие

Экспрессивность

Стремление к новизне

Восторженность, воодушевленность

Неорганизованность

Непрактичность

Нереалистичность

Нелогичность, непоследовательность

Эксцентричность

Несдержанность, непосредственность

Непостоянство настроения, поведения и отношений

Наивность

Обрати внимание на тот факт, что в колонках «Положительные» и «Отрицательные» речь иногда идет об очень сходных психологических характеристиках, просто выраженных разными словами (твердый в решениях - упрямый, щедрый - расточительный и т. д.).

В самом деле, по сути, эти психологические характеристики очень близки, а вот будут ли они положительными или отрицательными - зависит от того, как именно они проявляются и насколько они соответствует внешним условиям. А еще от того, как к ним относятся окружающие и сам человек.

Методика «Нарисуем свой характер»

(Психология: Учебное пособие V класс./Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - С. 226-231.)

Инструкция. Заполни каждый из предложенных квадратов, дополнив изображения по своему усмотрению. Не думай долго над заданием. Дай волю своей фантазии.

Рис. 4. Стимульный материал к методике «Нарисуем свой характер»

Обработка и интерпретация результатов.

Теперь посмотрим, что получилось.

1. Рисунок в первом квадрате показывает, как ты относишься к себе. Если ты нарисовал что-то смешное или улыбающуюся рожицу, то это свидетельствует о хорошем отношении к себе и чувстве юмора. Если нарисовал солнце, ты часто хочешь быть главным, лидером. Цветок означает, что ты много внимания уделяешь своей внешности. Глаз - ты гордый человек, стремишься управлять собой и другими людьми.

2. Рисунок во втором квадрате. Если ты нарисовал что-то только в маленьком квадрате, это означает, что ты домосед, любишь домашний уют. Если рисунок - в большом квадрате, то тебя интересует окружающий мир. Если рисунок - ив большом, и в маленьком квадратах, то твои интересы гармонично распределяются между домом и окружающим миром.

3. Третий квадрата. Стрела, летящая в мишень, означает, что ты способен упорно работать для достижения своей цели. Если ты нарисовал несколько стрел или линий, то ты не знаешь, какой цели хочешь достичь. Если ты нарисовал что-то, что не похоже на стрелы и мишень, в таком случае ты ищущий, мятежный человек.

4. Четвертый квадрат. Если в этом квадрате нарисовано множество фигурок или рисунков, то это означает, что ты любишь общаться и, скорее всего у тебя много друзей. Если ты провел всего одну линию, то, скорее всего ты скрытный, замкнутый, сдержанный человек. Если ты изобразил кирпич, то ты склонен капризничать, во всем сомневаться. А может быть, ты нытик?

5. Пятый квадрат. Если ты нарисовал что-то, похожее на здание, фонарный столб, шею животного (т. е. твой рисунок изображает что-то одно, и его линии замкнуты), то у тебя спокойный, дружелюбный характер. Если ты оставил незаполненным пространство между двумя вертикальными линиями, а рисунок сместил вправо или влево, то ты застенчив, скромен. Если у тебя получилось дерево, то это означает, что ты больше всего ценишь дом, семью. Если на дереве ты изобразил плоды, то это означает, что очень любишь маленьких детей.

6. Шестой квадрат. Если главное в твоем рисунке - заданный элемент, то ты обладаешь редкой способностью быстро и легко располагать к себе чужих людей. Если же ты нарисовал что-то совсем другое, например, угловатый геометрический узор, то больше всего ты ценишь самостоятельность и независимость.

7. Седьмой квадрат. Рисунок над расположенной посредине волнистой линией говорит о том, что ты уверен в себе, чувствуешь себя уверенно, а если под волнистой линией, то ты не веришь в свои силы. Изобразив тонущий предмет, ты показываешь, что тебя тревожит твое будущее. Рисунок в виде цепочки, орнамента свидетельствует о том, что ты способен упорно трудиться, ответствен, но слишком болезненно относишься к ошибкам.

8. Восьмой квадрат. То, что ты изобразил в пустом квадрате, означает круг твоих интересов. Если ты оставил квадрат пустым, то тебе, наверное, скучно жить. Попробуй заинтересоваться, увлечься чем-нибудь, найди себе какое-нибудь увлекательное занятие.

9. Девятый квадрат. Если ты дополнил нарисованный черный квадрат другими квадратами или другими геометрическими фигурами так, что получился симметричный узор, то ты дисциплинирован, организован, хорошо работаешь вместе с другими. Если у тебя получилась картинка с кривыми линиями, несимметричная и не похожая на правильное геометрическое построение, то это свидетельствует о том, что ты не склонен признавать авторитеты, упрям и настойчив.

10. Десятый квадрат. Если ты просто замкнул круги, то ты постоянно нуждаешься в защите и поддержке, предпочитаешь ничего не решать самостоятельно. Если ты не замкнул круги, ты независимый человек, имеющий цель в жизни. Рисунок в виде человеческого уха говорит о скрытном характере. Если рисунок навел тебя на мысль о ручке чашки, то тебе нравится заботиться о маленьких детях, о доме.

11. Одиннадцатый квадрат. Если ты воспринимаешь рисунок как элемент какой-либо настольной игры, то это означает напористость характера, любовь к соревнованию. Если рисунок чем-то напоминает дом, это свидетельствует о хозяйственности.

12. Двенадцатый квадрат. Если ты использовал точки как составную часть картинки (муравьи, заячий хвост, зерна, которые клюют птицы, и т. д.), это свидетельствует о том, что у тебя хорошее воображение, богатая фантазия. Если ты затушевал точки и соединил их в круг, это указывает на логическое мышление и практический склад ума.

Тест «Дорога в горы»

(Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2006. - 128 с. - С. 57-59.)

То, что мы выбираем, то какие поступки совершаем в соответствии с выбором, зависит наше отношение к себе и к окружающим людям. Если ты хочешь узнать свое отношение к себе, к людям, то тебе предлагается совершить путешествие в горы. В воображаемом пути будет пять остановок.

Описание игры

Твой друг живет в горах. Сегодня - выходной день, он пригласил тебя и твоих друзей в гости. Вы решили, что будет полезно прогуляться. К тому же в тех местах, где вы живете, очень жарко, и хотелось бы побывать там, где прохладно. Вы садитесь в машину, заезжаете за друзьями и вместе отправляетесь в путь.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА

Часть дороги очень плохая, впереди - большая яма, полная воды.

Варианты выбора:

1) вам удается объехать яму, и вы продолжаете путь;

2) вы застряли в яме. Выбраться без посторонней помощи невозможно. Придется ждать, пока кто-нибудь вытащит.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА

Встречная машина вытащила вас, и вы на автостраде. На часах полдень. Друзья просят прибавить скорости, в машине очень жарко. Вам хочется прибавить скорость и показать возможности машины.

Варианты выбора:

1) вы отказываетесь от этой идеи, опасаясь дорожных неприятностей;

2) вы поддаетесь на уговоры друзей и жмете на газ. Но на дороге работник автоинспекции и вас штрафуют за превышение скорости.

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА

У вас совершенно испортилось настроение, а дорога становится все круче. Друзья шутят, смеются, требуют увеличить скорость. Общение с друзьями раздражает. У вас возникают неприятные ощущения.

Варианты выбора:

1) вы открываете окно, включаете радио, и все проходит;

2) вы останавливаете машину, выходите на обочину, ищете уголок, чтобы полежать и успокоиться.

ЧЕТВЕРТАЯ ОСТАНОВКА

Раздражение прошло, стало легче. Вы отправляетесь в путь, горная дорога, свежий воздух, хорошая музыка, шутки друзей, и вдруг - хлопок: прокол шины.

Варианты выбора:

1) призвав на помощь друзей, вы меняете колесо и продолжаете путь;

2) вы в ярости. Настроение безнадежно испорчено. Вы «пинаете» машину и ушибаете ногу. Пока боль не утихнет, вы не можете отправляться в путь.

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА

Дорога становится все круче. Много времени потеряно, хочется достичь цели быстрее и немного отдохнуть.

Варианты выбора:

1) вы обсуждаете с друзьями, как можно изменить план прогулки не в ущерб самой прогулке, себе и друзьям;

2) вы решаете ехать быстрее, но ГАИ не дремлет... Штраф, неприятные объяснения, ссора с друзьями.

Рефлексия игры

1. Дорога, по которой вы ехали, напоминает нашу жизнь?

2. Можно ли прожить жизнь без препятствий и неудач?

3. Как к ним относиться?

4. Каким образом данная игра относится к теме нашего разговора?

Каждая остановка предлагает два варианта ответа:

1) вариант ответа - 10 баллов;

2) вариант ответа - 5 баллов.

Анализ результатов

Если ты набрал от 40 до 50 баллов, то это говорит о том, что даже в игровой ситуации ты не устаешь размышлять над своими поступками. Ты понимаешь, что каждый твой поступок - это результат твоего отношения к самому себе, людям и миру. Ты осознаешь, что любые твои действия предполагают определенные последствия для тебя, и ты поступаешь так, как подсказывает тебе твой разум.

Совершая определенные поступки, ты размышляешь о последствиях их не только для себя, но и для других людей.

Если ты научишься рассуждать в игровой ситуации, то в жизни ты избежишь потерь и ошибок, которые поджидают тебя на пути.

Если ты набрал от 30 до 40 баллов, то ты считаешь, что можно жить, не думая о последствиях своих поступков. Тебе очень трудно принимать собственные решения. Очень часто поступок, совершенный необдуманно, вызывает раскаяние, но, к сожалению, зачастую это бывает поздно. Тебе иногда трудно ладить с людьми, приспосабливаться к их мнению и желаниям. Однако очень хочется, чтобы окружающие люди следовали твоим интересам и желаниям.

Если ты набрал 25 баллов, то твое поведение - следствие безразличного отношения к себе и другим, что приводит часто к плохим последствиям. Нежелание прислушаться к голосу здравого смысла, единоличное принятие решений, необдуманность в отношениях с людьми может привести к тому, что человек остается в изоляции и страдает как физически, так и психически.

В конце игры ребята подсчитывают баллы и (по желанию), рассказывают о своем выборе.

Тест «Как вы относитесь к своему времени?"

(Психологические тесты для тинэйджеров./Сост. Т.В.Орлова. - Киев: ООО «Таир». 1997. -190 с.)

Как научиться жить в оптимальном режиме? Каждый человек с самого раннего детства должен усвоить простые истины, которые могут повлиять на результат его жизненных усилий и достижений. Время необратимо. Его нельзя накопить, купить, подарить, передать по наследству, захватить, потребовать. А можно научиться им умело распоряжаться; беречь его; экономно его расходовать; распоряжаться им так, чтобы другим было понятно, насколько оно важно и ценно для вас.

Инструкция. Отвечая на вопросы, выбирайте один из вариантов ответов (А, Б, В).

1. Для того чтобы встать утром, вы:

А. заводите будильник - 3;

В. полагаетесь на своих родных и близких - 1.

2. Проснувшись утром, вы:

А. сразу вскакиваете с постели и собираетесь в школу - 2;

Б. встаете, не суетясь, делаете разминку, затем собираетесь в школу - 3;

В. зная, что в запасе есть несколько минут, нежитесь в постели - 1.

3. За завтраком вы:

А. быстро пьете чай или кофе с бутербродами - 2;

Б. кушаете полноценный завтрак - 3;

В. не завтракаете - 1.

4. Вы предпочитаете следующее начало дня:

А. приход в школу в одно и то же время - 3;

Б. опоздание - 1;

В. как получится - 2.

5. Во время школьного обеда вы:

A. успеваете пообедать до звонка - 1;

Б. успеваете пообедать и вовремя успеть на урок - 2;

B. успеваете пообедать и пообщаться во время обеда с друзьями - 3;

6. Часто ли вам удается посмеяться над друзьями?

A. каждый день - 1;

Б. иногда - 2;

B. редко - 3.

7. Вы в конфликтной ситуации:

А. упорно отстаиваете свою позицию - 1;

Б. уходите от участия в конфликте - 2;

В. четко излагаете свою позицию и прекращаете обсуждение - 3.

8. После уроков вы задерживаетесь в школе:

A. всегда минут на 20 - 3;

Б. примерно около часа - 2;

B. можете задержаться достаточно долго - 1.

9. Свободное время вы обычно:

А. проводите с друзьями - 2;

Б. отдаете своим увлечениям - 3;

В. проводите так, как получается - 1.

10. Встреча с друзьями означает для вас:

А. возможность отвлечься от забот - 3;

Б. потерю времени - 2;

В. проблемы и испорченное настроение - 1.

11. Вы ложитесь спать:

А. примерно в одно и то же время - 2;

Б. когда как, в зависимости от настроения и школьных уроков - 1;

В. после окончания всех дел - 3.

12. Как вы проводите свои каникулы:

А. всегда интересно - 3;

Б. как решат мои родители - 1;

В. как получается - 2.

13. Говоря о спорте, вы ограничиваетесь:

А. ролью болельщика - 2;

Б. делаете постоянно зарядку - 3;

В. не считаете спорт для себя жизненно важным - 1.

14. За последние две недели вы много:

А. двигались - 3;

Б. занимались спортом - 2;

В. занимались физическим трудом - 1.

15. Встречаясь с друзьями, вы обычно:

А. обсуждаете свои проблемы - 2;

Б. занимаетесь спортом - 3;

В. отправляетесь в поход - 1.

16. Вы всегда в любом вопросе хотите:

А. добиться своего любой ценой - 1;

Б. преуспеть благодаря своим усилиям - 3;

В. занимать выжидательную позицию - 2.

Обработка и интерпретация результатов

Преобладающий балл «3».

Если в ваших ответах преобладает балльная оценка «три», это говорит о том, что вы достаточно бережно относитесь к своему времени и дорожите им. Вы стараетесь рационально распределить время между своими учебными занятиями, увлечениями и друзьями. При этом стараетесь сделать так, чтобы ваше общение с близкими и друзьями было неформально и приносило удовлетворение не только вам, но и окружающим людям. Вы считаете, что встреча с друзьями - это не повод для того, чтобы жаловаться на плохое отношение к вам других людей и обсуждать свои проблемы, а возможность с удовольствием провести время, рассказать о своих успехах, научиться чему-либо, порадоваться достижениям других. Вы на верном пути не только в умении распоряжаться своим временем, но и в достижении поставленных целей. Ваш опыт может помочь другим рационально распорядиться временем и улучшить свои жизненные достижения.

Преобладающий балл «2».

Если в ваших ответах преобладает балл «два» - это тоже не случайно говорит о том, что вам свойственно безучастное отношение к вашей собственной жизни. Создается впечатление, что вы никак не решаетесь начать относиться к себе и своим временным затратам уважительно и разумно. В ваших поступках много безответственности, но иногда вы понимаете, что делаете неверно, спохватываетесь, хотя вашей энергии хватает ненадолго. Поэтому у вас в жизни много поражений, которые связаны не только с определенными обстоятельствами, но в большей степени с вашей неорганизованностью и безволием.

Преобладающий балл «1»

Если в ваших ответах преобладает балл «один», то не вы контролируете время, а время контролирует вас.

Вас мало интересуют временные категории. Вы живете так, как вам хочется. Вас совершенно не интересует, какими потерями это может обернуться в будущем. Однако вам несвойственно винить в своих проблемах себя, вы любите, чтобы ваши друзья и приятели вам сочувствовали и жалели вас. Это дает вам пищу для того, чтобы продолжать ничего не делать.

Вы стараетесь не думать о будущем, потому что оно страшит вас! В своих неудачах и проблемах вы предпочитаете обвинять других, хотя в глубинных лабиринтах своей души осознаете, что виноваты сами.

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

(Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие. - Самара: ИД БАХРАХ, 1998. - С. 624-626.)

Инструкция. Перед вами 15 утверждений, которые вы должны оценить попарно, сравнивая их между собой.

Сравнив 1-е утверждение со 2-м, 3-м и т. д., результат впишите в 1-ю колонку. Так, если при сравнении 1-го утверждения со 2-м предпочтительным для себя вы сочтете 2-е, то в начальную клетку впишите цифру - «2». Если же предпочтительнее окажется 1-е утверждение, то впишите цифру «1», затем то же самое проделайте со 2-м утверждением: сравните его сначала с 3-м, потом с 4-м и т. д. и впишите результат во 2-ю колонку.

Подобным же образом работайте с остальными утверждениями, постепенно заполняя весь бланк.

Во время работы полезно к каждому утверждению проговаривать фразу: «Я хочу...».

Стимульный материал

1. Добиться признания и уважения.

2. Иметь теплые отношения с людьми.

3. Обеспечить себе будущее.

4. Зарабатывать на жизнь.

5. Иметь хороших собеседников.

6. Упрочить свое положение.

7. Развивать свои силы и способности.

8. Обеспечить себе материальный комфорт.

9. Повышать уровень мастерства и компетентности.

10. Избегать неприятностей.

11. Стремиться к новому и неизведанному.

12. Обеспечить себе положение влияния.

13. Покупать хорошие вещи.

14. Заниматься делом, требующим полной отдачи.

15. Быть понятым другими.

Бланк ответов

Обработка результатов

А. Закончив работу, подсчитайте количество выборов, выпавших на каждое утверждение.

Выберите 5 утверждений, получивших наибольшее количество баллов, и расположите их по иерархии. Это ваши главные потребности.

Б. Для определения степени удовлетворенности пяти главных потребностей подсчитайте сумму баллов по пяти секциям по следующим вопросам:

1. Материальные потребности: 4, 8, 13.

2. Потребности в безопасности: 3, 6, 10.

3. Социальные (межличностные) потребности: 2, 5, 15.

4. Потребности в признании: 1, 9, 12.

5. Потребности в самовыражении: 7, 11, 14.

В. Подсчитайте баллы по каждой из пяти секций, отложите на вертикальной оси графика результаты. По точкам – баллам постройте общий график результата, каждый укажет три зоны удовлетворенности по пяти потребностям.

Важную роль в жизни человека играет воля. Можно привести много определений этого понятия (Немов Р.С. Общая психология: Учеб.для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. - М.: ВЛАДОС, 2003. - С. 259): воля - это форма внутреннего контроля поведения со стороны человека, осуществляемого им самим и связанного с его сознанием, мышлением, с осознанным принятием решений и их последующим целенаправленным, выполнением; воля - это то, что представляет собой высший уровень регуляции поведения человека. Выделяют пять признаков, отличающих волевое поведение от безвольного - такого, в управлении которым воля активного участия не принимает. Волевым называется такое поведение, которое:

1) сознательно контролируется самим человеком;

2) является целенаправленным;

3) связано с принятием решения;

4) соотносится с борьбой равносильных мотивов, которые сами по себе не в состоянии породить однозначно целенаправленное поведение;

5) предполагает приложение внутренних усилий для его осуществления, то есть для преодоления препятствий, возникающих на пути к цели.

Можно привести множество примеров, касающихся волевых качеств личности. Вот один из них (Дереклеева Н.И. Модульный курс учебной и коммуникативной мотивации учащихся, или Учимся жить в современном мире. - М.: ВАКО, 2006. - 128 с. - (Педагогика. Психология. Управление). - С. 25-26). Римский юноша Муций, пытаясь убить этрусского царя Порсену, осаждавшего Рим в 508 году до нашей эры, попал в плен. Разгневанный царь приказал развести огонь в жертвеннике, чтобы пытать юношу и узнать его сообщников. Муций гордо подошел к жертвеннику и положил правую руку на огонь. Продолжая разговаривать с царем, он держал руку в огне, пока она не обуглилась. Потрясенный поступком молодого римлянина, показавшего силу воли своей нации, Порсена отпустил его и снял осаду с Рима. Образ Муция, прозванного Сцеволой (левшой), вошел в мировую литературу как пример воли, которая побеждает все.

Тест «Какая у тебя воля?

(Психология: Учебное пособие. V класс./Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2000. - С. 223-226.)

Инструкция. Прочти приведенные ниже вопросы и постарайся правдиво ответить на них. Ответ обозначь знаком «+» в соответствующей колонке.

Например

Ты любишь гулять по улице

В состоянии ли ты завершить начатую работу, если она тбе не интересна?

Тебе легко преодолеть внутреннее сопротивление, когда нужно сделать что-то неприятное?

Когда тебя ругают или ты ссоришься с друзьями, можешь ли ты быстро взять себя в руки и объективно разобраться в ситуации?

Если врач запрещает тебе есть то, что ты любишь, тебе трудно отказаться от этой пищи?

Если вечером ты решил встать раньше обычного, утром ты найдешь в себе силы выполнить это решение?

Если ты чего-нибудь сильно боишься (например, ходить к зубному врачу), можешь ли ты без особого труда преодолеть этот страх и сделать то, что надо?

Ты - "человек слова"? Держишь ли ты данное тобой обещание, даже если это требует немалых хлопот?

Выполняешь ли ты режим дня?

Ты вовремя отдаешь взятые тобой на время книги, пленки, диски?

Ты точно знаешь, что другого времени на приготовление уроков у тебя не будет; станешь ли делать их даже тогда, когда по телевизору идет очень интересная передача?

Сможешь ли ты прервать ссору и замолчать, какими бы обидными тебе ни казались слова того, кто с тобой ссорится?

Выполняешь ли ты просьбы, даже если тебе очень не хочется?

Обработка результатов.

Теперь посчитай очки. Ответ «да» оценивается в 2 очка, «иногда» - 1 очко, «нет» - 0 очков. Подсчитай сумму. Теперь прочти, о чем говорят твои результаты.

Интерпретация

0-8 очков. С силой воли у тебя дела обстоят неважно. Чаще всего ты просто ведешь себя так, как тебе хочется, как тебе нравится, даже если это может повредить тебе и другим людям. А это говорит не только о слабой воле, но и об эгоизме. У тебя часто бывают неприятности, и они связаны с тем, что ты относишься к своим обязанностям спустя рукава. Тебе надо подумать о своем характере. Может быть, в нем что-то надо изменить?

9-16 очков. У тебя средняя сила воли. Ты можешь преодолеть себя, но часто этого не делаешь, потому что не хочется или просто лень. Из-за этого у тебя бывают неприятности и с учителями, и с родителями, и с друзьями. Если хочешь достичь в жизни большего, тренируй свою волю.

17-24 очка. С силой воли у тебя все в порядке. На тебя можно положиться, ты не подведешь. Но иногда тебе может мешать твое стремление всегда настоять на своем, сделать именно так, как ты считаешь нужным, даже в тех случаях, когда это не очень важно. Такая позиция может раздражать окружающих тебя людей. Ведь у них тоже есть воля и желания. Так что сила воли - это хорошо, но нужны и такие качества, как доброта, внимание к людям, умение прислушиваться к ним и менять в случае необходимости свое мнение.

«Неуверенность в себе»

Цель: содействие в понимании родителями проблем, вытекающих из неуверенности ребенка, повышение эффективности их помощи детям.

Форма проведения: семинар.

Участники: родители учащихся с 1 по 5 класс.

Подготовительная работа: памятки родителям «Как помочь ребенку стать уверенным?» (приложение 8).

Материалы: сказка К. Ступницкой «Маленькая волна».

ХОД СЕМИНАРА

Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня наше родительское собрание пройдет в форме семинара, на котором мы попробуем разобраться, как же помочь ребенку вырасти уверенным в себе.

Каждому человеку знакомо чувство неуверенности в себе, когда ты сам себе кажешься неумелым, некомпетентным, а будущее - туманным. И, кажется, что окружающие замечают твое внутреннее смятение, тревогу. Неуверенность как чувство является абсолютно нормальным, но для некоторых детей, подростков, взрослых оно становится привычным, почти постоянным будничным чувством.

Вы скажете: ну и что такого? Чем же мешает неуверенность в себе?

Чувство неуверенности в себе, как отмечают многие психологи, является показателем психологической неустойчивости личности. Психотерапевты отмечают связь психических нарушений личности с проявлениями неуверенности. Имеется в виду, что всякая трудная ситуация, требующая мобилизации психических ресурсов, для неуверенного человека может стать травмирующей настолько, что приведет к появлению тех или иных психосоматических заболеваний. А поскольку жизнь - это череда тех или иных различных по трудности ситуаций, то можно сказать, что неуверенные люди (а дети тем более) чаще болеют.

Неуверенность напрямую связана с самоотношением, или, другими словами, с образом самого себя. Понятно, что неуверенные люди оценивают свои способности и возможности ниже, чем это есть на самом деле. Они могут быть недовольны своей внешностью, хотя в реальности она может быть замечательная. Им трудно вступить в близкие отношения, потому что будет мешать чувство собственной малоценности. Какие чувства будут сопровождать их жизнь? Тревога, сомнение, стыд, вина, печаль.

Вы можете спросить: если общая картина неуверенности настолько мрачна, как будут учиться неуверенные школьники? Наверное, плохо? Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Есть неуверенные дети, которые стесняются отвечать на уроках, пасуют перед любыми трудностями и действительно учатся ниже своих возможностей. Но есть и другие неуверенные, которые блестяще успевают, для которых величайшим страхом является помарка в тетради, ошибка, невыученный урок, четверка. Да, они учатся хорошо. Но ценой сильнейшего внутреннего напряжения, а часто и болезней.

Часто ли мы встречаемся с неуверенными людьми? Чаще, чем думаем, поскольку неуверенность может надевать различные маски. Маски неуверенности – застенчивость и самоуверенность. Каковы ее причины? Давайте попробуем услышать и «увидеть» причины неуверенности через сказку К. Ступницкой.

Маленькая Волна

Давным-давно в синем море родилась Маленькая Волна. Была она слегка зеленоватая, с аккуратным белым гребешком, который так шел ей. Были у нее родители - Большие Голубые Волны. Иногда они плавали далеко от берега, у самого горизонта, иногда подплывали к какому-нибудь берегу. У них были друзья-волны, взрослые и дети.

Дети-волны были большие шалуны. Они любили играть в догонялки, сбивая взрослых с ног. У берега они шумели так громко, что их задорный плеск слышался далеко-далеко. Иногда они подхватывали какую-нибудь щепку или ракушку и бросались ей друг в друга.

Не такой была наша Маленькая Волна. Всем она казалась серьезной и сдержанной девочкой. Она никогда не капризничала, как другие, не шумела, всё, о чем бы ни попросили ее старшие, она делала, даже тогда, когда ей этого не очень хотелось. Некоторым это казалось странным, но большинство было ей довольно, ведь с ней совсем не было хлопот. Сама Маленькая Волна тоже замечала, что отличается от других детей. Она часто плавала в стороне, когда другие дети-волны затевали свои шалости. Маленькая Волна почему-то была убеждена, что нужно быть послушной. Обычно ей это давалось легко. Но были и такие случаи, когда это было непросто. Например, когда однажды она увидела, как двое мальчишек-волн подхватили маленькую рыбешку и стали ей перебрасываться, а та не могла от них убежать. Маленькая Волна тогда сильно разозлилась, ей даже захотелось ударить одного из них, но она тут же себя одернула. Ведь волнам нельзя злиться. Все знают, что, когда волны злятся, могут произойти очень плохие вещи - например, кораблекрушение. Были и другие случаи, когда Маленькая Волна злилась, но всякий раз ей удавалось сдержаться. Но вот беда, Маленькая Волна не знала, что даже когда злость сдерживаешь, она никуда не девается, а остается внутри тебя. Сама того не замечая, Маленькая Волна стала потихоньку расти и темнеть.

Однажды тетя послала ее нести к берегу большую доску. Доска эта была слишком тяжелой для маленькой волны. К тому же приближалось ее любимое время - время заката. Она хотела полежать и посмотреть, как тает солнце в море и появляются первые звезды. Но поскольку Маленькая Волна была послушной и взрослым не перечила, она понесла доску к берегу. Она подумала, что если поспешит, то еще успеет до заката.

У берега в это время плескались другие дети-волны. Заметив Маленькую Волну с ее ношей, они решили ее подразнить. Выхватили доску и стали ей перебрасываться. Маленькая Волна очень разозлилась: они забавляются, а ей надо выполнить задание, к тому же солнце уже начало садиться. Наконец ей удалось забрать у них доску и выбросить на берег. Усталая, она возвращалась обратно, но солнце уже почти село. И тут ей стало так обидно! Она плыла и чувствовала, что никак не может унять свою злость. Та становилась все больше и больше, и сама Маленькая Волна тоже увеличивалась. В какой-то момент она с ужасом поняла, что ее гребень поднялся высоко-высоко. Ее было не узнать - она стала совсем черной. Все внутри напряглось и зашипело. Глянув вниз, она увидела рыбака в лодке и поняла, что обрушится прямо на него. Шум внутри нее все нарастал, и вдруг она с грохотом упала, разлетевшись на тысячу брызг. Лодка рыбака сломалась, и его увлекло в море. Но Маленькая Волна уже этого не замечала. Она чувствовала удивительную силу. Рассыпавшись на брызги и пошумев, она вновь собралась. Теперь она была гораздо сильнее, чем раньше. Она повернула обратно, подхватила рыбака и вынесла его на берег. Когда она вернулась, взрослые волны стали хвалить ее за то, что она спасла человека. Она и сама была этому рада. Но еще больше ей нравилось то чувство, которое она теперь испытывала: вся злость, что была в ней раньше, выплеснулась, и теперь внутри освободилось место для чего-то другого, а те силы, которые раньше она тратила на то, чтобы злость сдержать, теперь вернулись к ней. На следующий день, когда Маленькая Волна проснулась, ей так захотелось побегать, что она, забыв про все запреты, побежала играть в догонялки вместе с другими детьми-волнами. После вчерашнего она знала, что иногда стоит сделать то, что хочется.

Итак, какое знание о причинах неуверенности дала нам эта сказка?

Вы совершенно правы, когда говорите, что нередко родители от огромной любви к своему ребенку, желая оградить его от опасностей внешнего мира, дать ему как можно больше всего-всего, лишают ребенка самостоятельных действий, решений, ошибок, то есть опыта самостоятельного преодоления трудностей. В особо острой ситуации находятся дети, родители которых достигли значительных социальных успехов. А ребенок, горячо любя своих родителей, гордясь ими, невольно сравнивает с ними себя, чувствует свою неумелость еще сильнее. И постепенно привыкает жить с почти постоянным чувством неуверенности, которая, как мы уже говорили, в поведении может проявляться по-разному.

Сейчас я зачитаю вам ситуации и варианты реагирования на них, а вы ответите, к какому поведению относятся данные варианты: застенчивому, уверенному или самоуверенному.

Дима второй раз подряд просит Петю подежурить за него в классе. Петя отвечает: «Ты что, не можешь заставить кого-то? Или вообще забей на дежурство, вот еще проблему нашел - дежурство». (Самоуверенный.)

Лена стала в последнее время грустной и молчаливой, держится от всех в стороне, даже от лучшей подруги Маши. Маша подходит к ней: «Мне кажется, что ты чем-то подавлена. Может быть, нам попробовать обсудить нашу ситуацию?» (Уверенный.)

Марину не устраивает оценка по контрольной работе, ей кажется, что учитель занизил ей оценку. Она говорит учителю: «Не считаете ли вы... Если бы вы могли... Не согласитесь ли вы, что я заслуживаю более высокой оценки?» (Застенчивый.)

Мама обещала поговорить с папой о возможности интересной поездки для Миши, но до сих пор не сделала этого: «Я думал, что мы с тобой договорились, что ты поговоришь с папой обо мне. Но этого не произошло. Мне кажется, что это можно сделать сегодня». (Уверенный.)

Сосед Леши ведет себя на самоподготовке очень шумно, вертится и мешает Леше. Леша говорит ему: «Да заткнешься ты, наконец? С такими легкими заданиями справиться не можешь!» (Самоуверенный.)

Если посмотреть с позиций этих масок на окружающих, то, сколько неуверенных мы увидим вокруг себя!

Как же помочь ребенку стать уверенным?

В заключение мне хотелось бы пожелать всем родителям: обязательно поддерживайте и помогайте своим детям, одобряйте даже за небольшие успехи и достижения. Не бойтесь лишний раз показать свою любовь к ним. Это только укрепит их уверенность в своих силах и возможностях и поможет в различных трудных жизненных ситуациях.

Приложение 8

Уважать его душевный настрой. Бывает: то, что ребенок говорит, родителям кажется глупостями. Но это не всегда так. Ребенок имеет право чувствовать и говорить то, что хочет, если это не приносит вреда окружающим.

Проявлять уважение к намерениям. Ребенок имеет право хотеть то, что он хочет. Однако ему нужно объяснять, что не все желания нужно выполнять немедленно, а некоторые и вообще не стоит выполнять.

Дарить безусловную любовь. Дети должны чувствовать, что им не требуется специально делать что-то, чтобы заработать любовь. Очень полезно задавать себе вопрос: «Всё ли я делаю для того, чтобы поступками моего ребенка двигала любовь, а не страх?»

Помочь ребенку почувствовать собственную значимость через освоение самостоятельности. Можно составить контрольный список обязанностей и требовать выполнения. Ни в коем случае не делать за ребенка то, что он уже может сделать сам, пусть иногда медленно или не совсем хорошо. Поддерживать принятие детьми самостоятельных решений.

Помочь принять обучающую роль ошибок. Не стоит слишком сильно оберегать от совершения ошибок. Важно помочь осмыслить тот позитивный опыт, который был получен. Ключевая фраза, которая здесь может помочь: «Поражение – прекрасная возможность научиться чему-то новому».

Содействовать формированию положительного образа «Я». Ребенок должен знать, прежде всего, о своих достоинствах, а потом уже о недостатках. Подчеркивать личные заслуги детей.

Давать выражать свои чувства открыто.

Помогать ребенку верить в интуицию.

Напоминать ребенку, что он вам нужен, необходим, играет важную роль в вашей жизни.

Позволять ребенку расти в соответствии со своими физиологическими и личностными возможностями и способностями. Он не обязан абсолютно соответствовать образу, желаемому родителями. Часто ребенок, горячо любя своих родителей, сильно переживает, что не может быть таким, каким они хотят его видеть. И от этого результаты его деятельности только ухудшаются.

Умеете ли Вы отвечать за свои поступки? Способны ли взять на себя ответственность? Зависите ли Вы от других? Результат этого теста может стать самой точной характеристикой Вас как личности. Честно ответив на его вопросы, Вы получите объективный взгляд со стороны.

Каковы Ваши личностные приоритеты? Какие качества Вам мешают? Как научиться любить себя? Если Вы задумывались об этом хоть раз – наш тест для Вас. Возможно, после его прохождения, Вы поменяете отношение к себе и станете чуточку счастливее.

Способность общаться с людьми, понимать и слышать их, в большей степени, зависит от умения сопереживать. Именно это качество, степень его развития определяет тест на отзывчивость. Ответив на его вопросы, Вы сможете разрушить преграды в отношениях с людьми, понять их эмоциональные проявления и неожиданные поступки.

Выводы этого опросника, разработанного опытным психологом, представляют собой определение социальной направленности личности. Пройдя его, Вы поймете, к какому типу относитесь: реалистическому, интеллектуальному, конвенциальному, социальному, артистическому или предприимчивому. Тест Голланда поможет определиться с профессией, вовремя поменять концепцию саморазвития и обеспечить себе возможность получать удовольствие от работы.

Самый знаменитый тест эмоций! Подозрительность, косвенная, физическая и вербальная агрессия, раздражительность и негативизм – все выйдет наружу с помощью этого теста. Проверьте свое эмоциональное состояние прямо сейчас!

Увлекаетесь, как ребенок, берясь за новое дело, но спустя пару недель, максимум месяцев, утрачиваете интерес к процессу, которым еще недавно практически бредили? Это не повод ставить под сомнение вашу психологическую зрелость. Такое поведение типично для интуитивно-чувствительного психотипа, ценного для остальных способностью вдохновлять на научные и прочие подвиги.

Нераскрытый артистичный талант или отсутствие возможности использовать дар, вызывает расстройство психики, изводит подсознательным стремлением к вниманию окружающих. Тест на самоопределение для выяснения скрытой артистичности поможет понять, насколько велики шансы стать новой звездой шоу-бизнеса, наметить путь, который обогатит общество новым талантом, позволит вам проявить индивидуальность.

Критику от посторонних, даже адекватных и дело говорящих, принимать сложно. Особенно, если вы человек эмоциональный. Бесплатный быстрый тест на тип личности для выявления недостатков – это удобный способ безболезненно разобраться в причинах имеющихся проблем. На основе результатов опросника можно составить личный план пути из кризиса, определить менее трудоемкие варианты действий, чтобы повысить шансы на выигрыш в борьбе с собой.

Реалии таковы, что ряд поступков, не вызывавших бы пару десятилетий назад у окружающих ни толики удивления, сегодня расценивается некоторыми как тревожный симптом душевной болезни. Если начали сомневаться, что ваша мотивация и последующее поведение адекватно, пройдите тест на благоразумное мышление. Возможно, что вы просто человек, чья мораль достойна подражания, а не порицания. А это, знаете ли, может раздражать незрелые умы.

Умение вежливо отказывать весьма ценно, упрощает жизнь дома, на работе. Однако подобная способность присуща лишь избранному круг людей. Универсальный психологический опросник подскажет, почему вы не состоите в рядах счастливчиков, умеющих ограничивать уровень любых личных нагрузок с помощью коротенького нет. Интеллектуальный анализ причины проблемы, позволит начать борьбу с ней, чтобы, наконец-то, избавиться от навязываемых обязанностей.

Все достало, но понятия не имеете, как бороться с усиливающейся депрессией? Небольшое онлайн исследование, вычленит источник проблем, позволит составить ваш психологический автопортрет и сориентирует в подборе способа получения желаемой свободы. Вдумчивое самопознание всегда облегчает поиск пути, на котором к вам вернется способность радоваться жизни.

Волнуетесь из-за собственной эгоистичности? Тогда вряд ли вы конфликтный человек, мнящий себя вселенским пупом, и тестирование докажет это. Такой тип людей не волнует, насколько комфортно рядом с ним остальным. Ведь нарциссическое расстройство приводит болеющего к мысли об абсолютном превосходстве над прочими, и женщина или мужчина не осознает, что он социальный инвалид, приносящий страдания близким.

Систематически мы зацикливаемся на себе так, что между окружающими и нами разрастается эмоциональная пустыня. Несложный тест на психотип может помочь понять, почему еще вчера у вас был значительный круг приятелей, а сегодня он сузился до пары человек. Ускоренный коммуникативный психоанализ подскажет, какие из ваших поступков, вполне естественных для вас, могли заставить окружающих относиться к вам менее дружелюбно.

Нет среди нас людей, над судьбами которых довлеет лишь одна стихия. Поэтому день и год нужно планировать с учетом двух внешних воздействий, а не полгаться лишь на рекомендации для своего основного зодиакального знака. Чтобы составить свой расширенный астрологический портрет, воспользуйтесь предложенным тестом. Даже минимальная диагностика улучшит качество жизни, если будете действовать с учетом влияния своей второй стихии.

Желающим самостоятельно провести небольшой личностный психоанализ, предлагаем провериться и на конфликтность в том числе. Результаты генерируют с учетом базы ответов на четыре десятка утверждений. Узнать о выводе можно лишь высказавшись по каждому пункту. Естественно, заключительное определение имеет предположительный характер - официальную диагностику проводит сугубо специалист.

Считаете, что штабеля мужчин укладываются лишь перед женщинами-вамп? Предлагаем помощь в диагностике ваших слабых сторон, которые могут служить причиной проблем на личном фронте. Приватная психодиагностика довольно результативна, поскольку не таишься, не переживаешь о сохранении конфиденциальности ответов. Результат опроса получается довольно объективный, в чем его главная ценность.

Ваш эмоциональный потенциал не позволяет укрыться возле семейного очага, хотя ничего против пары детишек и любимого мужа не имеете? Походам по магазинам предпочитаете интересный и трудный маршрут по горному кряжу, поскольку тибетский или подобный ему пейзаж милее вашему сердцу, чем вылизанные до блеска улицы европейских столиц? Узнайте, чего вам не хватает для получения звания современной амазонки.

Быстрый тест личность и общество позволит поразмять мозги в процессе размышления над тем, как применять цитаты великих к нашим сегодняшним реалиям. Этот соционический опросник, адаптированный под человека, далекого от научного мира, больше похож на молчаливый диалог двух философов. Изучение предлагаемых вопросов, позволит узнать что-то новенькое об изречениях самых достойных из нас, вспомнить любимые высказывания знаменитых людей.

Определите свой тип личности с помощью увлекательного теста. Он дает возможность для глубокого самоанализа. Результат может оказаться неожиданным, ведь восприятие самого себя часто бывает необъективным.

Тест для определения соционического типа человека позволяет проанализировать и исследовать личность без участия специалиста. Классификация психотипов сформирована на взаимодействии субъекта с окружающим миром.

Расстройство личности можно выявить с помощью специального теста. Своевременная самодиагностика и выявление склонностей к диссоциативному расстройству помогают решить проблему на начальной стадии.

Определить темперамент и особенности личности можно с помощью простого теста по одежде и выбранному стилю. По внешнему виду легко раскрыть тайны характера даже малознакомых людей.

Прохождение теста на расстройство личности поможет установить необходимость психологической помощи. В результате опроса выявляются скрытые проблемы, устранить которые сможет специалист.

С помощью определенных тестов выявляется направленность личности (на себя, на общение или на дело). Полученные данные помогут определиться с ценностями и приоритетами, а также пересмотреть жизненные ориентиры.

На первый взгляд, тест на определение психотипа может показаться очень простым и элементарным. Но его результаты имеют для человека реальную практическую ценность, например, помогают найти способ самореализации.

Тест на определение психологического портрета – уникальная возможность оценить себя по личностным параметрам. Данные описывают врожденные качества, ценностные ориентации человека и скрытый потенциал.

Обнаружить шизоидное расстройство личности можно с помощью специальных методик, например, тестов. Подобранные специалистами вопросы направлены на выявление признаков и симптомов этого состояния.

Профессиональный тест позволяет реально оценить, конфликтная ли вы личность. Опросник помогает определить степень тактичности и понять, как вас и ваше поведение реально оценивают окружающие.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...