Федеральная лезгинская национально-культурная автономия. Снова о русских и кавказцах в российской армии Как бороться с кавказцами в армии

16/12/2010

Мне довелось 2 года служить бок о бок с ребятами из солнечного Дагестана. Это самое многонациональное государство в мире - здесь и аварцы, лезгины, лакцы, табасаранцы, ногайцы, даргинцы, кумыки, рутульцы, агулы, цахуры и прочие... и все они дагестанцы.


Е сть такая легенда, которую мне рассказал мой армейский друг-дагестанец Ибрагим, что Бог ходил по миру с мешком и раздавал народам языки. В районе Дагестана Господь задремал и мешок опрокинулся, из которого на маленькую территорию просыпалось языков больше, чем положено.

Служил я в Сковородинском погранотряде. Уже тогда я недоумевал - зачем к нам отправляют служить кавказцев? У них там, проблемы с местом службы то ли? Так вот, тогда нам необстрелянным бойцам учебки объяснили, что когда придет призыв дагестанцев, то их группа из 15-20 человек будет «держать» весь учебный центр. Мы тогда бахвалились, дескать, да быть такого не может... Вы знаете, так и случилось. Они держались всегда вместе и готовы были прийти на помощь друг другу, в независимости от того, прав ли их соотечественник или нет.

А вот русские ребята не могли похвалиться такой же сплоченностью. Правда, у нас был начальником учебной погранзаставы капитан Ахромеев, который бывал в горячих точках. И сержанты не промах. В общем, чтобы давать отпор дагестанцам, которые могли с ноги открывать двери подразделений, у нас появилась новая команда дневального: «Даги!» Когда мы слышали, то не в зависимости, в какой бы части расположения мы не находились - все бежали к тумбочке дневального хватали дагестнаца за руки и ноги и выбрасывали за двери. По-тихоньку мы отвадили непрошеных кавказских гостей заходить к нам. Но это была только учебка.

В гарнизоне царили другие порядки, вернее там царили - дагестанцы. В каждом подразделении их было по 4-5 человек, но этого было достаточно, чтобы держать в подчинении всю часть. Когда я перешел в гарнизон, то еще застал дембелей, которые по слухам «окормляли» не только отряд, но еще и Сковородино, возле которого находилась часть. Как только наступала ночь они переодевались в спортивные костюмы и занимались рэкетом. Поэтому, когда они демобилизовались с облегчением вздохнули и гражданские силовики и руководство отряда.

Да, чего там говорить, когда дагестанцы вместе - сразу проявляется склонность к криминалу. Нет, я не говорю о всех - были среди них ребята, которые были выше всего этого, но это скорее из разряда - исключение. И мне пришлось столкнуться с этим, как говорится, на собственной шкуре. Случилось это после того, как меня перевели из комендантской роты в саперную. В первой у меня остались амурские друзья, в новом подразделении - никого и куча дагестанцев. Первую же зарплату, которую мы получали в кабинете начальника роты, у меня попытались прихватизировать. Всех, кто выходил из кабинета с деньгами приглашали в туалетную комнату «поговорить» представители Дагестана. Я для себя решил держаться до последнего. Были и угрозы и «давление на больную мозоль», но из туалета я вышел со своей денюжкой в кулаке... вышел на улицу - закурил с досады. Я прекрасно понимал, что мне необходимо с ними служить еще 1, 5 года... Мои тяжелые раздумья прервал какой-то солдатик, который выкрикнул: иди скорее там наши амурские за тебя встряли... Оказывается, кто-то сообщил в нашу комендантскую роту, что меня пытались «прессовать». Когда я стал подниматься на 5 этаж инженерно-саперной роты, то увидел своих комендантских товарищей... Драки тогда так и не произошло - увы, не выполнил я возложенной на меня роли лидера, который выкрикнет: «Бей, дагов!» Но после этой истории меня стали уважать.

За годы службы я видел какие дагестнацы бывают жестокие и беспощадные... Не буду здесь рисовать ужасные картины и так атмосфера наэлектризованная событиями в Москве. Хочу сказать, что среди дагестанцев я смог найти настоящего друга... К сожалению, впоследствии, под давлением своих собратьев он внезапно прекратил со мной общение. Но и того, что он мне рассказал хватило, чтобы понять кое-что об этом народе.

Из рассказов Ибрагима я понял, за что недолюбливают нас сыны гор:

1. Разобщенность а-ля моя хата с краю, отсутствие среди русских взаимовыручки;
2. Трусливость, отсутствие отваги;
3. Кидаем хлеб на землю;
4. Аборты наших женщин и, вообще, не желание иметь много детей;
5. Доступность наших женщин;
6. Пьянство мужчин до потери пульса;
7. И многое другое...

Понятно, что можно и с позиции русичей составить не меньший список относительно кавказцев. Но дело в другом - нам нужно что-то самим тоже предпринимать, чтобы нас уважали. Формировать общественное мнение - требовать от правительства стимуляции национальных проектов и прочего. Но самое главное, чтобы нас зауважали - нам нужно самим начать себя уважать... А это без помощи Божией не получится. Получается, что единственная доступная национальная идея - это духовный подъем посредством Православия. Именно через веру предков мы можем быть сплоченными, смелыми во Христе, уважать чужой труд, продолжать свой род во множестве потомков, быть целомудренными и знать меру в питие. В точку сказал Достоевский, что русский мужик без Бога - дрянь. Может хватит быть дрянью?

Вроде назвал банальные вещи, но ведь у нас есть программа для действий... Хотя бы в автобусе, когда кто-то кого-то обижает - ведь мы можем заступиться, а не прятать лицо в окно? А то ведь опять у нас дальше кухонного патриотизма дело не двинется... И в крайности впадать тоже не стоит... Я про тех невиновных ребят, которых пинали, чтобы отыграться... Ведь это настоящая проблема, когда мы сопереживанием насилию... Ведь по слову свт. Василия Великого, кто смотрит на зло без отвращения, тот скоро будет смотреть на него с удовольствием. Какие же мы после этого христиане?

Многие солдаты и офицеры свидетельствуют: служить вместе с кавказцами очень трудно. Горцы, как правило, не подчиняются приказам и издеваются над каждым, кто не может за себя постоять. О "кавказском иге" в Вооруженных силах России военное ведомство предпочитает умалчивать до очередного ЧП.

Челябинский суд на днях вынес приговор рядовому Зайналабиду Гимбатову, военнослужащему в/ч 69806 (Уральский военный округ). Рядовой обвиняется в неуставных отношениях с сослуживцами. Кроме того, уроженцу Кавказа инкриминирована 282 статья УК РФ, часть 2, пункт "а" ("Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства, совершенные с применением насилия").

Военный следственный отдел по Челябинскому гарнизону установил следующее. В феврале 2011 года Гимбатов прибыл в медицинский изолятор своей части. На КПП Гимбатов сказал, что идет навещать сослуживцев. На лечении в медсанбате действительно находились несколько солдат из его роты. Военнослужащий назвал их имена и звания и был пропущен в изолятор.

Гимбатов прошел в помещение изолятора, где лежали больные солдаты. Рядовой сразу почувствовал свое превосходство перед ними. Во-первых, потому что был абсолютно здоров, во-вторых, потому что дагестанец. Гимбатов догадывался, что "дагов" в его части втайне недолюбливают, и решил поквитаться за это. Взгляд Гимбатова прошелся по кроватям и остановился на трех солдатах славянской внешности.

Рядовой приказал больным солдатам встать. Те поначалу отказались, но дагестанец применил силу. Солдаты нехотя подчинились. Затем Гимбатов достал мобильный телефон и включил одну из мелодий, боевую лезгинку. На записи мелодия кавказского танца чередовалась с автоматными выстрелами, воем волков и грохотом канонады. Может быть, горячий кавказец, слушая ее, испытывал гордость, но русский человек такое слушать не станет. Тем более запись начиналась словами: "Во имя Аллаха! Воинам джихада на Кавказе посвящается".

Гимбатов приказал больным солдатам танцевать. Солдаты отказывались. Тогда дагестанец начал их бить. Больные военнослужащие подчинились и начали неумело имитировать кавказский танец. Гимбатов, сидя на табурете, наблюдал за солдатами. Он их всячески оскорблял, а если солдаты сбивались с ритма или двигались не так, как надо, то избивал.

За издевательством над сослуживцами молча наблюдали остальные солдаты, проходившие лечение в медсанбате. Казалось, что действия наглого кавказца и страдания товарищей их не касаются.

За издевательства над больными солдатами Гимбатов получил год дисциплинарного батальона. Дисбат в армии — вещь жестокая, но неизвестно, "вылечит" ли он Гимбатова. Ситуацию в целом такие меры исправить точно не могут. Потому что в Российских вооруженных силах таких безнаказанных гимбатовых сотни, если не тысячи. На фоне наглых кавказцев ругаемая всеми "дедовщина" кажется невинной шалостью.

Автор одной из сетевых книг, служивший "срочную" в середине 90-х, писал о военнослужащих с Кавказа как о "проблеме для армии". По словам автора, кавказцы, в частности уроженцы Дагестана, идут в армию, чтобы встроиться любым путем в армейскую иерархию и навести в воинских частях свои порядки:

"Начинается это все с "подогрева" "дедушек": водка, гитара, обещание выявить стукачей, следить за порядком. Аналогичным образом подкатываются и к офицерам. Дагестанцы быстро успевают понять, что полы в армии мыть "западло", и пытаются в этом отношении брать на себя роль командиров по уборке казармы, чтобы не мыть самим. Еще они аргументируют отказ от мытья полов в армии тем, что им это не позволяет вера, они пять раз в день должны совершать намаз (молитву), можно это делать только с чистыми руками, не замечал ни разу, чтобы они в армии молились.

Если дагестанцам мешают офицеры и устав, то они стараются попасть в ту часть, где власть офицеров не очень сильна. И здесь сразу берут все в свои руки. Дагестанцы часто пытаются выбиться в сержанты, взять под контроль такие жизненно важные в армии объекты, как каптерка и столовая. Им удается обычно устанавливать свои порядки в войсковых частях, где нет четкой власти офицеров".

По словам автора, здесь начинается бандитский беспредел. Когда у командира части был летний отпуск, военнослужащие с Кавказа почувствовали себя единственной властью. Часть "дагов" комиссовалась, заранее договорившись с санчастью, другая просто ушла в бессрочную "самоволку". Те, кто остался, сразу освоились с положением и поняли, что безвластие им на руку: "Часть развалили и разворовали, бани не было три недели, самовольная отлучка была нормой. (…) Дагестанцы настолько освоились, что использовали солдат для своих целей, заставляли работать на дачах, воровать. Офицеры на командование частью забили, так же напропалую используя солдат на строительных работах".

Когда злополучную часть 52386 наконец-то расформировали, многих солдат перевели в в/ч 41692. Эта часть уже "наполовину находилась под контролем дагестанцев". Несмотря на то, что горцев было от силы 15 человек. Дагестанцам удалось "построить" часть по причине слабости офицерской власти: "Всех, кого можно, дагестанцы обложили данью: например, с каждых четырех человек десять долларов в сутки. Будут ли они воровать на объектах, либо пойдут стрелять деньги, — это их дело. Никаких мер против них командованию предпринять не удалось. Стоить отметить, что данным видом поборов пользовались все, только дагестанцы умели это делать более организованно".

Там, где весь личный состав был укомплектован кавказцами, начинали страдать и офицеры: "Старлей Будко рассказывал, что, когда он служил в в/ч, весь личный состав которой состоял из дагестанцев, первое, что он увидел утром, открывая дверь из канцелярии, — это летящая в него швабра".

Это было в 1990-е годы. А вот что происходит в наше время.

Не так давно челябинский военный комиссар (в свою бытность им) Николай Захаров заявил, что в его гарнизоне больше не будет призыва кавказцев. Военком сказал, что это не его личное решение, а распоряжение Генштаба ВС РФ, касающееся всех военных округов страны. Полковник Захаров тогда сообщил, что в Министерстве обороны озабочены засильем национальных банд, которые терроризируют воинские части. Поэтому весной 2011 года все уроженцы Кавказа и закавказских республик в Российскую армию не пойдут. В Центральном военном округе Минобороны РФ челябинские журналисты получили следующий комментарий: "Никаких устных распоряжений Генштаба ВС РФ насчет того, призывать или не призывать определенный контингент лиц, нет и быть не может. Возможно, военный комиссар на совещании в Москве что-то недопонял, с ним будет проведена соответствующая беседа". Впоследствии полковник Захаров был освобожден от должности военного комиссара. А в средствах массовой информации появилась новость, прямо противоположная словам челябинского полковника. По мнению ряда СМИ, военное ведомство России решило резко увеличить призыв в армию дагестанцев. СМИ считали, что это решение вызвано нехваткой призывников из других регионов и Минобороны решило заткнуть дагестанцами брешь в последнем массовом наборе в армию.

"Правда.Ру" неоднократно писала о том, как ведут себя в воинских частях уроженцы Кавказа. Напомним только самые громкие происшествия, которые случились за последние годы.

На Балтфлоте дагестанские призывники всячески издевались над сослуживцами. Согласно материалам дела, в августе 2009 года матросы Виталий Шах, Гаджибахмуд Курбанов, Араг Эминов, Сиражутдин Чериев, Наиб Тайгибов, Ислам Хамурзов, Джамал Темирбулатов избили около 15 сослуживцев, а затем заставили их лечь на землю так, чтобы из их тел получилось слово KAVKAZ. До этого преступления "деды" неоднократно грабили и избивали срочников.

Военнослужащие-земляки, объединяясь в сплоченные национальные группы, выстраивают в воинских частях параллельную силовую вертикаль, насаждая собственные правила и понятия. В основном речь идет о военнослужащих, призванных из республик Северного Кавказа. Проблема развивается по нарастающей и причиной тому - демографические процессы и особенности воспитания нового поколения.
...
“Русские, по их словам, свиньи и собаки”

В начале июля 20 молодых новобранцев-приморцев отправились для прохождения срочной службы в воинскую часть № 33917. Часть расположена в Комсомольске-на-Амуре и относится к железнодорожным войскам. Среди новобранцев оказался Андрей Смирнов (имя и фамилия приморца изменены).

На прошлой неделе к нам в редакцию позвонила его жена. Рассказала, что муж пишет об избиениях и издевательствах со стороны старослужащих солдат, «дедов», в части. Причем, избиения и издевательства носят ярко выраженный националистический характер: солдаты-дагестанцы избивают солдат-недагестанцев. Сопротивляться солдаты-недагестанцы боятся. Якобы, в Комсомольске-на-Амуре сильна дагестанская преступная группировка, и она с обидчиками соплеменников может разобраться самым жестоким образом. В частности, солдаты-дагестанцы грозились убить тех сослуживцев, кто «будет рыпаться».

Приморцев дагестанцы тоже избили. Отбили нескольким новобранцам почки. Ребят отправили в санчасть. Как считают солдаты, отправлять их в городскую поликлинику даже с самыми тяжелыми травмами, после издевательств со стороны дагестанцев командование части не хочет – боится, что о бардаке на территории части узнают СМИ и правозащитники. Андрей Смирнов трое суток пролежал в санчасти, и, как только у него закончилось, по мнению тамошних медиков, внутреннее кровотечение, его снова отправили маршировать по плацу. Офицеры вообще не пытаются вмешиваться в этнический конфликт среди солдат-срочников.

После очередного избиения сослуживцев приморцы решились-таки дать сдачи. Хорошенько отлупили кавказцев-русофобов. После чего дагестанцы собрали внушительную толпу своих сородичей-«дедов» и угрожали приморцам расправой.

Вот несколько цитат из писем Андрея Смирнова жене.

«За такой короткий срок мы уже успели всерьез понять то, куда нас черт занес! Я хорошо был наслышан об армии и ко всему был готов, но к таким событиям (про то, что говорят «даги») я готов не был, если честно. Я просто хочу отслужить, как все: не лучше и не хуже».

«После присяги перехожу из учебной части в роту и там, по словам «дагов», узнаю всю прелесть армейской жизни! Вернусь или не вернусь – плевать. Убегать я не очень хочу, так как в тюрьму не хочется».

«Волнует то, что когда выучусь на сержанта и буду командовать взводом, в нем будут дагестанцы. А у сержанта такая политика: хочешь жить – командуй только русскими. А дагестанцев лучше не трогать, так как до «дембеля» можно не дожить. Вот наши дембеля и молчат, хотя у них желание проучить их (дагестанцев – прим. РА) не меньше, чем у нас. Но жизнь дороже».

«А от службы в этом проклятом богом и дьяволом месте еще душнее и хуже! Сюда собирают всякий сброд: судимых, наркоманов, тех, у кого условный срок. А нас, 20 приморцев, зачем сюда пригнали – непонятно. Ведь у половины высшее образование, есть профессии, права и т.д.».

«Представляешь, в части более 1000 человек, из них всего 50 дагестанцев, в каждой роте их по 6 человек в среднем. И эти 50 человек держат всю часть. Их боятся все сержанты, а сегодня мы, приморцы, видели, что их боятся и все офицеры».

«А мы, 20 приморцев, не выдержали и отмудохали ублюдков за то, что они при всей роте избили троих парней. Мы 20 налетели на 6-х и здорово их порубили. Офицеры это увидели, поругали дагестанцев, как мама дочку. И все. Через час дагестанцы собрали толпу и нам, приморцам, стали угрожать».

«Тут все дембеля аж охренели, когда увидели, что мы порубили дагестанцев. Никто до нас этого не делал».

Я позвонил командиру части № 33917 подполковнику Александру Кандаурову. Он рассказал, что, да, со стороны дагестанцев-солдат была попытка подчинить солдат-недагестанцев, но эту попытку удалось пресечь. Правда, как заметил подполковник, понадобилось вмешательство местных органов ФСБ. Чекисты усмиряли дагестанцев. И сейчас ситуация в части нормальная.

Конфликты в воинских частях на национальной почве в Российской армии становятся обыденным явлением. Как правило, конфликты провоцируют солдаты, призванные из республик Северного Кавказа. Не более месяца назад полсотни дагестанцев пытались навести свои порядки в мотострелковой части в городе Алейске Алтайского края. Русские солдаты вынуждены были кулаками их успокоить. Вмешалось командование Сибирского военного округа и сделало «козлами отпущения» в ситуации именно русских солдат. Якобы, русские унизили национальное достоинство маленького, но гордого горного народа.

То, что происходит в нынешний Российской армии, очень напоминает обстановку в Югославской народной армии (ЮНА) в начале 90-х годов прошлого столетия. Там один за другим стали случаться конфликты на национально-религиозной почве между сербами и хорватами, сербами и мусульманами, хорватами и мусульманами. Причем, конфликты происходили и между солдатами, и между офицерами. Позже начались сепаратистские поползновения в югославских республиках, но ЮНА не смогла пресечь их – она, фактически, развалилась из-за собственных внутренних противоречий.

Учитывая обострение вооруженных стычек в Северо-Кавказском регионе, в том числе и на национальной почве, Российская Армия, в которую призываются представители почти всех этносов, проживающих на территории России, могла бы взять на себя функцию воспитания среди молодых солдат чувства интернационализма. Однако реалии говорят об обратном: в армии национальная рознь только обостряется.

Надеюсь, военная прокуратура займется проверкой информации, касающейся части № 33917. А «АВ», в свою очередь, будет следить за развитием ситуации с приморскими солдатами.

Однако солдаты-приморцы говорят, что никаких улучшений в части не наблюдается.
http://news.nswap.info/?p=22483.

Недавно, пару месяцев назад, я разговаривал с отслужившими парнями на данную тему...Один из них мне рассказал, что к ним в часть попал русский солдат после госпиталя. Как оказалось на нём не было живого места: руки, рёбра всё переломали даги, в общем человек-месиво.

Как бороться с подобным явлением? Почему идёт такое попустительство?


В Советской армии, куда в отличие от армии Российской империи, призывали всех, кавказцы тоже выделялись в общей армии военнослужащих. Солдат-кавказцев в СА некоторые современные эксперты, например, Александр Храмчихин, называют «представителями проблемных национальностей». Из-за высокой рождаемости в период Советского Союза количество кавказцев в стройбате, железнодорожных и мотострелковых войсках росло, и к обычной дедовщине добавились еще и землячества.

Сегодня тема призывников с Кавказа, особенно из Дагестана, как никогда актуальна, это - одна из горячих и всегда востребованных экспертных и журналистских тем.

Если представители всей остальной России косят от армии всеми возможными способами, то для кавказских юношей служба все еще считается важнейшим элементом мужской культуры. Меня удивил один мой знакомый, Джафар, только что защитивший на «отлично» диплом в Московской государственной юридической академии. Перед ним открываются неплохие перспективы и в Москве, и на родине, но он твердо заявил, что хочет пойти служить в ВДВ. «Армия - это занятие, достойное мужчины. Я хочу в ВДВ, потому что это элитные войска. У меня нет никаких страхов и сомнений, - сказал мне Джафар, отвечая на мой вопрос, не настораживает ли его кавказофобия, которая есть в армии, - в Москве тоже не любят кавказцев, но это не помешало мне здесь учиться».

Рождаемость в республиках Северного Кавказа гораздо выше, чем в стране, что в совокупности с фактором восприятия службы как части того, что на Кавказе называется «быть мужчиной», приводит к постоянному увеличению доля выходцев с Кавказа в рядах Российской армии.

Кавказцы, как признают даже самые скептически настроенные к ним военные эксперты, как правило, отличные солдаты, они относятся к службе серьезнее, чем сослуживцы других национальностей.

Но если кавказцы образуют в подразделении землячество, то подразделение очень быстро утрачивает управляемость и, соответственно, боеспособность. Впрочем, справедливости ради надо вспомнить, что несколько лет назад два контрактника-дагестанца (старшина Мухтар Сулейменов и сержант Абдула Курбанов), служившие в погранвойсках, ценой своих жизней уничтожили одного из самых знаменитых главарей чеченских боевиков Руслана Гелаева.

В последнее время в российской армии прогремело несколько конфликтов на национальной почве. В 2009 году случился инцидент на Балтийском флоте с участием дагестанских призывников - дагестанцы выложили телами матросов слово "KAVKAZ".

Через год произошла массовая драка с участием выходцев с Кавказа в подмосковной воинской части. Аналогичный инцидент случился в Пермском крае, где 120 военнослужащих из северокавказских республик проявили неповиновение приказу. В военном городке поселка Кряж в Самарской области дагестанский дембель с земляками устроил налет на казармы разведроты. Два десятка кавказцев избили и ограбили 18 срочников. К разрешению некоторых конфликтов привлекали мусульманское духовенство.

Число таких эпизодов можно продолжить. Дошло до того, что в марте руководитель военной прокуратуры Сергей Фридинский прямо заявил, что сегодня в казармах «наводят свои порядки национальные банды», имея в виду прежде всего солдат с Кавказа. А в апреле военный комиссар Челябинской области Николай Захаров сделал сенсационное заявление о том, что теперь в ряды российской армии для снижения межэтнической напряженности в армейской среде не будут призывать выходцев из северокавказских республик. При этом чиновник сослался на соответствующее распоряжение из Генштаба. Хотя Министерство обороны публично отмежевалось от заявлений Захарова, очевидно, что челябинский военком отразил, возможно, отзвуки того, что обсуждается наверху.

Отрицать межэтнические конфликты в российской армии было бы смешно. И сегодня вопрос о том, может ли стать ли армия инструментом, формирующим у призывников с Северного Кавказа лояльность, уже давно не праздный, а кричащий.

С одной стороны, армия - это отражение того, что происходит в государстве. Призывники повторяют тот тип отношения к кавказцам, который и так уже существует - это либо откровенная кавказофобия, либо позиция «пустить все на самотек». В итоге вакуум власти заполняется земляческими сообществами, культивирующими неуставные взаимоотношения, в которых сила заменяет закон.

Как интегрировать северокавказских призывников? Как навести порядок в казармах? Как вернуть армии ту репутацию социального лифта, которым она обладала для наших отцов в 1950-1960е?

Солдаты-мусульмане российской армии на молитве. Фото с сайта http://www.islamnews.ru/news-28372.html

Тем более, что после военной реформы 2008-го года и сокращения срока военной службы до одного года специалисты прогнозируют, что главной проблемой неуставных отношений в армии станет не дедовщина, а землячества.

Для этого нужна трудная кропотливая и нудная работа, которая только и может преодолеть замкнутость отдельных дагестанских, кабардинских, ингушских или балкарских частей. Понятно, что тема создания моноэтнических кавказских формирований отпадает сразу - она вообще поставит под сомнение институт армии как механизм, интегрирующий в единое целое жителей одной страны. Об опасности бунта в таких частях, даже дислоцированных далеко от Кавказа, тоже писалось довольно много.

Мне кажется, возможны два одновременных направления работы - укомплектование армии профессиональными офицерами и контрактниками, а также учет особенностей менталитета разных народов, представителям которых предстоит служить вместе. Опыт Российской империи, со всеми его издержками, но опыт, в котором учитывался прежде всего конфессиональный (а не национальный) аспект, в этом случае был бы неоценим…Кстати, с конца 2010 года в Адыгее действует новшество - солдатам-мусульманам воинских частей, дислоцированных в Майкопе, разрешается посещать в пятницу Соборную мечеть в г. Майкопе для совершения коллективного намаза. Об этом подписана договоренность между ДУМ РА и КК и командованием этих частей.

Преамбула
Из волка не сделаешь пса (слова из кавказской песни)

Известный и очень уважаемый мной публицист Пётр Акопов написал статью под названием "Российская армия способна вырастить новую элиту кавказских республик" . Вот адрес оригинала: http://vz.ru/politics/2016/4/12/805011.html . Это пока единственный раз, когда я с ним не согласен, во всяком случае - с заголовком.

Мое мнение по этому поводу таково.

У Российской армии не получится сделать элиту кавказских республик какой-то принципиально иной, более правильной или "больше лучше", как это не получилось ни у советской, ни у имперской армий. Одно дело, когда речь идет о неких обязанностях в плане призыва на действительную службу, другое дело, когда кто-то надеется на что-то в связи с этим. Выдумывать себе надежду на то, что послужив в армии, "кавказцы" станут более пророссийскими или чуть больше начнут уважать Россию и русских категорически не стоит. Связано это с тем, что методы светского национального государства не работают в родо-племенном обществе исламского толка.

Методы из национального государства не работают в родо-племенном обществе

Мой личный опыт нахождения в кавказской информационной среде утвердил меня в мысли, что исламские народы Северного Кавказа не собираются отказываться от архаичности устройства своего общества, не собираются каким-либо образом меняться "на российский манер" (им больше нравится "арабский манер"). Их устраивает свое сегодняшнее особое положение в российском государстве и это психо-идеологическое состояние им выгодно, как ментально так и материально. Особый статус "тех кого нельзя трогать потому, что убьют-покалечат" и "все равно меня диаспора отмажет" - это то, что нужно "кавказскому" большинству.

Если уж что-то и способно серьезно повлиять на кавказские социумы так это продолжительный труд в сельском хозяйстве или на промышленном производстве.

Чем меньше в "кавказце" полуразбойника-полубандита-полувоина-полуспортсмена - тем лучше.

"Кавказец"-труженик - хорошо, "кавказец"-воин - плохо

Близость к оружию, жизнь по-военному образцу, ореол воина - все это потворствует той самой сложившейся у горских народов в конце 19-века, а это усложняет интеграционные процессы, изменяет русло общественных течений и влияет на вектор формирования смыслов. Только совместное проживание и совместный мирный, обыденный труд с русскими могут серьезно повлиять в лучшую сторону на сегодняшних "кавказцев", но именно это сегодня и не делается, а один-два года службы в армии ровным счетом ничего не меняют.

На данный момент, "кавказцы" очень хорошо осознают что они являются раздражающей социально-общественной проблемой в России, что государство идёт на поводу у их капризов и страшилок и пытаются по-максимуму выжать из этого дивиденды. Являясь, по-сути, хулиганами государственного масштаба, они научились отжимать "ништяки" посредством тактики запугивания и стратегии вечного недовольства. Особенно хорошо это получается у Чечни, которая является лидером общественного мнения на Северном Кавказе, которой тайно завидуют окружающие Чечню горские национальные республики и чье нарочито-демонстративное "купание в золоте" и "пацанское прокидывание Кремля" вселяет надежду на то, что так вольготно и по-горски получится жить у любого "кавказца".

"Кавказцам" в России все должны, все обязаны

Недовольство и обиженность регулярно и очень грамотно поддерживается в кавказской блогерской среде посредством ЖЖ и Facebook. Среди "кавказцев"-блогеров существует особый сорт писателей, которые поддерживают свой социум в напряженном состоянии. Есть люди, которые ежедневно, методично и целенаправленно "окучивают" эту тему, создают фейковые аккаунты, формируют мнимое общественное мнение, занимаются коллективной обработкой ума тех "кто сбился с пути истинного кавказца".

Конкретное общественное мнение и религия
в разы сильнее абстрактной государственной или национальной идеи

Любой отслуживший в армии, чуточку обрусевший, "кавказец" будет практически моментально перекован обратно в "правильного кавказца" под влиянием настроений в своей информационной среде. По этому, не надо надеяться на то, что новая российская армия, создаст новых "кавказцев" или, наконец-то, сделает из "кавказцев" имиджевых горцев.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...