Село где петр 1 постигал военные науки. Производство в чины и обучение

Не получил никакого образования, кроме простой грамотности и кое-каких исторических сведений. Забавы его носили ребячески-военный характер. Обстановка жизни сообщила ему несколько тяжелых впечатлений. Будучи царем, он в то же время находился под опалой с 10 лет и с матерью должен был жить в потешных подмосковных селах, а не в Кремлевском дворце. Такое грустное положение лишало его возможности получить правильное дальнейшее образование и в то же время освобождало от пут придворного этикета. Не имея духовной пищи, но имея много времени и свободы, Петр сам должен был искать занятий и развлечений. Можно думать, что мать никогда не стесняла любимого единственного сына и что воспитатель Петра, князь Борис Голицын, не следил за каждым его шагом. Мы не видим, чтобы Петр особенно подчинялся материнскому авторитету в своих вкусах и занятиях, чтобы Петра занимали другие. Он сам выбирает себе товарищей из тесного круга придворных и дворовых служителей царицына двора и сам с этими товарищами ищет себе потех. Отрочество Петра отмечено самодеятельностью, и эта самодеятельность шла в двух направлениях: 1) Петр предавался по-прежнему военным забавам, 2) Петр стремился к самообразованию.

Солдаты "потешных полков" Петра I в кружале (кабаке). Картина А. Рябушкина, 1892

С 1683 г. вместо "потешных ребяток" около Петра видим "потешные полки" ("потешные", ибо стояли в потешных селах, а не потому, что служили только для потехи). В ноябре 1683 г. Петр начинает формировать Преображенский полк из охочих людей (до последних лет своих Петр помнил, что первым охотником был придворный конюх Сергей Бухвостов). В отношении этого потешного полка Петр был не государем, а товарищем-соратником, учившимся наравне с прочими солдатами военному делу. С разрешения, конечно, матери и с одобрения, быть может, Б. Голицына (даже, быть может, с некоторым его содействием) Петр, как говорится, и днюет, и ночует со своими потешными. Предпринимаются маневры и небольшие походы, на Яузе строится потешная крепость (1685 г.), названная Пресбургом, словом, практически изучается военное дело не по старым русским образцам, а по тому порядку регулярной солдатской службы, какой в XVII в. был заимствован Москвой с Запада. Эти военные "потехи" требуют военных припасов и денежных средств, которые и отпускаются Петру из московских приказов. Правительство Софьи не видит для себя никакой опасности в таких "потехах марсовых" и не мешает развитию потешных войск. Оно испугалось этих войск позже, когда из потешных выросла солидная военная сила. Но растил Петр эту силу беспрепятственно. Не следует думать, что Петр забавлялся с одной дворовой челядью. Вместе с ним в рядах потешных были и товарищи его из высших слоев общества. Стоявший вне придворного этикета, Петр мешал родовитых людей и простолюдинов в одну "дружину", по выражению С. М. Соловьева, и из этой дружины бессознательно готовил себе круг преданных сотрудников в будущем. Военное дело и личность Петра сплачивали разнородные аристократические и демократические элементы в одно общество с одним направлением. Пока это общество забавлялось, – позже оно стало работать с Петром.

Несколько позднее, чем организовались военные игры Петра, пробудилось в нем сознательное стремление учиться. Самообучение несколько отвлекло Петра от исключительно военных забав, сделало шире его умственный кругозор и практическую деятельность. Лишенный правильного образования, Петр, однако, рос в кругу, далеко не вполне невежественном. Нарышкины из дома Матвеева вынесли некоторое знакомство с западной культурой. Сын А. С. Матвеева, близкий к Петру, был образованным на европейский лад. У Петра был немец-доктор. Словом, не только не было национальной замкнутости, но была некоторая привычка к немцам, знакомство с ними, симпатия к Западу. Эта привычка и симпатия перешли и к Петру и облегчили ему сближение с иноземцами и их наукой. Сближение это произошло около 1687 г. таким образом: в предисловии к Морскому Регламенту сам Петр рассказывает, что кн. Я. Долгорукий привез ему в подарок из-за границы астролябию, и никто не знал, как сладить с иностранным инструментом; тогда нашли Петру знающего человека, голландца Франца Тиммермана, который объяснил, что для употребления астролябии нужно знать геометрию и иные науки. У этого-то Тиммермана Петр "гораздо с охотою пристал учиться геометрии и фортификации". В то же время он нашел в селе Измайлове старый английский бот, валявшийся в амбаре. Тиммерман объяснил Петру, что на этом боте можно ходить против ветра, лавировать (чего русские не умели). Петр заинтересовался и нашел человека (как и Тиммермана – из Немецкой слободы), голландца Карштен-Бранта, который стал учить Петра управлению парусами. Сперва учились на узенькой Яузе, а потом – в селе Измайлове на пруде.

"Дедушка русского флота". Франц Тиммерман показывает Петру I ботик. Картина Г. Мясоедова, до 1911

Искусство навигации так увлекло Петра, что стало в нем страстью. К изучению этого дела он отнесся очень серьезно. В 1688 г. недовольный тем, что негде плавать под Москвой, он переносит свою забаву на Переяславское озеро (в 100 с лишком верстах от Москвы на север). Мать согласилась на отъезд Петра, и Петр принялся в Переяславле строить суда с помощью мастеров-голландцев. В это время он ничего не хотел знать, кроме математики, военного дела и корабельных забав. Но ему уже шел 17-й год, он был очень развит и физически, и умственно. Его мать вправе была ждать, что достигший совершеннолетия сын обратит внимание на государственные дела и устранит от них ненавистных Милославских . Но Петр не интересовался этим и не думал бросать свое ученье и забавы для политики. Чтобы остепенить его, мать его женила (27 января 1689 г.) на Евдокии Федоровне Лопухиной, к которой Петр не имел влечения. Подчиняясь воле матери, Петр женился, однако через какой-нибудь месяц после свадьбы уехал в Переяславль от матери и жены к кораблям. Но летом этого 1689 г. он был вызван матерью в Москву, потому что неизбежна была борьба с Милославскими.

Потешные войска были предоставлены молодому царевичу Петру в 1682 году, когда мальчику исполнилось 10 лет. Именно с этими войсками будущий император осваивал основы военного искусства. В современной истории много говорится о «потешных», но почему- то мало уделяется внимания специфике этого обучения царя, в ходе которого погибли тысячи простых людей. Историки акцентируют внимание только на положительном, абсолютно забывая, что у каждой медали есть две стороны. А свидетельств обратной, нелицеприятной стороны в литературе имеется огромное количество. В сегодняшней статье мы рассмотрим потешные полки Петра 1 с различных точек зрения, чтобы понять специфику этого явления, главное – уделим внимание на то, что учебники по истории умалчивают.

Детские годы и военные забавы

Начиная с 1682 года, Петр активно занимается «потешными». Ему в распоряжение набрали целый полк, и царевич стал учиться командовать взрослыми, осваивая военное дело. В это время все забавы были исключительно мирными. Ружья заряжались холостыми снарядами, а пушки палили горохом или репой.

Изменения произошли в 1685 году, когда на Яузе был построен небольшой город, который сам Петр называл «стольный град Пресбург». С этого момента потешные игры изменились. Теперь одна армия занимала оборону в городе, а другая армия шла в атаку. Часто молодой царевич нападал на мирных людей: проезжающих купцов, бояр и других. И это не выдумка! Все эти истории описаны в рассказах Алексея Толстого и просто поражают своей жестокостью.

… В это время начали учить войска стрелять чугунными бомбами. Учили на совесть. Федор Зоммер, которого Петр назначил генералом потешных войск, не хотел получать деньги просто так. Это уже была не забава и не игра. В учениях они побили множество скота в полях и покалечили сотни человек в деревнях…

Алексей Толстой

В это же время численность войск заметно возрастает. Даже формируется два настоящих полка: Семеновский и Преображенский.

Взрослые забавы

Время шло, Петр взрослел, но его тяга к потешным войскам (где он был настоящим главнокомандующим!) не ослабевала. Более того, с 1686 «армия» пополняется настоящими мужчинами, которые являются военнообязанными. В результате этого было решено ряд задач:

  • Петр 1 получил хорошие навыки в реальном управлении войсками. Более того, эти навыки он получал с детских лет, что было очень важно.
  • В рамках миниатюрных сражений он будущий царь оттачивал тактику и военное мастерство, которое ему потом пригодилось.

Конечно, все это очень важно и нужно, но какой ценой достигалась военная грамотность Петра? С каждым годом забавы становились все опаснее и масштабнее. Показательным является потешное сражение 1694 года.

Пример потешного сражения

Осенью 1694 года была проведена Кожуховская потешная операция. Для ее осуществления потешные полки были доукомплектованы солдатами из действующей армии. Войска были разделены на две группы:

  • «Русская армия». Командовал Федор Ромодановский. В его распоряжении были Семеновский, Преображенский и Бутырский полки. В составе армии выделялся солдат Петр Алексеев (один из псевдонимов молодого царевича), который в сражении совершил славный подвиг и пленил генерала противника. Эта армия насчитывала порядка 9000 человек.
  • «Польская армия». Командовал Иван Батурин. В его распоряжении было 7500 человек, большая часть которых была приведена из действующей армии, для «потехи» молодого царя.

«Поляки» обороняли крепость – «русские» наступали. Завершилось все полной победой русского войска. При этом во время сражения были следующие потери: 24 человека было убито и 50 ранено. Об этом подробно написано во многих источниках, в том числе и у Бориса Куракина.

Петр был просто в восторге от сражения. Какой размах, сколько людей! А потери в расчет не брались. Вот такие «забавы».

Несколько раз в год потешные войска Петра отрабатывали нападение на населенные пункты. Царь выбирал в качестве «жертвы» одну из деревень и начинался штурм. Обычная деревня, в которой жили обычные люди и занимались своими повседневными делами. И вдруг появляется армия и начинается «потеха»: поля сжигают, людей убивают (конечно, все ради потехи и не злого умысла ради).

Потешные полки долгие годы были любимым детищем Петра. Даже в момент, когда он стал царем России и был целиком поглощён в государственные дела, он продолжительное время уделял своим детским забавам.

Поте́шные войска́ возникли из так называемого Петрова полка , который был сформирован царём Алексеем Михайловичем и поименован именем его полкового командира - полковника для придания играм будущего императора более правильного характера, так как царь замечал в своем бойком, подвижном и энергичном сыне особенное влечение к военному делу . Петров полк был обмундирован в зелёные мундиры , имел знамёна, ружья и был снабжён всяческими полковыми вещами. Сам царевич был назначен полковым командиром - полковником, в соответствии с этим ему рапортовали по всем надобностям полка , от него же требовали и распоряжений. Государь лично наблюдал за приказаниями четырехлетнего полководца и руководил его действиями . Для потешного Петрова полка был построен небольшой фортификационный город, который сам Пётр называл "Стольный град Пресбург".

Название «потешные» определялось местом их дислокации , ибо стояли они в царских потешных сёлах .

Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их, сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что по недостатку помещения в царском селе Преображенском, часть их была переведена в царское село Семёновское.

История

А. М. Назаров пишет, что целью была подготовка будущих воинов и

Цель занятия: Знакомство учащихся с историей создания в России регулярной армии.

Аудитория: с 3-го по 11-й классы.

Оборудование:

  • Персональный компьютер
  • Мультимедиапроектор
  • Экран

Структура занятия:

  1. Организационный момент (знакомство с аудиторией, оглашение темы занятия, ознакомление с правилами контрольной викторины)
  2. Просмотр познавательной презентации “Потешные полки Петра Великого”
  3. Проведение викторины с целью проверки усвоенных знаний.
  4. Награждение победителей

Здравствуйте, ребята!

Сегодня речь у нас пойдёт о “потешных” полках Петра Великого. Понимаю, что слово потешный вызывает ассоциации с детскими играми, но ведь и Петруше тогда было лишь 11 лет. С малолетства Пётр Алексеевич отличался ростом, физической силой, ловкостью и умом. Как же ему надоели эти бесконечные приёмы, пышные празднества и церемонии принятые при дворе.

Неудивительно, что мальчик убегал прочь из душных царских палат во двор, где его уже ждала ватага мальчишек.

Здесь он чувствовал себя свободно и верховодил не по праву царского наследника, а благодаря своим качествам прирождённого лидера. Компания у него подобралась, прямо скажем, разномастная.

Здесь были не только сыновья бояр и князей, но и простых людей: спальников, стольников, сокольников, конюхов и т.д. Сила, ловкость, ум, умение дружить – вот что ценилось Петрушей гораздо больше чем знатное происхождение. Когда он подрос и стал царём, среди его приближённых можно было видеть самых простых людей,......но об этом позже. Чем же забавляются мальчишки, ну конечно же игрой в “войнушку”, вот только игрушки у нашего Петруши были другие. Да, поначалу военные игры проводились на “потешной” площадке напротив Кремлёвского дворца. Численность “потешного” войска не превышало 50-ти мальчишек, пушки были деревянными, ружья игрушечными, палаши не заточенными и только стрелецкая форма, сшитая по ребячьей мерке, была настоящей. Но это продлилось недолго. По приказу наследника из оружейных палат были доставлены настоящие мушкеты, фузеи, пищали, ядра, пули и порох. Ребята начинают обучаться стрельбе в цель. Численность “потешных” быстро растёт, поэтому Пётр переносит военные игры в Подмосковье (село Воробьёво и Преображенское). Правду сказать, его переезд с матушкой Натальей Кирилловной в пригород Москвы был отнюдь не добровольным. После стрелецкого бунта, где власть восприняла сестра Петра - царевна Софья опальная царица была сослана со своим сыном в село Воробьёво. Кровавые сцены бунта происходили у мальчика на глазах.

Родственников и друзей его матери рубили саблями, поднимали на пики и жгли калёным железом, всё это отложило свой отпечаток на личность будущего царя. Юный наследник Российского престола прекрасно понимал, что власть монарха держится на штыках его солдат.

Будь ты хоть трижды наследником престола, но без поддержки армии на троне не усидишь, и он с удвоенным рвением начинает создавать свою собственную армию, да не какую ни будь, а самую лучшую! Ориентир на запад возник у Петра тоже неслучайно. Отъезжавший во Францию в качестве посланника князь Яков Лукич Долгорукий явился в Преображенское откланяться молодому царю.

Пётр с гордостью показал Якову Лукичу своё войско, но посетовал, на трудности определения расстояний при артиллерийской стрельбе. Долгорукий сказал, что у него был немецкий инструмент (астролябия), с помощью которого можно узнавать расстояния до цели, не сходя с места, да только его украли. Царь очень заинтересовался диковинкой и приказал князю купить ее за границей. Получив желанный прибор, Петруша столкнулся с очередной проблемой – ОН ЖЕ НЕ УМЕЛ ИМ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ! КТО НАУЧИТ? Русские военные с этим инструментом были не знакомы, и лишь голландец Франц Тиммерманиз “Немецкой” слободы смог научить царя им пользоваться. С этого момента Пётр начинает изучать математику, геометрию и фортификацию. Недостаток в военных специалистах заставил царя искать их среди иноземцев. Далеко ходить не пришлось. Ведь в Москве все иностранцы, приезжавшие на службу к российскому двору, селились в “Немецкой” слободе. Там он и познакомился с Фёдором Зоммером (специалист в подрывном деле), Патриком Гордоном (военный инженер и артиллерист), Францем Лефортом (профессиональный воин, наёмник), Карштеном Брандтом (корабельный плотник), ...и многими другими. Теперь обучением Петра и его солдат занимались настоящие профессионалы. Армия строилась по Западно-Европейскому образцу (как у Людовика XIV). “Потешных” учили обращению с самыми современными видами вооружений (фузеи, пушки, гранаты).

Использование орудий потребовало от артиллеристов немалой физической силы, поэтому в “потешные” стали записывать взрослых. Одним из первых записался придворный конюх - Сергей Леонтьевич Бухвостов.Именно он первым надел солдатский мундир европейского образца и стал “первым русским солдатом”.

В 1684 г. В подмосковном селе Преображенском на берегу реки Яузы возводится “потешный” земляной городок “Прешбург” (по имени австрийской крепости “Пресбург”, ныне Братислава), над её устройством трудился сам Пётр (участвовал в проектировании фортификационных сооружений, возил в тачке землю, устанавливал орудия). Под командованием иностранных офицеров войска маневрировали на две стороны, штурмовали укрепления с суши и воды.

Уже в 1691 году “потешные” войска получили правильную организацию и разделились на два полка, Преображенский и Семёновский, обмундирование получают по западно-европейскому образцу.

Что это значит?

Преображенцев и семеновцев разделили на роты, у них появились свои знамена, сержанты и унифицированная форма. Темно-зеленая у первых, и синяя - у вторых.

Выпускным экзаменом новоиспечённой армии были “Кожуховские манёвры” (27 сентября (7 октября) - 17 октября (27 октября) 1694) –по сути это были первые крупные военные манёвры в истории России!

Атакующей стороной являлись полки “нового строя” и поместная конница (всего около 9 тысяч человек), обороняющейся - в основном стрелецкие полки (около 7,5 тысяч человек).

ВСЁ БЫЛО ПО ВЗРОСЛОМУ!

“Потешные” Кожуховские манёвры под Москвой чуть не обернулись трагедией для Лефорта: в плечо ему попал огненный горшок, начинённый четырьмя фунтами пороха, который обжёг ему шею и лицо. Но генералу всё же удалось водрузить свое знамя на развалине укрепления “противника”.

Поход показал преимущество полков “нового строя” и вскрыл необходимость военных реформ в русском государстве. Его опыт был использован в Азовских походах 1695-1696.

Вот только до того момента, когда полки получилисвоё высокое звание гвардейскихбыло ещё далеко. Впервые преображенцы и семеновцы “понюхали пороху” во время Азовских походов и заслужили от царя и его иностранных советников репутацию “добрых солдат”. Однако, помимо армии, государству требовался и флот: не только мастера-корабелы, но и морские офицеры. А еще необходимо было реорганизовать артиллерию, создавать и обучать новые регулярные полки.

Так преображенцыи семеновцы из солдат стали студентами, а затем и учителями.

Наиболее талантливые из них - сержанты и офицеры бомбардирской (артиллерийской) роты - едут вместе с Петром в Европу обучаться наукам.

Примечательно, что сам Пётр постигает премудрости плотницкого, кузнечного, морского и военного ремесла наравне со всеми. Нет такого дела, с которым не был бы знаком Пётр Алексеевич.

Из среды преображенцев и семеновцев выходят талантливые кораблестроители, дипломаты, артиллеристы, инженеры и офицеры...

Преображенский и Семеновский полки официально стали гвардейскими 22 августа 1700 г., в день поражения русской армии под Нарвой.

В этом сражении гвардия спасла остатки разгромленных русских войск. В знак признательности офицерам были пожалованы серебряные нагрудники. Кроме того, преображенцы и семеновцы получили красные чулки в знак того, что гвардейцы выстояли “по колено в крови”.

Тяжким было поражение, но Пётр вынес из него урок...

Преображенский и Семеновский полки участвовали во всех крупных баталиях Северной войны:

Взятие Нотебурга, крепости Ниеншанц, Нарвы, Выборга, Иван города, Митавы, сражение при Лесной и знаменитое Полтавское сражение.

Петр Первый сказал, обращаясь к гвардии:

“Храбрые дела ваши никогда не забудет потомство”.

Много талантливых и известных людей служило в гвардейских полках....

Семёновцы:

  • Александр Васильевич Суворов (генералиссимус)
  • Тухачевский Михаил Николаевич (маршал Советского Союза)
  • Чаадаев Пётр Яковлевич (философ и публицист, друг Пушкина)
  • .. И многие другие

Преображенцы:

  • Александр Меньшиков (русский государственный и военный деятель, сподвижник и фаворит Петра I)
  • Иван Бутурлин (генерал-аншеф)
  • Бухвостов Сергей Леонтьевич (первый русский солдат)
  • Ибрагим Петрович Ганибал (военный инженер, генерал-аншеф, прадед А.С. Пушкина).
  • Мусоргский Модест Петрович (композитор)
  • .....и многие другие

После Гражданской войны гвардейские полки прекратили своё существование. А, что же в наши дни?

Потешные полки

Поте́шные войска́ возникли из так называемого Петрова полка , который был сформирован царём Алексеем Михайловичем , из «малых робяток», для забав царевича Петра . Современники не оставили никаких заметок о первоначальном устройстве «потешных»; известно только, что число их сначала не превышавшее 50, быстро увеличивалось, так что, по недостатку помещения, часть их была переведена в село Семёновское.

  • С 1682 года у Московского кремлёвского дворца была особая потешная площадка .
  • С весны 1683 года 11-летний Пётр - не по летам физически развитый - перенёс воинские занятия в поле, и с этого времени прежняя игра в солдатики перешла в настоящее военно-практическое обучение. В конце этого года в число «потешных» стали записываться и взрослые. Первым 30 ноября 1683 года в потешные записался придворный конюх С. Бухвостов . Он считается первым солдатом .
  • В 1684 году в подмосковном селе Преображенском возведён был потешный городок «Пресбург» , над устройством которого трудился и сам Пётр; затем потешные войска штурмовали эту крепость и маневрировали на две стороны.
  • В 1691 году потешные войска получили правильную организацию и разделились на два полка, Преображенский и Семёновский , обмундированные по западно-европейскому образцу.

Разнообразные военно-учебные упражнения, под руководством иностранцев, заключились кожуховским походом . Уже в эти годы начинает складываться система взглядов Петра I на вопросы военного образования. «Потешные» потребовались Петру не как забава. Великий историк А. М. Назаров, автор книги о «потешных», писал, что здесь особая цель - подготовка будущих воинов и военачальников, для которых «служба не была бы тяжким постным бременем», а напротив - «гранильной мастерской, в которой они стали бы кристаллом изумительного блеска». Учитывая собственный опыт, Пётр со своими сподвижниками разработал первую в истории России программу военно-профессиональной ориентации юношей.

Программа военно-профессиональной ориентации юношей включала:

  1. развитие физической силы и ловкости детей 9-12 лет путём игр на воздухе и гимнастических упражнений; военному строю не придавалось особого значения;
  2. развитие в детях смелости и предприимчивости путём ввода в игры некоторой доли опасности и риска. Для этого использовались лазанье по обрывам, оврагам, переходы по зыбким мостам, брёвнам, игры в разбойников. Во время этой игры «потешные» незаметно для себя постигнут сторожевую службу, разведку, опытом дойдут до сознания что «больше побеждает разум и искусство, нежели множество»;
  3. обучение владеть оружием, не только ружейным приёмам, но и умению стрелять и колоть. Царь Пётр с 12 лет уже стрелял из пушки;
  4. ознакомление «потешных» с военной техникой и приучение пользоваться ею;
  5. выработка дисциплины, чувства чести и духа товарищества;
  6. познание отечества и уяснение его исторических задач путём ознакомления «потешных» с наиболее яркими и наиболее мрачными страницами нашей истории:, а также с силами и стремлениями наиболее опасных соседей;
  7. развитие любви к государю и отечеству;
  8. привитие «потешным» любви к армии.

Преображенцы и семёновцы будут основой будущей регулярной армии России . В свой первый поход к турецкой крепости Азов они уйдут рано утром 30 апреля 1695 года . В дальнейшем, участие в Северной войне , дало обоим полкам случай выказать боевую подготовку и помериться с образцовыми войсками Карла XII .

Литература

  • Масловский, «Записки по истории военного искусства в России»;
  • «Петровская бригада» («Русская Старина », ).
  • П. Дирин Потешные полки Петра Великого

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Потешные полки" в других словарях:

    - … Википедия

    ПОТЕШНЫЕ, военные отряды, созданные в начале 1680 х годов в России для «потех» царевича Петра Алексеевича (см. ПЕТР I Великий). В потешные набирали подростков и юношей из семей дворовых, конюхов, спальников и добровольцев дворян. В 1682 году в… … Энциклопедический словарь

    Отряды из детей и молодых людей, созданные в нач. 80 х гг. 17 в. для военных потех русского царя Петра. В кон. 17 в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семеновский полки … Большой Энциклопедический словарь

    Отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80 х годов 17 в. для военных потех царя Петра I. В конце 17 в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семёновский полки. Источник: Энциклопедия Отечество … Русская история

    - «потешные войска», отряды из детей и молодых людей, созданные в начале 80 х гг. XVII в. для «военных потех» русского царя Петра. В конце XVII в. из них были сформированы гвардейские Преображенский и Семёновский полки … Энциклопедический словарь

    Офицер и солдаты Семёновского полка. Потешные войска военные отряды из «малых робяток», созданные царём для «потех» царевича. В 1682 у Кремлёвского дворца была разбита особая площадка для военных игр. Весной 1683 одиннадцатилетний Пётр перенёс… … Москва (энциклопедия)

    - («Потешные»,) военные отряды, созданные в нач. 80 х гг. 17 в. в России для «потех» царевича Петра. В «П.» набирались дети и молодые люди из дворовых, конюхов, спальников и добровольцев дворян. В 1682 в Москве, у Кремлёвского дворца, была… … Большая советская энциклопедия

    Воен. отряды, созданные для потех царевича Петра из детей и молодых людей (из дворовых, конюхов, спальников и добровольцев дворян). В 1682 у Кремлевского дворца была создана особая площадка для воен. игр, к рые в 1683 были перенесены в поле, а в… … Советская историческая энциклопедия

    «ПОТЕШНЫЕ» ВОЙСКА - воен. отряды в России в 80 90 х гг. 17 в., созданные для воен. игр («потех») юного Петра I из придворных слуг и их детей. До 1682 воен. игры проводились на специально оборудованной «потешной» площадке у Кремлёвского дворца, с… … Военный энциклопедический словарь

    ПОТЕШНЫЕ - отряды из молодых людей, созданные в начале 80 х гг. XVII в. для «военных потех» будущего царя Петра I; в 1687 г. из них были сформированы гвардейские полки – Преображенский и Семеновский … Российская государственность в терминах. IX – начало XX века

Книги

  • Русские полководцы и флотоводцы , Малов В.. Как Александр Невский победил немецких рыцарей? С кем бились «потешные» полки? Кто стал первым русским генералиссимусом? Какую битву Петр I назвал «матерью Полтавской победы»? За что…
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...