История жизни одного из самых известных английских разбойников была ярка и скоротечна. История о добром разбойнике Истолкование в христианстве

Сборник статей и материалов посвященный деревне Кузнецовка и местам ее окружающим.

Знаменитые курские разбойники

Долгое время Курский край являлся "землей обетованной" для многочисленных шаек разбойников и грабителей, причиной чего было его пограничное положение, редкое население и относительная слабость центральной власти. Эта "украинность" вплоть до первой четверти XVIII в. предоставляла "удалым добрым молодцам" широкую возможность совершать на курских просторах свои бесчисленные подвиги.

Один из исследователей курской старины Н. Добротворский в 1888 г. писал: "личная и общественная безопасность не была гарантирована в то время даже в центральных местностях, в тех, которые находились поблизости от Москвы. В таких же пустынных краях, каким был курский до половины прошлого века, о безопасности и мечтать было невозможно. В те отдаленные времена путники даже от села к селу ездили с провожатыми. Разбой был постоянным занятием не только тех отверженных, которых общество выбрасывало за их непригодность из своей среды, но и обыкновенных мирных обывателей, которые нередко смотрели на это, как на "стороннее занятие", дававшее отличный заработок".

В этих условиях из жителей Курского пограничья сформировался особый тип людей, известных в XV-XVII вв. под именем севрюков. Вот как описывал их в одной из своих работ щигровский помещик, краевед и писатель Е.Л.Марков: "постоянная жизнь на пустынных рубежах земли русской, среди глухих лесов и болот, вечно на стороже от воровских людей, вечно на коне или в засаде с ружьём или луком за спиною, с мечом в руке, постоянные схватки с степными хищниками, ежедневный риск своей головой, своей свободой, всем своим нажитком, - выработали в течение времени из севрюка такого же вора и хищника своего рода, незаменимого в борьбе с иноплеменными ворами и хищниками, все сноровки которых им были известны, как свои собственные".

До того, как в Поле стали высылаться московские войска, именно на севрюков была возложена обязанность охраны рубежей Северской земли, хотя при этом они не гнушались, при случае, сами заниматься разбоем и грабежом. В 1549 г. ногайский князь Юсуф жаловался Ивану Грозному: "наши люди ходили в Москву с торгом, и как шли назад, ваши казаки и севрюки, которые на Дону стоят, их побили", на что из Москвы отвечали: "на поле ходят казаки многие, казанцы, азовцы, крымцы и иные баловни казаки, а из наших украйн [окраин], с ними же смешавшись ходят; и те люди как вам тати, так и нам тати и разбойники".

Однако, несмотря на устоявшиеся разбойничьи привычки курского порубежного населения, основная часть "ватаг" формировалась за счет беглых, массами прибывавшие сюда из центральных районов России. Одни из них поступали на службу в гарнизоны пограничных городков, другие оседали на землю и занимались хлебопашеством, а самые беспокойные подавались в разбойники, которых немало бродило по этим местам. О себе эти люди говорили: "На распутье дуб, на нём три грани, едина в Крым, другая в Русь, а третья в наши станы". Поживу себе искали они и за счёт татар, и за счёт "литовских людей", не брезгуя и грабежом соотечественников.

Так известно, что в первые годы XVII в. "воры черкасские Мишук и Сенька Колпаков житьём жили по Осколу и Семи [Сейму]", причём шайка Мишука была настолько сильна, что разбивала посланные против неё отряды, доходила до Рыльска и Новосиля, а угнанный скот сбывала крымцам.

Правительство усиленно боролось с разбойниками, и в этой борьбе отличились тогда служилые казачьи атаманы Яков Лысый и Аггей Мартынов. Первый из них разбил черкасского атамана Лазаря, отняв у него награбленное добро и оружие, а затем покончил с шайками Берчуна и Карнауха. В свою очередь, Аггей Мартынов разгромил атаманов Колошу и Сеньку Колпакова.

Однако искоренить порубежный разбой полностью не удавалось никогда, тем более, что подчас у грабителей находились и высокие покровители.

Нередко разбои и грабежи приобретали "классовую" окраску и направлялись против господствующих сословий. Так, в 1658 г. боярин Б.М.Хитрово жаловался казацким старшинам, что из приграничных брянского, карачевского, рыльского и путивльского уездов "крестьяне, живущие в имениях вотчинников и помещиков, и холопы бегают в Малороссию, потом приходят оттуда на прежнее жительство толпами, подговаривают к побегу с собой других крестьян и холопов, и нередко отмщают своим господам, если прежде были ими недовольны: набегают на их дома, сожигают их, убивают хозяев и их семейства; иногда они запирали господ в домах, закапывали дома со всех сторон землёй, и так оставляли жильцов умирать голодною смертью."

Особенно эти явления усиливались во время крупных народных волнений. Например, во время восстания Степана Тимофеевича Разина порубежные воеводы с тревогой отмечали появление "воровских шаек" в окрестностях пограничных крепостей и даже нападения их на небольшие воинские отряды "служилых людей". Так, в октябре 1670 г. 11 детей боярских, ехавших на службу в свой полк, были захвачены на ночлеге под Старым Осколом [современная Белгородская область] "воровскими людьми". Служилые сразу поняли, с кем имеют дело: им стоило лишь приметить, что неизвестные "кричат ясаком воровским [говорят на разбойном жаргоне] и хвалят вора изменника Стеньку Разина". Застигнутые врасплох дворяне были избиты, изранены саблями и ограблены дочиста.

Богородицкий воевода Нелединский послал погоню за "разбойниками", схватил их сообщников из числа местных крестьян, у которых были найдены награбленные вещи. Погоня преследовала напавших, и те бежали "за вал под Моячной к воровским козакам, а вал прошли меж Яблонова и Корочи в Хмелеватые ворота." Однако Нелединскому удалось настичь их, и он с гордостью доносил курскому воеводе Г.Г.Ромодановскому о том, что "разбойников и становщиков тех переимал... и на Воронеж дороги от воровства очистил." В целом же пёстрое и беспокойное население приграничного края вполне оправдывало сложившуюся в те времена поговорку: "Нет у Белого Царя вора супротив курянина."

В южных губерниях России (Курская, Воронежская, Орловская, Тамбовская) местные жители называли разбойников "кудеярами", по имени знаменитого легендарного разбойника Кудеяра. В основном легенды о "кудеярах" были распространены в юго-западных районах Курского края. По записанной в прошлом веке легенде, в середине XVIII столетия на территории Рыльского и Путивльского (совр. Сумская обл., Украина) уездов Курской губернии действовала большая шайка кудеяров. Главное убежище их находилось в так называемом "Мачулинском" лесу, неподалеку от с. Кремянного (совр. Кореневский р-н), в котором они ютились по оврагам и буеракам, "не стараясь, впрочем, нисколько о том, чтобы замаскировать свое присутствие, так как им не страшны были ни воеводские войска, ни тем более местные безоружные жители, которые сами смертельно боялись их и стремились только к одному - чтобы жить с ними в мире и согласии. В этой шайке...по рассказам старожилов, было до 300 человек разбойников".

Такие же ватаги обитали у деревни Ишутиной, на Коневецкой или Клевенской горе, на "Погорелом" городище близ с. Большие Угоны (современный Льговский р-н), в урочище "Кучугуры" (современный Большесолдатский р-н) и т.д. Вероятно, одному из таких "кудеяров" принадлежал клад, найденный 24 июня 1887 г. при корчевании старых пней у д. Семеновки (современный Щигровский район). Под одним из пней крестьяне нашли сосуд красной меди, широкий в основании и постепенно сужающийся ко дну, содержащий 16 3/4 фунта (6,5 кг) русских серебряных копеек XVII века. На боку сосуда владелец "поклажи" грубо процарапал славянскими буквами свое имя и прозвище - "Михалко Косолап". Находка поступила к местному помещику Н.И.Бровцыну, который безвозмездно передал и монеты, и сосуд Петербургской Академии Наук.

По рассказам старожилов, кудеяры редко нападали на крестьянские поселения, во-первых, потому, что щадили крестьян вообще, относясь к ним дружелюбно, ввиду того, что крестьяне сами усердно во всем помогали им, а во-вторых, потому, что взять у крестьян было нечего.

Из сказаний они представляются скорее не разбойниками, а вольными казаками с широкими рыцарскими замашками, со строго регламентированным, хотя и несколько своеобразным, понятием о чести. Так, если случалось им останавливать бедняка-крестьянина, ехавшего на базар с возом муки, то они не только не обирали его, но даже наделяли его деньгами, напаивали водкой и отпускали на все четыре стороны, оставляя при нем все его пожитки. Если же останавливали на дороге помещика, то не церемонились с ним, обирали его начисто и отпускали в чем мать родила, предварительно надругавшись над ним начисто. Много раз, по жалобе крестьян, кудеяры делали нашествия на помещичьи усадьбы только для того, чтобы наказать помещиков за их жестокость по отношению к своим крепостным, и если такова была цель их прихода, то не брали обыкновенно в усадьбе ничего - ни денег, ни хлеба, ни пожитков, говоря, что "все равно когда им это понадобится - все будет ихнее, от их рук не уйдет".

Единственное зло, которое причиняли кудеяры крестьянам, заключалось в том, что они "воровали деревенских девок" для своей потребы. Этого крестьяне не могли простить кудеярам еще и в XIX в., хотя и рассказывали об этом уже "без всякой злобы, скорее даже с усмешкою", но все-таки очень подробно и приводя различные анекдоты по этому поводу. Согласно народным преданиям, главнейшим занятием кудеяров было бражничество, которому они преимущественно и посвящали все свое время.

Если же у них не хватало хлеба, то они посылали "грамотку" к какому-нибудь помещику с приказанием доставить немедленно им того-то и того-то, и если помещик не торопился исполнить их "приказание", они тогда уже приходили к нему сами и вооруженной рукой брали то, что им было нужно. Этим главным образом и исчерпывалась их враждебная деятельность по отношению к местному населению.

Денежную добычу доставляли им, в большинстве случаев, проезжие, чужие лица, попадавшие так или иначе в Курские края; кудеяры таким спуска обыкновенно не давали и "ощипывали елико возможно чисто".

По свидетельству А.Н.Александрова, жители Льговского уезда называли "кудеяр" "воропанами", так как, согласно преданию, среди разбойников было немало и помещиков. Отсюда, якобы пошла и фамилия живших у Ивановского городища (современный Рыльский р-н) дворян Воропановых.

От некоторых местных старожилов А.Н.Александрову "приходилось также слышать..., что будто бы предки этих рассказчиков были в числе разбойников, живших на городище". Но не все деньги, добытые во время грабежей и разбоев, пропивались или становились кладами. Возможно, Курск, так никогда бы не украсился одним из своих красивейших храмов - Сергиево-Казанским собором, возведенным в 1752 - 1778 г., если бы не одно происшествие, случившееся с одним видным курским купцом - Карпом Ефремовичем Первышевым. Согласно преданию, под самую Пасху 1752 г., его захватили разбойники и увели в свой табор, видимо, рассчитывая на выкуп. Ночью шайка ушла на грабёж, и в лагере остались лишь атаман и Первышев. Оценив атлетическое сложение разбойника, купец понял, что о побеге нечего даже и мечтать. После полуночи атаман, будучи добрым христианином, вздумал разговеться и пригласил пленника разделить с ним трапезу. Тут Первышев заметил, что страшный сотрапезник ест с ножа, употребляя его вместо вилки. Улучив удобный момент, ловкий прасол бросился на разбойника и воткнул ему этот нож в рот. Атаман упал, захлебнувшись кровью. Карп Ефремович же поспешно запряг свою лошадь и нагрузил повозку разбойничьим добром. Вернувшись благополучно в город, он дал обет построить в честь своего чудесного избавления храм - благо, средствами на это он теперь вполне располагал.

Но ни многочисленность разбойничьих шаек, ни хорошее знание местности, ни поддержка местного населения не спасли "кудеяров" от истребления, когда, после выхода России на Черноморское побережье, через Курский край пролегли важнейшие магистрали, связывающие центр и юг страны, и местные власти принялись серьезно решать проблему безопасности на дорогах.

По записанному Н.Добротворским во Льговском уезде преданию, "кудеяры долго буйствовали в наших местах, но потом на них войска стали посылать и солдаты их одолели, загнали их, говорят, до самой Калуги и там уже всех перебили".

В окрестностях Курска последняя шайка, грабившая в урочище "Солянка" (современная черта города) была уничтожена в начале 1860-х гг. при губернаторе В.И.Дене. Для поимки разбойников он велел наполнить два воза солдатами и накрыть их рогожами. Бросившиеся на предполагаемую добычу разбойники были переловлены все до одного и "с тех пор разбои прекратились".

Перепечатанно с сайта Казачья Слобода http://dankovkazak.by.ru/sivruks/kuresk_.htm


Крестьянство на протяжении всей дореволюционной истории России испытывало притеснения со стороны помещиков, и потому с симпатией относилось к тем, кто боролся с угнетателями. Потому разбойников, даже весьма далеких от идеалов справедливости, народная молва делала чуть ли не героями, противостоящими несправедливым царским порядкам. Ведь они, как правило, грабили помещиков и купцов, а не тех, у кого и взять то нечего. Но некоторым разбойникам удалось войти в историю, и их имена помнят даже спустя столетия.

Мифический Кудеяр

Одним из легендарных персонажей является Кудеяр - атаман, чьим именем названы многочисленные села, пещеры и курганы на территории России. О нем сложено много рассказов и легенд, но до сих пор достоверно не известно, правдивы ли они.

Сведения о его происхождении значатся во многих источниках 16 века и расходятся. Самой распространенная версия - что атаман был сыном Василия III и жены его - Соломии. Родила она его в монастыре, в который была сослана за то, что была бесплодной, после чего Кудеяра вывезли в леса, где он тайно воспитывался. Кроме того, по этим сведениям следует, что атаман приходился братом Ивану Грозному и вполне мог претендовать на царский трон.


В других источниках указано, что Кудеяр был сыном князя Трансильвании - Жигмонда Батори. После ссоры с отцом он сбежал и примкнул к казакам, а также служил опричником у царя. После царской немилости стал промышлять разбоем.

По преданию, Кудеяр сколотил собственное войско разбойников и грабил обозы богачей.

Из-за многочисленных набегов и грабежей жители множества русских губерний ассоциировали его с символом ужасающей силы. Легенды гласят, что после себя он оставил несметные богатства, которые до сих пор никто не смог отыскать.

Стенька Разин: буйный разбойник или герой?

Главным бунтовщиком 17 века был Степан Тимофеевич Разин, по прозвищу Стенька. Он был не просто удалым донским казаком и атаманом, но и хорошим организатором, вождем и военным.

В связи с ужесточенным крепостным прав в казачьи области стали стекаться крестьяне, бежавшие из внутренних губерний России. Они не имели корней и имущества, поэтому их прозвали «голутвенными». Степан был одним из таких. Снабжая «голытьбу» нужной провизией, местные казаки помогали им в воровских походах. Те, в свою очередь, делились добычей. Для народа, Разин был «благородным разбойником» и героем, ненавидящим крепостничество и царя.


Под его предводительством, в 1670 году был организован поход на Волгу, сопровождающийся многочленными восстаниями крестьян. Казачий порядок вводился в каждом захваченном городе, купцов грабили, а представителей власти убивали. Осенью этого же года, атаман был сильно ранен и вывезен на Дон. Окрепнув, Степан снова хотел собрать сторонников, однако местные казаки были с этим не согласны. Весной 1671 г. они штурмом взяли Кагалицкий городок, где укрывался Разин. После чего его пленили (вместе с братом Фролом) и выдали царским воеводам. После вынесения приговора Степана четвертовали.

Ванька-Каин

Ванька-Каин - знаменитый разбойник и вор 18 столетия. Родился Иван Осипов в селе Иваново Ярославской губернии, в крестьянской семье. В 13 лет он был перевезен в господский двор, в Москву, а в 16 - познакомившись с вором по прозвищу «Камчатка», решил примкнуть к его банде, попутно обокрав своего хозяина и исписав барские ворота. Словами «работай черт, а не я» Осипов четко охарактеризовал свою жизненную позицию.

Вскоре его вернули бывшему хозяину. Пока Ванька находился в кандальной колоде, он узнал, что за хозяином водится «грешок». Когда к барину нагрянули гости, он всем рассказал, что по упущению хозяина, погиб гарнизонный солдат, тело которого скинули в колодец. За этот донос Ванька-Каин получил свободу, а вернувшись к своей шайке стал их предводителем.


В 1741 году Осипов написал «покаянную челобитную», где рассказал, что сам является вором и готов посодействовать в поимке соучастников. С его помощью было отловлено много дезертиров, воров и бандитов. За предательство «своих» он получил прозвище «Каин».

Но на этом он не остановился. Его арестовали в 1749 году, за похищение 15-летней дочери отставного служивого. И только в 1755 году суд решил Ваньку-Каина казнить колесованием и обезглавливанием, но приговор был смягчен Сенатом. В 1756 году его высекли и вырвали ноздри. Поставив Каину клеймо «В.О.Р», его отправили в ссылку, где он и умер.

Василий Чуркин: гуслицкий Робин Гуд.

Ярким персонажем преступного мира в 19 веке стал Василий Васильевич Чуркин. Точная дата рождения неизвестна. Предполагается, что он родился между 1844-1846 годами, в деревне Барская, Гуслицкой волости.

Молодой Чуркин начал свою «карьеру» в банде гуслицких разбойников, орудовавших в 1870 на больших дорогах: от Москвы до Владимира. Позже, из-за тяжелой болезни главаря свора распалась. Здесь Василий не растерялся и в 1873 году создал свою собственную шайку. Вскоре он был пойман, но под арестом оставался недолго, потому что сбежал.

Кроме разбоев, Василий со своей бандой помогали малоимущим, тем самым завоевав народную славу и признание. Грабил он только богатые амбары, а с владельцев фабрик несколько раз в год собирал небольшую дань в 25 рублей. Фабриканты не упоминали его имени, дабы не навлечь беду на свои головы. Таким образом, Чуркин создал себе надежный тыл, который прикрывал его от полиции. Таксу свою он никогда не поднимал и сурово наказывал тех, кто нарушал этот обычай.


Когда в Гуслицах оставаться стало небезопасно, Василий прятался в других местах. Существует много версий смерти гуслицкого Робин Гуда, но точная причина остается неизвестной.

Тришка-сибиряк

Еще одним народным героем 19 века был Тришка-сибиряк. Информации о криминальном авторитете сохранилось довольно мало, однако по приданиям, он приводил в ужас помещиков и дворян. Народ слагал о нем легенды и сказки, представляя разбойника защитником обездоленных. Он был необычайно осторожен и хитер. Совершая набеги на хозяйства помещиков, Тришка-сибиряк отдавал часть награбленного крепостным. Люди говорили, что сильно он никого не обижал, но мог «лихого до крестьян» барина наказать, например, подрезать жилки под коленками, чтоб «прытко» не бегал. Так он учил их «уму-разуму».


Даже после его ареста, слухи о нем еще долго не давали спокойно жить дворянам. Да и поймали его только потому, что поиски Тришки были в строжайшем секрете, поскольку власти остерегались его смекалки и хитрости. Дальнейшая судьба Тришки-Сибиряка неизвестна.

Моя бабушка курит трубку в комнатенке хрущевки своей,
Моя бабушка курит трубку и сквозь дым видит волны морей.
Ее боятся все на свете пираты и по праву гордятся ей
За то, что бабушка грабит и жжет их фрегаты,
Но щадит стариков и детей!

Сукачев Гарик и Неприкасаемые

М ама - пират... что может быть авторитетнее для ребенка, да и мужа помогает держать в рамках.
У большинства людей слово «пират» ассоциируется с образом бородатого морского разбойника с одной ногой и заколоченным глазом. Однако среди удачливых знаменитых пиратов, были не только мужчины, но и женщины. О некоторых из них этот пост.


Прослушать или скачать Моя бабушка курит трубку бесплатно на Простоплеер

Скандинавская принцесса пиратка Альвильда

Одной из первых пираток считается Альвильда, разбойничавшая в водах Скандинавии в период раннего средневековья. Согласно преданию, эта средневековая принцесса, дочь готского короля (или короля с острова Готланд), решила стать «морской амазонкой», чтобы уклониться от навязываемого ей брака с Альфом, сыном могущественного датского короля.

Отправившись в пиратский вояж с командой из молодых женщин, переодетых в мужское платье, она превратилась в «звезду» номер один среди морских разбойников. Поскольку лихие налеты Альвильды представляли серьезную угрозу торговому мореплаванию и жителям прибрежных районов Дании, принц Альф сам пустился за нею в погоню, не догадываясь о том, что объектом его преследования была вожделенная Альвильда.

Убив большую часть морских разбойников, он вступил в поединок с их предводителем и принудил его сдаться. Как же удивился принц датский, когда пиратский вожак снял с головы шлем и предстал перед ним в облике юной красавицы, на которой он мечтал жениться! Альвильда оценила настойчивость наследника датской короны и его умение размахивать мечом. Свадьбу сыграли тут же, на борту пиратского судна. Принц поклялся принцессе любить ее до гроба, а она торжественно пообещала ему никогда больше не выходить в море без него.

Все умерли... Аллилуйя! Правдива ли рассказанная история? Исследователи обнаружили, что впервые сказ об Альвильде поведал читателям монах Саксон Грамматик (1140 - ок.1208) в своем известном сочинении «Деяния данов». Скорее всего он узнал о ней из древних скандинавских саг.

Жанна де Бельвиль

Бретонская дворянка Жанна де Бельвиль, бывшая замужем за рыцарем де Клиссон, стала пиратом не из любви к приключениям и богатству, а из желания отомстить.

В период 1337-1453 с несколькими перерывами шла война между Англией и Францией, вошедшая в историю как Столетняя война. Супруг Жанны де Бельвиль был обвинен в предательстве.
Король Франции Филипп II приказал арестовать его, и без всяких доказательств и суда 2 августа 1943 года он был передан в руки палача. Вдова Жанна де Бельвиль-Клисон, известная своей красотой, очарованием и гостеприимством, поклялась жестоко отомстить. Она продала свое имущество и купила три быстроходных корабля. По другой версии она отправилась в Англию, добилась аудиенции у короля Эдуарда и благодаря своей красоте... получила у монарха для корсарских операций против Франции три быстроходных корабля.

Одним судном командовала она сама, другими - два ее сына. Маленький флот получивший название «Флот возмездия в Ла-Манше» стал «бичом божьим» во французских прибрежных водах. Пираты немилосердно отправлли на дно французские корабли, опустошая прибрежные районы. Говорят, что каждый, кому предстояло пересечь Ла-Манш на французском корабле, прежде всего писал завещание.

Несколько лет эскадра грабила французские торговые суда, нередко нападала даже на военные корабли. Жанна участвовала в битвах, превосходно владела как саблей, так и абордажным топором. Команду захваченного корабля она, как правило, приказывала полностью уничтожить. Неудивительно, что вскоре Филипп VI отдал приказ «поймать ведьму живой или мертвой».

И однажды французам удалось окружить пиратские корабли. Видя, что силы неравны, Жанна проявила настоящее коварство - с несколькими матросами она спустила на воду баркас и вместе с сыновьями и десятком гребцов покинула поле боя, бросив своих соратников.

Однако судьба жестоко отплатила ей за предательство. В течение десяти дней беглецы блуждали по морю - ведь у них не было навигационных приборов. Несколько человек умерли от жажды (среди них - младший сын Жанны). На одиннадцатый день уцелевшие пираты добрались до берегов Франции. Там их приютил друг казненного де Бельвиля.
После этого Жанна де Бельвиль, которая считается первой женщиной-пиратом, оставила свое кровавое ремесло, вновь вышла замуж. Народная молва говорила: стала вышивать бисером, завела множество котиков и остепенилась. Вот что крест животворящий делает что значит удачное замужество...

Л еди Килигру

Спустя примерно двести лет после Жанны де Бельвиль в Ла-Манше появилась новая женщина-пират: леди Килигру. Эта дама вела двойную жизнь: в обществе она - уважаемая супруга губернатора лорда Джона Килигру в портовом городе Фалмет, и в то же время тайно командует пиратскими кораблями, нападавшими на торговые суда главным образом в заливе Фалмет. Тактика леди Килигру долгое время оказывалась успешной, так как она никогда не оставляла живых свидетелей.

Однажды в залив вошел тяжело груженный испанский корабль. Прежде чем капитан и экипаж опомнились, пираты напали и захватили его. Капитан успел укрыться и с большим удивлением обнаружил, что пиратами командовала молодая и очень красивая женщина, которая по жестокости могла соперничать с мужчинами. Испанский капитан добрался до берега и быстро направился в город Фалмет, чтобы сообщить королевскому губернатору о нападении. К новому своему удивлению, он увидел пиратку, сидящую рядом с губернатором, лордом Килигру. Лорд Килигру управлял двумя крепостями, в задачу которых входило обеспечение беспрепятственного плавания кораблей в заливе. Капитан промолчал о том, что случилось, и сразу уехал в Лондон. По распоряжению короля началось расследование, принесшее неожиданные результаты.

Оказалось, что леди Килигру несла в себе буйную пиратскую кровь, так как была дочерью известного пирата Филиппа Волвёрстена из Софолка, и еще девчонкой участвовала в пиратских нападениях. Благодаря замужеству за лордом, она приобрела положение в обществе, и заодно с ним создала большую пиратскую компанию, которая действовала не только в Ла-Манше, но и в соседних водах. Во время процесса выяснилось много загадочных случаев исчезновения торговых кораблей, которые до сего момента приписывали «сверхъестественным силам».

Лорд Килигру был осужден на смерть и казнен. Его супруга тоже получила смертный приговор, но позже король заменил его пожизненным заключением.

Мери Анн Блайд

Ирландка Мери была исключительно высокой для своего времени - 190 см. и неземной красоты. Она стала пиратом совершенно случайно, но целиком отдалась этой опасной деятельности. Однажды она направлялась на корабле в Америку и попала в плен к самому известному морскому пирату в истории - Эдуарду Тиччу, прозванному Черной бородой. Благодаря своему хорошему воспитанию, Мери Анн Блайд осталась у похитителя. Скоро она проявила себя как отличная ученица Тичча и получила свой корабль. Ее страстью были украшения и драгоценные камни. Утверждают, что вместе с Тиччем она скопила сокровищ на сумму 70 млн. долларов, и они вместе зарыли их где-то на берегах Северной Каролины. Сокровища не обнаружены до сих пор.

Все пираты, и мужчины и женщины, которые не погибли в бою, заканчивают свою жизнь бесславно: их обычно осуждают на смертную казнь или пожизненное заключение. У Мери Анн была, однако, другая судьба. В 1729 году, при нападении на испанский корабль, она влюбилась в молодого человека, который ехал на этом корабле. Молодой человек дал согласие жениться на ней, но при условии, что она забросит свое занятие. Вдвоем они убегают в Перу, и там их следы теряются...

Энн Бонни

Энн Кормак (ее девичья фамилия) родилась в небольшом ирландском городке в 1698 году. Эта рыжеволосая красавица с буйным темпераментом стала иконой Золотого века пиратства (1650-1730-е годы) после того, как тайно связала свою судьбу с простым матросом по имени Джеймс Бонни. Отец Энн, всеми уважаемый человек, узнав о браке дочери, отрекся от нее, после чего она и ее новоиспеченный муж были вынуждены уехать на Багамские острова, которые в ту пору называли Пиратской республикой, место, где жили бездельники и шалопаи. Счастливая семейная жизнь Бонни длилась недолго.

После развода с супругом Энн познакомилась с пиратом Джеком Рэкхемом, который стал ее любовником. Вместе с ним она на корабле «Месть» отправилась в открытое море грабить торговые суда. В октябре 1720 года члены экипажа Рэкхема, в том числе Энн и ее закадычная приятельница Мэри Рид, были взяты в плен англичанами. Бонни во всем обвинила своего любовника. На последнем свидании в тюрьме она сказала ему следующее: «Жаль видеть тебя здесь, но если бы ты дрался, как мужчина, тебя бы не повесили, как собаку».


Рэкхема казнили. Беременность Бонни позволила ей добиться отсрочки исполнения смертельного приговора. Однако о том, что он когда-либо был приведен в действие, в исторических записях нигде не значится. Поговаривают, что влиятельный отец Энн заплатил огромную сумму денег за то, чтобы его непутевую дочь выпустили на волю.

Мэри Рид

Мэри Рид родилась в Лондоне в 1685 году. С детства она по воле судьбы была вынуждена изображать мальчика. Ее мать, вдова морского капитана, переодевала незаконнорожденную девочку в одежду рано умершего сына для того, чтобы выманивать деньги у богатой свекрови, которая не знала о смерти внука. Притворится мужчиной в Эпоху Ренессанса было просто,поскольку вся мужская мода была очень схожа с женской (длинные парики,большие шляпы,пышные наряды,сапоги),что удалось это сделать Мэри.

В 15 лет Мэри была зачислена в ряды британской армии под именем Марк Рид. Во время службы она влюбилась в одного фламандского солдата. Их счастье было кратковременным. Он неожиданно умер, и Мэри, снова переодевшись в мужское платье, отправилась на корабле в Вест-Индию. По пути судно было захвачено пиратами. Рид решила остаться с ними.

В 1720 году Мэри присоединилась к экипажу корабля «Месть», принадлежавшего Джеку Рэкхему. О том, что она женщина, поначалу знали только Бонни и ее любовник, который часто заигрывал с «Марком», заставляя Энн дико ревновать. Через пару месяцев о секрете Рид было известно уже всей команде.

После того, как корабль «Месть» был захвачен охотником на пиратов, капитаном Джонатаном Барнетом, Мэри, так же как и Энн, удалось отсрочить смертельный приговор ввиду беременности. Но судьба все же настигла ее. Она умерла в тюремной камере 28 апреля 1721 года от родильной горячки. Что случилось с ее ребенком, неизвестно. Некоторые подозревают, что он умер во время родов.

Сэди по прозвищу Коза

Сэди Фаррелл, американская морская разбойница XIX века, получила свое редкое прозвище из-за странного способа совершения преступлений. На улицах Нью-Йорка Сэди завоевала репутацию беспощадной грабительницы, которая нападала на своих жертв, нанося им сильные удары головой. Говорят, что Сэди выгнали из Манхэттена после того, как она поскандалила со знакомой преступницей, Галлус Мэг, в результате чего лишилась части уха.

Весной 1869 года Сэди присоединилась к уличной банде Чарльз-стрит и стала ее главарем после того, как на спор угнала пришвартованный шлюп. Фаррелл и ее новая команда под черным флагом с веселым Роджером плавали по рекам Гудзон и Гарлем, попутно грабя фермерские поместья и особняки богачей, расположенные вдоль берегов, а иногда похищая людей с целью получения выкупа.

К концу лета такой промысел стал слишком рискованным, поскольку фермеры начали защищать свои владения, без предупреждения стреляя по приближающемуся шлюпу. Сэди Фаррелл была вынуждена вернуться в Манхэттен и помириться с Галлус Мэг. Та вернула ей кусочек уха, который хранила для потомков в банке со специальным раствором. Сэди, с тех пор известная как «Портовая королева», поместила его в медальон, с которым не расставалась до конца жизни.

Иллирийская царица Тевта

После того как муж Тевты, иллирийский царь Агрон, умер в 231 году до нашей эры, она взяла бразды правления в свои руки, поскольку ее пасынок Пиннес был тогда еще слишком маленьким. В первые четыре года царствования над племенем ардиеи, которое проживало на территории современного Балканского полуострова, Тевта поощряла пиратство как средство борьбы против властных соседей Иллирии. Адриатические морские разбойники не только грабили римские торговые суда, но и помогли царице отвоевать ряд поселений, включая Диррахий, и Финикию. Со временем они расширили свое влияние на Ионическое море, терроризируя торговые пути Греции и Италии.

В 229 году до нашей эры римляне направили к Тевте послов, которые выразили недовольство размахом адриатических пиратов и призвали ее повлиять на своих подданных. Царица с насмешкой отнеслась к их просьбам, заявив, что пиратство по иллирийским представлениям является законным ремеслом. Как на это отреагировали римские послы, неизвестно, но, по всей видимости, не очень вежливо, поскольку после встречи с Тевтой один из них был убит, а другой - отправлен в тюрьму. Это послужило поводом для начала войны между Римом и Иллирией, которая длилась два года. Тевта была вынуждена признать свое поражение и заключить мир на крайне невыгодных условиях. Ардиеи обязывалась ежегодно выплачивать Риму обременительную дань.

Тевта продолжила выступать против римского владычества, за что лишилась трона. О дальнейшей ее судьбе в истории никаких сведений нет.

Жакотта Делайе

Жакотта Делайе родилась в XVII веке в семье француза и гаитянки. Ее мать умерла при родах. После того как отца Жакотты убили, она осталась одна со своим младшим братом, который страдал умственной отсталостью. Это вынудило рыжеволосую девушку заняться пиратским промыслом.

В 1660-х годах Жакотте пришлось инсценировать собственную смерть для того, чтобы спастись от преследования правительственных войск. Она несколько лет прожила под мужским именем. Когда все улеглось, Жакотта вернулась к прежней деятельности, взяв прозвище «Рыжеволосая, вернувшаяся с того света».

Бретонская львица

Жанна де Клиссон была женой богатого дворянина Оливье III де Клиссона. Они жили счастливо, воспитывали пятерых детей, но когда началась война между Англией и Францией ее мужа обвинили в государственной измене и казнили через обезглавливание. Жанна поклялась отомстить королю Франции Филиппу VI.

Вдова де Клиссон продала все свои земли для того, чтобы купить три боевых корабля, которые она окрестила Черным флотом. Их экипаж состоял из беспощадных и жестоких корсаров. В период с 1343 по 1356 год они нападали на суда французского короля, проплывающие через Ла-Манш, убивали членов команды и обезглавливали топором всех аристократов, имевших несчастье оказаться на борту.

Морским разбоем Жанна де Клиссон промышляла 13 лет, после чего поселилась в Англии и вышла замуж за сэра Уолтера Бентли, лейтенанта армии английского короля Эдуарда III. Позднее она вернулась во Францию, где умерла в 1359 году.

Энн Дьё-ле-Вё

Француженка Энн Дьё-ле-Вё, чья фамилия переводится как «того хочет Бог», обладала упрямым и сильным характером. Она прибыла на остров Тортуга в Карибском море в конце 60-х или начале 70-х годов XVII века. Здесь она дважды стала матерью и вдовой. По иронии судьбы, третьим супругом Энн стал человек, который убил ее второго мужа. Дьё-ле-Вё вызвала Лоуренса де Граафа на дуэль, чтобы отомстить за смерть покойного возлюбленного. Голландский пират был настолько заворожен смелостью Энн, что отказался стреляться и предложил ей руку и сердце. 26 июля 1693 года они поженились, в браке у них родилось двое детей.

После замужества Дьё-ле-Вё отправилась в открытое море вместе с новоиспеченным мужем. Большинство членов его экипажа считали, что присутствие на корабле женщины сулит невезение. Сами же влюбленные смеялись над этим суеверием. Чем закончилась история их любви, точно никто не знает.

По одной из версий, Энн Дьё-ле-Вё стала капитаном корабля де Граафа после того, как он был убит при взрыве пушечного ядра. Некоторые историки предполагают, что супруги в 1698 бежали в штат Миссисипи, где, возможно, продолжили заниматься пиратством.

Саида Аль-Хурра

Современница и союзница турецкого корсара Барбароссы, Саида Аль-Хурра стала последней королевой Тетуана (Марокко); власть она унаследовала после смерти своего мужа в 1515 году. Ее настоящее имя неизвестно. «Саида Аль-Хурра» на русский язык можно примерно перевести как «благородная дама, свободная и независимая; женщина-сюзерен, не признающая никакой власти над собой».

Саида Аль-Хурра правила Тетуаном с 1515 по 1542 год, контролируя вместе со своим пиратским флотом западную часть Средиземного моря, в то время как Барбаросса терроризировал восточную. Аль-Хурра решила заняться пиратством для того, чтобы отомстить «христианским врагам», которые в 1492 году (после завоевания католическими монархами Фердинандом II Арагонским и Изабеллой I Кастильской Гранады) вынудили ее семью бежать из города.

На пике своей власти Аль-Хурра вышла замуж за короля Марокко, но отдавать ему в руки бразды правления Тетуаном отказалась. В 1542 году Саиду сверг ее пасынок. Она лишилась всей власти и имущества; о дальнейшей ее судьбе ничего неизвестно. Считается, что она умерла в нищете.

Грейс О"Мейл " Лысая Грайне"

Еще Грейс называли "королевой пиратов" и "ведьмой из Рокфлита". О б этой женщине невозможно написать коротко))) так интересно и запутано все было в ее жизни. Дюма нервно курит. Она была так знаменита, что с ней встретилась сама королева Англии ЕлизаветаI.

Родилась Грейс около 1530 года в Ирландии, в семье вождя клана О`Мэлли Оуэна Дубдары (Умалл-Уахтара). Согласно легенде, «облысела», обрезав себе волосы в ответ на реплику отца о том, что женщина на корабле — плохая примета, а после смерти отца победила своего брата Индульфа в бою на ножах, став вождём.

Выйдя замуж за таниста О’Флаэрти, Домналла Воинственного, Грануаль стала главой флотилии мужа. В браке родилось три ребёнка — Оуэн, Мерроу и Маргарет.
В 1560 году Домналл был убит, и Грануаль с двумя сотнями добровольцев отправилась на остров Клэр. Здесь она (продолжая пиратскую деятельность), влюбилась в аристократа Хью де Ласи, который, впрочем, был убит враждебным ему кланом Макмагонов. Грануаль в ответ на это убийство взяла их крепость и перебила весь клан.

Спустя год она объявила о разводе и не вернула замок; однако, она успела родить в этом браке сына Тиббота. По легенде, на второй день после родов её корабль был атакован алжирскими пиратами, и Грануаль вдохновляла своих людей на бой, объявляя, что рожать хуже, чем сражаться. Если учесть, что мужикам рожать и так не придется, сомнительная мотивация. Видимо женская логика и тогда была самой логичной....

Постепенно захватив всё побережье Мейо, кроме замка Рокфлит, Грануаль вышла замуж (по ирландской традиции, в формате «пробного брака» на год) за Железного Ричарда из клана Берков.

В жизни Грании были и поражения; однажды англичане взяли её в плен и поместили в Дублинский замок. Каким-то образом пиратке удалось сбежать, и на обратной дороге она пыталась переночевать в Хоуте. Её не пустили; на следующее утро она похитила вышедшего на охоту сына бургомистра, и отпустила его бесплатно, но с условием — двери города должны были быть открыты для всех, ищущих ночлега, и за каждым столом должно оставаться для них место.

Королева Елизавета дважды принимала ее у себя и хотела привлечь на свою службу. В первый раз на входе у Грейс отобрали спрятанный кинжал и Елизавета была весьма обеспокоена фактом его наличия. Затем Грейс отказалась поклониться перед королевой, потому как "не признавала в ней королевы Ирландии".
Когда Грейс приложилась к табакерке с нюхательным табаком, одна из знатных дам протянула ей платок. Воспользовавшись им по назначению, то бишь, высморкавшись, она швырнула платок в ближайший камин. Отвечая на изумленный взгляд Елизаветы, Грейс заявила, что у них, в Ирландии, однажды использованный платок выбрасывают.

Эта встреча была запечатлена в гравюре, единственном прижизненном изображении пиратки; неизвестен даже цвет её волос, традиционно считавшихся чёрными, согласно прозвищу отца, но в одной из поэм названных рыжими. Почему же ее звали лысой история умалчивает.

Умерла королева пиратовв один год с королевой Англии - в 1603 году.

Чжэн Ши

Чжэн Ши снискала славу самой беспощадной морской разбойницы в истории. До встречи с известным китайским пиратом Чжэн И она зарабатывала на жизнь проституцией. В 1801 году влюбленные поженились. Флот И был огромен; он состоял из 300 кораблей и порядка 30 тысяч корсаров.

16 ноября 1807 года Чжэн И умер. Его флот перешел в руки его жены, Чжэн Ши («вдова Чжэна»). Помогал ей всем управлять Чжан Бао, сын рыбака, которого И похитил и усыновил. Они оказались отличной командой. К 1810 году флот насчитывал 1800 кораблей и 80 тысяч членов экипажа. На судах Чжэн Ши действовали жесткие законы. Кто их нарушал, платил за это своей головой. В 1810 году флот и авторитет Чжэн Ши ослаб, и она была вынуждена заключить перемирие с императором и перейти на сторону властей.

Чжэн Ши стала самой успешной и богатой морской разбойницей всех времен. Она умерла в возрасте 69 лет.

Мадам Шан Вонг

Через 200 лет после смерти первой китайской «королевы пиратов» в тех же водах, где разбойничали ее флотилии, появилась вполне достойная продолжательница ее дела, по праву завоевавшая такой же титул. Бывшая танцовщица кантонского ночного клуба по имени Шан, прославившаяся как самая обольстительная дива Китая, вышла замуж за не менее известного человека. Его звали Вонг Кунгким, он был крупнейшим пиратским атаманом в Юго-Восточной Азии, начавшим грабить торговые суда еще в 1940 году.
Его жена, Мадам Вонг, как ее звали друзья и недруги, была верной подругой и умной помощницей пирата во всех его операциях. Но в 1946 году Вонг Кунгкит погиб. История его смерти загадочна, полагают, что в ней повинны конкуренты пирата. Когда в конце концов два ближайших помощника Вонг Кунгкита пришли к вдове, чтобы та чисто формально (поскольку все уже было решено этими двумя) одобрила бы названную ими кандидатуру на пост руководителя корпорации. «К сожалению, вас двое, — ответила мадам, не отрываясь от туалета, — а фирме нужен один глава…» После этих слов мадам круто повернулась, и мужчины увидели, что в каждой руке она держит по револьверу. Так состоялась «коронация» мадам Вонг, ибо после этого случая охотников говорить с нею о власти в корпорации не нашлось.

С тех пор ее власть над пиратами была непререкаемой. Первой ее самостоятельной операцией стало нападение на голландский пароход «Ван Хойц», который был взят на абордаж ночью на якорной стоянке. Кроме захвата груза, были обобраны все, кто оказался на борту. Добыча Мадам Вонг составила более 400 тыс. фунтов стерлингов. Сама она редко принимала участие в налетах и в таких случаях всегда была в маске.
Полиция прибрежных стран, зная, что пиратами руководит женщина по имени Мадам Вонг, не могла опубликовать ее портрет, что сводило на нет возможность ее поимки. Было объявлено, что за ее фотографию назначается премия в 10 тыс. фунтов, а тот, кто поймает или убьет Мадам Вонг, может назвать сумму вознаграждения, и власти Гонконга, Сингапура, Тайваня, Таиланда и Филиппин гарантируют ему выплату такой суммы.
И однажды начальник полиции Сингапура получил пакет с фотоснимками, на котором было написано, что они имеют отношение к Мадам Вонг. Это были фотографии двух китайцев, разрубленных на части. Надпись гласила: Они хотели сфотографировать Мадам Вонг.

На этом почти все...

Тема прекрасных женщин среди пиратов воспета кинематографом... и с каждым годом будет только набирать популярность.

Картинки (С) в интернете. Если они высокохудожественные и цветные, то не имеют к описываемой пиратке отношения. Приношу им и вам свои извинения, уверен в реальной жизни они выглядели более эффектно...

Разбойные, лихие люди всегда притягивали к себе внимание. Они становились героями легенд и преданий, о них слагали песни и стихи. В народном сознании разбойник редко был плохим, ведь он грабил богатых и делился с бедными.

Кудеяр

Самым легендарный русский разбойник - Кудеяр. Личность эта полумифическая. Существует несколько версий его идентификации. По основной из них Кудеяр был сыном Василия III и его жены Соломеи, сосланной за бездетность в монастырь. По этой легенде, во время пострига Соломония уже была беременна, она родила сына Георгия, которого передала "в надежные руки", а всем объявила, что новорожденный скончался.

Неудивительно, что этой легендой очень интересовался Иван Грозный, поскольку по ней Кудеяр приходился ему старшим братом, а значит мог претендовать на власть. Эта история, скорее всего, народный вымысел. Желание "облагородить разбойника", а также дать себе поверить в нелегетимность власти (а потому возможность её свержения) свойственно русской традиции. У нас, что ни атаман, то законный царь. В отношении Кудеяра существует столько версий его происхождения, что хватило бы на полдюжины атаманов

Дмитрий Силаев

Дмитрий Силаев - лицо вполне реальное. В сыскном деле 1844 года села Ржевцы Смоленского уезда он упоминается как предводитель разбойников, которые в числе прочего совершили "ограбление дома помещика Ф.М. Белкина.

Налет на дом помещика, что называется, наделал шороху, о нем было доложено самому царю. За пять лет до этого происшествия был пойман другой разбойник, Тришка-Сибиряк. Безопасность помещиков была под угрозой - нужно было принимать меры. И они были приняты. Силаева поймали и сослали в Сибирь, откуда он, впрочем, сбежал с двумя сообщниками.

Однако с арестом и ссылкой Силаева все не так просто. В уголовном деле значится, что "он бежал за шесть лет перед этим", то есть разбойник был в ссылке ещё в 1838 году, потом сбежал и проживал в Ельнинском уезде у "разных крестьян, которые сознания о нем не сделали", то есть не доложили о беглом каторжнике.

В уголовном деле внешность Силаева описана достаточно подробно: "черные глаза, черная борода, зипун, отделанный атласом, всегда с пистолетом в сапоге". Довольно классический образ разбойника, но при этом без идеализации, характерной при описании "лихих людей".

Ляля

Лялю можно назвать не только одним из самых легендарных разбойников, но и самым "литературным". Поэт Николай Рубцов написал о нем поэму "Разбойник Ляля". Сведения о нем находили и краеведы, что неудивительно, поскольку до сих пор в Костромской области сохранились топонимы, напоминающие об этом лихом человеке. Это Лялина гора и один из притоков реки Ветлуги, носящий название Лялинка.

Краевед А.А. Сысоев писал: "В ветлужских лесах гулял со своей шайкой разбойник Ляля - это один из атаманов Степана Разина... который жил в горах у самой реки Ветлуги недалеко от Варнавина. По легенде, Ляля ограбил и сжег Нововоздвиженский монастырь на реке Большой Какше близ деревни Ченебечихи". Это может быть правдой, поскольку в конце 1670 года здесь действительно побывал отряд разинцев.

Ляля со своей ватагой появился в Костромских лесах после подавления разинского восстания. Он выбрал место для разбойничьего стана на высокой горе с тем расчетом, чтобы иметь стратегическое преимущество при грабеже проходящих неподалеку по зимнему тракту обозов. С весны до осени по Ветлуге купцы везли на судах товар, а по дороге часто останавливались в Камешнике.

Основным промыслом ватаги Ляли был сбор выкупа с купцов, местных феодалов и помещиков. Легенды рисуют его, как это водится в фольклоре, строгим, резким и властным, но справедливым. Сохранился и его примерный портрет: "Это был широкоплечий, мускулистый мужик среднего роста; лицо загорелое, грубое; глаза черные под кустистыми нахмуренными бровями; волосы темные".

Шайку Ляли не раз хотели изловить, но отряды, присылаемые для поимки разбойника, постоянно сталкивались со слишком лояльным отношением местных мужиков к Ляле - они относились к нему скорее с уважением, Лялю предупреждали о появлении отрядов, некоторые деревенские мужики даже примкнули к ватаге.

Однако со временем ватага все-таки редела, да и Ляля все больше тяготился своим промыслом. Поэтому решил схоронить свое богатство - утопил в озере (оно до сих пор называется Кладовым) и зарыл в горе. Где они до сих пор и хранятся. Конечно, если верить легенде.

Тришка-сибиряк

Тришка-Сибиряк, о котором мы уже упоминали, разбойничал в 30-е годы XIX века в Смоленском уезде. Вести о нем разносились и по другим областям, приводя в состояние трепета дворян и помещиков. Сохранилось письмо матери Тургенева, которое она писала сыну в Берлин в феврале 1839 года. В нем есть такая фраза: "Тришка у нас появился вроде Пугачева - то есть он в Смоленске, а мы трусим в Болхове". Пойман Тришка был уже в следующем месяце, его выследили и арестовали в Духовщинском уезде.

Поимка Тришки была настоящей спецоперацией. Зная об осторожности разбойника, его ловили под видом преследования другого человека. Об истинной цели поисков почти никто не знал - боялись спугнуть.

В итоге, когда арест все же состоялся, в "Смоленских ведомостях" появилось сообщение об этом как о событии чрезвычайно важности. Однако вплоть до 50-х годов XIX века предания о Тришке-Сибиряке продолжали будоражить нервы помещиков, обеспокоенных, что когда-нибудь Тришка встанет на их пути, или проникнет к ним в дом.

Народ же Тришку любил и слагал о нем предания, где разбойник представал защитником обездоленных.

Ванька-Каин

История Ваньки-Каина драматична и поучительна. Его можно назвать первым официальным вором Российской империи. Родился он в 1718 году, в 16 лет познакомился с известным вором по кличке "Камчатка" и громко ушел из помещичьего дома, где прислуживал, ограбив его, и написав на барских воротах все, что думает насчет работы: "Работай черт, а не я".

Несколько раз его забирали в Тайный приказ, но каждый раз отпускали, поэтому начали идти слухи, что Ивану Осипову (так звали Каина на самом деле) "катит фарт". Московские воры решили выбрать его своим предводителем. Прошло немного времени, а Ванька уже "командовал" бандой из 300 человек. Так он стал некоронованным королем преступного мира.

Однако 28 декабря 1741 года Иван Осипов оправился в Сыскной приказ и написал "покаянную челобитную", и даже предложил свои услуги в отлове своих же соратников, стал официальным доносителем Сыскного приказа.

Первая же полицейская операция по его наводке накрыла воровскую сходку в доме дьякона – улов 45 человек. Той же ночью 20 членов шайки Якова Зуева взяли в доме протопопа. А в татарских банях Замоскворечья повязали 16 дезертиров и вскрыли подпол с оружием.

Однако не жилось Ваньке Каину спокойно. Он имел склонность к расточительству и шику, а погорел на похищении 15-летней дочери "отставного служивого" Тараса Зевакина, на коррупции и банальном рэкете.

Дело тянулось 6 лет, пока в 1755 году суд не вынес вердикт – высечь, колесовать, обезглавить. Но в феврале 1756 Сенат приговор смягчил. Каину дали плетей, вырвали ноздри, заклеймили словом В.О.Р. и сослали на каторгу – поначалу в балтийский Рогервик, оттуда в Сибирь. Где он и сгинул

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...