Корабельные призраки или как оказался корабль высоко в горах? 1967 году во время исследований затонувшего.

Интереснейшая подборка открытых материалов о соучастии советского ВМФ в Шестидневной войне на стороне арабов, сделанная участником ВИФ2 "Странник"
От себя добавлю, про инцидент с американским развед. кораблем "Либерти".
8 июня 1967г. разведывательное судно без опознавательных знаков, вошедшее в зону военных действий, было атаковано израильскими самолетами и торпедными катерами. Удар был сокрушительный - было убито и ранено более 100 американских моряков из экипажа "Либерти". Американцы явно лопухнулись, не предупредив заблаговременно израильтян.
Одновременно, по-видимому, это было прямое предупреждение русским, чья морская армада так и не решилась на прямую конфронтацию с Израилем в ходе Шестидневной войны

В начале мая 1967г. вскоре после того, как генсек ЦК КПСС Леонид Брежнев потребовал от США вывести из Средиземного моря 6-й флот туда были направлен усиленный отряд кораблей. Совместно с надводными кораблями было проведено развертывание подводных лодок ВМФ СССР, но оно происходило по повседневным планам. Из АПЛ в конце апреля 1967г. ПЛАРК пр.675 «К-131» (к-1р. В.П.Шеховцев, поход обеспечивал капитан 1 ранга зам. командира ДиПЛ В.Н.Поникаровский), вышла на БС в Средиземное море. («Морская газета» прил. «Флот» 26.12.2002г. стр4-6.; 2.стр217-220.) Дизельные ПЛ также обычным порядком несли свою БС - «Б-105» 69 БПЛ СФ, плавбаза «Дмитрий Галкин» 42 БПЛ СФ, «Виктор Котельников» БФ и другие. (3.стр422.)
В середине мая начала обостряться обстановка на границе арабских стран с Израилем, это не осталось без внимания флотского командования которое начало усиливать группировку 14-й эскадрой. Все это не осталось незамеченным американцами 19 мая командующий 6 флотом ВМС США Уильям Мартин заявил: «Задачи 6-го флота изменились. В связи со все возрастающим советским присутствием в этом море». (8.)
22 мая Насер закрыл для израильского судоходства Тиранский пролив в Красном море, что для Израиля являлось "казус белли". 23-го в стране началась мобилизация. Только в одном Тель-Авиве ожидали до 10 тысяч жертв бомбежек, под кладбища были освящены городские скверы и парки. В среду 24 мая Англия и Соединенные Штаты пришли к соглашению, что Акабский залив должен быть вновь открыт для международного судоходства. В их совместном заявлении говорилось, что "не следует исключать возможности военной акции" и что американский VI флот переведен в восточное Средиземноморье с целью подкрепления дипломатических усилий, предпринимаемых для открытия залива. Египет объявил о начале блокады, о минировании вод и о приведении в состояние готовности своих воздушных и морских сил. Сообщалось также о приведении в боевую готовность и об укомплектовании расчетами береговых батарей. По требованию Дании и Канады состоялось экстренное заседание Совета Безопасности "для рассмотрения чрезвычайно серьезной ситуации на Ближнем Востоке, угрожающей международному миру и безопасности". На этом заседании русские потребовали вывода американского и английского флотов из Средиземного моря. В ООН начались лихорадочные консультации, но советский представитель Николай Федоренко противодействовал любому предложению о снятии блокады. Его канадский и датский коллеги прямо заявили г-ну Федоренко: "Складывается неприятное ощущение, что СССР ведет игру, позволяющую эскалацию кризиса, чтобы вынудить Израиль к действию". Американская администрация предостерегла руководство Израиля от военных шагов. Посол Чуваxин в разговорах с коллегами предсказывал печальную участь, ожидающую еврейское государство.
Американцы не остались в стороне от конфронтации за десять дней до нападения Израиля на ОАР из Неаполя в плавание отправились морские пехотинцы ВМС США на десантном транспорте «Кэмбрия» и шести других транспортах. Как писал корреспондент Ассошиэйтед Пресс: «Для проведения учебных маневров», но район «учебных маневров» оказался вблизи берегов Израиля. (9.) В этот период началось спешное наращивание советской военно-морской группировки. 1 июня ЭМ «Настойчивый» (к-3р. Л.Иванов, старший на переходе И.М.Капитанец) выполняющий переход с Северного флота в Николаев на ремонт прибыл в западную часть Средиземного моря к о.Альборан, 3 июня эсминец прибыл к острову Мальта в район Ла-Валетты, где находились 2 ТЩ ЧФ, а 4 июня было получено приказание привести корабль в полную боевую готовность и на это отпускалось 12 часов. (5. стр174-175.)
В мае 1967г. АПЛ пр.627А «К-52» (В.Д.Борисенко) вышла на совместные учения Северного и Балтийского флотов с привлечением авиации ТОФ. После окончания учений, неожиданно, вместо планового возвращения в базу АПЛ приказом ГК ВМФ была направлена на БС в Средиземное море с недельным запасом провизии. Для занятия района БС переход совершали на полном ходу. Гибралтар форсировали под лайнером. (7.стр46.) Туда же из района Англии была направлена группа ПЛ в том числе «Б-74» пр.611. Дней за 8-10 до начала событий получили приказ следовать в район Гибралтара, а 5 июня войти в Средиземное море. (6.) Вместе с ними пришла и плавбаза «Федор Видяев» 179 ДПЛ СФ. (3.стр422.) Выдвинул свои корабли и Черноморский флот - 30 мая 1967г. ПБПЛ «Магомед Гаджиев» в составе отряда кораблей в котором были и ПЛ прошла Босфор и вышла в Средиземное море. (8.) Кроме того, 30 мая Россия уведомила турецкое правительство о своем намерении направить в следующую неделю десять военных кораблей через Босфор в Средиземное море. Согласно конвенции Монтре 1936 года, военные корабли иностранных государств имеют право проходить через эти проливы, поставив турецкие власти в известность за восемь дней. (10.) В их числе были КР пр.68-бис «Дзержинский», БПК пр.61 «Комсомолец Украины», «Отважный», ЭМ пр.56 «Благородный».
В 7.10 5 июня 1967 года части израильских войск под командованием генералов Таля, Иоффе и Шарона вторглась на территорию Египта, Сирии и Иордании. В 8.12 израильские бомбы обрушились на 25 египетских аэродромов и военную базу "Каира-вест". Было полностью уничтожено 360 арабских самолетов на земле и тем самым обеспечено полное господство израильских ВВС в воздухе. Эта операция "Фокус" готовилась заранее. Самая полная и свежая информация о египетских ВВС, в том числе фотоснимки аэродромов и других военных объектов, сделанные из космоса, были переданы США Израилю по состоянию на 3 июня 1967 года. В этот же день, 3 июня 1967 года, израильский кабинет министров принял решение о начале войны.
К 7 июня 1967 года израильские танковые части заняли весь Синайский полуостров, принадлежавший Египту, подошли к Суэцкому каналу и захватили сектор Газа; только на Каир было совершено 12 воздушных налетов; целые колонны военных машин, растянувшиеся на 20 миль, были фактически уничтожены. На Иорданском фронте арабы также терпели жестокое поражение: с воздуха были уничтожены иорданские танковые части, занят Старый город в Иерусалиме, а затем Вифлеем, Хеброн и Иерихон, Наблуз, Раммалах и Дженин - таким образом Израиль захватил всю Иорданию к западу от реки Иордан. На Сирийском фронте израильские танки и пехота сумели вторгнуться на значительную часть территории Сирии, заняли Голанские высоты и остановились всего лишь в 12 милях от Дамаска.
К началу войны СССР сконцентрировал в Средиземном море свыше 30 надводных судов и 10 подводных лодок, включая атомные. Основным противником нашего флота были корабли 6-го флота США, «Русские непрерывно следовали за 6-м флотом на протяжении всего периода кризиса на Среднем Востоке» - заявил позже командующий 60-м оперативным соединением контр-адмирал Лоуренс Грейс на пресс-конференции устроенной на авианосце «Америка», при этом он чтобы опровергнуть утверждения что американский флот собирался действовать на стороне Израиля призвал в свидетели … советские корабли. (9.)
ПЛАРК «К-131» с 8 крылатыми ракетами находящаяся в Адриатическом море в полночь с 5 на 6 июля получила приказ достичь побережья Израиля и быть готовыми нанести удар по береговым целям. Для того, чтобы добраться из Адриатики до указанной точки надо было пройти мимо Греции, острова Крит но скорость ПЛ при этом должна была бы быть 57 узлов. А ее обычная крейсерская скорость составляла всего 20 узлов. К тому времени, когда прибыли на место, война уже закончилась. Лодку американцы не обнаружили за весь поход ни разу. («Морская газета» прил. «Флот» 26.12.2002г. стр4-6.; 2.стр217-220.) АПЛ пр.627А «К-52» в ночь с 5 на 6 июня прибыла в район Тель-Авива. Где и находилась до конца войны. (7.стр46.) «Б-74» в составе группы из трех ПЛ действовали завесой, но друг с другом не общались ими управлял Главный штаб ВМФ. ПЛ перекрыли выход авианосцу ВМС США в открытое море из главной базы Неаполя между Сицилией и Сардинией. Но американцы прошли через Мессинский пролив. После этого нас бросили на преследование авианосцев (в тот момент в Средиземном море находились два американских авианосца, позже подошел третий). Мы сели на хвост одному из них, несколько раз выходили в условную атаку, оставаясь при этом незамеченными. Если бы был приказ атаковать, мы его наверняка бы потопили. В разгар событий получили шифровку за подписью Главкома ВМФ: «Быть готовыми к использованию спец. оружия». Спец. оружие - это ядерные торпеды. (6.) В соответствии с приказом действовали и черноморские ПЛ «С-100» (пр.613) и «С-38» (пр.633) пришедшие на БС в Средиземное море с ПБПЛ «Магомед Гаджиев». За успешное выполнение боевых задач командир ПБПЛ капитан 2 ранга Л.Н.Потехин, командиры ПЛ «С-38» капитан 2 ранга Л.И.Скипидарников и «С-100» капитан 2 ранга В.Я.Барановский, а также командир 27 БПЛ капитан 1 ранга В.И.Герасимов были награждены орденом Красного Знамени. (3.стр125.) Планировалось привлекались ПЛ и к выполнению специальных задач, так по воспоминаниям адмирала Геннадия Захарова, в 1967 году, во время войны на Ближнем Востоке, он в то время командир группы МРП Черноморского флота, сидел на подлодке вблизи берега Израиля. «Задание было - раздолбать израильские нефтетерминалы и хранилища. Мы бы это сделали, но война кончилась раньше, чем пришла окончательная отмашка к действию». (ж. «Власть» 16 апреля 2002, № 14)
Не обошлось и без неприятностей: с крейсера «Слава» вплавь на американский тральщик сбежал матрос. Было очень много шума. (2.стр149.)
Утром 8 июня американское разведывательное судно «Либерти» было внезапно и жестоко атаковано израильской авиацией. В 2004г. было опубликовано интервью с одним из членов команды «Либерти» мистером Хранковски в нем он сказал: «американские корабли прибыли спустя 16 часов (после атаки – С.С.). В ту ночь нам предложил помощь советский корабль. Они сказали, что их корабль останется на горизонте, и что они подойдут к нам в случае, если наш корабль пойдет ко дну». Тоже написал бывший офицер «Либерти», младший лейтенант Джеймс Эннес в своей книге “Assault on the Liberty”:
“…В течение вечера и ночи, когда судно медленно двигалось в северном направлении, другие суда или самолеты не появлялись. В полночь судно встретило советский ракетный эсминец 626/4, который передал семафор на английском языке. Обмен был следующий:
626/4: Вам нужна помощь?
«Либерти»: Нет, спасибо.
626/4: Я буду рядом, на случай, если понадоблюсь вам.
Следующие шесть часов советский эсминец следовал параллельным курсом на расстоянии нескольких миль. Когда утренняя заря занялась над Средиземным морем, на «Либерти» на экране РЛС были обнаружены на горизонте американские эсминцы "Мэсси" (“Massey”) и “Дэвис” (“Davis”). Советский эсминец отвернул на восток и «Либерти» присоединился к кораблям 6-го флота. Авианосцы были невдалеке позади эсминцев, и вертолеты утренней смены перевезли тяжело раненых членов экипажа «Либерти» на авианосец, в госпиталь. После этого «Либерти» продолжил движение на Мальту, где, как было объявлено экипажу, Военно-морской суд должен был расследовать обстоятельства нападения на судно.» В советских и российских книгах о этом советском корабле сведений нет. (12.)
8 июня в Средиземном море произошел очередной инцидент: два советских боевых корабля - эсминец и небольшое патрульное судно - начали беспокоить авианосцы американского 6-го флота. По-видимому, русские решили оказать на американцев давление с тем, чтобы те прекратили поиски советской подводной лодки, которая, как подозревали американцы, находилась в районе боевых действий. (10.)

10 июня ситуация на фронте обострилась, СССР разорвал дипломатические отношения с Израилем и по горячей линии от имени Косыгина американцам поступила угроза: "Сейчас наступил очень ответственный момент, который заставляет нас, если в ближайшие часы не прекратятся военные действия, принимать самостоятельные решения. Мы к этому готовы. Однако эти действия могут столкнуть нас, что приведет к большой катастрофе. ...Мы предлагаем вам потребовать от Израиля, чтобы он... безоговорочно прекратил военные действия. ...Предлагаем предупредить Израиль, что за невыполнение этого будут приняты необходимые акции, включая военные". Макнамара оценивает это послание: "Оно на самом деле гласило: мистер президент, если вы хотите войны, вы получите войну". Эта советская угроза была связана с тем, что, по словам Косыгина, израильские силы движутся в направлении сирийской столицы, Дамаска. В Средиземном море в этот момент находилось несколько десантных кораблей ЧФ: 2 БДК пр.1171 «Воронежский комсомолец», «Крымский комсомолец» и 2 СДК пр. 770МА «СДК-34», «СДК-64», на «Крымском комсомольце» стоящем в Порт-Саиде находился 309 отдельный батальон морской пехоты. (ж. «Страницы морской истории» № 3 1998 стр51.) Флот готовился высадить десант в сирийских портах, но так как морских пехотинцев было недостаточно, на каждом из более чем 30 судов были сформированы десантные группы. В них набирали всех кого могли, так на ПБПЛ «Магомед Гаджиев» из числа добровольцев был сформирован и практически отработан десантный отряд в составе 75 человек. (3.стр125.) ЭМ «Настойчивый» сразу после начала войны получил приказ прибыть в пролив Анти-Китира, 7 июня прибыв в назначенное время на КР «Слава» у первого заместителя командующего ЧФ вице-адмирала В.Сысоева уточнили задачу и приняли на борт 100 курсантов ВВМУ проходивших летнюю практику в Средиземном море. 9 июня пришли в район Латакии там встретили сирийский катер и с сирийскими офицерами связи оговорили вопросы предстоящего десантирования. Согласовали свои действия с советником командующего сирийским ВМФ контр-адмиралом И.Певневым. К счастью на Голанских высотах израильтяне были остановлены, и надобность в десанте отпала. Тем не менее ЭМ в течение июня – начале июля нес радиолокационный дозор в районе сирийского порта Латакия. Воздушного противника, прорывавшегося на объекты Латакии, не классифицировали, хотя боевую тревогу играли очень часто. (2.стр147-148.; 5.стр176.)
10 июня боевые действия прекратились. Израильские войска одержали полную победу над войсками ОАР, Сирии и Иордании. Израильские войска захватили весь Синайский полуостров (с выходом на восточное побережье Суэцкого канала) и район Газы у Египта, западный берег реки Иордан и восточный сектор Иерусалима у Иордании и Голанские высоты у Сирии. Всего было оккупировано 70 тысяч кв. км с населением более 1 млн человек. Арабские потери, по данным Британского института стратегических исследований, составили: 40 тыс. чел. убитыми, ранеными и пленными, около 900 танков, более 1000 стволов артиллерии, более 400 боевых самолетов. Наибольшие потери понес Египет - 80 процентов от всего имевшегося у него военного снаряжения и боевой техники. Только на Синайском полуострове в результате эффективного применения израильтянами бригадных тактических групп египтяне потеряли около 17 тыс. чел. личного состава и 709 танков, из которых 100 были захвачены в полной исправности и с неизрасходованным боекомплектом и около 200 - с незначительными повреждениями. Безвозвратные потери Египта составили 11,5 тыс. чел., в плен попало 5,5 тыс. египетских военнослужащих. Потери Сирии - 50 самолетов и 50 танков, Иордании - более 20 самолетов и 150 танков, Ирака - 2 самолета, не считая 18 самолетов, поврежденных на аэродромах. Израиль потерял 679 человек убитыми, 2563 ранеными и 61 танк, 48 самолетов.
Уже после окончания боевых действий на нашей ПЛ произошла трагедия, «Б-31» (к-3р. О.Бочкарев) получила приказ следовать в восточную часть Средиземного моря. На переходе 16 июня в трюме центрального поста по халатности старшины 2-й статьи Власова произошел пожар. Заживо сгорели четыре моряка. Пожар продолжался семь часов. Командир после всплытия отказался от помощи предложенной эсминцем 6-го флота США. Впервые после Великой Отечественной войны их хоронили в море, но разрешение на это было получено только через трое суток и это при жаре в 50 градусов. У борта ПБПЛ «Магомет Гаджиев» провели ремонт, после этого по приказу ГК ВМФ «Б-31» вышла на позицию в залив Сидра. (4.стр100-111.)
Противостояние во время шестидневной войны показало необходимость создания полноценной группировки, она стала именоваться 5-й эскадрой ВМФ.
Создание 5-й эскадры началось с формирования командования. 27 июня 1967 г. по вызову с флотов в Москву прибыла группа офицеров и адмиралов (5 чел.). На должность командира эскадры был утвержден контр-адмирал Б Петров (с должности начальника кафедры тактики ВМФ Военно-морской академии). Его заместителем назначили контр-адмирала Н Рензаева (с должности командира дивизии атомных ПЛ СФ). Начальником штаба эскадры стал капитан 1 ранга В Платонов, начальником политотдела - капитан 1 ранга Н.Журавков и флагманским штурманом эскадры - капитан 2 ранга Р Зубков. 29 и 30-го июня все пятеро приняли участие в совещании по обмену опытом выполнения задач боевой службы, а после него убыли в Севастополь. Там началась разработка документов, регламентирующих деятельность соединения В тесном контакте с офицерами штаба ЧФ (здесь следует отметить капитана 1 ранга Н Музыченко и капитана 3 ранга Г Синенкова) в течение двух суток был разработан план БС эскадры, а также диспозиция парада кораблей.
Парад планировался в районе греческого о. Китира, где определили для якорных стоянок эскадры точку № 5. Их по всему Средиземному морю было более 60. Но эта точка в дальнейшем стала как бы исходной позицией прибывающих кораблей в состав эскадры на смену уходящим. Всего двое суток (6 и 7 июля 1967 г) понадобились командиру эскадры, чтобы с планами БС и с диспозицией парада слетать в Москву и утвердить их у главнокомандующего ВМФ. Приходилось торопиться, т.к. сроки начала деятельности 5-й эскадры установили жесткие. (1.стр8.)
9 июля 1967 г. в 10.00 эсминец «Благородный» под флагом заместителя ГК ВМФ адмирала флота В.Касатонова вышел из Севастополя для следования в Средиземное море, где в точке № 5 на 15 июля намечался парад кораблей. На борту эсминца находились командование эскадрой и еще несколько офицеров, составляющих первый эшелон штаба. На следующие сутки со вторым эшелоном вышел из Севастополя сторожевой корабль «Ягуар». На переходе 10 июля на «Благородном» получили радиограмму от ГК ВМФ об изменении плана: предписывалось командиру эскадры и штабу следовать в Александрию (Египет), где с 0.00 14 июля вступить в управление эскадрой. Никакого подтверждения о параде в радиограмме не было. (1.стр8.)
10 июля словно желая продемонстрировать под занавес свою силу, с недельным визитом в Александрию и Порт-Саид прибыли 13 кораблей 14-й эскадры, в том числе КР «Дзержинский», БПК «Комсомолец Украины», ЭМ «Пламенный». Ее командир контр-адмирал Молодцов заявил, что его корабли готовы "отразить любую агрессию". Одновременно советские корабли пришли и в сирийский порт Латакия. (10.; 11.стр222.; «КЗ» 11.07.;13.07.;18.07.1967.)
11 июля в районе севернее о. Крит командир эскадры и офицеры штаба перешли с эсминца на плавмастерскую «ПМ-26», которая пошла в Александрию, а «Благородный» с адмиралом флота В.Касатоновым (с ним - контр-адмирал Н Рензаев) направился от острова к югу. Там предстояла встреча с атомной и дизельной подводными лодками с целью проверки состояния их боеготовности. 12 июля в 18.30 «ПМ-26» ошвартовалась у Нового мола Александрии Командир и штаб эскадры перешли на борт БПК «Комсомолец Украины». В 10.00 13 июля установили оперативное дежурство по 5-й эскадре кораблей ВМФ. Первым ОД заступил капитан 2 ранга Р Зубков, его помощником - помощник флагманского связиста эскадры капитан 3 ранга Ю Гаевский. (1.стр8.) 14 июля контр-адмирал Б.Ф.Петров вступил в командование всеми силами, находящимися на тот момент в Средиземном море, этот день считается днем образования Средиземноморской эскадры. (2.стр152.)
На эскадре ЧП, четыре моряка с ЧФ решили угнать свой тральщик и удрать на Мальту. К счастью их вовремя поймали. (4.стр110.)
23 июля «Комсомолец Украины» перешел из Александрии в Порт-Саид. КП 5-й эскадры перенесли на крейсер «Дзержинский», оборудованный как корабль управления. Постепенно штаб эскадры все надежнее и увереннее входил в курс событий и со знанием дела руководил деятельностью десятков кораблей, практически непрерывно находившихся на ходу. (1.стр8.)
Признанием успешного начала действий этой эскадры явилось присвоение к 7 ноября 1967 г многим офицерам штаба очередных воинских званий. Командиру эскадры Б. Петрову присвоили звание вице-адмирала. В штаб эскадры первоначально вошли 32 офицера. Режим службы для штаба был установлен: четыре месяца в Средиземном море и два – в Севастополе. В составе эскадры были образованы шесть оперативных соединений:
50 ОС – корабль управления с кораблями охранения;
51 ОС – подводные лодки (6-8 единиц);
52 ОС – ударные ракетно-артиллерийские корабли;
53 ОС – противолодочные корабли;
54 ОС – десантные корабли;
55 ОС – корабли обеспечения.
Командир 5-й эскадры и его штаб непосредственно замыкались на ГК ВМФ и на Главный Штаб ВМФ. В составе ОУ ГШ ВМФ создали временную группу офицеров по управлению силами 5-й эскадры, которую вскоре преобразовали в штатную группу Южного направления Оперативного управления, в которой первоначально было всего три офицера во главе с капитаном 2 ранга О. Дунаевым. Затем в нее вошли капитан 1 ранга Е.Курдасов (старший группы - с должности командира атомной ПЛ), капитаны 2 ранга С Востриков, Е Садкеев, Л Сорокин и уже имевший опыт капитан 2 ранга О. Дунаев. Е Курдасов тяжело заболел и вынужден был уволиться из ВМФ. Его сменил капитан 1 ранга Г Костев. Эта группа фактически являлась исполнительным органом по реализации решений главнокомандующего ВМФ по использованию сил на Средиземном море. (2.стр152.; 1. стр8.)
Главные задачи эскадры, которые возлагались, в том числе и на дизельные подводные лодки, следующие:
- поиск и слежение за стратегическими подводными ракетоносцами и другими подводными носителями вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу;
- участие совместно с корабельными ударными группами эскадры в слежении за авианосными и другими ударными группировками ВМС вероятного противника в готовности их уничтожения по приказу.
Другой группой задач кораблей боевой службы эскадры были:
- демонстрация флага и поддержка внешнеполитических акций и действий правительства страны в разрешении межгосударственных кризисов и проблем, возникающих в регионе; - оказание помощи, в том числе военной (силовой), дружественным странам в предотвращении военных конфликтов и отражении против них агрессии.
Следует подчеркнуть, что руководство Вооруженными Силами СССР, лично ГК ВМФ не допускали возможности боевых действий против ВМС США в ходе арабо-израильской войны Конкретно помощь арабской коалиции заключалась в демонстративном присутствии советских кораблей в непосредственной близости от американских в районе боевых действий между арабскими и израильскими ВМС (в районе Порт-Саида, вдоль побережья Израиля), в информации о передвижении израильских кораблей, в разработке планов использования арабских флотов. (1.стр8.)

Используемая литература:
1. ж. «Воин» № 3 1996г. стр8-9. Костев Г. «Сто двадцать пять лет спустя».
2. Касатонов И.В. «Флот вышел в океан». М. «Андреевский флаг» 1996. стр147-148,152.
3. «Подводные силы Черноморского флота» Симферополь «Таврида» 2004г. стр125,422.
4. Черкашин Н.А. «Черная эскадра» Москва. 2003. стр100-111.
5. Капитанец И.М. «На службе океанскому флоту 1946-1992». Москва. 2000г. стр176.
6. газета «Известия» в начале 90-х Гнатченко Ю. «Советские корабли участвовали в шестидневной войне 1967 года».
7. ж. "Подводный флот" № 7 (2001г.) Певцов О.С., Портнов Ю.А. «А было это, помнится, так…» стр46.
8. газета «Красная звезда» 27.12.1967г. Кореневский М. «Вышел корабль в Средиземное».
9. газета «Красная звезда» 28.12.1967г. Кореневский М. «Вышел корабль в Средиземное».
10. Черчилль Р.С. и У. «Шестидневная война». - Иерусалим, "Библиотека-Алия", 1989.
11. «Русские и советские моряки на Средиземном море». М. Воениздат. 1976г. стр222.
12. интернет издание «Правда.Ru». 2002.07.11/09:05 «ИЗРАИЛЬСКАЯ АТАКА НА АМЕРИКАНСКИЙ КОРАБЛЬ "ЛИБЕРТИ". "В ТУ НОЧЬ НАМ ПРЕДЛОЖИЛО ПОМОЩЬ СОВЕТСКОЕ СУДНО". «Правда.Ru». 2002.09.13/14:15 Сергей СТЕФАНОВ «ЖАРКОЕ ЛЕТО 1967-ГО»: «МАЛЫЙ ПЕРЛ-ХАРБОР» АМЕРИКИ И МИФИЧЕСКИЙ СОВЕТСКИЙ РАКЕТНЫЙ ЭСМИНЕЦ».

Находясь в зоне военных действий, выполнял боевую задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта и Сирии в 1967г.
- КР пр.68-бис «Дзержинский» (ЧФ) – Египет: 5-30 июня 1967
- КР пр.68-бис «Михаил Кутузов» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- РКР пр.58 «Адмирал Головко» (СФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- БПК пр.61 «Комсомолец Украины» (ЧФ) – Египет: 5-30 июня 1967
- БПК пр.61 «Сообразительный» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- БПК пр.61 «Проворный» (ЧФ) – Египет-Сирия: 1-31 июня 1967
- БПК пр.61 «Отважный» (ЧФ) – Египет: 5-30 июня 1967
- БПК пр.61 «Красный Кавказ» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- БПК пр.61 «Решительный» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- ЭМ пр.30-бис «Совершенный» (БФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- ЭМ пр.56 «Благородный» (ЧФ) – Сирия: 5-30 июня 1967
- ЭМ пр.56 «Пламенный» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- ЭМ пр.56 «Находчивый» (СФ, ЧФ) – Египет: 1 января-31 июня 1967
- ЭМ пр.56 «Настойчивый» (ЧФ, БФ) – Сирия: 1-30 июня 1967
- ЭМ (БРК) пр.57-бис «Гневный» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- СКР пр.35 «СКР-6» (БФ, ЧФ) – Египет: 1 – 31 июня 1967
- СКР пр.35 «СКР-13» (БФ, ЧФ) – Египет: 1 –31 июня 1967
- СКР пр.35 «СКР-117» (БФ, ЧФ) – Египет: 1 –31 июня 1967
(При этом летом 1967 г. совершили межфлотский переход из Балтийска в Севастополь «СКР-6», «СКР-13» при этом несшие БС в Средиземном море, 28.7.1967 перечислен в состав КЧФ.
«СКР-117» совершавшая летом 1967г. межфлотский переход из Балтийска в Севастополь и несшая БС в Средиземном море и 1-31 июня 1967г. выполняющая задачу по оказанию помощи вооруженным силам Египта, вступил в строй 29.6.1967, а 29.7.1967 включен в состав КЧФ.)
- СКР пр.50 «Ягуар» (ЧФ) – Египет: 1 – 30 июня 1967
- СКР пр.50 «Куница» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- СКР пр.50 «Ворон» (ЧФ) – Египет: 1 –20 июня 1967
- СКР пр.159 «СКР-27» (ЧФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- СКР пр.159А «СКР-110» (БФ) – Египет: 1-31 июня 1967
- БДК пр.1171 «Воронежский комсомолец» (в/ч 10506) – Египет: 1-31 июня 1967
- БДК пр.1171 «Крымский комсомолец» (в/ч 10724) – Египет: 1-31 июня 1967
- СДК пр. 770МА «СДК-34» (в/ч 20328) – Египет: 1-30 июня 1967
- СДК пр. 770МА «СДК-64» (в/ч 60262) – Египет: 1-30 июня 1967
(Крейсера, БПК, ЭМ и СКР - ж. «Морская коллекция» № 1 1995г. «Советский ВМФ 1945-1995. Крейсера, большие противолодочные корабли, эсминцы» С.С.Бережной и ж. «Морская коллекция» № 6 2000г. «Сторожевые корабли ВМФ СССР и России 1945-2000гг.» С.С.Бережной.; а по десантным кораблям - ж. «Страницы морской истории» № 3 1998 стр51.)
- ПБПЛ пр.310 «Виктор Котельников» БФ – 1-30 июня 1967
- ПБПЛ пр.310 «Магомет Гаджиев» - 1-30 июня 1967
- ПБПЛ пр.310 «Федор Видяев» 179 ДПЛ СФ – 4-24 июня 1967
- ПБПЛ пр.310 «Дмитрий Галкин» 42 БПЛ СФ – 1-30 июня 1967
- ПЛ «Б-105» (пр.641) 69 БПЛ СФ – 1-30 июня 1967
(«Подводные силы Черноморского флота» Симферополь «Таврида» 2004г. стр421-422.)
Но данный список явно не полон.
Во время шестидневной войны 1967г. в Средиземном море в готовности вести боевые действия находились не менее 10 ПЛ (из них в списке упомянута только одна «Б-105») в том числе ПЛАРК пр.675 «К-131» СФ, АПЛ пр.627А «К-52» СФ, дизельные ПЛ «Б-74» (пр.611) СФ, «Б-31» (пр.641) СФ, «С-38» (пр.633) ЧФ, «С-100» (пр.613) ЧФ.

В начале войны 1967 г в Средиземном море от ЧФ несли БС 7 боевых кораблей во главе с крейсером "Слава", и 5 вспомогательных судов. Находился там один разведывательный корабль (видимо, входит в цифру "5"). Были подготовлены предложения по направлению в СРедиземное море группы наращивания БС в составе 5 боевых кораблей и 3 ВС. Был направлен транспорт со 180-мм снарядами для крейсера "Слава", перегрузка которых была произведена у Крита.

Исследования НЛО, проводившиеся в 1990-е годы, нередко возвращались к событиям, происходившим в 1960-е годы. Сообщения о столкновении НЛО над Шаг-Харбором в 1969 году попали на страницы газет, о них говорили по радио и телевидению. Однако в то время исследователи как будто оставили их без внимания. Судя по имеющимся данным, это событие было внешне неброским, но в рассказах очевидцев имелись противоречия, которые заинтересовали канадских исследователей Криса Стайлза и Дуга Леджера.

Стайлз собрал всю возможную информацию, которая составила весьма толстую папку. По его словам, события начались 4 октября 1967 года поблизости от маленькой рыбацкой деревушки ШагХарбор, в провинции Новая Шотландия. НЛО, диаметр которого, по некоторым оценкам, был порядка восемнадцати метров, начал снижаться над поверхностью воды, в семистах метрах от берега. На нем были четыре ярких прожектора, загоравшихся поочередно.

Когда он достиг воды, произошел взрыв, сопровождавшийся мощной вспышкой. Несколько свидетелей, полагая, что произошло крушение самолета, вызвали Королевскую конную полицию из Баррингтон-Пэссидж. Одни сообщали об авиакатастрофе, другие - только о яркой вспышке, но, естественно, никому не пришло в голову, что над Шаг-Харбором спускался НЛО.

Вскоре на береговую линию прибыли трое полицейских: капрал Виктор Вербицки и двое его помощников, констебли Рон О"Брайен и Рон Понд. Вначале Понд видел лишь огни, а позднее, когда объект стал погружаться в воду, заметил и сам объект. В своем докладе Понд упомянул не только огни, но и то, что видел светящееся твердое тело.

Вокруг полицейских на берегу сгрудилась группа зевак. Все эти люди наблюдали, как под водой перемещалось пятно бледно-желтого света. В бинокль было видно, что за предметом, двигавшимся по воде, тянулся желтый пенящийся след. Поскольку объект находился на значительном расстоянии от берега, полицейские вызвали катера береговой охраны и небольшие рыбацкие суда. Однако объект пропал из виду до их прибытия. Те, кто наблюдал это явление со своих катеров, тоже упоминали о густой желтой пене. Когда на месте происшествия появился катер N 101 береговой охраны, от пены не осталось и следа. В три часа ночи поиски были приостановлены до утра.

Капитан катера № 101, которого Стайлз сумел разыскать, сказал, что вечером 4 октября он ничего не видел.

Стайлз пытался достать судовой журнал этого катера. В ноябре 1993 года он получил официальный документ от правительства Канады, в котором говорилось, что в 1967 году на катере HP имелось судового журнала. В правительственном письме сообщалось, что единственная информация о крушении транспортного средства в означенный день имеется в журнале порта Кларкс-Харбор. Стайлз достал эти записи и убедился: там упоминалось о погружении в воду летательного аппарата, но время указывалось неточно - с расхождением в пятнадцать минут.

Предварительный доклад был подготовлен Центром координации спасательных работ в Галифаксе. Этот доклад предназначался для Генерального штаба, расположенного в Оттаве. В нем лишь констатировалось, что какой-то объект рухнул в воду близ Шаг-Харбора. Документ был передан по начальству, и на какой-то стадии расследования объект стал именоваться "неизвестным". По словам Стайлза, авиационное начальство всполошилось и решило направить на место мобильное подразделение подводного флота.

Судя по имеющимся данным, на место происшествия прибыл корабль "Грэнби". Подводные поиски силами водолазов и ныряльщиков продолжались до 8 октября, но оказались безрезультатными и были прекращены. Вскоре интерес средств массовой информации к загадочному инциденту иссяк.

Позднее, в самом конце 60-х годов, случай изучался Кондоновским комитетом, состоявшим из специалистов университета штата Колорадо. Исследования финансировались командованием ВВС. Казалось бы, случай представил ученым идеальную возможность для подобного анализа: инцидент произошел на глазах у множества людей, имелась возможность получить физические данные, и наконец сотрудники Кондоновского комитета могли заниматься изучением происшествия самостоятельно, а не полагаться на данные уфологов или военных. В заключительном документе Комитета, "Научный отчет о неопознанных летающих объектах", этот случай значится под номером тридцать четыре.

Судя по тому, что написано в отчете, "исследование" заключалось в нескольких телефонных звонках в Шаг-Харбор. Указывается, что сообщение о НЛО поступило от Джима Лоренсена, возглавляющего АПРО (аббревиатура английских слов Aerial Phenomenr Research" - "Исследовательская организация аэроявлений". - Прим. пер.), со штаб-квартирой в городе Тусон, штат Аризона. После нескольких телефонных переговоров специалисты Комитета сделали вывод, что никаких дополнительных сведений они уже не получат, и этим ограничились. Они сочли излишним выезжать на место происшествия в Канаду.

Здесь я хочу сделать примечание. В коротком отчете, занявшем не более полутора страниц, доктор Норман Левин писал:

"Он (Джим Лоренсен) указывает, что первоначальное сообщение поступило от двух подростков, и катера ВМФ проводили поиски, как при авиакатастрофе. Никаких сведений об исчезновении самолетов в тот период не поступало. Капрал Королевской конной полиции (вероятно, Вербицки) докладывал, что он узнал об инциденте от пятерых молодых людей 15-20 лет, которые, проезжая на автомобиле вдоль берега, видели три или четыре ярких пучка света, перемещавшихся в горизонтальном направлении, как будто это были огни "большого самолета"... Они проехали метров четыреста, наблюдая свечение, а потом сообщили в полицию".

В этом сообщении ничего не говорится о докладе Понда или о каких-либо наблюдениях взрослых очевидцев. Создается впечатление, что в основу отчета легли сведения, поступившие от нескольких молодых людей, преимущественно подросткового возраста.

А вот отрывок из последующего доклада Левина: Два офицера (0"Брайен и Понд) и капрал прибыли на берег спустя пятнадцать минут и успели наблюдать свечение над водой, которое продолжалось еще около пяти минут. Через десять минут после того, как огни пропали, офицеры подплыли к этому месту на весельной лодке, там уже находились катер береговой охраны и шесть рыбацких катеров. Но видели лишь пятна плотной пены диаметром 27-36 метров, которая, по словам рыбаков, непохожа на обычную пену, какая бывает во время прибоя.

Место, где, как предполагается, затонул объект, находилось между берегом и островом, приблизительно в 180--270 метрах от берега. По-видимому, никто не заметил, как объект входит в воду (следует отметить, что несколько человек упоминали, как он снижался к воде). Однако две девушки, которые ехали на автомобиле по острову, сообщали, что вначале три желтых огня как бы плыли в горизонтальном направлении, а потом стали перемещаться с наклоном, после чего остался виден только один желтый огонь. Капрал Королевской конной полиции заявил, что свет исходил не от прожекторов на каком-либо судне, в поисковый отряд не поступало сведений об исчезновении самолета в данном районе, а расположенная поблизости радарная станция не зарегистрировала расположения каких-либо летательных объектов ни на канадской, ни на американской стороне... Поиски ныряльщиков, проведенные в последующие дни, не принесли результатов.

Спустя пять дней Командование военно-морского флота порекомендовало Кондоновскому комитету прекратить изучение инцидента. Вахтенный офицер прочитал доклад группы Королевской конной полиции о том, что в указанное время был замечен объект до 18 метров в диаметре, который взорвался, упав на воду. Капитан рыболовецкого судна, которое находилось в 25 километрах от места происшествия, сообщил, что он и его команда наблюдали на воде три пульсирующих пятна ярко-красного света - от заката приблизительно до 23.30. Радар на корабле зарегистрировал четыре предмета, которые располагались, образуя квадрат со стороной в 9,6 километра (теперь мы видим противоречия в докладе Левина: об отсутствии показаний радаров и о том, что люди не видели снижающегося объекта). Около 23.30 один луч взметнулся вертикально вверх. Капитан рыболовецкого судна подумал, что четыре объекта - военные катера, а луч, устремленный вверх, исходит от вертолета. Он не придал событию особого значения, пока не услышал о происшествии по радио. Тогда-то он и сообщил о наблюдениях экипажа... Однако, поскольку объект, о котором он рассказывал, находился приблизительно в 315 километрах от первоначального места погружения, были сделаны выводы, что эти происшествия не связаны между собой.

Комитет счел продолжение исследований излишним, объясняя это тем, что тщательные поиски на месте происшествия, проводившиеся Королевской конной полицией и военными непосредственно после инцидента (не было обнаружено ничего, что заинтересовало бы Кондоновский комитет), оказались безрезультатными".

Как мне кажется, Кондоновский комитет на самом деле не интересовался реальными событиями, связанными с феноменом НЛО. Специалисты Комитета могли бы изучать сообщения, сверять данные, находить противоречия и пытаться докопаться до истины. Однако командование ВВС и создало этот Комитет, дабы прекратить официальные исследования по НЛО. Поэтому, когда стало известно о происшествии в Шаг-Харборе, Комитет, найдя подходящие отговорки, предпочел не раздувать дело.

Однако у Криса Стайлза, в отличие от специалистов Комитета, оставались вопросы. Он пишет: "Весной 1993 года я решил возобновить исследования инцидента, произошедшего в Шаг-Харборе в октябре 1967 года". По словам Стайлза, на эту мысль его навело повторение по радио программы "Неразгаданные тайны", рассказывающей о крушении в Розуэлле. История в Розуэлле была очень впечатляющая, однако в памяти уфолога всплыл другой, весьма отличный от него, случай катастрофы НЛО.

Итак, как не раз уже бывало в 1990-е годы, кто-то решил вернуться к событиям прошлого и расследовать случай, который произошел около двух десятков лет тому назад. Интуиция подсказывала уфологу, что он имеет дело со значительным событием. Имена очевидцев и участников расследования происшествия были известны. Потому Стайлз располагал хорошими отправными данными для дальнейшей работы.

Как сообщает Стайлз, ему посчастливилось разыскать некоторых ныряльщиков, выезжавших на место предполагаемой катастрофы в составе поискового отряда. В 1993 году, в страстную пятницу, состоялась первая встреча Стайлза с одним из членов экипажа "Грэнби". Все полученные сведения и некоторые официальные сообщения, позднее попавшие в руки Стайлза, укрепили его во мнении, что в октябре 1967 года в Шаг-Харборе произошло нечто важное.

По словам Стайлза, информация, полученная им с канадской станции Шелбурн, где ранее располагался Североамериканский координационный центр по обнаружению подводных лодок в Атлантическом океане, и с канадской военной базы Гринвуд, заставила некоторых высокопоставленных военных сделать выводы, что искалеченный НЛО, рухнувший в воду в Шаг-Харборе, уже невозможно обнаружить на месте падения. Иначе говоря, они считали, что НЛО под водой выбрался из зоны действия Шелбурнской станции.

Стайлз узнал также, что на протяжении нескольких дней прилегающие районы прочесывала целая маленькая флотилия. Шли разговоры о возможном извлечении объекта. Однако операция была отложена на несколько дней, когда возникло предположение, что появился второй НЛО, чтобы произвести ремонт на первом.

Через семь дней на месте событий вдруг появилась советская подводная лодка, нарушив водные границы Канады. Несколько надводных судов переключили внимание на нее. В то время как они производили свои маневры, два НЛО также начали двигаться. Выйдя в открытое море, они поднялись на поверхность, взмыли в воздух и почти моментально скрылись из виду.

Теперь Стайлз был совершенно заинтригован этой, как он выражался, историей и хотел разузнать как можно больше. Об этом ему рассказывали многие свидетели, среди них были адмиралы, полковники, корабельные коки и пилоты. Судя по всему, эта история имела реальную подоплеку.

Рассматривая географическую карту, Стайлз подумал, что те, кто находился на маяке в Кейп-Роузвей, могли наблюдать за действиями флотилии поблизости от военной базы, и решил достать вахтенные журналы с маяка. 25 октября ему было сообщено, что "искомые материалы, к сожалению, не обнаружены, дальнейшие поиски были бы бесполезны". Письмо было подписано региональным наблюдателем Канадской службы береговой охраны.

Как говорят скептики, важно пройти по бумажному следу. В поисках сведений Стайлз перерыл абсолютно все. В июле 1994 года он разговаривал по телефону с Айсобел Кэмпбелл, главным архивариусом исторического управления Министерства национальной обороны. Стайлз запросил ее о так называемом Строкеровском отчете за 1967 год. В этом документе фиксировались все сведения об объектах, обнаруженных радарными установками Канадских вооруженных сил. То есть Стайлз, почувствовав, что перед ним закрыли один информационный канал, обратился к другому. Кэмпбелл, перезвонив ему, сообщила, что отчет за 1967 год отсутствует. По ее словам, это очень странно, так как отчет выдается только под личную подпись ограниченному числу служащих. Итак, кому-то хотелось, чтобы еще один документ, разыскиваемый Стайлзом, не попал ему в руки.

Через два месяца, при повторном запросе, Стайлз выяснил, что документ нашелся, однако в нем нет упоминания об известном инциденте, а также ни слова не говорится о запросах Координационного центра спасательных работ. Это насторожило Стайлза, поскольку ему было известно, что даже через месяц после крушения неопознанного объекта в Шаг-Харборе в газетах Новой Шотландии еще появлялись публикации об НЛО, разыскиваемых военными.

Продолжая поиски, Стайлз получил разрешение просмотреть архив покойного иезуитского священника Майкла Берке-Гэфни, известного астронома, профессора, занимавшегося проблемой НЛО по заказу Канадского национального исследовательского центра. В архиве отца Майкла Стайлз нашел около десятка документов, касающихся НЛО, и среди них доклад группы Канадской королевской конной полиции об инциденте, случившемся 4 октября 1967 года, то есть о падении НЛО над ШагХарбором. Это был тот же документ, который фигурировал в докладе Кондоновского комитета, о нем мы рассказывали ранее.

По сообщению Стайлза, в этом варианте доклад полицейских заканчивался фразой: "Я никогда прежде не видел ничего подобного, но вероятно, что это именно тот предмет, который ищут у базы Шелбурн или в Баррингтон-Пэссидж". Стайлз сделал вывод, что полицейский, писавший этот доклад, знал о поисках, проводимых военными. Стайлзу удалось разыскать капитана Лео Мерси, служившего на рыболовецком судне, о котором говорилось в документах, и тот подтвердил его предположения.

Другой документ Стайлз обнаружил с помощью коллеги-уфолога, занимавшегося изучением данных, собранных Джоном Масгрейвом. Это был доклад, направленный Масгрейвом в АПРО и Джиму Лоренсену, в котором, в частности, упоминалось о действиях военных в первые же часы после инцидента в Шаг-Харборе. В документе он прочел имя научного консультанта, который был приглашен, чтобы принимать и оценивать возможные находки. Все это свидетельствовало о том, что в 1967 году все-таки были люди, верившие, что в воду упал реальный объект.

Этот документ особенно примечателен тем, что в нем упоминаются ВВС США, командование которых в 1967 году проявляло большой интерес к возможной катастрофе НЛО. Из других документов, доступных нам на основании Закона о свободе информации, известно, что в связи с особым проектом "Лунная пыль" были санкционированы зарубежные командировки персонала ВВС США с целью обнаружения обломков космических кораблей иностранного производства или неизвестного происхождения. Инцидент в Шаг-Харборе как раз подпадает под действие данного проекта. Похоже, что американский проект "Лунная пыль" был как-то связан с крушением НЛО в Шаг-Харборе.

Итак, в документах, обнаруженных Стайлзом, упоминался специалист, которому поручалось собирать физические следы катастрофы. По сведениям Стайлза, ныряльщики прочесали дно, освещая его ручными фонарями. Хотя по сравнению с современным оборудованием оснащение того времени кажется убогим, в 1967 году, по слухам, поисковый отряд что-то нашел. По словам Донни Никерсона, рыбака из Шаг-Харбора, он своими глазами видел, как ныряльщики доставали искореженные куски металла, внешне напоминавшего алюминий. Само собой, эти куски могли и не быть обломками космического корабля. Однако, как подчеркивает Стайлз, военные позднее утверждали, будто поисковый отряд абсолютно ничего не обнаружил.

Продолжая охоту за информацией, Стайлз в мае 1994 года сумел расспросить Лоренса Смита, видевшего НЛО, или, как говорят уфологи, "имевшего встречу". Не исключено, что эта "встреча" была связана с событиями октября 1967 года. Через три года - 25 ноября 1970 года - Лоренс Смит и его брат Юджин ехали на автомобиле на запад по третьему шоссе в направлении Шаг-Харбора. Дорога шла в гору. Вдруг братья заметили огонь, парящий впереди, метрах в шестидесяти от них. Не успели они и слова сказать, как показались еще пять огней. Эти огни, точнее пятна света, были пронзительно-оранжевого цвета диаметром около 40 см. Световые пятна составляли какую-то фигуру. Нижнее пятно находилось приблизительно в двух с половиной метрах от края шоссе.

Лоренс изо всех сил нажал на тормоза, и машина остановилась. Восьмидорожечная магнитола тут же умолкла. Как позднее выяснилось, запись на ленте стерлась. Оба брата испытали странные ощущения. Вскоре, секунд через 30, световые пятна или светящиеся объекты пропали.

Братья поехали дальше и сразу же поставили в известность о случившемся констебля Ральфа Кипинга из отделения конной полиции Баррингтон-Пэссидж. Констебль Кипинг выезжал на то место, где братья видели НЛО (по терминологии уфологов - на место сайтинга), лично обыскал все вокруг, но не обнаружил ничего необычного. Ральф Кипинг заметил, что оба брата были явно перепуганы встречей с НЛО.

На следующее утро Кипингу позвонил полковник Кальвин Раштон и спросил, не было ли накануне зарегистрировано сайтинга. Когда Кипинг сообщил ему о рассказе братьев Смит, Раштон признался, что один из его подчиненных, капрал Тимоти Нилсен, видел нечто очень похожее и приблизительно в то же время. Более того, Нилсен был не один, а со своей подругой и ее матерью. Раштон договорился с Кипингом о встрече, попросив у него копию информации о сайтинге с указанием имен свидетелей. После этого полковник Раштон больше не звонил Кипингу. В 1995 году Стайлз разыскал Раштона, но тот заявил, что ничего не помнит о сайтинге, который наблюдали его подчиненный и братья Смит. Он отрицал и тот факт, что запрашивал у Кипинга копию сообщения.

Разумеется, Стайлз узнал, что Лоренс Смит не только наблюдал сайтинг 25 ноября 1970 года, но и был среди тех, кто 4 октября 1967 года находился на борту катера, который первым достиг места крушения НЛО. Он видел ту желтую пену, о которой говорили многие свидетели.

Подобно Дугу Леджеру, Стайлз обнаружил примечательное обстоятельство: в поисках затонувшего объекта участвовали сотрудники ВВС США. Разумеется, ни в одном документе об этом прямо не говорится.

Доказательств внеземного происхождения объекта нет, однако в связи с описываемыми событиями возникает ряд интересных вопросов. -то могли искать военные в 1947 году, расследуя инцидент в Розуэлле, и спустя двадцать лет, в 1967 году, в Шаг-Харборе? И почему это доныне держится в секрете? В наше время технология 1967 года устарела, а в 1967-м технологии 1947 года также считались устаревшими. Если речь шла о каком-нибудь экспериментальном самолете или об аварии военного самолета, какой смысл замалчивать информацию в наше время?

Итак, мы знаем, что какой-то предмет упал в воду и это событие привлекло внимание двух правительств - или трех, если учесть появление советской субмарины. Однако все всё отрицают, никто из официальных лиц как будто ничего не помнит. Стайлз лишний раз убедился в этом, побеседовав с майором Виктором Элдриджем в 1993 году. Майор утверждает, что не был причастен к такого рода событиям, более того, понятия о них не имел. Однако Стайлз располагает точной информацией, что в октябре 1967 года Элдридж служил на одной из военных баз, занимался поисковыми работами, а также написал ряд статей, в которых призывал население сообщать о сайтингах.

Стайлз подводит итог: "Если исследовать все свидетельства об инциденте в Шаг-Харборе, можно сделать вывод, что причиной событий являлся какой-то объект внеземного происхождения. Хотя все официальные участники инцидента - Канадская королевская конная полиция, Канадские королевские ВВС и Канадский королевский ВМФ - в один голос говорят о "нулевых результатах" поиска, в этих ведомствах по-прежнему считают, что падение "неопознанного объекта" имело место, при этом объект сначала парил в воздухе, а потом рухнул в океан. На сегодняшний день инцидент в Шаг-Харборе остается единственным случаем крушения НЛО, нашедшим документальное подтверждение"

Рон Джонс преподавал историю в средней школе Эллвуда Кабберле в Пало-Альто, Калифорния. Во время изучения Второй мировой войны, один из школьников спросил Джонса, как рядовые жители Германии могли притворяться, что ничего не знают о концентрационных лагерях и массовом истреблении людей в их стране. Так как класс опережал учебную программу, Джонс решил выделить одну неделю для посвящённого этому вопросу эксперимента.

Понедельник

В понедельник он прочел детям лекцию о силе дисциплины. О том, что чувствует спортсмен, который усердно и регулярно тренировался, чтобы добиться успеха в каком-нибудь виде спорта. О том, как много работает балерина или художник, чтобы сделать совершенным каждое движение. О терпении ученого, увлеченного поиском научной идеи.
Джонс велел школьникам сесть в положение «смирно», так как оно лучше способствует учёбе. Затем он приказал учащимся несколько раз встать и сесть в новое положение, потом также неоднократно велел выйти из аудитории и бесшумно зайти и занять свои места. Школьникам «игра» понравилась и они охотно выполняли указания. Джонс велел учащимся отвечать на вопросы чётко и живо, и они с интересом повиновались, даже обычно пассивные ученики.

Вторник

Во вторник, учитель вошел в класс и обнаружил, что все молча сидят в положении «смирно». Некоторые из учеников улыбались. Но большинство смотрели прямо перед собой с искренним сосредоточенным выражением, мышцы шеи напряжены, никаких признаков улыбок, мыслей и даже вопросов.
Джонс объяснил классу силу общности. Он велел учащимся хором скандировать: «Сила в дисциплине, сила в общности». Ученики действовали с явным воодушевлением, видя силу своей группы. В конце урока Джонс показал учащимся приветствие, которое те должны были использовать при встрече друг с другом - поднятую изогнутую правую руку к плечу - и назвал этот жест салютом Третьей Волны. В следующие дни ученики регулярно приветствовали друг друга этим жестом.

Среда

В среду Джонс выдал членские билеты всем ученикам. Ни один человек не захотел покинуть аудиторию. Тринадцать учеников ушли с других уроков, чтобы принять участие в эксперименте. Учитель выдал каждому членский билет. На трех билетах он поставил красные крестики и сообщил их получателям, что им дано специальное задание сообщать обо всех, кто не подчиняется правилам класса. Однако на практике добровольным доносительством занялись около 20 человек. Один из учеников, отличавшийся крупным телосложением и малыми способностями к обучению, заявил Джонсу, что будет его телохранителем, и ходил за ним по всей школе.
Три самые успешные ученицы класса, чьи способности в новых условиях оказались не востребованы, сообщили об эксперименте родителям. В результате Джонсу позвонил местный раввин, который удовлетворился ответом, что класс на практике изучает немецкий тип личности. Раввин обещал объяснить всё родителям школьниц. Джонс был крайне разочарован отсутствием сопротивления даже со стороны взрослых, директор школы приветствовал его салютом Третьей волны. К концу дня в организацию было принято более двухсот учеников. Многие отнеслись к своему участию в Третьей Волне с полной серьезностью. Они требовали от других учеников строгого соблюдения правил и запугивали тех, кто не принимал эксперимент всерьез.

Четверг

К четвергу численность класса возросла до восьмидесяти человек. Джонс говорил о том, что такое гордость. «Гордость - это нечто большее, чем знамена и салюты. Гордость - это то, чего у вас никто не может отнять. Быть гордым - значит знать, что ты лучший... Это чувство нельзя уничтожить...» Он объяснил ученикам, что они - часть общенациональной молодёжной программы, чьей задачей являются политические преобразования на благо народа. «Все, что мы до сих пор делали, было подготовкой к настоящему делу. По всей стране преподаватели набирают и тренируют молодежные отряды, которые с помощью дисциплины, общности, гордости и действий могли бы показать нации, что общество может стать лучше.
Если мы сможем изменить порядки в этой школе, то мы сможем изменить порядки на фабриках, магазинах, в университетах и во всех других организациях. Вы - избранная группа молодых людей, которые помогут этому делу. Если вы выступите вперед и покажете, чему вы научились за последние четыре дня... мы сможем изменить судьбу нашего народа». Джонс велел четырём конвоирам вывести из аудитории и сопроводить в библиотеку трёх девушек, чья лояльность была сомнительна. Затем он рассказал, что в полдень пятницы о Третьей Волне по телевидению объявит лидер движения и новый кандидат на президентский пост.

Пятница

В пятницу 200 учеников набились в кабинет. Не было ни одного свободного места. Всюду висели знамена Третьей Волны. Ровно в двенадцать часов Джонс закрыл двери и выставил у каждой по часовому. Друзья Джонса изображали фотографов, кружа по аудитории. «Перед тем, как включить национальную пресс-конференцию, которая начнется через пять минут, я хочу продемонстрировать прессе, как мы подготовлены». С этими словами учитель отдал салют. В ответ сразу же автоматически взметнулось двести рук. Тогда он произнес девиз «Сила в дисциплине». Его повторил многоголосый хор. Девиз произносили снова и снова. С каждым разом отклик толпы становился все громче. В пять минут первого Джонс включил телевизор, но на экране ничего не появилось.
Тогда он обратился к ученикам.
- Слушайте внимательно. Нет никакого вождя! Не существует никакого общенационального молодежного движения под названием Третья Волна. Вами манипулировали, вас подталкивали ваши собственные амбиции, и вы оказались в том положении, в каком находитесь сейчас. Вы ничем не лучше и не хуже тех немцев, которых мы изучали. Вы думали, что вы - избранные, что вы лучше тех, кого нет в этой комнате. Вы продали свою свободу за удобства, которые дают дисциплина и превосходство. Вы решили отказаться от своих собственных убеждений и принять волю группы и большую ложь.
После этого Джонс показал ученикам фильм о нацисткой Германии. С ее дисциплиной, парадами и факельными шествиями. И чем все это закончилось.

Итог

Потом Джонс подвел итог: «Если нам удалось полностью воспроизвести немецкий менталитет, то ни один из вас никогда не признается, что был на последнем сборе Третьей Волны. Так же как немцам, вам будет трудно признаться самим себе, что вы зашли настолько далеко». Школьники расходились в подавленном состоянии, многие не могли сдержать слёзы.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...