Конспект занятия по обучению грамоте в старшей. Знакомство со словом и предложением

Ольга Полуэктова
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Слово на ладошке»

ЦЕЛЬ : Закрепление пройденного.

ЗАДАЧИ :

1. Образовательные.

Закрепить умение называть слова по заданной теме ;

Закрепить умение использовать в речи предлоги и придумывать с ними слова ;

Обогащать словарь детей ;

Закрепить умение проводить звуковой анализ слова ;

Продолжать учить детей вычленять словесное ударение , определять его место в слове ;

Закреплять знание о слоге, как части слова ;

Продолжать учить работать в тетрадях в узкую линейку.

2. Развивающие.

Развивать мышление, речь, внимание;

Развивать память;

Развивать мелкую моторику рук.

3. Воспитательные.

Воспитывать любовь к родному языку;

Воспитывать культуру общения, аккуратность.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ :

Игра «Слово на ладошке » ;

Игра «Разбери слово » ;

Пальчиковая гимнастика.

Игра «Дорисуй»

МАТЕРИАЛ :

Воздушный шар;

Картинка – гуси;

Домики-слова , круги-звуки, полоски-ударение;

Тетради, карандаши.

СЛОВАРЬ : воздушный, невесомый, шаловливый, звуки, гласные, твердые согласные, мягкие согласные, ударение, ударный звук, безударный звук, слоги, широкая строка, узкая строка.

ИНТЕГРАЦИЯ :

1. Образовательная область «Здоровье» - правильная посадка за столом; одежда.

2. Образовательная область «Физическая культура» - физкультминутка и пальчиковая гимнастика.

3. Образовательная область «Социализация» - выполняют действия в коллективе, умеют советоваться друг с другом, прислушиваться к мнению другого.

4. Образовательная область «Труд» - выполняют различные действия по уходу за своим рабочим местом.

5. Образовательная область «Безопасность»

6. Образовательная область «Коммуникация» - участие в беседе, оценка ответов сверстников.

7. Образовательная область «Художественное творчество» - рисование в тетрадях.

Ход ЗАНЯТИЯ.

I. Организационный момент.

Игра «Слово на ладошке » .

Воспитатель : Ребята, вы уже знаете, что все предметы, которые нас окружают, мы называем … (словами ) .

Я найду слова везде

И на небе, и в воде,

На полу, на потолке,

На носу и на руке.

Вы не слышали такого?

Не беда! Играем в слово !

Давайте поищем слова в лесу и сложим их в корзинку.

(Воспитатель предлагает корзинку детям, они «складывают» - называют слова , которые встречаются в лесу.)

II. Основная часть.

1. Словесные игры на развитие речи

Воспитатель : Слова и вправду можно найти везде. Недаром в народе родилась такая загадка : «Не лёд, а ко всему льнёт» . Что это? (слово ) . Как вы думаете, в нашей группе можно найти такой предмет, который никак не называется?

Всему название дано :

И зверю, и предмету.

Вещей вокруг полным–полно,

А безымянных нету.

Помогите мне назвать разные слова . (Дети по-очереди читают строки из стихотворения «Какие бывают слова » ).

Есть сладкое слово – конфета ,

Есть быстрое слово – ракета ,

Есть кислое слово – лимон ,

Есть слово с окошком – вагон ,

Есть слово колючее – ежик ,

Есть слово промокшее – дождик ,

Есть слово упрямое – цель ,

Есть слово колючее – ель ,

Есть книжное слово – страница ,

Есть слово лесное – синица ,

Есть слово пушистое – снег ,

Есть слово веселое – смех .

Воспитатель : А сейчас, закройте глаза, и перед вами появится предмет, которого в нашей группе нет (достает воздушный шар) . Он какой? (Воздушный, голубой, легкий, невесомый, большой, прозрачный) .

Какие слова могут лететь , как этот шарик, прыгать, светить?

Ребенок берет шарик :

Шар воздушный, шаловливый,

Непослушный и строптивый

Вместе с ветром убежал,

А куда - нам не сказал.

Воспитатель указывает, что надо сделать, ребенок выполняет действия : шар опустился на стол, на стул, под стол, под шкаф. Вешает шар на гвоздик.

Воспитатель : Куда опускался шар? Назовите свои слова с маленькими словами на и под .

2. Звуковой анализ слова , постановка ударения.

(Дети садятся за столы.)

Воспитатель : мы называли много слов , но у нас в гостях только одно. Угадайте, какое :

Перед ними синий пруд.

Хорошо им будет тут.

Прямо с ходу лезут в воду,

Лезут в воду – и плывут. (гуси)

Правильно, мы будем разбирать слово «гуси» . Из чего оно состоит? (из звуков) . Вспомним, какие бывают звуки (гласные и согласные, согласные твердые и мягкие, каким цветом они обозначаются? (гласные – красным, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым.) Сколько звуков живут в этом домике-слове ? (четыре звука)

У доски 4-ро детей проводят звуковой анализ слова :

1-ый ребенок : Первый звук в этом слове «г» . он твердый согласный. Закрываем окошко синей шторкой.

2-ой ребенок : Второй звук в этом слове – «у» . он гласный. Закрываю второе окно красной шторкой.

3-ий ребенок : Третий звук в этом слове - «сь» . Он мягкий согласный. Закрываю третье окно зеленой шторкой.

4-ый ребенок : Четвертый звук в этом слове – «и» . Он гласный. Закрываю последнее окошко красной шторкой.

Воспитатель : Назовите гласные звуки в слове «гуси» . Сколько слогов в этом слове ? Какие? Найдите ударный слог, произнесите слово с ударением . Назовите ударный гласный звук. Как назовем другой гласный звук? (безударный)

(Чтение слова с ударением , перестановка ударения. Выбор правильного произношения).

3. Физкультминутка.

Веселый каблучок.

Мы за ручки взялись,

Кругом весело прошлись.

Веселый каблучок

Выбивает : чок да чок. (Повторять после каждого куплета) .

Эх, в присядку веселей

Мы попляшем все дружней.

Ай да пальчики у нас

Тоже все пустились в пляс.

Вот бежит, бежит вперед

Наш веселый хоровод.

Ох, устали мы плясать,

Лучше сядем отдыхать.

Каблучок мой, каблучок,

Не стучи ты чок да чок!

Дети делятся на две команды. Перед каждой командой выставляются в линейку кубики, по 8 кубиков, от кубика до кубика – шаг ребенка.

Воспитатель : В этой игре вам нужны будут длинные-предлинные слова – у кого слово окажется длиннее , тот быстрее дойдет до конца дорожки, тот и победил.

(Дети по очереди называют слова из 2 , 3 и более слогов и шагают от кубика к кубику. После игры они усаживаются за столы.

5. Пальчиковая гимнастика.

Мизинчик.

Наш мизинчик утром встал,

Безымянного поднял.

Средний пальчик потянулся,

Указательный проснулся.

Должен и большой вставать –

Братьев в садик провожать.

Кисти руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.

6. Работа в тетради в узкую линейку.

Обвести по контуру и продолжить рисовать воздушные шарики – овал в широкой строке и наклонная палочка в узкой строке – веревочка.

III. Итог занятия .

Понравилось ли вам играть со мной сегодня?

Что больше всего понравилось?

Какое задание было самым сложным (легким?

Кто, по вашему мнению, сегодня отвечал лучше всех?

А как ты оцениваешь свои ответы?

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Яйский детский сад «Кораблик»

РФ, 652100, Кемеровская область Яйский район, п.г.т. Яя, ул. Ленинградская,4

Контрольно-проверочная НОД по обучению грамоте в старшей группе «Радуга»

Подготовила: Табунова О. В.

П.г.т. Яя

2015-2016гг.

«Задания от гнома Грамотея»

Цель: Закрепить умения детей называть слова с заданным звуком, делить на слоги двусложные и трехсложные слова, интонационно выделять звук в слове, составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово в предложении, проводить звуковой анализ слов, различать гласные, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки.

Ход занятия:

Организационный момент: Стоя в кругу, назвать соседа ласково, протянуть руки вперед и, как «солнечные лучики» соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком.

Воспитатель: Ребята! Скажите, пожалуйста, что мы сейчас слышим? (шум за окном, тиканье часов и т.п.). А как это все можно назвать одним словом? (звуки). Правильно - звуки.

(раздается раскат грома).

Воспитатель: Ой, дети, а это что за звуки такие? (дети предполагают, что это может быть).

Воспитатель обращает внимание детей на появившегося гостя – гнома Грамотея и волшебный сундучок.

Гном: «Дорогие дети старшей группы!

Я – гном Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята и любите заниматься. Я пришел к вам в гости с волшебным сундучком, в котором лежит для вас подарок. Но сундучок волшебный, с семью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти ключи несложно, нужно лишь угадать, где они лежат. Мои помощники спрятали ключи у вас в группе. Отгадайте мои загадки и узнаете, где искать ключи. Приложите ключи к замкам и сундучок откроется! Правда, есть ещё один секрет! Но об этом вы узнаете позже. Желаю успеха!

Воспитатель: Вот это да! Ну, что, интересно узнать, что находится в сундучке? Будем искать ключи?

(Ответы детей)

Воспитатель: Но прежде чем начать выполнять задания гнома Грамотея, давайте разомнем язычок, чтобы говорить четко, правильно и красиво.

  1. Артикуляционная гимнастика.

«В дудку дуем ду-ду-ду,

Язычок согнем в дугу,

Язычок залез за щечки

И вернулся к прежней точке.

Покусаем язычок,

Тут же сделаем щелчок.

Наш веселый язычок

Сделал все движения

И теперь готовы мы

Двинуться в сражение».

А вот и загадки, которые приготовил нам гном Грамотей. Ищем первый ключ. Он находится там, о чём идёт речь в загадке:

Пишет он, когда диктуют,

Он и чертит, и рисует, -

А сегодня вечерком

Он раскрасит наш альбом.

Дети: Это карандаш! Надо искать ключ там, где у нас лежат карандаши!

Воспитатель: Правильно! И следующее задание вам надо выполнить с карандашом и тетрадью.

Воспитатель: А ключ-то непростой! На нём задание. Вот о каком секрете говорил гном Грамотей! Справимся с этим заданием - один замок откроем!

Задание №1.

Воспитатель: Помощники гнома Грамотея принесли для вас загадку

«Шагает красавица,

Легко земли касается,

Идет на поле. На реку

И по снежку, и по цветку».

Дети: Весна

После того как дети отгадали загадку, воспитатель выставляет перед ними демонстрационную картину «Весна». Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним из чего состоят предложения? (Ответы детей). Правильно, предложения состоят из слов. А из чего состоят слова? (Ответы детей). Правильно, слова состоят из звуков. А какие звуки мы знаем? (гласные и согласные). А на какие 2 группы делятся согласные звуки? (На твердые и мягкие). Каким цветом мы обозначаем твердые и мягкие звуки? (синим и зеленым). Молодцы ребята, теперь можно приступать к выполнению задания.

Какое время года изображено на картине?

Составьте по картине короткие предложения

(На примере одного из предложений посчитать, сколько слов в предложении и записать схему на доске). А весной люди получают сок из берез – березовый.

Разобрать по составу слово «сок».

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием. Вот вам и первый ключ!

(Воспитатель «вставляет» ключ в первый замок)

Воспитатель: Вот ещё одна загадка от гнома Грамотея:

Посмотрите, дом стоит,

До краёв водой налит,

Без окошек, но не мрачный,

С четырёх сторон прозрачный.

В этом домике жильцы –

Все умелые пловцы.

(Аквариум)

(Дети достают ключ, он находится возле аквариума)

Задание №2.

Воспитатель: Вот и второе задание с ключом: «Утка с курицей пришли для того, чтобы мы разрешили их спор – чье название длиннее. Ребята. Как определить, какое слово длиннее: утка или курица? (Посчитать слоги).

Дети по слогам произносят слова: «ут-ка», «ку-ри-ца», считают слоги, сравнивают и делают вывод.

Воспитатель: Молодцы, справились с третьим заданием. Вот, держите ключик! У нас уже три замка открыты! Трудно? Устали? Вы очень старались! Давайте теперь отдохнём. Угадайте, а кто и в какой сказке тоже искал ключик, только не простой, а золотой?

Дети: Буратино! В сказке «Золотой ключик».

Физминутка:

Буратино потянулся, Руки в стороны развёл,

Раз – нагнулся, Ключик так и не нашёл.

Два – нагнулся, Чтобы ключик нам достать,

Три – нагнулся. Надо на носочки встать.

(Дети декламируют стихотворение. Выполняют движения)

Воспитатель: Слушайте следующую подсказку, где искать ключ:

Не куст, а с листочками,

Не человек, а разговаривает,

Не рубашка, а сшита.

Дети: Книга! Ключ будем искать там, где у нас в группе книги!

(Находят второй ключ, выполняют второе задание./

Задание №3.

Воспитатель: А задание такое: надо найти место, где находится звук. А где может находиться звук в слове?

Дети: (В начале, середине и конце слова)

Воспитатель показывает картинки, а дети на местах определяют позицию звука в слове.

(По окончании выполнения задания дети «вставляют» в сундучок второй ключ)

Воспитатель : Ну, а чтобы нам найти четвертый ключик, отгадаем ещё одну загадку:

Задание №4.

Есть в комнате портрет,

Во всём на вас похожий.

Засмейтесь – и в ответ

Он засмеётся тоже.

Дети: Это зеркало! Надо искать там, где зеркало!

(Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала)

Надо закончить предложение словом, которое начинается на звук «з».

1. В зоопарке покрасили (забор).

2. По полю бегал трусливый (заяц).

3. На ворота повесили (замок).

4. У Зины белоснежные (зубы).

5. Зоя раскрыла красивый (зонт).

6. Мама повесила на окна новые (занавески).

(Дети справляются с заданием, «открывают» ключом четвёртый замок).

Воспитатель: А пятый ключ будем искать вот где:

Что за чудо – кирпичи

Я в подарок получил.

Что сложу из них – сломаю,

Всё сначала начинаю.

(Дети отгадывают: Строительные кирпичики. Находят ключ.)

Задание №5.

Воспитатель: Вот он, ключик, а на нём следующее задание – игра!

Дидактическая игра «Скажи с числами 1,2,5» (используются карточки с изображением предметов).

Например: одна ворона, две вороны, пять ворон.

(Дети выполняют задание, получают ключ, «открывают» пятый замок).

Воспитатель: Вот и шестой ключ нам нужно найти. Ну, а где его искать, постарайтесь угадать:

Бьют его, а он не плачет,

Только выше, выше скачет!

Дети: Это мяч! А мячи у нас в спортивном уголке. (Находят ключ)

Задание №6.

Воспитатель: Слушайте, шестое задание!

К нам в группу прилетели птицы, а какие отгадайте:

Маленький певец лесной, лучше всех поет весной (соловей)

Эта птица никогда для птенцов не вьет гнезда (кукушка)

Мы в скворечнике живем, песни звонкие поем (скворцы)

Под крышей я леплю гнездо из комочков глины. Для птенчиков стелю на дно пуховую перину (ласточка)

Кто по тропочкам идет быстрыми шажками, длинным хвостиком трясет, догадайтесь сами (трясогузка)

Черный, проворный, кричит: «Крак!» Червякам-враг! (грач)

У соловья звонкий голос – он звонкоголосый, у грача черные крылья – он чернокрылый, у ласточки белая грудка – она белогрудая, у трясогузки тонкий хвост – она тонкохвостая, у скворца желтый клюв – он желтоклювый, у кукушки громкий голос – она громкоголосая.

После выполнения задания дети получают шестой ключ, «вставляют» в замок.

Воспитатель: Ребята, а седьмой ключ находится вот где.

Там творим мы и рисуем,

Лепим клеим и малюем!

Дети: Это изостудия!

Воспитатель: Правильно детки!

Давайте пройдем в изостудию и узнаем следующее задание.

(дети с воспитателем проходят в изостудию и выполняют задание).

Ребята, скажите, вам понравилось сегодня выполнять задания гнома Грамотея? Что больше всего понравилось? С выполнением какого задания у вас возникли трудности?

Вы все молодцы! С вашей помощью можно открывать любые замки! И, как говорится в народе: «Сова – умная голова». Вот таких сов гном Грамотей хочет подарить вам на память, так как вы действительно достойны такой награды! (Дети награждаются шапочками магистров).


Тема : Гласный звук «У» . Буква У.

Цели : способствовать развитию звуко - буквенного анализа, фонематического слуха;

познакомить детей с гласным звуком «У» и его условным обозначением - квадрат красного цвета;

развивать логическое мышление;

познакомить с буквой У как письменным обозначением звука «У» ,

воспитывать интерес к звуковой стороне речи.

Оборудование : предметные картинки (арбуз, автобус, аист, облако, осы, ослик, красные квадратики, карточка с буквой У, счетные палочки, коробка, игрушки (утка, удочка, улитка, утюг) .

Ход занятия.

  1. Организационный момент.

Перед началом занятия кладу на стулья предметные картинки.

Ребята, рассмотрите картинки. Сначала сядут те дети, у которых названия картинок начинаются со звука «А» , потом - те, у кого названия начинаются со звука «О» и т.д.

(Дети называют картинки - буквы и садятся).

  1. Актуализация знаний.

Как называются звуки, которые можно пропеть, прокричать? (гласные звуки) .

Гласные звуки умеют

Громко кричать и стонать,

Петь, завывать и баюкать,

Но не шипеть и журчать.

Каким цветом обозначаются гласные звуки на схеме? (красным) .

Игра " Назови слово". В окружающей обстановке дети находят предметы, в названиях которых звучит У. (Например : стул, Кукла и т. д)

III. Изучение нового материала.

Ребята, сегодня утром я сходила на почту и получила посылку для вас (Показываю коробку) . Чтобы узнать, что в ней, отгадайте загадки.

По полотняной стране,

По реке Простыне,

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь -

Ни морщинки не видать.

Утюг

Две антенны на макушке

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет.

Улитка.

Весь день на воде,

А водой не насытится.

Утка.

Кафтан на мне зеленый,

А сердце, как кумач;

На вкус, как сахар, сладок,

А сам похож на мяч.

Арбуз.

Когда все предметы вынуты из коробки, я говорю детям :

У - у - утюг, у - у- улитка, у - у - утка, у - у - удочка - назовите первый звук в этих словах (звук «У» ).

Давайте вместе произнесем этот звук. Как вы считаете, какой он - гласный или согласный? Почему вы так думаете? (звук «У» гласный, он произносится плавно, протяжно. Воздух, выходящий изо рта, не встречает преград).

Каким цветом мы будем обозначать звук «У» на схеме? (красным)

Давайте вспомним, звуки мы что делаем? (слышим и произносим)

У каждого звука есть свой письменный знак - буква. Букву мы что делаем? (видим и пишем) .

Звук «У» обозначается буквой У (показываю) .

Посмотрите на букву У. Из скольких палочек она состоит? (из двух) .

Обратите внимание, что одна палочка - длинная, а другая - короткая.

С какой стороны прикреплена маленькая палочка к большой (с левой стороны) .

Давайте пропишем букву У в «воздухе» .

А теперь достаньте из контейнера по две палочке и сложите букву У у себя на столе (дети выполняют задание) .

Проведите указательным пальчиком по этой букве.

Какую букву вы сложили?

А сейчас немного отдохнем.

  1. Физкультминутка: "Мы охотники". проводит Глеб
  1. Закрепление материала.

Чтение слогов А-У; У-А по разрезной азбуке большого формата, индивидуальным разрезным азбукам. Составление схем слов Ар-буз.

Методика составления слова Ау.

Дети, давайте поиграем. Представьте себе, что мы вошли в лес. Одни дети зашли за деревья и не видят, где другие. Это будут девочки. Вот они посоветовались между собой и решили позвать мальчиков. Крикнем хором : АУ. Еще раз! Молодцы! Мальчики услышали девочек и отвечают им : Аууу.

Слово ау очень короткое, но очень нужное : многих людей из беды выручило.

Воспитатель произносит слово, интонационно подчеркивая каждый звук, выставляя буквы на полотно азбуки.

Проведём звуковой анализ слова: "Труба"

Какой первый звук? Глеб напиши этот звук в первый домик- клеточку.

Затем воспитатель произносит слово с интонационным выделением второго звука. Дети повторяют.

Лера напиши рядом с первым звуком во втором квадратике второй звук "Р".

Какой звук живет в первой клеточке? Во второй? Следующий звук...

Если я произнесу звуки друг за другом, плавно, то прочитаю слово.

Дидактическая игра " Телеграф". Воспитатель произносит одно-, двухсложные слова, например : дом, сад, лед, мама, рама, и т.д., а вызванный ребенок отхлопывает в ладоши количество слогов в слове- передает дальше слово по телеграфу". (по цепочке) .

Послушайте и назовите первый звук в словах:

Уши, улитка, утюг, утка, улица.

Какой звук вы слышите в начале каждого слова?

Правильно, слышится звук «У». Это звук гласный, он поется и мы, когда его произносим не чувствуем преграды. Посмотрите на картинку: едет поезд и дает гудок «УУУУ ».

  1. Артикуляция звука.

Давайте вместе произнесем звук «У» , нужно губы вытянуть трубочкой.

Губы трубочкой потянем

И нисколько не устанем. (Произносят индивидуально и хором, с разной силой голоса - тише, громче.)

- Повторите за мной стихотворение:

Утки плавают в пруду,

Ищут там себе еду.

Какой звук слышите в стихотворение чаще других?

Посмотрите на картинки внимательно и назовите их.

Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука «У».

Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук «У».

  1. - Задание выполнили. Вспомните, каким цветом обозначаем гласные звуки и буквы. Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок - это символ звука «У».
  2. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук «У»:

а, у, о, а, у, и, а,у, у, а.

  1. Игра «Один-много».

Я буду называть предмет, а вы много. (Например: стол-столы).

Улитка, утюг, ухо, уж, ус, улица, улыбка.

  1. Знакомство с буквой «У» .

Послушайте стихотворение:

«У» - сучок.

В любом лесу

Ты увидишь букву «У».

Посмотрите, вот буква «У». (Выставляется карточка с изображением буквы «У»).

Почему мы обозначаем её красным цветом, кто мне скажет?

Потому что звук «У» гласный и мы обозначаем его красным цветом.

Выкладывание буквы «У» из палочек.

Сколько вам понадобилось палочек?

Итог занятия, оценка детей.

Ребята, вспомните с каким звуком мы сегодня познакомились на занятии?

С какой буквой?

Каким цветом обозначаем?

Что понравилось больше всего?

Молодцы, хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.

Занятие подготовила и провела педагог Пензина А.Г.

Программные задачи.

1. Продолжать учить детей различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки, качественно их характеризовать.

2.Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, обобщать знания о звуковом составе слова.

3.Закреплять умение детей называть слова с заданным звуком, интонационно его выделять.

4. Развивать слуховое внимание.

5. Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей.

Материал.

Карточки для определения звука по артикуляции, иллюстрации для звукового анализа слов, фишки красного и синего цвета.

Ход занятия

1. Вступительная часть.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня к нам пришли гости. Покажем им, что мы умеем и чему научились. А прежде вспомним правило, которое помогает нам красиво говорить.

Говорим всегда красиво, четко и неторопливо

Плавно, громко говорим и, конечно - не спешим.

Воспитатель : Ребятки, присядем на свои места.

2. Основная часть

Воспитатель: Чем отличаются буквы от звуков?

Ответ: Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим, пишем и читаем.

Воспитатель: Поможем нашим язычкам правильно произносить звуки. Разомнем его.

Угадайте, какой звук показывает девочка на картинке.

(Дети угадывают звук по артикуляции: А, О, У, И, Ы, Э.)

Воспитатель: Ребята, давайте покажем, как мы умеем выделять звуки из слов и давать им характеристику. Для этого каждый из вас сейчас назовёт своё имя, скажет, какой первый звук и возьмёт букву нужного цвета.

Меня зовут Инна. В моём имени первый звук [И]. Он гласный, поэтому я возьму букву красного цвета.

Воспитатель: Молодцы, все справились.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая красивая гирлянда на нашей доске.

Это гирлянда не простая

Она, ребята, слоговая.

Слоги могут

В слова превращаться,

Если с ними

Уметь обращаться.

Пропущу я тех вперёд

Один ребенок выполняет на доске, остальные самостоятельно на своих местах к слогу, который напечатан на слоговой гирлянде, находит свою пару, чтобы получилось слово (зи-ма, са-ни, ме-тель, мо-роз).

Воспитатель: А теперь немножко отдохнем. Выходим на коврик.

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(Наклоны вперёд и назад.)

Разминаем руки, плечи,

Чтоб сидеть нам было легче,

И совсем не уставать.

(Рывки руками перед грудью.)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(Вращение головой.)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

(Дети садятся за парты.)

Воспитатель: Ребята! Мне нужна помощь. Перепутались слова.

Неизвестно, что случилось, только буква - озорница,

Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нем.

И вот что из этого получилось. А вы подумайте, все ли правильно.

1) На прогулку мы пойти хотели

Т апочки на головы надели. (Шапочки.)

2) Десять долгих дней подряд

Айболит леп ил ребят. (Лечил.)

3) Та чки по небу плывут,

Люди зонтики берут. (Тучки.)

4) Чтоб добежать до сада,

Наду ть сапожки надо. (Надеть.)

5) Тихо сумерки ложились

К ошки в воздухе кружились... (Мошки.)

Вот видите, что получается, если в слове перепутать буквы.

Воспитатель: Ребятки, послушайте внимательно:

Вот сколько на К я сумею назвать:

Кастрюля, кофейник, коробка, кровать,

Корова, квартира, картина, ковер,

Кладовка, калитка, комод, коридор…

Ой, хватит! И буква ведь может устать!

Воспитатель: Назовите слова со звуком К (К’), которые запомнили. Давайте все вместе повторим это стихотворение (повторение 2-3 раза, с целью заучивания).

Воспитатель: Ребята, посмотрите какие у меня есть картинки (шар, слон, книга). Сколько слов в слове шар? Какая первая буква? Гласная, согласная, Твердая, мягка? Расставляются фишки разного цвета, соответствующие звукам.

Проводиться слоговой и звуковой анализ всех слов.

3. Рефлексия

Воспитатель: Ребятки, вы все молодцы, справились со всеми зданиями. В благодарность, буквы нам дарят замечательную книгу, которую мы с вами позже прочтем.

Какие задания вам понравились больше всего?

Какие вам показались трудными?

Программные задачи: закрепить представления детей о некоторых гласных и согласных буквах; ; способствовать освоению правильной позы для письма; развивать умения дифференцировать на слух и в произношении близкие в акустическом и артикуляционном отношении согласные звуки, понимать отношения между словами (антонимия), интерес к звучащему слову, мышление, речь, мелкую моторику рук; воспитывать интерес к языку и речи как явлениям действительности, нравственные качества (настойчивость в достижении цели, эмпатию).

Материал и оборудование: карточки с изображениями: трубы, ведра, ключей, рогов, петуха, шкафа, совы, стрекозы, снегирей, карандаша, ершей, скворцов, букв (Ф, Т, О, Г, С, Ж); карточки, с одной стороны которых изображение буквы, а с другой - цифры, 2 письма, воздушный шар, 4 конверта, игрушечный медведь, мольберт, заводной поезд, книга, изображение Золушки из 4-х частей, муляж дерева, игрушечная птичка, «волшебная» палочка, пособие «Моё настроение», костюм Золушки для взрослого, аудиозапись таинственной музыки, по количеству детей: 2 карточки (с изображением радостного и грустного лица), листы бумаги с узорами из точек, ручки.

Ход занятия

Воспитатель (В.). Ребята, нам пришло письмо (показывает). Давайте узнаем, от кого оно (открывает письмо и читает).

«Здравствуйте, ребята! Через несколько дней во дворце состоится бал. Никогда мне ещё не приходилось бывать на балу, но я очень мечтаю туда попасть. Я много раз представляла, как буду танцевать в красивом платье с принцем… Помогите мне, пожалуйста!»

Ребята, мы же никогда никого не оставляли в беде. Поможем? (Да.) Только, кто же написал это письмо, кому нужна наша помощь? Чтобы узнать это, необходимо выполнить задания. Приступим!

Задание «Чистоговорки»

На столе лежат карточки с изображениями: трубы, ведра, ключей, рогов, петуха, шкафа, совы, стрекозы, снегирей, карандаша, ершей, скворцов. Воспитатель произносит начало чистоговорки, а дети, глядя на карточки, выбирают подходящую, называют её, а затем проговаривают чистоговорку полностью.

Па-ба-ба - у Пети есть… (труба).

Ро-ро-ро - на полу… (ведро).

Чи-чи-чи - звенят мои… (ключи).

Ка-га-га - у козы… (рога).

Ха-ха-ха - не поймать нам… (петуха).

Аф-аф-аф - мы поставим в угол… (шкаф).

Фу-ву-ву - в лесу видели… (сову).

Су-зу-зу - мы поймали… (стрекозу).

Ри-ри-ри - на ветках… (снегири).

Аш-аш-аш - у Саши… (карандаш).

Жи-ши-ши - в реке живут… (ерши).

Цы-цы-цы - летят на юг… (скворцы).

Затем воспитатель обращает внимание на появившийся у двери воздушный шар, к нитке которого привязан конверт. В нём - часть изображения.

В. Ну, а теперь пришёл черёд

Сыграть в игру, где всё наоборот.

Игра «Скажи наоборот»

Воспитатель называет слово и просит детей подобрать к нему слово противоположного значения.

Чёрный - белый.

Высоко - низко.

Опускать - поднимать.

Хороший - плохой.

Плакать - смеяться.

Левый - правый.

Открывать - закрывать.

Потерять - найти.

Начало - конец.

В. С этим заданием вы тоже справились, молодцы! (Обращает внимание на конверт в лапах игрушечного медведя.) Вот ещё один конверт.

Игра «Узнай и покажи»

Воспитатель загадывает букву:

— Какая буква стоит подбоченясь? (Буква Ф.)

— Какая буква пугалом в огороде торчит? (Буква Т.)

— Какая буква похожа на бублик? (Буква О.)

— Какая буква подъёмным краном «работает»? (Буква Г.)

— Какая буква умеет свистеть? (Буква С.)

— Какая буква жужжит? (Буква Ж.)

После отгадывания буквы демонстрирует карточку с её изображением. Дети показывают её по одному и в парах.

В. Вы справились с непростым заданием. (Въезжает заводной поезд, в вагончике которого - конверт.) Вот ещё конверт. Разгадка близка, осталось совсем немного.

Задание «Буквы, по местам

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку карточки, с одной стороны которых изображение букв, а с другой - цифр. Нужно расположить буквы по порядку, который подскажут цифры на обратной стороне карточки, и прочесть слово.

3 1 2
К Л У
ЛУК
2 3 1
О С Н
НОС

В. Ещё одно задание позади. Молодцы! А вот и конверт (достаёт его из книги).

Физкультминутка

В. Теперь у нас все части изображения, соберём их и узнаем, кто прислал нам письмо. (Дети складывают изображение Золушки.)

Входит Золушка.

Золушка. Дорогие ребята! Вы догадались, кто я? (Золушка.) Верно. Мачеха с сёстрами уехали на бал. Ах, как же мне хочется хоть одним глазком посмотреть на дворец и принца… Вы поможете мне попасть на бал?

В. Ребята, вы хотите, чтобы мечта Золушки сбылась? (Да.) Тогда выполним последнее задание. Но сначала сделаем разминку.

Пальчиковая гимнастика «Слова»

Раз и два, раз и два! -

Сложим мы из букв слова.

(Сгибать и разгибать пальцы обеих рук.)

«Солнце» - слово лучистое,

(Раздвинуть пальцы рук в стороны.)

«Лев» - слово пушистое.

(Соединить большой, средний и безымянный пальцы, слегка приподнять согнутые указательный палец и мизинец.)

«Носорог» - слово рогатое,

(Выпрямить указательный палец, остальные пальцы согнуть.)

А «зебра» - слово полосатое.

(Соединить подушечки пальцев, округлив свод кисти.)

Упражнение «Обведи»

Воспитатель следит за качеством выполнения задания: умением правильно держать ручку, контролировать силу нажима при письме, не переворачивать лист во время работы, и напоминает, чтобы дети следили за осанкой.

После выполнения задания звучит таинственная музыка, воспитатель взмахивает «волшебной» палочкой, произнося слова:

Би-би-ди, бо-би-ди-бам -

Спеши, Золушка, на бал!

Золушка уходит, а педагог обращает внимание на муляж дерева, на котором сидит игрушечная птичка с письмом. Педагог открывает конверт и читает: «Наконец, сбылась моя мечта - я на балу! Огромное вам спасибо, друзья! Золушка».

В. Ребята, вы сегодня потрудились на славу! Я горжусь вами! Теперь возьмите карточку, которая соответствует вашему настроению в данный момент, и положите её в нужный кармашек.

Воспитатель передаёт каждому ребёнку по 2 карточки (с изображением радостного и грустного лица). Если ребёнку занятие понравилось и настроение у него хорошее, то он кладёт соответствующую карточку в кармашек с изображением весёлого человечка, а если не понравилось и настроение плохое, то карточку с грустным лицом в кармашек с грустным человечком.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей 6-7 лет подготовила Е. Томашева

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...