Образовательная ситуация по фгос. Цель образовательных развивающих ситуаций в воспитательно-образовательном процессе доу

В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
в раннем возрасте (1 год - 3 года)
- предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
- экспериментирование с материалами и веществами;
- общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого;
- самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.);
- восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок;
- двигательная активность
для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет)
- игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры,
- коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками),
- познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)
- восприятие художественной литературы и фольклора
- самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице)
- конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумага, природный и иной материал, изобразительная (рисование, лепка, аппликация)
- музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах)
- двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Схема развития любого вида деятельности такова:
сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым,
затем в совместной деятельности со сверстниками
и становится самодеятельностью.

Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей - наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
В обстановке, ориентированной на ребенка, дети:
. делают выбор;
. активно играют;
. используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
. работают все вместе и заботятся друг о друге;
. отвечают за свои поступки.

Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение.

Как продемонстрировать детям свое уважение
. Всегда называйте детей по имени.
. Говорите индивидуально с каждым ребенком так часто, как это только возможно.
. При разговоре находитесь на одном уровне с ребенком: опускайтесь на корточки или садитесь на низкий стул.
. Слушайте, что говорит вам ребенок, и отвечайте ему.
. Если вы пообещали детям, что вы что-то сделаете для них позднее, не забудьте сделать это.
. Выражайте искреннее восхищение результатами работы детей.
. Дайте детям возможность рассказывать другим о своей работе и своих интересах.
. Используйте идеи и предложения детей и благодарите их за помощь

Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей

Партнерская позиция воспитателя предполагает принятие демократического стиля отношений, а не авторитарного, сопряженного с учительской позицией.
Девиз партнёрского общения: «Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».

Проявление партнерской позиции воспитателя
на разных этапах непосредственно образовательной деятельности

Этапы непосредственно образовательной деятельности
Характеристика действий
1. Начальный этап деятельности Воспитатель приглашает к деятельности - необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь по удобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».
Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.
2. В ходе процесса деятельности Воспитатель задает развивающее содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результате детей; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное обращение, провоцирует взаимные оценки, обсуждение возникающих проблем.
3. Заключительный этап деятельности Каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. «Открытый конец» деятельности
Характеристиками организации непосредственно образовательной деятельности в форме партнерской деятельности взрослого с детьми являются:
1) включенность взрослого в деятельность наравне с детьми;
2) добровольное присоединение детей к деятельности (без психологического и дисциплинарного принуждения);
3) свободное общение и перемещение детей во время непосредственно образовательной деятельности (при соответствующей организации пространства);
4) открытый временной конец непосредственно образовательной деятельности (каждый работает в своем темпе)

В самом начале подобной организации непосредственно образовательной деятельности с детьми надо сразу договориться об общих правилах поведения в группе: «Не хочешь сегодня (сейчас) делать это с нами, займись потихоньку своим делом, но не мешай другим».
Если воспитатель правильно подбирает содержания для занимательной деятельности с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нем детей просто не возникает.
То, что предлагает делать взрослый, ребенку обязательно должно быть нужно и интересно. Осмысленность для ребенка предлагаемой взрослым деятельности - главный залог развивающего эффекта.

Главным принципом воспитательной работы с дошкольниками (не говоря уже о детях раннего возраста) должен быть принцип заинтересованности ребенка.
В дошкольном возрасте непосредственная мотивация обусловливается прежде всего потребностью в новых впечатлениях.
Потребность в новых впечатлениях - это базовая потребность ребенка, возникающая в младенческом возрасте и являющаяся движущей силой его развития. На следующих этапах развития эта потребность преобразуется в познавательную потребность различных уровней.
Данная форма деятельности (как и традиционные учебные занятия) вводятся в распорядок дня и недели детского сада. Для воспитателя это обязательные и спланированные действия.
При этом, решая задачи развития самостоятельности детей, продукты самостоятельной деятельности необходимо оценивать чаще и выше, чем продукты совместной деятельности, обращая внимание взрослых - «Посмотрите, это ребенок сделал сам!».

Примерные формы организации
непосредственно образовательной деятельности

Детская деятельность Примеры форм работы
Двигательная *Подвижные игры с правилами *Подвижные дидактические игры *Игровые упражнения * Соревнования *Игровые ситуации *Досуг *Ритмика *Аэробика, детский фитнес *Спортивные игры и упражнения *Аттракционы *Спортивные праздники *Гимнастика (утренняя и пробуждения) *Организация плавания
Игровая *Сюжетные игры * Игры с правилами *Создание игровой ситуации по режимным моментам, с использованием литературного произведения *Игры с речевым сопровождением *Пальчиковые игры *Театрализованные игры
Изобразительная
и Конструирование *Мастерская по изготовлению продуктов детского творчества *Реализация проектов *Создание творческой группы *Детский дизайн *Опытно-экспериментальная деятельность *Выставки *Мини-музеи
Восприятие художественной литературы и фольклора *Чтение *Обсуждение *Заучивание, рассказывание *Беседа *Театрализованная деятельность *Самостоятельная художественная речевая деятельность *Викторина *КВН *Вопросы и ответы *Презентация книжек *Выставки в книжном уголке *Литературные праздники, досуг
Познавательно-исследовательская *Наблюдение *Экскурсия *Решение проблемных ситуаций *Экспериментирование *Коллекционирование *Моделирование *Исследование *Реализация проекта *Игры (сюжетные, с правилами) *Интеллектуальные игры (головоломки, викторины, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, шарады) *Мини-музеи *Конструирование *Увлечения
Коммуникативная *Беседа. Ситуативный разговор *речевая ситуация *Составление и отгадывание загадок *Игры (сюжетные, с правилами, театрализованные) *Игровые ситуации *Этюды и постановки *Логоритмика
Самообслуживание и элементарный бытовой труд *Дежурство *Поручения *Задания *Самообслуживание *Совместные действия *Экскурсия *Реализация проекта
Музыкальная *Слушание *Импровизация *Исполнение *Экспериментирование *Подвижные игры (с музыкальным сопровождением) *Музыкально-дидактические игры

Воспитатель придерживается следующих правил. Не нужно при первых же затруднениях спешить на помощь ребенку, полезнее побуждать его к самостоятельному решению; если же без помощи не обойтись, вначале эта помощь должна быть минимальной: лучше дать совет, задать наводящие вопросы, активизировать имеющийся у ребенка прошлый опыт.
Всегда необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных, инициативных действий.
Задача развития данных умений ставится воспитателем в разных видах деятельности. При этом воспитатель использует средства, помогающие дошкольникам планомерно и самостоятельно осуществлять свой замысел: опорные схемы, наглядные модели, пооперационные карты.
Воспитатель внимательно наблюдает за развитием самостоятельности каждого ребенка, вносит коррективы в тактику своего индивидуального подхода и дает соответствующие советы родителям.
Воспитатель своим примером побуждает детей к самостоятельному исследовательскому поиску ответов на возникающие вопросы: он обращает внимание на новые, необычные черты объекта, высказывает догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположение и их проверку.

Заключение
На настоящий момент необходимо акцентировать внимание на следующих принципах работы с детьми:
- уход от жестко регламентированного обучения школьного типа;
- обеспечение двигательной активности детей в различных формах;
- использование многообразных форм организации обучения, включающих разные специфически детские виды деятельности;
- обеспечение взаимосвязи непосредственно образовательной деятельности с повседневной жизнью детей, их самостоятельной деятельностью (игровой, художественной, конструктивной и др.);
- использование цикличности и проектной организации содержания образования;
- создание развивающей предметной среды, функционально моделирующей содержание детской деятельности и инициирующей ее;
- широкое использование методов, активизирующих мышление, воображение и поисковую деятельность детей;
- широкое использование игровых приемов, игрушек; создание эмоционально значимых для детей ситуаций;
- обеспечение ребенку возможности ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учиться у него (а не только у взрослого);
- выделение в качестве ведущей в образовательном процессе диалогической формы общения взрослого с детьми, детей между собой, что обеспечивает развитие активности, инициативности ребенка, формирует уважение и доверие к взрослому;
- формирование детского сообщества, обеспечивающего каждому ребенку чувство комфортности и успешности.

Образовательные ситуации в воспитательно-образовательном процессе

Стержневое личностное качество – самостоятельность.Самостоятельность проявляется вдетских видах деятельности. Сама деятельность не развивает, все зависит от того, какую позицию занимает в ней ребенок, т.е.субъектную.

Как научить маленького ребенка думать?

Очевидно, что научить этому можно лишь в ситуации, требующей осмысления. Осознание трудностей, невозможность разрешить их привычным путемпобуждают ребенкак активномупоискуновых средстви способов решения.

Процесс познания в дошкольном возрасте происходит эмоционально-практическим путем. Ребенок – маленький исследователь, стремится к активной деятельности.

Для детей 4 года жизни характерны РС с гуманистическим содержанием

«Наш зайчик поранил лапку»

«У мишутки разболелось горлышко»

«Найдем друга котенку Пуху»

«Успокоим и обогреем зайку»

т.е. в ситуациях обсуждать проблему, высказывать своипредположения, помогать «попавшим в беду» игрушкам;

Воспитательно-образовательные задачи – умение дружить;

Ориентироваться при травме;

Проекция на взаимопонимание со сверстниками;

Культурно-гигиенические навыки;

Эмоциональное благоприятное состояние в группе.

Дети 5-ти лет – почемучки – охотно сотрудничают со взрослыми, стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми.

Воспитатель насыщает жизнь РС, в которых детямнеобходимо самостоятельно применить освоенные приемы(определить влажный или сухой песок, годится ли он дляпостройки, отобрать брусочки такой ширины, чтобы по нимпроезжала машина…)

Ребенок способен устанавливать простейшие связи и отношениемежду объектами и это пробуждает интерес к окружающему миру.

Правило : не делай за ребенка то, что он в состоянии делатьсамостоятельно ! (но исходить из реального уровня умений, которые могут значительно различаться у разных детей) одномуребенку нужно – напоминание; другому – показ; третьему –совместное действие с ребенком.

В 5 лет наблюдается пробуждение интереса к правиламповедения. Главное для воспитателя в этом возрасте – предвидетьпоступки детей и заблаговременно ориентировать их направильное поведение.

Дети проявляют интерес к поступкамсверстников, их делам.

РС для установления связей между поведением в группесверстников и ответным отношением других детей.

  • Почему Сережа вышел из игры

При одевании на прогулку – устанавливается связь между назначением предмета и их строением и материалами, их которых сделаны.

  • На улице идет дождь. Как мы дойдем до веранды и не намочим головы? – Наденем капюшон – он непромокаемый.
  • На улице – ветер. Что защитит нас от ветра? – Манжеты – не дают ветру задувать в рукава.

Пролили воду на рисовании или в столовой – какую тряпочку выберем? – Из ткани, которая хорошо впитывает воду.

Воспитатель спрашивает детей – Как ты узнал?

Ребенок отражает в речи способ практического действия.

Высшей формой самостоятельности старшего дошкольника является творчество .

Этому способствует создание творческих РС в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество.

Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольниками возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и формы воплощения.

Как воспитатель побуждает детей к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы:

§ Обращает внимание на новые, необычные черты объекта, строит догадки, обращается к детям за помощью, нацеливает на экспериментирование, рассуждение, предположения;

§ В группе постоянно появляются предметы, побуждающие к проявлению интеллектуальной активности (таинственные письма-схемы, детали каких-то устройств, сломанные игрушки, нуждающиеся в починке, зашифрованные записи, посылки из космоса…

Разгадывая загадки, заключенные в таких предметах, дети испытывают радость открытия и познания.

  • Почему это так происходит?
  • Что будет, если…?
  • Как это изменить, чтобы…?
  • Из чего мы это можем сделать?
  • Можно ли найти другое решение?
  • Как нам об этом узнать?

Подобные вопросы постоянно присутствуют в общении воспитателя со старшими детьми.

Педагог творчески конструируетобразовательный процесс, единицей которогоявляется образовательная развивающая ситуация.

Классификация развивающих ситуаций

(исходя из основного характера деятельностидетей)

  • исследовательские (или поисковые)- в ходе которых осуществляется постановка проблемы, выдвижение и проверкагипотез по поводусредстви способов её решения;
  • коммуникативно — диалоговые , дискуссионные – в ходе которых генерируются идеи по поводу решения поставленнойпроблемы, их обосновываютс помощью тех или иных аргументов, выявляются и сопоставляютсяразные точки зрения, проводится рефлексия;
  • игровые , моделирующие в предметно- содержательном (имитационно-игровом) и социально- психологическом (ролевом) планах – в ходе которыхпроисходит творческий перенос полученных представленийв новые условия.

Для усиления интереса к занятиям, которые содержатьсяв РС, им зачастуюпридают игровой характер. В этом случае детям предлагают занять активную ролевую позицию (игровой сюжет ситуаций выбирается в зависимости от склонностей детей):

  • изобретателей- особых машин, правил, приспособлений, правил, законов.
  • исследователей – которые делятся с присутствующими результатами своих изысканий;
  • интервьюеров – выясняют что-либо, задавая соответствующие вопросы;
  • актеров, играющих роль того или иного животного (с его повадками, средой обитания, образом жизни) или предмета (учитывая его производство, способы употребления);
  • экскурсоводов по музеям, выставкам;
  • волшебников – «отменяющих» те или иные свойства предметов, закономерностей, явлений;
  • писателей, дрессировщиков, представителей разных профессий;
  • школьников, изучающих тот или иной предмет.

Для того, чтобы объяснить, показать ребенку нечто новое, важно, чтобы транслируемые детям средства и способы взаимодействия с миром, воспринимались ими с готовностью и эмоционально, вызывали интеллектуальные эмоции .

Этого можно добиться, если прежде, чем воспринимать новую информацию, ребенок уяснит ее необходимость для себя, у него появится мотив собственной деятельности, некий ее замысел (он может возникнуть «в ответ» на замысел взрослого, а может отличаться от него). Для этого в образовательном процессе целесообразно разворачивать, включая в него РС разного типа :

· В начале организуется ВВОДНАЯ, МОТИВАЦИОННАЯ РС, побуждающая ребенка к самостоятельному поиску решения возникшей задачи. Важно, чтобы в ходе этой РС у ребенка сложился замысел его деятельности (чтобы он не оказался лишь исполнителем чужого замысла). Вслед за этим создаются условия для проведения детьми соответствующих самостоятельных экспериментальных исследований или для поиска информации. Зачастую в такой предварительной поисковой работе участвуют и родители, выполняя задания, которые они получают в детском саду.

· После таких самостоятельных попыток, которые дети предпринимают, чтобы найти решение поставленной задачи, создается РС – ООБСУЖДЕНИЯ (выявление и сопоставление разных точек зрения, подбор и предъявление аргументов для их доказательства…),

· а затем РС – РЕФЛЕКСИИ получившихся результатов (диалог, дискуссия) в ходе выясняются, какие средства и способы были использованы, удалось ли с их помощью решить задачу, какие из них оказались наиболее эффективны.

Создавая «рефлексивную ситуацию», взрослый «разрывает», останавливает естественный ход процесса, «текущего автоматически», с тем, чтобы дать ребенку возможность различить себе и то действие, которое он совершил, осуществил.

Затем взрослый помогает ребенку зафиксировать эту остановку и сам остановленный процесс:

посмотрим, что здесь происходит…

было вот как, а стало…

Что изменилось? Почему? Что ты для этого сделал? Как ты сделал?

Повтори (зафиксировать произведенные действия в схемах, рисунках)

Ты всегда так делаешь? У тебя всегда так получается? Это твое правило?

Ты думаешь надо поступить именно так, или можно как-то по-другому? Как другой (называется конкретное знакомое лицо ребенку) поступил бы в этой ситуации?

· И, наконец, организация ОБОБЩЕНИЯ объективного содержания и отчуждения от него, «освобождение от субъективной пристрастности к нему».

Для этого создаются РС со следующими вопросами:

Как ты думаешь, если мы повторим наши действия (назвать конкретные действия), получится тоже самое? Так всегда бывает?

Почему так получается? Какой закон здесь действует? Все поступают (действуют) так же как и ты, или каждый делает по-своему, по-другому? У любого человека получилось бы именно так в этом случае?

РС – планируется и организуется воспитателем в любое время в режиме дня, длится от 3-5 до 10 минут в зависимости от возраста детей.

Предполагается возможность и необходимость повтора одной и той же ситуации с разными подгруппами детей.

Как? – с помощью РС.

Проигрывание ситуаций

Ситуация: Письмо то жирафа . Пришло письмо в большом конверте, на нем много штампов.

Как к нам добралось письмо? (может по морю плыло, может на самолете.……. др. варианты)

От кого же письмо?(…………от жирафа )

Жираф хочет попасть на новогоднюю ёлку, посмотреть на снег, т.к. никогда его не видел

Что же делать как быть?

- (Пригласить в гости) но он житель теплой страны, а у нас сейчас зима и холодно, что может с ним случиться (простыть, заболеть……)

Что же делать?

Проблема решается в зависимости от целей воспитателя (выслушиваются и принимаются все ответы детей, но подводятся к определенной деятельности в зависимости от целей воспитателя)

Можно нарисовать новогоднюю елку и зимний пейзаж жирафу и отправить по почте; послать жирафу теплое одеяло, чтобы он не заболел в пути, а одеяло нарисуем используя теплые тона красок и оно будет очень теплое; и многое другое.

Ситуация: «Приглашение на выставку картин»

Художник из Москвы привез свои картин, но ему пришла срочная телеграмма и он вынужден уехать. Картины показать просил меня и билеты на выставку тоже оставил мне. Билеты не простые их можно получить за знания – знание теплых тонов красок (мальчики), и холодных (девочки)

Пришли на выставку,а вместо картин недорисованные фигуры (кусочки наклеенной ткани). Что же случилось? Где картины? Ответы детей. Звучит магнитофонная запись из которой ясно, что картины заколдовал злой волшебник Вальтасар, а расколдовать их может настоящий художник. Что же делать? Художник то уехал. Ответы детей….. дорисовать их.

Дети дорисовывают картины, дают им названия.

Ситуация с пропавшей краской.

Надо нарисовать ель, а зеленой краски нет, в палитрах имеются все цвета, кроме зеленого. Что делать?(Смешать краски синюю и желтую).

Этапы постановки и решенияразвивающих ситуаций:

1. постановка, формулирование проблемы;

2. выдвижение предположений и гипотез;

3. выбор, проверка, обоснование гипотез;

4. подведение итогов, рефлексия, вывод.

Для того, что быправильно поставить и успешно решить проблему, необходимо разделить деятельность педагога и деятельность ребенка.

Деятельность педагога предполагает создание проблемной ситуации, формулировку проблемы, управление поисковой деятельностью детей, подведение итогов.

Деятельность ребенка включает в себепринятие проблемной ситуации, формулировку проблемы, самостоятельный поиск, подведение итогов.

Организовать поисковую деятельность помогут различные приемы , учитывающие степень самостоятельности детейи меру помощи взрослого.

Это могут быть:

Система вопросов, переформулирование условий задачи;

Наводящие задачи или задачи – подсказки;

Неправильные решения игрового персонажа;

Недосказанная история, ситуация;

Цепочка наводящих задач.

Решая проблемную ситуацию, ребеноксравнивает, сопоставляет, устанавливает сходство и различие. Анализируя проблему, ребенок учится ориентироваться в окружающем мире, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию и принимать чужую, развиваются его творческие способности.

Образовательная развивающая ситуация – форма организации детей, они бывают:

а) заранее спланированные , придуманные, с подготовленным материалом, в которой решаются воспитательно-образовательные задачи;

б) спонтанные ситуации , (связанные с жизнью детей), педагогу нужно превратить житейскую ситуацию в образовательную.

Сценарий спланированных ситуаций должен быть гибким настолько, чтобы его можно было менять в зависимости от складывающихся условий (но придерживаясь при этом поставленной цели).

Как в случае спонтанных, так и в спроектированных ситуациях необходимо совместное решение задач детьми и взрослым, их партнерские отношения во время его поиска.

Спонтанные РСнеобходимы, когда ребенку в его самостоятельной деятельностине хватаетдля решения возникшиху него задач, нужных для этого средств и способов. В такую ситуацию может включиться взрослый, с тем, чтобы помочь найти их и верноприменить. Но вначале важно датьвозможность провести самостоятельные поиски недостающих их средстви способов решения задач. Направлятьэти поиски детей можно с помощью дозированныхподсказок, которые они получаютпо мере необходимости. Взрослый может «спровоцировать» РС, специальноакцентируя вниманиедетей на тех моментах, которые могут породитьих вопросы. Помочь ребенку сформулировать этивопросы может не только взрослый, но и сказочный персонаж.

Задача педагога работающего с дошкольниками — способствовать развитию познавательной активности, любознательности, самостоятельности. Все эти качества стимулируются благодаря насыщению педагогического процесса познавательными задачами, расширению круга объектов познания.

Как? – с помощью РС.

Для чего мы используем РС?

Используя РС, педагог имеет возможностьвести ребенка не к знанию, а к познанию — ребенок сам добывает знания, познает мир .

Где используем образовательные РС?

Образовательные ситуации могут быть использованы на протяжении всего образовательного процесса, будь то организованная или совместная деятельность, и даже для организации самостоятельной деятельности детей, поэтому воспитательно-образовательный процессможно представить как системную совокупность развивающих ситуаций.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Семинар на тему: «Особенности образовательной деятельности» «Образовательная ситуация» Выполнила: Евдокимова Елена Александровна воспитатель средней группы МБОУ СШ №7 Филиал «Детский сад №10 «Улыбка» 2016г.

В соответствии с ФГОС обучение детей дошкольного возраста осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности. Организованная образовательная деятельность соединяет в себе различные виды детской деятельности: Игровую; Познавательно-исследовательскую; Двигательную; Художественно-эстетическую.

В ФГОС термин «занятие» сохраняется только по отношению к музыкальным занятиям и физкультурным. В качестве основной единицы педагогического процесса детского сада может быть выделена - Образовательная ситуация - это такая форма совместной деятельности педагога и детей, которая планируется и целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

Образовательная ситуация - это специальное проектирование и использование педагогом спонтанно возникающих в педагогическом процессе ситуаций с целью решения образовательных задач в разных видах образовательной (непосредственной организованной образовательной деятельности, режимных моментах, самостоятельной деятельности детей) и детской деятельности (познавательной, игровой, музыкальной, изобразительной, коммуникативной, театрализованной, чтении художественной литературы и т.д.).

Образовательная ситуация протекает в конкретный временной период образовательной деятельности. Особенностью образовательной ситуации является появление образовательного результата (продукта) в ходе специально организованного взаимодействия воспитателя и ребенка. Такие продукты могут быть как материальными (рассказ, рисунок, коллаж, поделка и т.д.), так и нематериальными (новое знание, образ, идея, отношение, переживание). Ориентация на конечный продукт определяет технологию создания образовательных ситуаций. В образовательной ситуации происходит освоение содержания обучения и способов учебной деятельности.

Параметры для характеристики Образовательные ситуации в организованной образовательной деятельности Направленность на решение образовательных задач Освоение новых способов деятельности, обогащение представлений детей, их систематизация и обобщение. Продолжительность в течение дня 15 мин – млад. гр. - 10 образовательных ситуаций 20 мин – ср.гр. - 11 образовательных ситуаций 25мин - старшая гр. - 13 образовательных ситуаций 30 мин - подготовительная гр.- 15 образовательных ситуаций Характеристика образовательных ситуаций в организованной образовательной деятельности.

Форма образовательной ситуации Фронтальная и подгрупповая Позиция педагога Передача социального опыта Позиция ребенка Активность направлена на освоение социального опыта.

Виды образовательных ситуаций: игровые образовательные ситуации реально-практические условно-вербальные.

Образовательные ситуации могут быть направлены на решение задач одного из видов деятельности (например, игровой). В этом случае происходит развитие умений, необходимых для успешного осуществления конкретного вида деятельности. Преимущественно образовательные ситуации носят комплексный характер и включают задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании. Комплексный подход к построению образовательных ситуаций способствует реализации принципа интеграции образовательного процесса детского сада. Образовательные ситуации используются в организованной деятельности – требуют формирование у детей новых умений в разных видах деятельности. Могут включаться в режимные моменты – направлены на закрепление у детей имеющихся знаний и умений и применение их в новых условиях.

Образовательные ситуации могут запускать самостоятельную деятельность детей – через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения. Проблемная ситуация - состояние умственного затруднения детей, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Иначе говоря, проблемная ситуация - это такая ситуация, при которой субъект хочет решить трудные для него задачи, но ему не хватает данных, и он должен сам их искать. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта.

Проблемная ситуация специально создается путем применения особых методических приемов: Подведение дошкольников к противоречию Рассмотрение различных точек зрения Создание ситуаций выбора Провокации Проблемные задачи Таким образом, соотношение игровых и практических ситуаций зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи.

Структура образовательной ситуации в процессе организованной образовательной деятельности. Структура образовательной ситуации зависит от решаемых задач. Если образовательная ситуация проектируется в рамках одной образовательной области, ее структура соответствует данному виду деятельности. В том случае, если образовательная ситуация носит комплексный характер и включает задачи, реализуемые в разных видах деятельности на одном тематическом содержании, ее структура определяет решение задач разных видов деятельности и является более сложной. Также, такой подход предполагает и смену видов деятельности детей (стоя, сидя на ковре, за столами и пр.). Такие ситуации способствуют поддержанию непроизвольного внимания детей, предупреждают утомляемость.

С чего начинается образовательная ситуация? Образовательная ситуация как правило, имеет 3 части, которые конструирует педагог: Завязка игрового сюжета, появление предмета, его рассматривание. демонстрация предмета, вычленение его строения, связанное с назначением. Дидактический материал, у которого отсутствуют те или иные части. Выбор предмета всеми детьми, закрепление новых знаний.

В начале образовательной ситуации воспитатель вызывает у детей интерес к ее содержанию, ставит перед детьми учебную задачу и обеспечивает принятие ее. В младших группах – решается за счет использования игровых и проблемно-игровых ситуациях, сюрпризных моментов, яркого и красочного материала, игрушек. В старшем дошкольном возрасте – перед детьми ставятся проблемные ситуации, практические и познавательные задачи, требующие решения, создаются сюжетные ситуации, обеспечивающие принятие учебной задачи.

Педагогическое сопровождение процесса обучения. Педагогическое сопровождение процесса обучения обеспечивает активное участие всех детей в решении учебных задач. Умственная активность детей вызывается доступной им трудностью учебных задач, последовательностью их постановки, использованием задач проблемного характера, развитием учебно-познавательных умений, привлечение личного опыта детей, использование обследовательских и поисковых действий, заданий на сравнение, заданий творческого характера. Воспитатель направляет внимание детей на слушание друг друга, дополнение суждений, их уточнение и оценку. Все это обеспечивает участие каждого ребенка в решении учебных задач.

Завершение образовательной ситуации. Завершение образовательной ситуации требует подведение итогов, оценки детских достижений. В младших группах завершение образовательной ситуации связано с усилением эмоционального отклика детей, в старших группах воспитатель оценивает результаты учебной деятельности всех участников образовательной ситуации и отельных детей, привлекает их самих к оценке, стимулирует взаимную оценку и самооценку деятельности.


Игровые и проблемные ситуации, направленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе

Яковлева Ольга Васильевна воспитатель ГБОУ «Школа № 842», город Москва
Описание работы: Предлагаю вам игровые и проблемные ситуации для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Данный материал будет интересен воспитателям, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, родителям. Он направлен на усвоение ребенком общественных норм и ценностей, принятых в обществе, воспитание моральных и нравственных качеств.

Цель
Усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе, через игровые и проблемные ситуации.
Задачи
Научить детей видеть нравственную сторону воспринимаемых действий, событий, понимать их суть.
Дать представления о нравственной стороне человеческих отношений, опираясь на создание игровых и проблемных ситуаций.
Формировать умение обоснованно оценивать свои поступки и поступки других людей.
Воспитывать моральные и нравственные качества.

Игровые ситуации

Вежливая просьба
Цель: Знакомство детей с формами выражения просьбы, адресованными старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах.
1.Давайте поиграем в детский магазин. Света - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на "прилавке" игрушки. (Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - "пожалуйста".)
2.Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Ваня. Вика, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
3.Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
4.Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине - употреблять их.


Об уступчивости
Цель: Объяснить детям, как важно в игре и в серьезных делах не быть грубым, уступать друг другу.
1.Максим и Юля, вы хотите поиграть в шашки. Попробуйте решить, чей ход будет первым.
2.Пусть Дима будет дядей Колей, а Оля и Лена - его племянницами. Дядя Коля приехал к ним в гости. Он привез одну большую морскую звезду. Оля и Лена должны принять подарок, но не поссориться. Давайте послушаем разговор и посмотрим, как дети будут себя вести.
3.Мы все хотим посмотреть на маленького смешного щенка. Давайте сделаем это без давки, уступая друг другу.
4.Воспитатель принесла книжку с картинками. Сережа, уступи Кате. Пусть она первая посмотрит книжку. Катя, поблагодари Сережу. А может быть, стоит посмотреть книжку вместе?


Утешение
Цель: Соединить сопереживание со словесным выражением сочувствия, ввести в активный словарь ребенка слова утешения.
1.Давайте найдем слова утешения (задание дается попарно).
2.Маша прищемила палец. Ей больно. Утешьте ее.
3.Малыш ушибся и заплакал. Пожалейте его.
4.Ваня сломал машинку, которую ему подарили на день рождения. Он очень огорчился. Подумайте, как помочь Ване.
5.Поиграем в больницу. Кукла Катя больна. Медсестра сделала ей укол. Кате больно. Пожалейте ее.


Обращение к взрослому человеку
Цель: Закрепить обращение к взрослому по имени отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
1.Миша, как твое отчество? Значит, ты будешь Михаил Сергеевич - Колин сосед. Коля, представь, что ты встречаешь своего взрослого соседа в подъезде и хочешь показать ему свою новую машину. Как вы будете разговаривать? Быть вежливыми вы должны оба.
2.Пусть Оля будет детским врачом - Ольгой Алексеевной, а Маша придет к ней на прием. Поговорите между собой.
3.Пусть Коля будет Николаем Петровичем, отцом Сережи. А ты, Витя, пришел к Сереже в гости. Ты должен обратиться к Николаю Петровичу и попросить его помочь тебе и Сереже разобраться в инструкции к конструктору.

Проблемные ситуации

1.Если вы случайно толкнули кого-то или задели рукой. Ваши действия. ("Извините, я случайно вас задел. Простите, я нечаянно.")
2.Лена пришла нарядная, ей захотелось, чтобы все это сразу заметили, и с порога она громко сказала: "Посмотрите, какая я красивая, какое платье у меня, какие туфельки, ни у кого таких нет!"
Правильно ли поступила Лена, этично? И почему?
3.Кто из девочек поступил этично?
… Лена подошла к воспитателю и сказала: "Вы сегодня такая красивая!" А воспитатель подумала: "А в другие дни я, наверное, некрасивая".
… Оксана Сергеевна увидела Таню и сказала: "Ты всегда выглядишь хорошо, но сегодня особенно хорошо!"
-Спасибо, - сказала Таня, - мне очень приятно.
Хорошее о человеке надо тоже уметь правильно высказать, т.е. хвалить так, чтобы этим не обидеть человека, не забывать о тактичности.
4.Мама зовет сына: "Миша, помоги, пожалуйста, вымой посуду".
Миша отвечает: "Сейчас".
Проходит некоторое время, мама снова просит сына и слышит тот же ответ. Миша, закончив свои дела, приходит на кухню и видит, что усталая мама сама вымыла посуду.
-Ну зачем ты вымыла, - обижается сын, - я бы вымыл, немного погодя.
Как вы думаете, почему обиделась мама на сына? Если Миша был действительно занят, то что он должен был сказать? Этично или неэтично поступил Миша?
5.Сестра взяла краски брата без разрешения. Порисовала и положила на место. Пришел брат, заметил, что краски мокрые, но промолчал. Кто поступил неэтично?
6.Мой знакомый мальчик спрашивает: "Стоит ли мне возвращать игру другу, если я брал ее давно и забыл вернуть? Друг о ней уже не вспоминает". Как вы думаете, что мне посоветовать мальчику? "Долг платежом красен", - что означают эти слова?
7.Послушайте небольшой рассказ и скажите, кого из мальчиков вы считаете культурным человеком.
… Федя радовался весеннему солнцу, теплому ветерку, он вышел на прогулку. Здорово было бы сейчас поиграть в лошадки! Земля подсохла, и нет луж. Где бы взять прутик для игры? Федя огляделся вокруг и увидел маленькое деревце, посаженное кем-то осенью. За зиму оно окрепло, и сейчас почки на нем набухли, вот-вот появятся зеленые листочки. Федя подбежал к деревцу и попытался сломать веточку. Деревце гнулось, но не ломалось, а маленькая веточка надломилась. Федя недовольно махнул рукой на деревце и пошел играть с ребятами.
… Юра вышел на прогулку, сразу увидел сломанное деревце и очень огорчился. Какой же злой человек испортил эту красоту?- подумал Юра. Он вернулся домой, взял, с разрешения папы, изоленту и, соединив сломанные ветки, закрепил их лентой. Веточка со временем прижилась, зазеленела листиками, радуя прохожих, а красная ленточка на ветке осталась как напоминание о культуре людей.

Выступление для педагогов ДОО

Пьянкова Татьяна Александровна,

МБДОУ Д/с «Светлячок», г.Оса

«Ребенок воспитывается разными случайностями, его окружающими. Педагогика должна дать направление этим случайностям»
В. Ф. Одоевский

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что приходя в детский сад, ребенку очень часто приходится слушать ответы на вопросы, которых он не задавал? А в ответ на интересующий его вопрос, он зачастую слышит фразы типа «потом узнаем», «завтра спросим». И чаще всего это означает – НИКОГДА! А ведь природа ребенка устроена с точностью да наоборот! Детский сад должен стать тем местом, где учатся задавать вопросы, самостоятельно находить ответы и из которого уходят с вопросами.

А как же решение задач развития, воспитания и обучения детей спросите вы? Без сомнения, это приоритетная цель деятельности педагога детского сада. Вопрос в том, какие формы организации образовательного процесса в ДОО он выберет: традиции, проверенные опытом, или инновации, малоизвестные, но столь необходимые в современном быстроменяющемся образовании?

В качестве одной из новых форм организации образовательного процесса в детском саду может быть выделена образовательная ситуация .

Рассмотрим определения понятия образовательная ситуация, которые предлагают ученые и деятели образования.

    По определению Т.И.Бабаевой «образовательная ситуация – форма совместной деятельности педагога и детей, которая целенаправленно организуется педагогом с целью решения определенных задач развития и воспитания. Ситуация порождает результат (продукт) в ходе взаимодействия педагога и ребенка».

    А.Н.Тубельский утверждает, что «образовательная ситуация разворачивается как бы в двух плоскостях: как запуск самодвижения ребенка в направлении изучаемого содержания и как возникновение нового знания. Характер этого нового знания вполне предугадать невозможно, но оно соразмерно индивидуальности каждого и его целенаправленному усилению. При этом к педагогу, организующему и работающему именно в образовательных ситуациях, существует минимальное, но необходимое требование – допускать возможность проблематизации имеющегося у него знания новым: тем которое получено здесь и сейчас, совместно с детьми».

    В исследованиях А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцевой и других образовательная ситуация рассматривается как форма совместной деятельности педагога и детей, планируемая и целенаправленно организуемая педагогом с целью решения задач развития, воспитания и обучения в различных видах детской деятельности.

    Образовательная ситуация, по мнению В. А. Деркунской, - «это возникающая спонтанно или организуемая педагогом структурная, временная и пространственная единица образовательного процесса, предполагающая совместное решение задачи педагогом и детьми, направленная на создание ребенком образовательной продукции в соответствии с индивидуальными возможностями и субъектными проявлениями».

Таким образом, можно выделить о сновные характеристики образовательной ситуации:

Структурная единица образовательной деятельности;

Возникает спонтанно или организуется целенаправленно;

Является конкретным временным и пространственным элементом образовательного процесса;

Разворачивается как запуск субъектных проявлений ребенка в направлении осваиваемого образовательного содержания;

Предполагает совместное решение задачи педагогом и детьми;

Учитывает индивидуальность и субъектность ребенка в достижении результата (продукта) как материального (рассказ, рисунок, поделка, коллаж, экспонат для выставки), так и нематериального (новое знание, образ, идея, отношение, переживание).

В соответствии с особенностями дошкольного детства Т. И. Бабаева выделяет имитационно-игровые, реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации . Имитационно-игровые ситуации позволяют в легкой интересной для детей игровой форме узнать что-то новое, закрепить уже имеющиеся представления, отработать различные навыки (например, з апустим кораблики, выполненные из разных видов бумаги в воду ) ; к ситуациям условно-вербального характера относятся иллюстративно- описательные, коллизийные, прогностические, оценочные ситуации ( например , найдем слова поддержки для огорчённого сверстника ) , в реально-практических ситуациях дети практически разрешают различные жизненные проблемы, в том числе, в ситуации выбора ( например, научим малышей делать куличики из песка ).

Соотношение используемых педагогом для реализации образовательных задач типов и ситуаций, определение их места в образовательном процессе и периодичности использования зависит от возраста детей и решаемой педагогической задачи. В младших группах предпочтение следует отдавать имитационно-игровому типу ситуаций. В среднем и старшем дошкольном возрасте наряду с имитационно-игровыми целесообразно использовать реально-практические и условно-вербальные образовательные ситуации. Вместе с тем игра остается любимой деятельностью и старших дошкольников, но игровые образовательные ситуации приобретают проблемность содержания, включают более сложные игровые задачи.

Образовательная ситуация встраивается в процесс непосредственно образовательной деятельности , совместной образовательной деятельности в режимных моментах, а также может «запускать» само деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества, тем самым не противоречит заявленным во ФГОС ДО формам совместной деятельности.

Приведем алгоритм описания образовательной ситуации (автор В. А. Деркунская) :

1. Название, ориентированное на детей.

2. Задачи (1-2)

3. Контекст ситуации для педагога

4. Контекст ситуации для детей

5. Направление развития ситуации (возможность ее усложнения)

Например, образовательная ситуация «Письмо»

Задачи :

1. Развивать умение составлять повествовательный рассказ социально-нравственного содержания по серии сюжетных картин.

2. Стимулировать проявление творчества у детей старшего дошкольного возраста.

Контекст ситуации для педагога: детям предлагается «прочесть письмо» . В конверте представлена серия сюжетных картин (4-5) социально-нравственной тематики. Тема рассказа не должна отражать знакомое литературное произведение и должна предполагать проблемную нравственную ситуацию.

Логика работы : рассматривание и краткое описание содержания каждой картинки, определение вариантов сюжета, рассказы детей.

Контекст ситуации для детей: «В одном детском саду (во дворе, в магазине) произошло событие. Участники события (дети) написали письмо с просьбой помочь им разобраться в ситуации и принять правильное решение - что им делать, как поступить. Как прочесть письмо? Давайте рассмотрим картинки, разложим их по порядку, и попробуем прочесть, о чем рассказывается в письме. Можете дать участникам события имена. А затем, расскажете, как исправить положение (разрешить ситуацию, прекратить ссору) , как бы вы поступили, оказавшись в этой ситуации. Каждый из вас составит свой вариант события, а потом мы постараемся узнать, кто из вас угадал и прочел письмо правильно».

Образовательные ситуации, о рганизованные педагогом и возникающие спонтанно, ставят детей перед необходимостью понять, принять и разрешить поставленную задачу, тем самым дают возможность задавать «почемучкины» вопросы, а педагога - вместе с детьми находить ответы, порой неизвестные даже ему.

И в заключение… Вспомним, что говорил король одной планеты в сказке Антуана де Сент-Экзюпери “Маленький принц”: “Если я повелю своему генералу обернуться морской чайкой, и если генерал не выполнит приказа, это будет не его вина, а моя”. Что могут означать для нас эти слова? По существу в этих словах заключено одно из важнейших правил успешного учения: ставьте перед собой и перед теми, кого вы учите, реальные цели, а это значит с видимым результатом, соответствующие возрасту и с сегодняшним интересом.

Отзыв коллег на выступление Пьянковой Татьяны Александровны по теме «Образовательная ситуация - новая форма организации образовательного процесса в ДОО»

Общее впечатление от выступления я бы сформулировала так -выступление понравилось, прежде всего, своей многоплановостью. Там были как конкретные практические советы, которые можно применять сразу, так и информация «навырост», с которой пока не знаешь, что делать, но чувствуешь ее ценность и полезность. В общем, после данной информации горизонт моих знаний заметно расширился!

Бочкарева Н.В .

Педагог подобрал информацию и выступил профессионально. В целом информация была на доступном языке, с примерами и конкретными инструкциями. В ближайшее время начну применять на практике.

Сарманова В.В.

Для меня материал оказался очень полезным и актуальным, благодаря полученной информации смогу более квалифицированно подойти к вопросам организации педагогического процесса. Сейчас важно идти в ногу со временем!

Ракутина Н.Н.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...