Почему Темза такая грязная? История географических открытий генри гудзона Генри гудзон открыл устье реки.

Этот неутомимый исследовать севера всего за несколько лет осуществил четыре дерзкие экспедиции. И кто знает, если бы судьба к нему была более благосклонна, то на географических картах появился бы еще не один объект названный именем Генри Гудзона.

Точное место и дату его рождения история не сохранила. Более того, достоверные факты его биографии относятся только к четырем последним годам жизни. С уверенностью можно утверждать лишь то, что Генри Гудзон был англичанином, и к пятидесяти годам имел репутацию опытного мореплавателя. Но собственного судна так и не нажил и капиталом не располагал. Не имея средств на снаряжение экспедиции, Гудзон обратился в Лондонскую компанию, которая торговала с Россией, Китаем и Японией. Генри Гудзон заверил купцов, что найдет короткий путь из Англии в Китай через северные моря.

В 1607 году парусное судно с многообещающим названием «Добрая Надежда» покинуло Англию. Через месяц Гудзон достиг восточных берегов Гренландии, которые сейчас называют Землей Гудзона. Не обнаружив пути на север, мореплаватель направился к Шпицбергену, но путь преградили льдины трехметровой толщины. Старое парусное судно буквально трещало по швам, Гудзону пришлось вернуться домой. Лишь полтора века спустя моряки отважатся повторить его путь и дойти до этих северных широт. Но первое плавание первопроходца не прошло даром. Команда обнаружила множество китов, тюленей и моржей, тем самым Гудзон положил начало богатейшему промыслу в Арктических водах. Уже через три года каждый сезон здесь промышляло более двухсот китобойных судов, разгорелась даже уникальная китобойная война. За преимущественные права на этот промысел сражались Англия и Голландия.

В 1608 году Генри Гудзон опять вступил в спор с северными морями, но негоцианты поскупились на оснащение корабля, и капитану снова пришлось вернуться, ни с чем. После двух неудачных попыток англичане потеряли интерес к поискам путей в восточные страны, но Гудзон не думал отказываться от своей мечты. Он перешел на службу в торговую компанию, принадлежавшую Голландии, и в апреле 1609 года отплыл из Амстердама. Вскоре Гудзон был возле Новой Земли, но матросы, привыкшие к теплым морям Ост-Индии, заявили, что не в силах выносить жуткий холод. Тогда мореплаватель решил идти в Китай не восточным, а западным путем. На картах того времени указывалось, что пролив, ведущий из Атлантики в Китай, находится на сороковой широте. Естественно обнаружить у берегов Америки несуществующий проход в Китай, Гудзону не удалось. Зато он исследовал реку, на берегу которой через 15 лет голландцы построят город. И в 1664 году англичане дадут ему имя Нью-Йорк, а реку потомки назовут именем путешественника Гудзона.

Спустя год для поиска Северо-западного пути английская торговая компания снарядила небольшое судно «Дискавери», водоизмещением 55 тонн с экипажем 23 человек, капитаном назначили Генри Гудзона, которому в то время было уже около шестидесяти лет. Гудзон был настолько уверен в успехе, что взял в дальнее плавание 14-летнего сына. В июне 1610 года между островами Баффинова Земля и Лабрадор, мореплаватель обнаружил широкий пролив, который впоследствии назовут его именем. Целый месяц капитан вел парусное судно по штормящему ледяному коридору, пока не вошел в залив, огромный как море. Несколько недель Гудзон пытался найти проход в океан, но его опять постигла неудача.

Матросы роптали, не желая переносить трудности ледового плавания. Видимо опытному навигатору Генри Гудзону не хватило жесткости, чтобы поддержать дисциплину на корабле. И хотя первопроходец высадил на берег главного мятежника - первого помощника Роббера Жуэ, команда вышла из повиновения. Особенно тяжело пришлось капитану, когда корабль сковали льды. Зимовка затянулась на семь месяцев. Недовольство команды достигло предела.

Через три дня после того как парусник освободился из ледового плена, на корабле вспыхнул бунт. Генри Гудзона, его сына и семерых верных капитану моряков в июне 1611 года мятежники оставили в шлюпке среди плавающих льдин, без оружия и продовольствия. Корабль «Дискавери» вернулся в Англию через два месяца под командованием единственного уцелевшего офицера Роберта Байлота. Спасательная экспедиция не нашла никаких следов шлюпки. Генри Гудзона и его товарищей посчитали пропавшими без вести. Но все же была слабая надежда, что моряки могли достичь побережья и поселиться у эскимосов.

300 лет спустя недалеко от залива Гудзона было обнаружено необычное племя белокожих эскимосов, не похожих на остальных аборигенов Канады и Аляски. Возможно это потомки легендарного исследователя Генри Гудзона, имя которого увековечено на карте Северной Америке.

…Мы пошли по узкому проходу. Течение действительно было с севера, и глубина у берегов 30 м.
Последняя запись Генри Гудзона в судовом журнале, сделанная при входе в Гудзонов залив
Он возник из полной неизвестности в 1607 году и исчез столь же бесследно в 1611 году.
Но за эти 4 года Гудзон проявил никем не превзойденное стремление покорить ледовые моря.
С короткой его биографией не может сравниться ни одна повесть
о любом из исследователей Арктики на протяжении всей ее истории.

Ф. Моуэт. «Испытание льдом»

Что известно о Генри Гудзоне

Генри Гудзон (Хадсон) (рожд. ок. 1550 г. (согласно другим источникам 1570 г.) – смерть 1611 г.) Английский мореплаватель. В поисках северо-западного и северо-восточного проходов между Тихим и Атлантическим океанами им было совершено 4 плавания в арктических морях. Открыл реку, пролив и залив в Северной Америке, которые названы его именем.

То немногое, что мы знаем о Генри Гудзоне, кроме его открытий, заставляет думать о нем как о человеке, который обладал редкой самоуверенностью, нетерпимостью и даром убеждения. Генри много лет провел у моря, начав свою карьеру как юнга и со временем смог дослужиться до капитана.

Как все начиналось

Начало его головокружительной карьеры было весьма своеобразно. Просто прибыл в английскую торговую «Московскую компанию» уже немолодой капитан, в Лондоне почти никому не известный, и предложил ни много ни мало дойти до Японии через Северный полюс. В те времена никто не знал, что для парусного судна такого рода задача невыполнима. Компания заключила с ним договор, снарядив за свой счет прогнивший насквозь маленький барк «Хоупуэлл» в 80 тонн, некогда принадлежавший одной из экспедиций Фробишера, с командой в 12 человек.

Первая экспедиция – 1607 г.

1607 год, 1 мая – путешествие началось. Мореплаватель взял курс прямиком на Северный полюс. В июне судно, продвигаясь вдоль восточного берега Гренландии, достигло 73° с. ш. Ледовая обстановка в этом районе была неблагоприятная, потому Гудзон изменил курс, взял к северо-востоку и, обогнув с севера Шпицберген, может быть, впервые в истории достиг 80° 23’ с. ш. не доходя до полюса всего 600 миль. Там льды вынудили Гудзона повернуть назад. У 71° с. ш. им был открыт остров с двумя вершинами. Мореплаватель без лишней скромности назвал его «Зубцами Гудзона», а у Шпицбергена Гудзон выявил большие возможности для китобойного промысла, в последствии привлекшие сюда множество судов.

В английскую столицу экспедиция возвратилась в середине сентября. Потому как главная цель не была достигнута и до Японии не добрались, Гудзон решил искать проход в другом месте: между Шпицбергеном и Новой Землей. И вновь он смог убедить не склонных к расточительству купцов в выгодности такого предприятия и возможности пройти на Дальний Восток вокруг северного выступа России. Конечно, большую роль в этом сыграло мнение королевы, которая сказала: «Такой мореплаватель не может служить в ущерб своей родине!»

Вторая экспедиция – 1608 г.

Карта экспедиций Генри Гудзона в Северную Америку

Генри Гудзону было дано судно и 14 человек команды. Вместе с капитаном теперь плыл и его сын Себастьян. Эта экспедиция, начавшаяся 22 апреля 1608 года, также не привела к открытию прохода. Подойдя к юго-западному берегу Новой Земли, мореплаватель не сумел обогнуть ее с севера. Не смог он пройти и в Карское море. Льды не пустили хрупкое суденышко дальше на север. 26 августа «Хоупуэлл» возвратился в Лондон.

Компания отказалась от услуг капитана-неудачника, тем более что во время экспедиции на судне вспыхнули волнения. Но упрямый капитан не сдался. Он решил искать проход на северо-востоке в районе Баренцева моря. И вновь он смог убедить компанию, на этот раз нидерландскую Ост-Индийскую, снарядить экспедицию. Голландские купцы дали Гудзону маленькое судно «Халфам» с командой из 18-ти человек, среди которых были и англичане, и голландцы.

Третья экспедиция – 1609 г.

1609 год, 25 марта – судно покинуло залив Зейдер-Зее и двинулось на север. В Баренцевом море получилось достичь 72° с. ш., но опять лед остановил продвижение вперед. Команда, не желавшая подвергаться опасности полярного плавания, взбунтовалась. Гудзон решил продолжить поиски прохода южней. Продвигаясь на юго-запад, «Халфам» пересек Северную Атлантику и вдоль американского берега от залива Мэн спустился до 36-й параллели. В этот раз удалось обследовать течение большой реки, позднее получившей название Гудзон. Мореплаватель надеялся, что это и есть долгожданный путь в Тихий океан. Однако его вновь постигла неудача. И опять в течении всего пути – нелады с командой. Общего языка капитан не смог найти ни с голландцами, ни с соотечественниками.

Четвертая экспедиция – 1610 г.

Очередной и последний этап жизненного пути Генри Гудзона – экспедиция все с той же целью, снова на север Америки, но теперь опять на службе у английской Ост-Индийской компании. Правда, здесь ему теперь не очень доверяли. Матросы из прежних экипажей не молчали. Было известно, что на судах этого капитана все время возникает угроза бунта. Потому компания, выделяя корабль «Дискавери» всего в 55 тонн и команду из 22-х человек, назначила туда своего старшего офицера. Капитан не стал спорить, но в устье Темзы при отправлении экспедиции 17 апреля 1610 года попросту высадил того на берег.

«Дискавери» прошел до Исландии, после достиг южной Гренландии, прошел мимо нее на запад, проследовал вдоль северного побережья Лабрадора и вошел в уже открытый Каботом пролив, со временем получивший имя Гудзона. Мореплаватель решил, что это и есть искомый северо-западный проход, проплыл по нему и вошел в залив, который стал его могилой.

Неприятности с экипажем начались давно, еще у Исландии. В заливе они обострились, так как капитан, по рассказам очевидцев, высадил на берег моряка, которого посчитал главным зачинщиком. Для несчастного это значило верную смерть. Кроме этого, в заливе, приблизительно у 43° с. ш. корабль был выдавлен льдами на берег. Пришлось там зимовать. Охота не дала умереть с голоду, но команда начала обвинять капитана в сокрытии продуктов, а также в проникновении в трюм с целью украсть еду, чтобы подкармливать любимчиков. Недовольство возрастало.

Бунт на корабле

Картина «Последнее путешествие Генри Гудзона»

Когда льды позволили двигаться дальше, мореплаватель хотел продолжить экспедицию, но команда воспротивилась. Вспыхнул бунт. Зачинщиком стал Генри Грин, которого Гудзон некогда приютил в своем доме в Лондоне, а после тайно от компании взял на корабль в Грейвсенде. Грин уже давно мутил воду. Обозленный на своего благодетеля за то, что тот отказался отдать ему обещанный раньше сюртук умершего пушкаря, Грин совсем вышел из повиновения и подтолкнул команду на преступление.

Генри Гудзона, его не достигшего совершеннолетия сына, помощника штурмана и нескольких матросов, поддержавших капитана, а также больных посадили в лодку и бросили на произвол судьбы. В распоряжение этих восьми человек, по словам одного из очевидцев, Абакука Приккета, были предоставлены: один мушкет, немного пороху и пуль, несколько пик и чугунный горшок с какой-то пищей. Мореплаватель предполагал держаться поблизости своего судна, но команда подняла все паруса и сбежала от Гудзона.

Когда шлюпка скрылась из виду, паруса убрали и кинулись на поиски продовольствия. Его было немного. В каюте обвиненного в утаивании продуктов капитана нашли только 200 сухарей, 2 галлона муки и большую бочку пива.

Никаких следов

Единственный оставленный на корабле офицер, Роберт Байлот, привел «Дискавери» в Англию. Чтобы не умереть с голоду, команда ловила птиц. Большим лакомством считались «свечи из птичьих костей». Кости обжаривали в свечном сале, добавляя туда уксус. В живых осталось 13 человек. Вначале они были брошены в тюрьму до возвращения Гудзона и его спутников. Но экспедиция, отправленная на поиски, не смогла обнаружить никаких следов.

В этом случае бунтовщикам предстояло отбывать пожизненное заключение. Но суд, запутавшийся в противоречивых показаниях моряков, так и не вынес обвинительного приговора. Всех бунтовщиков выпустили на свободу – редкий случай в истории Англии, очень жестоко расправлявшейся с моряками, посмевшими поднять бунт во время плавания.

Что касается капитана «Дискавери», то в решении чиновников Тринити-Хауз (лоцманского управления) записано: «О Гудзоне же и его товарищах никто больше ничего не слыхал. И все таки имеются некоторые основания предполагать, что они благополучно высадились на берег в заливе Джеймс и прожили еще много месяцев или даже лет, пока смерть не пришла за ними». К сожалению, эти строки, видимо, служат только попыткой самооправдания для следствия. Никаких следов не обнаружили ни тогда, ни в более позднее время. Очевидно, воды залива поглотили утлое суденышко и его несчастную команду.

Каков бы ни был характер капитана, ни он, ни те из команды, кто оказался с ним в одной лодке, как, впрочем, и оставленный на берегу и наверняка погибший зимой матрос, не заслужили такого страшного конца. Но возможно, вовсе не тщеславие и самоуверенность двигали Гудзоном, а одержимость идеей во что бы то ни стало, любой ценой найти проход и достигнуть северным путем Китая и Японии. А команда в очередной раз не поняла мореплавателя и, страшась за свою жизнь, предпочла пожертвовать им, чтобы спастись от «ледяного ужаса».

Описание работы

В 1607 году английская "Московская торговая компания", наняла капитана Генри Гудзона на поиски северного пути в Азию. В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Гудзон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell) в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении. Гудзон не терял время зря и во время пути составлял карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северную оконечность архипелага Шпицберген 17 июля.

Работа содержит 1 файл

Экспедиции Генри Гудзона

Генри Гудзон-(англ. Henry Hudson; 1570-1611?) - английский мореплаватель начала XVII века, исследователь арктического региона. Его дата и место рождения точно неизвестны, но по некоторым предположениям, он родился 12 сентября 1570 года в Лондоне. Так же неизвестна его точная дата и место смерти, предпологают, что он погиб в 1611 году в нынешнем заливе Гудзон в Канаде в результате бунта на корабле. В честь его имени был назван залив и пролив на востоке Канады.

Первая экспедиция Гудзона в Арктику(1607г).

В 1607 году английская "Московская торговая компания", наняла капитана Генри Гудзона на поиски северного пути в Азию. В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Гудзон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell) в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении. Гудзон не терял время зря и во время пути составлял карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северную оконечность архипелага Шпицберген 17 июля. В этом месте корабль находился всего в 577 морских милях (1,100 километрах) от Северного Полюса, но путь преграждали льды. 31 июля Гудзон решил вернуться обратно в Англию. Предполагается,что на обратном пути Гудзон открыл остров Ян-Майен (по другим сведением, его позднее обнаружил голландский капитан, чьим именем он и назван).

Вторая экспедиция Гудзона в Арктику(1608г).

Гудзон продолжил свои попытки найти северный торговый путь через Арктику в 1608 году. На этот раз он двигался восточнее, но, достигнув архипелага Новая Земля, снова наткнулся на преграждающие путь льды и был вынужден вернуться. Этой предельной точки и прежде достигали другие корабли компании, но северный путь в Азию так и не был найден.

Третья экспедиция Гудзона в Арктику(1609г).

В мае 1609 года корабль «Халв Маен» ,капитаном которого был Гузон, взял курс к Новой Земле, но не дойдя до неё, был вынужден повернуть назад из-за недовольства команды. Вместо этого корабль поплыл на запад, пересёк Атлантический океан, и в начале июля достиг отмели Большой Ньюфаундлендской банки у берегов острова Ньюфаундленд в Северной Америке. Следующие 4 месяца было потрачено на исследование берегов Северной Америки. 11 сентября 1609 года был открыт остров Манхэттен. Также было исследовано и описано побережье современного штата Мэн и полуостров Кейп Код. Несмотря на то, что эти земли впервые были открыты итальянским исследователем Джованни да Вераззано в 1524 году, Генри Гудзон стал первым европейцем, кто письменно описал эти земли. Он также проплыл вверх по течению реки, ныне носящую его имя (Гудзон), до места, где сейчас расположена столица штата Нью-Йорк город Олбани (англ. Albany). Позднее в устье этой реки голландцы основали город Новый Амстердам, ставший затем городом Нью - Йорк. Полагают, что название острова Статен Айленд (нидерл. Staaten Eylandt) также дал Генри Гудзон в честь Генеральных штатов (Нидерландов), официального названия Нидерландов того времени.

Четвертая экспедиция Гудзона в Арктику(1610г).

В 1610 году Гудзон был нанят Вирджинской и Британской Ост-Индийской компаниями.Он отправляется в экспедицию на корабле Дискавери (англ. Discovery), на этот раз под английским флагом. Он взял курс на север, прибыв к берегам Исландии 11 мая, затем 4 июня к южной Гренландии, потом обогнул её южную оконечность и взял курс на запад. У Гудзона было сильное предчувствие, что северный путь в Азию наконец-то найден. 25 июня путешественники достигли Гудзонова пролива к северу от Лабрадора. Двигаясь вдоль побережья на юг, 2 августа они вышли к заливу Гудзона. Следующие несколько месяцев Гудзон потратил на исследование и картографирование побережья Америки. В ноябре корабль застрял во льдах арктики в заливе Джеймса, и команда была вынуждена сойти на берег на зимовку.

Весной 1611 года, после того, как путь был освобождён ото льда, Гудзон планировал возобновить исследования. Однако команда корабля взбунтовалась, требуя возврата домой. В июне 1611 года 8 человек из команды возвратились домой, предварительно высадив Хадсона, его сына и еще 7 матросов на гребную лодку, не оставив им воды и пищи. Больше о его судьбе достоверно ничего не известно.

Моуэт Ф. Испытание льдом. М., 1966

Лит.: Моуэт Ф., Испытание льдом, пер. с англ., М., 1966, гл. 2; Powys L., Henry Hudson, L., 1928; Neatby L. Н., In quest of the North West passage, Toronto, 1958.

ГУДЗОН (Хадсон) Генри (ок. 1550 - 1611)
Английский мореплаватель, исследователь Арктики. Р. в Англии.
В 1607 предпринял путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс.
Между Гренландией и Шпицбергеном был задержан льдами и повернул обратно.
Установил рекорд свободного продвижения на север 80 0 23", продеожавшийся 158 лет.
В 1608 вновь направился на северо-восток, но, не достигнув Новой Земли, вынужден был возвратиться.
В 1609 дошел до мыса Нордкап, здесь встретил сплошные льды и повернул на северо-запад.
Миновав Фарерские о-ва, подошел к п-ову Ньюфаундленд, вышел к устью реки, которая впоследствии была названа его именем.
В 1610 снарядил четвертую экспедицию. Обогнул с юга Гренландию, вдоль п-ова Лабрадор вошел в пролив и залив (ныне носят его имя). Залив посчитал частью Тихого океана.
В 1611 на обратном пути в Англию команда корабля взбунтовалась и высадила Гудзона с его сыном и несколькими спутниками в шлюпку среди моря.
Посланная в 1612 - 1613 на их поиски экспедиция ничего не обнаружила.


Генри Гудзон

О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская "Московитская компания"* (также называвшаяся "Русской компанией", * Организована в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией. Направила несколько экспедиций На поиски Северо-восточного прохода.) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.
В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген).
Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.
В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же Целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался пройти голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить перед грозным фронтом ледяных полей.
Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Хальф-Моон". Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали "Хальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай.
В июне, когда "Хальф-Моон" был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).
Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.
В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров.
У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Хальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества.
Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.
17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета - Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.
2 августа у 63°20" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.
Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер). В конце сентября, пройдя на юг по мни-


Ге́нри Ха́дсон (англ. Henry Hudson; 1570-1611?) - английский мореплаватель начала XVII века. Его дата и место рождения точно неизвестны, но по некоторым предположениям, он родился 12 сентября 1570 года в Лондоне. Полагают, что он погиб в 1611 году в нынешнем Гудзоновом заливе в Канаде в результате бунта на корабле. В некоторых русскоязычных изданиях по устаревшей транслитерации фамилии известен как Генри Гудзо́н.

[править] Исследования

В 1607 году Московская торговая компания, одна из немногих компаний, имевших королевскую грамоту, наняла капитана Генри Хадсона на поиски северного пути в Азию. В то время район Арктики был полностью не изучен, и торговцы предполагали, что двигаясь на север, северо-восток или северо-запад, они найдут кратчайший путь к Азии. Хадсон вышел на корабле Хоупвелл (англ. Hopewell) в Северный Ледовитый океан и взял курс на северо-запад. В начале июня он достиг восточного берега Гренландии и двинулся вдоль него в северном направлении, при этом составляя карту района. 20 июня корабль отошёл от берега и взял курс на восток, достигнув северную оконечность архипелага Шпицберген 17 июля. В этом месте корабль находился всего в 577 морских милях (1,100 километрах) от Северного полюса, и дальнейший путь преграждали льды. 31 июля Хадсон решил вернуться обратно в Англию. На обратном пути Хадсон, возможно, открыл остров Ян-Майен (по другим сведением, его позднее обнаружил голландский капитан, чьим именем он и назван).

В 1608 году Хадсон еще раз попытался найти северный торговый путь, на этот раз двинувшись восточнее, но, достигнув архипелага Новая Земля, снова наткнулся на преграждающие путь льды и был вынужден вернуться. Этой предельной точки и прежде достигали другие корабли компании, но северный путь в Азию так и не был найден.

Хадсон желал продолжать поиски и нанялся в голландскую Ост- Индскую компанию. Эта компания также была чрезвычайно заинтересована найти северный путь, и для этих целей был снаряжён корабль «Халве Мен» (нидерл. Halve Maen), капитаном которого был назначен Хадсон. В мае 1609 года корабль взял курс к Новой Земле, но, не дойдя до неё, был вынужден повернуть назад из-за недовольства команды. Вместо этого корабль поплыл на запад, пересёк Атлантический океан и в начале июля достиг отмели Большой Ньюфаундлендской банки у берегов острова Ньюфаундленд в Северной Америке. Затем 4 месяца было потрачено на исследование берегов Северной Америки. 11 сентября 1609 года был открыт остров Манхэттен. Также было исследовано и описано побережье современного штата Мэн и полуостров Кейп Код. Несмотря на то, что эти земли впервые были открыты итальянским исследователем Джованни да Вераццано в 1524 году, Генри Хадсон стал первым европейцем, кто письменно описал эти земли. Он также проплыл вверх по течению реки, ныне носящую его имя (Гудзон), до места, где сейчас расположена столица штата Нью-Йорк город Олбани (англ. Albany). Позднее в устье этой реки голландцы основали город Новый Амстердам, ставший затем городом Нью-Йорком. Полагают, что название острова Статен (нидерл. Staaten Eylandt) также дал Генри Хадсон в честь Генеральных штатов (Нидерландов), официального названия Нидерландов того времени.

По возвращении в Англию в ноябре 1609 года Хадсон был арестован за плавание под чужим флагом, согласно Актам Навигации (англ. Navigation Acts), ряду английских законов, установленных для защиты торговых путей от голландцев. Тем не менее, он был вскоре освобождён.

В 1610 году Хадсон снова отправляется в экспедицию на корабле Дискавери (англ. Discovery), на этот раз под английским флагом, будучи нанятым Вирджинской и Британской Ост-Индской компаниями. Он взял курс на север, прибыв к берегам Исландии 11 мая, затем 4 июня к южной Гренландии, потом обогнул её южную оконечность и взял курс на запад. Было сильное ощущение, что северный путь в Азию наконец-то найден. 25 июня путешественники достигли Гудзонова пролива к северу от Лабрадора. Двигаясь вдоль побережья на юг, 2 августа они вышли к заливу Гудзона. Следующие несколько месяцев Хадсон потратил на исследование и картографирование побережья Америки. В ноябре корабль застрял во льдах в заливе Джеймс, и команда была вынуждена сойти на берег на зимовку.

Весной 1611 года, после того как путь был освобождён ото льда, Хадсон планировал возобновить исследования. Однако команда корабля взбунтовалась, требуя возврата домой. В июне 1611 года 8 человек из команды возвратились домой, предварительно высадив Хадсона, его сына и еще 7 матросов на гребную лодку, не оставив им воды и пищи. Больше о его судьбе достоверно ничего не известно.

Гудзон Генри

(1550-1611)

2 августа у 63°20"" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм. Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона. О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская Московитская компания (также называвшаяся Русской компанией) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.

В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген). Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.

В 1607 предпринял путешествие с целью достичь Индии и Китая через Северный полюс.
Между Гренландией и Шпицбергеном был задержан льдами и повернул обратно.
Установил рекорд свободного продвижения на север 800 23", продеожавшийся 158 лет.


О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская "Московитская компания"* (также называвшаяся "Русской компанией", * Организована в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией. Направила несколько экспедиций На поиски Северо-восточного прохода.) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.

В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген).

Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.

В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же Целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался пройти голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить перед грозным фронтом ледяных полей.

Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Хальф-Моон". Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали "Хальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай.

В июне, когда "Хальф-Моон" был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).

Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.

В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров.

У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Хальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества.

Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.

17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета - Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.

2 августа у 63°20" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.

Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер).

О Генри Гудзоне (1550-1611) нам известно очень мало. Исследователи нашли упоминание о том, что экспедиция Джона Дейвиса в Америку в 1585 году планировалась в доме некоего Джона Гудзона в лондонском Истэнде. Следовательно, Генри был его сыном или родственником, весьма грамотным и знающим моряком, в противном случае Лондонская "Московитская компания"* (также называвшаяся "Русской компанией", * Организована в Лондоне Себастьяном Каботом и другими лондонскими купцами для систематической торговли с Россией. Направила несколько экспедиций На поиски Северо-восточного прохода.) не доверила бы ему корабли для путешествия в Америку.

В 1607 году Гудзон ушел в плавание на поиски пути в Китай и Индию через Арктику, в обход испанских и португальских владений. Гудзон направился сначала на север вдоль восточных берегов Гренландии, но наткнулся на ледяной барьер и, повернув на восток вдоль кромки льдов, вышел к островам Ньюланд (теперь Шпицберген).

Здесь ему удалось пройти до 80° северной широты. Вернувшись в Англию, он рассказал о возможностях охоты на китов на Крайнем Севере и этим способствовал развитию английского китобойного промысла в районе Шпицбергена.

В 1608 году Гудзон совершил второе путешествие в Арктику с той же Целью, что и в первый раз: открыть Северо-восточный проход в Китай и Индию. В поисках свободной ото льда воды он попал в часть моря между Шпицбергеном и Новой Землей. До него этой дорогой пытался пройти голландский мореплаватель Биллем Баренц. Не сумев прорваться на северо-восток, Гудзон еще раз попытал счастья на северо-западе, но и здесь вынужден был отступить перед грозным фронтом ледяных полей.

Третью свою экспедицию Гудзон совершил, находясь на службе у Голландской Ост-Индской компании. Он вышел из Амстердама в апреле 1609 года на маленьком судне "Хальф-Моон". Гудзону была предоставлена свобода выбора между Северо-восточным и Северо-западным проходами. В начале мая он уже снова был в теперешнем Баренцевом море, близ Новой Земли. Экспедиция оказалась в очень трудных условиях: стояли лютые холода; тяжелые льды, невидимые в тумане, окружали "Хальф-Моон". Никакой карты этих мест не было. В маленькой команде из восемнадцати-двадцати человек начались ссоры, настроение было возбужденное, готовился бунт. Гудзон предложил два варианта пути: идти к берегам Америки, где, согласно письму и карте, присланным капитаном Джоном Смитом, около 60° северной широты имелся пролив, или искать путь севернее, через нынешний пролив Дейвиса. Решили искать дорогу, которую указывал капитан Смит. В середине мая Гудзон зашел на Фарерские острова и там, курсируя в американских заливах, попытался отыскать несуществующую дорогу в Китай.

В июне, когда "Хальф-Моон" был недалеко от Ньюфаундленда, одна из его мачт сломалась и упала за борт. Гудзон добрался до американского берега и в устье реки Кенебек установил новую мачту. Он убедился, что в тех местах можно вести меновую торговлю, а море богато треской. После этого он еще два раза подходил к берегам нынешних штатов Мэн и Массачусетс, у бухты Пэнобскот и мыса Код (южнее Бостона).

Гудзон обогнул этот мыс и в августе подошел к заливам Делавер и Чезапик. Никакого пролива здесь не оказалось, и Гудзон вновь повернул на север. В сентябре он вошел в нью-йоркскую бухту, где до него уже бывал Вераццано, и поднялся вверх по Великой северной реке (теперь река Гудзон). Добравшись до места, где ныне находится город Олбэни, он убедился, что этот путь не ведет в Китай.

В том же году другой европейский исследователь, француз Шамплейн, пытался проплыть в Китай по реке Ришелье, притоку реки Святого Лаврентия. Шамплейн открыл озеро, носящее его имя, подойдя к тому же месту, где находился Гудзон, только с другой стороны. Их разделяли всего 150 километров.

Лучшие дня

У Гудзона опять возникли недоразумения с командой, и он решил вернуться в Голландию. По дороге он зашел в порт Дартмут в Англии. Здесь "Хальф-Моон" был захвачен английским правительством, а Гудзону и другим англичанам из его команды был запрещен выезд в европейские страны. Англичанам было заявлено, что если они хотят продолжать открытия, то должны их делать в пользу своего собственного отечества.

Так Гудзон и поступил. Уже в следующем году Английская Ост-Индская компания взяла Гудзона к себе на службу и дала ему для поисков Северо-западного прохода маленькое судно "Дискавери" ("Открытие") водоизмещением 55 тонн, с командой 23 человека. Гудзону не вполне доверяли: стало известно, что во время прошлого плавания к американским берегам моряки были очень недовольны своим командиром и это недовольство несколько раз грозило перейти в открытый бунт. Поэтому директора компании назначили старшим офицером "Дискавери" незнакомого Гудзону моряка, считая его вполне надежным человеком.

17 апрели 1610 года Гудзон вышел из Лондонского порта. В устье Темзы он высадил на берег навязанного ему "наблюдателя". Уже на переходе к Исландии поднялся ропот среди команды, с которой капитан и на этот раз никак не мог поладить. От Исландии Гудзон направился к восточному берегу Гренландии. Там он начал спускаться на юг, напрасно отыскивая проход в Тихий океан, обогнул южную оконечность Гренландии, а оттуда повернул на запад. Не найдя пролива у северного берега земли Мета - Инкогнита, открытой Фробишером, он обогнул этот полуостров Баффиновой Земли с юга и 5 июля попал в настоящий пролив (Гудзонов). Медленно, на ощупь вел свое судно Гудзон вдоль северного берега пролива, забитого льдами. 11 июля он выдержал сильный шторм, перешел к противоположному берегу и вторично открыл там залив Унга-ва, затем завершил открытие всего северного побережья Лабрадора.

2 августа у 63°20" северной широты показалась земля, которую Гудзон принял сначала за выступ материка (о. Солсбери). На следующий день судно обогнуло мнимый выступ, и перед моряками открылось на западе, под бледными лучами северного солнца, широкое серебристо-голубое пространство - свободное ото льда, спокойное море. 3 августа 1610 года Гудзон внес следующую запись в судовой журнал: "Мы пошли (на запад) по узкому проходу между островами Дигс и Лабрадор. Мыс у входа из пролива с южной стороны я назвал Вулстенхолм". Это последняя запись, сделанная рукой Гудзона.

Остальное через полгода досказал в Лондоне Абакук Приккет, моряк с "Дискавери". За мысом Вулстенхолм берег круто повернул к югу. Судно шло несколько недель вдоль берега. На западе далеко от материка в ясную погоду моряки видели сушу и решили, что это противоположный берег широкого пролива, ведущего их в Тихий океан. На самом же деле это была цепь островов, которые протянулись вдоль западного берега Лабрадора в 50-150 километрах от него (Мансел, Оттава, Ту-Бротерс, Слипер, Кинг-Джордж, Белчер).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...