Где учат на капитана дальнего плавания. Профессия — Капитан каботажного и дальнего плавания главный навигатор судна

Добрый день! Меня зовут Юрий Фадеев, я директор парусной школы RYA, яхтенной компании ‘Кабестан’. Нас постоянно спрашивают, как стать капитаном или квалифицированным матросом, и что делать помимо обучения. Так родилась эта статья.

Итак, с чего начать. Самое первое, спросите себя, что вас больше интересует. Ответа обычно 2:

1) Стать продвинутым матросом, качественно умеющим настраивать паруса, заниматься базовой навигацией на борту, становится на якорь, работать на баке, помогать швартовать яхту находясь в нужном месте и так далее, но без ассоциированой ответственности за экипаж и судно. Это доля капитана и далеко не все хотят ее разделять. В этом случае, максимум что вы хотите это, иногда, роль старпома и человека на которого можно положиться и который знает, что делать что бы помочь капитану с тем или иным вопросом.

2) Быть высшей властью на яхте. Со всеми вытекающими последствиями и ответственностью. Ответственность за судно и экипаж подходит не всем, но если вы к этому готовы, то читайте дальше, мы вам расскажем, как этого добиться.

И сразу же кавеат, уважаемые. Статья описывает лучшие варианты с позиции человека управляющего школой, то есть исходя из личного опыта многих сезонов подготовки курсантов. На такой личный опыт есть миллион других личных опытов, так что информация as is, у каждого свой путь к заветным знаниям.

Первым делом, что это значит ‘быть капитаном’ и что это вообще такое. В моем определении капитан это человек, имеющий:

а) Нужные навыки, опыт и знания в управлении яхтой и экипажем во время переходов. Я подчеркиваю здесь слово ‘экипаж’ и специально не разделяю слово переходы в подвиды оффшорных, прибрежных, дальних и так далее. Разницы, в моих глазах, никакой. Прибрежные походы зачастую требуют гораздо больше знаний чем переходы через океан.

б) Обладающие всеми требуемыми документами подтверждающие квалификацию. Грубо говоря права на яхту соответствующие планируемому переходу. Права эти, конечно же, должны быть получены тяжелым трудом в процессе обучения, а не в результате подарка на день рождения.

в) Желание брать на себя ответственность и способности это делать когда что-то идет не так. А это очень не просто. Море рано или поздно начинает выбрасывать игрушки из манежа, к этому надо быть готовым. Капитан это не фуражка на макушке и шампанское

Здесь в силу вступает концепция 10000 часов, как и в любом хобби/занятии/профессии. Если вы хотите стать профи, для этого надо работать. Возможно не 10000 часов, но концепция вам понятна. Иначе ответственность за судно и за людей очень быстро вам надоест, не смотря на роскошные бухты и красивые закаты. Что бы получать удовольствие от последних, надо туда еще безопасно дойти, что бы и экипаж от них получил удовольствие, а не запивал валидол коньячком, как иногда случается, или в экстренном порядке списывался на берег. О чем я тоже, периодически, слышу.

Итак, вы хотите соответствовать пунктам а, б и в, но в море вы никогда не были и, первым делом, хотите понять, надо ли вам там быть. Все просто. Вам нужен начальный курс RYA Competent Crew. Цель этого курса следующая:

а) Познакомить человека с морем. Дать ему/ей понять что это такое и подходит ли это кандидату.

б) Научить базовым знаниям и стандартным маневрам/процессам/командам на борту.

5 дней на воде дадут вам именно это. Это метод полного погружения, вы живете на борту и с утра до вечера работаете и учитесь в море, под присмотром инструктора. Уникальный курс и очень полезная штука для начинающих яхтсменов.

Очень часто к нам приходят люди с опытом одной регаты или похода с друзьями, которые хотят сразу получить корочки шкипера, без курса RYA Competent Crew. Мы их изо всех сил отговариваем, советуем начинать с RYA Competent Crew, но у нас не всегда это получается. Но результат всегда предсказуем, они или не сдают, или сдают, но в голове остается каша. Невозможно быть капитаном не зная 100% как быть матросом. Это на всю вашу яхтенную карьеру задаст неправильное начало, так что даже если вы считаете, что у вас все получится с первого раза, все равно пройдите курсRYA Competent Crew. И будет вам счастье.

После этого курса вы поймете две вещи: а) надо ли вам это вообще и б) куда двигаться дальше. Задача любого инструктора это не только научить, но и подробно и правильно рассказать, как двигаться дальше, для достижения нужной цели.

Следующий шаг – поход. Очень часто люди думают, что следующий шаг – это курс RYA Day Skipper. Формально да, но лучше с этим курсом не торопиться. Сходите в поход. На выходные, на неделю, не важно. Главное, под присмотром инструктора. Выбор большой, много яхтенных компаний предоставляет походы, но вам надо будет сделать немного ‘домашней работы’, а именно, распросить школу о формате похода. Должно быть следующие минимальные характеристики:

а) Профессиональный, коммерческий инструктор, с соотвествующими корочками и разрешениями. Не стесняйтесь спрашивать у компании прислать вам коммерческие и инструкторские корочки шкипера, а так же опыт. Индустрия наша полна клоунов, и нормальные компании иногда сложно определить. Задавайте много вопросов и вам все станет понятно.

б) Собственный флот. Если компания владеет своим флотом, все сразу становится гораздо серьезней. Яхта должна иметь коммерческую аккредитацию той страны, под чьим флагом она оперирует. Не стесняйтесь спрашивать.

Такой поход даст вам максимальную пользу и вы будете в надежных руках. Не надо на этой стадии ходить в поход с другом Васи, который в прошлом году отучился в Турции и теперь на чартерной лодке идет по Греции, слупив с вас 700 евро за удовольствие. Может все будет и хорошо, но пользы лично для вас особой не будет. Учебный поход с аккредитованым инструктором на борту и на коммерчески аккредитованой яхте дороже вам стоить не будет, а толка сильно больше.

Итак, вы откатали поход, посмотрели как это все происходит на самом деле, вне учебной яхты официального курса, а именно в обычных переходах. Ведь на месте шкипера-инструктора рано или поздно хотите оказаться уже вы сами, так что очень полезно посмотреть на процесс как можно раньше. Что делать после похода?

Учить теорию. Это можно сделать самостоятельно, набрав книжек, или же, если вы не уверены, что хватит усидчивости, то тогда или заочно, по удаленным курсам, или же очно, в аудитории. Лучше всего работают курсы в аудитории, это самый продуктивный, но и самый дорогой вариант. Доступность инструктора – самое важное здесь. Всегда можно спросить и посмотреть в глаза

Если такой возможности нет, то тогда заочный курс, всегда можно спросить инструктора по телефону или по электронной почте.

Ну а если вы супер-усидчивый и десциплинированый ученик, то тогда покупайте книжки и учитесь самостоятельно. Вам понадобятся следующие материалы. Опять же, их много, это те, которые рекомендую я:

  • Alison Noice – Day Skipper for Sail and Power
  • Alison Noice – Exercises

ОК. Курс теории пройден, базовый курс RYA Competent Crew пройден, поход возможно тоже увековечен в лог буке, и теперь самое время идти учиться на капитана! И тут вам понадобится курс RYA Day Skipper. Этот курс начнет подготовку к самостоятельному чартеру. Формально, права RYA Day Skipper позволят вам брать яхту на Средиземном море и других акваториях. Но, и это большое но, после этого курса, для того что бы стать нормальным шкипером, вам надо будет продолжать учиться, самостоятельно или по следующим ступеням RYA. Итак, что дает курс?

Подготовка к выходу, работа на палубе/такелаж/рангоут, навигация, лоцманские навыки/проводка, метеорология, правила “дорожного движения”, бортовые системы, двигатели, провиант, экстренные ситуации, управление яхтой под двигателем и управление яхты под парусами, планирование перехода и базовая ночная навигация.

Что он дает на самом деле? Возможность все это применить на практике, под присмотром инструктора. Кстати, выбирая школу, не стесняйтесь спрашивать, является ли инструктор официально аккредитованым! И яхта. Как в выборе походов! Так же, курс дает отличную возможность проверить свои навыки управления командой. Четкие команды, правильная последовательность действий, подготовка к швартовке, сама швартовка, ну и так далее. Все по многу раз, что бы все устаканилось в голове. Ну и еще немного теории по вечерам и если у вас все получается, заветный сертификат ваш!

Сможете ли вы после этого сразу брать яхту в чартер? Формально – да. Хорошая ли это идея? Категорически нет, или во всяком случае, если брать, то только под присмотром опытного товарища. И уж тем более, не надо тянуть туда семью. Если вы планируете впоследствии привить семье радость и желание ходить с вами под парусом, в первый свой самостоятельный чартер с ними идти не надо. Это будет очень нервное время для вас и это передастся семье. Гораздо лучше еще немного потренироваться и предстать перед ними морским полу-волком, с небольшими, но уже ярко выраженными ракушками в нужном месте. А первый чартер надо проводить с кем-то, чьи нервы – канаты и кто уже прошел свой первый чартер

И это плавно приводит нас к следующей ступени. Вы получили корочку RYA Day Skipper, что позволяет вам управлять яхтой в светлое время суток, в знакомой акватории, в прибрежных водах. Что делать дальше? По системе RYA, следующая ступень это RYA Coastal Skipper. Это более сильно продвинутая ступень обучения, которая действительно начинает подготавливать человека к роли капитана. Основной уклон на управление яхтой под парусами. Швартовка/Человек за бортом/Подход к буйку, а так же слепая навигация и другие прелести морского дела. Что дает этот курс? Больше уверенности в своих силах. Вы сможете нормально встать на якорь или пришвартоваться даже если у вас полетел движок. Это не будет концом света. И если придет туман, вы справитесь. И если кто-то вывалился за борт, а вы под спиннакером – будете знать что делать. Доведет ли этот курс все до автоматизма? Конечно нет. Но расскажет как. А дальше вы уже сами.

Но просто так на курс RYA Coastal Skipper не попасть. Ведь есть ценз! А он представляет из себя ценз в 300 миль и 15 суток на воде. Где накатать этот ценз? Походами, так же как и после RYA Day Skipper.

Здесь, так же, будет правильным обратить ваше внимание на разницу курсов и прав полученых в приливных и неприливных акваториях. Сертификаты RYA Day Skipper и RYA Coastal Skipper имеют категорию Tidal или Non-Tidal. Если вы учились на Средиземке, то получите сертификат Non-Tidal, если в Англии, то сертификат Tidal. Разница между курсами крайне существенная и отражена во всем: прокладке курса, швартовке, навигации, etc. Течения играют огромную и иногда самую важную роль в навигации, и сертификаты отражают это. Если вы получили сертификат Non-Tidal, то вы сможете конвертировать его в Tidal за 2-3 дня на курсе Tidal, в школе RYA в приливной акватории.

Что касается времени, если оно вам очень дорого, вы всегда сможете объединить два практических курса в один, 11-дневный — Day Skipper Intensive и Coastal Skipper Intensive.

Ну а что делать дальше? 99% наших курсантов останавливаются на уровне RYA Coastal Skipper. Дальше идут те, кто хочет стать ниндзей 70-го уровня или работать коммерчески на парусных яхтах или инструктором. Для следующей ступени вам надо будет накатать около 2500 миль. И ступень эта называется RYA Yachtmaster Offshore. Это коммерческая аккредитация, подразумевающая разрешение на работу на яхте. Экзамен принимается независимым экзаменатором RYA. Школы могут лишь подготовить курсанта к экзамену, но затем инструктор уходит с борта а экзаменатор принимает командование парадом. Неделя подготовки к этому экзамену бесценна, даже если вы не планируете работать в индустрии. Чакры откроются и вы узнаете очень много нового. Ну, а если вы решили работать в индустрии, то несколько дополнительных бумаг, например мед. осмотр и несколько однодневных курсов (первая помощь, выживание в море), и плюс разрешение на работу в нужной для вас стране – и можете смело принимать командование платными экипажами.

Сдав на RYA Yachtmaster Offshore и откатав пару сезонов, возможно у вас начнут появляться идеи в сторону океана. Это нормально, многие идут этим путем. И тогда вам на помощь придет RYA Yachtmaster Ocean. Совершив квалификационный переход включающий в себя замеры, по прибытию на сушу вы смело можете связываться с любой школой RYA и договариваться об экзамене. По результатам собеседования и анализам ваших вычислений, вам выдадут заветную корочку. Ну, а если вы не знаете как делать замеры и рассчеты, то курс теории RYA Yachtmaster Ocean Theory вам помочет. Курс 5 дней, не для слабонервных

Ну, а после этого – инструкторские курсы, а это уже тема другой статьи! Удачи вам!

Юрий Фадеев

Яхтенная Компания “Кабестан”


Советы Эксперта - Консультанта по вопросам Работы и Карьеры

Фото по теме


Кто из мальчишек не мечтает о морских просторах? Для большинства из них мечты так и остаются мечтами, но те, кто не мыслит себя вне моря, стараются воплотить их в действительность. Просто следуйте этим простым пошаговым советам, и Вы будете на верном пути в Вашей работе и карьере.

Краткое пошаговое руководство

Итак, приступим к действиям, настроившись на положительный результат.

Шаг - 1
Следует знать, что капитан не управляет судном непосредственно – этим занимается рулевой. В задачи капитана входит организация работы на судне, он руководит судовой командой и обслуживающим персоналом. Капитан судна следит за погодными условиями, выбирает курс и маршрут движения, определяет точное местоположение судна при помощи навигационного оборудования и карт. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 2
На капитане лежит ответственность за все, что происходит на судне и с самим судном. Поэтому тому, кто мечтает о дальних плаваниях, следует определиться с тем, что он хочет – непосредственно управлять судном или все-таки быть его капитаном. От этого зависит выбор места обучения и получаемой специальности. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 3
Также следует подумать о том, в каком флоте хочет служить будущий капитан, военно-морском или гражданском. Если в военно-морском, то ему следует подавать документы в Нахимовское военно-морское училище. Принимаются юноши в возрасте 14-15 лет, граждане Российской Федерации, успешно окончившие в год поступления 8 классов средней школы и годные по состоянию здоровья. Обязательным условием для поступления является изучение в средней школе английского языка. Те, кто изучал другой язык, не принимаются. Более подробную информацию вы можете получить здесь:
http://nvmu.ru/pages/spbnvmu.htm Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 4
Если вы решили связать свою жизнь с гражданским флотом, то оешите, какой именно флот вас привлекает – речной или морской. Если первый, то поступите в ближайшее к месту вашего жительства речное училище. Их достаточно много, вы можете найти подходящее вам учебное заведение в интернете. Выполнив это, переходим к следующим действиям.

Шаг - 5
В том случае, если вас манят морские просторы, ваш путь лежит в мореходное училище. Список морских учебных заведений вы можете посмотреть здесь: http://www.korabel.ru/crewing/marineuniversity.html
Надеемся ответ на вопрос - Как стать капитаном корабля - содержал полезные для Вас сведения. Удачи Вам в Работе и Карьере!Чтобы найти ответ на интересующий Вас вопрос воспользуйтесь формой -

На корабле или любом плавательном судне капитан – это самый главный человек, который отвечает за всю команду и принимает важные решения.


Заработная плата

Уровень зарплат колеблется от 600 до 1200 у.е. и выше.

Место работы

Компании, занимающиеся рыбным промыслом, пассажирскими и грузовыми перевозками.

Обязанности

Капитан корабля при помощи своих помощников ведет судно по мировому океану. Никто не имеет право изменить определенный им курс и скорость хода, кроме случаев опасности, которые угрожают судну.

Если судно обнаружит в море людей или другой корабль, с которым произошла беда, капитан должен оказать людям помощь.

Капитан должен быть внимательным и осторожным человеком. В перечне его обязанностей прямо говорится, что курс судна он должен рассчитать с особым старанием, дабы избежать ошибок. При подходе к рифам он должен уделять больше внимания цвету воды и наличия в ней плавучих водорослей. При подходе к берегу эти меры предосторожности должны быть удвоены. Даже присутствие на судне приглашенного лоцмана не снимает с капитана судна ответственности за безопасность движения корабля.

В случае опасности столкновения с другим судном капитан должен действовать четко: он обязан лично сообщить на другой корабль название своего судна и порт приписки и получить в ответ те же данные.

Важные качества

Ответственность, организованность, аналитический ум, лидерские качества, уверенность в себе, способность принимать верные решения в экстренных ситуациях.

Отзывы о профессии

«Прежде всего, капитан — это лидер, умеющий управлять людьми. Он способен найти подход к каждому члену экипажа, оставаясь доброжелательным и, в то же время, требовательным. Эта работа для тех, кто любит море, не боится трудностей, имеет крепкое здоровье. На пассажирском судне капитан — лицо корабля, и среди его обязательных качеств — презентабельная внешность, умение заинтересовать собеседника, хорошие манеры. Это по-прежнему исключительно мужская профессия. Девушек на соответствующие специальности в учебные заведения не берут».


Из интервью с капитаном морского судна.

Стереотипы, юмор

Слово капитана на корабле или судне — закон. Все распоряжения, исходящие от берега, передаются только капитану судна. Неудивительно, что закон дает право капитану и арестовывать, а также засвидетельствовать рождение или смерть человека.

Обучение

Если вас привлекает военная карьера, то вам необходимо подать документы в военно-морское училище им. Нахимова.

Если же вы желаете руководить гражданским судном, то вам необходимо определиться с выбором водного пространства. Желаете быть командиром корабля, бороздящего речные просторы – подавайте документы в речное училище. Хотите путешествовать по моря и океанам – в мореходное училище.

В настоящее время университет проводит подготовку студентов на базе высшего образования на следующих факультетах: факультет эксплуатации водного транспорта и судовождения, судомеханический факультет, факультет морского права и таможенного дела, также есть программа заочного обучения. Академия также является членом Международной ассоциации морских университетов (IAMU), Черноморской ассоциации морских институтов (BSAMI), Международной ассоциации университетов (IAU). Вуз сотрудничает с ведущими судоходными компаниями по всему миру: Epsilon Hellas (Overseas) Ltd. (Греция), Enterprises Shipping and Trading S.A. (Греция), Columbia Shipmanagement Ltd. (Кипр), Ahrenkiel Shipmanagement GmbH & Co. (Германия), Baltic Group International (Великобритания), A.P. Moller-Maersk A/S (Дания), Alpha Navigation (США), Omega (Греция).

Стоимость обучения на договорной основе варьируется от 54 до 115 тысяч рублей, в зависимости от специальности и формы обучения.

Это частное учебное заведение для мальчиков. Академия принимает кадетов как в среднюю (с 7-го по 9-й классы), так и в старшую (с 10-го по 12-й классы) школу. Прием осуществляется по возрастному ограничению с 12–13 лет. Здесь студентов готовят к поступлению в высшие учебные заведения - в академии акцент делают на отличную физическую подготовку и воспитание лидерских качеств. На летние каникулы кадеты в возрасте от 7 до 17 лет могут остаться при учебном заведении в летнем лагере. Здесь также предусматривается спортивный отдых и даже курсы по серфингу.

Cтоимость обучения: Стоимость проживания и питания - примерно 33 600 долларов в год. Для поступления нужно сдать тест на знание английского языка, пройти вступительный тест и собеседование.

Это учебное заведение готовит офицеров для военно-морских сил США. Поступать в академию могут абитуриенты в возрасте от 17 до 22–23 лет. При поступлении студент не должен состоять в браке и иметь детей. Выделяются определенные квоты для рядовых, детей офицеров, детей военных, которые погибли в боях. Есть такая категория студентов, как гардемарины: они учатся за счет Военно-морского флота в обмен на несение ими в дальнейшем службы после вручения диплома. Выпускники по окончании получают звание вторых лейтенантов (соответствует званию лейтенанта в России). Лучшие выпускники получают высокооплачиваемую работу. Можно выбрать специализацию по желанию: помимо базовых программ есть и океанография, океанотехника, судостроение и многие другие. Срок обучения - четыре года. Каждый год академия принимает около 60 иностранных студентов. Стоимость обучения и возможности поступления для иностранцев можно уточнить в посольстве США.

Это высшее учебное заведение предлагает подготовку студентов на таких факультетах, как судостроительный, судомеханический, инженерно-экономический и факультет транспорта. Обладатели карты поляка могут пользоваться особыми привилегиями, а именно учиться бесплатно и даже получать стипендию в зависимости от дохода семьи или каких-либо других факторов. Обучение проходит на английском и польском языках.

Завершив обучение, студент может пойти на факультет повышения квалификации или на курсы морских спасателей, по окончании которых выдается международный сертификат. Академия предлагает бюджетный курс для иностранных студентов, включающий приезд студента до начала обучения, заселение, курсы польского языка, ознакомление с культурой и историей города. Также для студентов вторых и третьих курсов проводятся летние стажировки за счет университета. Еще не закончив обучение, большинство студентов заключают трудовой договор с будущими специалистами. Этот договор предусматривает ряд привилегий - например, стипендию от работодателя. Также стипендии выдаются за хорошую учебу.

Стоимость обучения: около 2 200 евро, но, несмотря на такую цену, чаще всего вуз освобождает иностранцев от оплаты, и получение образования осуществляется на бюджетной основе.

Это высшее учебное заведение предлагает подготовку студентов по разным образовательным программам, которые так или иначе связаны с морским делом: например, здесь можно научиться кораблестроению, судовождению и созданию гидрографических систем безопасности. Также в рамках международного сотрудничества студенты могут пройти обучение по обмену в вузах КНР, которые предоставляют и стипендиальные программы. Прием абитуриентов производится по образовательным программам среднего профессионального образования сроком на 2 года 10 месяцев (11 классов) и 3 года 10 месяцев (9 классов).

Стоимость: Плата за обучение на договорной основе варьируется от 65 до 120 тысяч рублей, в зависимости от специальности и формы обучения.

Морская академия в Гдыне готовит офицеров торгового флота, инженеров, управленцев, навигаторов, механиков, электриков, специалистов сухопутных служб уже более 90 лет. Это самый крупный государственный вуз такого направления в Польше и один из крупнейших и престижнейших в Европе. Здесь есть программы бакалавриата, магистратуры и PhD. Студенты академии проходят практику лоции и навигации на учебных судах «Горизонт ІІ» и «Дар молодежи». По окончании академии выпускники будут востребованы на самых престижных торговых судах мира.

Стоимость обучения: составляет около 2 200 евро в год, но, несмотря на такую цену, чаще всего вуз освобождает иностранцев от оплаты, и получение образования осуществляется на бюджетной основе.

Это учебное заведение предлагает подготовку студентов по программам среднего специального и высшего образования и возглавляет рейтинг самых лучших колледжей в Англии. На территории есть специализированные морские кампусы, в которых студентов обучают на курсе для моряков торгового флота и морских работников. Морские курсы преподаются совместно с Ливерпульским университетом имени Джона Мурса.

Стоимость обучения в колледже составляет около 9 тысячи фунтов в год в зависимости от программы. Тест на знание английского языка надо сдать не ниже 6,5 по шкале IELTS.

Олеся Меньщикова

выпускница логистического направления NZ Maritime School

Я проходила обучение в NZ Maritime School, которая является частью Института технологии в Манукау, Новая Зеландия. Моя специальность называлась «управление цепочкой поставок и грузоперевозками» - это была новая программа на тот момент, когда я поступила, и нас на этом курсе было всего несколько человек. В Maritime School всегда было два направления подготовки, насколько мне известно: логистическое и морское. На логистическом существует целый ряд программ - от начальных уровней (Level 4, как он здесь называется) до эквивалента бакалавра (Level 7). Можно изучать экспорт/импорт, таможню, грузоперевозки, морские перевозки / воздушные перевозки и так далее.

На морском направлении готовят будущих судоводителей и механиков. В нашей школе было очень много симуляторов для ребят, что давало им возможность понять, как все устроено на реальном судне. Наша школа располагается прямо напротив порта Окленд, и для студентов организовывают специальные экскурсии. Что касается студенческой жизни, в нашем распоряжении была библиотека, кафе и компьютерные классы.

Учиться нужно усердно. Проходит очень много практических занятий. Экзамены оцениваются в процентах. В конце полугодия рассчитывается средняя оценка, которая и идет в диплом. По своей программе я училась год (на практике - девять месяцев) и выпускалась с дипломом Level 7.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...