Постановка звука ф. Конспект занятия по обучению правильной артикуляции звука

Способы и эффективные приемы постановки разных звуков

Начиная работу по правке звуков, изначально нужно определить причину их неправильного произношения. Как правило, нарушения могут возникать при дислалии, дизартрии, ринолалии. Каждый диагноз имеет свои особенности. Однако какой бы вид нарушения не был диагностирован, важно знать, чем характеризуются звуки, какой должна быть артикуляция, какие упражнения лучше использовать для определенных звуков.

Особенности постановки звуков

Работу по правке звукопроизношения начинают со звуков, что наиболее доступны малышу. Задействуют все анализаторы: вибрационный, слуховой, зрительный и тактильный. На первых занятиях не стоит создавать в корне новые модели артикуляционных движений и фонем, чтобы вызвать нужный звук. Изначально работа базируется на максимальном использовании доступных ребенку моделей.

Детям, у которых диагностированы сниженная кинестезия или расстройства фонематического слуха, рекомендовано усваивать промежуточные артикуляции. Саму же артикуляцию можно улучшить, выполняя упражнения на удлинение выдоха и необходимое давление воздушного потока. Поэтому постановку звуков обычно начинают в положении лежа, разрабатывая нижне-диафрагмально дыхание. Так ребенок учится плавно вдыхать воздух носом и размеренно выдыхать его ртом.

Выполняя работу по формированию артикуляционного праксиса (способности произносить серию звуков родной речи), нужно учитывать, насколько сильна взаимосвязь мышц органов артикуляции. Полезно использовать такие приемы, которые должны опираться на зрительный контроль (выполнение упражнения ребенок должен контролировать в зеркале):

  • чтобы переместить язык во рту немножко глубже, выдвигают уголки рта вперед механическим путем (например, пальцами);
  • чтобы передвинуть язык вперед, уголки рта отодвигают в стороны.

Корректируя произношение звуков, которые ребенок искажает, не стоит называть их – это вызовет неправильное их произношение.

Постановку звуков производят такими методами:

  1. По подражанию: например, предложите ребенку порычать, как тигр (р-р-р) или издать звук дрели (дррр).
  2. По опорным звукам: например, изучаем звуки в таком порядке - В-З-Ж, М-Б, Н-Д, С-Ш-З-Ж, Ф-В, Ф-С-Ш.
  3. От гимнастики языка по звуку, однако использовать правильную дикцию - Т, Д, Н. Если звуки ребенок произносит межзубно, то следует научить проговаривать их правильно, а затем ставить дефектные звуки.
  4. Механическим методом (с использованием шпателя, пальцев, сосок, зондов).

Если проводится работа над корректированием звукопроизношения, нельзя забывать о таких особенностях:

  1. Параллельная работа над правильностью дыхания и артикуляции обязательна.
  2. Ребенок должен осознанно контролировать собственное произношение на слух.
  3. Изучаемые звуки нужно обозначать специальными знаками-символами.
  4. Для старших дошкольников вводят буквенное обозначение звуков, что способствует дальнейшему обучению грамоте.
  5. Автоматизация звуков и их применение в разных условиях – в слогах, словах и словосочетаниях, предложениях.
  6. Предупреждение дисграфий.

С теорией немного разобрались, приступим к практике.

Ставим звуки [Л], [Л’]

Для постановки звуков [Л], [Л’] используют упражнения «Иголочка», «Маляр», «Индюшата», «Ступеньки», «Ковшик», «Охотник».

Если в речи ребенка звук [Л] отсутствует, его ставят в 2 этапа:

  1. Межзубная постановка звука, когда ребенку предлагают сказать сочетание звуков «ыа». Произнося звук «ы», выговаривать его нужно кратко, напрягая артикуляционный аппарат. Далее произношение переносят, протиснув язык между стиснутыми зубами. Повторять упражнение, пока не установится четкость звука – нужно установить положение челюсти, в котором получилось воспроизвести звук.
  2. Зазубная постановка звука – язык переводят в положение за зубами, крепко прижимают его к альвеолам, произносят «лы-лы-лы».

Важно выработать правильное направление струи воздуха. Если у ребенка определяется несколько звуков межзубным произношением, стоит развить моторику кончика языка. Помогать при этом можно любым удобным механическим способом.

Если ребенок звук [Л] заменяет звуком [Й], ему предлагают на среднюю часть боковой стороны языка, открыв рот, положить трубочку круглой формы, а кончик языка нужно убрать за верхние резцы. Главная трудность заключается в том, что ребенок продолжает слышать звук, который он воспроизводил ранее. Поэтому важно подключать слуховое внимание малыша к звуку, что он произносит во время его постановки.

Ставим звуки [Р], [Р’]

Самый частый вопрос, встречающийся в практике: «Почему он(она) «не говорит звук «р», мы переживаем?» И пусть малышу всего 2 года, родители начинают переживать, не разобравшись с особенностями становления звукового ряда у детей.

Получить правильный звук «Р» - трудоемкий процесс. Как показывает практика, вызвать его при помощи подражания практически невозможно. Обычно, появлению его в речи, предшествует долгая подготовка артикуляционных органов, выработка нужных движений языка, учению различать верные и неверные звуки.

Наиболее подходящий комплекс упражнений – «Быстрая змейка», «Дятел», «Балалайка», «Индюшата», «Барабанщик», «Ковшик», «Иголочка». Есть и другие, не менее эффективные упражнения:

«Малярная кисть»

«Гармошка»

Нужно улыбнуться и открыть ротик, язык прижать к небу, словно готовимся произнести протяжный звук «нь». Удерживая язык в поставленном положении, открываем рот широко по максимуму, затем закрываем его. Повтор упражнения - 15-20 раз.

«Комарик»

Открыть ротик, кончик языка убрать за передние зубы и пытаться произносить звук «з». Затем убрать язык обратно, упереться им в верхнее небо у линии роста передних зубов. Снова произнести звук «з».

Подобные упражнения отлично развивают артикуляцию, растягивают уздечку, укрепляют мышцы лица. Но чтобы поставить звук [Р], используют еще и специальные упражнения:

  1. Ребенок должен открыть ротик, кончик языка прижать к основанию передних зубов у неба, при этом предложите ему быстро произносить звук «д-д-д». Спустя несколько секунд попросите малыша сильно дунуть на кончик языка, не останавливаясь выговаривать звук «д». Это упражнение поможет ребенку ощутить нужную вибрацию и запомнить ее.
  2. Ребенок широко открывает рот и выговаривает звук «ж-ж-ж», продвигая язычок ближе к линии роста верхних зубов. Спустя пару секунд специальный шпатель введите под язычок ребенка и ритмично водите его в стороны, создавая вибрацию. Ребенок при этом должен с силой дуть на произносимый звук, чувствуя вибрацию и колебания, которые получаются.
  3. Попросите, чтобы ребенок произнес звук «з-з-за», отодвигая язык назад по максимуму. Подобно второму упражнению, введите шпатель под язык и поводите им вправо-влево. При правильном выполнении тренировки в итоге вы услышите четкий звук «Р».
  4. Аналогично упражнению №3, попросите малыша произнести звуки «з-зи», не закрывая рот. Проделайте шпателем аналогичные движения. Это упражнение позволит поставить звук «р», но более мягкий.

Если у малыша не получается удержать язык вверху, а сам звук получается глухим, попросите его удлинить звук – дрнь-дрнь (например, заведи автомобиль).

Ставим звуки [Ш], [Ж], [Ч]

Постановка звука «Ш»

Чтобы поставить артикуляционные органы ребенка в правильное положение, при котором он сможет выговаривать звук «Ш», можно воспользоваться механическим приемом. Для этого просим ребенка произнести длинный звук «С» или слог «СА». В это время нужно аккуратно с помощью шпателя или ложки приподнять кончик язычка за верхний ряд зубов на альвеолы. Благодаря таким манипуляциям ребенок сможет выговорить звук «Ш». Но на этом упражнение заканчивать рано: важно обратить внимание ребенка на произношение им этого звука. Задача взрослого – помочь понять малышу и запомнить такое положение артикуляционных органов.

Когда у ребенка получилось выговаривать звук «Ш», начинают его автоматизацию. Для этого отрабатывают звук, сочетая его с гласными: ША-ШУ-ШИ-ШЕ-АША-ИШИ-УШУ-ОШО и пр. Затем отрабатывают звук в словах, в первую очередь используя те, где звук «Ш» стоит в начале, и только потом те, в которых он занимает место в середине или конце.

Далее отработка звука происходит в предложениях. Для этого могут использоваться скороговорки или четверостишья, в большинстве слов которых присутствует звук «Ш». На последнем этапе постановки звука можно предложить ребенку самостоятельно составить рассказ по опорным словам.

Для становления звука «Ш» используют следующие приемы:

  1. Постановка по подражанию. Попросите ребенка поднять язык к верхней губе, с силой, но равномерно, пусть он выдыхает воздух, контролируя тыльной стороной ладони поток воздуха. Как только почувствуется теплый воздух, предложите перевести язычок за верхние зубки, прикоснувшись к небу. Ротик должен быть приоткрытым, губки слегка вытянуты, зубы находится на расстоянии пары миллиметров. Предложите малышу выдохнуть струю воздуха – получится звук «Ш».
  2. Постановка на базу звука «Т». Попросите малыша произнести звук «Т» с периодичностью в 2 сек. Затем попросите сделать так, чтобы его язычок стучал не по зубкам, а по альвеолам. Постепенно звонкий «Т» превратится в более шипящий звук. Далее попросите ребенка округлить губки и вытянуть их вперед, а язычок поднять вверх к небу (к передней части). Боковые части языка нужно прижать к коренным зубам. Теперь, проговаривая звук «Т», ребенок сможет плавно перейти к произношению звука «Ш».
  3. На основе звука «С». Предложите убрать язычок за нижние зубки и произнести звук «С». Одновременно шпателем поднимите язычок кверху, пусть ребенок продолжает выговаривать звук «С». Пальцами руки слегка надавите на щечки, чтобы губки выдвинулись вперед. Должно послышаться шипение. Для закрепления результата попросите малыша произнести слоги «СА», «СИ», «СО», «СЫ», «СУ», «АС» и т.д.

На занятиях не забывайте использовать упражнения, способствующие общему укреплению и развитию артикуляционного аппарата.

Постановка звука «Ж»

Звук «Ж» ставят по аналогии постановки звука «Ш». Единственное отличие – в этом случае добавляем голосовое звучание. Артикуляция при постановке должна быть следующей:

  • губки округляются, слегка выдвигаются вперед;
  • зубки сближены, но не сомкнуты;
  • широкий кончик языка приближают к верхнему небу или альвеолам, образовав между ними щель; серединку языка опустить, прижав при этом к боковым зубам его края; заднюю часть языка поднять и оттянуть назад;
  • по середине языка должна проходить теплая струя воздуха, ощутить которую можно ладонью;
  • мягкое небо поднимают, прижимая к глотке, к ее задней стенке, закрывая проход в носоглотку, струя воздуха выходит через рот;
  • голосовые складки нужно напрячь и издать голос.

В качестве упражнений можно использовать игры на подражание («Скажи, как говорит пчела», «…как летит самолет», «…как жужжит жук» и т.д.), скороговорки, определение звука в словах и прочие.

Постановка звука «Ч»

При произношении звука «Ч» ребенку предлагают слегка округлить губки, сделав трубочку, и выдвинуть их немного вперед. Зубки смыкать не нужно, но они должны близко располагаться друг к другу. Спинка и кончик языка должны соединиться с альвеолами или верхними зубками, образуя щель. При попытке проговорить звук «Ч», ребенок должен ощущать короткую струю воздуха, проходящую по середине языка. Мягкое небо при этом остается приподнятым и прижатым к задней части глотки. Голосовые связки напрягаться не должны.

Звук «Ч» ставят на основе «ТЬ» и «Щ». Поэтому логопеды используют 2 метода постановки «Ч»:

  1. Попросите малыша часто и быстро произнести звук «ТЬ» (кончик язычка должна касаться основания верхних зубов). Затем малыш должен понемногу отводить язык назад, касаясь им верхних альвеол. В процессе губы должны растягиваться в улыбке.
  2. Попросите ребенка сначала неторопливо, а затем быстро проговорить звуки «ТЬ» и «ШЬ», чтоб в итоге вышло ТЬШЬ. Следите, чтобы в процессе произношения у ребенка присутствовала широкая улыбка.

Автоматизацию звука выполняют в игровой форме, интересной для ребенка. Обязательно учитывайте возраст малыша, подбирая занятия и упражнения. Не пренебрегайте ярким наглядным материалом.

Ставим звуки [К], [Г], [Х]

Звук «К» ставят механическим способом, используя шпатель. Артикуляция выглядит следующим образом:

  • губы должны принять положение следующего гласного звука;
  • зубы не смыкать нельзя;
  • кончик языка нужно опустить и прикоснуться им к резцам нижнего зубного ряда;
  • боковые части язычка примыкаются к верхним боковым зубкам;
  • задняя часть языка должна образовывать с небом смычку;
  • мягкое небо в это время приподнимается, перекрывая проход к носоглотке;
  • голосовые связки напрягать не нужно, они разомкнуты;
  • во время выдоха образующаяся струя воздуха должна взрывать смычку, из-за чего возникает характерный звук.

Первый вариант постановки – от звука «Т». Используется, если звук «Т» ребенок проговаривает четко, чисто, без лишних призвуков.

Предложите малышу воспроизвести звук «ТА». Одновременно нажимайте шпателем на переднюю часть спинки язычка, вследствие чего послышится звук «ТЯ». Далее нужно продвинуть шпатель немного дальше вглубь, что спровоцирует произношение звука «КЯ». Еще более глубокий нажим на язычок дает четкое произношение звука «КА». Использование механического метода прекращают тогда, когда ребенок запоминает расположение артикуляционных органов для произношения изучаемого звука.

Звук «К» можно ставить на вдохе. Такое упражнение напоминает имитацию храпа – беззвучную либо шепотную. Предложите ребенку похрапеть в свое удовольствие. После упражнения можно услышать звук, напоминающий «К». Предложите ребенку произнести «КА» на вдохе и выдохе. После этого проведите автоматизацию звука традиционно: «КА-КО-КУ-КИ-КЕ-КЁ».

Артикуляция звука «Г» аналогична артикуляции звука «К». Однако в этом процессе участвует голос – голосовые связки во время упражнений должны смыкаться и вибрировать.

Звук «Г» можно поставить от «Ы». Для этого предложите ребенку запрокинуть голову назад и на сильном выдохе произнести «ЫЫЫЫ», выставляя одновременно нижнюю челюсть вперед, поднимая ее и опуская. По аналогии постановки звука «К» от «ТА» можно ставить звук «Г» от «ДА».

Артикуляция звука «Х» отличается от «К» тем, что задняя часть спинки язычка должна образовывать с небом не смычку, а щель по средней линии. Звук «Х» можно ставить так: предложите ребенку приоткрыть ротик на ширину двух пальцев и подуть на ладони теплым воздухом. Если звук не получается, можно попробовать запрокидывать в процессе голову вверх. Звук «Х» можно ставить от «С» и «Ш». Используют механический способ: когда ребенок проговаривает эти звуки, шпателем нужно отодвигать язычок вглубь рта.

Ставим звук [Й]

Чаще всего звук «Й» получается поставить методом подражания, дополняя упражнения показом правильной артикуляции и тактильным ощущением экспираторной струи при протяжном произнесении «ЙЙЙЙ».

Ставят звук от произнесения звуков «АИА» или «ИА». Выдох нужно усиливать, когда произносится звук «И», и без перерыва нужно проговаривать краткое «А». Иногда эффективна постановка звука «Й» в словах, где он находится на первом месте.

От слога «ЗЯ» звук ставят механическим методом: ребенок проговаривает слог, а взрослый, используя шпатель, надавливает на переднюю часть спинки язычка, постепенно отодвигая его назад, пока не получится нужный звук.

Ставим звук [Ц]

Артикуляция следующая:

  • губы находятся в нейтральном положении;
  • зубы приближены на 1-2 мм;
  • кончик язычка опущен, прикасается к нижним резцам; изначально спинка языка сильно выгнута, образуя с резцами смычку, затем ее передняя часть быстро переходит в положение звука «С», образуя желобок посередине;
  • струя воздуха должна быть сильной, неравномерной.

Постановку звука «Ц» выполняют, если ребенок четко выговаривает звуки «С» и «Т». Малыша просят быстро проговаривать «ТС», вследствие чего возникает нужный звук.

Используют 3 способа постановки звука «Ц»:

  1. Прием подражания, используя игровые приемы («Паровоз, останавливаясь, говорит – тссс-ц-ц», «Мышка спит, не шумите – тсс-ц-ц!»).
  2. Прием опорных звуков (в данном случае это «Т» и «С»).
  3. Прием особенностей артикуляционного уклада. Предложите ребенку открыть ротик, упереться кончиком языка в резцы нижнего ряда зубов, приподнять язычок и вытянуть его так, чтоб передняя его часть прижалась к небу. В этом положении язык своей спинкой должен касаться верхних резцов. Не включая голос, предложите малышу произносить звук «Т», отрывая кончик языка напором струи воздуха от передних зубов нижнего ряда. Губы должны быть напряжены, располагаться в положении улыбки. Такое упражнение помогает запомнить положение органов артикуляции, когда произносится звук «Ц».

Постановка звука [С]

Артикуляция «С» такая:

  • губы нужно растянуть в слабой улыбке;
  • зубы приблизить, но не смыкать;
  • прислонить кончик языка к передним зубкам нижнего ряда, выгнуть язык, уперев его бока в коренные зубы;
  • создать сильную и узкую воздушную струю.

Перед началом постановки звука, следует убедиться в готовности артикуляционного аппарата ребенка произносить свистящие звуки. Для подготовки используют комплекс специальных логопедических упражнений на совершенствование артикуляционного аппарата.

Звук «С» ставят несколькими способами:

  1. По подражанию. Сидя с ребенком перед зеркалом, покажите, как нужно произносить звук «С».
  2. По подражанию с игровыми моментами. Для этого способа используют наглядность и яркие предметы, с помощью которых можно имитировать звук «С». Например, шарик сдувается – «СССС».
  3. По опорным звукам. Чтобы научиться произносить звук «С», ребенок должен уметь выговаривать звуки «И» и «Ф», которые являются для него опорными.
  4. Механическая постановка. Шпателем логопед устанавливает язычок ребенка в нужное положение, просит плавно, но достаточно сильно выдуть воздух.

Главное – дать ребенку возможность запомнить положение артикуляционных органов при воспроизведении звука «С», только потом его можно автоматизировать в слогах, словах и предложениях.

Ставим звук [З]

Артикуляция при воспроизведении звука «З» похожа на «С», только звук «З» более звонкий, поэтому при его проговаривании нужно задействовать голос. Звук «З» ставят после успешной автоматизации «С».

Постановка «З» аналогична работе со звуком «С», только нужно следить, чтобы ребенок подключал голос, ощущал вибрацию связок. Очень важно суметь донести ребенку, что эти звуки отличаются своим звучанием. Для этого предложите малышу положить ручку на горло и произнести поочередно оба звука. По вибрации ребенок поймет эту разницу. Когда звук «З» будет слышен отчетливо, предлагайте ребенку проговаривать его громче и четче. После этого проведите автоматизацию звука посредством упражнений на проговаривание слогов, слов, предложений.

Как правильно осуществить постановку звуков у ребенка: общие рекомендации

Усилия ребенка должны быть естественными – это очень важно в постановке звуков. Последовательность постановки определяют по физиологическому ходу формирования произношения звуков. Изменения и коррективы в эту последовательность вносить можно, если учитываются индивидуальные особенности ребенка и есть уверенность в их эффективности.

Стандартная последовательность работы над звуками выглядит так:

  1. Сначала ставят свистящие «С» и «СЬ», «Ц», «З» и «ЗЬ».
  2. Ставят «Ш» - шипящий звук.
  3. Сонор «Л».
  4. Разбирают «Ж» - шипящий.
  5. Соноры «Р» и «РЬ».
  6. Заканчивают постановкой шипящих «Ч» и «Щ».

Оптимальным возрастом для коррекции звукопроизношения считается 4-5 лет, для звука «Р» - 6-летний возраст. Работу обычно начинают над шипящими звуками, так как они не требуют четкого фокусирования струи воздуха.

Чтобы поставить твердые звуки, для слога используют гласную «А» (для «Л» - «Ы»), для мягких – «И». Автоматизацию звука, который удалось исправить, начинают с произношения прямых и обратных слогов, только затем со стечения согласных.

В целом работу над постановкой звуков должен проводить логопед. Он же определит, есть ли у ребенка отклонения в звукопроизношении, какие методы использовать для постановки звуков, как часто заниматься, он составит схему занятий, в которые включит различные, самые действенные в этом случае, приемы. Помните, что самодеятельность в исправлении нарушений звукопроизношения у детей может навредить. Только логопед знает, как правильно и эффективно организовать работу.

«Как Ежик Филя научился фыркать»

Тема: Постановка звука [Ф].

Цель: Обучение правильному произношению звука [Ф] в речи

Образовательные:

Формирование правильной звука [Ф], знаний об акустических особенностях звука;

Обучение выполнению движений по подражанию, словесной инструкции.

Коррекционные:

Развитие артикуляционного аппарата, речевого дыхания и направленной воздушной струи;

Развитие общей и мелкой моторики;

Развитие тического слуха и восприятия, концентрации внимания;

Развитие ориентировки на листе бумаги в клетку и пространственной ориентации.

Воспитательные:

Воспитание положительного интереса к занятию, художественным произведениям.

Оборудование: профиль артикуляции звука [Ф], игрушка ежик, картинки из корзинки – артикуляционная гимнастика, картинка – раскраска с изображением ежа, массажные мячи.

План занятия

I. Организационный момент.

Положительный настрой на занятие

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика.

2. Самомассаж лица.

3. Физкультминутка.

III. Итог занятия.

Ход занятия

I. Организационный момент. Установка на занятие.

Воспитатель:

Вы любите ходить в гости?

Воспитатель:


Тогда в путь! Но, кто же сегодня нас пригласил? Отгадайте загадку.

(Воспитатель загадывает загадку.)

Это кто в траве шуршит и забавно так фырчит – ф-ф-ф…

Весь в иголках, не возьмешь,

Кто же это?

Воспитатель:

Правильно! Сегодня нас ждет в гости веселый ежик. А зовут его Филечка. Он очень веселый зверек и с ним никогда не бывает скучно. Ежик любит играть в разные игры.

II. Основная часть.

1. Артикуляционная гимнастика:

воспитатель достает из корзинки поочередно картинки с изображением названий гимнастик (улыбка, заборчик, расческа, щетка, блины, баночка варенья).

1.1. Упражнения для губ.

Воспитатель:

Наш Ежик очень любит делать утреннюю гимнастику для ротика. Сейчас мы вместе с ним выполним упражнения для губ.

Картинка - «Улыбка – губки улыбаются»:

Ежик, ежик! Ты наш друг!

Улыбнись ты всем вокруг!

(Дети широко улыбаются, растягивая губы, удерживают до 6-7 секунд.)

Картинка – «Заборчик – спрячем зубки»:

Губу верхнюю поднял,

Зубки верхние показал.

А теперь наоборот

Плотно закрывает рот.

(Дети повторяют несколько раз, увеличивая время показа верхних зубов до 7 секунд.)

Картинка – «Расческа»:

«Расчешем нижнюю губу».

Посмотри, расческа – зубы

Ежу причесывает губы.

(Дети проводят верхними зубами по нижней губе 6 – 8 раз, массируя ее.)

1.2. Упражнения для языка.

Воспитатель:

Посмотрите и послушайте, как встречает утро веселый ежик. Выполняйте упражнения для языка вместе с ним. Не торопитесь, выполняйте правильно.

(Воспитатель читает стихотворение.)

Картинка – «Щетка»:

По утрам, по вечерам

Ежик чистит зубки сам.

Вправо – влево, вправо – влево

Чистит зубки он умело.

(Дети потягиваются. В улыбке открывают рот, кончиком языка «чистят» 5 – 6 раз за нижними зубами.)

Картинка – «Расческа»:

Ежик наш расческу взял,

Он причесываться стал.

Мы за ним не отстаем,

Все покажем языком.

(Дети в улыбке прикусывают язык зубами и «протаскивают» его вперед – назад.)

Делаем зарядку!

Ежик спинку выгибает,

Ежик спинку прогибает.

(Дети широко открывают рот, поднимают спинку языка, уперев кончик за нижние зубы. Затем поднимают язык за верхние зубы. Выполняет 6 – 8 раз.)

Картинка – «Блины»:

Еж тебе напек блины,

Очень вкусные они!

И варенья не жалей,

Заверни и съешь скорей!

(Дети в улыбке открывают рот, широкий язык кладут на нижнюю губу. Удерживают под счет до 8.)

Картинка – «Баночка варенья»:

Покажи, пожалуйста,

Как любит варенье ежик?

Оближи скорее ротик!

(Дети широко открывают рот. Облизывают широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.)

2. Самомассаж лица.

А теперь покажем Филе, как правильно нужно выполнять массаж лица, который помогает быть умными, внимательными и произносить четко все звуки.

(Воспитатель читает стихотворение.)

Оттяну вперед я ушки,

А потом назад.

Ежик мой колючий

Будет очень рад.

Раз, два, три, четыре,

Ушки отпустили

(Ребенок, взявшись за середину ушной раковины, оттягивает ее вперед, а затем назад, считая медленно до 10.)


Ну-ка, ежик, повтори,

Щечки и себе потри

(Дети указательным и средним пальцами рук одновременно интенсивно «рисуют» круги на щеках в течение 1 минуты)

На подбородке круг черчу:

Ежику помочь хочу

Четко, быстро говорить,

Звуки все произносить.

Чтобы думал лучше

Ежик озорной,

Я поглажу лобик,

Друг мой дорогой.

(Дети теми же двумя пальцами «рисуют» круги на подбородке, круги на лбу – 1 минуту (Делают по 1 разу.)

Чтобы ежик лучше видел,

Стал внимательней, шустрей,

Я волшебные очки

Нарисую поскорей.

(Дети массируют двумя пальцами верхние и нижние веки, не закрывая глаз. (Делают 1 мин.)

Ох, устал наш ежик Филя,

Выполнял он неуныло.

Он старался, молодец,

Настоящий удалец!

3. Физкультминутка.

Воспитатель:

А сейчас мы вместе с ежиком поиграем на полянке, ведь он немного устал.

(Воспитатель читает стихотворение.)

Игровой массаж «Катится колючий еж» Катится колючий ежик,

Нет ни головы ни ножек,

Мне по пальчикам (по ножке вниз/ по спинке вверх) бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.

Бегает туда – сюда

Мне щекотно, да, да, да!

Уходи, колючий еж,

В темный лес, где ты живешь!

4. Упражнения для развития речевого дыхания, направленной воздушной струи.

Воспитатель:

Как приятно находиться в лесу и наслаждаться его красотой, дышать свежим воздухом.

Упражнение «Подышим свежим воздухом».

(Дети делают вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы - 3 раза.)

Воспитатель:

Кажется, подул сильный ветер.

Упражнение «Ветерок».

(Дети делают вдох ртом, почувствовав, как при этом надувается живот; выдох с силой, слегка прикусив верхними зубами нижнюю губу) .

5. Уточнение артикуляции звука [Ф].

Воспитатель:

Ежику Филе очень понравилось с вами играть. Он от радости зафыркал ф – ф – ф.

Посмотрите, что делают губы, зубы и язык, когда произносим звук [Ф]?

Воспитатель рассказывает. При произнесении звука [Ф]:

Нижняя губа слегка прижата к верхним зубам, посередине остается узкая щель для прохода воздуха, верхняя губа слегка приподнята;

Верхние зубы видны, нижние закрыты нижней губой;

Язык принимает положение следующего гласного звука;

(Если дети затрудняются, воспитатель уточняет правильность артикуляции звука [Ф].)

6. Постановка звука [Ф] по подражанию.

Воспитатель:

А сейчас вы попробуйте произнести звук [Ф]. Как фыркает еж?

(Дети произносят звук [Ф]) .

7. Упражнение для развития фонематического восприятия.

Воспитатель:

Наш веселый ежик еще не наигрался. Он приготовил для вас еще одну забавную игру.

«Хлопните в ладоши, когда услышите звук [Ф]».

(Воспитатель произносит слова, а дети хлопают в ладоши.)

В словах: ФОНАРЬ, ДОМ, ТЕЛЕФОН, КОТ, КОФТА, ШАРФ, БАНКА, ШКАФ, ЛУК.

Воспитатель: Вам понравилось гостить у ежика? Но пришло время попрощаться с Филей возвращаться

III. Итог занятия

Воспитатель:

Какой звук вы сегодня учились произносить?

Дети: - Звук [Ф].

Воспитатель:

Молодцы! Вы очень старались, поэтому у вас все получилось. Веселый ежик Филя дарит свою фотографию, которую вы раскрасите дома. И не забудьте потренироваться правильно произносить звук [Ф].

Устранение недостатков произношения звуков ф, в

М. Е. Хватцев. "Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста"
Изд-во "Учпедгиз", М., 1961 г.
Приведено с некоторыми сокращениями

Нормальная артикуляция . Верхняя губа несколько приподнята и не касается нижней. Нижняя челюсть немного опущена (между зубами образуется небольшая щель).
Нижняя губа приподнята и внутренним краем слегка касается верхних зубов. Язык свободно лежит в нижней части полости рта. Мягкое нёбо поднято. Продуваемый между верхними зубами и нижней губой воздух образует звук ф , с включением голоса - в .

Недостатки произношения и фронтальные методы устранения их

При дефектах нижней губы (короткая, толстая, отвисшая), или верхних зубов (редкие или отсутствуют), или челюстей (открытый передний прикус) получается неточный, иногда с присвистом звук.
Нередко у малышей наблюдается и губное ф и в (воздух продувается между сближенными губами).
Речевой материал для развития фонематического слуха и обучения произношению: Фаня (девочка)- Ваня, вода (вата) - фата.
Игры: 1) Паровоз пыхтит: ф-ф-ф... (следить, чтобы зубы касались нижней губы).
2) «Ветерок»: сдувают при этой же артикуляции бумажки со стола, задувают горящую спичку, свечу.
3) Стрельба - «паф».
4) Стишки, потешки со звуком ф, в .

В день рождения у Вовы
Туфельки-то новы,
Красная фуфайка -
Подарил кто, ты узнай-ка.

Пиф-паф! Ой-ой-ой!
Убегает зайчик мой.

Ты волна, моя волна,
И гульлива и вольна.

Индивидуальные занятия в трудных случаях

При губно-губном звуке на первых порах пальцем придерживают нижнюю губу под верхними зубами. Отвисшую, толстую или короткую нижнюю губу упражняют гимнастикой: сильно вытянуть губы вперед «хоботком» (гудеть, свистеть) и также сильно растянуть их, обнажая все зубы - «улыбаться», всасывать ее в рот, захватывать ею и всасывать верхнюю губу.
Надувать щеки (паровоз пыхтит, лошадка фыркает). В случаях патологических дефектов губ, челюстей и зубов надо предварительно обратиться к врачу.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

.

К чему снятся кошки

Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Данное пособие адресовано логопедам, воспитателям логопедических групп, родителям. Его главная задача - помочь ребёнку усвоить правильное произношение звуков Ф, ФЬ, В, ВЬ.

В пособии предлагается практический материал по постановке, автоматизации и дифференциации данных звуков. Пособие содержит разнообразный лексический материал, описание игр и отдельных упражнений.

Егорова Ольга Владимировна

Введение

Речь является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие психические процессы, способность к понятийному мышлению. Речевое общение создает необходимые условия для развития различных форм деятельности. Для воспитания полноценной личности необходимо устранить все, что мешает свободному общению ребенка со сверстниками и взрослыми.

Недостатки звукопроизношения значительно искажают речь ребенка. У ребенка могут наблюдаться пропуски, замены, недостатки дифференциации звуков. Все это делает речь ребенка малопонятной для окружающих, ограничивает речевую активность малыша.

Исправление недостатков звукопроизношения - одна из важнейших задач педагога. Ребенок должен научиться, правильно произносить все звуки родного языка. В последнее время появляется все больше детей, у которых нарушено произнесение не только свистящих, шипящих или соноров, но более простых звуков, таких, как Д, Т, Н, Ф, В и др.

Структура пособия Работа над каждым звуком включает в себя 3 раздела:

1. Артикуляция звука.

2. Постановка звука.

3. Практический материал по автоматизации и дифференциации звуков (слоги, слова, предложения, чистоговорки, скороговорки, пословицы, поговорки, загадки, стихотворения, рассказы и игры).

Методическая разработка: Коррекционная работа при нарушении звукопроизношения (замена звука С на Ф).

Дислалия – нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Выделяют две основные формы дислалии в зависимости от локализации нарушения и причин, обуславливающих дефект звукопроизношения – функциональную и механическую (органическую).

В тех случаях, когда не наблюдается органических нарушений, говорят о функциональной дислалии. При отклонениях в строении периферического речевого аппарата говорят о механической дислалии.

К функциональной дислалии относят дефекты воспроизведения звуков речи (фонем) при отсутствии органических нарушений в строении артикуляционного аппарата. При данном дефекте нет каких-либо органических нарушений центральной нервной системы, препятствующих осуществлению движений. Несформированными оказываются специфические речевые умения произвольно принимать позиции артикуляторных органов, необходимые для произношения звуков. Это может быть связано с тем, что у ребенка не образовались акустические и ли артикуляционные образцы отдельных звуков.

В функциональной дислалии выделяют три основные формы дислалии:

  1. Акустико-фонематическая (сенсорная) дислалия – замены и смешения более сложных по артикуляции звуков.
  2. Артикуляторно-фонетическая (моторная) дислалия – искажение звуков.
  3. Артикуляторно-фонематическая (смешанная) дислалия – к этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным параметрам в моторном звене производства речи.

Механизмом этому дефекту могут служить как недостаточная сила и подвижность органов артикуляционного аппарата, так и недостаточный уровень дифференциации фонематического слуха.

Этиология нарушения: биологические (частые соматические заболевания ребенка), социальные (дефицит говорения и воспринимаемой речи, неправильное речевое окружение).

Симптомы нарушения: замены и смешения более легкими звуками по артикуляции.

Выделяют два основных варианта нарушений.

  1. При первом – артикуляторная база оказывается не полностью сформированной, при выборе фонем вместо нужного звука (отсутствующего у ребенка) отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляционных признаков. В роли заменителя выступает звук более простой по артикуляции.
  2. При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, усвоены все артикуляторные позиции, необходимые для производства звуков, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова становится неустойчивым (ребенок может произнести слова правильно и неправильно).

Замены и смешения при смешанной форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков. Но эти явления наблюдаются преимущественно между звуками или классами звуков, различающихся по одному из признаков:

  • свистящими и шипящими (с-ш, з-ж),
  • взрывными шумными переднеязычными и заднеязычными (т-к, д-г),
  • парными по артикуляции язычными твердыми и мягкими фонемами (с-сь, л-ль, т-ть),
  • аффрикатами (ц-ч),
  • сонорами (р-л).

Дефектное произношение при этой форме дислалии обусловлено не собственно моторными нарушениями, а нарушением операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.

Правильная артикуляция звука [С]:

  • Губы: не напряжены, растянуты, как при легкой улыбке;
  • Зубы: сближены на 1-2 мм, верхние и нижние резцы обнажены;
  • Язык:
  • кончик широкий, лежит у основания нижних резцов, не задевая их верхушек,
  • передняя часть спинки — широкая, поднимается к альвеолам и посередине образует с ним щель в форме желобка,
  • средняя часть спинки опущена, по середине ее образуется продольный желобок,
  • задняя часть спинки незначительно поднята,
  • боковые края прилегают к внутренней стороне верхних коренных зубов, закрывая проход воздушной струе;
  • Мягкое небо: поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход воздуху в носовую полость;
  • Голосовые складки: не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;
  • Воздушная струя: узкая, холодная, идет по средней линии языка, ощущается тыльной стороной руки;

Сбой артикуляции звука [С], губно — зубной парасигматизм (Ф):

При не правильном произношении звука [С] образуется шум, похожий на свист, звук [С] заменяется звуком (Ф)

  • Губы: нижняя губа сближена с верхними резцами;
  • Зубы: нижние зубы не видны, верхние слегка обнажены;
  • Язык:
  • кончик языка оттянут от нижних резцов,
  • передняя часть спинки языка опущена и слегка отодвинута назад,
  • средняя часть спинки приподнята и слегка сдвинута назад,
  • задняя часть спинки приподнята,
  • боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам;
  • Мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывает проход воздуху в носовую полость;
  • Голосовые складки не напряжены, раздвинуты, голос не образуется;
  • Воздушная струя более рассеянная, проходит между нижней губой и верхними резцами.
  • Предрасполагающий фактор: прогнатия, нарушение фонематического слуха.

Таким образом, работа по исправлению данного звука состоит из следующих этапов:

1 этап – подготовительный

Формирование правильной артикуляции, упражнения для отработки движений нижней губы вверх-вниз, вырабатывается положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов, умение распластывать язык, удерживать кончик языка за нижними резцами, длительная воздушная струя по середине языка. Формирование умения различать на слух звуки С-Ф, отрабатывается звук И, сочетание ИЕ.

Коррекция фонематического слуха:

  • Дифференциация неречевых звуков.
  • Дифференциация слуха по долготе, силе и высоте, тембру.
  • Дифференциация слов: — слов одинаковых по длине и разных по наполнению,
  • - слов квазиомонимов.
  • Дифференциация слогов.
  • Дифференциация фонем.
  • Фонематический анализ и синтез.

Артикуляционная гимнастика:

1.«Лопатка»

Улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удер­живать в спокойном состоянии на счет до пяти. В этом упражнении важно сле­дить, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.

Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!

2.«Хоботок»

Губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой. Удержи­вать их в таком положении на счет до пяти.

Подражаю я слону.
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

3. «Киска сердится»

Улыбнуться, открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние зубы. На счет «раз» - выгнуть язык горкой, упираясь кончиком в нижние зубы. На счет «два» вернуться в исходное положение. Кон­чик языка при этом не должен отрывать­ся от нижних зубов, рот не закрывается.

На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.

4. «Упрямый ослик»

Губы в улыбке, рот приоткрыть. С си­лой произносить звукосочетание ИЕ. Кончик языка при этом упирается в нижние зубы.

5. «Качели»

Улыбнуться, открыть рот. На счет «раз-два» поочередно упираться языком то в верхние, то в нижние зубы. Ниж­няя челюсть при этом неподвижна.

На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
Я все выше поднимаюсь,
А потом - вниз.

6.«Посчитай нижние зубки»

Улыбнуться, приоткрыть рот. Кончи­ком языка упираться по очереди в каж­дый нижний зуб с внутренней стороны. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижна.

С языком случилось что-то,
Он толкает зубы!
Будто хочет их за что-то
Вытолкнуть за губы.

На этапе автоматизации звук вводится в слоги прямые, обратные, со стечением, в слова и фразовую речь. Иногда автоматизацию в слогах начинают используя механическую помощь.

Автоматизация звука:

В слогах:

  • прямых – са, со, су
  • обратных – ас, ос, ус
  • со стечением согласных – ста, спа, сма (аст, асп)

В словах:

  • (звук н начале слова) – сам, сани, сумка
  • (стечение согласных) – стук, скамейка, спутник
  • (звук в середине слова) – оса, коса, носок
  • (звук в конце слова) – ананас, кокос, пояс
  • (слова с двумя звуками) – соска, соус, насос

Во фразах

– аппетитный суп, мамины бусы, сытая собака.

В предложениях:

3 слова – У сома усы. Сын ест суп. Сын моет посуду.
4 слова – Соня сама ест суп. Пёс ест ку­сок мяса.
5 слов – Под сосной стоит собака Сойка. У Сони коса до пояса.

В стихах и чистоговорках:

Киска, киска, где твоя миска?
Ест киска суп из миски:
Сыта киска — пуста миска.

Сыплет, сыплет снег с небес.
Спит под снегом зимний лес.
Сонный сад в снегу стоит.
Сад под снегом тоже спит.

Серая гусыня
Заботится о сыне.
Спит гусенок сладким сном
У гусыни под крылом.

Рассказ, пересказ:

У Сани самокат. Саня думает: «Стану ногой на самокат, самокат и покатит меня. На то он и самокат!» Наступил Саня ногу на самокат, а самокат ни с места, никуда Саню не катит.
Едет мимо Сани Денис на самокате. «Ага, так надо ехать!» — думает Саня. И понёсся Саня на самокате к тенистому саду.

В скороговорках:

Сани у Сани едут сами.
У Сысоя усы до пояса.

Дифференциация звуков [С] — [Ф].

В слогах:
Са-фа, со-фо, су-фу, сы-фы.
Ас-аф, ос-оф, ус-уф, ыс-ыф
Са-са-фа, са-фа-са, фа-са-са

В словах: сон- фон, навес, свисток.

В словосочетаниях: вкусная сметана, автобусная остановка, высокая стена.

В предложениях: Автобус едет. В саду много ос. Анфиса покупает бусы для себя. У нас в саду кусты и высокие сосны.

В стихах и чистоговорках:

В саду сани Стаса, Вани.
На санях Стас
Катает нас.

Ас-ас-ас – у нас дома квас,
Ос-ос-ос – в саду много ос,
Ус-ус-ус – у Сани новый автобус,
Ыс-ыс-ыс – Денис пьет кумыс.

В текстах (рассказ, пересказ):

Это тенистый сад. В саду сосны и кусты. Денис и Стас едут по саду на самокатах. Вот самая высокая сосна. На сосновом суку сова и два совенка.

В скороговорках:

Достает из сумки Стас
Пастилу и сладкий квас.
Сладким квасом с пастилой
Угостит Стас нас с тобой.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...