Конспект занятия по развитию представлений дисграфия. Конспект занятия по коррекции дисграфии на тему "звуки и буквы в и ф"

Внимательно рассмотри буквы и назови их.

Найди спрятанные буквы «А»

Назови перечеркнутые буквы.

Обведи только букву А:

Выдели знакомую букву.

Обведи контуры букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква Б

Внимательно рассмотри буквы, найди сходство и различия.

Найди спрятанные буквы «Б». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква Б
написана правильно. Соедини их ниточками с Буратино.

Добавь недостающий элемент буквы.

Выдели знакомую букву

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква В

Найди спрятанные буквы «В». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Раскрась только те варежки, на которых буква В написана правильно.

Добавь недостающий элемент буквы.

Выдели знакомую букву

Обведи контур букв.

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква Г

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Найди спрятанные буквы «Г». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Раскрась только те груши, на которых буква Г написана правильно.

Добавь недостающий элемент буквы.

Выдели знакомую букву

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква Д

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Найди спрятанные буквы «Д». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Добавь недостающий элемент буквы.

Выдели знакомую букву.

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква Е

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Найди спрятанные буквы «Е» и «Ё».Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Добавь недостающий элемент буквы.

Раскрась только те мыльные пузыри, на которых буква Е написана правильно.

Выдели знакомую букву.

Обведи и раскрась только те шарики, на которых написана буква Ё.
Соедини их ниточками с ёжиком.

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква Ж

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Найди спрятанные буквы «Ж». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Раскрась шарики, на которых написана буква Ж. Соедини ниточками с жирафом.

Добавь недостающюю часть, чтоб получилась буква Ж.

Выдели знакомую букву.

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква З

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Найди спрятанные буквы «З». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Выдели знакомую букву.

Раскрась воздушных змеев, на которых буква З написано правильно. Соедини их ниточками с зайкой.

Добавь недостающий элемент буквы.

Какой ключ подойдет к замку? Соедини ключ с замком.

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква И

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Найди спрятанные буквы «И» и «Й». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Отремонтируй буквы:

Выдели знакомую букву.

Раскрась только те кубики, на которых написана буква Й.

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква К

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Найди спрятанные буквы «К». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Обведи и раскрась только те шарики, на которых буква К написана правильно. Соедини их ниточками с Карлсоном.

Выдели знакомую букву.

Добавь недостающий элемент буквы.

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква Л

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Найди спрятанные буквы «Л». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Раскрась только те флажки, на которых буква Л написана правильно.

Определи букву в неправильном положении.

Выдели знакомую букву.

Раскрась только те лампочки, на которых написана буква Л.

Обведи контур букв.

Упражнения для коррекции
оптической дисграфии буква М

Внимательно рассмотри буквы, найди сходства и различия.

Найди спрятанные буквы «М». Обведи их.

Назови перечеркнутые буквы.

Определи букву в неправильном положении.

Выдели знакомую букву.

Добавь недостающий элемент буквы.

Обведи контур букв.

КОНСПЕКТ ПОДГРУППОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

по коррекции оптической дисграфии у учащихся 2-го класса

Время занятия – 40 мин.

Грамматическая тема: дифференциация букв И-У в слогах и словах.

Лексическая тема: профессии.

Задачи:

Активизация речевой и интеллектуальной деятельности школьников;

Развитие зрительного восприятия, памяти, зрительно-пространственной ориентировки;

Дифференциация звуков И-У и соответствующих букв;

Развитие сложных форм фонематического анализа и синтеза;

Развитие логического мышления;

Уточнение у школьников значений и актуализация слов семантической группы «профессии»;

Актуализация синонимов;

Совершенствование самоконтроля в деятельности, навыков проверки письменной работы;

Воспитание у детей чувства уверенности в своих возможностях и удовлетворения от успешности выполненной работы;

Воспитание интереса к логопедическим занятиям, к учебной деятельности по русскому языку.

Оборудование: геометрические фигуры различных цветов, картинки с изображением животных, игровое поле и «дрессированная» муха, для игры «Муха», разноцветные фигуры и игровое поле, для игры «Фигуры», карточки с изображениями букв у - и и элементами букв у - и, картинки с изображением букв (У, И), карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте. Сядьте сначала те, у кого на парте лежит красный круг, а затем те, у кого лежит желтый квадрат, затем сядут те, у кого – зеленый треугольник.

Молодцы. Все справились с заданием.

2. Развитие зрительной памяти и зрительно-пространственной ориентировки

1) Игра «Животные».

Внимательно посмотрите на доску. На ней находятся шесть картинок животных. Запомните их последовательность, а затем я их сниму. После этого вы мне назовете, в каком порядке животные были расставлены.

(лошадь, свинья, собака, слон, жираф, муха).

Молодцы назвали верно. А теперь подумайте, какое животное лишнее, и почему (муха, потому что это насекомое).

Правильно, а можно ли оставшихся животных разделить группы? Если да, то, на какие? (Да, можно. Лошадь, свинья, собака – домашние животные, слон, жираф – дикие).

2) А теперь поиграем в игру «Муха».

На краю каждой парты лежит конверт. Возьмите его и достаньте оттуда «дрессированную» муху и игровое поле.

Положите муху на середину поля. Эта муха передвигается только в воображении игроков. Руками ее двигать нельзя.

Я буду давать команды, а вы мысленно перемещайте муху по игровому полю. Следите за ней, она не должна выходить за игровое поле.

Муха летит в правый верхний угол, затем в правый нижний угол, в левый верхний угол, в левый нижний угол.

Теперь возьмите муху, и положите её туда, где она должна сейчас находиться.

Молодцы. А теперь уберите все в конверт и положите на краешек стола.

3) Игра «Фигуры»

Сейчас я каждому раздам разноцветные фигуры и игровое поле. Вам нужно будет не запутаться и положить фигуры в те клеточки игрового поля, которые я буду называть.

Положите в центр поля красный круг, в правый верхний угол положите синий треугольник, под ним находится желтый ромб. В левый нижний угол поместите зеленый ромб, справа от него – черный квадрат. А в левый верхний угол положите коричневый круг.

А теперь давайте проверим. Посмотрите на картинку на доске. Вот так должны были расположиться ваши фигуры.

Молодцы, положите все в конверт и уберите на краешек стола.

3. Сообщение темы занятия.

Сейчас я каждому раздам по набору элементов букв. Составьте из них буквы.

Какие буквы у вас получились? (И-У ).

Сегодня на занятии мы будем тренироваться различать буквы И-У.

1) Сравнение букв И-У по начертанию

- Сколько элементов используется при написании каждой буквы? (Два)

Из каких элементов они состоят? (крючки, петелька)

Какие элементы одинаковые? (крючки)

Чем отличаются эти буквы? (у буквы У есть петелька)

Давайте представим, что мы пишем буквы в воздухе. Сначала пишем И, затем У.

Сейчас закройте глаза, я каждому дом по шаблону буквы, вы должны будете ощупать его и сказать, какая буква у вас в руках.

Давайте теперь запишем в тетрадь буквы, которые я буду произносить: И, У, У, И, У. Молодцы. Все справились.

2) Развитие буквенного гнозиса.

Работа по индивидуальным карточкам.

У вас на парте лежит карточка, на которой написаны буквы. Обведите красным цветом буквы У, синим – И.

4.Развитие фонематического восприятия. Соотнесение звуков с соответствующими буквами.

Послушайте звуки, слоги и слова и когда услышите букву У или И, то поднимите соответствующую картинку, на которой она изображена:

Звуки: и, а, у, и, щ, и, у, в, о, и, и, у.

Слоги: по, пи, ту, ву, ви, ли, лу, жу, цу, чи.

Слова: лужа, книга, куры, лист, минута, очки, уроки.

5. Развитие навыков звукового анализа и синтеза.

Рассмотрите буквы, записанные на доске. Постарайтесь составить как можно больше слов из этих букв: и, р, г, у, а, ш, к . (Рука, рак, игра, круг, уши, шкура, ушки, Шура, игрушка.)

6.Физминутка. Дети читают стихи и выполняют действия.

Прыгают кузнечики,

Поднимают плечики.

Раз, два. Раз, два –

Закружилась голова.

7. Письменные упражнения.

1) Игра «Замена»

Слушайте внимательно загадку.

Меня найдешь на дереве,

На клумбе и на грядке,

В журнале и в альбоме,

И в книге и в тетрадке

Отгадали? (Лист)

А теперь послушайте еще одну загадку и замените в слове одну букву другой, чтобы получилось новое слово:

Но птицей стать я захотел –

И мне не надо буквы Л.

Мне А в начале напиши,

И как зовут меня – реши. (Аист)

Какое новое слово у вас получилось? (Аист)

Запишите в тетрадь эти два слова.

Какое место звука и в этих словах? Между какими звуками И в слове ЛИСТ? АИСТ?

2) Игра «Найди друзей слов»

Сейчас я каждому раздам карточки со словами, близкими по значению. Они записаны в два столбика. Прочитайте их. Вставьте карандашом пропущенные буквы. (Подсказка: пропущены только те буквы, о которых мы говорим на сегодняшнем уроке).

Рез и нка пред у пред и тельный

пр и ятель пр и лежный

р и с у нок у стал

у спех дост и жение

сл у чай пах у чий

у чт и вый товар и щ

у сердный про и сшеств и е

д у ш и стый ласт и к

А теперь соедините стрелкой слова близкие по значению.

Назовите пару слов.

Составьте каждый по два словосочетания со словами. Запишите их в тетрадь.

Буквы И-У подчеркните.

8. Сообщение лексической темы.

Давайте разгадаем загадки:

Кто в дни болезней всех полезней,
И лечит нас от всех болезней?

(Доктор)

(Учитель)

С огнём бороться мы должны,
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Ответь скорее, кто же мы?

(Пожарники)

Встаём мы очень рано,
Ведь наша забота - Всех отвозить по утрам на работу.

(Водитель)

Как одним словом можно назвать отгаданные вами слова. Что это такое? (Профессии)

8. Развитие словаря. Закрепление знаний о профессиях.

Рассмотрите картинки и скажите, кем работают изображённые люди? (на доске вывешены картинки: уборщицы, футболиста, хоккеиста, гитариста, скрипача, учителя, строителя, трубочиста).

Какие профессии можно объединить в одну группу? Почему? (Скрипач, гитарист - музыканты; футболист, хоккеист - спортсмены.)

9. Составление словосочетаний.

Составьте с каждым из слов предыдущего задания словосочетание и запишите его, укажите в этом словосочетании буквы занятия – И-У.

Запишите два составленных вами словосочетания. Подчеркните буквы И-У.

10. Взаимопроверка.

Обменяйтесь тетрадями, возьмите зеленые карандаши, проверьте работы своих товарищей и поставьте им оценки.

Логопед проверяет работы, сообщает результаты.

11. Итог урока.

Наш урок подошел к концу.

С какими буквами мы работали на сегодняшнем уроке?

- Вспомните и скажите, чем похожи и чем различаются буквы У-И .

Молодцы! Вы сегодня на уроке были внимательными и хорошо работали.

Урок окончен, до свидания, ребята!


Зинаида Приведенцева
Конспект логопедического занятия по коррекции оптической дисграфии с учащимися 4 класса

«Дифференциация оптически сходных букв п-т »

Цель : Дифференциация оптических образов строчных букв п-т изолированно, в слогах, в словах, словосочетаниях и предложениях.

Задачи :

Коррекционно-образовательные : учить детей различать оптически схожие строчные буквы п-т; закрепление навыков звукового анализа и синтеза; профилактика буквенных замен.

Коррекционно-развивающие : развитие координации речи с движением; развивать зрительный гнозис, мнезис, пространственные представления; внимание, памяти, воображения и мышления; мелкую моторику; развитие фонематического восприятия; навыки чтения и письма.

Коррекционно-воспитательные : воспитывать у детей самоконтроль за речью; воспитывать умение внимательно слушать ответы товарищей, желание помочь при затруднениях; воспитывать активность, стремление к получению положительных результатов, аккуратность.

Здоровьесберегающая : активировать работу головного мозга, межполушарное взаимодействие, укреплять глазные мышцы.

Оборудование : печатные и прописные буквы П-Т, п-т, геометрические фигуры разного цвета, формы,

размера, листы картона, элементы букв, лесенка рефлексии, человечки, карточки с

буквами, тетради, ручки, мел, слова-загадки, мнемонические карточки, маркер,

массажные коврики.

Ход ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

Психогимнастика.

Логопед : - Ребята, доброе утро! Настал новый чудесный день. Сейчас я улыбнусь вам, а вы улыбнётесь мне и улыбнетесь друг другу. Как хорошо, что мы сегодня здесь с вами. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы! Мы все здоровы! Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту, красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохните. Вдохните ещё раз и выдохните. И последний раз вдох и выдох. Молодцы! Давайте ещё раз улыбнемся друг другу и начнем наше занятие .

Логопед : Сядет тот, кто правильно прочитает то, что записано на его карточке.

II. Основная часть.

1. Мобилизирующий этап. Кинезиологическая разминка.

Но прежде чем приступить к выполнению заданий, выполним пальчиковую гимнастику «Полянка»

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки.

И катались по траве,

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,

Но напрыгались, устали.

Мимо змеи проползали,

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать.

Дети прыгают, всеми пальцами по коврику.

Прокатывают ладони от оснований к кончикам пальцев.

Допрыгивают и ложатся ладонями на коврик.

Ползут ладонями, как змеи.

Гладят коврик ладонями поочередно.

Шла медведица спросонок,

А за нею медвежонок.

А потом пришли детишки,

Принесли в портфелях книжки. Переступают ребром ладони как косолапый мишка.

Идут вторыми и третьим пальцами. Сжимают и разжимают кулачки.

Психологический настрой детей на занятие .

Наши ушки внимательно слушают.

Наши глазки внимательно смотрят.

Наши ручки не мешают, а помогают.

2. Тренировка оптических стимулов .

Дидактическое упражнение «Геометрический диктант»

А) Перед детьми листы белого картона , а в тарелочках – геометрические фигуры разного цвета, размера, формы.

Детям предлагается :

Найти красный большой круг и положить его в центре листа.

Найти синий маленький квадрат и положить его в правый верхний угол.

Найти желтый большой треугольник и положить его в левый нижний угол.

Найти зеленый большой квадрат и положить его в левый верхний угол.

Найти черный маленький треугольник и положить его в правый нижний угол.

Б) Самопроверка по образцу на доске.

3. Введение в тему занятия .

Логопед : Ребята, какое сегодня число? Какой месяц? Давайте запишем сегодняшнее число в тетради. (Дети записывают в тетради)

Логопед : Ваши глазки готовы к работе, они умеют внимательно смотреть и запоминать. А для чего нужно уметь внимательно смотреть и запоминать? (чтобы запомнить буквы, правильно читать и писать.)

Логопед : Сегодня у нас в гостях две буквы. Угадайте, какие?

Эту букву мы найдем,

Заглянув в дверной проем. (Буквы П)

Логопед : Найдите букву П и покажите. (печатные)

Молоток стучит : тук, тук.

Букве этой я старый друг. (Буква Т)

Логопед : Найдите букву Т и покажите. (печатные)

Логопед : Правильно, ребята. Вы угадали. Это печатные буквы П и Т, мы их можем встретить в книгах.

А как пишутся письменные буквы п - т. (Следующий ученик выходит к доске,записывает письменные буквы : п-т).

Я принесла вам большие письменные буквы п-т. Посмотрите на них, они почему-то грустные. (На буквах нарисованы грустные мордашки) . Хотите узнать, почему? Они принесли письмо. Давайте прочитаем его.

«Дорогие ребята!

Нам очень грустно, потому что нас часто путают ученики. Вместо туфли напишут – пуфли, вместо пароход – тароход. Больше мы так не можем! Помогите нам!

Буквы П и Т»

4. Сообщение темы занятия .

Логопед : Все теперь понятно, почему наши буквы такие грустные. Чтобы они стали веселые, вы не должны их путать. Сегодня я научу вас различать буквы п-т.

5. Обучающий этап.

Рассматривание и сравнение строчных букв п-т.

Логопед : Давайте внимательно посмотрим на эти буквы.

Чем похожи эти буквы? (Одинаковые элементы)

Чем они отличаются? (у буквы п – два элемента, а у буквы т – три) .

Применение мнемонического приема, облегчающего запоминания букв.

Логопед : А сейчас самый главный момент нашего урока. Я расскажу, как запомнить написание таких похожих букв. Будьте внимательны!

У буквы т – три элемента (выставляется карточка «т-3» .)

У буквы п – два элемента (выставляется карточка «п-2» )

Конструирование букв из элементов .

У каждого ученика на парте лежит конверт с элементами букв п и т вперемежку.

Инструкция : Сконструируйте из элементов букву ,услышав соответствующий звук в словах :

ТУМАН ПИЛА ПАРУС ТАРЕЛКА ПЕНАЛ

Буквографика.

Дети с закрытыми глазами рисуют в воздухе рукой строчные буквы п и т.

6. Дифференциация букв п-т в слогах.

Чтение слоговой таблицы .

Игра «Волшебный ластик»

Логопед : Однажды в гости к буквам пришел волшебный ластик и стер в буквах п и т перекладины. Посмотрите, что получилось. Прочитайте слоги, опираясь на количество ножек у букв.

Восстановите перекладины в слогах и запишите все слоги.

В тетради у детей : пу, та, пат, пу, ты, пот, та, тет, пё.

Дидактическое упражнение «Найди буквы среди других»

и н т к р п г ш т н к п ш и л н т р ш п

Логопед : Найдите буквы т и п среди других букв. Букву т подчеркнуть, букву п обвести в кружок.

7. Динамическая пауза.

Мы работали отлично,

Отдохнуть не прочь сейчас

И зарядка к нам привычно

На урок приходит в класс .

Выше руки, выше пятки.

Улыбнитесь веселей!

Мы попрыгаем, как зайки

Сразу станем всех бодрей!

Потянулись и вздохнули,

Отдохнули?

Отдохнули!

Логопед : А теперь я бы хотела узнать, как вы ориентируетесь в правой и левой сторонах пространства.

Возьмите правой рукой за левое ухо.

Левой рукой за правый локоть.

Правой рукой закрыть правый глаз.

Левой рукой дотронуться до правой коленки.

Нужно поднять руки вверх, если услышите звук П в словах, если услышите звук Т – присесть.Слова : ПУШКА, ТАНЕЦ, ТИР, ПАВЛИН, КРУПА, ТАНК. ТИГР, ПАРТА, СТУЛ, ЛАМПА, ДЕТИ.

8. Работа с карточками.

Игра «Разведчики»

Логопед : Вам надо расшифровать слова.

С///УЛ //ОЛКА ША//КА БУФЕ/// С///ОЛ

Логопед : Определить, какое слово лишнее и почему. (Лишнее слово – шапка. Шапка – это головной убор, а все остальное – предметы мебели.)

Игра «Путаница»

Тальто, тополок, паточки, тепух, таркеп, пулут, тяпница.

Игра «Секретные агенты»

Логопед : Прочитайте слова на карточках и расшифруйте их.

3А2КИ 2 АЛЬ3О 2УХОВИК СА2ОГИ ША2КА БО3ИНКИ 3УФЛИ 2ЛА3ЬЕ

9. Гимнастика для глаз. Тренаж со зрительными метками по В. Ф. Базарному.

Логопед : Наши глазки устали? Давайте немного отдохнем.

На счет «раз» - квадрат.

На счет «два» - круг.

На счет «три» - треугольник.

На счет «четыре» - прямоугольник.

В различных равноудаленных участках кабинета фиксируются привлекающие внимание яркие объекты – зрительные метки (геометрические фигуры) . Логопед просит детей на счет «раз» быстро повернуться в сторону одной метки и зафиксировать взгляд на ней, на счет «два» дети поворачиваются и фиксируют взгляд на другой метке и т. д. Продолжительность гимнастики – 1,5 -2 минуты.

10. Работа с предложением.

Логопед : Запишите предложения, вставляя буквы п или т.

У Наташи ///ё//лые ///а//ки.

Таня //одме///ае/// //ол.

Де///и иду/// на ка///ок.

Па//а ку//ил ///ор///.

Логопед : Вот и подошел к концу наш урок.

1. Какие буквы вы учились сегодня различать?

2. Сколько элементов у буквы т? Как вы это запомнили? (т – три элемента)

3. Сколько элементов у буквы п? Как вы это запомнили? (п – два элемента)

Логопед : Посмотрите, наши буквы сразу повеселели. Как вы думаете, почему?

Правильно. Мы научились их различать, и больше не будем путать их на письме.

Ребята, вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо за занятие .

в)в словосочетаниях;

г)в предложениях и тексте.

Дифференциация согласных:

а)изолированно;

б)в слогах и в словах;

в)в словосочетании;

г)в предложениях и тексте.

Работа на этом этапе проводится на протяжении всего периода обучения. На данном этапе работы предусмотрено проведение фронтальных и индивидуальных занятий по альбомам 1-2.

4-й этап. Заключительный .

Цели и задачи

Закрепление полученных навыков.

Перенос полученных знаний на другие виды деятельности.

Работа на данном этапе проводится в конце обучения.

Для удобства работы педагога все наиболее часто смешиваемые пары букв представлены в таблице.

Конспекты занятий по коррекции оптической дисграфии

Занятие 1. Дифференциация букв о - а.

Задачи : научить детей сравнивать буквы о - а по начертанию; закрепить знания о правописании этих букв в слогах и словах; учить дифференциации букв о - а в слогах и словах; развивать оптико-пространственные представления; знакомить детей со словами-паронимами; развивать словарь.

Оборудование: буквы о-а (на доске); таблицы букв (на доске); модели слов; кроссворд; карточки для индивидуальной работы - «Нотки», альбом 2.

Ход занятия

I . Оргмомент

1. Знакомство с таблицами.

Логопед: Рассмотрите таблицы букв (вывешиваются на доске) и найдите сходные по начертанию буквы. Запишите их парами.

2. Сравнение букв, сходных по начертанию.

Логопед предлагает детям (поочередно) назвать записанные пары букв и сравнить их между собой.

II . Основная часть занятия

1 . Сравнение букв, сходных по начертанию (задание 1. с.3*). Знакомство с парой букв о - а . Запись темы занятия. Прослушивание сказки о буквах сестричках. Логопед: Послушайте сказку о буквах-сестричках.

Разделы: Начальная школа

Занятие №1

Тема: Дифференциация звуков С-Ц в слогах, словах

Цель: учить дифференцировать звуки С-Ц, имеющие артикуляторно-акустическое сходство, определять их положение в слогах, словах/

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц с опорой на артикуляторные, зрительные и моторные ощущения;
  • развивать навыки звукобуквенного анализа и фонематического восприятия, навыки самоконтроля;
  • развивать орфографическую зоркость;
  • расширить словарный запас путем словообразования;
  • воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию;

Оборудование: демонстрационные картинки, графические профили звуков С-Ц.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент


– Сегодня у всех хорошее настроение, посмотрите друг на друга, мило улыбнитесь и приготовьтесь к занятию. Для начала, прослушайте задание и подготовьтесь ответить.
– Какие две группы звуков вы знаете? (Гласные и согласные)
– Назовите гласные I ряда; II ряда.
– На что указывают гласные I ряда? II ряда?
– Молодцы!

II. Основная часть

Введение в тему

– Прочтите слова, записанные на доске.
СВЕТ – ЦВЕТ
– Что означают эти слова?
– Какими двумя звуками отличаются эти слова? (Звуками С-Ц)
– Кто догадался и готов озвучить тему нашего занятия?
– Запишите сегодняшнее число и тему занятия:
[С] – [Ц]
– А также запишите названия картин, которые отличаются звуками С-Ц. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя.

1. Характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам, опираясь на графическую схему звука (на доске, сопровождая показ указкой)

– Чтобы правильно писать С и Ч, надо научиться различать соответствующие им звуки.
– Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно)
кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, глубоко вдохните и, выдыхая воздух, произнесите: С-С-С-С….
– А теперь поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите долго звук С.
– Чувствуете, какая тоненькая холодная струя воздуха выдыхается? Слышите свист? Поэтому он называется «свистящим». Звук простой. Голосовые связки отдыхают.
– Уточним и произношение звука Ц. Звук Ц образуется при слиянии звуков Т и С. Возьмите зеркало, (каждое движение языка логопед показывает попутно) кончик языка упирается за нижние передние зубы и одновременно произносятся звуки Т и С. Вдохните глубоко и, выдыхая воздух, быстро произнесите: ТС.
– Поднесите тыльную сторону ладони к губам и произнесите: ТС.
– Что вы ощущаете? Холодный воздух выдыхается толчком и непродолжительно. Звук взрывной, сложный. Голосовые связки отдыхают.
– Таким образом, мы уточнили как произносятся звук С и Ц.
– В тетрадях запишем краткую характеристику звука:
[C] – согл., тверд., глух, простой;
[Ц] – согл., тверд., глух.,сложный;

2. Соотнесение звуков С – Ц с символами (вода из крана, палец приставленный к губам)

– Звуки С и Ц мы слышим в окружающем нас мире. Вот перед вами картинки. Попробуйте угадать, какая из них подходит к какому звуку? Почему?
– И действительно, звук С мы слышим, когда течет вода из крана, Ц – так мама просит быть потише. (Прикрепить символы рядом со звуками на доске)
– Произнесите соответствующий звук, когда я укажу на картинку. (2 раза)

3. Чтение слогов с доски (хором):

ца – са цо – со цу – су цы – сы
аца – аса оцо – осо уцу – усу ыцы – ысы

4. Игра «Хлоп и топ»

– Поиграем в игру «Хлоп и топ» и узнаем, кто очень внимателен. Я буду называть слова со звуками С – Ц. На слова со звуком С – хлопаете, со звуком Ц – топаете.
(слива, цепь, собака, лиса, цирк, циркуль, аист, сетка, пшеница, кастрюля, циркач)

5. Нахождение картин со звуками С-Ц, определение места звука в слове (в начале, середине, конце). (На формате А5 картинки, в которых произносятся звуки С – Ц).

– Перед вами слова-картинки, в которых произносятся звуки С-Ц. Предлагаю найти их и отметить фишками. Слова со звуком С – зелеными фишками, со звуком Ц – синими.
– У доски будут работать двое, а остальные будут проверять правильность выполнения задания.
(После того, как дети найдут картинки, следует уточнить место звука в слове: в начале, середине, конце.)
– Называем предмет и место звука в слове: в начале, середине, конце.
– Молодцы, справились все с заданием.

6. Списывание с доски.

– В следующем задании списать слова, вставить пропущенные буквы С-Ц, подчеркнуть С –одной чертой, Ц – двумя. Найти «лишнее» слово, отметить его крестиком и объяснить почему?

Коль_о, коле_о, ку_ты, три_та;
Паль_ы, пыль_а, поло_а, полотен_е;
_и_терна, _ини_а, _олн_е, _пи_а;
_кворе_, пе_ _ы, _ _ена, _е_арка.

7. Графическое изображение слова.

– Поупражняемся в выделении слогов с буквами С-Ц в словах. Изобразим это графически. Работу продолжаем в тетрадях. Образец: са ___ ___ ,
сапоги, пылесос, овца, кольцо, сердце, красавица, гостиница, синица.
– Напоминаю последовательность работы. Читаете слово, считаете количество слогов, опираясь на количество гласных, чертите количество слогов, определяете место слога в слове, записываете слог.

8. Отгадывание загадок.

– Подошло время для смекалки. Если отгадаете загадки, то и разгадаете кроссворд.

1. Угадайте, что за птица:
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком,
Ушастая голова. Это … (сова)

2. Всюду я летаю,
Все на свете знаю,
Знаю каждый куст в лесу,
Новость на хвосте несу. (Сорока)

3. И в море не купаются,
И нет у них щетинки,
А все же называются
Они – морские … (свинки)

4. Дом охраняет всю ночь напролет –
Чужой без хозяина в дом не войдет.
В трудный поход её брать с собой можно,
Друга вернее найти невозможно. (Собака)

5. Кто без нот и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (соловей)

6. На шесте – дворец,
Во дворце – певец,
А зовут его … (скворец)

7. Летом в поле травку рвёт,
А зимой в хлеву живет:
Сена вволю ей дают
Да ягнёнка в прибыль ждут.
Не рогата, не бодлива,
Беспокойна, боязлива.
Шёрстку у неё стригут,
Вяжут из неё и ткут. (Овца)

8. Кто всех пугается,
Под кустом спасается,
На зуб волку попадается? (Заяц)

9. Длинным клювом тонким
Схватит лягушонка.
Капнет с клюва капля
Кто же это? (Цапля)

10. Квохчет, квохчет, кудахчет
Всех детей собирает. (Курица)

– Внимательно прочитайте еще раз отгадки. Подумайте, о ком были загадки. Назовите одним словом. (Животные, птицы)
– Выпишите названия животных в первый столбик, названия птиц во второй. Подчеркните С – одной чертой, Ц – двумя.

9. Физминутка «Сова»

– День наступает, все оживает!
(Дети изображают летающих птичек, жуков, бабочек, стрекоз – машут руками-крылышками).
– Ночь!
(Все дети должны замереть в позе).

10. Словообразование существительных женского рода, обозначающих лиц по их действиям.

Упражнение «Он – она».

– Много существует профессий. Овладевают профессией, как мужчины, так и женщины. Какие профессии вы знаете?
– Вот сейчас и поупражняемся в правильном назывании профессий. Когда вырастите, он писатель, а она? (Писательница)

учитель – летчик –
сварщик – работник –
разведчик – художник –
буфетчик – лыжник –
мастер – садовник –

11. Работа над предложением. (На доске записано предложение)

Дети смеются, глядя в оконце на ясное солнце.

– Прочитайте предложение.
– Что делают дети? (Смеются)
– Куда дети глядят? (В оконце)
– А что они увидели в оконце? (Солнце)
– Какое солнце увидели? (Ясное)
– Сколько слов в этом предложение? (Восемь)
– Какие предлоги вы увидели? (В, на)
– Как пишутся предлоги? (Отдельно)
– В каких словах вы увидели буквы С и Ц? Выделим их.
– После какого слова ставится запятая? (смеются)
– Обратите внимание, как пишется слово «солнце».
– Прочитаем предложение, каждое слово проговаривая по слогам.
– Поупражняемся в запоминании этого предложения. Сначала хором произнесем 2 раза, а затем каждый самостоятельно – в полголоса.
– Еще раз – с закрытыми глазами.
– А теперь запись я закрываю, пишем под диктовку.
– Подчеркните букву С – одной чертой, Ц – двумя.
– Прочитаем запись, сверяя с доской.

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня учились различать?
– Дайте характеристику этим звукам.
– Спасибо всем за занятие, будьте здоровы!

Занятие №2

Тема: Дифференциация звуков С-Ц

Цель: выработать четкую дифференциацию звуков С-Ц и правильное обозначение их на письме соответствующими буквами.

Задачи:

  • учить дифференцировать звуки С-Ц в словах, словосочетаниях и предложениях;
  • совершенствовать навыки звуко-слогового анализа и синтеза, фонематическое восприятие;
  • активизировать и обогащать лексический запас и совершенствовать грамматические формы речи;
  • развивать связную речь; зрительное внимание и память;
  • соблюдать преемственность в работе с учителем;
  • воспитывать бережное отношение к птицам, к природе;

Оборудование: демонстрационные картинки, карточки букв С – Ц, графические профили звуков, карточки букв С-Ц, цифровые линейки для определения места звука в слове и фишки, текст рассказа «Наши друзья».

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

– Здравствуйте, дети. Садитесь.
– Вспомните названия всех месяцев по порядку.
– Сколько всего зимних месяцев?
– Назовите последний месяц зимы.
– Какое время года наступает после зимы?

II. Основная часть

Введение в тему

– Что видите на картинках? Назовите их. (Колос, колодец)
– Уточним, что они обозначают.
– Какие звуки произносятся в конце слов? (С-Ц)
– Думаю, что вы без труда, сможете озвучить тему нашего занятия.
Сообщение темы
– Да, сегодня мы продолжим работу по различению звуков С-Ц
– Запишите число, месяц, тему. [С – Ц]
– А также запишите слова: КОЛОС, КОЛОДЕЦ. Подчеркните буквы: С – одной чертой, Ц – двумя. Назовите слог с буквой С в слове КОЛОС, слог с буквой Ц – КОЛОДЕЦ. (ЛОС, ДЕЦ)
– Давайте вспомним то, о чем говорили на предыдущем занятии.

1. Уточнение и сравнение правильной артикуляции звуков.

– Уточним и сравним правильное произношение звуков. Дадим краткую характеристику звукам. (На доске висят графические профили звуков)
– При произнесении звука С – кончик языка упирается за нижние зубы, зубы сближаются, под напором выдыхаемого воздуха произносится: С-С-С-С…. Голосовые связки отдыхают.
– Звук Ц образуется при слиянии звуков ТС. При произнесении звука Ц – кончик языка упирается за нижние передние зубы и под напором выдыхаемого воздуха одновременно произносятся звуки Т и С. Голосовые связки отдыхают.
– Дадим характеристику звукам С-Ц.
– Звук С – согласный, твердый, глухой, простой.
– Звук Ц – согласный, твердый, глухой, сложный.

2. Воспроизведение чистоговорок.

Ас-ас-ас – у нас дома ананас
Ос-ос-ос – у Сани в сумке кокос
Ус-ус-ус – на окне у Сони фикус
Ыс-ыс-ыс – Денис, пей кумыс.
Ца-ца-ца – кудахчет курица
Цо-цо-цо – красивое кольцо
Цы-цы-цы – звенят бубенцы

3. Игра «Кто внимателен?»

– Прослушайте задание. Я произнесу слова со звуками С- Ц, а вы поднимаете карточку с соответствующей буквой: акция, сумка, заяц, цыплёнок, мост, блюдце, садовник, водица, писатель.

4. Запись слов в два столбика С – Ц.

– Я диктую слова, а вы записываете их в соответствующие столбики. Подчеркиваем слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя. (Писатель, хлебница, воспитатель, конфетница, садовник, слесарь, сварщик, вареница, молочница)
– Прочтите слова, которые записали в первый столбик. Читаем по «цепочке», называем слог в слове с буквой С. Подумайте и скажите, как назовем эти предметы одним словом. (Профессии)
– Прочтите слова второго столбика, называем слог. Что обозначают слова второго столбика? (Посуда)

5. Работа с цифровым рядом

– Следующее задание на определение места звука в цифровом ряду. Будем работать с черными фишками. Напоминаю последовательность работы: слушаете слово, проговаривая про себя, определяете место звука, кладете фишку. Сначала определим звук С: кастрюля, снежок, закуска, капуста, сосна, высота, слово;
– Определим звук Ц: пыльца, пальцы, колодец, цепь, луковица, птица, офицер.

6. Составление словосочетаний

– Перед вами слова и картинки. К словам первого столбика следует подобрать картинки, чтобы получилось словосочетания. Произнести словосочетания чётко проговаривая слова.

(Другой вариант: записать словосочетания в тетрадь, подбирая к словам первого столбика слова из справок. Подчеркнуть слоги с буквой С – одной чертой, Ц – двумя.)

Пёстрая водица
Чистая курица
Светит столица
Офицер на письмо
ценное солнце
Москва – границе

7. Физминутка

8. Работа у доски.

– В следующем задании нужно дописать предложения, вставляя слова вместо картин. Работу выполняем только на доске, по «цепочке». Один записывает, остальные проверяем. Выделяем слоги с буквами С и Ц.

В саду растёт … .
Сегодня ярко светит … .
На вешалке висит … .
Во дворе лает … .
На сцене выступает … .
На грядке вырос … .
Около реки стоит … .
По дороге едет … .

(Смородина, солнце, полотенце, собака, огурец, мельница, мотоцикл)

9. Чтение текста.

– Перед вами текст. Рассказ называется «Наши друзья». Прочитаем его «цепочкой».

Наши друзья

В садах и на полях много насекомых. Для деревьев особенно опасны гусеницы. Гусеницы съедают листья. Деревья погибают. Насекомых поедают скворцы, снегири, синицы и другие птицы. Зимой ребята помогают птицам. Они для птиц делают кормушки. В кормушки насыпают корм. Синицы, снегири и другие птицы прилетают к этим кормушкам. Птицы – наши друзья. Их надо беречь.

Ответим на вопросы:

– Отчего же погибают деревья?
– Кто защищает деревья от гусениц?
– Оказывается, разные червяки и гусеницы являются основным кормом для птиц, живущих в лесу. Всё в природе взаимосвязано, ничего лишнего нет. Поэтому приходя в лес, не стремитесь нарушать его жизнедеятельность. Хозяевами леса являются птицы и звери. Они то и знают, что и как защищать. Мы должны быть благодарны обитателям леса за то, что у людей есть возможность прийти в лес, полюбоваться его красотой, собирать съедобные грибы и ягоды. Дары леса хватит всем – людям, животным и птицам.
– Назовите слова из рассказа со звуками С-Ц.
– Прочитав рассказ, какую полезную информацию вы узнали?

III. Итог занятия

– Какие звуки мы сегодня различали?
– Какие слова вы запомнили со звуками С – Ц? Назовите их.
– Какие задания вам понравились?
– Благодарю всех за работу, до свидания!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...