Утром талалихин проснулся национальным героем. Талалихин Виктор Васильевич

Имя лётчика Виктора Талалихина носят улицы в Москве, Подольске и 16 городах России и ближнего зарубежья.

Так чем же прославился этот человек?

Нажмите для увеличения

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка Саратовской губернии. Отец и мать Виктора были крестьянами, кроме него, в семье было ещё два старших сына.

Позже семья перебралась в город Вольск, где отец работал на заводе, а Виктор окончил школу-семилетку. В 1933 году Талалихины перебрались в Москву, и Виктор совмещал учёбу в фабрично-заводском училище с работой на мясокомбинате.

Как и многие мальчишки довоенного и первого послевоенного поколения, Виктор Талалихин мечтал стать лётчиком.

Первые шаги к исполнению мечты он сделал в аэроклубе. Спустя два десятилетия так же — через ремесленное училище и аэроклуб — .

Инструктор в аэроклубе обнаружил у Виктора настоящий талант лётчика, но заметил, что для повышения мастерства парню нужна холодная голова. Это качество Талалихин обретёт уже в своей военной карьере.

Оба старших брата Виктора уже служили в авиации, что только подхлёстывало его желание пойти той же дорогой.

Боевое крещение

В 1937 году Виктор Талалихин был призван в армию и по комсомольской путёвке направлен в Борисоглебское авиационное училище, которое в 1938 году успешно окончил. Младшего лейтенанта Талалихина отправили для прохождения дальнейшей службы в 27-й истребительный авиационный полк.

И в авиашколе, и в полку отмечали, что Виктор отлично владеет техникой пилотирования, принимает логичные и трезвые решения в сложных ситуациях, сочетая это со смелостью и решительностью.

Боевое крещение Виктор Талалихин принял на советско-финской войне 1939-1940 годов. Молодой лётчик на самолёте И-153 уже в первом воздушном бою уничтожил вражеский самолёт.

Всего за финскую кампанию Талалихин сбил 4 самолёта противника. Один из них был сбит в тот момент, когда пилот прикрывал своего командира Михаила Королёва .

За подвиги в советско-финской войне младший лейтенант Талалихин был награждён орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года лётчик Талалихин окончил курсы командиров авиазвеньев и был назначен командиром звена в 177-й истребительный полк, которым командовал его фронтовой товарищ по финской кампании Михаил Королёв.

Страшное лето 1941-го

Первые месяцы Великой Отечественной войны были по-настоящему трагическими для нашей армии. Авиации приходилось труднее всего — противник превосходил и в технике, и в мастерстве. Массированный удар по аэродромам в первые часы войны привёл к огромным потерям в ВВС Красной Армии.

Люфтваффе господствовало в воздухе, однако даже немецкие асы признавали беспримерное мужество советских лётчиков. Когда не было других возможностей остановить врага, пилоты бесстрашно шли на таран. Только за первый день войны было совершено 19 воздушных таранов, а всего во время Великой Отечественной войны советские лётчики таранили противника более 600 раз. Самое большое количество таранов пришлось на первые, тяжелейшие месяцы войны.

Для лётчика таран в большинстве случаев означал гибель, и потому для использования подобного приёма нужна была невероятная отвага.

С началом войны 177-й истребительный полк, в котором служил Виктор Талалихин, был переброшен под Москву. Лётчикам полка было поставлена задача оборонять небо столицы на юго-западном направлении.

Удостоверение на медаль «За оборону Москвы» Героя Советского Союза, лётчика-истребителя Виктора Васильевича Талалихина. Источник фото: РИА Новости

Система противоздушной обороны столицы оказалась самой эффективной во Второй мировой войне. Хвалёным асам Геринга не удалось нанести Москве тяжёлый урон. Огромная заслуга в этом принадлежит лётчикам-истребителям.

Враг рвался к столице. 177-й полк принял первый воздушный бой уже 25 июля. С каждым днём натиск врага становился сильнее, вылетов было всё больше.

Ночная схватка

Бой, прославивший имя Виктор Талалихина, произошёл в ночь на 7 августа 1941 года. Лётчик получил приказ вылететь на перехват немецких бомбардировщиков. На высоте 4500 метров И-16 Талалихина сел на хвост немецкому «Хенкелю-111». Гитлеровский ас маневрировал искусно, однако советскому истребителю удалось поджечь один из моторов самолёта противника. Тем не менее немец уходил от погони. Талалихин зашёл в новую атаку, но обнаружилось, что боеприпасы кончились.

Тогда лётчик принял решение таранить «Хенкель». Сам Талалихин потом рассказывал, что рассуждал в тот момент так: скорее всего, при таране он погибнет, но погибнет и экипаж немецкого бомбардировщика, состоящий из четырёх человек. Значит, счёт в любом случае в его пользу!

Пока И-16 подбирался к хвосту «Хенкеля», немецкий бортстрелок сумел ранить Виктора в руку. Тем не менее советский лётчик настиг противника и нанёс удар. Повреждённый И-16 отбросило в сторону, и Виктор Талалихин сумел воспользоваться парашютом.

Лётчик приземлился в речку Северку, откуда ему помогли выбраться жители близлежащей деревни.

Немецкий самолёт рухнул на землю, весь его экипаж погиб.

Новость о подвиге Виктора Талалихина разлетелась в мгновение ока. Ночной таран в небе под Москвой стал одним из первых в истории мировой авиации.

Самый первый ночной таран совершил 28 октября 1937 года в небе над Барселоной советский лётчик Евгений Степанов , сбивший таким образом итальянский бомбардировщик SM-81. Степанов под псевдонимом Эву Хеньо добровольцем сражался на фронтах Гражданской войны в Испании, помогая республиканцам бороться с франкистами, которых поддерживали Гитлер и Муссолини .

Нажмите для увеличения

Интересно, что, несмотря на статистику, сулящую лётчикам верную гибель при таране, Степанов, как и Талалихин, остался жив.

Невысокий паренёк с задатками актёра

Ночной таран Виктора Талалихина на фоне тяжёлых боев на фронте был тем подвигом, который вдохновлял тех, кто уже было пал духом.

На следующий день рассказ лётчика о таране был опубликован в газете «Известия» и прозвучал по радио.

8 августа 1941 года «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Только родные, друзья и однополчане знали, что этот бесстрашный герой в обычной жизни был весёлым и добродушным человеком. Виктор не был лишён актёрских способностей, ещё в школе играл в драмкружке. При этом и дома, и в школе, и в аэроклубе, и в училище, и в полку носил лейтенант Талалихин отнюдь не грозное прозвище «Малыш».

Проистекало оно из роста Виктора, который был равен всего 155 см. Из-за этого роста на него в своё время скептически смотрели в аэроклубе, а потом в авиаучилище, сомневаясь, что столь невысокий паренёк сможет овладеть серьёзной техникой. Но пословица «мал, да удал» была как раз про Талалихина. Он доказывал свои способности делом.

Нажмите для увеличения

Пока заживали раны, полученные в ночной схватке с немецким бомбардировщиком, лётчик-герой занимался агитацией — выступал на митингах, встречался с молодёжью и рабочими.

2 сентября 1941 года в Кремле председатель Президиума Верховного Совета СССР Михаил Калинин вручил Виктору Талалихину грамоту о присвоении звания Героя Советского Союза, орден Ленина и медаль «Золотая Звезда».

Последний бой героя

Спустя две недели Виктор отпраздновал очередной день рождения — ему исполнилось 23 года.

Всего 23 года, а сколько уже за плечами… Но лётчик Талалихин не был бы самим собой, если бы, увенчанный регалиями, отсиживался бы за чужими спинами в разгар тяжёлых боёв.

И лейтенант Талалихин возвращается в строй уже в качестве командира эскадрильи. Он вновь и вновь поднимается в подмосковное небо, чтобы закрыть врагу путь к столице. К концу октября 1941 года он сбил ещё четыре немецких самолёта лично и один в составе группы.

Лётчик-истребитель, Герой Советского Союза, младший лейтенант Виктор Васильевич Талалихин (слева) беседует со своим боевым товарищем, сидящим в кабине самолёта. Источник фото: РИА Новости

27 октября 1941 года комэск Талалихин во главе шестёрки истребителей вылетел с военного аэродрома под Подольском для поддержки наземных войск, ведших тяжёлые бои в районе деревни Каменки. Здесь советские самолёты были атакованы шестью немецкими истребителями Ме-109. Разгорелся ожесточённый бой, в ходе которого Талалихин сбил один вражеский самолёт, затем подбил ещё один. В этот момент истребитель лейтенанта атаковали сразу три самолёта гитлеровцев. Одна из очередей прошила кабину и попала в голову Виктору.

Машина потеряла управление и через некоторое время упала.

Останки Героя Советского Союза Виктора Васильевича Талалихина были преданы земле на Новодевичьем кладбище столицы.

На 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места, где располагался аэродром, с которого лётчик ушёл в свой последний бой, 18 августа 1969 года был открыт памятник герою. Бюсты Виктора Талалихина установлены в Подольске и Москве.

Памятник в Московской области
Надгробный памятник (вид 1)
Аннотационная доска в Санкт-Петербурге
Герои Московской битвы (вид 2)
Бюст в Подольске
Монумент у д. Каменка
Мемориальная доска во Владивостоке
Мемориальная доска в Вольске
Мемориальный памятник в Вольске
Мемориальная доска в Вольске (2)
Монумент у с. Степыгино


Т алалихин Виктор Васильевич - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант.

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. Учился в средней школе № 1 города Вольска.

В 1934 году с семьёй переехал в Москву, окончил фабрично-заводское училище при Московском мясокомбинате имени А.И. Микояна. В 1934-1937 годах работал на этом мясокомбинате шпигорезом, одновременно учился в Московском аэроклубе.

В Красной Армии с декабря 1937 года. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище лётчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил лично и в группе 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. В воздушном бою в ночь на 7 августа 1941 года при отражении очередного налёта немецкой авиации на Москву сбил таранным ударом немецкий бомбардировщик, сам был ранен в руку, но благополучно покинул с парашютом повреждённый истребитель.

З а мужество и героизм на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками, указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Подвиг Героя широко освещался советской пропагандой и часто ошибочно указывалось, что он первым в истории совершил ночной таран. Но в действительности, ранее такой же подвиг совершали и другие советские лётчики. Самым первым из известных его совершивших (в ночь на 29 июля 1941 года) является заместитель командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка старший лейтенант П.В. Еремеев , также в одном корпусе с Талалихиным защищавший небо Москвы.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой. К моменту гибели имел на боевом счету сбитыми 5 вражеских самолётов лично и 1 в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5).

Младший лейтенант (1938). Награждён орденами Ленина (1941), Красного Знамени (1941), Красной Звезды (1940).

Приказом Министра Вооружённых сил СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которой он сражался с врагом под Москвой.

В Москве и в Подольске установлены памятники Герою. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, установлен обелиск. Именем В. Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Владивостоке, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. Мемориальная доска установлена на памятной стеле напротив здания средней школы № 1 в городе Вольск Саратовской области.

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:

"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".

Около 800 метров Талалихин летел затяжным прыжком. И только когда услышал гул от падения своего И-16, раскрыл парашют. Взглянув вниз, увидел, как факелом дочерчивал в небе дугу протараненный "хейнкель", как он, наконец, рухнул на землю. Через некоторое время летчик благополучно опустился на небольшое озеро под Подольском. Отсюда он добрался в свою часть.

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза.


Р одился в 1918 году в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. Кандидат в члены КПСС. Герой Советского Союза (8.8.1941). Награжден орденами Ленина, Красного Знамени и Красной Звезды.

Боевое крещение выпускник Борисоглебской военной авиационной школы Виктор Талалихин получил в советско-финляндской войне 1939–1940 годов. 40 боевых вылетов сделал молодой летчик-истребитель, сбросив десятки бомб на вражеские укрепления, аэродромы, автоколонны, склады с боеприпасами и горючим, сбил несколько самолетов противника. За доблесть и мужество он был награжден орденом Красной Звезды.

Весной 1941 года Виктор Талалихин с отличием закончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, в составе которого и встретил Великую Отечественную войну. А в ночь с 6 на 7 августа 1941 года он совершил ночной воздушный таран. Вот как об этом рассказал сам Виктор:

«...Августовская ночь 1941 года. Подмосковье. Небо, усыпанное звездными узорами, казалось сказочным. Тихо, спокойно вокруг. Но это обманчивая тишина. Московское небо в опасности. Озверелые фашисты рвались к Москве. Группа боевых самолетов стояла в укрытии на опушке леса и ждала приказа на вылет. Среди других находился и мой «ястребок». Вдруг в небе засверкали лучи прожекторов, словно играя между собой, они стали полосовать небо. В подмосковном небе показались фашистские «хейнкели». Я получил задание перехватить противника, который шел на Москву.

На высоте четыре тысячи 800 метров я настиг «Хейнкеля-111». Считанные секунды... и передо мной вражеский бомбардировщик. Я молниеносно зашел к нему в хвост. Пальцы легли на гашетку... Ливень пуль обрушился на врага. Вот тебе за Москву, за Родину. Задымил правый мотор фашистской машины. Бандит не успел сбросить бомбы и пошел удирать. Я, преследуя его, дал несколько очередей из пулемета. «Не уйдешь»,– стиснув зубы, процедил я. Когда я подошел на 10 метров от хвоста, по мне была дана очередь из крупнокалиберного пулемета – обожгло руку...

Расстреляны все боеприпасы, в баке осталось мало горючего. Я принимаю второе решение – жертвовать собой, но не упустить гада... И я иду на таран. Даю полностью газ и своим самолетом врезаюсь в хвост противника. Самолет фашиста немедленно загорелся...»

Этот ночной бой советского летчика наблюдали колхозники подмосковных деревень Добрынихи, Степагино, Мансурово, Максимихи и других. Они встретили спускавшегося на парашюте Талалихина, перевязали раненую руку и помогли добраться до части. А под обломками вражеского бомбардировщика были обнаружены трупы четырех летчиков и множество зажигательных бомб.

Родина высоко оценила подвиг своего верного сына. 8 августа 1941 года Указом Президиума Верховного Совета СССР младшему лейтенанту Виктору Васильевичу Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Едва зажила рана, Виктор снова на истребителе, снова громит воздушного врага. За 98 дней, что довелось ему сражаться в рядах защитников неба столицы, он уничтожил пять фашистских самолетов.

Кандидат в члены КПСС Виктор Талалихин пал смертью храбрых в воздушном бою с фашистами близ города Подольска под Москвой 27 октября 1941 года. Похоронен Герой в Москве на Новодевичьем кладбище.

Имя Виктора Талалихина носят одна из улиц столицы, в городе Калининграде (областном), Волгограде, Борисоглебске Воронежской области и других городах, судно Министерства морского флота СССР, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ и пионерских дружин страны. В Подольске Герою установлен памятник.

Литература:

Важин Ф. А. Воздушный таран. М., 1962. С. 32–36.

Дмитриевский Н. Защитники неба столицы. М., 1962. С. 67–69.

Молодые герои Великой Отечественной войны. М., 1970. С. 68–69.

Павловский О. П. Достоин бессмертия... Калининград, 1985. С. 5–11.

Герои огненных лет. М., 1975. Кн. 1. С. 121 – 130.

Талалихин Виктор Васильевич (1918-1941).

Военный лётчик, Герой Советского Союза (08.08.1941 г.), младший лейтенант.

Виктор Талалихин родился 18 сентября 1918 года в деревне Тепловке, Вольского района Саратовской области.
В 1924 году, когда Талалихину исполнилось шесть лет, его семья — родители Василий и Вера Талалихины, братья Александр и Николай — переехали в город Вольск. Еще в детстве Виктор Талалихин с братьями увлеклись авиамоделированием. Они устроили в доме небольшую мастерскую и конструировали модели самолетов и планеров.
В 1933 году семья Талалихиных переехала в Москву. Отец начал работать на Московском мясокомбинате, а Виктор поступил учиться в школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) при комбинате.
Окончив в 1935 году школу ФЗУ по специальности «обвальщик» (переработчик скота и мяса), Талалихин стал рабочим мясокомбината.

В 1936 году его приняли в Пролетарский аэроклуб Москвы.
В 1937 году Виктор Талалихин был призван в Красную Армию и по путевке комсомола принят в Борисоглебское авиационное училище, успешно его закончил в звании младшего лейтенанта.
В 1938 году был зачислен в 27-й истребительный авиационный полк.
Первое боевое крещение Талалихин получил зимой 1939-1940 годов во время войны с Финляндией. Совершил 47 боевых вылетов, сбил четыре финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды.
Весной 1941 года молодой летчик с отличием окончил краткосрочные курсы командиров звеньев и получил назначение во вновь формируемый под Москвой 177-й истребительный авиационный полк.
После начала Великой Отечественной войны полк был перебазирован ближе к Москве — ему было поручено охранять воздушные подступы к столице, ее промышленные объекты, жизнь и безопасность москвичей.

Защищая небо Москвы, Талалихин уничтожил в воздушных боях шесть самолетов врага.

В ночь с 6 на 7 августа 1941 года в небе над Подольском на истребителе И-16 одним из первых произвёл таран в ночном воздушном бою, сбив бомбардировщик He-111. Когда кончились боеприпасы, на высоте 4500 метров на своем И-16 летчик протаранил немецкий бомбардировщик «Хейнкель-111». Талалихин чудом остался жив. Он выпрыгнул из падавшего самолета, в свободном падении пролетел 800 метров, только затем раскрылся парашют.

8 августа 1941 года указом президиума Верховного Совета СССР «за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с германским фашизмом и проявленные при этом отвагу и геройство» летчику-истребителю младшему лейтенанту Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

27 октября 1941 года Талалихин вылетел во главе шестерки истребителей на прикрытие наземных войск в районе Подольска. В завязавшемся воздушном бою сбил два Ме-109. Во время боя получил смертельное ранение в голову.

Виктор Талалихин был похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве. Приказом народного комиссара обороны СССР от 30 августа 1948 года Талалихин был навечно зачислен в списки 1-й эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которого он сражался под Москвой.

В память о Герое Советского Союза Викторе Талалихине на здании управления Московского мясокомбината им. Микояна и ПТУ № 100 установлены мемориальные доски. Здесь организован музей летчика-героя.
В Центральном музее вооруженных сил в Москве установлен фюзеляж сбитого Талалихиным немецкого самолета «Хейнкель-111». Рядом в витрине выставлены личные вещи, фотографии и документы Виктора Талалихина.
9 мая 1960 года в Подольске, в парке, носящем имя Виктора Талалихина, установлен его бюст.
В поселке Кузнечики, на 43-м километре Варшавского шоссе, недалеко от места гибели летчика, установлен бронзовый памятник Герою Советского Союза Виктору Талалихину. Памятник был открыт в День воздушного флота СССР — 18 августа 1969 года.
Именем Виктора Талалихина названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Борисоглебске и других городах, морское судно, ПТУ № 100 в Москве, ряд школ.

22 июня 2014 года поисковики из отряда «Надежда» обнаружили в лесу, в 20 км от Москвы, обломки самолета И-16 легендарного летчика, Героя Советского Союза Виктора Талалихина, который 73 года назад (в ночь с 7 на 8 августа 1941 г.) одним из первых совершил ночной таран и сбил на подступах к российской столице немецкий бомбардировщик, сообщается на сайте Первого канала в воскресенье.
«Нашли его благодаря местному жителю, который в лесу видел воронку, рядом с которой лежали какие-то обломки самолета, по его словам» , — рассказал телеканалу краевед Кирилл Низамутдинов.
Части советского истребителя времен Великой Отечественной войны были найдены в 20 километрах от Москвы. В частности, хорошо сохранился двигатель. Принадлежность самолета Талалихину подтвердили в архиве Минобороны РФ, проверив номера двигателя и планера найденной машины.

Награды:
-медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (08.08.1941 г.);
-орден Ленина;
-орден Боевого Красного Знамени;
-орден Красной Звезды.

Талалихин Виктор Васильевич. Лето 1940 г.

В.В.Талалихин беседует с летчиков сидящим в кабине истребителя И-16.

В.В.Талалихин около сбитого тараном «хейнкеля».

Герой Советского Союза Талалихин Виктор Васильевич.

Памятник защитникам Москвы — Л.М.Доватору, В.В.Талалихину, И.В.Панфилову.

Список источников:
Талалихин, Виктор Васильевич. Cайт «Герои Страны».
Н.М.Румянцев. Люди легендарного подвига.

70 лет подвигу Виктора Талалихина

В эти дни исполняется 70 лет подвигу легендарного летчика Виктора Талалихина. Он первым решился в воздушном бою пойти на таран самолета противника. Об этом написано много книг, имя Талалихина знает почти каждый школьник.

То, что сделал Талалихин в 1941 году, даже спустя семьдесят лет кажется невероятным. В ночь с 6 на 7 августа немецкие бомбардировщики попытались прорваться к Москве. Задача советских летчиков была не дать им до нее долететь. Вражеский «Хейнкель-111» Талалихин встретил на высоте четыре с половиной тысячи метров. На своем И-16 он зашел ему «в хвост» и сразу атаковал. Противник с уже подбитым правым двигателем резко развернулся со снижением и полетел в другую сторону.

Продолжая обстрел, Талалихин летел за ним. Но когда он нагнал врага, закончились боеприпасы. Тогда летчик решил винтом своего самолета отрубить бомбардировщику хвост. Он подлетел совсем близко и получил очередь из крупнокалиберного пулемета. Талалихину обожгло руку, но он смог направить машину на таран, а затем выпрыгнуть из нее.

Почти километр он летел в затяжном прыжке, затем раскрыл парашют, увидев, как сбитый «Хейнкель» рухнул на землю. Место, куда приземлился Виктор Талалихин, известно точно — он угодил прямо в реку Северку. Люди увидели летящего парашютиста и подоспели ему на помощь.

Вот что рассказывал сам Виктор Талалихин об обстоятельствах боя и мотивах, побудивших пойти на беспримерный подвиг, обессмертивший его имя:

"В ночь на 7 августа, когда фашистские бомбардировщики пытались прорваться к Москве, я по приказу командования поднялся в воздух на своем истребителе. Зайдя со стороны луны, я стал выискивать самолеты противника и на высоте 4800 метров увидел "хейкель-111". Он летел надо мною и направлялся к Москве. Я зашел ему в хвост и атаковал. Мне удалось подбить правый мотор бомбардировщика. Враг резко развернулся, изменил курс и со снижением полетел обратно...

Вместе с противником я снизился до высоты примерно 2500 метров. И тут у меня кончились боеприпасы... Оставалось одно - таранить. "Если я погибну, так один, - подумал я, - а фашистов в бомбардировщике четверо". Решив винтом обрубить противнику хвост, я стал вплотную подбираться к нему. Вот нас разделяют каких-нибудь девять-десять метров. Я вижу бронированное брюхо вражеского самолета.

В это время враг пустил очередь из крупнокалиберного пулемета. Обожгло правую руку. Сразу дал газ и уже не винтом, а сразу всей своей машиной протаранил противника. Раздался страшный треск. Мой "ястребок" перевернулся вверх колесами. Надо было поскорее выбрасываться с парашютом".

Утром Талалихин вместе с товарищами побывал на месте падения бомбардировщика. Среди обломков самолета валялись трупы награжденного железным крестом подполковника и трех летчиков.

В этот же день радио по всей стране разнесло весть о подвиге Виктора Талалихина. В столичных газетах за 9 августа был опубликован его портрет и Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении отважному летчику звания Героя Советского Союза.

Талалихин Виктор Васильевич - заместитель командира эскадрильи 177-го истребительного авиационного полка 6-го истребительного авиационного корпуса войск ПВО территории страны, младший лейтенант.

Родился 18 сентября 1918 года в селе Тепловка ныне Вольского района Саратовской области. Русский. После окончания фабрично-заводского училища работал на Московском мясокомбинате, одновременно учился в аэроклубе. Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939-40 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 347) младшему лейтенанту Талалихину Виктору Васильевичу присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.

Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.

Похоронен В.В. Талалихин с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище в Москве (участок 5). Приказом Народного Комиссара Обороны СССР от 30 августа 1948 года навечно зачислен в списки первой эскадрильи истребительного авиационного полка, в составе которою он сражался с врагом под Москвой.

Памятник Виктору Талалихину в Центральном городском парке Подольска.

Именем Талалихина были названы улицы в Москве, Калининграде, Волгограде, Красноярске, Владивостоке, Борисоглебске Воронежской области и других городах, морское судно, ГПТУ № 100 в Москве, ряд школ. На 43-м километре Варшавского шоссе, над которым произошел беспримерный ночной поединок, поставлен обелиск. В районе города Подольск установлен памятник, в городе-герое Москве и самом Подольске — бюсты Героя. Мемориальная доска установлена на памятной стеле напротив здания средней школы № 1 в городе Вольск Саратовской области.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...