Теоретический материал. Псовая охота А теперь практические задания

ЗАДАНИЕ №10. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ; ОБРАЩЕНИЯ)

Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы продолжим подготовку к основному государственному экзамену. Наше занятие мы посвятим заданию№10. Пунктуационный анализ (вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; обращения).

Цели занятия

Повторить и обобщить знания о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

Закрепить навыки нахождения слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения.

Повторить правила постановки знаков препинания в таких предложениях.

Сначала мы повторим с вами все о вводных словах, словосочетаниях, предложениях и вставных конструкциях.

  1. Вводные слова членами предложения не являются: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они осложняют предложение. С их помощью говорящий выражает своё отношение к тому, о чём говорится в предложении. Ср., например: Я, наверное, хорошо сдам экзамен; Я, безусловно, хорошо сдам экзамен. На письме вводные слова выделяются запятыми.
  2. Вводные и вставные конструкции не являются частями предложения, а осложняют простое предложение (или сложное). Вводные предложения выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, а вставные конструкции содержат добавочные замечания, попутные уточнения. При вводных предложениях ставятся чаще всего запятые, а при вставных - тире или скобки, например: Я, как мне кажется, выучил все правила; В один из зимних вечеров - я лежал на диване с интересным детективом - вдруг раздался звонок, перевернувший впоследствии всю мою жизнь.
  3. Вводные слова делятся на разряды.

Значение

Вводные слова и словосочетания

Выражают чувства говорящего (радость, сожаление, удивление и т.д.).

К счастью, к несчастью, по счастью, по несчастью, к радости, к огорчению, к прискорбию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, удивительное дело, не ровен час, нечего греха таить и др.

Выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, возможность, неуверенность и

т.д.)-

Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само собой разумеется, бесспорно, действительно, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, казалось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущности, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.

Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде всего, кроме того, сверх того, стало быть, например, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной стороны, с другой стороны, повторяю, подчёркиваю и др.

Указывают на приёмы и способы оформления мыслей.

Словом, одним словом, иными словами, другими словами, иначе говоря, коротко говоря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.

Указывают на источник сообщения.

Говорят, сообщают, передают, по словам..., по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-нашему, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.

Слова, обращённые к собеседнику с целью привлечь его внимание к сообщаемому, внушить определённое отношение к излагаемым мыслям.

Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, согласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуйста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.

Указывают оценку меры того, о чем говорится.

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.

Показывают степень обычности того, о чём говорится.

Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и др.

Выражают экспрессивность высказывания.

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказано и др.

  1. NB! Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и сочетания слов:

авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др. подобные (частицы, наречия).

  1. Слова наконец, значит, однако, главным образом в предложении могут функционировать по-разному

Слово является вводным

Слово вводным не является

НАКОНЕЦ

Указывает на связь мыслей, порядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту; Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.

Выполняет функцию обстоятельства (= под конец, напоследок, после всего, в результате всего): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины; Наконец все дела были завершены. В этом значении возможна частица -то: Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались...).

ОДНАКО

Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожна; Сколько хлопот, однако.

Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные члены (в этих случаях имеет значение противительного союза но):

Мы не надеялись встретиться, однако встретились; Однако его поведение меня не обидело.

ЗНАЧИТ

Если синонимично словам следовательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за полдень; Значит, вы не можете сегодня прийти?

Если находится между придаточным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло.

Если находится между частями бессоюзного сложного предложения: Прозвенел звонок, значит, урок кончился.

Если близко по смыслу к слову означает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём (Горький).

Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставится тире: Бороться - значит победить.

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ

Если служит для выделения какого-либо факта, для выражения его оценки:

Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом (главным образом = самое главное).

Если имеет значение в первую очередь, больше всего:

Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию; Мне нравится в нём главный образом его искренность.

6. К трудным случаям в этом задании относятся такие предложения, в которых вводное слово стоит в середине его, а запятая в ответе будет одна. Когда это происходит?

1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяется запятыми на общих основаниях:

Он погрузился в размышления, видимо производя в уме какие-то расчеты.

Он вспомнил эти слова, возможно услышанные в детстве.

Он действовал безрассудно, наверное наперекор всем.

Ср.: Он погрузился в размышления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты.

Ср.: Он вспомнил эти слова, услышанные, возможно, в детстве.

Ср.: Он действовал безрассудно, наперекор

2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив ): Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, неточно.

Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ 10.

В задании чаще всего предлагается указать цифры, обозначающие запятые при вводном слове или предложении. Выполнить это задание на самом деле несложно: предложение с вводным словом уже задано и знаки препинания в нём расставлены. Вам не придётся отграничивать вводные слова от омонимичных им членов предложения.

Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите все запятые в нём. Их будет минимум три. Постарайтесь определить, какую функцию выполняет каждый знак препинания.

Если вы видите в предложении одно из слов, перечисленных в таблице разрядов вводных, то выписывайте цифры, обозначающие запятые. Если вводное слово стоит в середине предложения, то цифры будет две, а если в начале или конце предложения, то цифра одна, например:

Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце. Должно быть, (3) лучи его припекали так сильно, (4) что трава давно уже высохла. Ответ 3.

NB! Очень часто в предложениях бывают обращения или уточняющие члены предложения (см. предыдущий пример) - не путайте их с вводными.

Иногда вводные слова стоят в середине предложения, а запятыми они выделяются только с одной стороны (то есть в ответе будет лишь одна цифра), например: Он действовал безрассудно, (1) наверное наперекор всем, (2) не думая о последствиях. (Ответ 1)

А теперь выполняем практические задания. У вас на столах лежат таблицы с разрядами вводных слов и словосочетаний. Можете ими пользоваться при выполнении заданий.

Задание звучит так: «В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове или вводных конструкциях».

Мальчики,(1) конечно,(2) сделали так,(3) как велела совесть,(4) а совесть - это чувство,(5) помноженное на осознание правоты.

Ответ: 12

Какая,(1) однако,(2) сила у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо. (К. Паустовский)

Ответ: 12

Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, (1) как говорится, (2) запоем, (3) вдруг вычитала где-то, (4) что человек за жизнь может прочесть, (5) кажется, (6) не более 10 тысяч книг. (М. Чудакова)

Ответ: 1256

Я сегодня снова встретил солнце на палубе,(1) около четырёх утра. В памяти не удержишь,(2) так в душе останется и,(3) может,(4) в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке. (А. Приставкин)

Ответ: 34

Поведение учительницы было,(1) на его взгляд,(2) лишено логики: тащиться в театр,(3) да ещё в неокончившиеся каникулы, (4) с классом? (Г. Щербакова)

Ответ: 12

И,(1) быть может,(2) поэтому я была несправедлива к тебе. Но теперь я хочу,(3) чтобы ты был счастлив,(4) Коля. (Р. Фраерман)

Ответ: 12

Нет,(1) опасный волшебник,(2) разумеется,(3) не стал бы говорить так,(4) и она подошла ближе. (А. Грин)

Ответ: 23

Потом,(1) когда у них родились три мальчика и девочка,(2) любимой историей в семье,(3) естественно,(4) был рассказ искателя о Мечте,(5) о Мудреце,(6) о дереве и о концерте,(7) где Мечта реализовалась.

Ответ: 34

Можно, (1) конечно, (2) подойти, (3) а можно и не подходить, (4) это будет нехорошо,(5) но справедливо... (Б. Емельянов)

Ответ: 12

Куда (1) по-вашему (2) ведёт эта тропинка? Мы обещаем всё сделать (3) по-вашему.

Ответ: 12

Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно чёрным.

Ответ: 12

Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим.

Ответ: 34

Крапива (1) конечно (2) жглась (3) однако (4) можно было и издали любоваться её тёмной зеленью.

Ответ: 12

Вдруг (1) двигатель как-то (2) по-особенному (3) захрипел и (4) как показалось (5) простужено закашлялся.

Ответ: 45

Сынок, (1) давай,(2) иди умойся и ложись. Я к тебе приду,(3)и мы поговорим.

Никогда,(4) наверное,(5) я не чувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности. (Е. Гришковец)

Ответ: 12

Чуть склонившись,(1) он,(2) казалось,(3) строго и внимательно смотрел на нижний край острова, (4) где стояли матёринские леса,(5) однако теперь их там не было. (В. Распутин)

Ответ: 23

Он,(1) казалось,(2) радовался жизни вовсю,(3) каждую минуту,(4) каждую секунду своего бытия.

И всё кажется,(5) что он не исчез с земли,(6) а где-то растёт в лесу,(7) на поляне,(8) шумит всеми листьями и ждёт меня к себе. (Б. Ямпольский)

Ответ:125

Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней. (М. Канн)

Ответ:34

Эта книга также была фантастическая,(1) называлась она «Серебряный шар». В общем,(2) там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, (3) где начиналась неведомая часть планеты,(4) потому что Луна повёрнута к нам только одной стороной.

(А. Приставит)

Ответ: 2

И вдруг появился человек,(1) которого,(2) признаюсь,(3) я не разглядел. Не торгуясь,(4) не осматривая каждое полено в отдельности, (5) он заплатил всю назначенную мной сумму, (6) положил дрова в сумку и ушёл прочь.

(А. Приставкин)

Ответ: 23

Не помнишь, (1) у нас была учительница... певица Тра-ля-ля? - Простите,(2) - сказал наконец Бамбус,(3) посмотрев ей в глаза.

Может быть, (4) её палата была на втором этаже? (Ю. Яковлев)

Ответ: 4

Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком,(1) который,(2) к общему нашему огорчению,(3) скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, (4) пожалевшего масла на краску. (Д. Мамин-Сибиряк)

Ответ: 23

Говорят, (1) что у каждого человека в жизни должна быть цель. Мама и папа,(2) когда оставались вдвоём,(3) кажется,(4) ни о чём,(5) кроме моей болезни,(6) не говорили. (А. Алексин)

Ответ: 34

Холодам,(1) по сути дела,(2) рановато. Дуб стоял,(3) как былинный ратник,(4) суровый и могучий. (Е. Носов)

Ответ: 12

Предложения с обращениями

Иногда в осложнённых предложениях задание связано с пунктуацией при обращении (требуется написать цифры, обозначающие запятые при обращении). Помните, что обращения, которые осложняют предложение, не являются членом предложения и грамматически не связаны с членами предложения (от них нельзя задать вопрос к обращению).

Обращение - это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня поздно придёшь из школы? Основная функция обращения - привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь.

Обращение - неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных предложениях.

Но обращения - это не только названия людей или клички животных. Это могут быть и названия неодушевлённых предметов, а также явлений неживой природа:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный. Журчи, журчи свою мне быль... (Пушкин);

Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия (Пушкин).

Такие обращения - особый поэтический приём, они имеют характер олицетворения.

Как выполнить это задание.

  1. Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при которых стоят запятые. Определите грамматическую основу предложения, потому что обращения часто путают с под-лежащим. Сравните:

Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом.

Не знаю, о чём ты думаешь, Марина, таская в дом эти книги! (Осеева).

В двух предложениях употреблены два имени собственных, стоящих в именительном падеже, однако только во втором предложении есть обращение (в первом предложении слово Машутка является приложением).

  1. Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной интонацией называют того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в любой части предложения - в начале, середине или в конце:

Вперёд чужой беде не смейся, голубок! (Крылов)

Но это - самый простой случай. Есть и более сложные, о которых нужно знать.

  1. Иногда в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения, что создаёт особую экспрессию:

Вы, сударь, камень, сударь, лёд (Грибоедов).

  1. Обращения чаще всего бывают нераспространёнными (то есть состоят из одного слова), но могут быть и распространёнными (содержат ещё и определения):

Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов).

  1. Распространённое обращение может быть разорвано членами предложения, например:

Отколе,(1) умная,(2) бредёшь ты,(3) голова?! (Крылов) (Ответ 1, 2, 3).

6. В предложении может быть несколько разных по форме обращений, которые называются однородными:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня (Пушкин).

А теперь практические задания.

Так вот он,(1) зимний дуб! И,(2) мысленно попросив у дуба

прощения за свою маленькую человеческую хитрость, (3) она сказала: - Что ж, (4) Савушкин,(5) это только значит, (6) что короткий путь ещё не самый верный. (Ю. Нагибин)

Ответ: 45

Защёлкал злодей зубами: «Лось, лось,(1) я тебя съем». «Хорошо,(2) серый волк,(3) - отвечает лось, - Только дай попрощаться с родимым краем». «Прощайся»,(4) - ответил волк. (С. Алексеев)

Ответ: 123

Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её,(1) если не уберётся,(2) но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали...

Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? (Л. Андреев)

Ответ: 345 .

Иди сюда,(1) тут родник,(2) - закричал Васька.

Им открылась страна,(3) которой они никогда прежде не видели... - Правда,(4) Васька? (А. Приставкин)

Ответ: 4

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? - спросила мама,(3) глядя на меня с весёлым удивлением. - Бабушка,(4) наверное, (5) настращала опять? (П. Санаев)

Ответ: 12

Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы.

Сообщаем, (3) что отец ваш, (4) майор Козырев, (5) пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года. (А. Приставши)

Ответ: 1

Не от народа,(1) а от топора,(2) Поленька. У топора глаз нету,(3) - тотчас отвечала Таиска. - Железный он,(4) на рукоятку надетый. (Л. Леонов)

Ответ: 2

Берегите красоту природы,(1) люди. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, (2) не кричит,(3) как над чужим,(4) сорока. (Е. Носов)

Ответ: 1

Ну какая же это верба,(1) юноши? - говорил он,(2) просматривая работы учеников.

Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько...

(О. Туберовская)

Ответ: 13

Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего друга,(2) Томкой.

Томка, (3) - сказал я жалобно, (4) - проснись. (Б. Емельянов)

Ответ: 3

Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» - как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:

Виктория, (3) ваше сиятельство!

Помилуй бог, (4) как провёл!

Помилуй бог,(5) настоящий солдат! (С. Алексеев)

Ответ: 123

Знаешь Катюшу,(1) соседку? Будь умник,(2) пойди к Кате. Иди,(3) милый,(4) я приду.

Ответ: 34

Однажды моей соседке по коридору,(1) Полине Ивановне,(2) из смежной квартиры,(3) сделалось плохо с сердцем.

Бабусик,(4) я пойду,(5) - обратилась она к Полине Ивановне. (П. Васильев)

Ответ: 4 .

Ты сбереги их,(1) родной мой,(2) и придёт время,(3) когда они станут твоими друзьями. Ты у меня славный, (4) умница. (В. Крапивин)

Теоретический материал

Водными словами называются слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к высказыванию.

Вводные компоненты выделяются запятыми :

Значение

Вводное слово

Примеры

Уверенность

конечно, разумеется,

без сомнения, бесспорно, безусловно, естественно,

несомненно ….

Зима, конечно, будет снежная. Мы, безусловно , вас встретим.

Неуверенность

кажется, вероятно, наверное, возможно, очевидно, может быть, надо полагать, пожалуй, скорее всего, надеюсь, видать, по-видимому…

Зима, кажется , будет снежной. Мы, возможно , вас встретим.

Различные чувства

к счастью, к сожалению,

к удивлению, на беду,

на радость нам, странное дело, нечего греха таить,

чего доброго, как нарочно,

на удивление, к ужасу, …

Зима, к счастью, будет снежная. Мы, к сожалению, вас не сможем встретить.

Порядок явлений

(мыслей) и связь между ними

во-первых, во-вторых, наконец, значит, впрочем, например, следовательно, стало быть, итак, таким образом, однако, в общем, короче говоря, так сказать

Во-первых, всю осень шли дожди, во-вторых, зима была снежная. Значит, на полях будет много влаги.

Призывы

к вниманию

пожалуйста, поймите, послушайте, согласитесь, помилуйте, согласитесь,

не правда ли, позвольте, позвольте, представьте себе, считайте, …

Ведь вы, согласитесь, с моим мнением.

Источник сообщения

известно, по моему мнению, мол, помнится,

по-твоему, дескать,

по (…) мнению …, дескать, говорят,

с точки зрения…,

по словам …,

По сообщениям синоптиков, зима будет снежная.

Оценка стиля высказывания, способа выражения мысли.

другими словами,

говоря образно,

мягко говоря,

прямо скажем,

как говорится …

Как говорят поэты, началась осень жизни. (К. Паустовский.)

Вводные слова, выражающие экспрессивность высказывания

по правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать,

не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, честно говоря, между нами говоря …

Надо признаться, выполнил ты работу отлично.

В середине предложения вставные компоненты выделяются запятыми :


Если вводное слово можно опустить или переставить в другое место предложения без нарушения его структуры (обычно это бывает при союзах и и но ):

Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых , работы было мало, и, во-вторых , много времени отнимали неотложные дела (Катаев).

Если изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится (при союзе а ).

Несчастье нисколько его не изменило, а напротив , он стал еще крепче и энергичнее (Тургенев).

Но если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится после союзов а.

Не год, а, может быть , десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь (Ю. Лаптев)

При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:

Чего доброго, пожалуй , и женится, из умиления души...

Вводные слова, стоящие перед сравнительным оборотом (с союзом как ), целевы м оборотом (с союзом чтобы) :

Все это мне показалось странным, впрочем , как и другим.

Студент на минуту задумался, вероятно , чтобы точнее сформулировать свой ответ.

Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота , то никаким знаком от оборота оно не отделяется; если же вводное слово стоит в середине обособленного оборота, то оно выделяется запятыми на общем основании.

А Петр Петрович, по крайней мере по многим признаком, человек весьма почтенный .

Ребенок, испугавшийся, по-видимому , лошади, подбежал к матери.

Союз, употреблённый перед вводным словом, может относиться к нему, а может и выполнять свои функции в структуре предложения.

Знаки препинания в том и другом случае будут стоять по-разному:

После объяснения наши отношения не сделались лучше , а, напротив , ещё более разладились . Я приеду рано утром, а возможно , даже ночью.

Запятыми не выделяются:

1.Вводные слова , употреблённые в начале уточняющих оборотов, запятой не отделяются:

Многие произведения, в частности " Повести Белкина" и "Маленькие трагедии", я перечитывал несколько раз.

2.Вводные слова и сочетания не отделяются запятой от сочинительного союза в начале предложения: И д ействительно , он скоро уехал.

А м ежду прочим , дождь всё-таки прошёл.

Выделяются круглыми скобками:

Если вводная конструкция содержит добавочное и попутное замечание или пояснение, но отдалена от основного предложения по смыслу:

Алексей (читатель уже знал его

Выделяются тире:

1. Если вводная конструкция и основное предложение сопоставлены между собой по смыслу:

Тут – делать нечего – друзья расцеловались.

Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас . (М. Горький.)

2. при вопросительной или восклицательной интонации:

Этого – клянусь вам! – никогда не бывало с ним.

Было решено – помнишь

3. Если вводное словосочетание образует неполную конструкцию (пропущено какое-либо слово, восстанавливаемое из контекста), то вместо одной из запятых обычно ставится тире, например:

Макаренко неоднократно подчеркивал, что новая педагогика основана, с одной стороны, на безграничном доверии к человеку, а с другой - на высоких к нему требованиях.

4. Если вводное слово стоит после перечисления однородных членов и предшествует обобщающему слову, то перед вводным словом ставится только тире (без запятой), а после него – запятая, например:

Книги, брошюры, журналы, газеты – словом , все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке

Но: Мужчины пили, спорили и хохотали, словом , ужин был чрезвычайно весел (Пушкин).

Никогда не бывают вводными и не выделяются запятыми слова :

авось, будто, буквально, вдобавок, ведь, вот, вряд ли, вот, всё-таки, вроде, вдруг, в довершение, вдруг,

в конечном счете, все-таки, едва ли, якобы, почти, даже, именно, исключительно, как будто, как раз,

только, непременно, к тому же, причём, обязательно, между тем, наверняка, небось, по предложению,

по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, по этому, просто, решительно, словно, якобы

Вводные слова

(вводные слова - не члены предложения,

их можно легко опустить, не нарушая

структуры предложения)

Члены предложения

(чаще всего сказуемые или обстоятельства)

Цех, возможно , уже реорганизован.

Цех возможно реорганизовать.

Вы, верно , переведены сюда из России? (Лермонтов).

Вы верно перевели тот отрывок?

Слово наконец является вводным, если

1) в контексте ему предшествовали слова

во-первых, во-вторых … или выражает чувства автора.

Сочинение, во-первых , очень поверхностно раскрывает тему, во-вторых , постоянно сбивается на пересказ и, наконец, просто безграмотно . Это, наконец , невыносимо!

2) оно указывает связь мыслей, порядок изложения (в значении «и ещё») или дает оценку факта, с точки зрения говорящего, например:

Да и наконец , всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо (Горький)

В значении же «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» слово наконец не является вводным, например:

...Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы.

Наконец бывает вводным словом ,

При вводном слове добавление частицы -то невозможно:

Можно, наконец , обратиться за советом

к специалисту

наконец (= в конце концов = напоследок / = наконец-то)

Наконец добрались до места ночлега

(наконец-то добрались...)

Снегопад наконец перестал, и небо прояснилось.

Слово однако является вводным, если его нельзя заменить союзом но , например:

Смотри, однако , Вера, будь осторожна (Тургенев).

Если такая замена невозможна, то это союз, он

не обособляется:

Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (Лермонтов). [Однако = но ]

Вводные слова в обособленных оборотах выделяются только в том случае, если стоят в середине.

Весна, | кажется уже вступившая в свои права|, вдруг снова уступила зиме.

Весна, | уже, кажется , вступившая в свои права,| вдруг снова уступила зиме.

Вообще является вводным словом только в значении вообще говоря

Вообще , ты права, и я вынуждена с тобой согласиться. (= вообще говоря/ по правде говоря )

Он вообще нигде не работает. (= совсем )

Вообще ты права, но от тебя ускользают некоторые нюансы. (= в целом )

однако является вводным словом внутри предложения. Я голоден , однако .

однако = но:

Друзья пошли по тропинке, однако Однако я голоден.

[Было пасмурно], однако [дождь прекратился].

Практическая часть


1.В приведенном ниже тексте расставьте знаки препинания при вводных словах. Во фразе, выделенной курсивом, пропущены все знаки препинания, попробуйте их расставить и объяснить, какими правилами русского языка пришлось при этом воспользоваться.

Ученик 6 "Б" класса Никита был несомненно лентяем. Естественно его лень приводила к получению плохих оценок в школе, и поэтому он конечно был еще и двоечником. Вообще он мог иногда бороться со своей ленью и тогда к радости всех учителей получал "четверки", однако желание перебороть себя возникало у Никиты не часто. Кстати его лень распространялась только на выполнение домашних заданий и может быть еще на некоторые неприятные обязанности по дому например мытье посуды и уборку комнаты. Зато у Никиты было время и силы на шалости, компьютерные игры и безусловно на футбол. Собственно против посещения школы Прыщиков ничего не имел, некоторые уроки в частности физкультура и рисование даже доставляли удовольствие, но математика и главным образом русский язык доставляли невыносимые страдания. Прежде всего он не всегда верно понимал правило, а воспринимал его по-своему, как ему казалось точнее. Далее Никита не мог применить это правило на практике значит допускал уйму ошибок. Возможно ему требовалось на понимание материала больше времени, но его-то у Никиты и не было. Придя из школы, он прежде всего включал компьютер и по крайней мере час играл в интересную и полезную с его точки зрения игрушку. Потом он бежал во двор и играл в футбол, демонстрируя несомненно присущие мальчику ловкость и быстроту реакции. Он действительно любил спорт, и потом мальчишке необходимо бегать и прыгать, в конце концов он должен вырасти сильным и крепким. Сидеть дома и читать скучные книжки значит стать вялым и слабым, а это в свою очередь может привести к болезням. В самом деле разве футбол не важнее книжек? Эти свои мысли Никита излагал отцу, и тот в свою очередь поддерживал сына и защищал от мамы, которая наоборот считала самым главным "пятерки" в дневнике.
Далее Никита отдыхал, смотрел телевизор или опять играл на компьютере. После этого на уроки оставалось как раз 30 минут, ведь мама требовала ложиться в постель не позже чем в 21.30. И вот именно в эти полчаса на Никиту нападала лень, во всяком случае это состояние можно было назвать только так. Мальчик вяло перебирал страницы учебников главным образом пытаясь вспомнить о чем говорили в классе и убедив себя что и так все помнит закрывал книги. Таким образом уроки оставались в конечном счете не сделанными, а среди учителей крепло мнение, что Никита несомненно лентяй. Вы верно так не думаете

Вариант 1

Вариант 1

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова

Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.

Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен?

Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.

Кажется ваша история там наделала много шуму.

Первые мореплаватели покидая сушу ориентировались по очертаниям берегов по форме облаков и конечно по звездам.

Вариант 1

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова

Как нарочно дожди и холод продолжались весь май.

Ты верно Моцарт чем-нибудь расстроен?

Горный воздух без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.

Кажется ваша история там наделала много шуму.

Первые мореплаватели покидая сушу ориентировались по очертаниям берегов по форме облаков и конечно по звездам.

Вариант 2

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова

Вариант 2

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова

Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд.

Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр.

Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.

Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.

С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий.

Вариант 2

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова

Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд.

Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр.

Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.

Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.

С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий.

Вариант 2

Подчеркнуть грамматические основы, расставить знаки препинания, обозначить вводные слова

Мы приближались к городку где по словам бородатого коменданта находился сильный отряд.

Одним словом у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление создать себе футляр.

Навстречу нам шла шхуна должно быть в Тамань.

Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.

С одной стороны это был человек очень добрый с другой – вспыльчивый и резкий.

3. Практическое задание по теме «Вводные слова и предложения»

Расставь знаки препинания. Укажите вводные слова Авось мы пойдем в лес. Он кажется немного утомленным. Вряд ли будет сегодня дождь. Дорога была к счастью не размыта.

2. Расставь знаки препинания. Начертите схему этого предложения.

Не забудьте пожалуйста Павел Денисович о моей просьбе.

3. Укажите, какие слова не могут быть выделены запятыми на месте пропуска в предложении:

Река Амур,…, пошире нашей.

А. немного В. пожалуй Г. все-таки

4. Найти предложения, где неверно поставлены знаки препинания. Выписать номера тех предложений, в которых допущена пунктуационная ошибка. Объяснить ошибку.

1.К счастью, невозможно привыкнуть.

2.Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

3.Приближение весны, кажется, чудом.

4.Мне, просто, не о чем спорить с вами!

5.Утки – их было десять - каждое утро дружно шагали к пруду.

Вставь, где необходимо, знаки препинания.

1. Несчастье нисколько его не изменило а напротив он стал еще крепче и энергичнее.

2. Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но во-первых работы было мало, и во-вторых много времени отнимали неотложные дела.

3. Не год, а может быть десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь.

4. Чего доброго пожалуй и женится, из умиления души...

5. Все это мне показалось странным впрочем как и другим.

6. Студент на минуту задумался вероятно чтобы точнее сформулировать свой ответ.

7. А Петр Петрович по крайней мере по многим признаком, человек весьма почтенный.

8. Ребенок, испугавшийся по-видимому лошади, подбежал к матери.

9. После объяснения наши отношения не сделались лучше, а напротив ещё более разладились.

10. Я приеду рано утром, а возможно даже ночью.

11. Многие произведения в частности "Повести Белкина" и "Маленькие трагедии" я перечитывал несколько раз.

12. И действительно он скоро уехал.

13. А между прочим дождь всё-таки прошёл.

14. Алексей (читатель уже знал его ) между тем пристально глядел на молодую крестьянку.

15. Тут – делать нечего – друзья расцеловались.

16. Булочники – их было четверо

17. Этого – клянусь вам! – никогда не бывало с ним.

18. Было решено – помнишь ? – что я приду к нему через несколько дней.

19. Макаренко неоднократно подчеркивал, что новая педагогика основана с одной стороны на безграничном доверии к человеку, а с другой на высоких к нему требованиях.

20. Книги, брошюры, журналы, газеты – словом все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке.

21. Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом ужин был чрезвычайно весел.

22. Цех возможно уже реорганизован.

23. Вы верно переведены сюда из России?

24. Да и наконец всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо.

25. Сочинение во-первых очень поверхностно раскрывает тему, во-вторых, постоянно сбивается на пересказ и наконец просто безграмотно.

26. Это наконец невыносимо!

27. Можно наконец обратиться за советом к специалисту

28. Смотри однако Вера, будь осторожна.

29. Весна кажется уже вступившая в свои права вдруг снова уступила зиме.

30. Весна, уже кажется вступившая в свои права, вдруг снова уступила зиме.

31. Вообще ты права, и я вынуждена с тобой согласиться.

32. Я голоден однако.

33. Друзья пошли по тропинке однако вскоре вынуждены были остановиться.

34. Однако я голоден.

35. Было пасмурно однако дождь прекратился.

36. Наконец добрались до места ночлега (наконец-то добрались...)

37. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились [Однако = но]

38. Он вообще нигде не работает (= совсем).

39. Вообще ты права, но от тебя ускользают некоторые нюансы (= в целом).

40. Цех возможно реорганизовать.

41. Вы верно перевели тот отрывок?

42. Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы.

Проверь себя:

1. Несчастье нисколько его не изменило, а напротив , он стал еще крепче и энергичнее.

2. Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых , работы было мало, и, во-вторых , много времени отнимали неотложные дела.

3. Не год, а, может быть , десять лет прожил Иван Георгиевич за одну ночь.

4. Чего доброго, пожалуй , и женится, из умиления души...

5. Все это мне показалось странным, впрочем , как и другим.

6. Студент на минуту задумался, вероятно , чтобы точнее сформулировать свой ответ.

7. А Петр Петрович, по крайней мере по многим признаком, человек весьма почтенный.

8. Ребенок, испугавшийся, по-видимому , лошади, подбежал к матери.

9. После объяснения наши отношения не сделались лучше, а, напротив , ещё более разладились.

10. Я приеду рано утром, а возможно , даже ночью.

11. Многие произведения, в частности " Повести Белкина" и "Маленькие трагедии", я перечитывал несколько раз.

12. И д ействительно , он скоро уехал.

13. А м ежду прочим , дождь всё-таки прошёл.

14. Алексей (читатель уже знал его ) между тем пристально глядел на молодую крестьянку.

15. Тут – делать нечего – друзья расцеловались.

16. Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.

17. Этого – клянусь вам! – никогда не бывало с ним.

18. Было решено – помнишь ? – что я приду к нему через несколько дней.

19. Макаренко неоднократно подчеркивал, что новая педагогика основана, с одной стороны, на безграничном доверии к человеку, а с другой - на высоких к нему требованиях.

20. Книги, брошюры, журналы, газеты – словом , все виды печатной продукции валялись на его письменном столе в полном беспорядке

21. Мужчины пили, спорили и хохотали, – словом , ужин был чрезвычайно весел

22. Цех, возможно , уже реорганизован.

23. Вы, верно , переведены сюда из России?

24. Да и наконец , всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо.

25. Сочинение, во-первых , очень поверхностно раскрывает тему, во-вторых , постоянно сбивается на пересказ и, наконец, просто безграмотно.

26. Это, наконец, невыносимо!

27. Можно, наконец , обратиться за советом к специалисту

28. Смотри, однако , Вера, будь осторожна.

29. Весна, кажется уже вступившая в свои права |, вдруг снова уступила зиме.

30. Весна, уже, кажется , вступившая в свои права |, вдруг снова уступила зиме.

31. Вообще , ты права, и я вынуждена с тобой согласиться (= вообще говоря/ по правде говоря).

32. Я голоден, однако.

33. Друзья пошли по тропинке, однако вскоре вынуждены были остановиться.

34. Однако я голоден.

35. [Было пасмурно], однако [дождь прекратился].

36. Наконец добрались до места ночлега (наконец-то добрались...)

37. Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились [Однако = но]

38. Он вообще нигде не работает (= совсем).

39. Вообще ты права, но от тебя ускользают некоторые нюансы. (= в целом)

40. Цех возможно реорганизовать.

41. Вы верно перевели тот отрывок?

42. Мы поднимались все выше и выше и наконец достигли вершины горы

ЗАДАНИЕ №10. ПУНКТУАЦИОННЫЙ АНАЛИЗ (ВВОДНЫЕ СЛОВА, СЛОВОСОЧЕТАНИЯ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ; ВСТАВНЫЕ КОНСТРУКЦИИ; ОБРАЩЕНИЯ)

Здравствуйте, уважаемые девятиклассники! Сегодня мы продолжим подготовку к основному государственному экзамену. Наше занятие мы посвятим заданию№10. Пунктуационный анализ (вводные слова, словосочетания и предложения; вставные конструкции; обращения).

Цели занятия

Повторить и обобщить знания о словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением.

Закрепить навыки нахождения слов и конструкций, грамматически не связанных с членами предложения.

Повторить правила постановки знаков препинания в таких предложениях.

Сначала мы повторим с вами все о вводных словах, словосочетаниях, предложениях и вставных конструкциях.

    Вводные слова членами предложения не являются: к ним нельзя задать вопрос от других членов предложения; они осложняют предложение. С их помощью говорящий выражает своё отношение к тому, о чём говорится в предложении. Ср., например: Я, наверное, хорошо сдам экзамен; Я, безусловно, хорошо сдам экзамен. На письме вводные слова выделяются запятыми.

    Вводные и вставные конструкции не являются частями предложения, а осложняют простое предложение (или сложное). Вводные предложения выражают отношение говорящего к содержанию высказывания, а вставные конструкции содержат добавочные замечания, попутные уточнения. При вводных предложениях ставятся чаще всего запятые, а при вставных - тире или скобки, например: Я, как мне кажется, выучил все правила; В один из зимних вечеров - я лежал на диване с интересным детективом - вдруг раздался звонок, перевернувший впоследствии всю мою жизнь.

    Вводные слова делятся на разряды.

Значение

Вводные слова и словосочетания

Выражают чувства говорящего (ра­дость, сожаление, удивление и т.д.).

К счастью, к несчастью, по счастью, по не­счастью, к радости, к огорчению, к прискор­бию, к досаде, к сожалению, к удивлению, к ужасу, к стыду, на счастье, на радость, на беду, чего доброго, странное дело, уди­вительное дело, не ровен час, нечего греха таить и др.

Выражают оценку говорящим степени достоверности со­общаемого (уверен­ность, предположе­ние, возможность, неуверенность и

Конечно, несомненно, без всякого сомнения, очевидно, безусловно, разумеется, само со­бой разумеется, бесспорно, действитель­но, наверное, возможно, верно, вероятно, по всей вероятности, может, может быть, быть может, должно быть, кажется, каза­лось бы, видимо, по-видимому, пожалуй, в самом деле, правда, не правда ли, в сущно­сти, по существу, по сути, право, чай, надо полагать, думаю, надеюсь, полагаю и др.

Указывают на связь мыслей, последова­тельность их изло­жения.

Итак, следовательно, значит, наоборот, напротив, далее, наконец, впрочем, между прочим, в общем, в частности, прежде все­го, кроме того, сверх того, стало быть, на­пример, к примеру, главное, таким образом, кстати, кстати сказать, к слову сказать, во-первых, во-вторых и т. д., с одной сторо­ны, с другой стороны, повторяю, подчёрки­ваю и др.

Указывают на приё­мы и способы офор­мления мыслей.

Словом, одним словом, иными словами, дру­гими словами, иначе говоря, коротко го­воря, попросту говоря, мягко выражаясь, если можно так сказать, если можно так выразиться, с позволения сказать, лучше сказать, так сказать, что называется и др.

Указывают на источ­ник сообщения.

Говорят, сообщают, передают, по сло­вам..., по сведениям..., по сообщению..., по мнению..., по-моему, по-твоему, по-наше­му, по-вашему, на мой взгляд, по слухам, по преданию, помнится, слышно, дескать, мол и др.

Слова, обращённые к собеседнику с це­лью привлечь его внимание к сооб­щаемому, внушить определённое отно­шение к излагаемым мыслям.

Видишь(ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), знаешь (ли), знаете (ли), пойми, поймите, поверьте, послушайте, со­гласитесь, вообразите, представьте себе, извините, простите, веришь (ли), пожалуй­ста, помилуйте, заметьте себе, сделайте милость, скажите на милость, если хотите знать и др.

Указывают оценку меры того, о чем го­ворится.

Самое большее, самое меньшее, по крайней мере, без преувеличений и др.

Показывают степень обычности того, о чём говорится.

Бывает, бывало, случается, случалось, по обыкновению, по обычаю и др.

Выражают экспрес­сивность высказы­вания.

По правде, по совести, по справедливости, кроме шуток, смешно сказать, не в укор будь сказано, надо признаться, сказать по чести, признаться сказать, честно говоря, между нами говоря, между нами будь сказа­но и др.

    NB ! Не являются вводными и не выделяются запятыми следую­щие слова и сочетания слов:

авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, ис­ключительно, именно, иногда, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, поистине, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, тем не менее, якобы и др. подобные (частицы, наречия).

    Слова наконец, значит, однако, главным образом в предложении могут функционировать по-разному

Слово является вводным

Слово вводным не является

НАКОНЕЦ

Указывает на связь мыслей, по­рядок их изложения (= и ещё), завершает собой перечисление: Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту; Опеку­шин был выходцем из просто­го народа, сперва - самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик.

Выполняет функцию обстоятель­ства (= под конец, напоследок, после всего, в результате все­го): Мы поднимались всё выше и наконец достигли вершины; На­конец все дела были завершены. В этом значении возможна ча­стица -то: Наконец добрались до места ночлега (= наконец-то добрались...).

ОДНАКО

Если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, будь осторожна; Сколько хло­пот, однако.

Если стоит в начале предложения (части сложного предложения) или связывает однородные чле­ны (в этих случаях имеет значение противительного союза но):

Мы не надеялись встретиться, однако встретились; Однако его поведение меня не обидело.

ЗНАЧИТ

Если синонимично словам следо­вательно, стало быть: Солнечные пятна совсем исчезли, значит, солнце уже склонилось за пол­день; Значит, вы не можете се­годня прийти?

Если находится между придаточ­ным и главным предложениями: Если наступит весна, значит, будет тепло.

Если находится между частями бессоюзного сложного предло­жения: Прозвенел звонок, зна­чит, урок кончился.

Если близко по смыслу к слову оз­начает, то является сказуемым: Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нём (Горький).

Если стоит между подлежащим и сказуемым, то перед ним ставит­ся тире: Бороться - значит побе­дить.

ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ

Если служит для выделения ка­кого-либо факта, для выражения его оценки:

Пособие следует исправить и, главным образом, дополнить новым материалом (главным образом = самое главное).

Если имеет значение в первую очередь, больше всего:

Он добился успеха главным образом благодаря своему тру­долюбию; Мне нравится в нём главный образом его искрен­ность.

6. К трудным случаям в этом задании относятся такие предложе­ния, в которых вводное слово стоит в середине его, а запятая в ответе будет одна. Когда это происходит?

1. Если вводное слово стоит в начале или в конце обособленного оборота (обособления, уточнения, пояснения, присоединения), то знаком препинания от оборота оно не отделяется; если же вводное слово находится в середине подобного оборота, то оно выделяет­ся запятыми на общих основаниях:

Он погрузился в размышле­ния, видимо производя в уме какие-то расчеты.

Он вспомнил эти слова, воз­можно услышанные в детст­ве.

Он действовал безрассудно, наверное наперекор всем.

Ср.: Он погрузился в размыш­ления, производя, видимо, в уме какие-то расчеты.

Ср.: Он вспомнил эти слова, услышанные, возможно, в детстве.

Ср.: Он действовал безрассуд­но, наперекор

2. Если вводное слово стоит после противительного союза а и изъ­ять его или переставить невозможно, то вводное слово запятой от союза не отделяется (а значит, а следовательно, а впрочем, а напротив ): Расчёты были сделаны наскоро, а следовательно, неточно.

Но: если изъятие или перестановка вводного слова возможны, то запятая ставится и после союза, поскольку он не связан с вводным словом: Вы должны работать энергичнее, а, проще говоря, не лениться.

КАК ВЫПОЛНЯТЬ ЗАДАНИЕ 10.

В задании чаще всего предлагается указать цифры, обозначающие запятые при вводном слове или предложении. Выполнить это задание на самом деле несложно: предложение с вводным словом уже задано и знаки препинания в нём расставлены. Вам не придётся отграничивать вводные слова от омонимичных им членов предложения.

Сначала внимательно прочитайте заданное предложение и рассмотрите все запятые в нём. Их будет минимум три. Постарайтесь определить, какую функцию выполняет каждый знак препинания.

Если вы видите в предложении одно из слов, перечисленных в таблице разрядов вводных, то выписывайте цифры, обозначающие запятые. Если вводное слово стоит в середине предложения, то цифры будет две, а если в начале или конце предложения, то цифра одна, например:

Там, (1) вверху, (2) светило яркое южное солнце.  Должно быть, (3) лучи его припекали так сильно, (4) что трава давно уже высохла. Ответ 3.

NB! Очень часто в предложениях бывают обращения или уточняющие члены предложения (см. предыдущий пример) - не путайте их с вводными.

Иногда вводные слова стоят в середине предложения, а запятыми они выделяются только с одной стороны (то есть в ответе будет лишь одна цифра), например: Он действовал безрассудно, (1) наверное наперекор всем, (2) не думая о последствиях. (Ответ 1)

А теперь выполняем практические задания. У вас на столах лежат таблицы с разрядами вводных слов и словосочетаний. Можете ими пользоваться при выполнении заданий.

Задание звучит так: «В приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при ввод­ном слове или вводных конструкциях».

Мальчики,(1) конечно,(2) сделали так,(3) как велела совесть,(4) а совесть - это чувство,(5) помноженное на осознание правоты.

Какая,(1) однако,(2) сила у света,(3) отражённого от осенних лесов! Всё купе как в зареве. И,(4) в частности,(5) ваше лицо. (К. Паустовский)

Когда я училась в шестом классе и продолжала читать, (1) как говорится, (2) запоем, (3) вдруг вычитала где-то, (4) что человек за жизнь может прочесть, (5) кажется, (6) не более 10 тысяч книг. (М. Чудакова)

Ответ: 1256 

Я сегодня снова встретил солнце на палубе,(1) около четырёх утра. В памяти не удержишь,(2) так в душе останется и,(3) может,(4) в последний час откликнется именно этот восход солнца на Ангаре-реке. (А. Приставкин)

Поведение учительницы было,(1) на его взгляд,(2) лишено логики: тащиться в театр,(3) да ещё в неокончившиеся каникулы, (4) с классом? (Г. Щербакова)

И,(1) быть может,(2) поэтому я была несправедлива к тебе. Но теперь я хочу,(3) чтобы ты был счастлив,(4) Коля. (Р. Фраерман)

Нет,(1) опасный волшебник,(2) разумеется,(3) не стал бы говорить так,(4) и она подошла ближе. (А. Грин)

Потом,(1) когда у них родились три мальчика и девочка,(2) любимой историей в семье,(3) естественно,(4) был рассказ искателя о Мечте,(5) о Мудреце,(6) о дереве и о концерте,(7) где Мечта реализовалась.

Можно, (1) конечно, (2) подойти, (3) а можно и не подходить, (4) это будет нехорошо,(5) но справедливо... (Б. Емельянов)

Куда (1) по-вашему (2) ведёт эта тропинка? Мы обещаем всё сделать (3) по-вашему.

Жизнь (1) казалось (2) сомкнула круг, и Грину больше не было в ней ни радости, ни разумного занятия. Море (3) казалось (4) бездонным и совершенно чёрным.

Человек в порыве (1) к счастью (2) способен совершать чудеса. Он не замечал происходящего и (3) к счастью (4) был всё так же невозмутим.

Крапива (1) конечно (2) жглась (3) однако (4) можно было и издали любоваться её тёмной зеленью.

Вдруг (1) двигатель как-то (2) по-особенному (3) захрипел и (4) как показалось (5) простужено закашлялся.

Сынок, (1) давай,(2) иди умойся и ложись. Я к тебе приду,(3)и мы поговорим.

Никогда,(4) наверное,(5) я не чувствовал себя таким защищённым и в такой безопасности. (Е. Гришковец)

Чуть склонившись,(1) он,(2) казалось,(3) строго и внимательно смотрел на нижний край острова, (4) где стояли матёринские леса,(5) однако теперь их там не было. (В. Распутин)

Он,(1) казалось,(2) радовался жизни вовсю,(3) каждую минуту,(4) каждую секунду своего бытия.

И всё кажется,(5) что он не исчез с земли,(6) а где-то растёт в лесу,(7) на поляне,(8) шумит всеми листьями и ждёт меня к себе. (Б. Ямпольский)

Мусор накапливается из года в год,(1) образуя «культурный» слой. Под этим слоем начинает меняться жизнь организмов,(2) населяющих почву,(3) а значит,(4) и естественные процессы,(5) происходящие в ней. (М. Канн) 

Эта книга также была фантастическая,(1) называлась она «Серебряный шар». В общем,(2) там какие-то люди прилетели на Луну и продвигались к тому месту, (3) где начиналась неведомая часть планеты,(4) потому что Луна повёрнута к нам только одной стороной.

(А. Приставит)

И вдруг появился человек,(1) которого,(2) признаюсь,(3) я не разглядел. Не торгуясь,(4) не осматривая каждое полено в отдельности, (5) он заплатил всю назначенную мной сумму, (6) положил дрова в сумку и ушёл прочь.

(А. Приставкин)

Не помнишь, (1) у нас была учительница... певица Тра-ля-ля? - Простите,(2) - сказал наконец Бамбус,(3) посмотрев ей в глаза.

Может быть, (4) её палата была на втором этаже? (Ю. Яковлев)

Выкрашен он был в коричневую краску и покрыт лаком,(1) который,(2) к общему нашему огорчению,(3) скоро растрескался и облупился благодаря плутовству мастера, (4) пожалевшего масла на краску. (Д. Мамин-Сибиряк)

Говорят, (1) что у каждого человека в жизни должна быть цель. Мама и папа,(2) когда оставались вдвоём,(3) кажется,(4) ни о чём,(5) кроме моей болезни,(6) не говорили. (А. Алексин)

Холодам,(1) по сути дела,(2) рановато. Дуб стоял,(3) как былинный ратник,(4) суровый и могучий. (Е. Носов)

Предложения с обращениями

Иногда в осложнённых предложениях задание связано с пунктуацией при обращении (требуется написать цифры, обозначающие запятые при обращении). Помните, что обращения, которые осложняют предложение, не являются членом предложения и грамматически не связаны с членами предложения (от них нельзя задать вопрос к обращению).

Обращение - это слово (существительное или прилагательное и причастие в роли существительного в именительном падеже) или словосочетание, называющее того, кому адресована речь. Чаще всего обращение выражено именем собственным и является наименованием лица, к которому обращаются с речью: Саша, ты сегодня поздно придёшь из школы? Основная функция обращения - привлечь внимание собеседника, побудить его слушать обращённую к нему речь.

Обращение - неотъемлемая черта разговорной речи и диалогов художественных текстов, оно используется преимущественно в побудительных или вопросительных предложениях.

Но обращения - это не только названия людей или клички животных. Это могут быть и названия неодушевлённых предметов, а также явлений неживой природа:

Ах, лейся, лейся, ключ отрадный. Журчи, журчи свою мне быль... (Пушкин);

Красуйся, град Петров, и стой неколебимо, как Россия (Пушкин).

Такие обращения - особый поэтический приём, они имеют характер олицетворения. 

Как выполнить это задание.

    Найдите в заданном предложении все слова в именительном падеже, при которых стоят запятые. Определите грамматическую основу предложения, потому что обращения часто путают с под-лежащим. Сравните:

Дочка дворника, Машутка, в ужасе бросилась в дом.

- Не знаю, о чём ты думаешь, Марина, таская в дом эти книги! (Осеева).

В двух предложениях употреблены два имени собственных, стоящих в именительном падеже, однако только во втором предложении есть обращение (в первом предложении слово Машутка является приложением).

    Прочитайте предложение. Обращения произносятся с особой звательной интонацией называют того, к кому обращаются с речью; они могут стоять в любой части предложения - в начале, середине или в конце:

Вперёд чужой беде не смейся, голубок! (Крылов)

Но это - самый простой случай. Есть и более сложные, о которых нужно знать.

    Иногда в одном предложении одно и то же обращение повторяется несколько раз, причём не подряд, а отделяются они друг от друга членами предложения, что создаёт особую экспрессию:

Вы, сударь, камень, сударь, лёд (Грибоедов).

    Обращения чаще всего бывают нераспространёнными (то есть состоят из одного слова), но могут быть и распространёнными (содержат ещё и определения):

Юноша бледный со взором горящим! Ныне даю я тебе три завета (Брюсов).

    Распространённое обращение может быть разорвано членами предложения, например:

Отколе,(1) умная,(2) бредёшь ты,(3) голова?! (Крылов) (Ответ 1, 2, 3).

6. В предложении может быть несколько разных по форме обращений, которые называются однородными:

Подруга дней моих суровых, голубка дряхлая моя! Одна в глуши лесов сосновых давно, давно ты ждёшь меня (Пушкин).

А теперь практические задания.

Так вот он,(1) зимний дуб! И,(2) мысленно попросив у дуба

прощения за свою маленькую человеческую хитрость, (3) она сказала: - Что ж, (4) Савушкин,(5) это только значит, (6) что короткий путь ещё не самый верный. (Ю. Нагибин)

Защёлкал злодей зубами: «Лось, лось,(1) я тебя съем». «Хорошо,(2) серый волк,(3) - отвечает лось, - Только дай попрощаться с родимым краем». «Прощайся»,(4) - ответил волк. (С. Алексеев)

Сперва они хотели прогнать напугавшую их собаку и даже застрелить её,(1) если не уберётся,(2) но потом привыкли к лаю по ночам и иногда по утрам вспоминали...

Я тебя люблю, (3) Кусачка,(4) я тебя очень люблю. Ты не веришь мне,(5) Кусачка? (Л. Андреев)

Ответ: 345 .

Иди сюда,(1) тут родник,(2) - закричал Васька.

Им открылась страна,(3) которой они никогда прежде не видели... - Правда,(4) Васька? (А. Приставкин)

В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые.

Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обращении.

Что ж ты,(1) трусишка такой,(2) всего боишься? - спросила мама,(3) глядя на меня с весёлым удивлением. - Бабушка,(4) наверное, (5) настращала опять? (П. Санаев)

Ребята,(1) я отца ждал дольше,(2) чем вы.

Сообщаем, (3) что отец ваш, (4) майор Козырев, (5) пал смертью храбрых седьмого мая сорок пятого года. (А. Приставши)

Не от народа,(1) а от топора,(2) Поленька. У топора глаз нету,(3) - тотчас отвечала Таиска. - Железный он,(4) на рукоятку надетый. (Л. Леонов)

Берегите красоту природы,(1) люди. И не бежит от него в страхе потревоженный заяц, (2) не кричит,(3) как над чужим,(4) сорока. (Е. Носов)

Ну какая же это верба,(1) юноши? - говорил он,(2) просматривая работы учеников.

Далеко ещё до весны,(3) Дарья Петровна. Ой,(4) далёконько...

(О. Туберовская)

Звали его так же,(1) как моего последнего собачьего друга,(2) Томкой.

Томка, (3) - сказал я жалобно, (4) - проснись. (Б. Емельянов)

Потёр Суворов от удовольствия руки и только хотел сказать: «Ну,(1) братец,(2) попался!» - как вдруг солдат вытянулся во фрунт и гаркнул:

Виктория, (3) ваше сиятельство!

Помилуй бог, (4) как провёл!

Помилуй бог,(5) настоящий солдат! (С. Алексеев)

Знаешь Катюшу,(1) соседку? Будь умник,(2) пойди к Кате. Иди,(3) милый,(4) я приду.

Однажды моей соседке по коридору,(1) Полине Ивановне,(2) из смежной квартиры,(3) сделалось плохо с сердцем.

Бабусик,(4) я пойду,(5) - обратилась она к Полине Ивановне. (П. Васильев)

Ты сбереги их,(1) родной мой,(2) и придёт время,(3) когда они станут твоими друзьями. Ты у меня славный, (4) умница. (В. Крапивин)

Передайте, пожалуйста, эту рукопись редактору - вводное слово («прошу вас»); Скажи пожалуйста, какой храбрец! - цельное сочетание при выражении удивления, возмущения, негодования; Вечером пожалуйста, а днём прийти не могу - частица для выражения согласия («да»); Пригласить к себе - пожалуйста, но сам он в гости не пойдёт - частица («да»).

Засаленная кепка, с которой Бредюк, похоже, не расставался и во сне, была надвинута на лоб (Ф.) - вводное слово в середине предложения; Он отвечал, похоже даже не скрывая своего недоверия к словам собеседника - вводное слово в начале обособленного оборота; Похоже что нет - цельное сочетание.

Было уже, пожалуй, за полночь (Марк.) - вводное слово; Занять это место имеет право не он один, а пожалуй что, и другие - ц ельное сочетание; Пожалуй и нет.

Примечание. Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания: авось, бишь, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг, ведь, в конечном счёте, вот, вряд ли, всё-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, между тем, небось, никак, почти, поэтому, приблизительно, примерно, притом, причём, просто, решительно, словно, якобы и др. (частицы, наречия).

Пунктуационное выделение этих слов объясняется разными причинами: в одних случаях сказывается то обстоятельство, что некоторые из приведенных слов относятся к так называемым модальным частицам, близким к модальным (вводным) словам; в других - играют роль смысловые оттенки, присущие отдельным словам и допускающие их выделение запятыми; наконец, возможно влияние прежних правил или индивидуальной авторской пунктуации. Ср.:

У меня голова болит; я вышла на воздух - авось пройдёт (Т.); Авось, надумаете и придёте (Ч.);

В довершение всего начался дождь (Ч.). - И, в довершение всего, ни вилок, ни ножей (С.-Щ.) - факультативное обособление (см. § 20);

Небось струсил, паренёк?; Замёрзли небось?; Все они небось виноваты. - Небось, на нас не сунутся (П.); Одним не птица мельница, что, как ни машет крыльями, небось, не полетит (Н.); Ну а жена твоя? Небось, красавица (Ч.);

…Да никак колосистую рожь переросла наша дочка! (Н.); Батюшки, никак барин? (Тел.). - А мне, никак, опять есть хочется (Т.); Да, никак, ты самый обидчик и есть (С.-Щ.);

Мы примерно в этих тонах и с такими выводами вели беседу (Фурм.) («приблизительно»). - Стараюсь об ней, примерно, не думать - никак невозможно (Остр.) («например»).

9. Пунктуация при словах и словосочетаниях наконец, в конце концов, однако, конечно, вообще, в общем, во всяком случае, в свою очередь, в самом деле, в частности, главным образом, главное, значит, наоборот, например, по крайней мере, с точки зрения, со своей стороны и др. имеет свои особенности.

1) Слово наконец является вводным и обособляется:

а) если указывает на связь мыслей, порядок их изложения (в значении «и еще»), завершает собой перечисление: Опекушин был выходцем из простого народа, сперва - самоучка, затем признанный художник и, наконец, академик (Тел.); Усевшись где-нибудь на кургане в степи, или на холмике над рекой, или, наконец, на хорошо знакомом утёсе, слепой слушал лишь шелест листьев… (Кор.); часто слову наконец при однородных членах предложения предшествуют слова во-первых, во-вторых и т. д. или с одной стороны, с другой стороны, по отношению к которым слово наконец является замыкающим перечисление;

б) если дает оценку факту с точки зрения говорящего или употребляется для выражения нетерпения, для усиления, подчеркивания чего-либо: Да и наконец, всегда лучше впасть в ошибку, думая хорошо (М.Г.); Да уходите же, на конец! (Ч.) В значениях «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего» слово наконец не является вводным и выполняет функцию наречия-обстоятельства: Давал три бала ежегодно и промотался наконец (П.); Бежал, бежал, наконец устал (Усп.); …Мы поднимались всё выше и выше и наконец достигли вершины горы (Закр.); …Быстро ушли все наличные деньги, бриллианты жены, наконец и большая часть приданого дочери (Гонч.); Наконец все дела были кончены. В этих значениях к слову наконец обычно может быть добавлена частица -то (при вводном слове такое добавление невозможно); ср.: Наконец добрались до места ночлега (= Наконец-то добрались…). - Можно, наконец, обратиться за советом к специалисту (добавление частицы -то невозможно).

2) Аналогичное различие имеется между функцией вводности и функцией обстоятельства у сочетания в конце концов; ср.: Ведь, в конце концов, мы никуда не спешили (указывается не время, а вывод, к которому пришел говорящий в итоге ряда рассуждений); Ну что, в конце концов, с вами случится?; Я же не преступник, в конце концов; Актёр, в конце концов, мало подготовлен для такой ответственной роли; Он, в конце концов, достаточно осторожен; В конце концов, я во всём виноват; Случилось то, чего, в конце концов, нельзя было избежать; А скажи, пожалуйста, всё-таки, в конце концов, где у тебя жена? (А.Т.); В конце концов они [офицеры] взяли сторону командира (Н.-П.); В конце концов соглашение было достигнуто; Забастовщики в конце концов добились своего (см. указанные выше значения наречия-обстоятельства наконец: «под конец», «напоследок», «после всего», «в результате всего»); Каштанка отлично помнила, как она провела день и как в конце концов попала на этот незнакомый тротуар (Ч.); Однако он не устоял перед просьбами и в конце концов согласился (Купр.).

3) Слово однако является вводным и обособляется, если стоит в середине или в конце предложения: Смотри, однако, Вера, будь осторожна (Т.); Страстно преданный барину, он, однако ж, редкий день в чём-нибудь не солжёт ему (Гонч.); Погода была ветреная, ветер, однако, не совсем попутный (Гонч.); Но, однако, меня ужасно мучит шведская спичка (Ч.) - соседство слов но и однако указывает, что второе из них употреблено не в функции однозначного союза; Как я его ловко, однако! (Ч.), Столько хлопот, однако (Ч.).

В начале предложения (или части сложного предложения) либо как средство связи однородных членов слово однако имеет значение противительного союза и не является вводным: Однако хитрая политика отца ничуть не обидела его (Соб.); Канонада стала слабее, однако трескотня ружей сзади и справа слышалась всё чаще и чаще (Л.Т.); Мы не надеялись никогда более встретиться, однако встретились (Л.).

В редких случаях слово однако в начале предложения отделяется запятой, приближаясь по значению к междометию (выражает удивление, недоумение, возмущение): Однако, какой ветер! (Ч.); Однако ж, надо пить кофе (Ч.); Однако, многого захотели!

4) Слово конечно обычно выделяется запятыми в качестве вводного: Конечно, много значит привычка (Ч.); Вам до меня, конечно, нет никакого дела (А.Т.); Вначале были трудности, конечно.

Но иногда слово конечно, произносимое тоном уверенности, убежденности, приобретает значение утвердительной частицы и пунктуационно не выделяется: Конечно правда!: Конечно же это так; Я конечно бы пришёл, если бы меня заранее предупредили. Ср..

Сегодня в поле нашего внимания попал далеко не праздный вопрос: можно ли слово «наконец» запятыми выделить и каковы условия их постановки. Разберем примеры и тонкости словоупотребления, ведь с пунктуацией всегда сложнее, чем с орфографией.

Все зависит от смысла

Так вышло, что в русской грамматике нельзя выводить универсальных правил, ибо многое отдано на откуп автору. Рассматриваемое сегодня слово может быть как вводным, так и наречием. Естественно, если оно вводное, то оно выделяется запятыми, если наречие - нет. Вся сложность в том, чтобы понимать эту тонкую грань. Однако это еще не все возможные варианты. Вопрос: "Выделять ли "наконец" запятыми?" - может отпасть, если определение «наконец» распадается на существительное «конец» и предлог «на». В этом случае, конечно, никакие запятые не нужны. Например: «На конец веревки мы привязали воздушного змея». Но далее речь пойдет не о столь простых случаях.

«Наконец» как вводное слово

Кажется, здесь все относительно понятно. Даже человек, плохо помнящий школьную программу, сразу скажет, что водные слова всегда выделяются запятыми. Если стоят в начале предложения, то одной запятой, если в конце - запятой и точкой, а если в середине - двумя запятыми. Трудность тут одна - точно узнать, когда именно «наконец» запятыми следует выделять. Объект исследования является вводным словом при следующих условиях:

  1. Если указывает на связь мыслей или порядок изложения. Например: «Почему Петрова следует уволить? Во-первых, он не выполняет нормативов. Во-вторых, он очень небрежен. Наконец, он мне просто не нравится!» Для удобства можно попробовать мысленно заменить «наконец» на «и еще», если замена возможна, то слово точно вводное.
  2. Субъективная оценка или эмоции. Например: «Где же, наконец, мои вещи, сколько можно ждать этих носильщиков?»

Конечно, все это довольно сложно понять с первого раза, но когда перед читателем будет вся картина целиком, надеемся, смысл прояснится.

Синонимы, которые отменяют запятые

Пунктуация русского языка значительно сложнее орфографии, поэтому, чтобы не ошибаться, нужно искать различные аналоги, которые делают очевидным загадочное. Частенько помогает в этом смысле мысленная замена. Если вместо «наконец» можно поставить «под конец», «в результате всего», «после всего», то выделять его не следует. Например: «Мой путь домой был долог и полон приключений, но наконец я добрался домой, примерно в 6 утра».

Пожалуй, самая сложная задача для проверяющего подобные тексты, особенно когда автора нельзя спросить о его замысле, - правильно понять исходный смысл.

Тот случай, когда нюансы решают исход борьбы с грамматикой

Продолжая разговор о том, стоит ли выделять «наконец» запятыми или нет, нельзя не сказать об одной хитрости, которая часто работает. Если в предложении можно заменить «наконец» на «наконец-то», то запятые не нужны. Например, известная фраза чебурашки «мы строили, строили и наконец построили» не нуждается в запятых. в ней можно безболезненно, без потери смысла заменить «наконец» на «наконец-то». И теперь мы готовы ответить на еще один вопрос, который волнует многих: «наконец-то» выделяется запятыми? Нет, не выделяется.

Факультативные случаи

Да, бывает еще такая ситуация, когда объект исследования совмещает в себе функцию наречия и вводного слова. В этих случаях эмоции говорящего выходят на передний план, и тогда запятая ставится. Например: «Молодой человек бездумно бросал деньги на ветер, и остался без гроша, наконец!»

Справедливости ради надо сказать, что подобного рода изыски попадаются редко, и скорее это область ответственности автора. Читатель наверняка слышал словосочетание «авторский стиль» - вот это он. Когда какой-либо писатель позволяет себе определенные вольности в расстановке знаков препинания, а затем последние превращаются в головную боль филологов и всех пишущих, потому что собираются в корпус так называемых исключений. Наша задача пока не столь сложна, необходимо сначала уяснить основные принципы.

Еще одна тонкость, нуждающаяся в упоминании

На расстановку влияет и то, что вводное слово находится рядом с присоединительным союзом, и они располагаются в начале предложения. Например:

  • И действительно, ребенок выронил свой леденец, а теперь горько плакал.
  • И конечно, я пришел на день рождения первым, впрочем, как всегда.
  • И наконец, Петров просто плохой автор, давайте уволим его из газеты.

Правда, в последнем случае возможны варианты, если объект исследования указывает на связь мыслей и находится в середине или конце предложения, то «и наконец» запятыми отделяется с двух сторон, даже несмотря на наличие союза. Например: «Во-первых, я хочу поблагодарить всех читателей моих книг, честно говоря, они посредственны (шутка). Во-вторых, своих родителей, которые отдали меня на филологический факультет, и я научился складывать из слов предложения и постиг тайны пунктуации и орфографии, правда, не все. В-третьих, мою жену, которая меня терпит. В-четвертых, моих друзей, и, наконец, мою кошку, которая поддерживала меня, лежа на коленях, когда я писал каждый свой роман».

Против двусмысленности

На изучение родного языка можно потратить жизнь и так и не овладеть всеми тонкостями. Но если читателю необходимо избежать двусмысленности, то пусть он выбирает только стопроцентные случаи постановки или отсутствия запятых: «Наконец папа пришел домой с работы и принес шоколадку, мы его так долго ждали». А в тех случаях, когда это вводное слово, можно заменить его на более очевидный аналог или вообще убрать: «Да где же, наконец, моя ручка! Куда я ее задевал?!» Мысленно уберите «наконец» и ничего не изменится.

Но это важно, только если вы редактор или корректор, автор может себе позволить некоторую вольность. Но опыт говорит, что автор, если он не того масштаба, скорее подчинен тем, кто над ним устрашающе нависают. Поэтому лучше пользоваться русским языком в пределах нормы, чтобы не было двусмысленности и проблем.

Остается только одна маленькая деталь. Есть знаменитая строчка у группы «Сплин»: «Поздно ночью через все запятые дошел наконец до точки». Как тут быть с запятыми, которые ведут к точке? В разных источниках по-своему, но, согласно правилам, которые исключают авторский стиль, нужно писать без запятых, потому что можно безболезненно заменить на «наконец-то».

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...