Идейно-художественный анализ стихотворения Александра Пушкина «Зимний вечер. Анализ лирического произведения А.С

Стихотворение “Зимнее утро” было написано Пушкиным очень быстро, в течение одного дня (3 ноября 1829 года) в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии, в имении друзей А. С. Пушкина.

Действительно, это стихотворение представляет собой зарисовку чувств и мыслей поэта, вызванных красотой и прелестью зимнего утра в деревне.
Мы живо ощущаем бодрое, жизнерадостное настроение Пушкина, которому по-настоящему хорошо, для которого впереди и новые стихи, и новые друзья, и женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой.
В доме поэт явно не один. Но это стихотворение – монолог. Нет слов героини.
Человеку, который так хорошо умеет уговаривать, увлечь приятным разговором, вряд ли можно отказать.
Пушкин в разговоре со своей любимой и интонацию выбирал особенную. (с паузами, с чувством радостного удивления.)
Для описания А. С. Пушкин использует ёмкие эпитеты. Лес прозрачный. Стоящие без листвы деревья в струях солнечного света кажутся прозрачными.
Комната озарена блеском. Для характеристики блеска автор использует эпитет "янтарный"
Лучи и огонь озаряют комнату. Но янтарный отблеск огня мы не только можем увидеть, но и можем услышать. Пушкин и слова подбирает созвучные треску сухих поленьев.

Стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») было написано в родовом имении поэта, в селе Михайловском.

Год написания произведения – 1825.

История создания знаменитого стихотворения связана с нелегким периодом в жизни Александра Сергеевича. В это время Пушкин как раз вернулся из Южной ссылки. Он был полон надежд и мечтал вновь окунуться в бурлящий, свободный, пусть и суетливый, мир. В этой жизни было все, чего ему так не хватало в ссылке: друзья, шумные споры, интересные встречи. Было искрометное движение самой жизни.

Каким же ударом для поэта была новость о том, что вместо блистательного Петербурга и динамичной Москвы, он должен безвыездно находиться в глухом селе Михайловском. Ему предстояло пройти и полную изоляцию от внешнего мира; и контроль его собственного отца за перепиской поэта; и состояние отчаяния.

После того, как родители Пушкина покинули имение, в заброшенном судьбой доме, остались два затворника – Александр Сергеевич и его преданная няня Арина Родионовна.

Насколько тяжело давалось Пушкину это вынужденное отшельничество, можно понять из строк стихотворения «Зимний вечер». Оно весьма точно передает бурю чувств в душе поэта.

Это произведение, создание которого проходило на фоне обостренных ситуацией эмоций, породило целый ряд подобных стихотворений, посвященных противостоянию внешнему миру.

Главная тема стихотворения

Основная тема стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» — это тема борьбы. На кого же направлена эта борьба?

В образе бушующей стихии подразумевается внешний мир, с его спонтанностью, яростью, давлением. И этому миру противостоит личность поэта — свободная, ищущая, несломленная.

И тем удивительнее, как в этом противостоянии, источником духовных сил является простая няня, с ее сказками, песнями и бесконечной народной мудростью.

Именно ее любовь и забота делают Александра Сергеевича сильнее и устойчивей перед напором жизненного шквала.

Главная идея

Главная идея данного произведения заложена в основе сюжета. Уже в первой строке чувствуется накал эмоций: «Буря мглою небо кроет…».

Всю свою жизнь Александр Сергеевич был верен этому принципу, оставаясь бунтарем со своим собственным мнением.

Художественные средства

Пушкин применяет в данном произведении всю эмоциональную красочность эпитетов: мрачные тучи, добрая подружка, бедная юность.

Оживить образы помогают используемые поэтом олицетворения: буря, то «как зверь завоет, то заплачет как дитя».

Размер стихотворения и рифма

Настроение поэта, как нельзя лучше, передает черехстопный хорей. В стихотворении «Зимний вечер» насчитывается четыре строфы.

Пушкин использовал перекрестную точную рифму, женскую — в первой и третьей строке и мужскую — во второй и четвертой.

Стихотворение получилось очень мелодичным и легко ложится на музыку.

Жанр

Жанр стихотворения «Зимний вечер» — это реалистическая пейзажная лирика. Хотя литературные критики находят в данном произведении и элементы классицизма и романтизма.

Анализ стихотворения А.С. Пушкина показывает, что данное произведение является отражением жизненной позиции поэта. Его восприятие мира передано при помощи ярких образов и выразительных средств.

Стихотворения «Зимний вечер» А.Пушкина (1825) и «Зимний вечер» Д.Мережковского (1895) - это литературный диалог между эпохами. Художественная перекличка отражена в одинаковых заглавиях - но каждый поэт создаёт свой зимний вечер и своё видение этого таинственного времени.

Нас часто спрашивают о том, почему мы не печатаем ученические работы. Некогда в нашей газете существовала даже специальная рубрика «Учимся у учеников», где регулярно появлялись детские сочинения на литературные темы. Нет, мы не отказались от идеи учиться у своих учеников и всё так же радуемся их успехам. Просто в последнее время постоянно звучат жалобы на то, что работы списываются, что Интернет убивает идею сочинения, поскольку всё уже написано, и достаточно только нажать кнопку, чтобы поисковая система выдала тебе нужный текст. Списанные работы регулярно получаем и мы в своей почте.

Нам кажется, что есть выход из такой ситуации: нужно менять подход к темам. Написано и исследовано далеко не всё. Задача учителя - предложить такой литературный материал, такой поворот темы, чтобы ученику волей-неволей пришлось торить дорогу самому. Так поступает Владислава Валериевна НИКОЛАЕВА из лицея № 39 г. Озёрска Челябинской области. Работа её ученицы, десятиклассницы Дарьи ТЕПЛЯКОВОЙ - лучшее тому подтверждение.

Сравнительный анализ стихотворений (одного - почти зачитанного, другого - практически неизвестного) поможет нам, учителям, освежить традиционный урок, предложить нестандартное задание (в том числе и для олимпиады). Причём использовать его можно и при изучении творчества Пушкина, и при знакомстве с поэзией Серебряного века: в одном и в другом случае предметом разговора станет литературная традиция, её сохранение и развитие.

В 1824 году Пушкин, приехав в Михайловское, переживает острое, гнетущее чувство одиночества. После шумного, живого юга деревня кажется ему настоящей ссылкой. Пережив серьёзную ссору с отцом (осень 1824), Пушкин остаётся в имении со старой няней - и спасением от душевной пустоты для него становится творчество. Поэт переосмысляет ценности человека вообще и определяет свой идеал - обретение Дома, защищённости и внутреннего равновесия. Эта проблематика отражается в цикле стихотворений 1825–1826 («Зимний вечер», «Вакхическая песня», «Зимняя дорога») и позже - в «Бесах» (1830).

Стихотворение «Зимний вечер» открывается строкой, похожей на завывание вьюги: Буря мглою небо кроет… В тексте появляется Тьма, точнее - мгла, столкновение Света и Тьмы. За окном “ветхой лачужки” торжествует Хаос - в нём слышен и плач (“то заплачет, как дитя”), и стук (“к нам в окошко постучит”), и завывание (“то, как зверь, она завоет”), и шорох (“вдруг соломой зашумит”). Стихия в стихотворении Пушкина характеризуется звуковыми глаголами - создаётся ощущение постоянного движения. Поэтому очень важной становится ритмическая и звуковая организация текста.

Стихотворение написано четырёхстопным хореем, “нисходящим” размером, в котором есть “пляска… торжественная или буйная” (К.Бальмонт), - ритмический рисунок подчёркивает хаотическую природу бури, её принадлежность миру Тьмы.

Столкновение Света и Тьмы происходит и в фонике стихотворения: “теме” бури словно “принадлежат” мутные, тоскливые звуки “у”, “ш”, “т” и медленные, протяжные “о”, “л”, “н”. Такое звучание создаёт ощущение тревоги, беспокойства и пустой, безысходной тоски. Но “лейтмотив” стихотворения изменяется в третьей строфе - Тьма на мгновение исчезает, и “звуками” Света становятся твёрдые звонкие “б”, “д”, “р”.

Песня няни также становится символом Дома и творчества, которые защищают лирического героя от Хаоса стихии. Она построена как русская фольклорная лирика (анафора, синтаксический параллелизм) и звучит нежно и мелодично (звуки “э”, сонорные “м”, “н”).

В четвёртой строфе мгла вновь возвращается в художественный мир стихотворения - поэтому происходит соединение “звуков” стихии и Дома, “ветхой лачужки”. Тьма и смятение преодолеваются человеком - несмотря на то, что сердцу только “будет веселей”.

Звуковой состав определяет композицию текста: стихотворение делится на четыре части (построфно). Открывается оно “общим” планом: в тексте появляются сквозные образы бури, метели, зверя, путника. Они наполняют тот мир Хаоса, который окружает “ветхую лачужку”. Буря и метель в творчестве Пушкина связаны с силой судьбы (повесть «Метель»), которая становится сильнее человека. Но стихия - это не только рок, но и бездомье (“путник”), вечное скитание. И страх “надрывает сердце” («Бесы»), оборачиваясь жалостью (“заплачет, как дитя”).

Стихия в стихотворении “активна” (Ю.М. Лотман) - неслучайно главной частью речи в первой строфе становится глагол. И лирический герой невольно покоряется завыванию вьюги - в “ветхой лачужке” - печаль и темнота. Поэт сосредотачивает внимание на конкретных, предметных образах (“кровля обветшалая”, “жужжанье веретена”) - они наполняют хрупкий (“ветхая лачужка”), бережно хранимый мир Дома. Но персонажи стихотворения печальны: зимний вечер - это и внезапное молчание (“приумолкла у окна”), и дремота (“дремлешь под жужжанье”), и утомление от жизни (“ты, мой друг, утомлена…”). Эти образы сближают «Зимний вечер» с художественным миром стихотворения «Зимняя дорога» (1826).

Грустно, Нина: путь мой скучен
Дремля смолкнул мой ямщик…

Жизнь лирического героя медленна - буря навевает не ужас перед стихией, а скуку, которая оказывается тяжелее, чем страх.

Но в «Зимней дороге» Света почти не остаётся - “отуманен лунный лик”. В «Зимнем вечере» тоска преодолевается - желание эмоционально ярко жить, сохранить Дом становится сильнее торжества Тьмы. Мотив пира (“выпьем с горя…”) отсылает читателя к стихотворению «Вакхическая песня» (1825).

Полнее стакан наливайте!
На звонкое дно
В густое вино
Заветные кольца бросайте…

Но центральным символом Света и Дома и в «Вакхической песне», и в «Зимнем вечере» становится поэзия (“песня”).

Да здравствуют музы, да здравствует разум! («Вакхическая песня»);

Спой мне песню… («Зимний вечер»).

Пушкин наполняет третью строфу фольклорными мотивами, придаёт ей звучание народной песни. В стихотворение вновь вплетается биографический контекст: именно в Михайловском Пушкин впервые обращается к фольклору, “исправляет недостатки своего проклятого воспитания” (письмо к Л.Пушкину), слушая сказки Арины Родионовны. Творчество остаётся для поэта главной “защитой” от мглы, стихии, неравновесия.

В последней строфе буря вновь возвращается в мир стихотворения - первые четыре стиха повторяют начало текста. Но Дом становится сильнее Хаоса, Свет - сильнее Тьмы: стихотворение завершается мотивом пира, образом домашнего очага. Вера в торжество Света, внутренняя стойкость человека, “самостоянье” позволяют поэту преодолеть утомление и одиночество, несмотря на то, что это преодоление для лирического героя тяжело (“выпьем с горя ”).

И ная картина мира складывается в стихотворении Д.С. Мережковского «Зимний вечер» (1895). Заглавие отсылает читателя к стихотворению Пушкина - и возникает литературная перекличка между поэтами разных эпох и направлений.

Мир стихотворения Пушкина, несмотря на бушевание стихии в нём, - гармоничный и целостный. В «Зимнем вечере» Мережковского он, напротив, словно “раздроблен” - взгляд лирического героя не задерживается на “планах”, как в тексте Пушкина, точка зрения постоянно меняется. Это отражается прежде всего на форме стихотворения - оно астрофическое и неделимое на композиционные части, хотя внутри текста есть чёткая логика.

В отличие от «Зимнего вечера» Пушкина, где конец восьмистишия совпадает с концом предложения, у Мережковского стих “обрывается” - главным синтаксическим приёмом становится фигура умолчания (многоточие). В предложениях часто встречаются эллиптические конструкции (“Какая тишина - над зимними полями!”) - в мире стихотворения появляется ощущение дисгармонии, разрушения.

Пейзаж в стихотворении Мережковского статичен - мир взят словно на фотографии. В двадцати двух строках глагол встречается только два раза (“поник”) - у Пушкина главным становится движение и сила. Асимметричный стих текста Мережковского - трёхстопный ямб, слишком короткий для русской поэзии, создаёт ощущение пустоты и тишины: эти состояния определяют основную интонацию - таинственность и страх.

Стихотворение открывается риторическим обращением: “О бледная луна…” - в нём звучат боль и мука. В отличие от стихотворения Пушкина, где образы конкретны (“ветхая лачужка”, веретено), пейзаж у Мережковского складывается из символов - и луна становится центром мира.

Луна появилась в поэзии ещё в эпоху романтизма как “спутница” мистических сил (например, в балладах Жуковского): поэты-романтики сочетали обыденное и ирреальное, создавая страшный, таинственный пейзаж. В лирике Пушкина («Зимняя дорога», «Бесы») луна - символ печали, жалобной тоски и присутствия потустороннего мира - эта интонация сближает стихотворение Мережковского с циклом Пушкина. Но Мережковский же выделяет образ луны композиционно - он находится в самом центре текста, и весь мир стихотворения словно концентрируется вокруг него.

Луна приобретает злые, дьявольские черты: бледная - тусклая - недобрые очи - луны проклятый лик - преступная . В конце текста автор пишет существительное “луна” с заглавной буквы (ранее - со строчной), как имя божества, - и ощущение ужаса усиливается. Луна становится действительно живым, мистическим существом перед которым “к земле тростник поник, // Нагой, сухой и тощий...”

Нарушая зимний пейзаж, в стихотворении появляется символ не только лирического героя, но и человечества вообще - тростник. Этот образ, возможно, заимствован из поэзии Тютчева (“Душа не то поёт, что море, // и ропщет мыслящий тростник”) - это человек над Бездной, “человек без времени”, лишённый всех опор.

Строки повторяются дважды, как рефрен - лирический герой не может противостоять мистической силе. “Нагой” тростник становится “больным” - в душе поэта пустота и бездомье.

Стихотворение всё больше наполняется символами (например, “вороны хриплый крик” - предвестник смерти, знак, заимствованный из фольклора). Мир в стихотворении Мережковского пришёл в упадок - во Вселенной царствует мёртвая тишина (“А в небе - тишина, // Как в осквернённом храме...”), человек остался без защиты Бога. Страдания не ведут к спасению - лирический герой “замкнут” в них. Зимний вечер - это смерть для человека и торжество потустороннего мира.

С тихотворения Пушкина и Мережковского объединены одной темой - но для каждого поэта она имеет своё толкование. Между двумя «Зимними вечерами» - почти век, смена литературных взглядов и мировоззрений.

В стихотворении Пушкина - мудрость и простота. Человек преодолевает боль и утомление от жизни, потому что чувствует опоры: ощущение истории, прошлого, дружбу и вдохновение. Он защищён от торжества Хаоса - поэт обрёл Дом, и горе не властно над ним.

Зимний вечер Мережковского зеркально противоположен вечеру Пушкина. В стихотворении отражается умонастроение эпохи - предчувствие катастрофы, вымирания Вселенной. Поэт, находящийся на грани между Бытием и Небытием, обречён на вечное одиночество и богооставленность - с неба смотрит только “преступная Луна” - новое божество. Тема, затронутая Пушкиным, переосмыслена в традициях символизма: лирический герой умирает в мистическом мире, который стал сильнее его.

Дмитрий Мережковский

ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

О, бледная луна
Над бледными полями!
Какая тишина -
Над зимними полями!
О, тусклая луна
С недобрыми очами...
Кругом - покой велик.
К земле тростник поник,
Нагой, сухой и тощий...
Луны проклятый лик
Исполнен злобной мощи...
К земле поник тростник,
Большой, сухой и тощий...
Вороны хриплый крик
Из голой слышен рощи.
А в небе тишина -
Как в осквернённом храме...
Какая тишина -
Над зимними полями!
Преступная Луна,
Ты ужасом полна -
Над яркими снегами!..

1895

Зимний вечер в творчестве А.С.Пушкина и музыке.

Цель: Познакомить со стихотворением « Зимний вечер» и научить читать выразительно.

Задачи:1.Обучающие: – учить выразительно читать стихотворение;

– формировать умение видеть и понимать предназначение средств художественной выразительности;

– учить наблюдать, сравнивать и анализировать.

2.Развивающая: – развивать речь учащихся, воображение, способность воспринимать произведения различных видов искусств.

3. Воспитывающая: – воспитывать бережное отношение к слову, обогащать духовный мир ребёнка.

Оборудование:

Портрет А.С.Пушкина. Художник В. А Тропинин.

Портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков.

Виды Михайловского.

Рисунки детей.

Ход урока.

1.Организационный момент.

–С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.

2. Проверка домашнего задания.

1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.

– Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.

3. Подготовительная работа.

–Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Написано оно в селе Михайловском, родовом имении (доме) поэта, где он находился в ссылке 2 года, не имея права выезжать(1824–1826гг).

–Что значит родовое имение? Подберите однокоренные слова? (род, родной, родители).

–Как иначе сказать – родовое имение? (Имение родителей.)

–А.С.Пушкин много раз приезжал в село Михайловское, в имение своих родителей. Его вдохновляли простая русская природа, небольшое озеро, река, особенная тишина и прозрачный воздух.

С 1824 года по 1826 Пушкин находился в Михайловском в ссылке. Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа – няня поэта.

–Как звали няню поэта? (Арина Родионовна).

–С каким стихотворением, посвящённым няне поэта, мы уже познакомились? («Няне»).

–Как Пушкин называет свою няню в этом стихотворении? («Подруга дней моих суровых…»)

– Вместе они коротали долгие зимние вечера в деревне. Зимой темнело рано. Арина Родионовна брала веретено или спицы и шла в комнату Александра Сергеевича. Свеча потрескивала на столе, смутные тени метались по стенам. Поэту казалось, что на всём белом свете только он да няня. Давайте и мы сейчас представим такой зимний вечер. А поможет нам в этом музыка П.И.Чайковского.

Послушайте музыку П. И. Чайковского « У камелька» из альбома « Времена года». Она поможет вам ощутить тепло, уют пушкинского кабинета в Михайловском, услышать тихий, неспешный разговор няни и поэта.

Звучит музыка.

– Какой вечер нарисовала музыка? (Добрый, уютный, тёплый, домашний, мечтательный, будто кто-то ведёт задушевную беседу.)

–Как звучала мелодия? (Мелодия звучала задушевно и напевно, как русская народная песня.)

У камелька уютно, спокойно, можно дремать и слушать нянины сказки.

Образ няни, разделявшей одиночество поэта, его чувства к ней раскрываются в стихотворении «Зимний вечер».

3. Знакомство со стихотворением.

Учитель выразительно читает стихотворение.

Выявление первичного восприятия стихотворения:

–Понравилось вам стихотворение?

–Какие чувства вызвало у вас?

–О каком времени года говорится в стихотворении? (О зиме.)

–Какую картину вы представили?

4.Постановка учебной задачи.

5.Анализ стихотворения.

–На сколько смысловых частей можно разделить стихотворение? (на 2 части.)

–Какие это части? (Описание погоды и беседа с няней.)

–Найдите эти части . (1 часть: «Буря мглою небо… застучит…»; 2 часть «Наша ветхая лачужка…».)

Прочитайте про себя первую часть.

–Какая была погода в тот зимний вечер? (Погода бушевала.)

–Как описывает поэт бурю? (Как живое существо).

Какое средство художественной выразительности использует поэт, чтобы буря «ожила»? (Олицетворение.)

Найдите олицетворения в 1 части? (Буря застучит, мглою небо кроет,буря заплачет).

Что означает слово «кроет»?(Покрывает.)

Что означает слово кровля? (Кровля- то, что покрывает дом, крыша.)

Что означает слово обветшалая?(Обветшалая - старая, разрушающаяся.)

Вспомните, что называют сравнением? (Один предмет сравнивают с другим, похожим чем-то.)

–С чем сравнивает поэт завывание ветра в бурю? (С воем зверя)

Найдите ещё сравнения в этой части? (Заплачет, как дитя; как путник запоздалый.)

–Почему поэт прибегает к таким сравнениям? (Сравнения помогают представить силу снежной бури, грустное настроение поэта, у которого сердце сжималось от тоски и одиночества. Состояние природы передаёт душевное переживание поэта)

–Какой вечер предстал перед нами? (Холодный, метельный.)

–Поэт словно смотрит в тёмное окно, за которым ничего не видно, и прислушивается, что делается там, в открытом снежном поле.

–Что делает вьюга? Какие глаголы использует поэт? (Она «кроет небо», «крутит вихри», «воет», «плачет», «шумит соломой», «стучит в окно».)

–Ударения в словах падают на какие звуки? (о, а, у, е, и.)

–Что они изображают? (Завывание вьюги.)

–Какие строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

(То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит,
То, как путник ЗапоЗдалый,
К нам в окоШко поСтуЧит.)

–На какие слова падает логическое ударение? (На глаголы: кроет, крутя, завоет, заплачет, зашумит, застучит.)

–Послушайте две мелодии и подумайте, какая из них подойдёт к первой части стихотворения.

Первой звучит уже прослушанная в начале урока мелодия из альбома Чайковского «Времена года», второй фрагмент «Ноябрь» «Времена года».

Подойдёт ли первая мелодия? (Нет. Она спокойная, ласковая, домашняя, а в первой части погода бушует. Человек не в силах повлиять на погоду. От этого становится очень грустно.)

–А вторая мелодия? (Да. Она неспокойная, стремительная, немного пугающая.)

–Прочитайте выразительно первую часть. Попытайтесь передать состояние природы.

Один-два ученика читают первую часть.

–Что пытались передать?

5. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете–
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали!

–Прочитайте про себя вторую часть стихотворения.

–Что означает слово лачужка? (Старенькая избушка, небольшая.)

–Если заменить слово лачужка однокоренным словом лачуга, изменится ли смысл? (Да. Лачужка маленькая, ей тяжело выдержать натиск бури.)

–Почему поэт называет домик няни печальной и тёмной лачужкой? (Домик няни, эта «ветхая лачужка», противостоит буре, но против стихии он ненадёжный защитник).

–Буря как бы проникла в дом, её завывание раздаётся внутри дома. И при этом «ветхая лачужка» не только бедна, но и темна. Тьма хозяйничает за стенами дома, но и в самом доме не светло. Таково и настроение: в «ветхой лачужке» невесело. Здесь живёт тёмная печаль.

–Чему посвящена вторая часть? (Она обращена к няне.)

–Как он называет няню? (Добрая подружка, моя старушка.)
– Няня тоже призадумалась, приуныла и Александр Сергеевич старается её развеселить, стряхнуть с её души грустную тягость зимнего вечера.

–Найдите эти строки.

(« Что же ты, моя старушка,

Приумолкла у окна?

Или бури завываньем

Ты, мой друг, утомлена,

Или дремлешь под жужжаньем

Своего веретена?»)

–Что такое веретено? (Ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.)

–Каким настроением пронизана эта часть стихотворения? (Она грустная, нежная печальная.)

–Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства.

–Какими словами поэт создает картину одиночества, описывая свое жилище? / ветхое, печальное, темное /

–Эти слова подчеркните, они должны читаться с особым выражением.

–Какие слова помогают передать грустное настроение?(Мглою кроет, завоет, заплачет, обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.)

– Однако не в натуре Пушкина подчиняться грусти. Ему нужен живой голос няни. Вместе легче пережить печаль.

–Что просит он у няни?

(Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла».)

–Что напоминают эти строки? (Русскую народную песню)

–Как вам кажется, для чего Пушкин употребил эти строки?

Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню пела Арина Родионовна. Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря.

Как надо читать 2 часть стихотворения, каким тоном?(Спокойным, напевным, окрашенным грустью печалью, ласковое обращение к няне. Надо прочесть так, чтобы слушатели тоже прониклись сочувствием к горькой судьбе поэта).

– Поставьте ударение над словами: мой друг, моя старушка, добрая подружка. Паузы обозначьте.

–Прочитайте вторую часть стихотворения выразительно.

–Сравните первую и вторую части стихотворения. Похожи ли они? (Нет. Вторая часть пронизана любовью, нежностью, лаской. Она задушевная и очень грустная.)

–Как заканчивается стихотворение? (Опять мы видим описание бури.)

–Это не случайно. Пусть воет вьюга, нагоняет тоску, мы не поддадимся ей и дружеской беседой поддержим свою бодрость.

–Прочитайте выразительно всё стихотворение.

Читает один человек.

–Вспомните, что такое мелодекламация.(Чтение под музыку.)

–Будет звучать музыка. Попробуйте ещё раз прочитать стихотворение.

Звучит «Декабрь» из альбома « Времена года».

6. Обобщение.

–Кому посвящено стихотворение? (Няне.)

–Меняется ли настроение на протяжении стихотворения? (Нет. Оно грустное.)

–Сравните это стихотворение со стихотворением « Зимнее утро». Что между ними общего? (Они о зиме: зимнее утро и зимний вечер.)

–Чем они отличаются? (Стихотворения отличаются настроением. В стихотворении «Зимнее утро настроение меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» – грустное от начала до конца.)

–Какой изображена зима в стихотворении? (Суровая, вьюжная.)

–Какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение? (Печальное, грустное, тоскливое.)

–Да. Стихотворение «Зимний вечер» – самое грустное. Удалось ли нам передать настроение поэта при чтении стихотворения?

– Музыкально ли это стихотворение? Если бы вы были бы композиторами, какую музыку написали на эти стихи? (Взволнованную, тревожную, кружащуюся… и в то же время грустную.)

7. Итог урока. Рефлексия.

–С каким стихотворением познакомились на уроке?

–Какую музыку слушали?

–Помогла ли музыка лучше понять стихотворение?

–Что нового узнал на уроке?

–Что больше всего запомнилось?

10. Домашнее задание.

1.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».

2.Выучить стихотворение по желанию.


Стихотворение «Зимний вечер» написано в Михайловском, в ссылке. Опальный поэт находился в это время вдали от друзей, разделявших его мысли и чувства. О каждом своём шаге он был обязан сообщать губернскому начальству. Дни поэта были заняты работой и чтением. Особенно трудно давалась долгая и суровая зима. В занесённом снегом Михайловском была лишь одна родная душа — няня Арина Родионовна.

В один из таких зимних вечеров Пушкин и написал стихотворение, обращённое к ней. Начинается оно с очень яркого и образного описания снежной бури, которая словно бы отрезает поэта от всего внешнего мира. Именно так Пушкин чувствовал себя под домашним арестом. Легко представить себе картину, изображённую в стихотворении: поздний зимний вечер, на дворе воет метель, а в комнате потрескивает затопленная няней печка.

Композиционно стихотворение можно разделить на четыре части (по строфам):

Первая часть целиком посвящена вьюге (или, как называет её автор, буре). Сколько разных оттенков использует для её описания поэт! Он не довольствуется обычными словами: «выла вьюга», — он нашёл яркие зрительные и слуховые образы. Вот какие у него зрительные впечатления: небо покрыто мглою, неистовый ветер крутит в поле снежные вихри. Слух автора различает множество оттенков: то завывание дикого зверя (наверное, волка), то плач ребенка, то шорох соломенной крыши, то стук в окошко заблудившегося Путника.

Вся первая часть наполнена разнообразными движениями вьюги. Это достигнуто использованием многочисленных глаголов: буря «кроет небо», «крутит вихри», «плачет», «воет», «шуршит соломой», «стучит в окошко». В этой части поэт использует звукоподражание: завывание метели имитируют часто встречающиеся звуки у, р: (буря, вихри, зверь). Ударение в словах падает преимущественно на звуки а или о — это тоже прекрасно передаёт завывание вьюги.

Вторая и третья части стихотворения целиком обращены к няне , к «доброй подружке». Они вдвоём в занесённом снегом доме, их душевное состояние очень похоже. Вопрос: «Что же ты, моя старушка, / Приумолкла у окна? » — лирический герой, наверное, мог бы обратить и к себе.
Поэт высказывает различные предположения, почему няне грустно:
Или бури завываньем
Ты, мой друг, утомлена,
Или дремлешь под жужжаньем
Своего веретена?

Мы видим противостояние мира внешнего и внутреннего — мира бушующей стихии и мира «ветхой
лачужки». Образ «ветхой лачужки» или «хижины» был традиционен для русской поэзии 19 — начала 20 века. В творчестве Пушкина образ дома необыкновенно значителен. Дом для поэта — это такое место, где лирический герой защищён от всех ударов судьбы и любых невзгод.

Внешний мир тёмен и холоден, в нём много дисгармонии: буря плачет и завывает, как зверь, наверное, пытаясь проникнуть в дом. Может быть, буря — не только явление природы? Может быть, дерзкое и злобное кружение метели за окном — образ судьбы, обрекающей поэта на одиночество? Но не в характере Пушкина предаваться печали. И хотя дом — всего лишь «ветхая лачужка»,
но есть средство выстоять и не пасть духом:
Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей,
Выпьем с горя; где же кружка?
Сердцу будет веселей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...