Что обозначают имена прилагательные. Качественные и относительные имена прилагательные

Объяснение нового материала.

Цель учитель конкретизирует знания учащихся по новой теме.

Учитель

В современном мире насчитывается более 200 государств. 54 из них расположены в регионе Африка. Африканские страны по размерам в большинстве своем крупнее европейских. Посмотрите в учебнике Визитную карточку стран:

Какое государство самое большое по площади? Судан.

Какая страна Африки самая большая по численности населения? (Нигерия)

Каковы страны Африки по форме территориального устройства?

Каковы страны по форме правления?

ЭГП (фронтальная работа)

Давайте составим характеристику ЭГП по плану, запишем в карту урока. Выделим «+» и «-» ЭГП.

Учитель зачитывает пункты плана

Учитель – Какой вывод можно сделать об ЭГП региона? Выслушивая мнения учеников, учитель конкретизирует ответы:

В целом ЭГП выгодное:

1)Близость к Зар. Европе и Азии

2)Положение на пересечении главных морских транспортных путей из Европы в Азию и Америку (Суэцкий канал)

3) Приморское положение большинства стран континента.

4) Близость к рынкам сырья и сбыта продукции

5)Возможность торговли со странами мира через два океана и Средиземное море, развитие морского транспорта

Но есть недостатки: 1) страны центральной части не имеют выхода к морю, удалены от центров экономической мощи,

2) границы государств не сформированы, часто возникают территориальные споры.

Дополнительная информация:

Для содействия укреплению сотрудничества африканских стран в 1963 г. была создана ОАЕ – Организация африканского единства. Штаб - квартира ОАЕ находилась в Аддис –Абебе. В 2002 г. ОАЕ преобразована в Африканский союз.

Чего больше «+» или «-» ЭГП? Какой сделаем вывод?

Учитель

Мы выяснили достоинства и недостатки ЭГП региона.

Следующая наша задача изучить природно-ресурсный потенциал региона.

Природно-ресурсный потенциал

Вспомните, какие группы ресурсов важны для развития экономики?

Минеральные

Земельные

Агроклиматические

Лесные

Водные

Выясним, какие есть вАфрике.

Учитель

Рассказывает о минеральных ресурсах – дополнительная информация (слайд):

Африка исключительно богата полезными ископаемыми. Среди других континентов она занимает первое место по запасам руд марганца, хромитов, бокситов, кобальта, алмазов, фосфоритов.

В Африке выделяют 7 основных горнодобывающих районов:

1. Алжиро-Ливийский;

2. Атласский;

3. Египетский;

4. Западно-Гвинейский;

5. Восточно-Гвинейский;

6. Медный пояс;

7. Южно-Африканский.

А теперь соотнесите политическую и экономическую карту и выделите три группы стран с разными запасами минеральных ресурсов. Работу выполним в парах.

Проверим. Названную страну отметьте магнитом на карте.

Сделаем вывод об обеспеченности минеральными ресурсами и запишем в таблицу своей карты урока.

Учитель

организует работу в группах.

Какие еще виды ресурсов остались в таблице?

Разделимся на три группы:

1 ряд – земельные

2 ряд – агроклиматические

3 ряд – лесные

Выясните особенности этих ресурсов, данные занесите в таблицу. Можно воспользоваться картой и текстом учебника. Вам на работу 3 минуты.

Учитель

Проверим.

Какой можно сделать вывод об обеспеченности Африки различными ресурсами необходимыми для развития экономики?

Физкультминутка.

Учитель

Мы выяснили обеспеченность природными ресурсами региона.

Но ведь главное богатство любого региона – люди. Африка занимает второе место в мире по численности населения после Азии. Давайте выполним следующую задачу; изучим население региона (работа в группах)

Выполните задания, воспользовавшись текстом и картами

1ряд Особенности воспроизводства населения.

2 ряд Структура населения

3 ряд Размещение населения

Вам на работу 3 минуты.

Подведем итог: О чем свидетельствуют данные о населении Африки?

Каков уровень экономического развития стран Африки?

Учитель

Мы выяснили особенности населения региона.

Следующая наша задача изучить историю региона. Прочитайте текст об истории Африки и напишите самостоятельно ответы на вопросы к тексту.

Проверим. Зачитаем ответы по цепочке. Какой вывод можно сделать?

Какая главная причина отсталости региона?

Конспект урока географии в 11 классе по теме

«Хозяйство стран Африки»

Цель урока: выявить особенности хозяйства стран Африки, положение региона в МГРТ; рассмотреть причины, повлиявшие на экономическую отсталость материка.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать развитию учебно-познавательной компетенции – сформировать представление о особенностях хозяйства стран Африки, положении региона в мировом хозяйстве.

Развивающие:

Способствовать формированию коммуникативной компетенции – владеть основными приемами устной речи, высказывать свои суждения, давать развернутые и короткие ответы на вопросы, грамотно и ясно формулировать свою мысль.

Развивать информационную компетенцию – продолжить формирование навыков работы с различными источниками информации (схемами, картами, атласами, материалами из Интернета)

Развивать рефлексивную компетенцию – умение анализировать свою учебную деятельность, оценивать результативность деятельности членов группы.

Воспитательные : воспитывать качества толерантной личности

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска, атласы, раздаточный материал

Тип урока: комбинированный

Ход урока

    Вводно-мотивационный этап

Мы продолжаем с вами изучение Африки. Откройте учебник на стр. 274 (план-схема темы 8). Что мы уже изучили? О чем пойдет речь сегодня?

(слайд 1, 2, 3 - Задачи урока).

Сегодня мы познакомимся с основными чертами отраслевой и территориальной структуры хозяйства Африки. Мы продолжим учиться слушать лекцию, конспектировать, работать с картой.

В конце урока – небольшой тест, который поможет вам оценить эффективность вашей работы на уроке.

    Повторение: Слайд 4 - 8

1.Верны ли следующие утверждения?

    Большинство стран Африки добилось независимости во второй половине 20 века.

    Африка – регион самой высокой рождаемости и самой высокой смертности в мире.

    Для стран Африки характерны высокие темпы урбанизации.

    Средняя плотность населения в Африке 15 человек на 1 кв.км.

2.Какое из указанных государств имеет площадь более 1 млн. кв. км и омывается Красным морем?

А) Ливия б) Эритрея в) Мавритания г) Судан

Выберите королевство с правильно указанной столицей:

А) Лесото – Каир

Б) Кения – Найроби

В) Марокко – Рабат

Г) Свазиленд - Претория

3.Выберите вариант, в котором указаны страны, где находятся крупнейшие в Африке городские агломерации:

А) Алжир, ЮАР б) Судан, Конго в) Кения, Камерун г) Нигерия, Египет

4. Определите страну:

1. С юга омывается водами залива, с севера водами реки. Страна входит в десятку крупнейших стран по численности населения. Это страна – район непрекращающихся межэтнических конфликтов. Основным видом минерального сырья является нефть, выращивают масличную пальму, какао, гевею, арахис.

А) Судан б) Танзания в) Нигерия г) ЮАР

2. Преобладает арабское население, развито производство фосфорных удобрений, выращивают цитрусовые, столица не является самым большим городом страны.

А) Марокко б) Египет в) Ливия г) Алжир

    Изучение нового материала.

    Лекция учителя.

Африка – наименее экономически развитая часть света.

Африка имеет самую низкую в мире долю продукции обрабатывающей промышленности, минимальные доходы на душу населения, наиболее отсталую структуру хозяйства. Более ½ активного населения занято в аграрном секторе.

Место Африки в современном мире – слайды 9 - 15

Как вы думаете, в чем причина отсталости экономики Африки? (в ее колониальном прошлом).

Слайд – 16. Среди 54 стран Африки наиболее устойчивое положение в МГРТ имеют всего 9 стран. Особое место в экономике Африке занимает ЮАР. На эту страну приходится всего 4% территории, 6% населения. Но здесь производится 30% ВВП Африки, 40% продукции обрабатывающей промышленности, 60% электроэнергии, 85% стали, содержится 30% автомобильного парка континента.

Слайд 17. Кроме ЮАР сравнительно прочные позиции в МГРТ занимают Марокко, Тунис, Египет, Либерия, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон. Как вы думаете, по каким показателям? (нефтедобывающие страны с развитой нефтепереработкой и нефтехимией).

    Работа по учебнику – стр. 279 – выписать в тетрадь отличительные черты колониальной структуры хозяйства.

Найдите по учебнику определение монокультуры и запишите в тетрадь.

Место Африки в мировом хозяйстве определяется главным образом двумя группами отраслей: горнодобывающая промышленность и тропическое и субтропическое земледелие. – Анализ таблицы 8 на стр. 280 учебника – Доля Африки в продукции горнодобывающей промышленности и с/х мира.

Горнодобывающая промышленность – слайд 18

В наши дни по добыче многих полезных ископаемых Африке принадлежит важное место в мире. Основная часть добываемого топлива и сырья вывозится на мировой рынок. Значит – именно добывающая промышленность в первую очередь определяет место Африки в МГРТ.

Добыча золота в ЮАР началась в 1886 г. До конца 19 века она находилась на уровне всего 20-50 т. в год, но в начале 20 века повысилась до 200-300 т. В настоящее время

Африка – мировой лидер по добыче алмазов. Слайд 19.

Сообщение ученика об истории открытия алмазов в Африке.

Добыча алмазов – сложный и трудоемкий процесс, требующий значительных финансовых вложений. С момента начала поисков месторождения до его открытия проходит не один год, а иногда и целое десятилетие.

Слайд 20. Первые залежи нефти и газа в Африке открыты в конце 19 – начале 20 веков. 60% всех выявленных месторождений приходится на Северную Африку. Нефть и газ добывают в Египте, Ливии, Алжире, Тунисе, Нигерии, Камеруне, Габоне, Анголе, Заире (Гвинейский залив). Месторождения гиганты: нефтяные – Хасси-Месауд, Зельтен, Джалу, Серир (с запасами свыше 500 млн. т каждое), и газовое – Хасси-Рмель.

Слайд 21. Африка занимает лидирующее положение в добыче урана с 1980г. Совокупная добыча урана в Южной Африке, Намибии и Нигерии составляет третью часть мирового объема.

Среди обрабатывающих отраслей набольшее развитие получили пищевая, легкая, цветная металлургия, химическая промышленность.

Практическая работа: используя материал лекции, карты атласа заполните таблицу 1. Приложения.

Сельское хозяйство.

Сельское хозяйство Африки отличается низкими, неустойчивыми темпами развития, резким преобладанием растениеводства, особой ролью экспортных культур. В некоторых странах (Чад, Мали, ЦАР) в нем занято до 90% населения. При этом земледелие многих стран носит монокультурный характер, связанный со специализацией практически на единственной культуре.

Слайд 22. Оценка монокультурного хозяйства не может быть однозначно отрицательной или положительной. С одной стороны, монокультура поставила экономику целых стран в зависимость от конъюнктуры мировых цен, лишила многие из них плодородных земель, привела к истощению почвы. Но с другой стороны, монокультура обеспечивает значительные доходы, причем в твердой валюте. Она связывает страны с мировым рынком.

Обращаемся к таблице 8 на стр. 280 учебника. По производству каких с/х культур Африка занимает лидирующее положение в мире? (какао-бобы, маниока, сизаль, арахис, пальмовые орехи).

Названия некоторых растений Африки для нас необычны, экзотичны. Не все из вас имеют представление о них, поэтому я предлагаю вам послушать небольшую информацию о некоторых из них. Сообщение ученика - (иланг-иланг, сизаль, арахис, сорго, маниок) – Слайд 22-26

Дерево какао обрело в Африке вторую родину. На производстве какао-бобов специализируются Кот-д Дивуар, Гана, Нигерия, Камерун 91,3,5, 6 места в мире). Какао изображено на гербе Ганы (60-70 % всего экспорта).

Масличная пальма – типичная культура Западной Африки. Плоды пальмы содержат 65-70% масла. Она изображена на гербе Бенина.

Слайд 27 . Животноводство по отношению к земледелию носит подчинительный характер. Эта отрасль отличается преобладанием экстенсивных форм производства, малой продуктивностью вследствие низкой породистости и неудовлетворительного содержания скота, низкой товарностью. В результате, занимая ведущее место в мире по поголовью скота, страны Африки не в состоянии обеспечить население мясо-молочными продуктами.

Практическая работа : используя материал лекции, карты атласа заполните таблицу 2. Приложения.

Для закрепления полученных знаний предлагаю выполнить небольшой тест.

    Итог урока.

Обсуждение вопросов, поставленных перед изучением нового материала.

4 Рефлексия.

Учащиеся заполняют карточки с заданием «Продолжить фразу»:

    Мне было интересно…

    Я сегодня понял, что…

    Я научился …

    Мне было трудно…

    Доволен ли ты своей работой?

Приложение

Слушая лекцию и используя атлас для 10 класса (стр.), заполните таблицы:

Таблица 1

Виды сырья и топлива

Главные страны -производители

Марганец

Фосфориты

Природный газ

Железная руда

Таблица 2 . Впишите в 1 столбец таблицы страны- производители

Природная зона

Экспортные культуры

Потребительские культуры

Субтропики

Цитрусовые, оливки

Сорго, кукуруза, маниок

Полупустыни и пустыни

пряности

Саванны и редколесья

Влажные экваториальные леса

Масличные культуры

Какао-бобы

ТЕСТ

    Большинство африканских государств относится к странам:

    С многоотраслевой экономикой

    Монокультуры

    Выделите отрасль, являющуюся главной в большинстве стан Африки:

    Машиностроение 2) черная металлургия 3) сельское хозяйство

4)легкая промышленность

3. Найдите ошибку в перечне стран Африки, специализирующихся на экспорте руд и концентратов металлов:

1) Замбия 2) Египет 3) Либерия 4) Гвинея

4. Главными экспортными с/х культурами Тропической Африки являются:

1) пшеница 2) сизаль 3) арахис 4) кофе 5) какао 6) просо

5. Какая из указанных отраслей определяет лицо ЮАР в МГРТ?

1) нефтяная промышленность 2) цветная металлургия

3) химическая промышленность

Рефлексия

Пожалуйста выполни задание «Продолжить фразу»:

    Мне было интересно…

    Я сегодня понял, что…

    Я научился …

    Мне было трудно…

    Доволен ли ты своей работой?

    За что ты хочешь похвалить себя или кого-нибудь из одноклассников?


АФРИКА ВИЗИТ

«Визитная карточка» региона

Учитель Кузнецов Н.К.

А́фрика А́фрика - второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

А́фрика - второй по площади континент после Евразии, омываемый Средиземным морем с севера, Красным - с северо-востока, Атлантическим океаном с запада и Индийским океаном с востока и юга.

Атлантический океан

Индийский океан

Африка- родина человечества Африка родина величайшей древней цивилизации Земли – Древнего Египта В Африке расположена самая большая пустыня мира - Сахара

В Африке протекает одна их самых длинных рек мира - Нил

Иордания

Средиземное море

Африка занимает 20% суши Земли (30,3 млн.км2), 56 государств (с островны-ми). – более 1 млрд. чел.

Южный Судан

(Джуба)-2011г

Регионы Африки
  • Сев. Африка
  • Северн. Африка
  • Западн. Африка
  • Центр. Африка
  • Восточн. Африка
  • Южная Африка
Африка до 1950-х

Задание. На контурную карту нанесите 10 любых страны Африки, получивших политическую независимость после второй мировой войны. Укажите дату получения независимости и страну-метрополию. Почему 1960 г называют годом Африки?

Год получения

независимости

Страна - метрополия

  • Ливия
  • Марокко
  • Тунис
  • Судан
  • Гвинея
  • Кот-д, Ивуар
  • Буркина-Фасо
  • Габон
  • Бенин
  • Камерун
  • Конго (ДРК)
  • Конго
  • Мавритания
  • Мадагаскар
  • Нигер
  • Нигерия
  • Сенегал
  • Сомали
  • Сьерра-Леоне
  • Танзания

Герм.Фр,ВБ

Герм.,ФР,ВБ

Германия

Год получения

независимости

Страна - метрополия

  • Алжир
  • Бурунди
  • Руанда
  • Уганда
  • Кения
  • Замбия
  • Малави
  • Гамбия
  • Ботсвана
  • Лесото
  • Маврикий
  • Свазиленд
  • Экв. Гвинея
  • Гвинея-Бисау
  • Мозамбик
  • Кабо-Верде
  • Сан-Томе
  • Коморские острова
  • Ангола
  • Сейшельские острова
  • Джибути
  • Зимбабве
  • Намибия
  • Эритрея

Герм. Бельг.

Герм. Бельг.

Португал.

Португал.

Португал.

Португал.

Португал.

Герм, ЮАР

Италия (с 1950 в составе Эфиопии)

Таблица. Страны Африки, получившие независимость после II мировой войны.

Освобождение от колонизации

Животный мир Африки

Растительный мир Африки

Богатства Африки

Богатства Африки- по запасам и добыче золота- 1 место в мире В настоящее время (2015) в ОПЕК входят 12 государств, из них 4 африканские: Алжир, Ливия, Нигерия, Ангола

Богатства Африки

Туризм в Африке

В деревне у пигмеев

В стране пирамид

Дайвинг в Красном море

Фотосафари в заповедниках

Домашнее задание
  • Тема 8, часть 1 до населения

Презентация на тему «Африка» - прекрасное пособие для показа на уроке географии в 10 - 11 классе. На учебном занятии предполагается общее знакомство с особенностями географического положения континента, овладение умением работать с различными картами. Тема урока раскрывается на 16 слайдах. Работу можно скачать бесплатно для всех, кто готовит тематическое занятие или собирается отвечать домашнее задание на следующем уроке или зачете, экзамене.

Мультимедийная разработка знакомит старшеклассников с африканским континентом. Дети узнают особенности климата и жизни людей в Африке. Африканский континент отличается знойным климатом. Часть земель занимают пустыни. В этой работе рассказывается о том, как находить географическое положение по данному плану. Старшеклассники испытают свои умения в определении координат, после чего будут использовать различные способы записи географических точек. На этом же уроке предлагается рассмотреть несколько видов карт, повторить определение меридианов, параллелей, экватора.

Выполняя практическую работу, школьники определят крайние точки материка, повторят климатические пояса, назовут все моря и океаны, омывающие Африку. Одинадцатиклассники самостоятельно отметят эти объекты на контурной карте.



Образование в Канаде – презентация Презентация рассказывает об особенностях системы образования в Канаде. Материал будет интересен тем, кто изучает страну на уроках географии в 10 - 11 классе или тем,...Страны Африки – презентация Презентация представляет проектную работу ученицы на тему «Страны Африки». Показ электронной разработки будет подходящим на уроке по географии в качестве дополнительного материала. Учащимся будет интересно...Население Африки – презентация Презентация знакомит учеников на уроке географии со сведениями о населении Африки, а также классифицирует познания о религиозном, расовом, языковом составе населения африканского континента. На первых...
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...