История алексея маресьева. Маресьев алексей петрович - биография

20 мая 1916 года советский военный деятель, лётчик и Герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. Из-за тяжёлого ранения во время Великой Отечественной войны ему были ампутированы обе ноги. Однако, несмотря на инвалидность, лётчик вернулся в небо и летал с протезами.

Алексей Петрович Маресьев
Алексей Петрович родился 20 мая 1916 года в городе Камышине (ныне Волгоградской области) в семье рабочего. В три года он остался без отца, который умер вскоре после возвращения с Первой мировой войны.

Летчик Алексей Петрович Маресьев
После окончания 8 классов средней школы Алексей поступил в ФЗУ, где получил специальность слесаря. Затем подал заявление в Московский авиационный институт, но вместо института по комсомольской путевке отправился строить Комсомольск-на-Амуре. Там он пилил лес в тайге, строил бараки, а потом и первые жилые кварталы. Одновременно учился на рабфаке и в аэроклубе.

Герой Советского Союза, летчик Алексей Маресьев на Мамаевом Кургане 2 февраля 1958 года
На срочную военную службу призван в 1937 году, направлен в Пограничные войска НКВД СССР. Служил авиатехником на острове Сахалин в авиаотряде Сахалинского морского пограничного отряда, затем в 12-м авиационном погранотряде.


Военный летчик Алексей Маресьев, заместитель председателя Совета ветеранов и инвалидов России. Москва. 1993 год
В 1939 году направлен на учёбу в Батайскую военную авиационную школу пилотов, которую окончил в 1940 году. Служил в ней инструктором-лётчиком.

Герой Советского Союза Алексей Мересьев с курсантом перед учебным полетом, 1945 год
Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога на Южном фронте.

С факелом - Герой Советского Союза Маресьев А.П. 1967 год
Боевой счёт лётчик 580-го истребительного авиационного полка Северо-Западного фронта лейтенант Маресьев А. П. открыл в начале 1942 года - сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолётов до четырех.

С 1943 года, летая уже с протезами, к четырем ранее одержанным победам над врагом Алексей Маресьев (слева) прибавил еще семь сбитых вражеских самолетов
4 апреля 1942 года в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская область) самолёт А. П. Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

18 суток Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног, и их пришлось ампутировать. Однако лётчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11-й запасной авиационной бригаде в городе Иваново.


И.И. Родионов, Н. Е. Аксененко, А.П. Маресьев в на встрече в ЦДКЖ.1998 год
В июне 1943 года А. П. Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

Герой Советского Союза Алексей Маресьев
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года гвардии старшему лейтенанту Маресьеву Алексею Петровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Знаменитый Алексей Маресьев - первый слева
Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 - до ранения и семь - с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев назначен инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Член ВКП (б)/КПСС в 1944-1991 годах.

Алексей Маресьев перед вылетом
Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В 1948 году по ней был снят одноимённый художественный фильм. Имя Героя стало известно всему миру.

В июле 1946 года майор А. П. Маресьев уволен в отставку. До 1953 года работал в 1-й Московской спецшколе ВВС. В 1952 году он окончил Высшую партийную школу при ЦК ВКП (б), в 1956 году - аспирантуру Академии общественных наук при ЦК КПСС, кандидат исторических наук.


Маресьев в городокском небе
В том же 1956 году он стал ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны, в 1983 году - первым заместителем председателя комитета. В этой должности он проработал до последнего дня своей жизни.


А. П. Маресьев выступает на Пленуме ЦК ВЛКСМ, посвященном 50-летию Ленинского комсомола. Москва, Кремль, 1968 год


Алексей Маресьев передает свой летный опыт молодым летчикам-испытателям


Жил в Москве. Скончался 18 мая 2001 года. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок 11), где 23 февраля 2005 года в торжественной обстановке открыт памятник на могиле Героя.


Могила Героя Советского Союза Алексея Маресьева на Новодевичьем кладбище Москвы
20 мая 2006 года, в день 90-летия со дня рождения А. П. Маресьева, в его родном городе Камышине Волгоградской области открыт бронзовый памятник отважному лётчику Великой Отечественной войны (автор - заслуженный художник России скульптор Сергей Щербаков), а в историко-краеведческом музее открыт зал Маресьева с уникальными экспонатами.



По решению ветеранов и городской Думы центральная улица Камышина, где установлен памятник Герою, переименована в бульвар Маресьева. Имя Героя присвоено школе № 13 в городе Орел.

Маресьев Алексей Петрович, подвиг которого лег в основу школьного курса советской литературы, родился 20 мая 1916 года в г. Камышине. Отец мальчика умер, когда ему было всего три года и мать – уборщица на заводе, осталась одна с тремя детьми. Получив среднее образование, Алексей Маресьев стал токарем по металлу на лесозаводе, хотя все его мечты были о небе. Молодой парень два раза подавал документы с просьбой о зачислении в летное училище и оба раза получал отказ из-за проблем со здоровьем. В детстве Алексей Петрович перенес тяжелую форму малярии, которая привела к ревматизму.

В 1934 году по заданию райкома комсомола Алексей Маресьев отправился на возведение Комсомольска-на–Амуре, параллельно посещая занятия в местном аэроклубе. После службы в армии, в которую Маресьева Алексея Петровича призвали в 1937 г, он наконец-то был отправлен в авиационное училище имени А.К.Серова в г. Батайске, которое успешно окончил в 1940 г. в звании младшего лейтенанта. Так началась его летная биография - а дальше была Великая Отечественная война… Первый боевой вылет Маресьева Алексея Петровича состоялся 23 августа 1941 г недалеко от города Кривой Рог. В то время будущий герой СССР уже состоял в 296-м авиационном истребительном полку. К 1942 г, когда Алексея перебросили на Северо-западный фронт, биография лейтенанта уже насчитывала четыре подвига в виде четырех сбытых вражеских самолета.

Легендарный подвиг Алексея Петровича Маресьева

Но свой наиболее известный подвиг, легший в основу произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» Маресьев Алексей Петрович совершил в апреле 1942 г. Истребитель Маресьева был сбит в одном из лесных районов Новгородской области, когда тот прикрывал советские бомбардировщики. Летчика тяжело ранило в обе ноги, но он смог совершить посадку. Территория вокруг была занята немцами и ему, раненому, сначала на ногах, а потом и ползком пришлось осторожно продвигаться в сторону линии фронта.

Покалеченные ноги болели, а питаться приходилось шишками, ягодами и корой деревьев. Через 18 суток обессилевшего Алексея встретили отец и сын из деревни Плав, приняли его за немца и поспешили уйти. После этого, уже еле живого мужчину обнаружили мальчики из той же деревни. Один из них позвал отца, который отвез раненого домой. Деревенские жители ухаживали за ним больше недели, но срочно была нужна профессиональная помощь, и вскоре тяжелобольного Маресьева отправили воздухом в московский госпиталь. Как позднее вспоминал эти факты из биографии отца сын Маресьева – Виктор, выходить раненого в госпитале не получилось и Алексея Петровича, практически полуживого, уже готовили к отправке в морг – началась гангрена и заражение крови. Случайно мимо умирающего проходил профессор Теребинский, который и спас ему жизнь, ампутировав обе ноги.

Казалось бы, конец всем подвигам и карьере летчика, но Маресьев Алексей Петрович и тут не позволил судьбе взять над ним верх. Еще в госпитале, а потом и в санатории этот волевой мужчина начал понемногу тренироваться для того, чтобы летать с протезами вместо ног. И чудо свершилось! В 1943 г. Маресьев прошел медкомиссию и был командирован в Ибресинскую летную школу в Чувашии, а в том же году совершил свой первый пробный вылет без ног. Все закончилось благополучно, поэтому Маресьев Алексей Петрович стал просить об отправке на фронт. В ответ поступило разрешение на службу в 63-й гвардейский истребительный авиационный полк, хотя на боевые задания инвалида долго не пускали. Переживания Алексея заметил командир эскадрильи А. Числов и взял его с собой на боевое задание. Затем еще и еще, пока, наконец, доверие со стороны высшего начальства не возросло и его стали пускать в небо наравне с другими.

Уже 20 июля 1943 года Маресьев Алексей Петрович совершил новый подвиг - спас жизни двум советским летчикам во время воздушного боя с перевесом сил на стороне фашистов. Во время этого боя были сбыты два немецких истребителя FW 190, которые прикрывали бомбардировщики. За этот подвиг 24 августа этого же года Маресьева А.П. наградили медалью «Золотая звезда» и удостоили звания Героя Советского Союза. Слава о нем разнеслась по всему фронту, а в полк героя стали наведываться корреспонденты, среди которых и был будущий писатель Б. Полевой, прославивший подвиг Маресьева на всю страну.

В 1944 году Маресьев дал согласие стать инспектором-летчиком в управлении вузов ВВС. За все время войны его боевая биография подвигов насчитывала 86 боевых вылетов и 11 сбитых самолетов врага. После своего выхода в отставку Маресьев А.П. постоянно поддерживал себя в хорошей физической форме, занимался плаваньем, катаньем на коньках, лыжах и велосипеде.

Благодаря вышедшей в свет хрестоматийной «Повести о настоящем человеке», он стал широко известен по всей стране. На подвиге и примере мужества «настоящего человека» воспитывали подрастающее поколение. Маресьева Алексея Петровича много раз приглашали на встречи со школьниками. Умер герой 18 мая 2001 года за час до начала торжественного вечера, посвященного собственному 85-летию. Был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

По мотивам «Повести о настоящем человеке» Б. Полевого на Мосфильме еще в 1948 году был снят одноименный фильм. А уже в наше время в 2005 году – документальный фильм «Судьба настоящего человека».

В тех местах, где проходил жизненный путь Маресьева, чтят память отважного летчика. Ему установлен бюст в Комсомольске-на-Амуре, который он когда-то строил. Есть мемориальная доска в Батайске, где он учился в летном училище в 1940 году. В чувашском Ибресине, где он восстанавливал свои летные навыки после госпиталя в 1943 в местной летной школе, также имеется мемориальная доска и улица его имени. Также памятная доска и улица есть в Москве, где он жил в послевоенные годы.

А на малой родине Алексея Маресьева, в городе Камышин Волгоградской области в день его 90-летия, 20 мая 2006 года был открыт посвященный ему монумент, работы волгоградского скульптора Сергея Щербакова, заслуженного художника России. Маресьев запечатлен в образе летчика в летном костюме, который напряженно смотрит вдаль. Трехметровая бронзовая фигура установлена на гранитном пьедестале, на котором высечены слова Маресьева о родном городе - «Никогда и нигде я не видел такого чистого неба и голубой лазури, как в Камышине. Как захотелось мне тогда летать…». Монумент расположен на пересечении двух центральных улиц рядом с домом, в котором жил когда-то летчик.

Практически все в школьные годы читали одну из самых знаменитых книг о Великой Отечественной войне «Повесть о настоящем человеке». Но не каждый знает, что она написана по реально происходившим событиям и прототипом отважного летчика является герой Советского Союза Алексей Петрович Маресьев. После тяжелого ранения он лишился обеих ног, но отказался увольняться в запас и продолжил боевые полеты. Причем в статусе инвалида сбил почти вдвое больше вражеских самолетов, чем до этого.

Детство и юность

Алексей Маресьев родился в городке Камышине, расположенном в Саратовской области. Его отец Петр Авдеевич скончался, когда мальчику было всего три года. Мама Екатерина Никитична одна поднимала троих сыновей – Алешу и его старших братьев Петра и Николая. Работала она простой уборщицей на деревообрабатывающем заводе.

После школы Маресьев стал токарем и начал трудовую деятельность при лесозаготовительном заводе. Но уже в те годы юноша мечтал о небе. Дважды он подавал документы в летное училище, но оба раза проваливался на медицинской комиссии, так как с детских лет страдал ревматизмом. В 1934 году Алексей попадает на знаменитую стройку в Комсомольск-на-Амуре. Именно там будущий летчик совершил свой первый полет, так как записался в местный аэроклуб.


Срочную службу проходил на Сахалине и сумел добиться направления в Читинскую школу военных пилотов, а уже оттуда перешел в Батайское авиационное училище. Став младшим лейтенантом, Алексей Маресьев служил в Батайске инструктором и обучал молодое поколение управлению авиационной техникой.

Война и подвиг

С началом Великой Отечественной войны Алексей Маресьев переведен в действующую армию. Первый боевой вылет он совершил в районе Кривого Рога. К весне 1942 года на счету летчика было уже четыре сбитых вражеских самолета. Но в апреле случилось событие, изменившее всю его жизнь.


4 апреля 1942 года Алексей Маресьев в бою под Новгородом прикрывал бомбардировщиков, но был подбит немецким летчиком. Получив тяжелое ранение, советский офицер совершил вынужденную посадку, как оказалось, на вражеской территории. Почти три недели покалеченный летчик ползком пробирался к своим. Целых 18 суток он питался только ягодами, корой дерева и шишками, которые находил на земле.


Обессиленного Маресьева обнаружили жители деревни близ городка Валдая. Причем его сначала приняли за немца, отчего и не сразу оказали помощь. Разобравшись, селяне отвезли мужчину в дом, но настоящего медицинского вмешательства совершать было некому. Только через 10 дней Алексей Петрович попал в госпиталь, к тому времени у него было заражение крови и страшнейшая гангрена обеих ног. Как вспоминал летчик впоследствии, в госпитале его направили прямиком… в морг! Но на пути туда Маресьева перехватил профессор Теребинский, который и решился на операцию по ампутации обеих голеней.


Когда Алексей понял, что будет жить, он сразу начал готовиться к возвращению на фронт. Сам изобрел тренировки, позволившие летать с протезами. Зимой 1943 года Маресьев вновь проводит боевой вылет в составе Гвардейского истребительного авиационного полка. В июле летчик совершил подвиг, сбив сразу два немецких истребителя и сохранив жизни двоих своих коллег. За это ему было присуждено звание Героя Советского Союза, а слава о безногом летчике разлетелась по всей стране.


Оканчивал войну Маресьев в должности инспектора, курируя вузы Военно-воздушных сил. Алексей Петрович успел совершить 86 вылетов в боевых условиях, в которых сбил 11 единиц вражеской техники. Причем семь из них – уже летая с протезами.

Личная жизнь

Несмотря на окружавшую его славу, Алексей Маресьев всегда оставался скромным человеком и старался не пользоваться ни служебным положением, ни званием героя. Исключением является единственный случай, связанный с его личной жизнью. В Главном штабе ВВС накануне окончания войны он увидел красивую девушку, к которой постеснялся подойти, во-первых, стыдясь инвалидности, а во-вторых, сомневаясь, свободна ли она.

Так что единственный раз, когда Алексей Петрович воспользовался служебным положением, было обращение в отдел кадров по поводу семейного положения Ольги Викторовны, которой он уже через месяц сделал предложение выйти замуж.


Они прожили долгую счастливую жизнь. В семье родилось двое сыновей – Виктор и Алексей. Никто из мальчиков по стопам отца не пошел. Старший сын грезил автомобилями и стал инженером, а младший был инвалидом детства, поэтому о небе тоже не мог и мечтать.

Маресьев всегда поддерживал себя в прекрасной физической форме – занимался в бассейне, катался на велосипеде и коньках, ходил на лыжах. Более того, он даже переплывал Волгу, устанавливая рекорд на время.

Смерть

В послевоенное время жизнь и подвиг Алексея Маресьева широко освещались в прессе. , который лично знал летчика, была написана легендарная «Повесть о настоящем человеке». Но сам герой относился к славе более чем сдержано. Известны такие его слова:

«Воевали все. Сколько на свете таких людей, на которых Полевого не нашлось».

За два дня до 85-летия легендарного героя в Театре Российской армии должен был состояться концерт, посвященный его юбилею. Но всего за один час до начала торжества у Алексея Петровича случился инфаркт, оказавшийся фатальным. В итоге праздник трансформировался в вечер памяти, начавшийся с минуты молчания.


В память об Алексее Маресьеве установлено множество монументов, во многих городах есть улицы, носящие его имя. Также не обошел его стороной и кинематограф. Еще при СССР вышел фильм «Повесть о настоящем человеке», главную роль в котором сыграл , хотя режиссер изначально хотел снимать самого летчика. В 2005 году была создана документальная картина «Судьба настоящего человека».

Алексей Петрович Маресьев получил задание прикрывать в боевом вылете бомбардировщики. Полёт шёл над позициями противника. Тут группа Алексея Петровича Маресьева наткнулась на немецкие истребители. Завязался воздушный бой. Два вражеских истребителя берут самолёт Маресьева в клещи, пытаются завести его на свою территорию и там посадить! Алексей Петрович Маресьев попытался вырваться из клещей, но был подбит. Это произошло 4-го апреля 1942-го года в районе «Демьянского котла» (Новгородская область). Самолёт Маресьева упал в лес, но лётчик остался жив! В тот момент Алексей Петрович Маресьев ещё не знал, через КАКИЕ ИСПЫТАНИЯ ему придётся пройти! Для лейтенанта Алексея Петровича Маресьева этот полёт станет полётом в бессмертие! Впереди будут 18 дней в лесу БЕЗ ЕДЫ, ОТМОРОЖЕНИЕ НОГ и АМПУТАЦИЯ ОБЕИХ НОГ чуть ниже колен, лечение в госпитале и несколько месяцев УПОРНЫХ ТРЕНИРОВОК, после ВОЗВРАЩЕНИЕ в строй! Затем будет встреча с корреспондентом газеты «Правда» Борисом Полевым , который напишет книгу После Борис Полевой объяснит, почему он назвал книгу так — потому, что Алексей Петрович Маресьев и есть настоящий человек!

Сам Алексей Петрович Маресьев никаким особенным себя никогда не считал. Тогда советскому правительству нужен был живой человек в качестве примера для подражания. Конечно, сразу скажем, что ПОДВИГ Алексея Петровича Маресьева НЕДОПУСТИМО рассматривать исключительно только как идеологический инструмент воздействия тогдашнего правительства на народ. Просто заинтересованность правительства объясняет тот факт, что подвиг Алексея Петровича Маресьева стал известен широкой публике, причём не только в нашей стране! До этого были примеры героев: Молодогвардейцы, Матросов, Гастелло, Космодемьянская. Все они погибли. Маресьев остался в ЖИВЫХ!

Книга Бориса Полевого захватила только три военных года. О подвиге Алексея Петровича Маресьева в СССР знал КАЖДЫЙ ШКОЛЬНИК и не только советский! Каким Маресьев был сам по себе известно не много. Алексей Петрович Маресьев всегда был немногословен и замкнут. О том, каким он был до своего подвига, сохранились и вовсе скудные сведения. Есть только личное дело Гвардии майора Алексея Петровича Маресьева, написанное лично им самим в 1946-м году.

Маресьев Алексей Петрович родился 20-го мая 1916-го года в Сталинградской области в городе Камышине. В трёхлетнем возрасте остался без отца. Мать Екатерина Никитична работала на деревообделочном заводе уборщицей. Ей пришлось одной растить и воспитывать трёх сыновей – Петра, Николая, Алексея. Мать с детства приучала сыновей к труду, честности и справедливости. После школы в Камышине, Алексей Петрович Маресьев получил специальность токарь по металлу в училище при лесозаводе. Там же и начал работать.

Город Камышин находится на реке Волга, и он ни чем не отличался от сотен подобных городов. Развлечений в Камышине не так много. Можно прогуляться по центральной улице и сходить в кинотеатр. В 1934-м году вышел кинофильм «Чапаев». Посещаемость на этот фильм была ЗАШКАЛИВАЮЩАЯ! Сидящий в кинозале Алексей Петрович Маресьев не мог даже подумать, что когда то встанет в один ряд с главным персонажем фильма «Чапаев»! В СССР в кинотеатре перед фильмом всегда показывали киножурнал о жизни страны. Тогда самой популярной в СССР была ПРОПАГАНДА АВИАЦИИ!!! В тот момент у Алексея Петровича Маресьева и появилась мечта попасть в авиацию.

Однако Алексею Петровичу Маресьеву вручают путёвку на стройку в Комсомольск на Амуре. Он отказывается от этой путёвки. За это тогда могли исключить из комсомола, а это уже могло стать «волчьим билетом» на всю жизнь! Решение, всё-таки поехать на стройку в Комсомольск на Амуре, пришло на медкомиссии перед отправкой на стройку. Опытный врач медкомиссии сказал, что там, в таёжном крае у тебя пройдут все болезни, а Алексей Петрович Маресьев в детстве довольно много болел! Там в Комсомольске на Амуре, Алексей Петрович Маресьев будет работать на стройке, но ПО ВЫХОДНЫМ посещать АЭРОКЛУБ. Дальше Алексей Петрович Маресьев в 1937-м году будет призван в армию и начнёт службу в 12-м авиационном погранотряде на Сахалине. Затем Маресьев будет направлен в Батайское авиационное училище имени А. Серова, которое окончит в 1940-м году в звании младшего лейтенанта и будет там оставлен в качестве инструктора. В Батайске, Алексей Петрович Маресьев встретит войну.

В первые два года Великой Отечественной войны потери в советской авиации были особенно ОГРОМНЫ! Тогда лётчиков называли «смертниками» , что соответствовало действительности в прямом смысле слова! Если не брать во внимание самолёты, поступавшие в СССР по программе «Лэндлиза», то основными советскими истребителями в начале войны были изготовленные из ДЕРЕВА «И-15» и «И-16». Они не могли противостоять немецким « Ме-109» не только по причине материала, из которого они были изготовлены, но и по ТЕХНИЧЕСКИМ ХАРАКТЕРИСТИКАМ и РАССЫПАЛИСЬ при первом же попадании(смотри статью «Немецкие истребители Второй Мировой войны»)!

В августе 1941-го года Алексей Петрович Маресьев был направлен на Юго-Западный фронт в район Кривого Рога. Лейтенант Алексей Петрович Маресьев начал воевать на безнадёжно устаревшем И-16. Единственный шанс уцелеть тогда на И-16 – это энергичное маневрирование, но это получалось НЕ У ВСЕХ. За три первых месяца Алексей Петрович Маресьев совершил несколько десятков боевых вылетов и остался жив! В марте 1942-го года в возрасте 25-ти лет, в звании лейтенанта Маресьев получает назначение на Северо-Западный фронт. Там он получает более современный самолёт. На новом самолёте Маресьев сбивает 4 фашистских самолёта. Тогда далеко не каждый лётчик мог похвастаться таким результатом! Вскоре случается тот злополучный вылет.

В личном деле Алексей Петрович Маресьев, о том, что произошло после падения самолёта в лес, написал всего лишь ТРИ СТРОКИ: « Будучи на Северо-Западном фронте был сбит, 18 дней находился в лесу без пищи и общения с людьми, отморозил обе ноги, которые были ампутированы». А, что скрывалось за этими скупыми строками? Впоследствии Маресьев НЕ ЛЮБИЛ говорить об этих 18-ти днях.

Что происходило с в снежном лесу, мы знаем, только из художественных произведений из книги Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке» и из одноимённого кинофильма, где главную роль сыграл киноактёр Павел Петрович Кадочников.

С отмороженными и разбитыми ногами Алексей Петрович Маресьев начал пробираться к своим. Сначала он, ПРЕВОЗМОГАЯ БОЛЬ , медленно шёл, считая шаги, и после каждой 1000-и шагов падал на живот отдыхать. Потом пытался ПОЛЗТИ, когда не осталось сил даже ползти, он начал ПЕРЕКАТЫВАТЬСЯ с боку на бок. Наконец на 18-е сутки на него наткнулись жители деревни Плав. Найденного лётчика привезли в дом Ольги Михайловны Вихровой. Она рассказывала, что Алексея Петровича Маресьева видели ещё раньше, но побоялись к нему подходить! О найденном лётчике сообщили председателю колхоза Михаилу Алексеевичу Вихрову. За раненным лётчиком в деревню прилетел санитарный самолёт «По-2». Маресьева на носилках погрузили в этот самолёт и увезли в госпиталь.

В госпитале Алексею Петровичу Маресьеву ампутировали чуть ниже колен обе ноги потому, что уже началась гангрена. Это означало конец карьеры лётчика! Трудно сказать точно, в результате чего Маресьев ПОВЕРИЛ, что он может ВЕРНУТЬСЯ ЛЕТАТЬ и твёрдо решился за счёт УПОРНЫХ ТРЕНИРОВОК вернуться в строй. Борис Полевой в своей книге рассказывает, что в одной палате рядом с Алексеем Петровичем Маресьевым лежал некий комиссар, который дал Маресьеву прочитать заметку из газеты, в которой говорилось об одном русском лётчике Первой Мировой войны, которому после ранения отняли ступню, но он продолжил летать на истребителе! В этой статье была названа фамилия Валерьян Аркадьевич Карпович. На самом деле такого лётчика, скорее всего НЕ существовало потому, что историки пытались найти в архивах сведения о таком лётчике, но НЕ нашли. Скорее всего, Алексей Петрович Маресьев подумал, что газета врать не будет и поверил этой статье, да и желание летать у Алексея Петровича Маресьева было слишком ВЕЛИКО!

Однако реально существовал и был известен русский асс Первой Мировой войны Александр Прокофьев-Северский, которому действительно ампутировали ступню, но он продолжил летать по личному разрешению Николая Второго. Дело в том, что после Великой Октябрьской Социалистической революции 1917-го года Прокофьев-Северский иммигрировал в Америку, соответственно его имя в СССР стало ЗАПРЕЩЕНО??? Скорее всего, именно поэтому имя в газетной статье, которую прочитал Алексей Петрович Маресьев, было изменено! В Америке Прокофьев-Северский продолжил ЛЕТАТЬ, потом стал АВИАКОНСТРУКТОРОМ. На заводах Прокофьева-Северского создавались истребители, стоявшие на вооружении США. Во время Второй Мировой войны консультировал Белый Дом по вопросам авиационной стратегии и получил от президента Гарри Трумэна престижную награду! В СССР лётчик ИММИГРАНТ, Прокофьев-Северский НЕ мог стать примером для советских людей!

И так Алексей Петрович Маресьев твёрдо решил вернуться в истребительную авиацию. Первые протезы для него были изготовлены по типу, разработанному ещё Пироговым для солдат царской армии. Постепенно благодаря упорным тренировкам Алексей Петрович Маресьев хорошо осваивает данную кожаную конструкцию протезов. Но через какие усилия при этом ему пришлось пройти, знает, только он САМ!

В мире известен ещё и британский лётчик, потерявший ноги, но после этого летавший на самолёте! Это был Дуглас Бадер. Он разбился на самолёте в 1931-м году, за 11 лет до Алексея Петровича Маресьева, во время выполнения фигуры высшего пилотажа на сверхмалой высоте. Ему тоже ампутировали ноги, одну ниже колена, другую выше колена. Но Бадер решил снова вернуться в небо! После упорных тренировок он начинает не только ходить, но и водить автомобиль! После начала Второй Мировой войны в октябре 1939-го года Бадер подаёт рапорт с просьбой вернуть его в строй. Его зачисляют в строй, и в качестве командира эскадрильи он принимает участие в битве за Англию. 9-го августа 1941-го года Бадер вступает в бой с 6-ю Ме-109, сбивает 2, но сам оказывается подбитым. Выпрыгивает с парашютом, и теряет при этом один протез. Попадает в плен, но немцы обращаются с ним хорошо. Бадер пытался несколько раз бежать, все неудачно! Вернулся на Родину уже после окончания войны. Бадер лично сбил 20 самолётов и 4 в группе это 11-й результат в британских ВВС.

В начале лета 1943-го года Алексей Петрович Маресьев прибыл на Брянский фронт. С этого момента начинается новая страница в его биографии с новыми персонажами. На войне истребители чаще всего летают парами. Вспоминает Заслуженный военный лётчик СССР подполковник Сергей Фёдорович Петров, ведомый Алексея Петровича Маресьева. Когда нам сказали, что к нам прибыл лётчик без ног – мы НЕ поверили. Поэтому, когда Алексей Петрович Маресьев стал раздеваться перед сном, все за ним наблюдали и убедились, что это действительно так. Тогда ноги у Алексея Петровича Маресьева ещё НЕ полностью ЗАЖИЛИ, были видны кровоподтёки. Нам стало ясно, что ему ещё очень БОЛЬНО ходить в этих протезах, но он при этом НЕ ПОДАВАЛ НИКАКОГО ВИДА!

Командир полка, в который попал, Алексей Петрович Маресьев не горел желанием взять лётчика инвалида! Вспоминает Герой Советского Союза, полковник Александр Михайлович Числов, командир эскадрильи в которой летал Маресьев. Сначала Маресьева послали в одну дивизию, там его НЕ приняли, потом послали в другую дивизию. Никто НЕ хотел брать на себя обузу. Я трижды обращался к командиру полка с просьбой взять Алексея Петровича Маресьева к себе в эскадрилью. На третий раз командир полка злобно сказал, что если тебе хочется возиться с инвалидом, пиши, что ты отвечаешь за его жизнь! Если с ним что-нибудь случится, ты пойдёшь в штрафной батальон! Впоследствии Маресьев называл Александра Числова своим «крёстным отцом».

Истребители в основном летают парами. Соответственно в небе один прикрывает другого. Никто не хотел рисковать, летая в паре с лётчиком БЕЗ НОГ. Алексей Петрович Маресьев вспоминает. Командир построил лётчиков и спросил: « Кто желает летать с безногим лётчиком». В ответ прозвучала длинная тишина. Это была самая длинная тишина в моей жизни. В конце концов, Маресьева назначают летать в паре с лейтенантом С.Ф.Петровым. Вспоминает Сергей Фёдорович Петров, ведомый Алексея Петровича Маресьева: «Прямо скажу, сомнения были, сможет ли он защитить меня в небе». Сомнения отпали во время воздушного боя летом 1943-го года на «Курской дуге».

На прикрытие войск вылетели 12 истребителей в районе Орла. Нашим истребителям по радио передали, что приближается большая группа штурмовиков «Ю-87» в сопровождении истребителей «ФВ-190». Завязался ожесточённый воздушный бой, который на сленге истребителей называется «СОБАЧЬЯ СВАЛКА». Вообще воздушный бой очень СКОРОТЕЧЕН. Например, идет большая группа самолётов, идёт строго в определённом порядке, тут начинается воздушный бой, та самая «собачья свалка» и уже буквально через 2-3 минуты никого вокруг не видно! Рассказывает ведомый Алексея Петровича Маресьева, С.Ф.Петров: « Я почувствовал тупую сильную боль. Сразу посмотрел на обстановку в кабине. Мои ноги из педалей выскочили, приборная доска вылетела из своих креплении. Я сразу понял я подбит. Тут же машинально посмотрел назад и увидел, что второй ФВ-190 заходит мне в хвост меня добивать. В этот момент у меня на глазах этот ФВ-190 взрывается в воздухе! А у меня перед носом выскакивает самолёт Алексея Петровича Маресьева. После возвращения пары Маресьева на свой аэродром при заходе на посадку у С.Ф.Петрова не выпустились шасси и ему пришлось садиться на «брюхо». Всё обошлось благополучно!

У Владимира Семёновича Высоцкого есть песня про лётчиков истребителей, которая очень точно передаёт ДУХ ВОЗДУШНОГО БОЯ!

Дальше начинается стремительное восхождение скромного парня из города Камышина на вершину славы, о которой он даже не мечтал. В полк, в котором летал Алексей Петрович Маресьев приезжает Главный маршал авиации Александр Александрович Новиков. Рассказывает командир эскадрильи Маресьева Александр Михайлович Числов. Новиков начал расспрашивать, сколько лётчиков в полку, какие лётчики, сколько сбили самолётов и т.д. и т.п. Я ему всё это рассказал, а так же рассказал про лётчика, который летает без ног. Новиков очень удивился — как так и приказал позвать Маресьева к нему. После выяснения всех обстоятельств дела, Новиков остался, очень НЕ доволен командиром полка. Он эмоционально сказал, что и Александр Числов и Алексей Петрович Маресьев уже как минимум должны быть повышены в звании. Новиков распорядился записать обоих на награждение Героями Советского Союза! Через месяц звёзды Героев были торжественно вручены в Георгиевском зале в Кремле!

Алексей Петрович Маресьев доказал, что награду он получил не за то, что о нём была написана книга, как многие считали, а ЗА реальные ПОДВИГИ! В наградном листе Гвардии старшего лейтенанта Алексея Петровича Маресьева, сказано: « Во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни двух лётчиков, в числе которых был командир соседнего истребительного полка. В этом неравном бою им было уничтожено два немецких истребителя».

Первый раз Борис Полевой встретился с Алексеем Петровичем Маресьевым ещё на фронте, когда работал корреспондентом газеты «Правда». Он был очень впечатлён историей об Алексее Петровиче Маресьеве и тогда же написал о нём очерк. Правда, тогда он не был напечатан. По слухам, Полевой поступил осторожно — показал его И. В. Сталину, а тот вроде как сказал, что пока не время. Якобы немцы подумают, что у нас настолько всё плохо, что мы заставляем воевать даже инвалидов.

Здесь есть смысл упомянуть ещё об одном лётчике без ног. Не в обиду будет сказано советским ветеранам войны, был ещё и немецкий лётчик без ног – это был знаменитый Ганс Ульрих Рудэль. Только в отличие от Алексея Петровича Маресьева у Рудэля не было одной ноги. Он летал на штурмовике Ю-87 и по официальным немецким данным уничтожил 519 советских ТАНКОВ. Скорее всего, число танков завышено, однако всё равно впечатляет! Ганс Ульрих Рудэль был 2 раза тяжело ранен. После 2-го ранения потерял ногу, но вернулся летать, причём всего лишь через полтора месяца! Ганс Ульрих Рудэль единственный военнослужащий в немецкой армии, кто получил высшую, учреждённую специально для него награду – Золотые Дубовые Листья с Мечами и бриллиантами к Рыцарскому Кресту!

Борис Полевой в своей книге «Повесть о настоящем человеке» изменил одну букву в фамилии Алексея Петровича Маресьева, первую гласную букву «А» на букву «Е» е ресьев). Позже сам Алексей Петрович Маресьев оригинально объяснит это тем что, таким образом, Полевой, решил подстраховаться. А вдруг бы я запил и книгу бы запретили!

После войны Алексей Петрович Маресьев переехал жить в Москву. В Москве он получил квартиру на улице Горького, имеет дачу и личный автомобиль, который водит сам – всё, о чём только мог мечтать советский человек! Сталин закрепляет за ним ещё и персональный автомобиль с водителем. В это время Маресьев женился и у него появился сын Виктор. После войны Алексей Петрович Маресьев работает инструктором в лётной школе. Крайний раз за штурвалом учебного самолёта По-2 он взлетает в 1946-м году.

Самая большая слава приходит к Алексею Петровичу Маресьеву в 1948-м году после выхода на экраны страны кинофильма с названием «Повесть о настоящем человеке». На первый показ пригасили и самого Алексея Петровича Маресьева и киноактёра Павла Петровича Кадочникова, исполнившего главную роль в фильме.

Павел Кадочников получит за эту роль Сталинскую премию. Для него эта роль будет возможно самая значительная.

Алексей Петрович Маресьев принимал участие в зажжении Вечного Огня на мемориале-памятнике Неизвестному солдату в Москве. Это происходило так. Сначала Маресьев нёс горящий факел до края мемориала, потом он передал факел в руки тогдашнего главы правительства СССР, Л.И.Брежнева и уже непосредственно само зажжение Вечного Огня производил Брежнев. Сын Алексея Петровича Маресьева, Виктор по этому поводу вспоминает такую историю. Как то, раз он ехал в такси, ехали как раз мимо Вечного Огня. Таксист, видевший эту церемонию по телевизору, сказал: « Видел, как зажигали Вечный Огонь? Там был лётчик без ног! Зачем он передал факел этому Брежневу? Взял бы оттолкнул его и САМ БЫ зажёг Огонь!» Это лишний раз доказывает настоящее признание Алексея Петровича Маресьева НАРОДОМ!

Так же Алексею Петровичу Маресьеву очень часто приходилось давать автографы, подписывать тысячи книг, приходить на встречи, принимать делегации в Комитете ветеранов войны, где он работал до последнего дня. А по поводу зажжения Вечного Огня он как то сказал: « Я старался НЕ для Брежнева, а ДЛЯ ТОГО НЕИЗВЕСТНОГО СОЛДАТА!»

Кроме Алексея Петровича Маресьева были и ещё советские лётчики, которые после потери ног вернулись на самолёт и наравне со всеми сражались в небе! К сожалению, не на всех нашёлся Борис Полевой.

ВСПОМНИМ ИХ:

Капитан ГЕОРГИЙ ПАВЛОВИЧ КУЗЬМИН.

Герой Советского Союза майор ЛЕОНИД ГЕОРГИЕВИЧ БЕЛОУСОВ.

Гвардии подполковник АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ ГРИСЕНКО.

Герой Советского Союза Гвардии капитан ЗАХАР АРТЁМОВИЧ СОРОКИН.

Герой Советского Союза старший лейтенант ИВАН МИХАЙЛОВИЧ КИСЕЛЁВ.

Герой Советского Союза Гвардии подполковник ИВАН СТЕПАНОВИЧ ЛЮБИМОВ.

Герой Советского Союза старший лейтенант ИЛЬЯ АНТОНОВИЧ МАЛИКОВ.

Алексей Петрович Маресьев (7(20) мая 1916 - 18 мая 2001) - легендарный лётчик-ас, Герой Советского Союза. Маресьев - прототип героя повести Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке».

Ранняя биография

Алексей Маресьев родился 20 мая 1916 года в городе Камышин Саратовской губернии. В три года остался без отца. Мать, Екатерина Никитична, работала уборщицей на деревообделочном заводе и воспитывала троих сыновей - Петра, Николая, Алексея. С детства приучала их к труду, честности, справедливости.

После окончания школы в городе Камышине Маресьев Алексей Петрович получил специальность токаря по металлу в училище при лесозаводе и там же начал свою трудовую деятельность. В 1934 году Камышинский райком комсомола направляет его на строительство Комсомольска-на-Амуре. Здесь без отрыва от производства Алексей занимается в аэроклубе.

В 1937 году призван в армию. Вначале служил в 12-м авиапогранотряде на острове Сахалин, затем был направлен в Батайское авиационное училище им. А. Серова, которое закончил в 1940 году, получив звание младшего лейтенанта. После окончания училища был оставлен там инструктором. Там же, в Батайске, встретил войну.

Военные годы

В августе 1941 года направлен на Юго-Западный фронт. Первый боевой вылет Маресьева состоялся 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога.

В марте 1942 года был переброшен на Северо-Западный фронт. К этому моменту на счету летчика числилось 4 сбитых немецких самолета. 4 апреля 1942 в районе так называемого «Демянского котла» (Новгородская область) во время операции по прикрытию бомбардировщиков в бою с немцами его самолёт был подбит, а сам Алексей тяжело ранен. Совершил вынужденную посадку на территории, занятой немцами. Восемнадцать суток раненный в ноги лётчик сначала на покалеченных ногах, а затем ползком пробирался к линии фронта. Первыми его заметили отец и сын из деревни Плавни. Из-за того, что летчик не откликнулся на вопросы («Ты немец?»), отец и сын из боязни вернулись в деревню. Затем уже еле живого летчика обнаружили мальчишки из деревни Плав Кисловского сельсовета Валдайского района, Серёжа (Сергей Михайлович) Малин и Саша (Александр Петрович) Вихров. Отец Саши отвёз Алексея на подводе в свой дом.

Больше недели колхозники ухаживали за Маресьевым. Нужна была медицинская помощь, но в селе не было врача. В первых числах мая вблизи деревни приземлился самолёт, пилотируемый А. Н. Дехтяренко, и Маресьев был отправлен в Москву, в госпиталь. Врачи вынуждены были ампутировать ему обе ноги в области голени из-за гангрены.

Толчком к возвращению Маресьева в строй могла послужить история про русского летчика Первой мировой войны Прокофьева-Северского, который потерял правую ногу, но, несмотря на это, вернулся в небо. В советском фильме фамилия Прокофьева-Северского не звучит (вместо этого названа фамилия «Карпович») по идеологическим причинам (Прокофьев-Северский эмигрировал в Америку и стал авиаконструктором).

Ещё в госпитале Алексей Маресьев начал тренироваться, готовясь к тому, чтобы летать с протезами. Тренировки продолжались в санатории, куда он был направлен в сентябре 1942 года. В начале 1943 года прошёл медкомиссию и был направлен в Ибресинскую лётную школу (Чувашская АССР).

В феврале 1943 года совершил первый после ранения пробный вылет. Добился отправки на фронт. В июне 1943 года прибыл в 63-й Гвардейский истребительный авиационный полк. Командир полка не отпускал Алексея на боевые задания, так как обстановка в небе накануне Курской битвы была крайне напряжённой. Алексей переживал. Ему посочувствовал командир эскадрильи А. М. Числов и взял с собой в пару на боевой вылет. После нескольких удачных вылетов в паре с Числовым доверие к Маресьеву возросло.

20 июля 1943 года Алексей Маресьев во время воздушного боя с превосходящими силами противника спас жизни 2 советских лётчиков и сбил сразу два вражеских истребителя Fw.190, прикрывавших бомбардировщики Ju.87. Боевая слава о Маресьеве разнеслась по всей 15-й Воздушной армии и по всему фронту. В полк зачастили корреспонденты, среди них был будущий автор книги «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой.

24 августа 1943 года Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза за спасение жизни двух летчиков и сбитие двух немецких истребителей.

В 1944 году Маресьев согласился с предложением стать инспектором-лётчиком и перейти из боевого полка в управление Вузов ВВС.

Всего за время войны совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов врага: четыре до ранения и семь - после ранения.

После войны

С 1946 года в отставке. Свои последние вылеты на самолете (учебном У-2) Алексей Петрович совершил в начале 50-х годов в качестве инструктора спецшколы ВВС в Москве.

В послевоенное время, отчасти благодаря хрестоматийной «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого (в ней Маресьев назван Мересьевым), был очень известен, приглашался на многие празднования. Часто организовывались встречи со школьниками, пример подвига Маресьева широко использовался для воспитания молодого поколения.

  • В 1949 году был участником Первого Всемирного конгресса сторонников мира, проходившего в Париже.
  • В 1952 окончил Высшую партийную школу при ЦК КПСС.
  • В 1956 году А.П.Маресьев защитил кандидатскую диссертацию по истории.
  • С сентября 1956 был ответственным секретарём Советского комитета ветеранов войны.
  • В 1960 издана книга Маресьева А. П. «На Курской дуге».
  • 7 октября 1960 года состоялась премьера оперы «Повесть о настоящем человеке» в Большом театре.
  • 8 мая 1967 года Маресьев участвовал в церемонии зажжения вечного огня у Могилы Неизвестного Солдата.
  • 3 сентября 1968 года был назван Почётным гражданином города Камышин Волгоградской области.
  • 11 июля 1973 года - Почётный гражданин города Стара-Загора, Болгария.
  • 7 июня 1977 года - Почётный гражданин города Комсомольск-на-Амуре.
  • В 1989 году избран народным депутатом СССР.
  • 25 апреля 1990 года был назван Почётным гражданином города Орёл.

Смерть Алексея Петровича Маресьева

18 мая 2001 года в Театре Российской армии намечался торжественный вечер по случаю 85-летия Маресьева, но буквально за час до начала концерта у Алексея Петровича случился инфаркт, после которого он скончался. Торжественный вечер состоялся, но начался он с минуты молчания.

Алексей Петрович Маресьев похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.

Память о герое

  • В честь Маресьева названа малая планета 2173 Maresjev.
  • Центральная улица в посёлке Ибреси Чувашской Республики названа в честь Алексея Маресьева, в 2005 году там была открыта мемориальная доска. Также имя героя носят улицы в городах Актюбинск, Ташкент, Горно-Алтайск и других городах.
  • 20 мая 2006 года в честь 90-летия со дня рождения знаменитого лётчика, в Камышине был торжественно открыт монумент, расположенный на пересечении двух центральных улиц города, недалеко от дома, где жил Алексей Маресьев.
  • Мемориальная доска на доме в Москве, где Маресьев жил после войны.
  • Надпись на мемориальной доске «Герои Советского Союза» в Батайске
  • Школа-лаборатория № 760 в Москве носит имя Героя.

Фильмы об А. П. Маресьеве

  • Повесть о настоящем человеке. - Режиссёр А. Столпер - драма - Мосфильм, 1948 год
  • Алексей Маресьев. Судьба настоящего человека. - Режиссёр: А.Славин. - Документальный - Телеканал «Россия», 2005 год

Библиография

  1. Наш Маресьев / составитель Шантарин В. С.. - г. Камышин: 1996. - 60 с. - 1000 экз.
  2. А. П. Маресьев «На Курской дуге»
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...