Правило окончания корень приставка окончание суффикс основа. Словообразование Для чего служит приставка и суффикс

Эти научные слова пришли в наш язык из древнего иностранного языка, латинского. В переводе на русский язык они значат: приставка (её учёные называют ещё по-другому - префикс) - «приставленный впереди», а суффикс - «подставленный».

Сложите слово из частей: и, ник, под, снеж.

Так называют первые весенние цветы, которые начинают расти ещё под снегом.

Подснежники .

Обозначим известные части слова.

Окончание - и, так как можно изменить слово:

нет чего? - подснежников ,

рад чему? - подснежникам , изменилось -и.

Однокоренные слова: снег, снежный, снежок.

Общая часть: снег - снеж. В корне чередование согласных г-ж.

Кроме корня и окончания, в словах могут быть и другие части: приставки и суффиксы . Они служат для образования слов.

Приставка - часть слова, которая находится перед корнем, а суффикс - часть слова после корня.

Образовываем слова с помощью суффиксов:

дыра + к = дырк а, дырочк а, дырищ а

очк

ищ

кот + ик = котик , коток , котёнок , котят а

ок

ёнок

ят

Суффикс, называющий большие предметы:

Наблюдаем, как суффиксы меняют смысл слова.

Заяц из русской народной сказки хвастался так:

- У меня, не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи - я никого не боюсь.

Зачем зайцу понадобились слова с суффиксом -ищ -: усищи, лапищи, зубищи? Чтобы назвать большие предметы.

Суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением:

В словах стихотворения выделим суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением.

Весенний дождь.

Поутру надел на ножки

Дождь хрустальные сапожки.

Где наступит сапожок -

Там раскроется цветок.

От дождя травинки

Распрямляют спинки. (Н. Полякова)

С любовью и теплотой описывает автор природу, и передают это отношение слова с уменьшительно-ласкательным значением.

Ножк и, сапожк и - суффикс -к-,

сапожок , цветок - суффикс -ок-,

травинк и - суффикс -инк-,

спинк и — суффикс -к-.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль-то ей крапивушки нарву. (Русская народная песенка)

Сравните: корова - коровушк а, крапива - крапивушк а.

Какие слова звучат нежно, ласково?

Суффикс -ушк- придаёт словам уменьшительно-ласкательное значение.

Ещё суффиксы -очк-, -оньк-, -еньк-, -чик-, -ик-, -ек-.

Образуем слова с помощью суффиксов.

роза

лампа + очк = розочк а, лампочк а, ленточк а

Катя + еньк

лиса + оньк = Катеньк а, лисоньк а, реченьк а

Лимон

помидор + чик = лимончик , помидорчик , блинчик

Суффиксы, называющие животных и их детёнышей:

Жарким днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой-слонихой

Топал слонёнок.

За мамой-лисицей

Крался лисёнок.

За мамой-ежихой

Катился ежонок.

За мамой-медведицей

Шёл медвежонок. (А. Екимцев)

Найдём слова, называющие детёнышей животных.

Слонёнок , лисёнок , ежонок , медвежонок .

Их помогли назвать суффиксы -ёнок-, -онок-.

А ещё суффиксы -ат-, -ят-.

Много слонят , лисят , ежат , медвежат .

Найдём слова, называющие животных.

Слоних ой, лисиц ей, ежих ой, медведиц ей .

Их помогли назвать суффиксы -их-, -иц-.

Гусь - гус-ин-ый, лев - льв-ин-ый, змея - зме-ин-ый .

Суффикс -ин- имеет значение «принадлежит животному».

Суффиксы, называющие людей по профессии, занятию:

Перед вами слова, которые называют людей по профессии, занятию.

Какие суффиксы придают такое значение?

Учитель, воспитатель - суффикс -тель-.

Грузчик, лётчик - суффикс -чик-.

Лесник, дворник - суффикс -ник-.

Футболист, тракторист - суффикс -ист-.

Каменщик , кровельщик - суффикс -щик-.

Наблюдаем, какую роль играет суффикс в именах прилагательных:

Бархатист ый, золотист ый - суффикс -ист- имеет значение «похожий на бархат, золото».

Носат ый, бородат ый - суффикс -ат- придаёт значение «имеющий большой нос, бороду».

Медов ый, вишнёв ый - суффиксы -ов-, -ёв- имеет значение «приготовленный из мёда, из вишни».

Сочн ый, облачн ый - суффикс -н- придаёт значение «имеющий много сока, много облаков».

Сумеешь сказать по-другому, одним словом?

Берег мор я (какой?) - морск ой

Чуть-чуть бел ый (какой?) - беловат ый

Склонный к удач е (какой?) - удачлив ый

Склонный к разговор у (какой?) — разговорчив ый

Имеет много зуб ов (какой?) - зубаст ый

Суффиксы -ск-, -оват-, -лив-, -чив-, -аст- помогли образовать новые слова.

От имён прилагательных образовываем однокоренные имена существительные:

Белый - …, синий - …, высокий - …, смелый - …, свежий - …

Белизн а, синев а, высот а, смелость , свежесть .

Суффиксы -изн-, -ев-, -от-, -ость-, — есть- - это часть слова, которая находится после корня и служит для образования новых слов.

Справочник «Суффиксы русского языка»:

Учёные подсчитали, что в русском языке около 500 (пятисот) суффиксов.

Суффиксы имён существительных:

Ищ-, -ик-,-ек-, -ок-, -онок- (-ёнок-), -к-, -ник-, -чик-, -их-, -тель-, -щик-, -очк-, -ушк- -ышк-, -оньк- (-еньк-), -ость-, -есть-, -изн-

Суффиксы имён прилагательных:

Н-, -ск-, -оньк- (-еньк-), -ов- (-ев-), -чат-, -оват- (-еват-), -лив-, -чив-, -ат-, -аст-, ист-

Суффиксы глаголов : -е-, -и-, -а-, -о-, -я-

Например, беле ть, бели ть, чита ть, моло ть, умоля ть.

Каждая приставка несёт определённый смысл. Благодаря этому мы понимаем друг друга.

Например:

приставка в- означает движение внутрь (в бежал, в лез),

приставка вы- - движение изнутри (вы скочил, вы шел),

приставка за- - начало действия (за пел, за стучал),

приставка до- - завершение действия (до печатал, до писал),

приставка на- - направленность действия на что-либо (на пугала, на правила).

Понаблюдаем, как приставки меняют значения слов

Составим слова с приставками.

Дано слово учить и приставки: при-, раз-, до-, вы-, на-, пере-, под-, от-, по-, из-.

Приучить, разучить, доучить, выучить, научить, переучить, подучить, отучить, поучить, изучить.

Справочник «Приставки русского языка»:

Учёные подсчитали, что в русском языке существует почти 100 приставок. Наиболее часто употребляются следующие.

На-, за-, над -, раз-, рас-

О-, об- (обо-), от- (ото-),до-, по-, под- (подо-),про-, со-

С-, в-, вы-, у-, из-, ис-, при-, пре-

Выделенная часть приставок всегда пишется одинаково. Советуем их запомнить.

Обратите внимание, в русском языке нет приставки з-. В словах, которые начинаются на букву з- (например, здоровье, здравствуй, здание, здесь), нет приставки.

Ответ:

Корень – это главная часть слова, в которой заключено основное значение всех родственных однокоренных слов. (Например: гриб, гриб ок, гриб ной, гриб ник – корень гриб- ).

Основа слова – это часть слова без окончания. В основу могут входить приставка, корень, суффикс. (грибн ой, основа грибн -)

Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (у дома , к дому, за домом).

Окончание не служит для образования новых слов!

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (при бежал, от бежал, за бежал)

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

(дом, домик , домов ой, домищ е)

Алгоритм разбора слов по составу:

1. Прочитай слово. Измени форму слова. Выдели окончание.

2. Выдели основу слова – всё слово без окончания.

3. Подбери несколько родственных слов. Выдели общую часть – корень.

4. Укажи приставку.

5. Укажи суффикс.

Билет№4.

Правило «Проверяемые безударные гласные в корне слова».

-Как проверить безударный гласный в корне слова?

- Как проверить слова с двумя безударными гласными в корне слова?

- Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

Ответ:

- Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы на эту гласную падало ударение.

о ря́ – мо́ ре, ре ка́ – ре́ чка и т.д) .

Чтобы проверить две безударные гласные в корне слова, надо подобрать два проверочных слова (однокоренное или изменить слово) так, чтобы на эти гласные падало ударение. (зе ле не́ли – зе́ лень, зелё ный)

Слова с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить или посмотреть их написание в словаре.(пе на́л, го ри зо́нт)



Билет № 5

Правописание согласных по глухости-звонкости в корне слова

Ответ:

Чтобы проверить правописание глухой или звонкой согласной в корне слова надо подобрать родственное слово, так, чтобы за проверяемой согласной следовала гласная или звонкий согласные(л,р,м,н) . (мороз - морозы, морозн ый, уз ко – узе нький)

Билет № 6

Правописание непроизносимых согласных в корне слова

Ответ:

1. Для проверки непроизносимых согласных следует найти родственное слово, в котором проверяемый согласный звук произносится отчётливо (перед гласным и на конце слова): трост ник - трост очка, трост ь, вест ник - весто чка, вест ь.

2. Если подобрать проверочное слово невозможно, то написание согласного надо запомнить: чув ствовать.

Билет № 7

Правописание разделительных Ь и Ъ знаков

Ответ:

Разделительный ъ (твердый знак) пишется после приставок оканчивающихся на согласный перед гласными е, ё, ю, я . (подъ е зд, разъ я снил)

Разделительный ь (мягкий знак) пишется после согласных перед гласными е, ё, ю, я, и (кресть я нин, вь ю га, соловь и )

Билет № 8

Правила переноса

Ответ:

1. Слова переносят с одной строки на другую по слогам: оси-на, осен-ний, чай-ник, маль-чик.

2. При переносе нельзя одну букву оставлять на строке и нельзя одну букву переносить на другую строку: я/ма, аро|мат .

3. От предшествующих букв не отрывают буквы Й, Ь, Ъ: вой-на, рель-сы, подъ-ём.

4. Если в слове двойные согласные (две одинаковые буквы), то одна переносится, а вторая остается на строке: ван-на, осен-ний, рас-сказ.

Билет № 9

Имя существительное. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Имя существительное кто? что? и обозначает предметы, людей, животных, явления природы и др.

Начальная форма – И.п., ед.ч. (отв. на вопрос кто? или что?).

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· собственное (обозначает ФИО людей, клички животных, названия

литературных произведений, газет и журналов,

географические названия)

или нарицательное,

· одушевлённое (обозначает только людей и животных, отв.на вопрос кто?)

или неодушевлённое (отв.на вопрос что?)

· род (м.р.- он, мой; ж.р.- она, моя; ср.р.- оно, моё),

· склонение (1,2 или 3).

2) Непостоянные:

· число (ед.ч. или мн.ч.) (Есть сущ., которые употребляются только в форме ед.ч., например: молоко, сметана, рожь ,

а также сущ., которые употребляются только в форме мн.ч.,

например: каникулы, ворота, ножницы .

У сущ., которые употребляются только в форме мн.ч., не определяется род и склонение.)

Билет № 10

Что такое склонение. Падежи имён существительных.

Как определить падеж имени существительного.

Ответ:

Склонение – это изменение имён существительных по падежам с помощью вопросов.

В русском языке 6 падежей:

Чтобы определить падеж имени существительного, надо:

1. Найти слово, от которого зависит это существительное.

2. Задать от главного слова вопрос к имени существительному.

3. По вопросу и предлогу определить падеж.

Билет № 11

Имя прилагательное. Начальная форма.

Морфологические признаки

Ответ:

Имя прилагательное - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие? чей? чья? чьё? чьи? и обозначает признак предмета .

Начальная форма – И.п., м.р., ед.ч. (отв. на вопрос какой? или чей?).

Морфологические признаки:

· род (только в единственном числе)

Имя прилагательное всегда стоит в том же роде, числе и падеже, что и существительное, от которого оно зависит.

Билет № 12

Глагол. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Глагол - самостоятельная часть речи, которая отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие или состояние предмета .

Глаголы в начальной (неопределённой) форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? У глаголов в неопределённой форме нельзя определить морфологические признаки.

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· спряжение (1 спр. или 2 спр.) только в настоящем и будущем времени

2) Непостоянные:

· время (прошедшее, настоящее или будущее)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· лицо (1, 2 или 3) только в настоящем и будущем времени

· род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в прошедшем времени, единственном числе

Билет № 13

Местоимение. Начальная форма.

Морфологические признаки.

Ответ:

Местоимение - самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет или лицо, но не называет его.

Личные местоимения 1 и 2 лица отвечают на вопрос кто?, а местоимения 3 лица - на вопросы кто? или что?

Личные местоимения употребляются вместо имён существительных.

Начальная форма личного местоимения – это именительный падеж .

Морфологические признаки:

1) Постоянные:

· лицо (1 лицо– я, мы; 2 лицо – ты, вы; 3 лицо – он, она, оно, они)

· число (ед.ч. или мн.ч.)

· род (м.р., ж.р. или ср.р.) только в 3 лице, единственном числе

2) Непостоянные:

При изменении личного местоимения по падежам меняется не только его окончание, но и само слово.

Билет № 14

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. Распространённые и нераспространенные предложения.

Ответ:

Предложение - это слово или несколько слов связанных между собой по смыслу, выражающих законченную мысль.

Предложение по цели высказывания бывает:

Повествовательным , в котором о чем- либо сообщают (повествуют);

На улице идет дождь.

вопросительным , в котором о чем то спрашивают;

Ты рано вернешься домой?

побудительным , в котором советуют что-либо сделать, приказывают, побуждают к действию.

Принеси мне тетрадь.

По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные Предложение, которое произносится с сильным чувством, называется восклицательным. В конце такого предложения ставиться восклицательный знак (!) Какой сегодня чудесный день!

В конце повествовательного и побудительного предложения чаще всего ставится точка, в конце вопросительного предложения ставится вопросительный знак.

По наличию второстепенных членов предложения делятся на

Морфемика - это раздел науки о языке, изучающий состав слов и их деление на морфемы.

Морфема - это наименьшая значимая часть слова. К морфемам относятся: приставки, корни, суффиксы, постфиксы и окончания.

Значимые части слова

Корень - это главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Корень в слове выделяется дугой - :

Слова, имеющие общий корень и образованные от какого-либо одного слова, называются родственными или однокоренными. Например, в родственных словах

корнем является -сол -, который содержит общий смысл родственных слов.

Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставки обозначаются :

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Суффиксы обозначаются :

Окончание слова

Окончание - это изменяемая часть слова , окончание служит для связи слов в предложении и указывает на форму слова . Окончание обозначается .

слон, слоны , о слонах

Обратите внимание, что окончание может быть нулевым, в этом случае ставится просто пустая клетка.

Окончания имеют только изменяемые слова. У наречий и неизменяемых существительных не бывает окончаний, даже нулевых:

горячо, тепло, стыдно

метро, пальто, кофе

Основа

Основа - это всё слово без окончания. Основа выражает смысловое значение слова. В основу могут входить приставка, корень и суффикс. Основа обозначается :

Основы бывают производные и непроизводные. Непроизводная основа - это основа, состоящая только из корня, например.

Словообразование - раздел науки о языке, который изучает строение слов (из каких частей они состоят) и способы их образования.

Состав слова.

Слово состоит из основы и окончания. В основу водят: приставка, корень суффикс. Приставка, корень, суффикс, окончание - части слова.

Основа и окончание.

В изменяемых самостоятельных словах выделяется основа и окончание, а в неизменяемых - только основа. Основа - это часть изменяемого слова без окончания. В основе слова заключено его лексическое значение. Окончание - это изменяемая значимая часть слова, которая образует форму слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении. Примечания. 1. Чтобы выделить окончание, надо изменить слово. 2. Неизменяемые слова окончаний не имеют. При изменении слова или образовании какой- либо его формы: числа, рода, падежа, лица - изменяются окончания. Окончание выражает разные грамматические значения: у существительных, числительных и личных местоимений (без предлога иди вместе с ним) - падеж и число ; у прилагательных, причастий, некоторых местоимений - падеж, число, род ; у глаголов в настоящем и будущем времени - лицо и число , а в прошедшем времени - род и число . Окончание может быть нулевым , то есть таким, которое не выражено звуками. Оно обнаруживается при сравнении форм слова. В именительном падеже нулевое окончание (как любое другое в косвенных падежах) означает, что существительное конь, орёл употреблены в форме именительного падежа, единственного числа, мужского рода, 2-го склонения. В основе самостоятельного слова можно выделить значимые части слова: приставку, корень, суффикс .

Корень слова.

Корень - это главная часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов. Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными. Примечания.

  1. Однокоренные слова могут относиться к одной части речи или к разным.
  2. Следует различать совпадающие по звучанию, но разные по значения (омонимичные) корни. Слова с подобными корнями однокоренными не являются.
  3. Слов, состоящих из корня и окончания, в русском языке сравнительно немного; большинство основ слов состоит из корня и суффикса; корня, приставки и суффикса.
  4. Некоторые корни в «свободном» виде (корень + окончание) не встречаются. Они имеются в словах только в сочетании с приставками, суффиксами или другими корнями: — де — - надеть, переодеть; — ня — - занять, нанять, отнять; — пт — - птенец, пташка, птица; — сяг — - присяга, досягать, посягать; — у — - разуть, обуть; — ул — - улица, переулок; — й — - войти, отойти, пройти, зайти.
  5. В слове может быть один корень или два корня.

    Суффикс - это значимая часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов. Примечание. Суффиксы могут служить для образования форм слов.

    Способы образования слов.

    Новые слова в русском языке образуются на основе слов, словосочетаний, реже - предложений, которые для нового слова являются исходными . Слова в русском языке образуются следующими основными способами: приставочным, суффиксальным, приставочно-суффиксальным, бессуффиксным, сложением, переходом одной части речи в другую .

    Приставочный способ.

    При образовании слов приставочным способом приставка присоединяется к исходному, уже готовому слову. При этом новое слово относится к той же части речи, что и исходное слово. Так образуются имена существительные, прилагательные, местоимения, глаголы, наречия .

    Суффиксальный способ.

    Суффиксальный способ заключается в том, что к основе исходного слова прибавляется суффикс. Таким образом образуются слова всех самостоятельных частей речи. Слова, образованные суффиксальным способом, как правило, являются другой частью речи . Суффиксальный способ является основным для образования имен существительных, прилагательных и наречий. Он является более сложным по сравнению с приставочным способом, так как суффикс прибавляется не к целому слову, а к его основе, причем основа слова иногда видоизменяется: происходит отсечение части основы, изменяется ее звуковой состав, происходит чередование звуков.

    Приставочно-суффиксальный способ.

    Приставочно-суффиксальный способ заключается в одновременном присоединении к основе исходного слова приставки и суффикса. Наиболее часто образуются этим способом существительные с суффиксами -ник, -й (е), -ок , глаголы с суффиксом -ся , наречия в приставкой по- и суффиксами -и, -ому, -ему.

    Бессуффиксный способ.

    Сложение как способ образования слов.

    Сложение сокращенных основ.

    Многие слова образуются путем сложения сокращенных основ исходных слов . В результате образуются сложносокращенные слова. Сложносокращенные слова образуются:

    1. сложением слогов или частей слов полного названия: колхоз (коллективное хозяйство), ликбез (ликвидация безграмотности), спецкор (специальный корреспондент);
    2. сложением названий начальных букв: ЦК (Центральный Комитет), ВДНХ (Выставка достижений народного хозяйства);
    3. сложением начальных звуков: вуз (высшее учебное заведение), МХАТ (Московский Художественный академический театр);
    4. смешанным способом (сложение слога со звуком, звука со слогом, букв со звуком и др.): главк (главный комитет), районо (районный отдел народного образования).

    Сложные и сложносокращенные слова могут служить основой для образования новых слов: вуз - вузовец; колхоз - колхозный - колхозник.

    Переход слов одной части речи в другую.

    Слова образуются также путем перехода одной части речи в другую . При этом, употребляясь в роли другой части речи, они приобретают иное общее значение, теряют ряд своих грамматических признаков. Например: ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).

    edu.glavsprav.ru

    Слова с приставкой, корнем, суффиксом и окончанием

    Примеры разборов слов, у которых есть все основные морфемы: приставка, корень, суффикс, окончание.

  6. у бор к а
  7. у дивл ени е
  8. у рож ай
  9. с пут ник
  10. су мрач н ый
  11. па’ вод ок
  12. пере вод чик
  13. пере вод чиц а
  14. пере клич к а
  15. пере лес ок
  16. пере нос иц а
  17. пере пис к а
  18. пере строй к а
  19. пере ул ок
  20. по бел к а
  21. по вед ени е
  22. по вел ени е
  23. по дар ок
  24. под вод ник
  25. под готов и тельн ый
  26. под дел к а
  27. под держ к а
  28. по дел к а
  29. под зем н ый
  30. под одеяль ник
  31. под окон ник
  32. по дорож ник
  33. подо ш л а
  34. по друж к а
  35. под свеч ник
  36. под снеж ник
  37. по един ок
  38. по мог л и
  39. по мощ ник
  40. по плав ок
  41. по тём к и
  42. по ход н ый
  43. пред гроз ов ой
  44. пред назнач ени е
  45. пред назнач енн ая
  46. пре скуч н ый
  47. при бреж н ый
  48. при бы ль
  49. при врат ник
  50. при выч к а
  51. при город н ый
  52. при гор ок
  53. при дорож н ый
  • при кры л и
  • при ман к а
  • при мор ск ий
  • при нес л и
  • при пе в
  • при шел ец
  • при школь н ый
  • про беж к а
  • про вод к а
  • про вод ник
  • про гул к а
  • про пис к а
  • про пол к а
  • об вин ени е
  • об уч ени е
  • объ един ени е
  • объ езд чик
  • о пил к и
  • о свещ ени е
  • от зыв чив ый
  • от кры л
  • от крыт и е
  • от кры т ый
  • Смотрите примеры слов с разными морфемами:

    Или подберите нужные слова с необходимыми частями слова через поиск слов по морфемам.

    morphemeonline.ru

    Основа слова и окончание

    В мор­фем­ном соста­ве сло­ва мож­но выде­лить при­став­ку, корень, суф­фикс и окон­ча­ние. Основа сло­ва вклю­ча­ет в себя все эти мор­фе­мы, кро­ме окон­ча­ния.

    Состав слова

    В изме­ня­е­мых сло­вах выде­ля­ют­ся мини­маль­ные зна­чи­мые части - мор­фе­мы:

    Морфема - это тер­мин гре­че­ско­го про­ис­хож­де­ния. В пере­во­де с гре­че­ско­го язы­ка это сло­во зна­чит «фор­ма» .

    Например, в сло­ве «сол­неч­ный» выде­лим сле­ду­ю­щие мор­фе­мы:

    сол­неч н ый - корень/суффикс/окончание.

    Исследованием мор­фем зани­ма­ет­ся мор­фе­ми­ка.

    Корень слова

    Главной мор­фе­мой в сло­ве явля­ет­ся корень. Некоторые непро­из­вод­ные сло­ва состо­ят толь­ко из кор­ня и окон­ча­ния:

    От зна­че­ния кор­ня зави­сит лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва. Слова слу­жат нам для назы­ва­ния пред­ме­тов, при­зна­ков или дей­ствий. То, что обо­зна­ча­ет отдель­ное сло­во, явля­ет­ся его лек­си­че­ским зна­че­ни­ем, напри­мер:

    суще­ству­ет пред­мет «тра­ва» , и сло­вом «тра­ва» назы­ва­ет­ся зеле­ный покров зем­ли. Это лек­си­че­ское зна­че­ние это­го сло­ва, заклю­чен­ное в корне.

    В корне содер­жит­ся общее зна­че­ние, кото­рое име­ют все одно­ко­рен­ные сло­ва:

    дом, дом ик, дом ашний, без дом ный, о дом ашнить .

    Все пере­чис­лен­ные одно­ко­рен­ные сло­ва свя­за­ны общим лек­си­че­ским зна­че­ни­ем с домом - «стро­е­ни­ем, где посто­ян­но живет чело­век и его семья» .

    Вокруг кор­ня груп­пи­ру­ют­ся в сло­ве все осталь­ные зна­чи­мые части:

    Приставка нахо­дит­ся перед кор­нем. С помо­щью этой мор­фе­мы обра­зу­ют­ся новые сло­ва:

    заго­ло­вок - под заго­ло­вок (допол­ни­тель­ный заго­ло­вок);

    облач­ный (покры­тый обла­ка­ми) - без облач­ный (отсут­ствие обла­ков);

    плыть - пере плыть (пре­одо­леть реку, ока­зать­ся на дру­гом бере­гу).

    Приставка вно­сит раз­ные смыс­ло­вые оттен­ки в исход­ное лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва или меня­ет его лек­си­че­ское зна­че­ние.

    Суффикс явля­ет­ся зна­чи­мой частью сло­ва. Как и при­став­ка, он обра­зу­ет новые сло­ва:

    золо­той - золот ист ый (слег­ка золо­той цвет);

    гора - гор к а (малень­кая гора);

    бабуш­ка - бабушк ин (при­над­ле­жа­щий бабуш­ке).

    Суффикс, при­со­еди­ня­ясь к кор­ню, изме­ня­ет исход­ное зна­че­ние слов.

    В отли­чие от при­став­ки и суф­фик­са, кото­рые явля­ют­ся сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ны­ми мор­фе­ма­ми, окон­ча­ние не обра­зу­ет новых слов.

    Окончание изме­ня­ет­ся и обра­зу­ет фор­мы одно­го и того же сло­ва, напри­мер:

    • что? дорог а - ед. ч., им.падеж;
    • обо­чи­на чего? дорог и - р. п. ед. ч.;
    • иду к чему? к дорог е - д. п. ед. ч.;
    • думаю о чём? о дорог ах - п. п. , мн. ч.
    • Окончание изме­ня­ет фор­му сло­ва, но лек­си­че­ское зна­че­ние сло­ва оста­ет­ся преж­ним.

      С помо­щью окон­ча­ний сло­ва оформ­ля­ют­ся в закон­чен­ную мысль - пред­ло­же­ние.

      Сравним:

      облак о, сер ый, выгля­ну ть, ярк ий, солнц е

      Из-за сер ых облак ов выгля­нул о ярк ое солнц е.

      Что такое основа слова

      Все сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные мор­фе­мы сло­ва состав­ля­ют его осно­ву. В осно­ву сло­ва вхо­дят при­став­ка, корень и суф­фикс. Основу сло­ва полу­чим, если не будем учи­ты­вать сло­во­из­ме­ни­тель­ную мор­фе­му - окон­ча­ние, напри­мер:

      В осно­ве заклю­че­но лек­си­че­ское зна­че­ние кон­крет­но­го сло­ва:

      красн ый, крас­нот а, красне ть, покрасне ть, докрас­на.

      Будем учи­ты­вать, что в осно­ву сло­ва не вхо­дят так­же неко­то­рые фор­мо­об­ра­зу­ю­щие суф­фик­сы.

      Суффикс -л- обра­зу­ет фор­му про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­лов. Эта мор­фе­ма, как и окон­ча­ние, не вклю­ча­ет­ся в осно­ву гла­голь­ных форм:

      под­бро­си л а мяч;

      осве­ти л о вер­хуш­ки дере­вьев;

      заиг­ра л и на гита­ре.


      russkiiyazyk.ru

      ЗНАЧИМЫЕ ЧАСТИ СЛОВА (МОРФЕМЫ)

      Морфемика - это раздел русского языка, который изучает строение слова.

      Слова состоят из значимых частей, которые называют­ся морфемами: приставки, корня, суффикса и окончания.

      Среди морфем выделяются словообразовательные (приставка, суффикс), служащие для образования но­вых слов, и словоизменительные (окончание, суффикс прошедшего времени глаголов -JI9 суффиксы -ЕЕ, ЕЙ, -ШЕУ при помощи которых образуется простая превос­ходная степень прилагательных и наречий), служащие для образования форм слова.

      Окончание - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении и словосочетании.

      Чтобы выделить окончание, надо изменить слово: до­ска - доски, красивый - красивого, лечу - летит.

      Окончание выражает разные грамматические значе­ния:

      Рода, числа и падежа - у существительных и цри- лагательных;

      Лица и числа - у глагола в настоящем и будущем времени;

      Рода и числа - у глаголов в прошедшем времени.

      При помощи окончания новые слова не образуются,

      образуются формы слова.

      Окончание может быть нулевым, то есть не выра­женным звуками (врач, дом); оно обнаруживается при сравнении форм слова.

      Не имеют окончаний неизменяемые слова:

      Прилагательные в сравнительной степени (красивее);

      Несклоняемые существительные (депо).

      Различайте слова с нулевым окончанием и неиз­меняемые слова, в которых выделяется только основа (говоря, завтра, длиннее).

      Часть изменяемого слова без окончания называется ос­новой слова. Она выражает лексическое значение слова.

      Непроизводная (нет приставки, суффикса: дом);

      Производная (образована от других слов: домик);

      Производящая (от нее образуется другая основа: дом - домик).

      Корень - главная значимая часть слова, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

      В слове может быть один корень (цветной) и несколь­ко (цветово^)9 такие слова называются сложными.

      Слова, имеющие одинаковый корень, называются од-

      покоренными (водный, подводный, «вода, заводь, водя­нистый, по&водник).

      Существуют слова, которые имеют один и тот же ко­рень, но разные лексические значения (ёора, Горный,

      угореть, загореть, перегореть), они не являются одно- коренными.

      Приставка - это значимая часть слова, которая сто­ит перед корнем и служит для образования новых слов

      Приставки вносят дополнительное значение в слова.

      Кроме исконно русских приставок (о-, от-, под-, над-, пере-) существуют и иноязычные (контр-, суб-, ад-, ин-, кон-, об-).

      В слове может быть несколько приставок: ‘безвыход­ный.

      Среди приставок есть синонимичные (выгнать - изгнать) и антонимичные (влететь - вылететь).

      Во многих словах приставки срослись с корнем и как самостоятельные части слова не выделяются: востор­гаться.

      Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новщх слов (тон-

      кбстЬ, тонкбвапЬый; гонимый, гон^пЦий; водякой, во-

      В слове может быть один суффикс (водякой) или не­сколько (водянистый).

      Многие суффиксы свойственны определенным час­тям речи:

      Ость, -онк9 -телъу -щик - существительным; -ущ, -ющу -ащ, -ящ, им, -ом, -ем - причастиям; -ыва, -ивау -овау -ева - глаголам. Постфикс - это часть слова, которая стоит после окончания: -сь и -ся.

      1. Укажите, в каком ряду все слова имеют окончание.

      а) заяц, солнцем, верхом (скакать)

      б) белым, касается, подошли

      в) увидел, справа, второй

      г) заточил, (о) переезде, дважды

      2. Укажите, в каком ряду все слова имеют нулевое окончание.

      а) овощ, плащ, речь

      б) Ростов, вперед, настежь

      в) рассказ, полночь, вишь

      г) плеть, (с) плеч, вскачь

      3. Укажите, в каком ряду все слова состоят из при­ставки, корня, одного суффикса и окончания.

      а) поражение, забияка, заведенный

      б) загашенный, инициатива, кавалерия

      в) застелил, остановка, разгрузка

      г) осязание, племенной, заговорщик

      4. Укажите, в каком ряду все слова имеют несколько суффиксов.

      а) попадание, заболевание, породниться

      б) бахрома, встрепенуться, изыскание

      в) капитуляция, лотерея, официальный

      г) поведение, рассредоточенный, скомканный

      5. Укажите, в каком ряду все слова имеют 2 при­ставки.

      а) поодаль, безудержный, неодаренный

      б) понаслышке, бесчувственный, неразговорчивый

      в) понемногу, несдержанный, нездешний

      г) вдвойне, нераспечатанный, небезынтересный

      6. Укажите, какое из данных слов не является одно- коренным.

      а) пригорелый в) горный

      б) гореть г) угарный (газ)

      7. Укажите слова, которые состоят из 5 морфем.

      а) напоминать в) судоходство

      б) напряженность г) пробрался

      8. Укажите ошибки, допущенные при морфемном раз­боре слов.

      а) план-ир-ов-а-ть в) магнет-изм

      б) кастрюл-я г) от-тир-а-ть

      9. Укажите, в каких случаях морфемный разбор слов выполнен верно.

      а) аук-ци-он в) де-кабрь

      б) вел-ич-ин-а г) кремн-ий

      10. Укажите слова, морфемный состав которых соот­ветствует схеме

      «корень 4- окончание».

      11. Укажите слова, в которых основа равна корню.

      scicenter.online

      18. Морфемы – значимые части слова. Основа слова. Окончание. Правила

      Морфема – это наименьшая значимая часть слова:

      Главной морфемой является корень. В нём заключён основной
      смысл слова.

      Словообразовательные морфемы служат для образования слов
      с новым лексическим значением:
      связи слов в словосочетании и предложении:

      В неизменяемых словах нет окончаний:

      кофе, ателье, сегодня, завтра.

      В изменяемых словах окончание может быть и нулевым.

      Нулевое окончание – это морфема, которая не выражена звуками
      (или буквами). Такое окончание выявляется только тогда, когда в других
      формах того же слова есть окончание, выраженное звуками (буквами):

      Задачи на тему «Морфемы – значимые части слова. Основа слова. Окончание»

      Город, синий, завтра, лепесток, столица, окно, тетрадь, гулял.

      Д о г о н и ш ь, в е л и к о в а т ы й, д о г а д к а, п я т и э т а ж н ы й,

      с п о р т т о в а р ы.

      Выделите окончания, кликая на буквы.

      А л ы е р о з ы, в н о в ы х к в а р т а л а х, м о р е ш у м е л о, н е т о р о п л и в о

      п о л о ж и л а.

      Выберите слова, имеющие нулевое окончание.

      Домов, столов, коров, основ, носов, часов.

      Выберите слова, которые не имеют окончания.

      Выберите пары слов, в которых представлены формы одного и того же слова.

      1) Приказ – приказать,

      2) отважный – отважного,

      3) играл – играть,

      4) бумага – бумажный,

      5) ученик – ученица,

      6) сильный – сильное.

      Выберите пары слов, в которых представлены однокоренные слова.

      2) строить – строитель,

      3) красный – красное,

      4) окно – подоконник,

      6) смешной – смешить.

      Выберите формы слова лист.

      Безлиственного, листку, лиственного, листом, листу, листку, лиственных, листа.

      school-assistant.ru

Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.

Состав слова
Приставка. Суффикс

Ответы к стр. 28 – 30

1. Прочитай. Вставь пропущенные в предложениях слова.

Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня. Приставка - это значимая часть слова, которая стоит перед корнем.

2. Прочитай. Отметь √ , какие значимые части слова служат для образования новых слов.

суффикс
приставка

3 ∗ . Прочитай. Найди слова с приставками. Выдели приставки.

(Л. Толстой)

Подчеркни глагол, в котором приставка имеет значение “повторить действие заново”.
Выдели в однокоренных словах корень.

4 ∗ . Прочитай. Образуй от каждого слова и запиши однокоренное слово с другой приставкой. Выдели в словах приставки.

под/ бежать - у/ бежать за/ кричать - на/ кричать
за/ сверкать - по/ сверкать о/ смотреть - пере/ смотреть
от/ плыть - при/ плыть с/ просить - по/ просить

Подчеркни глаголы, в которых приставка имеет значение “начало действия”.

5. Прочитай. Найди глагол с двумя приставками. Выдели приставки в глаголах.

Чу, за тучей прогремело,

(Ф. Тютчев)

6 ∗ . Прочитай. Отметь √ слова, в которых нет приставок. Выдели в других словах приставки.

7. Прочитай. Вставь пропущенные в словах буквы. Впиши слово, от которого образовались слова каждого ряда. Выдели в словах суффиксы.

Подчеркни слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Выпиши имя прилагательное и выдели в нём все значимые части.

8 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные слова.

(Н. Сладков)

Выдели суффиксы в словах - названиях детёнышей животных.

9 ∗ . Прочитай. Вставь пропущенные в словах суффиксы.

Подчеркни слова, которые состоят из корня и окончания. Выдели в других словах все значимые части слова.

10 ∗ . Прочитай. Запиши в памятку пропущенные слова.

Как определить в слове суффикс?

1) Подбираю однокоренные слова без суффикса и с другими суффиксами.

2) Выделяю часть, которая стоит после корня . Эта часть и будет суффиксом.

11 ∗ . Прочитай. Отметь √ , в каких словах есть данные суффиксы.

-ик -чик -ок

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...