Обработка данных тестирования сан онлайн. Результаты исследования по опроснику «САН

Опросник САН (активность, самочувствие, настроение) разработан для определения состояния взрослого человека на момент опроса. Информация об интерпретации показателей больше нужна специалистам, но и обычные люди также могут узнать побольше об опроснике.

Методика САН: что это?

Тест проверяет, насколько функционален человек на данный момент, может ли он адекватно принимать решения, быстро реагировать, физически работать? Или же ему крайне необходим отдых.

В опроснике три десятка полярных вопросов. Каждое состояние: самочувствие, активность, и "боевое" либо угнетенное настроение определяется по 10 критериям.

Испытуемый сам определяет свое состояние на данный момент и отвечает - бодр и активен он или же пассивен, работоспособен или устал, считает ли себя счастливым или несчастным и т. д. Психолог записывает все ответы, а затем дает развернутую интерпретацию.

Для кого разработан опросник САН

Разработан названный тест ведущими сотрудниками Московского университета им. Сеченова еще в 1973 году. Принимали участие в его создании Доскин В. А., Лавреньева Н.А., Шарай В. Б. и другие исследователи.

Опросник САН, точнее обработанная информация, собранная опросником, помогает специалистам определить некоторые личностные особенности человека:

  • психоэмоциональную реакцию индивидуума на нагрузку;
  • личные биоритмы;
  • особенности эмоционального состояния здорового психически человека без влияния стресса.

Кроме того, применяется опросник для определения состояния психически больных людей в конкретный период времени. То есть опросник применяется повсюду, где точно нужно установить состояние психоэмоционального здоровья конкретной личности в период нагрузки.

Часто он применяется для исследований подросткового периода. Для этого опрашивают около 100 человек подростков и подсчитывают общие результаты.

Интерпретация результатов: ключи

А как квалифицированный психолог считает баллы? Оценка дается по каждому критерию усредненная. Для подсчета результатов необходимо опираться на таблицу. Каждый вопрос имеет 7 вариантов ответа - цифры от -3 до 3. За ответ 3 начисляется 7 баллов, за 2 зачисляется 6 баллов и так далее, по нисходящей до 0. Ключ для каждого вопроса свой.

Подсчет, как видим, несложный. Есть 30 ответов-подсказок, которые характеризуют 3 показателя. Каждый ответ - это критерий, оценивающий состояние в баллах от 1 до 7. Средний балл - 4, но нормальным показателем считается оценка 5.0 или 5.5. Специалист во время обработки результатов смотрит не только на баллы, важным показателем является и соотношение активности, настроения и самочувствия.

Недостатки методики

В описанной методике есть один существенный недостаток. В опросник САН включены довольно общие признаки для многих состояний. Это затрудняет диагностику. К тому же ответы часто крайне субъективны.

Можно найти множество экспресс-тестов САН, которые дают компьютерную обработку результатов, но лучше, когда характеристику пишет подготовленный специалист, который за баллами видит реальные особенности личности.

Условия опроса: применение

В развернутой характеристике по результатам опроса, психолог должен описать, при каких условиях проводилось исследование: после стресса, физического напряжения или в спокойной обстановке. Тот кто тестирует, должен учитывать насколько давно отдыхал человек.

Если опросник САН дается человеку в конце рабочего дня, то, само собой, тест покажет низкие баллы по активности и самочувствию (ниже 4). При этом настроение может быть хорошим, но может также быть угнетенным. Однако все снова зависит от особенностей личности. У многих активность сохраняется хорошей и в конце дня, когда применяется опросник САН.

Интерпретация результатов тестирования, чтобы быть объективной, должна проводиться только специалистом. Это следует учитывать. Кроме того, методика не предназначена диагностировать никаких отклонений, а проводится только для профилактики стрессов и изучения личности.

Для того, чтобы оперативно оценить самочувствие и активность, а также настроение, можно пройти опросник сан. Это тест, где вы, отвечая на вопросы, соотносите показатели своего состояния с некоторыми признаками по шкале, в которой довольно много вопросов. В этой шкале присутствуют индексы от тройки до единицы и наоборот. Методика включает в себя тридцать пар слов, которые имеют противоположное значение. Эти слова отражают действие, ритм, силу и здоровье, а также ваше самочувствие. Помните что может привести к печальным последствиям.

Описание методики сан

Эта разновидность опросников состояния и настроения была разработана еще в 1973 году. Разрабатывая эту методику, авторы исходили из того факта, что тремя основными составляющими функционального и психоэмоционального состояния являются самочувствие, и настроение. И именно они могут быть охарактеризованы оценками, между которыми есть континуальная последовательность промежуточных значений.

Целью данной методики является экспресс-оценка состояния человека в момент прохождения теста.

В опроснике тридцать пар противоположных характеристик. По этим вопросам нужно оценить, как вы себя чувствуете в момент прохождения теста. Каждая пара – это шкала, где нужно отметить степень выраженности определенной характеристики своего состояния.

Выбирайте в каждой паре ту характеристику, которая оптимально точно описывает ваше состояние и отмечайте соответствующую цифру.

Человек, проходящий тест, должен поставить тот балл, который максимально точно выразит его состояние на момент прохождения теста.

Тест с вопросами

1. Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
2. Чувствую себя сильным Чувствую себя слабым
3. Пассивный Активный
4. Малоподвижный Подвижный
5. Веселый Грустный
6. Хорошее настроение Плохое настроение
7. Работоспособный Разбитый
8. Полный сил Обессиленный
9. Медлительный Быстрый
10. Бездеятельный Деятельный
11. Счастливый Несчастный
12. Жизнерадостный Мрачный
13. Напряженный Расслабленный
14. Здоровый Больной
15. Безучастный Увлеченный
16. Равнодушный Взволнованный
17. Восторженный Унылый
18. Радостный Печальный
19. Отдохнувший Усталый
20. Свежий Изнуренный
21. Сонливый Возбужденный
22. Желание отдохнуть Желание работать
23. Спокойный Озабоченный
24. Оптимистичный Пессимистичный
25. Выносливый Утомляемый
26. Бодрый Вялый
27. Соображать трудно Соображать легко
28. Рассеянный Внимательный
29. Полный надежд Разочарованный
30. Довольный Недовольный

Вопросы на самочувствие находятся под номерами 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; на активность – под номерами 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Что касается вопросов на настроение, то они находятся под номерами 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30..

Опросник сан – интерпретация

Во время обработки, каждая оценка принимает определенное значение и соответствует тому или иному количеству баллов:

  1. тройка соответствует плохому самочувствию и низкой активности, а также отвратительному настроению – этот индекс принимается за 1 балл;
  2. двойка – за два балла;
  3. единица – за 3 балла.

Так мы двигаемся тройки с противоположной стороны шкалы, она соответствует 7 баллов.

Положительное состояние – это более высокие баллы, а отрицательное - более низкие. По полученным баллам рассчитывается среднее арифметическое в целом. Кроме того, опросник сан рассчитывает самочувствие, активность, настроение по отдельности.

Анализируя функциональное состояние, очень важными являются значения не только отдельных показателей, но и результат их соотношения. Если человек не переутомленный, он отдохнул, то оценки активности, а также настроения и самочувствия в этом случае чаще всего совпадают. Нарастание усталости меняет соотношение между этими показателями из-за того, что при этом самочувствие и активность падают по сравнению с настроением.

В интернете каждый может пройти опросник сан онлайн. Все, что необходимо для этого – отвечать на поставленные вопросы.

Получив результаты по каждой категории, их делят на десять. Средний балл шкалы равняется четырем. Оценки, которые превышают данный показатель, говорят о том, что человек хорошо себя чувствует, находится в благоприятном состоянии. Если же показатели ниже четверки, то это свидетельствует о неблагоприятном состоянии человека, который прошел тест. Нормальные оценки состояния находятся в пределах пяти – пяти с половиной баллов.

Источник: Барканова О.В. (сост.) Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум. [серия: Библиотека актуальной психологии]. – Вып. 2 – Красноярск: Литера-принт, 2009. - 237 с.

Возраст: для психодиагностического обследования взрослых лиц (в возрасте от 14-18 до 60-65 лет) без каких-либо ограничений по половым, социальным, профессиональным, образовательным и т. п. признакам.

Назначение: для оперативной оценки психоэмоционального состояния взрослого человека на момент обследования.

При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния − самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений. Однако есть данные о том, что шкалы САН имеют чрезмерно обобщенный характер. Факторный анализ позволяет выявить более дифференцированные шкалы: «самочувствие», «уровень напряженности», «эмоциональный фон», «мотивация» (А.Б. Леонова, 1984). Конструктная валидность САН устанавливалась на основании сопоставления с результатами психофизиологических методик с учетом показателей критической частоты мельканий, температурной динамики тела, хронорефлексометрии. Текущая валидность устанавливалась путем сопоставления данных контрастных групп, а также путем сравнения результатов испытуемых в разное время рабочего дня. Разработчиками методики проведена ее стандартизация на материале обследования выборки 300 студентов.

САН представляет собой карту (таблицу), которая содержит 30 пар противоположных характеристик, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). Каждое состояние представлено 10 парами слов. На бланке обследования между полярными характеристиками располагается рейтинговая шкала. Испытуемому предлагают соотнести свое состояние с определенной оценкой на шкале (отметить степень выраженности той или иной характеристики своего состояния). При обработке результатов обследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7. Количественный результат представляет собой сумму первичных баллов по отдельным категориям (или их среднее арифметическое).

САН нашел широкое распространение при оценке психического состояния больных и здоровых лиц, психоэмоциональной реакции на нагрузку, при выявлении индивидуальных особенностей и биологических ритмов психофизиологических функций.

Инструкция: Вам предлагается описать свое состояние, которое Вы испытываете в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние, и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики.

Обработка и интерпретация результатов

При подсчете крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в один балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары − в семь баллов. При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются, но положительные состояния всегда получают высокие баллы, а отрицательные − низкие. Полученные баллы группируются в соответствии с ключом в три категории, и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие − сумма баллов по шкалам №: 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26; Активность − сумма баллов по шкалам №: 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28; Настроение − сумма баллов по шкалам №: 5, 6, 11, 12, 17, 18, 23, 24, 29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого, оценки ниже четырех свидетельствуют об обратном.

Нормальные оценки состояния лежат в диапазоне 5-5,5 баллов. Следует учесть, что при анализе функционального состояния важны не только значения отдельных его показателей, но и их соотношение. В частности, у отдохнувшего человека оценки самочувствия, активности, настроения обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет относительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настроением.

Типовая карта методики САН

  1. Самочувствие хорошее

Самочувствие плохое

  1. Чувствую себя сильным

Чувствую себя слабым

  1. Пассивный

Активный

  1. Малоподвижный

Подвижный

  1. Веселый

Грустный

  1. Хорошее настроение

Плохое настроение

  1. Работоспособный

Разбитый

  1. Полный сил

Обессиленный

  1. Медлительный
  1. Бездеятельный

Деятельный

  1. Счастливый

Несчастный

  1. Жизнерадостный
  1. Напряженный

Расслабленный

  1. Здоровый
  1. Безучастный

Увлеченный

  1. Равнодушный

Взволнованный

  1. Восторженный
  1. Радостный

Печальный

  1. Отдохнувший
  1. Свежий

Изнуренный

  1. Сонливый

Возбужденный

  1. Желание отдохнуть

Желание работать

  1. Спокойный

Озабоченный

  1. Оптимистичный

Пессимистичный

  1. Выносливый

Легко утомляемый

  1. Бодрый

3 2 1 0 1 2 3

Методика САН является разновидностью опросников состояний и настроений. Разработан В. А. Доскиным, Н.А.Лаврентьевой, В. Б. Шарай, М. П. Мирошниковым в 1973 г. При разработке методики авторы исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существует континуальная последовательность промежуточных значений.

Самочувствие - это комплекс субъективных ощущений, отражающих степень физиологической и психологической комфортности состояния человека, направление мыслей чувств и т.п. Самочувствие может быть представлено в виде некоторой обобщающей характеристики (плохое/хорошее самочувствие, бодрость, недомогание и т.п.), а также может быть локализовано по отношению к определенным формам ощущения (ощущение дискомфорта в различных частях тела).

Активность - 1) всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика как источник преобразования или поддержания жизненно значимых связей с окружающей средой, имеющее свою иерархию: химическая, физическая нервная психическая активность, активность сознания, личности, группы, общества. Активность строится в соответствии с вероятностным прогнозированием развития событий в среде и положением в ней организма; 2) одна из сфер проявления темперамента которая определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с физической и социальной средой. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, инициативным, активным или стремительным.

Настроение - сравнительно продолжительные, устойчивые состояния человека которое может быть представлено как: 1) эмоциональный фон (приподнятое, подавленное) т.е. являться эмоциональной реакцией не на непосредственные последствия конкретных событий, а на их значение для субъекта в контексте общих жизненных планов, интересов и ожиданий; 2) четкое идентифицируемое состояние (скука, печаль, тоска, страх, увлеченность, радость, восторг и пр.). Настроение в отличие от чувств всегда направлено на тот или иной объект. Настроение будучи вызванным определенной причиной, конкретным поводом, проявляется в особенностях эмоционального отклика человека на воздействия любого характера.



Обработка результатов.

При обработке результатов исследования оценки пересчитываются в «сырые» баллы от 1 до 7 (крайняя степень выраженности негативного полюса пары оценивается в 1 балл, а крайняя степень выраженности позитивного полюса пары - в 7). При этом нужно учитывать, что полюса шкал постоянно меняются.

Вариант 1 . Полученные баллы группируются в соответствии с ключам в три категории и подсчитывается количество баллов по каждой из них.

Самочувствие: 1, 2, 7, 8, 13, 14,19, 20, 25, 26.

Активность: 3, 4, 9, 10, 15,16, 21, 22, 27, 28.

Настроение: 5, 6,11, 12, 17, 18, 23, 24,29, 30.

Полученные результаты по каждой категории делятся на 10.

Интерпретация. Средний балл шкалы равен 4. Оценки, превышающие 4 балла, говорят о благоприятном состоянии испытуемого.Оценки ниже 4 баллов свидетельствуют о не благоприятном состоянии испытуемого.Оценки состояния лежащие в диапазоне 5,0-5,5 баллов свидетельствуют о нормальном состоянии испытуемого.Следует учитывать, что при анализе функционального состояния испытуемого важны не только значения отдельных показателей САН, но и их соотношение.

Вариант 2. Сумма баллов, набранная испытуемым по всем 30 шкалам, делится на 30.

Интерпретация.

1-3 балла - человек, у которого преобладает плохое настроение

3,5-4,5 балла - человек, у которого доминирует изменчивое настроение или такой человек, который сам не в состоянии оценить свое настроение как хорошее или плохое.

5-7 баллов - человек, у которого чаще всего доминирует хорошее настроение

Типовая карта методики САН

Инструкция : «Вам предлагается описать свое состояние в настоящий момент, с помощью таблицы, состоящей из 30 полярных признаков. Вы должны в каждой паре выбрать ту характеристику, которая наиболее точно описывает Ваше состояние и отметить цифру, которая соответствует степени (силе) выраженности данной характеристики».

Самочувствие хорошее 3 2 1 0 1 2 3 Самочувствие плохое
Чувствую себя сильным 3 2 1 0 1 2 3 Чувствую себя слабым
Пассивный 3 2 1 0 1 2 3 Активный
Малоподвижный 3 2 1 0 1 2 3 Подвижный
Веселый 3 2 1 0 1 2 3 Грустный
Хорошее настроение 3 2 1 0 1 2 3 Плохое настроение
Работоспособный 3 2 1 0 1 2 3 Разбитый
Полный сил 3 2 1 0 1 2 3 Обессиленный
Медлительный 3 2 1 0 1 2 3 Быстрый
Бездеятельный 3 2 1 0 1 2 3 Деятельный
Счастливый 3 2 1 0 1 2 3 Несчастный
Жизнерадостный 3 2 1 0 1 2 3 Мрачный
Напряженный 3 2 1 0 1 2 3 Расслабленный
Здоровый 3 2 1 0 1 2 3 Больной
Безучастный 3 2 1 0 1 2 3 Увлеченный
Равнодушный 3 2 1 0 1 2 3 Взволнованный
Восторженный 3 2 1 0 1 2 3 Унылый
Радостный 3 2 1 0 1 2 3 Печальный
Отдохнувший 3 2 1 0 1 2 3 Усталый
Свежий 3 2 1 0 1 2 3 Изнуренный
Сонливый 3 2 1 0 1 2 3 Возбужденный
Желание отдохнуть 3 2 1 0 1 2 3 Желание работать
Спокойный 3 2 1 0 1 2 3 Озабоченный
Оптимистичный 3 2 1 0 1 2 3 Пессимистичный
Выносливый 3 2 1 0 1 2 3 Утомляемый
Бодрый 3 2 1 0 1 2 3 Вялый
Соображать трудно 3 2 1 0 1 2 3 Соображать легко
Рассеянный 3 2 1 0 1 2 3 Внимательный
Полный надежд 3 2 1 0 1 2 3 Разочарованный
Довольный 3 2 1 0 1 2 3 Недовольный

Глава 4. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в начальной школе (по ФГОС)

Важнейшая задача школьного психолога - контроль за психологическим самочувствием подростков. Помочь в этом может методика САН («Самочувствие, активность, настроение») - наиболее эффективный способ выявления текущего состояния учащихся.

Методика «Самочувствие, активность, настроение»: авторы и назначение

Эта методика разработана в 1973 году группой советских учёных, которую возглавлял физиолог и гигиенист Валерий Доскин.

Доскин Валерий Анатольевич (род. 23.09.1941, Сталинград) – физиолог, гигиенист, доктор медицинских наук (1986), профессор (1991), заслуженный деятель науки РФ (2001). РМА НПО МинЗдрава РФ.

Предназначение - быстрая оценка текущего психологического состояния индивида. Она используется в работе со школьниками и студентами. При этом важно помнить, что этот способ оценки рассчитан на учащихся не моложе 14 лет.

Описание процедуры диагностики

Для проведения диагностики по методике САН попросите учащегося (либо группу учащихся) заполнить специальный бланк. На бланке указаны 30 альтернативных состояний, например, «я счастлив - я несчастен», «мне весело - мне грустно». Между этими определениями находится шкала: 3–2-1–0-1–2-3. Если учащийся чувствует себя счастливым, он подчёркивает цифру «3», размещённую рядом с утверждением «я счастлив». Если несчастен, выбирает противоположную «тройку». Если учащийся не чувствует себя ни счастливым, ни несчастным, отмечает «0». Если чувствует, что «почти счастлив», выделяет «двойку», если «скорее счастлив, чем несчастлив» - «единицу».

Очень важно, чтобы подросток чётко понимал: ответ должен отражать текущее состояние, а не то, как он в целом оценивает удовлетворённость жизнью. Критически важно, чтобы ученик давал честные ответы. Об этом нужно предупредить до начала процедуры диагностики.

Проведение исследования занимает 10–15 минут.

Обработка данных, подсчёт результатов и их интерпретация

Для подведения итогов используйте модернизированную шкалу, в которой самый негативный ответ («я несчастлив») оценивается в 1 балл, а самый позитивный («я счастлив») в 7 баллов. Ответ «+2», соответственно, будет стоить 6 баллов, ответ «+1» - 5, «0» - 4 и т. д. При этом помните, что в некоторых вопросах самый негативный вариант расположен не справа, а слева, поэтому готовьте ключ внимательно.

Для того чтобы оценить самочувствие учащегося, просуммируйте его баллы, полученные за ответы на вопросы 1, 2, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 25, 26. Оценка активности производится по вопросам 3, 4, 9, 10, 15, 16, 21, 22, 27, 28. Оставшиеся десять вопросов помогают оценить текущее настроение подростка.

Сумму, полученную в каждой категории, разделите на 10. Таким образом, максимальный показатель в каждой категории составляет 7, минимальный - 1. Валерий Доскин писал, что балл выше четырёх свидетельствует о благоприятном самочувствии испытуемого. Если балл ниже четырёх, то на это следует обратить внимание. Если балл ниже 2,5, имеет смысл провести с учеником отдельную беседу. Возможно, ребёнок нуждается в срочной психологической помощи. Однако важно помнить, что категории нельзя оценивать в отрыве друг от друга. Пусть низкие показатели в категории «самочувствие» не вызывают у вас особой тревоги, если в категории «настроение» у подростка выше четырёх. Такая ситуация означает лишь то, что испытуемый чувствует физическую усталость, но его психологическое состояние находится на вполне приемлемом уровне.

Эта методика - надёжный и проверенный способ быстро и эффективно оценить психологическое состояние учащихся.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...