Упражнения направленные на развитие личности. Занятие по личностному развитию "воспитай себя"

По познавательному развитию

Конспект занятия по социально-личностному развитию для детей 5-6 лет «Я особенный»

Прислала: Наталия Попова

Цель занятия: развитие самосознания детей.

Задачи занятия:

  • учить детей понимать себя, свои положительные качества;
  • развивать вербальное и невербальное общение;
  • формировать отношения доверия, умение сотрудничать;
  • снять эмоциональное напряжение.

Оборудование: игрушка Божья коровка, музыкальное сопровождение (спокойная музыка) , заготовка волшебное дерево (нарисованное на ватмане или вырезанное из ДВП) , цветные карандаши, листочки с клейкой лентой на обратной стороне, волшебный пенек - стул, игрушки для мальчиков и девочек.

Ход занятия

1. Приветствие.

Психолог: Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга: поздороваемся и пожелаем что-то доброе, светлое, интересное, искристое. Например, здравствуй, Вика, я желаю тебе сегодня хорошего настроения и интересного занятия или давайте поздороваемся.

2. Приглашение в путешествие.

Психолог: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в волшебный лес.

Здравствуй, лес, прекрасный лес,

(широко развести руки в стороны)

Полный сказок и чудес!

(повороты вправо-влево с вытянутыми руками)

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

(руки подняты вверх; выполнять покачивания вправо-влево)

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь?

Какая птица?

(дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, покачиваясь при этом вправо и влево)

Только в лес мы вошли-

(маршировать)

Появились комары.

(имитировать укусы комаров, легко похлопывать по разным участкам тела)

(маршировать)

И медведя мы встречаем.

(раскачивание туловища из стороны в сторону)

Снова по лесу идем -

(маршировать)

Перед нами водоем!

(руки в стороны)

Прыгать мы уже умеем,

(руки на поясе; полуприседания с поворотом вправо-влево)

Прыгать будем мы смелее.

(прыжки)

Раз-два, раз-два -

(маршировать)

Позади теперь вода!

(прыжки)

Раз-два, раз-два -

(маршировать)

Позади теперь вода!

Руки выше поднимаем,

Дышим ровно глубоко.

Ветер дует нам в лицо -

(руками махать себе в лицо)

Закачалось деревцо.

(руки поднять вверх, покачиваться вправо-влево)

Ветер тише, тише, тише -

(приседания, руки вперед)

Деревцо все выше, выше.

(плавно поднимаясь, поднять руки вверх, встать на носки)

Но закончилась игра,

Оглянуться нам пора!

(оглянуться по сторонам)

Психолог: Вот, мы и в лесу ребята. Посмотрите, на нас кто-то смотрит и хочет познакомиться с нами. Да, это же, Божья коровка и я знаю, что ее зовут Мила.

Божья коровка: Кто это ходит по нашему волшебному лесу? Кажется люди. Дети. Дайте-ка, я на вас получше посмотрю. У вас всех глазки есть, по два глазика у всех? У всех ротик, зубки, по две ручки, ни у кого нет трех? А-а-а, ребята, так вы все одинаковые.

Дети: Нет, мы разные.

Психолог: Да где же вы разные? Вот ноги, руки. Что же разное? (Ответы детей.) Ну, что ж, давайте узнаем, в чем еще разница между нами, и убедим Божью коровку Милу, в том, что вы действительно отличаетесь друг от друга, имеете свои особенности. Давайте поиграем в волшебном лесу.

3. Задание «Эхо».

Как вы любите, чтобы вас называли? Вы по очереди называете свое имя, а все остальные, как эхо в лесу, его вместе повторяют. (Дети выполняют.)

Чему научила нас эта игра: чем мы отличаемся друг от друга? (Ответы детей: именами, хотя иногда нас зовут одинаково.)

4. Игра «Кто позвал?»

В лесу очень легко потеряться и заблудиться, тогда люди кричат друг другу «АУ!». Сейчас мы с вами буде «гулять» по лесу (ходить держась за руки по кругу) , затем остановимся, закроем глаза. Тот, до кого я докоснусь, говорит: «АУ!» Остальные дети открывают глаза и должны догадаться, кто их позвал.

Дети играют. Проговаривая четверостишие, ходят по кругу:

Мы немного порезвились,

По местам все разместились.

Вы, ребята, не зевайте:

Кто позвал - скорей узнайте!

Какой вывод мы можем сделать из этой игры? («Мы отличаемся голосами».)

5. Задание «Игрушки»

Психолог: Вот мы по лесу погуляли присядем на полянке. Ребята, посмотрите, под листочком что-то лежит. Это дети забыли свои игрушки. Как вы думаете, на какие две группы можно разделить их? (Ответы детей: «Игрушки для девочек и мальчиков».) Правильно, ведь всех детей можно отнести либо к девочкам, либо к мальчикам. И этим они также отличаются друг от друга.

6. Игра «Волшебный пенек»

На нашей полянке есть волшебный пенек: каждый, кто на него садится, говорит о своих достоинствах - отличительных особенностях, может быть во внешности (у меня красивые глаза, волосы и т. д.) , а можно рассказать о положительных качествах своего характера.

Вывод из этой игры: у каждого из нас отличается от других внешностью и чертами характера.

Божья коровка: Да, ребята, я поняла, вы действительно все разные, со своими особенностями. Как цветы в моем лесу.

7. Упражнение «Цветок»

Психолог: Ребята, давайте представим себе, что мы лесные цветы. Днем, когда жарко и солнечно цветы раскрывают свои лепестки, поворачивают свои головки то вправо, то влево, смотрят вверх.

Ветерок колышит цветы из стороны в сторону. Ночью все отдыхает. Цветочки опускают головки, закрываются в бутоны.

Повторить 2 - 3 раза: в последний раз добавить: «И видят прекрасные сны о волшебном дереве, на котором каждый цветок особенный».

8. Рисунок цветка

Ребята, давайте быстро нарисуем цветы для волшебного дерева и украсим ими его. Это будет наш подарок Миле на память о нашей сегодняшней встрече. (Дети рисуют под музыкальное сопровождение, прикрепляют цветы к дереву.)

9. Рефлексия.

Ребята разные или одинаковые у нас получились цветы? Почему, как вы думаете? («Мы разные») . А чем же мы отличаемся, в чем наши особенности? (имена, голоса, достоинства, мальчики или девочки) .

10. Прощание.

Пора прощаться, в группу возвращаться. Сделаем из рук «солнышко» (дети протягивают руки в центр и сцепляют их) . До свидания! (руки одновременно вверх) .

Данная программа полезна, на мой взгляд, как для психологов, работающих с детьми, так и педагогов учебных заведений. Ее можно включить во внеурочные занятия по программе ФГОС на развитие личностных и регулятивных универсальных учебных действий.

Игра-приветствие «Покажи свое хорошее настроение»

Цель: поощрить поиски путей к сотрудничеству.

Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сядьте, пожалуйста, все в круг. По-моему сигналу нужно встать и показать движением свое хорошее настроение. Понравилась вам игра? Что вы сейчас чувствуете?

Упражнение «Знаки поведения»

Цель: формирование у детей знаний о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в группе; развитие как вербальных, так и невербальных навыков общения.

Инвентарь: чистый лист формата А4, цветные карандаши и ластик.

Инструкция. Рассчитайтесь на 1–2, возьмите листы бумаги и цветные карандаши и сядьте за стол парами. Я покажу вам дорожный знак, который регулирует правила поведения на дороге (этот знак можно сделать самостоятельно или принести готовый). Подумайте, для чего необходим этот знак? Какие правила поведения на дороге он регулирует? Правильно, правила безопасности на дороге. Для чего нам нужно придерживаться определенных правил поведения в обществе людей? (Ответы детей.) А теперь ваша задача: в парах в течение 5 минут придумать по одному правилу разрешенного и запрещенного характера. Например: нужно внимательно слушать друг друга, нельзя перебивать того, кто говорит (Обсуждение правил поведения).

Теперь каждая пара будет называть свои правила, и если остальных участников эти правила устраивают, они поднимают руку. (Важный момент этого задания - так участники учатся принимать решения самостоятельно.) Выбранные правила я записываю на доске. А для того чтобы нам легче было их придерживаться на наших занятиях, предлагаю вам нарисовать их - сделать «Знаки поведения» наподобие дорожных знаков.

Информация для ведущего. После того как правила поведения выработаны, нужно создать условия, чтобы участники стали следовать им в процессе занятий.

Ключ к приобретению этого навыка - оказывать поддержку тем детям, которые соблюдают правила.

Например: «Спасибо, ты внимательно слушал, не перебивал говорящего».

Анализ упражнения
- Какое правило понравилось больше всего?
- Есть ли такие правила, которые важны для каждого в группе?
- В каких жизненных ситуациях необходимо использовать наши правила поведения?
- Могут ли правила быть нашими помощниками?
- Чему вы научились?
- Какие правила будете использовать?

Упражнение «Я рад с тобой общаться»

Цель: развитие навыков сотрудничества

Инструкция. Вам нужно протянуть руку стоящему рядом с вами участнику со словами: «Я рад с тобой общаться. А тот в свою очередь протягивает руку следующему участнику с этими же словами. Так, по цепочке, все берутся за руки и образуют круг.

Анализ упражнения
- Помогает ли это упражнение быть дружнее?

Упражнение «Настроение группы»

Цель: наблюдение за эмоциональным состоянием учащихся.

Инвентарь: большой бумажный круг, однотонные цветные стикеры разного цвета, по 2 на каждого участника.

Инструкция. Подумайте, на какой цвет сейчас похоже ваше настроение. Возьмите стикер подходящего цвета и наклейте его в круг.

Упражнение «Мое качество»

Цель: развитие навыков сотрудничества, обучение умению выражать свои мысли.

Инвентарь: мягкая игрушка.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, все в круг. Нам нужно будет по кругу передавать мяч тому, кто сидит справа, при этом называя свое имя и качество характера. Например: Люся - веселая. Следующий участник повторяет то, что сказал ему передающий мяч, и называет свое имя и качество, и так по кругу. Всем понятно? Начинаем игру.

Анализ упражнения
- Как вы думаете, что дает это упражнение?
- Можно ли сказать, что это упражнение раскрывает качества характера?
- Что нового вы узнали о себе?
- Что нового вы узнали о других?

Упражнение «Портрет»

(Модификация игры В. Родионова, М. Ступницкой)

Цель: расширение знаний о личностных качествах; формирование личностной и коммуникативной рефлексии, направленной на осознание детьми своих качеств.

Инвентарь: текст с незаконченными предложениями, стикеры.

Информация для ведущего. В начале этого блока с участниками проводится беседа для уточнения имеющихся у них представлений о личных качествах: инициативности, самостоятельности, ответственности. Беседа способствует обобщению знаний и понятий, формирует новые знания.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, за парты. Сегодня мы поговорим о личностных качествах человека: инициативности, самостоятельности, ответственности. Как вы думаете, что означают эти качества? Зачем они нужны человеку? В каких действиях могут проявиться? Что можно сделать, чтобы стать самостоятельным, ответственным? (Дети отвечают.) Хорошо. Теперь на листочках, которые вы получили, вам надо сформулировать свои представления об этих качествах. На выполнение работы дается 5–8 минут.

Инициативность - это…

Ответственность - это…

Самостоятельность - это…

Например:

Инициативность - это когда человек сможет что-то сделать сам, без помощи других: помочь по дому, в классе.

Ответственность - это когда ты сам, без посторонней помощи, выполняешь свои задания.

Самостоятельность - это умение сделать что-то своими силами, самому.

Когда дети выполнят это задание, им дается следующая инструкция: - Внимательно посмотрите на ваши листочки, на них наклеены стикеры. Вам нужно объединиться в команды по сходству стикеров. Затем каждая команда должна составить и нарисовать своеобразный «Портрет» человека, который самостоятельно принимает важные для него решения. При рисовании нужно придерживаться следующих правил:

  • на портрете должны быть изображены черты внешности всех участников группы;
  • при написании характеристики нужно использовать качества характера всех участников команды (например, у Ани позаимствовать терпение).

После того как команды нарисуют портрет, каждая по очереди его представляет и закрепляет на доске. Ведущий предлагает участникам перечислить качества, присущие самостоятельному ученику и записать их на доске.

Вопросы для обсуждения

  • Как вы отбирали качества?
  • Легко ли было договориться друг с другом?
  • Узнали ли вы в себе новые качества?
  • А какое из перечисленных качеств вы бы хотели иметь?

Информация для ведущего. В данной программе рисование рассматривается нами не как способ развития художественных способностей, а как средство для выражения эмоционального состояния ребенка, как источник получения информации о его достижениях и скрытых проблемах. Как правило, комментарии ребенка в процессе рисования помогают взрослому лучше понять ребенка и помочь ему.

Рисование «Я самостоятельный человек»

Цель: расширение представлений о личностных качествах.

Инвентарь: альбомные листы, цветные карандаши.

Инструкция. Возьмите листы бумаги, цветные карандаши и сделайте рисунок под названием «Я - самостоятельный человек». Под рисунком напишите, в каких жизненных ситуациях проявляется ваша самостоятельность.

Анализ упражнения
- Трудно ли было рисовать свою самостоятельность?
- Расскажите, в каких ситуациях вы проявляете самостоятельность?

Информация для ведущего. Данный этап необходим, чтобы дети понимали, какого именно поведения ожидают от них взрослые. Например, в чем конкретно может проявиться самостоятельность и что сам ребенок может сделать для того, чтобы стать самостоятельным. Кроме того, уяснив критерии самостоятельного поведения, дети учатся оценивать не личность товарища, а проявления данного качества в повседневном общении.

Упражнение «Мои успехи»

Цель: создание дружелюбного отношения друг к другу, расширение знаний об участниках игры, повышение самооценки.

Инструкция. В середине круга у нас стоит стул. Вам нужно по очереди встать на стул и рассказать о своих успехах. Группа в это время аплодирует участнику, который находится на стуле.

Анализ упражнения
- Что вы чувствовали, когда были в центре круга?
- Трудно ли было рассказывать о своих успехах?

Упражнение «Из чего же сделан я»

(Модификация упражнения М. Кипниса)

Цель: освоить навыки самопрезентации с помощью ассоциативного мышления.

Инвентарь: пластилин, клубки ниток, вата, фольга, цветная бумага, карандаши, мелкие морские камушки, кусок прозрачного полиэтилена, проволока.

Ведущий предлагает детям послушать стихотворение «Из чего же сделан Я?»

Инструкция. Из чего же сделаны наши девочки и мальчики? Сейчас мы с вами узнаем, из чего сделаны мы. Посмотрите на разложенные на столе материалы. Скажите, как используют эти предметы? Для чего? А с какими качествами характера можно их сравнить? Например, если человек добрый, на какой из этих предметов похожа его доброта? Подумайте, какими положительными качествами вы обладаете, и выберите для себя 2–3 предмета, которые могут рассказать о вас. Затем расскажите об этом нам.

Анализ упражнения
- Трудно ли было выбирать предметы?

Упражнение «Разные способы запоминания информации»

Цель:

Инвентарь: магнитофон, запись с детскими сказками или рассказами (желательно небольшого объема); цветные карточки с вопросами и ответами (например: загадки, знакомые детям стихи, таблица умножения и т.д.).

Инструкция. Сядьте за парты и послушайте текст (4–5 минут).

А теперь ответьте на вопросы:
- Кто хорошо запомнил текст и может его пересказать?
- Кто испытывает затруднения в воспроизведении материала?

Ребята, кто запомнил текст и смог его пересказать, легко запоминает информацию на слух. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.

Упражнение «Представь слово»

Цель: помочь детям в определении индивидуального стиля запоминания.

Инструкция. Сейчас мы будем записывать слова необычным способом: водя пальцем в воздухе и проговаривая каждую букву, которую пишем. Приготовились, записываем слово «сыр». Теперь прочитаем слово вслух, представляя себе его написанным в воздухе. А сейчас мы запишем слово «сыр» на листке, проговаривая каждую написанную букву. Закройте глаза и попытайтесь «увидеть» или нарисовать в уме правильное написание слова.

Информация для ведущего. Предложить участникам для запоминания не менее 10 слов. После выполнения задания обратить внимание тех, кто запомнил наибольшее количество слов, на их индивидуальный стиль запоминания информации.

Анализ упражнения
- Кто запомнил наибольшее количество слов?
- Те, кто запомнил много слов, может легко запоминать информацию, когда ее записывает. Это ваш индивидуальный стиль запоминания информации.

Упражнение «Найди различия»

(Модификация упражнения Ч. Фуллер)

Цель: развитие навыков запоминания информации в кинестетической модальности.

Инвентарь: разнообразные предметы (несколько воздушных шаров и один пластилиновый шар, несколько цветных карандашей и одна ручка и др.).

Инструкция.

  • Я сейчас положу несколько предметов на стол. Ваша задача - сказать, какой из этих предметов отличается от других.
  • Теперь я наполняю три стакана водой (в каждом стакане - разное количество жидкости), ваша задача - сказать, в каком стакане воды больше.
  • Перед вами в коробке лежат предметы. Вам нужно с закрытыми глазами потрогать предметы, лежащие в коробке, и сказать, чем эти предметы похожи, чем отличаются. Какой предмет из них самый большой.

Анализ упражнения
- Легко ли было выполнять задания?
- Кому удалось заметить большое количество отличий?

Упражнение «Информированные карточки»

(Модификация упражнения Ч.Фуллер)

Цель: развитие навыков запоминания информации в зрительной модальности.

Инвентарь: географическая карта для каждого участника, карточки размером 7х7 см.

Информация для ведущего. Можно проводить такую игру по любому предмету: вопрос на одной стороне, ответ на другой.

Инструкция. Возьмите географические карты, карточки, цветные карандаши. Ваша задача: на одной стороне карточки написать название государства, а на другой стороне - столицу этого государства. Затем я перемешаю карточки и накрою листом бумаги. Вы по очереди будете доставать карточки и, читая название государства, вспоминать его столицу. Выигрывает тот, кто назвал больше правильных ответов. Ребята, этот метод вы можете использовать для множества целей: записать что-то в классе, выделить основные моменты при подготовке к контрольной работе. Карточки удобны, их можно положить в карман.

Анализ упражнения
- Интересно ли было выполнять задания?
- Понравилась ли эта игра?
- Что нового вы для себя узнали?
- Что будете использовать?

Упражнение «Учимся планировать свою неделю»

Цель:

Инвентарь: листы А4 с подготовленной хронокартой, часы.

Инструкция. Дети сидят за столами, у каждого на столе лежат часы. Ведущий предлагает придумать ассоциации к слову время и на доске фиксирует предложения детей. Дети с ведущим обобщают сказанное: в сутках 24 часа и всё надо успеть. Ведущий предлагает участникам заполнить хронокарту, чтобы научиться управлять своим временем. Для этого следует провести «ревизию» своих временных затрат, понять, на что уходит время, оценить рациональность своих временных затрат. В этом может помощь хронокарта, фиксирующая время, затрачиваемое на каждый вид деятельности.
Вспомните, как вы проводите свое время, и заполните хронокарту за вчерашний день.

Вопросы для обсуждения
- На что ушло больше всего времени?
- На что времени не хватило?
- Является ли это занятие (то, на которое ушло больше всего времени, и то, на которое времени не хватило) важным для вас?
- Считаете ли вы необходимым перераспределить время так, чтобы его было достаточно на выполнение важного дела?
Участникам предлагается составить хронокарту на следующий день и руководствоваться составленным планом.

Упражнение «Учимся планировать свою неделю» - 2

Цель: формировать умение планировать свою неделю.

Вопросы для обсуждения
- Удалось ли выполнить намеченный накануне план?

Если да, то:
- Оцениваете ли этот день как более успешный?
- Можете ли вы назвать преимущества, которые дало вам изменение расхода времени?
- Будете ли вы использовать именно такой способ планирования времени?

Если нет, то:
- Что помешало вам организовать свой день согласно новому плану?
- Зависит ли это от вас?
- Что следует изменить в своем поведении, чтобы план стал реальностью?

Упражнение «Уверенное поведение»

Цель: развитие благоприятного психоэмоционального фона, расширение личного опыта.

Инструкция. Сядьте, пожалуйста, в круг. Скажите, что такое уверенность, как вы понимаете значение этого слова? Кого вы можете назвать уверенным человеком? А кого неуверенным?
Теперь разделитесь на пары. Задание для каждой пары: придумайте сценку, где нужно показать походку человека с уверенным и неуверенным поведением.
После того как каждая пара выполнит задание, проводится обсуждение, что значит уверенное и неуверенное поведение.

Вопросы для обсуждения
- Как вы догадались, что это походка уверенного или неуверенного человека?
- Что вы чувствовали, когда были уверенным человеком?
- Что вы чувствовали, когда были неуверенным человеком?
- Как выглядит уверенный человек?
- Что понравилось больше: изображать уверенного или неуверенного человека? Почему?

Упражнение «Визитная карточка»

Цель: развитие навыков самопрезентации, развитие творческого мышления.

Инвентарь: визитные карточки героев Э. Успенского и И. Агрон, бумага, цветные карандаши.

Инструкция. Дети сидят в кругу. Взрослый знакомит детей с визитными карточками героев.
- Скажите, пожалуйста, какую информацию несет такой текст?
- Чем отличается текст визитной карточки от других?

Задание 1 Составьте свою визитную карточку.
Схема:
1. Фамилия, имя, отчество.
2. Кто вы по профессии, занятиям.
3. Адрес.
4. Телефон.

Задание 2
1. Представьте себя… кем хотите.
2. Сочините устно шутливую визитную карточку: придумайте фамилию, имя, чем занимаетесь и т.д.

Вопросы для обсуждения
- Понравилась ли игра?
- Легко ли было придумывать визитную карточку?
- Нравится ли тебе твоя визитная карточка?

Упражнение «Карнавал»

Цель: развитие фантазии, умения общаться, развитие оптимистичного отношения к жизни.

Инвентарь: картон, цветная бумага, ножницы, цветные карандаши, рулон бумаги.

Инструкция. Представьте себе, что вы жители сказочного города. И в этом сказочном городе проходит карнавал. Нужно придумать и сделать маску или костюм для карнавала.
Когда для карнавала все будет готово, из рулона бумаги (обоев) делается длинная дорожка и дети представляют свои карнавальные костюмы и маски.

Упражнение «Расскажи, что понравилось»

Цель: вербализация полученных детьми навыков, рассказ группе о том, чему научились на занятиях.

Инструкция. Расскажите, что вам понравилось больше всего на занятиях? Где и когда вы можете применить полученные знания и умения? Где можно использовать новые модели поведения. Для чего мы занимались все вместе? Пригодится ли вам в будущем то, что вы узнали на прошедших встречах?

Информация для ведущего. Очень важно проговорить с детьми те конкретные ситуации, где можно использовать новые модели поведения. Ребенок далеко не всегда может сам перенести новый навык в свою деятельность.

Упражнение «Мои комплименты всем»

Цель: развитие навыков сотрудничества.

Инвентарь: кружки диаметром 3 см каждому участнику.

Инструкция. Сейчас, в конце наших занятий, у вас есть прекрасная возможность подарить другу комплименты. На кружках напишите, пожалуйста, комплимент каждому. Сейчас я буду называть каждого участника по имени, и мы все вместе подарим ему свои комплименты и поблагодарим за помощь и сотрудничество.

Профилактика девиантного поведения. Тренинг личностного роста.
Введение
Общение в подростковом возрасте становится одним из ведущих видов деятельности. У детей и подростков часто наблюдается возрастание эмоционально-психического напряжения, которое проявляется в отгороженности, закрытости, агрессивности, повышенной конфликтности, немотивированной мнительности, уходе в виртуальный мир. Следствием этого является развитие неуверенности в себе, комплекса неполноценности, агрессивности, депрессии, социальной апатии. Отсутствует культура общения: подростки не умеют общаться и дружить, «слушать и слышать» другого; не умеют анализировать свои переживания и говорить о них, бояться быть осмеянными и непонятыми.
В связи с этим современные подростки ведут себя или демонстративно, вызывающе, заносчиво или, наоборот, стараются быть незаметными, испытывая чувство стеснения, замкнутости.
Все перечисленные особенности поведения нуждаются в коррекции, т. к. страдают сами подростки и окружающие их люди. Таким образом, остро встает проблема общения подростков как друг с другом, так и с взрослыми.
Цель: Коррекция установок каждого члена группы, более полное и точное представление о себе как индивидуальности; понимание и принятие себя и другого человека.
Задачи:



Работа в группе позволяет рассматривать многие проблемы с большей эффективностью, чем при индивидуальном консультировании и терапии. Игровая форма занятий позволяет преодолеть психологические барьеры в общении, снять пелену комплексов: неуверенности, раздражения, устранить негативный барьер защиты, возникающий при попытках воздействия на ребенка с помощью убеждения или нравоучения со стороны взрослого.
Занятия строятся таким образом, чтобы каждый участник смог проявить себя, не боясь насмешки над своими слабостями и ошибками. Здесь каждого принимают таким, какой он есть, положительно оценивая каждый шаг участника, благодаря чему он чувствует себя защищенным. Безусловным требованием является полная уверенность в конфиденциальности информации.
Важно помнить, что групповая работа не требует полного контроля со стороны ведущего, значительное место должно отводиться инициативе самих участников группы.
Цель работы психолога – организация сотрудничества с ребенком, активизация его самопознания, поиск путей самоуправления внутренним миром и системой отношений. Проигрывая определенные ситуации, человек «пробует» себя в них, у него складывается опыт различных стилей общения, личное отношение к происходящему.
Конспект тренинга «Личностное развитие подростков»
Цели занятия:
Коррекция установок каждого члена группы,
Получить более полное и точное представление о себе как индивидуальности;
Понять и принять себя и другого человека.
Задачи:
1. Развитие навыков взаимодействия с другими людьми на основе самопринятия, самораскрытия и принятия других.
2. Развитие чувства собственного достоинства и уверенности в своих возможностях.
3. Развитие социальной адаптивности, умения преодолевать жизненные трудности.
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ
«Здравствуйте, я очень рада видеть вас здесь. У каждого из нас есть много проблем: в школе, в семье. Каждый имеет свой характер, свои привычки в общении с людьми. Очень важно понять эти проблемы, принять (осознать), и понять, что надо изменить. Каждый может изменить отношение к своей проблеме, и тогда она перестанет ею быть. Этим мы и займемся. Мы будем учиться общаться и доверять себе и друг другу, раскрывая свои способности и таланты. Пожалуйста, относитесь ко всему, что будет происходить серьезно, но не забывайте о юморе. Если будут возникать вопросы – задавайте их. Глупых вопросов не бывает. Наша цель – помочь себе и друг другу быть счастливым в этом мире. Вы видите, что мы сидим в кругу. Как вы думаете почему? (Каждого видно, все равны и т. д. Дается историческая справка)».
ХЛОПКИ
Сейчас я буду вас спрашивать, а вы отвечайте с помощью хлопков, если согласны с утверждением. Каждый сам за себя.
на улице хорошая погода,
я рад, что наконец-то наступят каникулы,
я пришел сюда, потому что мне это нравится,
я люблю общаться с друзьями,
у меня хорошее настроение,
я готов к работе в нашей группе.
ПРАВИЛА ГРУППЫ
Сейчас мы вспомним правила, по которым будем дальше вместе работать и взаимодействовать. Ведь именно тогда мы группа, когда у нас есть свои правила, по которым мы живем и работаем.
Психологический комментарий:
Ведущий объясняет необходимость правил в группе: «Именно тогда мы группа, когда у нас есть свои «правила», по которым мы живем и работаем». После каждого правила ведется его обсуждение в группе.
1. Активная работа на занятии каждого участника.
2. Говорит кто-то один.
3. Внимательно слушать, когда кто-либо говорит, не прерывать речь
4. Не выносить обсуждение за пределы занятия.
5. Право каждого на свое мнение.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
«КЕМ БЫ Я БЫЛ?»
Цель: осознание своих качеств, освобождение от шаблонных суждений о себе.
Участникам дается время на то, чтобы подумать и записать, кем бы они были, если бы не были людьми. Т.е. нужно найти такое явление или предмет, который в наибольшей мере отражает качества самого человека.
БЕЗ МАСКИ
Цель – самораскрытие каждого участника группы.
Все садятся в большой круг.
Ведущий: «Мы уже убедились, что в данном коллективе можно быть откровенным. Давайте еще раз попробуем поведать друг другу что-то о себе без всякой предварительной подготовки. Перед вами стопка карточек. Вы будете по очереди брать по одной карточке и сразу продолжать фразу, начало которой написано в ней. Ваше высказывание должно быть предельно искренним и откровенным! Присутствующие будут внимательно слушать вас, и, если они почувствуют фальшь в ваших словах, придется взять другую карточку с новым текстом и попробовать еще раз ответить. Кто готов? Начинайте!»
Психологический комментарий:
Необходимо заранее подготовить карточки с текстом. Их должно быть больше, чем участников, на случай, если кто-то не сможет с первого раза выполнить задание.
Примерное содержание карточек:
Особенно меня раздражает, что я…
Каждое утро я…
Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня...
Мне очень трудно забыть, но я...
Чего мне иногда по-настоящему хочется, так это...
Мне бывает стыдно, когда я...
Знаю, что это очень трудно, но я...
Иногда люди не понимают меня, потому что я...
Верю, что я еще...
Думаю, что самое важное для меня...
Когда я был маленьким, я часто...
Мои родители...
Мои друзья редко...
Когда на меня кричат…
Текст, написанный на карточках, должен помочь участникам раскрыть себя.
ЛАДОШКИ
Все сидят в кругу. Каждому дается лист бумаги и карандаш, или фломастер. На листе бумаги каждый обводит свою ладонь. В центре пишется свое имя, используемое в группе. В каждом из нарисованных пальцев записывается хорошее, любимое в себе качество. На этом листе каждый член группы может написать пожелание его владельцу, или то, что ему нравится в этом человеке. Листы передаются одновременно по кругу.
Психологический комментарий: Желательно звучание спокойной музыки. Когда «ладошки» пройдут круг и вернутся к своим владельцам, их можно прочитать и оставить себе на память.
ЖОНГЛЕРЫ
Цель – развитие умения адекватно реагировать на быстро меняющуюся ситуацию, скорости реакции, ловкости. Физическая разминка, активизация участников.
Участники стоят в кругу, им дается одновременно 3-5 мячиков (можно воспользоваться и комками из смятых бумажных листов). Задача – одновременно перебрасывать все эти мячики таким образом, чтобы ни один из них не упал на пол. Фиксируется время, которое удастся продержаться таким образом. Интересно организовать состязание между несколькими командами, какая из них продержится дольше.
Обсуждение: Какими качествами, кроме ловкости, с точки зрения участников предопределялся успех в этой игре? Нужно ли координировать совместные действия с другими участниками или каждый «сам за себя»?
"ЗАТО..."
Цель: снижение уровня фрустрации или стресса. Поиск возможных путей ее разрешения.
Тренер предлагает каждому участнику игры вкратце описать на листке бумаги какое-либо несбывшееся желание, какую-либо актуальную стрессовую или конфликтную ситуацию, неразрешенную на данный момент или запомнившуюся как трудноразрешимая (допускается анонимность авторства).
Затем все листки тренер собирает, перемешивает и предлагает участникам следующую процедуру обсуждения:
каждая написанная ситуация зачитывается на группе и участники должны привести как можно больше доводов к тому, что данная ситуация вовсе не трудноразрешимая, а простая, смешная или даже выгодная с помощью связок типа: «зато...», «могло бы быть и хуже!», «не очень-то и хотелось, потому что...» или «здорово, ведь теперь...»;
после того, как зачитаны все ситуации и высказаны все возможные варианты отношения к ним, тренер предлагает обсудить результаты игры и ту реальную помощь, которую получил для себя каждый участник.
ВСТАНЬТЕ С МЕСТ
Цель – развитие уверенности в себе. Тренировка решительности, умения интуитивно понимать намерения других людей и координировать с ними свои действия, развитие гибкой реакции на меняющиеся обстоятельства, а также внимательности.
Участники сидят в кругу. Ведущий «выкидывает» на руках какое-либо количество пальцев. Должны одновременно подняться столько участников, сколько пальцев продемонстрировано. Заранее договариваться о способах выполнения упражнения нельзя.
Обсуждение. Кто чем руководствовался, принимая решения, в какой момент ему встать, а в какой остаться на месте? Кто проявлял инициативу, а кто боялся (возможно, так ни разу и не поднявшись)?
ВОСПОМИНАНИЕ
Цель – способствует развитию концентрации, успокоения.
Ведущий: «Сядьте удобно. Закройте глаза. Вспомните ситуацию, когда вам было хорошо и радостно на душе. Вспомните свои мысли, чувства, ощущения. Побудьте в этой ситуации, прочувствуйте ее еще раз. Откройте глаза. Закройте глаза опять и вспомните ситуацию, когда вам было грустно, неприятно, нехорошо. Откройте глаза. Снова закройте глаза и вернитесь в то состояние, в каком бы вы хотели быть сейчас».
Психологический комментарий: При желании и готовности группы можно обсудить состояния участников в той и другой ситуации.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ:
«Аплодисменты по кругу»
Инструкция: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа.
КАРУСЕЛЬ. (ОБЩЕНИЕ С ПОМОЩЬЮ РУК).
Группа разбивается на два круга – внешний и внутренний – друг напротив друга. Ведущий дает задание: сейчас вы будете общаться друг с другом только с помощью рук. Итак, поздоровайтесь руками. После этого внутренний круг остается на месте, а внешний передвигается вправо – к другому партнеру.
Следующие задания:
- побороться руками,
- помириться руками,
- пожалеть руками,
- попрощаться руками.
ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ
Последней процедурой каждого занятия является обратная связь от каждого участника группы ведущему. Ребятам предлагается показать свое отношение к прошедшему занятию с помощью жестов:
кулак с поднятым большим пальцем вверх – понравилось, хорошо;
кулак с большим пальцем вниз – не понравилось, плохо;
горизонтальная ладонь – средне, так себе.
Сначала мы вспоминаем эти жесты, потом каждый закрывает глаза, и по команде ведущего все с закрытыми глазами вытягивают руку и показывают свой жест.
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Занятие закончилось. Вы откровенно высказали свое мнение о нем, но, если что-то осталось в душе, особенно неприятное или тревожное, выскажитесь вслух прямо сейчас. Не уносите домой камень за пазухой. Не всегда легко сказать кому-то, что он обидел вас, но еще труднее переживать чувство обиды, так и не сказав об этом обидчику. А вдруг вы не так поняли его, и совсем другой смысл он вкладывал в слова, которые вас обидели. Итак, кто хочет взять слово? Затем оговаривается время следующего занятия. Ведущий благодарит всех и прощается с группой.

Таймырское Муниципальное Бюджетное Дошкольное Образовательное Учреждение Дудинский детский сад комбинированного вида "Рябинка"

Конспект занятия

по развитию личности дошкольника

"Боремся со Злорадной"

Разработала и провела: воспитатель 1 категории -

Серова Татьяна Александровна

г. Дудинка

"Боремся со Злорандой"

Цель: Развивать личность дошкольника.

Задачи:

Развивать доброжелательное отношение друг к другу, коммуникативные качества, взаимовыручку. Формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других. Способствовать развитию сплоченности группы.

Упражнять в определении настроения по выражению лица.

Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. Преодоление застенчивости, повышение самооценки, приобретения чувства уверенности.

Оборудование: зал стилистически оформлен под остров (озеро, деревья, камни), облака, ширма, корзинка «Добрых дел», замок, картинки с мимикой, семена, мертвая вода в ведре, конверт с планом.

Музыкальное сопровождение: гром, дождь, «Космическая музыка», музыка острова.

Ход занятия

Дети входят в зал.

Как вы считаете для чего нам нужно хорошее настроение?

В: А каким должен быть человек, чтобы с ним было приятно общаться?

Д: Человек должен быть добрым, вежливым, ласковым, внимательным, веселым, доброжелательным…

В: Давайте вспомним, какими мы бываем, когда у нас плохое настроение?

Д: Грустными, злыми, замкнутыми, угрюмыми, скучными, сердитыми…

В: А нужно ли бороться с плохим настроением?

Д: Нужно!

В: А что и как надо делать?

Д: Всем вместе улыбнуться, оказать помощь, потому, что вместе легче и веселее, а одному трудно.

В: А как нам можно объединиться?

Д: Взяться за руки, встать рядом…

В: Я хочу предложить вам что-то другое. У меня есть волшебный клубочек. Он поможет нам объединиться. Давайте передавая клубочек, будем делать комплименты друг другу.

Упражнение «Клубочек»

Цель: снять напряжение, формировать чувство сближения друг с другом, чувство самоценности и ценности других, способствовать принятию детьми друг друга, настроить на активную работу и контакт друг с другом. Упражнение помогает преодолеть застенчивость, осознать свои положительные качества, повышает самооценку.

В: Эта нить связала нас в единое целое. Каждый из нас значим и нужен в этом целом.

Несмотря на то, что мы старались говорить друг другу добрые комплименты, но есть в нашем мире царство «злости», которым управляет колдунья Злоранда, именно она и её помощницы пытаются сделать наше сердце каменным, посылая нам страх, обиду, усталость, плохое настроение…

Ребята, а вы знаете, как выглядит злость? Давайте попробуем её изобразить.

Психологические этюды на снятие негативных эмоций.

В: В нашем мире всегда есть люди, способные победить Злоранду, разрушить её царство злости. Сегодня это можем сделать только мы и никто другой. Дорога к этому царству непростая. Нам предстоит выдержать немало испытаний, но мы будем друг другу помогать. Вы хотите победить колдунью «Злоранду»?

Итак, закрывайте глаза (звучит аудиозапись Волшебство ). Дети открывают глаза. Ведущий обращает внимание на остров. (звучит музыка острова)

Ребята мы с вами попали в царство Злоранды и нам надо добраться до её замка. Но прежде чем продолжить путь нужно осмотреться, проверить, не приготовила ли колдунья какие–нибудь неприятные сюрпризы для нас и замаскироваться, чтобы колдунья нас не заметила. Как вы думаете, в кого нам надо превратиться, чтобы нас не было видно?

Д: В дерево, цветок, животных…

Упражнение «Превращение»

Цель: развитие умения перевоплощаться.

Дети маскируются, а ведущий отгадывает.

Ведущая видит, лежит конверт, а в нем карта (план) как добраться до замка Злоранды. Дети и ведущая изучают карту.

Ребята, а вы сможете все препятствия пройти? Тогда пошли.

Вдруг гремит гром.

В: Над нами собрались тучи, наверно это Злоранда их послала. Они не простые, а клеевые. Какой из них пойдет дождь?

Д: Из них польется клей.

В: Пошел клеевой дождь, и мы все склеились (дети держат друг друга за плечи).

Но у нас нет времени ждать. Нам надо спешить. Что же нам делать?

Д: Придется двигаться всем вместе. (звучит музыка прохождения препятствий)

Упражнение «Клеевой дождь»

Цель: Упражнение учит детей работать в группе, видеть последствия своих действий и отвечать за них, быть ответственным за действия группы, развивает координацию движений.

Дети преодолевают препятствия, не отпуская рук: огибают озеро, идут по кочкам на болоте, перешагивают через камни препятствия.

В: Ну вот, наконец, клей высох и мы отклеились друг от друга. Молодцы справились с трудностью.

Но что, же это такое?

Ребята! Да это новая ловушка. Смотрят карту схему. Мы сможем пройти дальше, если выполним все условия, которые указала Злоранда. (Нужно взять по картинки и определить хорошие и плохие поступки, дети рассказывают по ним, что такое хорошо и что такое плохо)

Упражнение «Сюжетные картинки»

Цель: Продолжать знакомить детей с нравственными нормами и раскрытие их внутреннего смысла. (Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам.)

После выполнения упражнения мы лопаем шарик и достаем ключ.

В: Ключ у нас теперь есть.

Но до замка ещё далеко, а злоранда на нашем пути рассеяла семена злости. Что из них вырастет, если мы их не соберем?

Д: Вырастут деревья зависти, обиды, злости, ненависти.

В: Да, и эти деревья превратятся в непроходимые джунгли и навсегда останутся в нашем мире. Собирать эти семена можно только парами, держась за руки.

Упражнение «Собери семена»

Цель: развитие умения действовать совместно.

В: Дети, сожмите эти семена крепко-крепко в кулачке, чтобы их не рассыпать. Хотела Злоранда вырастить лес зла, но у неё ничего не вышло. А что мы будем делать с семенами? (положить семена в мертвую воду)

А вот и ворота, давайте откроем их ключом (открывает дверь-ширму, за которой стоит дерево).

Упражнение «Чудо – дерево»

Цель: Умения понимать эмоции и настроение окружающих, а также определять взаимосвязь настроения с поступками.

Я стремилась в игровой форме донести до ребенка понимание того, что у окружающих бывает разное настроение и он посредством добрых поступков может повлиять на него. Дети украшали дерево листочками из добрых поступков, проецируя тем самым нравственное поведение на реальную жизнь.

Ребята, придумайте, чем вы можете порадовать друг друга или можно назвать добрые дела. На каждое предложение можете взять по одному зеленому листочку из корзины Добрых дел. Эти листочки будут символизировать ваши добрые дела. Прикрепим их к нашему «Чудо-дереву»!

– Посмотрите, как зазеленело наше дерево! (звук лопнувшего шара )

В: Дети, посмотрите, Злоранда исчезла. Мы ее победили . (музыка на конец занятия)

В: Нам пора возвращаться, но для этого надо перелететь через пространство. Закройте глаза, возьмитесь за руки.

(Звучит космическая музыка 1-2 минуты) . Музыка выключается с постепенным убавлением звука. Воспитатель проводит детей в начало зала, где начиналось занятие.

Один, два, три, открыли глазки. Огляделись вокруг. Вот мы и снова в детском саду. Ребята! А где вы были? Какие препятствия проходили? А что помогло победить вам «Злоранду»?


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...