Сравнение образовательных программ начальной школы. Обзор программ обучения в начальной школе

Во времена СССР в школах предлагалась та единственная образовательная программа, которую устанавливали для всех сверху. Начиная с девяностых, в системе образования зародилась мысль о разнообразии образовательных программ. На сегодняшний день школы выбирают самые востребованные формы и программы обучения, а родители, в свою очередь, выбирают школы, подходящие детям. Какие образовательные программы сегодня предлагаются первоклашкам и их родителям?

Программа начальных классов Школа России – классическая общеобразовательная программа

Классическая программа, известная всем ученикам из Страны Советов. Исключений никаких нет – она рассчитана на всех. Немного осовремененная нестандартными задачами и заданиями, развивающими логическое мышление, она усваивается детьми легко и особых проблем не представляет. Цель – воспитание духовно-нравственного начала в юных гражданах России.

Особенности программы Школа России

  • Развитие таких качеств, как ответственность, терпимость, сопереживание, доброта, взаимопомощь.
  • Привитие навыков, имеющих отношение к труду, здоровью, безопасности жизнедеятельности.
  • Создание проблемных ситуаций для поиска доказательств, для предположений и формулирования своих выводов, для последующего сопоставления полученных результатов с эталоном.

Вундеркиндом ребенку быть не обязательно – программа доступна каждому. Однако, пригодится готовность трудиться в любой ситуации и способность к самооценке.


Программа начальной школы Занкова развивает индивидуальность ученика

Цель программы – толчок в развитии ребенка на определенном этапе обучения, раскрытие индивидуальности.

Особенности программы системы Занкова

  • Большое количество теоритических знаний, которые даются школьнику.
  • Быстрый темп подачи материала.
  • Равная значимость всех предметов (нет первостепенных и менее значимых предметов).
  • Построение уроков через диалог, поисковые задания, творческие.
  • Множество логических задач в математическом курсе.
  • Обучение классификации предметов, выделению основного и второстепенного.
  • Наличие факультативов по информатике, иностранным языкам, экономике.

Для такой программы необходима отличная подготовленность ученика. Как минимум, ребенок должен был посещать детский сад.

Программа начальной школы 2013 Эльконина–Давыдова — за и против

Довольно сложная, но для детей интересная программа. Цель – формирование теоретического мышления. Обучение изменению себя, выдвижению гипотез, поиску доказательств и аргументации. Как следствие – развитие памяти.

Особенности программы Эльконина – Давыдова

  • Изучение чисел в разных системах счисления в математическом курсе.
  • Изменения слов в русском языке: вместо глагола – слова-действия, вместо существительного – слова-предметы и пр.
  • Обучение рассмотрению своих действий и мыслей со стороны.
  • Самостоятельный поиск знаний, а не заучивание школьный аксиом.
  • Рассмотрение личного суждения ребенка в качестве пробы мысли, а не ошибки.
  • Медленный темп работы.

Необходимы: внимательность к мелочам, основательность, способность к обобщению.

Программа 2100 начальная школа развивает интеллектуальные способности учеников

Данная программа – это, в первую очередь, развитие интеллекта и обеспечение эффективной интеграции ученика в общество.

Особенности программы Школа 2100

  • Большая часть задач – в печатном формате. Требуется, например, дорисовать что-либо, вписать в клеточку нужный значок и пр.
  • Множество задач на логику.
  • Обучение имеет несколько уровней – для слабых и сильных учеников, с учетом индивидуального развития каждого. Сравнение детей по развитию отсутствует.
  • Формирование готовности к труду и непрерывному образованию, художественного восприятия, личностных свойств для успешной адаптации в обществе.
  • Обучение развитию общегуманитарного и естественного научного мировоззрения.

Программа предполагает исключение факторов стресса в процессе обучения, создание комфортной обстановки для стимуляции творческой активности, взаимосвязь всех предметов меж собой.

Комфортная адаптация первоклассников с программой Начальная школа ХХI века

Программа представляет собой щадящий вариант обучения, имеющий весьма долгий адаптационный период для первоклашек. Считается наименее болезненной для детей. По мнению авторов, адаптация ребенка происходит лишь к концу первого класса, поэтому, большей частью, в этом периоде будет рисование и раскрашивание, минимум чтения и математики.

Особенности программы Начальная школа ХХI века

  • Основной упор на развитие мышления и воображения, в отличие от классической школьной программы (память и восприятие).
  • Отдельные предметы сочетают между собой (например, русский язык с литературой).
  • Множество занятий на коллективное и командное решение определенных задач.
  • Большое количество заданий, цель которых – снятие напряжения у детей.

Программа Гармония для начальной школы – для разностороннего развития ребенка

Программа, близкая к системе Занкова, но упрощенная.

Особенности программы Гармония

  • Упор на разностороннее развитие личности, включая логику, интеллект, творческое и эмоциональное развитие.
  • Создание доверительных отношений «ученик/учитель».
  • Обучение рассуждению, построению причинно-следственных связей.
  • Более сложная программа в математическом курсе.

Существует мнение, что такая программа не подойдет ребенку, имеющему трудности с логикой.


Программа Перспективная начальная школа — подойдет ли Вашему ребенку?

Цель – развитие логики и интеллекта.

Особенности программы Перспективная начальная школа

  • Отсутствие необходимости зубрежки теорем/аксиом современных учебников.
  • Дополнительные занятия по внеучебной работе.
  • Помимо основных предметов – еще десять часов спорта, музыки, рисования.

Сверхспособностей ребенка для данной программы не требуется – она подойдет любому.

Программа Планета знаний направлена на развитие творческих способностей детей

Основной упор – на творческое развитие, гуманитарные науки, самостоятельность.

Особенности программы Планета знаний

  • Сочинение детьми сказок и самостоятельное создание иллюстраций к ним.
  • Создание более серьезных проектов – например, презентаций на определенные темы.
  • Деление заданий на обязательный минимум и образовательную часть для желающих.

Родители очень тщательно выбирают школу для своего первоклашки. Не последнюю роль в списке отбора, как правило, они отводят программам обучения. А вы уже изучили существующие образовательные программы начальной школы?

Обучающие программы для начальной школы

На сегодняшний день существуют образовательные программы для начальной школы двух типов. Это традиционные образовательные программы («Школа России», «Классическая начальная школа», «Школа 2100», «Планета знаний», «Гармония», «Начальная школа XXI века», «Перспективная начальная школа » и «Перспектива») и развивающие образовательные программы (Эльконина – Давыдова и Занкова).

В одной школе возможно использование различных программ обучения в разных классах, но, не зависимо от того, какая программа обучения в начальной школе применяется, все ученики получают те знания, которые предусмотрены государственным стандартом (ФГОС).

Некоторые традиционные образовательные программы начальной школы (к примеру, «Школа 2100», «Начальная школа XXI века» или «Гармония») в последнее время были доработаны таким образом, что и в них широко применяются методики развивающего обучения, кроме того, дополнительные задания повышенной трудности есть в любой программе обучения, а не только в развивающих, как принято думать.

В связи с этим родителям не стоит сразу отдавать предпочтение развивающим программам, категорически отвергая традиционные, к выбору нужно подойти ответственно, взвесив все «за» и «против».

Традиционные программы обучения в начальной школе

  1. «Школа России» – программа начальной школы, знакомая многим, по ней училось не одно поколение. После 2000 года содержание программы было серьезно изменено, но задачи обучения и его цели остались прежними.
  2. «Гармония» (под ред. Истоминой Н.Б.). Название этого проекта говорит само за себя: в этой программе достаточно гармонично определены приоритеты в методиках обучения и форме организации самого процесса обучения, а также выделены для всех предметов единые задачи и цели. Кроме того система обучения «Гармония» включает в себя методики развивающего обучения Занкова Л.В. (по этой системе довольно продолжительное время работала и Наталья Борисовна Истомина).
  3. «Начальная школа XXI» (под ред. Виноградовой Н.Ф.). В этой системе особое внимание уделено проблеме адаптации младших школьников в самом начале учебной деятельности. Это единственный учебно-методический комплект, включающий в себя параллельную программу «Учебная деятельность». Школьная программа 21 век также использует развивающие методики обучения.
  4. «Школа 2100» (под ред. Леонтьева А.А.). Около 12 лет назад по этой системе педагоги начинали преподавать предмет «Литературное чтение». С годами все больше учителей стали использовать эту программу в своей работе, она стала одной из самых распространенных. Стоит отметить, что эта школьная программа успешно решает проблему преемственности дошкольного обучения и образования в начальных и средних классах. Все учебники с 1 по 7 класс имеют гриф Министерства образования РФ.

Программа обучения "Начальная школа 21 века" и "Школа 2100"

Развивающие программы начальной школы

Развивающая система Занкова имеет принцип обучения, прямо противоположный традиционной системе. Здесь приоритет отдается самостоятельности учеников, которые должны сами делать теоретические выводы, исходя из предлагаемых им заданий. Усвоенные знания закрепляются с помощью практических занятий.

Особенность этой системы обучения в начальной школе заключается в достаточно быстром освоении материала, при его высоком уровне сложности, ведущая роль при этом отдается теоретическим знаниям. Например, учащиеся изучают части речи уже в первом классе и, благодаря пониманию системных взаимосвязей, с успехом достигают самостоятельного постижения этих понятий.

Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова – одна из спорных развивающих систем, которая делает упор в основном на развитие в ребенке глубины и необычности мышления, уделяя особое внимание не столько усвоенным знаниям, сколько способам, которыми эта цель достигается. Так, например, допускается, что ученик может не помнить какой-либо ранее изученный материал, но при этом он обязательно должен знать, с помощью чего, каким образом ему восполнить этот пробел в знаниях.

Отличает эту систему и отсутствие оценивания качества знаний, но при этом педагог составляет портфолио творческих работ учащихся (которое и должно отражать их успеваемость), а также, с целью контроля, сообщает все необходимые пожелания и рекомендации родителям.

Одна из особенностей этой развивающей системы обучения – дети не только изучают и усваивают школьные истины, а вместе с этим постигают почему, например, дважды два будет именно четыре, иными словами знание правил подкрепляется пониманием их причин.

Еще один упор авторы программы для начальной школы Эльконина – Давыдова делают на выработке коммуникативных способностей у детей, отдавая предпочтение коллективной работе. Небольшими группами по 5-7 человек учащиеся проводят своеобразные исследования, затем, обсуждают их результаты с педагогом и приходят к общим выводам.

При всех преимуществах, существенным недостатком описанных развивающих обучающих систем Эльконина – Давыдова и Занкова является отсутствие их соответствующего продолжения в следующих ступенях обучения в школе (средней и старшей). Родители, выбравшие для своего ребенка одну из таких образовательных систем, должны быть готовы к тому, что после окончания обучения в начальной школе, их ребенку все равно придется адаптироваться к одной из традиционных программ, что может создать определенные проблемы в учебе.

Еще важно отметить, что при выборе начальной школы следует обращать внимание не только на используемую в ней систему обучения. Не последнюю роль при выборе школы должны играть и ее оснащение, квалификация педагогов и директора, степень комфортности классов, качество знаний. В этой ситуации большую пользу могут оказать отзывы родителей учеников, к которым стоит прислушаться, ведь не зависимо от используемой системы обучения, хороший, квалифицированный педагог даст ребенку все необходимые знания, и в тоже время бездарному учителю не поможет даже самая «продвинутая» развивающая система.

Программы начальной школы

Одной из основных отличительных особенностей современной российской системы образование от советской является большое разнообразие программ обучения начальной школы. Если в советских школах все дети учились по одним учебникам (соответственно и по одной программе), то сегодня учителя и родители могут сами выбирать, каким именно образом школьник будет получать необходимые знания.

Одной из основных отличительных особенностей современной российской системы образование от советской является большое разнообразие программ обучения начальной школы . Если в советских школах все дети учились по одним учебникам (соответственно и по одной программе), то сегодня учителя и родители могут сами выбирать, каким именно образом школьник будет получать необходимые знания. Поэтому родителям будущих первоклассников предстоит нелегкий выбор не только наиболее подходящей школы для своего ребенка, но и самой лучшей, на их взгляд, образовательной программы.

А выбор будет действительно нелегким, поскольку сегодня разные учебно-методические комплексы (УМК) используются даже в рамках одного учебного заведения. Другими словами, все начальные классы в одной и той же школе могут работать по совершенно разным программам обучения. Чтобы хотя бы немного облегчить Вам выбор, мы предлагаем Вам ознакомиться с обзором основных образовательных программ начальной школы , существующих на сегодняшний день.

Традиционные и развивающие программы начальных классов


Все современные программы начальных классов можно условно разделить на традиционные и развивающие. Обратите внимание, мы не случайно употребили слово "условно". Несмотря на то, что каждая из программ имеет свои особенности, все они основаны на развивающе-деятельном подходе к обучению ребенка, и традиционная программа точно также занимается развитием личности ребенка, как и развивающая. Естественно, у Вас может возникнуть резонный вопрос: "Зачем же тогда нужно классифицировать обучающие программы, если все они решают одну и ту же задачу?"

Дело в том, что понятие "развивающая программа обучения" появилось в те времена, когда во всех школах образование получали по одной программе. По мнению некоторых специалистов, эта программа не в полной мере соответствовала возрастным и психологическим особенностям детей. Поэтому они разработали собственные системы обучения, призванные не только давать базовые знания, но и развивать у школьников воображение, мышление и память. В результате, все альтернативные классической программе системы обучения получили общее название "развивающие".

Одновременно с этим другие специалисты направили свои усилия на обновление традиционной программы в соответствии с современными требованиями и тенденциями. Таким образом, ныне представленные в российских школах традиционные программы практически ничем не отличаются от развивающих, а в некоторых случаях даже превосходят их. Необходимо отметить, что и традиционные и развивающие программы начальной школы полностью отвечают требованиям ФГОС.

Итак, какие же основные УМК сегодня представлены в российских начальных школах?

Программа "Школа России"

Национальная программа образования, является той самой программой, по которой учились все школьники времен СССР, правда с небольшими изменениями. Основная идея программы заключается в создании школы духовно-нравственного развития. В основе этого УМК лежит проблемно-поисковый и личностно-ориентированный подходы, а модуль программы предполагает, прежде всего, воспитание граждан. Программа направлена на развитие интереса к истории своей страны и ее значимости в мировых масштабах. Важнейшим составляющим данной программы обучения является развитие у ребенка природосберегающего "чувства дома", а также экологическая этика, направленная на нравственное и духовное саморазвитие ученика. Рассчитана на средний уровень, поэтому ее может осилить практически каждый ребенок.

Программа "Начальная школа 21 века"


Одна из наиболее популярных образовательных программ, которая используется в большинстве субъектов России. Популярность программы Начальная школа 21 века по большей части объясняется тем, что авторской коллектив ее разработчиков был удостоен премии Президента РФ. Главной отличительной особенностью данной УМК стало построение системы целенаправленной педагогической диагностики учеников начальных классов, что позволяет не только определять готовность ребенка к школе, но и отмечать прочность усвоения полученных знаний. Принцип обучения этой программы построен в соответствии с потребностями детей, а также с учетом их индивидуальных особенностей и уровня социализации. Рассчитана на средний уровень, поэтому ее может осилить практически каждый ребенок.

Программа "Гармония"

Обучающая программа, в которой авторы соединили основные традиционные и развивающие методы обучения. Основной целью данной УМК является всестороннее развитие школьника и его подготовка к дальнейшему обучению. Программа направлена на выработку навыков анализа, сравнения, классификации и обобщения полученных знаний, поэтому на занятиях дается большое количество проблемных развивающих заданий, которые формируют способность ученика к мышлению и умению делать самостоятельные выводы. Рассчитана на уровень выше среднего, поэтому ее может осилить большинство детей.

Программа "Школа 2100"

Программа начальных классов Школа 2100 - это личностно-ориентированная система, направленная на всестороннее раскрытие личностных качеств ребенка. УМК построен таким образом, чтобы дети имели возможность усваивать материал разного уровня сложности. Учебные материалы программы содержат большое количество дополнительной информации, которую ребенок может изучать по собственному желанию. Основное преимущество "Школы 2100" - преемственность и непрерывность образования. Другими словами, программа охватывает все уровни школьного образования, от начальных классов до окончания школы. Рассчитана на высокий уровень, поэтому ее могут освоить не все дети.

: традиционная и развивающая. Внутри каждой есть свои программы. К традиционной относятся программы: «Школа России», «Гармония», «Начальная школа 21 века», «Школа 2100», «Классическая начальная школа», «Перспективная начальная школа», «Перспектива», «Планета знаний». К развивающим системам относятся две программы: Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

В традиционных программах учебный материал подаётся так, чтобы ребёнок шёл по пути «от простого к сложному». Закрепляется этот материал с помощью большого количества однотипных задач, расположенных в учебнике страница за страницей. Решая их, ребёнок запоминает способ решения задач такого типа и уверенно пользуется им. Именно эта методика обучения подвергается критике за то, что многие дети в результате не умеют применять знания в нестандартных условиях. Если текст задачи сформулирован нетипично - ребёнок не может воспользоваться имеющимся навыком. Однако, ни у кого не вызывает сомнений многолетний опыт и результативность обучения по традиционным программам.

Системы обучения Л.В. Занкова и Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова до сих пор вызывают множество вопросов и обсуждений. Причин этому чаще всего две. Первая - в большинстве современных школ невозможно создать условия, в которых эти системы обучения будут работать так, как задумывали авторы. Вторая - мало педагогов-энтузиастов, которые готовы соблюдать технологию обучения, а без этого хороших результатов добиться невозможно. Структура этих программ не предполагает четкого деления на темы, нет привычного выделения правил, которые нужно выучить, нет однотипных заданий, расположенных подряд. Эти программы обучения подразумевают совершенно новый подход к процессу обучения - более творческий, требующий от детей активности и любознательности. Учитель выступает не как наставник, а как друг и помощник, направляющий ход мысли детей. Цель этих программ - научить ребенка мыслить нестандартно.

Общий недостаток систем Занкова и Эльконина - Давыдова: они не получают достойного продолжения на более высоких ступенях школьного образования. И если вы отдадите предпочтение одной из них, будьте готовы, что после начальной школы вашему ребенку все равно придется перестраиваться на традиционное преподавание, а это может на первых порах создать ему проблемы.

Итак, рассмотрим все программы.

Программа «Школа России»

Традиционная программа «Школа России» (под ред. А. Плешакова) существует десятки лет. «Школа России» - это та программа, по которой учились все советские школьники. Конечно, в ней произошли серьёзные изменения в плане содержания, но цели обучения остались прежними. Самое распространённое заблуждение об этой программе обучения - то, что она устарела. Это далеко не так. Программа многократно обновлялась с 2000 года, совершенствовалась и дополнялась. Эта программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счет), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.

Программа решает следующие задачи:

· личностное развите младших школьников;
· гражданско-ориентированное образование младших школьников;
· формирование глобально-ориентированного мышления;
· обеспечение экоадекватного образования.

Учебники программы “Школа России”:

Обучение грамоте и чтению. Русская азбука. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф.

Русский язык (2 линии). Зеленина Л.М., Хохлова Т.Е., Канакина В.П., Горецкий В.Г.

Литературное чтениe. Климанова Л.Ф.

Математика. Моро М.И. и др.

Окружающий мир. Плешаков А.А.

Изобразительное искусство (2 линии):

· 1-я линия. Неменская Л.А.(1 класс и 4 класс); Коротеева Е.И. (2 класс); Горяева Н.А., Неменская Л.А., Питерских А.С. (3 класс).

· 2-я линия. Шпикалова Т.Я. (1 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. (2 класс и 4 класс); Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В., Величкина Г. А. (3 класс).

Программа «Гармония»

Учебно-методический комплект «Гармония» (под ред. Н.Б. Истомина (математика), М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко (русский язык), О.В. Кубасова (литературное чтение), О.Т. Поглазова (окружающий мир), Н.М. Конышева (трудовое обучение)) с успехом практикуется во многих школах. В этой программе выделены единые цели, задачи для всех учебных предметов, определены приоритетные методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Плюсы этой программы: идет опережающее обучение, входящие в комплект учебники содержат методическую часть, с помощью которой родители могут сами изучить и объяснить ребенку пропущенную тему. В программе используются новые технологии обучения, которые позволяют развивать способности ребенка к логическому мышлению. Примечательно и то, что в комплекте предлагаются задания, рассчитанные на детей разных уровней подготовленности. Но есть и минусы: по математике решение задач начинается только во втором классе, а контрольные работы предлагаются одинаковые для всех классов.

Программа "Гармония" успешно решает такие задачи как:

· формирование приемов умственной деятельности - анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение;
· приоритет самостоятельной работы учащихся;
· активное включение в познавательную деятельность путем наблюдения, выбора, преобразования, конструирования;
· соблюдение баланса между интуицией и знанием;
· опора на опыт ребенка;
· единство интеллектуальных и специальных умений.

Учебники программы «Гармония»:

Русский язык, Обучение грамоте, Букварь. М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, Н.М. Бетенькова, О.Е.Курлыгина.

Литературное чтение. О.В. Кубасова.

Математика. Н.Б. Истомина.

Окружающий мир. О.Т. Поглазова, Н.И. Ворожейкина, В.Д. Шилин.

Технология. Н.М. Конышева.

Английский язык. М.З. Биболетова, Е.А. Ленская, Н.В. Добрынина и др.

Изобразительное искусство. Т.А.Копцева, В.П. Копцев, Е.В. Копцев

Музыка. М.С. Красильникова, О.Н. Яшмолкина, О.И. Нехаева

Физическая культура. Р.И. Тарнопольская, Б.И. Мишин

Программа «Начальная школа 21 века»

Эта программа является результатом многолетних исследований коллектива сотрудников Центра начальной школы Института общего среднего образования РАО (ныне ИСМО), а также ряда сотрудников Российской академии образования. Руководитель проекта – Н.Ф. Виноградова, член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор.

В этой программе очень серьёзно рассматривается проблема формирования учебной деятельности младшего школьника, и это единственный комплект, где есть параллельная программа «Учебная деятельность». Материал этой программы рассчитан на сильных эрудированных детей. С каким багажом знаний школьник перейдет в среднюю школу, зависит от учителя начальных классов. Поэтому главной целью является - научить ребенка учиться. Немаловажно, что комплект Виноградовой реализует право ребенка на свою индивидуальность: дети поставлены в условия, когда могут самостоятельно добывать знания, применять их, размышлять, фантазировать, играть.

Задачи, которые решает программа «Начальная школа 21 века»:

· использование наглядно-образного мышления, соответствующего детям этого возраста;
· включение игровых методов обучения.

Учебники программы «Начальная школа 21 века»

Учитывая все вышеизложенное, авторский коллектив создал средства обучения для учащихся – учебники, рабочие тетради. А для учителя книги, методические рекомендации, поурочные планирования и др. Здесь предусмотрены специальные тетради «Учимся думать и фантазировать», «Учимся познавать окружающий мир».

Программа «Школа 2100»

«Школа 2100» под редакцией А.А. Леонтьева. Эта программа, по некоторым оценкам, является самой распространенной. С каждым годом по этой образовательной программе работает всё больше учителей. Главное преимущество этой программы заключается в глубокой преемственности и непрерывности образования. По этой программе дети могут учиться, начиная с трех лет и вплоть до поступления в ВУЗ. Все учебники программы построены с учетом психологической специфики возраста. Характерной особенностью этой образовательной программы является следующий принцип: учебный материал предлагается ученикам по максимуму, а учащийся должен усвоить материал по минимуму стандарта. Таким образом, у каждого ребенка есть возможность взять столько, сколько он может. Программа учит детей действовать самостоятельно и направлена на развитие логического мышления, речи, воображения, памяти.

Задачи, решаемые в рамках программы "Школа 2100":

· непрерывность и приемственность образования по всем школьным предметам;
· самостоятельное открытие детьми нового знания;
· формирование единой картины мира;
· ориентация на творческое начало в учебной деятельности;
· возможность для каждого ребенка продвигаться в своем темпе.

Учебники программы «Школа 2100»:

Информатика в играх и задачах. А. В. Горячев, К. И. Горина, Т. О. Волкова.

Букварь, Русский язык, Прописи. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, М. А. Яковлева.

Окружающий мир. А. А. Вахрушев, О. В. Бурский, А. С. Раутиан, О. А. Куревина.

Литературное чтение. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева.

Детская риторика. Т. А. Ладыженская, Н. В. Ладыженская, Р. И. Никольская, Г. И. Сорокина.

Математика. Т. Е. Демидова, С. А. Козлова, А. П. Тонких; и т.д.

Программа «Классическая начальная школа»

В основе программы «Классическая начальная школа» - целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Почему предлагаемая модель обучения младших школьников является классической? Потому что в ее основе - классические принципы дидактики, важнейшие теоретические положения, выработанные и проверенные многолетней практикой. Классическая начальная школа - это целостная система обучения младших школьников, построенная на единых психолого-педагогических основах.

Задачи, решаемые в рамках программы «Классическая начальная школа»:

· сформировать знания, умения, навыки и даже качества личности ребенка, соответствующие индивидуальным потребностям каждого и необходимые для их дальнейшей жизни.

Учебники программы «Классическая начальная школа»:

Литературное чтение. Чтение и литература. Джежелей О.В.

Русский язык. Рамзаева Т.Г.

Математика. Александрова Э.И.

Окружающий мир. Мир и человек. Вахрушев А.А. и др.

Окружающий мир. Введение в историю (3-4 класс). Саплин А.И., Саплина Е.В.

Изобразительное искусство. Кубышкина Э.И., Кузин В.С.

Технология. Своими руками. Малышева Н.А.

Музыка. Кичак Т.Н., Алеев В.В.

Программа «Перспективная начальная школа»

Основная идея программы «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации.

Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т. е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью соседа по парте или в малой группе. А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.

Учебники программы «Перспективная начальная школа»:

Азбука. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А.

Русский язык. Чуракова Н.А., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., Байкова Т.А.

Литературное чтение. Чуракова Н.А.

Математика. Чекин А.Л.

Окружающий мир. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л. А.

Музыка (1-2 класс). Челышева Т.В., Кузнецова В.В.

Технология. Рагозина Т.М., Гринева А.А., Голованова И.Л., Мылова И.Б.

Информатика (2-4 класс). Бененсон Е.П., Паутова А.Г.

Программа «Перспектива»

Программа «Перспектива» создана на основе, отражающей современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного образования. Программа обеспечивает доступность знаний и качественное усвоение программного материала, всестороннее развитие личности младшего школьника с учетом его возрастных особенностей, интересов и потребностей.

Задачи образовательной системы «Перспектива»:

· формирование умения учиться, включение каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность;
· изменение метода обучения с объяснительного на деятельностный;
· развитие логического и образного мышления, воображения, интуиции;
· формирование системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации в жизни.

Учебники программы «Перспектива»:

– Русский язык. Азбука. Климанова Л.Ф., Макеева С.Г., Бабушкина Т.В.

– Литературное чтение. Горецкий В.Г., Климанова Л.Ф., Виноградская Л.А., Бойкина М.В.

Английский язык 2-4 класс «Английский в фокусе» («Spotlight») и «Звездный английский» (“Starlight”). Дули Д., Быкова Н.И., Эванс В., Поспелова М.Д., Баранова К.М., Копылова В.В., Мильруд Р.П.

Немецкий язык 2-4 класс. Рыжова Л.И., Фомичева Л.М., Бим И.Л.

Испанский язык 2-4 класс. Бухарова Ю.А., Воинова А.А., Морено К.В.

Французский язык 2-4 класс. Белосельская Т.В., Касаткина Н.М., Береговская Э.М.

– Математика. «Учусь учиться». Гусева А.В. Петерсон Л.Г.

– Информатика. Семёнова А.Л., Рудченко Т.А.

– Окружающий мир. Новицкая М.Ю., Плешаков А.А.

– Музыка. Сергеева Г.П., Критская Е.Д., Шмагина Т.С.

Программа «Планета знаний»

Основная особенность этой программы заключается в ее целостности - в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности.

Важную роль в формировании универсальных учебных действий играет общая структура всех учебников комплекта. Маршрутные листы, предваряющие каждую тему, наглядно представляют учебные задачи, стоящие перед младшими школьниками. Выделение цветом на страницах учебников инвариантного и вариативного содержания материала, разноуровневая система заданий обеспечивают возможность организации образовательного процесса с учётом контингента учащихся, создания индивидуальных образовательных траекторий.

Задачи образовательной системы «Планета знаний»:

· умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций;
· работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами;
· овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации;
· самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи;
· определять способы контроля и оценки деятельности;
· определять причины возникающих трудностей и пути их устранения;
· умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него.

Учебники программы «Планета знаний»:

– Обучение грамоте и чтению. Букварь. Андрианова Т.М.

– Русский язык. Андрианова Т.М. и Илюхина В.А. (1 класс), Желтовская Л.Я. (2-4 класс) –

– Литературное чтение. Кац Э.Э.

– Математика. Башмаков М.И., Нефедова М.Г.

– Окружающий мир. Потапов И.В., Ивченкова Г.Г. (1-2 класс), Ивченкова Г.Г., Потапов И.В., Саплин А.И., Саплина Е.В. (3-4 класс) .

– Английский язык (2-4 класс). Ларькина С.В., Горячева Н.Ю., Насоновская Е.В.

– Музыка. Бакланова Т.И.

– Изобразительное искусство (1-2 класс). Сокольникова Н.М., Ломов С.П.

– Технология (1 класс). Нефедова Е.А., Узорова О.В.

Система Занкова

Система Занкова делает ставку на самостоятельность учащегося, его творческое постижение материала. Учитель не выдаёт школьникам истины, а заставляет до них «докапываться» самим. Схема здесь обратная традиционной. Сначала даются примеры, а учащиеся сами должны сделать теоретические выводы. Усвоенный материал также закрепляется практическими заданиями. Новые дидактические принципы этой системы - это быстрое освоение материала, высокий уровень трудности, ведущая роль теоретических знаний, прохождение учебного материала «по спирали».

Например, школьников уже на первом году обучения знакомят с понятием «Части речи», причём прийти пониманию этих понятий они должны самостоятельно. Программа направлена на всестороннее развитие ребенка, она учит детей добывать информацию самим, а не получать готовую.

Задачи обучения по системе Занкова:

· формирование целостной широкой картины мира средствами науки, литературы, искусства;
· создание условий для осознания процесса учения каждым школьником;
· реализация активных форм познания: наблюдение, опыты, дискуссия;
· актуализация практической значимости изучаемого материала для обучающихся;
· развитие информационной культуры – проведение исследовательских и проектных работ.

Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова

В этой программе особое место уделяется теоретическим знаниям и логической стороне обучения.

Уровень преподаваемых предметов - предельно сложный. Система обучения Эльконина-Давыдова предполагает формирование у выпускников начальной школы большого набора навыков. Ребенок должен научиться искать недостающую информацию при столкновении с новой задачей, осуществлять проверку собственных гипотез. Более того, система предполагает, что младший школьник самостоятельно будет организовывать взаимодействие с учителем и другими учениками, анализировать и критически оценивать собственные действия и точки зрения партнеров. Эта система подойдет тем, кто хочет развивать в ребенке не столько способность к анализу, сколько умение необычно, глубоко мыслить.

В этой системе, правда, может отпугнуть отсутствие отметок. Но специалисты уверяют, что все под контролем: учителя сообщают все нужные рекомендации и пожелания родителям и собирают своего рода портфолио творческих работ учеников. Оно и выполняет роль показателя успеваемости вместо привычного дневника.

В системе Эльконина - Давыдова упор делается не на результат - усвоенные знания, а на способы их постижения. Иначе говоря, ученик может чего-то и не помнить, но должен знать, где и как при необходимости восполнить этот пробел. Другая особенность: дети усваивают не только то, что дважды два четыре, но и почему именно четыре, а не семь, восемь, девять или двенадцать. В классе изучаются принципы построения языка, происхождение и строение числа и т. п. Знания правил, основанные на понимании их причин, безусловно, держатся в голове крепче.

Задачи, решаемые системой Эльконина-Давыдова:

· создание комфортной атмосферы обучения (отсутствие отметок: оценка работы учеников происходит на качественном уровне в виде рекомендаций);
· дети не переутомляются, перегружая память многочисленными новыми сведениями;
· развитие способности необычно, глубоко мыслить.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...