Составить словесный портрет причастия размокшая земля. Краткие страдательные причастия материал закрепления на упражнениях

Ответ оставил: Гость

Я люблю свою родной край(город).мои родители любят когда мы приезжаем в наш любимый город.мы не очень любим путешествовать.мы недавно приезжали в мой родной край.там есть речка,пляж и мои хорошии друзья Катя и Саша мы самые дружные друзья.саша любит путешествовать,катя любит купаться в речке а я люблю кататься на лыжах зимой и на горнолыжке вот такое сочинение на тему «места моего родного края»

Ответ оставил: Гость

играть Что сделать играть

Ответ оставил: Гость

Во глубине сибирских руд ХРАНИТЕ гордое терпенье.. -определенно-личное, глагольное. Дни поздней осени БРАНЯТ обыкновенно... Неопределенно-личное, но можно считать и обобщенно-личным, глагольное ЗИМА!. Какой волшебный БЛЕСК! Шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс-все назывные, именные.КРЕСТЬЯНИН, торжествуя, на дровнях ОБНОВЛЯЕТ путь.. -двусоставное, осложнено одиночным деепричастием, или обособленным обстоятельством. Я ЦАРСТВУЮ. -двусоставное

Ответ оставил: Гость

Моя родина – Узбекистан, удивительная страна. Она древняя, как сама Земля, красивая, как тюльпан. Культура Узбекистана разнообразна, как узоры яркого ковра. Население нашей страны так же пестро по национальному составу, так же богато, как россыпи цветов на склонах узбекских гор или на равнинах.

Народ Узбекистана, торжественно провозглашая свою приверженность правам человека и принципам государственного суверенитета, осознавая высокую ответственность перед нынешним и будущими поколениями, опираясь на исторический опыт развития узбекской государственности, подтверждая свою верность идеалам демократии и социальной справедливости, признавая приоритет общепризнанных норм международного права, стремясь обеспечить достойную жизнь гражданам республики, ставя задачей создание гуманного демократического правового государства, в целях обеспечения гражданского мира и национального согласия принимает в лице своих полномочных представителей настоящую Конституцию Республики Узбекистан.
Я не могу сказать, что Узбекистан – густонаселенная страна. Если сравнивать со многими странами Азии и Европы, то нас не так много. Однако именно наш Узбекистан может похвастаться самым большим населением в Средней Азии. Каких только интересных национальностей не проживает здесь. От узбеков и казахов, русских и украинцев, таджиков и каракалпаков до иранцев, корейцев, немцев, армян и чеченцев. Фактически, каждый человек в Узбекистане – уникальная личность с историей, непохожей на других. Общаясь с людьми разных культур, можно почерпнуть массу интересного: от рецептов вкуснейших блюд до знаний психологии разных народов.

Урок- исследование

«Изобразительно-выразительная роль причастия»

Цель урока:

1.) формирование умения использовать полученные знания в нестандартной ситуации: высказывать собственное суждение, делать выводы;

2.) совершенствовать умение анализировать текст;

3.) раскрыть роль причастия в художественном тексте.

Оборудование: карточки с текстом и заданиями, портрет Н. В. Гоголя, репродукция картины А. Герасимова «После дождя»

Ход урока


Словесная ткань, слова, сочетания слов должны быть расшифрованы читателем, должны превратиться в духовную энергию, иначе они навсегда останутся черными значками ан белой бумаге, как некогда навсегда закрытые письмена давно умерших народов.

А. Н. Толстой


I. Слово учителя

Мы подошли к концу изучения темы «Причастие», и сегодня в центре нашего внимания определения, выраженные причастиями и причастными оборотами.

Этот урок особенный: вы сегодня на просто ученики, а исследователи, которым предстоит внимательно всмотреться в причастия, понаблюдать за их «жизнью» в тексте, увидеть, как причастие побуждает к красоте наше воображение и мысль.

II. – Материалом для исследования будет служить фрагмент из поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души». Знакомство с этим произведением вам предстоит на уроках литературы в 9-м классе.

Старый, обширный, тянущийся позади дома сад, выходивший за село и потом пропадающий в поле, заросший и заглохлый, казалось, один освежал эту обширную деревню и один был вполне живописен в своем картинном опустении. Зелеными облаками и неправильными трепетолистными куполами лежали на небесном горизонте соединенные вершины разросшихся на свободе дерев. Белый колоссальный ствол березы, лишенный верхушки, отломленной бурею или грозою, подымался из этой зеленой гущи и круглился на воздухе, как правильная мраморная колонна; косой, остроконечный излом его, которым он оканчивался кверху вместо капители, темнел на снежной белезне его, как шапка или черная птица. Хмель, глушивший внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника и пробежавший потом по верхушке всего частокола, взбегал наконец вверх и обвивал до половины сломленную березу. Достигнув середины ее, он оттуда свешивался вниз и начинал уже цеплять вершины других дерев или же висел на воздухе, завязавший кольцами свои тонкие цепкие крючья, легко колеблемые воздухом. Местами расходились зеленые чащи озаренные солнцем, и показывали неосвещенное между ними углубление, зиявшее, как томная пасть; оно все было окинуто тенью, и чуть-чуть мелькали в черной глубине его: бежавшая узкая дорожка, обрушенные периллы, пошатнувшаяся беседка, дуплистый дряхлый ствол ивы, седой чапыжник, густой щетиной втыкавший из-за ивы иссохшие от страшной глушины, перепутавшиеся от скрестившиеся листья и сучья, и, наконец, молодая ветвь клена, потянувшая сбоку свои зеленые-листы, под один из которых забравшись бог весть каким образом, солнце превращало его вдруг в прозрачный и огненный, чудно сиявший в этой густой темноте. В стороне у самого края сада, несколько высокорослых,не вровень другим, осин подымали огромные вороньи гнезда на трепетные свои вершины.

Внимательно прочитайте про себя текст и постарайтесь представить картину, нарисованную автором. (Чтение текста заранее подготовленным учеником).

III . – Какую картину вы представили читая текст? Сравните ваши впечатления с изображением сада на репродукции картины художника. Что объединяет художественный текст и картинуи чем они отличаются? (И художественном тексте, и на картине – буйное цветение, изумрудное море листьев, торжество природы. Вместе с тем на картине чувствуется присутствие человека: на столе стоит ваза с цветами, сад имеет ухоженный вид, и кажется что, вот-вот на веранду выйдет кто-нибудь из дома. В тексте – сад дикий, стихийно разросшийся, уже больше похожий на лес, чем на сад. В тексте гораздо больше деталей: перечислены различные виды деревьев и кустарников, перила, беседка и вороньи гнезда и т. п.)

IV. – Художник Герасимов передал красоту и очарование сада красками. А как это удалось сделать Гоголю? Нам предстоит ответить на эти вопросы, проведя исследование. Для решения этой задачи мы разделимся на пять групп, каждая из которых получит творческое задание.

Вопросы группы 1

1. К какому типу речи относится данный фрагмент текста?

2. Что описывает автор в тексте?

3. В каком стиле написан текст?

4. Докажите, что Гоголь очеловечивает, одушевляет природу.

Отвечая на вопросы, приводите доказательства из текста.

Вопросы для группы 2

1. Какими частями речи автор широко пользуется в описании природы? Какова доля причастий в тексте? Подтвердите примерами.

2. Какие формы причастий представлены в этом фрагменте? Какую роль они играют в описании? Какое звучание придают описание тексту?

Вопросы для группы 3

1. Чем объясняется выбор автором контекстуальных синонимов вытыкавший и протянувшая?

Почему употреблены разные причасти? Только ли для того, чтобы не повторить одни и те же слова? Какой троп здесь использует автор?

2. Как часто этот троп встречается в тексте?

3. Какую мысль автора он передает?

Вопросы для группы 4

1. Представлены ли в тексте причастные обороты?

2. Какой ритм они создают?

3. Попробуйте расположить предложения с причастными оборотами как стихотворный текст. Это поможет вам почувствовать ритмическую организацию прозаического отрывка. К какому выводу вы пришли?

4. Замените несколько предложений с причастными оборотами синонимичными конструкциями. Сравните.

Вопросы для группы 5

1. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?

2. Какие средства поэтического синтаксиса вы увидели в тексте?

В течение 10-15 минут учащиеся работают в группах. Затем представитель от каждой группы выступает с результатами исследований. Приведем примеры выполнения заданий творческими группами.

1. Данный фрагмент является описанием природы. Типовым значением для него служит предмет и признаки. Стиль текста – художественный. В тексте много причастий, благодаря которым мы чувствуем дыхание сада, его стремление к солнцу. Здесь много олицетворений: хмель, душивший внизу кусты бузины; Бежавшая узкая дорожка и др.

Автор выделяет среди множества растений хмель. На кажется, что он похож на задорного, игривого мальчишку: сначала он глушит внизу кусты бузины, рябины и лесного орешника, потом пробежал по верхушке всего частокола, вбежал вверх и обвил до половины сломленную березу. Он как будто играет со всеми, кто живет в саду вместе с ним.

2. В описании сада Гоголь использует глаголы, деепричастия, причастия. Больше всего причастий, их в тексте 25: тянущийся, выходивший, пропадавший, заросший, глушивший, пробежавший и др.

Представлены формы действительных и страдательных причастий прошедшего времени совершенного и несовершенного вида.

Благодаря использованию причастий мы видим угасание, старение одних деревьев и движение к свету, к солнцу других: седой чапыжник, вытыкавший из-за ивы сучья, и … молодая ветвь клена, протянувшая … лапы-листы; белый ствол березы, лишенный верхушки и зеленые облака соединенных в воздухе вершин деревьев. Глагольные признаки причастий помогают представить картину сада в движении.

3. Нам нужно было объяснить, почему автор, рассказывая о ветвях деревьев, использует различные причастия: чапыжник – вытыкавший, а ветвь молодого клена – протянувшая … свои зеленые лапы.

Разны причастия автор употребляет не только для того, чтобы не повторяться. Листья и сучья чапыжника – сухие, колючие, а это впечатление усиливается словом вытыкавший.Иссохший о страшной глушины чапыжник еже не имеет сил, чтобы расти, и поэтому в последнем отчаянном рывке он пытается пробиться к свету, но сил недостаточно. И он только вытыкается. А ветвь клена – молодая, гибкая, она дружелюбнопротянула свои листы-лапы. Форма кленового листа напоминает ладонь, и поэтому ветвь клена воспринимается как приветливо протянувшаяся навстречу идущему рука.

4. В этом тексте много причастных оборотов: сад, тянущийся позади дома; ствол березы, лишенный верхушки; хмель, глушивший внизу кусты бузины, и так далее.

Причастные обороты придают тексту мелодичность и особый ритм, создают ощущение плавной мелодии.

Мы расположили строки как в стихотворении:

Старый, обширный,

Тянувшийся позади дома сад,

Выходивший за село

И потом пропадавший в поле,

Заросший и заглохлый,

Казалось, один освежал

Эту обширную деревню

И один был вполне живописен

В своем картинном опустении…

Причастные обороты придают прозаическому тексту ритмичность, мелодичное звучание.

5. Фрагмент из поэмы Гоголя – поэтическое описание старого, заброшенного сада. Художественный средства языка делают пейзаж видимым, зримым.

И наш взгляд, сад предстает перед читателями как могучий богатырь – в нем все величественно и мощно.

Эпитеты обширный сад, трепетолистные купола, колоссальный ствол, озаренные светом чащи, прозрачный и огненный лист клена подчеркивает грандиозность развернувшейся перед нами картины.

Больше всего в тексте олицетворений, подчеркивающих, что сад – это живое существо, которое борется за жизнь. Такое восприятие сада рождает ассоциацию: сад представляется огромным оркестром – у каждого дерева, у каждой травинки есть свой голос, как у музыкального инструмента. И звучит могучая музыка сада как музыка жизни.

V . Подведение итого урока

Вернемся к главному вопросу нашего урока: какова роль изобразительно-выразительная роль причастий? Как причастия помогают принять идею этого текста? (Н. В. Гоголь, широкоиспользуя причастия, передает свое виденье природы как одухотворенного, светлого и солнечного мира. Глагольные признаки причастия помогают почувствовать дыхание, движение, действие, стремление к солнцу, а признаки прилагательного в причастиях делают этот дикий, заброшенный сад ярким, как на картине художника. Автор помогает нам понять, что природа – духовный собрат человека).

VI . Домашнее задание

Изобразите зимний (весенний, летний, осенний) лес как деятельное, одухотворенное существо, включив в писание обособленные определения, выраженные причастными оборотами. В качестве образца используя фрагмент поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Рабочий лист урока Фамилия, имя___________________________класс________дата________ Тема урока_____________________________________________________ Девиз урока: СО_________________ СО___________________ СО_________________ _______________ ______________ ______________ _________________это ___________________________________________

«Теоретики» 1. Разобрать по составу ______ПРИЧАСТИЕ________________________________________ _ 2. Выяснить происхождение слова «причастие», используя «Школьный этимологический словарь русского языка» под редакцией Н.М. Шанского. ___________________________________________________________ 3. Подобрать однокоренные слова ___________________________________________________________ 4. Дать определение причастию как части речи Причастие – это которая_______________________________________________ _____________________________________________________________

«Исследователи» 1. Есть ли причастия в других языках? (смотри справочные материалы урока) __________________________________________________________ 2. Какой термин причастия? Обоснуйте свой ответ. более точно выражает суть «гибридности» _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ 3. Распределить по столбикам свойства причастия, «унаследованные» от глагола и прилагательного ГЛАГОЛ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ Изменяется по падежам, числам, по родам. Синтаксическая роль ­ определение. Синтаксическая роль – в краткой форме ­ сказуемое Имеет полную и краткую форму. Время наст., прош., Вид сов., несов. Возвратность. 4. Доказать, что в словосочетаниях разные части речи Блестящий ученый ­ блестящее от росы поле

«Конструкторы» 1. Составить формулу причастного оборота ___________________________________________________________ 2. Составить алгоритм нахождения причастного оборота, определив последовательность действий цифрами 1, 2, 3. Найдите определяемое слово (существительное или местоимение), от которого ставится вопрос к причастию. Установите, есть ли при причастии слово, к которому ставится вопрос от причастия (зависимое слово). Найдите причастие.

3. Составьте схему выделения причастного оборота, расположив стикеры в нужном порядке. «Грамотеи» 1.Составьте опорный конспект слитного и раздельного написания Не с причастиями. НЕ слитно НЕ раздельно 1. Полные причастия с зависимыми словами. 2. Не употребляется без НЕ. 3. Есть противопоставление с союзом А. 4. Краткое причастие. 5. Нет противопоставления с союзом А. 6. Нет зависимого слова. 2. Раскройте скобки, выберите слитное или раздельное написание причастий с НЕ:

(Не)исчерпаемые богатства; никем (не)нарушаемая тишина; (не) раскрывшийся цветок; рожь (не)сжата; (не)меркнущий свет; (не)видимые узы; (не)созревшие, а лишь набирающие силу колосья. Из истории подсолнуха: Были времена, когда подсолнечнику, считавшемуся воплощением божества, поклонялись ацтеки, населявшие Северную Америку. Это растение, произраставшее исключительно в указанной местности, лишь с 16 века начинает свое путешествие по миру. Семечко – «дитя» подсолнуха, с древности прозванное «солнечным цветком», начали культивировать индейцы. Крупное ярко­жёлтое, как солнце, соцветие, поворачивающееся навстречу солнечным лучам, привлекало их внимание. Семечки подсолнуха представляют собой своеобразную, созданную матушкой­природой кладовую, способную в течение длительного времени хранить и поставлять нашему организму многие полезные и необходимые питательные вещества. В России подсолнечник оказался двумя столетиями позже. Есть версия, что произошло это не без участия Петра I, очарованного «солнечным цветком» в Голландии. Подсолнечник, пришедший на Кубань в 70­е годы 19­го века, покорил ее поля. В 1912 году открывается первое на Кубани опытно­селекционное поле "Круглик", душой которого становится Василий Степанович Пустовойт. Удивительна судьба этого ученого­селекционера, разглядевшего перспективность выращивания подсолнечника на Кубани. Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз, а затем оккупация, во время которой фашистами были разрушены оранжереи в "Круглике", только на время приостановили работу кубанского селекционера. Он эвакуировался в Закавказье. Жена Мария Николаевна и дочь Галина не смогли сесть на последний отходящий в Краснодар поезд. Мария Николаевна, рискуя жизнью, сохранила весь селекционный материал (пакетики с семенами), накопленный Василием Степановичем за тридцать лет его

неустанных поисков. Благодаря этому счастливому обстоятельству В. С. Пустовойт продолжил свои исследования по селекции подсолнечника... Ученый скрестил техасский дикий гелиантус с культурным подсолнечником и получил гибрид с новыми свойствами. Всего В. С. Пустовойтом создано 34 сорта подсолнечника. Среди них непревзойденный сорт «Передовик» ­ прекрасное растение, имеющее корзинку, туго набитую семенами, диаметром до 40 сантиметров! Этот красавец отечественных полей, перешагнувший границы России, миролюбиво "завоевал" многие страны и континенты нашей планеты. Вот о чем рассказало мне родное поле, когда я смотрел на его широкий простор, горящий желтым живым пламенем. (По книге Виталия Бардадыма "Радетели Земли Кубанской"). «Экспериментаторы» Задание: Проанализировать роль причастий в текстах разных стилей речи. 1. В научном стиле: Закон __________________? На тело, погруженное в жидкость или газ, действует выталкивающая сила, направленная вертикально вверх и равная весу жидкости или газа, вытесненных телом. слов_____, самостоятельных частей речи_____ причастий__________ Греческий механик, физик, математик, инженер 2. В стихотворной речи Замените причастия прилагательными в отрывке из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Родина». Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. Люблю дымок ______________жнивы, В степи ____________________обоз И на холме средь желтой нивы Чету ______________________берез.

Какой вариант обладает большей изобразительной силой? Почему? 3. Сделать вывод о выразительной «силе» причастия, опираясь на высказывания ученых в справочных материалах урока Причастия придают тексту ______________________________________ ______________________________________________________________ Эту мысль очень точно отразил__________________________________ Справочные материалы причастие ПР И Ч АА С Т ИЕ, -я, ср. В грамматике: форма глагола, обладающая наряду с категориями глагола (время, залог, вид) категориями прилагательного (род, падеж). Действительное п. Страдательное п. | прил. причастный, -ая, -ое. П. оборот. II. П Р И Ч АА С Т И Е, -я, ср. 1. То же, что причащение. 2. Символизирующее кровь и тело Иисуса Христа вино в чаше с кусочками просвиры, принимаемые верующими во время церковного обряда причащения. Словарь русского языка Ожегова С.И. причастие пр ич аА стие калька лат. participium, которое калькирует греч. μετοχή – то же: μέτοχος "участвующий", μετέχω "принимаю участие", потому что причастие имеет отчасти особенности имени, отчасти глагола (Томсен, Gesch. 19). Этимологический словарь русского языка. - М.: Прогресс. М. Р. Фасмер. 1964 -1973. В.И. Даль «Часть речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного» В. Ломоносов: «Сии глагольные имена служат к сокращению М. человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу…» Иными словами, причастие несёт в себе значение и действия, и признака предмета. Поэтому к нему часто можно одновременно задавать

разные вопросы: и что делающий? (что делавший?), и какой?При таком обилии и разнообразии признаков неудивительно, что учёные долго не могли найти для причастия место в системе частей речи. Одни лингвисты признавали его самостоятельной частью речи. И это логично: такого набора признаков нет ни у одной из общепризнанных частей речи. Другие языковеды относили причастие к отглагольным прилагательным. В этом случае главными считались грамматические свойства: особенности образования форм и роль в предложении. А в современных школьных учебниках причастие чаще называют особой неспрягаемой формой глагола. Добавим, что так же определяется причастие и в школьных учебниках по близкородственному украинскому языку. Только называется оно другим термином: [диепрыкмэтнык] (буквально - «дееприлагательное, действующее прилагательное»).

Сочинение Сочинения на свободную тему (5-11 кл) - Разное

Тема: - Словесный портрет причастия

Здравствуйте, люди добрые. Зовут меня Причастие, или Особая Форма Глагола. По своему существованию мне всегда приходится отвечать на вопросы: какой? какая? какое? Если говорить начистоту, то: школу я не закончила и сейчас безработная, поэтому дайте хоть немножко денежек. Сначала меня долгое время считали глаголом, так как я имею вид и время; но потом выяснилось, что я прилагательное, так как имею род, падеж, число. Так что же я на самом деле: прилагательный глагол или глагольное прилагательное? Не то и не другое. Я среднее звено в этой цепи. Поэтому меня выгнали из семьи Глаголов и из семьи Прилагательных. Я существую уже много лет, но меня не волнует будущее, я живу только настоящим и прошлым. Когда у меня все нормально - я Действительное, но чаще я Страдательное, поскольку у меня много разочарований. Порой я живу в квартире с родственниками - Зависимыми Словами. Вся наша семья называется Причастным Оборотом. Наши соседи - Определяемые слова, когда на нас не сердятся, мы живем перед ними. Когда же они чем-то недовольны, то ставят нас после себя и отделяются запятыми. Мне это не нравится, но что поделаешь... У меня могут быть разные суффиксы - все зависит от времени и настроения. Чаще всего я бываю Страдательным в прошедшем времени. Я могу быть в разных формах: обычно я Полное причастие, но когда мне невмоготу, то приходится менять обличие - становиться Кратким. В таких случаях у меня меняется внешний вид. Часто Не - мой приятель, находится со мной рядом, но, когда я в Краткой форме, он меня не узнает и уходит подальше. При этом я теряю в суффиксе одно «н». Самое горестное то, что порой меня бьют. В таких случаях в суффиксах над «е» появляются две точки - синяки, они долго не проходят и очень болят. Ну вот и все. Только напоследок хочу сказать: «Люди добрые! Мы сами не местные! Подайте кто сколько сможет...»
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...