История военной формы в российской и советской армии. Женская военная форма — забота особая История российской военной формы

Каждый, кому интересна история моды хотя бы раз задавался вопросом, откуда берет свои истоки военная форма в нашей стране. Несомненно, в зависимости от времени мода на одежду людей разительно отличается. Если выделить военную форму, при всем многообразии расцветок и моделей в основе ее всегда должна была лежать функциональная безопасность, строгость и красота. Историей выявляется некоторая последовательность изменений и модернизации облачения военных.

Этапы становления воинского стиля

Идентичность войсковой формы в нашей стране долгое время не существовала, так как не было войск, действующих на регулярной основе. Долгое время отдельные подразделения, находящиеся в качестве охранной дружины у князей и знати, предпочитали в одежде свободный стиль, ничем не отличающийся от простых граждан. В случае военного похода разница была в том, что дружинники облачались в шлем и латы, которые были единственной защитой во время боя. Лишь спустя время выделились конкретные изменения в сторону установления уникальной военной формы.

Стрелецкий кафтан

Лишь в XVII столетии были разработаны первые одинаковые военные костюмы, которые были предусмотрены для царских стрельцов. Это были кафтаны, и их цветовая гамма была определена принадлежностью к конкретному воинскому подразделению. Парадный вариант стрелецкого обмундирования был дополнен головным убором, украшенным мехом, а также дорогими сапогами. В искусстве стрельцов во всей красе изображали такие известные мастера, как Василий Суриков в картине «Утро стрелецкой казни» и Сергей Иванов в произведении «Стрельцы».

Военная форма регулярной армии петровского времени

Дальнейшим этапом стало появление армии, которая должна была действовать на регулярной основе. Подавив стрелецкие бунты, российский император Петр Первый решился на ответственный шаг по созданию боеспособной и обученной армии, которая будет способна ответить на любую агрессию как внутреннего агрессора, так и на заграничных врагов России. Поэтому внешний вид солдат был одним из условий создания войска, которое будет оберегать покой простого народа. Военная форма состояла из следующих деталей:

  • камзол;
  • узкие брюки;
  • чулки с башмаками;
  • треуголка - головной убор треугольной формы, получивший в связи с этим название;
  • епанча - накидка с капюшоном;
  • шейный платок или шарф расцветки государственного флага (для офицерского состава).

Цветовая палитра была довольно сдержанная, форма была зеленая, алая и голубая. Также необходимо отметить, что именно при Петре I в армии появились погоны как знак различия между воинскими подразделениями и бойцами.

На мероприятия, посвященные войне можно купить военную форму для детей. Например, детскую военную форму времен Пётра I.

Военная форма постпетровского периода

Во времена Екатерины Великой было принято решение о необходимости изменить форму петровского времени из-за неудобств, которые испытывали солдаты. К примеру, парики и узкие штаны теперь не считали эталоном, а приняли решение начать, пошив широких камзолов и брюк для солдат. Также было принято решение использовать каски для защиты. Однако приход к правлению Павла I снова был ознаменован возвратом к петровской форме одежды в армии. Опять солдат переодели в дискомфортную одежду, выдав зауженные штаны и блестящую от лакировки обувку. Страданиям солдат не было конца, но строгость и дисциплина в войсках предусматривали суровые наказания за нарушение устава в одежде, вплоть до отправки в Сибирь.

Перемены к лучшему произошли в эпоху правления Александра Второго. Модернизированная военная форма расширилась в размере, что предусматривало возможность поддевать под нее вещи для согревания в холода. Также были введены шинели с высоким воротником. Однако после случился кризис, отразившийся с приходом Александра Третьего к появлению в армии некрасивой и дешевой, но удобной и теплой одежды. Экономия вылилась в распоряжение, согласно которому солдатам вычитались расходы на одежду из зарплаты.

Военная форма первой половины XX века

В начале двадцатого столетия для военных нашей армии в обиход был введен френч. Он представлял собой китель зелёной расцветки с высоким воротничком, с застежкой и грудными карманами.

После Октябрьского переворота возникшая Красная Армия была экипирована как придется. Для того, чтобы видеть своих, было предусмотрено надевать на шапку и рукава красные ленто как знак отличия. Дальнейшие изменения были применены на отмене знаков отличия, начался выпуск пестрой формы, появились знаменитые матерчатые головные уборы – будёновки.

Лишь к середине Отечественной войны было принято решение возврата к истокам. Всем видам войск вернули погоны и ввели парадную форму. Сейчас можно купить военную форму на День Победы этого периода.

Послевоенные этапы

В послевоенное время кардинальной модификация одежды для военных не проводилась. Из знаковых нововведений выделяется появление вместо знаменитой гимнастерки кителя. Во время войны в Афганистане в массы пришло имя нарицательное под названием «афганка», что представляло собой использованную во время боевых действий военную форму.

После того, как Россия получила статус отдельного государства, на законодательном уровне было отменено обмундирование военных советской эпохи. Российской армии досталась новая, оливковая расцветка, пальто стали преемниками шинелей, вместо кителей стали использоваться пиджаки. С появлением нашивок и шевронов на военной одежде стало возможно идентифицировать вид и род войск.

При нынешнем президенте в качестве головного убора для высшего военного состава вновь стали использовать папахи. Также по закону тот человек, который не является военным, не имеет права облачаться в форму. Стоит отметить некоторые инновации нового времени и модных тенденций, которые отразились на военной форме нового образца. Появились на вооружении сезонные куртки, брюки, ботинки. В производстве военного обмундирования используются современные уникальные технологии. Дышащая ткань, особая обработка, мембранные материалы.

В любую погоду защитная экипировка Российской Армии позволяет достойно нести боевой дозор и служить Отчизне. Пройдя испытания, военная форма стала совершенной, вобрав в себя как внешний лоск, так и практичность.

На что способен военный мундир? Прежде всего, он должен сообщить нечто важное о своём владельце. Владелец мундира –член военной корпорации, и мундир, при помощи разных знаков. Сообщает нам о том месте, которое занимает в военной иерархии его носитель. Далее мундир сообщает нам, что облачённый в него человек обладает главными качествами, присущими этой корпорации – мужеством, дисциплиной и надёжностью, то есть теми качествами, которые традиционно считаются главными мужскими добродетелями.

История военного мундира в самом широком смысле, как история униформы, уходит вглубь веков.
Самой древней одеждой воинов были шкуры животных, причём, надевались эти шкуры с самой ясной целью – устрашить врага. Например, римская пехота поверх шлема надевала волчьи шкуры, а Ганнибал облачал свои войска в шкуры леопардов. На средневековых Балканах военные разведчики одевались в мех и перья, и до сих пор, например, на шотландских, ирландских и валлийских гвардейцах мы видим забавные медвежьи шапки. Собственно, шкуры зверей, надетые на воинов, можно считать и протокамуфляжем.

Знаки различия

До поры до времени военная форма говорила сама за себя – это были доспехи, а иногда на них имелись и знаки воинского различия. Например, доспехи средневекового самурая плотно переплетался шёлковыми и кожаными шнурами различных цветов. Эта шнуровка могла быть и одноцветной, и разноцветной, причём, довольно сложной, но главное –она индивидуализировала воина и обозначала его ранг. Это было важно по следующей причине: битвы самураев в Японии 10-13 веков во многом напоминали рыцарские сражения в средневековой Европе. Это были прежде всего поединки воинов-одиночек. Чем более знатный воин пал на поле боя, тем большую награду тот получал от своего господина. Так что с одной стороны отличительные шнурки –это знак родовой принадлежности и индивидуальной доблести, а с другой –нечто вроде ценника на военной ярмарке тщеславия.

Европейское единообразие

Военная форма 16 века

По мере развития военных технологий и изменения военной тактики наметились и серьёзные перемены в воинских облачениях. Ко второй половине 16 века армейская одежда в Европе стала меняться и приходить к единообразию. Индивидуальный подход к экипировке стал вытесняться требованиями униформизма. Дисциплина, муштра и другие формальные процедуры, присущие европейскому обществу нового времени делали своё дело.

Пехота стала одеваться довольно просто, а вот остальные рода войск получили собственные виды формы. В 17 веке стали распространяться различные воинские украшения – галуны, ленты, розетки и пуговицы. Высший армейский шик являли собой офицеры. Их красочные ленты и шарфы говорили об удали и власти. По мнению одного историка, эта смесь изысканности с грубой реальностью войны стала образцом для мужской моды в середине 17 века.

Массовое производство военного снаряжения началось во время тридцатилетней войны 1618 – 1648 годов. Эта общеевропейская война стала мощным стимулом к стандартизации воинского костюма. В результате этой войны в главном выигрыше осталась Франция, и в дальнейшем именно эта страна сыграла ключевую роль в развитии европейской военной моды.

Как выглядели военные 17 века

С 1670-х годов европейские солдаты стали носить французские длинные шерстяные мундиры – камзолы белые, красные или синие. Эти камзолы, или полукафтаны украшались разноцветными обшлагами, воротниками и отворотами. К числу знаковых военных украшений относились также галуны, шнуры, пуговицы и вышивка. Всё это задавало основное направление в военной моде тех лет, а поскольку воинский тип почитался идеалом для мужчины, то все эти армейские аксессуары стали популярны и в гражданской моде. Военная форма по-своему созидала гражданское общество. Армейский наряд символизировал дисциплинированность, авторитет, надёжность и упорядоченность, а эти качества полностью соответствовали требованиям европейского государства нового времени –так называемого регулярного государства. «Индивидуальная сила, понятливость и покорность людей превращаются. Благодаря форме, в коллективную мощь», — отмечал известный французский историк моды Даниэль Рож. Отставные военные часто продолжали носить свою форму в мирной жизни, поскольку она помогала им в гражданской карьере. Военная форма на человеке говорила и о его взглядах, и о привычках, а также влияла на поведение, осанку и умение держаться в обществе. Военная форма строила и рассчитывала культуру повседневности. Само по себе военное обмундирование требовало соблюдения определённого этикета и тщательного ухода. Держа равнение на военную форму, штатское платье также потребовало от своих носителей заботы и порядка. В результате мы видим, как прямо или косвенно военная форма к концу 17 века утвердилась в качестве эталона элегантности и стиля, а гражданская форма – придворная или чиновничья, стала всё больше походить на военную, но при этом не стоит думать, что гражданская форма становилась угрюмой и однообразной, напротив – следуя военным образцам, она была яркой и нарядной.

Форма времён Наполеона

Звёздный час военной формы пробил в эпоху наполеоновских войн. Именно тогда были созданы наиболее роскошные образцы военного платья – экстравагантного и с массой деталей. Офицеры заказывали себе платья у военных и статских портных, и щеголяли друг перед другом. Мундир наиболее точно передаёт дух времени той Европы, которая родилась из потрясений французской революции и наполеоновских войн. И хотя в военной моде шла всеобщая стандартизация и борьба с индивидуальными прихотями, ВИП-персоны того времени могли позволять себе немыслимые излишества.

Легендарный наполеоновский маршал Иоахим Мюрат заказал для своих войск вычурную форму –чёрную, с золотыми галунами, алыми брюками, поясом с золотыми пуговицами и и перьями цапли на кивере. Лошадей он одел в попоны из шкур пантеры с красными фестонами и золотой оторочкой. Сам же каждый день рядился в новую форму и выглядел порой как попугай.

Одеяние Наполеона также тяготело к униформе, но это был сверхэлитарный униформизм. Его знаменитый серый походный сундук был неповторим, и говорил об аскетичной богоизбранности. Следуя исторической правде, этот знаменитый сюртук превращает в особую примету зловредного корсиканца Лев Толстой в нетленном романе «Война и мир». Вот такую примечательную сцену наблюдает Толстой при начале русского похода французского императора:

«Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали «Vive l’empereur!» На лицах этих людей было общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода, и восторга, и преданности к человеку в сером сюртуке, стоявшему на горе.»

Сергей Шойгу, вставший у руля Минобороны в начале ноября этого года, намерен провести новую реформу. Кроме того, стало известно, что кутюрье Валентин Юдашкин, с чьим именем прочно ассоциируется создание новой формы, открестился от своей причастности к ее разработке.

Такой «демонтаж» отчасти начался в феврале 1992 года. Тогда, согласно приказу главнокомандующего ВС СНГ Евгения Шапошникова, для военнослужащих срочной службы вместо парадно-выходного мундира и повседневного кителя был введен унифицированный китель с вшитыми погонами. При этом отменялось ношение петлиц.

23 мая 1994 года президент РФ Борис Ельцин подписал указ «О военной форме одежды и знаках различия по воинским званиям» - формально в этот день и была отменена советская военная форма.

Внешний вид военнослужащих претерпел после подписания этого документа значительные изменения: так, основным цветом и парадной, и повседневной формы стал оливковый. Шинели заменили на «пальто зимние», кителя - на пиджаки с накладными карманами. На военной форме появились шевроны и нашивки, обозначающие принадлежность к тому или иному роду войск, конкретной части. Хотя при этом критики говорили, что на деле реформа свелась к упрощению комплекта обмундирования до минимума.

27 января 1997 года был издан новый указ о военной форме, но видоизменения коснулись только узкой группы военнослужащих: у генералов армии на погонах одну большую звезду заменили на четыре меньшего размера.

Спустя 8 лет, в мае 2005 года вышел новый президентский указ. В результате инициативы Владимира Путина папахи «вернулись» в качестве зимних головных уборов для полковников и генералов. Синяя повседневная форма для ВВС была заменена на стандартную «оливковую». Единственным возможным цветом носков и перчаток был определен черный.

Новаторство указа 2005 года состояло в том, что он запрещал ношение военной формы теми, кто не относится к военнослужащим.

Май 2007 года - это новый виток в истории реформирования военной формы. Тогда был сделан ряд заявлений со стороны Минобороны. Сначала глава ведомства (на тот момент - Анатолий Сердюков) выступил с инициативой модернизации формы. Затем замминистра обороны генерал Владимир Исаков сообщил СМИ о том, что реформа действительно в планах ведомства, причем в числе разработчиков эскизов был назван Валентин Юдашкин.

Кто еще, кроме Юдашкина, участвовал в разработке?

Модельер Игорь Чапурин, специалисты Центрального научно-исследовательского института швейной промышленности, Центрального НИИ кожи и обуви, а также Центрального вещевого управления Минобороны России.

Эскизы «от Юдашкина» победили, затем в течение двух лет велась разработка нового обмундирования.

. В 2010 году новая форма была введена.

Что изменилось?

Погоны вместо их традиционного размещения на плечах были перенесены на грудь и на рукав;

Появились элементы на «липучке»;

Шинели стали узкими и приталенными;

Упразднялись сапоги с портянками, а также предмет множества анекдотов - знаменитые кальсоны с завязками;

У офицеров впервые в истории отечественных вооруженных сил появились свитера.

Форма от Юдашкина выдержала не все войсковые испытания (одежда шуршала при движении, плавилась от открытого огня и т.д.) В Минобороны, в частности, для зимней одежды на отечественный. Именно поэтому в СМИ уже тогда начал курсировать тезис о том, что на самом деле от кутюрье Юдашкина в новой форме остались лишь элементы покроя.

Кому и чем не нравилась новая форма?

Недостатки выявились в ходе опроса военнослужащих и зимой 2011-2012 года - после окончательного перехода армии на новую военную форму у солдат начались массовые простуды.

Минобороны проводило опрос военнослужащих (их было более 6 тысяч) по поводу новой формы. Чаще всего в ответах встречалась претензия к расположению погон «на пузе, как в НАТО, а мы привыкли - на плечах».

Главными минусами новой формы стало то, что она хорошо впитывает влагу и неохотно её испаряет, плохо держит тепло при температуре воздуха ниже минус 15°С.

Юдашкин или нет?

21 ноября 2012 года Валентин Юдашкин заявил, что не имеет никакого отношения к новой военной форме, объясняя это тем, что Минобороны в свое время внесло значительные коррективы в его образцы.

«Я до последнего надеялся, что все-таки военные признаются, опубликуют какое-нибудь письмо, заявление, что « , мы сами «Дольчи и Габаны», сами все придумали, сделали и счастливы и будем отвечать за качество», но они этого не сделали, поэтому это делаю я. Официально заявляю, что то, что носят в армии сейчас, не является той формой, которую я и мои сотрудники разработали в 2007 году по заказу Минобороны», - заявил модельер.

Новую форму отменят?

Обратим внимание: в целом было затрачено около 25 млрд рублей.

Коллекция военного обмундирования отдела тканей и костюма Государственного Исторического музея - одна из богатейших в России. Формирование ее началось в 1883 году - с подарка семьи адмирала В.А.Корнилова. В дальнейшем фонд музея постоянно пополнялся. После Октябрьской революции в 1917 году в России было создано множество военных музеев, правда, просуществовали они недолго, их материалы затем были перераспределены. В 1929 - 1930 годах собрание РИМ значительно пополнилось за счет Военно-исторического музея, сформированного на основе полковых собраний Московского гарнизона. В 1935 году был ликвидирован Военно-исторический бытовой музей, фонды его были переданы другим музеям, театрам и киностудиям. Часть их перешла в собственность Государственного Исторического музея.

Особенно крупные поступления в Отдел тканей и костюма ГИМ произошли в 1947 - 1954 годах, сюда вошли «непрофильные» материалы из Музея революции, Музея народов СССР. Благодаря деятельности подполковника вещевой службы Г.Н.Нестерова-Комарова Государственный Исторический музей в 1954 году получил прекрасную коллекцию мемориальных вещей царской фамилии.

Всего в отделе тканей и костюма ГИМ хранится более 10 тысяч предметов военного обмундирования, 213 из них - мемориальные, в том числе и детские мундиры, принадлежавшие великим князьям и наследникам престола. Самыми редкими вещами фонда являются: «полтавский» камзол Петра I; мундир А.Ф.Талызина, в который была одета Екатерина II в день дворцового переворота в 1762 году; мундирное платье Екатерины II и мундир лейб-гвардии Финляндского полка, в котором наследник цесаревич Алексей Николаевич был представлен полку как шеф. Не меньший интерес представляют вещи А.И.Остермана-Толстого, графа Ф.Э.Келлера и других известных личностей. Коллекция позволяет достаточно подробно изучить историю военного костюма русской армии.

Регулярные войска в России появились еще в эпоху Ивана Грозного - это были стрелецкие полки. Позднее появились солдатские полки «иноземного строя». Именно их можно считать прообразом русской регулярной армии, созданной Петром I в 1683 году. С этого времени военная одежда была унифицирована и ее эволюция зависела от гражданской моды. Не меньшее влияние оказывало и заимствование элементов формы европейских армий. На формировании внешнего вида русской армии в конце XVII - начале XVIII века сказывались традиции народного костюма. «Потешные полки» - Измайловский, Преображенский, Семеновский, созданные Петром I в 1683 году, явились ядром регулярной русской армии европейского типа. Первоначально, с осени 1698 года, в качестве единого мундира петровских полков было введено венгерское платье, так как оно было похоже на традиционное русское.

Почти одновременно с армией Петр I решил переодеть и гражданское население. В начале 1700 года был издан указ, согласно которому все мужчины, за исключением духовенства и крестьян, должны были носить венгерские кафтаны, а уже в следующем, 1701 году появился указ, обязывающий носить кафтаны немецкие, саксонские, французские. Это означало отказ от употребления венгерских костюмов в армии и среди гражданского населения. Осенью 1702 года было приготовлено 500 комплектов французских мундиров для торжественного вступления в столицу русской гвардии после взятия Нотебурга.

Полностью переодевание гвардейцев в новые мундиры завершилось в 1703 году, а уже в 1705-м вся регулярная армия России своим внешним видом не отличалась от прочих европейских армий.

Наряду с установлением новой формы впервые был определен и порядок ее ношения. Каждый воин знал, что ему положено было надевать при параде, походе и в мирное время. Каждый был осведомлен и об ответственности за ее сохранность. «Если кто свой мундир, ружье проиграет, продаст или в заклад отдаст, оный... должен стрелян быть».

Эта форма прошла испытание в ходе Северной войны и хорошо отвечала потребностям солдат и офицеров при ведении боевых действий. По некоторые предметы обмундирования были неудобны и плохо защищали солдата от холода и непогоды. Например, епанча, назначение которой было согреть солдата зимой, представляла собой лишь суконную накидку с застежкой на два крючка у ворота. При сильном ветре полы разлетались и защита от холода сводилась к нулю. Хотя если учесть, что войны велись в основном летом, такая форма отвечала предъявленным требованиям: была несложной по конструкции, удобной и привлекательной. Для созданной Петром I регулярной армии, численно превосходившей старую русскую, потребовалось расширить производство сукна. Поначалу мундиры шили из ткани разного цвета (только лейб-гвардия отличалась единообразием униформы), по с 1720 года цвет униформы становится единым, так как российские мануфактуры были уже в состоянии удовлетворить потребности армии.

Введение единой формы способствовало повышению дисциплины и организованности русской армии.

После смерти Петра I в русской армии усилилось влияние иностранцев, что привело к внедрению целого ряда западноевропейских заимствований. Для солдат были введены пудреные прически, накладные усы, зауженные мундиры.

Однородная кавалерия петровской эпохи была реформирована по западному образцу. В 1730-х годах в ней появились кирасиры, с 1740-го - гусары. По инициативе председателя Военной коллегии графа Бурхарда Крис- тофа Миниха создаются кирасирские полки, главная задача которых состояла в прорыве линии неприятельской пехоты. Кирасиры были одеты в белые кожаные колеты, лосины и ботфорты. Грудь прикрывала тяжелая металлическая кираса (отсюда и название). Белый цвет кирасирского мундира сохранился в русской армии до начала XX века.

Гусарские полки, время от времени присоединявшиеся к походам, с 1740 года становятся частью регулярной российской армии. Форма гусар была близка национальной венгерской одежде и состояла из короткой куртки - доломана, расшитого цветным шнуром и ментика - такой же короткой куртки, расшитой шнуром, по с меховой обшивкой. Доломай и ментик дополняли чакчиры - облегающие суконные рейтузы, расшитые шнурами и галуном.

Бездетная императрица Елизавета Петровна избрала в 1742 году своим наследником своего племянника, немецкого принца Карла Питера Ульри- ха Голштейн-Готторпского. Он являлся сыном герцога Карла Фридриха и старшей дочери Петра I - Анны. По приезде в Россию герцог Голштейи- Готторпский принял православие под именем Петра Федоровича ив 1745 году вступил в брак с принцессой Ангальт-Цербстской Софией Фредери- кой Августой, ставшей впоследствии императрицей Екатериной П. Российский император с юношеских лет избрал себе кумиром прусского короля Фридриха П. В 1761 году Петр III заключает сепаратный мир с Пруссией, в то время как русская армия взяла Берлин и Пруссия готовилась капитулировать. За непатриотические по отношению к России действия Петр III получил от Фридриха II высшую военную награду Пруссии - орден «Черного Орла».

После вступления на престол Петр III решил переодеть русскую армию на прусский манер. Кроме того, он заявил о намерении двинуть в поход против Дании всю гвардию, опять же в угоду королю Пруссии. Настроив против себя тысячи гвардейцев, этот «голштинский» император не мог рассчитывать на длительное правление. Потребовалось всего семь месяцев, чтобы недовольство выплеснулось в переворот. 28 июня 1762 года Петр был свергнут и через месяц убит.

В начальный период царствования императрицы Екатерины II военная форма в основном оставалась такой же, как и при Петре III, хотя частично и подверглась изменению в сторону возврата к мундирам елизаветинской эпохи. В конце 1762 года указом Екатерины II была создана «временная особая комиссия», которая положила начало проведению военных реформ. Никогда - пи прежде, ни позже - русская армия не претерпевала столько изменений, как в период с 1762 по 1796 год.

Реформы проходили в несколько этапов. Первый из них был завершен к 17б4 году. Были разработаны новые табели, штаты, наставления и уставы в основу которых положены записки генерал-фельдцейхмейстера А.Н.Виль- боа «Ведомость оружейным, амуничным и прочим вещам в Мушкетерском, Гренадерском, Кирасирском и Карабинерном полках» и «Положение штаб и обер-офицерским строевым вещам в пехотных полках».

В 1766 году Екатерина II утвердила «Генеральное учреждение о сборе в государстве рекрут и о порядках, какие при наборе исполнять должны». Этот документ упорядочил систему пополнения армии. Отменялись денежные взносы для всех «положенных в подушный оклад», исключение составляли только мастеровые заводов и фабрик, не приписанные к деревням и селам.

Порядок прохождения службы дворянами при Екатерине II оставался таким же, каким он сложился при ее предшественниках. Поступавшие в полки дворянские недоросли уже через год становились сержантами, а спустя два-три года - офицерами. Особенно сильно злоупотребляли этим в гвардии. В хмельные дни дворцового переворота 28-30 июня 1762 года гвардейцы заслужили привилегии на безмятежную жизнь, право не принимать участие в войнах. В гвардию стремилось множество молодых дворян, снабженных рекомендациями, которые сразу получали чин сержанта. В конце царствования Екатерины II доходило до того, что в полки зачисляли даже младенцев, которые к совершеннолетию получали офицерский чин и уходили в отставку согласно «Указу о вольности дворянства». Так, например, в лейб-гвардии Преображенском полку на три с половиной тысячи рядовых числилось шесть тысяч унтер-офицеров. Недорослям, по свидетельствам очевидцев, «не было числа». Среди них было немало недавних лакеев, поваров, парикмахеров, которых возводили в офицерский чин генералы и полковые командиры. Кумовство, наряду с нарушением чинопроизводства, приводило к тому что большинство офицеров чувствовали себя не защитниками России, а прислужниками высшего дворянства. Все это способствовало разрозненности офицерского состава. По свидетельству графа А.Ф.Ланжерона, «все генералы, полковники... обращаются с обер-офицерами с недостаточным уважением, но даже с презрением».

В среде гвардейских офицеров, являвшихся отпрысками древнейших дворянских родов, в последнее десятилетие царствования Екатерины II наблюдалось полное пренебрежение к форме одежды. Офицеры караульных рот Зимнего дворца, по свидетельству современника, могли себе позволить выйти на развод караула в шлафроке и спальном колпаке.

В то время лишь солдаты армейских полков сохраняли действительную боеспособность и храбрость, что было не раз доказано ими в русско-турецких войнах, в битвах при Рымнике, Кагуле, Очакове, Измаиле.

На вторую половину XVIII века приходятся реформы снаряжения и организации войск, проведенные светлейшим князем Г.А.Потемкиным, который возглавлял тогда Военную коллегию. Он боролся с прусским влиянием в русской армии. «Завиваться, пудриться, плести косы - солдатское ли это дело? - говорил Потемкин, - у них камердинеров нет. На ЧТО же букли? Всяк должен согласиться, что полезнее голову мыть и чесать, нежели отягощать пудрою, салом, мукою, шпильками, косами. Туалет солдата должен быть таков: что встал, то и готов».

Это перекликалось с известными словами А.В.Суворова: «Пудра - не порох, букли - не пушка, коса - не тесак, я не немец, а природный русак». Став в 1774 году президентом Военной коллегии, генерал-фельдмаршал Г А.Потемкин сразу занялся вопросами обмундирования и снаряжения армии. На рассмотрение Военной коллегии он представил «Записку об одежде и вооружении войск», в которой убедительно доказал необходимость коренного изменения существующего обмундирования. Образцы униформы, предложенной им, стояли намного выше уровня военного снаряжения европейских армий того времени.

Новый комплект обмундирования окончательно сложился в 1786 году, хотя отдельные его элементы появились в полках уже в 1782 - 1783 годах, в основном в армии Потемкина. Реформами Потемкина были введены практичные суконные укороченные куртки, штаны с кожаными крагами, полусапоги и легкие суконные каски с поперечным валиком. Летняя униформа состояла из белых полотняных кителей и шаровар, защищающих от зноя. Однако далеко не все офицеры приняли унифицированное удобное обмундирование, учрежденное генерал-фельдмаршалом, ибо оно совершенно не соответствовало господствовавшей тогда моде. Лишь солдаты и малоимущие офицеры оценили по достоинству недорогую и простую одежду.

Взошедшии на престол в ноябре 1796 года Павел I резко изменил внешний вид и организацию русской армии. Еще будучи наследником, он осуждал политику своей матери. Неоднократно он представлял записки Екатерине II с рассуждениями о войске и государстве, в которых было указано «предписать всем, начиная от фельдмаршала и кончая рядовым, все то, что должно им делать, тогда можно с них взыскивать, если что-нибудь будет упущено».

После посещения Берлина и встречи с прусским королем Фридрихом II, кумиром своего отца, Павел в 1783 году создает Гатчинские войска. Считая екатерининскую армию недисциплинированной и распущенной, а офицеров - недобросовестными, Павел доверял только гатчинским офицерам. Это было связано с тем, что в эти войска набирали прежде всего иностранцев, большинство которых прошли службу в прусской армии. Однако во главе их стоял русский - Алексей Андреевич Аракчеев, который являлся одновременно губернатором и управляющим военного департамента Гатчины. Безупречно преданный Павлу, он был его любимцем и ближайшим помощником.

Изменения военной униформы в период правления Павла I в основном коснулись гвардии, в 1800 году для солдат были утверждены двубортные кафтаны, для офицеров - однобортные. Были введены новый рисунок золотного шитья и новая форма обшлагов на кафтанах офицеров. Общепринятое мнение о неудобстве павловских мундиров не соответствует действительности. Солдатские и офицерские мундиры имели па лифе тесемочные стяжки, позволявшие в зимнее время надеть под мундир овчинную безрукавку или меховой жилет.

Некоторые мундиры, учрежденные Павлом I, прижились надолго, их носили и в эпоху его сыновей - Александра I, Николая I (например вицмундир кавалергардского и конного полков).

Недовольство гвардейского офицерства павловскими реформами было связано не с введением непопулярного обмундирования, а с ужесточением режима службы.

При вступлении на престол император Александр I объявил, что будет управлять своим народом и государством «по заветам своей бабки Екатерины Великой». После прусских порядков в армии, которые успел ввести Павел I, и ограничений дворянских привилегий слова Александра были встречены дворянством с восторгом. «После бури, бури преужаспой днесь настал наш день прекрасный...», - пели гвардейские офицеры. По убеждению Александра I, доставшаяся ему в наследство армия нуждалась в реформах.

Всеобщая антипатия к нововведениям Павла I требовала отмены всех регламентации и смягчения строгостей. 24 июля 1801 года по именному указу императора создается «Особая воинская комиссия» под председательством брата Александра I великого князя Константина Павловича. В ее состав вошли генерал от инфантерии И Л. Голенищев- Кутузов, A.A. Прозо- ровский, А.А.Аракчееев, В.В.Долгоруков и другие видные деятели.

Комиссия обладала большими полномочиями «рассмотреть все, что найдет она нужного и полезного ко введению или отмене». Наряду с другими комиссия должна была обсудить и вопрос о форме одежды армии. Относительно обмундирования в указе императора отмечалось: «С меньшими издержками дать одежде вид наиболее воинственный и прочный и не только для всех оборотов службы и для сохранения здоровья и бодрости солдат вообще удобнейший, но и каждому роду войск приличнейший».

Слушания этого вопроса вызвали серьезные разногласия среди членов комиссии. Для их разрешения па имя императора были представлены «особые мнения» членов комиссии о некоторых «вещах, потребных к одежде солдатской». В результате данной работы были установлены новые мундиры фрачного покроя, двуугольные шляпы, высокие сапоги и шинели. Было решено отменить пудру и косы, а волосы обрезать по нижнему краю воротника. «Пудру же иначе не употреблять, как в большие парады и праздники ». Полностью же длинные волосы и сложные прически были отменены в архмии только в 1806 году.

Важное значение имели меры, «принятые для развития казенного производства ». Были значительно расширены Иркутская и Павловская фабрика, что было связано с отказом о т закупки ткани за границей. В 1803 году в Санкт-Петербурге создается фабрика для изготовления офицерского обмундирования и снаряжения. Было приказано отпускать эти вещи по той цене, по которой они обходятся государству.

Однако десятилетие непрерывных войн с Францией и Турцией привело к тому, что снабжение армии оказалось в неудовлетворительном состоянии. И это несмотря на то, что государство субсидировало казенные предприятия для повышения их производительности.

В 1812 году император Александр I лично санкционировал закупку сукна за границей. В ходе войны с Наполеоном 1812-1814 годов военному ведомству удалось обеспечить потребности армии в вещевом имуществе, при том, что приоритет в снабжении всегда отдавался гвардии - на нее полностью работала Екатеринославская суконная фабрика.

В январе 1813 года русская армия уже снабжалась довольно хорошо. Для восполнения потерь имущества в ходе войны в армию было поставлено около 60 тысяч мундиров и шинелей. Одновременно с этим было налажено изготовление обмундирования на освобожденных от французов территориях. В Польше, Силсзии, Саксонии Россия закупала сырье.

В общем, к кампании 1813 -1814 годов русская армия уже была подготовлена в хозяйственном отношении лучше, чем прежде. На опыте длительных войн с Наполеоном военное командование России осознало важность создания запасов обмундирования для своей армии.

Будучи хорошо образованным в военном деле, Николай I лично занимался проблемами армии. Однако основное внимание императора привлекал внешний вид солдата, а не техническое оснащение войск. И до своего воцарения, и после Николай I принимал непосредственное участие в разработке образцов военной одежды. Его завораживали блеск и изящество мундира. При этом не учитывалось главное назначение мундира - защита от непогоды, обеспечение свободы движений и удобство при обращении с оружием в боевой обстановке.

В основном же в военной форме за период 1825 - 1854 годов не произошло кардинальных перемен. Вносилось множество различных декоративных элементов, направленных лишь на украшение мундира. Наиболее существенными нововведениями было появление в армейских частях однобортных мундиров и замена ранее используемых панталон с крагами рейтузами, которые носили поверх сапог. В 1846 году для войск Отдельного Кавказского корпуса ввели мундиры нового образца, пехота вместо фрачных мундиров получила полукафтаны, а кавалерия - короткие куртки, заправленные в шаровары.

За время царствования Николая I трансформации в основном подвергались головные уборы. Так, в 1844 - 1845 годах кивера повсеместно были заменены касками. Исключение составляли только гусарские и уланские полки.

Последствия увлечения «мундироманией и украшательством» в царствование Николая I сказались в ходе Крымской войны 1853 - 1856 годов. Многие участники боев писали о недостаточном снабжении вещами и оружием, большинство из них на себе ощутили все следствия беспечности и непредусмотрительности правительства.

«...Солдат в то время был одет неудобно... На голове носили каску, которая на парадах и разводах способна была производить эффект на зрителя, но в военном отношении оказывалась совершенно непрактичной... В Николаеве нас встретил флигель-адъютант граф Левашев с распоряжением - оставить каски в особых складах... Солдаты от души благодарят... за распоряжение об оставлении касок... И то сказать, что шлемы не только не приносили нам пользы, но делали вред. От дождей и потом сильной жары каски скоробились, сжались до того, что едва держались на головах солдат, давя их и сжимая до головной боли. Небольшой ветер - глядишь, и летят каски с голов. А чистка медных украшений, а сбережение чешуи, чтоб не разорвалась, да звенья не рассыпались, да шишак чтоб не сломался - разве мало это поглощало времени и труда?» - так писал 12 октября 1854 года один из офицеров 11-й пехотной дивизии П.В. Алабин.

Но постепенно положение стало меняться к лучшему. К весне 1855 года была «...получена новая форма офицерского пальто. Хрулев поспешил себе сделать, и могли все последовать его примеру, но как серой летней материи в городе не оказалось, то сшили какие попало, и явились пальто зеленоватые, голубые и даже лиловые. Там на это не смотрели; даже солдатам в одежде была полная свобода; суконные фуражки заменялись белыми и велено было не снимать их при встрече с офицерами», - вспоминал участник обороны Севастополя П.И.Степанов.

Скорее всего, такой либерализм в вопросах униформы сложился под влиянием кавказских войск, прибывших на помощь городу. На Кавказе уже давно носили не парадную форму, а ту, которая была наиболее приближена к войне в горах. Солдаты и офицеры повсеместно носили папахи, черкески, фуражки, сюртуки.

Императорская фамилия не стояла в стороне от всего происходящего. В декабре 1854 по года по именному указу Николая I был создан па средства фамилии полк в составе 4500 человек. Ответственность за создание полка возлагалась на министра уделов графа Л.АПеровского, он же был и первым командиром полка. И по внешнему виду, и по принципу комплектования полк существенно отличался от остальных частей. Набирался он из крестьян северных губерний, преимущественно охотников, па добровольной основе. Обмундирование полагалось «максимально близкое к народной одежде». Состояло оно из полукафтана, напоминавшего армяк, широких шаровар, заправленных в высокие мягкие сапоги, и шапки с квадратным суконным верхом и барашковым околышем. Всем чинам полка разрешалось носить бороду.

Офицерами в этот полк вступили многие известные люди России: ученые, писатели, общественные деятели (например, полковником был граф А.КЛолстой, капитанами - братья Жемчужниковы). Шефом полка стал сам император, шефами батальонов и рот - великие князья.

В боевых действиях полк участия не принимал, но уже в 1857 году получил права «молодой гвардии» и стал называться лейб-гвардейским.

Во время царствования императора Александра II в России произо- шли значительные воешю-политические события и социальные преобразования. В ходе осуществления реформ, проведенных при участии военного министра графа Д.А.Милютина, были ликвидированы военные поселения. Запрещены телесные наказания. Существенно была перестроена система комплектования армии. В 1874 году принят «Устав о воинской повинности», отменивший установленные еще Петром I рекрутские наборы. Срок службы в армии сократился с двадцати пяти лет до шести лет в строю и девяти лет - в запасе.

Тяжелые уроки Крымской войны 1853 -1856 годов заставили правительство серьезно заняться техническим переоснащенисм армии. По традиции военные реформы начались с нововведений в униформе. Об обилии изменений в обмундировании в период 1856 - 1859 годов пишет Е.А.Штакеншпейдер: «Одно только приводит в недоумение - это беспрерывные перемены формы военных. В Петербурге, кажется, нет двух офицеров одного и того же полка, одинаково одетых: один уже в повой форме, другой - не успел еще себе сшить, а третий уже в самой новейшей».

Трансформация униформы во второй половине 1850-х годов началась с замены фрачных мундиров на полукафтаны. Во всех войсках были введены двубортные мундиры и упрощенные в отделке вицмундиры, которые в 1872 году были заменены однобортными. Верхней одеждой всех чипов стали шипели. Нижние чины и офицеры кавалерии получили белые полотняные кители, вначале как рабочую форму, а впоследствии и как повседневную.

В 1862 году кардинально меняется тип головного убора - вводятся кепи высотой 11-12 сантиметров сзади, спереди - 6-8 сантиметров. При параде оно украшалось султаном и гербом. В том же году для занятий гимнастикой вводятся белые льняные рубахи-гимнастерки. В дальнейшем они стали основной формой одежды нижних чинов.

В войсках южных военных округов и Донском казачьем войске было разрешено ношение белых чехлов на фуражках и кепи, а в Кавказском и Туркестанском военных округах слали носить кожаные штаны-чембары из овечьей или козьей кожи, которые, по поверьям, предохраняли от змей. В 1869 году устанавливается особый тип формы - походная форма. В связи с этим проводится четкая регламентация всего обмундирования и порядок его ношения, с ежегодным утверждением и оповещением всех о нем. Форма отныне подразделялась на городскую, парадную, праздничную, воскресную, повседневную и походную.

В результате военных реформ I860 - 1870-х годов была введена действительно удобная походная форма. Парадный вариант потерял свое самодовлеющее значение.

Переход к всеобщей воинской повинности и увеличение личного состава армии в царствование Александра II повысили расходы на обмундирование, что заставило военное ведомство искать пути к их снижению. Появление швейных машин и установление стандартных размеров и ростов положили начало индустриальному, более дешевому способу производства обмундирования.

Согласно «Положению о вещевом интендантском довольствии» все предметы подразделялись на два вида: срочные, отпускаемые регулярно через определенное время, и предметы разовой выдачи, которые являлись собственностью части и эксплуатировались до полного износа. Предметами первого типа являлись вещи годовые, то есть те, на которые был установлен срок ношения. Ко второму типу относились пуговицы, гербы, кокарды. Их выдавали либо предметами, либо деньгами.

Во время войн снабжение осуществлялось сверх установленных норм. Могли выдаваться дополнительные вещи, по исключительно с особого высочайшего разрешения, то есть с соизволения самого императора.

В марте 1881 года на российский престол вступает Александр III, про- долживший военные реформы. Был взят курс па повышение боеготовности п строжайшей экономии расходов. Военная реформа, проведенная графом П.С.Ванновским, в основном носила оборонительный характер, ибо сам император по своему характеру был склонен к мирному разрешению конфликтов, за что его и называли царем-миротворцем.

В своем манифесте от 29 апреля 1881 года Александр III выдвинул на первый план «поддержание порядка и власти, наблюдение строжайшей справедливости и экономии. Возвращение к исконным русским началам и обеспечение повсюду русских интересов».

В ходе реформы 1881 - 1883 годов было увеличено количество строевых частей, улучшено их вооружение. За счет сокращения срока действительной военной службы до четырех лет повысилась численность населения, обученного военному делу.

Вся кавалерия, за исключением гвардии, подверглась реформированию по американскому образцу - она стала однородной, способной вести боевые действия как в пешем, так и в конном строю.

Значительно изменился и внешний вид армии. Военный министр генерал П.С.Ванповский и Александр III упростили покрой военного мундира. Он стал более скромным, практичным и удобным в ношении. Покрой его был приближен к русскому национальному костюму. Новый мундир был просторным, имел вид куртки с запашным бортом без пуговиц. Глубокий запах спереди и складки сзади - элементы, характерные для народной верхней одежды, типа поддевки или зипуна. Покрой обеспечивал солдату не только свободу в движении, но и тепло и удобство. Затяжной шнур на лифе куртки позволял в зимнее время поддеть под пего фуфайку. Основным преимуществом нового мундира являлось то, что его легко было подогнать по фигуре. При мобилизации или наборе в армию он мог выдаваться в готовом виде.

Новая форма, с некоторыми отличиями, была распространена во всей армии. Удобство в ношении, легкость подгонки были положительными качествами мундира. Однако отмена декоративных элементов, простота формы вызвали новую проблему - негативное к ней отношение. Это явилось отрицательным результатом реформы.

Сам же император с большим удовольствием и умением носил форму, которая полностью соответствовала его характеру и внешнему виду. Вот как описывает художник А.Н.Бенуа свою встречу с Александром III: «Меня поразила его «громоздкость», его тяжеловесность и величие. Введенная в самом начале царствования новая военная форма с притязанием па национальный характер, ее угрюмая простота и, хуже всего, эти грубые сапожищи с воткнутыми в них штанами возмущали мое художественное чувство. Но вот в натуре обо всем это забывалось, до того самоё лицо государя поражало своей значительностью».

Со сменой царя в России, как правило, менялась и военная форма. Одна- ко после смерти Александра III этого не произошло. До 1897 года она не подверглась каким-либо изменениям, за исключением восстановления некоторых декоративных деталей.

В 1897 году была проведена унификация приборных цветов - лацканов, воротников, обшлагов - в кавалерии, по образцу пехотных полков. Был изменен покрой мундира, он стал двубортным, с шестью пуговицами, карманными клапанами и выпушками.

Развитие военной техники и оружия к концу XIX века коренным образом изменило тактику ведения боевых действий. Сомкнутый строй сменился рассыпным. Широко распространилась позиционная война. Эти новые боевые условия вызвали изменения и в форме. С полевого походного обмундирования стали исчезать яркие расцветки. Появилась новая форма одежды - зеленая, защитного цвета, целью которой было сделать войска менее заметными на фоне местности.

Впервые защитные цвета обмундирования были введены в английской армии в 1895 году в качестве тропической колониальной формы, а в 1904-м, после англо-бурской войны, приняты в качестве основного цвета для походной формы.

Русская армия не спешила перенимать этот опыт, она вступила в русско- японскую войну еще в форме ярких расцветок. Но уже в апреле 1904 года технический комитет при Главном интендантском управлении представил на утверждение образец защитного обмундирования для войск действующей армии на Дальнем Востоке. Она была коричнево-серой - по цвечу растительности и почвы в Маньчжурии. Новое обмундирование поставлялось лишь вновь прибывшим батальонам. В остальных частях в боевой обстановке белые гимнастерки пришлось перекрашивать. Доходило до смешного - главнокомандующий А.Н.Куропаткин издал специальный приказ: «Пореже стирать рубахи, дабы они больше походили под цвет местности».

Следующим этапом преобразований военного костюма стало введение новой парадной формы в 1908-1909 годах.

В приказах 1907 года Николай II повелел: «Восстановить гвардейским частям пехоты, артиллерии и саперам мундиры времен царствования Александра II» и «для армейской пехоты, для всех частей артиллерии и инженерных войск установить двубортный мундир и ровным образом и форма обмундирования армейской кавалерии подлежит изменению». Реформы вернули к жизни нарядную, эффектно украшенную военную форму 1870-х годов.

И только драгунские полки получили мундиры нового покроя. Они были темно-зеленого цвета и похожи на колеты гвардейских кирасир. Особенно сильно изменились головные уборы гвардейской пехоты и армейской кавалерии. Новый головной убор пехотинцев, введенный в 1909 году, имел вид кивера, у офицеров обтянутого сукном, у нижних чинов - из черного фетра. Он был украшен подвесами, арматурой, султаном или кистью. Армейские драгуны получили каски с поперечным волосяным гребнем: черным - у драгунских полков и белым - у полков, бывших ранее кирасирскими. Музыканты всех полков имели красные султаны.

Шапки гвардейцев были из барашкового меха со шлыком полкового цвета, как правило, по цвету погон. В 1912 году для нижних чинов всех родов войск была введена суконная гимнастерка защитного цвета. Также были установлены погоны нового образца - двусторонние. Шили их так, чтобы можно было перекрашивать (если они выгорали), то есть внешним швом.

К 1913 году возникла проблема экономии средств, отпускаемых на обмундирование. Сроки ношения парадной формы в России были короткими, в основном же носились шинель или гимнастерка, и военные склады были заполнены невостребованным обмундированием. Выходом из создавшегося положения являлось введение единого типа обмундирования, пригодного для военного и мирного времени.

Техническая комиссия военного министерства получила задание императора разработать новые образцы путем добавления каких-либо украшений на существующую походную форму. Причем выбор украшений был предоставлен на усмотрение самих полков. На основании всех отзывов была установлена новая форма: суконная гимнастерка с пристежными лацканом, воротником и обшлагами. Головным убором служила папаха из барашка или искусственного меха. У офицеров декоративные элементы крепились на кителе.

Новое обмундирование успели получить всего девять полков. Дальнейшему проведению реформы помешала Первая мировая война.

Военная форма на Руси XVII века

1. Пеший жилец XVI - XVII века.

2. Рында XVI - XVII столетия.

3. Стрелец начала XVII века.

4. Офицер стрелецкого полка середины XVII столетия.

Военная форма во времена Петра Великого

1. Солдат-наёмник иноземного полка

2. Бомбардир войска Петра Великого

3. Офицер Гренадерского полка Петра Великого

Военная форма XVIII века

1. Офицер пехотного полка (период правления Анны Иоанновны, 1732-1742 годы).

2. Офицер гусарского полка (период правления Екатерины II, 1776-1782 годы).

3. Гренадер мушкетерского полка (период монархии Павла I, 1797-1801 годы).

4. Офицер егерского полка (период правления императора Павла I, 1796-1801 годы).

5. Карабинер времен правления Петра III.

6. Унтер-офицер, гусар лейб-гвардии Павла I.

7. Рядовой кирасир

8. Флейтщик Преображенского полка

Военная форма XIX века

1. Унтер-офицер мушкетерского полка (1802-1803)

2. Рядовой кирасирского полка (1813-1814)

3. Матрос гвардейского экипажа (1826-1856)

4. Рядовой лейб-гвардии Преображенского полка (1826-1856)

5. Трубач лейб-гвардии Драгунского полка.

6. Обер-офицер лейб-гвардии Конно-Гренадерского полка.

7. Обер-офицер лейб-гвардии Гусарского полка.

8. Обер-офицер армейских пехотных полков.

9. Обер-офицер армейских драгунских полков.

10. Обер-офицер армейских уланских полков.

11. Подхорунжий лейб-гвардии Казачьего полка.

12. Рядовой армейских пехотных полков.

Военная форма Красной армии

1. Красноармеец и командир (1919)

2. Красноармеец и командир (1922)

3. Красноармеец и командир (1924)

Военная форма Советской армии

1. Зимняя повседневная одежда начальствующего состава (1934)

2. Ковалерия и конная артеллерия (1934)

1. Военная форма Советской армии (1940)

2. Одежда военных строителей (1973)

3. Летняя форма одежды старшин, сержантов и солдат (1986)

Военная форма Армии РФ

1. Форма образца 1990-2000х

2. Образец презентации 2012 года

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...