Мальчик в полосатой пижаме краткое.

Девятилетний мальчик – Бруно, вместе со своей семьей переезжает из роскошного дома в центре Берлина в новое место. Несмотря на недовольство всей семьи, его отец – строгий и жесткий человек, намерен продвигаться по карьере военнослужащего и принимает приказ фюрера стать комендантом концлагеря в Польше. Вся семья приехала на поезде в Аш-высь и заселилась в новый дом.

Бруно заметил из окна своей комнаты, что вдалеке есть очень большое количество людей в одинаковой одежде, но он не имел представления о том, кто они такие. Он играл в исследователя, бродил по территории, увидел нескончаемый забор из колючей проволоки и познакомился с мальчиком, который стоял за этой оградой. Это был Шамуэль - его новый друг, у которого день рождение было в тот же день, что и Бруно. Мальчик был в полосатой пижаме, босой, худой, с очень большими и грустными глазами. Бруно стал ежедневно приходить к месту, где встретил Шмуэля в одно и то же время и иногда приносил еду. Бруно еще был мал и не знал, что за люди живут за забором и как они живут.

Как-то раз Бруно увидел Шмуэля у себя на кухне, чистящим стеклянные рюмки. Бруно угостил друга тремя кусками сочной курицы. Это заметил лейтинант и наказал Шмуэля. Бруно так испугался, что не смог признаться, что сам дал курицу мальчику.

Старшая сестра –Гретель, объяснила брату, кто такие евреи и почему их держат всех в этом месте. Бруно попросил прощения у мальчика за то, что струсил и не смог заступиться за него.

У детей появились вши. Когда Бруно обрили наголо, то он стал очень похож на Шмуэля. Мать не могла больше находиться в ужасном доме, и уговаривала мужа отпустить ее и детей обратно в Берлин, потому что в такой атмосфере невозможно воспитывать детей. Отец неохотно принял решение отправить их.

Бруно предстояло разлучиться со своим другом. Шмуэль рассказал, что его отец пропал. Тогда Бруно придумал план: он переоденется в такую же одежду какую носит его друг, перелезет под проволокой на другую территорию и поможет отыскать его отца.

Перед днем отъезда Бруно дошел до места встречи с другом, аккуратно сложил свою одежду перед оградой, переоделся и отправился со Шмуэлем на территорию концлагеря. Их окружили солдаты, загнали вместе с другими заключенными в газовую камеру и убили.

Отец долго искал сына, мать и сестра, отправившись в Берлин ждали Бруно там. Солдат нашел вещи Бруно у ограды и сообщил коменданту. Когда тот понял, что произошло с сыном, он сошел с ума.

Читательский дневник.

За цветочными грядками пролегала асфальтированная дорожка с деревянной скамейкой - тут, наверное, хорошо сидеть, греясь на солнышке и читая книгу. К спинке скамейки крепилась табличка, но с такого расстояния Гретель не удалось прочесть, что на ней написано. Скамейка была повернута к дому, что выглядело бы довольно странно, если бы не привходящие обстоятельства, Гретель сразу сообразила, почему скамью расположили именно так.

Метрах в десяти от сада, цветов и скамейки с табличкой обстановка резко менялась. Параллельно дому тянулась мощная ограда из проволоки, изгибаясь с обеих сторон и уходя куда-то вдаль, так далеко, что невозможно было различить, где она заканчивается. Ограда была очень высокая, даже выше, чем дом, и держалась на деревянных столбах, напоминавших телеграфные. Поверху она была утыкана огромными мотками колючей проволоки, закрученной в спирали, и Гретель, глядя на острые шипы, торчавшие повсюду, почувствовала вдруг, как у нее что-то защемило внутри.

За оградой травы не было, и вообще никакой зелени на обозримом пространстве не наблюдалось. Кругом простирался грязный песок, и сколько Гретель ни напрягала зрение, она не увидела ничего, кроме низеньких домишек, каких-то длинных строений, похожих на склад, и нескольких зданий с печными трубами в отдалении. Она открыла рот, намереваясь высказаться, но поняла, что ей не хватает слов, чтобы описать свое изумление, поэтому, не придумав ничего более разумного, просто закрыла рот.

Ну как? - Бруно, внимательно наблюдавший за сестрой, чувствовал себя победителем. Что бы там ни было - и кем бы ни оказались эти люди, - он увидел все это первым и может смотреть на это, когда захочет, часами, потому что вид на проволочную ограду и все то, что за ней, открывается из его комнаты, а не из комнаты сестры, а значит, принадлежит ему и только ему. Он здесь король, Гретель же - его вассал.

Ничего не понимаю, - ответила Гретель. - Зачем кому-то понадобилось строить такие отвратительные здания?

Отвратительные, да, - согласился Бруно. - По-моему, в этих домишках не больше одного этажа. Посмотри, какие они низенькие.

Наверное, это современные дома, - предположила Гретель. - Папа ненавидит все современное.

Тогда они ему не понравятся, - заметил Бруно.

Гретель по-прежнему стояла у окна не шевелясь. Ей было двенадцать лет, ее считали одной из самых умных девочек в классе, поэтому, поджав губы и прищурившись, она приказала голове сообразить, на что же смотрит ее хозяйка. Голова выдала лишь одно-единственное объяснение.

Думаю, это деревня, - объявила Гретель, с торжествующим видом оборачиваясь к брату.

Деревня?

Да, ничего иного быть не может. Как ты не понимаешь, дома, в Берлине, мы живем в городе. Вот почему там так много людей, домов и школы забиты детьми, а в субботу днем, когда идешь по центру города, на улицах страшная толкотня.

М-м… - промычал Бруно, стараясь вникнуть в ее слова.

Но на уроке географии нам рассказывали, что в деревне, где обитают крестьяне и животные и где выращивают продукты, существуют бескрайние пространства, вроде того, что мы видим за окном. Люди там живут, работают и посылают нам продукты. - Она опять поглядела в окно на бескрайнее пространство, расстилавшееся перед ними, на дома, отделенные изрядным расстоянием друг от друга. - Точно. Это деревня. А это наш загородный дом, - с воодушевлением добавила она.

Поразмыслив, Бруно покачал головой.

Нет, не деревня, - твердо произнес он.

Тебе всего лишь девять, - парировала Гретель. - Откуда тебе знать? Вот когда дорастешь до моих лет, научишься лучше разбираться в том, что происходит вокруг.

Может, и так, - уклончиво отозвался Бруно. Гретель старше, и с этим он не спорил, но категорически отказывался принимать на веру любое утверждение сестры. - Если мы в деревне, как ты говоришь, то где животные? Или ты про них забыла?

Гретель опять открыла рот, но подходящего ответа не нашлось, поэтому она снова уставилась в окно, выискивая за оградой животных, но их там не обнаружилось.

У них должны быть коровы, и свиньи, и овцы, и лошади, - подсказывал Бруно. - То есть если эти люди - крестьяне. Не говоря уж о курах и утках.

Но их тут нет, - тихо констатировала Гретель.

А если они выращивают еду, - продолжал Бруно, в кои-то веки наслаждаясь беседой с сестрой, - тогда и земля у них должна быть другой. Что можно вырастить в такой грязи?

Бросив взгляд в окно, Гретель кивнула. Не дурочка же она какая-нибудь, чтобы всегда настаивать на своей правоте, особенно когда факты явно против нее.

Значит, это не крестьянское хозяйство, - сказала она.

Нет, - подхватил Бруно.

Следовательно, это не может быть деревней, - развивала мысль Гретель.

Нет, не может.

И получается, что это, скорее всего, не наш загородный дом, - заключила Гретель.

Скорее всего, нет, - подвел итог Бруно.

Он опустился на кровать, и на миг ему захотелось, чтобы Гретель села рядом, обняла его и сказала, что все будет хорошо, что рано или поздно они полюбят это место и забудут думать про Берлин. Но сестра все еще смотрела в окно, и на этот раз не на цветы, и не на асфальтированную дорожку, и не на скамейку с табличкой, и даже не на высокую ограду с телеграфными столбами и мотками колючей проволоки, и не на бескрайнее пространство за оградой с домишками, длинными зданиями и печными трубами, - она смотрела на людей.

Кто эти люди? - произнесла она очень тихо, словно задавала вопрос не брату, но кому-то другому. - И что они там делают?

Бруно поднялся, и впервые они встали вместе у окна, плечом к плечу, пристально глядя на то, что происходило не более чем в двадцати метрах от их нового дома.

Всюду, куда ни бросишь взгляд, были люди - большие, маленькие, старые, молодые, - и все они как-то суетливо передвигались. Правда, некоторые, сбившись в группы, стояли совершенно неподвижно, вытянув руки по швам и стараясь держать голову прямо, а мимо них вышагивал солдат, открывая рот и мгновенно закрывая, словно он кричал им что-то. Другие, образуя нечто вроде цепочки, толкали перед собой тачки; они появлялись со своими тачками неведомо откуда, потом сворачивали за угол какого-нибудь строения и опять пропадали из виду. Перед домишками отирались горстки людей, они не разговаривали друг с другом, но смотрели себе под ноги, словно играли в какую-то игру и не желали, чтобы их застукали за этим занятием. Попадались люди на костылях, а еще больше с повязками на голове. Некоторые шли строем с лопатами в руках, и вели их солдаты, но куда они направлялись, невозможно было определить.

Перед Бруно и Гретель копошились сотни людей, но дети могли охватить взглядом лишь небольшую часть домишек, пространство же за оградой простиралось так далеко, теряясь в туманной дымке, что, возможно, людей там было не сотни, а тысячи.

И все они живут прямо у нас под боком, - нахмурилась Гретель. - В Берлине на нашей милой тихой улочке всего-навсего шесть домов. А здесь их не сосчитать. И зачем папа перевелся на новую работу в таком противном месте, где вдобавок полно соседей? Ума не приложу.

Глянь вон туда.

Гретель посмотрела туда, куда указывал пальцем брат, и увидала группу детей, которые выходили из домика, стоявшего в отдалении. Дети жались друг к другу, на них кричали солдаты. И чем больше на них кричали, тем теснее они прижимались к товарищам, но затем один из солдат бросился к ним, и они отцепились друг от друга, наконец сделав то, чего, похоже, от них добивались, - выстроились в ряд. После чего солдаты начали смеяться и аплодировать.

Наверное, это репетиция, - догадалась Гретель, игнорируя то обстоятельство, что кое-кто из детей, даже те, что постарше, даже такие же взрослые, как она сама, похоже, плакали.

Я же говорил, что тут есть дети, - сказал Бруно.

Но не такие, с кем я захочу играть, - решительно объявила сестра. - Они грязнули. Хильда, Изабель и Луиза принимают ванну каждое утро, как и я. А эти дети выглядят так, будто никогда в жизни не мылись в ванне.

Там и вправду очень грязно, - заметил Бруно. - Но может быть, у них нет ванн?

Какой же ты дурак! - воскликнула Гретель, хотя ей постоянно твердили, что нельзя называть брата «дураком». - Что это за люди, у которых нет ванн?

Не знаю, - задумался Бруно. - Это люди, у которых нет горячей воды!

Гретель еще несколько секунд смотрела в окно, потом передернула плечами и отвернулась.

Я возвращаюсь к себе рассаживать кукол. Из моей комнаты вид несравненно приятнее.

С этими словами она удалилась, пересекла коридор, вошла в свою комнату, закрыла за собой дверь, но не взялась сразу же за кукол. Вместо этого Гретель села на кровать, и множество самых разных мыслей промелькнуло в ее голове.

«Мальчик в полосатой пижаме» краткое содержание книги для читательского дневника Вы можете написать после прочтения ее сюжета.

«Мальчик в полосатой пижаме» Джон Бойн краткое содержание

История глазами девятилетнего немецкого мальчика - Бруно, который беззаботно живёт в прекрасном пятиэтажном доме в Берлине. В это время идет Вторая мировая войны. Бруно живет со своими родителями, 12-летней сестрой Гретель.

Однажды Бруно приходит домой и обнаруживает, что горничная Мария складывает его вещи в чемодан, так как они вынуждены переехать, потому что у отца новое важное назначение по службе.

Бруно не особо понимает кем работает его отец. Он знает только, что отец военный и у Фюрера на него большие планы. Именно после ужина с Гитлером отец Бруно получает должность коменданта, и семья должна переехать в Аж-Высь (в действительности, Освенцим). Бруно не хочет уезжать, он не хочет покидать свой дом, школу, своих друзей Даниэля, Карла и Мартина. Но мать говорит, что они не могут остаться.

Но новое место Бруно не нравится, он скучает, хочет играть, но не с кем. Новый дом хуже старого — есть только три этажа, а вокруг нет других домов, магазинов, фруктовых и овощных лавок. Бруно надеется, что они пробудут в новом доме несколько недель, но отец дает понять, что они здесь надолго. Из дома в Аж-Высь Бруно видит лагерь, в котором заключенные носят полосатую пижаму.

Спустя несколько недель Бруно решает, что ему нужно найти какое-то развлечение, или он сойдет с ума. Он решает соорудить качели с помощью веревки и шины. Лейтенант Котлер, подчиненный отца, помогает ему и приказывает Павлу, еврею, достать шину из хранилища. Павел помогает ему, и вскоре Бруно счастливо качается, пока не падает на землю.

К счастью, Павел видит падение Бруно, несет его в дом и обрабатывает раны. Павел в их дом приходит, чтобы чистить овощи и прислуживать за ужином. Но Бруно узнает от него, что на самом деле он врач. Бруно не понимает почему врач работает на кухне, а не лечит людей. Вскоре после этого мать Бруно возвращается домой и узнает, что произошло. Она просит Павла, сказать коменданту, что это она обработала раны Бруно.

Бруно вспоминает, что хочет сталь исследователем и решает изучить странный проволочный забор.

Вдоль забора Бруно шел больше часа, но никого не видел. Но пройдя еще немного он встретил своего нового друга - еврейского мальчика, Шмуэля, сидящего по ту сторону ограды. Оказалось, что оба мальчика родились в один и тот же день, и, как казалось Бруно, у них много общего. Бруно рассказывает, что жил в Берлине, а Шмуэля, говорит что он из Польши. Шмуэль говорит, что его отец, дедушка и брат с ним по эту сторону забора, ну а где мать он не знает, ее отвезли в какое-то другое место. Бруно и Шмуэль разговаривают и становятся очень хорошими друзьями, хотя Бруно все еще не понимает кто люди по ту сторону забора и почему они там находятся, что они там делают.

Браун спрашивает об этом у отца. Но отец говорит, что это не люди. Сестра Гретель говорит брату, что это евреи. Но Бруно не понимает, почему они там и зачем.

Отец нанимает для детей учителя герра Литца. Он Бруно не очень нравится, так как заставляет учить историю и географию, которые Бруно мало интересуют. Ему нравятся книги и поэзия. Но учитель считает это пустой тратой времени.

Почти каждый день после уроков, если не идет дождь, Бруно идет к Шмуэлю и приносит ему еду. Часто он сьедает практически все по дороге, так как идти к месту встречи довольно далеко. Бруно замечает, что Шмуэль становится все более и более тощим, иногда он видит даже синяки на его лице. Но Шмуэль не сообщает подробности о жизни в лагере, и Бруно так и не понимает что живет рядом с концентрационным лагерем.

Проходит больше года, как Бруно с семьей переехал в Аж-Высь. Он привык к новому месту, но о его дружбе с Шмуэлем никто не знает. Бруно решил это скрыть, так как не знал, как к этому отнесутся родители. Бруно уже даже забыл имена своих берлинских друзей. Ему приносили радость только встречи с Шмуэлем у ограды. Он конечно грустил, что они не могут поиграть, а могут только сидеть и разговаривать.

Однажды Бруно увидел Шмуэля на своей кухне, его привели чтобы он вымыл хрустальные рюмки перед днем рождения отца Бруно. Бруно ужаснулся, когда посмотрел на пальцы друга, они были очень худыми. Бруно решил угостить друга курицей. Но лейтенант Котлер пришел в ярость, когда понял, что Шмуэль что-то ел. Он посчитаел того вором. Шмуель сказал, что его угостил друг Бруно. Но Бруно, испугавшись, сказал, что он не знает этого мальчика.

Неделю после этого Шмуель не приходил на их встречи. А когда появился, то был весь в синяках. Бруно попросил прощения у Шмуэля и тот простил друга. Они продолжали регулярно встречались у ограды.

Когда в волосах Бруно и Гретель обнаружили яйца вшей, то сестре обработали голову, а все волосы Бруно состригли. Бруно был расстроен, что он выглядит как Шмуэль, только толще. Мать Бруно в конце концов убеждает отца вернуть их в Берлин и остаться без них. Мать понимает, что это не место для детей. Гретель обрадовалась переезду в Берлин. А Бруно не мог понять хочет он возвращаться? Своих друзей он забыл, а оставлять Шмуэля ему не хотелось.

В четверг Бруно решил сходить попрощаться со своим другом, ведь в субботу они должны ехать в Берлин. Однако, как выясняется, у Шмуэля беда: его папа пропал. Бруно решает пробраться в лагерь в пятницу, чтобы найти отца Шмуэля и провести исследовательскую работу, ведь он так и не видел как живет друг.

На следующий день, Шмуэль приносит Бруно полосатую пижаму. Бруно снимает свои вещи и складывает возле забора, а сам одевает полосатую пижаму и пролезает под забором в лагерь. Теперь он выглядит точно так же как и все узники. Увидев лагерь и измученных людей Бруно решает, что ему тут не нравится и решает немедленно вернуться домой. Но Шмуэль напоминает, что они должны найти его отца. Друзья ходили по лагерю больше часа, но так ничего и не узнали.

Когда Бруно уже хотел идти к ограде, то оказался с Шмуэлем окружен группой заключенных на «марше». Вокруг заключенных шли солдаты, Бруно даже слышал выстрелы. Начался дождь… Бруно было холодно, он переживал, что опоздает на ужин. Их завели в теплое помещение и заперли там (ни один мальчик не понимает что это газовая камера), они держатся за руки. В газовой камере Бруно приносит извинения Шмуэлю за то, что он не нашел его отца и говорит Шмуэлю, что он лучший друг на всю жизнь. Свет гаснет, возникает хаос, и мы, к сожалению, знаем, что конец их истории не будет счастливым.

В последней главе рассказывается, как семья занимается поисками Бруно: в конце концов его мать и Гретель возвращаются обратно в Берлин, а отец остается в Освенциме. Однажды он понимает, что же случилось с его сыном. Он идет к месту, где Бруно оставил свою одежду и с ужасом осознает, что случилось с его сыном, когда видит, что под сеткой можно пробраться на территорию лагеря.

Бруно Бруно Берлина

Однажды Бруно познакомился с маленьким еврейским узником Шмулем , произошло это, когда он без спроса исследовал территорию за забором своего нового дома. Чем обернется для обоих это знакомство, может ли детская сердечность и чистота повернуть вспять разрушительный механизм фашизма?

Год: 2008

Жанр: драма, военный

Слоган: "Взрослое детство войны"

Страна: Великобритания, США

Режиссер: Марк Херман

В ролях: Эйса Баттерфилд, Джек Скэнлон, Дэвид Тьюлис, Вера Фармига, Руперт Френд

Актеры и их роли в фильме «Мальчик в полосатой пижаме»

Эйса Баттерфилд – английский актер 1997 года рождения. Для Эйсы Баттерфилда фильм «Мальчик в полосатой пижаме» стал проходным билетом в мир большого кинематографа, с тех пор этот талантливый голубоглазый актер снялся во многих фильмах, в которых часто исполнял именно главные роли.

Эйса Батерфилд в фильме «Мальчик в полосатой пижаме» сыграл немецкого мальчика Бруно . Бруно исследует мир, верит в дружбу, любит родителей и не знает о том, что его отец комендант концлагеря для евреев, не догадывается парнишка и о том, что едкий, приторный запах, который доносится до окон его комнаты, это дым из печей крематория, расположенного через забор от его жилища.

Джек Скэнлон – английский актер 1998 года рождения. Хотя фильм «Мальчик в полосатой пижаме» и сделал Джека Скэнлона знаменитым, сниматься часто в фильмах он не стал, а сосредоточился на музыкальной карьере. На сегодняшний день Джек Скэнлон является певцом, автором песен и гитаристом.

Джек Скэнлон сыграл Шмуля – восьмилетнего мальчика, находящегося в концентрационном лагере. Этот актер великолепно вжился в свою роль, и многие зрители в сети восторгаются этим маленьким талантливым актером и по сей день.

Дэвид Тьюлис – английский актер 1963 года рождения, сыграл Ральфа – отца главного героя.

Ральф является начальником концлагеря для евреев.

Вера Фарминга – американская актриса 1973 года рождения. У Веры Фарминги украинские корни, ее родители эмигрировали в США , и там у них родилось семеро детей. Вера до 6 лет не разговаривала по-английски. Младшая сестра Веры Фарминги – Таисса Фарминга тоже является актрисой, разница в возрасте сестер составляет двадцать лет.

Вера Фарминга сыграла Эльзу – мать Бруно . Эльза не вникает в дела мужа и даже не догадывается до поры до времени, что фашисты жгут в печах людей, узнав эту страшную тайну, она никогда не сможет снова быть прежней. Смириться с тем, что делает ее еще вчера столь любимый муж, она никогда не сможет.

Руперт Френд – британский актер 1981 года рождения. Руперт Френд примечателен тем, что на протяжении пяти лет встречался с актрисой Кирой Найтли, кроме того, конечно же, Руперт великолепный актер.

Руперт Френд сыграл Курта Котлера – лейтенанта СС. Курт жесток к узникам лагеря, он не щадит их и избивает до смерти. Для роли лейтенанта Руперт Френд покрасил свои темные волосы в светлый цвет и стал выглядеть как истинный ариец.

Сюжет, краткое содержание фильма «Мальчик в полосатой пижаме»

Жил-был на свете восьмилетний мальчик по имени Бруно , этому пареньку «посчастливилось» родиться в фашистской Германии и быть сыном офицера СС. Бруно не знает, что происходит в мире, сколько людей гибнет от рук немцев каждую минуту, пока он с друзьями бегает по улицам Берлина . Этот голубоглазый мальчик знает, что его отец солдат, работающий на благо своей родины, а любимый папа не может делать ничего плохого.

Однажды отца Бруно переводят в другую военную часть, теперь он комендант концентрационного лагеря, и вся семья в составе папы, мамы, 12 летней дочери Гретель и уже знакомого нам Бруно должна переехать из Берлина на периферию – поближе к военным действиям.

Бруно не нравится его новое жилище, поблизости нет детей, с которыми можно было бы играть в мальчишеские игры, кроме того, этому юному исследователю запрещено выходить за территорию двора.


Дети не посещают школу, к ним на дом приезжает школьный учитель, который ведет пропаганду фашизма и геноцида, Гретель поддалась националистическим идеям и обвесила всю свою комнату плакатами, на которых изображен Гитлер и идейная немецкая молодежь.

Как легко прорастают зерна фашизма, брошенные в благодатную почву детского разума. Но Бруно не поддается, у него на все есть свой взгляд. Дело в том, что этот немецкий мальчик познакомился с маленьким еврейским узником Шмулем , когда без спросу исследовал территорию за забором своего дома. Шмуль сидел возле колючей проволоки и прятался от надсмотрщиков, в своем тайном укрытии он мог иногда немного отдохнуть и побыть наедине со своими печальными мыслями.

Бруно же все видится в ином свете, он думает, что люди за колючей проволокой это чудные фермеры, которые днем зачем-то ходят по полю в полосатой пижаме.

Однажды Бруно подсмотрел, как немецкие офицеры смотрят агитационный фильм про концлагерь. В фильме показывалось, как хорошо в нем живется людям, они играют там в разнообразные игры, хорошо питаются, поют песни, живут не тужат. Маленькому мальчику невдомек, что этим фильмом коварные фашисты просто хотят привлечь в лагеря побольше наивных еврейских людей. Ведь не только насильно люди в те времена попадали в такие места, многие ехали туда целенаправленно с целыми семьями, потому что верили в то, что там им будет безопасно – их просто изолируют от общества, но вреда не причинят – так казалось многим.

Бруно продолжает тайно встречаться со своим новым другом, тот просит Бруно приносить по возможности хотя бы немного еды. Бруно приносит, но иногда забывает, ему то невдомёк, как голодают люди за колючей проволокой.

Однажды Шмуль появляется в доме Бруно , дело в том, что для того, чтобы протереть узкие стеклянные бокалы, хозяйке дома понадобились детские пальчики. Бруно угощает своего нового друга пирожным, а когда Шмуля за поеданием лакомства застал лейтенант Курт , разразился скандал и, чтобы прикрыть свою маленькую немецкую пятую точку, Бруно говорит, что не знаком со Шмулем и никакое пирожное тому не давал.

После совершенного нехорошего поступка, Бруно мучает совесть, он ходит на прежнее место их встреч со Шмулем , но маленького узника с печальными глазами он там больше не встречает. Возможно, что прошло около недели с момента инцидента на кухне, когда Бруно снова смог увидеть своего товарища. Один глаз у Шмуля отек, было видно, что мальчишку били, да так, что тот долго не мог встать на ноги.

Тем временем мать Бруно узнает, что в печах концлагеря сжигают людей, женщина шокирована этим фактом, она не может прийти в себя и настаивает на том, чтобы ее дети покинули это зловещее место и чем скорее, тем лучше. Бруно не хочет уезжать, ведь теперь у него есть друг, к которому он искренне привязался, но тем не менее отъезд уже спланирован, чемоданы собраны, через пару часов мать с детьми должна уехать в другое – не столь мрачное место.

Бруно же решает поступить по-своему, у него в голове созрел план – он должен помочь Шмулю найти его отца, который пропал несколько дней назад. Шмуль раздобыл полосатую пижаму для Бруно , дети делают подкоп под колючей проволокой и теперь уже оба оказываются на территории лагеря. Тем временем родители замечают исчезновение Бруно и отправляются на его поиски.

К сожалению, фильм «Мальчик в полосатой пижаме» заканчивается трагически, оба мальчика гибнут в печах крематория. Возможно, кто-то надеялся до последнего, что маленького Бруно успеют спасти родители – но был ли в этом смысл? Честно ли было спасти своего ребенка и остаться равнодушным к тому, что его друг Шмуль погибнем в страшных мучениях? Эта трагедия открыла глаза родителей Бруно на зло, причиняемое любой формой фашизма, но изменил ли этот факт ход войны? Перестанут ли случаться такие трагедии в будущем? Поймут ли люди, что уничтожение себе подобных это противоестественно? На эти вопросы я предлагаю ответить честно каждому из вас, мои читатели, и прежде всего самим себе.

Джон Бойн

МАЛЬЧИК В ПОЛОСАТОЙ ПИЖАМЕ

Посвящается Джейми Линчу


Благодарности

За добрые советы и замечания, которые мне очень помогли не сбиться с курса, огромное спасибо Дэвиду Фиклингу, Белле Пирсон и Линде Сарджент. А за то, что я благополучно добрался до финала, благодарю, как всегда, моего агента Саймона Тревина.

Я также многим обязан моему старому другу Джанетт Дженкинс: прочитав черновик, она поддерживала и вдохновляла меня, пока книга не была готова.

Глава первая

Бруно совершает открытие

Как-то днем, придя из школы, Бруно очень удивился, застав у себя в спальне Марию, горничную (она всегда ходила потупившись, не отрывая глаз от ковров и половиц). Главное же, Мария не просто забрела в комнату Бруно - она там распоряжалась: вытаскивала из шкафа его вещи и укладывала в четыре деревянных сундука. Вынимала даже то, что было спрятано в самой глубине шкафа и к чему никто не смел прикасаться.

Что ты делаешь? - Бруно постарался, насколько это было в его силах, чтобы вопрос прозвучал вежливо. Понятно, он не обрадовался, увидев по возращении домой, что кто-то роется в его шкафу, но мама всегда говорила, что с Марией он должен обращаться уважительно, а не так, как папа это делает. - Не тронь мои вещи!

Вместо ответа Мария кивком головы указала на лестницу, где как раз появилась мать Бруно. Это была высокая женщина с длинными рыжими волосами, которые она скручивала на затылке - и убирала в нечто вроде сетки. Мать нервно потирала руки - верный признак того, что она предпочла бы избежать расспросов. Либо ее что-то не устраивало.

Мама, - Бруно решительно двинулся ей навстречу, - что происходит? Почему Мария перетряхивает мои вещи?

Она их пакует, - ответила мама.

Бруно быстренько перебрал в уме события последних нескольких дней: может, он вел себя как-нибудь особенно плохо или произнес вслух слова, которые ему запрещено произносить, и за это его отсылают из дома? Но ничего не смог припомнить. Наоборот, последние несколько дней он вел себя лучше некуда по отношению ко всем без исключения и ни разу не вышел из берегов.

Но почему? - спросил Бруно. - Что я сделал?

Мама остановилась на пороге своей спальни, где дворецкий Ларс занимался тем же самым - упаковывал вещи. Вздохнув, мама всплеснула руками и повернула обратно к лестнице. Бруно преследовал ее по пятам, от него так легко не отделаются, пусть ему сначала все разъяснят.

Что случилось? Мы переезжаем? - сыпал вопросами Бруно.

Ступай со мной вниз, - поманила его мама, направляясь в столовую - просторную залу, где неделю назад обедал Фурор. - Там поговорим.

Бруно сбежал по лестнице, обогнав мать; в столовой ему даже пришлось дожидаться, пока она подойдет. А когда мама вошла, сперва он молча разглядывал ее, отмечая про себя, что сегодня утром она, должно быть, не напудрилась, потому что веки у нее краснее обычного. Такая краснота вокруг глаз случалась и у Бруно, когда он выходил из берегов или попадал в беду, что, как правило, заканчивалось слезами.

Послушай, Бруно, тебе не о чем беспокоиться, - сказала мама, усаживаясь в кресло, в котором неделю назад сидела красивая блондинка, приходившая с Фурором на обед; она еще помахала Бруно, прежде чем папа закрыл двери. - В любом случае, тебя ждет увлекательное приключение.

Что? Значит, меня все-таки отсылают из дома?

Не торопись с выводами. (Бруно показалось, что мама чуть было не улыбнулась, но передумала.) Мы все покидаем этот дом. Папа, я, Гретель и ты. Все вчетвером.

Услышанное восторга у Бруно не вызвало. Гретель может катиться на все четыре стороны, ему до лампочки, его сестра - безнадежный случай, и от нее только одни неприятности. Но разве справедливо, что они все обязаны ехать вместе с ней?

Куда? - хмуро спросил он. Куда мы едем? Почему мы не можем остаться здесь?

Это связано с работой твоего отца, - объяснила мама. - Ты ведь знаешь, как это важно, верно?

Бруно кивнул. Еще бы ему не знать. В дом постоянно захаживало множество людей, самых разных: мужчины в потрясающей форме, женщины с пишмашинками (Бруно от пишущих машинок неизменно отгоняли, ссылаясь на его «грязные лапы») - и все эти люди были очень, очень вежливы с папой. Шушукаясь меж собой, они говорили, что этот человек далеко пойдет, у Фурора на его счет большие планы.

А когда кто-нибудь становится очень важным, продолжала мама, бывает, что начальник назначает его на особую работу в другом городе, куда не всякого пошлешь.

А что за работа? - полюбопытствовал Бруно. Если быть честным с самим собой - к чему он всегда стремился, Бруно не очень-то понимал, - чем занимается его отец.

Однажды в школе они разговорились об отцах. Карл сказал, что его папа зеленщик, и Бруно знал, что это чистая правда, потому что отец Карла держал зеленную лавку в центре города. Даниэль сказал, что его папа учитель, что тоже было правдой, потому что отец Даниэля учил старшеклассников, от которых лучше было держаться подальше. А Мартин сказал, что его папа повар, о чем Бруно опять-таки знал наверняка, потому что, когда отец забирал Мартина после уроков, на нем всегда была белая спецовка и клеенчатый фартук, будто он прибежал в школу прямо от плиты.

Но когда спросили Бруно, кем работает его отец, он открыл было рот, но вдруг сообразил, что и сам не знает. Единственное, что он мог сказать, это то, что его отец далеко пойдет и у Фурора на его счет большие планы.

Очень серьезная работа, - ответила мама после небольшой заминки. - Для выполнения которой требуется особый человек. Думаю, ты способен это понять.

И нам всем надо уезжать? - не поверил Бруно.

Ну разумеется. Ты ведь не хочешь, чтобы папа поехал на новую работу один и грустил там без нас?

Наверное, нет.

Папа по нам будет ужасно скучать.

А по кому он будет больше скучать? - встрепенулся Бруно. - По мне или по Гретель?

По обоим одинаково.

Мама полагала, что в семье не должно быть любимчиков, и Бруно уважал ее мнение, тем более что ему было доподлинно известно: мама любит его сильнее, чем Гретель.

А что будет с нашим домом? спросил Бруно. - Кто о нем станет заботиться, когда мы уедем?

Мама вздохнула и огляделась с таким видом, будто уже не надеялась снова увидеть эту комнату. Дом был очень красивым, в пять этажей, если считать подвал - где повариха готовила еду на всех, а Мария с Ларсом ругались, сидя за столом и обзывая друг друга словами, которые Бруно запрещалось произносить вслух, и если считать крохотную комнатушку на самом верху со скошенным оконцем, откуда Бруно, встав на цыпочки и крепко держась за раму, мог увидеть весь Берлин.

Дом мы запрем, - сказала мама. - Но мы ведь сюда когда-нибудь вернемся.

А куда денется повариха? - не унимался Бруно. - И Ларс? И Мария? Разве они не останутся здесь жить?

Они едут с нами. - Мама положила ладонь на стол. - На сегодня вопросов достаточно. Пожалуй, тебе стоит пойти наверх и помочь Марии укладывать вещи.

Бруно поднялся, но с места не сдвинулся. Ему было необходимо спросить еще кое о чем, прежде чем он решит, что ситуация более или менее прояснилась.

О боже, - рассмеялась мама. Правда, смех ее был каким-то странным, веселой она не выглядела и даже отвернулась, словно не хотела, чтобы он видел ее лицо. - Да, Бруно, это дальше чем в километре отсюда. Намного дальше, доложу я тебе.

Глаза Бруно расширились, рот сложился буквой О, а руки сами собой раздвинулись в стороны, как всегда, когда он был чем-то изумлен.

Неужто мы уезжаем из Берлина? - задыхаясь, выговорил он.

Мама печально кивнула:

Боюсь, что так. Работа твоего папы…

А как же школа? - перебил Бруно. Он знал, что в разговоре никого нельзя перебивать, но догадывался, что на сей раз его простят. - И Карл, Даниэль, Мартин? Как они узнают, где меня искать, когда мы захотим встретиться?

С ними придется попрощаться… Впрочем, я уверена, что пройдет немного времени - и вы опять будете вместе. И пожалуйста, никогда не перебивай меня, - не преминула напомнить мама. Мол, сколь бы странными и неприятными ни были грядущие перемены, это еще не повод нарушать правила вежливости, которым обучали Бруно.

Попрощаться? - Мальчик уставился на мать. - Попрощаться? - повторил он, выплевывая слово, будто его рот был набит печеньем, разжеванным на мельчайшие кусочки, но пока не проглоченным. - Сказать «прощай» Карлу, Даниэлю и Мартину? - Голос его уже смахивал на крик, а кричать ему дозволялось только на улице. - Но они мои лучшие друзья, верные и на всю жизнь!

О, заведешь новых, - небрежно обронила мама, словно найти трех верных друзей на всю жизнь пара пустяков.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...