Краткое поучение своей подруге содержащее добрые советы. Князь владимир мономах

Правление Владимира Мономаха приходится на 1112-1125 годы. На Киевское княжение он сел, будучи 60-летним человеком, образованным и мудрым. Может быть, поэтому годы его царствования считаются лучшими для Древнерусского государства.

Один из Рюриковичей

Внук любимый сын Великого Киевского князя Всеволода и византийской княжны Анны (дочери константинопольского императора Константина Мономаха) родился в 1053 году. После возмужания он был опорой отцу во всем. Естественно, что Всеволод завещал Киевский престол ему. Но ненавидящий междоусобицы Владимир отказался от Великого княжения в пользу двоюродного брата Святополка II Изяславича, так как отец Мономаха Всеволод занял Киевский престол после изгнания своего брата Изяслава. Киевляне не очень любили Святополка и его окружение, в первую очередь за дружбу с половцами и за то, что при нем ростовщичество достигло невиданных размеров.

Мудрый и популярный

Сразу после смерти Киевского князя Мономаху было послано приглашение на Великое княжение, но он не рванулся в столицу, потому что не хотел нарушать правопреемственность престола, так как считал, что за Святополком править должны либо Олег Северский, либо Давид Черниговский, либо Ярослав Муромский - все потомки Святослава. Его медлительностью воспользовались киевляне, страдающие от непосильного гнета евреев-ростовщиков, и в городе вспыхнуло восстание, сопровождающееся погромами. Опять послали гонца к Мономаху. На этот раз он не медлил. У Владимира (его церковное имя - Василий) и до занятия Киевского престола была славы миротворца, победителя половцев (он заключил с ними 19 мирных договоров) и объединителя земель русских (сыновья его сидели в крупных городах - Новгороде, Смоленске и Ростове, а брат Ростислав княжил в Переяславле).

Блестящее начало

Правление Владимира Мономаха в любом городе - Смоленске 1073-1078, Чернигове 1078-1094, Переяславле 1094-1113 - было мудрым и успешным. Взбунтовавшиеся киевляне требовали на княжение только Владимира, по прибытии которого восстание утихло. Но Мономах разобрался с его причинами, дабы избежать волнений в будущем, и значительно урезал ставки ростовщиков (не выше 20 % годовых), чем облегчил жизнь низов. «Устав о резах» был принят после тяжелого согласования с представителями элиты. После того как тем удалось втолковать, что ростовщичество в конечном счете вредит не только Руси, но и им самим, было принято решение о высылке всех евреев-ростовщиков за пределы страны. Оговаривалось, что все нажитое имущество «финансисты» могут взять с собой, но больше никогда не должны возвращаться на Русь. Естественно, что многие из иудеев приняли православие.

Второй прототип Владимира Красна Солнышка

Годы правления Мономаха стали последним подъемом Киевской Руси. Удачливый полководец, хороший политик, образованный человек и талантливый писатель, оставивший после себя литературные произведения, он обеспечил Руси годы спокойной жизни - печенеги были изгнаны, половцы боялись грабить русские земли, потому что в походах против них князь опирался на народное ополчение, а не на наемников. Он был очень популярен в народе, его черты дополнили образ былинного Владимира Красна Солнышка (первым прототипом был его дед Владимир, креститель Руси). Подвиги Ильи Муромца приходятся на годы правления Владимира Мономаха

Большая внешнеполитическая победа

Внешняя политика этого достигла своего расцвета при сыне умершего византийского императора Алексея I Иоанне II, который упредил поход крупного русского войска на Константинополь. Желая мира с Киевской Русью, греки добровольно пошли на громадные уступки - Мономаха удостоили титула царя, по значимости равного басилевсу Византии. Ему были преподнесены царская одежда, скипетр, держава и венец, знаменитая и легендарная «шапка Мономаха». Союз был закреплен династическим браком - сын Иоанна, наследник Алексей, женился на внучке Киевского князя. Таким образом, правление Владимира Мономаха ознаменовалось установлением с Византией крепкого родственного союза.

Гибкий политик

Правда, предупрежденный поход на Константинополь предусматривал захват по пути следования придунайских земель, но Мономах всегда ради мира мог чем-то поступиться. Поэтому эти земли остались за Византией. После борьбы с минским князем Глебом и его пленения эти земли стали дружественными Киеву - там признавалась его верховная власть.

К несомненным достоинствам можно отнести и то, что в годы правления Владимира Мономаха три четверти всех русских земель были сосредоточены в его руках. Со всеми соседями, где договорным путем, а где - военным, были заключены мировые. Так, был подавлен мятеж на Волыни, где правил сын Святополка, приходившийся зятем Владимиру, Ярослав. Он превратил свой двор во враждебное Киеву логово. Сюда бежали как евреи-ростовщики, так и всевозможные вечные недруги Руси. Большое войско из чехов, венгров, поляков направилось к Киеву. Навстречу ему шла рать Мстислава Владимировича. Сам Ярослав был уже убит русскими воинами при осаде Волыни. Оказывать помощь умершему было нелогично, вражеское войско отступило.

Рост мощи Руси

Ни волжские булгары, флотилия которых была разгромлена русскими воинами, ни жители Прибалтики и Финляндии, исправно платившие дань, не совершали набегов на русские земли в правление Владимира Мономаха. Все это дало возможность заняться благоустройством государства. Строились церкви, расширялась торговля, начали чеканить монету, переводились книги с византийского языка, стали открываться школы, в которые на обучение отдавались дети лучших семей. Будучи образованным человеком и одаренным писателем, Владимир оставил потомкам свои произведения - «Поучение» и «Хождение». Кроме того, Нестором, монахом Киеве-Печерской Лавры, создается «Повесть временных лет» (1117 год). Правление Владимира Мономаха в Киеве превратило город в крупный торговый и культурный центр. Он оставил о себе хорошую память в веках и пример управления государством, которое делает страну процветающей. О нем хорошо отзываются не только в написанной в годы его правления «Повести временных лет», но и в Ипатьевской летописи и в «Слове о погибели земли Русской». И после его смерти некоторых его потомков венчали на царство «шапкой Мономаха».

Начало правления Владимира Мономаха пришлось на 20 апреля а закончилось 19 мая 1125 года, в день его смерти. При Владимире Мономахе получили широкое распространение династические браки. Он переженил всех своих многочисленных детей почти со всеми венценосными особами Европы. Заключались браки и с детьми ханов.

Итоги правления

Сильную державу, с которой считались соседи, оставил после себя Владимир Мономах, итоги правления которого можно подвести следующим образом. Главным достижением было прекращение набегов половцев, разорявших страну. Авторитет Руси возрос несказанно после победы над ними. Дальнейшему его росту способствовали взвешенная внешняя политика и династические браки.

Мономах усилил централизацию власти, и таким образом ему удалось сохранить полный контроль над всеми городами и торговыми путями Руси. Как следствие прекращения междоусобиц и наступления мирной жизни стали развиваться все отрасли хозяйства, литература и искусство, а также значительно возросла мощь страны - как военная, так и экономическая.

Родился Владимир Мономах 26 мая 1053 года. Отцом его был Всеволод Ярославич. Еще в юношеских годах в своей биографии Владимир Мономах стал ростовским князем. Затем управлял Смоленском, позже – Черниговом.

После смерти Всеволода Ярославича уступил престол Святополку, своему брату. Большой заслугой князя Владимира Мономаха в биографии стал разгром половцев. Мономах уступил Чернигов Олегу Святославичу. Половцы регулярно нападали на Переяславское княжество, где поселился Мономах. На Любечских съездах Владимир пытался сплотить Русь для противостояния половцам. После нескольких поражений половцев Русь была освобождена.

Когда умер Святополк, Владимир Мономах подавил киевское восстание и возглавил правление страной. Тогда же вышел знаменитый «Устав Владимира Мономаха». Рассматривая краткую биографию Владимира Мономаха, нужно отметить, что период его правления был в целом благоприятным для Руси. Прекратились междоусобицы.

За всю биографию Владимир Мономах написал несколько произведений. Например, «Поучение», «Письмо Олегу Святославичу», «Молитва». Скончался великий князь 19 мая 1125 года.

Оценка по биографии

Новая функция! Средняя оценка, которую получила эта биография. Показать оценку

Вступил на великокняжеский стол (1113 г.) уже шестидесяти лет, но был еще бодр и духом и телом. Половцы не смели при нем тревожить Русскую землю. Княжеские усобицы притихли . Правдивый и набожный, добродушный и вместе с тем воинственный, Мономах высоко стоял в глазах всех своих современников, привыкших видеть всюду вероломство, насилие и злобу. Удельные князья уважали Владимира и вместе с тем боялись его – был он милостив, но бывал и строг. Когда какой-нибудь князь начинал смуту, он старался всячески уговорить его, умиротворить, уладить дело мирным путем. Если же беспокойный князь упорствовал, то Владимир строго наказывал его, даже отнимал у него удел.

Владимир Мономах на памятнике "Тысячелетие России"

«Дети мои или кто иной, – пишет Владимир Мономах, – прочитав эту грамотку, не посмейтесь, но примите ее в сердце свое. Прежде всего, ради Бога и души своей страх Божий имейте в сердце своем и милостыню давайте нескудную. Это – начало всякому добру.

Тремя добрыми делами можно от греха избавиться и царствия Божия не лишиться: покаяньем, слезами и милостынею. Не тяжкая эта заповедь, дети мои. Бога ради, не ленитесь; молю вас, не забывайте этих дел. Ни одиночество (отшельничество), ни монашество, ни голод (пост), чему подвергают себя некоторые благочестивые люди, не так важны, как эти три дела…

Послушайте меня, дети мои, – продолжает Мономах. – Если не все поучение мое примете, то примите хоть половину. Пусть Бог смягчит ваше сердце: проливайте слезы о грехах ваших, говоря: «Как разбойника и мытаря помиловал Ты, Господи, так и нас, грешных, помилуй». И в церкви это делайте, и спать ложася. Когда на коне едете, говорите мысленно: «Господи, помилуй». Эта молитва всех лучше.

Всего же более убогих не забывайте, но по мере сил кормите их. Сироту и вдову сами на суде по правде судите; не дайте их сильным в обиду. Ни первого, ни виноватого не убивайте и не позволяйте убивать, хотя бы и заслуживал смерти; не губите никакой христианской души.

Когда речь ведете о чем, не клянитесь Богом, не креститесь; нет в этом никакой нужды. Если же придется вам крест целовать (давать клятву), то подумайте сначала хорошенько, можете ли сдержать клятву; а поклявшись, держитесь клятвы, чтобы, нарушив ее, не погубить своей души.

Епископов, попов и игуменов почитайте, принимайте от них благословение. Любите их и по мере сил заботьтесь о них, чтобы они молились за вас.

Более же всего не имейте гордости ни в сердце вашем, ни в уме: мы все смертны – сегодня живы, а завтра в гробу. Все, что дал нам Бог, не наше, а поручено нам на короткое время. В землю сокровищ не зарывайте: то великий грех. Старика почитайте как отца, молодых как братьев.

В дому своем не ленитесь, но за всем присматривайте сами; не полагайтесь на тиуна вашего и отрока, чтобы приходящие к вам не посмеялись над домом вашим и над обедом. На войне не ленитесь, не надейтесь на воевод ваших, не предавайтесь ни питью, ни еде, ни спанью. Сами стражу расставляйте. Устроив все, ложитесь спать около воинов, а вставайте рано. Оружия с себя не снимайте, не разглядев, есть ли опасность или нет: от беспечности человек может внезапно погибнуть.

Когда проезжаете по своим землям, не давайте слугам бесчинствовать и причинять вред ни своим, ни чужим, ни в селах, ни на нивах, чтобы не проклинали вас.

Куда приедете, где остановитесь, напойте, накормите бедного. Более всего чтите гостя, откуда ни пришел бы он, простой ли человек, или знатный, или посол. Если не можете почтить подарком, то угостите кушаньем и питьем. Гости этим мимоходом по всем странам разнесут молву о человеке, как о добром или как о злом.

Больного посетите; покойников провожайте и не минуйте никого без привета, скажите всякому доброе слово. Жену свою любите, но не давайте ей власти над собой.

Что знаете полезного, не забывайте, а чего не знаете, тому учитесь. Мой отец, дома сидя, знал пять языков. За это большая честь от других земель. Леность всему худому мать: что знаешь, то забудешь; чего не знаешь, тому не выучишься. Творите добро, не ленитесь ни на что хорошее.

Прежде всего идите в церковь. Пусть не застанет вас солнце на постели. Так делал мой отец блаженный и все лучшие люди. Сотворив утреннюю молитву и воздав Богу хвалу, следует с дружиною думать о делах или творить суд людям, или ехать на охоту (если нет никаких важных дел), а потом лечь спать. В полдень самим Богом присуждено спать и человеку, и зверю, и птице.

А вот поведаю вам, дети мои, о своих трудах и ловах. (В этой части «Поучения» Владимир Мономах подробно перечисляет свои походы .) Всех моих походов было, говорится далее, 83 больших, а прочих меньших и не вспомню. Девятнадцать раз заключал я мир с половцами при отце и после смерти его. Более ста вождей их выпустил из оков (из плена). Избито их в разное время около двухсот. А вот как трудился я на охотах и ловах: коней диких по 10, по 20 вязал я своими руками; два тура (дикие быки) метали меня на рогах с конем вместе; олень меня бодал; два лося – один ногами топтал, другой рогами бодал; вепрь оторвал у меня меч с боку; медведь у колена прокусил подседельный войлок; лютый зверь вскочил ко мне на колени и повалил коня со мною, а Бог сохранил меня целым и невредимым; с коня много раз я падал, голову разбивал два раза и руки, и ноги вредил себе в юности моей, жизни своей не жалел, головы своей не щадил. Что можно было делать и отроку моему, то сам я делал – на войне и на ловах, ночью и днем, в летний зной и в зимнюю стужу. Не давал я себе покою, не полагался ни на посадников, ни на биричей – сам все делал, что надо; сам смотрел за порядком в доме, охотничье дело сам правил, о конюшнях, о соколах и ястребах сам заботился. Простого человека, убогой вдовицы не давал в обиду сильным; за церковным порядком и службой сам присматривал.

Не осудите меня, дети мои, или иной, кто прочтет эти слова, – завершает Владимир Мономах своё поучение. Не себя я хвалю, а хвалю Бога и прославляю милость Его за то, что Он меня, грешного и худого, сохранял от смерти столько лет и сотворил меня неленивым и способным на все человеческие дела.

Прочитав эту грамотку, постарайтесь творить всякие добрые дела. Смерти, дети мои, не бойтесь ни от войны, ни от зверя, но творите свое дело, как даст вам Бог. Не будет вам, как и мне, вреда ни от войны, ни от зверя, ни от воды, ни от коня, если не будет на то воли Божией, а если от Бога смерть, то ни отец, ни мать, ни братья не могут спасти. Божья охрана лучше человеческой…»

Из Поучения этого ясно видно, как глубоко понимал Владимир Мономах учение Христово, как заботился он о правом суде и защите слабых, как высоко понимал обязанности князя. И сам он действительно исполнял их не за страх, а за совесть.

Неустанно хлопотал Владимир Мономах о прекращении усобиц, о примирении враждующих, – по его мысли собирались княжеские съезды (Любечский , Витичевский и Долобский). Князь Владимир постоянно настаивал на общем союзе князей против половцев, – потому современники так высоко и ставили этого великого человека.

Он, по словам летописца, не величался, по заповеди Божией творил добро врагам своим, был очень милостив к нищим и убогим, не щадил имения своего – все раздавал нуждающимся. Понятно, отчего так любил Мономаха и простой народ, и духовенство; да и дружина не могла не любить его – вождя, не знавшего страха в бою, отважного охотника, князя милостивого и щедрого, хотя и не дававшего своим приближенным большой воли, не позволявшего им обижать народ. Благочестием Владимир Мономах отличался таким, что, стоя в церкви и слушая церковное пение, не мог удержаться от слез. Только к половцам , заклятым врагам Русской земли, он был суров, а иногда и беспощаден. (В одном случае он даже позволил своим боярам убить двух половецких послов.) Умер Мономах на 74-м году от роду (1125).

Цари московские впоследствии великою честью для себя считали называться потомками Владимира Мономаха. В Оружейной палате хранятся так называемая Мономахова золотая шапка и еще некоторые принадлежности торжественного царского убора (скипетр, держава и бармы). По преданию, они были присланы в дар Владимиру Мономаху греческим императором. Впоследствии московские цари возлагали на себя эту шапку и бармы в день венчания на царство.

Владимир Всеволодович Мономах краткая биография для детей

Владимир Мономах кратко говоря это - талантливый военачальник, грамотный управленец, князь Смоленский, с 1078 года князь Черниговский, с 1113 года князь Киевский. Свою военную доблесть он начал проявлять при жизни отца, киевского князя Всеволода Святославовича. Активно и участвует в военных походах своего отца, как, например, в войне против чехов на стороне поляков. Успешно отбивает непрекращающиеся набеги половцев. Получает от отца княжеский стол Чернигова, и длительное время остается здесь. После смерти отца спокойно отнесся к водворению на Киевский престол своего брата Святополка Изяславича. Но, несмотря на добровольный отказ от Киева, Владимир продолжает борьбу за власть, отстоял контроль над Ростовом, Смоленском, а в 1102 году удержал за своим сыном Мстиславом Новгород.

В период правления Киевского князя Святополка Изяславича Владимир Мономах стремится к организации совместных военных походов против половцев(1103 год - битва на Сутени,1111год - сражение на Сальнице) . А в 1094 году, в результате военного вторжения князя Олега, осуществленного при поддержке половцев,
Владимир уступает Черниговское княжение Олегу Святославичу. После этого он был втянут в длительные междоусобные войны. В 1096 году ему удалось вернуть Чернигов, но столкновения продолжались. Итог этого длительного военного противостояния был обозначен на Любечском съезде (1097 год), здесь князья постановили закрепить за каждым из рода рюриковичей определенную вотчину, полученную по наследству отца. Так Владимир Мономах возвращает под свой контроль Смоленскую, Ростовскую волости, а также Переяславль Южный и Новгород.

После смерти Святополка в 1113 году киевские бояре пригласили Владимира на княжение. В период его правления Киевская Русь крепнет и активно развивается. Особое внимание Владимир Мономах уделяет развитию законодательной базы нового государства. При нем появляется свод законов «Русская правда», один из самых интересных документов этого свода - так называемый «устав Владимира Мономаха», или «устав о резах». Согласно данному уставу прибыли ростовщиков были значительно ограничены, а положение должников и «закупов» - было улучшено. Владимир Мономах в качестве Великого князя Киевского контролировал более половины русских земель, и грамотно расставляя своих сыновей посадскими в подконтрольных княжествах удерживал власть в целом.

В 1116 году Владимир поддерживает византийского самозванца Лжедиогена II, и отправляется в военный поход против Византии. Эта инициатива не принесла успеха и территориального увеличения Киевской Руси. А в 1123 году, заключив союзный брак между внучкой Мономаха и Византийского Императора, стороны установили мир.
В целом правление Владимира Мономаха кратко, можно считать грамотным и прогрессивным. Благодаря его политики и военным успехам, удавалось поддерживать сплоченность русских земель, а Киевская Русь крепла и развивалась.

Еще краткие биографии великих полководцев:

Владимир Второй Мономах, или Владимир Всеволодович был князем смоленским с 1067, черниговским – с 1078, переяславским – с 1093, великим князем киевским – с 1113, а также государственным деятелем, военачальником, писателем, мыслителем. Его отцом был Всеволод Первый Ярославич, а матерью – дочь императора Византии Константина Мономаха. По прозванию рода матери Владимир и получил своем имя – Мономах.

Начало деятельности

Детство и раннюю юность Владимир провел при отцовском дворе в г. Переяславле – Южном. С юных лет отец доверял ему возглавлять дружину, ходить в далекие военные походы, воевать против половцев. Ему даже удалось подавить восстание вятичей. С 1076 по 1080 Владимир участвовал в нескольких междоусобных войнах. В этот же период его отец получил Киевское княжество, а сам Владимир Мономах сел в Чернигове, не раз защищал свои земли от половецких набегов и от кочевников-торков.

Когда умер его отец, кн. Всеволод (1093), Владимир мог занять его место на киевском престоле, но сделать это добровольно предложил своему кузену Святополку, а сам остался править в Чернигове. Его власть в Ростове и Смоленске сохранилась.

Междоусобные войны (1093 – 1113)

После смерти отца – Всеволода Ярославича – Владимиру довелось очень много воевать. В одном из первых сражений с половцами он с братом Ростиславом и Святополком Изяславовичем на Стугне потерпел тяжелое поражение. Брат Ростислав тогда утонул в реке, а Владимир при попытке его спасти сам чуть не утонул. Затем с теми же половцами вместе со Святополком воевал еще раз – под Халепом, после чего стороны заключили мир и скрепили его свадьбой Святополка и дочери половецкого хана Тугоркана. В этот период Владимир воевал с кн. Олегом Святославичем, который стал союзником половцев, и отдал ему Чернигов (1094).

После этого он осел в Переяславской земле. В 1096 – ом отправил своего сына Изяслава завоевывать Муром, а сам тем временем со Святополком воевал против , выгнали его из Чернигова и осадили в Стародубе. Одновременно они вынуждены были отвлечься на Тугоркана и Боняка, которые подошли к русским границам по обеим сторонам Днепра. Владимир и Святополк вернулись из Стародуба и разбили Тугоркана в бою на Трубеже, в котором Тугоркан погиб.

Это дало определенную передышку от половецких вторжений. Олегу тем временем удалось захватить Муром, Ростов, Суздаль. После вмешательства Владимира и его сыновей Олег был разбит и лишен Рязани. Но тем не менее, несмотря на многие поражения, Любечский съезд решил отдать Святославичам все наследство отца: Чернигов, Муром, Новгород-Северский, Курск, Рязань. С этого времени междоусобные войны на левом берегу Днепра утихли.

После упомянутого Любечского съезда Владимир Мономах провел еще несколько военных походов против русских князей, но в 1103 –ем, в союзе с другими князьями разработал план совместной борьбы против половцев и осуществил несколько походов против них, в результате которых половецкие войска были разбиты до 1111 г.

Княжение в Киеве

Когда в 1113 г. умер киевский князь Святополк Изяславович, в городе вспыхнул народный бунт. Тогда киевская знать призвала на княжество Владимира Мономаха. Он восстание подавил, но издал законы, облегчающие положение низов: «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах»), ставший частью .

В период правления Владимира Мономаха усилились позиции Киевской Руси. Он и его сыновья управляли тремя четвертями ее территорий. Авторитет Мономаха, заслуженный им в борьбе с половецкими набегами, позволял удерживать стабильность в стране и концентрировать большую часть земель Древней Руси во власти киевского князя. В заслугу Мономаха история ставит и создание второй редакции «Повести временных лет», которую он поручил монаху Нестору (Сильвестру) в Киево-Печерском монастыре. Именно ее знают наши современники.

Писатель Мономах

Как мудрый государственный деятель и мыслитель Владимир Мономах оставил три произведения: самое знаменитое – «Поучение Владимира Мономаха», автобиографические мемуары «Пути и ловы», а также письмо кузену Олегу Святославовичу.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...