Бессознательное вида и коллективное сознание. Общественное коллективное сознание: понятие и роль Коллективное сознание кто ввел термин

Преобразование типов

Чтобы выполнить какую-либо операцию над данными различных типов, необходимо сделать преобразование типов. Точнее, необ­ходимо выполнить приведение данных одного типа к другому типу, чтобы участвующие в операции данные были либо одно­типными, либо их типы были соответствующими. Соответствующими типами являются:

СтроковыеCHARACTER и CHARACTER VARYING;

Все числовые типы;

Дата, время, дата-время и соответствующие интервалы.

Соответствующие типы не обязательно приводить друг к другу.

Приведение значения одного типа к другому осуществляется с помощью функции CAST ():

CAST(выражение AS тип);

Например:

CAST("1234.52" AS NUMERIC (9,2));

CAST("2005-10-03" AS DATE);

CAST(CURRENT_TIMESTAMP (2) AS CHAR (20));

«Совокупность верований и чувств, общих в среднем членам одного и того же общества, образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь; ее можно назвать коллективным или общим сознанием».

Религия- «связная система верований и обрядов, относящихся к священным, то есть отделенным, запретным вещам; верований и обрядов, объединяющих в одну моральную общину, называемую церковью, все, кто является их сторонниками».

Тотемизм – животное или растение, символ некоторой группы людей. Согласно Дюркгейму, тотем потому и является священным, что он символизирует группу, выступая в качестве ее важнейшей ценности.

Аномия – состояние ценностно- нормативного вакуума, характерного для переходных и кризисных периодов в развитии общества, когда старые ценности и нормы перестают действовать, а новые еще не усвоились.

Типы самоубийств:

§ Эгоистическое. Причиной такого самоубийства является разрыв соц. Связей индивида с группой;

§ Альтруистическое (противоположно эгоистическому) случается, когда общественная жизнь полностью, без остатка поглощает индивидуальность;

§ Аномическое. Этот тип самоубийства вызван аномией, соц. Деорганизацией, в результате которой люди теряют привычный образ жизни и не могут адаптироваться к новым соц. Условиям.

§ Фаталическое.

Э. Дюркгейм считается одним из создателей социологии как науки и предмета преподавания.

Лекция. Понимающая социология.

Макс Вебер (1864- 1920)

Основные труды:

«Протестантская этика и дух капитализма»

«Хозяйство и общество»

Факторы развития капитализма

Основой капитализма, более фундаментальной, чем экономика, оказались наука и бюрократия. Наука сформировала современную технологию и будет определять ее в будущем. В свою очередь, бюрократия считается эффективным способом организации больших групп людей, и поэтому она неизбежно увеличивается по мере экономического и политического роста. Появление науки, современной технологии и бюрократии Вебер описывает как рационализацию.



В работе «Протестантская этика и дух капитализма» М. Вебер показывает взаимосвязь протестантских религиозных ценностей и развития «духа капитализма», утверждая, что в странах, где эти ценности доминировали, быстрее и легче утверждались капиталистические отношения.

Протестантская этика.

§ Ощущение профессии как «призвания», определенного Богом.

§ Богатство-не ради удовольствия, а как показатель успешной деятельности на своем поприще;

§ Качественно выполненная работа, честность в предпринимательстве -часть этики протестантизма.

Протестантская этика привела к формированию капитализма западного типа.

§ Лучший «документ» «духа» капитализма – философия Бенджамина Франклина;

§ «Помни, что время – деньги; тот, кто мог бы ежедневно зарабатывать по десять шиллингов и тем не менее полдня гуляет и лентяйничает дома, должен- если он расходует на себя всего только шесть пенсов – учесть не только этот расход, но считать, что он истратил или, вернее, выбросил сверх того еще пять шиллингов».

«Помни, что деньги по природе своей плодоносны и способны порождать новые деньги… Тот, кто изводит одну монету в пять шиллингов, убивает (!) все, что она могла бы произвести: целые колонны фунтов».

«Помни пословицу: тому. Кто точно платит, открыт кошелек других. Человек, рассчитывающийся точно к установленному сроку, всегда может занять у друзей деньги, которые им в данный момент не нужны… Поэтому никогда не задерживай взятых тобой взаймы денег на на один час сверх установленного срока, чтобы гнев твоего друга не закрыл для тебя навсегда его кошелек».

«Следует учитывать, что самые незначительные действия оказывают влияние на кредит. Стук твоего молотка, которые твой кредитор слышит в 5 часов утра и в 8 часов вечера, вселяет в него спокойствие на целых 6 месяцев; но если он увидит тебя за бильярдом или услышит твой голос в трактире в часы, когда ты должен быть за работой, то он на следующее же утро напомнит тебе о платеже и потребует свои деньги в тот момент, когда их у тебя не окажется».

Все нравственные правила Франклина имеют утилитарное обоснование: честность полезна , ибо она приносит кредит, так же обстоит дело с пунктуальностью, прилежанием и умеренностью – все эти качества именно поэтому и являются добродетелями. Из это можно заключить, что там, где видимость честности достигает того же эффекта, она вполне можно заменить подлинную честность. Деловитость человека, следующего своему призванию, составляет альфу и омегу морали Франклина.

Социальное действие

2 признака социального действия:

§ Наличие субъективного смысла;

§ Ориентация на «другого».

Типы социального действия.

§ Целерациональное (цель+средства);

§ Ценностно – рациональное (ценность сама по себе, вне зависимости от результата);

§ Аффективное (эмоциональное);

§ Традиционное (в силу обычая или привычки)

Социология изучает социальные действия индивидов.

Наиболее понятным является целерациональное действие.

«Социология – это наука, стремящаяся, истолковывая, понять социальное действие, и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие»

§ Из этой формулировки следует сделать три вывода:

§ 1. Социология должна концентрировать свое внимание на объяснении фактов действия, т. е. она должна вскрыть его определенные регулярности и закономерности.

§ 2. Объяснение этого действия должно происходить посредством понимания, которое означает выявление его смысловой значимости.

§ 3. Это действие необходимо интерпретировать, т. е. представить посредством системы понятий его субъективный смысл. Следует последовательно рассмотреть эти постулаты, до сих пор вызывающие разногласия в социологии.

Идеальный тип

Это теоретическая конструкция, которая соотносится с эмпирической реальностью (а не извлекается из нее), не тождественная реальности.

Идеальный тип бюрократии

§ Иерархия власти, при которой задачи в организации распределяются как «служебные обязанности;

§ Установленные правила определяют поведение должностных лиц на всех уровнях организации;

§ Должностные лица заняты полный рабочий день и получают должностной оклад;

§ Существует разделение между обязанностями должностного лица внутри организации и жизнью вне ее;

§ Никто из членов организации не владеет материальными ресурсами, которыми распоряжается.

Типы господства:

§ Рациональное (легальное)

§ Традиционное

§ Харизматическое.

Фрагмент конспекта Второго Уровня по теме «Судьба мироздания в натяжении между звуком и обонянием»:

Мы то, как мы себя проявляем. Ощущая собственную единственность, мы противоречим целому. А если реализуем себя среди людей, то не противоречим виду. Надо учиться этому. Начать хотя бы с эмоционального сопереживания ближнему.

Либо мы сами выбираем ощущать себя частью вида, либо нас подталкивают: утратами, страданием, в щадящем режиме. Всегда есть свобода пойти не из-под кнута (страдания), а проявить себя своим выбором. Природа нас сохраняет. Мы не понимаем природу, а пора уже ее понимать!

Все, что мы можем сделать – это максимально себя наружу. Свобода выбора – это реализация своих желаний не на благо одной своей эгоистичной частности, а на благо целого человеческого вида. Мы то, как мы себя проявляем. Мы самостоятельно создаем действия. От наших действий зависит наша судьба.

Сейчас нами безошибочно живет коллективное бессознательное. Нам не дают коллективного сознания, чтобы не натворили плохого. Нельзя маленькому ребенку давать силы, как у папы. Такое натворим! Потому сознание индивидуальное, и оно ошибочное. У нас возникают проблемы, потому что каждое индивидуальное сознание имеет собственное противоречие коллективному бессознательному.

Ребенок чувствует страдание, когда мама заботится, чтобы он не заболел, и не дает есть мороженое на морозе. Так и мы проходим этап взросления человечества, не понимая, что может навредить нам. И природа не дает нам это сделать, сохраняет нас.

Зла не создано. Кнут – это нехватка пряника. Наши страдания обусловлены исключительно нашими действиями. Природой создано равновесие, а все плохое приносим мы сами, когда в силу ошибочного индивидуального сознания вступаем в противоречие с интересами вида.

Своим сознанием необходимо вписываться в развитие вида, а не противоречить ему. Максимально проявлять себя среди других людей. Важно понимать, что мы ничего не можем делать только для себя. Реализация бывает исключительно среди других людей. Даже если я гениальный художник, но никто этого никогда не увидел, я не реализованный человек.

Телом мы не можем ощутить целостности вида, душой можем. Это делается осознанием, сосредоточением на другом. Переходя в уретральную фазу, мы начнем коллективно приобретать некоторые элементы коллективного сознания. Дальше оно будет расширяться. Единство мысли. Коллективное решение. Коллективное сознание.

– это сознательное включение другого в себя через осознание его психической природы.

Возможность распознавания внутренних психических особенностей другого человека – это то, что дает нам системно-векторная психология. Включая психическое другого в себя, мы теряем ощущение собственной единственности. И точно так же, как мы неспособны навредить себе, мы становимся неспособными навредить ему, потому что он включен в нас. Он – это не он, он это часть меня, которой я не могу навредить, потому что я создан таким, что не могу навредить себе.

Наша судьба не зависит от мамы, папы и плохих соседей. Мы живем одной жизнью. Во времена, когда стала возможна свобода выбора…

Продолжение конспекта на форуме:

Объемное понимание этой и других тем складывается на полном устном тренинге по системно-векторной психологии

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Он ясно дал понять, что он не одухотворяет и не сакрализирует эту концепцию, для него «коллективное» - это просто нечто, что является общим для многих людей, т.е. социальный факт. А социальные факты существуют объективно и не зависят от субъективных желаний отдельных индивидуумов.

Теория Дюркгейма

Понятие "коллективное сознание" в научный оборот ввел Дюркгейм в своих книгах «О разделении общественного труда» (1893), «Правила социологического метода» (1895), «Самоубийство» (1897) и «Элементарные формы религиозной жизни» (1912). В "Разделении труда" Дюркгейм утверждал следующее. В традиционных/примитивных обществах (основанных на клановых, семейных или племенных отношениях) тотемическая религия сыграла важную роль в объединении членов путем создания коллективного сознания. В обществах такого типа содержание сознания индивида в значительной степени разделяется вместе со всеми другими членами общества, создает механическую солидарность по обоюдному подобию.

В "Самоубийстве" Дюркгейм разработал концепцию аномии для обозначения социальных, а не индивидуальных причин самоубийства. Это относится к концепции коллективного сознания: если в обществе отсутствует интеграция или солидарность, то уровень самоубийств будет выше. В свое время эта теория была оспорена многими, но время показало, что она все-таки работает.

Как коллективное сознание удерживает общество

Что объединяет общество? Это был главный вопрос, который поставил Дюркгейм, когда он писал о новых индустриальных обществах XIX века. Рассматривая документированные привычки, обычаи и убеждения традиционных и примитивных обществ и сравнивая их с тем, что он видел вокруг себя в своей собственной жизни, Дюркгейм создал одну из наиболее важных теорий в социологии. Он пришел к выводу, что общество существует, потому что отдельные личности ощущают чувство солидарности друг с другом. Вот почему мы можем создавать коллективы и работать вместе для построения эффективного и комфортного социума. Источником этой солидарности является как раз коллективное сознание или "коллективная совесть", как он писал на французском. Его влияние неизбежно, и скрыться от него невозможно ни в одном обществе.

Дюркгейм ввел в научный оборот "коллективное сознание" в своей книге 1893 года «О разделении общественного труда». Позже он также опирался на нее в других книгах, в том числе «Правила социологического метода», «Самоубийство» и «Элементарные формы религиозной жизни». Однако в своей первой книге он объясняет, что это явление - совокупность убеждений и чувств, общих для всех членов социума. Дюркгейм заметил, что в традиционных или примитивных обществах религиозные символы, дискурс, верования и ритуалы способствовали возникновению коллективного сознания. В таких случаях, когда социальные группы были достаточно однородными (например, одной расы или класса), данное явление привело к тому, что Дюркгейм назвал «механической солидарностью» - фактически автоматическое связывание людей в коллектив через их общие ценности, убеждения и практики.

Дюркгейм заметил, что в современных индустриальных обществах, которые характеризовали Западную Европу и молодые Соединенные Штаты, функционировавших через разделение труда, появилась «органическая солидарность», основанная на взаимной зависимости, которую отдельные лица и группы испытывали в отношении друг друга, что и позволяло индустриальному обществу функционировать. В таких случаях религия по-прежнему играет важную роль в создании коллективного сознания среди групп людей, связанных с различными религиями, но другие социальные институты и структуры также будут работать над его созданием.

Роль социальных институтов

Эти институты включают в себя государство (которое способствует патриотизму и национализму), популярные средства массовой информации (которые распространяют всевозможные идеи и практики: как одеваться, за кого голосовать, когда рожать детей и жениться), образование (которое закладывает в нас основные социальные стандарты и привязывает к отдельному классу), а также полицию и судебную систему (которые формируют наши представления о правильном и неправильном, а также направляют наше поведение посредством угрозы или фактической физической силы). Ритуалы служат для подтверждения коллективного сознательного диапазона от парадов и праздничных торжеств до спортивных событий, свадеб, ухаживания за собой в соответствии с гендерными нормами и даже шопинга. И от этого никак не уйти.

Коллектив важнее личности

В любом случае неважно, идет ли речь о примитивных или современных обществах - коллективное сознание является чем-то «общим для всех», как выразился Дюркгейм. Это не индивидуальное условие или явление, а социальное. Как оно «рассеивается по всему обществу» и «имеет свою собственную жизнь». Благодаря ему ценности, убеждения и традиции могут передаваться через поколения. Хотя отдельные люди живут и умирают, этот набор нематериальных вещей и связанных с ними социальных норм закрепился в наших институтах и, следовательно, существует независимо от отдельных личностей.

Самое главное - понять, что коллективное сознание является результатом социальных сил, которые являются внешними по отношению к личности. Отдельные личности, составляющие социум, работают и живут вместе, создавая социальный феномен общего набора убеждений, ценностей и идей, которые пронизывают общество и являются самой его сутью. Мы как отдельные индивидуумы усваиваем их и делаем коллективный разум реальностью.

Другие значения

Различные формы того, что можно назвать коллективным сознанием в современных обществах, были идентифицированы другими социологами, такими как Мэри Келси, которая исследовала широкий круг вопросов - от солидарности и мемов до экстремальных форм поведения, таких как групповое мышление, стадное поведение или коллективно разделяемый опыт во время совместных ритуалов или танцевальных вечеринок. Мэри Келси, преподаватель социологии Калифорнийского университета в Беркли, использовала этот термин в начале 2000-х годов для описания людей в социальной группе, таких как матери, осознающие свои общие черты и обстоятельства и в результате достигающие чувства коллективной солидарности.

Теория типов кодирования

Согласно этой теории характер коллективного сознания зависит от типа мнемонического кодирования, используемого внутри группы. Конкретный тип кодирования имеет предсказуемое влияние на поведение групп и коллективную идеологию. Неофициальные группы, которые встречаются нечасто и спонтанно, имеют тенденцию представлять значимые аспекты своего сообщества в качестве эпизодических воспоминаний. Это обычно приводит к сильной социальной сплоченности и солидарности, снисходительной атмосфере, возникновению общих идеалов.

Общественное коллективное сознание

Общество состоит из различных коллективных групп, таких как семьи, сообщества, организации, регионы, страны, которые, как утверждает Бернс, «могут обладать едиными для всех способностями: думать, судить, решать, действовать, реформировать, концептуализировать себя и другие субъекты, а также взаимодействовать с самими собой, размышлять». Бернс и Эгдал отмечают, что во время Второй мировой войны разные народы по-разному относились к своему еврейскому населению. Еврейское население Болгарии и Дании сохранилось, тогда как большинство еврейских общин в Словакии и Венгрии не пережило Холокоста. Предполагается, что эти разные формы поведения целых наций отличаются в зависимости от различного коллективного сознания, индивидуального для каждого народа в отдельности. Эти различия, как можно видеть на данном примере, могут иметь практическое значение.

Спорт и национальная гордость

Эдманс, Гарсия и Норли изучали национальные спортивные поражения и коррелировали их с уменьшением стоимости акций. Они проанализировали 1162 футбольных матча в тридцати девяти странах и обнаружили, что фондовые рынки этих стран упали в среднем на 49 пунктов после того, как они были исключены из Кубка мира, и на 31 пункт после того, как были исключены из других турниров. Эдманс, Гарсия и Норли нашли похожие, но меньшие эффекты, связанные с международными турнирами по крикету, регби, хоккею и баскетболу.

– Человек часто употребляет такое понятие как «коллективное сознание». Существует ли оно на самом деле и почему отдельные группы людей, объединённые общей профессией, общим делом или целью, мыслят подобно друг другу? Не потому ли, что группа таких людей начинает объединять коллективное сознание, или некоторый их общий эгрегор?

– Фактически таких эгрегоров, которые представляет себе человек, а именно, некоторые плазменные объёмы самостоятельно мыслящей материи, не существует. Коллективным сознанием можно назвать тот общий компьютер, к которому подключена та или иная группа людей. Так, например, деятели искусства, связанные с музыкой, подключены к одному компьютеру, художники – к другому, поэты – к третьему, торговцы – к четвёртому политики – к пятому, и так далее.

– А если художник или поэт работает сам по себе, он подключен к этому компьютеру?

– Нет, тот, кто работает сам и ни с какими специализированными обществами не связан, не подключён к общему компьютеру объединяющему, например, всех членов «союза художников» или «союза писателей». К компьютеру подключают только тех личностей, которые объединяются в какие–то общественные организации.

– Значит то, что группы людей начинают мыслить подобно друг другу, объясняется их присоединением к общему компьютеру?

– У футбольных фанатов тоже начинает работать коллективное сознание от их общего компьютера?

– Теперь понятно, почему каждый из них в отдельности мыслит интересно и, казалось бы, правильно, а когда они все вместе, то начинают творить безобразия. И их коллективные действия могут противоречить их внутренним убеждениям.

– Их коллективное сознание – это всего лишь общий компьютер. На что он их наведет, те идеи они и будут отстаивать все вместе. Процесс управления ими и программа данной прослойки людей находятся в компьютере.

– Или взять торговцев, предпринимателей – они все объединены одной идеей: как максимально нажиться на потребностях нижестояших слоев. Пока они не были связаны с торговлей, каждый их них был в меру честным и порядочным. А когда пришли в торговлю, стали «хапать» деньги. Эти идеи им внушаются через компьютер?



– «Хапанье», естественно, не внушается. Это у них уже такая «болезнь», это черты их характера и будущая карма. А через компьютер им внушается программа действий, которую они должны проводить в жизнь.

– Что происходит при подключении личности к общему компьютеру? Почему человек меняет принципы своего поведения?

– Когда человек входит в какое–либо общество, то происходит прямое подключение его к общественному компьютеру выражающему программу данного коллектива. Общий компьютер, который управляется более высоким Определителем, главнее компьютера личностного Определителя человека, поэтому и приказ Свыше – главнее (см. схему 1).

Схема № 1

Пояснение к схеме : подключение «о» остаётся постоянным в течение всей жизни человека.

Подключение «а» (к общественному сознанию) меняется в зависимости от уровня развития человека и его увлечений (это школа –класс; группа – завод: рабочий коллектив; писатель – писательская организация и т.д.).

– Каков механизм работы этого коллективного внушения?

– Все те члены конкретного общества, которые подчиняются общему внушению, входят в данный компьютер, образуя коллективное сознание. А те, кто не подчиняется посланной им идее и свою ставят выше, те выходят из данного общественного сознания, то есть отключаются от компьютера. Но, как правило, их меньшинство. Побеждает всегда коллективное сознание и программа коллективного сознания.

– Как работает коллективное сознание, то есть общий компьютер? Опускает ли он на подопечный коллектив какое–то силовое поле, объединяющее людей воедино, так что они начинают все созидать или воровать?

– Поле на воровство не опускается. Это дело личное.

– А на созидание?

– Да. Точнее, это не поле, а тоже действие одного компьютера. Все, созидающие что–то определённое личности, относятся к одному компьютеру как и разрушающие – к другому. И все ниточки от созидающих людей ведут к одному месту. Никакого поля нет. «Поле» – это образное понятие. Конкретно же существует связь, по–вашему – нитевая, между каждым человеком и компьютером. Это своего рода – «провода», проводящие сигналы от Определителя к человеку и обратно.

– Существует ли какое–то коллективное сознание у Определителей?

– У Определителей – совсем другое. Коллективное сознание, как правило, присутствует у материальных: людей и всего живого (птиц, животных стад, насекомых, и т.д.).

– А Выше, значит, нет?

– Выше действуют другие законы. Там Уровни. И Сути, принадлежащие им, едины именно своими Уровнями. Они объединены ступенчато по Уровням своего сознания. А люди, даже по уровням развития, – все разные. Поэтому на Земле и требуются всевозможные объединения по интересам, а следовательно, по Уровням сознания. Однако можно сказать, что Абсолют – это тоже коллективное сознание для всех, потому что Он даёт программу на все нижележащие Уровни Иерархии и объединяет этой направленностью. Это и есть пирамида Иерархии коллективного сознания.

Социальная солидарность - главная сила, цементирующая и сплачива­ющая общество, создающая общественное целое. Она возникает как логичес­кое следствие общественного разделения труда, т.е. специализации и распре-

деления людей по профессиям. Индивиды, связанные трудовыми функци ми в единую систему общественных отношений, становятся не просто н сителями профессиональных ролей, но и социально зрелыми личностями

Изучая эволюцию человеческого общества, Эмиль Дюркгейм (1 856-191 »\ столкнулся с особым феноменом, который он назвал коллективным, ил общим, сознанием. Французский социолог подразумевал под ним «совокуп ность верований и чувств, общих для членов одного и того же общества которая и образует определенную систему, имеющую свою собственную жизнь» 1 . Собственная жизнь, определенная система указывают здесь на он тологический статус коллективного сознания. Оно имеет особую, «отдель­ную реальность», иначе говоря, существует объективно, независимо от на­шей воли и сознания, хотя такую реальность нельзя ни сфотографировать ни измерить каким-либо физическим прибором.

Коллективное сознание есть «нечто совсем иное, чем частные сознания хотя оно осуществляется только в индивидах. Оно - психический тип обще ства, тип, имеющий свой способ развития, свои свойства, свои условия су­ществования», - поясняет Дюркгейм 2 . Адля обозначения особой реальнос­ти нужен специальный термин.

Коллективное сознание обладает реальной силой, воздействующей на поведение отдельных людей. Группа и коллектив действуют и чувствуют со­вершенно иначе, чем отдельные, раз­розненные индивиды. Все мы устрое­ны так, утверждает Дюркгейм, что во всякое время - в лихолетье или дни торжества - любим общество тех, кто думает и чувствует, как мы. Граждане предпочитают общество своих соотечественников, особенно оказавшись на чужбине. Индивиды притягиваются друг к другу благодаря общим верова­ниям и сходным чувствам, которые составляют условия существования кол­лектива, важнейшую предпосылку их духовного бытия.

Для общества коллективное сознание представляет особую и предпочти­тельную ценность. Если общие верования, дорогие каждому идеалы и тради­ции оказываются под угрозой, то все сообща их защищают. Общие ценности и чувства могут разрушаться в результате нашествия врагов или преступлений самих соотечественников. Оскорбление общих верований расценивается как тягчайшее преступление и карается особенно сильно. Так коллектив защищает себя от посягательств агрессивной личности, не считающейся с законами и обычаями, обретая в этой борьбе еще большее единство.

Чем больше коллективное сознание как своеобразный голос обществен­ной совести регламентирует социальную жизнь общества, тем теснее и крепче связь индивида с группой. Ткань социальных отношений уплотняется бла­годаря коллективному сознанию, т.е. наличию общих интересов и убежде­ний, верований и стремлений. Разделение труда и специализация индиви­дов на выполнении какой-то конкретной функции вносят разнообразие в общество. Но чем больше в нем разнообразие, тем сильнее в людях стремле­ние к единству и обмену деятельностью. Символом обмена, его юридичес-


1 Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Одесса. 1900. С. 63.

2 Там же. С. 63.

кой формой выступает у Дюркгейма договор. Обмен предполагает взятие на себя взаимных обязательств. Из этого проистекают сотрудничество и коопе­рация. «Кооперировать, действительно, значит разделить между собой общее занятие. Если это последнее разделено на занятия качественно подобные, хотя и связанные друг с другом, то мы имеем разделение труда первой сте­пени, или простое. Если они разной природы, то мы имеем сложное разде­ление труда, или собственно кооперацию» 3 .

Развитая форма кооперации выражается договором. Договоры между покупателем и продавцом, предпринимателем и рабочими, ссужающими и занимающими, доверителем и поверенным представляют собой известную форму взаимодействия, кооперации. Их отношения регламентируются пра­вом или законом, на которых основаны социальные институты общества. Можно сказать, что подобные отношения уже как-то организованы. Хотя это еще не трудовые организации в строгом смысле. В строгом смысле коопера­ции и трудовые организации не являются клеточками либо зеркалом коллек­тивной жизни, коллективного сознания. Отношения между предпринима­телем и рабочими слишком специальные, чтобы стать предметом общих чувств или представлений. Не всегда гражданам приходится выступать в роли кредитора, опекуна, предпринимателя и т.д. Здесь речь идет о специальных группах, взаимоотношения в которых регулируются техническими правила­ми, т.е. администрированием. Нарушение правил в этих группах не вызыва­ет всеобщего негодования или осуждения, не грозит целостности общества. Мало кто убивается по поводу разорения того или иного предпринимателя, только близкие ему люди.

Малые части общества, организованные внутри себя, также стремятся к целостности и солидарности, как и общество в целом. У них тоже развивает­ся коллективное, а точнее, групповое сознание. Соотношение между груп­повым и общеколлективным сознанием такое же сложное, как между обще­ственным и индивидуальным.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...