И.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности

Климкина Е.Е.

учитель начальных классов

МБОУ Школа № 11

г. Саров Нижегородской области

И.А.Бунин “Листопад”. Слово как средство художественной выразительности. Сравнения, эпитеты.

(урок комплексного применения знаний и умений)

Цель: Создать условия для развития навыков выразительного чтения, умения находить средства художественной выразительности в литературном произведении.

Планируемые результаты

Личностные результаты

1) формировать способность оценивать собственные знания и умения

2) формировать способность устно оценивать работу своих одноклассников в виде суждения и объяснения

3) развивать читательский интерес к предмету

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия:

1) осознавать и принимать учебную задачу

2) оценивать результат собственной учебной деятельности с помощью листов самоконтроля

Познавательные универсальные учебные действия:

1) добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок и др.)

2) перерабатывать полученную информацию, делать выводы

Коммуникативные универсальные учебные действия:

1) доносить свою позицию до других людей: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

2) слушать других людей, рассматривать их точки зрения, относиться к ним с уважением, быть готовым изменить свою точку зрения.

3) строить осознанно высказывание в устной форме

Предметные результаты:

Закрепить

выражать свои мысли и чувства по поводу увиденного и прочитанного;

понимать содержание прочитанного;

Развивать умение

Выделять главную мысль произведения

Находить в тексте средства художественной выразительности (олицетворение, сравнения. эпитеты, аллитерацию)

- осознанно выбирать интонацию, темп чтения и логические паузы в соответствии с особенностями текста

Оборудование:

мультимедийный проектор

интерактивная доска

компьютер

Дидактические средства и материалы:

карточки “Таблица оценивания” у каждого ученика

карточки с заданиями (одна на команду)

карточки с названиями средств художественной выразительности

рисунки детей “Осенний пейзаж” (на стенде)

портрет Бунина И.А.

задание для команд на карточках

аудиозапись с исполнением стихотворения

песочные часы

презентация

Структура урока :

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.
  3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Физкультминутка.
  5. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
  6. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Ход урока

  1. Организационный этап.
  • Урок у нас не совсем обычный. Мы сегодня с вами исследователи. Как все ученые, нам нужно поставить перед собой задачи и попытаться их решить. А поможет речевая разминка .

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний

Учитель. Проверим домашнее задание. С помощью видеоролика, дополнительной информации из интернета, энциклопедий расскажите, какие интересные факты из жизни о великого русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина вы узнали.

(ученики просматривают видеоролик с прошлого урока с основными этапами биографии писателя, потом выступают с сообщениями - 1-2 человека)

Примерное содержание (если посылать на сайт)

1 ученик

В 1933 Бунин стал первым русским лауреатом Нобелевской премии по литературе.

Свои первые стихи Бунин написал в возрасте 7-8 лет, подражая Пушкину и Лермонтову , творчеством которых восхищался.

2 ученик

Маленький Ваня и сестра Маша в детстве проводили с пастушатами, которые научили их есть разные травы. Но однажды они чуть не поплатились жизнью. Один из пастушат предложил попробовать белены. Няня, узнав об этом, с трудом отпоила детей парным молоком, чем и спасла им жизнь.

Иван Бунин собирал коллекцию аптечных флаконов и коробочек, которая заполняла до краев несколько чемоданов.

3 ученик

Иван Алексеевич признавался: «У вас есть нелюбимые буквы? Вот я терпеть не могу букву «ф». А меня чуть-чуть не нарекли Филиппом».

Бунин всегда был в хорошей физической форме, обладал хорошей пластикой: был отличным наездником, на вечеринках танцевал «соло», повергая друзей в изумление.

У Ивана Алексеевича была богатая мимика и незаурядный актерский талант. Станиславский звал его в художественный театр и предлагал ему роль Гамлета.

Речевая разминка “Найди рифму”

ПЕРВЫЙ СНЕГ

Зимним холодом пахнуло

На поля и на леса.

Ярким пурпуром зажглися

Пред закатом небеса.

Ночью буря бушевала,

А с рассветом на село,

На пруды, на сад пустынный

Первым снегом понесло.

И сегодня над широкой

Белой скатертью полей

Мы простились с запоздалой

Вереницею гусей.

(На экране – стихотворение И.А.Бунина в сервисе LearningApps, созданное учениками, с пропущенными словами. Нужно подобрать слова, подходящие по смыслу и в рифму) Делала Просвиркина Вика

Проверка (дети читают стихотворение выразительно по четверостишиям)

Вика, как называлось стихотворение и кто его автор? Почему ты выбрала именно его?

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

О чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Вы правы, ребята, но чтобы увидеть эту красоту, нужно научиться читать так стихи, чтобы хотелось слушать и слушать. А если мы прочитаем по слогам, невыразительно, неинтересно, то никакого образа, картины не получится.

- Обозначим тему урока. (учитель переворачивает табличку около портрета “Творчество Бунина И.А.”

Да, ребята, в стихотворении так красиво описана природа осеннего леса, что чувствуешь, что попал на самом деле на эту полянку и все разглядел, услышал звуки, шелест листьев. Почему получилось стихотворение таким красочным?

Правильно, поэт использовал разные средства художественной выразительности. (учитель прикрепляет табличку на доску). Это и будет нашей основной задачей на уроке - какие средства художественной выразительности использует автор и зачем. Повторим их.

4. Первичное закрепление в знакомой ситуации (типовые); в изменённой ситуации (конструктивные).

Составление кластера

Составим кластер “Средства художественной выразительности”.

Назовите средства художественной выразительности.

Учитель прикрепляет параллельно с ответами детей карточки с названиями средств:

сравнение, олицетворение, эпитеты, звукопись.

  • Дайте определения этим средствам художественной выразительности.
  • Посмотрите, какие определения даются в толковом словаре ОжеговаС.И.

(учащиеся дают определения, учитель показывает на презентации по щелчку определения, появляются примеры примеры из стихотворений, дети могут добавить свои из изученных произведений).

В презентации:

Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для

большей выразительности.

Пример:

Под ледяной своей корой

Ручей немеет. (Баратынский Е.А.)

Эпитеты используются для передачи чувств, настроения, через них автор передает свое отношение к происходящему.

Сравнение - слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

Примеры:

Точно в храме стою я в тиши

И в восторге молюсь от души. (Никитин И.С.)

Олицетворение - воплощение чего - нибудь в образе живого существа.

Пример:

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит …. (Тютчев Ф.И.)

Звукопись (аллитерация) - совокупность приемов для усиления звуковой выразительности.

С ухие ли ст ья, сухие ли ст ья,

Под ту с клым ветром, кружат, шуршат … (Брюсов В.Я.)

Введение нового термина - аллитерация. (карточка)

5. Физкультминутка.

Давайте представим, как кружатся осенние листочки. (музыка Чайковского)

- Работа в группах по 5-6 человек. Представитель команды вытягивает листок с заданием. Нужно на карточках выписать из стихотворения сравнения, олицетворения. эпитеты, строки с аллитерацией. время - 3 мин.

(по песочным часам).

Потом один человек из команды представляет общую работу у доски.

(зачитывает ответы)

Обратная связь: если вы согласны с ответом команды, то хлопните в ладоши.

6. Т ворческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания).

Ребята, наша основная задача урока - научиться читать выразительно.Ваша работа по нахождению средств художественной выразительности поможет нам прочитать стихотворение еще лучше. интереснее, выразительнее. Давайте послушаем. как читают артисты. (аудиозапись)

Работа над выразительностью.

Прочитаем 1 четверостишие(На экран выводятся слова, по 1 отрывку на слайд))

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Опишите своими словами картины, которые вы увидели.

(словесное рисование)

(учитель маркером выделяет слова с логическим ударением.)

Прочитаем хором, но следим за мной, расставляем паузы, передаем радость. (прием диктором)

Кто прочитает один?

Прочитайте 2 отрывок про мотылька. “Сегодня целый день играет…..” до “Пригретый солнечным теплом”.

Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;

Какую картину вы увидели?

Мотылька, похожего на белый лепесток.

Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине.

Возможно, это его последний полет.

Какой темп нужно выбрать для чтения этой строчке? Быстрый или медленный?

Громко или тихо? Почему? (приемы интонационного чтения)

Чтение “диктором” и по 1.

Учитель. А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»

Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.

Учитель. А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

Учитель. Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Чтение “диктором” и по 1.

Напомните, как называется этот прием. .

Звукопись (аллитерация)

Прочитайте последний отрывок.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;

Почему Бунин повторяет строчки, которые были в начале стихотворения?

Да, осень - это радость, и осень - это грусть.

Сравните настроение. Как мы читали 1 отрывок? А как нужно прочитать последний, с какой интонацией и темпом?

Вывод: На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

· Темп чтения.

· Громкость.

· Логические ударения.

· Паузы.

Проверка выразительного чтения.

На уроке ИЗО вы изображали осенний пейзаж. Вы были художниками, а теперь вы станете артистами. На экране появятся ваши картины, и мы услышим красивое выразительное чтение.

(видеоролик)

Чтение стихотворения 3 учениками вслух.

Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

(учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения)

Иван Алексеевич всегда отличался яркими лиричными описаниями родной природы. В ней, такой простой и одновременно необъятной, поэт видел суть всей человеческой жизни. Наблюдая за течением времени, за тем, как сменяются времена года, как идет дождь или мягко падает снег, мы отдаем должное великолепию природы. Все наши жизненные неурядицы на время отходят на второй план. Именно через природу можно передать самые глубокие мысли.

Датировка стихотворения

Прежде чем начать "Листопад" Бунина, необходимо сказать пару слов о том, когда оно было создано и опубликовано. Интересующее нас произведение Ивана Алексеевича Бунина принадлежит к раннему периоду его творчества. Оно было написано в августе 1900 года, когда поэту было 30 лет. А в октябре того же года произведение было напечатано в петербургском журнале "Жизнь" с подзаголовком "Осенняя поэма" и посвящением Максиму Горькому. Этот стих Ивана Алексеевича дал название первому поэтическому сборнику этого автора, который появился в 1901 году. Сборник "Листопад" был удостоен Пушкинской премии (в 1903 году). До конца жизни дорожил интересующим нас произведением Бунин.

"Листопад" - стихотворение, анализ которого позволяет выявить множество любопытных особенностей, скрытых в нем. Так же и сам автор находит в осени то, что открывается лишь внимательному взору.

Тема стихотворения

Начать анализ стихотворения "Листопад" Бунина следует с определения темы. Это произведение относится к пейзажной лирике. Тема его - описание осенней природы. Автор, наблюдая за тем, как она меняется, размышляет о течении жизни человека. Эти раздумья вносят философские мотивы в стихотворение.

Построение и рифмовка

Настоящим мастером композиции является Бунин. "Листопад" - стихотворение, которое отличает своеобразное, весьма необычное построение. По рифмовке произведение состоит из 7 четверостиший и 2 двустиший, которые написаны При этом 1, 3 и 5 строфы характеризуются перекрестной рифмовкой, в них чередуются женские и мужские рифмы. Несколько иные особенности имеют 6, 8 и 9 строфы. Они написаны кольцевой рифмовкой. Что касается 2, 4 и 7 строф, то для них характерны смежные рифмы. Многие критики справедливо отмечают, что стихотворение близко к фольклору и обладает особой напевностью.

Пространство и время в произведении

Проводя анализ стихотворения "Листопад" Бунина, следует непременно сказать о пространстве и времени в нем. В произведении они играют особую роль. Бунин на протяжении повествования расширяет его пространственные и временные границы. Время в начале поэмы кратко - это "сегодня", то есть один день. А действие произведения ограничено поляной. Это позволяет читателям уловить последние моменты счастья: увидеть последнего мотылька, ощутить прощальное тепло солнца, услышать квохчущего дрозда. По ходу произведения время расширяется. Теперь оно охватывает уже целый месяц ("Сентябрь, кружась по чащам бора..."). Это же можно сказать и о пространстве - оно становится больше, вмещая в себя все небо и целый лес. Время и пространство в конце поэмы приобретают поистине всепланетные масштабы.

Образ осени

В стихотворении осень является собирательным понятием. С одной стороны, это время года. Но с другой, осень предстает самостоятельным существом. Это хозяйка леса, "тихая вдова". Через очеловеченный образ художник приоткрывает читателю внутреннюю жизнь природы. Ее мир наполнен радостью, болью и страданием.

Смена состояний природы

Поэт изображает смену состояний природы, используя различные и средства. В то же время, не отделяя естественную среду от человека, Иван Алексеевич удивительно тонко описывает смену настроения самого лирического героя. Бунин в своем стихотворении проводит идею цикличности процессов мироздания, а также вечной жизни. Для этого он создает кольцо в поэме. Мы видим, как красоту золотой осени сменяет красота страдания и увядания природы, а затем появляется новая красота - холодная, зимняя и прекрасная.

Образ осеннего леса

Иван Алексеевич в первой части своего произведения создает живописный леса. Для этого он использует различные контрасты и краски ("серебро паутины", "лиловый терем", "светлая, солнечная поляна", "янтарный отблеск листвы"). Поэт, рисуя сказку осени, прибегает к соответствующей сказочной лексике. Он сравнивает лес с резным теремом, поляну - с широким двором, а просветы в листве для него - словно оконца.

Анализ "Листопад" позволяет заметить, что светлое, бодрое восприятие осеннего леса постепенно сменяется в стихотворении минорным настроением. Оно связано с тем, что в произведении появляется образ "тихой вдовы", а также мотив смерти. Иван Алексеевич рисует картину теперь уже безмолвного оцепенения леса, который готовится к скорому умиранию.

Жизнь и смерть

В третьей части умирание передается с помощью соответствующих звуков. Мы видим, что уже канул в небытие карнавал ярких красок, а осень отправляется все дальше на юг. Но в заключительной части стихотворения наступает радостное событие. Зимние ветры приносят новую жизнь, которая опять сменяет смерть. Так наполняется жизнеутверждающим смыслом стихотворение, которое создал Иван Бунин.

"Листопад": анализ средств выразительности

В произведении передача движения организована использованием выразительных средств, таких как инверсия в первой строфе ("льет дождь", "кружатся листья"), а также антитеза, которая противопоставляет направленное ("гуси держат перелет") и беспорядочное движение ("кружатся листья").

Обилием тропов характеризуется поэма "Листопад" (Бунин). Анализ ее позволяет также заметить, что автор использует анафору. Кроме того, Бунин применяет ассонанс "о" и "е", который придает стихотворению мелодичность. А звуковые образы шуршания листвы и тишины создает аллитерация звуков "с" и "ш".

Поэма Бунина насыщена сравнениями. Мотылька, например, он сравнивает с белым лепестком. А ткани блестят, будто "сеть из серебра". Кроме того, в произведении встречаются метафоры ("пестрый терем", "среди широкого двора"), олицетворения (осень входит в "терем свой"), эпитеты ("морозное серебро", "мертвое молчание", "тихая вдова").

Мастерство Бунина

Завершая анализ стихотворения "Листопад" Бунина, отметим, что автор его - настоящий художник. В произведении ему удалось облечь в слова и передать многообразие окружающего нас мира, величие и красоту природы. Мнение многих литературоведов сходится в том, что "Листопад" является эталоном пейзажной лирики. В этом стихотворении мастерски подобраны слова, которые точно и просто до гениальности раскрывают происходящие в природе процессы. Складывается впечатление, что по лесу бродит не просто какое-то абстрактное существо, а реальная женщина-ведунья, которая скорбит о том, что жизнь заканчивается, прощается с владениями. Более того, читатель как будто вовлекается во все происходящее, становится его действующим лицом. Подобно осени, он может укрыться от одиночества и дождя в расписном тереме.

Предлагаем вам дополнить краткий анализ стиха "Листопад" Бунина. Наверняка и вы сможете найти интересные особенности произведения. Вероятно, и вас оно натолкнет на собственные размышления. Ведь стихотворение Бунина никого не оставляет равнодушным.

Какие эпитеты использовал Бунин в стихотворении листопад?

    Начался учебный год и учителя литературы будут обязательно давать задания по определению средств художественной выразительности в литературных отрывках.Поэтому вспомним сначала, что такое ЭПИТЕТ

    эпитеты помогают донести дополнительную информацию, передать эмоции и украсить речь.Без эпитетов речь была бы бедна.

    Эпитеты бывают:

    В стихотворении И.А.Бунина Листопад ,написанном в 1900г.в каждой строфе замечательное средство выразительности(это и эпитеты,и олицетворения,и метафоры и другие тропы: анафора,ассонанс, аллитерация)Стихотворение довольно большое,не случайно Бунин назвал его Осенней поэмой, поэтому проанализируем лишь отрывок: первое четверостишие.

    Лес, точно терем расписной

    • это сравнение(автор сравнивает осенний лес со сказочным теремом);

    Лиловый,золотой,багряный- эпитеты (листва на деревьях и кустах окрасилась в разные цвета и издалека кажется даже лиловой и золотой.Ну а багряный цвет-это цвет огня, пламени);

    (это метафора,перенос по сходству);

    Поляна светлая (эпитет светлая передает то самое ощущение сказочного света,какой бывает от золотого осеннего убранства деревьев, от нежаркого уже, но очень яркого осеннего солнца в период золотой осени,от необыкновенно синего неба).

    Собственно, все первое четверостишие- это распространенная метафора - олицетворение.Лес - живой, веселый, стоит стеной, как бы защищая себя и своих обитателей. А в канве текста -эпитеты-украшения.

    Чтобы легче и проще узнавать эпитеты в тексте, следует помнить,что

    Но не нужно думать, что все прилагательные,обозначающие признак, являются эпитетами.Подробнее об эпитетах-здесь

    Давайте сначала определимся с тем, что под эпитетами подразумеваются художественно-выразительные примы, применяемые для выражения существенных признаов какого-либо предмета, явления, действия или же чеоловека.

Стихотворение «Листопад» относится к раннему периоду творчества И. Бунина. 30-летний поэт написал его в августе 1900 года, а в октябре стихотворение с посвящением М. Горькому и подзаголовком «Осенняя поэма» было опубликовано в петербургском журнале «Жизнь». Произведение дало название поэтическому сборнику 1901 года, удостоенному в 1903 году Пушкинской премии. Сам поэт дорожил стихотворением до конца жизни.

«Листопад» - произведение пейзажной лирики, посвященное описанию осенней природы. Наблюдая за изменяющейся картиной природы, автор размышляет о течении человеческой жизни, внося в стихотворение философские мотивы.

«Листопад» отличает необычное, своеобразное построение: по рифмовке стихотворение состоит из семи четверостиший и двух двустиший, написанных четырехстопным ямбом. Первая, третья и пятая строфы произведения имеют перекрестную рифмовку с чередованием женской и мужской рифм. Шестая, восьмая и девятая строфы написаны кольцевой рифмой, а вторая, четвертая и седьмая строфы – смежными рифмами. Особенность стихотворения – его напевность и близость к фольклору.

На протяжении всего повествования Бунин расширяет его временные и пространственные границы. В начале поэмы время кратко - один день, «сегодня» , а действие ограничено поляной, что позволяет уловить последние мгновения счастья – заметить последнего мотылька, почувствовать прощальное солнечное тепло, услышать квохчущего дрозда. Постепенно время расширяется до месяца («Сентябрь, кружась по чащам бора…» ), а пространство охватывает целый лес и все небо. В конце поэмы время и пространство приобретают всепланетные масштабы.

Осень в стихотворении выступает как собирательное понятие: это и время года, и Осень – самостоятельное существо, «тихая вдова» , хозяйка леса. Художник через очеловеченный образ Осени приоткрывает мир внутренней жизни природы, наполненный радостью, страданием и болью.

Смену состояний природы поэт изображает при помощи различных художественных средств и приемов, одновременно, не отделяя природу от человека, удивительно тонко передавая смену настроения лирического героя. Проводя идею вечной жизни и цикличности всех процессов мироздания, Бунин создает в поэме кольцо, идя от красоты золотой осени через красоту увядания и страдания природы к новой красоте – зимней, холодной и прекрасной.

В первой части стихотворения Бунин создает великолепный образ осеннего леса , используя разнообразные краски и контрасты (лиловый терем, серебро паутины, янтарный отблеск листвы, светлая, солнечная поляна ). Рисуя осеннюю сказку, поэт прибегает к сказочной лексике, сравнивая поляну с широким двором, лес с резным теремом, а просветы в листве – с оконцами.

Бодрое, светлое восприятие картины осеннего леса сменяется минорным настроением, связанным с появлением в поэме образа «тихой вдовы» Осени и мотива смерти . Поэт рисует картину безмолвного оцепенения леса в преддверии скорого умирания.

В третьей части картина умирания природы передается с помощью звуков, карнавал ярких красок канул в небытие, а осень уходит все дальше на юг. Однако в заключительной части жизнь, принесенная зимними ветрами, снова сменяет смерть, а природа вновь обретает радость («Как будут рады соболя, и горностаи, и куницы» ).

Передача движения в произведении организована при помощи разнообразных выразительных средств: инверсии в первой строфе (кружатся листья, льет дождь ), антитезы, противопоставляющей беспорядочное (кружатся листья ) и направленное движение (гуси держат перелет ).

«Листопад» отличает обилие тропов . Бунин использует анафору, ассонанс «о» и «е», придающий мелодичность стихотворению, аллитерацию звуков «ш» и «с», создающую звуковые образы тишины и шуршания листвы.

Поэма насыщена сравнениями («мотылек … точно белый лепесток», «…ткани блестят, точно сеть из серебра»), метафорами (среди широкого двора, пестрый терем), олицетворениями («Осень…вступает в терем свой»), метафорами-олицетворениями («дымы встают столбами»), эпитетами (тихая вдова, мертвое молчание, морозное серебро).

Настоящий художник, Бунин в «Листопаде» сумел облечь в словесную форму и передать все многообразие окружающего мира, всю красоту и величие природы.

  • формированием навыка анализа поэтического текста, продвигать учащихся в постижении художественного образа произведения, учить соотнесению словесного и зрительного образов произведений, постепенно вести детей от элементарного восприятия стихов к пониманию их стилистических особенностей, обогатить словарный запас учащихся;
  • развивающие : развивать речь на примере анализа поэтического произведения, развивать чувственное восприятие, образное мышление, творческую фантазию и воображение, умение рассуждать и обосновывать свои суждения, развивать индивидуальные особенности учащихся;
  • воспитательные : воспитывать чувство прекрасного, вызвать желание и интерес к наблюдению за природой, любовь к родной природе, бережное отношение к ней, вызвать радость общения с поэзией.

Оборудование: портрет И.А. Бунина. Репродукция картины И.Левитана "Золотая осень", рисунки с изображением осени, слайды к стихотворению "Листопад" И.А. Бунина.

Ход урока

Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения И.С.Никитина "В синем небе плывут над полями:".

Какие эпитеты выписали из стихотворения?

1. Введение в тему урока.

Послушайте отрывок стихотворения и подумайте о чём пойдёт речь на уроке.

Художница-осень взмахнула кистью,
Жёлтым обрызгала лёгкие листья,
Небо пронзила сизо-лиловым,
Речку покрыла лаком свинцовым.
Из пёстрых узорчатых листьев клёна
Ковёр расстелила на фоне зелёном.

Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (об осени, мы будем читать стихи, будем рассматривать осенние картины).

Дети, мы с вами уже на протяжении нескольких уроков читаем стихи. Не наскучило ли вам это занятие? Почему? (стихи красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы).

Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихи, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Почему мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе?

3. Сообщение темы урока.

Сегодня мы вновь отправимся в замечательный мир поэзии, постараемся увидеть некоторые картины осеннего леса глазами И.А.Бунина, разобраться в его чувствах и настроениях.

4. Знакомство с биографией поэта.

Сообщение ученицы:

Иван Алексеевич Бунин родился в 1870г. в Воронеже в дворянской семье. Детские годы прошли в родовом имении на хуторе Бутырки Орловской губернии. В 1881г. поступил в Елецкую гимназию, которую оставил через 4 года из-за болезни. В печати впервые выступил в 17 лет. Оставил богатое наследство своего литературного творчества о радости жизни, любви человеческой. В 1933г.

Бунину присуждена Нобелевская премия в области литературы, деньги от которой он пожертвовал нуждающимся писателям.

5. Работа над стихотворением.

а) -На улице снег, мороз, а мы с вами отправимся в осенний лес. Послушайте стихотворение и подумайте с каким настроением автор его писал. Выразительное чтение учителем. - Какие чувства вы испытали? Кому из вас захотелось побывать в том осеннем лесу, который описывает Бунин, побродить по осенним лесным тропинкам, почувствовать запахи осеннего леса, услышать его звуки?

б ). Перечитывание про себя. Найдите непонятные слова.

в) Лексическая работа. Работа в группах с толковым словарём. Терем - в Древней Руси высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками (с.795).

  • Лиловый - цвета фиалки или тёмных соцветий сирени, фиолетовый (с.327).
  • Багряный - красный густого, тёмного оттенка (с.33).
  • Лазурь - светло-синий цвет, синева (с.318). Слайд 2.

г) Выборочное чтение.

Анализ стихотворения.

1. - Прочитайте ещё раз стихотворение и насладитесь красотой осеннего леса. Постарайтесь представить, о чём пишет Бунин.

На какие части можно разделить этот отрывок? Докажите свою мысль.

2. Анализ первой части отрывка. Слайд 3.

Давайте повнимательнее рассмотрим первую картину осеннего леса. Каким автор изобразил лес? Прочитайте описание леса. Что напомнил осенний лес Бунину? Что же особенно его удивило? Почему он сравнивает лес с расписным теремом? Что общего между ними?

Кто в природной тишине является одушевлённым? Как называется этот приём в художественной литературе?

Что называется олицетворением ? (Олицетворение - перенос значения по сходству признаков с одушевлённого предмета на неодушевлённый).

Какие ещё языковые средства использует автор? (эпитеты). (Повторить в парах).

Работа в группах . Учащиеся находят эпитеты. Игра "Кто больше?"

Физкультминутка "В лесу". Слайд 4. 3.

Что же представляют собой стены бунинского терема? (деревья). Что же ещё в лесу похоже на терем? (берёзы с жёлтою резьбой). Объясните это выражение.

Что автор пишет о ёлочках? Почему автор использует такое сравнение? На что похожи ёлочки? (на башни терема). Какие ещё деревья использует автор в качестве строительного материала для своего терема? (клёны). Итак, терем почти готов: стены - деревья, башни - ёлочки, резьба - берёзы с их жёлтыми листочками.

Чего не хватает в этом лесном тереме? (окон). Прочитайте, как выглядят окна бунинского терема? Что заметили? (автор использует сравнение). Почему появились эти оконца? Для чего же поэт использует сравнения в стихотворении?

Как называет автор окна? (оконца). О каком качестве поэта это говорит? Где ещё можно найти подтверждение этой мысли? (ёлочки). Как вы прочитаете эти слова (ласково, с любовью). - А теперь закройте глаза и представьте эту картину осеннего леса .

Расскажите, что увидели, чем пахнет в осеннем лесу? Прочитайте, какие запахи почувствовал Бунин? Вот видите, и пахнет в осеннем лесу, как в новом тереме.

Вот и давайте попробуем открыть И.А.Бунина, понять его настроение.

Найдите строки, в которых вы чувствуете его отношение к этой картине

1) он удивляется, восхищается "лес, точно терем расписной"

2) он любуется, любит то, о чём пишет "оконца", "ёлочки"

3) он радуется, ему весело: "весёлой, пёстрой"

6. Вывод по 1 части. - В каком образе предстала осень?

7. Физкультминутка для глаз.

8. Анализ 2 части отрывка. Слайд 5-7.

А теперь давайте вглядимся в другую картину осеннего леса. Какова здесь осень? (грустная) Как вы догадались? (и осень тихою вдовой). О чём грустит осень? Найдите слово, которое повторяется несколько раз. Что хотел показать этим повтором автор? (что вся эта красота скоро закончится). Случайно ли это?

Какие слова-краски в этой части использует автор, чтобы описать осень?

Прочитайте эпитеты, которые помогают представить картину пустеющего осеннего леса (пустая поляна, белый мотылёк, последний лепесток).

А как меняются сравнения в этой части? Прочитайте (воздушной паутины ткани, блестят, как сеть из серебра, словно белый лепесток). Подчеркните их.

Как он пишет о тишине? Найдите слова, которые помогают нам представить, услышать эту тишину (вступает тихою вдовой, мотылёк замирает, мёртвое молчанье).- Не заметили ли вы какое слово усиливает эту тишину? (так, такое). Так, значит, ничто не нарушает эту тишину? (нет, нарушает).

Докажите (что можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

А сейчас прочитайте хором эти строчки так, чтобы под ногами зашуршали листья. Не заметили ли вы какие звуки помогают услышать шуршанье? (ж, ш, ч). Такой приём в художественной литературе называют "АЛЛИТЕРАЦИЯ"

Что же это такое? Прочитайте. (чтение правила). Слайд 8. (Специальный подбор согласных звуков для создания определённой картины, более точного описания образа называется звукописью, или аллитерацией.)

Какая же картина, нарисованная Буниным в этой части, возникла в вашем сознании? (Я представляю:)

В каком образе выступает осень в этой части?

9. Работа с репродукцией картины И.Левитана "Золотая осень", 1895г.

Что изобразил художник? О чём эта картина?

Какие деревья здесь занимают центральное место?

Что изображено на дальнем плане? Когда лес бывает таким?

Как догадались, что день солнечный? Различается цвет неба?

Что вы почувствовали, глядя на репродукцию картины?

Вы правы, дивно изображение у Левитана золотой осени. Радостное восприятие жизни звучит в его картине.

Сравните изображение осени в стихотворении и на картине. Что у них общего?

10. Работа над выразительностью. - На что надо обратить внимание, чтобы прочитать стихотворение выразительно?

1. Темп чтения.

2.Тон чтения.

3. Логические ударения.

Работа в парах. Учащиеся выбирают необходимый темп и тон чтения, объясняют свой выбор, выделяют слова, на которые падает логическое ударение, расставляют паузы. Подготовьтесь прочитать стихотворение выразительно. Постарайтесь передать своё отношение к картинам осеннего леса в стихотворении Бунина.

Чтение стихотворения несколькими учениками вслух. (учащиеся оценивают чтение в соответствии с критериями чтения.

11. Итог урока. - Со стихотворением какого поэта мы сегодня познакомились?Что вы запомнили о И.Бунине? Слайд 9.

- Какие языковые средства использовал автор в стихотворении?

Помогли ли вам картина Левитана и стихотворение И.А.Бунина по-новому увидеть природу? Какие же картины осеннего леса нарисовал поэт с помощью слов-красок?

В учебнике нет иллюстрации к этому стихотворению. Что бы вы нарисовали? (Словесное рисование стихотворения учащимися).

Каким настроением проникнуто это стихотворение?

Домашнее задание:

Выразительное чтение стихотворения, отрывок наизусть. Нарисовать осенний лес (по желанию).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...