Анализ произведения мещанин во дворянстве коротко. Анализ мещанин во дворянстве мольера

>Сочинения по произведению Мещанин во дворянстве

Главная мысль

В своем произведении «Мещанин во дворянстве» французский комедиограф Мольер поднял актуальную в то время проблему - попытку зажиточных буржуа занять место обнищавшей аристократии. За свои деньги многие господа могли купить дворянский титул, но сменить свою сущность они не могли. Так и в случае с главным героем комедии - господином Журденом . Его отец был купцом, но он предпочитает это скрывать. Сам он груб, неотесан и необразован, но надеется приблизиться к светскому обществу, надев маску дворянина. Для этого он нанимает целую армию работников. Над ним работают портные, парикмахеры, учителя, музыканты, чтобы сделать из обычного мещанина «породистого» аристократа, но результаты оставляют желать лучшего.

Одержимость Журдена приносит много хлопот и неприятностей его домочадцам: здравомыслящей госпоже Журден , дочери Люсиль . Однако работники только и рады выманивать деньги у простодушного буржуа, который готов заплатить за то, что похвалят его халат или назовут его «Ваша светлость». Добротой Журдена пользуется не только прислуживающий персонал, но и сами аристократы. Так, например, он заводит дружбу с графом Дорантом , который часто занимает у него деньги и не возвращает. Его долг все растет, а Журден лишь радуется, что у него в друзьях настоящие дворяне. Неуемно щедро он ведет себя и по отношению к вдовой маркизе Доримене . Он осыпает ее подарками и вниманием, в то время как хитрый Дорант приписывает все эти растраты себе. В конце комедии именно ему отдает предпочтение Доримена.

В своей погоне за титулом, Журден чуть было не помешал счастью собственной дочери. Когда возлюбленный Люсиль пришел к нему просить ее руки, он сразу же ему отказал, так как молодой человек был не дворянских кровей. Госпожа Журден пыталась вразумить супруга, напоминая, что они и сами из мещанского сословия, но он и слышать об этом не хотел. Однако у этой комедии счастливый конец. При­ помощи своего верного слуги Ковьеля, Клеонт все же добился руки Люсиль. Не последнюю роль в этом сыграло именно тщеславие Журдена. Ковьель рассказал ему, что он является бывшим другом его покойного отца, который, по его словам, был истинным дворянином. После этого Журдену можно было рассказывать, что угодно и он всему охотно верил. Так он поверил и в то, что переодетый Клеонт сын турецкого султана. За такого человека он без сомнений отдал свою дочь. Развязкой комедии стали две свадьбы.

В сатирической комедии Мольера проглядывают и черты классической итальянской комедии дель арте. Недаром герои носят маски, не совпадающие с их сущностью. Журден хочет казаться дворянином, хотя не является таковым ни по происхождению, ни по воспитанию. Ковьель предстает перед ним турецко-поданным, Клеонт - сыном турецкого султана. Дорант врет Доримене, что он богат как буржуа. Да и сама Доримена не так идеальна, как может показаться на первый взгляд. Всякий раз, принимая дорогие подарки, она с жеманством корит Доранта в растратах. Вместе с тем, в этом произведении есть и отступление от классической комедии. В нем язык приближен к народному, а также проглядывает дополнительная линия любви слуг.

Пьеса Мольера Мещанин во дворянстве — это поздняя работа писателя, что появилась в 1670 году. В ней писатель стремился не только развлечь своего зрителя и читателя, но еще и воспитать, поднимая ряд проблем. Среди них общественная проблема, дидактическая и идеологическая проблемы. Познакомившись с Мольером и его работой Мещанин во дворянстве, сделаем произведения.

Мещанин во дворянстве анализ

Сама сюжетная линия незамысловата и простая. Пьеса знакомит нас с торговцем-лавочником богатым мещанином Журденом, у которого была прекрасная семья. Любимая жена, дочь, влюбленная в соседа Клеона. При этом выбор дочери поддерживает и мать, вот только отец с его навязчивой идеей стать дворянином, все портит. Сама же мечта героя о дворянстве была настолько сильной, что он как было заведено среди дворян нанял учителей, хоть сам и не собирается прилагать усилия в учебе. Стал Журден заказывать странные костюмы, которые носят аристократы. Завел дружбу с графом, который стал им пользоваться и постоянно занимать деньги у Журдена. Он так сильно хотел отнести себя к дворянству, что даже жертвует счастьем дочери и отказывает Клеону выдать за него свою дочь. Ведь Клеон просто мещанин и к дворянству не имеет никакого отношения. А тут еще и увлечение Журдена другой женщиной, чего не могла стерпеть его жена. И тут, не без помощи умного слуги, господина Журдена разыграли, устроив маскарад и посвящая его в турецкое дворянство.

Радует финал комедии, который имеет счастливый конец. Дочь Журдена выходит замуж за любимого Клеона, вновь воссоединяют свои сердца и чета Журден, женится и граф на маркизе Доримене, к которой заигрывал герой пьесы. При этом главный персонаж уверен, что граф спас его, женившись на маркизе. Продолжая анализ комедии Мольера, обращаем внимание и на ее жанр. Как отметил сам писатель, «Мещанин во дворянстве» не просто комедия, а комедия с элементами балета. Согласно сюжетной линии, действие происходит в доме Журдена в течение одного дня.

Сочинение по произведение Мольера и его работа еще раз доказали, что писатель имел талант в создании как сатирических произведений, так и произведений жанра комедия.

Это вовсе не комедия, это дело очень

серьезное.

Мольер

Желание каждого человека выбиться в жизни — стать лучше, умнее, богаче, вполне понятно. Достойно уважения его стремление подняться на ступеньку выше. Главное здесь — не выглядеть смешным, подражая лишь каким-то внешним признакам и ос-таваясь внутренне все на том же уровне. Вот и герой комедии Мольера «Мещанин во дворянстве» господин Журден поставил себе целью «перебраться» из мещанского со-словия в дворянское — стать дворянином. Он хочет сразу всего: и знатности, и образованности, и деликатных манер, и общей культуры, и следования моде, и бле-стящих знакомств.

Казалось бы, его желание «понабраться ума-разума» более чем похвально. Пре-красно, что он не стыдится признать свое невежество и нанять учителей по всем пред-метам — от философии до фехтования: «Пусть меня выдерут хоть сейчас, при всех, лишь бы знать все то, чему учат в школе!»

Но как же смешон он, желая достичь вершин науки и культуры за несколько дней! Как комично его «открытие», что он, оказывается, говорит прозой! Как досадно, что он позволяет обманывать себя целому полку шарлатанов — так называемых учителей! И все-таки в своем желании учиться он выше госпожи Журден, Клеонта, служанки Николь — носителей здравого смысла. В этом-то и гений Мольера, что, выходя за рамки классицизма, он создает своих героев не однозначно положительными или отрицательными, а показывает их живыми людьми, с достоинствами и недостатками. Другое дело, когда в погоне за внешними признаками высшего общества господин Журден облачается в нелепейший костюм, потому что «Все господа так носят», когда важно кричит: «Эй, два моих лакея!» Портной с подручными легко выманивают у него деньги, просто повышая его титул — от «Вашей милости» до «Вашей светлости». Так же легко одурачивает Журдена Дорант, который, не собираясь отдавать прежние долги, занимает у него вновь, рассказывая, что утром он говорил о господине Журдене в «королевской опочивальне». «Многие с радостью дали бы мне взаймы, но вы мой лучший друг, и я боялся вас обидеть, если попрошу у кого-нибудь еще», заявляет граф, обделывая в доме господина Журдена свои дела, ухаживая за счет хозяина за маркизой Дорименой и даже пользуясь услугами нотариуса, оплаченного Журденом, чтобы оформить свой брак с ней.

Венец всего — непревзойденная комическая сцена посвящения Журдена в «мамамуши», чтобы будущий тесть был достоин сына турецкого султана, в которого переоделся Клеонт, — сцена с плясками, маскарадом, тарабарщиной перевода «с турецкого» и даже битьем палками по спине.

Конечно, стремясь стать дворянином во что бы то ни стало, Журден преследует благородную цель: он думает о будущем дочери и хочет, чтобы она жила лучше, чем он:«Добра для дочки у меня припасено довольно, недостает только почета,вот я и хочу, чтобы она была маркизой». Кроме того, господин Журден искренне отождеств-ляет знатность с честью, достоинством, умом, высокой культурой. Материал с сайта

Еще не научившись отличать показное от настоящего, «снимать шелуху», он при-нимает авантюриста графа Доранта за честного человека, обладающего, кроме титула и хороших манер, несомненными достоинствами, и отталкивает любимого дочерью Кле-онта: «Вы — не дворянин; дочку мою вы не получите». А ведь именно в уста Клеонта Мольер вкладывает идею своей бессмертной комедии: «Стыдиться тех, от кого тебе небо судило родиться на свет, блистать в обществе вымышленным титулом, выдавать себя не за то, что есть на самом деле, — это, на мой взгляд, признак душевной низости».

Читая это произведение Мольера, еще раз убеждаешься в том, что не место кра-сит человека, а человек — место. Эти мудрые слова сейчас особенно актуальны, когда люди, ничего собой не представляющие, стремятся получить высокую должность, титул, власть. Главное не в титуле, не в должности, не в костюме — главное в самом человеке. Честь и достоинство, ум и высокая нравственность присущи личности и не являются привилегией какого-то одного сословия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • анализ комедии Мещанин во дворянстве
  • мещанин во дворянстве чему учит
  • характеристика главного героя мещанин во дворянстве
  • чем актульна комедия мищанин во дворянстве
  • характеристика служанки николь мещанин во дворянстве

«Мещанин во дворянстве» — комедия-балет Ж.-Б. Мольера. Буквальный перевод заглавия — «Буржуа-дворянин». Написана в 1670 году. Первое представление пьесы состоялось 14 октября того же года в замке Шамбор. В том же году в парижском театре «Пале-Рояль» главную роль сыграл сам Мольер. Комедия была написана по заказу Людовика XIV, пожелавшего высмеять на сцене турецкие придворные ритуалы. Причиной королевского каприза стало оскорбление, нанесенное Королю-Солнцу турецким посланником, заявившим, что конь его султана более украшен драгоценностями, чем французский монарх. Людовик выслал дерзкого турка из королевства, а сам насладился утонченной местью, созерцая «турецкую церемонию», представленную в самом комическом ключе.

Сюжет комедии о незадачливом торговце тканями, возмечтавшем обрести дворянское достоинство, имеет фарсовые корни, как и многие другие создания Мольера. А сам герой относится к той группе мольеровских персонажей, которые, будучи одержимы манией, обнаруживают способность жить в воображаемом мире, не замечая требований и законов реальности. Таковы Като и Мадлон («Смешные жеманницы»), Арган («Мнимый больной»), Оргон («Тартюф») и т.д. Как и все мольеровские фантазеры и причудники, господин Журден, герой «Мещанина во дворянстве», подвергается суду, исходя из главного принципа комедийного жанра — утверждения реальных, земных, преимущественно социальных ценностей.

Комедийный жанр не знает благоговения, и «высшее общество», куда стремится Журден, обнаруживает свое родство с миром лавочников, из которого пожилой торговец «взлетает» к заповедным горним высям «высокого вкуса и изящного обхождения». Здесь также считают деньги и плутуют. Это ясно читателю и зрителю, лишь господин Журден до самого конца комедии пребывает в счастливой убежденности, что причастился «высшей реальности».

Неуклюжий буржуа, примеряющий на себя этикет дворянства, оказывается в пьесе своего рода зеркалом, отражающим и лишенную творческого духа буржуазную манеру жить, и избыточно орнаментированный, жеманный лживый стиль аристократии.

Рядом с социальной темой в комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера ведется серьезный разговор об игровом пространстве человеческого бытия, о функциях игры, наполняющей жизнь общества. Так, герой господин Журден концентрирует в своем комическом бытии по крайней мере три образа игры: он выступает как актер, пробующий вожделенную роль аристократа, как игрушка пользующихся его маниакальной жаждой «перемены участи» домочадцев и прихлебателей и как катализатор игровой активности молодых героев пьесы, получающих с помощью шутовского спектакля вполне реальные блага. При этом знаменитая комедия-балет поначалу не выглядит ни загадочной, ни изобилующей смысловыми планами. Обманчиво рационалистичный, прозрачный мир мольеровских драматургических конструкций обнаруживает неожиданную многозначность, как только в поле зрения исследователя попадает вопрос стилевой ориентации драматурга. Дух двусмысленного таинства игры, преображающей мир человека, пронизывает все слои мольеровского творения, демонстрируя его барочную природу.

Кульминацией комедии «Мещанин во дворянстве» Мольера и «апофеозом» героя оказывается шутовская «турецкая церемония», сочиненная Клеонтом и Ковьелем и призванная «посвятить» в дворянство легковерного Журдена. «Посвятительные обряды», бурлескные «инициации» не однажды появляются у Мольера. Журдена посвящают в «мамамуши», а мнимого больного из одноименной пьесы — в бакалавры медицины. Здесь нетрудно увидеть пародийное начало, характерную для Мольера иронию по отношению ко всем формам социальных игр подобного рода. Однако за очевидным сатирическим пафосом, с которым комедиограф разоблачает одну за другой человеческие иллюзии, просвечивает трепетное удивление младенческой доверчивостью Журдена, сочувствие способности пожилого торговца на старости лет понять, что всю жизнь «говорил прозой», способности увидеть вдруг убожество прожитой жизни, лишенной проблеска поэзии. Так, в издевательской инсценировке «посвящения в мамамуши» различимы контуры сакральной пародии, которая вовсе не отменяет святости пародируемого, но на свой лад утверждает ее. Бедный мещанин, взыскующий «высшей реальности» и ищущий ее знаков на земле, подражая манерной речи аристократов и их танцевальной пластике, нелеп и смешон. Однако именно он, а не его здравомыслящие домочадцы и аристократы-прихлебатели, способен воспарить в волшебных пространствах мечты, преодолевая размеренность рачительной жизни. Журден взаправду окунулся в атмосферу завораживающих заклинаний, нездешних ритмов и непременных для неофита болезненных испытаний. М.А. Булгаков в 1932 г. написал комедию «Полоумный Журден», в которой фантасмагория финала обнажает мольеровский театральный мистицизм. Игра может всё: обмануть и осчастливить, выстроить в обыденности сияющий замок грезы и сделать рабом ложных ценностей, костюмированных кумиров.

На русской сцене «Мещанин во дворянстве» впервые был поставлен 25 января 1756 г., став в дальнейшем непременной частью российской мольерианы.

Буржуазные и дворянские нравы в комедии Мольера «Мещанин во дворянстве»

Ж. Б. Мольер написал более тридцати комедий. В них он высмеж ханжество, лицемерие, тупость и легкомыслие, дворянскую спесь и чванливость французских буржуа. В своей комедии «Мещанин во дворянстве» он обратился к актуальной в то время проблеме: обнищанию аристократов и проникновению их в среду зажиточных буржуа, стремящихся за большие деньги купить дворянский титул. Как мы знаем, Мольер всегда следовал своему принципу «исправлять людей, развлекая их». Вот и постарался великий комедиограф в своем произведении высмеять мещанина Журдена, одержимого идеей стать дворянином, то есть тем, кем тот не мог быть ни по происхождению, ни по воспитанию.

С первой минуты знакомства с персонажами комедии становится ясно, что всю силу своего таланта Мольер направил именно на то, чтобы показать глупость затеи в общем-то честного человека, стремящегося отдать свой капитал всего лишь за дворянский титул. Иначе не назовешь его затею, как помешательством. Именно об этом и говорит учитель музыки, верно подметив одержимость своего хозяина: «Господин Журден с его помешательством на дворянстве и на светском обхождении - это для нас просто клад».

Как же смешон Журден в некоторых признаниях относительно своего обучения: «Я и не подозревал, что вот уже более сорока лет разговариваю прозой». Но не только смешно слышать признание в собственном невежестве этого немолодого человека, своим трудом добывавшего капитал, глупость неглупого человека - вот то, что заставляет досадовать нас, современных читателей. Ведь он в точности, знает, как потрачена каждая копейка, в уме держит сложные расчеты, связанные с исчислением долгов графа Доранта. Глупость его заключается еще и в том, что он не может постичь своим умом: быть похожим на дворянина только внешне - не значит соответствовать своему идеалу. Именно поэтому он очень смешон в красных бархатных штанах, зеленом камзоле, в узких чулках со спущенными петлями и тесных башмаках. Буквально ощущаешь его неудобства, читая комедию. Драматург дает нам возможность.

Мольер - один из самых значительных комедиографов классицизма. Ему принадлежат подлинные открытия в области этого жанра литературы. В своих произведениях писатель в первую очередь стремился правдиво и точно отображать действительность. Наблюдая за людьми, их поступками, желаниями, страстями, он создавал яркие типические характеры. Автор не только рисовал отдельные портреты, а изображал быт и нравы всего современного общества. Однако для Мольера это было не простое изображение, но и особая форма протеста против социальной несправедливости и несовершенства существующего общества. Его внимание, как автора комедий, привлекали все нарушения норм человеческой природы, отклонения от естественных стремлений человека во имя надуманных ценностей. По его мнению, фальшивые, лживые идеалы лежат в основе извращенной морали.


Именно поэтому он требовал от людей подлинной нравственной строгости, умения подчинять свои желания и свое поведение требованиям разума.

В ряде своих произведений Мольер высмеивает одно из характерных явлений общественной жизни того времени - стремление буржуазии к приобретению дворянских титулов, привилегий, манер; желание во всем подражать дворянскому сословию. Примером тому является его комедия «Мещанин во дворянстве», где соединилась мечта писателя о создании крупного, серьезного произведения и необходимость написать пьесу по заказу короля, который поставил перед писателем определенные условия.

Так появилась пьеса, в основу которой был положен сюжет о богатом буржуа, готовом в своем стремлении к аристократическим титулам принять нелепое, фантастическое звание «мамамуши» и подвергнуться маскарадному обряду посвящения в это звание. Таким персонажем в комедии является господин Журден - простодушный, недалекий мещанин, неожиданно разбогатевший. Его единственное страстное желание - стать дворянином. И именно это желание обусловливает его странное, нелепое поведение. Он покорно подвергается «воспитанию», с целью перенять манеры маркизов и во всем доверяет обманщику Доранту, который пользуется доверчивостью героя в корыстных целях.

В этот сюжет автор вводит и другие линии: перед нами разворачивается история любви дочери Журдена - Люсили и ее возлюбленного Клеонта. Отец девушки желает, чтобы его дочь вышла замуж непременно за дворянина. Клеонт, принадлежащий по рождению к буржуазии, ради своей любви вынужден сыграть на этой мании Журдена (добиваясь брака с Люсилью, он выдает себя за сына турецкого султана).

Желая полностью разоблачить мелкобуржуазные нравы, Мольер еще больше осложняет основной мотив: Журден, во всем перенимающий привычки дворян, решает, по примеру придворных, ухаживать за настоящей маркизой Дорименой. Дорант же, стремясь поживиться за счет наивного буржуа, подыгрывает герою и внушает ему, что маркиза к нему неравнодушна. Это обстоятельство лишь подталкивает Журдена к активным и нередко комичным действиям. А проходимец граф берется всячески ему помогать.

Если присмотреться, можно легко понять, кем же на самом деле выступают те, на кого так хочет быть похожим герой Мольера. Граф Дорант - человек благородного происхождения, обладающий изысканными манерами, но по сути своей - настоящий авантюрист, мошенник, ради наживы готовый на любую подлость. Доримена, внешне подкупающая своей вежливостью, при ближайшем рассмотрении не многим отличается от Доранта, и также бессовестно обирает простоватого мещанина. Создавая в своем произведении такие нелестные образы представителей дворянского сословия, писатель дает понять, что невежественный и наивный Журден, хоть и эгоистичный, тщеславный, но вместе с тем честный человек - в нравственном отношении намного превосходит тех аристократов, подражать которым он так стремится.

Высмеивая буржуазные и дворянские нравы, автор в то же время с искренним сочувствием и симпатией изображает людей из народа. Народность творчества Мольера проявляется и в языке комедии, и в положительных характеристиках, которыми он наделяет простых людей. В произведении используются пословицы, поговорки, народные песни и поверия. Писатель с огромным мастерством применяет просторечия, остроты, которые придают произведению неповторимое очарование.

Таким образом, создавая комедию, призванную изначально развлечь короля, Мольер на самом деле написал яркое и острое сатирическое произведение, в котором выступил с решительной критикой и откровенной пародией на весь буржуазный и дворянский свет.

своеобразие поздней драматургии Мольера (комедии «Мещанин во дворянстве», «Скупой», «Мнимый больной»).

комедия «Скупой» была поставлена на сцене в 1668 г. В этой комедии происходит поворот Мольера к изображению городской жизни. Мольер одним из первых уловил возросшее влияние города и «дворянства мантии». В комедии «Скупой». Мольер использует сюжет, идущий от Плавта, и трансформирует его согласно современности. Мольеровский Гарпагон – плод своего века. В его образе акцент делается на социально обусловленных чертах. Пушкин акцентирует у мольеровского Скупого одну доминантную черту. Но у Мольера обстановка пьесы позволяет проявлять скупость с разных сторон. Главный побудительный мотив персонажа – деньги, это главное мерило его жизни. Деньги извращают его характер – он становится равнодушным к семейным обязанностям, дети для него – орудие обогащения. Он хочет жениться на невесте своего сына, думая, что сможет искупить деньгами отсутствие душевной теплоты. Мольер показывает разрушение патриархальных ценностей. В семье Гарпагона плетутся интриги. Решить вопрос могут только деньги. Через общечеловеческое Мольер зондирует социальные проблемы. Гарпагон в общении с заёмщиками показан жёстким ростовщиком. В городе он предстаёт как значительное лицо. В поздних пьесах Мольера происходит расшатывание классицистической однозначности.

Пьеса «Мещанин во дворянстве» является неопределённой по жанру. С одной стороны, это комедия характеров, но Мольер включает в комедию множество пантомимных сцен. Мольер активно экспериментирует с разными жанровыми образцами. Это вызвано тем, что идеологическая комедия не может развиваться. Но этот ход возвращает Мольера к фольклорным истокам. В пьесе происходит столкновение Журдена со вторичными персонажами. В массе персонажей Мольера интересует коллективная характеристика среды третьего сословия. В позднем творчестве Мольера характеры становятся более просты. Журден – герой, выламывающийся из своей среды. Его стремления в комедии доведены до гротеска, но это поведение отражает рост самосознания третьего сословия, возвышение «дворянства мантии». Дворянство начинает нищать, терять имущественные привилегии. Смешное желание возвыситься до дворянина нарушает семейный порядок. Журден становится семейным тираном, но при этом остаётся добрым и наивным человеком, чем и пользуется его окружение. Основная идея пьеса – нужно быть тем, кто ты есть. Мольер возвращается к теме лицемерия. Но слепота Журдена временная и поддаётся излечению.

В позднем творчестве (1670-е гг.) Мольер обращается к теме городской жизни. Его персонажи становятся разнообразнее. Жизнь города – единый организм, в основе которого – принцип здравого смысла. В комедии «Мнимый больной» главный герой Арган попадает в ситуацию короля Лира. Он хочет почувствовать любовь и заботу домашних. Его поведение порождает раскол в семье, исток мещанской трагедии. Жена Аргана Беллина стремится возвыситься благодаря интригам. Комизм пьесы строится на внешних приёмах. Лицемерие становится более лёгким.

Ряд поздних комедий Мольера довольно широк («Учёные женщины», «Плутни Скопена» и т.д.). В последние годы своей жизни Мольер постоянно вызывал недовольство. Слухи в адрес Мольера были призваны показать его безнравственность. На одном из представлений «Мнимого больного» Мольер скончался от сердечного приступа. Его запретили хоронить на освящённой земле. Его похоронили за церковной оградой с соблюдением христианских обрядов. На рубеже XVII – XVIII веков Мольер стал выразителем новых идей.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...