Фет учись у них анализ. Анализ лирического произведения как средство формирования эмоционального, нравственного и эстетического отношения к окружающему миру

19 970 0

Стихотворение А. А. Фета было написано в начале 80–х годов. Уже в 50-е годы формируется романтическая поэтика Фета, в которой поэт размышляет о связи человека с природой. Он создает целые циклы: «Весна», «Лето», «Осень», «Вечера и ночи», «Море», в которых через картины природы читатель и лирический герой постигают правду о человеке. В этом смысле очень характерно.

Неброская картина русской природы отражена в поэзии своеобразно. Поэт замечает ее неуловимые переходные состояния и как художник «рисует», находя все новые оттенки и краски. Термин «поэзия импрессионистов», применяемая к лирике Фета, как нельзя точно отражает поиски поэтов-мыслителей, поэтов-художников. Еще современники Фета, особенно Салтыков-Щедрин, подчеркивали полнейшее слияние человека с природой в его лирике.

В голосе слышится голос живого существа, такого, как трава, деревья, животные. Поэт может «молчать» их языком, погружаясь в статистическое созерцание. И вслед за поэтом, перед читателем возникают суровые картины дисгармонии в природе, а по-фетовски и в душе человека. Они вызывают ряд ассоциаций: беда, неустроенность, тревога, беспокойство. Этому способствуют метафорические образы: «напрасные застыли слезы», «за сердце хватает холод лютый»; отрицательно эмоционально окрашенные эпитеты: «холод лютый», «жестокая пора», «скорбящая душа», инверсия «напрасные на них застыли слезы».

Кульминация непогоды в природе связана с душевными ощущениями. В первой и третьей строфах используются преимущественно простые и простые осложненные предложения (осложнение деепричастными оборотами, однородными определениями). Вторая строфа имеет иную синтаксическую структуру: сложное бессоюзное предложение. Короткие, информативно-насыщенные предложения придают стихотворению динамику. Вторая строфа останавливает динамику стихотворения, замедляет его, в третьей строфе динамика восстанавливается. Побудительные предложения задают тон всему стихотворению, формы глаголов в повелительном наклонении придают элементы дидактического наставления, устаревшие формы слов «сжимаяся», «жизнию» придают торжественность речи.

Вначале стихотворение проникнуто пессимистическими настроениями. Нагнетание трагичных мотивов особенно заметно во второй строфе, где автор позволил себе использовать лексические повторы: «сердце рвет» — «за сердце хватает», «они молчат; молчи и ты». Такой прием усиливает ожидание развязки, именно поэтому третья строфа начинается с противительного союза «но» («Но верь весне»). Союз «но» вторгается в последнюю строфу, противоречит миру неустроенности и разлада. несет в себе светлый образ красоты, гармонии. Теперь образная система служит для создания чувств другого рода – веру в торжество добра, красоты, гармонии. Возможно, Фет видел в природе то, чего ему так не хватало в жизни, в сфере человеческих отношений (многие годы были потрачены на восстановление дворянского титула, трагическая любовь к Марии Лазич).

Я считаю, что данное стихотворение является ярким примером того, что всю жизнь не переставал перечитывать великую и возвышенную книгу природы, оставаясь верным и внимательным ее учеником. А вслед за поэтом, природу должен познавать и читатель, потому, что в ней – ключ от всех тайн человеческого бытия. Природа – лучший учитель и наставник человека.

Разделы: Начальная школа

Афанасий Афанасьевич Фет

Учись у них – у дуба, у берёзы.
Кругом зима. Жестокая пора!
Напрасные на них застыли слёзы,
И треснула, сжимаяся, кора.


Сердито рвёт последние листы.
И за сердце хватает холод лютый;
Они стоят, молчат; молчи и ты!

Но верь весне. Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Тема урока.

Анализ лирического произведения как средство формирования эмоционального, нравственного и эстетического отношения к окружающему миру. А.А.Фет стихотворение “ Учись у них – у дуба, у берёзы...”

Цели и задачи урока.

  1. Организовать эмоциональный фон восприятия текста, сопереживания и понимания стихотворения;
  2. Познакомить с содержанием стихотворения, которое образно описывает явления природы и предметы, а так же сравнивает и переносит состояние природы на человека;
  3. Развивать: умения и навыки анализа лирического произведения; внимание, мышление, воображение эмоциональной сферы, речь;
  4. Учить выразительному чтению как способу передачи личного восприятия текста, своих представлений и переживаний;
  5. Формировать: представление о средствах художественной выразительности; умение находить их в тексте и воспроизводить в своей речи; умение воссоздавать картины, нарисованные автором; умение увидеть в тексте средства изображения, воссоздать по ним образ, создаваемый автором, почувствовать настроение, понять его мысль;
  6. Воспитывать: любовь и интерес к окружающему миру, через чтение лирики и знакомство с живописью; эстетическое отношение к действительности; способность эмоционально отзываться на чужое чувство, чужую мысль /автора/, оценивать себя и других, преобразовывать нравственный урок изучения лирического произведения в личный жизненный опыт.

Оборудование и материалы.

– Текст стихотворения А. А. Фета “Учись у них – у дуба, у берёзы…”

– Репродукции картин: И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”, К.Ф. Юон “Волшебница зима”, К.Ф. Юон “Русская зима”, А.К. Саврасов “Грачи прилетели”;

– Копии фотографий с изображением деревьев (см. приложение №1);

– “Словарный листок”;

– “Картинный текст” стихотворения;

– “Страничка образов”.

Словарный листок.

Жестокая /пора/ – крайне суровая, безжалостная, беспощадная.

Напрасные /слёзы/ – бесполезные, безуспешные.

Треснула /кора/ – образовала трещины на своей поверхности, раскололась.

Сжимаяся – плотно сдвигаясь, уплотняясь.

Хватает – берёт резким поспешным движением руки или зубов.

Лютый /холод/ – злой, свирепый, беспощадный, очень сильный, невыносимо тяжкий, приносящий мучения.

Добрый гений ” – тот, кто помогает кому-нибудь, оказывает на кого-нибудь благотворное влияние.

Ясных – ярких, сияющих.

Откровений (-е) – то, что неожиданно раскрывает истину, неожиданно делает совершенно ясным, понятным что-нибудь.

Переболит – перенесёт много болезней или перенесёт какую-нибудь болезнь.

Скорбящая – испытывающая крайнюю печаль, горесть, страдание.

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

На доске: репродукции уже знакомых картин: И.Э.Грабарь “Февральская лазурь”, И.Э. Грабарь “Зимний пейзаж”, К.Ф. Юон “Волшебница зима”, К.Ф. Юон “Русская зима”, А.К. Саврасов “Грачи прилетели”; копии фотографических иллюстраций с изображение деревьев (то же уже знакомы детям).

У детей: текст стихотворения А. А. Фета, “Словарный листок”.

“Страничка образов” и “Картинный текст” выдаются детям на определённых этапах урока.

ХОД УРОКА

УЧИТЕЛЬ/ вопросы, задания и т.д. /

ДЕТИ / ответы на вопросы, выполнение заданий и т.д. /

1. Организационные момент.

2. Постановка задачи.

УЧИТЕЛЬ. Сегодня мы знакомимся со стихотворением А.А. Фета. Мы долго и тщательно готовились к пониманию этого лирического произведения. И вот сегодня нам пригодятся наши знания “о деревьях”, которые мы получили во время экскурсии, и на уроке изобразительного искусства.

Итак, положите перед собой текст стихотворения.

3. Предварительная беседа /работа с названием/.

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите внимательно на текст и прочтите название стихотворения.

ДЕТИ. Названия нет!

УЧИТЕЛЬ. Можем ли мы предположить, о чём это стихотворение, какие чувства и мысли нам хочет передать автор?

ДЕТИ. Не можем.

Предполагаем по названию, а названия нет!

4. Первичное чтение учителя /без выражения и ярких акцентов/.

УЧИТЕЛЬ. Сейчас я буду читать стихотворение без особой выразительности, чтобы не навязывать вам свои чувства, каждый определит их сам. Ваша задача – увидеть как можно больше в стихотворении: особенности текста, знаки препинания, “особые” слова.

Дети следят по тексту.

5. Первичный анализ текста.

УЧИТЕЛЬ. Что в тексте особенно привлекло ваше внимание?

ДЕТИ. Нет.

УЧИТЕЛЬ. Вы близки к истине, но должны знать – это не обращения, это глаголы, которые побуждают нас к действию: учиться, молчать, верить. Кого автор призывает к действию?

ДЕТИ. Наверное, нас. Ведь в тексте нет никого, к кому бы он обращался.

УЧИТЕЛЬ. Какие ещё особенности заметили?

ДЕТИ. Восклицания.

УЧИТЕЛЬ. Найдите в тексте строчки с восклицаниями.

ДЕТИ. “Жестокая пора!”, “...молчи и ты!”

УЧИТЕЛЬ. Это радостные восклицания?

ДЕТИ. Нет, это какие-то серьёзные и совсем не радостные восклицания.

УЧИТЕЛЬ. Смотрите, наше “обращение-побуждение” – восклицательное: “...молчи и ты!”. Мы ведь привыкли видеть восклицательный знак при выражении радости, а что происходит здесь? Почему мы не чувствуем радости? Думаю, пора приступить к построчному анализу текста и во всём разобраться. Готовы? Прочитайте стихотворение вполголоса и приступим к работе.

6. Повторное чтение текста детьми /в полголоса, “жужжащее” чтение.

7. Построчный анализ стихотворения.

УЧИТЕЛЬ. Удобно расположите текст стихотворения и “Словарный лист”. На “Словарном листе” просмотрите список слов и их смысл; это слова, которые встречаются в тексте. “Словарным листком” пользуемся по необходимости. Работаем с текстом стихотворения внимательно. Если кто-то пожелает указать на выразительные языковые средства /эпитеты, метафоры и др./ – только приветствуется такой порыв.

Учись у них -у дуба, у берёзы.

УЧИТЕЛЬ. У кого вы должны учиться, кто выполняет “работу” учителя в стихотворении?

ДЕТИ. Видим глагол, побуждающий к действию -“учись”.

ДЕТИ. Дуб старый, древний, мудрый; он много жил и много видел, может многому научить.

Берёза гибкая, нежная, ласковая и красивая. Даже плакучие берёзы очень красивы: плачут, а красивы всё равно.

УЧИТЕЛЬ. Как вы считаете, почему “дуб”, а не “дубок”, “берёза”, а не “берёзка”? Изменилось бы ваше представление о стойкости и выносливости “учителей”, если бы А.А.Фет употребил другие слова?

ДЕТИ. Да, “берёзка” и “дубок” – слишком маленькие и беззащитные, их оберегать надо, а не учиться у них.

Кругом зима. Жестокая пора!

УЧИТЕЛЬ. Обратите внимание на смысл слова “жестокая” в “Словарном листке”.

ДЕТИ. “Жестокая пора” – эпитет.

Автор дополнительно характеризует зиму. Ведь зима может быть тёплой и очень мягкой, а так мы знаем – она “жестокая”. Очень холодная. Даже страшно холодная. А восклицательный знак делает её ещё злее и ужаснее.

Напрасные на них застыли слёзы,

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите смысл слова “напрасные” в “Словарном листке” и расскажите, что вы поняли.

ДЕТИ. “Слёзы” – метафора, т.к. деревья не умеют плакать как мы.

Слёзы бывают у людей.

Это, наверное, для того, чтобы мы поняли, как мы похожи на деревья, а они – на нас.

“Напрасные” – значит плакать бесполезно.

Зима не сжалится и теплее не станет.

Мы плачем от горя и беды, деревья – от страшного холода, но ничего не изменим ни мы, ни они.

УЧИТЕЛЬ. Не лишним будет вспомнить народную мудрость: “Слезами горю не поможешь”. Согласны ли вы, что эта поговорка подходит по смыслу к данной строке?

И треснула, сжимаяся, кора.

УЧИТЕЛЬ. “Словарный листок”.Слова “трескаться” и “сжиматься” обозначают разные действия.

Попробуйте объяснить, что же происходит?

ДЕТИ. Кора – это одежда дерева.

Часть одежды, есть ещё листья.

Но зимой из “одежды” есть только кора, и она должна защищать, но...

Дерево хочет “закутаться” и “спрятаться” под корой, но она только треснула от этого.

Как и со слезами. Ничего не помогает.

УЧИТЕЛЬ. Мы уже выяснили, что мы похожи на деревья, а деревья – на нас. Так где и в чём выражается наша “кора”?

ДЕТИ. Человек может прятаться от беды дома, одевать одежду. Притворятся, и хотя наша “кора” не “трескается”, от беды и горя не уйдёшь, это ведь внутри.

Всё злей метель и с каждою минутой

Сердито рвёт последние листы.

ДЕТИ. “Сердито рвёт” – метафора. Метель сердиться не может, это человеческое свойство.

А может, это человек злой “рвёт”?

Да, последнее хочет отнять.

Метель у дерева отнимает последние листы, а злой человек может отнять последнюю надежду или что-то очень дорогое для души или для памяти.

Ну, фотографию или письмо важное, или даже любимую с детства игрушку.

И за сердце хватает холод лютый;

УЧИТЕЛЬ. Прочтите смысл слова “хватает”. Что заметили?

ДЕТИ. “Сердце”, у дерева сердца настоящего нет, оно есть у людей.

Хватать может живое существо, а у холода даже лап нет для этого.

“Хватает холод лютый” – это метафора.

“Холод лютый” – даже страшно становится от холода.

УЧИТЕЛЬ. В “Словарном листке” написано: “хватать – брать резким движением руки или зубов”. А вы холод представляете с руками или зубами?

ДЕТИ. Если “лютый”, то, наверное, с зубами.

Простой холод может хватать “рукой”, а “лютый” – только зубами или лапой с когтями.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

ДЕТИ. “Молчи” – слово, которое нас заставляет молчать.

Не жаловаться и не плакать.

Ведь всё равно всё напрасно.

Да, деревьям плохо и холодно, но они терпят и молчат.

И мы должны, как деревья, молча пережить “холод лютый”, даже если он с “зубами” и “хватает”.

Но верь весне. Её промчится гений,

ДЕТИ. Опять глагол, но не такой строгий, как “учись” и “молчи”.

Весна тёплая, красивая, добрая. И всё будет хорошо. И для деревьев, и для нас.

УЧИТЕЛЬ. Слово “гений” как определение очень умного человека, нам не совсем подходит. Так что в “Словарном листке” у вас есть более подходяще для нас понятие “добрый гений”. Что может быть для деревьев “добрым гением весны”? А для нас?

ДЕТИ. Для деревьев “добрый гений” – тепло, ведь им было холодно.

А для нас – какое-то хорошее событие или помощь друга.

УЧИТЕЛЬ. И на глагол “промчится” обратите внимание. Это что же “промчится” и всё?

ДЕТИ. Нет. “Промчится” – значит очень быстро и неожиданно появится, а хорошее останется.

Опять теплом и жизнию дыша.

ДЕТИ. “Опять” – значит, повторяется, уже когда-то было.

Всегда и “опять” после зимы и холода тепло, а после плохого – хорошее происходит.

“Дыша” – метафора. Ни весна, ни её “гений”! Не дышат в буквальном смысле.

Для ясных дней, для новых откровений

УЧИТЕЛЬ. Посмотрите в “Словарный листок”. Какой глубокий и серьёзный смысл у слова “откровение”. Попробуйте объяснить смысл этой строчки.

ДЕТИ. “Ясные” – значит, очень солнечные и светлые.

Все страдания были ради этих “ясных дней”.

Эта строчка для нас.

Деревьям нужны “ясные дни”, но “откровения” нужны только людям.

Переболит скорбящая душа.

УЧИТЕЛЬ. Обязательно смотрим в “Словарный листок” на слова “переболит” и “скорбящая”. Смысл этой строки?

ДЕТИ. Наша строчка. “Душа” – это наше, человеческое.

Значит, пережили все болезни и беды, но всё пройдёт, потому что “переболит”

8. Чтение текста детьми.

УЧИТЕЛЬ. Прочитайте стихотворение ещё раз. После анализа вы увидите и заметите многое, а мне подскажите – с каким выражением и чувством нужно читать это стихотворение.

9. Определение интонации и выражения стихотворения.

Нас надо заставить “учиться” и “молчать”.

Но немножко с грустью и печалью. Ведь жалко деревья, жалко нас; ведь зиму можем и не пережить.

А в третьем четверостишье нас надо успокоить и дать нам надежду.

Но радость должна быть тихая и спокойная, уж слишком зима была тяжёлая.

10. Чтение учителем.

Медленное и выразительное, уточняющее первичное восприятие.

11. Анализ стихотворения по системе вопросов и заданий.

УЧИТЕЛЬ. Какую картину вы представили при чтении?

ДЕТИ. – Две картины. Одна – человек сильно переживающий, а вторая – деревья, сильно “страдающие” от мороза и холода.

УЧИТЕЛЬ. Найдите в тексте слова, которыми автор рисует картины природы.

ДЕТИ. “Дуб, берёза”, “кругом зима”, “треснула кора”, “метель”, “рвёт последние листы” и т.п.

ДЕТИ. “Слёзы”, “и за сердце хватает”, “переболит скорбящая душа” и т.п.

УЧИТЕЛЬ. Какие слова имеют отношение только к природе?

ДЕТИ. “Дуб”, “берёза”, “метель”, “холод”, “зима” и т.п.

УЧИТЕЛЬ. Какие слова имеют отношение только к человеку?

ДЕТИ. “Слёзы”, “сердце”, “сердито рвёт” и т.п.

УЧИТЕЛЬ. Какая из картин /см. репродукции картин/ подходит для иллюстрации стихотворения?

ДЕТИ. Ничего не подходит.

Зима слишком красивая и “добрая” на картинах.

Художники слишком любили зиму.

Но на картине А.К. Саврасова “Грачи прилетели” видно наступающую весну и сильно скрюченные деревья – может, от холода.

УЧИТЕЛЬ. А какое дерево /см. фотографические иллюстрации/ может быть прообразом того несчастного человека, о котором говорит А.А. Фет? Обоснуйте выбор.

Каждый ребёнок определяет свой выбор и обосновывает его. В большинстве своём выбор пал на иллюстрации №2 и №5, т.к. №2 -явно сломлено невзгодами, а № 5 – дерево одинокое и “голое”, спастись нечем от непогоды.

УЧИТЕЛЬ. Какая ситуация может заставить человека так страдать? Приведите пример.

ДЕТИ. Если кто-то родной умер, очень трудно пережить.

Если кто-то сильно обидел или даже обозвал, ударил.

УЧИТЕЛЬ. Что вы чувствовали, читая и слушая стихотворение? Что можно сказать об отношении А.А. Фета к природе?

ДЕТИ. Когда читали – было тоскливо очень и страшно.

А.А. Фет любит природу.

Но природа очень похожа на человека в его стихах.

УЧИТЕЛЬ. А что можно сказать об отношении автора к жизненным невзгодам?

УЧИТЕЛЬ. Чему же нас хотел научить А.А. Фет? О чём предупредить? Что сказать?

Этому он и хочет нас научить.

Предупредить, чтобы мы не боялись “зимы”, т.е. чего-то плохого, ведь всё будет хорошо.

УЧИТЕЛЬ. Какому человеку и в какой ситуации может помочь это стихотворение?

ДЕТИ. Стихотворение поможет тому, кому сейчас очень плохо или случилась беда.

11. Составление системы образов.

УЧИТЕЛЬ. Мы поняли и почувствовали многое. Стихотворение очень серьёзное, глубокое и мудрое. Пейзаж соотносится с переживаниями А.А. Фета, а его переживания “превращаются” в пейзаж. Внешнее переходит во внутреннее и наоборот, и мы можем попытаться понять не только автора, но и самих себя.

Я выбрала образы. Ваша задача – установить связь между ними. Возьмите “Страничку образов” и приступайте к работе. Надеюсь, трудностей не возникнет.

На подготовленной “Страничке образов” дети устанавливают связь с помощью стрелочек (Стрелочки – пунктир(-----–) смысл переносный, стрелочка(______) смысл буквальный. Попутно вспоминаем, что из описаний и чувств принадлежит нам, а что – природе. Устанавливаем иносказательность понятий “зима”, “метель”, “холод” для человека /пунктирная линия/.

12. Итог урока.

УЧИТЕЛЬ. Напомните, с каким произведением мы работали на уроке?

Попробуйте дать название стихотворению.

Что отражает ваше название – тему или главную мысль стихотворения?

ДЕТИ. А.А. Фет. Стихотворение без названия.

“Жестокая зима” – тема

“В ожидании весны” – тема.

“Учись!” – главная мысль.

“Всё будет хорошо” – главная мысль.

13. Домашнее задание.

УЧИТЕЛЬ. Появились ли желающие знать это стихотворение наизусть? Кто считает нужным, возьмите “Картинный текст” – заучивание будет лёгким.

Не забывайте об одноклассниках. Учите стихотворение и сразу готовьте “выступление-подсказку”. Ваша помощь нужна.

Примечание: прямо в классе, сразу после урока, мы попытались рассказать стихотворение наизусть глядя только на “Картинный текст”. Из 8 желающих легко и просто рассказали стихотворение – 8.

Стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы… », о котором пойдёт речь, написано 31 декабря 1883 года русским поэтом Афанасием Фетом … День, когда оно родилось, совершенно особенный. И не только для Фета, но и для каждого человека. Почему?

Это последний день уходящего года, канун Нового года. Каким настроением обычно пронизан этот день? Чем наполнен?

В этот день всегда много радостной, предпраздничной суеты: люди готовятся к празднику, наряжают ёлки, покупают подарки, накрывают столы — все живут ожиданием чудесной новогодней ночи, настроение у всех приподнятое, радостное. Так ли у Фета?

Прочитаем его стихотворение «Учись у них – у дуба, у берёзы … ».

Можно ли по настроению, которым пронизано стихотворение, отнести его к предновогодним? Почему?

Шестиклассники дружно отвечают «нет!» и наперебой приводят свои аргументы: оно совсем не радостное, а скорее печальное, в нём нет ожидания праздника, его автор будто
и не чувствует, что приближается Новый год. Заставим их задуматься.

Но ведь человек проживает каждый год своей жизни по-разному: у кого-то всё складывается благополучно, у кого-то случаются тяжёлые болезни, утраты и другие скорби, кто-то переезжает или меняет род деятельности, у кого-то рождаются дети, а у кого-то уходят из жизни родные или близкие, да мало ли ещё что может происходить в жизни человека … Поэтому и приближающийся Новый год можно встречать с разным настроением.

Давайте ещё раз перечитаем стихотворение и посмотрим: может быть, в нём всё-таки есть какое- то ощущение жизненного рубежа, когда человек останавливается, оглядываясь назад, на то, что было в его жизни, и в то же время пытается заглянуть вперёд, в будущее. (Ведь и мы, прежде чем встретить Новый год, всегда провожаем старый.) Найдите в стихотворении такое выражение, которое говорит о том, что в уходящем году для лирического героя стихотворения было что-то тяжёлое, больное. («Скорбящая душа»).

Объясните значение слова скорбь и образованного от него слова скорбящая.

Как выясняется, дети не знают точного лексического значения этого слова. В лучшем случае они говорят о печали. Дополним и уточним их толкование. Скорбь — состояние крайней душевной печали, вызванное бедой, несчастьем, неудачей, ударами судьбы, утратами (обычно в связи с чьей-либо смертью); скорбящая — значит «находящаяся в состоянии скорби».

Но есть ли в стихотворении и такие слова, которые подсказывают, что «скорбящая душа» надеется на перемены, на лучшее? Если есть, найдите их. Это строки, в которых высказывается надежда на животворящую силу весны, способную возродить «скорбящую душу» к жизни:

Её промчится гений,
Опять теплом и жизнию дыша.
Для ясных дней, для новых откровений
Переболит скорбящая душа.

Поинтересуемся у детей, в каком смысле употреблено слово гений.

Как и следовало ожидать, шестиклассники воспринимают это слово только в одном значении: человек с выдающимися способностями. Поэтому слова Фета они толкуют как способность весны совершать что-то невозможное, удивительное. В каком-то смысле дети и правы, но нужно познакомить их и с другими толкованиями этого слова, что обогатит их восприятие.

Гений — в римской мифологии дух — покровитель человека, рода, местности; а в книжной речи гений — олицетворение, высшее проявление чего-либо, например: гений фантазии, гений красоты и т. п.

Если мы учтём все эти значения слова гений, то какой предстанет перед нами весна?

Весна наделена способностями и силой гения — покровителя человека, в ней сосредоточены чудодейственное тепло и жизнь, которые она передаёт ему, она становится
олицетворением силы жизни … Какие части речи помогают почувствовать её стремительность, энергию, силу, что, собственно, и является воплощением жизни?

Это прежде всего глагол промчится. А дополняют его существительные тепло и жизнь.

На что надеется лирический герой стихотворения?

«Переболит скорбящая душа», то есть успокоится, утешится, всё плохое уйдёт в прошлое. Что помогает ему верить в это, надеяться на лучшее? (Природа.) Каким видит поэт последний день уходящего года? Опишите его, отталкиваясь от стихотворения.

Это очень суровый и холодный день. Недаром поэт говорит о нём: «Жестокая пора!» Мороз трещит, обламывает ветви обледенелых деревьев. А ветер завывает в вершинах, срывает с них старые сухие листья, осыпает с ветвей снег, закручивает снежные вихри.

Снег то летит большими хлопьями, то превращается в колючую порошу, сквозь которую трудно что-то разглядеть. Всё живое притаилось где-то под крышей или забилось в норки. Небо серое, безрадостное. Почему у нас возникает ощущение холодной, морозной зимы?

Какие художественные средства помогают её почувствовать?

Картину холодной суровой зимы помогают создать эпитеты («жестокая пора», «лютый холод»), олицетворения («всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы», деревья плачут: «на них застыли слёзы»).

Почему взгляд поэта привлекают дуб и берёза? Что обычно связывается с образами этих деревьев в народной поэзии? Берёза и дуб — самые распространённые и привлекательные деревья русского пейзажа. Берёза — кудрявая, белоствольная, с тонкими ветвями, трепещущими резными листиками, красавица в любую пору года.

Дуб — раскидистый, мощный, с великолепной кроной, узнаваемый издалека и влекущий взор. Берёза обычно ассоциируется с молодой красивой девушкой, дуб же — с могучим богатырём: ведь именно он — самое долголетнее и крепкое дерево в русских лесах, именно в нём видится трепетной красавице (берёзе, рябине, калине) надёжный и желанный защитник (вспомните слова народной песни: «Как бы мне, рябине, к дубу перебраться…»)

Дуб — символ мужественности и крепости, берёза — символ женственной хрупкости и красоты. Как переносят суровую зиму дуб и берёза? Что помогает им справиться с этим испытанием? От лютого холода на них треснула кора, сквозь неё проступила смола — -слёзы » , и всё же они не жалуются: «стоят, молчат ».

Они умеют терпеть … И знают, что когда-нибудь стужа кончится и они вновь зазеленеют и расцветут.

К кому обращены слова поэта: «Учись у них — у дуба, у берёзы»? И чему надо учиться у них? Эти слова поэта обращены прежде всего к самому себе, но, конечно, и к нам, читателям. Тяжело переносить скорби, они сковывают душу, как «холод лютый » , но нужно набраться терпения, как набрались его стойкие и молчаливые дуб и берёза, и верить, что «переболит скорбящая душа » , вернётся к жизни …

Какое действие оказывают на лирического героя плачущие, но не сетующие на судьбу дуб и берёза?

Они одновременно и утешают его, и подают надежду, и заставляют стыдиться своей слабости: «они стоят, молчат; молчи и ты!». По сути дела, воплощением чего стали в стихотворении дуб и берёза? Они стали воплощением стойкости, мужества, силы духа, терпения, надежды. А что же воплощают в себе зима и весна в стихотворении?

Зима символизирует тяжёлые испытания и скорби, а весна воплощает в себе полноту, красоту, радость и гармонию жизни, возрождение и обновление. Как вы думаете, почему «портрет» зимы в стихотворении более развёрнутый, чем «портрет» весны?

Зима тянется долго, люди многие дни не видят солнца, это вызывает печаль, хандру, зима кажется бесконечной. Её однообразие и продолжительность дают возможность раз-
глядеть эту «жестокую пору » со всех сторон. Зато весна пролетает почти мгновенно, захлёстывая нас радостью и каждодневным обновлением …

Её характеризуют два ёмких слова: тепло и жизнь. Как соотносятся эти образы-символы — зима и весна? Они противопоставлены друг другу. Это антитеза. Найдите слова и выражения, которые характеризуют зиму и весну.

Зима — «жестокая», её «холод лютый» «хватает» за сердце, заставляет плакать деревья («напрасные на них застыли слёзы»), ломает кору берёзы и дуба; «всё злей метель», она «сердито рвёт последние листы»…

Весна же исполнена тепла и жизни, она стремительна и радостна: Но верь весне. Её промчится гений, Опять теплом и жизнию дыша. Благодаря ей всё оживает «для ясных дней, для новых откровений».

Что значит «для новых откровений»? Как вы понимаете слово откровение?

«Наверно, это какие-то открытия » — предполагают дети. Уточняем значение слова.

Откровение – это

  1. Изъявление, сообщение кому-либо Божественной воли.
  2. Что- либо неведомое до сих пор, открывающее новое, неизвестное, дающее новое толкование, объяснение чему-либо и т. п.
  3. Способность острого восприятия, глубокого проникновения в сущность вещей, явлений, свойственная кому-либо, чему-либо. Теперь, обогащённые знанием всех лексических значений этого слова, вы можете более точно объяснить выражение «для новых откровений».

Попытаемся расширить ваше прежнее толкование. «Новые откровения » — это новое открытие жизни и её ценностей. Душа, переболевшая скорбями, воскресшая от уныния, острее воспринимает мир и ценит жизнь во всех её проявлениях, обретает способность проникать в суть вещей и явлений, новые истины становятся её достоянием, она снова живёт в согласии с небом и с собой…

Можем ли мы утверждать, что это стихотворение представляет собою развёрнутую аллегорию человеческой жизни? Вспомним, что такое аллегория. Аллегория (от греч. аllёgогiа- иносказание) — литературный приём, основой которого является иносказание: изображение отвлечённого понятия или суждения при помощи конкретного образа, наделённого жизненными реалиями.

В художественной литературе аллегория используется как средство усиления поэтической выразительности. Образное, предметное её воплощение создаёт дополнительные, а порой и новые художественные и смысловые оттенки. Кто подсказал поэту эту аллегорию? Природа, а конкретно дуб и берёза, стоически переживающие испытания «жестокой поры».

Благодаря им поэт, а вместе с ним мы, получаем замечательный урок жизни: «Они стоят, молчат; молчи и ты!» То есть будь стойким в любых испытаниях, научись терпеть, верь в добрые перемены.

Известный литературовед Н. Н. Скатов так написал о поэзии А.Фета: «Оригинальность Фета состоит в том, что очеловеченность природы сочетается у него с природностью
человека».

Попробуйте объяснить эти слова.

Коряво, но правильно дети говорят о том, что человек — это тоже часть природы, он связан с нею и во многом зависит от неё, поэтому не удивительно, что с древних времён люди одухотворяют природу, наделяют её какими-то человеческими свойствами, берут у неё уроки жизни.

И в фольклоре, и в художественной литературе мы часто встречаем образы, взятые из мира природы, и через природу учимся понимать и самих себя. Это можно увидеть и на примере стихотворения Фета «Учись у них – у дуба, у берёзы … ». Отсюда и параллель между жизнью человека и природы, вызвавшая к жизни выразительную аллегорию.

Аллегория широко используется не только в литературе, но и в живописи. Мы можем найти множество картин, названия которых начинаются со слова «аллегория». Особенно
их много на тему времён года.

Предлагаем рассмотреть несколько репродукций картин различных художников, которые изображали аллегорию зимы и весны (например, В.Боровиковского «Зима в виде старика»; Д.Арчимбольдо «Зима», «Весна»; Давида Теннирса Младшего «Зима»; Элизабет Сонрель «Зима»; Ю.Бекховой «Зима»; Натаниэля Шмитта «Аллегория зимы»; С.Боттичелли «Весна»; А.Мухи «Весна»; Андерсон «Весна» и др.) и выбрать из них те, которые созвучны стихотворению Фета по настроению.

Подчеркнём при этом, что аллегория в живописи может быть даже сложнее по восприятию, чем в художественной литературе, она требует искусствоведческих знаний, так как многие детали, изображённые на картине, нуждаются в объяснении, ибо имеют определённый смысл, который, возможно, известен не всем.

Дети с интересом рассматривают картины, задают вопросы, но выбирают из предложенного ряда картину Боровиковского «Зима в виде старика», потому что, на их взгляд, старик, изображённый на картине, выглядит очень удручённым, замёрзшим, одиноким, что соответствует настроению лирического героя в начале стихотворения. А вот весну они предпочитают в исполнении Андерсон, потому что она дана в движении, в её портрете много ярких красок, она радостная: там, где она ступает, расцветают цветы и зеленеют травы — жизнь начинается сначала…

Теперь, когда анализ стихотворения завершён, когда его художественные образы закрепились в детском сознании, перейдём к обобщению и попросим шестиклассников определить тему и идею произведения.

Тема стихотворения – изображение неразрывной связи жизни человека и природы, их необходимости друг другу.

Идея — призыв верить в лучшее, уметь с достоинством переносить любые испытания и никогда не падать духом.

Анализ стихотворения

Афанасия Афанасьевича Фета

«Учись у них- у дуба, у берёзы»

Работа учителя русского языка и литературы

Репиной Екатерины Кирилловны

(ГБОУ «Школа №600, Москва)


План анализа стихотворения

1. История создания произведения.

2. Особенности жанра произведения.

3. Тематика и проблематика.

4. Сюжет. Композиция.

5.Лирический герой.

6. Средства выразительности.

7. Фонетические приёмы.

8.Лексические средства.

9. Синтаксические приёмы.

10. Стихотворный размер и способ рифмовки.


История создания произведения. Тема.

Произведение – результат глубоких раздумий над смыслом человеческого бытия.

Мы видим прямую параллель между человеком и деревьями, переживающими жестокую пору зимы.

О чём это стихотворение?(Тема). О природе, о студёной зиме,

о человеческих переживаниях,

Учись у них-у дуба, у берёзы.


Особенности жанра произведения

Жанр данного лирического произведения- ЭЛЕГИЯ.

Элегия -лирическое стихотворение, передающее глубоко личные переживания человека,

проникнутые настроением грусти.

Это произведение печального, задумчивого характера.

Они стоят, молчат; молчи и ты!

Кругом зима. Жестокая пора!


Проблематика произведения

  • Поэт показывает, какова природа переживаний лирического героя ,
  • философски ставит вопрос « умеет ли человек с достоинством переживать страдания»,
  • исследует проблему внутренней связи мира природы и мира человека,
  • размышляет над вечными проблемами бытия:
  • в чём смысл человеческой жизни,
  • что таит в себе природа,
  • какое место занимает она в человеческой жизни?

Учись у них-у дуба,

у берёзы


Композиция произведения

Зимняя природа

«Они стоят, молчат; молчи и ты»

Весенняя картина

«Напрасные на них застыли слёзы»

« промчится гений»

« И треснула, сжимаяся, кора»

«теплом и жизнию дыша»

Зима какая?(«жестокая», очень холодная, лютая, беспощадная, сильный холод, завывает ветер, злое и ужасное состояние природы). Деревья противостоят лютой зиме. В природе-дисгармония.

«ясных дней»

В чём смысл противопоставления ?

Весна какая? (тёплая, живительная, ясные вешние дни, светлый образ красоты, вера в торжество гармонии, добра, символ новой жизни, радости, тепла). Природа меняется, и лирический герой питает надежду на лучшее в жизни.

Природа и человек составляют единое целое, человек через природу лучше понимает себя.


Лирический герой

  • Какие чувства испытывает лирический герой?
  • Как меняется настроение лирического героя?
  • Как слились воедино состояние природы и внутреннее состояние человека?
  • Чем является природа для лирического героя?
  • Какие надежды вселяет в душу лирического героя приход весны?

Лирический герой

  • Стихотворение А.А. Фета «Учись у них-у дуба, у берёзы» -это прежде всего
  • стихи о человеке,
  • его возможностях преодолевать те невзгоды и

переживания, которые случаются в жизни каждого из нас.

  • Для лирического героя природа является советчиком, добрым наставником.

Средства выразительности

Поэт обращает внимание

на дисгармонию в природе.

Беду, неустроенность, тревогу,

с помощью художественных тропов-

эпитетов, олицетворений, метафор:

«напрасные застыли слёзы»,

«за сердце хватает холод лютый»,

« скорбящая душа», метель «сердито

рвёт последние листы».

Использует стилистические фигуры-

инверсии.

Напрасные на них застыли слёзы


Средства художественной выразительности

Афанасий Афанасьевич Фет использует в произведении целый комплекс изобразительных средств:

  • художественные тропы,
  • стилистические фигуры,
  • лексические средства,
  • фонетические приёмы,

синтаксические приёмы.

Для чего?

Чтобы выразить психологическое состояние душевной жизни лирического героя, чтобы обратить внимание на его переживания,

чтобы подчеркнуть состояния природы.


Фонетические приёмы

А. А. Фет применяет аллитерацию и ассонанс.

  • ассонанс: Учись у них-у дуба, у берёзы (5 раз употребляется звук «у») .
  • Фонетические средства изобразительности помогают лучше понять
  • смысл стихотворения,
  • услышать его звучание,
  • создать звуковые и зрительные ассоциаци,
  • помогают оценить состояние природы и лирического героя

произведения.


Ассонанс и аллитерация

Звук «у»-ассонанс

Учись у них- у дуба, у берёзы

Треснула, рвёт, пора, кора, верь, промчит, скорбящая, за сердце, откровение, напрасные, кругом

Звук «р»- аллитерация

Застыли слёзы, треснула, злей метель, последние листы, холод лютый, молчи, молчат, теплом, переболит

Звук «л»-аллитерация


Лексические средства

Они молчат, молчи и ты

В стихотворении мы видим употребление лексических

повторов.

Для чего их использует поэт?

Лексические повторы («сердце рвёт», «за сердце хватает»,

«Они стоят, молчат; молчи и ты»)

передают психологическое состояние тревожности

лирического героя, подчёркивают динамику событий..


Синтаксические приёмы

  • В стихотворении использованы такие синтаксичесие средства, как инверсия, параллелизм, восклицательные предложения.
  • Инверсия-нарушение прямого порядка слов. В тексте мы находим такие примеры:
  • «напрасные застыли слёзы»,
  • «и за сердце хватает холод лютый»,
  • «переболит скорбящая душа».
  • Этот приём придаёт особую выразительность, помогает читателю полнее понять глубину авторской идеи.

Стихотворный размер и способ рифмовки

Поэт использует шести-и пятистопный ямб (чередование слогов-

безударных и ударных).

Ямб-двусложная стопа с чередованием безударного и ударного слогов.

Смена рифмовки-перекрёстная с чередованием мужских и женских рифм.

Всё это придаёт музыкальность произведению.


Готовимся к сочинению

  • Какие чувства вызывает это стихотворение?
  • Лирический герой. Каково его настроение?
  • Какие картины жизни мы видим здесь?
  • Какие чувства вызывает картина зимы, лютого холода?
  • Картина весны.Что мы можем сказать о настроении лирического героя?
  • Что такое весна в понимании А. А. Фета?
  • Что постигает поэт через природу?

(Тончайшую психологическую правду о человеке).

Почему с образом весны поэт связывает слова и словосочетание:гений, для новых откровений, переболит?

Мир природы и чувств у А.А. Фета переплетаются


Материалы к сочинению

Используйте в своих сочинениях следующие рабочие материалы:

  • Тончайшую психологическую правду о человеке А. А. Фет постигает через природу. Поэт замечает и передаёт неуловимые состояния природы в период смены времён года.
  • Природа может придать человеку душевные силы, стать примером стойкости, доброты, щедрости. Необходимо только прислушаться к своей душе, проникнуться душой природы.
  • В природе – ключ от всех тайн человеческого бытия.Она лучший учитель и наставник.
  • Человеку необходимо жить в гармонии с природой.
  • Главное в стихотворении-единение человека с природой.

Готовимся к сочинению

  • Стремитесь обогащать свою речь, избегайте употребление повторов, используйте синонимы:
  • поэт, автор, мастер слова, певец русской природы;
  • создаёт, использует, стремится показать, поражает, сумел передать, раскрывает, воплотил, отразил, воспроизводит, достигает, подчёркивает, изучает;
  • написано, посвящено, принадлежит, даёт возможность, поражает.

Речевые клише к сочинению

  • Это стихотворение посвящено...
  • Это стихотворение можно рассматривать...
  • В стихотворении улавливается настроение...
  • Автор использует...
  • В первой строфе...
  • Во второй строфе...
  • Можно сказать, что лирический герой...
  • В основе ритмического рисунка...(пятистопный ямб).

Моё восприятие стихотворения

При написании этой части сочинения можно использовать речевые клише типа:

  • читая это стихотворение, я думаю...
  • стихотворение научило меня...
  • мне нравится поэзия А. А. Фета, потому что...
  • прочитав это стихотворение, я задумался над тем...
  • мне думается,что...

Использованные ресурсы

1.БухштабТ. Л. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества.

2.Сухих И. Мир Фета:мгновения и вечность.

3. Скрипка Т.В. Анализ литературного произведения в

формате ОГЭ и ЕГЭ. Издательство «Легион».

5. Н. Беляева.Уроки по лирике А. Фета.(Я иду на урок литературы).

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Афанасий Афанасьевич Фет «Учись у них – у дуба, у берёзы» Урок литературы в 6 классе

2 слайд

Описание слайда:

Литературная разминка Троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. олицетворение Приём противопоставления понятий, явлений, образов и т.д. антитеза Слово или выражение, употребляемое в переносном значении, скрытое сравнение. метафора Использование звукового состава слова, его звучания для усиления выразительности. аллитерация, ассонанс Сопоставление изображаемого предмета или явления с другим. сравнение Определение при слове, влияющее на его выразительность. эпитет

3 слайд

Описание слайда:

Самое лучшее представление о поэте могут оставить люди, близко знавшие его. Послушайте отрывок из письма, адресованного Фету его другом В.Соловьевым. «Дорогой и многоуважаемый Афанасий Афанасьевич! Приветствуют Вас звезд золотые ресницы, и месяц, плывущий по лазурной пустыне, и плачущие степные травы, и розы весенние и осенние; приветствует Вас густолистый развесистый лес, и блеском вечерним овеянные горы. И милое окно над снежным каштаном. Приветствуют Вас все крылатые звуки и лучезарные образы между небом и землею. Кланяется Вам также и меньшая братия: слепой жук, и вечерние мошки, и кричащий коростель, и молчаливая жаба, вышедшая на дорогу. А наконец, приветствую Вас и я…» Что можно сказать о человеке, к которому обращены эти строки? Почему Соловьев свое приветствие помещает самым последним? (Для Фета – все важны, человек – лишь часть природы)

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения История написания Стихотворение написано умудрённым опытом поэтом в 1883 году, когда ему было уже за 60 лет(А.А.Фет родился в 1820 году). В это период он уже вышел в отставку и занимался полностью своим любимым творчеством.

6 слайд

Описание слайда:

Анализ стихотворения. Тема. А.А. Фет принадлежал к представителям "чистой лирики". Его не зря называют поэтом природы. Определите тему. В данном стихотворении тесно переплетаются две темы: описание природы, её законов и размышление над жизнью человека, смыслом человеческого бытия.

7 слайд

Описание слайда:

Идея стихотворения Первая строфа несет в себе идею стихотворения - это способность переносить неприятности, страдания и невзгоды, которые приносит жизнь. Автор призывает учиться стойкости и выносливости у природы.

8 слайд

Описание слайда:

Композиция Стихотворение построено на основе антитезы. Большая половина произведения наполнена пессимизмом и ужасом суровой зимы, строки «сердце рвет» «за сердце хватает», противопоставляются надежде на весну: Но верь весне. Её примчится гений Опять теплом и жизнию дыша. Это заставляет ощутить прекрасный весенний образ.

9 слайд

Описание слайда:

Композиция. Какой совет даёт нам с вами поэт, описывая зимние невзгоды и надежду на весну? На смену угнетения и грусти приходит гармония, вера в красоту природы. Этими строками автор сравнивает и ситуации в жизни человека, как обычно бывает, что после плохих случаев и ситуаций, обязательно наступит "белая полоса"

10 слайд

Описание слайда:

Анализ образов Какие образы создаёт автор? Дуб и береза – традиционные деревья средней полосы России. (Аллегория: дуб и береза олицетворяют образы людей) Дуб символизирует мужское начало-стойкость и мужество; береза символизирует женщину-нежность и трепетность. Но оба эти дерева стойко переносят лютую зиму для того, чтобы встретить весну и снова радоваться ей: «застыли слезы», «треснула… кора». Поэт призывает учиться стойкости и мужеству у дуба и березы: "Они стоят, молчат; молчи и ты!".

11 слайд

Описание слайда:

Образ лирического героя Какие чувства переживает л.герой, настроение? Строится на ассоциативном ряду испытываемых им чувств горя, беды, неустроенности, тревоги, тоски, беспокойства, страха, сменяемых оптимистичной верой в торжество жизни. Автор вместе с лирическим героем верит в торжество добра, красоты и гармонии в природе и в душе человека.

12 слайд

Описание слайда:

Средства выразительности Поэт щедро использует олицетворения и для описания зимы: за сердце хватает холод лютый, деревья стоят и молчат, душа переболит Эпитеты тоже преимущественно посвящены описанию зимы: холод лютый, жестокая пора, напрасные слезы. Метафоры: застыли слёзы; «гений» весны, ветер рвет листы, дышать теплом и жизнью. Таким образом, поэт хочет подчеркнуть силу и мощь зимы, которым вынуждена противостоять природа.

13 слайд

Описание слайда:

Лексика, морфология В какой форме используются глаголы в 1 части, а - во 2-ой? В первой части стихотворения используются глагольные формы прошедшего и настоящего времени ("треснула", "застыли", "рвёт", "хватает", "стоят", "молчат"), а во второй – будущего ("промчится", "переболит"). Глаголы в повелительном наклонении ("учись", "молчи") - звучат как просьба, основанная на большом опыте народа (в это надо верить "Но верь весне"): лихолетье сменится ясными днями созидания, также как зимняя пора - живительным теплом весны.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...