Постановка звука й. План-конспект по коррекции отсутствия звука

Автоматизация звука [й] в слогах и словах по мотивам сказки «Маша и медведь»

Задачи:

  • закреплять навык чёткого произношения звука [й] в слогах, простых словах;
  • развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие, мелкую моторику рук;
  • развивать подвижность и точность движений органов артикуляционного аппарата средствами артикуляционной гимнастики и кинетических ощущений;
  • активизировать отделы коры больших полушарий с помощью биоэнергопластики;
  • работать над дыханием, мимикой;
  • развивать способность к словоизменению;
  • расширять и обогащать словарь по лексической теме “Ягоды”.

Оборудование: зеркала, пособие для артикуляционной гимнастики (полянка с ягодами), корзинка с липучками, предметные картинки, карточка с артикуляционной схемой звука [й], персонажи сказки “Маша и медведь”, домик.

Ход занятия

I. Организационный момент. Ритуал приветствия.

Введение в тему.

Отгадайте, кто к нам придёт в гости:

Я корзиночку взяла,
В лес с подружками пошла.
Но с тропинки сбилась я,
В дом к медведю забрела.

Правильно. Это Маша. Из сказки “Маша и медведь” (выставляется фигурка Маши).

II. Основная часть.

Объявление темы занятия.

Рассказывание сказки “Маша и медведь”.

Жили-были дед и баба. И была у них внучка Маша. Пошла она с подружками в лес за ягодами да грибами (выставляется панно с изображением леса).

1. Кинезиологическое упражнение.

Идёт Маша, ягоды собирает:

Ой! Ой! Сколько ягод! – обрадовалась Маша.

Покажите, как обрадовалась Маша.

2. Кинестетическое восприятие. Изолированное произношение звука [й].

Одна рука прикладывается к темечку, другая – на горло. Изолированно произносим [й]. Сравниваем звуки [и] и [й].

3. Уточнение артикуляционной позы звука [й] (с опорой на артикуляционную схему):

  • губы напряжены, растянуты в улыбке, прижаты к резцам;
  • резцы сближены;
  • кончик языка упирается в нижние резцы, спинка языка высоко поднята, боковые края языка упираются в верхние коренные зубы;
  • язык напряжён, есть желобок;
  • голосовые связки вибрируют, есть голос.

4. Артикуляционная гимнастика (биоэнергопластика).

Собираем и складываем ягоды в корзинку. На обратной стороне ягод с помощью липучек прикреплены картинки с артикуляционными упражнениями: “Заборчик”, “Улыбочка”, “Мостик”, “Птенчик в гнёздышке”, “Чистим нижние зубы” (движения снизу-вверх и наоборот).

Полную корзину ягод собрала Маша.

5. Развитие фонематического слуха. Игра “Комарики”.

Налетели комарики, хотят Машу покусать. Стала девочка от них отбиваться. Надо помочь Маше. Если услышите звук [й], хлопните в ладоши:

й, ль, и, й, ль, рь, й, и, и, ль, й;

ой, оль, ий, иль, уль, уй, ай, аль;

лай, дай, змей, змеи, койка, Колька.

Молодцы! Помогли Маше отбиться от комаров.

6. Закрепление звука [й] в слогах .

а) Игра “Эхо”.

Пока Маша от комаров отбивалась, с тропинки сбилась. Стала она подружек звать: “Ау!”, а эхо ей в ответ: “Ау-ау-ау…”. Понравилось Маше, и стала она с эхом играть:

май – ай-ай-ай… рой – ой-ой-ой… шей – эй-эй-эй… вой – ой-ой-ой…

лай – ай-ай-ай… ной – ой-ой-ой… жуй – уй-уй-уй… мой – ой-ой-ой…

куй – уй-уй-уй… рей – ей-ей-ей… рай – ай-ай-ай… вей – ей-ей-ей…

Заблудилась Маша. Видит, на полянке домик стоит (выставляется макет дома). Подошла она к дому, постучала: I, I; I, II; II, II. Никто ей не ответил. В дом зашла. Никого в доме нет. Навела она в доме порядок, замесила тесто, испекла пирожки и стала ждать прихода хозяев. Выглянула в окно, а там – Медведь.

Физкультминутка. Работа над тембром голоса.

б) Мимическое упражнение.

Зашёл медведь в дом. Как вкусно пахнет!

А! А! – красота!

Увидал пирожки:

О! О! – всё моё!

И! И! – выходи, кто испёк мне пироги!

в) Игра “Запомни, повтори”.

Вышла Маша к Медведю и просит показать дорогу домой. А Медведь не хочет девочку отпускать. Просит Машу ещё пожить, пироги печь да за домом смотреть. Заплакала Маша:

Ой-ой-ой – я хочу домой;

Ой- ой- ой – страшно мне одной;

Эй-эй-эй – отведи домой скорей.

г) Игра “Договори словечко” (с опорными картинками).

Решила Маша Медведя обхитрить. Согласилась девочка у Медведя пожить, только попросила отнести утром корзину с пирожками бабе и деду. Да строго-настрого наказала не есть пирожки. “Я на высоком дереве будет сидеть и за тобой Медведь смотреть”. Лёг Медведь спать. А Маша стала думать, какие пирожки испечь.

Давайте поможем Маше сделать пирожки.

Пирожки (с чем?):

Пирожки с капус…-той; - пирожки с мали…-ной;

Пирожки с ры…-бой; - пирожки с картош…-кой;

Пирожки с морков…-кой; - пирожки с черни…-кой;

Пирожки с земляни…-кой; - пирожки с клюк…-вой;

Пирожки с брусни….-кой; - пирожки со сли…-вой;

Пиродки с череш…-ней; - пирожки с виш…ней.

Утром Маша залезла в корзину, а сверху пирожки положила. Проснулся Медведь и видит стоит большая корзина с пирожками. Взял он корзину и пошёл в деревню. Несколько раз Медведь хотел съесть пирожок, а Маша всё из корзинки кричала… (попросить детей вспомнить, что девочка кричала).

Пришёл Медведь к домику бабы и деда. Увидала старики Медведя, испугались. Стали его прогонять, а из корзинки выскочила Маша.

7. Развитие дыхания. Упражнение “Подуй на чай”.

Рассказала деду и бабе, как она в лесу заблудилась, как Медведя обхитрила. Хотел Медведь в лес убежать, а Маша его в дом позвала, самовар поставила. Налила чай в большую кружку (сложить ладони в форме чашечки).

Ой, горячо! Подуем на чай.

III. Заключительная часть.

Подведение итога. Прощание.


Жайворонок О. Б., учитель-логопед

МАДОУ ЦРР – д/с №50 г. Тюмени

Характеристика звука [ j "]

Согласный, ротовой, щелевой, язычно-средненёбный, сонорный, мягкий.

Описание правильной артикуляции

Губы приближены к зубам.

Зубы сближены.

Кончик языка находится за нижними зубами.

Боковые края языка прижаты с внутренней стороны к коренным зубам.

Средняя часть спинки языка поднимается к твёрдому нёбу и образует с ним щель, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха.

Мягкое нёбо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость, воздушная струя идёт через рот.

Звук [ j "] в слогах, словах и фразах

Задание. Чётко произносить слова.

Яма, ямка, ябеда, ява, явка, ягода, яд, язык, ядро, якут, як, якорь, ялик, ясли, яичко, яйцо, ямщик, яхта, яхонт, ящик, январь, янтарь, ярмарка, яблоко, яблоня, ястреб, ягнёнок, Яна, ярко, ясно, ясень, Яша, Яков, Ядвиги, ячмень, яшма, ящерицы, ярус, змея, акация, Рая, Зоя, Мая, соя, фея, маяк, доярка, баян, моя, паять, пояс, маятник, рояль, стая, туя, твоя, хвоя, Татьяна,

Агафья, швея, кисея, затея, сбруя, деревья, камея, статуя, магия, мания, комедия, станция, ноябрь, шея, фамилия, братья, новая, ванная, тихая, история, Ксения, гостья, струя, семья, скамья, свинья, статуя, перья, копья, прутья.

Ёж, ёжик, ёлка, ёлочка, ёмкость, ёрш, ёршик, ёрзать, ёжиться, моё, твоё, своё, пьёт, поёт, даёт, жуёт, куёт, достаёт, шьёт, льёт, водоём, маёвка, каёмка, подъём, приём, питьё.

Чутьё, зверьё, ружьё, копьё, дутьё, мытьё, бельё, нытьё, жильё, житьё.

Юг, юбка, юнга, юннат, юноша, юность, Юнона, юмор, юрта, Юля, Юра, юла, юлит, вьюн, каюта, союз, воют, дают, жуют, куют, роют, сеют, поют, моют, пьют, умею, знаю, купаю, поднимаю, стою, читаю, уют, баюкать, июнь, июль, вничью.

Ева, еда, езда, Егор, ежи, Ефим, ела, ель, ешь, ежевика, ежедневно, енот, егоза, едва, единица, ерунда, если, ехидна, ехать, ещё, Емеля, егерь, воет, лает, моет, ноет, роет, тает, шагает, боец, поезд, подъезд, наездник, движение, животное, насекомое, занятие, пение, кипение, диета, уменье, оружие, жаркое, здоровье, счастье, печенье, варенье, двое, трое.

Йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник, зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край, твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка, байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамейка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, прибой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей, низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный, тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

Задание. Чётко произносить слова с двумя звуками.

Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обаяние, Майя, южный, юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный, юбилей.

Задание. Чётко произносить словосочетания:

горячий чай
маленький попугай

моё платье
колючий ёжик
спелое яблоко
зелёная хвоя
маленькая Яна
белая акация
юная фея
голодная гиена
кожаный пояс
раненый боец
обойный клей
едет еле-еле
моё шитьё
своё жильё
поём втроём

серый зайка
высокие ели

твоё яйцо
колючая ёлка
красивая ёлка
колючий ёрш
новая юбка
зелёная туя
бумажный змей
смешная история
тёмный подъезд
умная хозяйка
китайский чай
лёгкое платье
твоё бельё
шьём вдвоём
русский язык


Задание.
Чётко произносить чистоговорки.

Я-я-я - Яна - ягодка моя.

Я-я-я - Яков едет на маяк.

Я-я-я - всё умею делать я.

Я-я-я - с малышом гуляю я.

Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт.

Ё-ё-ё - глажу с бабушкой бельё.

Ю-ю-ю - Майе ягоды даю.

Ю-ю-ю - вместе с мамой куклам шью.

Ю-ю-ю - с папой песни я пою.

Е-е-е - Яков едет на коне.

Е-е-е - помогаю всем в семье.

Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.

Задание. Чётко произносить предложения.

Яна ест йогурт.

Ёж тащит яблоко.

Юра заводит юлу.

Яна ест ежевику.

Яков удит ершей.

В ящике много яблок.

Волк воет на луну.

Юля решает задачу.

Яша поёт в хоре.

Ева играет на рояле.

Под елью Яша нашёл ёжика.

Яна поёт и танцует.

Ева отдыхает на юге.

На поляне ежиха с ежатами.

Юра моет яблоки.

Я сею сельдерей.

Мы ели пироги с яблоками.

В лесу поспели ягоды.

Курица снесла яйцо.

Корабль спустил якорь.

Мой брат ходит в ясли.

Ящерица юркнула в норку.

У Яны новая юбка.

Яна пьёт чай.

Юра пилит доску пилой.

Ева кушает суп ложкой.

Мама моет пол водой.

Рая кушает яблоко.

Зоя кушает ягоды.

Зоя даёт Яше ягоды.

Юра и Яна катаются.

Друзьям желают счастья.

С ёлки сыпались сухие иголки.

Я съел спелое яблоко.

Змей упал на сарай.

Яша поймал ящерицу.

Мая и Ева гуляют.

В лесу стоят старые деревья.

Яблоко упало с яблони.

У Яши на воротнике якорь.

Яхта плывёт мимо маяка.

Акация и ясень - деревья.

Рая боялась ящериц.

Майя и Зоя в яслях.

Маяк светит ярко.

Ящерица и змея похожи.

У Юры поющая юла.

Юля стирает юбку.

Дует южный ветер.

На пароходе уютные каюты.

Птицы вьют гнёзда и поют.

Осенью они улетают на юг.

Я встаю рано и помогаю маме.

У Юры на крючке ёрш.

У ёлки ёжик.

Юра ёжится от холода.

В этом водоёме ерши.

На ёлке поёт птичка.

Яша даёт ёжику молоко.

Федя поёт песни.

Яна собирает ежевику.

Ева едет в поезде.

Евгений умеет ездить верхом.

В клетке живёт енот.

В чайнике заваривают чай.

Соловей поёт весной.

Май - тёплый весенний месяц.

Над Юрой вьётся рой пчёл.

Майя надевает майку.

Петя, полей из лейки.

Охотник с лайкой идёт по тайге.

В лесу слышен вой и лай.

Ева даёт ёжику еду.

На яблоне спелые яблоки.

Россия - это моя Родина.

У Яны два яблока.

Моя мама добрая и умная.

Моя кошка ласковая.

Ева рисует ели.

У ежа старые красные тапки.

У Евы новые красные тапки.

У Юры брат юнга.

У Юли новая юбка.

Юра и Юля поют.

Юра уехал на юг.

Задание. Выучить наизусть. Чётко произносить три раза подряд, убыстряя темп.

Скороговорки.

Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.
Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.
Мы ели, ели, ели ершей у ели... Их еле-еле у ели доели.
Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.

Задание. Чётко произносить строки стихотворений. Выучить (на выбор).

Потешки

Ежевику ела Ева,
Кустик - справа, Ева - слева.

Ёж под ёлкою лежит
И от холода дрожит.

Юра с Юлей не играл,
Он юлу ей не давал.
Яна якорь вышивала,
Молча яблоко жевала.

Ягод нет кислее клюквы.
Я на память знаю буквы.

На якоре ялик стоял у причала,
Волна, набегая, тот ялик качала.
А ёж-капитан по причалу ходил,
Насвистывал песню и трубку курил.

Ай, баю, баю, баю,
Не ложися на краю,
Придёт котик ночевать,
Мою доченьку качать!

Курочка моя,
Умница моя.
Вот пшено, водичка.
Дай ты мне яичко,
Умница моя.

Ялик
с якорем
у Яшки.
Якорь
даже

на тельняшке.
Моряк наш Яшка!

Е. Благинина

Это яблоневый сад,
Это яблоневый сад.
Щёки яблоки надули
И под листьями висят.

Ой-ой и Ай-ай

Ой-ой-ой! - сказал ОЙ-ОЙ. -
Я, мой друг, совсем больной!

Ты пойди-ка, погуляй!

Всё пройдёт! - сказал АЙ-АЙ.

Поиграй-ка, зайка,
поиграй со мной.
Отвечает зайка:

Не могу, больной.

Ой-ой-ой, - бедный!

Е. Благинина

Если Енот в ежевику полез,
Еле спасём от иголок его.
Если же Ёж в ежевику полез,
То неизвестно ещё - кто кого!

Скачет зайка маленький
Около завалинки,

Быстро скачет зайка -
Ты его поймай-ка.

С. Маршак

Наша утка - крякалка,
А Серёжка - якалка:

Я сумею, я могу,
я быстрее пробегу!

Отдохни немножко,
якалка Серёжка!

И. Демьянов

Колыбельная

Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Яну не буди.
Темна ноченька - не спится,
Моя Яночка боится.
Ты, собачка, не лай,
Мою Яну не пугай!

У меня есть лейка.
Ой, какая лейка!
Видели вы лейку
Новую мою?
Как луна сияет...
Если будет сухо,
Я её наполню
И цветы полью.

Л. Деляну

Сельская песня

Травка зеленеет,

Солнышко блестит,

Ласточка с весною

В сени к нам летит.

С нею солнце краше,

И весна милей...

Прощебечь с дороги

Нам привет скорей...

Дам тебе я зёрен,

А ты песню спой,

Что из стран далёких

Принесла с собой...

А. Плещеев

Весёлые путешественники
Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
Нам весело живётся,
Мы песенку поём,
И в песенке поётся
О том, как мы живём.
Красота! Красота!
Мы везём с собой кота,
Чижика, собаку,
Петьку-забияку,
Обезьяну, попугая -
Вот компания какая!

С. Михалков

Дуют ветры в феврале,
Воют в трубах громко,
Змейкой мчится по земле
Белая позёмка.
Над кремлёвскою стеной
Самолётов звенья.
Слава армии родной
В день её рожденья!

С. Маршак

Под Новый год
Говорят, под Новый год
Что ни пожелается -
Всё всегда произойдёт,
Всё всегда сбывается.
Могут даже у ребят
Сбыться все желания,
Нужно только, говорят,
Приложить старания.
Не лениться, не зевать
И иметь терпенье,
И ученье не считать
За своё мученье...

С. Михалков

Новая девочка

Девочка новая в детском саду.

К девочке новой сейчас подойду:

Зачем ты в сторонке? Ведь скучно одной.

Вот наши игрушки, вот слон заводной.

Я. Найдёнова

Падают листья

Падают, падают листья -
В нашем саду листопад...
Жёлтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Птицы на юг улетают -
Гуси, грачи, журавли.
Вот уж последняя стая
Крыльями машет вдали.

М. Ивенсен

Улицей гуляет
Дедушка-мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.

С. Дрожжин

Ягодка по ягодке
Собирала я в лесу
ягоду малину.
Я домой не донесу
полную корзину.
Ягодка по ягодке,
ягодка по ягодке -
дело подвигается,
ягод убавляется...
Солнце греет горячо,
далека дорога.

Не отведать ли ещё
ягодок немного?
Ягодка по ягодке,
ягодка по ягодке.
Тают, как снежинки,
ягоды в корзинке.
Закатилось солнышко,
показалось донышко,
а на донышке видна
только ягодка одна.
Не идти же с ней домой!
Съем её - и с плеч долой.

Н. Саконская

Помчался

Не угнаться

За тобой!..

С. Я. Маршак

Поспевает брусника,
стали дни холоднее,
и от птичьего крика
в сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают
прочь за синее море.
Все деревья блистают
в разноцветном уборе.

К. Бальмонт

Какие бывают слова
Есть сладкое слово - конфета.
Есть быстрое слово - ракета.
Есть кислое слово - лимон.
Есть слово с окошком - вагон.
Есть слово колючее - ёжик.
Есть слово промокшее - дождик.
Есть слово упрямое - цель.
Есть слово колючее - ель.
Есть книжное слово - страница.
Есть слово лесное - синица.
Есть слово пушистое - снег.
Есть слово весёлое - смех.

М. Пляцковский

Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.

В лесу недолго до беды.
Умей запутывать следы!
Попробуй, угадай-ка,
Куда девался зайка!
Туда-сюда петляет след.
Где зайка был, там зайки нет!

Вдруг весенний ветер

налетел с горы.

Он подкрался к детям

и унёс шары.

Улетели стайкой,

лёгкою, цветной...

Ну-ка, угадай-ка:

от кого - какой?

Разные-разные,

воздушные шары.

Н. Саконская

Задание. Чётко произносить тексты. Пересказывать (на выбор).

Юля и Юра работают в саду. Они белят яблони, окапывают кусты ежевики, поливают цветы.

Папа поймал зайку. Он отдал зайку Юре. Юра посадил зайку в сарай. Он кормил зайку капустой. А потом Юра выпустил зайку.

Яша и Яна собирали яблоки. Они увидели на пне змею. У змеи яд. Змея опасна. Яша и Яна убежали от змеи.

Я была дома одна. Пришла моя бабушка Яна. Она купила яблоки и ягоды. Спасибо, бабушка!

У ежихи нора под елью. В норе у неё ежата. Ежата маленькие и слепые. Ежиха кормит их молоком, а потом убегает на охоту. Если ей удастся поймать юркую ящерицу, она будет сыта, и у ежат будет молоко.

Пошла Майка за старый сарай на лужайку и услышала, что в яме у сарая кто-то тоненько плачет. Подошла Майка к яме, а там маленький зайка. Достала Майка зайку из ямы, положила на лужайку. А зайка как припустит со всех ног через лужайку в ельник!

Сереже купили ежа. Увидел Серёжа колючий шарик и спросил:

Это ёжик от холода съёжился?

Нет, он просто боится. Давай нальём ёжику молока.

Он пьёт, пьёт! Какой забавный ёжик!

Под яблоней

Яна и Яша ели яблоки под яблоней. Вдруг из-под лейки выскочила ящерица. «Ой, я боюсь!» - вскрикнула Яна и уронила яблоко. Ящерица юркнула в ямку под яблоней. «Ящерица тоже боится», - засмеялся Яша.

Яша, Зоя и Рая пришли в сад. В саду росли яблони. На яблонях было много яблок. Дети кушали яблоки. Яблоки были вкусные.

Зайчишки (литовская сказка)

Родились у зайца зайчата. Взглянул отец на своих детей и говорит им:

Я с усами, и вы уже с усами. Так вот, значит, добывайте себе пропитание сами.

С тех самых пор зайчишки как родятся, так и живут одни, без родителей, в тёмном лесу; ни гнезда у них, ни норы. Зато все с усами, все с первых дней могут добыть себе пропитание сами.

1. Что сказал зайчатам их отец?

2. Как живут зайчата?

На сосне да ёлке растут иголки. Зелены да колки. Зимой и летом одним цветом, а ушка-то и нету! Нитку не проденешь, платье не сошьёшь!

Дядя Евсей - егерь. Быть егерем - очень нужное и почётное дело. Егерь охраняет лес и всё живое в нём. Дядя Евсей выхаживает малышей, если взрослое животное погибнет. Ещё егерь помогает больным и раненым животным. Каждый день дядя Евсей объезжает лес и защищает его от пожаров и браконьеров.

В дупле у корней старой ели жила семья ежей. Часто мама ежиха уходила на охоту, а маленькие ежата без неё сидели тихо. Однажды Ева и Егорка увидели в норке маленьких ежат.

Ева, не трогай их, - сказал Егор, - ежата совсем ещё маленькие.

Я только поглажу ежат, - ответила Ева.

На другое утро дети пришли снова к норке ежей и увидели, что она пустая. Ночью ежиха увела своих ежат в другое, безопасное место.

Жил-был ежонок, да такой ленивый! Даже иголки у него были не колючие. Ежиха еле-еле научила его есть. Ежонок лежит под елью - ест да спит, спит да ест. Однажды ежиха не вернулась к ежонку. Ждал, ждал он её, но есть хочется, пришлось вылезать. Вскоре стал ежонок, как все взрослые ежи, колючими научился сам находить себе еду.

Что такое юрта? - спросила Юля дядю Юру.

Юрта - это лёгкий круглый дом, который можно перевозить, - ответил дядя Юра.

А из чего делают юрты? - спросила Юля.

Юрты делают из лёгких, гибких прутьев, а сверху покрывают их тёплым войлоком.

Мама купила Юле голубую юбку. В новой юбке Юля пошла гулять. Юля бегала и повсюду лазила, а когда вспомнила про нарядную юбку, то увидела, что её новая юбка превратилась в грязную.

Юзик прочитал в книге про храброго юнгу. Он тоже захотел стать юнгой. Но папа сказал: «Чтобы стать юнгой, надо быть сильным и ловким». Мама сказала: «Чтобы стать юнгой, надо учиться на "пять"». А бабушка прибавила: «Чтобы стать юнгой, надо мне помогать».

Про зайку

Глупый зайка попал под трамвай. Ему отрезало лапки. Зайка плакал. Плакала зайкина мама. Плакал зайкин папа. Все плакали. Добрый доктор Айболит пришил зайке лапки. Спасибо, милый, добрый доктор. Не бегай на красный свет, зайка! Это опасно! И зайка всегда ждёт зелёный свет. Теперь он стал умным.

1. Что случилось с зайчонком?

2. Почему зайка попал под трамвай?

3. Что сделал доктор Айболит?

4. На какой свет светофора можно переходить улицу?

5. На какой свет нельзя переходить улицу?

6. А что делают, когда на светофоре горит жёлтый свет?

Помог ли Яша тёте Майе? Достаёт как-то тётя Майя швейную машинку, чтобы сшить Яше майку.

Ну-ка, Яшенька, помоги мне, дай-ка вон тот синий кусок материи, - просит она.

Тётя Майя, а я уже из него вырезал майку. Посмотрела тётя Майя и ахнула: от материи остались одни

лоскутки.

Тётя Майя, не сердись, я хотел, чтобы майка сшилась поскорее, - оправдывается Яша.

А как ты думаешь, помог Яша тёте Майе или нет?

1. Что решила сделать тётя Майя?2. О чём она попросила Яшу?

3. Что ответил Яша?

4. Что должен был сделать Яша, чтобы по-настоящему помочь тёте Майе?

На яблоне выросли красивые румяные яблоки. Яблоня была большая и старая, и яблоки на ней висели высоко. Яша и маленькая Яночка попросили дедушку Якима нарвать яблок с этой яблони.

Яша хочет быть моряком и носит рубашки с якорем. Один раз дедушка Яким рассказал, что якорь есть у каждого корабля. «Моя игрушечная яхта тоже корабль», - подумал Яша. И он приделал якорь к своей яхте. Вот яхта в ванне, а Яша то поднимает, то опускает якорь.

На камне грелась красивая нарядная ящерица. Ксения стал её ловить и схватила ящерицу за хвост. Но ящерица оставила свой хвост и убежала. Ксения подержала хвост, а потом заплакала и сказала: «Теперь ящерица стала некрасивая и бесхвостая». «Не плачь, Ксения, - сказала старшая сестра Майя. - Скоро у ящерицы вырастет новый хвост».

Земляника

Рая спросила: «Какая она - земляника?» Яна ответила: «Она красная, крупная, сладкая». Ева возразила: «Нет, она не крупная, а как бусинка, и вся розовая».

Яна заспорила: «Но я сама собирала землянику у нас в саду».

Юля сказала: «У вас в саду не земляника, а клубника. А земляника - в лесу, на поляне».

Юра улыбнулся и заметил: «Земляника бывает лесная, дикая, а бывает садовая. Вот она-то крупная».

Кто сказал, что ящерица противная? Как только у него язык повернулся? Наверное, он ящерицу никогда близко не видел.

Особенно красива ящерица весной. Весной она в праздничном зелёном наряде: горят щитки и чешуйки! Сказочная малахитовая красавица. И уж если лягушки бывают царевнами, то ящерицы и подавно!

Н. Сладкое

Ева с папой поехали в еловый лес за ёлкой. Там лесник разрешил им срубить одну ёлочку. Ева выбрала самую пушистую ёлку. Когда папа хотел срубить ёлочку, Еве её стало жалко.

Не надо рубить ёлку. Пусть эта ёлочка растёт, - сказала Ева. - Дома мы поставим ёлку искусственную.

Мама, я купила ёршика, - сказала Ева.

Где, где ёршик? Покажи! - попросил братик Егорка. Ева достала из сумки ёршика.

Это не ёршик, а какая-то щётка, - огорчённо сказал Егорка. - Ёршик - это рыбка. Я сам летом поймал маленькую рыбку, а папа сказал, что она называется ёршик.

Правильно. Есть рыба - ёрш, а это щётка для мытья бутылок, - объяснила Егорке Ева.

Лиса и Ёж

Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

Да не то чтобы некрасивый...

Может, я с колючками неуклюжий?

Да не то чтобы неуклюжий...

Так какой же я такой с колючками-то?

Да какой-то ты, брат, с ними несъедобный.

Я Сладкое

Два певца

Ну что ты, Соловей, всё поёшь да поёшь? На заре поёшь, днём поёшь. Даже ночью поёшь?

Это я не пою, это я ещё только учусь.

Учишься? Эх ты, неумёха! А я уж давно научилась. Вот слушай: кар-кар-кар!

С. Иванов

Яшка бяка

День был ясный-ясный, а котёнок Яша хмурый и сердитый. Он гулял по двору и упал в яму. Вот стоит и с досады яме язык показывает. А яме-то всё равно! Яша тогда стал всех подряд дразнить. Лягушонку язык высунул - лягушонок обиделся.

Ага, вот тебе!

Ящерица сидит, никого не трогает, так он и ей язык показал. Ящерица глазами хлоп-хлоп - и в слёзы.

А Яша уже ягнёнка своим языком дразнит. Ягнёнок смотрел-смотрел и говорит.

Бяка ты, Яша.

Я - бяка? Ну, тогда держись!

Влез он на кучу ящиков, а тут с яблони яблоко упало и прямо Яше по лбу - бац!

Мяу!!! - замяукал Яша, думая, что это на него ястреб напал. Скатился с ящиков, хвост трубой - и домой.

Всё маме расскажу! А все смеются.

Бяка-бояка и ябеда!

Длинная змея (перевод со шведского)

Жила-была у нас змея. Такая длинная змея, такая длинная змея - длинней змеи не видел я.

Такая длинная змея, что я сравненья не найду. Читает книгу голова, а хвост купается в пруду. Однажды дома голова пила с вишнёвым джемом чай. А хвост отправился гулять и покататься сел в трамвай.

Ну, а теперь, пожалуй, мне пора кончать стихи мои,

Чтоб и они не стали вдруг длиннее длинной той змеи.

Гулько Виктория
План-конспект по коррекции отсутствия звука [Й]

Подготовительный этап.

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ЗВУКА Й

1. "Заборчик ". Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.

2. "Слоник" . Вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника».

3. "Заборчик-Слоник". Чередовать 2 предыдущих упражнения.

4. Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

5. «Наказать непослушный язычок». Улыбнуться. Приоткрыть рот. Спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки пя-пя-пя. Похлопать язык губами несколько раз на одном выдохе, затем удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5 – 10. следить, чтобы ребенок не задерживал выдыхаемый воздух. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы. Боковые края языка касаются углов рта.

6. «Горка» . Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в бугорки за нижними зубами, спинка сначала приподнимается до соприкосновения с верхними резцами, затем опускается. Следить, чтобы кончик языка не отрывался от альвеол, губы и нижняя челюсть оставались неподвижными.

ПОСТАНОВКА ЗВУКА Й

Способ 1. Путем отраженного (за взрослым) и сопряженного (вместе со взрослым) проговаривания звука Й.

Способ 2. От мягкого глухого звука X" с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем.

Способ 3. Пусть ребенок вслед за вами произносит звукосочетания [аиа], [она], [уиа]. На звук [и] нужно делать нажим языком, последний гласный произносить с ударением, резко и отрывисто, широко открывая рот. Этим последним гласным звуком ребенок должен «целиться» себе в ладонь, «попадая» в нее выдохом. Несмотря на то что звук [и] произносится с нажимом, он должен быть максимально коротким.

Между гласными вместо [и] будет проскальзывать звук [и]. Но, когда вы будете произносить эти сочетания вслух для ребенка, вы должны произносить именно звук [и], а не [и]. Скажите ребенку, что он должен повторять ваши звукосочетания быстрее, чем вы и с нажимом.

Затем пусть ребенок быстро произносит слоги [аиа - аиа - аиа - аиа] - между гласными будет отчетливо слышаться звук [и].

Обратите на него внимание ребенка и как-нибудь назовите его (например, скажите, что так «визжит пила»).

Способ 4. Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З: ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:

за-за-за зя-зя-зя йа-йа-йа.

АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й

1) Произношение изолированного звука [й] . _Больно, щипет! - Йййй!

2) Автоматизация звука [й] в слогах

Повтори слоги.

йа-йа-йа - йа-йа, йа-йа - йа-йа-йа

йо-йо-йо - йо-йо, йо-йо - йо-йо-йо

йу-йу-йу - йу-йу, йу-йу - йу-йу-йу

йэ-йэ-йэ - йэ-йэ, йэ-йэ - йэ-йэ-йэ

3) Автоматизация звука [й] в словах

Йод, йогурт, майка, мойка, сарай, попугай, май, чай, чайник,

зайка, змейка, стойка, сойка, пей, шей, дай, мой, бой, рой, край,

твой, ручей, соловей, тайга, лайка, сайка, двойка, тройка, чайка,

байка, бойня, буйвол, струйка, стройка, каравай, койка, скамей-

ка, копейка, хозяйка, клей, змей, урожай, минтай, Китай, при-

бой, ковбой, покой, иней, воробей, музей, хоккей, Тимофей,

низкий, дикий, тихий, высокий, звонкий, ветхий, новый, умный,

тёмный, край, трамвай, муравей, фуфайка, гайка, рейка, шайка.

4) Автоматизация звука [й] в словах с двумя звуками.

Яйца, яркий, ясный, Япония, сияние, обояние, Майя, южный,

юный, юркий, Евсей, Евгений, едкий, ежовый, фойе, наёмный,

5) Автоматизация звука [й] в словосочетаниях

горячий чай

маленький попугай

моё платье

колючий ёжик

спелое яблоко

зелёная хвоя

маленькая Яна

белая акация

голодная гиена

кожаный пояс

раненый боец

обойный клей

едет еле-еле

моё шитьё

своё жильё

поём втроём серый зайка

высокие ели.

6) Автоматизация звука [й] в предложениях

Чётко произносить чистоговорки.

Я-я-я - Яна - ягодка моя.

Я-я-я - Яков едет на маяк.

Я-я-я - всё умею делать я.

Я-я-я - с малышом гуляю я.

Ё-ё-ё - Зоя под баян поёт.

Ё-ё-ё - глажу с бабушкой бельё.

Ю-ю-ю - Майе ягоды даю.

Ю-ю-ю - вместе с мамой куклам шью.

Ю-ю-ю - с папой песни я пою.

Е-е-е - Яков едет на коне.

Е-е-е - помогаю всем в семье.

Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.

Автоматизация звука [й] в связной речи

Скороговорки. Сидит ёж у ёлки. У ежа иголки.

Ель на ёжика похожа, ёж в иголках, ёлка тоже.

Мы ели, ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Ящерка на ялике яблоки на ярмарку в ящике везла.

Публикации по теме:

План-конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [С] Цель: закрепить правильное произношение звука «С». Задачи: 1. Закрепление правильной артикуляции звука «С»; 2. Закрепление правильного.

План-конспект занятия коррекции и контроля знаний по английскому языку первого года обучения «Моя семья» Тема: «My family». Цель: Обобщение и систематизация умений и навыков

Звук Ю-(йу) обозначает два звука: - в начале слова -после гласного звука; -после Ь(мягкого) знака

  • 5. Послушай и повтори аю играют читают отвечают помогают рисуют танцуют гуляют вытирают
  • 6. Измени глаголы по образцу Я читаю Я рисую Я пою Я танцую Я встаю Я работаю Они читают Они … Они … Они… Они … Они …
  • 7. Собери слово из слогов но ша по ла сто мор Ю ный ра мо
  • 8. Составь словосочетания Вытирают Читают Помогают Выполняют Рисуют задание бабушке Пыль красками журнал
  • 9. Вставь глаголы в предложения. Я громко… песню о дружбе. Они …пыль с подоконников. Ребята … на учас(т)ке. Девочки…бальный танец. Одноклассники … в шахматы. Слова: играют, работают, пою, исполняют, вытирают
  • 10. Выделяй голосом логическое ударение Неслышно с неба льются Весенние лучи. Прислушайся: смеются, Звенят, поют ручьи.
  • Прочитай текст Я встаю рано утром. Хватаю полотенце и бегу на речку. Снимаю рубашку, прыгаю в прохладную воду. Плаваю, ныряю. Потом вылезаю, вытираю тело полотенцем. Быстро иду домой.
  • Прочитай стихотворение -Дождик, дождик, Что ты льёшь, Погулять нам не даёшь! -Я водою дождевою Землю мою, Мою, мою! Мою крышу и забор, Мою улицу и двор.
  • 13. Поздравь маму с 8 Марта. Дорогая мамочка! Поздравляю тебя с Международным женским днём. Желаю быть здоровой, красивой и любимой. Целую. Юра.
  • 14. Южно-Африканская Республика Южная Корея Южный Судан Назови страны на букву Ю
  • 15. Назови города на букву Ю Южа Южно-Уральск Юрга Юрмала
  • 16. Юнко Юрок Юхина Желтоголовая Назови птиц на букву Ю
  • 17. Назови слова на букву Ю
  • 18. Отгадай имена по первым буквам
  • 19. Дополни предложения 1. По парку шёл … . 2.Кокосовое дерево вырастили… 3.В магазине продавали красивые … . Слова: юннаты, юноша
  • 20. Дополни предложения 4. помогал матросам на корабле. 5.Киргизы живут в … 6. учились в военном училище. Слова: юнкера, юрта, юнга
  • Прочитай стихотворение на букву Ю На самом краешке стола Крутилась юркая юла. Крути, малыш, юлу свою, Она всегда на букву Ю.
  • Прочитай. Правильно говори звук Ю Юра к Юле в гости пришёл, Юлой они играли хорошо, Букву Ю они узнали, Всем о букве рассказали.
  • 23. Однажды букве Ю стали задавать вопросы, а она на них отвечала: Чем ты любишь играть? - Юлой. Что ты любишь носить? - Юбку. Где ты хочешь жить? - На юге. Кем ты хочешь стать? -Юнгой. Какие планеты ты знаешь? - Юпитер. Ответь на вопросы вместе с буквой Ю
  • 24. Отгадай загадку Я в июне и июле, Чтобы не случилось вдруг Вместе с мамой уезжаю. А куда? На …
  • 25. Отгадай загадку Ребятам весело со мной, На ножке я кружусь одной. Пока верчусь, я не тужу, Кружу-жужжу, Жужжу-кружу.
  • 26. Отгадай загадки Одежды не шью, А ткань всегда тку. Летом вырастают, а осенью опадают.
  • 27. Назови существительные в единственном и множественном числе Вьюга- вьюг… Вьюнок-вьюнк… Каюта-кают… Юнга-юнг… Юра-Юр… Юноша –юнош…
  • 28. Ответь на вопросы -Когда бывает вьюга? -Когда улетают птицы?
  • 29. -Когда возвращаются птицы? -Где растёт вьюн? Ответь на вопросы
  • 30. -Где живёт рыба вьюн? -Когда видны на небе звёзды? Ответь на вопросы
  • 31. Отгадай слова, а потом букву Эту букву носят леди, Любят белые медведи, А настанут холода - Птицы улетят туда. Юкола Юг Юбка
  • 32. Послушай, поставь ударение в словах. Подбери слова к ритмам Юнга Юпитер Юля Юноша Юркий
  • Прочитай скороговорки  Юлил, юлил-и выюлил.  Юлька-Юленька-юла, Юлька юркая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

  • Предисловие

    Й в Краснодаре и Москве.

    Й и дифференциации звуков Л"-Й

    Й Й Л"-Й.

    Л" и Й,

    Характеристика звука Й

    Артикуляция звука Й

    При произношении звука Й:

    губы

    кончик языка упирается в нижние резцы;

    спинка языка

    мягкое небо

    Звук Й [j ]

    нисходящая йотация: май , май ка

    а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, я, ё, ю,е - так называемая восходящая йотация :

    Характеристика звука Й

    согласный

    среднеязычный (средненебный)

    сонорный (звонкий)


    Нарушение произношения звука Й

    Йотацизм -

    а) отсутствие звука;

    б) искажение звука (в практике встречается крайне редко).

    Парайотацизм - замена звуками И, Л",3", X"

    при нисходящей йотации: при восходящей йотации:

    Подготовительные артикуляционные упражнения

    «Улыбка» с сомкнутыми губами.

    «Улыбка» с разомкнутыми губами.

    «Лопатка».

    «Накажем непослушный язык».

    «Киска сердится».

    Постановка звука Й

    (После устранения дефектов произношения свистящих, шипящих и соноров Р, Л, Р", Л").

    I способ - по подражанию :

    а) путем отраженного и сопряженного проговаривания звука Й;

    б) от мягкого глухого звука X" с включением голоса с обязательным слуховым и тактильно-вибрационным контролем;

    в) от гласного звука И в сочетании с гласными А, О, У, Э с постепенным ускорением:

    иа-иа-иа - иа-иа-иа - йа-йа-йа

    ио-ио-ио - ио-ио-ио - йо-йо-йо

    иу-иу-иу - иу-иу-иу - йу-йу-йу

    иэ-иэ-иэ - иэ-иэ-иэ - йэ-йэ-йэ

    II способ - механический , используется в трудных случаях.

    Звук Й ставится с помощью шпателя или зонда от звука З : ребенок произносит слог за-за-за, в это время логопед зондом или шпателем нажимает на кончик языка, слегка приподнимая и отодвигая в глубь рта спинку языка:

    за-за-за ® зя-зя-зя ® йа-йа-йа

    АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКА Й, как правило, начинается с восходящей йотации.

    Занятие 1

    Занятие 2

    Занятие 3

    Занятие 4

    1. Артикуляционная и пальчиковая разминка, упражнения для профилактики нарушений зрения.

    Занятие 5

    Занятие 6

    Занятие 7

    Занятие 8

    Занятие 9

    Занятие 10

    Занятие 11

    Занятие 12

    Заучивание скороговорки

    Андрей - воробей!

    Не гоняй голубей!

    Гоняй галочек

    Из-под палочек.


    клей

    7. Игра «Путаница» -преобразование деформированной фразы.

    Андрей, дверь, открой -

    Андрей, открой дверь.

    Анатолий, попугай, покупать, не -

    Анатолий, не покупай попугая.

    Евгений, голуби, гонять, не -

    Евгений, не гоняй голубей.

    Василий, песня, пой, звонкая -

    рассказ, Андрей, интересный, прочитай -

    Тимофей, мелодия, отгадай, весёлая -

    буря, окна, Юрий, после, настежь, открой -

    Китай, Аркадий, в, на, каникулы, побывай -

    8. Игра «Телеграф» - деление слов на слоги с помощью хлопков (см. полные имена из упражнения 3) .

    9. Игра «Эхо» - выделение ударного слога (см. слова из упражнения 3).

    10. Повторение скороговорки (упражнение 5).

    11. Аппликация из геометрических форм «Воробей».


    Образец:

    Занятие 13

    Занятие 14

    Занятие 15

    Занятие 16

    Занятие 17

    Занятие 18

    Занятие 19

    Занятие 20

    Занятие 21

    Составление схем этих слов.

    7. Выделение из стихотворения И.А. Бунина слов с мягким звуком Л":

    лес, зеленеет, колокольчики, зелёной, долинах

    8. Игра «Эхо» - выделение в этих словах ударного слога.

    9. Спряжение в настоящем времени:

    Слушать до рассвета пение соловья в лесной чаще.

    10. Изменение признаков по образцу (образование сравнительной степени прилагательных):

    зелёный лес - ещё зеленее

    кудрявый лес - ещё кудрявее

    тёмный лес - ещё темнее

    дремучий лес - ещё дремучее

    холодная погода - ещё холоднее

    свежий ветер - ещё свежее

    тёплая весна - ещё теплее

    длинный пояс - ещё длиннее

    светлая юбка - ещё светлее

    глупый ягнёнок - ещё глупее

    новая майка - ещё новее

    милый зайка - ещё милее

    белый зайка - ещё белее

    умный олень - ещё умнее

    храбрый мальчик - ещё храбрее

    фиолетовый колокольчик - ещё фиолетовее

    пугливый цыплёнок - ещё пугливее

    11. Счёт -2 « 20:

    иллюстрация к стихотворению

    12. Рисование иллюстрации к стихотворению о весне И.А. Бунина (из упражнения 2) .

    ВЕСНА

    Уж верба вся пушистая

    Раскинулась кругом;

    Опять весна душистая

    Повеяла крылом.

    А.А. Фет

    ЖАВОРОНОК

    На солнце темный лес зардел.

    В долине пар белеет тонкий.

    И песню раннюю запел

    В лазури жаворонок звонкий.

    Поет, на солнышке сверкая:

    - Весна пришла к нам молодая,

    Я здесь пою приход весны!

    В. А. Жуковский

    КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

    Спи, дитя мое, усни!

    Сладкий сон к себе мани:

    В няньки я тебе взяла

    Ветер, солнце и орла.

    Улетел орел домой;

    Солнце скрылось под водой;

    Ветер после трех ночей

    Мчится к матери своей...

    А.Н. Майков

    Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора -

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера...

    Где бодрый серп гулял и падал колос,

    Теперь уж пусто все - простор везде,

    Лишь паутины тонкий волос

    Блестит на праздной борозде.

    Пустеет воздух, птиц не слышно боле,

    Но далеко еще до первых зимних бурь -

    И льется чистая и теплая лазурь

    На отдыхающее поле...

    Ф.И. Тютчев

    Сторона моя родимая,

    Велики твои страдания,

    Но есть мощь неодолимая,

    И полны мы упования:

    Не пойдет волной обратною

    Волга-матушка раздольная,

    И стезею благодатною

    Русь помчится вольная!

    Н.П. Огарев

    ДЕТСТВО

    Вот моя деревня;

    Вот мой дом родной;

    Вот качусь я в санках

    По горе крутой...

    И.З. Суриков

    СТЕПЬ

    Едешь, едешь - степь да небо,

    Точно нет им края.

    И стоит вверху, над степью,

    Тишина немая...

    И.З. Суриков

    * * *

    Поет зима - аукает,

    Мохнатый лес баюкает

    Стозвоном сосняка.

    Кругом с тоской глубокою

    Плывут в страну далекую

    Седые облака...

    С.А. Есенин

    ЧЕРЕМУХА

    Черемуха душистая

    С весною расцвела

    И ветки золотистые,

    Что кудри, завила.

    Кругом роса медвяная

    Сползает по коре,

    Под нею зелень пряная

    Сияет в серебре.

    С.А. Есенин

    КАЗАЧЬЯ КОЛЫБЕЛЬНАЯ ПЕСНЯ

    Спи, младенец мой прекрасный,

    Баюшки-баю.

    Тихо светит месяц ясный

    В колыбель твою.

    Стану сказывать я сказки,

    Песенку спою;

    Ты ж дремли, закрывши глазки,

    Баюшки-баю...

    М. Ю. Лермонтов

    ПАРУС

    Белеет парус одинокий

    В тумане моря голубом -

    Что ищет он в стране далекой?

    Что кинул он в краю родном?

    Играют волны, ветер свищет,

    И мачта гнется и скрипит;

    Увы! - он счастия не ищет

    И не от счастия бежит!

    Под ним струя светлей лазури,

    Над ним луч солнца золотой...

    А он, мятежный, просит бури,

    Как будто в бурях есть покой!

    М.Ю. Лермонтов

    ЗИМНИЙ ВЕЧЕР

    Буря мглою небо кроет,

    Вихри снежные крутя;

    То, как зверь, она завоет,

    То заплачет, как дитя;

    То по кровле обветшалой

    Вдруг соломой зашумит,

    То, как путник запоздалый,

    К нам в окошко постучит!

    А.С. Пушкин

    Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса -

    Люблю я пышное природы увяданье,

    В багрец и золото одетые леса.

    В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

    И мглой волнистою покрыты небеса,

    И редкий солнца луч, и первые морозы,

    И отдаленные седой зимы угрозы...

    А.С. Пушкин


    См.: Коноваленко В.Д„ Коноваленко С.В. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика». - М., 1998.

    См: Коноваленко С.В. «Развитие познавательной деятельности у детей от 6 до 9 лет». - М., 1998.

    Коррекция произношения звука Й.

    Индивидуальная работа с детьми дошкольного и
    младшего школьного возраста.
    - М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.

    В пособии дается краткая характеристика звука Й, описываются наиболее распространенные дефекты произношения этого звука у детей дошкольного и младшего школьного возраста и методы постановки, автоматизации и дифференциации со звуком Л".

    Предназначается для логопедов ДОУ, школ и медицинских учреждений.

    Предисловие................................................................................................................................ 4

    Характеристика звука Й............................................................................................................ 5

    Занятие 1.................................................................................................................................... 7

    Занятие 2.................................................................................................................................... 9

    Занятие 3................................................................................................................................. 11

    Занятие 4................................................................................................................................. 13

    Занятие 5................................................................................................................................. 14

    Занятие 6................................................................................................................................. 16

    Занятие 7................................................................................................................................. 18

    Занятие 8................................................................................................................................. 20

    Занятие 9................................................................................................................................. 22

    Занятие 10............................................................................................................................... 25

    Занятие 11............................................................................................................................... 26

    Занятие 12............................................................................................................................... 29

    Занятие 13............................................................................................................................... 31

    Занятие 14............................................................................................................................... 34

    Занятие 15............................................................................................................................... 37

    Занятие 16............................................................................................................................... 39

    2. Дифференциация звуков Л" - Й......................................................................................... 42

    Занятие 17............................................................................................................................... 42

    Занятие 18............................................................................................................................... 43

    Занятие 19............................................................................................................................... 46

    Занятие 20............................................................................................................................... 48

    Занятие 21............................................................................................................................... 50

    Отрывки из стихов русских поэтов....................................................................................... 53

    Предисловие

    В брошюре изложен опыт работы логопеда с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по коррекции произношения звука Й в Краснодаре и Москве.

    В пособии излагаются индивидуальные занятия по автоматизации звука Й и дифференциации звуков Л"-Й с использованием лексико-грамматического материала, развивающего речь ребенка.

    Работа по коррекции произношения звука Й рассчитана на 21 занятие: из них 16 по автоматизации звука Й и 5 - по дифференциации звуков Л"-Й.

    При работе с данным пособием необходимо иметь набор предметных картинок на звуки Л" и Й, а также сюжетные картинки на эти звуки из пособия: Т.Б. Филичева, Т.А. Каше «Дидактический материал по исправлению недостатков речи у детей дошкольного возраста».

    Характеристика звука Й

    Артикуляция звука Й

    При произношении звука Й:

    губы приближены к резцам, углы рта отодвинуты назад;

    кончик языка упирается в нижние резцы;

    спинка языка поднимается и образует со средней частью нёба щель;

    мягкое небо поднято и закрывает проход в носовую полость;

    Звук Й [j ] врусской фонетической системе употребляется в двух значениях:

    1) неслоговый мягкий звук - так называемая нисходящая йотация: май , май ка

    2) слоговый звук, входящий вместе с гласными а, о, у, э в состав дифтонгов йа, йо, иу, иэ, обозначаемых йотированными гласными буквами я, ё, ю,е - так называемая восходящая йотация :

    Характеристика звука Й

    согласный

    среднеязычный (средненебный)

    сонорный (звонкий)

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...